Пальчиковые краски: когда начать и как рисовать с ребенком? Рисование для самых маленьких (пальчиковые краски, рецепты красок для детей).

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ищите снова, чем занять ребенка дома? Предлагаю вам игры с пальчиковыми красками, в которые очень часто играем с ребенком. Отлично подходит для малыша в 1.5-2 года.

Рисование пальчиковыми красками — интересное занятие для малыша и эффективный способ развивать мелкую моторику рук.

Я уже раз рассказывала о . Мы тогда рисовали на бумаге, сидя у мамы на руках . Позже еще много раз занимались этим видом творчества в ванной, пока не закончились краски.

На прошлой неделе я пополнила наши запасы творческих материалов и купила легко смываемую краску для рисования пальчиками Crayola.

В этот раз мы рисовали не в ванной, а на кухне. На пол положила одеяло, а сверху – обычную клеенку для стола. Ребенка одела в домашнюю одежду. Все отстиралось с первого раза, без особых усилий.

Теперь расскажу, что еще можно делать с красками, кроме рисования. Дети – изобретательные и сами придумают занятия, а родители могут предложить еще и другие варианты игр.

Игры с пальчиковыми красками

1. Рисование пальчиками

От пластмассовых коробок для игрушек, у меня были две крышки – их мы использовали, как холст для рисования. Я предложила ребенку и бумагу, но интереснее было рисовать без бумаги.

Рисование пальчиками

Он с огромным энтузиазмом возил пальцами и руками по краске. Периодически я в пластмассовые коробки доливала чуть-чуть воды, иногда добавляла жидкое детское мыло, чтобы получалось немного пены. Так было интереснее рисовать.

2. Рисование небольшим кусочком губки

Рисование небольшим кусочком губки

Обычную губку для мытья посуды я разрезала на 4 части и дала один кусочек ребенку для рисования. Потом показала ему, что можно макать губку в краску и возить по бумаге. Сильно большого интереса процесс не вызвал, но периодически малыш возвращался и к такому рисованию.

3. Рисование с помощью кисточки

Рисование с помощью кисточки

Тёме понравилась идея, что можно макать кисточку в краску и потом рисовать по бумаге, или клеенке. Этим видом занятия он тоже достаточно долго занимался.

4. Выбирать фасоль

Выбирать фасоль с краски

В пластмассовую коробку с краской я рассыпала фасоль. Ребенку понравилось выбирать пальчиками ее и перекладывать в другую емкость. Ему хотелось, чтобы рисованию ничего не мешало, поэтому он старательно выбирал фасоль.

5. Выдавливание краски из тюбиков

У меня остались старые тюбики от пальчиковой краски. Я туда налила немного воды и дала ребенку. Эта часть рисования заняла, наверное, больше всего времени. Он с большим интересом открывал сам тюбик и выдавливал на наш «холст» краску с водой. Потом снова закрывал и повторял процесс.

Выдавливание краски из тюбиков

Ребенок очень любит рисовать пальчиковыми красками . Он подолгу может возиться со своими рисунками.

За границы «рабочего места» он не выходил. Иногда, брызги от краски попадали на пол, но я быстро все вытирала. После занятия, я только помыла саму клеенку и ребенка.

Но, как послесловие, расскажу продолжение нашей истории с рисованием. Рисовали мы вечером перед купанием. После того, как все закончилось, я сразу повела ребенка в ванную. Он очень любит купаться! Чтобы скорее отмыть малыша, я использовала душ. Без привычки и от большого напора воды, ребенок сильно испугался.

Купания в удовольствие у нас не получилось, смогла только с криком его помыть. И несколько следующих дней сын просто боялся купаться. Снова вернулись к водным процедурам мы уже через несколько дней, после того как он немного забыл обо всем. Теперь я очень аккуратно отношусь ко всему новому, чтобы не напугать ребенка снова.

Оставьте, пожалуйста, свой отзыв, или комментарий. Мне очень интересно ваше мнение!

Все дети, особенно малыши, любят рисовать пальчиками. Кисточкой надо принаравливаться, а пальцем ткнул куда надо, быстро и точно. Детям ПРОЩЕ И ЛЕГЧЕ рисовать пальцами. В младших группах раннего возраста рекомендуют рисовать только пальцами, чтобы не пугать ребенка кистью. В этой статье я хочу показать вам ВСЕ ЭТАПЫ развития ПАЛЬЧИКОВОГО РИСОВАНИЯ для детей . Мы разберем методику рисования пальцами по всем возрастным периодам: от самых маленьких детей, малышей и грудничков, до старшей группы детского сада, а также до школьного возраста и до маститого художника. Вы увидите яркие и красивые работы в этой нестандартной технике работы с красками. Мы будем здесь много и подробно рисовать пальчиками. С яркими примерами рисунков, объяснениями техники и советами по удобной организации процесса рисования.

Рисование пальцами.

Подготовительный этап.

Маленькие дети любят рисовать. Они это делают – неважно чем, жидкой кашей, которой вы их кормите, какашками, которые удалось раздобыть в подгузнике, или слюнками на линолиуме. Ругать их не надо. Надо хвалить. Потому что ребенок жаждет развиваться.

Без рисования – нет развития. В школе тупят те дети , которым в дошкольный период не даваши карандашей, красок, пластилина и других изобразительных средств. А если и давали, то с фразой «На – порисуй» и отворачивались к своих взрослым хлопотам.

Конечно вам не хочется разводить краску… воду… потом убирать . Лучше отмахнуться. Но через несколько лет вам придется потеть вместе с ребенком над школьными учебниками и прописями. Выбирайте либо потом «2 часа каждый вечер с тетрадями » либо сейчас «20 минут» каждый день с рисованием.

Самый быстрый и простой способ организации пальчикового рисования – это мисочка с «песчаной смесью». Обычно это СОЛЬ – мелкая пищевая. В нее можно добавить красители (сухие пищевые) и мелкие блесточки (посыпки для маникюра). Покажите ребенку как рисовать полосочки… вместе с его рукой рисуйте кружочки. Потом солнышко, снежинки, смайлики и так далее. Вы можете купить в магазине подносик и раскрасить его в акриловые краски – РАДУЖНЫМИ ПОЛОСКАМИ. Так вы будете развивать и цвето-восприятие малыша – фото ниже. Радугу дне подноса (коробочки)не обязательно изображать красками – это могут быть полоски цветной клеющейся пленки из строймагазина.

Рисование пальцами.
для малышей от 1 года

1 этап (хаотичные отпечатки)

Рисование пальчиковыми красками можно начинать, как только ребенок начал сидеть на попе. Обычно это происходит на 8-ом месяце жизни. Ваш ребенок надежно сидит в кресле для кормления – положите на столик перед ним лист белой бумаги (чтобы лист не падал со стола, укрепите его на двухсторонний скотч). И рядом поставьте плоскую баночки с краской (подойдет капроновая крышка от банки) – ее тоже крепим на двухсторонний скотч, чтобы ребенок не сбросил ее со стола.

Покажите своими руками как интересно оставлять следы на бумаге. Потом возьмите его ручку, выделите пальчик и попробуйте порисовать рукой ребенка. Это очеть полезная для детей работа. Ведь здесь идет ВЫДЕЛЕНИЕ УКАЗАТЕЛЬНОГО ПАЛЬЦА – отделение его от остальных пальцев руки.

Конечно первое время ребенок будет работать всеми пальцами и ладошками. Но вы постоянно показывайте ему, что указательным пальцем рисовать удобнее, берите и рисуйте его пальчиком каждый раз – хоть 1-2 минуты. Рано или поздно ребенок осознает ЛИДИРУЮЩУЮ РОЛЬ указательного пальца – и это будет прорыв в развитии его художественных навыков.

Чтобы первое пальчиковое рисование ребенка имело ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ, вы можете заклеивать часть бумаги ШАБЛОНОМ (кусочком малярной ленты). Как на фото ниже.

