Нестандартный спортивный инвентарь. Нетрадиционное физкультурное оборудование

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Нестандартное оборудование по физкультуре в детском саду своими руками

В настоящее время особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям и навыкам. Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился как можно с большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Предметное окружение имеет огромное значение для развития двигательной активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества. Наряду с традиционными физкультурными пособиями, большое внимание направлено на изготовление нетрадиционных пособий. Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно- оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь группы. Спортивно-игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению задач целенаправленного и всестороннего развития детей, и формирования личности. Проект нестандартное оборудование для двигательной активности детей.

Проект

«Нестандартное оборудование для двигательной активности детей»

Воспитатель: Степаненко Юлия Викторовна. МКДОУ Ц.Р.Р. детский сад №21.группа № 3

1 младшая (ясельная).

Актуальность темы.

Основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение разностороннего физического развития ребенка, детский сад имеет определенные, которые позволяют в полной мере заниматься оздоровлением дошкольников. Это закаливающие процедуры в группах, дыхательная гимнастика и точечный массаж, утренняя гимнастика физкультурные занятия и бассейн, спортивные праздники и развлечения, дни здоровья, разнообразные кружочки.

Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении за столами, у телевизора и т. д.

В последнее время в детском саду увеличилось количество детей, имеющих нарушения опорно-двигательного. Я считаю, что главное назначение физической культуры - движение и активный отдых, которые должны помочь детям избавиться от синдрома гиподинамии.

Новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми,

Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству выдумке и умелым рукам. Не одно поколение использовало для реализации своих фантазий куриные яйца, катушки, пробки, спичечные коробки и др.

На смену исчезающим бытовым любимцам мы выбрали современные предметы, которые привлекли нас необычными формами и материалами, из которых они сделаны: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, баночки из-под йогуртов, а также всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из-под скотча и т д. Эти бесполезные на первый взгляд предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.

Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно.

не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет оборудование, особенно нестандартное.

Проблема проекта:

Развитие движений в младшем возрасте - это потребность или путь к здоровью?

Цели:

Нестандартное оборудование позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям.

Задачи

Формировать двигательные умения и навыки.

Приобщать детей к здоровому образу жизни.

Развитие творчества, фантазии при использовании нетрадиционного оборудования.

Способствовать развитию культуры движений и телесной рефлексии.

Вызвать у детей интерес к использованию нетрадиционного оборудования на занятиях и в свободных видах деятельности.

Предполагаемые результаты:

Для детей:

1.Формирование представления о З. О. Ж.

2.Развитие двигательной активности.

3.Интерес к занятиям физического развития.

4.Владение культурно-гигиеническими навыками.

Для родителей:

1 Вовлечение всех родителей в работу над проектом.

2.Поиск новых форм и методов работы с родителями в работе по данной теме.

Итог проекта:

Изготовление педагогом нестандартного оборудования для двигательной активности детей.

Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции. Материалы для изготовления такого пособия разнообразны и мало затратные: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки из-под йогуртов, разные пуговицы, ткань, бобины из -под линолеума и т.д. Эти, бесполезные на первый взгляд, предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик. Достигнув цели расширить предметно-развивающую среду путем создания нового нестандартного оборудования, помогающего полноценному физическому развитию детей, мы решаем следующие задачи:- Обеспечить высокую двигательную активность, совершенствуя движения детей и их физические качества. Развивать творческое воображение, стремление к активности, самостоятельности.- Развивать у детей интерес к процессу движений с использованием нестандартного оборудования.- Создавать и закреплять позитивное психосоматическое состояние.- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление прийти на помощь друг другу. Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.

БАРЬЕРЫ Можно использовать для перешагивания, перепрыгивания, подлезания, преодоления препятствий. Цель: Стимулируются энергичные действия, различные физические качества. Материалы: полипропиленовые трубы и шоколадные яйца от киндер сюрпризов.

