Интимная жизнь в самобытной культуре племени мурси.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Фактрум публикует ответ на этот вопрос историка и профессиональной путешественницы Инны Метельской-Шереметьевой .

«Собираясь первый раз в Эфиопию, мы, конечно же, начитались во всевозможных географических журналах душераздирающей информации о зловещем племени мурси. Чего им только не приписывают: и ведьмовство, и повышенную агрессивность, и каннибализм, и другие дикие обычаи с членовредительством. И как аргумент авторы этих статей всегда предъявляют женщин племени с их вставленными в нижнюю губу тарелками и мужчин, чьи тела испещрены шрамами - зарубками в честь убитых врагов. Сразу вас разочарую. Современные мурси - вполне адаптированные к товарно-рыночным отношениям люди, которые живут, собственно говоря, благодаря легендам и визитам многочисленных туристов.

Источник фотографий: Moya-planeta.ru

Хотя кое-что от прежних традиций и ритуалов осталось. В первую очередь та самая пресловутая тарелка дэби (диаметром с нашу десертную), которую и по сей день некоторым женщинам вставляют в нижнюю губу. Выглядит это странновато и страшновато. Но я попыталась докопаться до истоков традиции и, мне кажется, нашла ответ. Это членовредительство - попытка уберечь себя от рабства, не имеющее ни к духам, ни к ритуалам никакого отношения. То, что это стало модой и визитной карточкой мурси на каком-то этапе исторического процесса, - прихоть и ирония судьбы.

Давным-давно родители, чтобы дочь не продали в рабство, старались максимально ее изуродовать. Ей обривали волосы, делали шрамирование, прокалывали губу (у мурси) или уши (у масаев). В отверстия вставляли деревянные затычки, диаметр которых постоянно увеличивали. Девушка со временем превращалась в пугало с лысой головой, удаленными верхними и нижними резцами и подносом над подбородком.

Но и сегодня мурси (те, которые позируют туристам за деньги) умудряются вставить в губу тарелку из необожженной глины, а масайки и масаи запихнуть в ухо бутылку из-под колы или даже блюдце.

Спрашиваете, как они едят? Конечно же, вынимая тарелку . Губа при этом повисает серовато-коричневым неприятным жгутиком, шкуркой, поэтому едят женщины исключительно тогда, когда их никто не видит, закладывая маисовую кашу и прочую нехитрую снедь пальцами глубоко в недра беззубого рта…»

МУРСИ - ЛЮДИ С ТАРЕЛКАМИ В ГУБАХ

Говоря о племени мурси, часто рассказывают, что женщин изначально "уродовали" для того, чтобы они были непривлекательными для работорговцев. Отсюда, мол, и пошла традиция растягивать нижнюю губу и вставлять в нее "тарелки" диаметром 10-15 см и - изредка - до 30 см. Красивый миф, не более того, опровергаемый рядом этнологов, изучавших это эфиопское племя из долины реки Омо. В частности, Шона ЛаТоски, посвятившая исследованию мурси продолжительное время и жившая среди них, указывает, что у самих мурси нет никаких рассказов, подтверждающих миф. Также нет и исторических источников, в которых бы упоминалось, что мурси когда-либо вообще подвергались преследованию со стороны работорговцев, что объясняется удаленностью и труднодоступностью их территории в тот период.

Следовательно, единственное объяснение существования данного обычая кроется в эстетическом. Как отмечает ЛаТоски, девушки мурси в возрасте около 15 лет задумываются о том, чтобы проколоть себе нижнюю губу, что обычно делает мать или другая женщина из семьи. Процесс растягивания происходит постепенно и занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. В это время девушка носит деревянные заменители "тарелок", постепенно увеличивая их диаметр.

До каких размеров растягивать нижнюю губу также определяется девушками самостоятельно. При этом они исходят не только из собственного желания, но и из физиологических особенностей; у некоторых девушек губы не в состоянии вместить слишком широкую тарелку.
Существует два типа губных "тарелок" - глиняные (мн.ч. dhebinya) и деревянные (burgui). Первый тип изготавливают сами девушки и женщины. Деревянные "тарелки" делают исключительно мужчины и их носят либо молодые девушки, либо незамужние женщины. При этом, по словам информантов ЛаТоски, отношение девушек мурси к деревянным "тарелкам" можно описать как "вещь, вышедшая из моды".

Глиняные "тарелки", в свою очередь, подразделяются на несколько типов в зависимости от дизайна и цвета. Четыре основных типа, выделяемых ЛаТоски, это: красные (dhebi a golonya), рыжие (dhebi a luluma), черные (dhebi a korra) и естественного цвета, "белые" (dhebi a holla).

В настоящее время, то есть в период с 2004 по 2010 год, когда проводились исследования, девушка мурси может отсрочить прокалывание и растягивание нижней губы до момента своего замужества.