Пальчиковой краской для детей может служить гуашь, в нее надо насыпать соли – чтобы у ребенка не было желания ее слизывать с пальцев.

Если вы не хотите давать краску с химзавода. Сделайте пальчиковую краску сами. Это может быть густая сметана, густой творожок или манная каша — куда вы добавите пищевые красители.

Придумайте сами интересные темы рисунков для детей – например, сделать снегопад над городом. Естественно вы сами рисуете город – а уже ребенок пальцем рисует точечный снег над ним.

Однажны вы заметите, что рисуя снегопад над деревом, ребенок начнет раскладывать снег его по веткам, и под деревом складывать сугромы. Или укладывать снег там, где вы скажете. Это значит, что ребенок УЖЕ МОЖЕТ целенаправленно ПОПАДАТЬ в заданные зоны рисунка, то есть он уже готов для следующего этпап пальчикового рисования.

Рисование ПАЛЬЧИКАМИ

2 этап — ЗОНАЛЬНОЕ заполнение.

Следующий этап развития пальчикового рисование – это ЗАПОЛНЕНИЕ отпечатками определенной ЗОНЫ, за которую нельзя заходить. Эту задачу качественно выполняют дети около 2 лет. Но не все. И не сразу. Требуется время, чтобы ребенок осознал, что такое «Оставаться внутри зоны, не заходить за линию»

Работы в этой нетрадиционной технике рисования для малышей могут иметь любую тематику. Вот например, – АНАНАС и ОВЕЧКА. Воспитатель на листе бумаги лишь задает конутры, границы за которые не надо выходить. Дла мылыша это уже – сложная задача 1) ткнуть пальцем внутрь заданной области, 2) заполнить всю зону, не оставляя пустых мест. Тут и логики и глазомер и координация рук и пальцев – сложная работа в системе «глаз-рука».

Вы можете сами придумать идеи для подобных работ для самых маленьких детей– желтого круглого цыпленка, рыбку на которую нужно натыкать чешуи, нарисовать красные ягодки рябины для снегиря, пушинки одуванчика, и так далее. Вот работы, которые легко организовать на занятиях по рисованию в детском саду, и на изо-деятельности в начальной школе.

На Новый Год вы тоже можете создать много интересных рисунков пальцами. Любой новогодний трафарет можно зонально заполнить пальчиковыми отпечатками.

Когда дети натренируются тыкать пальчиком в небольшие по размеру области, и научатся их заполнять навномерна пятнами краски, можно дать им задачу ПОМАСШТАБНЕЕ. Например нарисовать пальцами крупные объекты. На листе бумаги слабыми линиями карандаша очертить контуры медведя или собачки. На глазах у ребенка сначала самим сделать всю работу – натыкать не залазя за линии, потом сверху добавить глаза, тыкнуть нос… и аккуратно дорисовать рот ватной палочкой.

Потом на втором листе пусть ребенок сделает собачке друга – сам от начала и до конца. Вы можете подсказывать ему, какие пустые места он обошел своим вниманием. Такие мосштабные работы можно проводить в средней и старшей группе детского сада, а также эти рисунки пальчиками понравятся школьникам младших классов.

Рисование пальчиками

3 этап

ЛИНЕЙНОЕ ВЫСТРАИВАНИЕ.

На листе бумаги педагог рисует линию. Ребенок на эту линию должен нанизать цветные бусинки-кружочки. Чтобы получилась радужная гусеница. Или бусы для мамы. Или гирлянда с разноцветными лампочками. Много идей рисования пальчиками для детей вы найдете в окружающем мире. Посмотрите вокруг …

Для маленьких детей нанизыввание отпечатков на одну линии, или в определенное место – ТРУДНАЯ ЗАДАЧА. Ни в коем случае не ругайте его, за то что он «такой разява» мимо тыкает. Хвалите его за точное попадание и улыбайтесь шутите по доброму над неточным – говорите «Ух, молодец, почти попал!» даже если он совсем не в том месте. Помогите ему прицелиться – возможно ребенок даже не понимает что он него ждут прицельного расположения отпечатков пальцев на определенное место.

Ваша речь для него тоже не всегда понятна. Фраза «ставь пальчик на линию» ему может быть не понятна. Возьмите его ручку в свою руку и вместе с ним сначала пройдите весь рисунок. А завтра предложите ему сделать тоже самое –и вы увидите что он уже САМ сделает то, что вчера мог только с вашей помочью.

В педагогике есть такое понятие ЗБР – зона ближайшего развития. ТО, ЧТО ребенок может сегодня сделать С ПОДСКАЗКОЙ ВЗРОСЛОГО – завтра он сможет сделать ПОЧТИ САМ, а после завтра САМОСТОЯТЕЛЬНО. Создавайте ему такие ЗБР-ЗОНЫ… пусть он сначала с вашей помощью осваивает новые движение в рисовании.

Линии могут иметь УЗЛЫ – места расположения пятна. В герлянде это цоколи лампочек. В растениях это — изгибы веточек и стебельков.

Вы сами рисуете фон, или с помощью ребенка, «руководя» его рукой. И потом помогайте ребенку прицельно опускать пальчик в краске на нужное место рисунка. Потом он сам, вырвет свою ручку из вашей руки и будет пытаться попасть в нужное место самостоятельно.

В детском саду (в средней и старшей группе) такое задание можно разбить на 2 занятия – на первом нарисовать фон (солнце и небо), на втором занятии – тонкие веточки и отпечатки.

Умение ребенка положить ровные ряды пальчиковых узоров – важный этап развития пальчиковой изо-деятельности. Тут идет работа с несколькими цветами, каждый из которых должен найти свое линейное место. Идеи поделок самые разные «Украсим зонт девочке» , или «Разрисуем яйцо к Пасхе», или «Подарим маме вязанную полосатую шапку к зиме»


Важно!!! Не ругайте ребенка ЗА ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ – они на то и первые. Забудьте про свои амбиции и ожидания результата. Морковка не может вырасти за три дня – чего же вы требуете от ребенка.

Ребенок должен привыкнуть. Через месяц его неправильные ряды тыков выравняются, обретут четкость и линейность. Хвалите его кривые работы. И они станут лучше с каждым днем, неделей, месяцем.

Сначала ребенок укладывает ПРЯМЫЕ ЛИНИИ рядами отпечатков. Потом начинает осваивать технику укладки ВДОЛЬ ИЗОГНУТОЙ ЛИНИИ – сначала это детский рисунок-червячок, потом много-рядная радуга (лучше не за один раз, а поделить работу над радукой на несколько дней).

Чуть позже, можно дать ребенку и задание повышенной сложности – уложить отпечатки вдоль КРУТОГО ЗАВИТКА улитки (фото ниже).

Еще более сложная задача для детей – это укладыать отпеччатки пальцев РАДИАЛЬНО – то есть по кругу ОТ ЦЕНТРА. Так располагаются пятна на хвосте у индюка или павлина. Или вы можете украсить любой круглый предмет начиная от центра и двигаясь по кругу к краям окружности.

То есть на этом этапе идет уже целенаправленное КОНСТРУИРОВАНИЕ из отпечатков пальцев.

Рисование пальчиками

(отдельная забава)

Дорисовки к отпечаткам.

Отпечатки пальцев – можно использовать как БАЗУ для создания персонажа. Так три отпечатка рядышком напоминают ТЕЛО МУРАВЬЯ. И нам нужен только черный фломастер, чтобы завершить этот образ, добавив лапки и усики.

Рисование пальчиками для детей дает вызов вам как генератору идей. Муравьи пальцами… хорошо. А что еще можно сконструировать из отпечатков пальцев? Подумайте.

Если ребенок уже дошкольного возраста, то он уже умеет пользоваться фломастерами. Покажите ему как можно превратить отпечатки пальцев в зверков и насекомых.

