Ребенок ползает по пластунски. Почему так важно ползать

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ника самозабвенно ползает. Год скоро исполнится, а она всё на четырёх... Все её ровесницы уже ходят, Машка, вон, бегает вовсю. А эта... Невесёлые мысли заставили маму Ники обратиться к ортопеду. А тот сказал: - Радоваться надо, мамочка! Крепче и здоровее будет. Развивается по возрасту, отклонений никаких нет!

Что такое ползание?

Вы думаете, что ребёнок ползает - когда на четвереньках бегает? Ошибаетесь. Это понятие гораздо шире.

Скачайте таблицу с показателями физического развития детей до 1 года, и будьте уверены, что кроха развивается согласно нормам!

Первые намётки ползания можно увидеть уже в 3-5 месяцев , когда кроха, лёжа на животе, поднимает голову, пытается отталкиваться ножками, а руками как бы подгребает под себя одеяльце или пелёнку. Сдвинуться с места он может буквально на сантиметры, но, можно констатировать начало этапа ползания. А если впереди его что-то заинтересует, то проползти он может до полуметра!

Дальше - больше. В 4-6 месяцев кроха начинает активно осваивать ползание по-пластунски. Лёжа на животе, он приподнимается на предплечьях и переставляет их поочерёдно вперёд. Затем подтягивает туловище, помогая пока ещё лежащими на поверхности ногами (просто упираясь ими). Таким образом некоторые дети передвигаются уже даже на несколько метров, если ситуация (пространство и мама) позволяет.

С пяти месяцев некоторые детки начинают шустро ползать на четвереньках. Перед этим они осваивают «качалку» - становятся на четвереньки и качаются взад-вперёд. Затем возможны варианты. Некоторые дети:

  • начинают двигаться «задним ходом»;
  • перемещаются вбок;
  • передвигаются вперёд методом, напоминающим прыжки лягушки - сначала он выбрасывает вперёд обе руки, а затем подпрыгивает одновременно ногами.

Чуть позже практически все дети начинают ползать традиционным способом, на четвереньках, постепенно наращивая скорость и ловкость.

Почему ползание так важно для развития ребёнка?

Ползание развивает у ребёнка:

  • мышечную силу;
  • связочный аппарат;
  • моторику;
  • координацию;
  • баланс;
  • межнейронные связи.

Оно формирует правильные изгибы позвоночника и обеспечивает нормальную работу костно-мышечного аппарата. Кроме того именно ползание активно развивает межполушарные связи, что способствует быстрой обучаемости и хорошей памяти.

А что, если ребёнок сразу начинает ходить, пропуская этап ползания?

Родители ожидают, когда же пойдёт их малыш и всячески стимулируют его к этому: водят за ручки, хвалят, поддерживают. Дети обучаются прекрасно и как только у них появляется малейшая возможность ходить - они радуют родителей первыми самостоятельными шагами. Хорошо, когда кроха худенький, маловесный. Если же первые шаги без ползания делает упитанный бутуз - последствия проявляются быстро. Под весом тела искривляются ноги. Просто ненатренированные должным образом мышцы и связки не могут удержать ножки в правильном положении. Затрагиваются не только конечности. Нарушается архитектоника всего позвоночного столба. И вот, пожалуйста, ранние проблемы с опорно-двигательным аппаратом гарантированы.

Вторая опасность - не успевают дозреть некоторые межнейронные связи, что по мнению неврологов, выливается в те самые минимальные дисфункции головного мозга, которые впоследствии мешают детям спокойно заниматься и хорошо усваивать учебный материал.

Как научить ребёнка ползать?

До 7-8 месяцев специально учить не стоит. Просто во время выкладывания на животик кладите впереди малыша яркую притягательную игрушку. Он будет стараться её достать, напрягая все свои мышцы. И это - то, что надо. Конечно же, гимнастика по возрасту, массаж и плавание тоже должны быть в жизни младенца этого периода.

В 7-8 месяцев, если кроха не пополз сам - помогите ему :

  • сделайте «поводок» из большой косынки, два конца протяните подмышками и один - между ножек, возьмитесь за концы и приподнимите младенца так, чтобы он мог перебирать ручками и ножками - восторг обеспечен и тренировка ползания тоже;
  • положите кроху животиком на крупный мяч - покатайте;
  • хвалите, целуйте, поощряйте.

Как только механизм ползания станет дитятке понятен и мышцы окрепнут, он поползёт.

А если ребёнок не ползал, а сам пошёл сразу?

В медицине нет догм. Если ваш ребёнок пошёл, минуя этап активного ползания, это его право. Однако в этом случае он обязательно доберёт своё во время подвижных игр. Вспомните - в 3-4 года и даже в дошкольном возрасте многие детские игры связаны с ползанием. Мамы не успевают колготки на коленках штопать или приобретать новые. Не ругайте малыша - ему это нужно. Такое игровое ползание с успехом заменит малышу «развивашки», так как оказывает многокомпонентное воздействие и всяко полезнее, чем неподвижное сидение в кабинете в компании незнакомой тёти.

И ещё

Ходунки и прыгунки - зло. Ребёнок без вреда для своего здоровья может в них находиться не более пяти минут в сутки и то не в один раз. Эти приспособления нарушают нормальное положение мышц и суставов, затрудняют кровообращение, мешают формированию нормальных навыков ходьбы и ползания.

Детки повышенного питания начинают ползать и ходить позже просто в силу того, что им это тяжелее сделать, чем более худым ровесникам. Не страшно.

Ползающий ребёнок передвигается быстро и мгновенно интересуется всем, что попадается на его пути. Особенно - неизвестным, к примеру: грязной обувью, собачьей миской, розетками, помойным ведром. Поэтому как только кроха стал делать первые шаги на четвереньках, нужно организовать ему безопасное пространство. Закрыть: розетки заглушками, дверцы шкафов - замками, обувь - выставить за дверь. Полы придётся мыть пару раз в день и пылесосить ковры тоже.

Оставлять малыша вне зоны зрения не стоит - риск получения им травмы очень велик.

Моя дочь в 9 месяцев стащила на себя скатерть с посудой со стола. После этого мы отказались совсем от скатерти на несколько лет. А у вас были какие-то курьёзы, связанные с ползанием ребёнка?

