Социально коммуникативное развитие 3 4 лет. по программе модуля Вариативной части

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Министерство образования и науки Самарской области

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

Итоговая работа

по программе модуля Вариативной части

Именного образовательного чека

«Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий»

с 01.03.2018 г. по 12.03.2018 г.

Социально-коммуникативное развитие детей 3- 4 лет

в сюжетно -ролевой игре.

Выполнила: Мохова Елена Николаевна

Воспитатель МБОУ школа № 59

г.о. Самара

Самара, 2018 г

Введение

А.С. Макаренко писал так: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – игра».

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Иоганн Шиллер писал: «В игре детей есть часто смысл глубокий»

Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В дошкольные годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается характер.

Социально-коммуникативное развитие- это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Такие игры наиболее полно формируют личность ребенка, поэтому являются важным средством воспитания и развития ребенка.

Актуальность данной работы состоит в том, что сюжетно-ролевая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством развития социально-коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Варвара Латина
Социально-коммуникативное развитие детей 3–4 лет

По данным психолого-педагогических исследований, формирование навыков межличностного общения следует начинать уже в период младшего дошкольного детства. Используя адекватные языковые средства, невербальные средства общения, формы речевого этикета, малышей необходимо учить вступать в контакт как со взрослыми, так и. что особенно важно, со сверстниками, учить их внимательно слушать и воспринимать слова собеседника, видеть и понимать его эмоциональное состояние.

Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками. Эти действия постепенно приобретают совместный, взаимозависимый характер.

Игровые приемы обучения общению

В своей работе для решения задач по социально - коммуникативному направлению педагоги могут использовать различные игровые приемы обучению общения.

Игра – любимая деятельность младших дошкольников. В этом возрасте у них сохраняется интерес к разнообразным игрушкам, особое место среди которых занимают мягкие игрушки и куклы. Дети активно овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения.

В своей работе, педагоги нашего ДОУ используют невербальные средства общения для обучения детей различным способам выражения своих мыслей. Например, можно научить ребенка при чтении стихотворения А. Барто брать игрушку в руки и изображать опечаленного мишку или зайку. Если движения ребенка будут недостаточно выразительными, педагог предлагает ему стать грустной игрушкой и самому показать, как успокоить, обрадовать ее.

Вместе с ребенком разыгрываются сценки, в которых игрушки поссорились, а потом подружились. Сначала педагог, играя, например, с белочкой, выражает желание помириться (протягиваю лапу игрушки, кланяюсь, прошу прощения) . Ребенок, играя зайчиком, отвечает на это жестом согласия (соединяет лапы игрушек, кланяется в ответ, радуется примирению) . Друзья могут погулять вместе.

В игре воспитатель стараюсь показать ребенку, необходимость бережного отношения к игрушкам. Например, просит малыша ласково погладить любимую игрушку, нежно проговаривая : «Хорошая, хорошая» , заглянуть игрушке в глаза. Когда девочка баюкает куклу, возит коляску, можно подсказать : «Держи куклу бережно и не делай ей больно, укрой одеялом, погладь по головке» и т. д.

Роли взрослого и ребенка в игровой деятельности.

1. Роль в создании образа игрушки :

Взрослый : наделяет куклу определенными психическими качествами.

Ребенок : наполняет душевный мир куклы по своему усмотрению. Кукла ведет себя так, как нужно хозяину : ласковая и веселая, умная и послушная, др.

2. Роль в создании игрового сюжета :

Взрослый : показывает, проигрывает события, которые может пережить кукла.

Ребенок : переживает вместе с куклой события своей и чужой жизни во всех нравственных и эмоциональных проявлениях. Кукла (мягкая игрушка) выступает заместителем идеального друга.

3. Роль в создании ситуации общения :

Взрослый : учит приемам и принципам общения

Ребенок : устанавливает особые отношения со своей игрушкой : привязывается к ней, воспринимает как партнера по общению.

4. Роли вне ситуации общения :

Взрослый : выбирает ребенку игрушку, уделяя особое внимание материалу, из которого она изготовлена (должен вызывать приятные ощущения, соотношению пропорций головы и тела, цвету и др. Заботится о том, чтобы игрушка вызывала у ребенка добрые, нежные чувства.

