Что за закон о животных. Кто защищает животных в российской федерации

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Общественные организации и активисты борются за гуманное и ответственное обращение с животными

В последнее время все больше информационных поводов на тему защиты животных. В апреле 2016 года зоозащитники заявили в полицию и прокуратуру о массовой гибели животных на территории приюта «ЭКО-Вешняки» - в ходе проверки там были обнаружены тела нескольких десятков погибших животных. В мае 2016 года в Москве прошел митинг защитников животных. Кроме того, общественные организации и активисты опубликовали петицию на портале Change.org с требованием принять гуманный закон об ответственном обращении с животными и отклонить версию законопроекта «Об ответственном обращении с животными», разработанную Комитетом Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию. Ее уже подписали более 5 тысяч человек. Кроме того, 23 июня возобновлено расследование дела о мошенничестве в отношении президента приюта для животных БАНО «Эко» Веры Петросьян по инициативе столичной прокуратуры.

В интервью «Филантропу» эксперты в области защиты животных рассказали, почему в стране так много бездомных животных, как им можно помочь и как решают эту проблему за границей.

Ирина Новожилова, президент центра защиты прав животных «Вита»

«Насколько я помню, законопроект в том или ином виде обсуждается уже 20 лет. Столько же лет остается неизменной и ситуация с бездомными животными. Почему возникла проблема? Это результат нестыковки между спросом и предложением домашних питомцев. Необходимо на государственном уровне четко контролировать разведение животных.

Существует 4 причины появления бездомных: первая — люди плодят животных по недомыслию, не считая нужным их стерилизовать («не успел», «пусть животное один раз родит — это лучше для его физиологии», «пусть живёт, как в природе», «стерилизация опасна» и прочие мифы), вторая — неконтролируемый в стране бизнес заводчиков и всевозможных «разведенцев» (миллионы объявлений о продаже на различных ресурсах, битком набитые животными квартиры, шевелящиеся пакеты в кустах после окончания работы птичьего рынка, третья — приплод самих бездомных, четвертая – «потеряшки» (небольшой процент от общего числа).

Помимо государственного регулирования должна вестись просветительская работа по двум направлениям: «возьми животное из приюта» и «стерилизация».

Дайте эфирное время на центральных каналах! Зрители должны увидеть ужасающие картинки из жизни бездомных животных.

Также необходимо сделать стерилизацию недорогой, например, организовать пункты льготной стерилизации, для тех хозяев, у кого нет возможности выделить две-три тысячи на эту процедуру.

Во многих странах, помимо социальных программ по информированию людей о путях решения проблемы, существует и экономический рычаг — налог за нестерилизованное животное. Схема проста: берёшь животное из приюта, т.е. помогаешь государству в решении проблемы — освобождаешься от налога, взял животное в дом, но не стерилизовал — платишь налог, занимаешься разведением как бизнесом — платишь огромные налоги. Я наблюдала, как в Лондоне нашей знакомой несколько раз перезвонили из ветеринарной клиники с напоминанием: «Ваша собака достигла половозрелого возраста и вам необходимо ее стерилизовать, иначе будете платить налог».

Полина Шершнева , менеджер по связям с общественностью Международного фонда защиты животных (IFAW) Полина Шершнева .

«В России вопрос регулирования численности бездомных животных единым федеральным законом не регламентируется. Каждый регион действует на свое усмотрение. В итоге в одних субъектах действует запрет на уничтожение бродячих собак и кошек, в других предлагаются методы стерилизации, а есть регионы, в которых допускается уничтожение бездомных
животных, путем усыпления и даже отстрела бродячих собак.

У защитников животных в нашей стране множество вопросов к законодательству, в особенности в части жестокого обращения с животными. В России до сих пор нет федерального закона «О защите животных от жестокого обращения», аналогичного законам, принятым во всех цивилизованных странах мира. Количество бездомных животных – это всегда показатель отношения к проблеме общества.

Чем выше уровень гражданской сознательности, понимание ответственности заводчиков и владельцев по отношению к животным, тем меньше количество бездомных животных. Есть прямая взаимосвязь. Сознательный человек не оставит в конце лета прикормленную кошку или собаку с щенками умирать и мерзнуть на даче.

Регулировать численность бездомных животных можно. И программы вакцинации, стерилизации и размещения животных в приютах – это один из выходов. Но при этом важно обеспечить надлежащий уход за животными. И ответственность за это должны нести люди, которые работают и руководят данными приютами. Опять же есть бездомные животные, которые при этом постоянно обитают на территориях индустриальных площадок, заправках, парковках и т.д. Таким образом, они условно бездомные. И после стерилизации и вакцинации могут быть возвращены на прежнее место обитания.

