Развитие ребенка в девятый месяц жизни. Развитие ребенка на девятом месяце жизни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Ребенку 9 месяцев. Что он может уметь? Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки. Обычно физическое развитие позволяет ребенку в 9 месяцев садиться из положения лежа и ложиться из положения сидя. В этом возрасте малыш часто уже встает на колени, на ноги, держась за опору (поднимается из положения сидя) и даже подпрыгивает, держась за барьер. В 9 месяцев ребенок может стоять при поддержке за одну руку и переступать при поддержке за обе руки или под мышки, а также передвигаться приставным шагом, держась за опору. 9-месячный ребенок способен повторять движения за взрослым: поднимать, опускать руки, похлопывать.

Рост и вес ребенка в 9 месяцев данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 9 месяцев данные ВОЗ

Питание ребенка в 9 месяцев

Вскармливание преимущественно грудное. Все большее место в питании малыша занимает взрослая пища. В возрасте 9 месяцев также может появиться потребность в постоянном жевании, так как активно развиваются зубы и челюсти, и им требуется повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки и т.п.

Познавательное развитие ребенка в 9 месяцев

9-месячный ребенок с интересом рассматривает свое отражение в зеркале. Берет игрушку из рук взрослого, держит в кулачке, рассматривает (или облизывает). Подражая взрослому или самостоятельно размахивает, гремит, стучит игрушкой.

В 9 месяцев у ребенка появляется так называемый пинцетный захват: теперь он все чаще берет предмет не ладошкой, а двумя пальцами - большим и указательным. Совершенствуются действия с мелкими предметами: 9-месячный малыш вынимает (высыпает) их и снова вкладывает в емкость, а также открывает (снимает) крышечки. В возрасте 9 месяцев ребенок умеет действовать одновременно двумя игрушками, держа по игрушке в каждой руке.

Эмоционально-социальное развитие 9-месячного ребенка

Ребенку 9 месяцев - это расцвет предметной деятельности с игрушками и самое начало социальных контактов. В этом возрасте малыш уже проявляет особый интерес к некоторым игрушкам (отдает им предпочтение). Улыбается в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку). Радуется веселым играм со взрослым, плясовым движениям. Проявляет интерес к детям, их игре. У малыша в возрасте 9 месяцев (или чуть раньше или позже) появляется специфическое выражение лица в разных ситуациях: интерес, удовольствие, радость, внимание, обида.

Речевое развитие ребенка в 9 месяцев

Понимание речи:
Слыша свое имя, поворачивается, подползает. На вопрос: "Где то-то?" поворачивается и смотрит в сторону названного предмета (знакомого). По просьбе взрослого находит взглядом одну из трех игрушек, стоящих рядом. Берет (протягивает взрослому) названную несколько раз игрушку ("Дай то-то"). В 9 месяцев ребенок понимает слова: "ложись", "вставай", "брось", "на" и другие, знает назначение отдельных предметов: чашка, ложка, бутылочка, расческа. 9-месячный малыш может длительно прислушиваться к речи взрослого (не обращенной к нему), наблюдать за движениями губ взрослого.

Активное воспроизведение звуков речи:
Ребенок в 9 месяцев может повторять за взрослым слоги и звуки из своего лепета, а также подражать выразительным звукам (по-своему): "чихает", "фыркает", "гудит", "лает", "мяукает". В этом возрасте малыш громко лепечет в периоды бодрствования.

Бытовые навыки ребенка в 9 месяцев

Тянет руки к подносимой чашке, поддерживает чашку снизу двумя руками, направляет ко рту, пьет. Держит в руке ломтик хлеба, печенье, сушку, подносит ко рту, откусывает, обсасывает.

Первый год жизни малыша самый насыщенный. Так, в это время кроха настолько стремительно растет и развивается, что порой родители даже не успевают за всем уследить и все запомнить. Однако мамы и папы должны знать приблизительные нормы развития ребенка для того, чтобы понять, что с малышом все в порядке. Сейчас же хочется поговорить о том, что должен уметь ребенок в 9 месяцев.

Главные числовые показатели

Все родители знают о том, что существуют специальные таблицы роста и развития детей каждого месяца жизни (на протяжении первого года). И этим показателям нужно соответствовать, ведь в таком случае педиатры считают, что с малышом все в порядке. Какие же цифры в таком случае являются важными?

Вес ребенка (мальчик), кг

Вес ребенка (девочка), кг

Рост ребенка (мальчик), см

Рост ребенка (девочка), см

Окружность головы ребенка (мальчик), см

Окружность головы ребенка (девочка), см

Окружность груди (мальчик), см

Окружность груди (девочка), см

В таблице указаны данные отечественных педиатров. Однако надо отметить, что эти цифры немного не совпадают с данными специалистов ВООЗ. Там диапазон показателей немного шире.

Главное в развитии

Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, чему он за это время своей жизни должен уже научиться? Изначально надо отметить, что малыш уже хорошо узнает своих близких и родственников, движения его рук становятся с каждым днем все более уверенными, ловкими, точными. При этом активно развивается память, кроха учится познавать мир, уже умело манипулирует определенными предметами. В это время действия ребенка приобретают целенаправленность, происходит осознанное использование той или иной игрушки.

В это время любимым занятием крохи становится открытие различных шкафчиков, ящиков, тумбочек, за чем следует извлечение всего, что находится там. Именно поэтому родители ни на минуту не должны оставлять кроху самого. Ведь есть огромный риск того, что ребенок наткнется на что-то опасное и нанесет вред собственному здоровью.

О физическом развитии крохи

Если ребенку 9 месяцев, что должен уметь делать малыш? У крохи активно улучшается мелкая моторика. К слову, родители в этом должны помогать малышу, давая различной текстуры игрушки. В это время дитя играет с различными по форме и размеру предметами, с удовольствием нажимает на кнопочки, справляется с липучками, может разбирать на мелкие детали пирамидку, без проблем открывает и закрывает крышки на кастрюлях.

Рассматриваем далее, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Так, в это время малыш уже может самостоятельно подниматься на ножки, придерживаясь за опору. Может также ходить в стороны, держась за определенные предметы. У некоторых деток возникают первые попытки самостоятельного передвижения. Также надо отметить, что в это время доходит до совершенства ползанье на четвереньках. И это просто отлично, ведь в таком случае происходит укрепление позвоночника и мышц спинки ребенка.

Также надо отметить, что дитя уже может залазить на определенные предметы: невысокие стулья, диваны. Однако спуститься пока еще малышу тяжело. Впрочем, кроха и не пытается это сделать. Вместе с тем ребенок активно преодолевает препятствия, которые могут возникать у него на пути. Он их способен переползать, обходить, проходить под ними.

Эмоциональное развитие

О чем еще важно сказать, если 9 месяцев ребенку? Развитие (что должен уметь и понимать малыш) его эмоционального восприятия - об этом также надо рассказать. Важно отметить, что в это время кроха уже точно воспринимает настроение окружающих его людей. Так, если все вокруг веселятся, дитя также заразится позитивным настроением, и наоборот. Также надо отметить, что малыши в это время уже чувствуют музыку и пытаются пританцовывать. Особенно им нравится, когда окружающие их поддерживают и подзадоривают хлопками в ладоши.

Нервно-психическое развитие

Еще что должен уметь ребенок в 9 месяцев? Так, у малыша в это время появляется своя любимая игрушка, с которой он не желает расставаться. Особенно она нужна ребенку в моменты плохого настроения. Она выступает в роли успокоивающего элемента. Трагедией может стать попытка убрать ее из виду хотя бы для того, чтобы почистить или постирать. Покой в доме наступит только после того, как игрушка окажется в руках ее владельца.