Прикладывайте палец плоской подушечкой к листу бумаги – перекатывая его, чтобы получить отпечаток покрупнее. Потом подсушиваем краску, берем в руки фломастер и придумываем во что можно превратить этот овальный силуэт.

Рисование ПАЛЬЦАМИ

Продвинутый этап

ОТПЕЧАТОК – МАЗОК.

И самый творческий самый красивый этап в этой нетрадиционной технике рисования пальцами, который уже можно осваивать в более старших группах детского сада и дажа в начальной школе – это ХУДОЖЕСТВЕННОЕ рисование пальцами целых многоцветных картин.

Палец используется как КИСТЬ, потому что отпечатки уже напоминают МАЗОК КИСТИ.

Это уже техника крупного мазка – как на картинах многих художников. Рисование крупными мазками пальцами может создать красивые пейзажи. Рисование пальцами – это не примитив для малышей. Это возможность достичь высокого художественного понимания. Чувство цвета, чувство композиции, чувство перехода одних оттенков в другие.

Посмотрите на эти работы художников. Они и выглядят так, как будто их нарисовали пальцами. Возможно ваши занятия с детьми в этой интересной технике станут тем зерном, из которого в будущем сможет вырасти новый художник.

Продолжайте учить детей новым интересным линиям. Покажите им, что пальчиками можно делать не только отпечатки, но и размазанные линии. Вот иголки для ежика сделанные пальцами в технике отпечаток-мазок.

Пусть он нарисует пальцами ветки елки – по обе стороны от осевой линии СТВОЛА. Пальцами удобно рисовать ЗАБОРЧИК – простые прямые линии. Пальчиковое рисование хорошо создает МОРСКИЕ КАРТИНЫ – волнистые линии похожи волны всех оттенков синего и фиолетового. А на волны наклеить из бумаги дельфина.

Спиральные линии создают силуэт ЦВЕТУЩЕЙ РОЗЫ. Почему бы открытку для мамы на 8 марта не выполнить в этой красивой технике детского рисования пальчиками.

Дети – умеют видеть красоту. Но не все дети верят, что могут эту красоту ПЕРЕДАТЬ НА БУМАГУ. Постепенное продвижение в обучении рисованию пальчиками – дадут ребенку возможность НАЧАТЬ передавать красоту этого мира на холст. Даже самые большие картины, пейзажи можно нарисовать детскими пальцами. Надо только начать… сначала с первого этапа «хаотичного тыканья», потом освоить «зональное заполнение» .. и так по всем этапам из этой статьи. Просто двигаться вперед, обертая ВЕРУ в себя, как в художника.

Теперь вы знаете с чего начать, чем продолжить и к какому совершенству стремиться. Рисуйте пальцами, руками, ладошками. Рисуйте и будьте счастливы.

И продолжайте учиться вместе с сайтом «Семейная кучка». Для этого у нас есть статьи по идеям для рисования с детьми в детском саду и в школе.

Ольга Клишевская, специально для сайта
Хорошие сайты на вес золота, вы можете поддержать энтузиазм тех, кто работает для вас.

Мы начали рисовать примерно в 1 год. Сначала Антошка делал это пальчиковыми красками в ванной. Через пару месяцев муж сделал мольберт, и сын познакомился с кистью и гуашью.

В основном ребенок рисует все что хочет теми материалами, которыми захотел или которые я даю. Свободное рисование нужно практиковать как можно чаще. Но не ограничиваться только этим.

В этой статье я поделюсь идеями рисования с детьми 1 – 3 лет, расскажу о различных техниках рисования красками, карандашами и другими материалами, даже пеной для бритья.

Также вы сможете скачать раскраски для самых маленьких и шаблоны для рисования пальчиками .

Я не буду долго рассказывать о пользе рисования с детьми. Думаю, вы итак прекрасно знаете, что оно развивает воображение ребенка, творческое начало, улучшает координацию движений рук и мелкую моторику пальцев.

Как рисовать с ребенком 1-3 лет

В статье про аппликации я рассказывала о книге Е.А. Янушко . У этого автора также есть книга «Рисование с детьми раннего возраста» (Лабиринт , Озон ). Это прекрасное методическое пособие для родителей и педагогов, также к нему прилагается CD-диск с демонстрационными материалами.

В книге представлена методика проведения занятий рисованием с детьми 1 – 3 лет . Многие идеи я беру как раз из нее.

Прежде, чем вы начнете рисовать с вашим ребенком, вот несколько простых советов от меня:

  • Показывайте ребенку различные техники рисования (тычки, мазки, штампирование и т.д.) постепенно, начиная с самых простых.
  • Очень рекомендую купить или изготовить самим мольберт для рисования. Он актуален как только ребенок научится ходить.
  • Рисуйте как можно чаще.
  • Используйте самые разные материалы для рисования.
  • Старайтесь сразу научить ребенка держать правильно кисть и карандаш. Но если ребенок упорно отказывается это делать, не настаивайте.
  • Предоставляйте ребенку максимум свободы. Пусть ребенок рисует что хочет и как хочет. Никогда не требуйте, чтобы он рисовал как вы того хотите. Ниже я расскажу о различных техниках рисования с детьми, но если ребенок отказывается что-то делать, не настаивайте.

Не исправляйте ребенка! Пусть он рисует фиолетовое небо и красную траву. Ну и что, что коровы не летают, а на радуге нет заборов. Разум вашего ребенка еще свободен от штампов. Он – настоящий творец.

Чем больше разных материалов для изобразительного творчества вы используете, тем лучше.

Начинать надо с самых простых в освоении (например, пальчиковых красок), в итоге доходя до обычных карандашей.

Рисуем мы на :

  • обычной бумаге,
  • старых обоях,
  • мольберте,
  • магнитной доске,
  • гипсовых фигурках для раскрашивания,
  • дереве, фанере,
  • ткани,
  • плитке в ванной и в самой ванне.

Для рисования с детьми 1 – 3 лет можно использовать следующие материалы :

  • пальчиковые краски;
  • гуашь, акварель (а соответственно и кисточки разных размеров);
  • фломастеры (на водной основе и обычные);
  • мелки (восковые и обычные);
  • восковые карандаши;
  • сухую пастель;
  • карандаши (желательно выбирать мягкие);
  • гелевые и шариковые ручки;
  • поролон, губки;
  • ватные палочки и вату;
  • штампики;
  • манку;
  • пену для бритья.

Также вам понадобится стаканчик для воды (желательно непроливашка) и палитра для смешения красок.

Как я уже говорила, пальчиковыми красками мы начали рисовать где-то в 1 год. И делали это в ванной. Потом перешли и на бумагу.

Пальчиковые краски безопасны и не требуют использования воды. Можно заменить их гуашью.

Самое простое, что можно делать – это рисовать пальчиками точки:

  • зернышки для птиц, горошины;
  • яблочки, ягодки, шишки, шарики на елку;
  • косточки для арбуза;
  • капельки дождя, снег, следы зверей;
  • пятна жирафу, божьей коровке, леопарду.

Рисовать пальчиками точки можно используя готовые шаблоны.

СКАЧАТЬ ШАБЛОНЫ для рисования пальчиками одним файлом.

Ну и конечно же, пусть малыш размазывает краску по всему листу пальцами, ладошками.

Техники рисования красками и карандашами

Все техники рисования предполагают использование разных материалов в зависимости от возраста и возможностей ребенка. Совсем малышу мы даем краски, мелки, фломастеры, а ребенку постарше – карандаши и т.д.

Все техники перечисляю в порядке возрастания сложности .

Свободное рисование

Мой сын называет такое рисование «каляки-маляки».

Мы знакомим ребенка с материалами для рисования и даем ему возможность поэкспериментировать. При этом никаких заданий нарисовать что-то конкретное давать не надо.

Практикуйте свободное рисование как можно чаще в любом возрасте ребенка. Оно отлично развивает фантазию.

