Какую обувь носили раньше. История обуви (37 фото)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Многие женщины считают, что туфли не так уж и важны, но настоящее доказательство элегантности дамы – это то, что надето на ее ноги.»
© Кристиан Диор

Неотъемлемая часть гардероба любой красавицы – это, конечно, обувь. Самая разнообразная, нарядная и повседневная, спортивная и элегантная, цветная и сдержанная. Давайте разберемся, как нам ориентироваться во всем многообразии обувного мира!

Самое интересное из истории обуви

Трудно представить, что первая обувь была из кожи животных и, скорее всего, ей просто обматывали ноги, чтобы спастись от холода. Обувь делали из древесной коры, травы или толстых шерстяных нитей. Плетеные сандалии были обнаружены археологами в пещерах, где жили в древности люди – и они были из травы!

Самая древняя обувь была найдена в Армении. В Древнем Египте обувь была из пальмовых листьев, к ее подошве с загнутым носком крепились кожаные ремешки, которые поддерживали сандалии. Знатные люди украшали ремешки разными камешками. У древних евреев, кроме сандалий, встречаются башмаки на шнурках, с каблуками. Богачи в каблуки встраивали флакончики с духами. В Древней Греции изготавливались полуботинки с задником, сапоги без носка и сапоги-чулки из мягкой кожи. Женщины скифских народов носили красные полусапожки из тонкой кожи. Украшением такой обуви были кожаные аппликации и бисер.

Средневековая Европа вместо сандалий носила туфли с загнутыми носами с украшением из бубенчиков. Позже, в 14 веке размер туфель отражал знатность их обладателей, чем больше был размер обуви, тем выше статус владельца. Последующий век избавил от такого неудобства — туфли стали шире и короче. А в 16 веке туфли изготавливали из кожи и ткани, и они были такие мелкие, что крепились на подъеме тесемками. Мастера-обувщики начали для красоты прибивать к обуви деревянные каблуки.

Самые же высокие каблуки носили в годы Людовика XIV. В 19 веке туфли сменяются кожаными ботинками на шнурках, с каблучком средней высоты, застежками и меховой отделкой. Обувь в 20 веке становится отличительным признаком социального положения. Аристократы носили узкую остроносую обувь на фигурном каблуке.

Обувь и современность

В наше время дизайнеры обуви создают самые невероятные модели всевозможных видов, пытаясь удовлетворить вкусы даже самых изысканных модниц. А уж разнообразие украшений просто невозможно перечислить! Как же нам не потеряться в таком многообразии, и выбрать нужную пару? Прежде всего, обувь должна быть удобной и комфортной. Такая обувь, конечно же, должна быть изготовлена только из натуральных материалов. Если понравившаяся пара оказалась неудобной, то лучше набраться мужества и отказаться от покупки. Обувь на каблуке необходимо проверить на устойчивость, иначе вам не избежать перенапряжения позвоночника и, возможно, головных болей.

Здесь еще надо учитывать то, что резкая смена высоты каблука также может неблагоприятно отразиться на здоровье как, впрочем, и чрезмерное увлечение плоской подошвой. Размер обуви – немаловажный момент. Так летняя обувь должна соответствовать реальному размеру ступни. Зимняя, наоборот, должна быть более просторной, чтобы можно было утеплить ее стелькой или носком.

Стиль и этикет

Подобрать обувь для различных ситуаций нам поможет обувной этикет. Если вы идете устраиваться на работу, то деловой стиль одежды подчеркнет вашу серьезность. В таком случае понадобятся однотонные классические туфли, гармонирующие с цветом вашей сумки. Самым оптимальным вариантом офисной обуви были и остаются туфли, выдержанные в темных тонах без каких-либо украшений и супермодных новшеств. Туфли на каблуке в пять сантиметров или лодочки на плоской подошве отлично впишутся в служебный стиль и создадут чувство комфорта в течение всего рабочего дня.

Обувь не должна быть тесной, должна обязательно соответствовать размеру стопы и быть удобной. Иначе вам обеспечена быстрая усталость, отеки и в дальнейшем искривление позвоночника и заболевания суставов. Стоит напомнить и о колготках. К светлой обуви лучше подойдут колготки нейтрального телесного цвета, а к темной – черные.
Для торжественного мероприятия подойдет обувь нейтрального цвета. Также туфли на высоком каблуке, туфли различных цветов с украшениями, босоножки на шпильке.


Для повседневной носки отлично подойдут балетки, туфли и босоножки с открытой пяткой или носком. С обтягивающими джинсами хорошо будет смотреться обувь на платформе или каблуке, а зимой высокие сапоги. А к прямым джинсам лучше надевать строгие туфли-лодочки на каблучке или танкетке, причем ваши джинсы должны быть такой длины, чтобы могли прикрывать каблук.

Чтобы не испортить себе летний отпуск, стоит приобрести обувь нескольких видов. На пляже и после бассейна не обойтись без вьетнамок и сланцев. На экскурсии лучше отправляться в босоножках на легкой пробковой платформе не выше трех сантиметров или сандалиях с нескользящими стельками.

Если вы любите долгие пешие походы, то вам просто необходимы легкие кроссовки (лучше с вентиляцией стопы) или кеды. Лучше выбирать обувь из натуральных материалов.

Спортивная обувь обеспечит вам безопасность передвижения и удобство. Ну а вечером будут актуальны матерчатые или из натуральной кожи балетки.
Для первого свидания подойдут классические туфли или босоножки на высоком каблуке, в соответствие с выбранным вами стилем одежды. В дальнейшем надо ориентироваться на характер встреч. Если это продолжительная прогулка по улице, то это легкие и удобные мокасины или ботинки (в зависимости от времени года). По случаю похода в ресторан отдайте предпочтение классике — туфлям на каблуке.