Ребенок : «Ухаживает» за любимой игрушкой : сажает за стол во время еды, ложится с ней спать, берет на колени во время просмотра мультфильмов и т. д.

В своей работе, для развития общения детей , педагоги ДОО используют картотеку коммуникативных игр. Этот вид игр помогает развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и жесты. Например, такие игры, как «Давай дружить» , «Яблочко настроения» , «Серебряный колокольчик» и др.

В работе по социально- коммуникативному развитию огромную роль играет доверие и привязанность детей к воспитателю , так как это является необходимым условием для хорошего самочувствия и развития ребенка в детской саду. Дети стремятся получить эмоциональную оценку взрослого - одобрение, похвалу, ласку. Поэтому, в течение дня к каждому ребенку педагог старается проявлять свое доброе отношение : приласкать, назвать уменьшительным именем, ежедневно общаюсь с каждым ребенком – индивидуально или в маленькой подгруппе (2-3 ребенка) . Ощутив доброжелательное отношение, дети становятся более уверенными и общительными и с удовольствием подражают моим действиями. В своей работе воспитатель так же побуждает детей доброжелательно относиться к окружающим, проявлять эмоциональную отзывчивость, без чего невозможно правильное социальное развитие . Умение ярко передать свои чувства и вызвать у детей эмоциональный отклик является необходимым условием пробуждения сопереживания. Показывает детям пример доброго отношения к окружающим : как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. В работе так же помогает использование коммуникативных игр : «Ласковое имя» , «Кто пришел к нам в гости?» , «Покажу, как я люблю» и другие.

В педагогическом процессе основной образовательной единицей является образовательная игровая ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей , которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей . Планируя развивающую ситуацию , педагоги стараются согласовывать содержание разных разделов программы, добиваться комплексности, взаимосвязи образовательных областей.

К примеру, развивающая проблемно-игровая ситуация «Что случилось с куклой Настей?» , используется не только для освоения детьми опыта проявления сочувствия, помощи и представлений о здоровье сберегающем поведении, но и для решения других задач :

Обогащения представлений о предметах быта и их назначении : из какой чашки удобнее напоить куклу, какое одеяльце или подушечку выбрать, какие предметы для ухода за больной необходимо подобрать и пр.

Освоения приемов сравнения предметов по разным признакам или их группировки : отобрать для куклы из общего набора посуды только маленькие чашку, блюдце, ложечку, тарелочку; или выбрать по желанию куклы только яблочки определенного размера и формы и т. п.

Отражения эмоционального отношения к выздоравливающей кукле в музыкальной игре «Любимая кукла» и в лепке – «Делаем угощение для куклы Маши» .

Освоения представлений о домашних животных – ситуация «Кот Василий и котенок Пух пришли проведать нашу Машеньку» .

развития детской речи , знакомства с новыми литературными произведениями и иллюстрациями : выздоравливающая кукла хочет услышать сказку или, оправившись после болезни, участвует вместе с детьми в речевой или театрализованной игре.

При таком подходе единое образовательное содержание, повторяясь в разном виде, лучше осмысливается и осваивается детьми. Помогают в осуществлении образовательной деятельности единые игровые персонажи (например, медвежонок Миша, веселая обезьянка Рита, которые в течение недели становятся инициаторами и участниками интересных событий, проблемных ситуаций, образных игр-импровизаций, экспериментирования, наблюдений и разговоров.

психологические особенности, показатели развития

Психологические особенности детей 3-4 лет

Три года - очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый - малыш», а на равных, как с другом.

⁠⁠⁠⁠ Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.

В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.

Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.

Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет

Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.

Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.

Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.

Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.

К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.

Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку - баночкой.

Игра -основной вид деятельности ребенка 3-4 лет

Ведущая деятельность - игра. Значение игры для детей 3-4 лет чрезвычайно велико.В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами.

В три года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола.

Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ГОДА:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
-Обращается к воспитателю по имени и отчеству.
-Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).
-Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
-Умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Готов соблюдать элементарные правила в совместных играх.
-Может общаться спокойно, без крика
-Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последова-тельности; умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
-Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые).
-Называет членов своей семьи, их имена.
-Соблюдает простейшие навыки поведения во время еды, умывания (Акку-ратно моет лицо, руки, шею; насухо вытирается после умывания, вешает полотенце на место, пользуется расчёской и носовым платком; умеет пра-вильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошит хлебом, пережёвывает пищу с закрытым ртом, не разговаривает с полным ртом.)
-Способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодоле-вать небольшие трудности.
-Проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.
-Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).
-Знаком с правилами поведения в природе (не рвать, без надобности расте-ния, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.) ; знаком в пер-вичными представлениями о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого); знаком с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).

