Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, их характеристика. Ребёнок в нетрадиционной семье: опыт ГерманииОднополым парам здесь разрешено официально регистрировать свои отношения, но для них остаётся много других запретов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

К настоящему времени появились такие семьи, описание которых в историческом контексте не соответствует традиционным представлениям. Американский психотерапевт В. Сатир называет такие семьи нетрадиционными и приводит их описание 1

В наше время многие дети воспитываются не теми взрослыми, которым они обязаны своим появлением на свет. Это те семьи, где родители развелись, умерли, никогда не вступали в брак или по какой-либо причине не могут больше заботиться о детях.

Когда в семье есть только один родитель - она называется неполной . К неполным семьям предъявляются особые требования. Можно выделить три типа таких семей:

1 первый тип - это когда один родитель ушел, а оставшийся не вступил в повторный брак;

2 второй тип - одинокий человек официально усыновил ребенка;

3 третий тип - незамужняя женщина воспитывает сына или дочь одна.

Чаще всего семьи с одним родителем состоят из женщины-матери и ее детей. Проблема состоит в том, сможет ли семья, состоящая только из одного взрослого, создать условия для личностного роста детей и взрослого?

Возрастает число детей, которых воспитывают главным образом женщины. Когда в таких ситуациях создаются новые семьи- В. Сатир называет такие вновь созданные семьи смешанными . По ее мнению, все смешанные семьи похожи друг на друга тем, что они объединяют части ранее существовавших. Она выделяет три типа таких семей:

1. Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей.

2. Мужчина с детьми женится на женщине без детей.

3. Оба - и мужчина, и женщина - имеют детей от предыдущих партнеров.

В. Сатир включает в состав таких семей бывших супругов, что нехарактерно для отечественной семейной практики. Сатир исходит из того, что, хотя эти люди, скорее всего, не могут жить все вместе под одной крышей, они в той или иной степени присутствуют в жизни друг друга. Смешанная семья живет и развивается благополучно при условии, если каждый ее член важен и нужен.

Другой вариант смешанной семьи возникает, когда два человека вступают в повторный брак после смерти одного или обоих первых супругов.

Семья, берущая ребенка на воспитание , - другая форма смешанной семьи . Она может включать только одного приемного ребенка; одного приемного ребенка и нескольких родных детей; одного родного ребенка и нескольких приемных. От структуры семьи зависит то, с какими проблемами столкнутся ее члены.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В настоящее время в цивилизованном обществе все больше людей предпочитает не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять официальных отношений, возрастает количество молодых людей, стремящихся к альтернативным формам устройства собственной жизни; происходит не только эволюция форм брака, но и отношение к браку суще
ственно трансформируется. Подобные изменения в значитель
ной мере имеют отношение к трансформации социокультурного
характера феномена «молодежи».

Увеличилось количество нетрадиционных семей. Название пошло от Вирджинии Сатир.

Это те, описание которых не соответсвует традиционному представлению о браке. К ним относятся те, где родители развелись; умерли; никогда не вступали в брак; по какой-либо причине родители не могу заботятся о детях и о них заботятся не те, кто их родил (приемные); повторные браки с детьми. Последние две - смешанные семьи. Все смешанные похожи тем, что они объединяют части уже существовавших семей.

Три типа смешанных семей :

1.женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;

2.наоборот мужчина с детьми;

3.оба имеют детей от предыдущих партнеров.

Проходят через дополнительные этапы развития: развод или сепарация, этап неполной семьи, ухаживания, повторный брак. Смешанной семье труднее решать свои задачи, они могу входить в противоречия с этапами предыдущего брака, реорганизация брака носит травмотический характер для членов семьи.

Сатир включает в состав семьи бывших супругов. Для нас это не характерно. Эти партнеры в той или иной мере присутствуют в жизни своей семьи, пусть и бывшей. Смешанная семья развивается благополучно, если каждый член семьи важен и нужен семье, иначе семья с конфликтами. Другой случай - брак после смерти одного из супругов. Но все равно влияние бывшего супруга. Бывший супруг идеализируется. И ценности при нем будут сильно влиять на формирование этой семьи. Подструктура семьи зависит от тех проблем, с которыми сталкивается семья. Ребенок приемный: он полная сирота или его собственные родители не могу о нем заботиться и он об этом знает.

