Общение воспитателя с родителями воспитанников: Консультация для педагогов. Консультации

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

17.10. Общение учителей с родителями учащихся

Особое место в педагогической деятельности учителей занимает общение с родителями учащихся. К сожалению, этому аспекту коммуникативной деятельности учителя психологи почти не уделяют внимания.

Для успешного общения учителя с родителями своих учеников ему важно обладать разносторонней информацией об особенностях домашней жизни учеников (например, полная или неполная семья), о характере взаимоотношений в семье, об отношении родителей к успехам или неудачам своих детей в школе, кружке, спортивной секции. Чем шире такая информация, тем больше у учителя возможностей эффективного педагогического влияния на родителей и учеников. Кроме того, обладание такой информацией позволит учителю быть тактичным в обсуждении некоторых вопросов (например, он не станет вызывать в школу отца, которого у ребенка нет).

Некоторые педагоги стремятся в разговоре с родителями тотчас же выложить все претензии. Однако ничего, кроме раздражения родителей, они не добьются. Учитель должен учитывать, что любовь родителей к своему ребенку делает для них оценки и требования учителей крайне субъективными, не соответствующими, по мнению родителей, действительности. Это вызывает недовольство родителей учителем, а если к этому присовокупляется равнодушие или бестактность учителя, то результатом такого общения может быть негативное отношение к школе вообще. Учитель, встречающийся с родителем ученика в первый раз, должен высказать свои впечатления о ребенке, перемежая положительные его стороны с недостатками, но не делая при этом никаких акцентов и проявляя максимум осторожности и такта. Если в беседе будут преобладать вопросы учителя об учащемся, просьбы, советы, то она будет воспринята родителем положительно. Он поймет, что учитель искренне заинтересован в результатах учебно-воспитательного процесса, и захочет помочь учителю. Советы и рекомендации не следует давать в категоричной, безапелляционной форме. Лучше для этого использовать примеры.

Как отмечает Е. И. Рогов, с ростом стажа педагогической деятельности учителей все меньше становится родителей, с которыми общение ограничивается лишь учебными вопросами или родительскими собраниями, и увеличивается число родителей, с которыми установились определенные отношения (табл. 17.5).

Таблица 17.5. Распределение ответов учителей на вопрос: «Как складываются ваши отношения с родителями учащихся?» (% от числа опрошенных)

Учителя, часто неоправданно, возлагают большие надежды на совместные собрания родителей и учащихся. Если цель собрания - обсудить организацию общей интересной деятельности, то такое собрание вполне уместно. Но если его цель - привлечь родителей к обсуждению нерадивых учеников, то результаты такого собрания могут быть лишь отрицательными. Ведь учитель не может знать, как тот или иной родитель (особенно в присутствии других родителей) и ученик отреагируют на его критические высказывания. Ведь затрагиваются честь и достоинство родителей и ученика. Как правило, общение учителя со многими родителями после таких собраний значительно ухудшается, многие из них после этого стараются обходить школу стороной. Кроме того, нарушаются и отношения в семье.

Поэтому на родительских собраниях лучше подчеркивать то положительное, что есть у каждого ученика, а критику оставить для беседы с родителем с глазу на глаз.

Греехнев В. С, 1990, с. 92–93.

Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна

3.3. Гармонизация социальной среды образовательного учреждения. Социальная защита и самозащита учащихся Профессиональная деятельность педагога-психолога предполагает обеспечение гармонизации социальной среды образовательного учреждения, социальную защиту

Из книги Психологические основы педагогической практики: учебное пособие автора Корнева Людмила Валентиновна

3.5. Психологическая поддержка творчески одаренных школьников и учащихся с проблемами Особого внимания педагога-психолога требуют несколько категорий учащихся: одаренные, с отставанием в развитии, педагогически запущенные, имеющие проблемы в эмоциональном развитии.

