Ребенок меланхолик – особенности развития и воспитания. Воспитание детей с учетом их темперамента

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Кто-то из детей постоянно бегает, кто-то затевает драки, кто-то спокойно складывает пазл, кто-то сидит на руках у родителей… Дети такие разные и такие одинаковые, если их объединить по темпераментам. Расскажем о малышах, девиз которых: «Где найти тихое место?».

Общее впчатление от детей-меланхоликов

Меланхолик – мало общительный ребенок ввиду своей чрезмерной стеснительности. Робость и застенчивость просматриваются с самого рождения. Такой ребенок сидит отдельно от других в песочнице, обязательно заплачет, если у него заберут игрушку. Очень нерешительный. Помните Пьеро из сказки «Буратино»? Это типичный меланхолик!

Действия в необычной обстановке

Малыш с таким темпераментом робеет не только в нестандартной обстановке, он часто не отходит от родителей и в обычных обстоятельствах. Меланхолик вряд ли уйдет далеко, если вокруг много нового.

Предпочтения в играх детей-меланхоликов

Нельзя сказать, что ребенок предпочитает исключительно тихие игры. В кругу родных он может много смеяться и шалить. Но стоит появиться незнакомому человеку – и кроха становится тише воды. Ребенок с таким темпераментом предпочитает игры в уединении.

Способность усваивать новую информацию

Усвоение материала зависит от того, как именно он был преподнесен. Если это сделано в игровой форме, интересно, то ребенок впитает знания как губка. Если информация была преподнесена в шумной обстановке, то, скорее всего, дитя мало что запомнит.

Речь у детей-меланхоликов

Несмотря на внешнюю апатию, ребенок говорит выразительно. В речи нет эмоций и чрезмерной жестикуляции. Все в меру. Единственное, что может несколько смущать взрослых – неуверенность.

Особенности засыпания и пробуждения

Спать такой ребенок будет отлично, но несколько может затянуться процесс укладывания. Однако если малыш решил заснуть, то это происходит быстро. Утро у меланхолика (как ни странно) веселое и доброе, поскольку дитя радуется каждому новому дню.

Отношения «сад/школа – дом» у детей-меланхоликов

Детей с таким характером называют «ангелочками» в детском коллективе. Они неприметны, мало требуют к себе внимания, послушны. Вся скромность и нерешительность улетучивается вмиг, когда меланхолик попадает из детского коллектива домой. Он начинает злиться, требовать, капризничать, нервничать. Причины поведения не связаны с распущенностью либо вседозволенностью. Таким способом малыш показывает свою чувствительность и привязанность. Когда родители оставляют его одного один на один с чужими, кроха может испытывать боль из-за расставания гораздо большую, чем это можно предположить. У него зарождаются негативные эмоции, которые выплеснуть в коллективе он не может, так как там все чужие. А дома – пожалуйста: наступает разрядка.

Лучшая помощь родителей своему чаду – беседы. По пути домой из садика или из школы надо поговорить с ребенком о том, как прошел день, что он чувствовал, насколько комфортно ему было и что встревожило. Если малыш не дает эмоциональную оценку конкретному действию, то это должны сделать родители: ты обиделся, обрадовался, разозлился и прочее. Так меланхолик научится понимать и принимать свои чувства. Дома для него стоит смягчить правила поведения, чтобы он мог избавиться от накопившегося за день напряжения и негатива. Частые похвалы, одобрительные взгляды и объятия с родителями помогут обрести уверенность в себе и эмоциональный покой. Тогда ранимость и обостренная чувствительность станут не отрицательной чертой темерамента, а путем становления великой творческой личности: такой, как композитор Шопен или писатель Гоголь.

— Не знаю, что делать с ребенком. Плачет целыми днями, каждый час требует грудь, сидит постоянно на руках, спит беспокойно, часто просыпается …

— Это ты ее разбаловала. С тех пор как я начала кормить по распорядку, так все и пошло. Один раз в четыре притворится, поест и сразу спать. И ночью спит по шесть-восемь часов. А все потому, что воспитание следует начинать с пеленок.

