Психологические образы: кошки. Образ кошки в славянской мифологии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Плохой знак, к драке, ссоре.

Котята - к прибыли.

Ласкать кошку - недоверие, сомнения.

Кошка идет вам навстречу, дорогу перебегает - к встрече с врагом, неискренним человеком.

Ласкающаяся кошка - к несчастью в доме хозяина кошки.

Истерически мяукает кошка - просьба о помощи, которую трудно выполнить.

Слышать кошачье мяуканье - получить лицемерные уверения в любви.

Слышать мяуканье кошки, не видя ее - к обману.

Укусила вас или поцарапала кошка - клевету или обиду ее хозяев на вас.

Укусила кого-то или поцарапала кошка - к легкому недомоганию, вашей обиде на этого человека.

Поймать кошку - открыть сплетни.

Игры кошачьи - к неприятностям в личной жизни, выявлению врагов.

Драка кошачья - к переживаниям.

Играть с кошкой во сне - к неверности.

Черную кошку - к злу от неизвестного врага.

Мертвую кошку - к исчезновению неприятного вам человека.

Удавленную кошку видеть - ваш образ жизни приведет к плохим последствиям.

Вред, боль кошке причинять - иметь нечистую совесть.

Кошка приснилась мужчине - за ним «охотится» какая-то девушка.

Кошка приснилась женщине - к появлению сильной соперницы.

Мышь кошка ловит - к большой прибыли, богатству.

Толкование снов из Сонника XXI века

Подпишись на канал Сонник!

Подпишись на канал Сонник!

Женщина и Кошка

Она всегда была немного кошкой...
... она любила спать и молоко,
... и под перчаткой каждая ладошка
... скрывала пять изящных коготков...

Древние египтяне обожествляли кошку. По одной из легенд, солнечный бог Ра каждую ночь принимает облик рыжего кота.


Эдвин Лонгсден Лонг (1829-1891)

Дочь бога Ра - Бастет — богиня радости и веселья — изображалась с головой кошки.

В кошачьей упряжке разъезжает Фрейя — богиня любви и плодородия в скандинавской мифологии.

Кошка приносит в дом уют и благополучие.

Свод законов Древней Руси, составленный в XIV веке, включал в себя наказания за украденных животных и возлагал на вора кошки штраф в 3 гривны, что соответствовало по тем временам четырём слиткам серебра более 600 грамм веса. Такой же штраф налагался за хищение трёх скакунов или стада баранов!

Кошки появились среди людей неслучайно, и неспроста они так близки женщинам.


LOUISE DAHL WOLFE

Грация и изящество, ум и находчивость, ловкость и быстрота реакции, великолепная пластика и бесспорная красота, независимость и отстраненность - эти и другие, изначально присущие кошке черты сделали её другом и спутником женщины на все времена.


Madame d"Ora, Autoportrait, 1925


Madame Yevonde, Lady Daphne Finch-Hatton, 1933


Сarole Lombard

Не случайно многие художники используют это сравнение.


Женщина с кошкой. Пабло Пикассо


Ренуар «Девушка с кошкой»


Ренуар. Спящая девушка с кошкой

Гибкость, ловкость кошки создают такие образы-трансформации, как женщина-кошка:

В нашем салоне мы знаем, как сделать «шкурку» гладкой и нежной, «коготки» острыми,…


Фотограф Olivia Graham

И помните, милые дамы:

Кошка всегда грациозна, даже когда просто сидит на диване…


Анна Павлова

(ЦИТАТА СООБЩЕНИЯ БЛОГГЕРА ! Те, кто получает мои посты по подписке в почтовый ящик - а таких более 300 человек, общее число подписчиков сейчас более 1 000 человек - порою не могут отличить, к сожалению, где мои сообщения, а где цитаты сообщений блоггеров. Если идёт цитата сообщения блоггера - вначале сообщения даётся небольшая гиперссылка , указывающая на цитату. Ещё раз обращаю на это внимание, чтобы не было путаницы в этом вопросе. / К слову, в символдраме - направление аналитической психологии - есть мотив "Дикая кошка" , для прорабатывания при помощи образов женственности, инстинктивно-природных иньских качеств. Конечно, не всех аспектов женственности, а определённого архетипического пласта женственности . - Р.Е .)

Изображение дикой и по-домашнему ласковой, хитрой и простодушно изумленной кошки – излюбленная тема многих мастеров. Невозможно обойти вниманием эту грациозную красавицу, не заметить плавных изгибов ее тела, таинственного мерцания глаз, блеска шелковой шерсти. Картины с изображением кошекзанимают целые залы в известных галереях и частных коллекциях, кошачьи скульптуры украшают улицы городов по всему миру. Кошка «гуляет» по открыткам, маркам, календарям, всевозможной домашней утвари, одежде и аксессуарам.

