Секрет успешных дизайнеров. Цветовой круг

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Человеческий глаз устроен так, что может улавливать огромное количество оттенков цвета. И художник должен понимать, что, используя только готовые цвета из набора, он лишает себя возможности уловить и передать эти зрительные образы, перестает анализировать и вести поиск цвета. Столько цветов, сколько придумала природа, не создал еще ни один производитель красок. Но мы, художники, можем имитировать эту реальность «посредством нанесения красок на поверхность». В этой статье мы с вами поговорим о том, как смешивать цвета и почему это важно, а также узнаем, что такое цветовой круг Иттена и как им пользоваться.

Необходимые художественные материалы

Эта статья является теоретической, но имеет и практическую составляющую, поэтому, если вы хотите максимально эффективно разобраться с принципом сочетания и смешения цветов, я рекомендую вам подготовить следующие художественные материалы: ✓ 2 листа бумаги для акварели формата А4 ✓ 1 кисть ✓ 3 цвета акварели: желтый, синий и красный (например, и от Невской Палитры) ✓ Циркуль и линейка ✓ Карандаш и ластик ✓ Палитра ✓ Стакан с водой При желании вы можете читать эту статью без выполнения упражнений - это также поможет вам и будет очень полезно. Начнем!

Цветовой круг Иттена

Для определения взаимодействия цветов красок между собой, а также для определения "теплых" и "холодных" цветов, художники часто пользуются так называемым "Цветовым кругом Иттена". Цветовой круг Иттена – это круговая модель взаимодействия оттенков и цветов между собой: разделение по первичным и вторичным цветам, по длине волны, на холодные и теплые тона.


Круг назван по имени швейцарского художника, теоретика нового искусства и педагога Иоганнеса Иттена, который дополнил известную теорию цветового круга и дал ей новое дыхание, объяснил ее использование в живописи. Давайте же разберем, из чего состоит круг Иттена, принцип расположения в нем цветов и как художнику им пользоваться, чтобы найти гармоничные цветовые сочетания.

Основные и составные цвета в круге Иттена

Основные цвета - цвета, которые невозможно получить смешением каких-либо других цветов / красок. Они являются основой цветового круга Иттена и расположены в самом центре (заключены в некий треугольник). Эти три основных (первичных) цвета: красный, синий и желтый. Остальные оттенки в круге считаются составными, так как являются производными трех основных цветов. В зависимости от того, какой оттенок красного/синего/желтого берется за основу, меняются и оттенки составных цветов.


Имея только три основных цвета (желтый, красный, синий), художник может замешать любой другой цвет из круга Иттена. Именно поэтому очень часто профессиональным художником необходима совсем небольшая палитра цветов - многие необходимые оттенки они просто могут смешать сами.

Ниже предлагаю вам вместе со мной создать свой собственный круг Иттена, чтобы сразу подкреплять всю теорию на практике. Для начала перерисуем цветовой круг Иттена на наш лист с помощью карандаша, циркуля и линейки. Затем в центр круга наносим основные цвета (красный, желтый и синий). В качестве примера я использую как основные следующие цвета красок от Невской палитры: рубиновая, лимонная и голубая. И эти же цвета располагаем в ячейках, на которые указывают вершины центрального треугольника.

Вторичные и дополнительные цвета в круге Иттена

Далее в большие треугольные ячейки, прилегающие к нашему центральному треугольнику, наносим вторичные (дополнительные) цвета. Вторичные (дополнительные) цвета – это цвета, полученные путем смешения попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего. ✓ Желтый + синий = зеленый ✓ Желтый + красный = оранжевый ✓ Красный + синий = фиолетовый То есть, вторичными (дополнительными цветами) будут считаться: зеленый, оранжевый и фиолетовый. Эти цвета мы располагаем в ячейках, на которые указывают вершины больших треугольников.


