Когда начинать ставить ребенка. Когда ребенка можно ставить на ножки? Советы и рекомендации

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

Записала Юлия Зиберт

Многие родители деток возрастом от 6 месяцев наблюдают возрастающую потребность во внимании у своих чад. Поскольку ребенок этого возраста еще не может передвигаться самостоятельно, производителями детских товаров было придумано приспособление под названием Ходунки.

Раньше 6 месяцев сажать ребенка в ходунки НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!

Передвигающееся на колесиках приспособление для обучения ребенка до 1 года ходьбе и поддержания его в горизонтальном положении – это детские ходунки. Для опоры внутри имеется поддерживающее мягкое сидение.

Они позволили юному исследователю получить долгожданную мобильность, а взрослым разгрузить руки. Заболтивые родители начинают задавать вопросы опытным мамам, педиатрам и просто в интернете ищут информацию о том, когда можно начинать сажать ребёнка в ходунки? Как раз в этой статье рассмотрены основные моменты, на которых взрослым стоит акцентировать внимание.

Противопоказания к пользованию

  1. Наличие пониженного или повышенного ножек у детей. Устройство сконструировано таким образом, что малыш в основном передвигается на носочках. Рекомендуется тщательно регулировать ходунки и обувать малышу легкую обувь для лучшей постановки стопы.
  2. У ребенка опрелости или др повреждения кожи в местах соприкосновения с ходунками.
  3. Ребенок имеет признаки рахита.
  4. У ребенка нарушена функция опорно-двигательного аппарата.

Нужно помнить!

  • Ножки должны стоять ровно;
  • Одевайте ребенку на ножки сандалики;
  • Отрегулировать ходунки по росту ребенка.

Когда можно использовать

Современные педиатры остерегаются давать точные сроки, поскольку развитие каждого ребенка идет в собственном ритме. Поэтому решая для себя, во сколько месяцев начать использовать ходунки, стоит учитывать совокупность следующих факторов.

  1. Самое главное, это чтобы ребенку было минимум 6 месяцев! Оптимальный возраст когда можно попробовать малыша посадить в ходунки 7 — 8 месяцев ! Это обуславливается физической готовностью мышц, помогающих ребенку поддерживать тело в вертикальном положении. Ребенок должен уметь подниматься на ножки возле опоры или с помощью взрослых.
  2. Как только малыш сможет самостоятельно сидеть, не заваливаясь на бочек, вы сразу поймете, что мышцы его спины окрепли и ребенка можно сажать в ходунки. Во сколько месяцев это произойдет — зависит от каждого ребенка индивидуально (~ ).
  3. Психологическая готовность детей. Ребенок сам своей двигательной активностью и желанием ползать, идти с поддержкой подаст старшим сигнал о готовности к новым подвигам. Если же малыш еще не пополз (), то привыкнув к ходункам, он и вовсе может пропустить эту важнейшую ступень развития.


Поговорим о мальчиках

В виду физических особенностей мальчиков многие родители опасаются их длительного пребывания в ходунках. Они аргументируют это возможностью негативного влияния на формирование мочеполовой системы мальчиков вследствие неизбежного трения промежности, сдавливания половых органов и возникновения опрелостей. Обсуждая тему, когда можно мальчиков сажать в ходунки, ортопеды и педиатры советуют придерживаться общих рекомендаций, ограничив время пребывания малыша в ходунках не больше сорока минут за сутки.

Что же девочки?

Аналогичными вопросами задаются родители всех принцесс. Дело в том, что именно девочки более подвержены риску возникновения дисплазии тазобедренных суставов. Это заболевание опорно-двигательного аппарата усугубляется ходунками, если оно не было ранее диагностировано. Прежде чем решать, со скольки месяцев девочек начинать приобщать к ходункам, стоит уделить особое внимание её физической подготовке. Любая девочка в будущем станет мамой. Потому стоит бережно относится к здоровью её тазовых костей, суставов и позвоночника.

За всеми плюсами и минусами не стоит забывать, что ребенок в ходунках сможет взглянуть на мир с другого ракурса, натренировать способности к координации, быстрее становится самостоятельным и удовлетворяет жажду познания.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Мамам же ходунки обеспечивают передышку.

Как выбрать ходунки

  • Основание ходунков должно быть широкое и устойчивое (желательно треугольное).
  • Спинка должна быть жесткая и высокая (чтобы избежать неправильной посадки ребенка. Т.к. опорно-двигательный аппарат ребенка еще слабо сформирован).
  • Широкие, и глубокие сидения из непромокаемой ткани. Не слишком жесткое.
  • Большие, крутящиеся во все стороны колеса. Чем больше колес тем лучше. Выбирайте ходунки со стопором колес.
  • Регулируемая высота.
  • Съемная столешница с игрушками, подносом или музыкальной панелью.

