Первичный патронаж новорожденного на дому. Первичный патронаж новорожденного

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Поликлиническая педиатрия: конспект лекций Конспекты, шпаргалки, учебники «ЭКСМО»

1. Первый патронаж к новорожденному

Проводятся сбор анамнеза для выявления и уточнения факторов риска, объективное обследование ребенка, инструктаж матери и оформление документа (ф. № 112).

Анамнез включает сбор социальных, биологических и генеалогических сведений. Параметрами социального анамнеза являются: полнота семьи и психологический климат в ней, жилищно-быто-вые условия, материальная обеспеченность, уровень санитарно-гигиенических условий для ухода за ребенком и квартирой, образ жизни. Биологический анамнез охватывает особенности антенатального периода, состояние здоровья матери и ребенка, генеалогический анамнез – состояние здоровья родителей и родственников (не менее 3 поколений). Мать передает врачу обменную карту, полученную при выписке из родильного дома. В ней содержатся сведения о беременности и родах, состоянии ребенка при рождении (оценка по шкале Апгар), основные параметры физического развития (масса тела, длина тела, окружность головы и грудной клетки), группа здоровья и группа риска.

Объективное обследование

Объективное обследование проводится по системам. Врожденные пороки развития, симптомы внутриутробной инфекции и гнойно-септических заболеваний, родовой травмы не должны остаться незамеченными.

Кожа новорожденного должна быть розовой, чистой и бархатистой. Изменение цвета кожных покровов (цианоз, иктерич-ность, землисто-серый оттенок и бледность) требуют специального обследования. Потница и опрелости указывают на дефекты ухода. Имеют значение тургор и эластичность кожи. При гнойничках на коже, гнойном отделяемом из пупочной ранки или гиперемии вокруг пупка необходимо направить ребенка в стационар для обследования и лечения.

Поза новорожденного может быть физиологической или патологической (поза «лягушки», «легавой собаки»). При физиологической позе преобладает тонус сгибателей рук и ног («эмбриональная» поза). Вынужденное положение указывает на патологию.

Голова новорожденного округлой формы. Иногда на ней может быть кефалогематома (поднадкостничное кровоизлияние в результате родовой травмы). Размеры большого родничка колеблются от 1 до 3 см по медианам. Малый родничок у большинства новорожденных закрыт. Выбухание родничка над уровнем костей черепа, страдальческое выражение лица свидетельствуют о повышении внутричерепного давления (при гидроцефалии, менингите, кровоизлиянии в мозг). Такой ребенок должен наблюдаться невропатологом.

При осмотре глаз зрачки должны быть симметричны, с живой реакцией на свет. Нистагм, симптом «заходящего солнца» обычно указывают на тяжелую патологию ЦНС и необходимость консультации у невропатолога. Недоразвитые и низкорасположенные ушные раковины могут сочетаться с врожденными пороками внутренних органов и глухотой. При осмотре зева обращают внимание на мягкое и твердое нёбо для выявления скрытой расщелины и арковидной конфигурации. Уздечка языка может быть укорочена, и, если это приводит к нарушению акта сосания, необходима ее хирургическая коррекция.

Грудная клетка активно участвует в акте дыхания, симметрична. Обращают внимание на частоту и характер дыхания, данные перкуссии и аускультации при обследовании легких и сердца. Следует помнить, что врожденные пороки сердца занимают первое место среди других врожденных пороков развития. Их первым проявлением может быть грубый шум, обнаруживаемый при ау-скультации впервые в периоде новорожденности. При аускультации хрипов в легких ребенку необходимо провести обследование в стационаре. Следует помнить, что перкуторные данные у новорожденного более достоверны, чем данные аускультации, так как из-за тонкой грудной клетки дыхание хорошо проводится с одной половины грудной клетки на другую, что мешает зафиксировать ослабленное дыхание.

Живот пальпируют против часовой стрелки. Край печени в норме может быть ниже реберной дуги на 1–2 см. При пальпации патологических образований следует направить ребенка на УЗИ органов брюшной полости.

Гениталии должны быть сформированы в соответствии с полом и возрастом ребенка.

Конечности. Ноги, согнутые в тазобедренных суставах под углом 90°, можно отвести до полного касания поверхности стола. При врожденном вывихе бедра будет слышен глухой щелчок. Параличи Эрба-Дюшена и Дежерин-Клюмпке свидетельствуют о родовом травматическом повреждении плечевого сплетения.

Нервную систему и психическое развитие оценивают при наблюдении за ребенком и общении с ним – по активности, взгляду, выраженности безусловных рефлексов. Наибольшую диагностическую значимость имеют рефлексы: сосательный, поисковый, хватательный, ползания, защитный, опоры и автоматической ходьбы, рефлекс Бабкина. Определяют сухожильные рефлексы, их симметричность, мышечный тонус.

Инструктаж

Инструктаж родителей касается вопросов ухода за ребенком, вскармливания и воспитания.

Рекомендации по уходу. Для здоровья новорожденного важна чистота. Детскую кроватку следует поставить в светлом месте комнаты, но не на сквозняке. Новорожденного кладут в кроватке на бок, без подушки. Температура воздуха поддерживается 20–22 °C.

Купание производится ежедневно в специальной детской ванночке, которую не используют для стирки пеленок или детского белья. Продолжительность купания – 10 мин.

Купать ребенка можно утром или вечером. Лучшее время – вечером, перед последним кормлением, так как это улучшает ночной сон ребенка. Перед купанием в первые 2 недели ванночку надо ошпаривать кипятком. Новорожденного следует купать в кипяченой воде, пока не зажила пупочная ранка. Температура воды 37–38 °C. Воду наливают в ванночку, чтобы она покрывала дно. Хорошо добавить в воду отвары трав (череды, ромашки). Ребенка следует постепенно погружать в воду, завернутым в пеленку, чтобы не вызвать беспокойства. Одной рукой поддерживают голову ребенка, а другой обмывают его.