Кошка прокралась в большое искусство лишь в XVIII столетии, однако еще в Древнем Египте хвостатых богинь ваяли из камня, рисовали на стенах и посуде, лепили из глины. Ювелирные изделия, гравюра, мозаика, фигурки из металлов, инкрустированные сердоликом, бирюзой и лазуритом – всюду были кошки. Один из храмов Гелиополиса украшала скульптура кошки – бог Ра в обличии хищного зверя. В зависимости от времени суток глаза кошки сужались или расширялись (видимо, жрецы применяли особый механизм для изменения диаметра зрачков). Каждый час изо рта священного животного струилась вода. Однако поклонение кошке было лишь частью религии. Египтяне славили не саму кошку, а богов, говоря с небесными правителями через священных животных.

Экспонат Лувра: Древний Египет, эпоха ранних династий, глиптика. В центре – око Ра, символ Солнца. По краям – усатые помощницы верховного божества. Нижняя часть – ночь (кошки убивают змея Апопа, символизирующего тьму и мрак), верхняя – утро (ибис в центре – священная птица, символ возрождения, обновления и мудрости).

Расселившись по миру и завоевав любовь самых почтенных особ, для масс кошка все еще оставалась только полезным зверем, оберегающим амбары от грызунов. В средние века, в эпоху религиозных культов, инквизиции и борьбы с надвигающимся на мир дьявольским хаосом, кошка оказалась неугодной человечеству. Изображение кошки в искусстве XVII века – незначительная деталь, скромный фоновый элемент «на задворках».

Экспонаты Лувра

Луи Ленен «Счастливая семья», выставлена в Лувре, написана в 1642 году. Отражает настроение людей того времени: кошка признается частью семьи, вхожа в дом, но держится в стороне.


В конце XVII и начале XVIII веков картины с кошками, искусно дополняющими основной сюжет, обретают все большую популярность: сельские сценки, иллюстрации, игривые кошки в компании детей, ласковые питомицы нежных дам. В середине XVIII века анимализм как самостоятельный жанр начинает покорение Европы. В начале пути это был жанр «второго сорта», существующий скорее ради развлечения, чем ради прибыли. Однако с этого момента сомнений не остается – кошки займут свое место в мире живописи. В XIX веке портер кошки уже не был странностью или блажью богачей – усатая питомица идеально вписалась в быт человека, превратившись из крысолова в нежно любимого члена семьи. Девятнадцатое столетие подарило миру Льюиса Уэйна, Фрэнка Пэтона, Эмиля Брунье и других талантливых живописцев.

Читайте также: Почему в доме не приживаются кошки: разбираемся в реалиях и народных приметах

Работы Барбера

Charles Burton Barber (1845-1894) – почетный член художественного института Великобритании. Его работы украшали дворец Королевы Виктории. Реалистичные, наполненные смыслом картины пользовались невероятным спросом еще при жизни автора. Образ усатых в искусстве, предлагаемый Барбером, абсолютно соответствует истинному облику этих животных. Возможно, в этом и кроется секрет успеха картин британского художника.

Юная девушка и молодая кошечка мраморного окраса. Обе красавицы полны еще несмелой грации, в позах уже отчетливо просматривается изящество, присущее женскому полу. Сакральный смысл – покорись или умри. Взирающий сверху вниз крошечный котенок олицетворяет союз человека и усатой питомицы: лояльная к человеку кошка позволила приручить себя, но осталась непобежденной. Куда более сильный хищник погиб, отказавшись идти на компромисс, и его шкура, брошенная к ногам человека, теперь украшает пол гостиной.

Работы из Голландии

Henriette Ronner-Khip (1821-1909) – потомственная художница из Голландии. Увлеклась написанием кошек в 1870х годах, как раз в то время, когда в ее доме поселилась усатая непоседа. Получала заказы от королей Бельгии, Пруссии, Португалии.

Картина кошка с котятами: теплые тона и мягкие линии, очень «домашняя», умиротворяющая работа.


Charles H. Van den Eycken II (1859-1923) – популярнейший бельгийский художник-реалист. Один из ведущих анималистов XIX века.

Классическая персиянка солнечного черепашьего окраса в окружении книг. Игривая поза, теплая позитивная энергия. Символизирует любознательность кошек и их отношение к жизни – тяга к знаниям похвальна, но через игру и веселье мир познавать куда интереснее.

Читайте также: Кошка как способ избавления от одиночества

Современное искусство

Художники XX века не перестают любить кошек. Картины с изображением кошек становятся максимально реалистичными, мастера добиваются почти фотографического сходства. Многие художники решаются отступить от привычных клише – завоевывают популярность работы, на которых кошка наделена антропоморфическими чертами или выполненные в жанре абстракции, фантазии, карикатуры.