Рассматриваем далее, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Девочка более легко будет выполнять поставленные перед нею задачи. А мальчики чаще всего в это время еще не желают слушаться родителей. Так, малышки уже могут выставлять ручки для одевания, подавать те или иные предметы. Однако надо сказать о том, что в это время детки еще не воспринимают всерьез слово «нет». Именно поэтому они просто не реагируют на запреты взрослых - как мальчики, так и девочки.

Кормление крохи

Идем далее, изучая, что должен уметь ребенок 8-9 месяцев. Так, нужно отметить, что в шестимесячном возрасте (иногда и ранее) родители вводят прикорм. А к 9 месяцам малыш уже кушает практически все: каши, супчики, пюре, творожки. Появляются первые попытки питаться самостоятельно. Они будут поначалу очень неуклюжими, все будет заканчиваться мытьем малыша и стиркой одежды, но все же не стоит крохе запрещать делать это самостоятельно. Также можно давать малышу пить жидкость не из соски, а из чашки. Однако ее нужно будет придерживать взрослому, ведь кроха еще не сможет удержать этот предмет посуды в своих ручках. При этом бутылочку малыши в этом возрасте держат уже отлично. Ну и, конечно же, дитя с удовольствие будет еще сосать грудь, однако это уже будет это не основное питание, а особое лакомство.

Навыки на бытовом уровне

Речевое развитие

Следующий момент, что должен уметь ребенок в 9 месяцев: мальчик (впрочем, как и девочка) пытается произносить свои первые слова, состоящие из пары слогов. В это время у деток появляются свои определенные термины, которые могут означать то или иное деяние. Стоит отметить, что девочки в этом направлении в основном развиваются быстрее, нежели мальчики. При этом дитя активно лепечет и что-то рассказывает в периоды своего бодрствования.

Продолжим разговор о том, каким должно быть, если 9 месяцев ребенку, развитие. Что должен уметь малыш в этом возрасте? Так, дитя уже оборачивается, если слышит свое имя. Ребенок в это время понимает, когда к нему обращаются. На просьбу показать что-то малыш может оборачиваться в сторону названного предмета или элемента. По просьбе может протягивать игрушку или вещь взрослому.

В это время также дитя понимает команды «ложись», «вставай», «выбрось» и т. д. Осознает названия определенных предметов, которыми пользуется каждый день: ложка, чашка, расческа, бутылочка. Еще что должен уметь ребенок в 9 месяцев? Девочка может также с удовольствием прислушиваться к разговору взрослых, даже если она ничего и не понимает. Именно поэтому малышки гораздо раньше мальчиков начинают говорить.

Небольшой итог

В качестве небольшого вывода хочется представить на рассмотрение более удобный вариант всего выше сказанного. Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев? Таблица приведена ниже.

Кроха должен уметь

Кроха может уметь

Добираться до игрушки, которая находится вне области его досягаемости

Подбирать мелкие игрушки, используя указательный и большой пальцы

Малыш начинает разговаривать, появляются первые слоги, слова

Может говорить «мама», «папа», «баба»

Активно использовать различные предметы, изучает формы, текстуру

Любит играть в «ку-ку»

Кушать взрослую пищу с ложки

Играет в ладушки, может хлопать

Умеет пить из чашки (при поддержке взрослых)

Может пить из чашки, не требуя посторонней помощи

Перекладывать предметы из руки в руку

Садится из положения «лежа на животе»

Пытается делать первые свои самостоятельные, без поддержки взрослых, шаги

Стоять, держась за опору.

Подтягивается, чтобы стать, из положения сидя

Таким образом, малыш в 9 месяцев активно развивается физически, любит общаться с окружающими, издает разнообразные звуки, манипулирует с предметами и т.д. В статье были кратко рассмотрены основные закономерности его развития.

Сейчас ваш ребенок учится познавать мир. Малыш становится как никогда непоседлив и любознателен. В 9 месяцев происходит становление и расцвет предметной деятельности с игрушками и самое начало социальных контактов. Умение помочь ему, выслушать его, понять и быть терпеливым необходимо каждому родителю.

Что новенького?

Девятимесячный непоседа почти не сидит на одном месте, поэтому требует постоянного внимания родителей. Развитие ребенка в 9 месяцев приносит новые достижения: он не только ползает, но уже встает на ножки, держась за опору, и даже пробует стоять без нее. Первый раз это может произойти спонтанно. Но, оценив новый навык, кроха не остановится на достигнутом успехе. Вертикальное положение очень нравится любознательному малютке. К концу месяца он, скорее всего, сможет вставать без опоры.

Среди некоторых родителей существует мнение, что ползать крохе необязательно. Такая точка зрения ошибочна.

Полезно знать

Ползанье развивает мышцы всего тела. Ползая, кроха укрепляет спину для хождения и совершенствует ручки для развития мелкой моторики. В процессе ползанья происходит укрепление связи между двумя полушариями мозга, что напрямую влияет на развитие речи и интеллекта малютки. Ползая по комнатам, малыш получает опыт передвижения, совершенствует вестибулярный аппарат, учиться ориентироваться в окружающем его пространстве, развивает любознательность, самостоятельность и уверенность в собственных силах.

Вы можете и обязаны научить вашего малыша ползать. Для этого почаще выкладывайте его на пол, если вам кажется, что прохладно просто подстелите плотный плед, покажите малышу как нужно ползать, поставьте его с опорой на коленки и на руки, передвигайте по очереди его ручки и ножки, спустя довольно короткое время малыш поймет, что от него требуется. Используйте игрушки для детей 9 месяцев, побуждающие ползание. Это должны быть шумящие яркие предметы, удобно хватающиеся одной ручкой крохи и легко бросающиеся или укатывающиеся, например, неваляшка или тканевый звенящий мячик. Они покатятся на небольшое расстояние, а кроха захочет переместиться и взять их снова.

Совершенствуется так называемый пинцетный захват: теперь он все чаще берет предмет не ладошкой, а двумя пальцами - большим и указательным. Также оттачиваются навыки взаимодействия с мелкими предметами: 9-месячный малыш вынимает (высыпает) их и снова вкладывает в емкость, а также открывает (снимает) крышечки. В возрасте 9 месяцев ребенок умеет действовать одновременно двумя игрушками, держа по игрушке в каждой руке.

Полезно знать

Будьте внимательны во время игр малыша с мелкими предметами!

Карапуз знает свое имя и откликается на него. Он отлично понимает, кто мама, кто папа, кто бабуля или дедуля, а также помнит имена всех из ближнего окружения (брата, сестры и так далее). Помимо этого, малыш знаком с названиями многих предметов, встречающихся ежедневно.

Многие дети в девять месяцев уже выбирают себе любимую игрушку или одеяльце. Грязный плюшевый мишка, брошенный в утреннюю стирку, способен создать в семье кризисную ситуацию. Несмотря на проблемы, которые способна вызвать «любимая игрушка», эта ранняя привязанность является важным событием в развитии ребенка. Она свидетельствует об умении малыша прекрасно различать предметы.

В этот период можно услышать, как он обращается к определенному человеку. Это обращение наполнено смыслом и может быть в виде различных слов: «мама», «папа», «баба», «ляля» и другие. Возможно, они звучат несовершенно, но главное - осмысленное постоянство в их использовании. То есть, желая обратить внимание мамочки, кроха говорит именно «мама», а к возникшему на горизонте папочке обращается «папа».

9-месячный ребенок способен повторять движения за взрослым: поднимать, опускать руки, похлопывать.

В 9 месяцев малыш тянет руки к подносимой чашке, поддерживает чашку снизу двумя руками, направляет ко рту, пьет. Держит в руке ломтик хлеба, печенье, сушку, подносит ко рту, откусывает, обсасывает.

За девятый месяц ребенок набирает в среднем 500 грамм веса и вырастает на 1,5 см. Таким образом, вес девятимесячного ребенка около 8600–9000 г, а рост - 70–75 см.