МАССАЖНАЯ ДОРОЖКА: Использовать для массажа ступней, ходьба с целью профилактики плоскостопия. Цель: Стимулирует работу внутренних органов. Развивает координацию движений, равновесие. Материалы: Резиновые следочки, коврики квадратные из поролона.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ РУЧЕЙКИ: (Косички из толстых тканей) Можно использовать для прыжков через «ручей», для ходьбы по «дорожке» (по узкой по широкой).Цель: Упражнение развивают координацию движений, прыгучесть, ловкость, укрепляют мышцы ног. Материалы: нитки толстые

ЗМЕЯ: Использование: Для перешагивания, перепрыгивания, построение в шеренгу, колонну, круг, для игр и забав.Цель: Развивает мышцы туловища, координацию движений, ловкость, положительные эмоции. Материал: Капсулы киндер-сюрприз, полипропиленовые трубы.

ПОРОЛОНОВЫЕ дорожки: использование: Ходьба змейкой между мячами, бросание вдаль из-за головы двумя руками, толкание мяча головой перед собой, перешагивание через мячи, перебрасывание мяча друг другу из разных положений. Цель: Развивает координацию движений, глазомер, ловкость, умение играть в паре, положительные эмоции. Материал: Ткань, поролон.

БОЙ ПОРОЛОНОВЫМИ ПОДУШКАМИ из поролона; использование: Для игр. Цель: Развивать глазомер детей, координацию движений, ловкость, воспитывать волевые качества. Материал: поролон, материал.

Массажер «ножной» (Следочки из резины) левая,правая.

Использование: массаж стоп.

Материал. Резина

«Следочки. Используется: для закрепления понятий «левая нога», «правая нога», для общеразвивающих упражнений.

Материал : куски резины

Игры с нестандартным оборудованием

«Весёлые дорожки »:

а) «Не намочи ноги»- младший возраст - ходьба в прямом направлении по сигналу педагога или родителей.

б) « Не упади»- старший и младший возраст- ходьба по канату в прямом направлении на вей стопе и боком на пятках, на носках, на середине стопы.

«Многоуровневые стойки »:

а) « Перепрыгни- не задень»- прыжки на двух ногах через перекладину в высоту.

б) «Подлезь - не задень»- подлезание под перекладину (можно использовать в эстафетах на скорость).

в) « Не задень верёвку»- в эстафетах бег змейкой по сигналу педагога или родителей.

«Туннель »:

а) «Пролезь в туннель» - в игре принимают участие две команды по пять человек(на скорость).

«Забавны клоун »:

а) «Всем здравствуйте»- младший возраст - подлезть на четвереньках под клоуном и поздороваться с ним за руку.

б) «Поздоровайся с клоуном»- старший возраст - подлезание в прямом направлении, правым и левым боком.

«Воротики» предназначены для перешагивания, перепрыгивания, подлазания начиная с раннего возраста

Материал: Материал: капсулы от шоколадных яиц, полипропиленовые трубы. Цель: развивать глазомер, координацию мелких движений, тренировать предплечье и кисти рук и ног, туловища.

развивать у детей умение выполнять движения по

сигналу воспитателя, упражнять в ходьбе, беге, перешагивании.

Беговая дорожка: Материал: кваратики из поролона.Цель: развивать быстроту, выносливость, внимание; для эстафет и подвижных игр, развивает мышцы рук при поднимании их вверх, мышцы ног при ходьбе;- развивать координационные способности во время движения;- формировать чувство коллективизма, дружбу, так как в игре, в тесном контакте участвуют одновременно несколько детей. Используется для перешагивания, перепрыгивания.

массажные:

Материал: поролон, наполнитель. Задачи: для развития силы рук, игры с мячом для занятий ОРУ, ОВД, для метания и подвижных игр, а также для развития мелкой моторики, развивают силу, координацию движении

Веревочки бродилки - косички; Материал: шерстяные или хлопчатобумажные нитки.
Задачи: используются для занятия ОРУ, для подвижных игр, перешагивание

Бег змейкой

Ориентирование

Игры и забавы

«Змея » материал синяя, бежевая, белая прочная нить

Цель: развивать мышцы туловища,

Координацию движений,

Ловкость, равновесие, положительные эмоции

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:


Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни дошкольного возраста является создание мотивации обучения и его привитие. Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является правильно организованная предметно- пространственная среда, прежде всего это двигательно- развивающая. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Для этого в группе используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы


Недостаточное материальное обеспечение, отсутствие возможности приобрести нужное дорогостоящее оборудование, горячее желание не смотря ни на что, сделать физкультурные занятия занимательными и эффективными, увлекательными и разнообразными, побудили меня к поиску новых форм работы. Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции. Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь, благодаря творчеству, выдумке и умелым рукам.