Чтобы создать гармоничный образ необходимо правильно сочетать одежду и обувь. Классические туфли сочетаются практически с любым нарядом. Здесь важно правильно определиться с цветом к выбранной одежде. Удобные балетки можно сочетать с узкими джинсами и шортами, короткой юбкой и платьем.

Босоножки на высоком и низком каблуке подчеркнут вашу женственность и подойдут к легким платьям и юбкам средней длины.
Сапоги и ботинки

Сапоги-чулки на стройных ножках должны обратить на себя внимание и, поэтому, рекомендуется носить их с короткими платьями и юбками. Сапоги до середины голени, наоборот, лучше носить с брюками, чтобы визуально не уменьшить рост. Короткие сапожки или ботильоны настолько универсальны, что их можно носить с чем угодно. Единственный момент, который нельзя оставить без внимания при создании образа — это то, что данная модель может, как подчеркнуть красоту ног, так и указать на их недостатки.

Полезные советы

1. Обувь лучше покупать в конце рабочего дня, так как ноги могут отекать.
2. Обувь должна быть по размеру.
3. Летняя обувь должна быть открытой, чтобы ноги могли дышать.
4. При покупке обуви на каблуке, убедитесь, что ваша походка остается красивой, а осанка стройной. Самая безопасная высота каблука для женской обуви до пяти сантиметров.
5. Лучший материал для обуви – натуральный. Учтите, что замшевая обувь и обувь из нубука требует специального ухода, и боится влаги. Для слякоти подойдет лаковая обувь, которая хорошо также переносит соль и морозы до 15 градусов. Для зимы лучше подойдет обувь из жесткой и прочной яловой кожи.
6. Запомните производителя понравившейся в носке обуви, чтобы в следующий раз облегчить поиск удобной колодки.
Не пожалейте своего драгоценного времени для поиска подходящей вам пары обуви. Ведь это позволит вам гармонично завершить созданный вами образ, и обеспечит удобство и привлекательность.

.

Испанские пещерные рисунки давностью более 15000 лет показывают людей в шкурах и с мехом, обернутым вокруг их ног. Наши предки почти 5000 лет покрывали ноги соломой или шкурами убитых животных. Обувь, в той или иной форме, была важным атрибутом для человека на протяжении многих столетий. Эволюция обуви, от сандалий до современной спортивной обуви, которую признают настоящим чудом швейной техники, продолжается и сегодня, когда кутюрье находят новые материалы для украшения и защиты наших ног.

Сандалии – старейшая обувь, известная нам до сегодня. Мокасины тоже были известны еще несколько веков назад. В самом деле, многие виды обуви, которую мы носим до сих пор, была популярной в другие эпохи. «Платформа», одна из самых узнаваемых особенностей обуви в 1970-х и 1990-х годах, появилась на самом деле в 16-го веке. Тогда обувь на высокой подошве была жизненно необходима, чтобы защититься от грязи – тротуаров-то не было. Сегодня платформу носят только ради модных тенденций. Обувь с длинными носками, которую носили в 1960-х годах, мало чем отличается от обуви сборщиков мусора в 17-м веке – такой обувью было удобно выковыривать мусор из придорожных ям.

Глядя на обувь разных стран мира, можно увидеть несомненное сходство. Обувь венецианцев на деревянной подошве сильно напоминает японский стиль - деревянные башмаки на высокой подошве, которые называются гэта. Хотя форма этих изделий несколько отличается, идея остается той же. Венецианцы не контактировали тогда с японцами, так что это не имитация – это приверженность разных народов к одной и той же форме обуви.

А возьмите обычаи китайцев, и затем японских гейш. Они связывали ноги и ходили маленькими шажками, чтобы выработать определенную походку. Позже европейские женщины и мужчины стали связывать ноги скотчем и мучить их слишком тесной обувью. В исследовании, проведенном с начала 1990-х годов, сообщалось, что 88 процентов европейских женщин носили обувь, которая была им слишком мала!

Итак, не смотря на множество модных течений и стилей, наша обувная мода сегодня, по большому счету, всего лишь модернизированные стили прошлого.

Эпоха возрождения - история обуви

Хотя трудно было разглядеть обувь под длинными платьями этого периода, мы знаем, что женской обувью в Эпоху Возрождения были в основном мягкие тапочки. Они были сделаны из тонких тканей, парчи, шелка или вышитой кожи. И ни один из этих видов ткани не был водонепроницаемым. Люди нуждались в изобретении галош на деревянной подошве. Они были сделаны из осины, а покрыты были кожей. Обувь для богатых отличалась от моделей для бедных тем, что на ту же самую кожу просто наносились узорные рисунки из шелка. Шелк был модной деталью обуви Эпохи Возрождения, но обувь в этом веке носили только при необходимости.

Галоши на высокой платформе – изобретение, которое практиковалось в те годы в Венеции. Такая обувь была особенно популярна среди куртизанок Венеции, и эта мода быстро распространилась по всей остальной части Европы, особенно ее любили в Италии и Испании. Эти галоши носились как тапочки, но награждали владельца еще и более высоким ростом. Они были сделаны из дерева, окрашенного и позолоченного. Некоторые из них были инкрустированы перламутром и другими драгоценными камнями или покрыты кожей либо бархатом.

Эта обувь была очень высокой, до тридцати дюймов (более 60 см!), поэтому, когда женщина выходила на улицу, ей требовалась служанка, чтобы помочь той оставаться в вертикальном положении. Церковь ненавидела крайности моды, но этот вид обуви не запрещала. Дело в том, что высота этих импровизированных галош не давала возможности быстро двигаться. Особенно танцевать, уменьшая тем самым возможности для греха. К тому же, такая обувь дарила владельцу набор просто уникальных проблем.

