Расторжение брака. Кто может вновь вступать в церковный брак

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как происходит развенчание церковного брака? При каких условиях православный человек может развенчаться с бывшим супругом, существует ли такой церковный обряд? Рассказываем!

Можно ли развенчаться в церкви после развода и нужно ли, возможные основания

Если между супругами все-таки возникли непримиримые разногласия и было решено развестись, то необходимо обратиться в отдел ЗАГС, где будет пройдена формальная процедура расторжения брака.

Церковный же брак заключается не на бумаге, а перед Богом, именно перед ним супруги несут ответственность за свою семейную жизнь.

Для церкви, как для института, понятия «развенчание» не существует, так как она отрицает само понятие развода, ставя семью на первое место.

Развенчиваться - это значит заключать новый брак на небесах, венчаться повторно.

Вот хорошее видео о гражданском браке и развенчании.

Правда, если вы придете в церковь, и скажете, что желаете выйти замуж или жениться повторно со скуки, вам могут отказать. Церковь считает довольно весомыми для расторжения брака некоторые определенные причины причины:

  • Измена одного из супругов,
  • Аборт, сделанный женой без согласия мужа, без необходимости по медицинским показателям,
  • Смена веры одним из супругов,
  • Неспособность к супружеской жизни, а как следствие к продолжению рода, потеря дееспособности мужа или жены,
  • Болезни, угрожающие здоровью будущих детей (СПИД, сифилис и другие),
  • Вступление мужа или жены в другой брак,
  • Алкоголизм и наркомания одного из супругов,
  • Риск нанесения ущерба здоровью одним из супругов второму,
  • Сводничество,
  • Длительное отсутствие одного из партнеров,
  • Несоответствие христианским канонам: брак между родственниками, брак до достижения совершеннолетия.

Таким образом, вы сами можете ответить на вопрос, нужно ли развенчивание первого брака. Оно возможно только посредством заключения повторного церковного брака. А можно ли это сделать, зависит от приведенных выше причин.

Процедура развенчания церковного брака

Как уже было сказано выше, конкретной процедуры расторжения брака в церкви не существует, церковь может лишь благословить человека на повторный брак, здесь и далее это мы и будем называть развенчанием.

Православная церковь допускает повторное венчание людей, уже бывших в браке, и для этого необходимо будет обратиться в Епархиальное управление. Итак, как правильно развенчаться?

  • На имя архиерея необходимо подать прошение, приложить необходимые документы и ждать ответа.
  • Вам предстоит пройти собеседование со священником, который пожелает узнать причины, подтолкнувшие вас к разводу. Помните о том, что в случае, если причина не является уважительной для церкви, то вам могут отказать в повторном венчании.
  • Если же вы получите благословение, то можете повторно обвенчаться в любом выбранном вами храме.

Обряд развенчания в православной церкви

Процесс развенчания - это повторное венчание во втором браке с другим человеком, с которым вы предварительно вступили в брачные отношения.

Происходить венчание во второй раз будет так же, как и в первый, с той лишь разницей, что не будет возложения венцов на головы супругов.

Возложить венец могут лишь на того, кто венчается впервые. В остальном все тонкости обряда сохраняются в первозданном виде.

Как развенчаться после развода

После развода в ЗАГСе или в суде пройти процесс развода в церкви невозможно, никто не выдаст вам документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом.

Для развода по мирским меркам достаточно лишь свидетельства из отдела записи актов гражданского состояния, расторжение же церковного союза возможно только посредством повторного венчания.

Мирские причины не всегда считаются достаточно вескими основаниями для расторжения брака, то есть если вы не сошлись в интересах с супругом, проблемы связаны с финансами, то будьте готовы к тому, что церковь осудит ваш развод. Второй брак дозволяется тому супругу, который неповинен в расторжении первого брачного союза. Повторное бракосочетание для тех, кто повинен в прелюбодеянии разрешается только после исполнения епитимьи, наложенной на него церковью.

Можно ли развенчаться без согласия мужа или жены

Так как такой процедуры, как развенчание, по факту не существует, а есть лишь благословение на повторное венчание, то приходить с бывшим мужем или бывшей женой не требуется.

