Формирование характера. Характер: понятие, типология, этапы формирования характера личности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Биологические факторы : В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.

Социальные факторы: ______ воспитание и т.п.

Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда

Темперамент - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент - тип высшей нервной деятельности человека.

Темперамент также не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь.

  • От темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному.
  • Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют.
  • В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера.
  • Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера. Благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.

Соотношение характера и темперамента

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.

Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. И. П. Павлов говорил, что характер представляет фенотип или сплав врожденного (генотипического) и приобретенного (паратипического), но у человека роль приобретенного опыта и обусловленных им свойств особенно велика.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы поведения и способы эмоционального реагирования.

Понятия темперамент и характер в психологии различаются. Темперамент понимается как “природная основа” или “динамическая основа” характера.

Психические свойства темперамента образуют основу свойств характера, но не предопределяют их. Включаясь в развитие характера (преобразуясь в черты характера) свойства темперамента претерпевают изменения в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути. Сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

С характером неразрывно связаны и способности. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности.

Этапы формирования характера

Сензитивным периодом для становления характера считается возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействия со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.

Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Начало формирования этих черт характера относится к раннему детству, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, ответственность, настойчивость, добросовестность, – складываются несколько позже, в дошкольном возрасте. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре , особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Следует отметить, что в характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые получают поддержку (положительное подкрепление). Большое значение в воспитании характера имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности . Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.



С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив, общение со сверстниками и учителями. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила и обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся. Вместе с тем характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Но то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.



Таким образом, характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством.

Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Иными словами, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

Проблемы, связанные с формированием и развитием характера человека, интересовали и античных философов, и средневековых ученых, и современных психологов и психоаналитиков. Все они пытались найти ответы на многие вопросы, связанные с особенностями развития характера: что же оказывает наибольшее влияние на развитие характера человека, какие факторы играют в этом процессе ведущую роль, какие условия являются решающими в его формировании.

Для того, чтобы понять, что же оказывает влияние на формирование и развитие характера, необходимо сначала развести эти понятия. Так, под развитием понимается процесс, который направлен на определенные изменения (качественные и количественные). В психологии развитие рассматривается в качестве сложного инволюционно-эволюционного поступательного движения, в процессе которого происходят различные изменения в человеке (в его поведении, деятельности, личности, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере), причем эти изменения могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Развитие характера, как и любое развитие, представляет собой процесс возникновения изменений (необратимые, направленный и закономерные), которые приводят к появлению качественный, структурных и количественных преобразований его черт и особенностей проявления.

В отличие от развития, под формированием понимается целенаправленное и четко организованное овладение личностью определенными, достаточно устойчивыми качествами, особенностями и чертами, которые являются необходимыми для успешного выполнения различных видов деятельности. Что же касается формирования характера, то в этом случае имеется в виду процесс становления достаточно устойчивых черт (психологические образования) и все это происходит в силу воздействия различных условий, которые объективные и создаются именно с этой целью. Эти условия созданы специально для того, что бы в результате многоразового повторения действий и поступков они впоследствии закреплялись и переходили в так называемую типичную модель поведения человека.

Психологические особенности развития характера

Характер развивается и формируется на протяжении всего индивидуального жизненного пути человека под воздействием различных условий. Особое влияние на развитие черт характера оказывают процесс воспитания и активная деятельность человека, труд и работа, социум и межличностные контакты, личностная направленность и позиция. Но к такому выводу ученые пришли не сразу, ведь достаточно долгое время считалось, что на развитие характера человека воздействует лишь его врожденные особенности.