Когда ребенок начинает ползать? Тогда, когда его организм к этому готов. Это значит, что окрепли мышцы спины, шеи, ног и рук, ребенок хорошо держит голову и спину в вертикальном положении, умеет переворачиваться со спины на живот и обратно. Часто дети начинают ползать сначала по-пластунски, а потом на четвереньках. Иногда ребенок сначала учиться сидеть самостоятельно, а потом ползать, иногда наоборот. Некоторые дети начинают осваивать ползание уже с 4х месяцев, некоторые в 8-9 месяцев, но большинство начинает самостоятельно передвигаться в 6-7 месяцев.

Почему так важно для ребенка научиться ползать?

Ползание - необходимый этап развития ребенка. Развитие малыша на первом году жизни называется психомоторным , то есть развитие двигательных навыков неотделимо от развития интеллекта, психики, речевых навыков. Ребенок развивается последовательно, освоив один этап, переходит к следующему. Перешагнув или пропустив какой-то из этапов, мы оставляем в развитии ребенка пробел, заполнить который другими навыками невозможно.

Ползание готовит ручки малыша к манипуляциям с мелкими предметами, мышцы спины - к нагрузке прямохождением. Во время ползания укрепляется связь между правым и левым полушариями мозга – это влияет на развитие интеллекта и речи . Ползание – это универсальное упражнение, укрепляющее все мышцы тела. Кроме того, свободное ползание дает малышу первый опыт самостоятельного передвижения в пространстве, укрепляет его уверенность в собственных силах, питая его любознательность и настойчивость в достижении цели.

Часто в результате ползания уходят или компенсируются небольшие нарушения тонуса, асимметрия, кривошея и другие подобные проблемы. Иногда с началом ползания становятся видны скрытые особенности развития мозга (недостаточная связь между некоторыми отделами мозга) - когда ребенок упорно, больше 2-3 недель ползает неким специфическим образом: подволакивает или подгибает одну руку или ногу, ползает только назад. Если в этот момент помочь ребенку научиться ползать правильно , то это скажется благоприятно и на развитии мозга, возможно скомпенсировав особенности развития.

Самое главное - предоставить ребенку возможность научиться ползать. Для этого ему нужно пространство, время и ваше неравнодушное участие. Обеспечить это просто – положите ребенка на пол ! Да-да, на пол. Научиться ползать на большой кровати или диване – не получиться, слишком мягко, а вот упасть оттуда проворному грудничку просто, достаточно пару раз резво оттолкнуться ногами. На полу падать некуда , зато вокруг открывается новый, неизведанный и манящий мир.

Выкладывать ребенка на пол можно уже начиная с 2-3х месяцев , когда малыш научится хорошо переворачиваться. Возьмите себе за правило – снимая ребенка с рук или вынимая из слинга, кладем его на пол , а не кроватку, пеленальник или в шезлонг. Сначала кладите его ненадолго на , заодно сочетая это со временем «без подгузника».

Современные легкие. упругие и приятные на ощупь коврики для ползания подходят для детей с первых месяцев жизни. Коврики для ползания, состоящие из нескольких частей, скрепляемых между собой по принципу пазла, можно легко собрать в один большой ковер или длинную дорожку в зависимости от размеров и формы комнаты. Удобнее, когда плитки такого коврика-пазла большие (например, 33см х 33см) и без мелких деталей внутри. Чем крупнее детали коврика, тем меньше стыков у коврика и однороднее поверхность, а значит - легче поддерживать чистоту. Однако большие плитки для коврика сложнее купить, неудобно перевозить и места они занимают больше.

Выбирайте момент, когда малыш сыт, доволен и проявляет активность. Положите его на живот, рядом, на расстоянии его вытянутой руки – новую яркую игрушку (или вещь, которую он давно приметил и тянулся, например, яркую большую ложку для салата, ненужный журнал или что-то подобное). Порадуйтесь вместе с малышом его добыче, когда он сможет до нее дотянуться. Через пару дней расстояние до новой «приманки» можно увеличить.

Ползать на животе, на четвереньках или…

Все дети разные и развиваются в своем ритме. Кто-то начинает ползать на пузе, а затем быстро учиться вставать на четвереньки и скоро становится мастером перекрестного ползания . Кто-то, освоив ползание по-пластунски, так и ползает. Мы опишем общую последовательность развития навыков , а сроки обучения зависят от конкретного ребенка и его семьи. (Подробнее о стадиях развития ребенка читайте книгу Беверли Стоукс «Удивительные малыши. Необходимое движение ребенка в первый год жизни» )

Новорожденный ребенок, лежащий на животе, учиться поднимать и держать голову. Затем, за пару-тройку месяцев он обучается выше приподнимать верх туловища, опираясь на свои руки. Когда малыш из положения лежа на животе с упором на руки способен приподняться почти до живота, он обнаруживает, что может двигаться назад, отталкиваясь руками . В этот момент важно, чтобы маленькие кулачки начали раскрываться, не зажимая внутри большой палец.

Ползание на животе назад, по сравнению с простым лежанием на месте, привлекательное занятие. Ребенок может ползать так и неделю, и две. Через какое-то время он начнет отталкиваться и ногами, постепенно вставая на четвереньки. В этот период ребенок может довольно долго стоять, раскачиваясь на одном месте и пытаясь согласовать усилия рук, толкающих назад, с ногами, двигающими тело вперед. Часто такие попытки заканчиваются стремительным броском «лбом об пол» и громким плачем. Сохраняйте спокойствие, это безопасно, набив «шишек», ребенок быстро научится быть осторожнее и лучше рассчитывать силы. Подбодрите малыша, он уже на половине пути к полноценному перекрестному ползанию на четвереньках.

Стадия « Я самолетик» или как оторвать живот от пола

Перед тем, как научиться вставать на четвереньки, дети проходят стадию «самолетика». Ребенок лежит на животе и одновременно отрывает от пола и руки и ноги, слегка раскачивая себя. Сдвинуться с места таким образом не удается, поэтому малыш громко кричит и требует внимания к своим опытам.