Для обмывания удобно пользоваться индивидуальной мягкой губкой. Мыло используют 2 раза в неделю, только детское. После купания ребенка укладывают на ладонь лицом вниз, обхватив грудь, и ополаскивают водой из кувшина. Затем следует осушить кожу ребенка полотенцем, делая при этом промокательные движения. Особенно важно, чтобы сухими были кожные складки.

Их обрабатывают детским кремом, присыпкой или прокипяченным подсолнечным маслом. Каждая мама сама подбирает средства для ухода за кожей ребенка. Область пупочной ранки обрабатывают раствором бриллиантового зеленого или 5 %-ным раствором калия перманганата, или 5 %-ным раствором йода.

Утренний туалет – каждое утро после первого кормления ребенка умывают ватным тампоном, смоченным теплой кипяченой водой, глаза – от наружного угла к внутреннему, отдельным тампоном каждый глаз. Нос очищают ватными турундами, смоченными вазелиновым маслом.

Пеленание – важный момент ухода за новорожденным. Рекомендуют свободное и широкое пеленание. Для свободного пеленания ребенку надевают распашонку с зашитыми рукавами. Ноги укладывают в пеленку. Грудная клетка остается свободной, что облегчает дыхание и служит профилактикой заболеваний легких. Для широкого пеленания между бедер прокладывают дополнительную пеленку, благодаря чему бедра остаются в состоянии разведения, что способствует вправлению головки бедра в вертлужную впадину и при врожденном вывихе бедра является консервативным лечением.

Прогулки на свежем воздухе следует начинать сразу после выписки из родильного дома. Первый раз продолжительность прогулки 5 мин при температуре не ниже – 10 °C. С целью адаптации к окружающей среде продолжительность прогулок увеличивают постепенно, ежедневно прибавляя по 5 мин. Прогулки противопоказаны при болезни ребенка. Их следует возобновлять после выздоровления, постепенно увеличивая продолжительность.

Правильное вскармливание новорожденного обеспечивает его своевременное гармоничное развитие и формирует иммунитет. Прикладывание ребенка к груди сразу после рождения стимулирует лактопоэз. Необходимо разъяснить матери преимущества грудного вскармливания и на период становления лактации рекомендовать грудное кормление по требованию ребенка. При грудном вскармливании устанавливается очень важный эмоциональный контакт между матерью и ребенком, что благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние матери и становление личности ребенка. Необходимо чередовать кормление каждой молочной железой. Для определения количества съеденного ребенком молока применяют контрольное взвешивание.

Перед кормлением мать должна надеть косынку, вымыть руки с мылом и сцедить одну каплю молока. Наиболее часто затруднения при грудном вскармливании обусловлены неправильной формой сосков, их трещинами. Для улучшения формы следует аккуратно оттягивать соски в течение 2–3 мин 3–4 раза в день. Для лечения трещин могут быть использованы 1–5 %-ный линимент синтомицина, 0,2 %-ная фурацилиновая мазь, мазь календулы. После применения этих средств перед кормлением ребенка грудь следует тщательно обмыть теплой водой с детским мылом.

Иногда грудное кормление противопоказано. Это может быть обусловлено состоянием матери или ребенка. Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны матери включают почечную, сердечную недостаточность, злокачественные опухоли, тяжелые болезни крови, тяжелые инфекционные заболевания (такие как туберкулез, менингит, дифтерия, столбняк и др.).

Ребенка не прикладывают к груди при тяжелой внутричерепной родовой травме, дыхательной, сердечной недостаточности, глубокой недоношенности с отсутствием сосательного и глотательного рефлексов, гемолитической болезни новорожденного (если в молоке матери обнаруживаются антитела в высоком титре), наследственных нарушениях обмена веществ (фенилкетону-рии, галактоземии и др.). Все эти состояния относятся к абсолютным противопоказаниям. Относительным противопоказанием служит мастит у матери. При серозном характере воспаления разрешается кормление из здоровой грудной железы. При гнойном мастите грудное кормление полностью прекращается.

Иногда происходит снижение или прекращение лактации у матери. Гипогалактия может быть первичной и вторичной. Первичная гипогалактия обусловлена нейрогормональными расстройствами, поэтому для становления лактации назначают гормоны: лактин 70-100 ед. внутримышечно 1–2 раза в сутки 5–6 дней; окситоцин 1,5–2 ед. (0,3–0,4 мл) внутримышечно 2–3 раза в сутки ежедневно в течение 3 дней, питуитрин 2,5 ед. (0,5 мл) 1–2 раза в день внутримышечно 5–6 дней. Вторичная гипогалактия встречается чаще. Ее возникновению способствуют недостаточный сон, неполноценное питание, нарушение правил грудного кормления, прием медикаментов (антибиотиков, диуретиков, барбитуратов, фуразолидона и др.). Лечение вторичной гипога-лактии состоит в устранении ее причин. Для стимуляции лактопо-эза назначают витамины (A, B12 , B6 С, РР), апилак (по 0,01 г 3 раза в сутки под язык 10–15 дней), сухие пивные дрожжи (по 1–2 г 3 раза в сутки внутрь 10–15 дней), используют фитотерапевтические средства (боярышник, мелиссу, листья земляники, траву душицы, укроп). Если восстановить лактацию невозможно, то необходимо обеспечить ребенка донорским женским молоком. Пункты сбора женского молока созданы при молочных кухнях. Женщина-донор должна быть здоровой и чистоплотной.

При отсутствии женского молока могут быть назначены его заменители – адаптированные к женскому молоку смеси. Неадаптированные простые смеси в настоящее время утратили свое значение.