Составные цвета и третичные цвета в круге Иттена

Следующие цвета (расположены на внешнем круге) – это так называемые цвета третьего порядка (третичные цвета или их еще называют составными цветами). Видите незаполненные ячейки на внешней части круга Иттена? В них и будут располагаться третичные (составные) цвета. Составные цвета (третичные цвета) - это цвета, которые представляют собой смесь первичного цвета с соседним по кругу вторичным цветом. То есть, чтобы заполнить пустую ячейку между красным и оранжевым цветом, мы смешиваем эти два цвета и полученным новым оттенком заполняем ячейку: Красный (первичный цвет) + оранжевый (соседний с ним вторичный цвет) = красно-оранжевый Чтобы заполнить пустую ячейку между синим и фиолетовым цветом, мы смешиваем эти два цвета и полученным новым оттенком заполняем ячейку: Синий + фиолетовый = сине-фиолетовый. И так далее - заполняем пустые ячейки внешнего круга.


В результате смешения первичных и вторичных цветов мы получили свой собственный цветовой круг Иттена, состоящий из двенадцати частей (12 ячеек на внешнем круге), в основе которого лежат всего три первичных цвета: красный, желтый, синий. Важно! В качестве основных цветов в цветовом круге Иттена могут использоваться различные оттенки желтого, красного и синего. И в каждом случае вы получите новые вторичные и третичные цвета. Перед рисованием любой картины я советую вам определять три основных цвета, которые вы будете в ней использовать и рисовать свой цветовой круг Иттена. Так у вас всегда перед глазами будет шпаргалка, и вы будете знать, какие смеси и сочетания использовать.


На фото выше римскими цифрами (I, II, III) отмечены основные, вторичные и третичные цвета соответственно. И также дана шпаргалка по их смешению.

Основные характеристики цвета: тон, тепло-холодность, светлота и насыщенность

Цветовой круг Иттена не ограничивается двенадцатью цветами, т.к. один цвет имеет множество оттенков. Например, вместо рубиновой мы можем взять любой другой оттенок красного цвета и получить другие цветовые сочетания. Также и с синим, и с желтый цветом. Количество всевозможных сочетаний практически безгранично. Любой цвет может изменяться в сторону насыщенности, яркости, температуры и светлоты – все эти понятия являются основными характеристиками цвета. Ниже давайте рассмотрим, как эти характеристики помогут в смешении цветов и создании красивых оттенков. 1. Цветовой тон Цветовой тон - это главная характеристика цвета. Цветовой тон определяет место цвета в световом спектре. Это качество, которое позволяет сравнить один цвет с другим и дать ему название (на фото ниже показан световой спектр).


3. Светлота Светлота характеризует то, насколько тот или иной цвет светлее или темнее другого. Светлота определяет положение цвета от белого к черному. В акварели, чем больше воды в смеси с краской, тем раствор светлее. Цвета тоже имеют свой тоновой диапазон, свою предельную точку по отношению к черному. Например, как бы мы густо не набирали желтую краску, она все равно не будет такой темной, как если бы мы мешали, например, синий или фиолетовый.


4. Насыщенность Насыщенность - это степень удаленности цвета от серого при сохранении той же светлоты, т.е. цвет приглушается, но не становится светлее/темнее. Цвет теряет свою насыщенность от примеси к нему контрастных цветов, а также черного. В примере ниже я использовала смесь зеленого цвета с черным. Это сделано для наглядности, в живописных работах я бы сделала смесь с красным (контрастным цветом для зеленого), чтобы получить более благородный оттенок зеленого.


Как гармонично смешивать цвета с помощью круга Иттена

Как же художнику пользоваться цветовым кругом Иттена и как это помогает в смешении и сочетании цветов? Об этом поговорим далее. Существует несколько классических комбинаций цветов, подбираемых с помощью цветового круга Иттена.