Для повторного церковного брака обязательно лишь присутствие вас и вашего нового избранника, бывший супруг на повторном венчании присутствовать совершенно не обязан.

Что нужно: какие документы, куда обращаться, сколько платить и ждать

Если вы решили расторгнуть предыдущий союз и вступить в брак повторно и пройти процедуру венчания во второй раз, то вам будет необходим следующий перечень документов, чтобы правильно подать прошение:

  1. Паспорт,
  2. Свидетельство о расторжении первого брака,
  3. Свидетельство о заключении брака церковного,
  4. Если развенчание происходит по причине того, что супруг потерял дееспособность, болен неизлечимой болезнью, то следует предоставить медицинские документы, подтверждающие это, а также свидетельство о смерти, если первый супруг умер.

Вместе с этими документами вы должны подать в Епархию прошение о разрешении на проведение повторного обряда венчания. Иногда вместо него подают прошение о развенчании. Как ни странно, не смотря на отсутствие такого понятия и процедуры, обряда, заявление о развенчании (о снятии венцов, о снятии благословения) есть.

Образец этого заявления можно .

Однако, какой формой заявления воспользоваться, лучше уточнить в той церкви, в которой вы собираетесь проходить обряд венчания повторно. В церкви вам расскажут, как и какое прошение написать, либо продемонстрируют образец, скажут, в какую епархию и на чье имя писать.

Письмо подается на имя правящего архиерея. Срок ожидания варьируется в зависимости от занятости Епархии, когда ваше заявление будет рассмотрено, вас вызовут на беседу со священнослужителем, где будет решено, можно ли развенчивать ваш брак. Прийти подавать прошение может только муж или только жена, присутствие обоих необязательно. Такова процедура развенчания в церкви.

За венчание не предусмотрена плата, лишь добровольное пожертвование, сумму которого назовет вам священник в том храме, где вы решили повенчаться с вашим супругом.

Сколько раз можно венчаться

На вопрос о том, сколько раз можно венчаться, церковь отвечает довольно однозначно. Если получить согласие на венчание во второй раз вы можете без особых проблем, то когда вы пойдете за разрешением на венчание в третий раз, на вас посмотрят откровенно осуждающе. Не исключено, что попытаются наставить на путь истинный, напомнив, что метаться от жены к жене (от мужа к мужу) не достойно истинно верующего человека.

Фактически, максимальное количество раз, которое человек может венчаться - три. Особенно, если вам еще не исполнилось 50 лет. Но третий раз могут и не благословить.

Вот толковое видео по этому вопросу, в частности о третьем браке:

Однако некоторые священники могут иметь другое мнение.

Проходить процедуру венчания более трех раз считается тяжким грехом! Да и в принципе в представлении церкви жениться более одного раза, без объективных на то причин, не следует. Получить разрешение на повторное венчание без порицания по церковным канонам может только вдовец (вдова).

Подходите к процедуре венчания достаточно ответственно и серьезно, обращайтесь в храм, только если вы уверены в крепости ваших брачных уз и готовы заключить союз не только перед людьми, но и перед Богом. Помните о том, что ответственность за сохранность брака несут двое людей и вы должны быть уверены в своем партнере, с которым решили связать жизнь, в том, что оба вы готовы сделать все, чтобы ваш брак не распался.

Проверенные временем и жизненными испытаниями чувства молодых людей настолько сильны, что требуют своего продолжения не только в гражданском браке, но и в церковном благословении. Но бывает и так, что некоторые венчаются, отдавая дань моде, для придания торжественности свадьбе, ради красивых фотографий. А со временем чувства угасают, супруги расторгают гражданский брак и ищут способы получить церковный развод. Но сделать это не всегда легко, ведь по церковным канонам венчанная пара остается мужем и женой даже после получения в ЗАГСе свидетельства о расторжении брака.

Что такое церковный развод?

В церковном лексиконе нет понятия «развод». Браки совершаются на небесах, и человеку не позволительно разлучать тех, кого сочетал Бог. Пара, прошедшая обряд венчания, считается до конца жизни связанной семейными узами. И даже после смерти ушедший первым супруг будет ожидать свою половинку на небесах. Церковный брак издревле рассматривается как единственный и не допускающий повторного. Но как поступить, если супруги официально подали на развод, расторгли гражданский союз, а после кто-то из них желает еще раз выйти замуж или жениться, пройдя снова таинство венчания?