Вы можете помочь юному испытателю, подложив ему под живот валик, мягкий тряпичный мяч подходящего размера или свернутое одеяло. Сначала валик может быть небольшим , подложите его под грудку ребенка. Затем попробуйте валик побольше, можно слегка покачать ребенка вперед-назад, показав ему, что так он сможет двигаться на четвереньках. Вместо валика подойдет и ваша нога, если вы сядете вместе с ребенком на пол.

Так же в это время будет полезен профессиональный массаж , который поможет закрепить новые умения и даст толчок к постижению новых двигательных возможностей. Некоторые упражнения вы можете выполнять с ребенком сами.

(Подробнее об упражнениях и детском массаже ).

Хочешь поползти? Спроси меня как!

Если, несмотря на все усилия, ребенок не проявляет интереса к ползанию, попробуйте подать хороший пример. Самое эффективное – позвать в гости хорошо ползающего ребенка примерно того же возраста. Устройте веселое ползание всей семьей, это упражнение не только удивит и развлечет кроху, но и поможет отдохнуть «спиной» уставшим маме и папе.

Используйте трек для ползания , невысокую детскую горку или просто широкую доску (дверцу шкафа). Сделайте небольшой наклон, так, чтобы каждое движение малыша помогало продвигаться вперед. Подбадривайте и замечайте каждый успех. Пусть вначале малыш преодолеет десять сантиметров, главное – он поймет, что может. Помните о «приманках», показывайте и расхваливайте недоступную цель , но не давайте ее ребенку, даже если он будет кричать и возмущаться. Зато какая радость самому дотянуться и, наконец, достать желанную игрушку!

Ребенка на пол? Там же…

Холодно ? Если вы не живете в избе с земляным полом, или не ходите дома по голому бетону, то ребенку на полу будет достаточно тепло. Первое время, когда малыш учится двигаться, используйте . Важно, чтобы коврик для ползания не скользил, был достаточно упругим и легко моющимся. Шерстяное одеяло теплое и натуральное, но в качестве коврика для ползания быстро сбивается под напором энергичного начинающего ползуна. Можно использовать и туристическую пенку, но такой коврик для ползания слишком узкий, поэтому одной пенки мало, лучше использовать две или три. Опытные родители советуют использовать коврики размером не меньше квадратного метра, а лучше полтора или два, если помещается в комнате.

Скоро малыш научится сползать с теплого места. Если вам кажется, что на полу все-таки холодно, для большего комфорта ребенка и вашего спокойствия наденьте ему шерстяное боди (термобелье ) или штанишки из шерсти мериноса . Шерсть овец-мериносов теплая, мягкая и не колется, поэтому подходит для малышей. Шерстяные штанишки и боди - лучшая экипировка начинающего ползать ребенка. Такая одежда достаточно теплая, чтобы не дать малышу переохладиться, и достаточно тонкая и мягкая, чтобы не мешать ему двигаться. Чем меньше на ребенке одежды, тем проще научиться ползать. Шерстяные штанишки из мериносовой пряжи свяжите сами, если умеете, или купите готовые, из систем естественного пеленания и тд.

Грязно ? Упростите уборку, сняв на время дорогие ковровые покрытия. (Помним, что скоро придет время освоения горшка). Протереть деревянный пол или ламинат можно быстро. В прихожей и других быстро загрязняющихся местах выручат коврики, которые можно стирать в стиральной машине. Если времени на ежедневную уборку не хватает, приобретайте робот-пылесос, который справится и с ковролином.

Если, начиная с 2-3х месяцев жизни ребенка, родители «перейдут жить на пол » вместе с ребенком, это поможет постепенно, еще до начала активного ползания, решить вопросы с пылью, сквозняками и т.п. Это поможет уберечь ребенка от травм (на полу падать некуда).

Микробы ? Для нормального формирования иммунитета ребенку нужно жить в реальном, а не стерильном мире. Понятно, что облизывать уличную обувь не полезно для здоровья, но встреча с « домашними » микробами неизбежна . Не стоит мыть пол агрессивными химическими средствами, они еще менее полезны для здоровья. Для дезинфекции при уборке можно использовать аромамасла, обладающие антимикробными свойствами (масло чайного дерева, можжевеловое и тп).

До того, как малыш научился полноценно ползать на четвереньках, родителям нужно самим буквально проползать весь дом на коленях. Во-первых, вы подадите ребенку замечательный пример, а во-вторых, сможете проинспектировать свое жилище, чтобы заранее обнаружить все опасные для малыша предметы, заглянуть в укромные уголки и поднять повыше ценные и дорогие сердцу вещи. Сделайте дом максимально безопасным для ребенка.

Спрячьте мусорное ведро и уберите как можно выше и дальше всю бытовую химию, стиральные порошки, удобрения, корм для животных, горшки с комнатными растениями и т.п. Обратите внимание на низко расположенные электрические провода (ребенок может попробовать их на зубок) и розетки, свисающие края скатерти и другие опасные или мелкие предметы. Учтите, что ребенок обязательно захочет попробовать на вкус , все, что найдет.

Создайте в каждой комнате небольшой уголок с интересными и безопасными для малыша вещичками. Это может быть полка внизу шкафа или маленькая коробка, но такой маячок стоит сделать в каждом помещении квартиры, даже в коридоре или ванной комнате, если она не закрывается на замок. Добравшись до нового места, ребенок увлечется «местными достопримечательностями», и, если повезет, не успеет без вашего присмотра залезть куда-то еще.

Помните, что от начала ползания до 2,5 лет – период закрепления любви к порядку . Самое время для родителей познакомиться с системой М. Монтессори , чтобы ввести в домашний обиход удобные для жизни принципы.

Самые привлекательные для начинающего ползунка игрушки – это небольшой тряпичный мячик со звенелкой внутри и неваляшка. А также все небольшие шумящие предметы, которые удобно схватить маленькой рукой и легко бросить, чтобы полетело-покатилось, а потом самому догнать. В период, когда малыш только начинает передвигаться и больше раскачивается и перекатывается на одном месте, будьте внимательны к игрушкам, которые находятся на полу вместе с ребенком. Выбирайте безопасные и мягкие игрушки, которые не поранят ребенка, если он на них наткнется или упадет.