Полезно знать

Следует учитывать, что на физические данные влияет наследственность. Не стоит впадать в панику, если малыш не соответствует стандартам. Однако заострить на этом внимание и проконсультироваться со специалистом нужно. Оценивать вес малыша необходимо с целью выявления проблем с питанием и здоровьем. Например, если ребенок интенсивно набирает или теряет массу тела без видимых на то причин - это предмет для внимания.

Как выглядит ребенок в 9 месяцев






Физическое развитие ребенка в 9 месяцев

К 9 месяцам малыш не только уверенно садится, но и из положения сидя может самостоятельно лечь. Хорошо встает, держась за мебель или окружающие предметы, стоит, опять садится. Ходит, придерживаясь одной рукой за барьер манежа или хватаясь за подходящие для захвата части окружающей мебели. Такую ходьбу можно наблюдать у половины детей в возрасте 9,5 месяца. Рукой держится за предмет, а не опирается на нее. Идет вполоборота приставным или чередующимся шагом. Если мебель, служащая опорой, вдруг прерывается, а следующая, удобная для захвата деталь мебели находится на расстоянии 30–40 см, то ребенок перемещается от опоры до опоры приставными шагами. При этом одной рукой держится за предыдущую опору, а другой хватается за новый предмет. Уверенно ходит при поддержке взрослого за обе руки.

Некоторые здоровые дети не спешат переходить в вертикальное положение. В этом случае в данном возрасте они хорошо ползают, подтягиваясь вперед руками, и осваивают передвижение на четвереньках, хотя еще не могут отрывать от пола живот.

Мелкая моторика и игра ребенка в 9 месяцев

Начинает брать маленькие предметы преимущественно большим и указательным пальцами - захват «пинцетом». Ранее малыш делал это кистью с равномерным использованием всех пальцев. Пальцы не согнуты возле подушечек, а пока еще неудобно вытянуты.

Благодаря этому пинцетообразному захвату ребенок может даже поломать хрупкие предметы. По сравнению с этапами « » и « » малыш может аккуратнее разрывать небольшие листы бумаги на еще более мелкие кусочки. Таким образом, с 8–10 месяцев у ребенка интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный. Дети начинают выполнять и другие более тонкие движения. Чтобы развить моторику пальцев, малышу дают коробочки, которые открываются сбоку, сверху, путем проталкивания. Коробочки могут быть разной формы: круглые, квадратные, продолговатые, треугольные. Ребенок самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те коробочки, к которым крышки прикреплены, т.е. зафиксированы. Ребенок кладет предметы в коробку, затем вновь их оттуда вынимает. Может пальцем проковырять дырочку в стенке картонной коробки. Малышу остаются интересными и игрушки с подвижными деталями, например с колесами или рычажками.

Игрушки и игра ребенка в 9 месяцев

Действия с игрушками и различными предметами, описанные в предыдущем этапе, ребенок выполняет с большей активностью и самостоятельностью. Держа по кубику в каждой руке, иногда ударяет или постукивает ими друг о друга по несколько раз.

Кроме кубиков, которые у ребенка должны быть уже с 5 месяцев, ему необходимы пирамидки и различные геометрические фигуры, а также корзинки, коробочки и прочие пластиковые или деревянные предметы, годные для всевозможных нанизываний, сопоставлений, вставлений, погружений и прочих конструкторских действий для развития координации тонких движений. Первую пирамидку ребенку купите покрупнее. Безопасный (т.е. тупой и толстый) стержень пирамидки должен быть зафиксирован на широкой базовой части. На первой пирамидке достаточно иметь 2–3–4 крупных кольца или фигурных секций, которые свободно нанизываются на стержень. Не забудьте и о таком важном предмете, как надувной шар, ведь интересная траектория его полета надолго заинтересует ребенка.

Однако не спешите давать ребенку дорогостоящие игрушки, которые он не может ни разобрать, ни собрать. Постарайтесь учесть, что ваш юный отпрыск еще не умеет играть с образными игрушками: куклами, машинами и т.п. Дитя не выстраивает сюжет, например «кукла кушает» или «мишка купается». Малыш осваивает их физически, накапливая практический опыт действий с предметами. Ребенка увлекает сам процесс воздействия предметом на предмет. Поэтому не удивляйтесь тому, что малыш безжалостно отрывает колеса у дорогого самосвала, разбирает по частям сверкающий вездеход или возит по полу куклу за ногу, наблюдая, как хлопают ее глазки. Ему хочется все разобрать на части, потому что именно так малыш познает зависимости формы, величины, массы, а также изменения, связанные с положением предметов в пространстве. Рассчитывать же на сюжетную игру крохи пока еще слишком рано. Если вы хотите, чтобы ребенок в возрасте 9–12 месяцев не разбрасывал игрушки, не ломал их, а самостоятельно играл, необходимо в этот момент окружить его игрушками, действиям с которыми его обучали. Большую ошибку допускают родители, которые вываливают около ребенка все его игрушки.

Очень важно правильно организовывать активное бодрствование ребенка: удобно одеть, предоставить ему место для игры, обеспечить игрушками. Отвлекают от игры и утомляют малыша шум, громкий разговор, громкая музыка, резкие звуки. Только в тихой обстановке малыш слышит речь взрослых, слышит сам себя, свои звуки. Отрицательно влияет на поведение, быстро утомляет и нарушает игру недостаточное освещение, полумрак или, наоборот, слишком яркий свет. Ребенок остается бездеятельным, вялым, если бодрствует в душном, слишком теплом помещении. Также вредно и для активности ребенка, и для его здорового сна пребывание во время бодрствования в спальной одежде, особенно в постели. Необходимо разделять обстановку сна и активного бодрствования.

Понимание речи ребенком в 9 месяцев

Если вы обучили ребенка, то он уже освоил заученные движения. Например, помахать ручкой («до свидания»), дать ручку («здравствуй») или игру вроде «ладушек-ладушек». Ребенок уже должен понимать значение этих ваших слов. Поэтому для выполнения хорошо заученного движения должно быть достаточно словесного выражения вашей просьбы, без вашей подсказки в виде жестов.

Малыш начинает выполнять и другие простые команды, например «Дай маме ложку». Однако в начале обучения такая инструкция ребенком выполняется только в том случае, когда ребенок в это время смотрит на ложку, а также если мама подкрепляет свою просьбу жестом: показывает на ложку протянутой рукой. Нужно еще два-три месяца, чтобы ребенок быстро научился усваивать и запоминать значение слов, то есть по-настоящему понимать речь.

Иногда малыш сам активно использует заученные движения в виде жестов - машет рукой «До свидания!» в ответ на прощание взрослого. Таким образом, параллельно с развитием речи развивается и совершенствуется общение с использованием жестов.

Быстро реагирует на свое имя. На чужое имя не отзывается или ищет взглядом, кого же назвали.

На вопрос «Где?»: «Где мишка?», «Где лампа?» может найти названный объект. В отличие от предыдущих этапов, когда малыш мог найти только тот предмет, который всегда находился в определенном месте, теперь он может обнаружить его даже на непостоянном месте. Если предмет хорошо знаком ребенку, может найти его не только взглядом. Например, в ответ на вопрос «Где мишка?» малыш может вытащить игрушечного медведя из множества других игрушек и дать его вам.