Вопрос численности бездомных животных, как социальная проблема, должен решаться комплексно: во-первых, это принятие нормативных актов, обеспечивающих гуманное отношение к безнадзорным животным, ориентированное на помощь животному, а не на стремление его уничтожить. Во-вторых, это проведение стерилизации и, обязательно, вакцинации и, желательно, чипирования для возможности дальнейшего учета животного, и в-третьих, это информационная работа с населением, в частности, социальная реклама, призывающая забирать животных из приютов и не выкидывать на улицу домашних питомцев.

Проблема роста численности бездомных животных характерна для крупных городов многих стран. Но в ряде стран, опять же благодаря контролю за содержанием животных со стороны государства, ситуация кардинально отличается в лучшую сторону. Так, относительно редки бездомные бродячие собаки для Бельгии, Дании, Финляндии, Нидерландов, Норвегии, Швеции и Германии. Численность регулируется за счет ветеринарного контроля, учета животных и заводчиков, а также программ обязательного чипирования. При этом для бездомных кошек здесь применяют методы стерилизации.

Численность бездомных собак и кошек – актуальная проблема для Италии. В последние годы в крупных итальянских городах часто можно встретить социальную наружную рекламу, призывающую не бросать домашних животных.

При этом законодательством предусмотрен штраф за подобное отношение к животному в размере 10 тысяч евро или в отдельных случаях уголовная ответственность.

Интересен подход к решению вопроса бездомных собак в Турции. Здесь действует программа по стерилизации и дальнейшей реабилитации животного. Бездомное животное отлавливают, стерилизуют, проводят вакцинацию и дегельминтизацию. После операции собака некоторое время проводит в клинике и проходит реабилитацию и социализацию, важно проверить, что она не агрессивна к людям. После этого животное возвращают на улицы в то место, где его забрали. Животное снабжают биркой на ухо, по которому прохожие могут определить прошла ли такая собака ветеринарный контроль. Опять же, если у собаки нет бирки с номером, то она может быть отловлена. Дважды в год специальная служба проводит дегельминтизацию и ежегодно ревакцинирует собак. Средства на это предусмотрены бюджетом муниципалитетов. По данным отчетов, такой метод, в итоге, обходится Турции дешевле, чем традиционный отлов и уничтожение, которые применялись в стране до 90-х.

На каком уровне права животных в России? Действительно ли братья наши меньшие защищены от насилия и жестокости? Об этом, а также о том, как развивалась данная сфера права в России, мы поговорим ниже. Мы узнаем о правах животных и о том, что бывает, если их нарушать.

Идея

Права животных в России - это идея равноценности потребностей животных и людей, которая существует во всем мире. Эта идея возникла уже давно, но официальный статус и поддержку на правовом уровне она получила сравнительно недавно. Люди, защищающие права животных, придерживаются разных философских точек зрения на этот вопрос, но все они сходятся в том, что нельзя считать братьев наших меньших частной собственностью и просто использовать их для человеческих потребностей. Имеется в виду использование в индустрии развлечений и в научных экспериментах. Благодаря стараниям правозащитников, многие права животных в России были закреплены юридически.

История формирования

В XIX веке в Зверинце в Царском селе развивались новые направления развлечений, взятые из жизни Западной Европы. Малышам из аристократических семей пытались с ранних лет привить любовь к животным. В Зверинце можно было увидеть лам, слонов, лебедей, уток, косуль, зайцев и т. д. Животные жили в просторных и удобных условиях. Дети посещали Зверинец, но они не могли брать животных на руки, вмешиваться в их существование. Постепенно такая практика становилась все более популярной. Началось активное строение парков, в которых богатые жители могли содержать своих животных. Стоит понимать, что это было не развлечением, а скорее заботой. Животным предоставляли все необходимые условия. Изучались особенности их естественной среды для создания наиболее комфортных условий. Даже сам император Александр I содержал своих 8 старых лошадей в Петербурге. Они, кстати, были участницами наполеоновских походов. В похоронной процессии императора были задействованы две царские лошади - кобыла Аталанта и мерин Толстой Орловский. Через некоторое время Николай I продолжил обычай заботы о немолодых лошадях.

В 1829 году архитектор по имени Адам Менелас создал «Пенсионерные конюшни». Именно здесь старые царские лошади доживали свой век. Известно, что для лошади по имени Бьюти на камне была высечена надпись, в которой говорилось, что животное 24 года служило Государю. Это положило начало лошадиному кладбищу. Однако неизвестно, что со всем этим случилось после революции.

Откат

В 30-е годы прошлого века общество снова сделало шаг назад в вопросе защиты прав животных. Лошади и борзые собаки уничтожились целенаправленно, так как они напоминали о ненавистном дворянстве. Учение материализма говорило лишь о том, что животные могут рассматриваться в качестве ресурсов и товаров.

Современное положение

Защита прав животных в России - это по-прежнему открытый вопрос. Об этом свидетельствуют многочисленные опросы населения. Примерно 40% граждан искренне полагают, что у животных не должно быть никаких прав. Около 10% населения данная проблема не интересует, а остальные считают, что правам животных быть. Согласно законам РФ, животные подпадают под общие имущественные правила, поскольку иного не предусмотрено. При этом совершенно недопустимо жестокое обращение с животными, которое противоречит принципам гуманности.

