Расширенные семьи являются характерным явлением. Расширенная семья

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ФОТО Getty Images

Расширенная, «сложносочиненная» семья на наших глазах становится явлением обыденным, а вот разговорного слова для нее мы еще не придумали. Есть только научное название – бинуклеарная семья, то есть семья с двумя «ядрами» (в отличие от нуклеарной, состоящей из матери, отца и детей). Точных данных о числе таких семей в России нет, и пока можно оперировать лишь косвенными сведениями, например о том, что в нашей стране доля вторых и последующих браков в общем числе регистрируемых союзов составляет около 30% 1 . А доля подростков, которых воспитывают отчимы, выросла с середины 1990-х годов с 8 до 14% 2 .

Психологи говорят о бинуклеарных семьях осторожно. «Выстроить отношения в такой семье непросто», – констатирует Серж Эфез (Serge Hefez), клинический психолог и психоаналитик. «Иногда это хлопушка с (неприятным) сюрпризом», – отмечает психотерапевт Кристоф Форе (Christophe Fauré). Или даже бомба замедленного действия. «Такие семьи выглядят симпатично в фильмах и сериалах, – считает транзактный аналитик Екатерина Игнатова. – В жизни удачные варианты встречаются намного реже». В то же время нельзя не согласиться с семейным психотерапевтом Инной Хамитовой, когда она говорит: «Нравится нам это или нет, но явление существует, и нам придется иметь с ним дело». И консультации психотерапевтов могут быть полезны такой семье.

«Его дети, мои дети, его деньги, мои и наши общие, его бывшая, мой бывший, мое личное пространство, его семья…» Чтобы сочетать все это, нужно быть талантливым жонглером

Рассуждать о подобных кланах и выяснять точки напряжения трудно еще и потому, что по составу они не похожи один на другой. Иногда это соединение двух семей, как у Александры 42 лет и ее ровесника Павла, у каждого из которых в первом браке уже было по двое детей. А, например, для 33-летней Веры и 30-летнего Тимофея брак стал первым. Она была матерью-одиночкой, у него была дочь от подруги, и теперь у них появился общий ребенок. Еще сложней состав семьи у 39-летней Натальи: у нее двое детей от двух предыдущих браков и третий от нынешнего мужа, 49-летнего Филиппа, у которого есть уже взрослая дочь от первой жены.

«Его дети, мои дети, его деньги, мои и наши общие, его бывшая, мой бывший, мое личное пространство, его семья…» Чтобы сочетать все это, нужно быть талантливым жонглером.

Незажившие раны

Главная опасность, которая угрожает благополучию больших семей, это, как нетрудно догадаться, их прошлое. «Проблемы случаются, когда кто-то из бывших супругов не смог пережить развод, продолжает испытывать гнев или депрессию, – объясняет Инна Хамитова. – Среди родственников возникают группы поддержки той или другой стороны, и все оказываются втянуты в конфликт».

«Нередко отношения в таких семьях очень запутанны, потому что бывшие супруги не разрешили каких-то проблем в своих (формально закончившихся) отношениях», – соглашается Екатерина Игнатова. Мужчина испытывает чувство вины, что бросил ребенка, женщина ревнует бывшего мужа к его новой партнерше… «Когда обиды прощены и нет больше претензий друг к другу, мысль, что у бывшего супруга есть новая жизнь, новый партнер, дети, не причиняет боли. И отношения вполне могут быть если и не дружескими, то ровными и спокойными», – добавляет Инна Хамитова.

Новые и старые родители

В разных вариантах «больших семей» у каждого ребенка своя уникальная история и разное число родительских фигур. Некоторые взрослые присутствуют в жизни ребенка постоянно, другие находятся рядом только в выходные и на каникулах. Кто проведет с ребенком новогодние праздники? Как распределить комнаты между детьми: по кровному родству, по половому признаку? Кто за что платит? Кто когда готовит? «В самом начале вопросов было столько, что голова шла кругом», – признается Наталья.