Появляются первые признаки понимания запрета. В целом запрет игнорируется, но определенная реакция торможения при слове «нет» или «нельзя» наблюдается. Ребенок останавливается на секунду, а затем снова возвращается к своему занятию. Ради блага ребенка в опасных ситуациях необходимо громко и строго говорить: «Нельзя!» Запрет нужно подтверждать мимикой (хмурое выражение лица) и жестами (сердито качать головой, указательным пальцем). Если ребенок продолжает опасно шалить, то необходимо перенести его на другое место, забрать у него опасный предмет и т.д. Необходимо определить всеми членами семьи, что разрешено ребенку, а что запрещается. Все родители и близкие должны согласовать между собой, когда говорить «Нельзя!» и когда «Да, можно!». Если вы уже обучали ребенка «речи животных», то при прогулке на улице укажите на собаку и спросите: «Как гавкает собака?» Ребенок ответит: «Ав-ав». Если сразу не ответит, то подскажите ребенку: «Ав-ав», - а затем опять переспросите его. Аналогично при показе на картинке знакомой ребенку коровы спросите: «Как мычит коровка?» Ребенок уже может пальцем тыкать в коровку и гордо отвечать: «Му-у».

Речевое развитие ребенка в 9 месяцев

Лепет остается основной речью ребенка, которой он активно выражает свои потребности и эмоции.

Но в этом возрасте малыш должен уметь повторять за вами известные ему слоги. Если он испытывает трудности, потренируйте его. Для этого сядьте напротив ребенка, эмоционально обращайтесь к нему по имени. Четко, раздельно, с небольшими паузами произносите слоги, которые ребенок ранее сам произносил. Ребенок подражает отдельным звукам и общей интонации вашей речи.

Некоторые дети могут повторять за взрослым новые, ранее не произносимые им слоги. При этом ребенок, слушая взрослого, внимательно следит за движениями его губ.

Из знакомых слогов «ма», «ба», «па» и других формируются первые лепетные слова из двух одинаковых слогов: «ма-ма», «ба-ба», «папа». Однако малыш адресует их всем, а не только конкретным родителям. Чтобы ускорить правильное использование этих слов, можно применить упражнение.

Игра-упражнение
Когда ребенок говорит «ба-ба-ба» или «па-па», то, повторяя за ним «ба-ба» или «па-па», показывайте на бабушку или папу и спрашивайте: «Где баба?» или «Где папа?» Если ребенок смотрит на того, кто ему назван, то радуйтесь вместе с ним, хлопайте в ладоши, поцелуйте его и т.д. Если ребенок еще не произносит этих слов, то можно вступать с ним в перекличку во время его лепета (см. ) и пытаться вызывать у него подражание с произнесением этих первых лепетных слов («ма-ма», «ба-ба», «па-па»). Слоги и слова надо произносить медленно и четко.

Первыми словами ребенка, кроме обозначения близких людей, скорее всего, не будут те, что обозначают требования (типа «дай»). Чаще дети начинают произносить слова, которыми мама сопровождает привычные действия. Начиная с 9 месяцев речевое развитие разных детей начинает все больше и больше отличаться. Одни долго и много лепечут, но слова появляются только после 12 месяцев. У других детей слова появляются уже в 10–11 месяцев. Но перед ранним появлением первых слов у таких детей нередко отмечается недолгий период относительного молчания - ребенок лепечет меньше и менее разнообразно, однако этот лепет все больше напоминает слова.

Внимание!

Раннее уменьшение лепета (еще с 7–8 месяцев), с почти полным молчанием и отсутствием появления первых слов к 11–12 месяцам, может быть признаком патологии речевого центра и требует обращения к неврологу и логопеду, специализирующемуся по доречевому развитию.

Какой режим у ребенка в 9 месяцев?

Ваш ребенок уже спит ночью от 10 до 12 часов. И еще два раза в день по 1,5–2 часа. Убедитесь, что ему этого достаточно - продолжительность сна играет большую роль в развитии ребенка. Также важно придерживаться постоянного расписания дневного сна. Если этот график скользящий, то, велика вероятность, что ребенку будет трудно заснуть и он будет часто просыпаться в течение ночи.

Инфографика - продолжительность сна младенца в зависимости от возраста

Как уложить ребенка спать?

Вечерний ритуал
Соблюдайте постоянный ритуал вечернего отхождения ко сну. Это важно: ванна, сказка перед сном, укладывание в кровать. Вы можете также добавить тихую игру, только убедитесь, что следуете одной и той же схеме каждый вечер. Дети предпочитают последовательность и чувствуют себя в безопасности, когда знают, чего ожидать.

Режим дневного и ночного сна
В режиме 9-месячного ребенка сохраняется три дневных сна по 1,5–2 часа, но некоторые дети могут перейти и на 2-х разовый, при этом длительность каждого несколько увеличивается и составляет 2–2,5 часа.

Сон ребенка станет лучше, если вы будете соблюдать режим не только ночью, но и днем. Если ребенок ест, играет и ложится спать четко по часам, в одно и то же время, скорее всего ему будет всегда легко заснуть.

Полезно знать

Давайте ребенку возможность заснуть самостоятельно. Не мешайте ему тренировать этот важный навык. Если сон ребенка зависит от кормления, укачивания или колыбельной песни, ему будет тяжело заснуть снова, когда он проснется в течение ночи. Возможно, он даже будет плакать.

Утро крохи традиционно начинается с умывания, с 9 месяцев можно пробовать сажать малыша на горшок по утрам. В первой половине дня проводятся закаливающие процедуры, утренняя гимнастика и массаж. Гулять с ребенком следует не менее 2–3 раз в день. Продолжительность прогулки, особенно летом, должна составлять 2,5–3 часа. Традиционное купание перед сном можно проводить реже, ведь малыш уже подрос. Но водные процедуры для крохи в этом возрасте становятся настоящей радостью. Поэтому многие родители продолжают купать детей каждый день. После купания необходимо придерживаться определенного ритуала отхода ко сну - спеть колыбельную песню, погладить по головке или покачать ребенка. Так малыш будет быстрее засыпать.

Режим кормления ребенка в 9–10 месяцев должен быть уже сформированным, а интервал между приемами пищи в среднем должен составлять 4 часа.

Как кормить ребенка в 9 месяцев?

До года малыш питается 5 раз в день, причем с каждым месяцем рацион должен становиться более разнообразным и приближенным к взрослой пище. Основой меню 9-месячного ребенка по-прежнему является грудное молоко или адаптированная молочная смесь. К ним добавляют различные каши, особенно полезны гречневая, кукурузная, овсяная и рисовая. В овощном меню малыша присутствуют цветная капуста, морковь, брокколи, тыква, кабачок, зеленый горошек, а также картофель и салатные листья. Допускаются только полезные способы приготовления пищи: на пару, отваривание или запекание. Малышу в этом возрасте еду лучше не солить, а чтобы сделать ее менее пресной, можно добавить в блюдо свежую зелень. Например, тщательно измельчить петрушку и смешать ее с пюре. Предлагают и детское печенье. Оно очень хорошо растворяется в слюне, поэтому можно не бояться за то, что малыш подавится слишком большим откушенным куском.

С этого возраста вводить новые продукты можно уже каждый день, но постепенность остается главным правилом. Не больше одного кусочка или ложечки нового продукта в один день! Ведите дневник питания, в котором отмечайте, что, когда и сколько начали давать. Также записывайте в нем реакцию детского организма. Так, если вдруг появятся высыпания или плохой стул, будет проще понять на что именно.

Полезно знать

Ученые и врачи провели множество исследований, которые неоднократно подтвердили, что меню ребенка 9 месяцев начала прошлого века и сегодняшнего дня должно существенно отличаться.

Рацион 3-х месячного малыша, например, существенно отличается от того, что ест ребенок 9 месяцев. Питание (меню) в таком возрасте более разнообразно: вводятся новые продукты, увеличивается порция потребляемой пищи, меняется консистенция. Ведь в 9 месяцев он может сам пережевывать небольшие кусочки пищи. В этом возрасте нужно соблюдать пропорции между материнским молоком, протертыми блюдами и пищей в виде очень мелких кусочков. Достаточно изменить консистенцию пюре, протирая его не через сито, а разминая вилкой или ложкой.