Образовательная область «Познавательное развитие»
-Умеет различать предметы по величине, используя слова «большой», «маленький».
-Умеет видеть один и много предметов, используя слова «один», «много», «ни одного»
-понимает вопрос «сколько»
-сравнивает группы предметов, используя приёмы наложения и приложения
-сравнивает два предмета, разные по величине (длине, высоте)
-узнаёт знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
-различает 4 цвета основного спектра (синий, красный, жёлтый, зелёный), знает чёрный и белый.
-понимает слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.
-ориентируется в частях суток: день -ночь, утро - вечер.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности
-Знаком с обобщёнными способами исследования разных объектов окру-жающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.
-умеет выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету; знает что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и др.), другие созданы природой (камень, шишки).

Ознакомление с предметным окружением
-знает предметы ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.
-имеет представления о свойствах (прочность, твёрдость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина).

Ознакомление с социальным миром
-знаком с театром через мини-спектакли, игры-драматизации по произведениям детской литературы.
-сформирован интерес к малой родине и первичные представления о ней

Ознакомление с миром природы
-сформированы представления о растениях и животных (домашние животные и их детёныши, дикие животные)
-Имеет представления о птицах, прилетающих на участок, о насекомых
-умеет отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты и ягоды
-знаком с некоторыми растениями данной местности (одуванчик, мать-и-мачеха и др.)
-знаком с комнатными растениями (фикус, герань и др.)
-знаком с характерными особенностями следующими друг за другом времён года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей
-имеет представления о свойствах воды, песка, снега.

Образовательная область «речевое развитие»
-общается со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.)
-различает и называет существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, шероховатая, пушистая).
-понимает обобщающие слова: одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.;
-согласовывает прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употребляет существительные с предлогами (в, на, под, за, около)
-с помощью взрослого, используя фигурки, куклы, инсценирует отрывки из знакомых сказок
-умеет читать наизусть потешки и небольшие стихотворения, рассказывать о содержании иллюстраций
-называет произведение, прослушав отрывок из него
-умеет говорить «спасибо», здороваться, прощаться

Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»

Рисование.
-Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
-Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
-Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.

Лепка.

-Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
-Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

Аппликация.
-Создает изображения предметов из готовых фигур.
-Украшает заготовки из бумаги разной формы.
-Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собст-венному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.

Конструктивно-модельная деятельность.
-Знает, называет и правильно использует детали строительного материала.
-Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.
-Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

Музыкальная деятельность
-Слушает музыкальное произведение до конца.
-Узнает знакомые песни.
-Различает звуки по высоте (в пределах октавы).
-Замечает изменения в звучании (тихо - громко).
-Поет, не отставая и не опережая других.
-Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
-Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, ба-рабан и др.).

Образовательная область «Физическое развитие»
-сформированы представления о ценности здоровья; сформировано желание вести
здоровый образ жизни
-приучен к опрятности и в соблюдении навыков гигиены в повседневной жизни
-Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление.
-Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.
-Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.
-Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места
-Может катать мяч в заданном направлении, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой.

Коммуникативные игры для младших дошкольников в детском саду

«Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности, определяя формирование у неё агрессивности, антиобщественных наклонностей, душевной опустошенности»
(В.В. Давыдов)