Потрясающая детализация и сочные оттенки приковывают взгляд: медовые глаза, блестящие шерстинки, кокетливая обводка носика, шикарные усищи. Природа показала себя настоящим художником, раскрасив шубку кота Леонардо, Geoffrey Tristram запечатлел великолепие мраморного окраса при помощи кистей и красок.


Mi Chunmao является членом правления Союза Художников Китая. Его работы известны не только на родине, но и во всем мире. Полотна выставляются в престижных галереях, многие работы пополнили частные коллекции. Работакошка с котятами, созданная по технике гохуа – письмо тушью на шелке или бумаге, существует более пяти веков.


Глядя на работы Суэллен Росс, с трудом верится, что картины написаны вручную без помощи компьютерных программ. Суэллен пишет акварелью, использует чернила и цветные карандаши. Ниже – фантастически красивый кот, изумрудные глаза которого полны жизни.


Портрет кошки работы Герберт Сьюзен. Британская художница-самоучка пишет картины, повторяющие сюжеты работ известных мастеров. Прекрасная «дама» в платье небесного тона в оригинале – принцесса Елизавета.

Художники XXI века

Художники рисующие кошек в XXI веке, продолжают экспериментировать не только с жанрами, но и с техникой: принты, компьютерная графика и др. Антропоморфизм процветает: многие мастера делают акцент на сходстве домашних питомцев и их владельцев, по сути – всех людей в целом. На пике популярности легкие, позитивные сюжеты, полные веселья или светлой грусти. Растет интерес к восточным мотивам.

Картины Дебби Кук излучают положительную энергетику, кошки Дебби – ласковые, добродушные, любопытные и веселые. Ее мотивы можно встретить по всему миру на салфетках, кружках, одежде, аксессуарах, посуде. Работает пастелью, акварелью, акрилом, карандашами.

Московский художник Алексей Долотов рисует разных зверушек в собственном, хорошо узнаваемом стиле. Особенно популярны картинки художника Ксенопуса (ник, под которым Алексей общается с пользователями в своем блоге). Романтика, легкость, почти невесомость, нежность.




Эпиграф урока:
Домашний дух иль божество, Всех судит этот идол вещий, И кажется, что наши вещи – Хозяйство личное его.

Слово учителя:

Кошка – удивительное животное, которое живёт рядом с человеком более пяти тысяч лет. Это гордое и независимое, но чуткое и отзывчивое на доброту существо. Именно поэтому кошка не только вошла в мифологию разных народов, но и стала героем многих фольклорных и литературных произведений.

Чтобы более полно исследовать роль кошки в русской культуре, выделим три составляющих: образ кошки в системе народных верований, в народных сказках, в литературных произведениях.

Кот по древнему поверью связан с потусторонним миром, с миром снов и видений. По славянской мифологии, сотворён из рукавицы Девы Марии, "носит сон в рукаве", бережет малых деток и гонит прочь нечисть. Именно поэтому так много колыбельных песен о котах.

Учащийся 6 класса:

У кота ли, у кота
Колыбелька золота,
У дитяти моего
Есть покраше его.
У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.
У кота ли, у кота
Одеяльце хорошо,
У дитяти моего
Есть получше его.
У кота ли, у кота
Зановесочка чиста,
У мого ли у дитяти
Есть почище его,
Есть почище его
Да покраше его.

Учитель:

А сколько загадок, потешек, прибауток, считалок, скороговорок!

Немало примет, связанных с кошками. Ведь кот всегда жил рядом с человеком, и человек всегда мог наблюдать за ним, замечать свойственные только этому животному особенности поведения.

Какие приметы знаете вы?

Ну вот, например: "Кошка чешется (умывается) – гостей зазывает (намывает)", "Кошка на человеке тянется – к обнове", "Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать", "Кто кошек любит – будет жену любить", "Гордому кошка на грудь не вскочет". А еще почему-то в XIX веке русские считали, что если кошка поест вареного гороху, то оглохнет. При помощи кошек пытались предсказывать и погоду: "Кошка крепко спит – к теплу", "Кошка морду хоронит – к морозу или к ненастью", "Кошка скребет пол – на ветер, на метель", "Кошка стену дерет – к непогоде", "Кошка лежит брюхом вверх – к теплу", "Кошка моется, лижет лапу – к хорошей погоде", "Кошка лижет хвост, прячет голову – к ненастью".

