Темы по валеологии в детском саду. Консультация для воспитателей "валеологическое воспитание детей дошкольного возраста"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Консультация для воспитателей

«Валеологическое содержание в ДОУ»

Воспитатель: Жабина И.И.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28»

г. Новомосковск, 2014 г.

Детям совершенно так же, как и взрослым,

Хочется быть здоровыми и сильными,

Только дети не знают, что для этого

Надо делать. Объясним им, и они

Будут беречься.

«Педагогика сердца». Януш Корчак

Все мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми. К сожалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных показателях их здоровья. На здоровье оказывает влияние целый ряд факторов. Один из них – это привычки и поведение. Очень важно, чтобы навыки безопасного для жизни и здоровья поведения формировались вовремя.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55 % зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25 % от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности, на 10 – 15% от уровня развития здравоохранения в стране.

Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание дошкольников.

Валеология - наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путём ведения здорового образа жизни.

Здоровье , по определению ВОЗ, - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков.

Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Девиз педагогической валеологии: «Здоровье через образование».

Валеологическая воспитательная работа строится на следующих подходах и принципах:

  1. Системный подход. Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу ребёнка. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при взаимодействии ДОУ, родителей, общественности
  2. Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми и воспитателем в процессе совместной деятельности. Не направлять детей на путь здоровья, а вести за собой.
  3. Принцип «Не навреди!». Предусматривает использование безопасных приёмов оздоровления, апробированных и официально признанных.
  4. Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
  5. Принцип альтруизма. Научился сам – научи друга.
  6. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

Задачи валеологического воспитания:

  1. Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.
  2. Накопление знаний о здоровье.
  3. Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.

Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая, трудовая и др.

Формы организации деятельности детей

1.НОД с валеологической направленностью.

Задачи:

  • Формирование у детей сознания того, что человек - часть природы и общества.
  • Воспитание заботливого и бережного отношения к личному здоровью.
  • Выстраивание гармоничных отношений детей с неживой и живой природой.
  • Выработка навыков личной гигиены.
  • Закаливание детей.
  • Профилактика и устранение вредных привычек.
  • Осуществление валеологического мониторинга.

Этапы формирования понятий:

Вторая младшая группа – формирование понятия «здоровый человек».

Средняя группа – информационная среда (строение человека, органы), формирование отношения к себе.

Старшая группа – знакомство с ОБЖ, формирование профилактического мышления, обучение саморегуляции.

Подготовительная группа – формирование межличностных отношений.

Примерная тематика занятий по валеологии

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

Группа

1. Я и моё настроение.

2. Дружим с водой (знакомство с умывальными принадлежностями).

3.Я умею одеваться.

4.Что такое хорошо, что такое плохо.

5.Глазки - подсказки.

6.Носики – курносики.

7.Микробы.

8.Здоровье и болезнь.

1.Как ухаживать за собой.

2.Почему я вижу.

3.Почему я слышу.

4.Нос и уход за ним.

5.Приятного аппетита.

6.Какая пища полезней.

7.Зачем мы спим.

8.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

1.Как устроен человек.

2.Красивая осанка.

3.Сердце моё.

4. Как мы дышим.

5. Как мы едим (органы пищеварения).

6.Береги зубы.

7. Личная гигиена.

8.Откуда берутся болезни.

1. Сохрани своё здоровье сам (закаливание).

2.Моё зрение.

3.Работа сердца.

4.Как я распознаю запахи.

5.Мой мозг.

7. Витамины и здоровый организм.

8. Спорт – это здоровье.

2.Индивидуальная и подгрупповая деятельность по заданию и под контролем.

Например, в младшей группе формирование навыков самообслуживания, обучение пальчиковой гимнастики и др., в старшей группе – закрепление навыков самообслуживания, обучение самомассажу и т.д.

3.Самостоятельная деятельность детей.

При организации валеологической работы воспитатель может и должен:

  1. Выполнять правила СанПина.
  2. Использовать здоровьесберегающие технологии.
  3. Осуществлять личностно-ориентированный подход к детям.
  4. Исключить стрессовые ситуации, сохранять благоприятный психологический климат в группе.
  5. Использовать многовариативность форм, методов, средств.

Самая лучшая валеологическая программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в ДОУ не создано сообщество «дети – родители – педагоги».

Задачи:

  • Установление доверительно-делового контакта с родителями;
  • Повышение педагогической культуры родителей;
  • Пропаганда ЗОЖ;
  • Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.

Формы работы с родителями:

  1. Общие родительские собрания;
  2. Дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;
  3. Телефон доверия;
  4. Проведение совместных мероприятий: - спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья; - вечеров развлечений; - дней именинника; - витаминных и чайных столов;
  5. Создание библиотеки для родителей в кабинете методиста;
  6. Проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре;
  7. Организация выставок «Одежда и здоровье детей», «Мир глазами детей» и др.