Зимой 2016 года на международном сайте появилось предложение ввести должность уполномоченного при Президенте по защите прав животных. Немного позже сам автор петиции, Кристина Акчурина, разметила на российском сайте переведённую версию обращения. Весной того же года данный вопрос стал самым обсуждаемым на сайте программы прямой связи с Президентом. Пресс-секретарь также подтвердил, что в Кремле известно об этой идее. В мае 2016 года более чем 140 тысяч граждан РФ проголосовали в поддержку петиции Акчуриной.

Мнения известных людей

Организации по защите прав животных в России есть, но их деятельность очень ограничена. Региональные организации помогают тем животным, которым они могут помочь. Всероссийские и международные организации делают гораздо больше, но пока нет отдельной статьи о животных, вся эта деятельность недостаточна.

Нельзя оставлять без внимания мнения многих известных людей. Здесь точки зрения тоже расходятся. Известный охотник и член комиссии МГУ по биоэтике, А. Вайсман, считает, что нет никаких оснований для того, чтобы закреплять права животных в России на законодательном уровне. Он активно выступает против этого, считая защитников прав животных людьми, которые безграмотны в биологическом и экологическом вопросах. Известная защитница животных и певица Е. Камбурова при помощи своих друзей и всех неравнодушных в 2007 году смогла осуществить свою мечту: памятник «Сочувствие», который располагается на стации "Менделеевская" московского метро. Посвящен он убийству в метрополитене беспризорной собаки по кличке Мальчик. Его убила 21-летння девушка, хозяйка другого пса. Она была признана невменяемой, отправлена на лечение.

Зимой 2010 года известные деятели культуры (С. Юрский, Е. Камбурова, И. Чурикова, А. Макаревич и В. Гафт) предложили властям ввести пост уполномоченного по правам животных в России. Эта акция, к сожалению, была проведена не просто так. Причиной послужил массовый отстрел собак в столице, что вызвало яркую и разную реакцию общественности. Некоторые деятели, к примеру писатель и публицист Д. Соколов-Митрич, считают, что права могут быть там, где есть обязанности и ответственность за свои поступки. Животные же не могут нести какой-либо ответственности за свои действия. Один из обозревателей «РИА Новости», Николай Троицкий, считает, что данная акция безосновательна и глупа, так как безнадзорные собаки представляют реальную угрозу для людей.

Закон о защите прав животных в России

В разных статьях можно найти упоминания о животных. Защита прав животных в России есть в том случае, если с ними обращаются неподобающе или жестоко. Нельзя также увечить или убивать животных. Закон о правах животных в России карает тех, кто жестоко обращается с ними. Да, пока нет закона, который бы отдельно закреплял права зверей, но по крайне мере обидчика всегда можно наказать законным путем.

Защита прав животных - это дело людей всего мира. По-разному можно относиться к братьям нашим меньшим, можно не любить, не заводить в домашних условиях, но хотя бы не мешать им существовать и не причинять вред мы обязаны.

Настоящий федеральный закон направлен на укрепление нравственности и гуманности общества, предотвращение страданий и гибели животных от жестокого обращения с ними.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем законе

Животные - любые животные, обладающие нервной системой и оказывающиеся в сфере деятельности или воздействия человека.
Жестокое обращение с животными - действия, повлекшие гибель или страдания (увечье, травму, лишение животного мест естественного обитания и так далее) животного.
Жестокое умерщвление животных - умерщвление животных без применения методов, устраняющих ощущение животными боли или страха.
Эвтаназия - гуманные методы умерщвления животного, исключающие его предсмертные страдания.

Статья 2. Правовое регулирование зашиты животных от жестокого обращения

Правовое регулирование защиты животных от жестокого обращения осуществляется настоящим федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Область применения настоящего федерального закона

1. Настоящий федеральный закон распространяет свое действие на следующую деятельность человека:
- животноводство, включая племенное животноводство, рыбоводство, пушное звероводство;
- обращение с животными на территориях государственных природных заповедников и на иных особо охраняемых природных территориях;
- охоту, охотничье хозяйство, рыболовство;
- содержание домашних животных, животных-компаньонов и племенная работа с ними;
- служебное собаководство;
- использование животных как транспортного средства или тягловой силы;
- использование животных в цирках, в зоопарках, на выставках и в других зрелищных мероприятиях;
- использование животных в спорте, в сфере отдыха и развлечения людей;
- использование животных в научно-исследовательских и учебных целях, в тестировании;
- использование животных в производстве, в том числе в производстве биологических препаратов;
- иную деятельность, где осуществляется воздействие на животных.
2. Настоящий федеральный закон распространяется на обращение с животными вне зависимости от права собственности на них и иных вещных прав на животных.