Любые семьи могут быть очень удачными, если супруги привносят творчество, заботу и уважение к другим членам семьи. Проблемы : ревность, дети могут ревновать к другим; чувство брошенности или одиночества у детей и так далее.

Появилось много альтернативных форм брака. В первую очередь, когда люди не хотят официально регистировать свои отношения: в самом начале или вообще. Возрастает число альтернативных форм жизни. Изменения условий жизни.Это меняет отношение людей к браку. Молодые люди все позже достигают социокультурной зрелости - задолго после независимости, из-за удлинения срока обучения, молодые люди хотят рано как можно больше потреблять, действовать в рамках высокого положения, довольно рано стали приобретать опыт сексуальных и социальных отношений (еще в школе) и начинают вести себя не так, как требует социум.В советские времена молодежь бежала в брак: для девушек это был единственный способ стать взрослым. Сейчас выжидательная позиция, большой процент молодежи, которые не хотят вступать в брак.



В Америке уменьшилось количество людей из-за того, что люди не хотят вступать в брак. В Америке все происходит этапами. Возможность родить в 16 и после 30 разная, особенно если первый ребенок, особенно с заболеваниями, особенно есть шанс детей с патологией. Возможность патологий : одежда, диеты, карьера, экология, нервнопсихические стрессы, отсутствие определенных веществ в организме. Количество людей с такими проблемами увеличивается с каждым годом. Еще одна причина - вынесение негативного опыта из опыта своих семей: лучше вообще не заводить семей.

Причины увеличиения одиноких:

увеличение разрывов и разводов

молодые не спешат к сосзданию семьи

пожилые люди после смерти супругов

терпимое отношения к нетрадиционным способам поведения.

В Германии 18% не спешать вступать в брак, 7% не хотят заводить семей (нельзя), у нас 60% девушек считают что нужно выйти замуж: 28% из них мучаются, что не смогу выйти замуж; 10% не хотят или не торопятся создать семью.

Причины нежелания создать семью :

рост образованности, в первую очередь женщин: стремление реализации, самовыражения;

высокая смертность мужчин и их нехватка (самая высокая смертность с 16 до 35);

распространенная точка зрения, что легче прожить одному: из-за экономики, политики, криминала, нестабильности общества.

Определенная часть населения не хочет рожать детей, а зачем тогда создавать семью?

Причины не хотения иметь детей (1% не хочет иметь детей у нас):

поздний возраст вступления в брак;

неудачный опыт в прошлом;

высокий уровень образования;



если ребенок единственный, причина распада в нем, то не хотят детей и брака (они причина развода родителей);

экономические соображения.

До 35 лет женщина легче переживает одиночества. После 30-35 лет женщины, мужчины после 40-45 меняют свое отношение к семье.

Гражданский брак - альтернатива брака во многих странах До 15% семей в Европе не оформляют отношений. Другое название - пробный брак, предарительная стадия. В 20 веке распространены в скандинавских странах.

В большинстве стран примерно 80% регистраций брака происходит, когда происходит рождение ребенка или по беременности. Брачный контракт очень распространен: либо сам по себе, либо вместе с регистрацией. Статистика: если ваш партнер жулик или дурак, то вам ничего не поможет. Чаще всего контракт заключают умные и успешные люди, с малой религиозностью, низкими школьными успехами, либералисты, с меньшей социальной успешностью, высоким уровнем общения и рефлексии. У нас брачные контракты имеют основу при жилищных проблемах и детских пособиях.

Другие альтернативы брака: открытый брак; интимная дружба; групповой брак; жилые сообщества (кибутцы в Изралии, в таких сообществах половые связи строги); коллективные семьи. В разных странах распространены по-разному, особенно на севере.