«Тропа здоровья» Материал: дорожки представляют собой поверхность с нашитыми пуговицами в определенном порядке, из прутьев, из пластмассовых кружков. Упражнение: для общеразвивающих упражнений на занятиях. Цель: способствовать профилактике плоскостопия; массаж стоп и укрепление своды стоп; улучшение кровообращения




«Массажёр-цветок» Материал: цветные карандаши, футляр от киндера-сюрприза Упражнение: для игр, используется при дыхательной гимнастики (в футлярах лежит чеснок, лук, лимон) Цель: развитие мелкой моторики рук, улучшение кровообращения в пальцах и кистях.








«Гантели» Материал: пластиковые бутылки с песком. Цель: способствовать развитию силовых качеств, ловкости, быстроты, двигательных реакций, равновесия, выносливости. Упражнения с физкультурным пособием «Гантели» способствуют выработке координации движений, активизирует деятельность анализаторных систем и влияет на речевое и умственное развитие.








«Эспандер» Материал: изготовлены из пластиковых бутылок, бельевой резинки. Для оформления используется наклейки. Цель: для развития и укрепления мышц плечевого пояса и силы, можно использовать в комплексах утренней гимнастики, для индивидуальной работы, на занятиях по физической культуры.




Новые, яркие, нестандартные пособия - повышает у детей интерес к занятиям, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Все пособия и оборудование используется во всех видах физкультурно-оздоровительной работы: на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, в игровой деятельности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Основная школа №12»

Инструктор по физической культуре: Чистякова Анна Вячеславовна г. Архангельск 2017 г.

Нестандартное оборудование, в настоящее время, стало неотъемлемой частью работы инструктора по физической культуре. Спортивные и игровые атрибуты, изготовленные своими руками, облегчают работу как воспитателям, так и инструкторам. С их помощью мы повышаем двигательную активность детей во время пребывания в детском саду.

Развиваем все физические качества для полноценного развития детей (силу, ловкость, гибкость, координацию движений, прыгучесть, глазомер и т.д.)

«Гантели»

Изготовлены из бутылок из-под йогурта. Внутрь гантели насыпается обычный речной песок, крышка фиксируется клеем, гантели украшаются по

замыслу. Вес гантели 350 гр.

Применяется в старшем дошкольном возрасте на зарядке, а также на разминке. Развивает силу рук.

«Весёлый буратино»

Изготовлен из фанеры. По трафарету выпиливается силуэт героя сказки, затем рисуем личико и колпак. Далее изделие покрываем лаком.

На кончике носа изделия просверливается отверстие для верёвочки, длинной 25-35 см. Также необходимо колечко

диаметром 10-15 см, которое фиксируется веревкой. Игрушка готова.

Применяется в любом возрасте, очень занимательная игра для развлечений в группе. Развивает глазомер, ловкость рук, координацию.

«Туннель»

Для изготовления понадобиться полотно любой лёгкой ткани (в нашем случае подкладочная ткань) , длинной 3 метра, ширина зависит от диаметра обруча. Далее сшиваем ткать по бокам, вшиваем одну сторону полотна в гимнастический обруч. Другую сторону оставляем незашитой, чтобы не

туннель получился сквозным.

Применяется в любом возрасте. Развивает ловкость, координацию движений, ориентацию в пространстве, скорость. Можно применять как в группе, так и на физкультурных занятиях, на праздниках и развлечениях в детском саду.

«Классики»

Изготавливается из ковровой дорожки (длинна 2,5-3 метра, ширина 1,5 метр) . Тесьмой вышиваем классы и цифры. Очень старая всеми забытая игра

«Классики» . Применяется в любом возрасте.

Развивает координацию движений, прыгучесть, ловкость, глазомер и многие другие качества, необходимые для полноценного развития ребёнка. Можно применять как в группе, так и на занятиях по физкультуре.

Коврик «Ловкие ножки»

Изготовлен из плотной ткани. Из более лёгкой ткани в него вышиваем ячейки для ножек. В нашем случае вдоль 4 ячейки, поперёк 3 ячейки, всего получается 12 ячеек. Отдельно рисуем и вырезаем из ткани силуэт стопы. Пришиваем к коврику в каждую ячейку одну или две стопы (на ваше усмотрение) . Применяется в любом возрасте. После сна, во время бодрящей гимнастики. Также на зарядке утром и во время корригирующей гимнастики на занятиях физической культурой. Развивает координацию движений, ловкость ног, гибкость стоп, ориентацию в пространстве.