Дополнительная высота обуви приводила к осложнениям после свадьбы, когда жених внезапно обнаруживал, что на самом деле он женился на очень низенькой невесте. Кстати, это породило и еще более невероятные законы: в Англии брачные узы могли быть аннулированы, если невеста фальсифицировала свой рост с помощью обуви. В Венеции деревянные галоши на платформе в конечном итоге провозгласили вне закона после того, как возросло количество выкидышей у женщин после падения с этой обуви.

Елизаветинской период 1560 - 1620 - история обуви

Обувь этого периода была сделана в основном из кожи, либо тонкой и мягкой, либо грубой, в зависимости от цены. Специальные заказы на бархат, атлас, шелк или парчу были призваны украшать обувь для богатых.

Корк (пробковое дерево) или обычные пробки были тогда популярным материалом для подошвы и каблука. Первую форму каблука составляла именно пробка - ее помещали между кожаной подошвой и верхом обуви, поднимая таким образом пятку. Эта мода скоро стала популярной. Новые каблуки были сделаны либо из пробки либо из дерева, но покрывались той же тканью, что и верх.

Передняя часть обуви поднимались, пока не придумали язычок. Его часто делали цветным, и это соответствовало цветам одежды знати.

Вышивка на язычке обуви была важным элементом в Англии после Реформации. Ремесленники, которые очень старались показать свои таланты, могли их проявлять в церковной вышивке на одежде и обуви ей под стать.

Всевозможные цвета использовали тогда для каблуков. Коричневый, цвет шафрана, черной, белый, красный, зеленый, синий, желтый, розовый - все это можно увидеть на сохранившихся картинах той эпохи.

Женскую обувь можно было редко увидеть в этот период, она была прикрыта длинными юбками. Обувь была относительно мягкой, с невысокой подошвой и каблуком не больше двух сантиметров в высоту. Подошва была сделана из пробки около половины дюйма (1,25 см) толщиной. Носки тапочек и туфлей были слегка закруглены.Женскую обувь делали с высокими языками, а на Елизавете I красовались туфли с языками из белого шелка, который был в тон ее белой одежде.

Королева Элизабет гордилась своими крошечными ногами, именно она тогда ввела моду на юбки чуть выше лодыжки, чтобы показать свои тонкие щиколотки и маленькие ножки, украшенные туфлями на высоком каблуке. Да-да, именно во время правления Елизаветы в Англии появились каблуки на туфлях. Обувь окончательно утратила округлость носка и стала более узкой. Новый стиль позволял плотнее охватывать стопы и держаться на ноге за счет введения кожаных ремешков на туфлях.

Галантный век, или мода эпохи Людовика XIV В 1660-1715 году мода на обувь изменилась под влиянием французского двора. Это был расцвет монархии. Мода на обувь прокатилась по Европе и докатилась до Нового Света. В ту пору были популярны пышные вычурные формы одежды и обуви. Если раньше мужчины носили только черные и коричневые туфли, то теперь стала популярна белая кожа, причем подошва и каблук были вызывающе красными. Кожа стала чередоваться с набиравшей популярность замшей.

Женскую обувь той торы стали делать из бархата, шелка, атласа. Широкое использование аппликации в виде кос стало очень популярным, создавая полосатый эффект.

Обувь, изготовленная в Америке, в основном была из кожи, но допускалось и использование шелка для женской обуви.

Каблуки были тогда обычным явлением для мужчин. До 1700 года считалось, что каблуки стройнят мужчину и придают ему мужественность.

Эпоха революции 1775-1815 - история обуви

Наибольшие изменения в обувной моде в этот период пришли с новыми изобретениями. С 1790-х на рынке появляется лакированная кожа. Еор сначала такую обувь носили только женщины. Затем в 1780-х году лакированную коду стали носить и мужчины. Появились разные цвета кожаных лакированных туфель: красный, белый, желтый. Обувь приобрела шикарный внешний вид.

Второе важное нововведение относится к концу этого века. Туфли стали делать на правые и левые. До 1800 года такого не было и в помине. Правые и левые туфли постепенно вытеснили традиционные прямые туфли, хотя женщины сопротивлялись этим переменам дольше, чем мужчины.

1815-1870 - история обуви

На протяжении всего этого периода в обувной моде появилось много нововведений. Например, металлические отверстия для шнуровки. Они были запатентованы в 1823 году Томасом Роджерсом, хотя и медленно адаптировались к потребностям рынка. Очень долго люди не могли принять этого нововведения, и наконец в 1874 году ушки для шнурков стали делать машинным способом, увеличивая популярность металлических деталей.

В 1830-х годах начали использование каучук. Эти изобретения привели к новой обувной моде, которая не менялась на протяжении длительного периода.

Возможно, величайшим изобретением в мире моды были швейные машины, на которых стали прострачивать ткань с 1830-х по 1850-е годы. Заитем эти машины использовались для прошивки кожи на обуви, но чуть позже, в 1856 году, пионером этого производства стал Сингер (знаменитый Zinger). Все эти изобретения, в сочетании с новой идеей пошива готовой одежды, сделали обувь дешевле и доступнее, чем когда-либо раньше.

Первая мировая война и 40-е годы - история обуви

Первая мировая война оказала огромное влияние на весь мир. Война резко изменила образ жизни каждого. Женщины заменяли мужчин на заводах, отдавая им свои деньги в первые месяцы войны. Претерпела изменения и обувь. Самыми популярными были сапоги с высокими голенищами и тяжелые армейские ботинки. Эту традицию сегодня с удовольствием продолжают подростки – армейские бутсы считаются писком молодежной моды.