Комбинация №1. Комплементарное сочетание цветов

Комплементарные, или контрастные цвета - это цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Сочетание таких цветов является гармоничным и приятным глазу зрителя. То есть, комплементарными считаются следующие цвета: ✓ Красный - зеленый, ✓ Оранжевый - синий, ✓ Желтый – фиолетовый. Смешение и сочетание таких цветов выглядит очень живо, особенно при максимальной насыщенности цвета. Кстати, контрастные цвета хорошо приглушают друг друга (см. пункт «Насыщенность» выше в статье). Также смешение равной пропорциях двух комплементарных цветов дает красивый серый цвет. То есть, например: ✓ Красный + зеленый = серый ✓ Синий + оранжевый = серый В примере ниже использованы следующие цвета: 1. Розовый хинакридон и виридиан от Van Gogh 2. Кадмий оранжевый и ультрамарин от Невской палитры (далее по тексту "НП")


Комбинация № 2. Классическая триада

Классическая триада - это сочетание трех цветов, которые находятся в равной степени удаленности друг от друга на цветовом круге Иттена. Например, красный-желтый-синий или оранжевый-зеленый-фиолетовый. Триадная схема также обладает высокой контрастностью. Сочетание таких цветов является гармоничным и приятным глазу зрителя. Стоит отметить, что распределять цвета классической триады на картине не обязательно в равных пропорциях. Например, первый цвет можно использовать для фона, второй применить локально в теневых зонах, а роль третьего цвета – акценты и детали. Вы можете для примера взять три основных цвета (желтый + красный + синий) и использовать их сочетание. В примере ниже использованы следующие сочетания желтого, красного и синего цветов: 1. Золотистая + Алая + Ультрамарин (НП) 2. Неаполитанская желтая (НП) + Бордо (НП) + Виридиан (Van Gogh)

Цветовой круг Иттена , что такое основные, дополнительные и составные цвета, разобрались с базовыми характеристиками цвета и изучили основные схемы гармоничного смешение и комбинаций цветов с помощью круга Иттена. Стоит отметить, что описанные в статье схемы и комбинации смешения цветов - это не железное правило. Ведь восприятие цвета – это очень индивидуальный процесс. У каждого из нас есть свое внутреннее чувство гармонии цветовых сочетаний, на которое и стоит ориентироваться прежде всего при смешении цветов для вашей картины. Тем не менее, эти схемы являются отличными базовыми шпаргалками, на которые вы можете ориентироваться при подборе цветов для ваших картин. Надеюсь, что эта статья стала хорошим дополнением к моей про то, как выбрать свою палитру. Пробуйте, сочетайте, фантазируйте и ничего не бойтесь! Творческих успехов!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Схема № 1. Комплементарное сочетание

Комплементарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета.

Схема № 2. Триада - сочетание 3 цветов

Сочетание 3 цветов, лежащих на одинаковом расстоянии друг от друга. Обеспечивает высокую контрастность при сохранении гармонии. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Схема № 3. Аналогичное сочетание

Сочетание от 2 до 5 цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге (в идеале - 2–3 цвета). Впечатление: спокойное, располагающее. Пример сочетания аналогичных приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Схема № 4. Раздельно-комплементарное сочетание

Вариант комплементарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Сочетание основного цвета и двух дополнительных. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплементарные сочетания, - используйте раздельно-комплементарные.

Схема № 5. Тетрада - сочетание 4 цветов

Цветовая схема, где один цвет - основной, два - дополняющие, а еще один выделяет акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-оранжевый, желто-оранжевый.

Схема № 6. Квадрат

Сочетания отдельных цветов

  • Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным.
  • Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.
  • Серый: с цветом фуксии, красным, фиолетовым, розовым, синим.
  • Розовый: с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно-голубым.
  • Фуксия (темно-розовый): с серым, желто-коричневым, цветом лайма, зеленой мяты, коричневым.
  • Красный: с желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.
  • Томатно-красный: голубой, цвет зеленой мяты, песчаный, сливочно-белый, серый.
  • Вишнево-красный: лазурный, серый, светло-оранжевый, песчаный, бледно-желтый, бежевый.
  • Малиново-красный: белый, черный, цвет дамасской розы.
  • Коричневый: ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.
  • Светло-коричневый: бледно-желтый, кремово-белый, синий, зеленый, пурпурный, красный.
  • Темно-коричневый: лимонно-желтый, голубой, цвет зеленой мяты, пурпурно-розовый, цветом лайма.
  • Рыжевато-коричневый: розовый, темно-коричневый, синий, зеленый, пурпурный.
  • Оранжевый: голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.
  • Светло-оранжевый: серый, коричневый, оливковый.
  • Темно-оранжевый: бледно-желтый, оливковый, коричневый, вишневый.
  • Желтый: синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.
  • Лимонно-желтый: вишнево-красный, коричневый, синий, серый.
  • Бледно-желтый: цвет фуксии, серый, коричневый, оттенки красного, желтовато-коричневый, синий, пурпурный.
  • Золотисто-желтый: серый, коричневый, лазурный, красный, черный.
  • Оливковый: апельсиновый, светло-коричневый, коричневый.
  • Зеленый: золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.
  • Салатный цвет: коричневый, желтовато-коричневый, палевый, серый, темно-синий, красный, серый.
  • Бирюзовый: цвет фуксии, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.
  • Электрик красив в сочетании с золотисто-желтым, коричневым, светло-коричневым, серым или серебряным.
  • Голубой: красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.
  • Темно-синий: светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.
  • Лиловый: оранжевый, розовый, темно-фиолетовый, оливковый, серый, желтый, белый.
  • Темно-фиолетовый: золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, цвет зеленой мяты, светло-оранжевый.
  • Черный универсален, элегантен, смотрится во всех сочетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.