Ни один священник не разрешит венчаться, пока не расторгнут предыдущий церковный брак. Если для общества приемлемо наличие светского развода и свидетельства о расторжении брака, чтобы считать человека свободным, то церковь этот документ не устраивает. Он является лишь основанием для проведения процедуры так называемого церковного развода. Духовенство соглашается на рассмотрение подобного вопроса только в некоторых случаях. Обратиться за получением разрешения может супруг, не являющийся причиной распада семьи.

Каждый случай рассматривается индивидуально, учитываются факторы, приведшие к разводу. Вы не получите разрешения по какой-то личной прихоти, желанию кому-то что-то доказать или насолить. Церковью оцениваются лишь объективные причины, делающие жизнь в браке нецелесообразной. Есть шанс получить пастырское снисхождение у супругов, долгое время не проживающих вместе, но для этого им нужно доказать, что восстановление семьи не имеет смысла.

Причины расторжения церковного брака

Обратившись к священнику с просьбой развенчать брак, вы должны привести ряд причин, доказывающих недопустимость проживания с супругом под одной крышей. Церковь примет во внимание ваше заявление, если:

  • Супруг вам изменил. В былые времена люди редко обращались в церковь с такой проблемой, потому что измена считалась большим позором. С точки зрения современной молодежи нет ничего зазорного в том, чтобы признать данный факт и разорвать отношения с недостойным человеком.

  • Один из супругов принял другую веру. В мире существует много религий, все они имеют право на жизнь. Но брак между людьми, верящими в разных богов, церковью не приветствуется.
  • По несчастливой случайности брак был заключен между близкими родственниками.
  • Супруг после гражданского развода завел новую семью. Бывает так, что люди, расторгнув свои отношения в ЗАГСе, вступают в новый гражданский брак, забыв о том, что они были повенчаны. Это является веской причиной для получения разрешения на церковный развод.
  • Диагностировано бесплодие супруга (жены). Это большая беда, против которой сложно что-то предпринять. Благодаря научному прогрессу существует несколько способов завести детей – суррогатное материнство, искусственное оплодотворение. В крайнем случае супруги могут взять ребенка из детского дома. Но не каждый пойдет на это. Поэтому церковь не противится естественному желанию человека завести другую семью, где он сможет иметь собственных детей.

  • Супруг/супруга отсутствует длительное время (более 5 лет), не дает о себе знать или находится в местах лишения свободы.
  • У супруга (или супруги) выявлено неизлечимое психическое расстройство, особенно, если его поведение несет угрозу жизни членов семьи.
  • У супруга или супруги проказа, сифилис, СПИД, хронический алкоголизм, наркомания.
  • Супруг систематически применяет насилие в семье, рукоприкладство. Для получения разрешения на развенчание следует доказать этот факт документально.
  • Жена сделала аборт, не глядя на желание мужа иметь ребенка. Здесь учитывается состояние ее здоровья и отсутствие противопоказаний к беременности и родам.

  • За супругом замечены сексуальные извращения, противоестественные пороки, особенно если они касаются собственных детей.

Как получить церковный развод после венчания?

Если вы всерьез решили получить церковный развод, вам следует вместе с бывшей половинкой обратиться в епархиальное управление и написать там прошение на имя духовника. Оно должно содержать описание истории вашей семьи, к нему прилагается документ о месте и времени венчания, описание причин развода, оригинал и копия свидетельства о расторжении гражданского брака. Пишет прошение один виновник процесса, но к нему обязательно прикрепляется письменное согласие второго.

Православной церковью почитается институт семьи, любой развод истолковывается как большой грех, в совершении которого есть вина обоих супругов, поэтому разрешение Владыки будет получено лишь тогда, когда бывшие муж и жена осознают это и искренне раскаются. Не зря последними словами прошения будут: «Прощу прощения за расторгнутый брак». Лишь после такой процедуры люди будут готовы со всей серьезностью создать новую семью перед Богом.