Молоко матери составляет только треть от суточного рациона, а в общем ребенок в 9 месяцев должен употреблять 1200 мг еды в сутки, при этом соки и вода не считаются.

Детское питание промышленного производства отвечает всем требованиям и стандартам, что гарантирует качество и безопасность применения. Жизнь бежит, и молодой маме нужно многое успеть, поэтому проще и удобнее открыть баночку готового пюре, чем готовить его самостоятельно.

Но все же пюре и каши для малыша лучше начинать готовить самостоятельно, так ребенок постепенно будет привыкать ко взрослому общему столу. Рекомендуется давать пюре из различных фруктов, свежих овощей и некоторой зелени. Отлично подойдет капуста, тыква, свекла, горошек, морковь, а из фруктов предпочтительнее яблоки и груши. У ребенка в 9 месяцев, как правило, есть несколько зубов, и поэтому можно менять способ измельчения пищи. Сначала половину порции овощного пюре разминают вилкой и дают маленькими ложечками. Как только дитя научится жевать, овощи режут маленькими кусочками, увеличивая порцию с кусочками постепенно. В этом возрасте дают маленькие кусочки сухариков, печенье. Ребенок в 9 месяцев побуждается к самостоятельности тем, что родители предлагают сухарик или печенье для того, чтобы он их жевал, а бутылочку заменяют чашкой. Грудное кормление один раз в день заменяют молоком из чашки, чтобы малыш постепенно отвыкал от груди.

Полезно знать

Следует начинать приучать малыша кушать ложкой, но необходимо запастись терпением, ведь, стараясь подражать взрослым, дети не всегда сразу справляются со сложным навыком управления столовыми приборами.

  • Протертое мясо можно заменить мясными фрикадельками, а затем и паровыми котлетами. Чередовать мясные продукты можно с рыбными, которые уже спокойно можно вводить в рацион малыша в этот период. Готовить рыбу нужно очень тщательно, чтобы ни в коем случае не пропустить косточки. Предпочтительнее всего выбирать богатого кальцием речного судака.

  • Настало время познакомить малыша с пшеничным хлебом, начинать давать который нужно с 5 г. Следует учесть, что в первый год жизни он должен быть исключительно белым. Также альтернативой хлебу может стать детское растворимое печенье, дневная норма которого постепенно может доводиться до 15 г.

  • При кормлении ребенка еще в 8 месяцев можно начинать постепенно приучать его к жеванию. Для этого овощное пюре на обед необязательно взбивать блендером, а достаточно лишь помять его вилкой. В случае, если у малыша еще не появились зубки, волноваться не стоит, так как он будет стараться жевать еду «чешущимися» десенками, получая при этом удовольствие.

  • 9 месяцев - отличный возраст для обучения ребенка самостоятельности, поэтому можно смело давать ему в ручки ложку, приобщая к процессу кормления, а бутылочку с питьем заменить на удобную чашку-непроливайку.

Примерное меню 9-месячного ребенка выглядит так:


  • 6.00 - 200 г грудного молока или молочной смеси.

  • 10.00 - 120–130 г молочной каши с фруктовым пюре или сливочным маслом.

  • 14.00 - 150 г пюре из овощей, паровая котлета из мяса или рыбы, яичный желток (через день), компот или фруктовый сок.

  • 18.00 - 120 г грудного молока или смеси, 50 г творога, печенье и фруктовый сок.

  • 22.00 - 200 г грудного молока или молочной смеси.

При составлении меню следует ориентироваться на ребенка, так как аппетит и вкусы у всех детей разные.

Стоит отметить, что молоко не является напитком, хорошо утоляющим жажду. Поэтому рацион ребенка должен быть дополнен фруктовыми компотами, травяными чаем и водой.

Особенности приготовления «детских» блюд

Если вы решились готовить самостоятельно, то нелишним будет ознакомиться с основами детской кулинарии.

Один из залогов правильного меню ребенка в 9 месяцев - рецепты, по которым следует готовить детям. Со временем каждая мама приспосабливается к своему чаду и безошибочно определяет, любит ли он то или иное блюдо. Несмотря на изобилие детского питания в магазинах, многие мамы стараются самостоятельно готовить завтрак, обед и ужин своим малышам. Как сделать так, чтобы ребенку было не только вкусно, но и полезно?Существуют общие правила приготовления: добавлять минимальное количество соли и зелени, избегать специй, использовать только свежие исходные продукты. Детям нельзя давать жареные, копченые, острые, слишком горячие или холодные блюда. Еду для самых маленьких лучше всего готовить на пару: так в продуктах сохраняется наибольшее количество различных полезных веществ, витаминов и микроэлементов. Они получаются ароматными и сочными, что важно для малышей.Для того чтобы привередливый гурман с удовольствием ел обед, нужно красиво и привлекательно оформлять тарелку с едой. Вид, вкус, аромат пищи должен пробуждать в ребенке аппетит. Если малыш в 8–9 месяцев может похвастаться зубами, пищу для него уже не нужно перетирать блендером, так он может самостоятельно справиться с мелкими кусочками - просто разминайте приготовленное блюдо вилкой.

Домашний творог
Ингредиенты:


  • Детский кефир - 250 миллилитров.

Кефир необходимо вылить в эмалированную посуду и поставить на водяную баню. Через несколько минут начнет отделяться сыворотка. Тогда необходимо откинуть творог на сито или марлю. Сыворотка стечет, останется вкусный нежный творожок.К нему можно приготовить фруктовое или фруктово-овощное пюре.

Пюре из тыквы и яблока
Ингредиенты:


  • Яблоко - 1 штука.

  • Тыква - 100 грамм.

Тыкву нужно очистить от семян и кожуры и нарезать небольшими кубиками. Яблоко также очищаем от семян и кожуры и нарезаем кубиками крупнее. Выкладываем в пароварку, сверху немного присыпаем сахаром. Готовим на пару минут 25. По окончании приготовления можно размять вилкой или протереть через сито.

Суп-пюре из телятины с овощами
Ингредиенты:


  • Телятина - 60 грамм.

  • Картофель - 50 грамм.

  • Морковь - 40 грамм.

  • Лук - 10 грамм.

  • Цветная капуста - 60 грамм.

  • Растительное масло - треть чайной ложки.

  • Зелень - по вкусу.

Телятину необходимо нарезать кусочками, залить холодной водой и проварить до полуготовности. Затем добавляют овощи поочередно, сначала морковь, затем лук, картофель, цветную капусту. Когда все будет готово, добавляем масло и выключаем. Подавая, необходимо добавить зелень.Как бы долго мясо ни варилось, оно остается жестковатым для ребенка. Поэтому супчик лучше измельчить при помощи блендера или провернуть только мясо, а овощи растереть.

Какой стул у ребенка в 9 месяцев. Сколько раз он писает.

С введением прикорма стул становится более густым и редким. У детей до 3-х лет нормальная частота стула - 5–6 раз в неделю.

С 6 месяцев до года, при нормальном питьевом режиме, кратность мочеиспускания составляет 15–16 раз.

Как играть с ребенком в 9 месяцев

Игры с ребенком 9 месяцев имеют такие направления:

Развитие мелкой моторики

Дома можно предложить малышу картонные плотные книжки для перелистывания вместе, поиграть в собирание мелких предметов в мешочек или коробочку. На улице крохе понравится позаниматься в песочнице совочками, ведрышками и формочками, а при купании будет интересно переливать водичку из формы в форму.

Стимулирование речи

Ежедневно как можно больше времени нужно общаться с малюткой на прогулке и дома. Люди и окружающие предметы должны быть представлены крохе, а ежедневные действия, поступки и события описаны и объяснены. Так формируется его пассивный словарный запас. Необходимо в игровой форме побудить малыша повторять звуковые сочетания за родителями. В этом возрасте полезно рассказывать короткие стишки и сказки, петь вместе песенки.