Сапоги в те времена шили лишь из натуральной кожи. И подгоняли по ноге их очень необычным способом: мокрая кожа натягивалась на ногу и так носилась два дня. Сапоги в итоге идеально ложились по ноге, хотя и сильно натирали поначалу. Зато их форма была сугубо индивидуальна и очень хорошо подходила каждому отдельно взятому владельцу. Только в 1937 году, просчитав, что кожа все-таки слишком дорога, изобрели и стали шить знаменитые кирзовые сапоги. Кирза – это не кожа, а хлопчатобумажная ткань, но не в один слой, а в несколько, обработанная специальными веществами в виде пленки. Эти вещества делали кирзу непромокаемой, хорошо защищающей ноги солдат от любых походных условий.

Использовался также валяный сапог, в простонародье – валенок. Они были предметом воинского обмундирования, особенно зимой. Существовали даже специальные тонкие и кривые валенки для верховой езды.

В гражданскую войну с 1919 года солдаты на Руси носили кожаные лапти. Они были полноправной частью обмундирования наравне с шинелью и головным убором. Эти кожаные лапти с набойками, каблуком и прочной кожаной подошвой были так удобны, что солдаты не перестали их носить даже после официального указа 1922 года, который официально предписывал бойцам лапти больше не надевать.

Пятидесятые годы - история обуви

У модников 50-х годов впервые появился стилет-каблук - высокий, стройный каблук со встроенным металлическим шипом - он был, пожалуй, самой узнаваемой инновацией обуви в 50-х годах.

Кожа, популярная во время войны, стала потихоньку заменяться новыми материалами синтетического происхождения. Еще в 1958 году женскую обувь стали изготовлять из кожзаменителя и тканей, а к концу 60-х годов подавляющее большинство обуви уже было сделано из другого материала, не кожаного.

60-е годы - история обуви

С изобретением мини-юбки появились модные сапоги-ботфорты. В шестидесятые годы свободные сапоги с передним швом уступили сапогам, которые очень плотно прилегали к ноге, так называемому сапогу-чулку. Их делали из кожи и текстиля.

Сапоги «гоу-гоу» были одной из самых запоминающихся модных тенденций 1960-х годов. Их делали разной высоты, в том числе до лодыжки, высокие до бедра. Что-что, а эти сапоги должны были стать обязательным атрибутом в гардеробе молодой женщины.

А затем верх в моде взяла обувь хиппи. Она характеризовала целое десятилетие. Сложно описать эту обувь в двух словах. Дети цветов, хиппи ходили босиком, носили простые сандалии и мокасины и покупали обувь в подпольных ретро-магазинах. Хиппи могли носить что угодно, лишь бы это не соответствовало модным тенденциям сегодняшнего дня.

Семидесятые - история обуви

Цвет и ткань выбор в этом десятилетии был очень ограничен. Пластмасса, изделия из кожи, ткани, дерева и бесчисленное множество других более причудливых материалов использовались для создания и украшения обуви. Очень немногая обувь в этот период была сшита из простой кожи. Очень популярной тенденцией стало объединение нескольких различных цветов и материалов.

С тех пор как в 1976 году в Москве на фабрике под названием «Парижская коммуна» установили немецкий станок «Десма», там стали выпускать модели на литьевой подошве. Это был последник крик моды. Который подражал западным образцам обуви типа «аляска» – сапоги «дутики». Правда, советские модели были намного более неуклюжими, они промокали и быстро рвались, зато были дешевыми и доступными – их тогда носила вся страна.

Такой ажиотаж на дутые сапоги на литьевой подошве был вызван достижениями космоса. Дутыми, как у космонавтов, были не только сапоги, но и куртки, и шапки, и даже перчатки. Они привлекали потребителя теплом и удобством. В то же время в моду вошли другие, совсем не похожие на «дутики» модели – сапоги с узкими носами и железными заклепками. Их называли буратинами. Эти сапоги было крайне трудно достать, они столи людям целой зарплаты, но очереди за ними были так длинны и эмоциональны, что рядом непременно находился отряд конной милиции.

Восьмидесятые - история обуви

Самая большая инновация в это время пришлась на долю спортивной обуви. Теннисные туфли семидесятых годов на Западе превратилась в сотни разных стилей и брендов, каждый со своей специальной конструкцией. В подошвы уже научились добавлять воздух – это было комфортно и эргономично. Именно тогда впервые стали использовать понятие ортопедической обуви, которая снижала усталость ног и позволяла людям двигаться быстрее и дольше.

В нашей стране вернулась мода на высокие сапоги, уже основательно подзабытые. Модницы щеголяли в ботфортах и мини-юбках, а на плечики дамы надевали пиджаки с широченными плечами. Такая мода была скопрована со знаменитого тогда сериала «Даллас», где девушки ходили точно в такой одежде. К ней непременно прилагалась масса украшений – чем массивнее и разноцветнее, тем лучше. В них красовались по поводу и без.

Девяностые годы - история обуви

В этом десятилетии новые технологии оказали огромное влияние на обувь. Появились такие материалы, как микрофибра, стрейч-ткань и различные синтетические материалы. Модели в основном повторяли ретро-стиль с небольшими изменениями.

Был улучшен производственный процесс, появилась компьютерная вышивка и другие новые методы украшения обуви. Это были уже более сложные возможности украшений обуви, которые использовались не для дворян и правителей, как раньше, а для массового рынка.

Экологичность стала очень важной темой в производстве обуви, и такие компании, как Timberland и Rockport, специально разрабатывали обувь для тех, кто хотел ходить только в натуральных материалах. Этот стиль до сих пор прослеживается на улицах и кампусах Северной Америки и Европы.

В нашей стране в девяностых у женщин появилась возможность выбирать из широкого диапазона стилей, чтобы удовлетворить любое свое настроение, пойти на бизнес-вечеринку или любое другое событие. Удобные ботинки на низком каблуке, высокие шпильки, и обувь со средней высотой каблуков выполнялась из разных видов кожи, замши и ткани.