Эффективность работы по комплексному подходу в организации ЗОЖ ребёнка может быть определена следующими показателями:

  1. Снижение заболеваемости.
  2. Рост уровня физического и психического здоровья.
  3. Повышение двигательной активности детей.
  4. Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.
  5. Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.
  6. Общая подготовленность к обучению в школе.
  7. Сотрудничество ДОУ с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.

Следовательно, валеологическое воспитание является приоритетным направлением в работе детского сада по приобщению детей к ЗОЖ.

Примерные темы бесед и родительских собраний

Младшая группа

  1. «Индивидуальные особенности моего ребёнка».
  2. «Опять ОРЗ. Новое – хорошо забытое старое».
  3. «Ещё раз о витаминах и правильном питании».
  4. «Научите ребёнка радоваться».
  5. «Семья – надёжный щит психического здоровья детей».
  6. «Совместная игра с ребёнком – идеальное средство общения и взаимопонимания».

Средняя группа

  1. Экскурсия по детскому саду « Каким я вижу дом радости». Совместная беседа за круглым садом.
  2. «Почему ругаются дети».
  3. «Левша». Поведение родителей. Особенный ребёнок.
  4. «Психогимнастика и сказка как фактор эмоциональной устойчивости ребёнка».
  5. «Правильное питание – один из основных факторов здоровья. Поговорим о сладостях».
  6. «Интеллектуальные (логические) игры – средство коррекции поведения ребёнка».

Старшая группа

  1. День открытых дверей. Как должен выглядеть современный детский сад.
  2. «О прививках. Чеснокотерапия и аромотерапия».
  3. «Сказкотерапия как средство эмоциональной устойчивости ребёнка».
  4. «Я сержусь». Как научить ребёнка слушаться.
  5. «Хобби – интересное дело для души вместе с папой и мамой».

Подготовительная группа

  1. «Критерии готовности ребёнка к школе».
  2. «Как мы общаемся дома. Ласковые слова и психологический климат в семье».
  3. «Гиперактивный ребёнок. Болезнь или особенность характера?».
  4. «Я боюсь». О детских страхах.
  5. «Причины плохого аппетита».
06 Июн 2013,

В 2012 году на основе анализа детей было выявлено повышение заболеваемости, увеличение числа часто болеющих детей, а у части детей нарушена осанка, зрение другие отклонения, и только 6 детей отнесены к 1 группе здоровья. Это послужило толчком к работе над улучшением здоровья детей через разработку программы по теме ««.

В ходе работы по данному направлению нами используются наглядные, словесные, практические методы, предпочтение отдается разновидностям практического метода.

Игровой метод дает возможность одновременно совершенствовать разнообразные двигательные навыки, самостоятельность действий, быстроту ответной реакции, проявления творческой инициативы. Одновременно развивая такие качества, как внимание и смекалка, подвижность и ловкость, помогая достижению первых результатов на пути к внутренней свободе, естественному и непринужденному поведению детей в коллективе.

Данная работа объединяет разнообразные виды деятельности детей. По значению на первый план выступают: валеологические и физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.

Понятие «здоровья» даётся дошкольникам в НОД по валеологии, которая способствуют развитию представлений об окружающем мире и о себе.

Основная форма валеологического образования детей дошкольного возраста – разные виды интегрированных занятий, примерные темы: «Всегда и везде вечная слава воде!», «Вежливость на каждый день», «Зачем мы спим?», «Что я могу делать руками и ногами?», «Что такое здоровье?», «Какой я, какие другие?», «Мои чувства. Мое настроение», «Что делать, если у тебя плохое настроение?», «Надо, надо умываться…», в состав которых входят: беседа, дидактические игры, чтение, рисование, и, конечно, физкультурные минутки, минутки здоровья, с элементами различных видов упражнений (дыхательных, звуковых, массажем, гимнастики для глаз и др.), образных упражнений по карточкам, массажа и др.

В такой деятельности ясно прослеживается интеграция многих образовательных областей: от познания до художественного творчества.

В совместной деятельности разбираем запланированные и незапланированные ситуации типа «Как себя вести, если что-то болит» и др., беседуем на темы «Кто с закалкой дружит — никогда не тужит», «Полезные и вредные привычки». Проводим праздники, досуги, развлечения:

— Валеологический праздник «Шалтай-Балтай в гостях у осени»,
— «Когда овощи нам помогают»,
— «Папа, мама, я – спортивная семья» (совместно с родителями).

На стадион, в парк — всё это формирует интерес и привычку к здоровому образу жизни.

Дети начинают понимать, что, значит, быть «здоровыми»: «Здоров тот, кто всему радуется», «Здоровье не купить», «Болезнь человека не красит», «Чтобы быть здоровым, надо трудиться», «Здоровье дороже богатства»…

Весь этот материал закрепляется и в другой деятельности,в том числе на занятиях физической культурой.В своей работе мы используем разного типа занятия по физической культуре: традиционные, тренировочные, сюжетно-игровые, ритмическую гимнастику, тематическое занятие, занятия комплексного характера, а так же контрольно-проверочные занятия.

Особенностями проведения занятий является дифференциация и индивидуализация образовательной работы с детьми с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности, решается комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных, образовательных. Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.