Ходунки, прыгунки и прочие «полезности»

По данным врачей остеопатов, ранее (до начала ползания) обучение стоянию и ходьбе плохо сказывается на развитии всей опорно-двигательной системы ребенка. Для нормального формирования скелетно-мышечного каркаса, необходимого для начала самостоятельного хождения, ребенку нужно проползать два - три месяца . После начала ползания ребенок учится самостоятельно садиться, вставать на колени, затем стоять у опоры. Все эти этапы малыш должен проходить последовательно и самостоятельно, не нужно форсировать события и преждевременно обучать ребенка ходить. Не стоит водить за обе ручки ребенка, который еще не научился ползать и самостоятельно без опоры стоять.

Ходунки и прыгунки – это предметы, которые не должны появляться в доме у заботливых родителей. Если использование манежа – это просто ограничение ребенка в свободе, своеобразная тюрьма , мешающая малышу развиваться физически, психически и интеллектуально, то ходунки и прыгунки за счет ранней вертикальной нагрузки наносят неокрепшим мышцам и связкам весьма ощутимый вред. Вертикальная поза вместе с весом ребенка создает на межпозвоночные диски чрезмерную нагрузку , к которой они еще не готовы. Происходит их сминание (компрессия), что в будущем грозит проблемами с позвоночником в любом возрасте. Большую преждевременную нагрузку в ходунках испытывает и формирующаяся стопа.
Можно понять желание уставших родителей немного передохнуть и заняться своими делами, пока чадо самостоятельно развлекает себя прыжками. Но научившись ползать, ребенок будет исследовать окружающий мир , развивая себя и укрепляя свое здоровье. Дети, привыкшие к ходункам и прыгункам, значительно позже начинают ползать , чаще и вовсе пропуская этот важный этап своего развития. Стоят ли этого полчаса вашего спокойствия?

Если ребенок не ползает…

Иногда можно слышать, как родители с гордостью говорят: « А мой не ползал, сразу пошел . Наверное, они не знают, что если ребенок не ползал в положенное ему время, это может отозваться в будущем неправильной осанкой, болями в спине и искривлением позвоночника. Такие проблемы зачастую возникают на фоне плохой наследственности (у родителей ребенка и их родителей наблюдались какие-то проблемы с опорно-двигательным аппаратом), больших нагрузок, например, в школе, и во время скачков роста ребенка.

По данным врачей-остеопатов, современным детям, которые не ползали, а сразу пошли, противопоказаны повышенные нагрузки , связанные с ранним интенсивным занятием спортом (участие в соревнованиях, профессиональный спорт). Стоит исключить катание на роликах и скейтбордах. Во время обучения в школе нужно обязательно заниматься лечебной физкультурой , плаванием и регулярно наблюдаться у врачей-ортопедов, чтобы вовремя выявить нарушения осанки или другие заболевания позвоночника (например, преждевременное старение межпозвоночных дисков).

Всех этих проблем легче избежать , чем вылечить. Если ваш ребенок еще не ползает, но уже начинает вставать, стоит обратить на это особое внимание. Ваши вовремя приложенные усилия помогут ребенку научиться ползать, сохранив позвоночник здоровым, и сделав его развитие более гармоничным.

Еще не пополз. Когда нужно начинать волноваться?

Все дети развиваются в своем темпе. Никто не знает вашего малыша лучше, чем вы сами. Для того чтобы не пропустить состояния, требующие коррекции, регулярно показывайте ребенка врачам-специалистам, которым вы доверяете . Обращайте внимание сами и рассказывайте вашему педиатру об особенностях и темпах развития ребенка в соответствии с его возрастом.

Если здоровый ребенок в 8 месяцев еще не делает никаких попыток к самостоятельному ползанию,пора обратить на это особенное внимание. Посоветуйтесь с педиатром, покажите ребенка ортопеду, сделайте массаж, посетите врача-остеопата. Убедитесь, что ребенок здоров и у него есть все возможности, чтобы начать ползать : свободная одежда, много времени на полу и ваша поддержка. Можно использовать трек для ползания. А время пребывания в манеже или кроватке стоит максимально сократить. Если малыш уже научился стоять у опоры, но почти не ползает, отвлекайте его и всячески поощряйте попытки передвигаться на четвереньках.

Теперь не догонишь!

С началом ползания ребенка в жизни семьи наступает новая эра . Теперь ваш малыш это уже не тот милый карапуз, размахивающий ручками-ножками в своей кроватке или важно восседающий на материнских руках. Родители осознают, что рядом с ними теперь живет еще одна личность, со своим характером и интересами, скоростью и любовью к свободе.

Разделите с ребенком радость первооткрывателя и насладитесь этими замечательными моментами. Ведь совсем скоро ваш малыш научиться ходить, бегать, лазить и разговаривать. Подготовьтесь к этому времени вместе, не торопите его, пусть ползет !

Недавно на одном форуме, посвященном воспитанию детей, встретила вопрос примерно такого содержания: “Сыну 10 месяцев, не ползает. Посоветуйте, какие купить ходунки”. При этом далее выяснялось, что участковый невролог не видел проблем с ребенком, поэтому мама была спокойна на этот счет. И далее другие мамы всерьез советовали, какие купить ходунки, подбадривая личными историями о том, как “мой тоже не ползал, зато сразу побежал” или даже “я сама тоже не ползала, и ничего страшного, умная выросла!”

Почему-то считается важным момент, когда ребенок пойдет (и это можно понять), а вот ползание — как будто что-то необязательное. Некоторые мамы даже бравируют тем, что ребенок пропустил этот этап, как будто он перескочил через один класс школы, оказался в чем-то смышленее.

Важно ли ползание, если многие современные дети его перескакивают?

Не всё так однозначно
Давайте разберемся…
В развитии человека такой фундамент, на котором дальше будет строиться и речь, и многие другие функции — это моторное развитие. Развитие крупной моторики.

И здесь есть этапы , которые человеку очень важно проходить именно в том порядке, в котором это задумала природа. То есть время начала какого-то этапа и скорость прохождения — разные у всех детей, можно говорить только о усредненной норме.