К 1997 году производители от кутюр решили, что более женственным будет вернуться к модной модельной обуви. На подиумы вернулись сандалии, тонкие каблуки и каблуки средней высоты.

Обувь всегда была предметом многочисленных суеверий и мифов. Почти в каждой культуре с начала времен сложились суеверия, рассказывающие об обуви. Это продолжается и сегодня.

В Америке детскую обувь привязывают к задней части авто новобрачной пары. Даже на голливудской Аллее славы до сих пор продолжается этот обычай.

В Китае обувь ребенка должна быть украшена множеством жестоких и злых животных, например, тиграми. Животное должно защитить ребенка от злых духов.

В Америке также есть интересный обычай просверливать дырочку в подошве детской обуви, чтобы душа могла сбежать через нее от злых духов.

Вековой ритуал похорон в США предполагает хоронить пару обуви вместе с умершим. Хотя никто не знает происхождения этого обычая, возможно, он был придуман в надежде, что умершим будет удобно ходить в загробной жизни.

По китайскому обычаю жених в брачную ночь бросал красную обувь невесты на крышу в знак любви и гармонии.

Когда король умирает, весь народ Западной Африки под названием ашанти красит свои сандалии в черный цвет.

Японские воины - самураи - носили обувь из меха медведя, убежденные, что сила животного передастся владельцу.

В Европе обувь использовали как защиту для дома. Когда дом строился, обувь замуровывали в стену, чтобы отогнать злых духов. Много древних башмаков при сносе старых домов обнаруживают и сегодня.

Согласно исламской вере, верующие должны снимать обувь перед входом в мечеть.

История возникновения обуви уходит глубоко корнями в древние времена, когда наши предки довольно стремительно адаптировались к условиям сурового окружающего мира и придумали способ безболезненно продвигаться по местности, догадавшись сшить себе накладки на ноги из шкур. Есть предположения, что первая обувь была изобретена около 30 тысяч лет назад в западной части Евразии.

Первая обувь представляла собой нечто наподобие портянок из шкуры медведя, при этом утепленной изнутри сухой травой. Однако по истечении столь колоссального срока времени, исследователям и палеонтологам сложно определить точную историю возникновения первой обуви.

Более достоверными фактами являются сведения об обуви в Древнем Египте, где египтяне обувались в сандалии, состоящие из папируса, а также пальмовых листьев, привязывающихся к стопе ноги кожаными ремешками.

В Древней Греции, помимо обыкновенных сандалий люди обучились шитью полуботинок с задником, а также сапожек на шнуровке, имевшим огромный спрос среди женщин. Но настоящим прорывом в эволюции обувной моды, стал момент изобретения греками пары обуви, в которой ботинки шьются по разным лекалам.

У римлян того времени присутствовало две разновидности обуви - это туфли покрывающие всю ногу и спереди затягивающиеся шнурком, а также сандалии защищающие только подошву ноги и крепящиеся к стопе ремешками.

По истечении времени, Средневековая Европа отказалась от классических сандалий. Они предпочли грациозные туфли с длинными, поднятыми и даже загнутыми вверх носами. Наиболее интересным является то, что по длине обуви определялся социальный статус их владельца. К примеру, рядовые дворяне имели разрешение на покупку обуви на полтора сантиметра больше истинного размера ноги, в то время как князьям на целых три сантиметра.

В начале восемнадцатого века произошла ещё одна значимая революция в обувной моде. По той причине, что юбки стали гораздо короче и обувь перестало скрывать длинное платье, поэтому подошву изящных и легких туфелек стали делать всё выше и выше. Обувь обрабатывали шитьем и разнообразными украшениями, охотно выставляя напоказ.

Эпоха Просвещения внесла немалые коррективы в обувную моду. Таким образом, лидерство шелковых туфель заняли комфортные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви преображается став более практичной и жесткой, на ней появляется шнуровка или застежки.

Новаторство обувной моды двадцатого века, обуславливается тем, что форма обуви начинает иммитировать форму стопы и стелька становится ассиметричной. Дизайнеры и разработчики активно начинают экспериментировать с более дешевыми материалами, нежели кожа. В ход пускают войлок, парусину, резину и многие другие тканевые материалы.

В современном мире совершенствуется не только форма и оформление обуви, но в основе приоритетности стоит разновидности продаж в розницу. Возникают специализированные обувные магазины и бутики. Наибольшую популярность завоевывают брендовые названия обуви, коллекции выставляются на различных показах мод. Однако, как и в самом истоке появления обуви, наиболее ценной продукцией считается обувь выполненная ручным трудом из красивых видов кожи и ткани, а также с декоративной отделкой любой тематики.

В самые древние времена наши предки искали способ защитить ноги от холода и грязи. Утверждают, что египтяне первыми догадались пришить к сандалиям голенища. Теи появилась обувь, отдаленно напоминающая современные сапоги. Вначале они практически полностью соответствовали форме ноги. Но у каждого народа существовали свои приемы изготовления данной обуви. Поэтому не удивительно, что фасоны ее были весьма разнообразны. Сапоги тачали в соответствии с национальными традициями, климатом и назначением.

Сапоги считались традиционной обувью персов. По форме они близки к современным моделям, органично дополняя костюм наездника. В VI веке до н.э. в Европу из Персии завезли персиками — тонкокожие сапоги, перетянутые у щиколотки ремнями. Персы, известные своим пристрастием к ярким цветам, предпочитали сапоги желтого цвета с красной оторочкой. Даже представители малоимущих слоев носили такую обувь.