При наличии веских причин развода, опишите их детально, с указанием места и времени свершившихся фактов (супружеской измены, рукоприкладства и т.п.) и подтвердите соответствующими документами. Например, психическое расстройство супруга или сделанный женой аборт подтвердит медицинская справка от лечащего врача. Рассмотрев все предоставленные бумаги, архиерей примет решение и выдаст резолюцию о том, что действие брака прекращено. В случае признания брака «безблагодатным» человек может заново пройти таинство венчания.

Видео: Процедура развенчания церковного брака

Часто люди, расторгнувшие гражданский брак, не задумываются о том, что между ними все еще остается связь, их союз перед Богом никто не отменял. Некоторые не принимают во внимание такой факт и продолжают жить свободной жизнью, завязывая новые отношения. Но для людей верующих очень важно при создании новой семьи обвенчаться, чем освидетельствовать свои серьезные намерения, искреннюю любовь и верность. А венчание становится невозможным, пока не расторгнут бывший церковный брак.

К процедуре развенчания стоит подойти со всей серьезностью, учесть все факты и доводы, чтобы не выглядеть смешно или глупо в глазах архиерея. Рекомендуется перед подачей прошения посоветоваться с батюшкой, учесть его наставления, и лишь после того обращаться в епархиальное управление. Посмотрите видео, в котором изложены советы мудрого священника, они направят вас на путь истинный и помогут устроить свою судьбу.

Добрый день, дорогие наши посетители!

Каковы те причины, по которым сегодня Церковь допускает возможность развода для венчанных супругов?

Отвечает протоиерей Максим Козлов:

«Первая и главная причина, как основание для развода, указана в Евангелии, когда Господь, в Нагорной проповеди, говорит о нерасторжимости брачного союза, кроме вины прелюбодеяния. То есть такого искажения брака, после которого можно говорить о том, что, по сути дела, он, как единство двух людей перед Богом, перестает существовать.

Ибо церковный развод – это не санкция супругам расстаться, это констатация того, что их брак уже перестал существовать, как такое единство, которое перед Богом в Церкви может быть освящено. И Церковь об этом свидетельствует: да, это трагедия, это беда, но этого больше нет. Грех прелюбодеяния разрушает брак или искажает его настолько, что он может быть скорее не сохранен, а воссоздан. Воссоздан покаянием, которое приносит согрешивший, и прощением, которое дарует невиновный в этом грехе. И речь здесь идет не о сохранении, а именно о воссоздании, о возрождении, о новом строительстве семьи.

Каждый, кто испытал такое несчастье, по опыту знает, что после прелюбодеяния одного из супругов, приходится заново восстанавливать и скреплять все истончившиеся или порванные ниточки отношений. И это становится возможным, если только есть действительная готовность простить. Но если прощение невозможно, то по церковным канонам, невиновному супругу дается право вступления в другой законный брак.

В исторической жизни Церкви был расширен круг оснований для развода, но это исходило из того же самого принципа, то есть присоединение к прелюбодеянию такого рода грехов, которые, по сути дела, также делают брак реально несуществующим.

И в Византии, и потом на Руси, и в более близкое нам время – на Церковном Поместном Соборе 1917–1918 годов, а затем – на юбилейном Соборе 2000 года – были перечислены причины, по которым допускается расторжение церковного брака. Собственно, достаточно будет упомянуть два последних церковных постановления.

Итак, на Соборе 1917–1918 годов говорится, что, кроме прелюбодеяния или вступления одной из сторон в новый гражданский брак, основанием для развода считается:

— Отпадение одного из супругов от Православия. То есть, в том случае, если он был верующим христианином, но после некоего внутреннего кризиса ушел или в другую веру (скажем, в какую-нибудь секту: к мормонам, к иеговистам, в московскую церковь Христа – и стал практикующим ее адептом, тем более в нехристианскую религию – к тем же кришнаитам), или просто стал воинствующим атеистом, то понятно, что такого рода отпадение делает невозможным церковный брак, и невиновной стороне дает право на развод.

— Неспособность к брачному сожитию одного из супругов, либо как следствие врожденных противоестественных телесных пороков одного из супругов, либо как следствие намеренного самокалечения, бывшее до брака. Скажем, вступая в брак, жених или невеста, по какому-то безответственному недомыслию сокрыли, что неспособны к нормальной брачной жизни. В таком случае, конечно же, второй супруг свободен от брачных обязательств. До революции была целая секта скопцов, да и сейчас есть некоторые нехристианские культы, также допускающие какие-то самокалечения, самооскопления. И ясное дело, если один из супругов впал в такое катастрофическое заблуждение, в такую ересь, то он просто, по определению, не может быть нормальным членом семьи.