Физическое развитие

Полезны игры, направленные на развитие навыка ползанья. На этом этапе для него важны и первые шаги за ручку с родителями. При любой возможности нужно чаще водить кроху дома и на улице. Необходимо следить за положением ручек малыша - не поднимать их высоко. Он должен использовать руки мамы в качестве опоры, а не висеть на них.

Развитие интеллекта

Разложить перед малюткой варежки, носочки, перчатки и предложить ему найти пару. При купании можно мыть куклу и называть ее части тела. Полезно будет прятать предмет при ребенке, называть его и искать вместе.

Полезно знать

Заполняя игровую зону, не следует заваливать ее огромным количеством игрушек. Их должно быть не слишком много. Лучше периодически прятать одни, а доставать другие. Игрушки для детей 9 месяцев должны быть разнообразными: легенькая и тяжелая, мягкая и жесткая, маленькая и большая. Главные требования к игровому арсеналу: он должен быть сертифицирован, качественно сделан и безопасен (не имел легко отрывающихся мелких частей). В этом возрасте полезно выбрать любимую игрушку для сна. Она поможет успокоиться крохе и быстро заснуть.

Развивающие игры для ребёнка в 9 месяцев

Игрушки для ванной.
Ребёнок достаточно хорошо сидит и может самостоятельно купать утят и корабли в ванной. Помогите ему - покажите, как плавают и ныряют игрушки.

Пирамидки и кубики.
Несложные пирамидки с малым набором колец. Развивает моторику, познание, синхронизацию действий глаз и рук. Из кубиков учим строить башню и разрушаем «Бабах!»

Матрёшки развивают моторику и формируют понятие размера.
Показывайте малышу, какая фигурка маленькая как она прячется в большую.

Коробка с отверстиями для проталкивания игрушек внутрь.
Если уже всё спрятали, пусть ребёнок попробует открыть коробку и найти, куда подевались все игрушки. Похвалите его обязательно.

Копилочки.
Коробочки или баночки с прорезями, в которые можно класть мелкие предметы (пуговицы, прищепки, шарики).

Примеры игр с 9-месячным ребенком

Позвони в колокольчик
Дайте ребенку колокольчик и покажите, как в него звонить.

«Осязательная» игра
Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.

Переверните игрушки
Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами (например, плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т.д.). Посмотрите, исправит ли малыш «положение» своих друзей.

Липкая лента
Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту.

Шляпа на голове ребенка
Когда малыш сидит перед зеркалом, наденьте ему па голову шляпу. Ему понравится наблюдать за своим отражением, снимающим шляпу.

Улучшение координации
Поиграйте с вашим ребенком в «ладушки». Помогите ему похлопать в ладоши, а потом спрячьте ручки под одеяло. Малыш будет с интересом наблюдать, как его ручки исчезают и снова появляются.

Покатайте мячик
Покатите мячик к ребенку и, когда малыш вернет его вам, отправьте мячик снова к нему. Предложите другим членам семьи присоединиться к вам. Для этой цели лучше всего подходит мягкий мячик. Как сесть на пол Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась за что-нибудь, но еще не знает, как ему обратно сесть, помогите вашему малышу протяните ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчите ребенку возвращение в сидячее положение.

Дайте ребенку «пирамиду»
Если ребенок хоть один раз надел «кольцо» на стержень пирамиды, он будет делать это снова и снова Игру можно сделать еще интереснее, если стержень качать из стороны в сторону.

Игрушки в прозрачной коробке
Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть малыш попытается снять крышку. Если это у него не получается, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку - пусть продолжит свои старания.

Перевернутая кастрюлька
Опрокиньте кастрюльку вверх дном и дайте ее ребенку. Понаблюдайте, сообразит ли он, как нужно ее перевернуть. Ваш ребенок уже многое знает о том, как должны быть расположены предметы.

Дай мне игрушку
Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг.

Вытягивание шарфиков
Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте, сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубку.

Нужно ли идти в поликлинику в 9 месяцев

Ежемесячное посещение педиатра актуально для всего первого года жизни. Специалист проводит измерение главных физических показателей и оценивает их. В 9 месяцев вероятно вам предстоит плановая диспансеризация проводится (обратите внимание, что это лишь примерный план вакцинации и диспансеризации, в зависимости от особенностей и медицинского обеспечения вашего региона).

Консультации:


  • Педиатр.

  • Ортопед (или детский хирург).

  • Детский стоматолог.

Плановая вакцинация не проводится.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Учим названия частей тела

Игра 1. «Кто в зеркале?»

Осознание самого себя – длительный процесс, но именно в 9 месяцев малыш начинает догадываться, что девочка или мальчик в зеркале является его отражением. Игры с зеркалом позволяют не только получить представление о своём внешнем облике, но и выучить название частей лица и тела.

Вам понадобятся

Зеркало большого размера (висящее в ванной или в прихожей), новая шапка, обруч для волос или разноцветный бумажный колпак, которые легко надеваются и снимаются.

План игры

1. Возьмите ребёнка на руки и встаньте с ним перед зеркалом или сядьте на стул посадив малыша на колени. Расположитесь таким образом, чтобы было видно не только отражение ребёнка, но и ваше собственное. 2. Наденьте на ребёнка шапку, которую он раньше никогда не видел, и дайте ему полюбоваться на себя в зеркало. 3. Попросите малыша показать, где шапка, где его голова, где глаза, брови, нос и т. д. 4. Наденьте шапку на себя и попросите малыша показать, где у вас находятся различные части лица. Обращайте внимание ребёнка на то, что всё, что он показывает, видно в зеркале! 5. Повторите то же самое с колпаком и с обручем для волос.

Родителям на заметку

1. Обратите внимание на то, что ребёнку больше всего нравится надевать на голову, и в дальнейшем играйте именно с этим предметом. 2. Старайтесь не вводить ребёнка в заблуждение фразами вроде: «Помаши ручкой девочке/мальчику!». Наоборот, чаще повторяйте малышу, что это он отражается в зеркале! Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Малыш теперь многое умеет и готов с утра до вечера энергично исследовать окружающий мир. Девятимесячные мальчики весят 8,0-9,9 кг при росте 69,7-74,2 см, соответствующие показатели для девочек: 7,3-9,4 кг и 67,7-72,6 см*.

Большинство детей этого возраста активно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Есть малыши, которые передвигаются, используя «пятую точку»: отталкиваясь одной ножкой, они как бы подпрыгивают на попе в нужном направлении. Некоторые дети перемещаются с места на места на четвереньках, но с выпрямленными коленками. Ребенок владеет своим телом все более уверено и уже умеет менять позу во время движения.

Девятимесячный малыш успешно учится выражать свои эмоции и желания с помощью мимики и осмысленных жестов. Он может, например, помахать рукой на прощание или попроситься на ручки, а также продемонстрировать свое неудовольствие по поводу предложенной еды или игрушки. Память у ребенка становится более долгосрочной. Теперь он может повторять действия, которые видел неделю назад: например, примерять перед зеркалом шляпу так же, как это делала мама в прошлую пятницу.

Дети не только запоминают и различают предметы, но и узнают их предназначение. Малыш не будет изучать чашку, как раньше, внимательно ощупывая ее и пробуя на вкус. Он сразу попытается поднести ее ко рту, чтобы попить.

Ребенок придумывает различные игры, чтобы убедиться в «постоянстве» предметов: например, кладет игрушку в ведерко и сразу его опрокидывает, чтобы увидеть игрушку снова и удостовериться, что она не пропала. Таким способом малыш осознает, что предметы не исчезают, когда их не видно.