Постоянно возникают разногласия насчет воспитания, планов, времени, которое следует проводить с родными и неродными детьми. И еще это тягостное ощущение вторжения: со стороны чужих детей, с которыми мы проводим больше времени, чем с собственными. «Дочка Тимофея Варя каждый день приходит к нам после школы, и мне приходится делать с ней уроки. Общение с учителями, родительские собрания тоже на мне. Вариной маме некогда заниматься ребенком, Тимофей переживает, но и он слишком занят. Вот и пришлось мне все взять на себя. Честно говоря, делаю это через силу, и к тому же девочка очень избалованная, мне с ней трудно ладить», – жалуется Вера.

Одна из самых больших проблем в таких семьях – установление границ, считает Екатерина Игнатова. «Мачеха, например, не обязана растить ребенка мужа. Это ее добрая воля – пойти навстречу пожеланиям и заняться воспитанием или искать другое решение – найти репетитора, няню. Она должна заботиться о своих границах и не делать того, что ей не хочется». И это, кстати, только на пользу ребенку. При такой запутанной семейной конфигурации ему бывает сложно разобраться: где моя семья, где чужая, кто с кем в каких отношениях? «Поэтому для детей это важный опыт – видеть перед собой взрослых, которые умеют отстаивать свои границы», – подчеркивает гештальт-терапевт.

Появление в своей жизни сводных братьев и сестер ребенок может воспринимать болезненно, и об этом тоже стоит помнить родителям. «В придачу к отчиму или мачехе он получает еще и новых сиблингов, с которыми у него нет общей истории, – отмечает Инна Хамитова. – Это может усугубить соперничество, которое вообще присуще отношениям братьев и сестер. И здесь важно, чтобы родители не сравнивали детей и старались уделить внимание каждому».

«Большая ошибка – ожидать, что дети непременно полюбят друг друга, – добавляет Екатерина Игнатова. – Они должны соблюдать правила общежития и уважать другого просто потому, что живут вместе. Задача родителей – помочь детям построить пусть и формальные, но уважительные отношения»

ФОТО Getty Images

Выход один: разговаривать

Иногда «пересоставленные» семьи ставят себе задачу доказать, что «на этот раз» они добьются успеха, и даже иногда притворяются счастливыми. Трудности, которые стоило бы обсудить, замалчиваются. Между тем конфликты могут быть спасительными – но их тщательно избегают, как будто они предвещают провал отношений.

В «сложносочиненной» семье ничто не происходит само собой, все подлежит обсуждению: место каждого, обязанности родителей по отношению к своим детям и детям партнера, жизненный уклад, помощь бывшим. Нет другого пути, кроме как разговаривать и договариваться, утверждают эксперты. И договор не догма! Если он перестал работать, значит, надо его пересмотреть и заново договориться о правилах.

Создание новой семьи после расставания или развода – тяжелый труд. Но дело того стоит. «Если несколько семейных систем умеют приспосабливаться и взаимодействовать, то это хорошая модель», – считает Екатерина Игнатова. «Дети наблюдают разные типы поведения, они видят, что через трудности можно пройти и жить счастливо, – продолжает Инна Хамитова. – А когда вырастут, у них будет много близких людей, большая система поддержки».

Пока бинуклеарная семья переживает болезни роста, считает Серж Эфез. Страстно увлеченный изучением новых типов семьи, он убежден, что все они со временем оформятся и обретут устойчивость, хотя сейчас «функционируют» с перебоями. Общественное сознание до сих пор воспринимает нуклеарную семью как абсолютную модель. Этот стереотип ставит в сложное положение ребенка, переживающего развод родителей и появление новых партнеров у матери и отца.

«А можно, наоборот, представить ему семью, сложившуюся в результате повторных браков, как потенциальное богатство – сеть дополняющих друг друга взрослых, в которой каждый может дать ему что-то», – убеждает Серж Эфез. Для этого взрослые, оплакав свою первую семью и избавившись от сожалений о ней, должны сами прийти к этому выводу.

Со временем участники бинуклеарных семей осознают, что это было ни с чем не сравнимое приключение, в ходе которого они улучшили свои родительские навыки в общении с разными детьми, развили творческие способности, успешно справлялись с необычным семейным коллективом, укрепили отношения в паре. Павел, муж Александры, говорит, что чувствует гордость, когда весь клан собирается за одним столом: «Это было нелегко, здесь невозможно достичь совершенства. Но в этом столько жизни!»