Евреям и грекам больше нравились высокие сапоги. У последних они назывались эмбады. Кроме того, жители Эллады для разнообразия могли надеть эндормисы (эндормиды) — резные сапоги, у которых кожаные голенища закрывали ногу сзади, а спереди они стягивались сложной шнуровкой.

Эндормисы предназначались для торжественных случаев. Их предпочитали военачальники. Полусапожки из тонкой кожи являлись обязательным дополнением к тоге. В этой обуви ходили и женщины.

Существовал еще один вид высоких сапог, голенища которых покрывали всю ногу. Они отличались элегантным кроем. Поэтому греки изображали в такой обуви своих богов. Для того, чтобы иметь о ней представление, достаточно посетить музей, например Эрмитаж.

Любопытно, что в греческих сапогах всех фасонов пальцы, на манер сандалий, оставались открытыми.

Когда древние римляне отправились покорять чужеземные страны, они обули свои ноги в калиги — полусапоги из прочной и грубой обуви. Верх у калиг обычно был плетеным. Известно, что Августа Гая, выросшего в военном лагере Юлия Цезаря, звали Калигулой — Сапожком.

Солдаты легкой пехоты (инфантерии) носили специальные калиги с облегченными подошвами. В них можно было делать многочасовые переходы. Такая обувь очень подходила лазутчикам, потому что она не производила шума.

Калиги кавалеристов, напротив, имели каблуки. В них вбивались гвозди, которые выполняли функцию шпор. Они могли быть серебряными или золотыми. По ним можно было определить чин.

У граждан Рима обувь имела большой спрос, поэтому римские сапожники пользовались особым почетом. Ремесло приносило хорошие доходы. В Милане сохранилось мраморное надгробие с надписью sutor caligariui (тот, кто шил сапоги).

В Византии происходит тот же процесс, что и в других странах: римские сандалии и башмаки были вытеснены высокими сапогами. Позже их сменили богато украшенные полусапожки. С помощью ремней голенища плотно облегали голень и ступню. Женщины также носили полусапожки. Выполненные из мягкой, тонкой кожи, они напоминали чулки. Византийские императоры носили пурпурные полусапожки, расшитые жемчугом, а позже сменили их на высокие красные сапоги.

Скифы, проводившие большую часть жизни в седле, нуждались в обуви, которая соответствовала их образу жизни. Неширокие штаны (анаксириды), чтобы они не мешали при езде, заправлялись в длинные войлочные чулки с пришитой к ним войлочной подошвой. На них надевались сапоги, голенища которых доходили до колен, оставляя открытым верх чулка, богато украшенного орнаментом. Сами сапоги также отличались красотой отделки, поскольку голенища изготавливались из разных квадратиков меха и кожи или меха и цветного войлока. Скифские женщины носили полусапожки с короткими голенищами.

Татарские воины украшали свои сапоги металлическими пластинками и бляхами. На их назначение недвусмысленно указывали острые шипы, прикрепленные на уровне колена.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI века) в Англии, стране с сырым климатом, были распространены сапоги с отворотами и длинными голенищами, заходившими за колено.

Жители континентальной Германии в тот же примерно период отдавали предпочтение сапогам, изготовленным из кожи натурального цвета с широким округлым носком. Плоский низкий каблук указывал на то, что эта обувь предназначалась исключительно для охоты и военных походов. В повседневной жизни немцы обходились башмаками, которые носили с чулками.

Французы, которые во псе времена слыли законодателями моды, внесли спою лепту и в сапожное дело. Они ввели новую форму голенищ, которые с тали широкими и очень твердыми и напоминали по форме воронку. Этот фасон особо подчеркивал стройность и крас»» ту ног. Носок у таких сапог оставался широким. Ведь они предназначались для охоты Правда, это не мешало модникам украшать от вороты сапог изящными кружевами. Ввси моду на такую отделку Людовик XVI (1751 1793), слывший большим щеголем.

Сапоги с широким раструбом голенищ дожили до эпохи Директории (существовала по Франции с ноября 1795 по ноябрь 1799 года).

Можно также вспомнить сапоги ковбойские или сапоги в стиле вестерн с узорчатыми аппликациями и инкрустацией. От американских индейцев пришел обычай украшать сапоги длинной бахромой.

Цвет сапог менялся в зависимости от вкусов: широко распространенный желтый сменил светло-коричневый цвет, затем он потемнел до темно-коричневого. Впоследствии желто-коричневую гамму вытеснила чернобелая. Чтобы обувь дольше служила, ее следовало защитить. Начали это делать достаточно рано, для чего шли на всевозможные ухищрения. Например, прикрепляли к сапогам деревянные подвязки-подошвы. Поверх сапог можно было увидеть нечто напоминающее современные галоши. Продлевало жизнь обуви смазывание ее яйцом, кроме того, оно придавало ей немыслимый цвет. Данный рецепт появился в начале XIX века, когда люди еще не знали гуталина и сапожных кремов.

Особо модной обувью сапоги становятся с конца XVIII века, с появлением фрака. Под фрак надевались длинные белые брюки, заостренные или закругленные на подъеме. С боков они снабжались удлинениями, которые настегивались под подошвой сапога.

Военные сапоги в России — предмет особого разговора. Пехотинцы носили низкие сапоги с прямым обрезом. У солдат других родов войск они могли быть достаточно высокими с большим количеством складочек. Сапоги времен Суворова (1730-1800) имели отвороты, закрывавшие колени.

Кавалерийские сапоги практически не имели каблука, поскольку на них приходилось надевать шпоры. Гусарские сапоги отличались от обычных кавалерийских своим щегольским видом: верх вырезался сердечком и был обшит золотым галуном.

Голенища казачьих сапог имели прямую форму, чтобы удобно было заправлять в них шаровары. К тому же казачьи седла не предусматривали ношение шпор.