Наблюдая за развитием разных детей, можно выделить некоторые общие закономерности: сначала малыш встанет - и только потом пойдет; сначала научится «загребать» рукой предметы - а потом уже хватать их, используя большой и указательный палец, и перекладывать из одной руки в другую. Однако в какой области ребенок будет развиваться быстрее, зависит от его индивидуальных особенностей и способностей. Одни дети усиленно тренируют ножки, чтобы скорее встать, другие сосредоточены на ручках - им все время хочется что-нибудь взять, повернуть и пощупать. Внимательные родители почти всегда смогут определить, что малыш начнет делать раньше: ходить, говорить или уверенно манипулировать предметами.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Дети продолжают изучать реакции взрослых на свои поступки. Если малыш бросил ложку на пол, он вовсе не стремится быть непослушным: он хочет узнать, какое действие мамы за этим последует. Таким способом ребенок накапливает информацию о причинно-следственных связях. Скорее всего, ребенок еще не раз бросит ложку на пол, чтобы проверить, останется ли мамина реакция прежней.

У малыша появились любимые игрушки. Отнеситесь серьезно к детской привязанности к плюшевому мишке: попытка на время разлучить кроху с любимцем, отправив игрушку в стирку, может стать причиной настоящей истерики. Чтобы избежать подобной ситуации, заведите «двойника», которым хотя бы на время можно будет заменить любимого мишку.

Малыш понимает многие слова и начинает соотносить звучание слова с его значением. Ваш кроха будет уверенно переводить взгляд с одного родителя на другого, «отвечая» на вопросы: «Где же твоя мама?» или «Где папа?». Просьба мамы: «Дай, пожалуйста, чашку!» - будет с радостью выполнена, особенно если в этот момент ребенок смотрит на чашку, а мама протягивает открытую ладонь, куда ее можно положить. Если у крохи все получилось правильно, он с удовольствием будет участвовать в этой «игре» снова и снова.

В девять месяцев дети охотно играют в игры, основанные на принципе «туда – обратно». Малыш может посвятить много времени попыткам снять с папы очки, подождет, пока папа водрузит их обратно себе на нос, и снова будет пытаться их снять. Одним из вариантов такой игры является «разговор по телефону»: ребенок с мамой передают друг другу один «телефон» и по очереди в него что-нибудь говорят.

Для девятимесячного малыша весь мир - одна большая интересная игра, где все надо исследовать и попробовать. Любая вещь может стать участником веселой забавы - от старой перчатки до кастрюли, которую ребенок научился самостоятельно вытаскивать из шкафа. Обязательно хвалите ребенка за его достижения, фантазию и сообразительность.

Питание

В ежедневный рацион девятимесячного ребенка должны входить следующие продукты: 400-500 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси в случае невозможности грудного вскармливания), 170-200 г овощей, 170-200 г каши, 60-80 г фруктов, 60-70 г сока, 60-70 г мяса, 40 г молочных продуктов.

У малыша уже достаточно разнообразное меню, но не забывайте основные правила введения прикорма: добавлять новые продукты можно только, когда ребенок здоров; нельзя вводить новый прикорм или добавку за неделю до и после прививок; нельзя вводить несколько продуктов одновременно; начинать прикорм новым продуктом нужно с небольших порций, увеличивая их постепенно.

Пока малышам лучше готовить еду в виде пюре, но небольшие мягкие кусочки фруктов в каше на завтрак помогут крохе научиться пережевывать пищу. Процесс жевания важен для правильного развития речи.

Внимательно следите за реакцией ребенка на прикорм и не забывайте, что идеальной пищей для грудного малыша по-прежнему остается материнское молоко.

Многие дети в этом возрасте пробуют есть самостоятельно. Поддержите малыша: дайте ему возможность самому управляться с едой - сначала руками, а потом и ложкой. Посадите рядом с крохой плюшевого мишку и сделайте вид, что кормите игрушку. Ребенок обязательно захочет покормить своего друга вместе с вами и попытается как можно точнее повторить ваши действия.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Ваш ребенок превратился в маленького непоседу, которому категорически не нравятся любые дела, отвлекающие его от активного исследования окружающего мира. Смена подгузника, умывание, переодевание и даже кормление теперь представляют для мамы весьма непростую задачу.

Для начала, малыша нужно «поймать» и удержать на одном месте. Превратите это в веселую игру. «Страшным» голосом говорите: «Сейчас я тебя поймаю!» - и, ухватив уползающего ребенка за ножки, радостно восклицайте: «Попался!». Скоро довольный и утомленный игрой кроха успокоится, а мама сможет не торопясь сделать все необходимые дела.

Чтобы заинтересовать ребенка, дайте ему возможность «самостоятельно» совершать необходимые процедуры. Покажите ему, как использовать мягкую губку для мытья и пушистое полотенце для вытирания, учите кроху надевать носочки и держать в руках ложку. Хвалите малыша за старание, даже если купание затянулось, а на кухне придется провести незапланированную уборку.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

В этом возрасте ребенок уже не только реагирует на интонацию, но и понимает многие слова и фразы. Детям очень нравится «беседовать» с взрослыми. Всегда отвечайте на попытки «поговорить» с вами, чтобы кроха лучше освоил правила ведения диалога. Читайте с малышом книжки с картинками и подражайте звукам, которые связаны с изображенными животными или предметами. Посадите ребенка к себе на колени, чтобы у него была возможность не только внимательно рассмотреть каждый рисунок, но и понаблюдать за маминым выражением лица и потрогать пальчиками ее губы, когда она читает.

Развивайте логическое мышление малыша с помощью игры в «перевертыши». Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их «вверх ногами». Понаблюдайте, исправит ли ребенок неправильное положение вещей, или оставит мишку стоять на голове, а чашку – кверху дном.

Соберите набор «для осязания»: положите в коробку куски разных на ощупь тканей, губку для мытья посуды, кусочек линолеума, деревянный кубик и т.д. Малыш будет с интересом вынимать эти предметы из коробки и складывать их обратно, учась различать материалы «на ощупь».

Вытаскивать предметы из ящика или коробки – одно из любимых занятий вашего крохи. Усложните ему задачу: положите в коробку три разных предмета, которыми ваш ребенок пользуется каждый день, затем попросите его дать вам один из предметов - например, ложку или мячик. Обязательно похвалите ребенка, если он правильно выполнил вашу просьбу.

Пирамидка также остается одной из любимых игрушек малыша. Пока крохе еще рано «правильно» собирать ее, но сам процесс нанизывания колец на стержень для него необыкновенно увлекателен. Можно усложнить игру и покачивать пирамидку, когда ребенок пытается надеть очередное кольцо.

Игрушки с кнопками, а также игрушки для сортировки и строительства помогают развивать мелкую моторику и внимание малыша. Используйте их для объяснения малышу понятий формы, размера и цвета.

Используйте мячик или игрушки на колесах, чтобы помочь ребенку активнее ползать и передвигаться. Играя с малышом, лучше использовать мягкий мячик, который легко ухватить и пощупать. В мячик можно играть не только вдвоем, но и всей семьей: перекатывайте его друг к другу, подбрасывайте, сопровождая каждое действие считалочкой или называнием участников игры по именам.

Сон

В этом возрасте дети тратят много энергии на активные игры и изучение новых предметов и явлений. Для гармоничного развития и полноценного отдыха им требуется не менее 15 часов сна*.

Даже самым самостоятельным малышам, чтобы почувствовать себя в безопасности и скорее уснуть, по-прежнему необходимы нежные объятия мамы и папы. Попробуйте медленно покружиться с малышом на руках под тихую спокойную мелодию перед тем, как уложить его спать. Это поможет малышу расслабиться.