«Штанга деревянная»

Применяется в возрасте от 4-х лет и старше. Для развития силы рук. Можно использовать как в группе, так и на занятии. На физкультурных праздниках и развлечениях штанга будет отличным аттракционом как для детей, так и для родителей.

«Ловкий мешок»

Мешок изготовлен из плотной ткани, желательно яркого цвета. Применяется чаще в эстафетах. Развивает ловкость и прыгучесть «Шортики для близнецов» Из плотной ткани шьём большие шорты, так, чтобы в каждую штанину помещался ребёнок. Штанины лучше сделать разного цвета. Применяется в играх-перебежках или эстафетах.

В игре участвует сразу два ребёнка. Развивает ловкость, быстроту, скорость, гибкость, а так же воспитывает взаимовыручку. «Волшебный кубик»

Изготовлен из ткани или клеёнки. С каждой стороны должен быть карман, в который воспитатель будет вкладывать задание. Это может быть рисунок животного или схема.

Воспитатель или ребёнок подбрасывают куб, дети выполняют задание, которое выпало. Развивает как физические качества, так и воображение ребёнка.

Для развития физических качеств ребёнка дошкольного возраста изготовлены также следующие спортивные и игровые атрибуты:

  • «Косички для гимнастики и зарядки» (2-7 лет)
  • «Деревянный руль» для п.и. «Цветные автомобили» , «Воробушки и автомобили»
  • Атрибут для п.и. «Карусель»
  • «Деревянные лошадки»
  • «Лужицы, кочки, следочки» Развивает координацию движений. Применяется в возрасте от 1,5 лет. Отлично развивает координацию движений ребёнка.
  • Настенный шаблон «Ловкие ножки» (2-7 лет)

В детском саду ребенок не только учится адаптироваться к социальной среде, но и правильно относиться к своему здоровью. Для гармоничного развития детям необходимо физкультурное воспитание. В игровых комнатах создают специальные уголки, в которых малыш может проявить свои навыки. Спортивный инвентарь для детского сада своими руками изготавливается довольно просто. Изначально необходимо определить, какие функции он будет выполнять.

Основные преимущества спортуголка

Во-первых, оборудование служит отличным стартом для дальнейшего спортивного развития ребенка. Во-вторых, оно помогает укрепить физическое и психологическое здоровье. В-третьих, с помощью спортивного инвентаря стимулируется активность детей, организм закаляется.

Разновидности спортивного инвентаря

Существует несколько видов такого оборудования. Оно может быть готовым или изготовленным на заказ. Также можно сделать спортивный инвентарь для детского сада своими руками. Это под силу любому родителю.
Итак, оборудование может быть стандартным: беговые дорожки с массажерами, шведские стенки, маты и специальные приспособления для лазания. Его приобретают в магазинах.

Примечание. Тренажеры должны соответствовать нормам, установленным Министерством здравоохранения.
Нестандартный спортивный инвентарь для детского сада, своими руками который изготовить легко и просто, часто встретишь в физкультурном зале. Он представлен следующими видами тренажеров:

    «дорожками здоровья»;тренажерами из пластиковых бутылок;игрой «Твистер»;эспандерами;кольцебросами;мешочками с крупами;флагами, платками, лентами и многим другим.
Обустройство спортивного уголка напрямую зависит от стремлений родителей и воспитателей развить в детях навыки физической подготовки.

«Дорожки здоровья»


Чтобы сделать такой спортивный инвентарь для детского сада своими руками, понадобятся следующие инструменты:
    ножницы;иголка;линейка;карандаш;нитки.
Ткань нужна плотная. Можно использовать текстиль на прорезиненной основе. Размер коврика должен быть не менее 100х100 см. Его края окантовывают атласными лентами на швейной машинке. На лицевой стороне ткани делают пометки мест, в которых будут пришиты пуговицы разного размера. Расстояние между ними не должно быть менее 5 см. С помощью иголки с ниткой пришивают пуговицы. Коврик готов. С его помощью стабилизируют кровообращение.