Воспитание. С самого начала между родителями и ребенком устанавливается взаимопонимание при помощи конкретных сигналов, формируется уникальная форма взаимоотношений – привязанность. Новорожденный ребенок обладает способностью противостоять неблагоприятному воздействию новой обстановки и избирательно реагировать на определенные стимулы. Психическая структура личности новорожденного, индивидуальные особенности темперамента видны с первых дней жизни («трудный ребенок», «легкий ребенок»). Изменчивость поведения ребенка обусловлена изменениями его формирующегося сознания. Большую роль в воспитании маленького человека имеет грудное вскармливание. Ребенок, находящийся на грудном вскармливании, чувствует себя защищенным, нужным, желанным. В условиях положительного психического контакта дети растут более послушными.

С первых дней жизни малышу необходим правильный режим дня (чередование во времени основных физиологических потребностей: сна, бодрствования, питания, прогулок, гигиенических и закаливающих мероприятий). Это способствует формированию определенного ритма жизни. У детей вырабатывается рефлекс на время, формируется динамический стереотип поведения, устанавливаются биологические ритмы, что обеспечивает ему спокойное и быстрое засыпание, хороший аппетит, активное поведение во время бодрствования. Дети, живущие по установленному ритму, не нуждаются в дополнительном успокоении (укачивании, ношении на руках, пользовании пустышкой).

В дальнейшем такой ребенок легко привыкает к распорядку дня. Это приучает его к организованности и облегчает жизнь ему и родителям. Правильный режим дня не должен носить характер навязывания. Ребенка можно обучать лучше и быстрее, если приспосабливаться к уровню его умственного развития, индивидуальному биологическому ритму, учитывая физическое состояние и индивидуальные психические особенности. Допускаются отклонения от режима на 30 мин или в крайнем случае на 1 ч.

Ведущим режимным фактором является кормление ребенка. Вскармливание по требованию проводится в периоде адаптации с целью установления оптимального режима кормления для матери и ребенка. Последующий переход к кормлению по режиму должен быть постепенным. Критерием правильно выбранного режима является состояние здоровья ребенка, прежде всего функции центральной нервной системы. В условиях нарушения адаптации ребенок становится капризным, плаксивым и раздражительным.

В соответствии с режимом кормления формируются другие режимы: сна и бодрствования, прогулок, закаливающих и гигиенических мероприятий.

При первом патронаже новорожденного необходимо рассказать матери о состояниях, требующих срочной медицинской помощи, и сообщить, куда надо обращаться за помощью при заболеваниях.

Оформление документа

Информация о содержании первого патронажа к новорожденному регистрируется в истории развития ребенка (ф. № 112) под заголовком «Первый патронаж к новорожденному». Запись производится по схеме: анамнез, данные объективного обследования, диагноз с указанием группы здоровья и группы риска, рекомендации по уходу, вскармливанию и воспитанию. Если ребенок относится ко II–V группам здоровья, то следует дать рекомендации по реабилитации в соответствии с группой риска или нозологической формой болезни.

Из книги Магия мозга и лабиринты жизни автора Наталья Петровна Бехтерева

Из книги Поликлиническая педиатрия автора М. В. Дроздова

5. Неонатальный период. Первый патронаж к новорожденному После выписки новорожденного из родильного дома сведения по телефону передаются в детскую поликлинику, где в журнале посещения новорожденных записывают Ф. И. О. матери, адрес и дату рождения ребенка. В течение

Из книги Поликлиническая педиатрия: конспект лекций автора Конспекты, шпаргалки, учебники «ЭКСМО»

6. Второй патронаж к новорожденному Второй патронаж к новорожденному осуществляется на 14-й день жизни ребенка. Его цель – повторное обследование новорожденного по органам и системам для установления состояния здоровья, контроль выполнения рекомендаций, ответы на

Из книги Как похудеть раз и навсегда. 11 шагов к стройной фигуре автора Владимир Иванович Миркин

7. Третий патронаж к новорожденному Третий патронаж к новорожденному проводится на 21-й день жизни ребенка. Его цели – наблюдение в динамике за состоянием здоровья и условиями развития новорожденного, вскармливанием, проведение санитарно-просветительной работы, лечение

Из книги Мы и наши дети автора Л. А. Никитина

ЛЕКЦИЯ № 3. Неонатальный период. Патронажи к новорожденному После выписки новорожденного из родильного дома сведения по телефону передаются в детскую поликлинику, где в журнале посещения новорожденных записывают Ф. И. О. матери, адрес и дату рождения ребенка. В течение

Из книги Самый легкий способ бросить есть автора Наталья Никитина

2. Второй патронаж к новорожденному Второй патронаж к новорожденному осуществляется на 14-й день жизни ребенка. Его цель – повторное обследование новорожденного по органам и системам для установления состояния здоровья, контроль выполнения рекомендаций, ответы на

Из книги Практическое руководство по уходу за новорожденным автора Жанна Владимировна Царегерадская

3. Третий патронаж к новорожденному Третий патронаж к новорожденному проводится на 21-й день жизни ребенка. Его цели – наблюдение в динамике за состоянием здоровья и условиями развития новорожденного, вскармливанием, проведение санитарно-просветительной работы, лечение

Из книги Помолодеть на 10 кг автора Владимир Иванович Миркин

Первый шаг Ниже приведены самоубеждения, направленные на преодоление инертности, психологического барьера, страха перед началом диетотерапии, помогающие пациентам заставить себя начать лечение и сделать первый шаг на пути к похудению.«Я совершенно изменил свое

Из книги Всё о ребенке первого года жизни. Неделя за неделей автора Александра Станиславовна Волкова

ПЕРВЫЙ ЧАС, ПЕРВЫЙ ДЕНЬ Что говорить о первом часе жизни новорожденного? И он и мать в родильном доме: опытные врачи, акушерки, медицинские сестры, прекрасное оборудование, заботливый уход - все, что нужно для того, чтобы принять нового человека в жизнь и обеспечить матери