Статья 4. Основные принципы обращения с животными

Обращение с животными основывается на следующих положениях и принципах:
- жестокое обращение с животными несовместимо с принципами нравственности и гуманности, причиняет моральный вред человеку;
- обеспечение условий жизни животного должно отвечать его биологическим, видовым и индивидуальным особенностям;
- человек обязан ограждать животных от страданий и гибели;
- право собственности и иные вещные права на животных в случае жестокого обращения с ними могут быть прекращены в соответствии с законом.

ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Статья 5. Полномочия Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения

К полномочиям Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения относятся:
- установление основ федеральной политики в части защиты животных от жестокого обращения;
- утверждение федеральных целевых программ, включающих мероприятия по защите животных от жестокого обращения;
- разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов о защите животных от жестокого обращения;
- определение в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка лицензирования деятельности, связанной с обращением с животными при их содержании, разведении и использовании;
- заключение и выполнение международных договоров Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения;
- разработка федеральных образовательных стандартов, направленных на воспитание нравственности и гуманности при обращении с животными;
- осуществление государственного регулирования, контроля и надзора в части защиты животных от жестокого обращения.

Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения

К полномочиям субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения относятся:
- участие в определении государственной политики по защите животных от жестокого обращения;
- участие в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ, включающих мероприятия по защите животных от жестокого обращения;
- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления по защите животных от жестокого обращения

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в части защиты животных от жестокого обращения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

ГЛАВА III. ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Статья 8. Права граждан и общественных объединений по защите животных от жестокого обращения

1. Граждане, общественные объединения и другие некоммерческие организации имеют право осуществлять общественный контроль за соблюдением требований настоящего закона, соответствующих нормативных актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая посещение в установленном порядке мест содержания и использования животных.
2. Граждане и общественные объединения имеют право в установленном порядке давать предложения и принимать участие в выработке решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам защиты животных от жестокого обращения.

ГЛАВА IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ЖИВОТНЫМИ, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ЖЕСТОКОСТЬ

Статья 9. Общие требования к обращению с животными

1. При обращении с животными не допускается:
- использование инвентаря и иных приспособлений, травмирующих животных;
- принуждение животного к выполнению неестественных для него действий, приводящих к травмам; нанесение побоев, травм для побуждения животного к выполнению требований;
- использование животных в условиях чрезмерных физиологических нагрузок.
2. При проведении болезненных процедур обязательно применение обезболивающих препаратов.
3. Не допускается:
- разведение животных с выявленными генетическими изменениями причиняющими им страдания;
- разведение животных с наследственно закрепленной повышенной агрессивностью;
- натравливание (понуждение к нападению) одних животных на других.

Настоящий федеральный закон направлен на укрепление нравственности и гуманности общества, предотвращение страданий и гибели животных от жестокого обращения с ними.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем законе.

Животные - любые животные, обладающие нервной системой и оказывающиеся в сфере деятельности или воздействия человека. Жестокое обращение с животными - действия, повлекшие гибель или страдания (увечье, травму, лишение животного мест естественного обитания и так далее) животного.

Жестокое умерщвление животных - умерщвление животных без применения методов, устраняющих ощущение животными боли или страха.

Эвтаназия - гуманные методы умерщвления животного, исключающие его предсмертные страдания.

Статья 2. Правовое регулирование зашиты животных от жестокого обращения.

Правовое регулирование защиты животных от жестокого обращения осуществляется настоящим федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Область применения настоящего федерального закона.

1. Настоящий федеральный закон распространяет свое действие на следующую деятельность человека:
- животноводство, включая племенное животноводство, рыбоводство, пушное звероводство;
- обращение с животными на территориях государственных природных заповедников и на иных особо охраняемых природных территориях;
- охоту, охотничье хозяйство, рыболовство;
- содержание домашних животных, животных-компаньонов и племенная работа с ними;
- служебное собаководство;
- использование животных как транспортного средства или тягловой силы;
- использование животных в цирках, в зоопарках, на выставках и в других зрелищных мероприятиях;
- использование животных в спорте, в сфере отдыха и развлечения людей;
- использование животных в научно-исследовательских и учебных целях, в тестировании;
- использование животных в производстве, в том числе в производстве биологических препаратов;
- иную деятельность, где осуществляется воздействие на животных.

2. Настоящий федеральный закон распространяется на обращение с животными вне зависимости от права собственности на них и иных вещных прав на животных.

Статья 4. Основные принципы обращения с животными.

Обращение с животными основывается на следующих положениях и принципах:
- жестокое обращение с животными несовместимо с принципами нравственности и гуманности, причиняет моральный вред человеку;
- обеспечение условий жизни животного должно отвечать его биологическим, видовым и индивидуальным особенностям;
- человек обязан ограждать животных от страданий и гибели;
- право собственности и иные вещные права на животных в случае жестокого обращения с ними могут быть прекращены в соответствии с законом.

ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ.

Статья 5. Полномочия Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения.