О чем важно помнить

Поочередная забота о ребенке, распределение бюджета и времени, принципы воспитания и выбор школы... Каждой бинуклеарной семье было бы полезно составить и корректировать собственное «руководство по эксплуатации».

Вот на что стоит обратить особое внимание.

Отдать приоритет паре. Второй брак – это всегда история любви. Ничто другое не может мотивировать нас жить с детьми другого человека и делить с ним его проблемы. Поэтому так важно отводить время, чтобы побыть наедине, восстановиться, набраться новых сил.

Помочь новому партнеру занять свое место. Совершенно необходимо отвести новому партнеру законное место приемного родителя, у которого есть своя воспитательная роль: «Да, это не твой отец (не твоя мать). Но ты должен слушаться и уважать ее (его). Все решения принимаем он (она) и я». Важно правильно выбрать слова («партнер» или «муж» мамы, а не ее «друг»). Нет ничего хуже, чем вставать между приемным родителем и ребенком – вы дискредитируете его. Ни пара, ни семья не перенесут такого удара.

Позволить новой семье существовать. Чтобы новая «ячейка» возникла, чтобы у всех ее членов сформировалось чувство принадлежности к новой семье, нужно время. Придумывайте побольше семейных праздничных событий – они позволят выстроить фундамент из совместных воспоминаний (каникулы, дни рождения, походы в гости, вечера в кино…) Можно создавать ритуалы, например вечерние беседы или совместный просмотр фильмов.

При необходимости обращаться за консультацией. Обратиться за консультацией можно одному или вдвоем. Контакты психотерапевтов и семейных консультантов вы найдете в разделе «Все сервисы/Справочник психологов» на нашем сайте сайт, а также на сайтах Общества семейных консультантов и психотерапевтов supporter.ru, Центра системной семейной терапии family-therapy.ru, Института групповой и семейной психологии и психотерапии igisp.ru.

1 По данным Института демографии НИУ ВШЭ. Подробней см. на сайте hse.ru/demo

2. См. статью Т. Гурко «Семья и родительство в России на фоне постиндустриальных обществ» на сайте Института социологии Российской академии наук isras.ru.

8. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980.

9. Bion W.R. Experiences in Groups and other papers. Tavistock. Reprinted., Routhledge. 1961/1989.

10. Cartwright D. and Zander A. (eds.). Group dynamics. - New York: Harper and Row, 1960.

11. Homans G. Social Behavior: Its Elementary Forms. - Rev. Ed. - N.Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1974.

12. Handbook of Family Measurement Techniques / ed. by J. Touliatos, B.F. Perlmutter, M.A. Straus. - 3-volume set. - Vol. 3. Sage Publications, Inc. 2001-2003.

13. Homans G. C. Social Behavior: Its Elementary Forms. - New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1974.

14. Forsyth D.R. Group Dynamics. 4-th edition. -Belmont, CA: Thomson Wadsworth, 2006.

15. French J. and Raven B. The bases of social power // Studies in Social Power / Ed. D. Cartwright. Ann Arbor, MI: Institute for Social Research. 1959. -

16. French J. P. R. Jr. and Raven B. The bases of social power / D. Cartwright and A. Zander (eds.), Group dynamics (pp. 607-623). - New York: Harper and Row, 1960. - Pp. 607-623.

17. Lewin K. Field theory in social science; selected theoretical papers / D. Cartwright (ed.). -New York: Harper & Row, 1951.

18. Stress and the Family. Vol. 1. Coping with Normative Transitions. Vol. 2. Coping with Catastrophe / Ed. by H.I. McCubbin, C.R. Figley. Brunner. - New York: Mazel Publishers, 1983.

19. Peck M.S. The Different Drum: Community-Making and Peace. - New York: Simon and Schuster, 1987.

20. Schutz W. FIRO: A Three-Dimensional Theory of Interpersonal Behavior. - New York: Holt, Rinehart & Winston, 1958.

21. Tuckman B. Developmental sequence in small groups // Psychological bulletin. - 1965. - № 63. -P. 384-399.

Дудина Светлана Юрьевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ: ЕЁ ТИПЫ И СТРУКТУРА

В статье описаны типы российских расширенных семей, особенности внутрисемейного взаимодействия. Ключевые слова: расширенная семья, типы, структура, взаимодействие в расширенной семье.