Из книги Худеем интересно. Рецепты вкусной и здоровой жизни автора Алексей Владимирович Ковальков

Шаг первый Сейчас у вас проблема веса. Возможно, лишних 10–20 килограммов, и вы несколько толще, чем хотели бы быть:-). Вы перепробовали различные диеты и программы, а также комплексы упражнений. Скорее всего, результаты вас разочаровали. Вам удавалось временами снижать вес,

Из книги Йога и сексуальные практики автора Ник Дуглас

Визиты к новорожденному и санитарно-гигиенические правила Если в доме есть грудной ребенок, то необходимо соблюдать определенные санитарно-гигиенические правила с целью профилактики инфекционных-заболеваний. Эти правила особенно актуальны во время сезонных эпидемий

Из книги автора

Первый шаг Ниже приведены самоубеждения, направленные на преодоление инертности, психологического барьера, страха перед началом диетотерапии, помогающие пациентам заставить себя начать лечение и сделать первый шаг на пути к похудению.?«Я совершенно изменил свое

Из книги автора

Приложение 1 Что необходимо новорожденному? К моменту выписки из роддома родственники (главным образом счастливый отец) должны основательно подготовиться. В роддом встречать новорожденного и его маму надо явиться не только с цветами, но и иметь комплект детского белья:

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Первый раз Все когда-то бывает впервые. На Западе отношение к сексу становится все либеральнее, к первому половому акту относятся как к мелочи, однако это событие оказывает глубокое влияние на психику. Многие люди с трудом преодолевают чувство страха или вины после

После выписки из роддома у каждой неопытной мамы возникает масса вопросов, связанных с уходом, кормлением малыша и его здоровьем. На помощь им, как правило, приходит старшее поколение, бабушки с удовольствием вспоминают, как правильно пеленать младенца, когда нужно начинать первые купания и как обрабатывать пупочную ранку. Не остаются молодые матери и без квалифицированных консультаций. Когда вы с грудничком обоснуетесь дома, вас обязательно начнут посещать медсестра и педиатр.

Первый патронаж новорожденного — событие очень волнительное, поэтому стоит подготовиться к нему заранее, чтобы не растеряться, не забыть спросить у компетентных специалистов что-то важное для вас . Они будут посещать вас на дому на протяжении года, контролируя темпы развития ребенка и консультируя вас.

Патронаж

Бесплатная служба патронажной помощи создана специально для того, чтобы консультировать молодых мам на дому напротяжении всего первого года жизни младенца. Медсестра или педиатр будут приходить к вам, осматривать младенца, советовать, как ухаживать за малышом, давать рекомендации кормлению грудью или смесью из бутылочки.

Из роддома сведения о родившемся малыше передаются в поликлинику по месту вашего фактического проживания, если же роды происходили в другом городе, вам следует самим сообщить в лечебное учреждение, что у вас появился малыш.

По выписке в течение трех дней медсестра и/или педиатр обязаны вас посетить на дому и провести первичный патронаж новорожденного. Если у дитя есть патологии — то специалисты придут к вам в день, когда вы уедете из роддома.

Первый визит

В первый раз патронажная медсестра может посетить вас вместе с педиатром. Их будет интересовать, как протекала беременность и как проходили роды, сколько баллов у новорожденного по шкале Апгар, какие наследственные заболевания есть у вас в семье. Всю эту информацию медсестра и педиатр собирают для заполнения карты и первичной оценки здоровья вашего малыша.

Патронажная медсестра и педиатр обязаны также оценить и социально-бытовые условия . Поэтому не удивляйтесь и не оскорбляйтесь, когда вас спросят, сколько у вас комнат в квартире и кто с вами проживает. Специалисты также удостоверятся в наличии у вас необходимых для ухода за младенцем предметов, кроватки и прогулочной коляски.

Заранее подготовьтесь к посещению патронажной медсестры. Понятно, что вы не будете знать точного времени и дня ее прихода, но все же у вас должны быть наготове бахилы, чистое полотенце и стул для медработника. Продумайте, в каком месте квартиры педиатр с медсестрой будут осматривать малыша, и подготовьте одноразовые и байковые пеленки.


Первый осмотр

Помимо сбора анамнеза и данных при первом посещении патронажная сестра осмотрит младенца:

  • оценит цвет и состояние кожных покровов;
  • определит размер родничков;
  • оценит правильность формы и размера головы;
  • посмотрит, нет ли родовых гематом;
  • проверит реакцию зрачков на свет и симметричность органов зрения и слуха.

Также патронажная сестра оценит симметричность и форму грудной клетки, живота. Особое внимание специалист уделит степени развития половых органов, положению и двигательной активности конечностей. По позе грудничка оценивается тонус, также при первом посещении проверяется наличие врожденных рефлексов. Медсестра осмотрит зев младенца, отметит правильность строения неба ребенка, прослушает биение сердца и легкие.

Патронажная сестра продемонстрирует вам, как нужно правильно обрабатывать пупочный остаток у детей, и будет проводить тематические лекции при каждом своем посещении, посвященные особенностям ухода за грудничками до года. Она осмотрит вашу грудь, даст рекомендации по грудному вскармливанию и рациону питания кормящей мамы, правильному сцеживанию и гигиене, а также ответит на возникшие вопросы.

Не стесняйтесь ни о чем спрашивать у медсестры, ведь это компетентный человек, который приходит помочь и научить.

Если вы сомневаетесь или не знаете, когда и как лучше купать младенца, или как стричь ему ногти и чистить ушки, с помощью каких средств лучше ухаживать за кожей малыша, — специалист ответит на них подробно.