Нетрадиционные семьи

Пришла пора сказать о нетрадиционных половых отношениях - в том числе об однополых супругах. Гетеросексуальность и гомосексуальность в мифах присутствуют примерно в той же пропорции, что и в нашей нынешней реальности. Однако на мифических геев и лесбиянок никто особого внимания не обращал и уж точно их не притеснял, но и они, в свою очередь, не лезли на авансцену мифической истории, не выставляли с болезненной настойчивостью свою ориентацию напоказ и не устраивали в полупустом мироздании гей-парадов.

Может быть, их не устраивало число зрителей, а может быть, они просто не видели в том нужды - ведь им и так покровительствовали могущественные небожители, а многие из божеств сами были не против развлечься в однополом коллективе: богиня Иштар в Междуречье (у шумеров ей соответствовала Иннана), бог Шочипилли у ацтеков, чуть ли не весь пантеон у греков и римлян - у одного Аполлона возлюбленные исчисляются десятками... Если же взять всю древнегреческую мифологию, то гомосексуальные отношения лежат в основе не менее пятидесяти сюжетов - хорошо разработанных, часто взаимосвязанных.

У индейцев таких сюжетов меньше, и они попроще, но зато самих историй больше. Мифы с центральной гомосексуальной составляющей есть едва ли не у каждого индейского народа - от Лабрадора до Огненной Земли. Как правило, они весьма поучительны, но смысл их не во вредоносности анального секса, а в том, что нельзя быть легковерным и поддаваться на хитрость, как это сделали наивные персонажи айова, ассинибойнов, гуахиро, кроу, санти, арапа-хо, арикара, осэджей, куиба, пауни, тенетехара, тапирапе, чиригуано и других. Все они отвечают согласием на предложение заняться интимом и спорят с будущим любовником лишь о том, кто будет первым в качестве активной стороны, но в конце концов уступают уговорам. А их половой партнер, сделав свое дело, находит способ уклониться от долга, который платежом красен. На него миф и призывает равняться! Мораль подобных мифов тоба и матако, собственно, та же, но в них есть еще и та подробность, что у одного из персонажей два фаллоса и он действует сразу обоими. Второй персонаж, у матако - это уже упоминавшийся выше культурный герой Тауквах, в результате сильно травмируется...

Справедливости ради заметим, что в мифах некоторых индейских народов гомосексуальные отношения - это нечто такое, что вызывает или, по крайней мере, должно вызывать смех. У гошутов педерастией на глазах у юноши, которого надо рассмешить, занимаются духи - мужские с мужскими, женские с женскими. Правда, юноша оказался кремень - он даже не улыбнулся. А у чемеуэви в комическом ключе представлены великаны, которые устраивают целый спектакль с демонстрацией анальных утех - чтобы рассмешить антропоморфную Жабу, - а в кульминации один из них, войдя в раж, кладет пенис на раскаленный камень, и тут-то Жаба не выдерживает и хохочет...

В отличие от чемеуэви все серьезно выглядит у юте, где на предложение трикстера Койота заняться сексом мужской персонаж Ящерица отвечает, что мужчине не следует совокупляться с мужчиной, коль скоро существуют женщины. Но Койот все-таки совратил Ящерицу и возымел наказание - повредил пенис.

Трикстерам, кстати, далеко не всегда везет в гомосексуальных сюжетах. Персонаж южных пайютов, тоже Койот, как-то изнасиловал жену зооморфного индейца Волка, но та умудрилась при этом приклеить его к дереву, и, когда явился муж, он использовал беспомощное положение Койота на всю катушку... Тем же способом наказывается персонаж мифа рикбакца за то, что разбил кокос о голову соплеменника. Причем главной карой оказалось не само гомосексуальное сношение, а то, что в результате он забеременел и родил каймана.