— Но разве это хорошо, если постоянно спит? Вот моя дочь просыпается и агукает, игрушек требует. А если на руки взять, по дому походить, так и сияет, как солнышко. И глазки такие живые, умненькие …

— А мой уже характер проявляет. Если не покормишь вовремя — так кричит! Настоящий мужчина!

Естественно, каждой маме приятно думать, что ее ребенок — лучший, а она — лучшая мама. Но на самом деле все четыре мамы и четверо детей одинаково хороши. Просто малыши отличаются по темпераментам.

Современные психологи дают так определения темперамента: «стиль поведения ребенка, что и позволяет охарактеризовать, как он ведет себя или что ему свойственно как личности (способности, психическое содержание), или объяснить, почему он действует так, а не иначе (мотивации). Темперамент позволяет охарактеризовать скорость и яркость психических реакций ребенка, особенности настроения и внимания независимо от конкретного содержания его переживаний ».

У взрослого человека темперамент, как правило, «затушеванный» воспитанием, но у младенца он обычно легко определяется. Сразу хочу подчеркнуть: речь идет именно о врожденных особенностях работы нервной системы, которые можно учитывать, но нельзя изменить. Холерик не перевоспитывается на сангвиника, а меланхолик — на флегматика. Разумеется, со временем человек становится более спокойным, собранным, терпеливым, но для этого действительно необходимы годы. Воспитать в трехлетнего ребенка мудрость и выдержку тридцатилетнего и даже пятилетнего человека — нереально. И это хорошо.

Если совсем просто и шутя, то четыре основных темперамента можно описать следующим образом: холерик — быстро заводится и быстро тормозит, сангвиник — быстро заводится и медленно тормозит, флегматик — медленно заводится и медленно тормозит, меланхолик — медленно заводится и быстро тормозит.

А сейчас более подробно и серьезно.

Слабый тип — меланхолик — ребенок, характеризуется слабым возбуждением и торможением. Он долго «раскачивается» и быстро устает, с трудом приспосабливается к напряженным жизненным условиям. Ребенок меланхолик с недоверием относится к любым изменениям, трудно к ним привыкает. Любая неожиданность заставляет его замирать и долго и безутешно плакать.

> Внимание! Такое состояние может быть связано с родовой травмой или с болезнью, а не с особенностями характера! Поэтому сначала обращайтесь к педиатру, а впоследствии к психологу.

Подрастая, ребенок меланхолик может оказаться очень активным и своенравным, но самое главное — негативное отношение к изменениям отпечатается и на нем. Все дети в определенном возрасте — большие традиционалисты, меланхолик — это ребенок, который в первую неделю после переезда на дачу боится покидать дом и уходит из песочницы, когда кто-то из детей может сделать резкое движение. По-настоящему счастливым он чувствует себя только сидя на коленях у матери.

«Переламывать» характер меланхолика ни в коем случае нельзя. Помните, что ребенок должен накопить базовый запас уверенности для познания нового мира. У меланхолика этот запас увеличивается очень медленно. Возможно, он станет способным оторваться от мамы только в 6 или 7 лет. Пусть будет так. Если же вы пытаетесь оторвать его преждевременно, это может завершиться неврозом даже тяжелым заболеванием («все болезни от нервов» — эта фраза о меланхоликах). Но если ребенок уверен в своей «базовой безопасности» если вам удалось поймать тот момент, когда он в хорошем настроении хочет удовлетворить нормальное детское любопытство и нормальное детское желания поиграть, он с большим удовольствием будет общатся с вами. Вот отличный пример:

Те обязанности и привычки, которые были привиты … примерно с 1 года, сейчас проблем не вызывают: чистка зубов, уборка кровати, мытья рук. Так же кормление птиц, кошек и собак.