На сегодняшний день в практике современной семейной психологии возникла потребность изучения особенностей семей, в которых присутствует и активно участвует в жизнедеятельности третье поколение. Это связано с тем, что в современной ситуации развития общества молодая семья вследствие необеспеченности жилой площадью и высокой занятостью на работе, построением собственной карьеры, вынуждена проживать совместно с бабушками и дедушками (прародителями) и перекладывать на них часть функций по уходу и воспитанию собственных детей. В нашем исследовании была затронута проблема характеристик взаимодействия в расширенных семьях разного структурного состава.

Целью работы было выявить характеристики межпоколенного взаимодействия в расширенных семьях с разной структурной организацией.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты задачи: 1) выявить особенности родитель-

ского отношения к ребенку в расширенных семьях разного структурного типа; 2) изучить представления ребенка о стиле семейного воспитания в разных типах расширенных семей; 3) выявить характеристики взаимодействия родителей и детей в расширенных семьях.

Поставленные задачи решались с использованием следующих методов эмпирического исследования: опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ); методика «Родителей оценивают дети» (РОД), методика «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР).

Результаты исследования подвергались качественной и количественной обработке с помощью стандартизированного компьютеризированного пакета программ SPSS 11.5.

Выборку составили 360 человек: школьники, обучающиеся в старших классах школы-гимназии.№15 г. Костромы (средний возраст 16 лет), их родители и прародители. В соответствии с целью и задачами работы выборка была поделена на

© Дудина С.Ю., 2011

2 группы. Первую группу составили 30 семей, в составе которых есть ребенок, мать, отец, бабушка и дедушка - полные расширенные семьи. Вторую группу составили 15 семей, в составе которых отсутствуют отец и дед - неполные расширенные семьи.

В результате исследования мы пришли к следующему:

1. В расширенных семьях возможны два варианта отношения родителей к подростку (по результатам методики АСВ) как гиперпротекция Г+(х =4,6), так и гипопротекция Г- (х =5,1) в особенности со стороны отца. В первом случае преобладает повышенное внимание родителей к интересам и потребностям детей, преувеличенное представление о роли воспитания и опеки для гармоничного развития личности ребенка и его социальной успешности. При этом родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, оправдывая свои действия желанием дать ребенку как можно больше возможностей для проявления и развития его исключительности (шкала «потворствование» R=0,55 при р<0,04). Но одновременно с этим родители предъявляют к нему огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность (шкала «чрезмерность требований, обязанностей» R=0,74 при р<0,03), что связано с проявлением неустойчивого стиля воспитания (шкала неустойчивого стиля воспитания R=0,59 при р<0,01).

Во втором варианте по (шкале гипопротекция) родители не уделяют должного внимания ребенку, не считают его «центром» своего существования. Особенно такое отношение к ребенку свойственно отцам (х = 5,1). Матери при этом предпочитают видеть в своих детях мужские качества, такие как самостоятельность, твердость характера и воли (шкала «предпочтение мужских качеств»). Родители склонны обходиться без наказаний, не придают им воспитательного значения (шкала минимальность санкции х = 3,7). Чаще в таком варианте взаимоотношений прослеживается у родителей-отцов чувство воспитательной неуверенности, собственной родительской некомпетентности, что в свою очередь отдаляет отцов от воспитательного процесса и участия в жизни детей (шкала воспитательная неуверенность х = 2,5).

Необходимо отметить, что прослеживаются значимые различия в характере отношения роди-

телей к ребенку в полных и неполных расширенных семьях. В неполных расширенных семьях преобладает расширение сферы родительских чувств (шкала «расширение сферы родительских чувств» г = 4,4; и=35 при р<0,0001), что обусловлено главной особенностью таких семей - отсутствием отца. При этом матери достаточно глубоко концентрируются на своем ребенке, отношения с ним становятся исключительно важными для матери, заменяя собой отсутствие супружеских отношений. При этом чаще всего данный тип отношений сочетается с потворствующей гиперпротекцией (шкала «гиперпротекция» х Г+ =5,4, шкала «потворствование» х У+=5,7, шкала «минимальных санкций» х С-=3,4). Однако возможен и другой вариант отношения матери к ребенку в неполной расширенной семье - доминирование матери (шкала «доминирование» и=54 при р<0,01), чрезмерность применения различного рода санкций (шкала «чрезмерность санкций» и=60 при р<0,03) и предпочтение в ребенке детских качеств (шкала «предпочтение в ребенке детских качеств» и=64 при р<0,04), что может быть связано с неуверенностью матери в своих силах и способностях контролировать и управлять поведением повзрослевшего ребенка. Данный вариант отношения матери к ребенку отмечается в случае неразвитости у нее родительских чувств (шкала «неразвитости родительских чувств» R=0,54 при р<0,01).