Лесбийские связи, как правило, описываются без тени юмора. О том, что происходило по этой части у некоторых народов, мы уже говорили. Но женщины гондов или кучинов были, признаем это, спровоцированы на однополую любовь высшими силами, даровавшими им фаллосообразные пупки. Другое дело - представительницы индейского народа гуатусо и узбечки из сартов. Первые бросались в объятия подруг, стоило мужьям уйти на охоту, и простодушно предупреждали своих благоверных, чтобы они, возвращаясь в деревню, стучали по деревьям, дабы не угодить в неловкую ситуацию. Вторых столкнул с гетеросексуального пути злой дух Иблис, насоветовав, когда мужья уезжают по делам, собираться группами числом не менее сорока и устраивать оргии. В реальной - не мифической! - жизни это находило отражение в культе духов чильтанов и в лесбийских играх в их честь, во время которых одна из женщин со сделанным из кожи половым членом гонялась за другими участницами и имитировала с пойманными совокупление.

На других таких историях мы останавливаться не будем и повернем непосредственно к однополым семьям. Начнем с индейцев уастеков. Они заслуживают этого хотя бы потому, что супружество между мужчинами узаконилось у них еще в те времена, когда земля была плоской. Первопредки уастеков были сплошь мужчины - могучие красавцы-великаны. Ради продолжения рода они, конечно, могли пойти по тому же пути, что и многие другие народы, настрогав женщин из готовых к самопожертвованию или самых слабых сородичей, а то и просто обратиться к богам с соответствующей просьбой, но гордые уастеки решили обойтись собственными силами, опираясь исключительно на свою анатомию, позволявшую забеременеть посредством анального сношения. Они стали заключать супружеские союзы друг с другом и рожать детей. И если бы среди этих детей не затесались девочки, так, вероятно, и жил бы этот замечательный народ суровой мужской общиной. Но девочки, выросши, превратились в женщин, стали требовать к себе повышенного внимания, и началась обычная для других народов катавасия...

Еще два индейских народа, офайе и шеренте, вообще задумывались высшими силами как чисто мужские. Но для шеренте, в отличие от уастеков, роды были смертельны, и, дабы они не вымерли, им была презентована женщина. Офайе рожали вполне благополучно, но возникли проблемы со вскармливанием детей, хотя у мужчин и были млекоточи-вые сосцы на локтевом сгибе. Тут верховному богу Солнцу тоже ничего не оставалось, как создать женщин. Что характерно, с их появлением офайе далеко не сразу оставили свои гомосексуальные привычки, и дошло даже до того, что женщины, отчаявшись добиться мужской ласки, наладили массовое производство восковых фаллоимитаторов. Пришлось Солнцу вмешаться еще раз: фаллоимитаторы были растоплены горячими лучами, а мужики офайе получили строгий приказ прекратить анальные забавы.

Намного скучнее гомосексуальная история выглядит в мифе селькнамов: встретились двое мужчин-первопред-ков, поженились, родился ребенок, потом еще один, и еще, и еще, пока наконец мужчина-роженица не превратился в птичку... Следующее поколение уже жило обычной гетеросексуальной жизнью. Но простота эта кажущаяся: мы-то помним, что все закончилось у селькнамов матриархатом, а потом и восстанием угнетенных мужчин.

У мехинаку тоже есть миф об однополой мужской паре (видимо, он относится к тому периоду мифического времени, когда мехинакские мужчины уже отвоевали пенисы у женщин). Они жили тихо, никого не трогали, но вот один из них забеременел... В положенный срок он лопнул и умер, а вывалившийся из его чрева мальчик вырос в достойного члена племени.

Но нетрадиционные семейные пары - это не только однополые сочетания. Коль скоро мы ведем речь о мифах, то необходимо сказать и о таких семьях, в которых муж и жена составляли пары человек - животное, в чем при всеобщей антропоморфности животных и изрядной зооморфности людей нет ничего удивительного. Не хочется употреблять слово «зоофилия»; поэтому ограничимся лишь оговоркой, что ниже речь почти нигде не идет о сакральных случаях, связанных с происхождением целого народа. Разве что у эскимосов в отношении европейцев, но там случай особый, поскольку сакральности в европейцах, с точки зрения эскимосов, ни на грош...

Уже неоднократно говорилось о женах животного происхождения, потерявших природную шкуру; тем не менее перечислим неупомянутых. Лягушки стали хорошими женами персонажам греческих, болгарских, индейских, армянских и абхазских легенд, мышь составила счастье сингала, попугаихи отметились в качестве супруг индейцев юку-на и мундуруку, индюшки - индейцев юракаре, лебедушка вышла замуж за монгола, тюлениха - за фарерца, свинья - за тиморца, рыбы были хозяйками в домах культурных героев юкагиров и квакиутлей, а вполне конкретная рыба пиранья прельстила индейца вапишана.