Дальнейшие посещения

До того, как малышу исполнится 10 дней, вас будут посещать ежедневно педиатр, патронажная медсестра или дежурный врач. Следующие визиты будут проходить реже — специалист придет к вам, когда младенцу будет 2 недели. На 21 день жизни медсестра посетит вас, осмотрит грудничка и назначит дату, когда прийти с новорожденным в поликлинику на полноценный прием. На этом патронаж не завершается: медсестра будет приходить и наблюдать за ребенком до полугода — дважды в месяц. С шести месяцев и до года такие посещения будут производиться один раз в четыре недели.

До года патронажная сестра будет осматривать ребенка на дому, оценивать темпы его развития и консультировать вас в спокойной и удобной для вас с малышом обстановке. Вы можете задавать медработнику те вопросы, которые зачастую некогда или неудобно задать вам в поликлинике, когда приема врача ожидает много детей.

  1. Патронажная сестра может показать вам, как делать малышу легкий профилактический массаж.
  2. Она расскажет, как избавить кожу головы младенца от специфической корочки.
  3. Медработник покажет, как правильно промывать глазки малыша, чистить ушки и носик.
  4. Патронажная сестра может продемонстрировать, как правильно подмывать детей.
  5. Если у малыша определили стоматит или молочницу, она покажет, как правильно обработать ротовую полость ребенка лекарственными средствами.

Патронажная сестра — это своего рода наблюдатель и консультант по уходу за детьми и грудному вскармливанию. Она будет до года сопровождать вас на дому и давать рекомендации. Но медсестра не может ставить диагнозы, а также назначать лечение, поэтому при любых подозрениях на возникновение болезни у младенца вам стоит обратиться к педиатру .

В первый месяц жизни новорождённого для осмотра и оценки состояния здоровья и развития крохи приходят врач и медсестра. Это и есть активный патронаж, о котором пойдёт речь в нашей статье.

Кто проводит патронаж

Патронаж (от франц. слова «patronage» - наблюдение, покровительство) впервые появился в начале прошлого века в Великобритании и проводили его бесплатно женщины-санитарные инспектора. Сразу нужно оговориться, что у нас в стране патронаж тоже бесплатный для всех новорождённых без исключения. При этом регистрация и никакой роли не играют. Конечно, у семьи ребёнка всегда есть выбор между муниципальной поликлиникой и частными медицинскими центрами.

Данная система была создана для того, чтобы помогать мамам правильно ухаживать за своими детьми. Ведь даже у мам со стажем подчас возникают серьезные вопросы. Патронаж проводят участковый педиатр и медсестра. Их полномочия четко разделены: врач оценивает состояние здоровья малыша, если необходимо, назначает лечение. Врач должен посетить малыша 3 раза. Причем, в случае, если кроха родился недоношенным или чем-то болен, то число посещений доктора должно быть больше вне зависимости от того, вызывали его или нет.

Во время визита медику предписано оценивать социально-бытовые условия жизни семьи, маме лучше постараться подготовить квартиру к посещению врача.

Медсестра может давать советы по уходу за ребёнком, рассказать о методах закаливания, о том, как и сколько надо гулять с ребёнком и как его купать. В случае если ребёнок на грудном вскармливании, медсестра расскажет о гигиеническом уходе за грудью и сосками, подскажет, и т.д. Медицинская сестра посещает ребенка не менее 3-5 раз.

График патронажного осмотра новорождённого

Первый визит медика ожидайте уже через 1-2 дня после приезда из роддома.

Если ребёнок родился не совсем здоровым или находится в группе риска по развитию какой-либо патологии, то осматривают малыша в день выписки. Важно отметить, что, если выписка приходится на выходные или праздничные дни, то врач ребёнка все равно осмотрит, только это будет дежурный педиатр поликлиники.

Первичный патронаж

Лучше всего, если мама заранее составит список наболевших вопросов, подготовит выписку из роддома, прививочный сертификат. К сожалению, некоторые медработники могут быть не совсем внимательными, поэтому лучше обо всем позаботиться самой и настойчиво задавать вопросы.

Необходимо заранее подготовить пелёнку, ватные палочки и вату, сменный подгузник, выбрать место для осмотра, чтобы было удобно и вам и медику. И еще - так как во время визита медику предписано оценивать социально-бытовые условия жизни семьи, маме лучше постараться подготовить квартиру к посещению врача.

Во время визита медсестра или педиатр осмотрят малыша:

  • оценят состояние ;
  • проведут пальпацию животика;
  • оценят состояние кожи, проверят наличие , пеленочного дерматита, гнойничков и дадут советы по уходу;
  • обратят особое внимание на цвет кожи (наличие физиологической желтухи);
  • немаловажным показателем является мышечный тонус и поза новорожденного;
  • осмотрят головку крохи (состояние родничков, форма головы, наличие гематом);
  • оценят симметрию глаз, цвет белков, реакцию на свет;
  • для исключения дисплазии тазобедренного сустава врач разведет ножки малыша и исследует область суставов;
  • у мальчиков оценивается наличие яичек в мошонке;
  • в зависимости от того, кормят ли кроху грудью или он искусственник, расскажут о правилах вскармливания;
  • оценят общее состояние здоровья ребенка;
  • с ваших слов выяснят семейный анамнез, уточнят о прививках в роддоме и течении беременности и родов;
  • дадут сведения о работе поликлинике, ведь в ней непременно есть день недели, в который осматривают только грудничков.

Оценка психоэмоционального состояния ребёнка

Врач внимательно понаблюдает за крохой и расспросит маму. В норме малыш должен:

  • положительно реагировать, когда его ласково гладят;
  • улыбаться как самопроизвольно, так и в ответ на голос мамы и ее прикосновение;
  • успокаиваться, когда его берут на руки;
  • уметь фиксировать взгляд на короткий промежуток во время кормления.