Но вот последовательность должна сохраняться, нельзя перескакивать через что-то. Это так, потому что один этап вытекает из другого, и во время каждого этапа моторного развития происходит параллельное развитие других систем. Моторные навыки и когнитивная функция — это один и тот же неврологический процесс.

Эти этапы можно легко найти в литературе, поэтому рассмотрим вкратце.

Этапы моторного развития ребёнка:

— 1,5 — 2 месяца — ребенок удерживает голову.
— 2,5 — 4 месяца — удерживает голову и поворачивает. Может лежать на животе с опорой на локти, подняв голову, голова на оси с туловищем. Этот навык нужен для начала формирования вертикальной оси тела.
— 3–4 месяцам – лежа на животе, ребенок опирается на раскрытые ладони.
— 4-5 месяцев — переворачивается со спины на живот. Чуть позднее — с живота на спину.
— 5-6 месяцев — ребенок вертится в положении на животе вокруг пупка. Это также нужно для формирования вертикальной оси тела и подготовки мышц к ползанию, сидению и прямохождению.
Следующий этап – раскачивание на четвереньках. Ребёнок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы пока еще плохо слушаются его, поэтому движения получаются только качательные.
5 -7 месяцев — ползание.
6 — 7 месяцев — сидение.
Ходить ребенок начинает к 1 году (без опоры).

К чему может привести пропуск этапа ползания?

Теперь вынимаем из нашего фундамента (моторного развития) ползание. К чему это может привести?

Доктор Карл Декалато, автор новой практики, известной как Декалато-терапия, выдвинул идею о том, что задержка когнитивного развития может быть связана с пропуском некоторых стадий моторного развития ребенка: дети, которые в 6-7 месяцев не ползали на руках и коленях, а сразу пошли, имели те или иные задержки или асимметрии развития.

Часть декалато-терапии, или сенсорной интегративной терапии, заключается в обучении ребенка любого возраста пропущенным этапам развития. И чаще всего в ходе терапии оказывается, что ребенком пропущен именно этап ползания. Поэтому именно ползанию обучают детей, порой, достигших и 10-12 лет, у которых обнаруживаются стойкие проблемы с обучением в школе.

Итак, на что конкретно может влиять пропуск ползания в будущем?

Ползание необходимо для координации движений нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга. Развитая координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие важны для большого спектра движений, таких как бег, прыжки, ловля мяча, вырезание ножницами, рисование, письмо, и других.

Соответственно, у детей, у которых наблюдается отставание в формировании основных моторных навыков или пропуск этапов моторного развития, может наблюдаться неуклюжесть, проблемы с удержанием равновесия и координацией движений.

Многие дети, имеющие дислексию и дисграфию (нарушения чтения и письма), пропустили стадию ползания.

Неуклюжие дети могут отказываться заниматься спортом или играть в подвижные игры, так как боятся, что окружающие заметят их проблемы с координацией.

Ползание связано с развитием умения фокусировать взгляд на ближайшей точке, примерно на том расстоянии, с которого мы читаем, рисуем, пишем, лепим и т.д.

На этапе ползания закладываются навыки пространственной ориентации. Если пространственные связи недостаточно усвоены, будет искажено восприятие пространства, которое так важно и для способности правильно писать, для ориентации во времени (отсюда могут быть проблемы с чувством времени, с организованностью), для овладения геометрией и т.д.

Ползание развивает тактильную чувствительность, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), о соотношении тела и внешних объектов, а это важно понимания и правильного употребления предлогов и слов в будущем, правильного восприятия сложных речевых конструкций – пространственно–временных, причинно–следственных. То есть ползание формирует и предпосылки для освоения грамматики родного языка.

Таким образом, нарушение программы моторного развития, пропуск ползания, может в дальнейшем оказывать отрицательное влияние на целый спектр когнитивных функций, в том числе и речь.

Здесь важно понять, что речь идет о рисках, а не о прямом следствии. Мозг человека, особенно ребенка, удивительно пластичен. Многие проблемы частично или полностью могут быть скомпенсированы в будущем.

Но чем младше ребенок, тем легче осуществить такую коррекцию. И проще всего проблему предупредить. Поэтому самым правильным шагом будет стимулирование ползания, обеспечение ребенку максимума комфорта и свободы на полу, а также отказ от ходунков, манежей и длительного нахождения в кроватке во время бодрствования.

Если ребенок уже научился ходить, а фазу ползания “проскочил”, то важно научить его ползанию как можно скорее и проводить с ним игры на полу, побуждая его ползать.

(с) Копирование материалов статьи возможно только с указанием активной ссылки на эту страницу.

Мамы внимательно следят за правильным развитием малыша и очень волнуются, если ребёнок позже начинает держать голову, садиться, вставать. Особым предметом гордости для молодой мамы является развитие малыша с некоторым опережением или вовсе "перепрыгивание" каких-то этапов, к примеру, когда малыш, не ползая, сразу начал ходить. Но так уж ли это хорошо на самом деле? Об этом с нами поделилась руководитель Центра психодиагностики и психокоррекции при ИБП, к. п. н., доцент кафедры клинической психологии РГМУ Татьяна Германовна Горячева.

Маленький лежебока: когда пора ползти?

Ползание помогает растянуть связки запястий и кисти, что необходимо для развития мелкой моторики малышей

Согласно российским медицинским нормам, которые основываются на многолетних наблюдениях и научных исследованиях, при своевременном развитии ребенок начинает ползать около 6-7 месяцев, иногда позже. Но некоторые малыши даже не успевают совершить попытку поползти, поскольку родители сажают их в ходунки, считая, что этап ползания вполне можно пропустить. Кто-то думает, что так будет лучше для интеллектуального и физического , а некоторым мамам просто-напросто лень ежедневно мыть полы. И ребенок, так и не научившись ползать, начинает ходить. Впрочем, не только ходунки "виноваты" в том, что все больше и больше детей рано начинают ходить, так и не успев поползти. Иногда причина может лежать в иной плоскости. В середине 90-х годов ученые всего мира, включая российских медиков, стали настоятельно рекомендовать родителям укладывать малышей спать на спину, чтобы предотвратить синдром внезапной детской смерти. В результате количество детских смертей снизилось на 50 процентов! Это была огромная победа педиатров и родителей в борьбе с ранней детской смертностью. Но привело и к иным последствиям: поскольку мамы стали бояться выкладывать детей на животик не только во время сна, но и во время бодрствования, развитие моторных функций детей замедлилось. Ведь, чтобы поползти на четвереньках, ребенку нужно задействовать и руки, и ноги, мышцы которых должны быть достаточно натренированы. А как ребенок может тренировать эти мышцы, если постоянно лежит на спине в кроватке, спит у мамы в "кенгуру", в кресте-люльке или в манеже? Никак. А когда мама все-таки вспоминает, что из-за постоянного лежания на спине затылок крохи может стать плоским, и переворачивает ребенка на живот, малыш через минуту начинает плакать, поскольку не привык к такому положению, ему тяжело и неприятно. И мама тут же переворачивает его обратно на спинку.