Из книги Развитие суперпамяти и супермышления у детей [Быть отличником просто!] автора Мюллер Станислав

Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?» Чтобы понять, насколько хорошо или насколько плохо вы слушаете своих учеников, выполните следующие упражнения.Упражнение 1 Прочитайте утверждения. Отражают ли они ваше поведение во взаимоотношениях с учениками и в

Из книги Антимозг [Цифровые технологии и мозг] автора Шпитцер Манфред

Методические рекомендации для учителей, психологов и родителей Ваши дети или ученики пользуются современной методикой развития памяти – голографической памятью.В чем ее особенности?Если при обычном вспоминании мы просто стараемся что-либо вспомнить, то при

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Советы для учителей, работающих со сверхчувствительными учениками? При обучении СЧЛ следует применять другие стратегии, отличающиеся от применяемых при обучении всех остальных. СЧЛ усиливают свою восприимчивость: это значит, что они улавливают нюансы в обучающей

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

17.6. Виды воздействий учителя на учащихся Виды воздействий учителя на учащихся определяются целью этих воздействий. В соответствии с этим выделяют организующие, оценивающие и дисциплинирующие воздействия. Их количество зависит от уровня профессионального мастерства

Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.

17.7. Психологическая характеристика различных форм воздействия учителя на учащихся Воздействие учителя на сознание и волю ученика может осуществляться в форме проявления внимания к учащемуся, просьбы, требования и принуждения, убеждения, внушения, шутки.Проявление

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

17.9. Взаимоотношения учителей с учащимися По данным Н. И. Гуткиной (1984), взаимоотношения между учителями и учащимися испытывают значительные трудности. Ученики отмечают следующее: отсутствие взаимопонимания и человеческой близости с учителем - 43 %; необъективный

Из книги Не упускайте своих детей автора Ньюфелд Гордон

8.5. Помогающая деятельность учителей и воспитателей Сущность деятельности педагогов (воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей, коррекционных педагогов) состоит в помощи ребенку сформироваться как личности, получить образование. Поэтому, по мнению М. В.

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития автора Костенкова Юлия Александровна

Стиль общения и конфликты учителей с учениками Конфликтное взаимодействие, приводящее к утрате внутренних контактов с детьми, чаще всего обусловлено поспешными эмоциональными реакциями педагога – публичным выяснением причин ученических проступков типа опоздания на

Из книги автора

Причины конфликтов учителей с учениками М. М. Рыбакова отметила, что «такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе».Приведем основные причины конфликтов, следуя этому автору: «малая

Из книги автора

Ориентация на ровесников крадет учителей у учеников Незрелым молодым людям учиться помогает привязанность. Чем меньше у ребенка энергии становления, интегративных и адаптивных способностей, тем больше он зависит от привязанности. В пятой главе я разъяснил, что с

Из книги автора

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ Взаимоотношения учителей с учащимися – один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Учитель в принципе достаточно подготовлен к организации и поддержанию таких взаимоотношений, он видит ученика в основной сфере

Оксана Солодская
Общение педагога с родителями

ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ .

Солодская Оксана Сергеевна,

ст. воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7, Муниципальное образование Усть-Лабинский район, ст. Ладожская

телефон : 8(918) 953-88-35

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения, с родителями всегда являлось актуальной проблемой.

Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей одна из самых сложных проблем.

Наблюдая за современными родителями мы выделили три категории родителей :

Равнодушные (стремящиеся быстро передать ребёнка воспитателю утром и также забрать вечером). Например : «Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят : «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду : играют, гуляют, занимаются. А вечером приходят родители и , сказав : «До свидания!» , уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются , не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать , что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так : «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» . Согласитесь картина получилась безрадостная.

Вторая категория родителей относится к конфликтным (постоянно находящие повод для выяснения отношений, предъявления претензий). Такие родители , в большинстве своём жалуются на то, что не могут получить конкретных советов по поводу развития ребёнка, и на безразличное, как они считают, отношение к детям. Например : «Незаинтересованность воспитателя в моём ребёнке» , «Воспитатель не слышит, что я ему говорю о своём ребёнке» . Такие родители находят любой повод для конфликта.

Третья категория родителей вообще не понимают зачем это нужно, заниматься воспитанием ребёнка. Они считают, что компьютер и телевизор заменят всё, и общение , и обучение, и воспитание. Но на самом деле они глубоко заблуждаются.

Так же особые сложности проявляются в общении с молодыми родителями и с родителями из неблагополучных семей. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнёрами в общественном деле воспитания ребёнка.

Хотя в законе Российской Федерации «Об образовании» говориться, что родители «…обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка».

«За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим законом Российской Федерации и иными Федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации».

Но есть родители , которых к сожалению очень мало, интересующиеся вопросами воспитания и обучения детей.

В исследовании Т. А. Даниловой изучался вопрос о том, какого рода помощь хотели бы получить родители и воспитатели друг от друга.