Закрашивание листа

Даем ребенку краски, мелки и т.д. и предлагаем нарисовать:

  • травку для коровки,
  • водичку для рыбки,
  • песок, снег.

Малышу нужно закрашивать лист, а не рисовать отдельные травинки и т.п. С таким заданием справится и однолетка.

Здесь также здорово использовать валики для рисования – простые или фигурные.

Закрашивание элемента

Рисуем основу (маленькие изображение животных и разных предметов) и просим ребенка спрятать их, закрасив:

  • спрячь мышку, зайку, рыбку, жучка;
  • спрячь луну и звезды, солнце, машинку.

С совсем маленькими детьми интересно делать это губкой, с детьми от 2 лет полезно закрашивать элементы карандашами.

Рисуем точки

Предварительно нарисуйте основу для рисунка — птичку, которую ребенок будет кормить, кустик, на котором будут расти ягоды и т.д.

Предложите ребенку нарисовать: зернышки, ягодки, снег, капли дождя, бублик с маком, веснушки, горошек на платье.

  • Прямые: лучики солнышку, стебли цветочкам, ботву морковке, забор, клетка, дорожку, рельсы, лапки жучкам, иголки кактусу, зубчики расческе.
  • Волнистые: волны кораблику, червячков, ноги осьминогу, дорожки для машины, волосы.
  • Ломаные: горки, заборчик, сосульки, дорогу с поворотами, колючки ежику.

Рисуем круги, овалы

Мячики, яблоки, конфеты, елочные игрушки, бусы, воздушные шарики, рябину, ягодки, пузыри, яйца, шишки.

Рисование спиралей

Предложите ребенку нарисовать: домик улитки, дым, полет пчелы, кудряшки, колечки овечке, нитки.

Дорисовываем

Антошка очень любит играть в такую игру: я говорю, что один мальчик рисовал разные фигуры, но не дорисовал, и предлагаю сыну дорисовать. Он с большим удовольствием это делает. Так мы дорисовываем:

  • геометрические фигуры;
  • я рисую дорогу (прерывистую линию) и Антошка ее ремонтирует,
  • любые простые и понятные по сюжету рисунки.

Рисование простых сюжетов

Это самый сложный этап в освоении рисунка. Здесь ребенок комбинирует разные техники рисования по заданию взрослого.

Поочередно предлагайте ребенку нарисовать различные элементы, которые в конечном итоге превратятся во что-то конкретное. Но предоставьте ребенку максимум свободы, которая возможна.

Цель такого рисования – показать ребенку, как поэтапно появляется готовое изображение.

Ребенок может держать губку руками или обычной прищепкой.

Простое рисование губкой:

  • волны, песок, снежный пейзаж, траву, дорожки – размазыванием;
  • снег, листья – тычками;
  • прячем жучков, рыбок и т.д. – закрашиванием.

Нарисуйте на губке нужную вам фигуру – треугольник, дерево или даже буквы. Вырежьте. Предложите ребенку обмакнуть губку в гуашь и сделать отпечаток на бумаге.

Ребенок кисточкой наносит пену для бритья на шаблон. Таким образом можно покрыть снегом елку, домик, сделать сугроб для мишки и т.п.

Пену можно наносить и на резиновые игрушки. Это отличное развлечение для малыша.

О рисовании манкой я рассказывала в статьях про , а также про . Есть два способа рисования манкой:

1 способ . Нужно насыпать немного манки на поверхность с бортиками: поднос, противень, крышку из-под большой коробки для обуви. А дальше ребенок пальчиком или кисточкой рисует простые изображения – волны, дорожки, круги и т.д., делает отпечатки пальчиков или разных предметов.

2 способ . Распечатайте раскраску для самых маленьких. Предложите малышу нанести клей на изображение и посыпать ее манкой. Это будет скорее раскрашивание манкой. Но можно просто дать ребенку кисточку с клеем и пусть он хаотично наносит его на лист, а потом насыпет манную крупу, встряхнет и посмотрит, какой узор получится.

Манку я крашу гуашью. Вместо манки можно использовать песок для детского творчества.

В сети я не раз сталкивалась с таким мнением, что детям до школы нельзя давать раскраски. Якобы они мешают творческому развитию ребенка. Одни родители просто опасаются давать раскраски ребенку, у других же настоящая фобия.

Я не вижу в раскрасках ничего плохого . А скорее только пользу, если использовать их умеренно. А основной приоритет отдавать свободному рисованию, о котором я говорила выше.

Малышам предлагайте простые раскраски, где используется 1 – 2 цвета. С 1,5 лет можно пробовать раскраски, предполагающие использование нескольких цветов. Но все равно элементы в них должны быть крупными. И раскрашивать их нужно, конечно же, красками.

А вот карандашами или фломастерами лучше раскрашивать маленькие изображения, ведь на большие у ребенка просто не хватит терпения.

В 1 – 2 года детям также интересны водные раскраски (Лабиринт , Озон , My-shop ).

В продаже есть готовые обычные раскраски (Лабиринт , Озон , My-shop ).

Также вы можете СКАЧАТЬ РАСКРАСКИ для малышей одним файлом.

Трафареты

Вырежьте в листе фигуры, которые можно было бы закрасить одним цветом. Можно закрашивать как саму фигуру, так и фон.

В продаже есть большой выбор недорогих трафаретов (Лабиринт , Озон , My-shop ).

Ребенку также может быть интересно обводить и закрашивать различные предметы, собственную руку.

Все дети с огромным удовольствием рисуют штампиками. Их можно изготовить самостоятельно. Например, из губок для мытья посуды, овощей. Можно использовать в качестве штампов подручные предметы, игрушки.

А можно купить готовые штампы или даже целые наборы для рисования (Лабиринт , Озон , My-shop ).

Я очень надеюсь, что статья оказалась для вас полезной. Рисуйте вместе с ребенком и тогда он тоже полюбит это занятие. А какой из способов рисования больше всего нравится вашему малышу?

Во все времена дети любили рисовать - мелком на асфальте, палочкой на земле, пальчиком по запотевшему стеклу. Причем начинается творческий путь задолго до того, как в руки ребенка попадут кисти и краски.

Например, с увлеченного размазывания случайно пролитой капли молока по поверхности стола. Это не просто баловство, а, как считают психологи, важный этап в становлении личности малыша. Кроха осознает: это делаю я! Я сам! Конечно же, «узоры» на столе сложно назвать изобразительным искусством, да и маму такие художества не всегда радуют, но, несомненно, это уже творчество. Главное - направить старания ребенка в нужное русло. Предложите ему попробовать себя в пальчиковой живописи.

Рисование пальчиками линий и точек - не что иное, как упражнения для развития мелкой моторики рук, а значит, улучшаются двигательные навыки малыша, координация движений. Развиваются также речевая активность, творческие способности, внимание к деталям, к их форме и цвету. Дети учатся выделять основные признаки объекта. Например, ежик - это иголки; петух - это яркий хвост, гребешок, бородка и клюв; кошка - треугольные ушки, усики и хвостик. А самое главное - у малыша появляется возможность творить, самовыражаться, что так важно для развития гармоничной личности. Итак, инструменты - пальцы и ладошки маленьких художников, «объект для размазывания» - специальные краски, а первый учитель - мама.

Рисовать готовы!

Когда начинать?

Единой рекомендации, когда начинать опыты с пальчиковыми красками, нет. Большинство детей в возрасте 10-11 месяцев уже готовы проследить взаимосвязь краски и следа на бумаге. Однако все малыши развиваются индивидуально, так что лучше ориентироваться не столько на возраст, сколько на умения и активность. Если ваш кроха свободно передвигается ползком или на ногах и вовсю увлечен исследовательской деятельностью, самое время приобщить его к творчеству и познакомить с пальчиковыми красками.