Для многих античных философов основой для формирования характера являлась врожденность человека. Так, например, Сократ , говорил о том, что не в человеческой власти быть хорошим или же дурным, а Аристотель отмечал, что добродетель или порок – это врожденные свойства. Лишь философы Нового времени начали задумываться о том, что кроме врожденности есть и другие факторы, которые влияют на особенности развития характера. Существенный вклад в изучение процесса развития характера внес Иммануил Кант , который видел его в двух плоскостях:

  • характер физический (задается человеку только природой, обуславливается задатками и темпераментом);
  • характер моральный (или внутренний), который формируется под воздействием внешних факторов поведения.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр , в отличие от И. Канта , отдавал предпочтение идеи врожденности и неизменности характера человека, который имеет строгую определенность во всех его проявлениях и изменить его невозможно, так как он зависит от времени и пространства. Философ был уверен в том, что ни внешние факторы, ни процесс воспитания никаким образом не влияет на особенности развития характера (по его словам все это неспособно превратить черствого человека в более чувственного и сострадательного).

Идея о наследственности как о ведущем факторе, определяющем развитие характера, принадлежала английскому философу Герберту Спенсеру . Он под характером понимал определенный человеческий опыт, который был завещан предками. Философ подчеркивал, что со временем и под воздействием среды характер у потомков может измениться, но для этого необходимо много времени (как минимум несколько веков).

Поворотным моментом в понимании сущности развития и формирования характера стали идеи Джона Локка , который отстаивал концепцию воспитания. Именно в воспитании ученый видел ведущий и наиболее мощный фактор развития характера человека (хотя не упускался из виду и природный характер детей, их наклонности и способности). Дж. Локк заметил, что поведение человека и проявление его характера зависит от мотивов (которые являются одной из составляющих направленности личности). Главное, к чему пришел Локк, это то, что психофизическая природа человека и внешние условия выступают в единстве своего влияния на особенности развития характера.

В последние 100 лет психологи (и практики, и теоретики) все чаще настаивали на том, что врожденные особенности (биологическое начало в человеке) не являются приоритетными в формировании и развитии характера. Они подчиняются в большей степени внешним условиям влияния и процессу воспитания (при этом именно воспитанию отдается ведущее значение, так как его называют самым важным социальным фактором, который и обуславливает весь процесс развития характера). По мнению многих ученых, формирование и развитие характера зависит от целого ряда воспитательных воздействий на человека:

  • через физическое воспитание;
  • через трудовое воспитание;
  • через морально-нравственное воспитание;
  • через воспитание в процессе обучения;
  • с помощью личного примера;
  • через воспитание привычек;
  • благодаря самовоспитанию и саморазвитию.

Этапы развития характера

Характер человека развивается с первых дней его жизни и претерпевает различных изменений на протяжении всего жизненного пути. В самом начале (младенчество и ранний возраст) ведущим фактором является подражание поведению и поступкам взрослым, в дошкольном и младшем школьным возрастом наряду с наследственностью на формирование и развитие характера влияет воспитание, а в подростковом возрасте бразды правления в данном процессе берет самовоспитание личности. Необходимо отметить, что характер может целенаправленно и сознательно изменяться и совершенствоваться самим человеком (это происходит благодаря изменениям в социальном поведении человека, в общественной деятельности, в общении и межличностном взаимодействии), и все эти изменения могут происходить на любом возрастном этапе жизни человека.

Впервые серьезные попытки выделить основные этапы развития характера были предприняты известным австрийским психологом и психиатром, основоположником психоанализа Зигмундом Фрейдом (Фройдом) . Он выделил 5 основных стадий (или этапов) формирования характера человека: оральная (первый год жизни), анальная (период от 1 года до 3х лет), фаллическая (3-5 лет), латентная (с 6 лет до начала полового развития) и генитальна (начиная от подросткового возраста и заканчивая смертью человека). Предложенные Фрейдом этапы формирования характера описаны в таблице

Этапы развития характера человека по З. Фрейду

В психологии принято делить этапы развития характера на возрастные периоды, в каждом из которых есть свои ведущие факторы и условия его формирования. Итак, характер начинает формироваться с первых дней жизни крохотного существа – младенца. В этом возрасте для ребенка важным является непосредственное эмоциональное общение с родителями, благодаря которому происходит развитие всех его психических процессов (и познавательных, и эмоционально-волевых) и свойств (в том числе и характера). Именно поэтому в этом возрасте для малыша важна не только забота о нем, но и любовь и ласка родителей.