Молодые родители, приобретая ходунки, рассчитывают на то, что ребенок научится раньше ходить, сможет сам передвигаться, познавать самостоятельно окружающий его мир, а у них будет немного времени отдохнуть. Оправдываются ли ожидания родителей, так ли уж практичны ходунки, какие последствия от их использования – рассмотрим более детально.


Положительное влияние ходунков на физиологию ребенка: «ЗА» ходунки

  • Малыш получает новые положительные ощущения и эмоции, что благоприятно сказывается на его психоэмоциональном развитии.
  • Он понимает, что может свободно передвигаться, появляется возможность самому исследовать окружающие предметы, самостоятельно добраться и дотянуться к яркой игрушке, потрогать новые предметы.
  • В вертикальном положении ребенок по-иному воспринимает окружающую его обстановку.
  • Увеличивается двигательная активность, которая разнообразит движения. В этот период физическая активность положительно влияет на развитие мышления и образование новых связей в коре головного мозга.
  • Малыша привлекают ходунки как интересная, увлекательная игрушка, к которой прикреплены передвижные кольца, шарики, звуковые кнопки, погремушки, что развивает и мелкую моторику пальцев и тактильные ощущения.

Конструкция ходунков обеспечивает неплохой уровень безопасности и устроена таким образом, что ребенок не может дотянуться до опасных мест (розетки, плита, посуда на столе). На какое-то время родители смогут «взять тайм-аут», передохнуть или сделать необходимые домашние дела.

Негативные аспекты использования ходунков: «ПРОТИВ» ходунков

  • Замедляется развитие двигательных навыков, устойчивости, отодвигается начало самостоятельной ходьбы, т.к. ребенок практически не прикладывает усилий для удержания себя на ногах в вертикальном положении. К тому же, он не ставит ножку на всю ступню, а толкается пальчиками или как бы ходит «на цыпочках», что формирует неправильное положение голеностопного сустава. В ходунках у малыша нет возможности приседать, подниматься, подтягиваться.
  • Не совсем правильное положение тела в ходунках отражается на развитии ножных мышц, положении тазобедренных суставов, приводит к преждевременной вертикальной нагрузке на позвоночник, его возможному искривлению и перенапряжению спинных мышц.
  • При использовании ходунков у малыша «выпадает» период ползания. Именно в это время укрепляются мышцы всего тела, улучшается координация и согласованность движений. Это естественная подготовка тела к ходьбе.
  • Ребенок неуверенно чувствует себя в пространстве, плохо держит равновесие, которое формируется в самой начальной стадии, когда он только еще учится стоять.
  • Отмечается негативное влияние на мозжечок, отвечающий за вестибулярный аппарат, ориентацию в пространстве и координацию движений.
  • У малыша не в полной мере развивается чувство опасности и самосохранения, он не умеет «правильно» падать, как это присуще детям, что иногда приводит к серьезным травмам. Учась этому в более позднем младенческом возрасте, ребенку все равно придется пройти этап «правильного падения» и осознания опасности от предметов (дверь, межкомнатный порожек, угол мебели и пр.).
  • Если положительным моментом можно считать, что ребенок в ходунках не может дотянуться до опасных предметов благодаря их конструкции, то этот же момент является и отрицательным, т.к. в возрасте до года именно через тактильные ощущения (потрогать, взять, ощутить на ощупь) проходит познание свойств предметов и вещей (горячее, холодное, скользкое, тяжелое).
  • Ходунки – травмоопасны. Ребенок может передвигаться в них довольно быстро и, несмотря на ограничители, сильно удариться непосредственно о ходунки. Иногда они переворачиваются, натыкаясь на препятствия (дверной порожек, загнувшийся угол ковра) и тогда малыш, вываливаясь из них, может получить травму.

Видео: ходунки ЗА и ПРОТИВ

Влияние ходунков на развитие малыша


Казалось бы, ходунки содействуют физическому и психоэмоциональному развитию ребенка и в то же время множество исследований доказывает обратное.

В младенческом возрасте физическое развитие напрямую связано с формированием психики человека. Педиатры и психологи утверждают, что период ползания – важный этап в развитии и формировании психики не только детей грудного возраста, но и в дальнейшей их жизни. Поэтому, желательно не ограничивать ребенку период ползания, при котором организм получает всестороннее естественное развитие.