Ради персонажей ояна расставались с изначальным обликом самки обезьяны, тапира и стервятника; кстати, у болгар с греками превращения тоже не ограничились лягушками - отмечены у них случаи женитьбы и на бывших черепахах. Культурный герой варрау находился в неофициальных брачных отношениях с самкой ската - до тех пор, пока ее не зажарили его родственники. И любовь эта была так велика, что, узрев любимую на обеденном столе, культурный герой поспешно засунул голову в кипяток и умер. Разумеется, велико число превращенных среди лучших друзей человека собак. Такие эпизоды есть в мифах многих индейских народов - перечислять их, дабы не ввергать читателя в скуку длинным списком, мы не будем.

Но если читатель думает, что особыми качествами обладают только индейские собаки, то он глубоко заблуждается. У абхазов, азербайджанцев, курдов, африканских народов коно и кагуру также есть легенды о превращении четвероногих друзей в лучшие семейные половины. При этом у абхазов, азербайджанцев и коно вполне приличные (с виду, во всяком случае) девушки получались, кроме того, из ослиц, а у курдов, кагуру и тех же абхазов - из кошек.

Занятная история с превращением собаки в девушку рассказывается удэгейцами. Метаморфоза состоялась наполовину: выше пояса собака сделалась соблазнительной красоткой, но низ сохранила собачий. Это очень огорчило культурного героя Удзу. Он от души врезал девушке-собаке, которая, надо думать, ни в чем не была виновата, а потом, будучи во взвинченном состоянии, отправился охотиться на кита и исчез в пучине.

Этой трагедии не случилось бы, знай Удзу о верном способе превращения собаки в девушку, который, по совету мудрого старика, применил персонаж мифа черных карибов с Доминики. Надо взять собаку (обязательно суку), выкупать в реке, да так, чтобы при этом между ног у нее проплыла рыбка. Этот способ замечателен еще и тем, что позволяет произвести сколько угодно превращений в обоих направлениях. Упомянутый персонаж, кстати, этим воспользовался: когда жена ему надоела, он снова повел ее купаться и, основательно отмыв, добился новой метаморфозы. Правда, в результате повторного купания получилась почему-то уже не сука, а кобель, но это детали...

Не всегда, конечно, браки с животными бывали удачны, и дети, рожденные в них, редко отличались совершенством, но они все-таки двигали мифическую эволюцию. Тем более что многие наследственные изъяны сами персонажи устраняли, можно сказать, на ходу. Например, в результате брака юракаре с индюшками родились девочки, у которых груди были на щеках (ой, какие у вас мешки под глазами, вы не выспались?! - сочувствовали им, наверное...), но потом этот дефект устранили с применением магии.

Но все эти превращения, как можно заметить, касаются только животных-жен. Пора сказать и о животных-мужьях. Тут тоже нельзя пройти мимо собак - в эскимосских мифах они женихи на каждой второй свадьбе. Сюжет, имеющий вариации, в собирательном виде таков: отец велит дочери, надоевшей ему своими капризами, выйти замуж за кобеля и получает внуков-щенков, которые становятся прародителями волков, великанов, карликов и... европейцев.

У бороро есть миф о том, как мужчина женился на самке оленя, а у тариана, тукано и трике, наоборот, женщины выходят замуж за оленей. Женский персонаж тайваньских ами родила от мужа-оленя пятерых полуоленей-полулю-дей, которые по слабости здоровья не задержались на этом свете. Мать от огорчения воткнула себе в живот олений рог и вместе с сыном от первого брака отправилась вслед за ними.

Мужем женщины байга, которая после удаления вагинальных зубов не могла получить удовлетворения ни от одного мужчины, стал жеребец. Но и тут удовлетворения она почувствовать не успела, потому как в первую брачную ночь молодой супруг пронзил ее гигантским пенисом.