Есть ли разница? Нужно ли учить ползать?

Ни один здравомыслящий родитель не станет насильно заставлять своего малыша лежать на животе, когда кроха возмущается и кричит. Но постепенно приучать к лежанию на животике все же необходимо. Ведь период ползания является очень важным для развития подкорковых структур мозга. Минимальные мозговые дисфункции, которые сейчас диагностируются у многих детей после тяжелых родов и родовых травм, частично компенсируются именно в период ползания.

Кроме того, ползание помогает укрепить костно-мышечную систему, натренировать руки, запястья, локти и плечи. В итоге дети, которые ползали хотя бы пару месяцев, более физически развиты и более сильны по сравнению с малышами, которые пропустили этот этап. Да и тонкая моторика у них развита лучше, поскольку ползание помогает растянуть связки запястий и кистей рук, что необходимо для развития тонкой моторики. Таким детям будет проще научиться держать в руке карандаш или ложку, а в будущем освоить письмо и рисование.

Что также немаловажно, ползание способствует развитию двусторонней координации. Наш мозг состоят из двух полушарий: правое отвечает за функции левой стороны тела, а левое — за деятельность правой. Когда ребенок ползает, между двумя полушариями идет активная слаженная работа. Малыши лучше управляют своим телом и ориентируются в пространстве.

К сожалению, не все дети самостоятельно восполняют пробелы собственного развития. Случается, что умный, развитой ребёнок неожиданно для всех с трудом осваивает грамоту, делая множество ошибок. При этом малыш очень хочет учиться на одни пятерки, но у него просто не получается. Если у ребёнка возникли проблемы с учёбой, надо обязательно проконсультироваться с нейропсихологом, который, возможно, назначит малышу курс реабилитационных занятий. Это система специальных физических и интеллектуальных упражнений, которые помогают развить некоторые отделы мозга. Подобные коррекционные курсы проводятся сегодня во многих специализированных центрах. Важен настрой родителей, которые должны верить в своего малыша, подбадривать его, помогать, — и тогда ребёнок действительно сумеет преодолеть все трудности.

Осваиваем пространство

Начиная с первых же месяцев нужно стараться почаще выкладывать малыша на животик. Сначала на 5-10 минут несколько раз в день, постепенно увеличивая время. Попробуйте сесть на кровать и устроить ребенка у себя на коленях или же положите его на животик на пеленальном столе, перед тем как менять подгузник . Кроха будет учиться держать голову, позже начнет опираться на руки и приподниматься, от раза к разу делая это все увереннее. Если ребенок упрямится, положите его к себе на грудь — так он сможет смотреть вокруг, не поднимая голову высоко. Можно также подложить под грудь и ручки ребенка скрученное валиком полотенце. Рядом с малышом можно разместить пару ярких игрушек, за которыми он будет тянуться. Если ребенок уже легко дотягивается до понравившейся погремушки, отодвиньте любимую игрушку подальше, чтобы малыш пытался к ней подползти. Разумеется, не стоит усердствовать и доводить кроху до слез — ведь первые "поползновения" могут получиться далеко не сразу.

Когда малышу исполнится 5-6 месяцев, можно расстилать на полу большое одеяло, чтобы кроха мог осваивать новые горизонты. Ограничивая пространство ребенка манежем или кроваткой, мама тем самым лишает его возможности познавать мир. Вы готовите обед? Расстелите одеяло и на кухне и дайте ребенку в качестве объекта исследования кастрюльку с крышкой.

Если малыш любит ползать, это очень хорошо для его развития

Существует много полезных упражнений. Например, взяв ребенка под мышки, мама может поочередно поставить на пол сначала одну ножку, а затем другую и начать медленно опускать малыша, побуждая его опереться руками. Когда малыш таким образом встал на четвереньки, аккуратно придерживайте кроху под грудь: отпускать совсем его не стоит. Пусть ребенок немножко постоит в таком положении, а мама может слегка покачивать его вперед-назад. Или можно попробовать упражнения на большом гимнастическом мяче: положите ребенка на животик и осторожно покачивайте мяч из стороны в сторону, так, чтобы ножки малыша иногда касались пола. Быстрее освоить технику ползания помогает и легкая гимнастика: мама должна сгибать и разгибать ножки ребенка, сначала поочередно, а потом одновременно. Когда кроха уже хорошо умеет держать голову, лежа на животе, можно взять его за пяточки и энергично согнуть обе ноги 3-4 раза. Или можно просто пощекотать детские пяточки.

Ребенок не ползал. Поезд ушел?

Дети, которые пропустили этап ползания, могут в более старшем возрасте испытывать некоторые трудности с письмом и чтением

Совершенно очевидно, что, если ребенок перепрыгнул какой-то этап развития, вернуть этот момент уже никак невозможно. Но отчаиваться не стоит. Мозг ребенка невероятно пластичен и восприимчив до возраста 9-10 лет, и в этот период вполне можно провести коррекцию, которая восполнит дефицит развития. Кстати, многие дети и безо всяких коррекционных занятий в возрасте 2-3 лет сами "наверстывают упущенное", активно ползая по полу во время игры. Если вы заметили, что ребенок во время игры значительное время проводит лежа и ползая по полу, не надо ни в коем случае его одергивать, призывая к порядку и требуя занять вертикальное положение. Лучше постелите на пол ковер и позвольте ему играть, как ему нравится, — скорее всего, ваш ребенок просто не "доползал" в свое время и сейчас восполняет существующий пробел. А сделать ему это очень и очень важно.