Картина или страничка в интернете, это должно радовать глаз. Поэтому практически все дизайнеры, иллюстраторы и некоторые художники используют различные схемы подбора цветов.

Самой распространенный из них является цветовой круг. Он позволяет подобрать гармоничные и приятные сочетания, однако для того, чтобы воспользоваться такой штукой, необходимо знать, как она работает. Существуют правила и нюансы, которые придется учитывать при использовании данного инструмента. Конечно, есть люди, для которых он бесполезен. Обладая врожденным талантом, они на глаз подбирают и оттенков. Но сейчас речь не о них.

История создания

С давних времен человек пытался понять природу цвета, теорий было много. Занимались этим вопросом практически все сферы науки: оптика, искусствоведение, культурология, психология и другие. В частности, именно из-за этого колористика не могла сформироваться как отдельная наука.

Первая систематизация была создана Леонардо да Винчи. Он открыл, что разнообразие цветов ограниченно, а истинными назвал черный и белый. Разбирал он и выявил контрастные и дополнительные.

Новый этап развития начался, когда выделил семь основных цветов, взяв за основу спектр белого света. До сих пор известна такая фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Но великий ученый замкнул цепочку и добавил в нее пурпурный, считая его смешением красного и фиолетового. С этого момента появилась возможность составления известнейшей схемы цветового круга. Хотя самый первый круг нарисовал Гете, который интересовался окраской окружающих предметов. Первый симметричный цветовой круг был создан Кастелем, он состоял из 6 секторов (сейчас его называют кругом Гете). Великому немецкому поэту принадлежит и первый в истории труд по колористике - «Теория цвета». Со временем совершенствуясь, круг пришел к виду, в котором его можно встретить практически везде.

Существуют и другие схемы подбора цветов, но использовать их в каждодневной работе неудобно, поэтому они не столь популярны.

Круг Иттена

Это двенадцатичастный круг, который получается из трех основных, трех вторичных и шести третичных цветов. Вторая тройка получается при смешении попарно желтого, красного и синего цветов, а третичные, соответственно, при смешении первичных и вторичных. Придуман он был, как видно из названия, Йохансеном Иттеном - швейцарским художником и педагогом. Он внес огромный вклад в понимание природы и восприятия цвета и его оттенков. До сих пор изобретенная им схема считается классической и по сей день используется дизайнерами и художниками всего мира.

Круг Освальда

Более современный вариант представлен в В отображенной Освальдом
палитре можно выделить три основных цвета. Именно на них и основана нынешняя аддитивная цветовая модель RGB (Red, Green, Blue), то есть красный, зеленый и синий. Как было доказано, эти цвета воспринимаются нашим глазом напрямую, все остальные оттенки получены путем смешения этих трех. Конечно, на такой схеме нет ни черного, ни белого. Им нет места в спектре, их рассматривают как крайние точки насыщенности.

Используется в основном тогда, когда нужно увидеть как можно больше оттенков.