Мораль в таких случаях проста: не надо сожительствовать с животными. Тот же вывод следует сделать и из мифа индейцев баре, в котором девушка стала женой опоссума. Людям это сильно не понравилось, и однажды ночью они убили мирно спящих супругов. Но остался у них сынок, человек с повадками опоссума, и он такого обхождения с мамой и папой не простил, спровоцировав в племени изрядную резню. В общем, если без подробностей, дорого обошлись индейцам баре наклонности отдельно взятой девушки...

Сотнями исчисляются законные и гражданские мужья, в облике которых есть фаллические черты, - змеи, земляные черви, угри... Причем появляются они не только в мифах вездесущих в этой книге индейских народов, но и у меланезийцев и африканцев, а также у восточных славян и живущих с ними по соседству карачаевцев, чувашей, финнов, вепсов, латышей, литовцев и сету. Мифические русские, украинские и белорусские женщины, если верить фольклору, испытывали непреодолимую тягу к ужам и вступали с ними в супружество, несмотря на активное противодействие родственников. Как правило, все это очень плохо кончалось и для ужей, и для них самих.

Есть в русских и украинских сказках и куда более «весомый» муж из животного мира - медведь. С представителями семейства медвежьих находили семейное счастье также мифические женщины орочей, индейцев чинук и сенека. Но медведь не самое крупное животное-муж. В нанайском мифе в роли мужа выступает тигр. Женщина, принадлежавшая к одному из первых поколений исанзу, вышла замуж за слона, который, впрочем, обернулся - ради нормальной семейной жизни - человеком. Но молодая жена этой жертвы не оценила и вскоре после свадьбы самым заурядным образом переспала со змеем, с которым едва была знакома.

Самым же выдающимся во всех отношениях мужем представляется кит из мифа азиатских эскимосов, который, в отличие от африканского слона, не пошел по пути метаморфоз, предпочитая, чтобы его любили таким, каким он родился. И не прогадал - эскимоска прикипела к нему всем сердцем. А на другом конце шкалы, если брать габариты, стоит колибри, связавший свою судьбу с девушкой иранше...

Из книги Общество: государственность и семья автора СССР Внутренний Предиктор

Из книги Евреи, Христианство, Россия. От пророков до генсеков автора Кац Александр Семёнович

34. Убийство царской семьи Оно стоит черным обелиском в разломах русской истории. Тогда, в огне революции, убийство царской семьи прошло почти не замеченным ни в народе, ни в большой политике. Информация о расстреле Царя была заслушана на заседании Совнаркома 18 июля 1918 г.

Из книги Горизонт семьи автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Горизонт семьи О некоторых константах традиционного русского сознанияП pежде всего - несколько слов к пониманию заглавия. Под “традиционным” русским сознанием я понимаю те составляющие этого сознания, которые достаточно отчетливо присутствуют в представимых для нас

Из книги Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых автора Зимин Игорь Викторович

Расходы императорской семьи Современники не раз пытались оценить уровень богатств российских монархов. Точными данными они, естественно, не располагали, но было очевидно, что состояние императорской семьи огромно. Одна из современниц, со ссылкой на генерал-майора Н.В.

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Славяне [Сыны Перуна] автора Гимбутас Мария

Убийство семьи Дай Однажды главарь разбойников по имени Ван Чжэ и его шайка из тридцати человек убегали от индийских солдат. Лишенные еды, возможности передохнуть, умирая от голода, они отправились к Ши Вэню и попросили у него еды. Однако Ши Вэнь и два его брата отказались

Из книги Транспорт в городах, удобных для жизни автора Вучик Вукан Р.

Из книги Здравствуйте, дети! автора Амонашвили Шалва Александрович

Нетрадиционные виды транспорта Нетрадиционные виды транспорта часто привлекают внимание благодаря своему новаторскому имиджу и экзотическим характеристикам. Требуются определенные познания в сфере транспортных систем, чтобы отличить их выигрышные стороны от

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Связь семьи и школы Со следующего понедельника класс переходит на режим продленного дня. Детей мы и разделили на две группы, выбраны и названия: «Ромашка», «Мак». Сегодня в нашей классной комнате соберется родительский актив, придут воспитательницы - Натела

Из книги Гоа. Для тех, кто устал... жить по инструкциям автора Станович Игорь О.