2. Восприятие детьми отношения родителей также имеет двойственный характер (по результатам методики РОД). Невысокий уровень родительской протекции (шкала «гипопротекция» в методике РОД х = 4,8) в сфере воспитания воспринимается подростком как проявление высокого уровня развитости родительских чувств, чуткости родителей и открытости в отношениях с ним, попытки построения демократичных взаимоотношений. Однако подростки остро реагируют и на любое проявление гиперпротекции (шкала «гиперпротекции» х =4,2), на попытки родителей ограничить их свободу, что, скорее всего, обусловлено стремлением к эмансипации в данном возрастном периоде, к отстаиванию своей самостоятельности и независимости.

Потворствование со стороны матери (шкала «потворствование» - методика АСВ), некритичное удовлетворение потребностей ребенка воспринимается подростками как результат вынесения конфликта в супружеских отношениях в сфе-

ру воспитания (шкала «вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания» - методика РОД), разногласий в воспитательных позициях со «строгим» супругом ^=0,4 при р<0,01).

Отсутствие запретов со стороны матери, контроля за его жизнью (шкала «недостаточность запретов» - методика АСВ), минимальность применяемых санкций отцом (шкала «минимальных санкций» - методика АСВ), удовлетворение его потребностей и всевозможных желаний родителями (шкала «потворствование» - методика АСВ), воспринимается подростком как возможность отстранения от семейных дел и обязанностей, некоторой вседозволенности (шкала «недостаточность обязанностей» - методика РОД R=0,4 при р<0,01).

Гиперпротекция, потворствование желаниям подростка и небольшое количество применяемых санкций со стороны отца (шкалы по методике АСВ) воспринимается подростком как результат неустойчивого стиля воспитания и неразвитости

родительских чувств (шкалы по методике РОД R=0,4 при р<0,01).

Необходимо отметить, что в расширенных семьях полного типа отношения с отцом вопри-нимаются подростками намного ярче и эмоциональнее, чем с матерями. Возможно, это связано с тем, что подростки чувствуют некоторую степень неудовлетворенности отношениями с отцами, т.к. у последних прослеживается стремление избежать активного участия в процессе воспитания (доминирование гипопротекции и неразвитости родительских чувств по методике АСВ).

На уровне различий первой и второй группы можно сделать вывод, что в полных расширенных семьях подростки наиболее остро воспринимают игнорирование собственных потребностей со стороны матерей (и=157 при р<0,1), чрезмерность запретов (и=151 при р<0,07) и санкций (и= 160 при р<0,1). А в неполных расширенных семьях подростки ощущают на себе проявление безграничности материнских чувств, гиперопе-

По ВРР

1 фактор 2 фактор 3 фактор 4 фактор 5 фактор

Дистанция-близость (оценка матери) 0,6 Сотрудничество (отец) 0,6 Дистанция-близость (оценка отца) 0,7 Сотрудничество (мать) 0,6 Автономность-контроль (оценка матери) -0,66

Отвержение-принятие (оценка матери) 0,8 Последовательность (отец) 0,7 Сотрудничество (оценка отца) 0,7 Автономность-контроль (отец) 0,7 Последовательность (оценка матери) 0,5

Сотрудничество (оценка матери) 0,75 Мягкость-строгость (бабушка) -0,6 Удовлетворенность (оценка отца) 0,5 Дистанция-близость (бабушка) 0,7 Мягкость-строгость (оценка отца) - 0,7

Отвержение-принятие (оценка отца) 0,7 Конфронтация (бабушка) -0,6 Требовательность (отец) -0,52 Отвержение-принятие (бабушка) 0,6 Автономность- контроль (оценка отца) - 0,6

Требовательность (мать) 0,6 Автономность-контроль (дед) 0,67 Тревожность (мать) 0,5

Дистанция-близость (мать) 0,7 Отвержение-принятие (дед) 0,52 Последовательность (бабушка) 0,58 Сотрудни- чество (бабушка) 0,7

Отвержение-принятие (мать) 0,6 Сотрудничество (дед) 0,6

Отвержение-принятие (дед) 0,56 Последовательность (дед) 0,5

Сотрудничество (дед) 0,51 Удовлетворенность (дед) 0,6

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

ки с ее стороны, отсутствие критичности в оценивании собственного ребенка и минимальности применяемых санкций.