А те, что стараються привить сейчас, — даются тяжело. Уже появляется «не хочу» и «не буду». Никак не научимся убирать игрушки, ну хоть немного. При этом Таня с фанатизмом воспринимает слово «порядок», для нее порядок — это когда игрушки лежат на привычных ей местах, а не тогда, когда они убраны. Пока упорядочивает только собственную одежду, раскладывая ее по цветам, сортам, парами … Трижды в день.

Еще такое правило: все занятия нужно закончить и только затем переводить внимание ребенка, причем переводить постепенно, вспомнив, незавершенные дела которые остались на улице или дома (там, куда необходимо идти) … Чтобы ей самой туда захотелось … Ну или хотя была не против. Затем можно спокойно идти.

Например, собираясь на улицу, мы всегда вспоминаем, что там было интересного вчера, придумываем, что «Таня там делала и что следует взять с собой (например, накормить птиц, достроить домик, посмотреть, не выросли щенки дворняги …). Домой с прогулки также идем с определенной целью (съесть купленное яблоко, прочитать книгу) …

Для меланхолика отличительными чертами можно считать огромные распахнутые глаза, крупные ушки и широкий рот. При этом личико малыша довольно узкое, а подбородок несколько островат.

Ребенок с трудом засыпает, требуя внимания родителей. Он часто зовет маму, просится . Малыш может угомониться лишь за полночь, а встать с утра довольно поздно. Как правило мамы меланхоликов досыпают беспокойные ночи вместе с детворой и поднимаются с кровати в 10-11 утра.

Меланхолики едят мало и не всегда охотно. Но именно у таких детей очень развито чувство насыщения, поэтому вы никогда не заставите ребенка съесть больше, чем того требует его растущий организм. В процессе кормления ребенок «варит воду» он ковыряется в тарелке, отворачивается от еды, отвлекается. Единственное в чем меланхолику трудно себе отказать - это . Процесс кормления успокаивает его, умиротворяет.

В целом, темперамент ребенка можно описать, как внезапный и противоречивый. С ним никогда нельзя быть уверенным, что те или иные слова или действия не вызовут протеста или негодования. Такой кроха требует деликатного, бережного подхода. Он с трудом переносит любые перемены и не в восторге от новинок.

Малыш-меланхолик очень чувствительный и довольно пугливый. Он вздрагивает от малейшего шума, хлопка балконной двери, включенного фена или лая собаки. Ребенок-меланхолик требует полного погружения в процесс не только от себя, но и окружающих. Например, его сильно сердит, если во время кормления мама говорит по телефону или отвлекается на общение с папой.

Он чутко реагирует на любые изменения: перепад температуры, завывания ветра, новая одежда, незнакомцы, новые места для прогулок или не дай бог переезд - все то довольно большой стресс для меланхолика. Он реагирует на тон голоса, изменение интонации, выражения лица, а в более старшем возрасте и на отдельные слова или фразы. Его это страшно волнует.

Первые три года жизни ребенок-меланхолик очень привязан к матери, она буквально шагу не может ступить без его участия. Такой малыш позже других обретает самостоятельность.

Чужие люди вызывают праведный страх и желание малыша надолго скрыться в объятьях матери. Только с мамой он чувствует себя защищенным. То что ребенок привязан к родителям имеет ряд преимуществ, в том случае, если взрослые готовы посвятить ему достаточно сил и времени. Кроха быстрее учится говорить, раздумывать, принимать решения. Ведь мама рядом, а значит все получится.

В общении с меланхоликом нужно избегать . Ваша речь должна быть максимально спокойной, аргументированной обволакивающей.

