4 что такое семейная гостиная. «Семейная гостиная» - как форма работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Галина Кобзева
Семейная гостиная как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей

Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса, и к уровню качества образовательных услуг.

В соответствии с Законом Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка.

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г., который отвечает новым социальным запросам, и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями, с целью создания единого образовательного пространства "семья - детский сад " для их равноправного и заинтересованного партнерства.

Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями (законными представителями) и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Кроме того, понизился авторитет детских учреждений, так как появилось множество организаций дополнительного образования, где, как считают родители, готовят к школе и занимаются лучше, чем в детском саду. Большая занятость и экономическое неблагополучие взрослых также является причиной безучастия и незаинтересованности в жизни детей.

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду ? Как сделать родителей (законных представителей) активными участниками воспитательного процесса?

В настоящее время практикой дошкольных образовательных учреждений накоплено многообразие нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников . Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Большинство педагогических коллективов четко осознают приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям.

Наш детский сад не является исключением. Коллектив ДОУ постоянно проводит планомерную целенаправленную работу с родителями (законными представителями) воспитанников, в которой решаются следующие задачи :

Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

Объединение усилий для развития и воспитания детей;

Создание атмосферы взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. И таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров.

Проанализировав методическую литературу, опыт коллег разных ДОО по взаимодействию дошкольного учреждения с семьей , было решено организовать в ДОУ клуб для родителей (законных представителей) «Семейная гостиная » . Именно здесь происходит общение в неформальной обстановке на интересующиеся темы. Клуб объединяет разные формы взаимодействия детского сада и семьи . Тематика работы клуба планируется на учебный год, конечно, учитываются запросы родителей (анкеты, беседы) . И главное, это диалог в ходе которого, все участники приходят к разрешению заявленных проблем. Опытом своим делятся не только педагоги, но и родители.

Основными направлениями деятельности клуба являются оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания , повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.

При организации заседаний используются разные формы : круглый стол, тренинги, беседы, практикумы, видеоматериалы по организации жизни детей в ДОУ и семье . За чашкой чая родители получают квалифицированную помощь специалистов дошкольного учреждения : заведующего ДОУ, педагогов, музыкального руководителя, ст. медсестры. Мероприятия планируются с учетом интересов и запросов родителей, по результатам анкетирования.

Темы заседаний «Семейной гостиной » :

1. «Добро пожаловать в детский сад» (обсуждение вопросов адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения);

2. «Закаляйся, если хочешь быть здоров» (знакомство с методами закаливания, опыт оздоровления ребенка в семье );

3. «Играем пальчиками, развиваем речь» (развитие мелкой моторики через разные виды деятельности) ;

4. «Ребенок за столом» (все о правильном и здоровом питании ребенка раннего возраста) и др.

На сегодняшний день взаимодействие дошкольного учреждения с семьей требует инновационного подхода. Поэтому в работе клуба используется проектная деятельность :

1. Проект «Мой выходной день» : результат - презентация семейных проектов ;

2. Проект «Мой родной поселок» - создание фотогазеты;

3. Проект «Мы счастливы, потому что мы вместе» - презентация семейных проектов и создание фотогазеты и др.

Обязательно проводим практические занятия :

1. «Мы любим играть» - семинар – практикум, на котором родителей обучали играть с малышами в сюжетно – ролевые и дидактические игры;

2. «На улице – не в комнате, вы все об этом помните!» - семинар – практикум, на котором был представлен материал по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на улицах.

За период функционирования «Семейной гостиной » самым сложным для нас оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию : были проблемы с посещением, их низкой активностью. Причины самые разные : нехватка времени, ощущение несостоятельности, неуверенности, непонимание важности вопроса - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками.

Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм , практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствует заинтересованности родителей к посещению гостиной .

На заседаниях «Семейной гостиной » педагоги много рассказывают родителям о различных опытах семейного воспитания и привлекают к этому родителей. На аудиторию родителей большее влияние оказывает то, что о положительном опыте жизни и воспитания детей в семье рассказывает не педагог, а другие родители. К указаниям и требованиям воспитателя они могут отнестись скептически, с некоторым недоверием. Их больше убеждает, когда об этом же рассказывают сами родители, реализовавшие в своей семье определенное направление в воспитании и развитии своего ребенка, испытавшие их целесообразность и добившиеся положительных результатов. Родители легче делятся своими успехами, трудностями, сомнениями, маленькими секретами и изюминками семейного воспитания друг с другом, вместе ищут выход из проблемных ситуаций. Выступления родителей с живым интересом просматриваются и выслушиваются на собраниях, вызывают обсуждения, будят мысли и способствуют обмену опытом семейного воспитания .

Поэтому мы, педагоги, должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка . Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей .

Критериями эффективности работы клуба , на наш взгляд, являются :

Высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,

Использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,

Положительная оценка родителями (законными представителями) деятельности клуба;

Предложения о дальнейшем сотрудничестве.

Современные формы работы с семьями воспитанников , в соответствии с новой философией взаимодействия ДОУ и семьи , имеют неоспоримые и многочисленные преимущества, это :

Открытость дошкольного образовательного учреждения;

Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на взаимодействие по воспитанию детей ;

Активное участие родителей (законных представителей) в образовательном процессе ДОУ;

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) воспитанников.

А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие ! Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.

Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты, позиция родителей становится более гибкой. Своей работой педагоги ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Теперь они не только зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка.

Литература :

1. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа :

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158429

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

4. Бражицкая, А. А. Формы взаимодействия ДОУ с родителями [Текст]: / А. А. Бражицкая, Е. В. Корнеева // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV междунар. науч. конф. - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 28-31.

5. Березина В. А, Виноградова Л. И. Волжина О. И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания : Программы родительского всеобуча. С. -Пб.: Каро, 2005.

6. Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.

7. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития [Текст]: методическое руководство для работников ДОУ / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224 с.

8. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями. - М. ;Просвещение,2015.-126с.

9. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст] : пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004.

Родительский клуб как форма взаимодействия с семьей в ДОУ

Многие годы воспитание в нашей стране из семейного превращалось в преимущественно общественное. Однако в настоящее время, в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Необходимость работы с родителями диктуется не столько потребностью помощи детскому саду со стороны пап и мам, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка.
Родители сейчас, не смотря на обилие информации, а может и вопреки ей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Им необходимы точные, однозначные ответы на вопросы о развитии своих малышей, о том, как с ними взаимодействовать, что читать, о чем говорить, как себя вести в сложных ситуациях.

Консультации необходимы родителям всех социальных групп. Даже если никаких особых проблем во взаимодействии с ребенком у родителей нет, им хочется узнать что-то новое о своем чаде, научиться чему-то новому, послушать других родителей и педагогов. Родителям не нужны долгие лекции, сложные научные выкладки, им интересно познакомиться с основными этапами развития самооценки и саморегуляции, психических процессов, разных структур личности ребенка; знать, какими способами можно развивать своего малыша, как помочь ему в общении с другими детьми, обучении и личностном росте.

Некоторые из родителей, приводя ребенка в группу детского сада, проявляют интерес к вопросам воспитания, но при этом в каждом конкретном случае педагогического взаимодействия оказываются в растерянности и затрудняются сделать необходимый выбор.

Именно поэтому в нашем детском саду созданы клубы «Ступеньки роста» и «Школа родительской мудрости»» для родителей воспитанников.

Клуб создает условия для организации регулярных содержательных встреч, поэтому каждое занятие клуба обозначено определенной темой с согласия участников и в соответствии с имеющейся программой

Клубная форма взаимодействия обеспечивает преемственность и непрерывность во встречах педагогов, психологов, родителей.

При наличии развитых форм клубной работы встречи в клубе могут проводиться в форме дискуссий, тренингов, развивающих игр и пр. В клубе руководитель выступает в качестве организатора и эксперта, находясь на втором плане обсуждений. Обмен родительским (педагогическим) опытом – главное и основное, что организуется в наших Клубах.

Для удовлетворения потребностей родителей в психолого-педагогических знаниях в настоящее время лекционная форма работы перестала себя оправдывать. Это можно объяснить тем, что лекционная информация воспринимается современными родителями как давление со стороны педагогов. При этом известно, что в процессе пассивного слушания усваивается только 10-20% информации, да и мотивация участников снижается, поскольку, как правило, лектором не учитывается жизненный опыт участников и их личный запрос к специалисту.

Главным условием нашей работы с родителями стало сотрудничество, а средством - общение, несмотря на то, что это самый привычный способ устанавливать отношения с людьми.

Но методы общения и взаимодействия были выбраны активные:

лекция - диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является индивидуальный подход;

дискуссия – “круглый стол”, совместное обсуждение какой-либо проблемы;

психологические тренинги, игры (ситуативно-ролевые, разогревающие и т.д.);

диагностика, рефлексия (тесты, опросники, задания).

На встречах с родителями для усиления их эффективности мы используем анкеты, рисуночные пробы, цветодиагностика и многое другое.

Основные этапы работы по организации клубов в учреждении :

1.Теоретический- Изучение опыта работы клубов для родителей социально-психологической направленности в городе и регионе,

2.Подготовительный

2.1 Работа специалистов ДОУ

Мотивационный семинар по вопросу организации родительского клуба

Поиск эффективных форм работы с родителями с целью повышения их компетентности в вопросах воспитания детей; развитие отношений взаимопонимания и сотрудничества между педагогами ДОУ и родителями

2.2 Работа с родителями

Мотивационные встречи с родителями в группах ДОУ

Проведение тематических встреч с родителями, изучение их мнения о целесообразности организации в ДОУ клуба для родителей

3. Организационно-методический

Создание творческой группы по руководству Клубом.