Обсуждение

Мы вообще против ходунков, ребенок все должен делать в свое время, когда его скелет и мышцы готовы к этому.И у нас стимулом ползти стал пульт, уж очень он нам понравился, лучше игрушек.

во многих странам все эти ходунки-прыгунки запрещены, т.к. приводят к ортопедическим проблемам разной степени тяжести. ИМХО, это игрушки не для малышей, которым они нафик не нужны, а для их тщеславных родителей. Ну что от вас убудет, если ребенок пойдет на месяц позже, но САМ и ПРАВИЛьНО? Соседки/подружки/род-ственники заклюют? Ребенок ведь не одолжение тому дяде делает, а СВОЙ первый шаг.
ИМХО, можно вмешиваться на всех этапах развития чада, научить можно всему, даже алфавиту в год (даже обезьяну можно научить играть на пианино). Понимаю, что невозможно не сравнивать своего ребенка со сверстниками и не пыться "переплюнуть конкурентов", но ведь, постоянно и навязчиво вмешиваясь, можно зарубить на корню самостоятельность и инициативность ребенка, его самодостаточность и жизнерадостность:(

Очень полезная статья!
Я переживала, когда мой второй ребенок в первые дни вообще! не мог лежать на спине - скрючивался и плакал -а врачи ведь рекомендуют! Я решила не париться и укладывала дочу спать на животик. Оказалось, поступала правильно. Согласно новейшим медицинским веяниям спать на животе считаетя полезнее для малыша. 5 лет назад (когда родился первый ребенок) - детей чуть не насильно укладывали на спину.
Веяния меняются, а вы с вашими детьми и ненужными переживаниями остаетесь. Хочется поменьше категоричности в рекомендациях педиаторов.

Очень хорошая статья! У меня младшему сыночку сегодня 6 месяцев, так он уже месяц как ползает по-пластунски! Неделю назад начал раскачиваться на четвереньках, аж самому смешно. Несколько дней одеяло не стелим, та как ползает по паласу по всей комнате. А у старшего этот период пришёлся на холода - весь одетый висел в прыгунках, а потом ходил в ходунках. Как потеплело так и пополз, месяцев в 8-9. Ходить начал в 1 год 13 дней. Ему через месяц будет 7 лет - оригами в садике лучше всех делает, читать сам научился, правда писать аккуратно ленится. Весь год в дошколку уроки самостоятельно делал! ... Но млашего я все-таки в ходунки ставить не хочу;)

Cathii ,вы не правы, если ребенок рано пошел, то все остальное он будет делать позже. У меня дочка пошла в 9 мес., но никаких отставаний в развитии у нас нет, даже наоборот мы достаточно далеко ушли в развитии от сверстников, с мелкой моторикой никаких проблем, в свои 2,5 года она собирает пазлы из 70 штук,без какой-либо помощи, а годом раньше уже знала весь алфавит. Так что рано ребенок пошел или поздно это еще не показатель его дальнейшего развития. А вот про ходунки здесь правильно написано,это самый злейший враг малышей.

22.07.2008 22:05:19

У меня немного другая проблема. Дочке 9 месяцев. Начала ползать в 8 месяцев. Но ползает не на четвереньках, а на попе. Может доползти куда угодно. Но делает это не по правилам. На ручки опирается. Запястья, локти и плечи, как написано в статье, она, видимо, развивает. Но категорически не хочет ползать на четвереньках. Пробовали и ставить ее, как полагается, и раскачивали, и новой игрушкой манили - ничего не получается. Ползает по-своему. Можно что-то сделать в этой ситуации? Или поезд ушел, пусть развивается, как может?

Спасибо, очень полезная статья! А то только и слышишь: "а у нас пошел в 8 мес! Зато молчит в 2 года." Наша дочка болтает во всю. к сожалению, полгода лечилась от дисплазии т/б суставов, поэтому с 7до 10 мес только могла сидеть. Зато после снятия гипсовой повязки в 10,5 мес сначала дочка ползала, как будто плыла,затем на четвереньках. Знакомые пытались в год ее учить ходить, поддерживая под ручки. Но не объяснишь же всем, что еще ребенок только-только ползать начал, месяц назад ножки еще были скованы! а как же ведь "все дети должны пойти к году"! в год и месяц наша доченька решила, что можно ее уже водить за ручки, еще через месяц давала одну ручку. А вот в год и 2,5 мес ровно пошла САМА!!! Наш доктор считает, что это очень быстро после такого лечения. а все ранние хождения-сидения, когда родители насильно заставляют ребека, только могут навредить, ведь опорно-двигательный аппарат еще не готов. Соседка наша в 6 мес ребенка в ходунки втиснула! Еще раз спасибо автору. Прислушайтесь! не бегите впереди природы, ребенок сам знает, когда ему ползать, сидеть и ходить!

Замечательная статья. Читаем вместе с мужем и только говорим "мы так делали и так делали". все это шло от сердца и понимания ребенка. Спасибо большое.

Комментировать статью "Нужно ли ребенку ползать? "

Девочки, когда ваши дети начали ползать на четвереньках? И старшей и младшей в связи с отсутствием ползания на четвереньках в 7 месяцев ставили задержку моторного развития. Во сколько поползла старшая уже точно не помню.

Малышу, который большую часть времени проводит в кроватке и на руках, ползать научиться сложнее. Мои дети, поползшие в 5,5 месяцев, с У меня сын старший не сидел и не вставал в 8 месяцев. это реальная задержка моторного развития. В нашем случае - последствия 3-ей АКДС.

10 месяцев, не ходит, родители вобще к врачам не ходят ни разу. с виду нормальный ребёнок, шустрый, ползает на пузе и залазит везде. подскажите мне пожалуйста. именно такую форму дцп ставят ребенку в доме малютке. сейчас ему 3года 10 месяцев. он пошел в год и 7. ходит...

Обсуждение

Они в глухой деревне живут? Иначе сомневаюсь я, что они у врачей не бывали, а если бывали, то врачи бы отставание в развитии заметили. Причин может быть много, вплоть до отклонений в генетике. Возможно, Ваша подруга просто не хочет обсуждать с Вами здоровье своего ребенка.