МУРСИ И ТУРИСТЫ. НЕПРОСТЫЕ ОТНОШЕНИЯ ФОТОГРАФОВ И МОДЕЛЕЙ

К вопросу о назойливом "попрошайничестве" мурси, так часто фигурирующем в рассказах туристов.
Дэвид Тёртон, занимавшийся исследованиями мурси, в одной из своих статей в "Антропологии сегодня" за апрель 2004 года через диалог раскрывает непростые отношения, которые складываются между племенами Южной Эфиопии и туристами, приезжающими за экзотикой.

ДТ: Скажи, что вы думаете насчет того, что к вам приезжают туристы на машинах, чтобы фотографировать вас и снимать видео? Только честно.
Мурси: Мы говорим "Это их дело". Те, кто приезжает, относятся к категории людей, которые делают фотографии. Это вещи "белых". Что мы знаем об этом? Это ты один из тех, кто знает. Мы живем здесь, а они приезжают, чтобы сделать фотографии. Есть такие, которые фотографируют и тут же появляется изображение наших тел. Если это плохо, скажи нам.
ДТ: Меня интересует, что именно вы думаете об этом, а не то, что говорят белые.
Мурси: Что мы думаем? Мы не знаем. Они не говорят на нашем языке, поэтому мы не можем спросить у них, зачем они делают фотографии. Но мы можем спросить у тебя, ведь ты говоришь на языке мурси. Они приезжают с "кучумба", которые всегда остаются сидеть в машинах. И когда туристы заканчивают фотографировать, они увозят их. Мы спрашиваем себя, зачем они делаю фотографии? Чтобы узнать нас? Или для чего?
Должно быть те, кто делает фотографии, не знают, как правильно вести себя, как жить. Даже старые женщины приезжают к нам и делают фотографии. Это нормально для белых, они всегда так себя ведут? Вот о чем мы спрашиваем себя.

ДТ: Вот это то, о чем вы сами задумываетесь!
Мурси: Скажи нам, зачем они фотографируют? Они хотят, чтобы мы стали их детьми? Или зачем? Зачем они фотографируют?
Если они приезжают к нам только для того, чтобя сделать фотографии, то они должны платить нам, не так ли? Но они не хотят.
ДТ: Да, это плохо. Это сердит вас?
Мурси: Да. Они делают множество фотографий, дают нам чуть-чуть денег, садятся в машины и уезжают. Да, белые люди воры.
ДТ: Да, это плохо. А "кучумба"? Они отличаются от белых?
Мурси: Да, они не делают фотографий. Они только просят у нас еду: "Дайте нам козу". И мы даем. Когда приезжает много белых, мы даем коз кучумба за то, что они привезли нам белых. Это вроде платы. В твоей стране вы ведь платите?

ДТ: Да, конечно.
Мурси: Кучумба больше похожи на нас. А эти "вещи" (фотографии) из твоей страны, где растут железные кровати (улыбается). Дай нам машину и мы поедем в твою страну, чтобы делать фотографии белых.

АРБОРЕ

В деревне Арборе живут представители народности арборе, относящиеся к Афро-Азиатской лингвистической группе. Всего насчитывается примерно 4,5 тысяч людей арборе.

Кроме внешних отличий, они отличаются от других племен многочисленными разноцветными бусами. Женщины арборе обычно покрывают голову черными платками. Во время ритуальных танцев арборе поют, что по их мнению, очищает их от накопившейся отрицательной энергией.

На смену ей приходит положительная энергия, приносящая удачу. Являясь скотоводами, арборе измеряют свое благосостояние поголовьем скота.

ХАМЕР

Хамер, или бешада - довольно большая народность, насчитывающая примерно 35-50 тысяч человек, которая заселяет восточную часть низины долины Омо. Очень схожи с бенна. Хамер вляются мусульманами-суннитами, однако, до сих пор, сохранилось много элементов их традиционной религии. Они полагают, что природные объекты имеют душу. Также они верят в джинов, или духов, которые способны принимать вид человека или животных и имеют сверхъестественное влияние на людей.

Отличительными чертами хамер являются высокие скулы, сложные костюмы, украшенные бусами, каури и кожей, и толстые медные ожерелья. Основой их культуры является скотоводство. Это отражается в их языке хамер-банна, где существует, по крайней мере, двадцать семь слов для обозначения различных оттенков цвета и структуры кожи скота. В отличие от детей других народностей Эфиопии, племена хамер, каро, бенна, и некоторые другие ведут себя достойно. Их дети не просят денег.

Им самим интересно пообщаться, пощупать, потрогать белого человека. Зачастую они ведут себя лучше туристов, которые к ним приезжают.