Разработка положения о Клубе.

Разработка тематического плана работы

4. Теоретико-практический (апробирование деятельности родительского клуба)

Разработка сценариев тематических встреч

Проведение тематических встреч с родителями дошкольников

Анализ предварительных результатов

5. Научно-методический

Анализ результатов проведения родительского клуба в ДОУ

Описание этапов работы

Обобщение опыта работы

Основные функции групповой работы :

Коммуникативная – создание и сплочение родительского коллектива как субъекта педагогической деятельности.

Личностно-ориентированная - раскрытие родительского и педагогического потенциала участников.

Содержательная - решение проблем, возникающих в межличностных детско-родительских отношениях.

Инструментальная - выработка у родителей умений и навыков анализа, саморефлексии.
В начале каждого года мы проводим анкетирование родителей по вопросу работы клуба. Это позволяет выявить наиболее интересные темы для обсуждения, время заседаний, ожидания родителей от работы Клуба.

72% родителей желают посещать заседания Клуба. Основными условиями, которые необходимы для этого, были названы: вечернее время проведения – 46%, наличие свободного времени – 35%, интересные темы – 9%.

Наиболее интересными формами проведения заседаний были выбраны: обсуждение – 42%, дискуссия – 20%, круглый стол – 14%.

Также родители указывают темы, которые были бы им интересны, исходя из этих запросов и были выбраны темы для заседаний Клуба.

Во время наших заседаний мы пришли к следующим выводам о том, как повысить эффективность групповой работы:

1. Ориентироваться на интеллектуальные и эмоциональные ресурсы родителей.

2. Учитывать предпочтения и пожелания участников.

3. Выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решений.

4. Обсуждаемая проблема должна приниматься и осознаваться участниками.
5. Оказывать помощь друг другу в решении проблем детей.

4. Формат свободного общения, вопросов и ответов, обмена мнениями позволяет не учить родителей педагогике и психологии, а дать им возможность самим придти к разрешению своих сомнений.

5. Темы для обсуждения выбираются из предложенных самими родителями, таким образом, в рамках Клуба реализуется социальный заказ.

Правила взаимодействия участников Клуба:

1. Уважение мнения каждого участника.

2. Активная работа всех членов Клуба

3. Краткое, четкое формулирование своего мнения о проблеме.

4. Обсуждение ПРОБЛЕМЫ, а НЕ личности!!!

5. Взаимная помощь и поддержка.

6. Говорим только от себя и за себя.

7. Помогаем друг другу становиться мудрее и увереннее в роли родителей.

Правильно организованные встречи специалистов детского сада с родителями помогают позитивному общению, способствуют выработке единой стратегии воспитания детей той или иной возрастной группы, анализу и коррекции поведения детей.

Педагог-психолог 1 кв. категории Коковина А.А.

КАЗАЧЬЯ КАДЕТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19

г. ПЯТИГОРСКА & $

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МКОУ казачья кадетская СОШ № 19

г. Пятигорска

Конищева

Надежда Фёдоровна

Сценарий "Дружная семья"

Семейная гостиная: семейный досуг

Характеристика аудитории: родители, учителя, учащиеся начальных классов.

Цели:

1. Выявление интеллектуальных и творческих способностей детей и их родителей, развитие чувства солидарности и здорового соперничества.

2. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива;

3. Вызвать и укрепить интерес ребят и взрослых к совместному проведению досуга.

4. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно-значимой деятельности и досуга родителей и учащихся

5. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания

Задачи:

1. Наладить просветительскую и консультативную помощь семьям. Вовлечь родителей в понимание социальной готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.

2. Познакомить с развивающей программой педагога через продукты детской деятельности, полученные в процессе диагностической и развивающей работы, а также используя видео и фотоматериалы.

3. Способствовать объединению, активизации и раскрытию потенциала классного коллектива.

4. Применение различных видов работы классного коллектива для достижения поставленных целей.

Оборудование: компьютер, видеокамера, экран, видеопроектор, музыкальный центр.

Ход мероприятия.

Гимн «Семейной гостиной»

(На мотив песни «От улыбки хмурый день светлей…»)

    Открывают все в «Гостиной» дверь:

Мама, папа, я и маленький братишка.

Здесь радушно встретим мы гостей,

Чтобы вместе от души повеселиться.

Припев: И тогда, наверняка,

Все поймут, что на века

И семья, и наша школа –

Всё едино.

Не забудем же, друзья,

Что добро и красота

В нашей жизни людям так необходимы.