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников со сверстниками, как и с взрослыми, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности».
Коммуникация - это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию.
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).
Коммуникативные способности – это важное условие развития ребёнка-дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В общении реализуются межличностные и общественные отношения людей (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А. Н. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).
Начиная с 3-4 лет, в жизни ребенка появляется новый партнер по общению, который с возрастом становится все более значимым. Это сверстник. Потребность в общении со сверстником является одной из лидирующих потребностей ребёнка в дошкольном возрасте.
Это наиболее сложный период взаимоотношений ребенка с коллективом. В большинстве проблем, которые возникают в этом возрасте, виноват детский эгоизм, который в этой возрастной группе наиболее обострен. В 3-4 года ребенок относится к сверстникам как к себе подобным, с которыми можно весело провести время. Но в то же время ребенок еще не умеет прислушиваться к мнению других детей. Для 3-4-х летнего малыша существует только собственное "я", а других детей он воспринимает не как самостоятельные личности, а как источник удовлетворения потребностей его "я" (поиграть, подраться, побегать, и т.д.) При этом ребенок искренне не понимает, что и у других детей есть собственные потребности и собственные желания. Он привык только диктовать свои условия, и при этом не брать в расчет желания окружающих. В 3-4 года у ребенка уже появляются первые друзья. Но в этом возрасте дети часто меняют свои пристрастия.
С трех лет до семи, и дальше в течение всей жизни, человеку становится очень важным получать общение и обратную связь от сверстников.
Родители часто заблуждаются, что эти качества придут к ребёнку сами по себе. Но практика показывает, что одной из составляющих задач предшкольной подготовки как раз и является умение ребёнка научиться общению со сверстниками.
Коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников - это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.
Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И научить детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приёмы.
Какие формы организации детского общения вы можете предложить?
1. Непосредственная образовательная деятельность
2. Речевые проблемные ситуации
3. Беседы
4. Составление рассказов, сказок, загадок
5. Ситуативные разговоры
6. Игры.
Мне хотелось бы остановиться на игровой деятельности, как на одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка и основной метод формирования коммуникативных способностей, в котором ребенок учится согласовывать свои действия с действиями партнера. Общение является важным элементом любой игры. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом, и с взрослыми. Обогащается и эмоциональный мир ребёнка. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности.
Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.
Наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей данной возрастной категории - коммуникативные игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Коммуникативные игры делятся на группы:
- игры на развитие внимания, интереса к партнёру по общению;
- игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог;
- игры на развитие навыков взаимодействия в группе;
- игры на телесный контакт.
«Ау!»
(авторы - О. Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Количество играющих: 5-6 человек.
Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

«Ласковое имя»
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

«Комплименты»
Цель: развивать эмоциональную чувствительность, отрабатывать навыки вербального общения.
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спа¬сибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент сво¬ему соседу, упражнение проводится по кругу. Некоторые дети не могут сказать компли¬мент, им необходимо помочь. Можно вместо
похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.
Если ребенок затрудняется сделать компли¬мент, не ждите, когда загрустит его сосед, ска¬жите комплимент сами.
«Дружба начинается с улыбки»
Цель: отрабатывать навыки невербального общения.
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
«Друзья»
Цель: формировать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе.
Дети стоят в кругу.
1 куплет.

Ссориться нельзя (грозят в центр пальцем)
Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)
Вместе мы друзья (взялись за руки)
2 куплет (повтор движений в парах)
Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)
Ссориться нельзя (грозят друг другу пальцем)
Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)
Вместе мы друзья (обнимают друг друга)
«Звериное пианино»
Эта коммуникативная игра разработана О.В. Хухлаевой
Цель: развивать умение сотрудничать друг с другом.
Дети садятся в одну линию (получается клавиатура фортепиано). Ведущий игры (взрослый) раздает каждому ребенку карточки с изображениями животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т. д.). Ведущий, то есть «пианист», дотрагивается до голов детей («играет на клавишах»). А «клавиши» издают каждая свой звук.
Можно играть и на коленках – клавишах. Тогда можно ввести в игру еще и громкость звука. Если пианист легко дотронулся до клавиши – она звучит очень тихо, еле слышно, если сильнее – то громко. Если сильно – то «клавиша» говорить громко.
Коммуникативные игры с движениями (подвижные коммуникативные игры).
Этот вид игр учит детей внимательно слушать, соотносить движения с музыкой или словами, двигаться слаженно, синхронно, помогают достигать согласованности и взаимодействия в коллективе.
«Весёлый паровозик»
Цели: Развивать сплочённость группы детей, умения сообща преодолевать препятствия.
Ход: Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:
- Я веселый паровозик Лена, а ты кто?
- А я красивый вагончик Саша.
- Поехали дальше вместе.
- Поехали.
Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия:
Подняться и сойти со стула («Нужно переехать через горы»).
Проползти под столом («Въехали в тоннель»).
Пробраться через «дремучий лес».
Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не попасть в лапы диких животных».
На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет к финишу в полном составе, награждается («Паровозик и вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге и поэтому никого не потеряли в пути»).
«Ладонь в ладонь» (авторы - Н. Клюева. Ю. Касатки
на)