Надо иметь в виду, что мышцы рук в столь нежном возрасте еще слабенькие и рисовать кистью (карандашом, фломастером) довольно сложно: непокорные линии постоянно «убегают» не в ту сторону. Если дать ребенку кисть, то, скорее всего, после нескольких неудачных попыток «договориться» с линиями малыш бросит ее, а еще вероятнее - потянет в рот. Непослушный инструмент может даже довести кроху до слез. Гораздо более удобны для первой пробы в живописи пальчики малыша, которые к 1 году уже хорошо им изучены, а значит, и линии-следы от них получаются более предсказуемыми. Кроме того, сам процесс пальчикового рисования доставит ребенку удовольствие. Новые тактильные ощущения от соприкосновения с краской, шероховатой бумагой - это своеобразный рефлекторный массаж для крохи.

Делу - время

Творческие посиделки желательно начинать в первой половине дня, когда активность ребенка более высокая. Об окончании занятия малыш напомнит вам сам, ведь подолгу удерживать внимание годовалому крохе просто не под силу. Первые занятия, как правило, длятся недолго - буквально пару минут. В дальнейшем увлеченный ребенок, не отрываясь, может рисовать до 15-20 минут.

Любящий учитель

Чтобы приобщиться к пальчиковой живописи, не нужно идти с малышом на специальные занятия. До 3 лет семья - это основная развивающая среда для ребенка. Поэтому лучшим учителем рисования для крохи будет не приглашенный художник, а мама, даже если у нее нет специальных навыков. Самое главное, что у вас есть желание получить удовольствие от совместной деятельности, развить у малыша творческие способности и воображение, помочь ему ощутить свое тело.

Ярко - и безопасно : Специальные пальчиковые краски

Такие краски можно купить практически в любом магазине, где есть отдел товаров для детского творчества. Они уже готовы для применения, имеют нужную консистенцию и не требуют дополнительного разведения водой.

При выборе обратите внимание на сами баночки: они должны плотно закрываться, чтобы краска не загустела слишком быстро. Следует учесть, что краски могут быть как яркие, так и пастельные. Причем на глаз не сразу определишь интенсивность цвета. Иногда в баночке краска выглядит гораздо ярче, чем ее след на бумаге. Чтобы избежать разочарования, уточняйте у продавца свойства пальчиковых красок. Для первых опытов в изобразительном искусстве лучше выбрать яркие, но не «кислотные» цвета.

Большинство производителей выпускают краски на водной основе, это значительно облегчает удаление их остатков с одежды и рук маленьких художников. Кроме того, такие краски не токсичны (на случай, если в порыве вдохновения карапуз потянет палец в рот). Кстати, в большинстве своем пальчиковые краски безвкусные, а некоторые производители специально делают их горькими. Так что, если ваш ребенок случайно попробует их, вряд ли он захочет повторить этот неприятный опыт снова.

Для пальчикового рисования можно использовать обычную отечественную гуашь. Разведите ее водой до консистенции жидкой сметаны и добавьте пару капель жидкого мыла или средства для мытья посуды.

Полученная таким образом краска сохранит яркий цвет, она не вызывает аллергии при попадании на кожу маленького художника и легко смывается водой с рук. А вот с одеждой и мебелью следует быть осторожней: чтобы стереть пятна гуаши, придется потрудиться. Впрочем, благодаря современным стиральным машинкам и порошкам, отстирать можно даже въевшиеся пятна.

Перед покупкой проверьте, соответствует ли выбранная пальчиковая краска стандарту безопасности. Российские производители обязательно указывают номер санитарно-эпидемиологического заключения. На упаковке импортной краски обратите внимание на наличие знаков «СЕ» или «АР». Такая маркировка означает, что изделие соответствует требованиям европейских или американских стандартов и безопасно для здоровья его потребителей. Если же на коробке вы не нашли информации о безопасности, лучше воздержаться от покупки - здоровье малыша дороже!

Краски своими руками

Краски для пальчикового рисования вы можете приготовить и самостоятельно. Процесс этот не займет много времени, а краски будут гарантированно безвредными. Проще всего взять для этого манную крупу. В 0,5 литра кипящей воды тонкой струйкой всыпьте 3 ст. ложки манки. Варите 5-7 минут, интенсивно помешивая, чтобы не было комочков. После этого снимите приготовленную массу с огня и дайте ей настояться под крышкой 10 минут. При таких пропорциях «краска» получится не густой и не жидкой. В дальнейшем вы легко сможете выбрать подходящую именно вашему малышу консистенцию, изменяя пропорции воды и крупы.

Другой популярный рецепт самодельных пальчиковых красок - на основе муки: с помощью миксера смешайте 0,5 кг муки, 5 ст. ложек соли, 2 ст. ложки растительного масла и воду до получения консистенции густой сметаны.

Заготовку для пальчиковых красок разлейте по формочкам (для этого подойдут пустые стаканчики из-под йогурта). Подкрасьте ее пищевыми красителями, которые вы без труда найдете в пасхальных наборах. Вместо пищевых красителей можно использовать натуральные соки. Например, сок свеклы для красных оттенков, шпината или петрушки - для зеленых, апельсина - для желтых. Так как сока для окрашивания нужно совсем немного, то лучше не пользоваться соковыжималкой, а мелко нарезать продукт и отжать сок через марлю. Надо учесть, что подкрашенные натуральными соками краски уступают по яркости тем, что подкрашены пищевыми красителями.

Пальчиковые краски собственного производства легки в приготовлении и безопасны, но хранить их придется в холодильнике и не дольше 2-3 дней. Как любой натуральный продукт, они быстро портятся и приобретают неприятный запах; кроме того, залежавшиеся краски могут вызвать раздражение на коже малыша.

Мастерская юного художника

Выбираем место

Место для «художественной студии» следует выбирать с учетом возрастных особенностей малыша. Годовалому ребенку тяжело долго сидеть за столом: это ограничивает движения крохи, его спонтанность. Пока малыш выбирается из-за стола, чтобы посмотреть на рисунок со стороны, его внимание запросто может переключиться на лежащую рядом игрушку или книжку. И... урок рисования закончится, даже не начавшись.

Поэтому студию юного художника лучше организовать прямо на полу. Получив свободу действий, кроха с удовольствием может сконцентрироваться только на творчестве, наблюдая, как цветные полосы и отпечатки пальцев, ладоней, а иногда и ножек объединяются в причудливые узоры.

Бывает, что процесс рисования увлекает настолько, что от напольной живописи за считанные минуты ребенок переходит к «бодиарту». Особенно часто такое случается на первых этапах освоения красок. Поэтому в самом начале творческого пути лучше организовывать студию прямо в ванне. Во время купания предложите малышу самостоятельно украсить бортики и стены ванной. По окончании купания кроха с удовольствием поможет вам все отмыть. Это тоже увлекательное для него занятие. А вот на стенах квартиры рисовать совсем не обязательно. Конечно, с точки зрения малыша, обои в коридоре могут казаться скучными, слишком однотонными и очень привлекательными для художеств. Исправить это можно, устроив на стенах выставку детских работ с частой сменой экспозиции. Как правило, ребенок быстро принимает правило: на полу рисуем, на стены вешаем готовые работы!

Бумага

Для рисования лучше выбирать плотную бумагу, например ватман или оборотную сторону обоев. Для первых картин желательно купить акварельную бумагу большого формата – не обязательно белого цвета. Покажите ребенку, что краски неплохо смотрятся и на тонированной бумаге. Вы можете заранее подготовить фон полотна, раскрасив его гуашью или акварелью. На цветном фоне первые опыты с красками смотрятся гораздо выразительнее. Кстати, рисовать можно не только на плоскости. Если у вашего непоседы есть картонная коробка, в которой хранятся игрушки, почему бы не украсить ее авторской живописью?