    С каждой встречей станем мы дружней,

И нам вместе быть ничто не помешает,

Пусть уйдет из нашей жизни грусть,

Только счастье нас в семье сопровождает!

Что же такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.


Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Семья – это не только близкие люди, но и дом, в котором эти люди живут. И вот в одном из домов произошла история, которую я вам сейчас расскажу.

Давно то было. Стояла в наших краях избушка. Жила когда-то в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а на молодых ветры перемен налетели, разъехались все по белу свету: кто в город, кто на стройки, и про родительский дом совсем забыли!

Впрочем, в доме кое-кто жил. В доме под печкой жил домовёнок Кузя. Всё бы ладно было, только однажды загудели тракторы, растащили избушку по брёвнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна! Худо Кузе пришлось: ни жилья, ни пенсии, попробуй, докажи, что ты - живое существо, если паспорта у тебя нет! Ходил Кузя по посёлку, везде ему плохо: в больнице – аллергия на лекарства, в школе – от шума глохнет.

Думали мы, думали, как Кузе помочь, и придумали! Кузя ты где?

Кузя: Чего надо?

Вед: Решили мы помочь тебе: определить в семью на постоянное место жительства, чтобы тебе хорошо было, спокойно!


Кузя: Нет нынче таких семей, где бы мне хорошо было, перевились! Сказок детям не рассказывают, песен друг дружке не поют, семейные торжества не устраивают.

Вед: Ошибаешься, есть у нас такие семьи! Каждая семья рада взять тебя к себе. Поэтому с удовольствием примет участие в тех конкурсах, которые мы предложим. А выбрать тебе семью поможет наше справедливое жюри.

(Представление жюри)

И я рада представить семьи, участницы нашей конкурсно – семейной программы “ Дружная семья”

Итак, начинаем первый конкурс –

«Творческое представление семьи»

за первым столиком семейная команда № 1 – “Солнышко”,

наш девиз – “Нам с солнышком тепло,


Ну, а с семьей – добро”.

побороться за право забрать Кузю домой пришла семейная команда № 2 – “Лучики”, наш девиз –

Хоть ты лопни, хоть ты тресни,

но семья на первом месте”.

не осталась в стороне и семейная команда № 3 – “Искорки”, наш девиз –

Из искры эатеплется очаг семьи».

Кузя: Ух ты! Раз, два, три.

Вед: К кому жить пойдёшь? Выбирай!



Кузя: Как бы не так: сразу и иди, а я их лично первый раз вижу. Сначала посмотрю на них. Чья семья мне больше понравится, к тому я и отправлюсь на место жительства. А пока сяду, посижу, на семьи посмотрю. А жюри пусть мой сундучок посторожит.

Конкурс «Устами младенца»

Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)

В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия)

Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама)

Место, где мы бываем все вместе. (Дом)

Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок)

Это мамина надежда и опора, ей без него плохо. (Папа)

Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка)

В них играют все дети. (Игрушки)

Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное)

Конкурс «Продолжи пословицу»

В гостях хорошо, а … (дома лучше).

Не красна изба углами, … (красна пирогами).

Каково на дому, таково и … (самому).

Дети не в тягость, а … (в радость).

Всякой матери свое … (дитя мило).

На свете все найдешь, кроме … (отца и матери).

Мать кормит детей, как … (земля людей).

Нет человека добрее… (отца с матерью).

Нет дороже… (отца с матерью).

Семья – это …(семь я).

Дома и (стены помогают)

При солнце тепло (а при матери добро)

Нет лучше дружка (чем родная матушка)

У детины заболеет пальчик (а у матери – сердце)

Мать кормит детей (как земля людей)


Каково на дому (таково и самому)

Птица радуется весне (а младенец – матери)

Кто детям потакает – тот потом (слезу проливает)

Семья сильна – когда над ней (крыша одна)

В хорошей семье – хорошие (дети растут)

В семье и каша (гуще)

Один в поле (не воин)

Мой дом – (моя крепость)

Чем богаты, ... (тем и рады).

Учитель: О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас небольшая разминка. Вам надо поправить то, что будет неверно.

Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).

Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).

У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).

Милые бранятся только по пятницам (тешатся).

Гость на пороге – счастье в огороде (доме).

Дом без хозяйки - полная чаша (сиротка).

Конкурс «Собери пословицу»

(Задание в конверте)

Каждой семье из набора слов, которые вы получите в конвертах, составить пословицу в течение 3 минут. Если вы добавите предлог или частицу, то успешно справитесь с этим заданием. И буквально в 2 словах, чему учит пословица.

Семья, куча, страшна, туча. (Семья в куче – не страшна туча.)

Дети, тягость, не, а, радость. (Дети не в тягость, а в радость.)

Дом, не. вести, рукав, трясти. (Дом вести – не рукавом трясти.)

Семья, клад, лад, не нужен. (Не нужен клад, когда в семье лад.)