Важным элементом скотоводческой культуры хамер является обряд "бег по спинам быков". Этот обряд проходят мужчины, достигшие совершеннолетия, перед тем как получить разрешение на женитьбу. Будущий мужчина должен четыре раза пробежать по спинам быков, стоящим в ряд. Будущий мужчина выполняет обряд голым, что символизирует детство, которое он собирается покинуть. Сложность заключается не столько в самом перепрыгивании, сколько в том, что коровы не всегда стоят на одном месте. После успешно прохождения обряда молодой человек причисляется к разряду "маза". Не сможет - будет еще год ждать и тренироваться.

Процедура вступления в брак у хамеров проста. Жених сговаривается с отцом невесты о размере выкупа. В среднем жена стоит 8-10 коров. Для Эфиопии это целое состояние, и далеко не каждый мужчина может позволить себе иметь супругу. После уплаты выкупа жених забирает девушку из дома родителей и, независимо от того, какой по счету женой она является, строит ей отдельный дом. Туда она приносит свое приданое, состоящее обычно из одежды, нескольких мешков зерна, десятка кур и других мелочей, необходимых для обустройства быта. Сам супруг своего отдельного дома, как правило, не имеет и ведет полукочевой образ семейной жизни, проживая попеременно в домах своих жен, которые ставятся неподалеку друг от друга, часто даже в одном большом огороженном дворе. В случае если жена умирает вскоре после вступления в брак, муж вправе потребовать от ее родителей вернуть выкуп. Но чаще этот вопрос решается по-другому: если в семье невесты имеется другая дочь, достигшая брачного возраста, то вдовец взамен умершей получает ее. Если же девочка еще слишком мала, то родители заранее обещают ее зятю. За добрачным поведением помолвленной строго следят, в противном случае семье придется возвращать выкуп. Вдовы, обычно, не вступают в повторный брак.

КАРО

Каро - самое малочисленное племя на юге Эфиопии, а возможно и в мире. Их насчитывается всего 250-1 500 человек. Деревня стоит на красивом обрыве над рекой Омо.

Жители племени традиционно занимаются животноводством и собирательством. По своим традициям, культуре и языку каро близки хамерам. Каро по праву считаются лучшими мастерами по разрисовке тел, особенно по подготовке к танцам и праздникам.

Каро нравится строгий геометрический стиль - полоски, круги, спирали. Для рисунков на теле используются природные материалы: мел, железная руда, отложения охры, уголь. Обычно рисунки, которые наносятся на тело, руки, ноги и лицо, повторяют природные мотивы - пятнистую шкуру леопарда или светло-серые крапинки на темном оперении цесарок, или ладони человека.

КОНСО

Центром области является город Консо, также известный как Карати, расположенный на высоте 1 650 метров на реке Саган. Около 150 тысяч человек консо населяют эти засушливые гористые местности. Ближайшие соседи - скотоводческий народ борена, родственный им по языку. В отличие от большинства народов Эфиопии, консо издавна живут в городах, каждый из которых управляется независимым советом старейшин. Социальный статус человека определяется его возрастом, точнее принадлежностью к определенному поколению. Существуют 9 кланов. Глава клана является одновременно его жрецом. Ремесленники составляют отдельную замкнутую социальную группу. Полигамия практикуется только в зажиточных семьях, большинство же мужчин консо довольствуются одной женой.

Основное занятие консо - интенсивное земледелие с использованием террас и ирригации (маис, сорго, тефф). На продажу выращиваются хлопок и кофе.

Скот держат в загонах, предохраняя этим вытаптывание полей. Навоз используется в качестве удобрения. Используют молоко и мясо крупного рогатого скота и мясо овец и коз, как продукты питания. Но основная пища - растительная, другие животные - табу. Женщины одеты в характерные юбки с цветными продольными полосками преимущественно оранжево-синего диапазона.

Область Консо известна скульптурами "вага". Вага вырезается из дерева в память покойных великих воинов, на которых изображается подвиг. Вага размещаются на месте, где был похоронен воин. Композиция обычно включает много фигур - фигуру покойного, его жен и детей, а также фигуры убитых врагов или зверей.

Обычно на лбу вага вырезается фаллический символ. Увидеть старинные вага можно теперь довольно редко, они давно стали предметом купли-продажи. А традиция их возведения отмирает. Этому способствуют миссионеры, упорно борющиеся с древними языческими культами.