Осмотр матери

Вам следует знать, что врач может и даже должен оценить состояние здоровья матери, осмотреть ее молочные железы, порекомендовать мероприятия по профилактике мастита и лактостаза и дать рекомендации по технике грудного вскармливания.

Врач и медсестра обязаны узнать не только о физическом, но и о психосоматическом состоянии здоровья мамы, характере питания, режиме дня, о возможности полноценного сна и отдыха, соблюдении личной гигиены.

Медсестры должны рассказать мамам о том, что им надо ежедневно принимать душ, менять , мыть руки перед пеленанием крохи, перед его кормлением и т.д.

Маме нужно разнообразно питаться, иметь возможность отдыхать днем и высыпаться.

Обучение матери

Это целиком прерогатива медицинской сестры. Она расскажет о правильном питании для улучшения лактации, режиме и распорядке дня. Сейчас очень распространен метод психоэмоционального общения с ребенком. Медсестра должна владеть его навыками и обучать этому мать крохи. Она же рассказывает об уровне потребностей малыша и о возможном общении с ним, причем настаивать на том, что вербальное общение необходимо.

Кроха должен как можно чаще слышать голоса родителей, даже если они не сидят дома с малышом, а учатся или работают. Надо искать возможность пообщаться с крохой, спеть ему колыбельную. А если малыш находится на искусственном вскармливании, все равно необходимо во время кормления брать его на руки. Эти несложные манипуляции позволят вам наладить эмоциональную связь с малышом.

Многие молодые мамы после выписки из роддома начинают сильно беспокоиться из-за неуверенности в своих действиях по уходу за новорожденным в первый месяц. Ведь появляется множество вопросов по кормлению грудью и режиму малыша. Ответы на них можно получить у участкового врача-педиатра или медицинской сестры детской поликлиники. Для этого женщине не нужно самой идти в медучреждение и уж тем более нести туда младенца. Дело в том, что в России действует система патронажа новорожденного, то есть наблюдения за новорожденными на дому.

Патронаж новорожденного проводится педиатром и медсестрой из детской поликлиники и распространяется на всех малышей независимо от наличия у их родителей постоянной регистрации и полиса общего медицинского страхования.

Главная задача медиков при патронаже новорожденного – оценить состояние здоровья ребенка, его мамы, а также социально-экономические условия семьи.

Когда ждать врача?

Из родильного дома сведения о выписке новорожденного сообщают по телефону в детскую поликлинику, к которой будет прикреплен малыш в зависимости от адреса фактического проживания семьи. В регистратуре поликлиники в специальном журнале регистрации новорожденных записывают фамилию, имя, отчество мамы и дату рождения ребенка.

Первичный патронаж новорожденного проводится в течение первых двух дней после выписки из роддома. Деток, которые относятся к группе высокого риска по развитию ряда заболеваний (недоношенность, переношенность, гипотрофия, нарушения мозгового кровообращения), участковый врач должен посетить в день выписки из роддома. Если день визита приходится на выходные или праздники, то к малышу придет дежурный педиатр. Если доктор, проводя патронажи, замечает какие-либо отклонения в здоровье ребенка либо младенец входит в группу риска, количество визитов может быть увеличено.

Если врач не пришел к новорожденному в первые два дня после выписки из роддома, то мама должна позвонить в детскую поликлинику по месту проживания и выяснить причину отсутствия патронажного доктора.

Первичный патронаж новорожденного

При при первичном патронаже новорожденного врач задаст маме много различных вопросов по поводу протекания беременности, родов, состояния ребенка при рождении и выписке из роддома, поинтересуется жилищно-бытовыми условиями, выяснит, есть ли у мамы, папы или их родственников какие-либо наследственные и хронические заболевания и т. п. Вся эта информация помогает врачу выявить группу риска по развитию у ребенка наследственных заболеваний.

Затем доктор осмотрит ребенка: оценит его физическое развитие, наличие или отсутствие пороков развития и стигмов дисэмбриогенеза (микроаномалий). Стигмы являются своеобразным микрогенетическим фоном семьи. Это небольшие отклонения от нормы, которые могут встречаться у того или иного члена семьи. Например: уплощенная спинка носа, оттопыренные уши, большие родимые пятна, низкий рост волос и т. д. Если доктор обнаруживает больше пяти-шести таких стигм, то малыш попадает в группу риска по развитию различных заболеваний.

При оценке неврологического состояния ребенка врач учитывает позу новорожденного, его двигательную активность, мышечный тонус, выраженность безусловных рефлексов. Также оцениваются форма и размеры головы, размеры и степень напряжения большого и малого родничка, состояние швов костей черепа.

Далее при первичном патронаже новорожденного доктор исследует кожу ребенка: оценивает ее цвет, наличие потницы, опрелостей и т. п. Особое внимание врач уделит состоянию пупочной ранки: осмотрит кожу вокруг пупка, степень заживления пупочной ранки, нет ли каких-либо выделений из нее.

Затем педиатр фонендоскопом прослушивает дыхание и сердцебиение крохи, чтобы оценить состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем и исключить врожденные пороки развития. После этого доктор прощупывает животик малыша.

При первичном патронаже новорожденного ребенка врач обязательно должен проверить симметричность ягодичных складок и разведение ножек в стороны для раннего выявления дисплазии тазобедренных суставов. При подозрении на эту патологию малыш должен быть проконсультирован у ортопеда и направлен на УЗИ тазобедренных суставов. При данном заболевании очень важна ранняя диагностика, так как при своевременно начатом лечении функция тазобедренного сустава полностью восстанавливается.

В завершение патронажного посещения педиатр может ответить на все вопросы по уходу за новорожденным в первый месяц (купание, гуляние, уход за пупочной ранкой, ежедневный туалет ребенка), режиму дня, вскармливанию. Особое внимание уделяется кормлению новорожденного, с тем чтобы помочь маме наладить правильное грудное вскармливание. Врач должен убедиться в наличии у женщины грудного молока, осмот­реть молочные железы (состояние сосков), понаблюдать, правильно ли она прикладывает ребенка к груди, рассказать ей о режиме кормлений крохи и о питании кормящей женщины.