То, что малыш очень чувствительный, нужно принять и поддерживать. Он вряд ли станет жестким или дерзким, потому что его утонченная душа этого не приемлет. Задача взрослого научить малыша принимать и ценить свою собственную глубину, объяснить, что он воспринимает окружающий мир чутко, так как этого не могут другие люди. Он чувствует внутренние мотивы чужих поступков, умеет сопереживать, помогать в трудных ситуациях. Это очень добрый и отзывчивый ребенок, которому часто неловко или даже стыдно за те глубокие мысли и чувства которые посещают его разум и сердце.

Растить такого малыша следует в доброжелательной атмосфере, полной радости и гармонии. Ребенок нуждается в том, чтобы родители разделяли его эмоции. Такая поддержка добавляет ребенку уверенности в себе, помогает лучше разбираться в других людях или мотивах их поступков.

Это чудесный малыш, который в компании других детей выглядит миротворцем, желающим, чтобы в мире царило сопереживание, всеобщая радость и доброта. Ребенок готов к разностороннему развитию, но в своем темпе и если тому способствует его окружение. В нервной натянутой обстановке, когда время идет на счет, либо происходит внешнее оценивание малыш может замкнуться и нежелание двигаться дальше. На самом деле малыш не просто не хочет, он не умеет развиваться под давлением. Для принятия решений ему может понадобиться время, а главное, родительская поддержка.

Основные характеристики ребенка меланхолика

  • Повышенная чувствительность на фоне излишней скромности, застенчивости.
  • Замкнутость, неуверенность в собственных силах.
  • Тонкая восприимчивость, обидчивость и ранимость.
  • Доброта, сочувствие, способность к сопереживанию.
  • Мнительнось, избегание неприятностей.
  • Мягкость и доброжелательность.
  • Исполнительность, при этом инициативность и активность понижены.
  • Не способность к обучению или работе на фоне несоответствующей атмосферы или неблагоприятных окружающих условий.

Как воспитывать ребенка меланхолика

У вас растет особый малыш, с которым нужны такие же особые отношения. Ребенок часто волнуется, с опаской воспринимает перемены и трудности, поэтому:

  • Все, что вы предлагаете или делаете, должно быть не внезапным и резким, а размеренным и постепенным.
  • Если вы полагаете, что малыша испугает незнакомый звук, шум или встреча с незнакомцами, готовьте ребенка заранее. Рассказывайте как будет, что зашумит, кто придет в гости.
  • Прилагайте усилия для того, чтобы познакомить или даже подружить ребенка с другими детьми или взрослыми. Создавайте и поддерживайте атмосферу доверия между ними.
  • Просите или убеждайте ребенка спокойным ровным тоном, говорите мягко, без крика, который для меланхолика звучит как взрыв и он просто «глохнет».
  • Помогайте ребенку если вы видите, что ему трудно принять решение или сделать первый шаг. Иногда можно ограничиться советом, а иногда понадобятся конкретные действия с вашей стороны.
  • Предлагайте в качестве примеров достойные поступки, или знакомьте с личностями, делами или достижениями которых можно было бы гордиться. Меланхолику нужны жизненные ориентиры и своеобразные идеалы для подражания.
  • Отведите малыша в спортивную секцию, разделяйте с ним его успехи и неудачи. Спорт помогает малышу развиваться физически, делает более активным и уверенным в себе. Кроме того, именно спорт закаляет дух и помогает преодолевать жизненные трудности.
  • Даже каждая маленькая победа ребенка-меланхолика должна сопровождаться благодарностью.
  • Создавайте теплую домашнюю атмосферу, учите малыша концентрироваться на хорошем и поддерживайте его положительные эмоции, но не подавляйте негативные. Дайте ребенку возможность выразить все свои переживания на словах или слезами.
  • Всегда разделяйте и грусть и печаль. Говорите о том, что вы тоже грустите, обижаетесь, чувствуете неловкость или стыд. Другие люди также испытывают те же самые чувства и в них нет ничего отрицательного.
  • Будьте внимательны, тактичны и с особым уважением относитесь к внутреннему миру своего чудесного малыша.