— Заболевание проказой, поскольку эта болезнь поставляет человека вне всех социальных возможностей в силу необходимости его полной и пожизненной изоляции. Поэтому считать другого супруга связанным узами брака с тем, кто все равно будет оторван от него навсегда (я не имею в виду возможность материального попечения и окормления), Церковь также не считает необходимым.

— Заболевание сифилисом, ведь в девяноста девяти случаях из ста, если не в девятьсот девяносто девяти из тысячи, ответственность за это лежит на самом заболевшем, и не связана со случайными факторами.

— Длительное и безвестное отсутствие кого-то из супругов, который уехал неизвестно куда, бросил свою семью, и о нем нет никаких вестей. Или многолетнее отсутствие мужа, не вернувшегося с войны, когда уже истекли те естественные сроки ожидания, по которым можно надеяться на то, что он жив и вернется. Однако это только право на развод, но не обязанность. То есть это не значит, что вдова, ожидающая своего не вернувшегося с войны мужа, неправо поступит, если останется ему верной до конца. Конечно, она выше поступит. Но просто Церковь не связывает ее такого рода обязательствами на всю жизнь, тем более, если ей, на ее жизненном пути, еще встретится достойный человек.

— Осуждение мужа или жены к наказанию, соединенное с лишением всех прав состояния. Это дореволюционная норма судебного приговора, которая применялась к самым тяжким преступникам, скажем к убийцам или к покушавшимся на жизнь Государя. Понятно, что в наше время Церковь не считает жену серийного убийцы, о преступлениях которого она ничего не знала, связанной с ним узами брака, Церковь также не может возлагать на нее такие бремена.

— Посягательство на жизнь и здоровье либо супруги (супруга), либо детей – что сейчас происходит, как правило, в состоянии алкогольной или наркотической зависимости, когда человек впадает в некое неадекватное состояние и представляет угрозу для жизни близких. Конечно же, считать, что несчастная супруга такого наркомана должна претерпеть от него даже и убиение, когда он накурился очередного наркотика, в том числе, быть может, еще и детей, было бы противно самому смыслу любви, как закону церковной жизни.

— Снохачество и сводничество, то есть побуждение супруга к непотребным связям с другими лицами. (Кстати, под эту категорию подпадают и все участвующие в экстракорпоральном оплодотворении на стороне, даже несмотря на то, что элемент полового удовольствия здесь исключен.)

— Извлечение выгод из непотребств супруга (супруги). То есть такого рода аномальные ситуации, которые, к сожалению, сегодня имеют место, когда, скажем, муж побуждает свою жену к заведомо недоброй жизни и при этом извлекает для себя какую-то материальную выгоду.

— Неизлечимая тяжелая душевная болезнь, которая делает человека абсолютно и на всю жизнь неадекватным.

— Злонамеренное оставление одного супруга другим, к примеру, когда жена говорит мужу: живи-ка ты сам, как хочешь, у меня теперь своя жизнь, не лезь ко мне, как хочешь, так и обретайся. И выгоняет его из квартиры. Разумеется, это также является основанием для развода.

В настоящее время Собором 2000 года этот перечень оснований к расторжению брака дополнился такими причинами, как:

— Заболевание СПИДом (основания здесь такие же, какие и при заболевании сифилисом).

— Медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм и наркомания.

— Совершение женой аборта при несогласии мужа, увы, вошедшее в жизнь нашего Отечества скорее уже в XX столетии. То есть в том случае, если муж прилагал все возможные усилия к тому, чтобы не допустить убийства младенца во чреве матери, но она, вопреки всему, на это пошла, тогда понятно, что нравственное сознание мужа-христианина может противиться тому, чтобы и дальше жить с женщиной-детоубийцей».