К полномочиям Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения относятся:
- установление основ федеральной политики в части защиты животных от жестокого обращения;
- утверждение федеральных целевых программ, включающих мероприятия по защите животных от жестокого обращения;
- разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов о защите животных от жестокого обращения;
- определение в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка лицензирования деятельности, связанной с обращением с животными при их содержании, разведении и использовании;
- заключение и выполнение международных договоров Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения;
- разработка федеральных образовательных стандартов, направленных на воспитание нравственности и гуманности при обращении с животными;
- осуществление государственного регулирования, контроля и надзора в части защиты животных от жестокого обращения.

Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения.

К полномочиям субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения относятся:
- участие в определении государственной политики по защите животных от жестокого обращения;
- участие в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ, включающих мероприятия по защите животных от жестокого обращения;
- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления по защите животных от жестокого обращения.

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в части защиты животных от жестокого обращения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

ГЛАВА III. ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ.

Статья 8. Права граждан и общественных объединений по защите животных от жестокого обращения.

1. Граждане, общественные объединения и другие некоммерческие организации имеют право осуществлять общественный контроль за соблюдением требований настоящего закона, соответствующих нормативных актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая посещение в установленном порядке мест содержания и использования животных.

2. Граждане и общественные объединения имеют право в установленном порядке давать предложения и принимать участие в выработке решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам защиты животных от жестокого обращения.

ГЛАВА IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ЖИВОТНЫМИ, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ЖЕСТОКОСТЬ.

Статья 9. Общие требования к обращению с животными.

1. При обращении с животными не допускается:
- использование инвентаря и иных приспособлений, травмирующих животных;
- принуждение животного к выполнению неестественных для него действий, приводящих к травмам; нанесение побоев, травм для побуждения животного к выполнению требований;
- использование животных в условиях чрезмерных физиологических нагрузок.

2. При проведении болезненных процедур обязательно применение обезболивающих препаратов.

3. Не допускается:
- разведение животных с выявленными генетическими изменениями, причиняющими им страдания;
- разведение животных с наследственно закрепленной повышенной агрессивностью;
- натравливание (понуждение к нападению) одних животных на других.

Статья 10. Обращение с животными при использовании их в научных экспериментах, в биологическом тестировании, в учебном процессе.

1. Использование животных в научном эксперименте, в биологическом тестировании, в учебном процессе допускается только в том случае, если отсутствует возможность замены их другими (альтернативными) методами и объектами.

2. Перечень альтернативных методов и объектов для использования вместо экспериментальных животных определяется заинтересованными ведомствами и утверждается в порядке установленном Правительством Российской Федерации.

3. Работа с экспериментальными животными может проводиться в организациях, имеющих специальное разрешение (лицензию) на проведение работы с животными.

4. Процедуры на экспериментальных животных, независимо от их целей и вида животного, при которых возможно нанесение животным травм или болевых раздражений, проводятся в условиях обезболивания.

5. Запрещается использование:
- девокализации животных (лишение возможности издавать звуки);
- травмирующих методов и приемов при взятии животных из клеток.

6. Запрещается проведение на животных демонстраций в учебных целях, если демонстрируемые явления могут быть показаны на неживых объектах, в том числе демонстрация рефлекторной деятельности организма.

7. Запрещается принуждение студентов выполнять процедуры, приводящие к смерти или к травмам животных, если это противоречит моральным или религиозным принципам студентов. В подобных случаях такие формы практической работы должны быть заменены другим заданием.

8. Эксперименты на животных, связанные с хирургическими и иными повреждающими воздействиями, не могут проводиться при участии или в присутствии учащихся школьного возраста.

9. Животные, использованные в экспериментах, демонстрациях должны быть обеспечены квалифицированным уходом. Нежизнеспособное экспериментальное животное умерщвляется методами эвтаназии до наступления у животного страданий. Методом эвтаназии для экспериментальных животных является передозировка анестетиков.

10. Уборка трупа животного может производиться только после того, как смерть будет констатирована лицом, ответственным за работу с животным.

Статья 11. Обращение с животными при использовании их в зрелищных мероприятиях, в спорте, при организации развлечений.

1. Использование животных в зрелищных мероприятиях, в спорте, при организации развлечений с целью извлечения прибыли допускается при наличии специального разрешения (лицензии) на такого рода деятельность.

2. Демонстрация животных на выставках, в зоопарках допускается при условии соблюдения зоогигиенических, ветеринарно-санитарных и иных норм и правил, установленных для содержания животных.

3. Обращение с животными при проведении спортивных, зрелищных мероприятий, телевизионных и кинофотосъемок должно исключать причинение животным травм, боли, увечий, их гибель.

4. При обучении животных (дрессировке) не допускается:
- нанесение животным побоев, запугивание, удаление клыков и когтей;
- принуждение животного к выполнению действий, травмирующих его.

5. Собственник (владелец) животных, использование которых в цирковых и других зрелищных и спортивных мероприятиях перестало быть возможным, обязан обеспечить указанным животным условия содержания в соответствии с требованиями настоящего закона.