Цель: развитие коммуникативных навыков, полу¬чение опыта взаимодействия в парах, преодоление бо¬язни тактильного контакта.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижи¬мая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различ¬ные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Охота на тигров
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: от 4 лет
Количество играющих: не менее 4 человек.
Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).
Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников.
Зеркала
Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.
Возраст: от 4 лет
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.
Комментарий: необходимо напомнить детям, что они - «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.
ПЕРЕДАЙ МЯЧ
Цель. Снять излишнюю двигательную активность.
В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.
ЗЕВАКА
Цель. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.
Дотронься
Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.
Возраст: от 4
Количество играющих: 6-8 человек.
Необходимые приспособления: игрушки.
Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.
Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык
Ау!
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 5-6 человек.
Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
КОГО УКУСИЛ КОМАРИК?
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет - «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, «кого укусил комарик».
ДВЕ ИГРУШКИ - ПОМЕНЯЕМСЯ МЕСТАМИ
Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движений, сотрудничества. Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.
Комментарий: игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить ее интенсивность и сложность. Тем более что детям дошкольного возраста еще достаточно трудно выполнять действия разной направленности (как в данной игре - поймать игрушку, увидеть того, кому досталась вторая и поменяться с ним местами).
РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно - это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад - «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» - «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
СЛУШАЙ КОМАНДУ
Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание.
Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
Ласковое имя
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
Эхо
Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.
Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определённом ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4-5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.
Встань на кого посмотрю
Цель: воспитание чувств партнера (общение через взгляд) .
Ход: ведущий смотрит на одного из детей. Ребенок, поймав взгляд, встает. После этого, предлагают ему сесть.
Кто к нам в гости пришел?
Цель игры: учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней.
Возраст: от 3 лет
Ход игры. В начале игры ведущий объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий выбирает игроков, каждому из которых дает определенное задание - изобразить животное. Делать это можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"- махать сзади рукой и лаять и т.д.). Игроки, изображающие животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом.
Назови себя
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Возраст: от 3 лет
Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
Магазин
Цель: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично
Возраст: от 4 лет
Один ребёнок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.
Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.
Чей предмет?
Цель игры: научить детей проявлять внимание к другим людям.
Возраст: от 4 лет.
Ход игры: педагог заранее подготавливает несколько предметов, принадлежащих разным детям. Дети закрывают глаза. Педагог выжидает некоторое время, давая возможность детям успокоиться и сосредоточиться, затем предлагает открыть глаза и показывает предмет, принадлежащий одному из детей. Дети должны вспомнить, кому принадлежит эта вещь. Хозяин предмета не должен подсказывать. В игре могут участвовать такие предметы, как заколка для волос, значок и т. д.
Позови ласково
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Возраст: от 3 лет Ход: ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.
Все наоборот
Цель игры: научить детей определять действия, противоположные по смыслу.
Возраст: от 4 лет.
Ход игры: при помощи считалки выбираем водящего. Дети встают в круг, руки на пояс, водящий становится в центр круга. Водящий делает произвольные движения и называет их, остальные дети выполняют противоположные действия. Например, водящий поднимает вверх руки и говорит: «Руки вверх», все дети опускают руки по швам. Ребенок, допустивший ошибку, становится водящим. Если все дети выполнят действия правильно, через некоторое время выбирается новый водящий при помощи считалочки.
Сосны, елочки, пенечки
Цель игры: развивать внимательность, умение управлять своим поведением.
Возраст: от 4 лет.
Ход игры: дети встают в круг, взявшись за руки. Педагог находится в центре круга. Звучит негромкая музыка, дети движутся по кругу. По команде педагога «Сосны», «Елочки» или «Пенечки» дети должны остановиться и изобразить названный предмет: «Сосны» – подняв руки высоко вверх, «Елочки» – раскинув руки в стороны, «Пенечки» – присев на корточки. Ошибившиеся игроки выбывают из игры или получают штрафное очко. Затем игра продолжается.
Рисунок на спине
Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.
Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой - за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ(домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.“Ручеёк”
Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару



Рассказать друзьям