В раннем возрасте и дошкольном периоде ребенок в основном изучает модели поведения окружающих взрослых путем подражания им. Поэтому в этот период характер формируется благодаря не только врожденным особенностям детей (функции головного мозга, особенности ВНД), но и с помощью прямого обучения (в игровой форме) с последующим эмоциональным подкреплением (похвала, одобрение, поддержка). Главное условие развития характера – это социальная среда (семья, дошкольное образовательное учреждения, социальные контакты в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок», «взрослый-взрослый»).

Необходимо подчеркнут, что первичные закладываются именно в дошкольном возрасте, поэтому очень важным является доверие, открытость и доброта в общение с малышами (ребенок, подражая, применяет эти черты в своем поведении, а взрослые должны их закреплять системой поощрение/наказание). Среди самых первых черт характера, которые закладываются в этом возрасте стоит выделить:

  • доброта/эгоистичность;
  • отзывчивость/безразличие;
  • общительность/замкнутость;
  • аккуратность/неряшливость;
  • трудолюбие/лень.

Следующий этап формирования характера – младший школьный возраст. В это время появляются новые черты и поддаются коррекции ранее сформированные. Особое значение здесь имеет оценка поступков и действий ребенка со стороны взрослых, ведь именно этим способом формируется его . В начальных классах у детей формируются такие черты характера как ответственность, пунктуальность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие и т.д. Наибольшее влияние на то, будут ли ранее сформированные черты закрепляться или разрушаться, имеет сам процесс и условия обучения ребенка.

В подростковом возрасте активно происходит морально-нравственное развитие ребенка, что в свою очередь существенно влияет на формирование и развитие характера. В это время активнее развиваются волевые черты. А в раннем юношеском возрасте (старшеклассники) формируются . Здесь особое влияние на развитие характера оказывают:

  • личностное отношение человека к другим, к себе;
  • уровень самооценки и уверенность в собственных силах;
  • средства массовой информации и глобальная сеть интернет.

На этом этапе развития характер основные его черты практически уже сложены, в дальнейшем происходит их закрепление или же их замещение и некоторая трансформация.

В не зависимости от того, на каком этапе развития характера находиться человека, на этот процесс обязательно воздействует информационное поле, а именно:

  • мнение и суждение других людей;
  • личный пример значимых людей и их поступки (то же самое касается и негативных форм поведения как вариант того, что является недопустимым);
  • книги (а точнее описанные в них действия и поступки героев);
  • кино, телевиденье и СМИ;
  • культурное и идеологическое развитие общества, государства.

Во взрослой жизни человека формирование характера не прекращается, а переходит на новый, более осмысленный этап. Так, происходить закрепление более рациональных черт характера и тех, которые необходимы для достижения успеха и в семье, и на работе (ответственность, выдержка, целеустремленность, упорство, настойчивость и т.д.).

Основные факторы развития характера

Для того, чтобы понять какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование и развитие характера, необходимо различать понятия «факторы» и «условия». Под факторами понимают определенные рычаги воздействия (это особые движущие силы или «двигатель») на процесс формирования характера, а условия – это те обстоятельства, в которых происходит сам процесс развития.

Среди ученых всегда существовала своеобразная «война» за приоритетные факторы развития характера, ведь в различные времена представители разных психологических направлений пытались отстоять свою точку зрения на эту проблемы. Так, например, В.С. Соловьев главное условие формирования «нравственного» характера видел в единстве, а также в постоянном взаимодействии природных условий и среды, а И.А. Ильин среди основных факторов выделял семью и школу. Основоположник педагогической антропологии К.Д. Ушинский утверждал, что основные факторы развития характера и его формирования это социальная среда, особенности процесса воспитания и активная деятельность самого человека.