Тренажеры для развития ловкости

Тренажеры такого типа довольно просты в изготовлении. Они практически не требуют никаких материальных затрат. «Бильбоке» - самый распространенный тренажер для дыхательной гимнастики. Чтобы сделать такой спортивный инвентарь для детского сада своими руками, понадобится следующее:
    пластиковая бутылка;прочная нитка или атласная лента;контейнер от «Киндер-сюрприза» (можно использовать небольшой мячик).

От пластиковой бутылки ножницами отрезают верхнюю часть. Ее длина должна быть около 7-10 см. Крышку не снимают. В ней делают отверстие с помощью шила. Через него продевают нитку и фиксируют на наружной стороне крышки узелком. На оставшийся край нити крепят мячик или контейнер.
Этот спортивный инвентарь для детского сада (своими руками из бутылок сделать его легко) помогает развивать ловкость, внимательность, быструю реакцию. Игра заключается в следующем: ребенок берет бутылку, перевернутую вверх срезанным краем, и, держа в руке, подбрасывает шарик. Его нужно поймать. Кто справился с таким заданием, молодец!

Дыхательная гимнастика с помощью спортоборудования

Чтобы сделать такой спортивный инвентарь для детского сада своими руками (мастер-класс поможет в этом), также понадобятся простые пластиковые бутылки.
«Веселая перчатка» развивает правильное дыхание.
Для изготовления понадобятся:
    пластиковая бутылка (1-1,5 л);резиновая перчатка;пластиковая трубочка для коктейлей;небольшой пластмассовый хомут.
В пластиковой бутылке прорезают отверстие, размер которого соответствует диаметру трубочки. Его необходимо обработать, чтобы не было острых краев и неровных срезов. В него вставляют трубочку и закрепляют с помощью скотча или клея. В крышке также нужно проделать отверстие, только большего диаметра. На нее надевают перчатку и закрепляют хомутом.
Совет: чтобы добавить красок в оформлении такого тренажера, бутылку декорируют тканью, а на перчатке рисуют глаза, нос и губы.
Суть игры: ребенок дует в трубочку и старается наполнить воздухом перчатку. Кто справился быстрее, тот и победил.

Сделаем «Твистер»

Эта игра предназначена для развития всех мышц, а также гибкости ребенка. Ее можно сделать с помощью плотной ткани и акриловых красок.

Полотно должно иметь размеры не менее 150х170 см. На его поверхности акриловыми красками рисуют круги диаметром 15 см. Расстояние между ними может быть 10-12 см. Табло для выбора задания изготавливается из квадратного листа картона. На нем крепят стрелку, которая должна вращаться. По сторонам листа пишут здания для рук и ног. Например, «левая нога на красный круг» и тому подобное.

Развиваем моторику

Этот спортивный инвентарь для детского сада своими руками (фото можно посмотреть в статье) изготавливают довольно просто. Это могут быть мешочки, различные массажные перчатки, косички и многое другое.

«Мешочки»

Для изготовления такого инвентаря понадобится ткань. Часто используют мягкую мешковину с плотным плетением. Из нее шьют мешочек прямоугольной формы. В него высыпают крупы: гречку или рис. На поверхности такого мешка пришивают пуговицы. Ребенок разминает такой мешочек и стимулирует кровообращение в кистях.

Массажные перчатки

Как изготовить такой спортивный инвентарь для детского сада своими руками пошагово?

Понадобится следующее:

    перчатки из мягкой ткани;плоские пуговицы разного размера;ножницы;иголка с ниткой.
К внутренней стороне каждой перчатки пришивают пуговицы. Их можно расположить хаотично. Самое главное, вся поверхность ткани должна быть заполнена. С помощью такой перчатки ребенок может делать массаж любой части тела самому себе или другим детям.

Массажный коврик

Инвентарь хорошо стимулирует кровообращение. Для его изготовления потребуется резиновое основание, крышки из-под пластиковых бутылок, капроновая нить. Коврик может быть небольшого размера. Ножки ребенка должны полностью помещаться на нем.
Процесс работ:
    в резиновое основание вставляют пластиковые крышки разного размера (вдавливают в структуру);чтобы надежно закрепить конструкцию, их предварительно промазывают клеем;крышки скрепляют между собой ниткой (перематывают каждую крышку).

Оборудование можно использовать сразу после изготовления.