дцп это или не дцп - вопрос вторичный. первично то, что в 22 мес не ходить уже давно не норма. и чем больше времени проходит до того, как родители доберутся до приличного врача-невролога, тем больше труда им потребуется, чтобы помочь ребенку, если у ребенка серьезные проблемы. а проблемой может быть все что угодно - от нелеченной дисплазии до проблем с нервной системой. и не слушайте тех, кто будет успокаивать - у нас такое было - и прошло. да, есть вариант, что пойдет таки сам. а есть вариант, что есть проблемы. есть ещеи третий вариант - пойдет сам, но проблема на более глубоком уровне останется и впоследствие все равно всплывет. и без обследования врача никто вам не скажет, что именно верно в вашем случае.

могу для примера свой случай рассказать. мне муж с 2 мес. ребенка всю плешь проел, что с ребенком что-то не так. я его успокаивала именно вашими словами - крохотный родился, все догонит. именно так мне рассказывал педиатр. именно так мне в 12 мес два невролога посоветовали ждать, пока само придет. и только в 15 мес. нашелся специалист, который теперь дает прогноз, что ребенок через год пройдет... если с ним заниматься каждый день по три раза в день.

Про ползание и вставание. Девочки, подскажите, когда у вас детки начали ползать и вставать в кроватке... Вот нам через 1 день будет 8 месяцев, а мы никак не ползаем и не поднимаемся... ребенок очень активный, крутится на животе волчком по кругу, перекатывается, к любой...

Обсуждение

средний встал в 6.5, пополз около8 вроде... ниче не помню:) мелкий ползает потихоньку но еще не встает - боится руки отпускать от земли:)

Нам 7 мес. мы сидим с 5 хорошо (после массажа), но сами не садимся, не ползаем вообще, юлим очень активно, начала переворачиваться пару недель назад со спины на живот, пару раз улетала с большоя низкой кровати, бегаем в ходунках уже месяц очень активно. Да, еще умеем из положения сидя в положение лежа на животе пере...ходить???

Как научить ползать?. Возрастные нормы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Вы описываете мою ситуацию. мой пацанчик - тоже пловец:) Сегодня исполнилось 8 месяцев. До любой игрушки добирается перекатываясь...

Обсуждение

Вы описываете мою ситуацию. мой пацанчик - тоже пловец:) Сегодня исполнилось 8 месяцев. До любой игрушки добирается перекатываясь из стороны в сторону. Иногда делает попытки встать на четвереньки, но не часто. Сидеть вообще не любит. если поддерживаешь, то сразу пытается встать, если сажаешь, чтобы сидел самостоятельно, но практически сразу откидывается на спину. Вот и я думаю, то ли лентяйка, то ли почему так. Хотя ОЧЕНЬ активный. и И все остальное - вроде отлично.

25.05.2006 21:26:14, АГ

Есть прием, если очень надо, то расскажу.

Целебролизин..Колоть? Нужно ли ребенку ползать? Раздел: Лекарственные препараты (8 месяцев очень слабый прописали целебролизин). Так вот, невропатолог Зайцев назначил Целебролизин колоть целый месяц. и глиатилин пить до года.

Обсуждение

Растроилась еще больше....положила ее на спину и потянула за руку, чтобы она села, так у нее там ТАК хрустнуло что-то в ручке, что я уж подумала, что руку ей оторвала...Потом посадила ее сама, а она, смотрит на меня и на бок валится - она даже сидеть не может:(((Очень слабый позвоночник:((

25.11.2005 19:35:50, Растроенная мама

Здравствуйте
Мой совет - ни в коем случае не колите церебролизин целый месяц каждый день. Нам тоже прописали церебролизин в 8 месяцев первый раз через день с витамином В12 (15+15), пошел очень хорошо, потом еще курс с витамином В6. Видя наши успехи на этом препарате примерно в 1 год 10 месяцев неврапотолог прописал 3-ий курс, сразу 30 дней без перерыва и увеличил дозу. И вот на этом курсе мы и съехали - парализовало правую сторону, язык, мышцы глаз, появилась судорожная готовность, ребенок перестал ходить, лепетать и т.д. Нам в 18 больнице сказали, что парез вызван церебролизином и потихоньку отойдет, но чуда не случилось, хоть нам уже 5. Препарат хорошо стимулирует, но с ним надо очень осторожно.


Прыгунки! у меня старший прыгал с 5 до 9 месяцев, под конец он мастерски заделывал такие финтилЯ, гости все падали от восторгов;))

Мы только в 9 месяцев научились ползать! благодаря настойчивости моей подруги, которая несколько дней ставила ребенка на коленки, и по очереди двигала ручку-ножку-другую ручку-другую ножку и так дня 3-4 подряд, а дальше ребенок уяснил для себя в каком порядке двигаться и заполз! так что, не бывает неползающих детей, бывают ленивые родители:)) а впереди него ставила какую-нить яркую игрушку, чтоб у ребенка был стимул ползти вперед.

Я не ползала. Меня сажали на ковер, окружали игрушками, вот я и занималась. Больше не знаю.

Ребенку 7,5 месяцев и не ползает. В книге прочитала, что поползти должен в 7 месяцев. У нас даже попыток нет подползать. Знает ли кто-нибудь упражнения на стимуляцию ползанья? Расскажите, у кого во сколько месяцев поползли дети.

Обсуждение

У тебя книжки неправельные, мой старший вообще не ползал, он пошел в 10.5 месяцев. А ползать научился почти в год.

28.01.2001 17:09:25, Lucy.

Моим знакомым помог наклонный Домановский трек (у детской кроватки поднимали один край). Если стоит на четвереньках и раскачивается, то скоро поползет, можете поучить вдвоем: папа за ноги держит (под грудку, животик), а Вы ручки переставляете, потом наоборот: детеныш висит грудью у Вас на руке, коленки на столе, муж ножки переставляет. Когда оба эти упражнения успешно освоены можно ставить на четвереньки и переставлять ручки-ножки, как во время ползанья (редко вызывает радость:-(



Рассказать друзьям