Тренировка восприятия

Не секрет, что человеческий глаз в состоянии различать до 150 оттенков. Однако, благодаря натренированности, у художников это число возрастает до 350-400. Многие люди, работающие в сферах, где приходится сталкиваться с колористикой, не обладают врожденным интуитивным чутьем, поэтому их спасает круг Иттена. Сейчас он доступен, можно распечатать его на принтере или купить в специализированном магазине, но время от времени, для тренировки, лучше рисовать его собственноручно. Возможно, получится не сразу, но это необходимо для правильного восприятия, ведь очень сложно с первого раза получить нужный оттенок. Например, зеленый должен получиться именно зеленым, а не желтоватым или синеватым.

Формальный подход

Для создания гармоничных сочетаний необходимо изучить не одно правило цветового круга. Поняв принцип работы, вам будет все по плечу. Занимаетесь ли вы созданием одежды или рисуете картины, или, быть может, вы дизайнер интерьеров, рано или поздно вам придется столкнуться с колористикой.

Но использование различных схем ни в коем случае не должно ограничивать ваше собственное чутье или фантазию. Итак, существуют основные сочетания или комбинации, в которых имеется от 2 до 4 цветов. Если вы активный пользователь компьютера, то всегда можете использовать специальные программы по подбору оттенков, так как у них у всех взят за основу цветовой круг.

Комплементарные цвета

Их еще называют дополнительными или контрастными. На круге Иттена они располагаются друг напротив друга. Их сочетания выглядят достаточно энергично, хотя и считается, что они слишком резкие, в природе можно найти не один пример их гармоничного единения. Разве не чудесно смотрятся красные розы в обрамлении зеленых листьев или клубничка на грядке? Используются такие комбинации в случаях, когда нужно что-то выделить или подчеркнуть. Но они совершенно не годятся для текстовых композиций.

Триады

Выделяют три вида - классическую, аналоговую и контрасную. Первую образуют цвета, находящиеся на равном отдалении друг от друга на кругу Иттена. Например, фиолетовый, зеленый и оранжевый. Каждый расположен через три сектора от другого. Сочетание выглядит жизнеутверждающе и позитивно, даже если взять ненасыщенные оттенки. Но чтобы добиться наибольшей выберите один основной, а два других используйте как вспомогательные. А вот аналоговая триада выглядит гармоничной в любом случае, так как три цвета расположены на круге последовательно. Композиция из такой триады не раздражает взгляд и выглядит комфортной.

Она чаще всего встречается в природе, поэтому воспринимается естественно. Но и тут лучше сделать один цвет основным, а два других - дополнительными. Третий вид - это контрастная триада, строится она из одного цвета и двух соседних от его комплементарного брата. Например, возьмем зеленый. Его противоположность - это красный, поэтому для тройки берем красно-оранжевый и красно-фиолетовый. Использовать такое сочетание стоит осторожно и только в том случае, когда вы уверены, что у вас получится сделать это наиболее лаконично.

Прямоугольная и квадратная схемы

Четыре цвета, каждая пара которых является контрастной, составляют прямоугольную схему. Она дает вариаций. Композиция будет смотреться лучше, если выбрать один цвет основным, а остальные использовать как дополнительные или вспомогательные. Вторая схема квадратная, она также состоит из четырех цветов. Если посмотреть на цветовой круг, то они будут равно удалены друг от друга. Смотрится такое сочетание более ярко, поэтому тут тоже предпочтительнее выбрать один главный оттенок.

Теперь вы знаете все основные правила, но стоит отметить, что если следовать одним лишь правилам, то достичь можно немногого. Люди, работающие с колористикой, должны обладать творческим чутьем и вкусом. Цветовой круг - лишь помощник, остальное зависит от фантазии, нельзя довольствоваться лишь формальным подходом.

Урок 2
Полный цветовой круг

Цели и задачи : развивать графические умения и навыки; изучать свойства цветов и приемы поиска новых цветов; расширять знания о возможностях художественных материалов.

Оборудование: акварель, гуашь (лучше), бумага, кисти, палитра, циркуль, линейка.

Литературный ряд: стихи о цветах (живописных).

Зрительный ряд : методические таблицы «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные и сближенные цвета», «Подбор оттенков разных сочетаний цвета».