Оказалось, помощь, которую желали бы получить родители от воспитателей , заключается в консультировании по проблемам развития и обучения ребёнка, а также в подготовке детей к школе.

А воспитателям от родителей требуется помощь организационного характера, ещё они хотели бы использовать личные качества родителей , имеющие прямое отношение к осуществлению взаимодействия, такие, как ответственность, обязательность, активность в отношении решения проблем детского сада.

Многие педагоги во взаимодействии с родителями видят прежде всего преодоление собственных трудностей в работе с детьми, поэтому общение с родителями сводится к жалобам на то, как плохо ведет себя ребенок на занятиях, как сложно ему дается тот или иной материал.

Такая позиция вызывает негативное отношение родителей к педагогу ; возможность дальнейшего сотрудничества, как и компетентность воспитателя, вызывает у них недоверие.

Несовпадение запроса родителей и воспитателей приводит к возникновению трудностей в их взаимодействии друг с другом.

Поэтому одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями . Они предполагают наличие высокого уровня взаимного доверия и возможность организовать конструктивный диалог, определять пути эффективной помощи детям. Без партнерства даже самый квалифицированный педагог , использующий самые современные методы, не добьется большого успеха.

К сожалению в своём дошкольном учреждении мы тоже столкнулись с такой проблемой, как общение педагога с родителями .

Наши родители не проявляли никакой активности, мало кто интересовался жизнью ребёнка в детском саду, его развитием, воспитанием, обучением, в основном наблюдалось безразличие.

Общаясь с коллегами по данной теме у нас появилось множество вопросов : как эффективнее построить работу с родителями ? Как найти путь к сердцу родителей ? Как, о чём вести разговор с родителями , когда они утром спешат на работу и когда уставшие возвращаются с работы? Как сделать, чтобы даже в такие минуты они охотно прислушивались к словам воспитателя, проявляли к ним интерес, чтобы изъявляли желание услышать, чем жил ребёнок в детском саду, что нового узнал за день, как проявил себя? Из чего же складывается успех общения ? Кому принадлежит ведущая роль в организации общения ?

Обсуждая с педагогами эту проблему , мы пришли к выводу, что ведущая роль в организации общении отводится воспитателю.

Часто ли мы демонстрируем родителям достижения ребёнка , его положительные качества, веру в его силы и способности? Кого из родителей не обрадуют положительные сдвиги в развитии ребёнка? Возможно, и педагог в такой позитивной роли будет восприниматься как равноправный партнёр в воспитании.

Для создания позитивного настроя, воспитатели нашего дошкольного учреждения подчёркивают позитивную мотивацию родителей , отмечают усилия, которые они прилагают для ребёнка. Например : «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребёнка эмоционально комфортную атмосферу»- говорит воспитатель маме, и она чувствует себя признанной и понятной. Так же педагоги , при общении с родителями акцентируют внимание на воспитательные задачи, которые родитель успешно решил , обращает внимание на позитивные составляющие детско-родительского взаимодействия . Например : «Ваш авторитет для ребёнка очень велик» , «У вас с ребёнком прекрасный контакт, он вам очень доверяет» . Что ещё больше сближает родителей и педагогов в вопросах развития ребёнка.

Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям , что он видит в них партнеров, единомышленников.

Родители должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребёнка. Живёт заботой о нём. Это вызывает у них откровенность, они доверительно рассказывают о своих трудностях, просят совета.

Поэтому педагогу важно вовремя осознать собственные ошибки и трудности, направить усилия на доверительное, безоценочное взаимодействие.

Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребёнку воспитателей. Воспитатели, в свою очередь, не должны торопиться с оценками в его развитии. Не использовать выражения типа «ваш Саша» , «ваш ребёнок» , подчёркивая отстранённость от проблем воспитания.

Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями , например : «Галина Алексеевна, Митя придумал сегодня интересную игру, подойди, расскажи маме, во что мы играли».

Родители и педагоги должны иметь возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.

Как заинтересовать родителей жизнью детей в детском саду?

Прежде всего, в часы приёма и ухода детей домой воспитатели в нашем дошкольном учреждении систематически стали делиться с родителями новостями о жизни их детей в детском саду. Так, наблюдая за общение воспитателя средней группы с родителями , я услышала как воспитатель рассказывала родителям о том , каких успехов сегодня добились дети : «Лёша сегодня научился завязывать шнурки. Теперь и дома ему не понадобиться ваша помощь»; «Оксана старательно и аккуратно стала рисовать красками. Особенно ей нравиться накладывать кистью узор на рисунок. Посмотрите, вот её работы», «Саша уступил сегодня игрушку Алёне. А в дверях пропустил девочек. Поддерживайте, пожалуйста, у него этот навык культурного поведения». Советовала как поддерживать интерес ребёнка, желание научиться чему-то новому, добиваться своих целей.