Матросы носили высокие сапоги пехотного образца. В обычное время брюки надевались навыпуск, но в строю, во время парадов брюки заправлялись в сапоги.

Если солдатские сапоги шились по единому образцу из простых сортов кожи, то офицеры могли позволить себе обувь из шевро или хрома, выполненную на заказ. Фасон, выбирал заказчик, исходя из того, что чем уже будет голенище, тем лучше будет выглядеть нога. Скроенные по икре, правое и левое голенища оказывались разной формы.

Сапоги для парада, чтобы они сидели как влитые, зашивали прямо на ноге. Надевать и снимать узкие сапоги было сущим наказанием. Во время обувания, чтобы облегчить задачу, прибегали к помощи специальных крючков, защепляемых за ушко сапог. Внутрь насыпали тальк или канифоль, которые обеспечивали ступне скольжение внутри сапога.

Снять такие сапоги можно было, использовав приспособление в виде дощечки с вырезом для каблука или крючки. Выглядело это так: офицер упирался на твердый предмет, а денщик становился к нему спиной и тянул сапог.

Особое значение придавалось каблукам, поэтому их изготовление требовало большого искусства. Дело в том, что при ходьбе шпора должна была издавать звон чистого тона. Эффект достигался следующим образом: в основное колечко вставляли два маленьких серебряных. При каждом шаге металлическая шпора толщиной с проволоку падала на каблук, заставляя колечки производить нужный звук. Большим спросом пользовались изделия фирмы Савельева.

Со временем научились шить сапоги из составных частей. Вначале появилось отрезное голенище, что избавляло от складок на месте сочленения стопы и голени, которые во время ходьбы сильно натирали ногу.

Позже уже весь перед сапога кроился отдельно и соединялся с голенищем ниточным швом. Теперь сапог состоял из двух основных частей — переда обуви (головки) и голенища. Переход на машинный способ производства сапог обеспечил более широкое применение кроя: сапоги собирались из отдельных заготовок — носков, задников, голенищ и других деталей.

Усовершенствование модели сапог привело к тому, что они начали активно входить в женскую моду. Сапоги, которые носили паши бабушки и прабабушки, напоминали башмаки с плотно обтягивающим ногу голенищем из тонкой кожи либо ткани. Сапоги украшали бантиками и лентами из черного и золотистого шелка.

Датские сапоги застегивались сбоку на пуговицы. Высота голенища варьировалась. На рубеже XIX и XX веков появились полусапожки. Они просуществовали достаточно доли», Их можно увидеть на фотографиях начали тридцатых годов. Они застегивались либо ни пуговицы, либо имели шнуровку.

В годы революций и войн женщины части носили мужские сапоги. Сапоги с невысоки ми голенищами были распространены во второй половине сороковых годов.

Современный вариант обуви вошел в моду одновременно с возвращением к элементам народного, в частности русского костюма. И пятидесятые годы в моду вошли сарафаны, которые немыслимы были без сапог. На их производство шли самые разные материалы — кожа, замша, атлас, бархат, синтетические материалы. В отдельных случаях их расшивали камнями или жемчугом. В сапогах из ткани или легких кож с прорезным орнаментом женщины ходили и летом.

Сегодня практически ни одна коллекция высокой моды не обходится без сапог. Они шьются из мягкой или плотной кожи, украшаются разнообразными материалами и органически дополняют модель.

Современный человек не представляет себе жизни без обуви, являющейся необходимым предметом в гардеробе. Если изначально мужская обувь и женская просто спасала ноги от холодов или сильной жары, то в современном мире она стала неотъемлемой частью гардероба, на улице и дома, превратившись для некоторых в настоящий культ.

Стоит отметить, что изначально подобие обуви появилось в конце палеолитной эпохи. Глобальное похолодание повлекло за собой необходимость предкам людей укутываться в шкуры, спасаясь от холодов. Без внимания не остались и ноги, которые обматывались кусками кожи, с прокладыванием между ее прослойками высушенной травы, а чтобы обувь не спадала, ее привязывали с помощью лыка из коры деревьев.

Обувь социального значения

Позднее обувь начала свое триумфальное шествие во времена Древнего Египта. Именно здесь люди стали использовать сандалии, изготовленные из папирусных и пальмовых листов, имеющие кожаные крепления. Подобная обувь спасала от раскаленной поверхности, но использовалась исключительно для улицы. Впрочем, представители богатых сословий использовали свой вариант обуви, чем-то напоминающий закрытые тапочки.

Древние греки также носили сандалии, используя для их крепления шнуровку. При этом в Древней Греции были разработаны лекала, по которым изготавливали обувь для правой и левой ноги. Уже в то время мода начала брать свое, так как у женщин был свой вариант обуви – высокие сапоги – эндромиды, сшитые из кожи и имеющие переднюю шнуровку. Самые дорогостоящие сандалии были у гетер, которые всячески украшали их. Кстати, именно греки ввели моду на обувь с каблуком. Изначально высокий каблук применялся исключительно в практичных целях, чтобы зрители издалека могли видеть артистов на сцене.

Уже в Древнем Риме обувь, плотно вошедшая в обиход, стала предметом социального различия. Здесь каждое из сословий имело право носить свою обувь. Для плебеев использовались простые туфли с завязками и закрытыми носами. Обычное население носило сандалии, но у бедняков был один ремешок для крепления, а патриции могли позволить себе обувь с четырьмя ремешками. Древние греки носили черную обувь, а женщины носили белую. При этом в Древней Греции существовала еще и праздничный вариант обуви – красная, декорированная вышитыми узорами и драгоценностями. Свои модели были также у военных и артистов. Если первые использовали башмаки особой прочности, то творческие люди могли носить только тапочки с веревочными креплениями.