Еще в России с кошками связано много пословиц и поговорок: "Кошка да баба – в избе, мужик да собака – на дворе", "Стар кот, а масло любит", "Ложка не кошка, рта не оцарапает", "Сболтнул бы коток, да язык короток", "Не все коту масленица, будет и Великий Пост", "Взяло кота поперек живота", "Что поп, что кот – не поворча, не съест", "Рано пташка запела – как бы кошка не съела", "Кошки грызутся – мышам приволье". (Пословицы в виде раздаточного материала на партах).

Учащийся 11 класса:

Кошка в русской мифологии – одно из самых загадочных животных. По уральским поверьям, таинственная земляная кошка охраняет клады. Ее можно узнать по горящим ушам, которые торчат из-под земли, тогда как саму кошку не видно. Земляную кошку боятся волки, когда она показывает уши, а людям она не страшна, хотя может напугать. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники Хозяйки Медной Горы. С кошкой связано множество суеверий: черная кошка перебежала дорогу – иди другим путем, трехцветная кошка отгоняет нечистую силу, ведьмы могут превращаться в чисто белых или черных кошек.

Попробуем же определить, какие функции выполняет кошка в мифах, сказках, народных верованиях и художественных произведениях.

В славянской мифологии кошка выполняет четыре функции: "кошка-демон"; "кошка-домовой"; "кошка-творец" и "кошка-разрушитель"; "кошка-проводник".

Учащийся 10 класса:

Условно первую группу назовём "кошка-демон". В мифологии кошка выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В ряде случаев кошка выступает в роли ведьмы. В славянской народной культуре результатом действия чёрной кошки чаще всего становится болезнь, порча, сглаз, смерть.

У наших предков, есть цикл сказок об Иване-Кошкине сыне. Кот (иногда – добрый Кот Котович, брат Ивана Царевича) предстаёт в наших сказках так же и в виде страшного, зловещего "Котища-вытращи глазища", угрожающего съесть героя. Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота, как и его следствие – наличие форм, совмещающих элементы кота и человека. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович и др.

Ко второй группе можно отнести те примеры, в которых кошка выступает в роли домового.

Все случаи, которые мы относим к этой группе, связаны с устройством дома, с жизнью в нём и с хозяйством.

На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить "хозяйку" – кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать.

Во Владимирской области издавна в этот обряд вкладывали ещё один смысл: тот, кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А поскольку кошка имеет девять жизней, а не одну, как человек, её и пускали в первую очередь – она возродится к жизни ещё раз. Кошка настолько связана со своим хозяином, что сама может выполнять некоторые его обязанности, а именно: играть роль покровителя дома и скота. В этом ей могут помогать и другие животные.

Учащийся 11 класса:

Третья группа: фигура кошки всегда казалась загадочной и мистической.

Особую функцию имеют кошки, о которых рассказывается в легендах. Образ кошки в славянских легендах достаточно специфичен – это кошка-творец и кошка-разрушитель. Так, существует польская легенда о том, что с тех пор, как коты перевернули возок с ласточкой и поломали ей ножки, ласточка не умеет ходить, а только летает.

В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного кота.

Пушкинский учёный кот, ходящий "по цепи кругом" – милое и безобидное существо по сравнению с его фольклорным прототипом – чудовищным Котом Баюном, который сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и "побивает весь люд".

Кот Баюн – персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя. Образ волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А.С.Пушкиным. Образ кота ученого – неотъемлемого представителя сказочного мира – он ввел в Пролог поэмы "Руслан и Людмила". (учащийся 6 класса читает пролог из поэмы).

Учащийся 11 класса:

Мудрость издавна приписывалась кошке, и это нашло отражение в образах сказочных учёных и сообразительных котов. О ценности кошки свидетельствует и то, что она часто бывает наградой герою сказки за труд или полезным помощником, подсказывающим в беде и избавляющим от несчастий; например, в одной из сказок кот даже учит героя добывать огонь.

В следующей, четвёртой группе кошка играет роль проводника между миром людей и потусторонним миром.

Кошка является и связующим звеном между мирами, и одновременно жертвой. Считается, что злого духа видят все слепорождённые животные. К этой категории, безусловно, относится и кошка. Не видя и не ощущая вокруг нас злых духов, мы никак не связаны с иным миром, в отличие от кошки, которая стоит на границе этих миров и приводит в "наш" мир существ из "иного" мира.

Мир зверей может быть интересен и сам по себе, но в сказках он "одухотворён и домыслен человеческим воображением".

Что бы ни делала кошка, она всё равно старается помочь хозяину. В качестве примера бескорыстной помощи можно привести сказку "Мудрая жена", где человек продаёт кошку на корабль, отправляющийся в далёкую страну, где кошки не водятся. Там она помогает "корабельнику", к которому успела привязаться, убив угрожающих ему крыс только из чувства преданности, не руководствуясь корыстными соображениями. Потом новый хозяин – "корабельник" – продаёт кошку за большую сумму денег. Эта сказка отличается ещё и тем, что здесь кошка не говорит по-человечески, а является просто животным, в то время как в большинстве других сказок она действует как человек.