Спортивный инвентарь для игры на улице

Занятие физкультурой летом происходит на свежем воздухе. На детской площадке также необходимо оборудовать спортивный уголок. Для этого часто используют древесину.
Необязательно создавать массивные конструкции. Можно сделать спортивный инвентарь по физкультуре для детского сада своими руками в виде простых лестниц, лабиринтов, подпорок, бревен и многого другого.
У детей особой популярностью пользуются пеньки, которые вкапывают в грунт. По ним ребенок ходит, как по лабиринту. Кто не справился с поставленной задачей, тот проиграл.
Сделать для детей тренажер, который развивает вестибулярный аппарат, также не составит особого труда. Для этого отлично подойдут бревна различной толщины.

Процесс изготовления:

    в грунт на определенном расстоянии друг от друга вкапывают подпорки (пеньки, остатки бревен, металлические трубы);на них монтируют бревна длиной 1,5-2 м с помощью специальных креплений;после этого конструкцию окрашивают в яркие оттенки.
Чтобы детям было безопасно ходить, к подпоркам крепят дополнительные деревянные планки. К ним по бокам привязывают толстые веревки. Они будут использоваться в качестве перил.
Еще одним, не менее интересным, считается тренажер-паутинка. Он представляет собой такую конструкцию:
    металлическую трубу высотой 2 м (вкопанную в грунт и забетонированную);вокруг нее (на расстоянии 1,5-2 м) вкопаны трубы, высота которых составляет 50 см.на поверхности таких конструкций сделаны специальные металлические крючки;к ним привязаны веревки, и из них сплетена своеобразная паутина.
Ребенок должен добраться до ее вершины. Необходимо быть внимательными, так как тренажер при неаккуратном выполнении упражнений травмоопасен. Поэтому под такую «паутину» на поверхность земли устанавливают специальные резиновые маты.

Нетрадиционное нестандартное физкультурное оборудование в детском саду

"Здоровье свыше нам дано,
Учись, малыш, беречь его"

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

Для этого в нашем детском саду мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

Задача укрепления здоровья, одна из приоритетных направлений в работе нашего детского сада. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды, снижение уровня заболеваемости зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но и так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий.

При проектировании предметно-пространственной среды группы, уличного участка, спортивных и музыкального залов, помещения бассейна, способствующей формированию здорового образа жизни детей - дошкольников, мы исходим из необходимости учета следующих факторов:

1) индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;

2) особенностей его эмоционально-личностного развития;

3) индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей детей.

Ежегодно работа нашего ДОУ начинается с диагностики физического развития и двигательной активности детей, в результате которой ведется физкультурно - оздоровительная работа, нацеленная на улучшение здоровья детей (мероприятия по закаливанию, физкультурные занятия, спортивные досуги, работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни).

На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Обязательным является анкетирование родителей и бесед с ними. Наша задача - насыщение пространства группы, уличного участка группы, музыкального и физкультурного залов, помещения бассейна недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям, которое соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.

Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения.

У меня разработаны различные виды упражнений с использованием изготовленного мной, коллегами и родителями нестандартного физкультурного оборудования, которые успешно применяются на практике. В нашей группе создан физкультурный уголок или "Уголок здоровья", где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное (тоннели, пеньки, гантели, разноцветные плоскостные круги, цветные дорожки, погремушки, тканевые мячики и т. д).

Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Использование данного оборудования и пособий увеличивает кол-во упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различную патологию.

В нашем дошкольном учреждении существует отдельный спортивный зал и зал ЛФК, помещение бассейна, беговая дорожка, музыкальный зал, каждая возрастная группа имеет свой участок. Установленное в спортивном зале, зале ЛФК, музыкальном зале, в бассейне, на участках красочное многофункциональное оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений и игр.

Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Посредством нестандартного оборудования, внося элементы необычности, новых интересов мы удовлетворяем крайне необходимую потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника.

Мы считаем, что движение - основа здоровья, поэтому ставим перед собой следующие задачи:

    создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;

    помочь накопить детям опыт и знания для укрепления их физического и психического здоровья;

    стимулировать к включению в процесс двигательной активности, побуждать его к самопознанию, создавать условия для внутренней активности личности и ее дальнейшей успешной социализации;

    направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма каждого ребенка;

    формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья, что позволит быть детям физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки ДОУ к ситуациям реального мира, повседневной жизни.