П.Ф. Каптерев выделял три категории факторов, формирующих характер:

  • естественные (темперамент, особенности строения тела, пол и пр., то есть все те, которые даны человеку природой и практически не изменяются);
  • культурные (влияние социума, семьи, школы, профессии, государственного строя и уровня общественного развития);
  • личный фактор (самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование личности, то есть когда человек является автором самого себя).

Также стоит обратить внимание на идеи И.А. Сикорского , который выделял следующие факторы развития характера ребенка:

  • воспитательная среда (семья);
  • позитивная атмосфера (веселое настроение и бодрость духа);
  • расположение (похвала, одобрение, поддержка, доверие);
  • врожденные особенности нервно-психической организации.

Анализируя все факторы, которые оказывают влияние на развитие характера человека, необходимо напомнить, что наибольшее значение они имеют в детском, подростковом и юношеском возрасте. И именно в детском возрасте, по мнению П.Ф. Лесгафта , на развитие характера личности влияют:

  • все те ощущения, которые испытывает ребенок;
  • душевные волнения, которые он переживает;
  • люди, которые его окружают;
  • вид деятельности, который он выполняет (особое место занимает труд, как наиболее серьезная и последовательная работа).

Таким образом, характер человека обуславливается множеством факторов, различными условиями и объективными обстоятельствами жизненного пути самой личности, но эти обстоятельства создаются и изменяются в результате поступков, поведения и деятельности человека. Поэтому можно смело говорить о том, что человек сам берет активное участие в процессе развития и формирования своего характера и сам должен нести ответственность за все свои действия и поступки.

Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.

Многие черты характера формируются у человека очень рано. Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом формирования базовых качеств характера является возраст от 2 до 10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступкам и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения. Этот период в жизни человека связан с интенсивным процессом его социализации на основе подражания социально одобряемым эталонам поведения.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, – складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.

Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.

Понятие о характере

В переводе с греческого «характер» означает «печать», «чеканка». Выражение «это характерно для него» означает, что определенные действия и поступки человека являются для него типичными и закономерными. Характер – это индивидуальное сочетание главных свойств личности. Однако не всякую индивидуальную особенность человека относят к чертам характера. Например, такие индивидуальные особенности, как наличие или отсутствие музыкального слуха, обладание эйдетической зрительной памятью или отсутствие таковой не являются свойствами характера.

Поэтому под характером в психологии понимают такую совокупность индивидуальных психологических свойств , которая проявляется:

    в типичных для данной личности способах поведения в тех или иных ситуациях;

    в устойчивых отношениях, т.е. индивидуальных, избирательных связях индивида с различными сторонами своей личности и окружающего мира. Обратите внимание: отношения могут быть устойчивыми и неустойчивыми. Отношения, входящие в поверхностные слои структуры личности, в той или иной степени непрерывно изменяются. Те же отношения, которые находятся в ядре нашей личности, являются более статичными и мало подвержены изменениям. Именно эти отношения являются главными для понимания индивидуального своеобразия характера.

В психологии выделяются четыре системы свойств характера , определяемые различными отношениями личности:

    свойства, выражающие отношение личности к себе (самолюбие, самоуважение, эгоизм, честолюбие, тщеславие, гордость);

    свойства, выражающие отношение к людям (доброта, альтруизм, требовательность, заносчивость);

    свойства, выражающие отношение к делу (трудолюбие, лень, усидчивость, добросовестность, ответственное или безответственное отношение к труду);

    свойства, выражающие отношение к обществу, природе, миру.