Основная статья цикла

Ваш ребенок мечтательный и слегка медлительный? Просто замечательно, ведь ребенок-меланхолик подарит вам бесценные минуты изучения его богатого внутреннего мира, но в то же время будет требовать от вас полной отдачи и безграничной любви.

Богатый внутренний мир ребенка-меланхолика, его глубокие и устойчивые чувства просто поразительны. Такой ребенок очень рассудителен, пытается всему найти разумное объяснение, любит посидеть с собой наедине. Меланхолический характер ребенка будет требовать от вас терпения и понимания. В своем окружении ребенок-меланхолик выберет для общения одного человека, которому будет доверять и открывать свои тайны. Конечно, он не может быстро ориентироваться в ситуации, как дети холерики или сангвиники, он часто неуверен в своих силах и часто не способен постоять за себя, к тому же таким детям очень сложно дается выбор. У них тихая и медленная речь, они часто испытывают дефицит общения и страдают от этого, но не умеют обратить на себя внимание

Проблемы детей-меланхоликов

К сожалении, в связи с такими личными качествами дети-меланхолики не умеют правильно реагировать на замечания, даже самая безобидная фраза может спровоцировать отказ или же поток слез. Ребенок также может закрыться в себе и в дальнейшем отвечать, что он ничего не умеет и пусть его оставят в покое.

Меланхоличный ребенок может жаловаться на невоспитанных и грубых детей в детском саду или на придирчивых учителей в школе. Каждое задание вызывает в нем сомнения в том, что он справиться. Ребенок с трудом находит себе друзей, так как ко всему относится с опаской и с подозрением, что его хотят обидеть.


Ребенка-меланхолика необходимо постоянно поддерживать, одобрять, хвалить. Даже если у ребенка что-то не получается, все равно хвалите его, чтобы он ощущал вашу веру в него.

Чтобы ребенок-меланхолик научился быть уверенным, привлекайте его только к таким делам, с которыми он однозначно сумеет справиться и к тому же результаты его деятельности смогут положительно оценить другие люди. Постепенно усложняйте задания, когда видите, что он уже сумеет с ними справиться. Если у вашего ребенка есть талант к рисованию, попросите учительницу не только почаще хвалить ребенка, но и показывать его работы другим детям.

Дайте понять своему ребенку, что все люди могут ошибаться, чтобы он знал, что даже если у него что-то не получилось, никакой проблемы нет, такое может случиться с каждым человекам. Малыш должен научиться доверять вам свои тайны, чаяния и надежны, он должен знать, что с вами он может обсудить все свои проблемы.

Знайте, что если ребенок-меланхолик комфортно чувствует себя, он может открыться как неплохой изобретатель, а также как талантливый художник или поэт, помогите ему раскрыться, дайте ему столько любви, сколько нужно ребенку с меланхоличным характером.

М еланхолик по характеру – замкнутый, мнительный и нерешительный. Его часто называют пессимистом, потому что проявление положительных эмоций встречается редко. Постоянное недовольство сопровождается нытьем, хныканьем и даже криком. Таким образом ребенок привлекает к себе внимание. Ребенок меланхолик любит играть один , предпочитает тишину и покой. Не смотря на слабое проявление внешних признаков активности, внутренний мир таких детей богат и красочен.

Т акие дети крайне чувствительны к внешним переменам, для них болезненны любые изменения, касающиеся распорядка дня, еды, окружения, места пребывания. Настороженно малыш относится к малознакомым людям. Любые перемены требуют времени для принятия их ребенком меланхоликом. При этом малыш плохо усваивает информацию и быстро устает, такие причины напрямую связанны с легкоутомляемой нервной системой. Если вы будете заставлять его делать то, что делать совсем не хочется, то такие действия приведут лишь к негативному результату.