Плутовские свойства кошки сближают её с лисой. В сказке "Кот и лиса" кот даже женится на лисе, что делает эту пару очень значительной и сильной среди других животных.

Учащийся 6 класса:

У мужика был шкодливый кот. Он надоел мужику, и тот бросил кота в мешке в лесу. Кот стал в лесу жить, и вскоре познакомился с лисой. Он назвался ей Котофеем Ивановичем, и они поженились. Медведь и волк захотели на диковинного зверя посмотреть и принесли коту мясо быка и барана. Сами они рядом схоронились. Кот разодрал всю еду (т.е. съел). При этом он мяукал, да так, что волку и медведю слышалось "мало". Вскоре у волка мышцы болеть стали, и он пошевелился. Кот подумал, что это мышь, и бросился на несчастного. Волк в испуге удрал, а кот прыгнул на дерево. Там медведь сидел. Медведь тоже испугался и убежал, а кот с лисой вместе жить стали припеваючи.

В данном случае мотив помощи кошки кому-либо отсутствует. Какой бы ни была кошка, она совершает все свои поступки обдуманно. Она очень хитра и подстраивает всё так, как ей удобно. И это вновь сближает её с лисой. Но иногда лиса становится врагом кошки. Это видно из сказки "Кот, петух и лиса", где лиса всё время пытается украсть и съесть петушка, а кот всё время спасает его и в конце концов наказывает лису.

В сказке "Баба Яга" кот, принадлежащий самой бабе Яге, помогает героине, попавшей в беду, за её доброту. Несмотря на это, он всё же является личным демоном хозяйки, что в славянской культуре не встречается нигде, кроме сказок.

Кошка может принадлежать злым существам (например, ведьме, бабе Яге), красть что-либо у хозяев, врать, но она всё равно будет помогать или совершать разные другие положительные поступки. Цвет кошки в сказках может быть любым, но если предпочтение оказывается чёрному окрасу, то это свидетельствует о мистических чертах кошки.

Итак, кошка приобретает ещё одну, свойственную ей функцию – "кошка-помощник". Несмотря на это, кошка продолжает оставаться таинственной, непостижимой, так как мотивы её поступков далеко не всегда ясны.

Учащийся 11 класса:

Древнейший литературный жанр, в котором издавна "поселились" кошки, – это басни, начиная с Эзопа. В России басни приобрели популярность со второй половины XVIII века.

Басенные коты олицетворяли такие людские пороки, как хитрость, жадность, коварство: "Свирепый тот мучитель-кот!" (А. Сумароков. "Кот и Мышь"), ":под видом кротости он враг наш" (И. Дмитриев. "Петух, Кот и Мышонок"), ":коты и все умны, но только лицемерны" (А. Измайлов. "Чёрный Кот"), "Что тягостно уму, того не нужно знать" (В. Жуковский. "Кот и зеркало"), "Известных я врагов всегда предпочитаю Друзьям, которые царапать мастера" (В. Пушкин. "Кот и Моська"), "Худые песни соловью в когтях у кошки" и "А Васька слушает да ест" (И. Крылов. "Кошка и Соловей", "Кот и Повар").

Инсценирование басни С. Михалкова "Коты и мыши" учащимися 6 класса:

Кот Тимофей – открытая душа,
Коту Василию принес в зубах мыша:
Кот Васька отмечал день своего рожденья
И принимал преподношенья.
Увидев дичь, что гость ему принес,
Хозяин проурчал, брезгливо морща нос:
"Спасибо, брат! Но только зря старался!
Давно прошли те дни,
Когда мышами я питался...
Уж ты меня, дружище, извини!"
Смущенный гость был удивлен безмерно:
Чтоб кот не ел мышей? Ослышался, наверно!
Хотел переспросить, но... подали обед:
Сметану, масло, сыр, печенку и паштет,
Колбасы всех сортов и даже
Такую колбасу, которой нет в продаже!..
К столу все новые закуски подносили.
Тимошка-кот наелся до ушей.
"Вот так, брат, и живем... – мурлыкал кот Василий, –
Обходимся, как видишь, без мышей!"
Когда бы у меня читатели спросили,
О чем завел я в этой басне речь,
Я им ответил бы, что данный кот Василий
Жрал то, что должен был стеречь!
А этаких котов, не ловящих мышей,
Из кладовых пора бы гнать взашей!