Эти отношения личности взаимосвязаны между собой. Последнее означает, что каждое отношение возникает и развивается в единстве с другими отношениями: при изменении одного меняются и все другие. Именно этим определяется взаимная связь свойств характера и его целостность. Так, например, в свойствах, выражающих отношение к другим людям, сказывается отношение личности к самой себе. Скажем, самоуверенность или неуверенность в себе оказывает влияние на то, как мы относимся к другим. Итак, отношения человека к разным сторонам действительности и к самому себе не существует сами по себе и независимо друг от друга. Более того, не существует ни одного свойства характера, которое зависело бы исключительно лишь от определенного отношения личности. В этом проявляется, с одной стороны, целостность и системность самого характера, а с другой – тесная его взаимосвязь со всеми аспектами личности. Характер не надстраивается внешне над личностью, а выступает ее важным внутренним образованием. Поэтому раскроем более конкретно вопрос о взаимосвязи личности и характера.

Личность и характер

Характер, занимая определенное место в общей структуре личности, взаимосвязан и с другими ее сторонами: с темпераментом, способностями, волей.

Место характера в общей структуре личности определяется следующим:

    характер – это лишь одна из подструктур личности, причем подструктура подчиненная: развитая зрелая личность хорошо владеет своим характером и способна контролировать его проявления;

    человек как личность не сводим к характеру: значимость личности определяется прежде всего той общественной деятельностью, которую она выполняет. Человек может быть выдающейся личностью с достаточно сложным или неуживчивым характером;

    характер и личность тесно связаны между собой: чем ярче характер, тем больше он накладывает отпечаток на личность в целом, больше влияет на ее поведение (так, демонстративный тип акцентуации накладывает отпечаток на формирование художественного типа личности).

Связь темперамента и характера не носит однозначного и упрощенного характера. Последнее проявляется в следующем:

    темперамент, с одной стороны, определяет динамические особенности характера (так, холерический темперамент может лежать в основе динамики гиперактивного характера);

    однако при одних и тех же динамических особенностях психики (т.е. свойствах темперамента) возможны различные типы характера. Так, например, вспыльчивым можно быть и по причине холерического темперамента, и из-за невоспитанности. Или – спокойствие и сдержанность являются проявлением не только флегматического темперамента, но и сформированности у человека определенного характера;

    существуют черты характера, которые могут быть при любом типе темперамента: честность, доброта, вежливость или грубость, лживость, жадность, грубость;

    темперамент не односторонне и не окончательно определяет путь развития характера, темперамент сам в определенных пределах преобразуется (маскируется) под воздействием определенных черт характера.

Связь способностей и характера обнаруживается в следующем:

    формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, происходит в той же деятельности, в которой формируются и способности. (Одновременно развивается, например, способность к труду и трудолюбие как черта характера);

    высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как вера в свои силы и возможности, высокая требовательность к себе и самокритичность;

    способ реализации человеком своих способностей зависит от характера: нередки случаи, когда способные люди ничего не достигают из-за своего характера.

Связь воли и характера проявляется в следующем:

    воля – это есть сила характера, она формирует такие его черты, как твердость, решительность, настойчивость, умение и привычка сознательно регулировать свое поведение, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели;

    воля – это и содержательные особенности характера: решительность, настойчивость, мужество и самообладание ценны не сами по себе, а в связи с отношением человека к самому себе, другим людям, труду, обществу в целом, его материальным и духовным ценностям.

Структура характера

Структура характера определяется свойствами, которые выражают его цельную, системную природу. Структурные свойства характера вне его системы отношений не существуют. Раскроем их.

    Степень глубины : к более глубоким свойствам характера относятся те отношения, которые определяют главные особенности личности, занимающие центральное место в ее структуре. У одних это могут быть отношения к труду, у других – отношения к себе, у третьих – отношения к другим людям и т.д. Глубокие свойства характера притягивают к себе, подобно магниту, все остальные его свойства, создавая ему качество целостности.

    Сила или активность характера определяется тем, насколько свойства характера позволяют человеку сохранить свою независимость, автономность и целостность, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства и условия. По этому показателю проводят различие между людьми с сильным или слабым характером.