Упоминание о возможности развода можно найти в Новом Завете. Иисус Христос определяет единственной причиной развода супружескую измену. «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9).
Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам, и особенно детям. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака.
Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради прихоти или для “подтверждения” гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом, а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод.
В 3 пункте 10 главы документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» мы можем найти информацию о том, что в 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в “Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью” признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак:
отпадение супруга или супруги от Православия,
противоестественные пороки,
неспособность к брачному сожитию, наступившую
до брака или явившуюся следствием намеренного
самокалечения,
заболевание проказой или сифилисом,
длительное безвестное отсутствие,
осуждение к наказанию, соединенному с
лишением всех прав состояния,
посягательство на жизнь или здоровье супруги
либо детей,
снохачество, сводничество,
извлечение выгод из непотребств супруга,
неизлечимую тяжкую душевную болезнь,
злонамеренное оставление одного супруга другим.

В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.
После церковного развода второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с канонами. В любом случае, Церковь благословляет максимум 3 брака.
«Церковный развод» можно получить обратившись в епархиальное управление по месту проживания (для жителей Подмосковья Епархиальное управление Московской епархии находится в Москве, в Новодевичьем монастыре (станция метро "Спортивная") с прошением на имя правящего архиерея имея с собой свидетельство о расторжении гражданского зарегистрированного брака и, если сохранилось, свидетельство о Венчании.

Православная церковь принципиально выступает против развода. Так возможен ли развод после венчания или нет? Позиция церкви заключается в том, что не дано и не допустимо человеку разлучать то, что сочетано богом. Брак, освященный церковью, считается заключенным перед богом, а не только перед народом и законом.

Эта позиция просматривается в том, что священники не дают благословления на, а церковный развод не может быть раньше гражданского. Но даже в дореволюционное время было принято отпускать грех разрушения семьи и разрешать вступать в новый церковный брак невиновному супругу.

Брачный союз разрушается не сам по себе, а при содействии его создавших людей. Они как-то забывают о том, что приведшее их в ЗАГС и в храм чувство – любовь – нуждается в постоянной поддержке и подпитке. Чем можно подпитать любовь? Только позитивными эмоциями. Где их брать? В своей собственной семье. Семья – общественный институт, предмет изучения социологами, психологами, правоведами, педагогами, богословами… Но также семья – источник чувств, эмоций, переживаний для супругов, их детей, других родных и близких. И от того, что происходит в семье, зависит качество черпаемых из нее чувств. Если супруг недоволен своим партнером и стремится его переделать, перевоспитать; если взрослые люди не могут договориться друг с другом, замалчивают обиды и не делятся своими переживаниями; если супруги безразличны к жизни, душевному равновесию, интересам и работу друг друга; если они не умеют прощать и копят отрицательный эмоции; если супруги необоснованно ревнивы; если супруги лгут друг другу; если они придираются друг к другу по мелочам и стремятся не уступить даже в малом; если они не доверяют один другому и постоянно ожидают предательства и обмана; если они публично выясняют отношения с обвинениями, упреками и угрозами; если они не могут выносить с достоинством жизненные трудности – нехватку денежных средств, плохие жилищные условия, болезни – свои и детские, потерю работы и другие, то их семья обречена на распад.

Церковь полагает, что именно грехом и нравственной немощью человека разрушается и любовь, и брак. И под грехом сейчас понимается не религиозное явление, а все, что противоречит природе человека и угрожает его душевному равновесию: уныние, зависть, алчность. При этом церковь не настаивает на сохранении брачного союза только ради самого брачного союза. Реально несуществующую семью сохранить не получится, поскольку она уже разрушена до основания.

Возможно ли расторгнуть церковный брак

Неправильно считать, что венчание – это своего рода прививка от развода. Венчание – это свидетельство перед обществом, богом и церковью о том, что супруги обязуются охранить свою любовь и свою семью. Вопрос о расторжении брака после венчания решает архиерей. Священник той церкви, куда супруги обратились с просьбой о разводе, принимает меры для сохранения семьи, для выяснения причин распада брака, но не в его власти разрешить обвенчанной паре развестись.

Если выясняется, что один из супругов совершил духовное преступление против семьи и верности (например, изменил своему супругу), то именно он считается виновным в разводе, даже если не он инициировал расторжение брака. Вступить в повторный брак церковь разрешает тому супругу, кто не виновен в разрушении предыдущего брака.