Статья 12. Обращение с животными в сельском хозяйстве, звероводстве, в рыбном хозяйстве, при получении продукции животного происхождения.

1. Общие требования по порядку содержания и использования сельскохозяйственных, пушных и иных продуктивных животных в соответствии с требованиями настоящего закона устанавливаются в порядке,определяемом Правительством Российской Федерации.

2. В технологии получения от животных продукции (дойка, стрижка, откорм и т.д.) не допускаются применение болезненных и травмирующих приемов.

3. При разведении животных с применением биотехнологических и генноинженерных методов не допускается изменение природы и внешнего вида животных, если такое изменение может привести к страданиям животного.

4. Не допускается переработка или использование не умерщвленных животных для приготовления пищи.

Статья 13. Обращение с дикими животными.

1. При выдаче лицензий на охоту, отлов и иные формы добычи диких животных должен учитываться способ добычи животных и его соответствие требованиям настоящего закона.

2. Технические средства, применяемые при охоте на диких животных, должны обеспечивать быструю гибель животного, исключающую его страдания.

3. При охоте или отлове запрещается использование транспортных и иных технических средств, применение которых приводит к массовой гибели животных.

4. Запрещается охота, отлов и иные формы добычи диких животных:
- имеющих детенышей, не способных к самостоятельному существованию;
- беременных самок млекопитающих;
- детенышей, не способных к самостоятельному существованию, в том числе морских млекопитающих;
- при переправе наземных животных через водоемы.

5. Запрещается проведение охоты в форме зрелищных мероприятий, построенных вокруг преследования, умерщвления, предсмертной агонии животного, использование при этом других животных для умерщвления животного.

6. Запрещается использование животных с причинением им страданий в качестве живой приманки при натаске, охоте, отлове и иных формах добычи диких животных.

Статья 14. Обращение с животными, не содержащимися человеком, но обитающими в условиях, полностью или частично создаваемых деятельностью человека; с безнадзорными, брошенными без попечения, бродячими и одичавшими домашними животными.

1. Регулирование численности животных, не содержащихся человеком, но обитающих в условиях, полностью или частично создаваемых деятельностью человека, проводится методами биостерилизации или биологическими методами, а при невозможности их использования - методами эвтаназии.

2. Отлов безнадзорных (потерявшихся, брошенных, оставленных без попечения и бродячих) животных производится в целях:
- возвращения владельцам;
- их переустройства;
- регулирования их численности методом биостерилизации.

3. Запрещается применять методы отлова, технические приспособления и препараты, травмирующие животных или опасные для их жизни и здоровья.

4. При возникновении или угрозе возникновения эпизоотий и в иных опасных ситуациях действия, необходимые для сокращения численности представляющих опасность животных, регулируются в особом порядке, устанавливаемом специально уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 15. Оказание ветеринарной помощи животным.

1. Собственник (владелец) животного обязан обеспечить оказание ветеринарной помощи животному.

2. Ветеринарные процедуры на животных, которые могут причинить им страдания, должны проводиться в условиях обезболивания.

3. Ветеринарное обслуживание должно включать услуги населению по эвтаназии животных или новорожденного приплода животных.

Статья 16. Умерщвление животных.

1. Умерщвление животных допускается:
а) для получения хозяйственно полезной продукции;
б) для прекращения страданий животного, если они не могут быть прекращены иным способом;
в) при необходимости умерщвления новорожденного приплода животных;
г) при регулировании численности диких животных и животных, не содержащихся человеком, но обитающих в условиях, полностью или частично создаваемых деятельностью человека;
д) при необходимости умерщвления отдельных животных, больных бешенством или иным особо опасным заболеванием, или являющихся носителями особо опасного заболевания;
е) при необходимой обороне от нападающего животного, если жизнь или здоровье людей находятся в опасности.

2. При умерщвлении животного должны соблюдаться следующие требования:
а) умерщвление проводится методами, исключающими предсмертные страдания животного;
б) запрещаются негуманные методы умерщвления животных, приводящие к гибели от удушья, электротока, болезненных инъекций, отравления ядами, курареподобных препаратов, перегрева и иные болезненные методы;
в) запрещается разделка неумерщвленного животного;
г) умерщвление страдающих животных проводится незамедлительно, если их страдания нельзя прекратить без умерщвления.

Статья 17. Содержание животных.

1. Условия содержания животного должны соответствовать его биологическим особенностям.

2. Условия содержания животного должны удовлетворять его естественные потребности в пище, воде, сне, движениях, контактах с человеком или себе подобными, в естественной активности и иные потребности.

3. Число животных, содержащихся в жилых помещениях, ограничивается возможностью обеспечения им условий содержания в соответствии с требованиями настоящего закона.

Статья 18. Транспортировка животных.

1. При транспортировке животных должны удовлетворяться их потребности в пище и воде, а также должна быть обеспечена защита от вредных для них внешних воздействий.