    Степень устойчивости и изменчивости (пластичности) характера . Устойчивость необходима человеку, чтобы сохранить свою целостность вопреки противодействующим жизненным условиям. Если характер не обладает устойчивостью и индивид вынужден каждый раз при изменении внешних условий менять его, то он может в конечном счете не раскрыть себя как личность, не реализовать свои способности и дарования и в конечном счете потерять интерес к жизни.

    Однако необходимым условием развития личности выступает и пластичность ее характера . Представьте себе человека, имеющего очень устойчивый характер, не меняющейся до такой степени, что это вызывает различные самоограничения и узость интересов и притязаний, а также создает проблемы в общении с окружающими.

Отметим главное: степень устойчивости и пластичности всегда имеет индивидуальное своеобразие, обнаруживая себя как свойство структуры характера в целом. Так, говоря об устойчивости, необходимо учитывать, какие свойства характера являются главными для той или иной личности, а также насколько этот индивид имеет сильный характер. Есть немало случаев очень серьезной, иногда коренной перестройки сложившегося характера. Но какие бы преобразования не претерпевал характер в жизни человека, он обычно сохраняет устойчивость в основных, наиболее общих своих особенностях.

Однако, говоря о структуре характера, необходимо видеть его относительную целостность. И обусловлено это тем, что системе отношений, составляющих структуру характера, в одних случаях может быть присуще качество цельности (цельный, гармоничный характер), в других случаях – качество дисгармонии (акцентуации).

Акцентуации характера

Что же включается в понятие «акцентуации характера»? Акцентуации – дисгармоничность в развитии характера, проявляющаяся в чрезмерном, не выходящем за пределы нормы усилении отдельных черт характера, что затрудняет адаптацию личности к некоторым жизненным ситуациям, делает личность уязвимой к ним.

Типы акцентуации (выделим плюсы (+), минусы (–) и труднопереносимые ситуации для каждого типа характера).

1. Гипертимный (постоянное пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин, а также высокая активность и стремление к деятельности):

Общительность, энергичность, преобладание позитивных эмоций, инициативность, дружелюбие;

– импульсивность, необдуманность поведения, необязательность, легкомыслие, раздражительность, тенденция к завышенной самооценке.

Труднопереносимые ситуации:

    ситуации подчинения строгим дисциплинарным правилам;

    ситуации, создающие препятствия неформальному общению и свободному контакту с окружающими;

    ситуации, не позволяющие проявлять инициативу, особенно в условиях однообразной, монотонной деятельности.

2. Дистимический (антипод гипертимному характеру):

Серьезность, постоянство увлечений и интересов, рассудительность, целеустремленность;

– замкнутость и неспособность улавливать настроение окружающих, даже близких; недружелюбие, отсутствие эмпатии, раздражительность; напряженная внутренняя жизнь, стремление не раскрывать своих мыслей и чувств другим;

– концентрация на мрачных, печальных аспектах жизни.

Труднопереносимые ситуации:

    ситуации смены сложившихся стереотипов, установок, привычек;

    ситуации, требующие неформального общения;

    ситуации, требующие активного участия в делах коллектива.

3. Лабильный (эмоциональная неустойчивость, резкая смена настроения по незначительным для окружающих поводам, внутренняя впечатлительность и склонность к глубоким переживаниям):

Доброжелательность, общительность, способность к эмпатии и сопереживанию в период приподнятого настроения;

– очень частая и порою немотивированная смена настроения (несколько раз в день);

– раздражительность, конфликтность в период подавленного настроения, слабый контроль за своими поступками и бурным проявлением эмоций.

Труднопереносимые ситуации:

    ситуации, в которых ущемляется чувство собственного достоинства;

    ситуации критики, сильной конкуренции;

    ситуации наказания или страха.

4. Сенситивный (высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций):

Устойчивая привязанность в дружбе, глубокая возбудимость эмоций с преобладанием альтруистических чувств, способствующая пониманию других людей, а также способность к эмоциональной отзывчивости и состраданию, высокоразвитая эмпатия, мягкосердечие;

– застенчивость, трудность в самоутверждении в условиях новой обстановки, частое возникновение чувства неполноценности и мнительности, что мешает самостоятельному решению жизненных проблем.