Одежда и аксессуары

Конечно, большинство пальчиковых красок хорошо отстирываются с одежды и смываются с рук, но некоторые из них способны оставить след на любимой кофточке. Поэтому, прежде чем приступить к живописи, лучше надеть специальную одежду. Это может быть купленный в магазине клеенчатый фартук для детского творчества или старенькая футболка, которая выделяется специально для этих целей. Для пальчиковой живописи понадобятся еще блюдца (например, одноразовые пластиковые), в которых будет удобно возить ручкой или пальчиком по краске; губки, которые пригодятся для закрашивания больших поверхностей; детские влажные салфетки, чтобы художник мог быстро поменять цвет основных инструментов рисования; клеенчатая скатерть, которую лучше всего постелить под бумагу, чтобы уберечь пол от «промахнувшихся» мимо листа ладошек.

Составляем палитру

Знакомство с пальчиковыми красками лучше начинать с одного-двух цветов. Сначала ребенок удивляется самому факту, что краска оставляет след на бумаге и не стремится менять цвета. Первые рисунки - это, как правило, однотонные линии и точки. Со временем можете предложить крохе дополнить рисунок другой краской. Задача - дать малышу самому догадаться, что краски можно смешивать. По мере приобретения навыков и узор, и палитра становятся богаче. Как быстро это произойдет, зависит от индивидуальных особенностей крохи.

Порядок - прежде всего!

Краски, бумагу, губки, блюдца и вообще все, что может пригодиться для живописи, желательно хранить в специально отведенном для этого месте. Например, завести ящик для творчества. Это может быть отдельно стоящий контейнер или полка в шкафу. Привлекайте ребенка к подготовке занятия: пусть достает из «творческого» ящика все, что нужно для рисования. Таким образом, мы не только прививаем юному художнику любовь к порядку, но и помогаем настроиться перед рисованием на творческий лад.

Разминка перед стартом

Непосредственно перед самим занятием предложите малышу размять пальчики - главные «художественные инструменты». Подойдет и известная всем «Сорока-ворона», и любая другая пальчиковая гимнастика.

От простого к сложному

Первые шаги

Наконец пол надежно укрыт клеенкой, краска и бумага ждут своего часа, пальчики размялись. Как правило, к окончанию таинственных приготовлений малыш уже заинтригован: что-то сейчас будет? Но не спешите обмакивать детскую ладошку в блюдце с краской. Еще не совсем понимая, для чего это нужно, кроха может заупрямиться и наотрез отказаться «пачкать» руки. Лучше покажите ему пример, оставив на бумаге цветную линию своим пальцем или отпечаток своей ладони. Пригласите малыша «пошалить» вместе с вами. Не расстраивайтесь, если на первом занятии кроха удовлетворится ролью зрителя. Как и ко всему новому, к процессу творчества нужно адаптироваться. Мамино хорошее настроение тут лучший помощник. Старайтесь заниматься живописью, когда и вы, и начинающий художник в хорошем расположении духа. Дайте малышу время освоиться и понять, что линия на листе - дело рук его пальчиков. А после переходите к несложным игровым упражнениям, сопровождая действия звуками. «Топ-топ-топ» - и вслед за вашими пальчиками на листе останутся чьи-то следы. Подражая вам, малыш попробует повторить ваши действия. Ура, получилось!

Теперь можно разнообразить игру. «Протопать» следы мышки, сопровождая их попискиванием: «Вот мышка пробежала, пи-пи-пи!» Или показать, как вальяжно оставляет следы на листе косолапый мишка, приговаривая медленно и басовито: «Топ-топ-топ». Нарисуйте веточку и попросите «отпечатать» на ней красные ягодки (смородину, виноград, рябинку). Дети быстро включаются в игру и с удовольствием повторяют ваши действия, «оживляя» рисунки.

Поиграем?

Малышам особенно важен игровой момент. Поиграйте с рисунком: попросите кроху понарошку «угостить» вас или любимую игрушку нарисованными ягодками. В другой раз можно сделать заготовку: изобразить зеленый листок, на котором сидит божья коровка, и во время занятия предложить малышу дорисовать ей лапки и точечки на спине.

Вообще, дети очень любят игры-задания. Чтобы нарисованные воздушные шарики не улетели, попросите кроху «привязать» их. Вариантов много: дорисовать стебли и листики цветочкам, ушки или усики коту, колесико для машинки, хвостик мышке, лапки жучку, лепестки ромашке.

Другая игра называется «Бусы для мамы». Нарисуйте отпечатками большого пальца «бусинки» на листе в произвольном порядке и предложите малышу «надеть» их на ниточку, нарисовав пальчиком полоску от одного кружка к другому. Не забудьте сказать спасибо, когда малыш закончит «собирать» украшение. И не рисуйте слишком много бусин, так как малыш до 3 лет еще не слишком усидчив.

Вместе веселее

Рисовать можно и несколькими пальчиками одновременно. Например, окунем один пальчик в коричневую краску, другой - в желтую. А теперь сделаем одновременно отпечаток двух пальцев. Если много раз повторить, то прямо у нас на глазах появится каменистый пляж или камешки на дне аквариума. Если вы используете гуашь, предложите ребенку нанести краску на влажную бумагу и понаблюдайте, как расплываются и смешиваются цвета. Для детей постарше можно использовать контуры. Например, нарисовать на листе контур Курочки Рябы и закрасить курочку пестренькими пальчиками, стараясь не выходить за линии рисунка. Чтобы курочка была узнаваема, клюв, гребешок и бородку может нарисовать мама. В этой же технике можно рисовать узоры на вазочке или капли дождя вокруг зонтика. Кстати, не обязательно рисовать что-то значимое и узнаваемое. Изображение ярких цветных детских абстракций из линий и точек - тоже очень творческий процесс.

Не бойтесь смешивать техники. Например, наклейте в центр листа аппликацию кораблика, а малыш нарисует волны (сразу несколькими синими пальчиками). В другой раз в центр листа можно поместить яблоню, а кроха поможет вам дорисовать травку и «установить» лестницу, чтобы удобнее было собирать урожай. Вертикальные полосы лестницы может нарисовать мама, а перекладины-ступеньки - ребенок. Травка, солнышко, цветочки, яблочки, радуга - это далеко не все, на что способны пальчики вашего маленького художника.

Раз - ромашка, два - ёжик!

Еще интереснее рисовать ладошкой. Вместе с малышом приложите покрытые краской руки к бумаге. Обратите его внимание, что его и ваша ладони разных размеров. Можно сделать панно из разноцветных ладошек, можно - елочку, можно даже составить своеобразный «семейный» портрет: в центре тонированной бумаги поочередно отпечатать одну на другой ладони папы, мамы, малыша. Чтобы отпечатки были хорошо различимы, желательно использовать контрастные цвета, а фон бумаги не должен быть слишком темным.

На другом занятии из коричневого вертикального отпечатка ладошки у вас получится трудяга-ежик, если на большом пальце пририсовать носик, а на четырех пальцах-иголках приклеить яблоко или грибок. Если развернуть ладонь горизонтально большим пальцем вверх, то из отпечатка, дорисовав клюв и глаз, получим лебедя. Только пририсуем на рисунке волны - и пожелаем прекрасной птице счастливого плавания. Для этой работы лучше выбрать тонированную бумагу, а самого лебедя сделать белым. Волны можно рисовать одновременно четырьмя пальчиками.

Радуга на ладошке

Отпечатки можно ставить не только однотонными, но и разноцветными ладошками. Например, если произвольно нанести на ладонь желтую, красную и оранжевую краски, то получится живописная крона осеннего дерева. Ствол для такого дерева (или деревьев) лучше подготовить заранее. А опавшие листья можно «натопать» пальчиками. Из разноцветной ладошки замечательно получается Петушок - Золотой гребешок. Отпечаток большого пальца - его шея и голова (нужно только пририсовать клюв, гребешок и бородку), а остальные пальцы - роскошный сине-зелено-красно-желтый хвост.

Остается только включить воображение, и ладошка сможет нарисовать Золотую Рыбку (мамина ладонь -- тело и хвост рыбки, а ладошка малыша - плавник), осьминога (ладонь -- голова осьминога, пальчики -- ножки), забавную рожицу (ладонь - лицо, отпечатки пальцев - волосы) и многое другое.