Семья, когда, то, и, место, душа, вместе. (Когда семья вместе, так и душа на месте.)

Братство, богатство, доброе, лучше (Доброе братство лучше богатства)


Конкурс «Построй дом»

А дом, заставленный добром, еще не дом.

И даже люстра над столом,- еще не дом.

И на окне с живым цветком - еще не дом.

И даже с чайника бочком - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Тогда эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать?

Я предлагаю вам поиграть в «Строителей».

Задание для 1 команды: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».

- «Дом» – это… .

Задание для 2 команды: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья». «Семья – это… .

Задание для 3 команды: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете предложить для крепости семейных отношений.

Задание для 4 команды (зрителей): создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

(на подготовку 5 - 10 минут)

Учитель: Все команды готовы, осталось только построить дом.

Учитель: Строительство дома начинается с фундамента. I команда готова.

Ученики: «Прораб»зачитывает ответы: Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).

Учитель: Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома.

II команда: «Прораб» зачитывает ответы: Семья – это… (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).

Учитель: Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.

Что нужно для крепости семейных отношений? Об этом нам расскажет «прораб» III команды.

Ученики зачитывают ответы: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

Учитель: IV команда гостей расскажет нам «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью.


Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.

Учитель: Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

Пора сказать: «Приходите к нам в гости!».

Конкурс «Моя родословная»

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невеста, дочка,

А самый младший – я,

Какая же у нас семья?

(6 человек: брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка)



С помощью этой шуточной задачки мы коснулись интересной темы – темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.

Командам задания:

1. Составление родословной своей семьи ( Прилагается презентация)

2. Коллаж: … семья.

Конкурс “Юные поэты”

Сейчас вам предлагается составить небольшое стихотворение, используя последние фразы.



Дом

Живем

Семья

Учитель: Много серьёзных слов было сказано о семье. И в заключении я предлагаю вашему вниманию


викторину «И в шутку и в серьёз».

1. Какое выражение стало символом большой семьи:

а) Трое в лодке;

б) Четверо за компьютером;

в) Пятеро в ванной;

г) Семеро по лавкам.

2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,

«33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)

3. Цветок – символ семьи (ромашка).

4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (мать-и-мачеха)

5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»?

(о матрёшке)

6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает»).

7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (в доме)

8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).

9. Продолжите фразу А. Герцена “ Семья начинается с …” (детей).

Итог.

Давайте назовём основные составляющие крепкой семьи.

Вед: Кузя, ты где?

(Тишина)



Домовые, когда дом хороший находят, невидимыми становятся. Вместо Кузи какой-то сундучок. Давайте посмотрим. Что там находится?

(Достает Домовых) Не один, а целых три. В каждой семье будет домовому спокойно и уютно.

Есть поверье: домовой в доме – добрая примета, а еще присутствие домового означает, что живет в доме хорошая семья, где сказки рассказываются, песни поются, пироги пекутся.

Рефлексия.

На этой доброй ноте я хочу закончить нашу встречу. У вас у каждого лежит лепесток ромашки. Если вам понравилась встреча, напишите доброе слово, приклейте к цветку. Если нет, положите лепесток в корзинку.

Звучит песня «Родительский дом»

Приложение

(Игра со зрителями, когда команды выполняют работы)

Мы хотим загадать Вам «вкусные загадки».

1. Сваренные в воде фрукты. (Компот)

2. Восточная еда из риса и мяса. (Плов)

3. Большое пирожное. (Торт)

4. Любимая ягода медведя. (Малина)

5. Булочное изделие, которым можно порулить. (Баранка)

1. Картофель всмятку. (Пюре)

2. Околпаченный работник кухни. (Повар)

3. Фирменное блюдо сороки-белобоки. (Кашка)

4. Еда, которой Журавель кормил Лису. (Окрошка)

5. Блюдо, приготовленное из молока и яиц. (Омлет)

1. Хлеб с различными слоями сверху. (Бутерброд)

2. Любимое блюдо украинцев и кубанцев из овощей. (Борщ)

3. Вареное тесто с мясом. (Пельмени)

4. Искусство приготовления пищи. (Кулинария)

5. Соус из растительного масла, яичного желтка и разных приправ. (Майонез)

1. Мальчик, у которого самый лучший в мире друг? (Малыш.)

2. Прозвище дяди Степы? (Каланча.)

3. Герой русской народной сказки, путешествующий на печи? (Емеля.)

4. Содержимое Страшилы? (Солома.)

5. Крокодил, друг Чебурашки? (Гена.)

6. Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка? (Три.)

7. Герой рассказа В. Драгунского «Шляпа гроссмейстера»? (Денис.)

8. Шарманщик, смастеривший Буратино? (Папа Карло.)

9. Кенгуру из повести-сказки А. Милна «Винни Пух и все-все-все»? (Кенга.)