Ход урока

I. Организация класса.

II. Вводная беседа.

1. Работа с методическими таблицами.

Учитель . Сколько цветов вы знаете? Попробуйте назвать, сколько вспомните. У вас может получиться очень много, но не меньше, чем 6 цветов. Именно столько, сколько содержится в минимальном наборе красок и карандашей: красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный. Смешивая эти цвета, можно получить намного больше, чем 6.

А где мы их смешиваем? Что может служить палитрой?

В природе множество оттенков и цветов, гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. Чтобы было проще ориентироваться в них, люди придумали классификации цветов и науку, которую изучают художники, – цветоведение .

Рассмотрите методические таблицы.

Все цвета делятся на хроматические и ахроматические. «Хрома, хроматос» – в переводе с греческого «цвет», ахроматические – не цветные, это белый, черный, все серые. В этой группе «цвета» отличаются только по светлоте, тону, они не имеют цвета как такового.

Хроматические – все остальные цвета, цвета спектра. Они различаются по светлоте (оттенки, насыщенность) и цветовому тону. В свою очередь они делятся на основные и составные цвета.

Своеобразными прародителями всех цветов являются 3 цвета: красный, желтый, синий. Они не могут быть составлены из других цветов. А вот все остальные цвета можно получить смешением этих цветов. Поэтому и называются эти группы цветов основными и составными .

Попарное смешивание двух основных цветов дает нам составной.

Назовите, какой новый составной цвет получим от смешения пар:

красный + желтый = (оранжевый) ;

красный + синий = (фиолетовый) ;

желтый + синий = (зеленый) .

Если вы были внимательны, то, вероятно, заметили, что получившиеся 6 цветов – это цвета радуги.

Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов?

каждый

охотник

желает

знать,

где

сидит

фазан

красный

оранжевый

желтый

зеленый

голубой

синий

фиолетовый

Но голубой цвет не является ни основным, ни составным, так как получается смешиванием не основных цветов, а основного какого? (синего) с ахроматическим – белым. В этом ряду цветов составные цвета чередуются с основными.

А какой составной цвет находится между двумя основными? (Тот, который они дают при смешивании.)

Для удобства эту полосу можно замкнуть в виде кольца. Получается простой цветовой круг.

В рисовании используются обе группы цветов.

Цвета ахроматические чаще всего используются в рисунке, графике.

Продолжим анализ таблицы. Вспомните краски вечернего неба в холодный зимний день и пламя горячего костра. Найдите их в цветовом круге.

Теплыми считают красный, оранжевый, желтый и их смеси. Эти цвета напоминают солнце, огонь, жару. В цветовом круге они держатся вместе.

Холодные цвета – цвета зимы, луны, сумерек, мороза.

Какие это цвета? (Синий, фиолетовый, их смеси.)

А вот зеленый – особый цвет: если в нем больше желтого, – он теплый, если синего, – холодный. Рядом с теплыми он холодный, а рядом с холодными – теплее, чем они.

Красный и синий цвета – абсолютные цвета по холодности и теплу. Не случайно они находятся в спектре (круге) друг против друга, как полюса у глобуса.

Контрастные цвета – противоположные, они взаимно подчеркивают яркость друг друга, усиливают.

Сближенные цвета – те, которые в спектре рядом, а также их смеси и оттенки.

Назовите пары контрастных цветов. (Красный – зеленый. Желтый – фиолетовый. Синий – оранжевый.)

2. Художественное слово о живописности осени.

Учитель . У каждого вида искусства есть свои выразительные средства, помогающие изобразить окружающий мир.

Отгадайте загадку о цветах.

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можно ль их нарисовать?

(Радуга.)

Слушая следующее стихотворение, запомните и назовите цвета, которые упоминаются в нем:

Не во сне, а наяву –

Что же здесь такого?

Я на радуге живу

В домике лиловом .

Выбегаю поутру

В бежевых сапожках,

Ем в сиреневом бору

Алую морошку.

С листьев падает роса

В темно-синей чаще,

Филин желтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

Пробираются ручьи

К розовым озерам,

Машет белка за кустом

Фиолетовым хвостом,

Белорыбицы плывут

Под вишневый мостик.