Гибель царской семьи 9 марта 1917 г. император после всех перипетий, наконец, попал в Царское Село и встретился с женой и детьми, но их покой длился недолго.А.Ф. Керенский понимал, что положение царской семьи ненадежно и со временем будет только ухудшаться, а поэтому

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Вне семьи При всей любви к творчеству бывшего одноклассника и сына моего преподавателя английского языка, а по совместительству ВЕЛИКОГО РУССКОГО писателя Виктора Пелевина его повествование о Гоа в книге «Ананасная вода» я воспринимаю как художественную метафору.

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович

Из книги Два лица Востока [Впечатления и размышления от одиннадцати лет работы в Китае и семи лет в Японии] автора Овчинников Всеволод Владимирович

§ 9. Народы северокавказской семьи Древние народы Северного Кавказа населяют землю, овеянную легендами. В благодатных долинах искали золотое руно греческие аргонавты, а на одной из гор в районе Анапы великий греческий бог Зевс повелел приковать титана Прометея,

В настоящее время используются все возможные формы педагогического взаимодействия с родителями, как традиционные, так и новаторские.

Формы взаимодействия – это способы организации совместной деятельности и общения.

К традиционным относятся:

- посещение семьи ребенка – много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные) давать тактично, ненавязчиво.

- Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители», содержащие информацию по разделам: повседневная жизнь, различного рода объявления, режим, текущая работа по воспитанию детей и т.д.

День открытых дверей , являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Групповые собрания проводятся 4-5 раз в год. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить кому-то из специалистов или родителям). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».


Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается, чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и более масштабные мероприятия. Важно определить актуальную тему конференции

Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках тех же традиционных форм, позволяет использование интерактивных методов.

Интерактивные методы обозначают общение через участие и взаимодействие.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова и выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинар-практикум, педагоги-ческий брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей
Наглядно-инфор-мационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного уч-реждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней/не-дель открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

«Круглый стол» с родителями. Цель таких мероприятий: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Могут заканчиваться чаепитием и включают досуговые моменты.

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей, дети же приобретают ценный опыт общения с людьми разных характеров.

Вечера вопросов и ответов. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Семинары для родителей . Основная цель и содержание семинаров для родителей – согласование между родителями и педагогами целей и стратегий развития ребенка (того что хотят для ребенка родители, и того какими средствами, совместными действиями можно достичь поставленной цели), формирование у родителей представления о целях и содержании подготовки; оздоровление и питание, содействие приобретению родителями уверенности в своих силах; развитие толерантности всех членов группы (и родителей в том числе) в ситуации многонациональности и различных социальных возможностей.

Становясь активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают новые педагогические умения. Практика, ориентированная на семью, не определяется как набор форм и процедур. Скорее, она требует желания придерживаться ценностей связанных с уважительным отношением к семьям, с необходимостью прислушиваться к родителям, сотрудничать с ними.

К настоящему времени появились такие семьи, описание которых в историческом контексте не соответствует традицион­ным представлениям. Американский психотерапевт В. Сатир на­зывает такие семьи нетрадиционными и приводит их описание*, которое будет использовано в дальнейшем с учетом поправок на российскую действительность. Из немалого числа приведенных в литературе по проблемам семьи типологий эта, на наш взгляд, отличается неким «психологизмом», что обусловило данный выбор.

* Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

В наше время многие дети воспитываются не теми взрос­лыми, которым они обязаны своим появлением на свет. Это те семьи, где родители развелись, умерли, никогда не вступали в брак или по какой-либо причине не могут больше заботиться о детях.

Когда в семье есть только один родитель - она называется неполной. К неполным семьям предъявляются особые требова­ния. Можно выделить три типа таких семей:

□ первый тип - это когда один родитель ушел, а остав­шийся не вступил в повторный брак;

□ второй тип - одинокий человек официально усыновил ребенка;

□ третий тип - незамужняя женщина воспитывает сына или дочь одна. Чаше всего семьи с одним родителем со­стоят из женщины-матери и ее детей.