10. Музыкант из цветочного города? (Гусля.)

11. Царь из сказки А. Пушкина? (Салтан илиДодон.)

12. Крыса старухи Шапокляк? (Лариска.)

13. Великий и ужасный? (Гудвин.)

14. Оружие железного дровосека? (Топор.)

15. Самый умный коротышка Цветочного города? (Знайка.)

16. Кто поймал необыкновенную щуку? (Емеля.)

17. Почтальон деревни Простоквашино? (Печкин.)

18. Товарищ Соломинки и Уголька из сказки братьев Гримм? (Бобовое зернышко.)

19. Пантера, друг Маугли? (Багира.)

20. Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка.)

21. Кто говорил волшебные слова: «Лети, лети, лепесток, через север на восток»? (Женя.)

22. В кого превратилось чудище из сказки С. Аксакова? (В принца.)

23. Кем стал гадкий утенок? (Лебедем.)

24. Какой волшебный предмет был у Аладдина? (Лампа с джином.)

25. На чем совершили необыкновенное путешествие вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс? (На яхте «Беда».)

26. Кто попал в Зазеркалье? (Алиса.)

27. «Бедный поп подставил лоб». Кому? (Балде)

28. Жилище Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках,)

29. Второе название скатерти? (Самобранка)

30. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)

31. Аппарат, на котором Баба Яга совершает полет? (Ступа)

32. Что потеряла Золушка? (Хрустальный туфельку)

33. Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)

34. Что попало Каю в глаз?(Осколок зеркала)

35. Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежники)

36. Кукла из театра Карабаса Барабаса? (Мальвина)

37. Художник из цветочного города? (Тюбик)

38. Медведь, обучающий Маугли Закону Джунглей? (Балу)

39. Веселый человек – луковка? (Чипполино)

40. Лиса – спутница кота Базилио? (Алиса0

Как называют римскую богиню счастья? (Фортуна).

Какой овощ долгое время считался не пригодным для пищи и назывался “чертовым яблоком”? (картофель).

Жена сказочного персонажа Михаила Потаповича? (Настасья Петровна) .

Чем меньше женщину мы любим, тем…” (легче нравимся мы ей.).

Закончите известное выражение М. Горького “Дети – это живые цветы…” (земли).

Из какого мяса делают котлеты по-киевски? (курятина).

Кто из поэтов, так говорил своим друзьям. “Я женился, чтобы дома иметь свою Мадонну” (А.С. Пушкин).

Кто такая свояченица? (сестра жены).

Что такое бутоньерка? (маленький букет).

Как называется книга – свод правил поведения в домашней жизни, появившаяся в 16 веке? (Домострой).

Домовенок Кузя: Ну а мы желаем вам огромного семейного счастья, попутного ветра, семь футов под килем, пусть в вашем доме никогда не смолкает детский смех и не гаснут огоньки ваших лучезарных глаз

Какой напиток является самым распространённым в мире? (Чай)

Через сколько минут после опускания в кипящую воду яйцо будет приготовлено всмятку? (3,5-3 мин)

Какой способ приготовления рыбы бывает горячим или холодным? (Копчение)

Она бывает савойской, брюссельской, кольраби и др. О чём идёт речь? (Капуста)

Как называется известное блюдо итальянской кухни, названное по имени не менее известного города? (Пицца)

Какая приправа в Англии XII века ценилась дороже золота? (Перец)

Название, какого овоща в русском языке стало служить мерилом простоты? (Репа)

О каком продукте на Руси говорили – "Творить, а не готовить"? (Тесто)

Существует около 1200 рецептов блюд из этого овоща. Какого? (Картофель)

Самый знаменитый салат на Новый год в России? (Оливье) –

1. Подчеркнуть лишний напиток: кока-кола, морс, боржоми, фанта, лимонад. (Морс – негазированный напиток.)

2. Составить из букв названия блюд и подчеркнуть лишнее: АЯЦИНЧИ, МЕОТЛ, ЯЗГНАЬЛУ, НСРЫИК. (Сырник – для приготовления не используются яйца.)

3. Вставить слово, которым заканчивается первое и начинается второе слово: ТВО(…)АЛИК. (Рог)

4. Написать название продукта, необходимого для приготовления блюда: РАС(…)НИК. (Соль)

5. Подобрать слова в скобках: (мужское имя) + (местоимение) + ы = изделие из муки. (Макароны)

Воспитание ребенка – это сложный процесс, за который в полной мере несут ответственность родители. Однако когда дети подрастают и отправляют в ясли, детский сад и школу, к процессу их воспитания подключаются и педагоги. Ошибочно в этот момент большая часть родителей думает, что с этого момента можно расслабиться, ведь теперь воспитатели и педагоги должны прививать нормы, ценности и знания их детям. По последним социологическим исследованиям установлено, что самоустранение родителей из воспитательного процесса в большинстве случаев приводит к развитию детской безнадзорности, что приводит к асоциальному поведению детей (начало ранней половой жизни, детский алкоголизм, преступность, наркомания и т. д

Задача педагогов на любом уровне, будь то детский сад или школа, донести важность участия и координации деятельности, направленной на обучение и воспитание дошкольников и школьников.