Выставка работ

Без сомнения, начинающему художнику важно признание членов семьи. Поэтому, даже если вам очень хочется добавить пару штрихов к его картине, пожалуйста, воздержитесь от этого: ваши исправления могут задеть малыша.

Организуйте домашнюю мини-выставку детских работ: это вдохновит кроху на дальнейшие «подвиги» в искусстве. Например, закрепите рисунки магнитами на холодильнике или скотчем на стенах или дверях квартиры. Такая «выставка» всегда на виду, и легко менять экспозицию. Располагайте «картины» так, чтобы и ребенок мог их видеть.

Со временем можно отобрать лучшие рисунки, вместе с малышом поместить их в рамки и повесить на стены. Эти шедевры не только повысят самооценку вашего крохи, но и напомнят ему о чудесных моментах, проведенных вместе с вами за пальчиковой живописью.

Особенности рисования пальчиками для детей, основные техники для разного возраста. Идеи рисунков и шаблоны.

  • Малыши — великие исследователи и экспериментаторы. Все им интересно, все привлекает их внимание. Часто ребенку и уснуть трудно, потому что рядом происходит что-то очень интересное и пропустить это никак нельзя
  • Талант к рисованию есть у каждого ребенка и взрослого. Это как потребность выполнять работу руками — интересен как сам процесс, так и результат. Чувствуешь себя волшебником, которому подвластно воплотить в жизнь любую фантазию
  • Только у малышей желания творить и мечтать проявлены сильнее. Вот и давайте им поможем в их реализации через регулярные занятия рисованием пальчиками и ладошками с помощью красок

Кляксы рисуем пальчиками и ладошками

  • Такое название имеет книга Роберта Паутнера, которая вдохновляет родителей и малышей на домашние шедевры в рисовании красками
  • Педиатры и неонатологи скажут, что для крохи важно действовать ручками — брать, хватать, перебирать, ковырять, раскручивать, бросать, собирать
  • Так он стимулирует центр головного мозга, отвечающий за четкость движений
  • К слову, он очень близко расположен возле зоны, которая координирует речь. Потому развивая мелкую моторику малыша, вы стимулируете его речевой аппарат к произношению большего количества звуков и слов

Вместе с тем польза от рисования пальчиками и ладошками заключается в:

  • массаже внутренней поверхности ручек
  • стимуляции работы внутренних органов и систем
  • развитии воображения, пространственной ориентации, вкуса к изобразительному искусству, причинно-следственной связи
  • проговаривании того, что малыш рисует
  • придумывании историй
  • укреплении эмоционального контакта с родителями
  • усилении здоровой привязанности и доверии между малышом и взрослым

Кляксы бывают разные — начиная от капелек цветной краски на чистый лист бумаги и заканчивая лужами от пролитых баночек.

  • Кляксами можно назвать и небрежные отпечатки пальчиков, ладошек, кулачков малыша на ватмане или куске обоев
  • Они же и являются источником вдохновения для создания пейзажей, зоопарка, подводного мира, птичек или того, что окружает ребенка каждый день
  • Кляксы оставляют и свежие ягоды, раздавленные маленькой ручкой над листом бумаги. Они яркие, веселые и неповторимые. Дорисуйте фломастером, карандашом или кисточкой хвостики, мордочки, плоды, шерсть на туловище, пятнышки и расскажите малышу кто или что получилось

Рисуем ладошками

Веселая и простая техника для ребенка любого возраста. Ее исполнить можно несколькими способами:

  • предварительная раскраска ладошки кисточкой или пальчиком другой руки
  • окунание в тарелочку с разбавленной краской

Вариаций красочности будущего результата также много. Это могут быть:

  • однотонные отпечатки
  • разноцветные оттиски в полоску
  • каждый пальчик окрашен в свой цвет, а серединка в другой

Зафиксируйте ладошку на листе бумаги и слегка проведите ею вниз или имитируя волны, получатся птицы, кустики, ежики, водоросли.

Оттиски пальчиками вниз порадуют малыша семейкой осьминожков, лошадок, слоников или девочек, плавающих в воде в ярких платьях.

  • Пропечатайте ладошки в виде двух восьмерок вместе и дорисуйте туловище с усиками. Получится веселая бабочка
  • Отдельная тема в технике рисования ладошками — это деревья. Отпечаток одной ручки станет кроной, которую дополнительно украсьте зелеными, красными, синими оттисками пальчиков. Это будут листики и, например, яблоки, сливы
  • Рисунки ладошками вверх можно превратить в птиц, петушиный гребешок. Поставьте несколько оттисков ладошки, поворачивая ее на 180°, дорисуйте туловище и получится веселый павлин с раскрытым хвостом

Учим детей рисовать пальчиками красками

Рисование помогает малышу постигать окружающий мир, выражать свое восприятие, учиться размышлять и говорить. Потому арт терапия творит чудеса с малышами и взрослыми, особенно в случаях:

  • болезней психического характера
  • сбоев в нормальном развитии и функционировании организма
  • после перенесенных стрессов и испытаний
  • после кошмарных снов

Главное — задать тон к творчеству, заинтересовать ребенка, создать приятную атмосферу.

Для ребенка любого возраста важно участие взрослого в совместном творчестве, его слова поддержки. Так у малыша формируются:

  • уверенность в своих силах
  • чувство собственного достоинства
  • желание творить без подражания другим детям

Сохраняйте шедевры своего крохи, чтобы видеть его прогресс в рисовании и чтобы похвастаться перед родственниками при случае.

Рисуем пальчиками для самых маленьких

Кроха интересуется происходящим вокруг него с первых мгновений жизни вне мамы. И одна из главных ролей в этом отведена тактильным ощущениям, дотрагиваться ручками.

Специалисты в области исследований детского развития рекомендуют начинать рисование с малышом с момента, когда он самостоятельно умеет удерживать свое тело в положении сидя.

Родителям следует подготовить:

  • большой лист бумаги, ватман, или кусок обоев. Последний даже лучше, потому что имеет рефленую поверхность, приятную для тактильного контакта
  • специальные детские краски для рисования пальчиками или приготовленные заранее в домашних условиях
  • одежду малышу для творчества, которую не жалко пачкать. Если в доме тепло, то просто разденьте кроху. Не бойтесь, что он запачкается. Отмыть детские краски легко
  • музыкальный фон. Подойдут произведения из классики.
    Понаблюдайте за малышем, вы обнаружите, что одна мелодия вызывает в нем бурю восторга, а вторая — задумчивость и более спокойные рисунки
  • свое хорошее настроение и достаточное количество свободного времени, чтобы процесс совместного творчества не превратился в урок по расписанию

Сначала возьмите кроху на ручки и разместитесь с ним посередине листа. Поставьте 2-3 баночки с краской. Он посмотрит, попробует их на вкус, поставит несколько клякс.

  • Вы можете подтолкнуть его к рисованию, окунув свой палец в краску и поставив несколько точек/загогулин на листе. Так вы демонстрируете движения и показываете пример
  • Для юного художника важно увидеть, что после касания ручки с краской на белом листе остаются отпечатки, линии. Пока этого достаточно для его восприятия
  • Периодичность занятий для крохи до годика — два раза в неделю по 5-15 минут

Рисуем пальчиками 1 год

Кроха первого года жизни может заинтересоваться рисованием разными цветами одновременно. Ему больше нравится процесс отпечатывания пальчиков, ладошек, рисование линий и загогулин.

Предоставляйте ему больше возможностей для творчества:

  • разнообразьте палитру цветов
  • придумывайте образы детских рисунков и проговаривайте вслух
  • найдите такое место для рисования, где вы тоже сможете расслабиться и позволить малышу пролить краску или отпечатать ладошку без ущерба для интерьера
  • используйте большой кусок полиэтилена для застилания зоны маленького художника

Будьте готовы к тому, что малыш захочет облизать пальчик с краской. Потому выбирайте пальчиковые краски с безопасным составом или готовьте их самостоятельно. Для этого смешайте муку 0,5 кг, соль 2 ст л, подсолнечное масло 1 ст л и воду до консистенции жидкой сметаны.