Церковь не считает развод противоречащим православной доктрине, если супруг:

  • Отпал от православия (это сугубо религиозная причина и имеет принципиальное значение только для глубоко верующих людей, но вовлечение супруга в какие-либо экстремистские организации может затронуть даже самую светскую невоцерковленную семью);
  • Прелюбодействует, то есть изменяет второму супругу;
  • Имеет противоестественные пороки – мужеложство, женолюбство, скотоложство;
  • Неспособен к брачному сожитию вследствие врожденного или приобретенного порока здоровья или самоповреждения;
  • Болен проказой, сифилисом, СПИДом, алкоголизмом, наркоманией;
  • Безвестно отсутствует;
  • Осужден к лишению свободы за тяжкие преступления (дореволюционные церковные правила допускали расторжение брака с осужденным к лишению свободы и лишению прав состояния, но современные правила приведены в соответствие с нормами действующего уголовного права);
  • Посягает или посягал на жизнь и здоровье членов семьи (нанес им побои, увечья, причинил повреждение здоровья);
  • Занимается снохачеством (половая связь свекра с невесткой), сводничеством (содействие внебрачным половым связям других), извлекал выгод из непотребств супруга (такое случается, когда супруг понуждает другого супруга к занятиям проституцией, распространяет в целях извлечения выгоды фотографии и видеозаписи элементов половой жизни супруга);
  • Вступил в новый брак (вступить в брак юридически можно только после расторжения предыдущего брака согласно семейному законодательству, но развод по закону не отменяет венчания; а вот вступление супруга в новый брак исключает сохранение венчаного брака);
  • Неизлечимо болен тяжким душевным расстройством, устраняющим возможность продолжения брачной жизни;
  • Злонамеренно оставил супруга вследствие чего брачная жизнь стала невозможно.

Совершение женой аборта при явном и выраженном несогласии мужа – еще одно основание для прекращения венчаного брака.

При наличии этих обстоятельств, подтвержденных документально, невиновный в распаде семьи супруг может обратиться к священнику за помощью в разводе. Дело будет рассматривать архиепископ. Церковный брак будет расторгнут, если супруги уже не менее года состоят в юридическом разводе.

Как не довести семью до развода

  • Слушать, прежде чем говорить.
  • Делиться, а не спорить.
  • Понимать, а не оценивать.

Человека оценивают с самого рождения. В роддоме его взвешивают, измеряют и присваивают ему категорию по шкале Алгар. В детском саду оценивают умение одеваться, самостоятельно есть и не путать правый и левый ботинки. В школе вся деятельность подвержена системе оценок, одной из самых несовершенных систем, не учитывающей индивидуальные особенности ребенка. То же самое происходит в течение жизни – в вузе, на работе, в обществе. Человек смиряется с ситуацией, даже считает ее нормальной. Но в семье он видит единственное место, где его воспримут полностью, без оценивания и анализа его поступков. Понимать своего супруга куда важнее, чем давать ему оценку. Первое сближает духовно, а второе одного ставит одного в зависимую позицию, а другого – в необоснованно возвышенную.

  • Прощать.

Простить не значит промолчать, сделать вид, что не заметил, что не обратил внимания. Простить – это пережить вместе, обговорить, обсудить, «пропустить» через себя ситуацию и очиститься себя от обиды, в супруга – от бремени вины. И прощение вовсе не значит упоминание обиды или приведшего к ней проступка при любом удобном случае.

Чтобы построить крепкую дружную семью, в которой не найдется места даже упоминанию о разводе, нужно постараться:

  • Не обещать, а на деле быть верным своему супругу, честным с ним, внимательным к нему;
  • Выражать свои чувства словами и подкреплять их действиями;
  • Верить супругу больше, чем кому бы то ни было еще;
  • Проводить время с пользой, развиваться личностно и показывать своим примером необходимость личностного и духовного роста;
  • Быть сдержанным и вежливым даже в самых крупных конфликтах, насколько это возможно;
  • Критиковать только обоснованно и всегда конструктивно, без навешивания ярлыков и без личных оценок;
  • Всегда поддерживать супруга в трудных ситуациях – трудных с его точки зрения, а не с собственной;
  • Стремиться к самостоятельной жизни, строить свою семейную жизнь независимо от родительских семей.


Рассказать друзьям