Выбор формы работы педагога с семьей должен базироваться на типологии личности родителей, которые классифицированы следующим образом: Первая группа. Родители – помощники учителя. К этой группе относятся семьи, где уважают традиции, имеют активную жизненную позицию и всегда ответственно подходят к поручениям учебного учреждения. Вторая группа. Родители – потенциальные помощники учителя. Как правило, это семьи, которые готовы выполнить поручение учебного учреждения, если их об этом попросят в открытую и аргументируют свою просьбу. Третья группа. Родители, не оказывающие помощи учителю. Родители этой группы игнорируют учебный процесс и отрицательно относятся к учреждению и педагогам. В этой группе можно выделить семьи, где негативное отношение к учебному учреждению скрыто, и те, где родители заявляют об этом открыто.

Выбирая форму работы с семьей, важно учесть следующее: Семьи первой группы – это надежная опора при создании родительского коллектива, они играют большую роль при формировании общего мнения и принятии решений. Семьи второй группы – это люди, которые охотно идут на контакт и готовы принять участие в процессе воспитания и учебы только тогда, когда педагог детально объяснит их действия и смысл реализации тех или иных функций. Семьи третьей группы – это люди, с которыми трудно вести беседу, а привлечение их должно начинаться с просьб, которые не будут занимать у них много времени и сил, что позволит постепенно приобщить их к общему процессу.

Педагогические беседы Пожалуй, данная форма работы с семьей является самой распространенной и доступной, но одновременно и одной из самых эффективных. Данная форма также может служить как дополнение к другим формам, таким как родительские консультации, собрания и т.п.

Открытые занятия Данная форма помогает родителям увидеть своими глазами, как воспитываются их дети, и побывать, так сказать, внутри самого учебного процесса. Педагог за время этого занятия должен вовлечь в общение всех учащихся и тем самым дать возможность родителям со стороны понаблюдать за своим чадом: как дает ответы, насколько хорошо себя ведет и т. д.После окончания открытого занятия можно обсудить ход его проведения с родителями. Благодаря этому можно понять, какой же является их обратная реакция.

Посещение семей Эта индивидуальная форма работы с семьями предполагает, что педагог посещает ребенка на дому. Это крайняя форма, прибегать к которой следует только в самых сложных ситуациях.Однако не всегда педагог может посещать семьи на дому только для того, чтобы обсудить серьезные проблемы. В некоторых ситуациях приход педагога в дом может быть и радостным событием. К примеру, если ребенок заболел, то учитель может навестить его, заодно пообщаться с родителями и своими глазами увидеть, как организовано его место для обучения в доме.

Выбор формы работы с семьями – это важный момент в общении с родителями, ведь за счет них обеспечивается плодотворность взаимодействия, от которого в последующем зависит уровень образования и воспитания ребенка. Каждый педагог самостоятельно определяет для себя форму, однако это должно быть аргументировано и находить обратную связь от родителей.

.Материал предназначен воспитателям для работы с родителями. Желаю, чтобы дети никогда не огорчали своих родителей, а родители всегда понимали своих детей. Не оставляйте друг друга без внимания и участия! Всем желаю здоровья и семейного счастья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39.

СЕМЕЙНАЯ ГОСТИННАЯ

«СЕМЬЯ – ЭТО СВЯТОЕ»

Воспитатель Бондаренко Т.А.

2017.

Семейная гостиная.

«Семья – это святое»

воспитатель: Бондаренко Т.А..

Задачи.

  • Формировать доброжелательные отношения между родителями и детьми, педагогами и родителями, основанные на доверии.
  • Развивать область правовых знаний детей и родителей.
  • Воспитывать любовь и уважение к семье.

Предварительная работа. Беседа с детьми о членах семьи и семейных взаимоотношениях; рисование родителями и детьми членов семьи; изготовление родителями цветов, на лепестках которых написаны ласковые обращения к ребенку; оформление зала плакатами с пословицами о семье; разучивание стихов, песен, танцевальных движений; музыкальное оформление.

Оборудование: дидактическое пособие «Дерево». Корзинка, карточки с изображением различных предметов, стеклянный фонарь, свеча, столы, сервированные для чаепития.

Ход встречи:

Воспитатель. Уважаемые родители! Мы рады встречи с вами в семейной гостиной. Постараемся ответить на вопросы, которые интересуют не только взрослых, но и детей: что такое семья? Счастье? Домашний очаг? (Ответы родителей).