3. Результаты, полученные в ходе обработки данных опросника И.М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребенок», позволили проанализировать характер межпоколенных отношений в расширенных семьях. В результате факторизации данных нами были получены 5 групп объединенных переменных, дающие представление о возможных вариантах взаимодействия трёх поколений в семье.

Первый тип взаимодействия был условно назван «конструктивная близость с родителями при благоприятных отношениях с прародителями». Для данного типа взаимодействия характерна эмоциональная близость ребенка с матерью, проявляющаяся в желании подростка делиться своим внутренним миром, своими переживаниями с ней и готовностью матери в свою очередь воспринимать и адекватно реагировать на проявления чувств подростка. При этом поведение матери ребенок воспринимает как принимающее, он знает, что его ценят и любят такого, какой он есть. Он считает себя полноправным членом семьи, его права уважают, считаются с его точкой зрения. Одновременно с этим родители считают себя достаточно требовательными, и возлагают определённую долю ответственности на ребенка за его собственные действия и решения. При этом отношения с прародителями также носят благоприятный характер. Особенно прослеживается участие деда в воспитании ребенка. Сотрудничество с внуком, эмоциональные и в тоже время уважительные отношения являются благоприятным условием для гармоничного развития личности подростка.

Второй тип - «Мужское доминирование» -характеризуется преобладанием взаимодействия ребенка с членами семьи мужского пола. Отец и дед принимают активное участие в жизни подростка, отец уверен в своих воспитательных возможностях, он последователен в своих действиях, ребенка он воспринимает как полноправного партнёра, дед в свою очередь берет на себя контролирующие функции, но испытывает некоторую степень тревоги в связи с возложенными на него обязанностями.

В третьем типе взаимодействия - «Партнерские отношения с отцом при минимализации отношений с матерью» - прослеживается скрытый конфликт. При развитых партнёрских отношениях подростка с отцом, они не имеют согласия в определенных жизненных ситуациях, их взгляды и представления о жизни расходятся. При этом наблюдается высокий уровень тревожности у матери, она обеспокоена сложившейся семейной ситуацией.

При четвёртом типе взаимодействия - «Эффективная близость с прародителями при благоприятствовании родителей» - подросток эффективно взаимодействует с прародителями. Как бабушка, так и дедушка стремятся к общению с внуком, активно участвуют в его жизни, выполняют социализирующую функцию. Отношения с ними у подростка тёплые и доверительные. Родители также играют важную роль в жизни ребенка: отец выполняет контролирующую функцию, мать способствует эмоциональному благополучию.

Пятый тип «Либерализм в отношениях с родителями при минимализме отношений с прародителями» характеризуется большой степенью противоречивости и нестабильности во взаимоотношениях членов семьи. Роль прародителей минимизируется, а родители в свою очередь планомерно стремятся привить подростку самостоятельность, в связи с чем стараются не вмешиваться в дела ребенка, избегают применения строгих мер по отношению к нему, не принуждают его к чему-либо. Такой тип взаимодействия может способствовать преждевременной автономизации подростка.

На основании полученных результатов можно говорить о сложных и разноплановых взаимоотношениях в расширенных семьях как полного, так и неполного структурного типа. Однако в семьях с отсутствием отца и деда наиболее явно выявляется тенденция построения взаимоотношений, способствующих формированию психологической созависимости сразу трёх поколений. Характеристиками таких отношений являются «тревожный контроль», «гиперопека», «симбиотическая связь». В семьях полного структурного типа чаще прослеживается преждевременная автономизация детей, демократизм в отношениях и перекладывание родительских функций на плечи прародителей.