Труднопереносимые ситуации:

    ситуации, требующие неоднозначного решения;

    ситуации резких переходов от одних дел к другим;

    ситуации лишения доверительного общения и возможности самораскрытия перед другими.

5. Психастенический (повышенная тревожность по поводу возможных неудач, постоянное беспокойство, не имеющее объективных причин):

Склонность к самоанализу, самокритичность, рассудительность, ровное настроение, надежность в делах и чувствах;

– наличие навязчивых идей, нерешительность (всегда очень сильно сомневается в правильности избранного решения) и повышенная тревожность ведет к неспособности занимать руководящие должности, требующие проявления собственной активности, нестандартности и риска.

Труднопереносимые ситуации:

    ситуации, требующие самостоятельного решения при наличии нескольких вариантов своего развития;

    ситуации, требующие выполнения заданий при отсутствии готовых инструкций и указаний;

    ситуации быстрого перехода от одних задач к другим;

    ситуации страха, беспокойства, психических нагрузок.

6. Демонстративный (ярко выраженная потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре своего окружения):

Общительность, быстрота и легкость установления контактов с широким кругом людей, находчивость и способность адаптироваться к неожиданным и нестандартным ситуациям, самостоятельность и инициативность, способность осуществлять руководство, артистичность, живость воображения;

– эгоцентризм и ненасытная жажда постоянного внимания к своей личности и популярности, лживость, способность к интригам, неспособность посмотреть на себя со стороны, хвастовство, большие претензии относительно своего статуса и возможность добиться желаемого при отсутствии авторитета и симпатии со стороны товарищей.

Труднопереносимые ситуации:

а) равнодушие и невнимание со стороны окружающих, недооценка заслуг;

б) непризнание и нелюбовь, «низвержение с пьедестала»;

в) ситуации одиночества и ограничения круга общения, а также однообразной жизни.

7. Возбудимый (повышенная раздражительность, крайняя нетерпимость к окружающим, неадекватные вспышки гнева и ярости):

+ (вне приступов гнева) настойчивость в достижении поставленной цели; смелость, решительность, целеустремленность, работоспособность;

– агрессивность, неприязненное отношение к окружающим, стремление подавить личность другого, инициативность в агрессивных выходках, стремление завязывать конфликты, сопровождаемые иногда яростными аффективными реакциями и отклонениями в поведении;

– мышление отличается ригидностью, тугоподвижностью, неспособностью к гибкости и пластичности.

Труднопереносимые ситуации:

а) ситуации, ограничивающие возможность проявлять власть и своенравие (притеснение других);

б) ситуации, требующие быстрого переключения мышления и принятия нестандартных решений.

8. Циклоидный (периодическая смена настроения):

Проявление в период эмоционального подъема жизнерадостности, общительности, активности, повышенной работоспособности;

– в период эмоционального спада – замкнутость, вялость, неуравновешенность, пониженная работоспособность, безразличие, обидчивость и придирчивость.

Труднопереносимые ситуации:

    неожиданные ситуации, требующие смены жизненных стереотипов, ломки сложившихся традиций;

    ситуации неудач и эмоциональных перегрузок.

9. Шизоидный (аутистический, интровертированный):

Серьезность, постоянство интересов и увлечений, способность к анализу, рассудительность, целеустремленность;

– холодность эмоций, неспособность к доверительному общению, замкнутость, напряженная внутренняя жизнь, слабая коммуникабельность (легко обходится без друзей), недружелюбие, отсутствие эмпатии, неспособность улавливать настроение окружающих, безразличие к делам и интересам других, раздражительность.

Труднопереносимые ситуации:

    ситуации, требующие неформального общения, сопереживания;

    ситуации смены сложившихся стереотипов, привычек и традиций.