ОПЫТ РАБОТЫ С НЕСТАНДАРТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

В ДОУ№ 459

ПЕРЕЧЕНЬ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И УПРАЖНЕНИЙ С НИМ:

Описание дорожек, следов: бросовый материал – бруски распиленные пополам и укреплены на длинной доске, коврики сплетенные из толстой лески с закрепленными на ней деревянными шариками различных размеров (от мелких к крупным и от крупных к мелким) для дорожек и следов используются части пластикового покрытия с ворсом; на прочный шершавый пластик наклеиваются кусочки различных по текстуре ворса ковровых покрытий, части пластикового конструктора, трубочки разноцветных фломастеров, маркеров.

Бим – Бом, Бим – Бом, в детский садик мы идем. Мы шагаем по дорожке, укрепляем наши ножки. Наши ножки, наши ножки, ловко ходят по дорожке…



Тоннели

Описание: на обруч нашита ткань, другой конец – свободный

Подушечки

Описание: из различных лоскутков ткани, наполненные сухой крупой, мелкими шариками, маленькими игрушками.

Палки разных размеров

Описание: разные по длине и диаметру хорошо отшлифованные палки и украшенные яркими упаковочными материалами.

Дорожки

Описание: вырезаны из ковровых покрытий, с разной текстурой и уровнем жесткости ворса, широкие и узкие, короткие и длинные.

Ты не бойся темноты, по тоннелю проползи и Дракошу отыщи!

Разноцветные шары

Описание: от стены до противоположной стены по длине зала натянуты 2 лески, на них продеты по 10-12 разноцветных шаров, которые можно передвигать при помощи длинной палки, удерживаемой в вертикальном положении.

На прогулках тянемся до колокольчиков, подвешенных на палках, которые удерживает воспитатель, регулируя высоту по росту каждого ребенка.

Для игры на прогулке также использую сделанного своими руками (при помощи родителей) большого попугая, который подвешивается к высокой стойке. Дети поочередно «кормят попугая» - забрасывая в него мелкие пластиковые мячики – «зернышки»

Волшебные банки, Волшебный мешочек

Описание: бросовый упаковочный материал. К жестяным приклеиваются крышки, чтобы не открывались и раскрашиваются красками в одном стиле или по-разному, картонные можно использовать как для организации игры «Магазин», «Дом», так и для спортивных упражнений: «Построй башню ножками», «Перешагни, не задев верхушку башни» и др.

Мешочек сшит из небольшого лоскута ткани, который сверху затягивается веревочкой, либо на резинке.

Лыжи из пластиковых бутылок

Описание: бутылки прорезаны так, чтобы входила стопа ребенка, края обклеены цветной изолентой или цветной бумагой, которая укреплена скотчем или обвязаны крупным вязальным крючком и толстыми нитками по заранее проделанным дыркам.

Гантели

Описание: пластмассовые белые бутылочки, украшенные узкой цветной лентой, наполненные песком по 150-200гр

Разноцветные плоскостные круги

Описание: линолеум

Дуги

Металлические и пластиковые дуги разной высоты, укрепленные на устойчивых подставках, украшены упаковочным материалом, закрепленным скотчем.

Погремушки и мячики

Заводские и сделанные из упаковочного материала, мороженого и киндер сюрпризов, наполненные мелкими шариками, песочком, резаными трубочками для напитков.




И стандартное и нестандартное оборудование используется постоянно и во всех видах деятельности детей и на любых занятиях.

Оборудование группового участка создано своими руками и с помощью родителей воспитанников.



УПРАЖНЕНИЯ

«Бродилки» Ставим ножки так чтобы «косичка» находилась под сводом стопы и бочком проходим по всей длине.


«Ножки – помощницы» Необходимо захватить пальчиками ног жителя домика и через крышу опустить его в жилище. Или загрузить автомобиль различными грузами, не касаясь грузов руками.

«Большая стройка» Игру с песком можно разнообразить. И не только на улице, но и в группе. У нас в группе есть большая емкость с песком, в которой дети любят играть не только руками, но и ногами. Во время игры необходимо все делать только ножками, пальчиками ног.


«Разложи по контейнерам» Пальчиками ног необходимо захватить игрушку и положить в отделение контейнера.