Ходунки же, якобы предоставляя ребенку относительную свободу передвижения, изучения окружающего мира и свойства предметов, тем не менее, задерживают психоэмоциональное развитие. Такие дети на 2-3 недели позже становятся на ноги и начинают ходить. С одной стороны, у них недостаточно развивается чувство опасности и страха, с другой стороны, они испытывают неуверенность в себе при самостоятельной ходьбе и ищут поддержки родителей. Появляется пугливость, склонность к беспричинной панике.

Педиатры считают, что более целесообразным для правильного физического развития ребенка будет манеж. Он надежно ограничит ребенка от травм, от «несанкционированных» передвижений, одновременно предоставляя ему возможность делать «правильные» движения и не ограничивает физической активности (сидеть, вставать, переступать, держась за бортики, ползать). Выбор остается за вами, родители.

Мнение эксперта: С какого возраста можно использовать ходунки

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Торопиться с этим процессом не стоит. Если ребенок здоров, он обязательно пойдет, не важно, будет это в 10 мес. или в 1,5 года. Нет ничего страшного, если он еще некоторое время будет ползать или сидеть.

Когда ставите ребенка на ножки, он должен опираться на стопу, а не на носки

Когда малыш опирается на ножки, на позвоночник оказывается огромная нагрузка. Если мышцы еще слабые, это может привести к искривлению или другим проблемам с опорно-двигательным аппаратом.

Готовность крохи к ходьбе можно определить по таким факторам:

  • Наследственность. Необходимо учесть, когда пошли родители. Дети обычно повторяют подвиги мамы и папы.
  • Физическое сложение. Худые дети быстрее становятся на ножки, нежели полные.
  • Зрелость нервной системы. От состояния ЦНС зависит умение держать равновесие в вертикальном положении. Дети с неврологическими нарушениями идут позже своих здоровых ровесников.
  • Фазы развития. Интеллектуальное развитие чередуется с физическим. Дети развиты умственно, могут вставать на ножки позже.
  • Мотивация. Когда ребенок понимает, что быстрее добраться до игрушки на двух ногах, нежели на четвереньках, он будет проявлять инициативу.

Правильным будет, если младенец сначала научится ползать, затем самостоятельно сидеть, а потом вставать. Насильно ставить его нельзя.

Во сколько месяцев опирать на ножки грудничка, у которого проблемы со здоровьем

Ребенок с гипертонусом мышц может пытаться встать в полгода, до того, как научиться сидеть. Допускать такого нельзя. Отвлекайте кроху любыми способами, чтобы он сел или лег. Длительное нахождение в вертикальном положении приведет к деформации стоп.

Можно ставить кроху на ножки, начиная с 10 мес. До этого времени обязательно поддерживайте его под подмышками, чтобы он едва касался стопами поверхности.

Поощряйте ползанье, оно укрепляет мышцы позвоночника.

Если у ребенка рахит, постарайтесь подольше ограничивать попытки крохи опираться на ноги. Ранее 10 мес. вставать точно нельзя, иначе искривятся конечности. Чаще гуляйте с ребенком на свежем воздухе, давайте кальциевые комплексы с витамином Д в составе и делайте массаж.

Во сколько встать на ножки,должен решать ребенок, а не родители. Если вы не хотите навредить своему крохе, насильно обучать и тренировать его не стоит, пока он не будет сам к этому готов.

Первый шаг – этого ожидает от своего ребенка каждый родитель. Родители контролируют его физиологическое и психологическое развитие совместно с педиатром и другими специалистами. Когда ребенок уже научился отлично ползать, уверенно сидит, то у родителей возникает вопрос, когда ребенка можно ставить на ножки. Мнений, как родителей, так и специалистов по этому вопросу много и точно ответить на этот вопрос очень сложно.

Как определить готов ли малыш встать на ножки?

Один из факторов, который влияет на то, как будет расти и развиваться ребенок, это наследственность. Очень часто характер малыша сравнивают с характером кого–то из родственников, и находят немало сходств. Если родители активные, то и ребенок будет расти подвижным, ну а если родители медлительны, и ведут спокойный, размеренный образ жизни, то и ребенок, скорее всего, будет таким же. Что касается физиологических особенностей развития, то здесь стоит отметить, то, что деткам невысокого роста, худощавого телосложения, будет проще встать на ноги. А деткам крупным, полным ребятишкам, это сделать будет немного сложнее. Но родителям таких детей не стоит отчаиваться. При необходимости, по назначению врачей можно делать массаж, или гимнастические упражнения.