В Эфиопии живет одно из самых необычных племен мира - Мурси. Они считаются самой агрессивной этнической группой. Все мужчины ходят с автоматами калашникова, которые им нелегально передают через границу. К тому же они начинают выпивать с самого утра, и, ближе к обеду, становятся неконтролируемыми.
Те воины племени, которым не досталось автоматов, или кто их просто оставил в своем жилище, носят с собой палки. При помощи этих палок они доказывают свое лидерство. Тот, кто на него претендует, должен забить до полусмерти своих конкурентов.
Племя это, наверное, принадлежит к мутантам негроидной расы, потому что значительно отличается своим видом от привычных стандартов красоты. Как мужчины, так и женщины - низкорослы, ширококостные и кривоноги. Низкие лбы, сплюснутые носы, короткие шеи. Тела дряблы и болезненны на вид, с отвисшими животами и сгорбленными спинами. Волос на головах почти нет, а потому все женщины-мурси постоянно носят замысловатые головные уборы сложной конструкции, изготовленные из веток, грубых кож, болотных моллюсков, высохших плодов, мёртвых насекомых, чьих-то хвостов и какой-то вонючей падали. Их сморщенные, жеваные лица, с маленькими, узкопосаженными глазками имеют чрезвычайно злобный и настороженный вид.
































Методично убивая плоть мужчин систематической дачей им наркотического яда, женщины-жрицы словно разрушают эти физические земные оковы, приближая час освобождения, для томящихся в них, высших духовных Сущностей. Сами же они - простые Духи Тьмы, посланные сюда для выполнения мистических ритуальных обрядов и имеющие право вернутся к своему Властелину - только после естественной гибели полученного тела. Добро не существует без зла, свет - без тьмы, а жизнь - без смерти. И каждый человек в своей земной жизни служит одной из противоположных сил, исполняя предназначение, данное ему Создателем. И не нам судить о том, чей путь и вера правильнее. Древнее племя мурси просто исполняет свой долг.

Племя Мурси - народ, проживающий на юге Эфиопии в долине реки Омо. Свою известность они получили, прежде всего, из-за внешнего вида их женщин, которые носят в нижней губе большие глиняные тарелки. Мужчины Мурси являются злобными воинами. Они постоянно ходят с автоматами, а те, кому не досталось оружия, носят с собой длинные палки. Делают это для самозащиты, если вдруг кто то захочет посягнуть на их честь или лидерство, забивая противника до полусмерти.

Племя народа Мурси - одно из самых богатых в своей местности. Их богатство измеряется количеством крупного рогатого скота. Используется скот как средство платежей. Например, чтобы взять женщину в жены, мужчина должен заплатить выкуп в 30-40 голов скота. Выпасом животных занимаются мужчины. Это второе по важности их занятие, после охраны и защиты деревни. В обязанности женщин входит уход за детьми, приготовление пищи, обустройство жилья и доставка воды из ближайших источников.

Выделяются Мурси, прежде всего, своим внешним видом. Очень необычным и даже странным кажется обычай ношения женщинами в нижней губе глиняных тарелок. Корни этого ритуала уходят в рабовладельческие времена, когда в рабство забирали самых красивых и сильных. Изобретательные мурси специально стали уродовать женщин, чтобы они остались в родных краях. Сейчас ношению женщинами тарелок в нижней губе придают совсем другое значение. Красота женщины измеряется размером тарелки, которую она носит. В возрасте 15-16 лет юным девушкам делают небольшой надрез в губе, куда постепенно вставляют все более крупные круглые пластины, растягивая этим губу. Перед самой свадьбой в получившееся отверстие вставляют глиняную тарелку. Чем больше тарелка - тем больший выкуп заплатят родителям за такую невесту.

Еще одним необычным ритуалом является шрамирование. Узорами из шрамов покрывают грудь, живот, плечи. Для этого в кожный надрез помещают личинки различных африканских насекомых. Организм, в ответ на это, создает капсулы из грубой рубцовой ткани, в которых остаются запечатанными погибшие личинки. Это своеобразный комплекс прививок от всех тропических болезней. Кроме всего прочего женщины на своих шеях носят довольно жуткие украшения. Они представляют собой, что то вроде бус, сделанных из ногтевых фаланг пальцев человека. На их изготовление уходит от четырех до шести кистей рук. Изготавливают их из рук мужчин, которые Верховная Жрица племени имеет право отрубить за малейшую провинность.

Исповедуя язычество, Мурси поклоняются Богу Смерти. Все женщины считаются Жрицами Смерти. Известен такой ритуал, в ходе которого женщины отравляют своих мужчин наркотическим веществом. После этого они собираются в хижине Верховной Жрицы для проведения тайного обряда. Завершается ритуал тем, что Верховная Жрица обходит все хижины племени и вкладывает в рот мужчинам противоядие, которое хранится в ее ожерелье. Кто из мужчин племени выживет, в ходе этого ритуала, было известно только ей и Богу Смерти.

Жители племени Мурси считаются самыми жестокими на планете. Их обычаи и ритуалы удивляют, а иногда и шокируют человеческие умы. Тем самым привлекая к себе огромное множество туристов и ученых. Благодаря таким странным народам, население нашей планеты не теряет свой контраст и колорит.
Ведь все познается в сравнение!



Рассказать друзьям