У многих девятимесячных детей есть любимый предмет, без которого они отказываются засыпать. Это может быть плюшевая игрушка, одеяло или папина фланелевая рубашка - главное, чтобы предмет был мягким, обладал своим привычным запахом, и чтобы с ним можно было спать в обнимку. Кроха начинает привязываться к «обнимашке» в возрасте шести месяцев. С этой особенной игрушкой или вещью у малыша связаны чувства комфорта и безопасности. Родителям придется следить, чтобы с «обнимашкой» ничего не случилось: иначе настроение и сон ребенка будут испорчены на несколько дней. Постарайтесь заранее приготовить второй такой же или очень похожий предмет на замену, чтобы помочь малышу пережить возможную потерю.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

С ростом детской активности родителям приходится задумываться о дополнительных мерах безопасности.

Посмотрите на свой дом глазами ребенка: вам может показаться, что тостер или электрический чайник стоят высоко, и малыш не сможет до них дотянуться, но он легко может дернуть за провод и опрокинуть на себя тяжелый предмет.

«Нет!» и «Нельзя!» - слова, которые девятимесячный малыш хорошо понимает, но не обращает на них особого внимания. Тем не менее, их уже можно и нужно применять, если ребенок тянется к розетке или электроприборам. Скажите твердое «Нет!», преградите доступ к опасному предмету и переключите внимание малыша другое занятие. Предоставьте ребенку безопасную возможность удовлетворить свое любопытство: не запирайте нижние ящики шкафов и оставьте в них вещи, которые не принесут ему вреда. Со временем ребенок поймет, что некоторые предметы и поступки - под запретом, и научится отличать опасные предметы.

Не оставляйте ребенка без присмотра на стуле или детском кресле, если они не снабжены ремнями безопасности или не достаточно устойчивы.

Развитие ребенка в 9 месяцев имеет ряд особенностей, о которых следует знать родителям.

Роль родителя очень трудная и ответственная.

Казалось бы, за 9 месяцев вы уже сумели привыкнуть к тому, что ваша жизнь вращается вокруг маленького сокровища, смогли научиться его понимать, но все равно ежедневно беспокоитесь о том, чтобы ваш ребенок получал лучший уход, достаточно любви и внимания.

Развитие ребенка в 9 месяцев имеет ряд особенностей, о которых следует знать родителям.

Физиологическое развитие ребенка в 9 месяцев

Еще за месяц своей жизни малыш немного подрос, вытянулся вверх, на полсантиметра увеличились объемы его головы и грудной клетки.

Как изменились физиологические параметры девятимесячного ребенка, вы можете узнать из этой таблицы:

Большинство детей к 9 месяцам уже обзаводятся 6–8 зубами. К уже имеющимся зубам добавляются боковые и центральные резцы (сначала они появляются на нижней челюсти, затем – на верхней).

Растущие зубы могут вызвать физическое недомогание младенца (болевые ощущения, повышение температуры), ухудшить его сон и аппетит, сделать ребенка нервным и капризным.

Вы увидите, что малыш пытается снять болезненные ощущения и ускорить процесс прорезывания зубов, засовывая в рот все предметы.

Не препятствуйте этому, просто замените неподходящий, по вашему мнению, предмет на резиновую игрушку или специальное силиконовое охлаждающее кольцо.

Психологическое развитие ребенка 9 месяцев


Эмоции ребенка в 9 месяцев очень богатые.

Он охотно демонстрирует вам радость, счастье, грусть, страх.

Он учится получать желаемое при помощи капризов или плача, поэтому не стоит позволять манипулировать собой.

Малыш в этом возрасте не переносит одиночества и требует, чтобы мама, папа и другие близкие ему люди проводили с ним как можно больше времени.

Мама остается главным человеком в его жизни, с ней устанавливается особая эмоциональная связь, которую нужно сохранять, поэтому не стоит спешить выходить на работу из декрета.

Пройдет еще много времени, пока ваш ребенок будет спокойно чувствовать себя в присутствии незнакомых людей.

Пока же он настороженно относится к новым лицам и не хочет проводить время у них на руках.

Отнеситесь с пониманием к его желаниям, как только малыш подрастет, станет спокойнее себя чувствовать в присутствии незнакомцев.

Что должен уметь ребенок 9 месяцев, чтобы не сомневаться в его нормальном развитии?


Чтобы быть уверенным в нормальном развитии своего малыша, следует знать, что умеет ребенок 9 месяцев.

Большинство детей в этом возрасте обладают следующими умениями и навыками:

Поскольку малыш растет и стремительно набирает вес, то материнского молока или разведенной сухой смеси ему уже недостаточно для насыщения.

Они должны составлять не более 1/3 от его суточного рациона.

Смело пополняйте меню малыша:

  • пюре, соками из фруктов и овощей;
  • кисломолочными продуктами;
  • молочными кашами;
  • вареным желтком;
  • мясными и рыбными пюре;
  • хлебом и печеньем;
  • растительным и сливочным маслом;
  • свежими фруктами, такими, как банан, яблоко.

Поскольку у девятимесячного ребенка во рту уже есть зубики, то не следует оставлять их без работы, перебивая любое блюдо в однородное жиденькое пюре.

Оставляйте небольшие кусочки, которые ребенок мог бы прожевать. Хлеб и печенье не всегда нужно размачивать, иногда давайте малышу погрызть его.

Можно также позволять младенцу «почесать растущие зубики» о банан (шкурку только снимайте 🙂) или целое яблоко.

В 9 месяцев можно переводить ребенка на полноценные трехразовые приемы пищи (завтрак, обед и ужин) с дополнительными приемами пищи в течение дня (второй завтрак, полдник) и легкими перекусами (печенье, овощное/фруктовое пюре, творожок).


Девятимесячный малыш по-прежнему проводи не менее чем 12 часов, а то – и 2/3 суток во сне.

Его ночной сон длиться 10–12 часов.

А вот дневные периоды активности увеличиваются.

Некоторые мамы жалуются, что они не могут уложить своего ребенка спать днем не только в третий раз, но и – во второй. Если днем ваш малыш ложится спать лишь один раз, то постарайтесь не шуметь в это время, чтобы дитя хорошо выспалось и не капризничало.

А вот потакать младенцу, который вообще не хочет укладываться днем, не стоит, девятимесячные дети нуждаются в послеобеденном сне.

О чем еще нужно знать родителям о развитии девятимесячного малыша?

Об этом в видеосюжете:

Развитие ребенка в 9 месяцев при помощи игр и простых упражнений

Поскольку девятимесячный ребенок требует повышенного внимания, то этим следует пользоваться, и в периоды его бодрствования пытаться научить его чему-то новому, почитать младенцу стишки или сказочки, попеть ему песенки, рассказать что-то интересное (но не длинное), развлечь при помощи полезных развивающих игр.

Вот способы проводить время с пользой для малыша:

    Многие родители, смеясь, говорят, что их ребятишки в 9 месяцев напоминают попугайчиков, потому что повторяют все, что слышат.

    Воспользуйтесь этим, чтобы научить малыша говорить отдельные слова, имитировать звуки, произносимые животными или неживыми предметами.

  1. Девятимесячный ребенок способен разминать пальчиками пластилин, поэтому можно лепить вместе с ним, что-то простое.
  2. Прививайте ему любовь к книгам, рассматривая вместе картинки и объясняя ребенку, что там нарисовано.

    Пока ребенку следует покупать книги с твердыми листами, чтобы он не мог их порвать.

    Чтобы удовлетворить желание младенца рвать бумагу, давайте ему старые газеты и журналы.

  3. Стройте что-то вместе из кубиков, собирайте пирамидки, наипростейшие мозаики.
  4. Учите его пересыпать мелкие предметы: камушки, орешки, фасоль, песок, причем не только ручками, но и при помощи лопатки, например.

Развитие ребенка 9 месяцев , конечно, имеет некоторые особенности, но все же не так сильно отличается от того, что вы знали о восьми- или семимесячных малышах.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту



Рассказать друзьям