М еланхолик не стремится попасть в детский коллектив, ему вполне хорошо и в домашней обстановке, где рядом знакомые и любимые лица. Если есть возможность отдать ребенка в садик в 5 лет, то рекомендуется ориентироваться на этот возраст. Не стоит вовсе избегать детского коллектива, поскольку малыш должен привыкнуть к распорядку учреждения, получить опыт общения с другими ребятами, чтобы потом легче пройти период адаптации к школе. , есть ни что иное как первый шаг вашего ребенка во взрослую жизнь.

П очти любое занятие для него - это работа, от которой дынный тип быстро устает. Со стороны, это может показаться бездельем и не желанием ничего делать. Отсутствие инициативы, долгая подготовка ко сну, трудные подъемы по утрам - это не капризы ребенка, для него это действительно трудно. Про них говорят "Ни рыба, ни мясо", но это ошибочное мнение со стороны, которое формируется у окружающих. Дети с данным типом темперамента в недалеком будущем склонны к творческим профессиям, искусству и философии, что проявляется уже в детском возрасте. По долгу обдумывать свои шаги и действия, взвешивать все "за" и "против" перед принятием окончательного решения, как следствие крайняя медлительность. Например они никогда не одеваются на прогулку в детском саду быстрее всех, если конкретно не зададутся такой целью.

Н икакая замкнутость меланхолика не позволит избежать проблем в виде утренних истерик, которые будут сопровождаться от кровати и до тех пор, пока взрослый не удалиться из детской группы настолько далеко, что не будет слышать крики. Некоторые ребята начинают высказывать протест против завтрашнего похода в учреждение еще с вечера. В нелюбимом саде меланхолик будет мстить всем на свете за то, что его здесь оставили. Он может отказывать от еды, туалета, сна, каждый свой отказ сопровождая криками и плачем. Но каждый случай лучше анализировать и разбирать отдельно. Сильно стеснительные дети, не будут выражать протест совсем накапливая все эмоции в себе и водин прекрасный день - это дает о себе знать.

Т актика поведения родителей ребенка с темпераментом меланхолика должна основываться не на приказах и силе. Отрицательные эмоции и напор спровоцируют отрицательные действия. Единственное решение проблемы лежит в плоскости разговоров и аргументирования. К тому, что завтра можно сходить в сад и поиграть там с ребятами, нужно готовить заранее. При этом родитель должен уметь придать походу в сад положительную окраску в глазах ребенка. Важно заинтересовать меланхолика. Должен быть организован «пряник», который можно дать не в этот же день, а, например, на выходные. Мирный договор рекомендуется составить в виде «целую неделю в сад – выходные на детской площадке/в парке/на аттракционах/в зоопарке».

Т аким детям не следует делать замечания на людях, такие действия ведут к проявлению серьезных комплексов. Если они слушают страшные истории или смотрели когда-либо страшные фильмы ужасов, то скорее всего они будут представлять себе, что в темноте за ним кто-то гонится, в следствие чего им очень страшно оставаться одним в комнате или квартире, где потушен свет. Такое состояние может сохранится и до совершенно взрослого возраста.

В знакомой и дружественно обстановке, такие дети приобретают новые силы, и могут выполнять порученные им обязанности за троих, вопреки своему темпераменту. Данный феномен принято называть "Феноменом-Феникса", что показывает два противоположно крайних состояния от полной апатии до черезмерной активности и позитивного настроя, правда второй вариант редок и не продолжителен, после чего все опять встает на свои места.

Р ебенку меланхолику крайне противопоказанна монотонная работа , долго ее он выполнять не сможет, это относится и к детям и к взрослым. Для них отлично подходит вид деятельности который требует глубокого изучения усидчивости и вдумчивого подхода. Но лишь тот который они изберут сами для себя, вам не стоит ошибочно полагать, что если изучение китайскоко языка является довольно трудным занятием, то оно как нельзя кстати подойдет для ребенка.

Если моя статья оказалась для вас полезной ставьте лайки и комментируйте, мне нужна обратная связь, спасибо... =)))



Рассказать друзьям