Для того чтобы ребенок научился стоять даже с поддержкой, перед этим он должен научиться ползать, затем уверенно сидеть, и только после этого ребенок будет пытаться вставать. Во сколько месяцев это произойдет, сказать точно никто не сможет. Но если у ребенка были заболевания связанные с неврологией, то на ножки он сможет встать немного позже, чем его сверстники, у которых не было проблем со здоровьем. Но для волнения нет причин. Ребенок встанет, когда к этому будут готовы все системы организма, отвечающие за этот процесс. Если ребенок не пытается встать на ножки, не стоит его торопить. Это в любом случае произойдет просто позже.




Никто из специалистов, наблюдающих за ребенком с самого рождения, не скажет определенно со скольки месяцев малыша можно ставить на ноги. У некоторых родителей может возникнуть вопрос о том, можно ли месячного ребенка пытаться ставить на ноги. Ответ на этот вопрос достаточно прост, каждый ребенок станет самостоятельно делать попытки встать на ножки, когда позвоночник будет готов принимать нагрузки, поэтому не стоит торопить в этом ребенка. Врачи – ортопеды обращают внимание взрослых на тот факт, что если рано ставить ребенка на ноги, то это может нанести вред его здоровью. В возрасте десяти месяцев уже можно ставить ребенка на ноги. К этому времени позвоночник, и суставы ребенка, отвечающие за движение ног уже готовы выдерживать нагрузку. Если у ребенка есть такое заболевание, как рахит, то его попытки встать на ноги необходимо ограничить, т. к. из-за этого впоследствии может возникнуть искривление ног. А если у малыша наблюдается мышечный гипертонус, то малыш может пытаться присаживаться до того, как начнет сидеть. Из-за перенапряжения мышц стопы ребенка могут быть подвержены деформации, в связи с этим ребенку нельзя долго стоять. Когда малыш становится на ножки, главное, не давать ему становится на цыпочки, поддерживая его под подмышки.

И самое важное, что нужно делать взрослым в этом периоде развития, всячески помогать ему.



Упражнения, укрепляющие ножки ребенка

Чтобы ребенку было легче встать на ножки можно делать с ним несложные упражнение, например следующие:

Скользящая ножка. Благодаря этому упражнению мышцы ног и суставы укрепятся и будут правильно развиваться. Все движения взрослого должны быть аккуратны, чтобы ребенок не травмировался. Ребенка кладем на спину, затем берем в ножку малыша за голень так, чтобы большой палец оказался на стороне голени, которая смотрит вовнутрь. Левую ножку нужно выпрямить и немного потрясти ею, то же самое движение проделываем с правой ножкой. При этом пяточка должна скользить по поверхности

Упражнение «Шаг» Ребенка берем за подмышки, и, повернув к себе лицом, поднимаем над столом. Ножки должны лишь слегка касаться поверхности. В момент, когда кроха почувствует поверхность, он начнет передвигать ножками.

Сгибание ступней и разгибание. Берем пяточку ребенка и легонько надавливаем на место основания пальцев. Произойдет рефлекторное сгибание ступни. Ступня распрямится, если потереть внешнюю сторону ступню, что и нужно сделать. Чтобы наглядно посмотреть, как делать эти упражнения можно найти их на видео.




Роль родителей

Что необходимо делать:

  1. Нужно поощрять то, что ребенок ползает пусть и не очень хорошо, так он начинает укреплять позвоночник и мышцы.
  2. Проводить гимнастику использую игровую форму
  3. Периодически давать витамины D 3 с целью профилактики его дефицита
  4. Как можно больше времени проводить на улице
  5. Помогать делать малышу каждый новый шаг в развитии
  6. Проявлять заботу и любовь, уделяя свое внимание




Ходунки: польза и вред

Врач — педиатр Е. Комаровский говорит о том, что ходунки больше всего нужны родителям. Если ребенка поставить в ходунки, есть возможность заняться делами по дому, т. к. малыш не сможет добраться в те места, куда бы он мог попасть без ходунков. Но малыша в возрасте 2 – 3 месяцев, ни в коем случае нельзя ставить в ходунки, из-за того, что мышцы позвоночника очень слабые и не выдержат такой нагрузки. Допустимая норма нахождения малыша в ходунках – 30 минут в день. Если на какое-то время нужно ограничить ребенка в пространстве, лучше для этого использовать манеж.


Видео по теме статьи.