  • Или сварите жидкую манную кашу. Дальше добавьте в основу натуральные красители — соки свеклы, моркови, петрушки, укропа, малины, черной смородины, облепихи. Конечно, вы должны быть уверены, что у малыша нет аллергии на них
  • Рисуйте для ребенка простые линии, точки, геометрические фигуры. Он пока рисует от плеча, потому его шедевры не содержат четкости и эстетической красоты
  • В первый годик кроху не стоит перегружать работой больше чем с 2-3 цветами одновременно. Лучше комбинировать занятия рисованием с играми по поиску игрушек или предметов быта конкретного цвета. Так малыш его запомнит и легко будет отличать от других

Рисуем пальчиками 2-3 года

После своего второго юбилея кроха знакомится с геометрическими фигурами и прорисовывает их.

Кроме того, он уже говорит и способен недолго заниматься рисованием. Малыш уже хорошо справляется с четкостью линий, задействует в процесс рисования не всю руку, а только кисть и пальчики.

Важно — задействуйте обе ручки ребенка, чтобы его развитие происходило гармонично.

Напоминайте ему, стимулируйте использовать вторую руку.

Придумывайте истории перед началом творческой работы с ребенком. Например:

  • рисуем снегопад, цыпленка, ягоды, яблоки — этим вы стимулируете кроху рисовать круглые формы
  • дождик, забор возле дома, рельсы и шпалы — малыш учиться проводить вертикальные и горизонтальные линии
  • найти конкретного зверя, закрасив его силуэт

Другими материалами для занятий пальчиковым творчеством станут:

  • манная, рисовая, гречневая крупы
  • зерна кофе
  • Насыпьте небольшое количество любого из них на крышку с коробки из под обуви
  • Увлекайте ребенка в игру, обязательно хвалите его после выполненной работы

Рисуем пальчиками 3-4 лет

  • Дети после третьего дня рождения интересуются более сложными сюжетными рисунками. Их ручки хорошо владеют техникой рисования геометрических фигур, линий
  • Дети с удовольствием придумывают истории рисунков, рассказывают их родителю или взрослому, с которым занимаются
  • Но ваша помощь им все равно еще нужна. Вы участвуете в творческом процессе как соавтор рисунка, активный слушатель, вдохновитель на создание новых деталей на листе

Подготовьтесь заранее к занятию рисованием с ребенком:

  • придумайте предисторию
  • возьмите карандаши, фломастеры, кисточки, мелки, парафиновую свечку, чтобы добавлять и разнообразить будущую картину
  • запаситесь салфетками, трафаретами, штампами
  • выберите любимого героя или куклу и проведите занятие от его/ее имени

Техники рисования, которые можно применить с ребенком до 4 лет:

  • закрашивание свободной области
  • оттиски ладошек, штампов, трафаретов, пальчиков, кулачков
  • кляксы, размазывание капелек краски пальчиками, раздувание их трубочками
  • размазня, или придавливание капель краски бумагой, прозрачной пленкой
  • нанесение краски поверх рисунка парафином

Даже если вместо составленного вами сценария занятие рисованием с ребенком закончилось пролитыми красками и пятнами на одежде, переведите все в игру. Так желание продолжить рисование у крохи сохранится и ваше настроение останется хорошим.

Рисуем мимозу пальчиками

Задание будет интересно крохе до 3 лет.

Приготовьте:

  • рисунок-заготовку
  • желтую краску
  • стакан с водой
  • тряпку или салфетки

Вы можете сами нарисовать вазу, прутики и листья мимозы или распечатать заготовку из Интернета.

  • Сначала расскажите и покажите малышу о то, что вы ожидаете увидеть в финале его работы. Придумайте историю о мимозе, когда она распускается, на какой праздник дарится маме
  • Предложите малышу пальчиками прорисовать цветы, в том числе те, что еще не распустились. Помогайте ему с игрой оттенков желтой краски для этой цели
  • В конце работы похвалите малыша за старания. Сохраните рисунок в альбоме или повесьте на стену в рамке

Рисуем пальчиками животных

Увлекательное занятие для малыша с годика — это рисование животных. Правда, чем меньше малыш, тем больше фантазии нужно проявить родителям.

Итак, несколько слов о техниках рисования животных:

  • оттиски пальчиков в произвольном порядке вертикально, горизонтально, под наклоном. А родитель дорисовывает лапки, хвостики, мордочки карандашами или фломастерами
  • заполнение готовой схемы животного отпечатками пальчиков или закрашиванием. Подойдут варианты, нарисованные вами, распечатанные на принтере, предложенные в специальных книгах для рисований с детьми
  • наклейки с последующей раскраской
  • готовые штампы в форме животных. Их можно сделать, например, из картона, линолеума

Ниже представлены несколько примеров рисунков:

Рисуем пальчиком игрушки

  • Игрушки окружают малыша с самых ранних дней. Потому и желание их нарисовать поселяется в головке ребенка. Это так весело — изобразить вертолетик, машинку или мишку с куклой, гуляющих в лесу или по зеленому лугу
  • Вы задайте тон и помогите крохе во время творческого полета
  • Дорисуйте мелкие детали и назовите игрушку, которая получилось. Сочините короткую историю о ней и ее приключениях. Так малыш полюбит заниматься с вами рисованием

Вот несколько примеров рисования пальчиками разных игрушек:

Рисунки красками для детей

Чтобы рисование красками приносило пользу и радость всем участникам процесса, воспользуйтесь несколькими наблюдениями:

  • уборка неизбежна после каждого занятия, но оно того стоит
  • научите малыша мыть кисточки после творческого процесса
  • разрешайте ему смешивать все цвета сразу и рисовать этой кашицей
  • с определенного возраста обеспечьте свободный доступ ребенка к краскам и остальным принадлежностям
  • помните, малышу важен процесс, а не результат
  • выделите область в доме/квартире, где будут постоянно выставляться работы юного художника и периодически их меняйте
  • никогда не выбрасывайте творения малыша на его глазах
  • придумывайте веселые и увлекательные истории до и во время рисования с ребенком
  • экспериментируйте с созданием красок на основе муки и пищевых красителей, которые есть в доме
  • помогайте малышу творить в разных техниках, например, с парафиновыми мелками, со штампами

шаблон машинки

Тренируем пальчики обводим рисуем пишем

  • Такое название у книги Алеси Жуковой, которую освоили и рекомендуют многие родители малышей дошкольного и раннего школьного возраста
  • Благодаря умеренному количеству заданий, ваш ребенок учиться рисовать геометрические фигуры, писать буквы и цифры, считать, оценивать себя сам по количеству ошибок
  • Ваша помощь все также актуальна. Задания разные и могут вызывать затруднения при первом знакомстве с ними

Ребенок освоит:

  • технику аккуратного прорисовывания
  • правильное и удобное удерживние ручки, карандаша, кисточки
  • алфавит и счет

Книгу вы можете приобрести либо найти ее в свободном доступе и распечатывать перед каждым занятием.

  • Помните, перегружать ребенка не стоит, если вы заметили у него на листке усталость, переключите внимание на другие занятия, пойдите на прогулку или дайте отдохнуть его ручкам и глазкам
  • Итак, мы рассмотрели важность и актуальность регулярных занятий рисованием пальчиками для малышей
  • Однако, уважаемые родители, акцентируйте внимание больше на радости и удовольствии от совместного творчества с ребенком, нежели на результатах и достижениях

Пусть ваши взаимопонимание и здоровая привязанность крепнут с каждым днем!

Видео: рисуем пальчиками красками с ребенком



Рассказать друзьям