Утром, родительнице , которая не вовремя приводила ребёнка в детский сад, тем самым нарушая режим, она тактично сказала :«Пожалуйста, приводите Юлю утром пораньше, чтобы она успевала на зарядку. Ведь это даст ей бодрость и здоровье».

Было заметно, что постепенно у родителей начинал появляться интерес к содержанию жизни детей в детском саду, всё чаще они стали останавливаться у стенда «Для Вас, родители » и интересоваться жизнью ребят в детском саду.

Педагоги нашего детского сада серьёзное внимание уделяли информационному материалу, особенно рубрике «О наших детях» . Так воспитатели старших групп помещали следующую информацию : «На этой неделе учили с детьми стихотворение М. Волошин «Осенью» . Все дети запомнили его. Громко, выразительно читают Юля П., Лёша А., Ярослав З., Полина Г. Попросите детей дома прочитать это стихотворение», или : «Посадили с детьми горох, бобы, лук. Все дети знают теперь, как надо сажать семена, чтобы из них выросли растения. Поддерживайте, пожалуйста, у детей интерес к

Консультация для воспитателей

«Общение педагога с родителями»

План:

  1. Проблемы взаимодействия
  1. Сферы возникновения трудностей во взаимоотношений;
  2. Представление об идеальном воспитателе и идеальном родителе у воспитателей и родителей;
  3. Представление родителей и педагогов о важности семейного и общественного воспитания.
  1. Приоритетное направление работы;
  2. Позиции общения.
  1. Рекомендации по организации взаимодействия.

Семьи, в которых проживают и воспитываются дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения, довольно неоднородны, что проявляется в социально – экономических условиях жизни семьи, в образовательном уровне современных родителей, в их информированности по проблемам воспитания.

Дети, воспитывающиеся в семьях с большим достатком, только на первый взгляд кажутся благополучными (хорошо одеваются, разнообразие в еде, много игрушек), где женина одновременно мать и бизнесвумен, внимание к ребенку с ее стороны часто оказывается ограниченным. Таких детей воспитывают бабушки и дедушки или гувернантки. Из-за этого такие дети постоянно испытывают дефицит в общении с родителями. Так возникает отчуждение.

В семьях, где муж способен материально обеспечить семью, он практически не принимает участия в воспитании ребенка. Матери в таких семьях чаще всего домохозяйки. Они по – разному подходят к воспитанию ребенка. Если мать больше занята собой, происходит полное устранение от вопросов, связанных с личностным развитием ребенка. Для других воспитание ребенка является единственным способом саморегуляции. Чрезмерная опека приобретает уродливые формы и отрицательно влияет на здоровье и развитие ребенка.

В семьях с низким достатком существуют другие трудности. эти люди чаще всего остаются верными своему профессиональному выбору и ищут иные источники дохода. Такие родители характеризуются повышенным уровнем тревожности, связанным с нереализованными потребностями из – за нехватки денег. Дети в этих семьях лишены возможности носить красивую одежду, у них ограниченное количество игр и игрушек. Их родители не могут посещать мероприятия, проводить отпуск.

  1. Сопоставим сферы в которых родители и воспитатели хотят получить помощь друг от друга.

А. перспективы развития и обучения ребенка (подготовка к школе, интеллектуальное развитие ребенка, дети левши и др.)

Б. ситуативные поводы, связанные с поведением и обучением ребенка (чем ребенок занимался, как кушал, как спал и др.)

В. Организационные поводы (оплата за посещение, выучить стихотворение, помощь по группе и др.)

Основные поводы: - ситуативные

Организационные

Гораздо реже они взаимодействуют по поводу перспектив развития и обучения ребенка, а так же вопросов, выходящих за пределы того, как ребенок провел день в детском саду.

  1. Многие родители заинтересованы в воспитании ребенка, что он им не безразличен, и то же самое можно сказать и о воспитателях, то есть отчуждение ребенка от семьи и детского сада нельзя считать причиной трудностей во взаимодействии родителей и педагогического коллектива ДОУ.