Учащийся 10 класса:

В повестях Н.В. Гоголя "Вечер накануне Ивана Купала" и "Майская ночь, или Утопленница" нечистая сила сама перевоплощается в кошку для нанесения вреда другим. "Привез сотник молодую жену в новый дом свой. Хороша была молодая жена. Румяна и бела собою была молодая жена; только так страшно взглянула на свою падчерицу, что та вскрикнула, ее увидевши... Настала ночь: ушел сотник с молодою женой в свою опочивальню; заперлась и белая панночка в своей светлице. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, – кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, – кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит ее. С криком оторвавши от себя, кинула ее на пол; опять крадется страшная кошка. Тоска ее взяла.

На стене висела отцовская сабля. Схватила ее и бряк по полу – лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в темном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена; на третий день вышла с перевязанною рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха ее ведьма и что она ей перерубила руку".

Кошку-демона мы видим и в повести "Вечер накануне Ивана Купала":
"Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая чёрная собака выбежала навстречу и с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. "Не бесись, не бесись, старая чертовка!" – проговорил Басаврюк: Глядь, вместо кошки старуха, с лицом, сморщившимся как печёное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щёлкают орехи".

В другой гоголевской повести "Старосветские помещики" кошка не является самостоятельным носителем зла, но она предвещает смерть тем, кто привязан к ней. Идиллическая картина поместного быта, споры Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича о достоинствах животных, казалось бы, не предвещают драмы. Н.В. Гоголь подытоживает спор стариков развёрнутой справкой о хищниках-котах, заманивших серенькую кошечку. Символическое значение кошечки связано с мотивом смерти.
"Пульхерия Ивановна заметила пропажу кошки, послала искать ее, но кошка не находилась. Прошло три дня; Пульхерия Ивановна пожалела, наконец, вовсе о ней позабыла. В один день: слух ее был поражен самым жалким мяуканьем. Она, как будто по инстинкту, произнесла: "Кис, кис!" – и вдруг из бурьяна вышла ее серенькая кошка, худая, тощая; заметно было, что она несколько уже дней не брала в рот никакой пищи.
:Пульхерия Ивановна протянула руку, чтобы погладить ее, но неблагодарная выпрыгнула в окошко, и никто из дворовых не мог поймать ее.
Задумалась старушка. "Это смерть моя приходила за мною!" – сказала она сама в себе, и ничто не могло ее рассеять".

Здесь кошка выступает в роли проводника из одного мира в другой.

Таким образом, "в мифопоэтике Гоголя приход – уход животного означает раздел мира на живое и мёртвое".

Сильнейшее развитие в XX веке образ кошки получил в романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова: речь идет о коте Бегемоте. Образ Бегемота – библейский, он появляется в Книге Иова в качестве чудовища, воплощающего Материю. Булгаков дает понять, что за образом сравнительно невинного шута стоит сила, куда более могущественная.

Вообще, образ шута в литературной традиции – фигура непростая и довольно страшная, восходящая к средневековому изображению сатаны. Шут не имеет смысла существовать, поскольку у него нет собственного "Я", нет личности. Он старается продлить свою жизнь за счет пародирования (подражания) другим, но на деле его самость – это только ворох масок.

Собственно, Бегемот (в конце романа он и заявлен как паж, развлекающий Воланда) в "Мастере и Маргарите" только шутит, паясничает, скоморошничает.

Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда.

После просмотра фрагмента фильма реж. Бортко "Мастер и Маргарита" анализ эпизода учащимся 11 класса:

Стихия Бегемота – огонь. В сцене перестрелки в квартире №50 автор ярко указывает на магические умения кота: он вводит в заблуждение сотрудников НКВД, притворяясь мертвым, перед этим Бегемот предостерегает их: "Сижу, никого не трогаю, починяю примус:", когда же они его не слушают, устраивает скоморошью перестрелку, после чего, по стандартной схеме, пожар.

Отдельного разговора заслуживают взаимоотношения Геллы и Маргариты с котом. Издавна русская мистическая мысль приписывает ведьме обладание черным котом как обязательным магическим агентом: кот помогает готовить отвары, охраняет пленников (как и в русских народных сказках; иногда кот помогает пленнице вырваться), добывает нужные травы и грибы.
Бегемот постоянно крутится вокруг Геллы, а на балу – вокруг Маргариты. Булгаков не отходит от русского фольклора в этом вопросе, т.е. используется древний тип "Ведьма с Черной Кошкой".
В последнем полёте перевоплощение этого весельчака-балагура очень необычно (как и большинство сюжетных ходов в этом фантастическом романе): "Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире".
Я думаю, "Московские главы" романа – это репетиция Страшного суда в представлении Булгакова. И Бегемот – мелкий хулиган, превращающийся в жестокого разрушителя – будет на нем не лишним:

Учащийся 11 класса:

Осмыслив роль образа кошки в художественной литературе, приходим к выводу о том, что он не только повторяет известные мифологические и сказочные функции, но и приобретает новую, более значимую, так как становится для человека проводником в жизни, указывающим верный путь. Ни одному другому животному такая роль до сих пор не отводилась. Кошка, выступая в произведениях русской и мировой литературы как олицетворение уюта, тепла и покоя домашнего очага, как воплощение игривости, мудрости или коварства, заставляет нас задуматься о самих себе.
Всмотревшись в образ кошки внимательнее, мы обнаруживаем сходство с человеческим миром.
Поэтому становится понятно, почему в литературе появляются женская и мужская "кошачья" темы. Тем не менее, образ самой кошки всё-таки остаётся таинственным и загадочным.


Прочитала тут ассоциацию =) приятно. Особенно что с сиамской. В детстве я любила животных, возилась с ними, но кота хотела только сиамского. они мне казались аристократическими животными. я прочитала про древность их породы, вообще про их историю - и зажглась. Купили кота, назвали Бермудом. Я его выдрессировала так, что он, как собака прибегал по зову и реагировал на команду "Взять". =) отличное было животное. друзья-школьнички его боялись, а я обожала. потом мы его, правда, в деревню отвезли. и он ходил с войной на лису, хорька и отдубасил всех окрестных котов. так что все правильно.

02/05/03, Серый Кардинал
Неплохо быть в образе кошки. Неплохо нести на себе историю кошачьего рода, быть талисманом древнего египтянина и петь в мюзикле. Неплохо иметь девять жизней в запасе. И неслышно ходить. И видеть в ночи. И смотреть на короля, и гулять самой по себе (это уже кошка Мебиуса получается:)… А ещё неплохо иметь уникальное строение грудной клетки, мурлыкать, шипеть, плеваться через усы, втягивать коготки… Неплохо иметь чутье – и находить свой дом. Плохо одно: если бы я была кошкой, время от времени приходилось бы вылизывать себе зад…

22/08/03, Koroleva
Темные джинсы, черная облегающая тонкая мягкая кофточка... Кошечка. Маленькая черная гибкая кошка - с недоброй и неприятной улыбкой и неулыбающимися хитрыми глазами. Для Хитрой Дряни такое перевоплощение лучше всего. Черная кошка, кошки всегда красивы... И коварны. Жаль, не обладаю зелеными глазами. Черная кошка, которая может перебежать дорогу любому, кто ей не по нраву. Мррр...

10/12/03, Таблетка
У меня будут длинные лапы. Я буду гордой и может по этому меня выгонят из дому. Я буду гулять по улицам, дружить с собаками и иметь кучу поклонников. Я буду шипеть на злых людей и тереться об ноги добрых. Я буду сидеть на подоконнике и смотреть на звёзды, искать на небе знак рыбы и облизываться. Я не буду есть "Китикат" и колбасу. Я буду есть морковку=) Я буду кошкой, которая гуляет сама по себе. Я не буду зависима.

21/12/03, Туу-тикки
Да… Я была бы черным пушистым кошаком, с огромными зелеными глазищами и, может быть, с белой отметиной на кончике хвоста… Маленьким, хулиганистым мяучером. Я любила бы своего хозяина так, как может любить кошка – нежно и преданно, но с достоинством, без собачьего самоотречения. Я бы с благосклонной симпатией относилась бы к друзьям своего человека, но тем кто мне не нравится я гадила бы в ботинки. Я бы любила сидеть на подоконнике и смотреть на уличную суету. А иногда бы мне становилось скучно в четырех стенах и тогда бы я уходила гулять по крышам, но всегда бы возвращалась домой. Я бы любила когда мне чешут пузо и была бы очень разговорчивой кошкой.. Мда...

10/01/05, Natalie Di
А я знаю ту, которая вас ассоциировала... Себя же приодится самой - и могу сказать, я кошачья кошка! Я могу быть Гризабеллой-красавицей и привередой Рам-Там-Тягой, я могу быть мягкой, как Дженнивточку и неуловимой бестией вроде Рыскатиски. И главное для НЕГО я всегда - лапушка-кошка, а это дорогого стоит.

11/01/05, Zwitter
Кошка - это одна из половинок моей "звериной" ипостаси. Я уже писала про это под другим ником - черный котенок с белой отметиной на лбу и кончике хвоста. И это не капризное девичье помешательство на семействе кошачьих. Это - моя сущность. Я мяукаю как кошка, я фыркаю как кошка, я хожу как кошка, я люблю как кошка, я обижаюсь как кошка. Я привязываюсь к человеку как кошка и царапаю тех, кто мне противен как кошка. Я своенравна и непосредственна как кошка. Я ласкова и пушиста как кошка. Я по-кошачьи легко могу влезть куда угодно, а вот спускаться всегда боюсь - как кошка, влезшая на дерево. Я умею плавать, но ненавижу воду и "мокрое" ощущение. Даже друзья мои называют меня кошкой... Вот такая вот шиза...