Демонстрация домашнего задания «Цветок – ласковый лепесток» (выполняют родители).

Воспитатель. Посмотрите, как уютно и тепло стало в нашей гостиной! От улыбок, добрых слов улучшается настроение, распускаются цветы на деревьях. Наше дерево предлагаю украсить самыми красивыми цветами, которые вы сделали дома (родители украшают дерево). Посмотрите, какие замечательные дети – цветы растут в ваших семьях! Представьте, пожалуйста каждый свой цветок.

Родители свой цветок, в середине которого – фотография ребёнка, а на каждом лепестке написаны ласковые слова, которыми они называют своих детей например «солнышко». «рыбка», «зайчик», «любимый», «золотой» и т.п.

Воспитатель. Как приятно, когда к тебе ласково обращаются! Значит, тебя любят!

Блиц-опрос для детей.

Воспитатель. Дети - цветы жизни они обычно похожи на своих родителей. Обратимся к детям и узнаем, на кого они похожи.

Воспитатель обращается к каждому ребёнку. Затем кто либо из детей читает стихотворение.

Ребёнок.

Улыбаюсь я как мама, так же хмурюсь я упрямо!

Так же хмурюсь я упрямо

У меня такой же нос

И такой же цвет волос

Ростом ниже я,

Но всё же и глаза у нас похожи,

Даже папа мне сказал: «Просто мамины глаза!». О. Дриз

Воспитатель. Порой взрослые нуждаются в поддержки и одобрении со стороны своих детей. Я хочу пригласить в круг родителей. Предлагаю им похвастаться своими достижениями или умениями, а мы вместе с детьми поддержим их словами. Например: «мама говорит: «Я умею танцевать!», а мы все вместе отвечаем: «Это здорово!» (родители по очереди рассказывают о своих умениях и способностях). Наверное, для многих детей стало открытием, что их родители такие умелые, способные, рукодельные – одним словом, замечательные.

Игра-ассоциация «Лукошко» (проводиться с детьми).

Воспитатель. Продолжая разговор о семье и семейных отношениях, хочу предложить ещё одну игру. В этом лукошке я собрала карточки с изображением различных предметов. Сейчас каждый ребёнок выберет себе одну карточку и ответит на вопрос: как этот предмет связан с семьёй, домом, семейными отношениями? Например: «Мне достался стол. По вечерам вся семья собирается за столом» (дети рассказывают, родители им помогают).

Совместный танец детей и родителей (произвольный)

Воспитатель. Пришло время отдохнуть и повеселиться. Сейчас родители увидят, какие их дети красивые, веселые, любимые! А дети покажут танец и пригласят родителей к ним присоединиться. Чтобы перейти к следующему упражнению, сначала хочу побеседовать с детьми. Дети попробуйте нам взрослым дать ответы на такие вопросы: что такое семья? Назовите членов семьи; какие отношения должны быть в семье7 как родители должны относиться к детям? Как дети должны относиться к родителям? Какой у тебя папа? Какая мама? (высказывание детей) . Спасибо! Как много интересного и важного мы услышали от наших маленьких членов семьи! Уверена, дети могут научить нас чему то ценному, важному и даже дать полезный совет.

Психологическое упражнение «Имя качества» (проводится с родителями).

Воспитатель. Теперь попросим родителей рассказать о характере своих детей. Выполнять это упражнение нужно с одним условием – называть качество характера с той же буквы, что и имя вашего ребенка, например «Мой Саша – смелый», «Моя Настя – надежная».

Воспитатель. О семье о любви к детям, об уважении к членам семьи написано немало замечательных песен и стихов. Давайте послушаем, как их исполняют дети. (Дети читают стихи: «Если был бы я девчонкой» Э Успенский; «Если бабушка сказала» М.Танич; «Что такое семья» Е. Василий)

Дети исполняют песню «Моя семья» (муз. И сл. Е. Гомоновой).

Психологический этюд «Свеча». (проводится с детьми и родителями).

Все приглашаются в центр зала. Родители образуют внешний круг, дети встают во внутренний лицом к родителям. Ведущий зажигает свечу, ставит её в стеклянный фонарь. Звучит тихая инструментальная музыка.

Воспитатель. Наша встреча подходит к концу. Я зажгла эту свечу как символ домашнего очага, домашнего тепла. Пусть она согреет каждого из вас! Настал тот момент, когда вы, дети и родители, можете обменяться своими желаниями или просто сказать друг другу что то хорошее, сокровенное. (Фонарь передаётся по кругу. Дети говорят свои пожелания родителям, а родители детям.)

Воспитатель. Желаю, чтобы дети никогда не огорчали своих родителей, а родители всегда понимали своих детей. Не оставляйте друг друга без внимания и участия! Всем желаю здоровья и семейного счастья.




Рассказать друзьям