Попытки родителей ускорить естественный процесс развития крохи нередко приводят к печальным последствиям для здоровья. В первую очередь это касается ранней стимуляции ходьбы. Разберемся, когда можно ставить ребенка на ножки без вреда для него.

Первые несколько недель жизни новорожденный проводит в горизонтальном положении, мышцы слабы, а движения не скоординированы. Примерно к 2–3 месяцам младенец умеет длительное время удерживать голову, лежа на животе. С данного момента начинается процесс «вертикализации», то есть постепенного обретения способности стоять и ходить. Он включает в себя несколько этапов:

  1. Умение поднимать верхнюю часть тела, опираясь на вытянутые руки и пытаясь дотянуться до заинтересовавшего предмета (4–5 месяцев).
  2. Способность ползать по-пластунски и сидеть (6-7 месяцев).
  3. Активное ползание на четвереньках (7–9 месяцев).
  4. Успешные попытки подняться на ноги и передвигаться вдоль опоры с поддержкой (9–11 месяцев).
  5. Первые уверенные шаги (11–15 месяцев).

Каждый этап имеет огромное значение во взрослении крохи, пытаться их каким-либо образом ускорить нельзя. Формирование мышечного корсета и созревание костной ткани занимает определенное время. Специалисты категорически не рекомендуют ставить на ножки малышей нормального телосложения раньше 9 месяцев, а пухлых деток – раньше 10 месяцев.

В более раннем возрасте неокрепшие мышцы спины и слабые тазобедренные суставы не справятся с нагрузкой, в результате возникает риск возникновения следующих проблем:

  • искривление нижних конечностей;
  • патологии тазобедренных и коленных суставов;
  • деформация стопы (плоско-вальгусная стопа, плоскостопие);
  • грубые нарушения осанки и заболевания внутренних органов.

Но и своевременный переход в вертикальное положение несет риск навредить здоровью малыша. Чтобы этого не произошло, не следует ставить ребенка на ножки надолго и без дополнительной поддержки, увлекаться ходунками и прочими удерживающими приспособлениями. Родителям лучше придерживать его за подмышки, ставить ребенка рядом с надежной опорой (диваном, кроваткой). Желательно оставлять малыша босиком — он быстрее научится держать равновесие и управлять своим телом.

Иногда ребенок самостоятельно пытается встать на ножки раньше положенного срока. В большинстве случаев так происходит по причине гипертонуса мышц нижних конечностей. Патология требует обязательного лечения, обычно педиатры назначают пациентам специальный массаж. Если кроха здоров, накладывать абсолютный запрет на попытки подняться не стоит, но родителям желательно подольше поощрять ползание на четвереньках.

Готовность ребенка к ходьбе

Темпы развития детей существенно различаются. На готовность малыша принять вертикальное положение влияют различные факторы:

  1. Наследственность. Один или оба родителя поздно начали ходить, имели избыточный вес в младенческом возрасте — не стоит ожидать, что их ребенок рано встанет на ножки и сделает первые шаги.
  2. Зрелость нервной системы. Движения крохи должны быть четкими и точными, требуется умение держать равновесие и группироваться.
  3. Общее состояние здоровья. Любые патологии внутренних органов, частые простуды и банальная аллергия ослабляют ребенка и значительно задерживают развитие.
  4. Чередование физического и умственного прогресса. Дети развиваются скачками, интеллектуальные достижения всегда сменяются физическими. Если кроха активно учится говорить, скорее всего, в данный период он не начнет стоять и ходить.
  5. Мотивация. Кроха должен сам захотеть встать на ножки, а если такого желания нет, родителям нужно заинтересовать малютку: предложить самостоятельно добраться до любимой игрушки, показать, как ходят другие дети. Заставлять подниматься и ставить ребенка на ножки против воли не стоит.

Помогаем малышу встать

Чтобы кроха не ленился, своевременно поднялся на ножки и сделал первые шаги без вреда здоровью, родителям следует немного помочь ему:

  • осуществлять ежедневную гимнастику с упором на нижние конечности, полезно интенсивно разминать стопы и катать по пяткам малыша специальный массажный мячик с шипами;
  • делать укрепляющий массаж в домашних условиях/у специалиста, предварительно проконсультировавшись с педиатром;
  • плавать в бассейне и делать упражнения в воде (сгибать и разгибать конечности, нырять и переворачиваться);
  • дольше поощрять ползание крохи на четвереньках;
  • стимулировать физическую активность вялых и флегматичных малышей;
  • проводить профилактику рахита в соответствии с рекомендацией врача.

Комаровский о подходящем возрасте для поставления на ног



Рассказать друзьям