26/06/06, Лапкин
Гордая, самовлюбленная мявка - хотелось бы быть ею в следующей жизни! Мурчать, когда тебе хорошо, шипеть и царапать врагов, а если большой ахтунг, то сразу на дерево! Кошаки спят, скока хотят и я тоже люблю много спать! Ну почему я не кошка-оборотень, а? Так бы было мне хорошо!

07/07/06, 3 Sofia 3
Именно такой, с ловностью и пластикой пантеры, я себя и вижу. Изящная брюнетка, почему бы и нет? Один мальчик в колледже называет меня именно Киской, а иногда хищнйо Кошкой. Кошки по сути хамелеоны, они умеют меняться - то ласковые, пушистые, труться о ногу, а то дикие, с поднятым хвостом и шерсткой дыбом. Шипят, кусаются, царапают. Я считаю, что тоже могу быть разной. Если сравнивать с животным, то только Кошка!

07/07/06, LasMay
Нет, не мистическая чёрная кошка с изумрудными глазами и с её гибкими движениями. Драная дворовая чёрная кошка. Выйдешь - идёт за тобой следом, привязчивая, заррраза. Ждёт теб, только тебя; смотрит из-под подворотни жёлтым глазом - когда пройдёшь, когда мимо пройдут твои ноги. Пнул её ногой - взвизгнула, отлетела в сторону; а всё равно завтра с утра будет тебя ждать, узнавая по шагам, по запаху. по колыханию листьев и дуновению ветерка, что это идёшь именно ТЫ. Никому не нужная, грязная (кошка ли? собака? фиг поймёшь иногда), в мечтах представляющая тебя своим хозяином; а скажешь, проходя в хорошем настроениии "кис-кис" - год вспоминать будет. Даже мысли тебе в голову не придёт взять её домой; дворовая - она и есть дворовая, а у тебя там ламинат, ковры... Я тебе именно такую кошку напоминаю, правда? Никогда в твоих глазах я не стану домашней кошечкой, могущей тереться о твои ноги, когда ты вечером усталый приходишь с работы... Сорри, понесло.

08/02/07, Darksoul
Какой интересно здесь образ, если с моим случаем меня можно назвать натуральной кошкой: независимый, самодостаточный и самостоятельный гот, который знает, что ему нужно в жизни и практически не спит по ночам, живет и учиться одна в чужом городе. Реально, все в твоих руках, в основном, жизнь, которую можно превраить в сказку любого жанра. Я лучше предпочитаю приключенческий и темный. А лучше практичеки полностью спуститься с небес на землю и наслаждаться жизнью. Она действительно прекрасна, и кто говорил о том, что готы отрицают жизнь и уходят в себя? А насчет кошки, это самые таинственные, ласковые, ловкие и хитрые животные. Так я привыкла слышать от однокурсников:"Кошка". Впрочем, у меня на самом деле чем-то похожие повадки, хотя парня у меня нет, я не интересуюсь ими,но думаю, может я и гетеро. А когда есть самость и деньги, ты свободен, как ветер.

21/04/08, NovemberRain
Кошек любила всегда, хотя в детстве была больна собаками. Кошка - очень аристократичное животное, - гибкое, складное, красивое, независимое. Не зря ведь в Египте их боготворили. Вспомнить хотя бы Басту. Себя ассоциирую с кошкой очень давно, и этот образ пришелся мне по вкусу. Я такая же независимая и элегантная (себя не похвалишь - никто не похвалит:))

21/04/08, ЖИЗНЬ
Даже не представляла. Вообще я кошек люблю, а вот женщин-кошек... Что-то у меня к ним не самое лучшее отношение. Хотя если пофантазировать то почему бы и нет?

08/04/09, trashy
Я похожа на кошку.не внешне конечно.очень люблю рыбу,боюсь собак.я могу сказать человеку то что думаю о нем,и делаю то что захочу.мне иногда это нравится но в основном пугает...

13/11/10, Kitty Catwoman Nya
Потому что я на них очень похожа. Я просто копия женщины-кошки и анимешных нек. Я такая же как и они! Ловкая,сильная,хитрая и милая. Я одеваюсь и крашусь как кошка. А насчет того, что это банальщина я не согласна. Кто сказал, что те, кто говорят что они женщины-кошки, действительно такие? Я наверно единственная,кто на самом деле похож на кошку,остальные себе льстят... Не спорьте со мной))



Рассказать друзьям