2. Транспортное средство, предназначенное для перевозки животных, должно быть специально оборудовано, чтобы исключить травмирование или гибель животного.

3. При погрузке и выгрузке животных должны использоваться устройства и приемы, предотвращающие травмирование или гибель животных.

4. Транспортировка животных разных видов производится раздельно, за исключением видов, естественно контактирующих друг с другом или являющихся нейтральными друг к другу.

Статья 19. Особенности права собственности и других вещных прав на животных.

1. Полномочия собственников животных и иных лиц, содержащих животных, ограничены необходимостью соблюдения норм и требований настоящего закона, нормативных и правовых актов Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации.

Собственник (владелец) животного при использовании своих прав обязан учитывать требования к обращению с животными, исключающие жестокость.

2. Право собственности и другие вещные права на животное в случае жестокого обращения с ним могут быть прекращены в административном порядке путем его возмездного изъятия или конфискации.

3. Сделки, совершенные лицом моложе 16 лет по приобретению или передаче прав на животных, могут быть признаны ничтожными, если таковые сделки совершены без согласия родителей указанного лица или лиц их замещающих.

4. Виды предпринимательской деятельности, связанной с использованием животных, подлежащие лицензированию, определяются Правительством Российской Федерации.

5. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица животным подлежит возмещению в полном объеме собственником(владельцем) животного.

Статья 20. Условия сделок, предметом которых являются животные.

1. Продажа животных с предварительным выставлением предлагаемых к продаже животных для показа покупателям допускается при соблюдении требований об обращении с животными настоящего закона.

2. Вручение животных в качестве призов и подарков допускается после предварительного согласования с будущим собственником.

1. Запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, призывы к жестокому обращению с животными.

2. Запрещается использование в развлекательных или коммерческих целях материалов, демонстрирующих жестокое обращение с животными.

Статья 22. Ответственность за жестокое обращение с животными.

Виновные в жестоком обращении с животными либо в пропаганде жестокого обращения с животными несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

ГЛАВА V. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ О ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ.

Статья 23. Действие в Российской Федерации международных договоров.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила в части защиты животных от жестокого обращения, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Статья 24. Введение в действие настоящего Федерального закона.

1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

2. Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим законом иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН

Россия до сих пор не имеет Федерального закона "О защите животных от жестокого обращения" (), аналогичного законам, принятым во всех цивилизованных странах мира.

Жестокость по отношению к животным и, как следствие, к людям, приобретает угрожающие для существования общества масштабы, потому что остаётся абсолютно безнаказанной в связи с пробелом в законодательстве.

Хронология:

Федеральный закон РФ "О защите животных от жестокого обращения" прошёл все чтения в Госдуме и получил одобрение Совета Федерации в 1999 г.

После сложения полномочий президента Ельцина, В.В.Путин, в числе своих первых действий на посту и.о. президента РФ, 3 января 2000 г. наложил вето на Закон с формулировкой "закон не имеет собственного предмета правого регулирования".

В 2004 г. - в новый срок президента Путина - 106 народных артисов России направили президенту о необходимости принятия Закона. Из администрации президента пришла форменная отписка.
Госдума планировала снять Закон с рассмотрения окончательно, но, в связи с протестом защитников прав животных, Закон был оставлен на редактирование.
21 марта 2008 по инициативе председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Натальи Комаровой . Мотивы и причины:
1. якобы "закон не имеет собственного предмета правого регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем норм, касающихся вопросов, отнесенных в соответствии со статьями 71 и 72 Конституции РФ к ведению РФ или совместному ведению РФ и субъектов РФ, уже закреплена федеральными законами "О животном мире", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Законом РФ "О ветеринарии" и другими нормативно-правовыми актами". Комитет согласился с позицией президента восьмилетней давности и повторил в своем заключении приведенные в письме президента возражения." Однако,
2. якобы "Животные не являются ни субъектами права, ни участниками общественных отношений, в связи с чем на них не может распространяться действие Закона."
3. якобы "В письме президента указывается на то, что в законе содержится ряд внутренних противоречий." Внутренние противоречия возникли в ходе внесения изменений в закон, когда изменения вносились бессвязно с общим содержанием закона.
4. За 8 лет работы согласительной комиссии по переработке Закона, по регламенту представляющей силы Госдумы, Совета Федерации и администрации президента, представители последней ни разу не явились на заседание, из чего председателем Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Натальей Комаровой был сделан вывод, что Закон настолько не устраивает президента, что тот ни разу не прислал своих представителей в рабочую группу.

5. 2 июля 2010 текст Федерального закона "О защите животных от жестокого обращения" был передан Премьер-министру Путину В.В. и Владимир Владимирович высказался в его поддержку. В 2011 текст был передан также Президенту РФ Медведеву Д.А., также обещавшего содействие его продвижению. Однако, текст закона, который появился в Рабочей группе Госдумы и перетерпел сотни правок, не соответствует тексту, переданному Президенту и Премьер-министру, мало того, закон поменял не только название, став ФЗ "Об ответственном обращении с животными" вместо "О защите животных от жестокого обращения", но и саму суть Закона, которая стала прямо противоположной цели - защите животных от жестокости.