10. Застревающий (высокая устойчивость сильных эмоций длительность эмоционального отклика и переживаний, «застревание» на своих мыслях и чувствах):

Устойчивость эмоциональных привязанностей, взглядов, способность к сохранению межличностных связей и отношений в течение длительного времени;

– болезненная обидчивость, злопамятность и мстительность, неспособность прощать оскорбление и ущемление личных интересов и достоинства.

Труднопереносимые ситуации:

    несправедливая обида, задетое самолюбие, препятствия к достижению честолюбивых целей;

    деятельность, дающая ощущение зависимости и невозможности проявить себя.

Условия формирования характера

    Развитие самосознания личности, так как отношение к себе, лежащее в его основе, определяет все виды других отношений, в которых обнаруживает себя характер. Поэтому формирование самосознания выступает тем первокирпичиком, из которого затем выстраивается все «здание» характера. На это положение хотелось бы обратить особое внимание, так как часто считается, что основы характера закладываются в раннем детстве, их практически невозможно изменить в более позднем возрасте. Однако в раннем детстве характер полностью не формируется, так как в этом возрасте у ребенка еще не сформировано самосознание. Поскольку самосознание личности продолжает складываться и развиваться и в старшем возрасте, то параллельно идет и процесс формирования характера.

    Более того, чем сильнее развито самосознание индивида, тем более он способен к самовоспитанию, т.е. к изменению своего характера. Поэтому самовоспитание, участие самого человека в прогрессивном развитии своей личности – важное условие формирования характера. Именно человек, какими бы ни были объективные обстоятельства, сам участвует в выработке своего характера. Он ставит в нем последнюю точку.

    Межличностные отношения в детском саду, в школе, в семье, в трудовом коллективе очень важны, так как отношение к другим людям во многом определяет характер человека. В раннем возрасте у ребенка закладываются такие черты, как доброта, сострадание, способность к сопереживанию. Их появление во многом определяется степенью гуманности и доброжелательности межличностных отношений, в которых воспитывается ребенок. Он должен чувствовать себя в безопасности и быть уверенным в том, что его любят родители и все, кто находится рядом с ним.

    Общение и психологическое влияние со стороны других людей в самых своих разнообразных формах формируют в человеке определенные черты характера. Более того, при длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает значительный отпечаток на их характеры. В результате совместной жизни люди иногда приобретают общие черты, становясь в некоторых отношениях похожими друг на друга.

    Создание соответствующих жизненных ситуаций и организация необходимых способов поведения . Это обусловлено тем, что каждая черта характера проявляется и формируется только в определенных жизненных ситуациях, за пределами которых не представляется возможным воспитать нужные черты характера.

    При формировании черт характера необходимо повышать уровень обобщенности соответствующих способов поведения в той или иной конкретной и единичной жизненной ситуации. Необходимым условием этого является расширение жизненного (социального) пространства заданного способа поведения. Например, для обобщения честности как важнейшего нравственного качества личности, нужно транслировать ее на все возможные ситуации, связанные с необходимостью быть порядочным, надежным и правдивым человеком. В противном случае произойдет фиксация на какой-то конкретной ситуации. И тогда честность не сможет перерасти в черту характера. Согласитесь, трудно назвать человека честным, если соответствующее поведение распространяется лишь на какую-либо конкретную, единичную ситуацию.

    Использование положительной мотивации в качестве вознаграждения за всякие попытки и успехи ребенка в овладении заданным способом поведения. По мере становления той или иной черты характера ребенок начинает вести себя соответствующим образом не в силу внешнего принуждения, а в силу притягательности самого мотива. Это возможно лишь при условии появления позитивной мотивации, сопровождаемой положительными эмоциями.

    Особенности социальной среды: родители, воспитатели, учителя, люди из ближайшего окружения, средства массовой информации (прежде всего телевидение), писатели, режиссеры и т.п. Какова социальная среда, таково и ее воспитывающее воздействие на ребенка, находящегося в ней. Любые отклонения в социальной среде порождают соответствующие деформации характера.



Рассказать друзьям