Хотя обе стороны заинтересованы в детях, в их воспитании, они не представляют это воспитание как совместное, осуществляемое в ходе сотрудничества. Отсутствие стремления к сотрудничеству может быть может быть связано с различным представлением о важности воспитательных функций, выполняемых другой взаимодействующей стороной, и стремление взять все воспитание и обучение ребенка на себя каждой из взаимодействующих сторон.

Таким образом, можно предположить, что, с одной стороны, семья недооценивает роль дошкольного учреждения в процессе воспитания ребенка, а с другой стороны – педагогический коллектив дошкольного учреждения недооценивает роль семьи.

  1. Воспитатели оценивают важность почти всех воспитательных функций семьи ниже, чем воспитательных функций детского сада (готовность к школе, развитие дисциплины, общение со сверстниками).

Родители более высоко оценивают роль детского сада по сравнению с семьей в таких сферах, как подготовка к школе и общение со сверстниками. В остальных сферах оценка родителями воспитательных функций семьи и детского сада приблизительно одинаковы.

Исключением является только индивидуальное развитие ребенка. Важность семьи в выполнении этой функции родители и педагоги оценивают одинаково высоко. Воспитательные функции детского сада и семьи родители оценивают выше, чем воспитателя.

  1. Взаимодействие педагога и родителей.
  1. Работа с семьей, ее привлечение к жизни детских групп, выращивание общности, возникшей в первые же дни между родителями и педагогами – одно из самых приоритетных направлений в работе педагогического коллектива. Пока не сложилась это общность, родители и педагоги чувствуют себя не столько единомышленниками и сотрудниками, сколько оппонентами, находящимися по разные стороны своеобразной баррикады, которую нередко обозначает входная дверь в группу. Дети рано усваивают, что одно годится для детского сада, а другое только для дома, что в одном из этих мест можно позволить себе то, о чем в другом и подумать страшно.

Для того, чтобы мама захотела выяснить с педагогом действительно волнующий её вопрос, обсудить с ним свои семейные сложности, нужно, чтобы она доверяла ему как специалисту, обладающему знаниями, которых у нее нет, и личностно как тактичному и доброжелательному человеку, который ни при каких обстоятельствах не злоупотребит ее доверием. Завоевать такой авторитет нелегко.

Для того, чтобы создать такую общность, необходима специальная целенаправленная работа, в которой используются самые разные формы общения. Важен характер семьи (их состав, внутрисемейные отношения, культурный уровень, материальный достаток и т.д.). С другой стороны важны личные и профессиональные особенности педагогов, которые строят общение с семьей. Как выглядит педагог – скромный и застенчивый человек, не уверенный в себе, или мягким, но уверенным, излишне самоуверенным, всегда имеющим на все готовый ответ.

  1. Например, для того, чтобы мама ребенка уверилась в том, что воспитателю действительно небезразличны проблемы ее сына или дочки, воспитатель должен войти в ее, мамин смысловой контекст. Нужно внимательно выслушать или тактично расспросить ее, воздерживаясь от оценочных высказываний, как бы принять на время точку зрения рассказчика. Вполне возможно, что, только основательно вникнув, воспитателю удастся разглядеть в том, что на первый взгляд казалось ему неприемлемым, свою правоту, а вместе с ней и возможные пути выхода. Это использование позиции «снизу» в общении с мамой ребенка. В это время общность между родителями и педагогом налаживается почти автоматически, после такого предметного общения им будет гораздо легче обсуждать любые проблемы ребенка и его семьи.

Позиция «сверху». Педагог, видя суть проблем развития ребенка и пути их разрешения, обладая при этом в глазах родителей определенным авторитетом, может в процессе беседы с ними разъяснить им их ошибки, предложить изменить меры воздействия на ребенка, а так же конкретные приемы и способы взаимодействия с ним.

Но совершенно ясно, что для того, чтобы родители приняли эти советы, нужно обязательно сохранять в качестве основного тона личностного взаимодействия позицию «рядом», «вместе». Утеря ее грозит невозможностью влиять на мнение и поведение родителей в отношении ребенка.

  1. Рекомендации по организации взаимодействия:

Формы работы: беседы, консультации, лекции, собрания, родительские семинары. Важным условием для построения полноценного общения педагогов и родителей является принципиальная открытость детских групп для родителей, которые могут в любое удобное для них время приходить туда, участвовать в их жизни, общаться с детьми и педагогами.