семейная структура, включающая кроме нуклеарной семьи (супругов и их детей) других родственников: дедушку, бабушку, дядю, тетю, внуков, двоюродных братьев и сестер.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ

EXTENDED FAMILY) Расширенная семья традиционно определяется как социальная единица, включающая родителей и детей, а также других, более дальних родственников - возможно, бабушек и дедушек или дядей и тетей, живущих вместе под одной крышей. В настоящее время этот термин используется в более широком смысле для описания совокупности менее тесных отношений между родственниками, при которых нуклеарная семья различными средствами поддерживает контакты с более широкой родней, но не образует с ней единого домохозяйства. Типичной формой семьи в современных индустриальных обществах является, следовательно, не изолированная нуклеарная семья, а модифицированная расширенная семья. Связи между членами модифицированных расширенных семей в современной Британии поддерживаются по-разному. Например, в ходе недавних исследований (Social Trends, 1997) было установлено, что большинство людей живет в часе пути от родителей, родных братьев и сестер и других родственников и утверждает, что видит их по крайней мере раз в месяц. В случае более удаленного проживания контакты поддерживаются с помощью телефонной связи или каким-либо другим образом. Как показывают результаты одного из британских исследований (Finch and Mason, 1993), членов расширенных семей объединяют сеть обязанностей и обмен услугами от передачи денег в долг или безвозмездно до присмотра за детьми в отсутствие родителей. Наконец, как следует из Данных обследований установок (Social Trends, 1997), люди по-прежнему придерживаются позитивных взглядов относительно той роли, которую играют в их жизни члены этого более широкого семейного круга. Например, в ходе опроса только 7% людей заявили, что друзья для них важнее, чем семья. См. также: Группа; Родство; Супружеские роли. Лит.: Finch (1989)

СЕМЬЯ РАСШИРЕННАЯ

- англ. family, extended; нем. Familie, erweiterte. 1. Семья, включающая З или более поколений (кровнородственная семья). 2. Семья, состоящая из 2-х или более нуклеарных семей, объединенных не через полигамию или полигинию.

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

Смотреть что такое "СЕМЬЯ РАСШИРЕННАЯ" в других словарях:

    СЕМЬЯ РАСШИРЕННАЯ - англ. family, extended; нем. Familie, erweiterte. 1. Семья, включающая З или более поколений (кровнородственная семья). 2. Семья, состоящая из 2 х или более нуклеарных семей, объединенных не через полигамию или полигинию …

    Семья расширенная - семейная структура, включающая кроме нуклеарной семьи (супругов и их детей) других родственников: дедушку, бабушку, дядю, тетю, внуков, двоюродных братьев и сестер … Социологический словарь Socium

    Англ. family, multigenerational; нем. Mehrgenerationenfamilie. Тип семьи, в к рой живут вместе 3 и более поколений, связанных общим хозяйством. см. СЕМЬЯ РАСШИРЕННАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    СЕМЬЯ МНОГОПОКОЛЕННАЯ - англ. family, multigenerational; нем. Mehrgenerationenfamilie. Тип семьи, в к рой живут вместе 3 и более поколений, связанных общим хозяйством. См. СЕМЬЯ РАСШИРЕННАЯ … Толковый словарь по социологии

    Это сложносоставная семья, состоящая из нескольких поколений. В расширенной семье выделяется семейное ядро из родительской семьи и производной семьи (семей), образованных браками взрослого потомства родительской семьи. Помимо семейного ядра в… … Википедия

    семья - семья, минимальное социальное объединение, основывающееся на связях по браку, кровному родству или каких то иных отношениях (например, неформализованных половых) и существующее во всех человеческих обществах. Семья характеризуется обязательной… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    СЕМЬЯ - СЕМЬЯ, основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Будучи необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя мн. социальные функции, С. играет важную роль в … Демографический энциклопедический словарь

    Основанное на браке или кровно родственных отношениях объединение людей, связанное хозяйственно бытовой общностью и взаимной ответственностью; первичная институционализируемая социальная форма совместной жизни людей. Возникает С. для обеспечения… … Новейший философский словарь

    РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ - (EXTENDED FAMILY) Расширенная семья традиционно определяется как социальная единица, включающая родителей и детей, а также других, более дальних родственников возможно, бабушек и дедушек или дядей и тетей, живущих вместе под одной крышей. В… … Социологический словарь

    СЕМЬЯ - (FAMILY) См.: Домохозяйство; Нуклеарная семья; Развод; Расширенная семья; Симметричная семья; Социология семьи … Социологический словарь

Состоящая из нескольких поколений.