Во время первичного патронажа новорожденного врач должен рассказать маме обо всех требующих срочной медицинской помощи состояниях малыша и о том, куда надо обращаться в экстренных случаях.

Визит длится в среднем 15–20 минут. Доктор может прийти в любое время дня (как правило, визит наносится без предупреждения), вместе с медсестрой или без нее.

Второй патронаж новорожденного

Второй патронаж новорожденного ребенка проводится на 14-й день жизни. Врач повторно осматривает младенца, обследуя все органы и системы для оценки процессов адаптации и определения его состояния здоровья. Процессы адаптации показывают, как малыш приспосабливается к окружающим его внешним условиям. Чтобы понять это, педиатру необходимо выяснить, как новорожденный спит, как ведет себя во время бодрствования, каков его режим дня.

Также доктор должен обратить внимание на то, как кроха прибавляет в весе, беспокоят ли его срыгивания или колики в животе. Если малыша ничего не беспокоит, он хорошо кушает и спокойно спит, врач делает вывод о легкой (или хорошей) адаптации ребенка. При затрудненном процессе адаптации (кроха плохо прибавляет в весе, срыгивает, часто беспричинно плачет и т. д.) педиатр дает маме рекомендации, как справиться с возникшими проблемами.

Кроме того, на втором патронаже врач контролирует соблюдение рекомендаций по уходу (обработка кожи, наличие потницы или опрелостей, состояние пупочной ранки т. д.) и вскармливанию, отвечает на возникшие вопросы.

Третий патронаж новорожденного

Третий патронаж новорожденного проводится на 21-й день жизни ребенка. Его целью является наблюдение в динамике за состоянием здоровья и развитием ребенка. Врач осматривает младенца, оценивает его нервно-психическое развитие и состояние здоровья в целом.

Во время посещения доктор дает маме рекомендации по профилактике рахита, обсуждает с ней вопросы закаливания грудничка, показывает некоторые приемы массажа и гимнастики для ребенка первого месяца жизни, которые родители смогут проводить каждый день сами.

Полученные данные участковый врач-педиатр после каждого патронажа регистрирует в истории развития ребенка. К концу первого месяца он составляет прогноз состояния здоровья своего подопечного и определяет группы риска. При наличии отклонений педиатр направляет новорожденного на консультацию к соответствующему специалисту (ортопеду, аллергологу и т. п.) для проведения углубленного обследования и лечения.

Патронажи медсестры

Медсестра посещает новорожденного на первой неделе жизни два раза вместе с доктором или самостоятельно, а затем еженедельно в течение первого месяца.

Медсестра при первом патронаже смотрит, есть ли все необходимое для ухода за ребенком (кроватка, ванночка, коляска и т. д.), дает рекомендации по прогулкам, показывает, как правильно купать малыша, проводить ежедневный туалет новорожденного, обрабатывать пупочную ранку. При повторных посещениях медсестра контролирует выполнение мамой врачебных назначений и рекомендаций по уходу.

Если по каким-то причинам родителей малыша не устраивает медперсонал, ведущий патронажное наблюдение, можно обратиться к заведующему поликлиникой с письменной просьбой о замене врача или медсестры.

Пограничные состояния

При патронажном посещении педиатр может спросить маму об имеющихся у нее жалобах и рассказать о пограничных состояниях, которые могут возникнуть у ребенка в первые недели жизни. Они не являются болезнью и не требуют специального лечения. Наиболее часто у новорожденных малышей встречаются следующие пограничные состояния:

  • Физиологическая желтуха новорожденных (связана с незрелостью ферментов печени и повышением уровня билирубина в крови). На 2–3-й день жизни у младенца появляется желтушное окрашивание кожи, которое к 5-му дню усиливается, а к 7–10-му дню исчезает.
  • Эритема новорожденных. Она наблюдается на 2-е сутки жизни и выражается в покраснении кожи, иногда сопровождается сыпью (папулы и пузырьки). Самостоятельно исчезает к концу первой недели.
  • Гормональный криз новорожденных. Может проявляться в нагрубании молочных желез малыша (начинается на 3–4-й день, достигает максимума к 7–8-му дню, потом уменьшается); слизистые или кровянистые выделения из влагалища у девочек появляются на первой неделе жизни и проходят к 14-му дню.

Из родильного дома, где малыш появился на свет, сведения о его выписке будут обязательно переданы в детскую районную поликлинику, куда кроха будет прикреплен по фактическому адресу проживания. Старшая медицинская сестра детской поликлиники, получив сведения о выписке младенца из роддома, в тот же день заносит данные в журнал регистрации новорожденных; она заполняет историю развития новорожденного, вклеивает в нее вкладыши дородового патронажа, передает историю развития в регистратуру или непосредственно участковой медицинской сестре.

Первый патронаж к новорожденному должен быть выполнен не позже 1-2 дней после выписки из роддома; выписанных недоношенных детей с симптомами перинатальной и врожденной патологии медсестра и участковый доктор должны посетить уже в день выписки. Если этот день приходится на выходные или праздники, таких детишек посещает дежурный врач-педиатр.


Цели патронажа

Общая цель патронажей: создать программу реабилитации ребенка.

Конкретные цели:

Оценить состояние здоровья ребенка;

Оценить состояние здоровья матери;

Оценить социально-экономические условия семьи;

Разработать программу обучения матери, направленную на удовлетворение жизненных потребностей ребенка.