Празднование дней рождений и именин, еженедельные пятничные «чаи» в каждой группе, на которых родителям рассказывают и показывают все, что произошло в группе за неделю, и участие родителей во всяких событиях и праздниках и их помощь в подготовке и проведении таких событий.

Регулярно сообщать родителям даже о незначительных достижениях ребенка, показывая его поделки, обращая внимание на их достоинства, воспитатель приучает родителей следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них.

Регулярно предоставлять информацию о содержании учебных занятий и достижениях детей. Воспитатель помогает родителям быть внимательными к интеллектуальному развитию детей, осознать свою роль в этом процессе.

Жалуясь на плохое поведение ребенка, воспитатель мешает установлению доброжелательных отношений между родителями и детьми.

Сводя общение с родителями до минимума, сообщая лишь об административно – хозяйственных нуждах, воспитатель не может расположить их к диалогу и сотрудничеству и тем самым, в конце концов, лишает учреждение родительской поддержки. Кроме того, у родителей складывается мнение, что они нужны только для «поборов» и «черной работы».

Избегая общения с родителями, воспитатель вызывает настороженность со стороны родителей и провоцирует агрессивность по отношению к ДОУ.


Раткевич Татьяна Ивановна
воспитатель
ГБОУ школа №242

Типичное общение педагога с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями. Чаще всего это монолог педагога, состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства родителя, возникающие от подобного «общения», не способствуют возникновению желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же ребенка. Контакт между воспитателем и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель - хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями. Для этого педагогу необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их судьбой, как и родители. Основным средством установления контакта с родителями для воспитателя является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям. Поэтому воспитателю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей.
Первое правило. В основе работы педагога с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе педагога, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категоричных «должны», «обязаны» - исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений педагогов и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у педагогов, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.
Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Но по роду своей деятельности педагог должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший воспитатель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. Индивидуальное общение. При общении с родителями педагог должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей.
Поэтому при подготовке к беседе с родителями воспитатель должен хорошо продумать:
1) цель;
2) содержание беседы;
3) манеры поведения, стиль речи, одежды, прически. Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего специалиста.
Может быть два варианта такого общения:
1) по инициативе педагога;
2) по инициативе родителей.
При проведении беседы с родителями по инициативе педагога должны учитываться постановка психологической цели. - Что я хочу от родителей? (Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельность?) При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение воспитателя и семьи.
· Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги! · Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. · Четко определите тему и придерживайтесь ее. · И последнее. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом, поэтому информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам.
Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны воспитателей, и со стороны родителей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что «детский сад всему научит», и их основная обязанность теперь - обеспечивать материальное существование своего чада. Негативные же отношения могут произрастать из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с дошкольным учреждением родителей или их знакомых.
Другая причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. И когда воспитатель говорит о ребенке, делает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно полагает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Причем как оказывается, у воспитателей возникает похожая ситуация, когда они воспринимают родителей как неких инспекторов, которые ежедневно ходят и проверяют их работу.
Многие воспитатели высказываются о трудностях работы с родителями. Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Нкоторые признаются, что «тушуются» перед родителями, т.к. неуверенны в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе.
Как же надо строить своё общение с родителями?
В первую очередь, надо для себя уяснить, что фундаментальным основанием взаимодействия воспитателя и родителя является уважение. Уважение к родителям - безусловно и нетленно. Оно не исключается никакими обстоятельствами, не уничтожается даже при условиях низкого поведения родителей. Оно фундаментально - следовательно, его разрушение грозит гибелью всему сооружению взаимодействия.
Уважение к педагогу - другая сторона фундаментального основания. Но и эта другая сторона зависит больше от тактики поведения педагога, чем от воспитанности и культуры родителей. Уважение к себе педагог тоже строит самостоятельно, опираясь на психолого-этические нормативы, направляя поведение родителей, инициируя культурные формы, поддерживая родителей незаметно в наилучших и тонких направлениях. При этом педагога заботит не столько само уважение к нему лично, сколько общее уважение к человеку и педагогу, к детскому саду.
Иногда между воспитателями и семьей складываются отношения, которые нельзя охарактеризовать как дружеские. Конфликтные ситуации происходят из-за нарушения этики. Когда правила этики нарушают работники детского сада - это непрофессионально. Родители болезненно реагируют на любую фальшивую ноту в тоне педагога, на каждый ошибочный нюанс в его поведении.
Одно из главных правил общения педагога с родителями гласит: какие бы родители ни были, к ним всегда нужно обращаться по имени и отчеству.
При проведении бесед с родителями, где бы они не проходили - в домашней обстановке, с глазу на глаз или на родительском собрании - рекомендуется следующее:
— уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение и учебу ребенка, требовать улучшение положения (тогда как родитель в своей беспомощности даже не знает, как это положение исправить), но давать педагогические советы и рекомендации, причем эти советы надо дать так, чтобы родители их принимали;
— надо избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают это как критику в свой собственный адрес;
— уметь выслушать критические замечания родителей в свой адрес и адрес своих коллег, правильно взвешивать их обоснованность;
— избегать сравнения с другими детьми и другими семьями;
— начинать беседу следует с освещения положительных моментов, чтобы таким образом повлиять на отношение родителей ко всему дальнейшему разговору.
Нельзя допускать, чтобы педагог беспардонно вмешивался в семью, раскрывая ее тайны, становясь наблюдателем ее интимного мира, появляясь в качестве судьи и оценщика тонкого и сложнейшего социально-психологического феномена.
Давайте остановимся на правилах общения воспитателя с родителями.
1. Не выносить суждений. Педагогу необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
2. Не проповедовать. Абстрагированные воззвания типа «Ваш родительский долг обязывает…», «Вы как родители должны…» не воспринимаются родителями как важные, потому что эти призывы не ассоциируются с конкретными педагогическими ситуациями.
3. Не поучать. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
4. Не приказывать. Воспитателю необходимо помнить, что любые слова, которые содержат разного рода обязательства, могут вызвать протест. Общаясь с родителями, следует отказаться от фраз типа «вам обязаны», «вам нужно», «вы должны» и т.п., так как естественной реакцией на эти утверждения могут стать слова родителей: «Я вам ничего не должен. Это мой ребенок, и я буду поступать так, как сочту нужным!»
5. Не угрожать. Педагог не должен забывать, что любая угроза - это признак слабости, а угроза со стороны воспитателя - это еще и свидетельство педагогической несостоятельности и некомпетентности. Угрозы или ультиматумы со стороны педагога - это провокация конфликта. Фразы, построенные по модели «Если Вы не сделаете того-то и того-то, то…», являются свидетельством неумения воспитателя аргументировать свою педагогическую позицию, о непонимании ситуации, об отсутствии дипломатических навыков общения с родителями. Угрозы со стороны воспитателя в общении с родителями препятствуют установлению взаимопонимания между семьей и дошкольной организацией.
6. Не ставить «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы педагога должны быть корректны. Категоричные высказывания типа «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против воспитателя.