Я на радуге живу,

Приходите в гости.

Т. Белозерова

Названий каких цветов вы услышали больше – теплых или холодных? (Из 9 цветов – 5 теплых.) Перечислите те и другие. (Теплые – бежевые, алый, желтый, розовый, вишневый.)

III. Практическая работа под руководством учителя.

Учитель . Сегодня мы рисуем полный цветовой круг, используя обе группы цветов: хроматические, ахроматические.

Последовательность выполнения работы.

1. Возьмем циркуль и начертим на месте бумаги большой круг (во весь лист). Лист лежит вертикально. Делим его пополам. Отмечаем центр.

2. Делим его на 6 равных частей (геометрическим способом, с помощью транспортира).

3. Внутри и снаружи рисуем малый и большой круги.

4. Теперь возьмем 3 основных цвета (по очереди) и ровно закроем ими части круга (средние дольки) через одну в следующем порядке: красный, желтый, синий.

Закрашиваем средний ряд долей, не трогая соседние, внутренний и внешний круги.

5. Оставшиеся просветы закрашиваем составными цветами, смешивая 2 соседних основных цвета (не путать!). Работаем только с основными цветами и палитрой (а не готовой краской!).

6. Теперь к каждому цвету среднего круга поочередно добавляем поочередно добавляем по чуть-чуть черной краски (ахроматическая) и закрашиваем соответствующие им участки внешнего круга. Получится цвет более темный, глухой.

7. Затем к каждому цвету среднего круга поочередно добавим по чуть-чуть белой краски (также ахроматической) и также закроем соответствующие участки внутреннего круга.

У нас получился полный цветовой круг, в котором использованы хроматические (основные и составные) и ахроматические цвета.

Теперь нарисуем 3 пары квадратов – по 2 рядом. Раскрасьте квадраты контрастными цветами, взятыми из цветового круга.

Во время выполнения заданий учитель напоминает детям правила работы на уроке:

аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос. Нельзя кисточку тереть о бумагу, держать долго в воде (искривится и испортится волос);

смачивать (слегка) краски водой перед работой, аккуратно набирать краску на кисть, каждый раз промывая ее от предыдущей краски;

нельзя пачкать краски грязной (непромытой) кистью, для получения другого оттенка или цвета используем палитру;

карандаши должны быть хорошо заточены (показать) , линия должна быть легкой и без сильного нажима;

не берем краску слишком густо или слишком бледно! Краска должна ложиться ровно, мазками слева направо, горизонтальными линиями, лучше кистью № 5–8, с острым кончиком. Краски должно быть столько, чтобы она вся высыхала, но и не слишком много, иначе она потечет вниз;

лишнюю краску убирают кисточкой, предварительно ее отжав;

работа считается законченной, если завершена в цвете, оценена учителем;

можно говорить шепотом с соседом (по теме урока), обратиться к учителю с вопросом, подняв руку, но нельзя шуметь, спрашивать и отвечать сразу всем, очень громко смеяться, то есть нарушать рабочую обстановку на уроке.

IV. Итог урока.

На классной доске закрепляются законченные (лучшие) работы.

Что вам понравилось на уроке?

Что интереснее: пользоваться готовыми «составными» цветами из набора или найти желаемый цвет самому?

Adobe Photoshop – многофункциональный графический редактор. С его помощью можно не только обрабатывать и ретушировать изображения, но и рисовать их. Поскольку важной частью рисования является грамотное использование цветов, то в первую очередь стоит понять, как правильно их сочетать и какое воздействие оказывает на человека тот или иной цвет.

Теория цвета

Как правило, дизайнеры используют определенный набор цветов (от трех до пяти, не считая белый и черный). Сначала выбирается основной цвет, а затем те, что будут обрамлять его. Выбор цветов – это целая наука, так как каждый из них по-своему влияет на человека и не все они хорошо сочетаются между собой.

Если вы хотите прибавить заряд бодрости, подтолкнуть человека к активным действиям добавьте немного красного цвета, а если нужен противоположный эффект, то стоит присмотреться к оттенкам синего.