В древние времена особым спросом пользовалась обувь, изготовленная на территории древнего Израиля. Здесь в качестве материала использовали не только кожу, но и шерсть, дерево, делали обувь из тростника. Именно здесь было образовано первое производство различной обуви от сандалий до туфель, сапог на каблуке. Для того чтобы обувь не пропитывалась потом, мастера в каблуки помещали специальные емкости с различными ароматическими маслами.

Скифы предпочитали носить сапоги, изготовленные из меховых и кожаных кусочков. Такая обувь имела свой узор и украшалась различными предметами, от цветного войлока до бисера. При этом обязательной составляющей сапог служили войлочные чулки. А штаны забирались вовнутрь голенища сапог, чтобы все могли видеть красоту обуви.

Европейский обувной бум

Первой «ласточкой» моды на обувь в Средневековой Европе стали своеобразные туфли-пулены, которые имеющие очень длинные носы с бубенчиками. Носить их было весьма неудобно, но необходимо, потому что так приказал король Франции для всех представителей знати.

А вот модели ботинок с тупыми носами стали появляться только в 16 веке. Учитывая, что передняя часть такой обуви была значительно больше задней, ее необходимо было подвязывать в подъеме, чтобы не потерять при ходьбе. Увлечения охотой и поездками на лошадях ввели в моду специальные сапоги с завышенными голенищами – знаменитые ботфорты.

Стоит отметить, что в эти века именно мужчины могли похвастаться красотой свое обувки. Ведь женские туфельки, несмотря на свою изящность, скрывались под длиннополыми платьями и многочисленными юбками. Впрочем, уже в 17 веке ситуация изменилась, юбки стали короче, а интерес представительниц прекрасного пола к моделям обуви заметно вырос.

Позднее тканевые туфли сошли на нет, уступив обувной трон кожаным моделям, подтвердившим свою практичность. Ботинки стали шить для представителей обоих полов, используя шнуровку и застежки в качестве креплений. При этом все модели получили небольшой каблучок.

Еще одной обувной новинкой в Европе в Средние века стали модели из дерева. Они имели толстую подошву и крепления в виде специального металлического обруча. Такую обувь использовали представители знати, избегая излишней уличной грязи. А крестьяне надевали на ноги галоши, с кожаным верхом и деревянной подошвой, в которых было весьма комфортно бродить по горным тропам.

Армейская обувь

Во все времена для военных людей применялась особая обувь. Если в древности это были сандалии, имевшие крепления из ремней и подошву, прибитую гвоздями, в которой можно прошагать не одну тысячу километров, то позднее для армий стали использоваться сапоги, преимущественно из красной кожи, чтобы не были видны раны.

Европейская мода затронула и армейский наряд. Так сапоги стали исключительно черного цвета и шились из особо прочного материала, обладающего удобством при носке. При этом сапоги имели высокие голенища. Уже в 20 веке на смену сапогам пришли ботинки со шнуровкой и синтетической подошвой, которая позволяет носить их длительное время.

Русская простота

Что касается русских предков, то здесь популярностью пользовались долгое время лапти, изготовленные из лыка различных пород деревьев. Зимой также использовались лапти, в которые подкладывали солому, а внизу подшивали конопляную веревку. Позднее на Руси стали появляться мягкие кожаные туфли и сапоги, но позволить их себе могли уже богатые сословия. Особой популярностью пользовались сафьяновые сапоги, сшитые из окрашенной кожи. Уже в середине 17 века в России появился первый завод по изготовлению таких сапог.

А вот истинно русская обувь – валенки стали новой тенденцией только в 19 веке. Для их изготовления применялась овечья шерсть. Стоили они дорого, поэтому в семье, как правило, было лишь по одной паре, которую носили все по очереди.

Обувная промышленность набирает обороты

Популярность различных моделей обуви росла из века в век. Мастера-одиночки уже не справлялись с количеством заказов, а государственные власти понимали, что обувь может приносить неплохой доход в казну. Поэтому в Европе уже в 18-19 веках стали появляться заводы по изготовлению обуви самых различных моделей. Массовое изготовление обуви на специализированных мануфактурах началось в 19 веке, тканевые модели исчезают, оставляя место изделиям из кожи.

Постепенно процесс становится автоматизированным, появляются специальные станки, что позволяет изготавливать до 500 пар каждому работнику за определенное время. Позднее этот объем вырастает до 3-5 тысяч пар.

Именно в начале 20-го века обувные мастера и заводы стали вновь задумываться о разнообразии. Это касалось женской обуви. Вновь стали делать модели из атласа, замши. На ботинках и сапогах стали появляться крючки и пуговицы для крепления, а затем и молнии. Первые обувные дизайнеры начали свою карьеру в 30-х годах прошлого века. Ими стали Феррагамо и Арпад, создававшие уникальные фасоны и оригинальные модели обуви.

Уже в 50-е годы 20-го века обувной мир получает каблук в виде шпильки и модели без каблуков, имеющих особую популярность для любителей энергичных танцев. А моду на обувь определяют лучшие французские и итальянские дизайнеры. Объем производства достигает нескольких тысяч моделей в месяц.

Современный обувной мир не стоит на месте. Дизайнеры и модельеры придумывают новые варианты колодок, используют необычные фасоны и предлагают уникальные модели на все случаи жизни. Обувь стала максимально доступной для людей самых разных социальных слоев. На рынке обуви представлены модели, как для эконом-класса, так и элитные изделия, имеющие дорогостоящее обрамление. Бутики, магазины активно соперничают с интернет салонами, а множество современных моделей обуви – это своеобразный взгляд на прошлое, на обувь, которую носили предки современного человека, получившую новую жизнь в современном мире.

Оцените новость



Рассказать друзьям