7. Не выпытывать. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся воспитательно-образовательного процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.

8. Не разглашать «тайну». Педагог обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
9. Не оправдывать и не оправдываться. Воспитатель, выстраивая свои отношения с родителями, должен занимать четко выраженную позицию, не оправдывая отрицательных поступков ребенка и не оправдываясь в своих действиях в рамках педагогического процесса, так как соглашательская позиция педагога может сделать существующую педагогическую проблему менее значимой для родителей.
10. Не провоцировать конфликты. Педагог избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.
И ещё. Хочется остановиться на таком вопросе в общении педагога и родителей, как воспитание культурного человека. Очень важно помочь родителям понять, что их ребенок должен вырасти культурным человеком, ибо некультурный ребенок - это, в итоге, несчастный человек в будущем.
Для этого можно использовать бытовую аналогию «сорняки и культурное растение». Такая аналогия проста, доступна, образна, опирается на большой практический опыт родителей, работающих на огородных участках.
♦ Сорняки производит сама природа - культурное растение выращивают специально, возделывают.
♦ Сорняки растут быстро - культурное растение медленно.
♦ Сорняки растут густо, «вместе» — культура требует прореживания, чтобы каждая особь имела пространство.
♦ Сорняки стойко выносят превратности судьбы - культурные растения гибнут и чахнут без необходимых условий.
♦ Сорняки не нуждаются в уходе - культура требует постоянной заботы садовника, огородника.
♦ Сорняки захватывают территорию, уничтожая слабые растения, культурные посадки не обладают такой агрессией к «соседям».
♦ Сорняки чрезвычайно активно размножаются - выходить новые культурные растения трудно и сложно, не всегда удается, необходима помощь человека в размножении культуры.



Рассказать друзьям