Таким же образом мы делим мелкие игрушки из «киндер сюрприза», которые насыпаются в общую емкость по разным чашкам, чтобы всем досталось поровну (можно посоревноваться, кто быстрее наберет много игрушек).

«Сам себе сюрприз» Лежа на спине ребенок (перед ногами выкладываются предметы, игрушки) собирает себе ногами в коробочку мелкие игрушки, предметы – сюрприз и закрывает ее крышкой, потом рассказывает, что собрал. Затем все вместе проверяем.

«Волшебный мешочек» С завязанными глазами ребенок достает из мешочка предмет, ощупывает его, описывает, пытается назвать предмет и определить его назначение.

Интересно и необычно можно использовать в работе с детьми те игрушки, которые они приносят из дома. «Удочка с рыбками» Ножкой держим удочку и ловим рыбок. Играют все и соревнования проводим между ногами. Какая нога (левая или правая) больше рыбы наловила, та и победила!

«Лилипуты в стране Гулливера» Колокольчик подвешивается на палке и воспитатель регулирует подъем палки в зависимости от роста каждого ребенка. Необходимо в него позвонить дотянувшись.

«Покорми попугая» (можно взять любую другую игрушку – варежку) Каждому необходимо забросить в варежку «зернышко» - мячик. Но сделать это не просто попугай пугливый и сидит высоко! Дотянись и покорми!

«Рыцарский турнир» В боксерских перчатках разворачиваем мелкие предметы. Можно одну руку спрятать в перчатку, а другую оставить свободной.

«Золушка» Детям смешиваем различные крупы. Чем старше дети, тем крупы мельче! Можно взять горох и фасоль. Перебирают стоя на коленях или лежа в разные емкости.


Эстафета «Дотянись до картинки» Детям необходимо дотянуться до части картинки и отсоединить ее. Затем, когда сняты все части, необходимо собрать картинку. Победит та команда, которая быстрее соберет картинку.

Эстафета «Сшей подруге платье» Для работы необходимо собрать цветочки и шнурочки. Каждый из детей выбирает из общей массы ножками 1 цветочек и 1 шнурочек, затем пройдя по «волшебным дорожками», «пришивает» цветочек к платью. Победит та команда, которая быстрее «сошьет» платье.


«Собираемся в поход» Ножками складываем в рюкзак те предметы и вещи, которые необходимы в походе, застегиваем его. Таким же образом «Собираемся в школу», «К бабушке в деревню» и т. д.

«В гости к Кролику» В маленький Бычок-рюкзачок кладем небольшую игрушку – подарок Кролику. Под арками надо подползти и в тоннеле пройти так, чтобы подарок не повредился. Арки могут быть разной высоты, по убывающей или по возрастающей.

«Помоги гостям попасть к Кроту» Тоннель – это норка Крота. Гости – игрушки. По тоннелю необходимо проползти с игрушками – гостями и доставить их к Кроту.

«Карандаши в стаканы» Перед детьми большая масса цветных карандашей для рисования. Пальчиками ног расставляем карандаши по стаканам так, чтобы в каждом стакане были карандаши всех цветов.

«Крышечки» Необходимо пальчиками ног накрутить крышечки на бутылочки, которые удерживает другой ребенок тоже ногами, сначала на одну, например, правой ногой, потом – левой на другую бутылку. Затем дети меняются местами.

«Ножки – художницы» Необходимо удерживать кисть ногами, можно одной и рисовать что-то. Потом все вместе рассматриваем, у кого и что получилось.

«Водоносы» Перед ребенком две емкости. Одна с водой, другая – пустая и ложка. Необходимо ложкой, которую удерживаем пальцами ног, перелить воду из полной емкости в пустую.

«Строители» Ногами строим из деревянного строительного материала постройку. Потом все вместе решаем, чья постройка лучше и прочней.

«Ножки и ручки» Ребенок между ладошками и между стопами ножек зажимает палочки и старается крутить их с одинаковой скоростью.


Имея нестандартное оборудование, педагог может моделировать занятие, разнообразить праздники и развлечения. Ведь активные действия с предметами в процессе упражнений содействуют познанию цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предмета, позволяют выстроить процесс обучения и развития интересно и с максимальной пользой для ребенка.



Рассказать друзьям