____________________________________________________

Домашние и дикие животные — являются частью человеческого мира и требуют к себе особого внимания. Для урегулирования отношений, связанных с приобритением и содержанием зверей был принят, но не одобрен законопроект «О защите животных от жестокого обращения». Благодаря принятому законодательному акту человек будет знать, что за жестокое обращение с животным он будет наказан по всей строгости ФЗ. Подробнее о внедренном законопроекте и размерах штрафа читайте в статье.

Из-за особой категории населения, обижающих и издевающихся над животными, депутаты Государственной Думы хотят принять специальный законопроект. Принят закон был в 1999 году, но через год был отклонен Президентом В.В. Путиным. Причина отклонения — отсутствие предмета правового регулирования.

Настоящий Федеральный Закон создан для укрепления нравственности и гуманности общества, а также на избавление страданий живых существ и на предотвращение гибели зверей. Главной целью закона является предотвращение жесткого обращения с животными.

Основные положения не принятого Федерального Закона о защите животных:

  • Общие положения — используемые понятия в настоящем законе, основные принципы создания документа, сфера применения и так далее;
  • Полномочия субъектов России;
  • Права населения Российской Федерации по защите животных;
  • Правила обращения с животными;
  • Информация о международных договорах по защите зверей от жестокого обращения;
  • Заключительные положения — порядок введения в действие настоящего закона.

Рассматриваемый закон регламентирует деятельность человека и распространяется на:

  • животноводство;
  • рыбоводство;
  • обращение с животными на территориях заповедников;
  • охотничье хозяйство;
  • служебное собаководство;
  • содержание домашних зверей;
  • использование зверей в цирке, зоопарке, на выставках;
  • использование зверей в развлекательных целях;
  • использование зверей в процессе производства препаратов;
  • другие виды деятельности, где задействованы звери.

По настоящему не принятому закону, во всех вышеуказанных сферах деятельности человека со зверями, связанных с использованием животных, необходимо соблюдать принципы обращения со ними. В качестве принципов выступают:

  • жестокое и плохое обращение со зверями не является нравственным и гуманным поведением для представителя человеческого рода;
  • предоставлять зверям должный уход и индивидуальные условия для проживания, в зависимости от их вида;
  • население обязано не допускать зверей к страданиям и к гибели;
  • право собственности и владения зверями могут быть прекращены при нарушении норм настоящего закона.

Согласно закону, чтобы оградить животных от жестокого обращения и от гибели, уполномоченные местные органы России вправе:

  • предпринимать политические меры, направленные на защиту зверей;
  • разрабатывать и внедрять федеральные и целевые программы, направленные на защиту зверей;
  • заключать международные договора, способствующие борьбе с жестоким обращением с живыми существами;
  • разрабатывать федеральные стандарты, способствующие воспитанию в людях гуманных и нравственных качеств.

Рассмотреть подробней тест настоящего не принятого закона можно

Какие законы защищают животных от жестокого обращения?

Во всех странах мира существуют законы, созданные для защиты животных от злоумышленных действий людей, и Российская Федерация тому не исключение. Несмотря на то, что закон о защите животных не принят, есть несколько законодательных актов, которые направлены на гуманное отношение людей к зверям. Среди таких законов:

Гражданский Кодекс России. В данном кодексе статьи — 137, 210, 230, 231, 232, 1080, 1082 и 1083 содержат положения о защите животных домашних и бездомных.

Федеральный Закон “О штрафных санкциях за нарушение законодательства РФ в области охраны животных и временных правил содержания собак и кошек в г. Москве”. В настоящем законодательном акте указаны правила поведения хозяев кошек и собак в общественных местах, а также соблюдение тишины в квартирах и домах. При несоблюдении условий законопроекта следует административное наказание. Сумма штрафа указана в положениях документа.

Уголовный Кодекс России. В статьях 226.1, 245, 258.1 данного ФЗ № 63 содержатся обстоятельства, при наступлении которых преступнику грозит наказание.

Федеральный Закон № 52 «О животном мире». Данный ФЗ регламентирует обеспечение охраны животному миру с целью поддержания биологического разнообразия. Одной из важных целей настоящего ФЗ является создание условий для существования животной среды и для сохранения генетического фонда.

Кодекс об административных нарушениях в Российской Федерации. Данный законодательный акт содержит обстоятельства безнравственного отношения к животному миру, также обуславливает наказание за нарушения пунктов КоАП России. Осуществление наказания содержится в статьях — 7.11, 8.29, 8.33, 8.35, 8.36, 8.37, 10.6, 10.7, 10.8, 10.11, 23.26.



Рассказать друзьям