Группа цветов, которые используются в проекте или при создании изображения называется цветовой схемой или палитрой цветов .

Лучшим помощником в подборе сочетающихся цветов является цветовой круг Иттена . Он основан на трех первичных цветах (желтом, синим и красном), из которых шаг за шагом могут быть получены все остальные. Если в равном соотношении смешать желтый и синий, то выйдет зеленый цвет. Чтобы получить оранжевый, нужно объединить красный с желтым, а для создания фиолетового – красный с синим. Три получившихся цвета – зеленый, оранжевый и фиолетовый – называются вторичными. От них тоже есть производные, которые, в свою очередь, считаются третичными цветами или цветами третьего порядка. В общей сложности круг поделен на 12 цветовых секторов.

Но в цветовом круге Иттена нет оттенков основных цветов. Поэтому, при помощи ахроматических цветов — черного и белого, круг, без изменения числа секторов, был дополнен множеством оттенков.

Подбор гармонично сочетающихся цветов может стать утомляющим занятием, но только не для тех, кто умеет работать с цветовым кругом. А также понимает, что такое цветовой тон, яркость и насыщенность. С помощью этих трех параметров можно задать все воспринимаемые человеческим глазом цвета.

Цветовой тон

Это свойство зрительного ощущения человека, определяет название цвета: оранжевый, фиолетовый, синий. В данном контексте словосочетание «цветовой тон» можно считать синонимом слову «цвет».

Насыщенность

Насыщенность описывает интенсивность цвета. Цветовой тон высокой насыщенности дает яркий, интенсивный цвет. Менее насыщенный цветовой тон выглядит бледнее. Для легкости понимания слово «насыщенность» можно мысленно заменить на «красочность» .

Яркость

Данный параметр определяет насколько цвет темный или светлый. Обычно измеряется в процентах. Яркость можно представить, как количество света, падающего на объект — от белого до черного, то есть от стопроцентной яркости до нулевой. Если на что-то направить яркий свет, например на аппетитную и зрелую клубнику, то она будет казаться практически белой. И, наоборот, черной, если на неё не будет попадать свет.

Использование цветового круга

Существует несколько схем по подбору цветов при помощи цветового круга. Но перед тем как перейти к выбору схемы, необходимо определить главный цвет, вокруг которого будет строиться создаваемый рисунок. Вот некоторые схемы:

Аналоговая схема. Это сочетание цветов из трех соседних по кругу секторов, где в центре этой троицы должен находиться главный цвет. Такое сочетание нередко встречается в природе.

Дополнительная схема. Согласно ей, нужно выбирать цвета из противоположных друг к другу секторов цветового круга. Это контрастное сочетание, его хорошо использовать для выделения деталей.

Раздельная дополнительная схема. Это сочетание цветов из секторов, соседних с сектором, расположенным напротив сектора главного цвета. То есть, на цветовом круге выбирается главный цвет, мысленно определяется противоположный ему сектор, и берутся два цвета, которые являются соседними для этого противоположного сектора.

Классическая триада. Согласно этой схеме, нужно взять три равноудаленных по кругу цвета. Один из которых основной, а два остальных — дополнительные.

Чтобы подобрать цветовую схему с помощью цветового круга, воспользуйтесь следующей инструкцией:

Шаг 1 Выберите главный цвет.

Каждый проект, в том числе рисунок, с чего-то начинается. Если есть какое-то изображение, которое хочется чем-то дополнить, то внимательно посмотрите на него. Преобладающий цвет можно взять в качестве главного. Если исходного материала нет, то мысленно создайте картину. Это поможет определить главный цвет, от которого будет строиться весь рисунок.

Шаг 2 Найдите главный цвет на цветовом круге.

Если у вас есть цветовой круг, то найти на нем главный цвет можно, просто взглянув на круг.

Шаг 3

С помощью одной из представленных схем найдите другие цвета, сочетающиеся с основным цветом.

Если, например, вы выберете соседние цвета от главного цвета, то можете быть спокойными насчет их сочетаемости. Это аналоговая схема. Вместе такие цвета будут смотреться гармонично.

Заметили ошибку в тексте - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter . Спасибо!



Рассказать друзьям