Обработка пупочной ранки

Обработку пупочной ранки достаточно проводить один раз в день, после вечернего купания. Не стремитесь делать это при каждом удобном случае: так вы будете слишком часто сдирать образующиеся на ранке корочки, что не ускорит, а лишь осложнит и затянет заживление.

Вам понадобятся:

  • ватные палочки,
  • СПИРТОВОЙ РАСТВОР БРИЛЛИАНТОВОЙ ЗЕЛЕНИ («зеленка») или ХЛОРФИЛЛИПТА,
  • чистая пипетка,
  • 3%-ный РАСТВОР ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА.

    Шаг за шагом:

    Вытирая (точнее, промокая) кожу малыша после купания, хорошенько просушите и область пупка.

    Смочите ватную палочку в антисептическом растворе и смажьте ею ранку.

    Если отделяемого и корочек в ранке довольно много (обычно такое бывает в первые дни жизни малыша), их можно удалить 3%-ным РАСТВОРОМ ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА.

    Наберите в пипетку РАСТВОР ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА.

    Выпустите раствор в пупочную ранку. Соприкасаясь с биологическими средами, он начнет пениться и выносить корочки и отделяемое на поверхность.

    Просушите ранку с помощью сухой ватной палочки или ватного тампона.

    С помощью другой палочки смажьте ранку раствором антисептика.

    В настоящее время в большинстве крупных родовспомогательных учреждений пуповинный остаток удаляют хирургическим путем на 2-е сутки жизни крохи. Обычно при подобном подходе не возникает необходимости использовать перекись водорода, так как процесс заживления проходит, как правило, гладко.

    Купание

    График визитов

    Из чего складывается патронаж новорожденных?
    В его официальную программу входит целых 10 посещений врача и медсестры. Но родители могут менять его так, как удобно им и ребенку.

    • 1,3,10,14-й день - посещение педиатра
    • 2,4,11,15,21,28-й день - визиты патронажной сестры
    • К концу первого месяца жизни малыш успеет окрепнуть и мама сможет сама ходить с ним в поликлинику.
    • Купание должно стать для вашего малыша ежедневной процедурой. Во-первых, кожа крошки тонкая, и в ней гораздо активнее, чем у нас с вами, протекают обменные и выделительные процессы и кожное дыхание. Поэтому она должна регулярно очищаться. Во-вторых, купание чрезвычайно полезно с точки зрения закаливания.

      Вам понадобятся:

      • ванна или детская ванночка,
      • термометр для воды,
      • кристаллы марганцево-кислого калия (в первые 7–10 дней жизни малыша),
      • детское мыло или пена для ванн (1–2 раза в неделю),
      • махровая рукавичка или мягкая губка (по желанию),
      • большая пеленка или махровое полотенце, чтобы завернуть малыша после купания.

        Температура воды должна составлять около 36–37о С. В целях закаливания температуру воды можно понижать примерно на 1о каждые 2 недели. В первые 10 дней жизни малыша неонатологи рекомендуют купать его в слабом (светло-розовом!) растворе марганцево-кислого калия. Для этого кристаллы нужно не бросать непосредственно в ванночку, а предварительно растворить в небольшом объеме воды, приготовив довольно насыщенный раствор, и процедить его через насколько слоев марли или бинта. В противном случае нерастворенные кристаллы могут попасть на кожу или слизистые оболочки ребенка и стать причиной серьезных химических ожогов. Мыть малютку с мылом или в детской пене для ванн нужно 1–2 раза в неделю, в остальных случаях достаточно будет искупать его в простой воде. После ванны полезно ополоснуть ребенка проточной водой (из кувшина или душа), температура которой может быть на 1–2о ниже. После купания заверните младенца в пеленку или полотенце. Тонкую детскую кожу можно только промокать, но ни в коем случае не растирать, ибо она очень легко травмируется. После ванночки следует приступить к обработке пупка.

        Подмывание

        Подмывать ребенка следует после каждого стула и при смене подгузника. Удобнее всего подмывать малыша под струей проточной воды, так чтобы вода стекала спереди назад. Если по какой-либо причине вода недоступна (на прогулке, в поликлинике), можно воспользоваться влажными детскими салфетками.

        Умываемся

        Утром младенца можно умыть прямо на пеленальном столике.

        Вам понадобятся:

        • несколько ватных тампонов,
        • кипяченая вода.

          Личико и глазки малыша протираем ватным тампоном, смоченным в кипяченой воде. Для каждого глаза обязательно должен быть отдельный тампон. Движения направляйте от наружного угла глаза к внутреннему.

          Чистим носик

          Необходимость в этом возникает, когда слышно, что дыхание крохи затруднено. Для этого удобнее воспользоваться ватной турундочкой (фитильком). Осторожно, подкручивающими движениями, вводим ее в ноздрю. Если в носу много сухих корочек, турунду можно смочить в масле (вазелиновом или растительном). От этих манипуляций малыш может чихнуть, что упростит выполнение задачи.

          Чистим ушки

          Ушки ребенка следует чистить только тогда, когда ушная сера видна в устье слухового прохода. Не нужно делать это слишком часто: чем чаще сера удаляется, тем быстрее начинает вырабатываться. При чистке ушей ни в коем случае нельзя проникать в слуховой проход глубже, чем на 5 мм. Для этого даже существуют специальные ватные палочки с ограничителями.

          Подстригаем ногти

          Эти маленькие ноготки так быстро растут! По мере роста их нужно подстригать, чтобы малыш не поцарапал ни себя, ни вас. Воспользуйтесь «младенческими» маникюрными ножницами, у которых есть расширения на кончиках. Некоторым удобнее пользоваться специальными кусачками. Ноготки следует срезать прямо, не закругляя уголков, чтобы не стимулировать их рост и врастание в кожу.

          На этом заканчивается первичный патронаж к новорожденному. На втором патронаже медсестра проверяет правильность выполнения процедур.



Рассказать друзьям