Проблема состоит в том, сможет ли семья, состоящая только из одного взрослого, создать условия для личностного роста де­тей и взрослого?

Возрастает число детей, которых воспитывают главным образом женщины. Когда в таких ситуациях создаются новые семьи, их называют семьями с приемными (усыновленными) деть­ми. В. Сатир называет такие вновь созданные семьи смешанными. По ее мнению, все смешанные семьи похожи друг на друга тем, что они объединяют части ранее существовавших. Она выделяет три типа таких семей:

1. Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей.

2. Мужчина с детьми женится на женщине без детей.

3. Оба - и мужчина, и женщина - имеют детей от предыду­щих партнеров.

В первом случае смешанная семья состоит из жены, детей жены, мужа и бывшего мужа жены. Во втором случае в ее состав входят муж, дети мужа, жена и бывшая жена мужа. В третьем случае семья состоит из жены, детей жены, бывшего мужа жены, мужа, детей мужа и бывшей жены мужа.

В. Сатир включает в состав таких семей бывших супругов, что нехарактерно для отечественной семейной практики. Сатир исходит из того, что, хотя эти люди, скорее всего, не могут жить все вместе под одной крышей, они в той или иной степени присутствуют в жизни друг друга. Смешанная семья живет и раз­вивается благополучно при условии, если каждый ее член важен и нужен.

Другой вариант смешанной семьи возникает, когда два че­ловека вступают в повторный брак после смерти одного или обоих первых супругов.


Семья, берущая ребенка на воспитание, - другая форма смешанной семьи. Она может включать только одного приемного ребенка; одного приемного ребенка и нескольких родных детей; одного родного ребенка и нескольких приемных. От структуры семьи зависит то, с какими проблемами столкнутся ее члены.

Обычно ребенок становится приемным в том случае, когда по какой-либо причине его собственные родители не могут о нем заботиться. Часто родители совершенно пренебрегают свои­ми обязанностями - бьют, наказывают или обижают ребенка, поэтому кто-то вынужден забрать его из их дома. Почти все при­емные дети попадают в детские дома по решению суда. Так что соглашение относительно ребенка происходит теперь не только между приемными и родными родителями, но и с участием суда.

Иногда оба родителя умирают, и ребенок остается сиротой. Родственники или опекуны, не желая отдавать его в детский дом, ищут семью, способную взять его на воспитание, что ха­рактерно для американской семейной политики. В отечествен­ной практике ребенок-сирота, как правило, сразу попадает в детский дом, усыновление ребенка осуществляется по согласо­ванию с опекунским советом. Иногда есть причины, по которым его нельзя усыновить (удочерить). В таком случае у ребенка не будет устойчивого положения в семье, которая взяла его на вос­питание.

Если родителей ребенка нет в живых, то перед приемными родителями стоит серьезная задача: отдавать себя целиком тому, кто не является родным ребенком.

Хотя смешанные и неполные семьи достаточно своеобраз­ны и поэтому отличаются от других, тем не менее у них есть многое, по мнению В. Сатир, что сближает их с любыми други­ми семьями. Каждая из них может быть первоклассной, если суп­руги привносят в нее заботу и творчество.

Все упомянутые и описанные проблемы могут быть и в обык­новенных семьях. Мужья и жены могут ревновать друг друга, дети могут чувствовать себя брошенными или ревновать родителей к сестрам и братьям. У всех может возникать чувство одиночества, обособленности от других членов семьи.

Дело в том, что вид семьи вовсе не определяет того, что в ней происходит. От него лишь зависят проблемы, с которыми сталкиваются члены семей, но именно отношения между ними в конце концов и определяют благополучие семьи: насколько успешно развиваются в семье взрослые ее члены в отдельности и все вместе, настолько успешно дети становятся творческими и здоровыми людьми. По мнению В. Сатир, в этом смысле все се­мьи одинаковы.



Рассказать друзьям