В расширенной семье выделяется семейное ядро из родительской семьи и производной семьи (семей), образованных браками взрослого потомства родительской семьи. Помимо семейного ядра в расширенную семью входят и другие родственники - тётки, дядья и так далее, а также и неродственники, связанные с данной семьёй.

Расширенная семья может строиться вокруг кровного родства, когда основой организации семьи являются отношения между кровными родственниками (независимо от линии родства), а супружеские отношения играют меньшую роль.

Также семья может строиться вокруг супружеских отношений, когда родственники входят в семью не сами по себе, а как родня со стороны жены или мужа. Каждый новый брак приводит к реорганизации такой семьи.

В обоих случаях двумя основными признаками расширенной семьи являются: совместное проживание родственников разных поколений и совместная экономическая деятельность - владение собственностью, ведение хозяйства.

Группа родственников, в которой отсутствуют один либо оба признака (родственники живут отдельно друг от друга и ведут самостоятельную экономическую деятельность), может быть номинально расширенной семьёй , если члены группы идентифицируют себя с группой как целым и проявляют в отношении друг друга высокую степень солидарности и поддержки, как социальной, так и экономической.

В современном обществе место расширенной семьи, более характерной для традиционного общества, обычно занимает нуклеарная семья .

Ссылки

  • Расширенная семья - Социологический словарь
  • Расширенная семья - Глоссарий.ru
  • Социология. Конспект лекций. Современная семья, её типы. В. Н. Лавриненко

Литература

  • Кравченко А. И. Социология: Учебник // М.: Проспект, 2010. - С. 314.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Расширенная семья" в других словарях:

    РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ - (EXTENDED FAMILY) Расширенная семья традиционно определяется как социальная единица, включающая родителей и детей, а также других, более дальних родственников возможно, бабушек и дедушек или дядей и тетей, живущих вместе под одной крышей. В… … Социологический словарь

    Расширенная семья - (extended family) – объединение членов семьи и тех людей, которые считаются близкими родственниками. Если нуклеарная семья состоит из супружеской пары и её детей, то в расширенную семью включаются дедушки, бабушки, тёти, дяди и др. Данный тип… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ - (extended family) объединение членов семьи и тех, кто в нее не входят, но считаются близкими родственниками. Если нуклеарная семья состоит из супружеской пары и их детей, то в расширенную включаются дедушки и бабушки, либо тети и дяди, кузены,… …

    Расширенная семья (семья родственников) - – семейная единица, включающая не только родителей и детей, но и другую родню … Словарь-справочник по социальной работе

    семья - семья, минимальное социальное объединение, основывающееся на связях по браку, кровному родству или каких то иных отношениях (например, неформализованных половых) и существующее во всех человеческих обществах. Семья характеризуется обязательной… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    СЕМЬЯ - (FAMILY) См.: Домохозяйство; Нуклеарная семья; Развод; Расширенная семья; Симметричная семья; Социология семьи … Социологический словарь

    СЕМЬЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИЛИ ОРИЕНТАЦИИ - (family of origin or orientation) нуклеарная или расширенная семья, в которой человек вырос. Как главный агент социализации, семья обеспечивает социальные, культурные и лингвистические аспекты происхождения. Человек может продолжать отождествлять … Большой толковый социологический словарь

    Англ. family, extended; нем. Familie, erweiterte. 1. Семья, включающая З или более поколений (кровнородственная семья). 2. Семья, состоящая из 2 х или более нуклеарных семей, объединенных не через полигамию или полигинию. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    СЕМЬЯ - СЕМЬЯ, основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Будучи необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя мн. социальные функции, С. играет важную роль в … Демографический энциклопедический словарь

    Англ. family, multigenerational; нем. Mehrgenerationenfamilie. Тип семьи, в к рой живут вместе 3 и более поколений, связанных общим хозяйством. см. СЕМЬЯ РАСШИРЕННАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии



Рассказать друзьям