Физкультурно-оздоровительная образовательная деятельность – это утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, двигательная разминка во время перерыва между занятиями. С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей проводятся дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий. Это оздоровительный бег, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, массаж, ходьба по йодно-солевой дорожке, индивидуальная работа по развитию движений и регулированию двигательной активности детей на вечерней прогулке.

Гигиенисты утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение – это преграда любой болезни.

Движение – это хороший воспитатель. Благодаря ему, окружающий мир открывается малышу во всем своем удивительном многообразии.

Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка, но продолжительность ее зависит от индивидуальных особенностей детей, уровня двигательной активности. Это учитывается при руководстве самостоятельной деятельности детей.

Приобщение детей к здоровому образу жизни проходит через все режимные моменты в тесном сотрудничестве воспитателей, руководителя по физической культуру, медсестры и других специалистов..

Утро – самый короткий по времени этап педагогического процесса, но самый насыщенный воспитательно-образовательными мероприятиями. До прихода детей, готовится групповая комната к приему, проветривается, по мере необходимости кварцуем групповую комнату и спальню. В период вспышки эпидемии ОРЗ проводим чесноко и лукотерапии.

Каждому пришедшему ребенку мы стараемся уделить внимание, выразить радость, создать для него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью, т.е. обеспечиваем условия комфортного пребывания ребенка в детском саду. В группе имеется уголок «Спортсмена» — со спортивным инвентарём, дидактическими играми – «Угадай вид спорта», «Кому что нужно» и др., альбомы «Забочусь о своем здоровье», книги «Строение тела» и много другого материала.

Также утром проводим коррекционную работу с детьми, которые имеют отклонения в осанке, сводах стоп, зрения . Затем утреннюю гимнастику, направленную на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует формированию основных физических качеств и потребности в двигательной активности.

Одним из рациональных, простых и доступных методов оздоровления является аэрофитотерапия и фитотерапия с использованием эфирных масел. Перед сном, например, используем масла, обладающие расслабляющим действием: базилик, валериану, душицу, мелису. Для профилактики заболеваний дыхательных путей: эвкалипт, мята, ромашка, шалфей.

Ежедневные прогулки с подвижными играми, спортивными упражнениями, развлечениями, играми – эстафетами – ещё один способ развития и приобщения детей к здоровому образу жизни – полезная привычка.

Закаливание является одним из традиционных общепринятых методов неспецифической профилактики ОРЗ:

1. Воздушные ванны,
2. Полоскание горла прохладной водой,
3. Мытьё рук до локтей
4. Игры с водой и др.
5. Йодно – солевое закаливание.
6. Точечный массаж.

Оздоровительный эффект закаливания сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения и формирует принципы и правила здорового образа жизни. Повседневно проводимые в ДОУ и в семье закаливающие мероприятия в качестве основной части физической культуры способствуют созданию обязательных условий и привычек здорового быта.

Для повышения двигательной активности и оздоровления детей используем «Игровые дорожки» (ребристая доска, лоток с галькой, массажные коврики, холодные: влажные и сухие массажёры для стоп – позволяющие включать в работу все группы мышц) в сочетании с контрастными воздушными ваннами после дневного сна.

– это тоже часть оздоровительного комплекса. Упражнения для профилактики плоскостопия и для формирования и коррекции осанки мы используем на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, индивидуальной работе. На коврике «Здоровья» разучиваем комплексы профилактических упражнений, массажи с элементами йоги, дыхательные и звуковые гимнастики.

Также приёмы точечного массажа повышают защитные свойства организма. «Гимнастика маленьких волшебников», «Пробуждение медвежат» — с элементами йоги, психогимнастики. Валеологические знания, полученные в игре вызывают интерес, желание заботиться о своём здоровье, в дальнейшем формируют и потребность в здоровом образе жизни.

Воздух – самый доступный закаливающий фактор, поэтому наши дети с удовольствием гуляют и ходят в походы-экскурсии.

Питание – важнейшее составляющее здорового образа жизни. За этим следит медсестра. Мы в свою очередь формируем культуру питания.

Все воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам – словом учит вести здоровый образ жизни с детства. «Только здоровый ребенок может быть счастливым» (Доктор Комаровский)

Наша работа по внедрению валеологии в детском саду способствует формированию предпосылок всесторонне развитой, творчески активной, интегративной личности, развитию у детей физических, интеллектуальных способностей, нравственных качеств.

«Береги здоровье смолоду!» Увы, но бывает так, что об этой фразе мы начинаем задумываться уже тогда, когда появились проблемы со здоровьем. И вот тут важно обратиться за помощью к грамотному специалисту. Например, консультация маммолога киев в Центре современной маммологии не просто обеспечит вам осмотр и консультацию, но и окажет серьезную моральную поддержку.

В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний.

Такие ухудшения здоровья происходят по ряду причин:

Упадок моральных устоев семьи (разводы, алкоголизм, наркомания, убийства и т.д.);

Снижение социального благополучия (малообеспеченные семьи, неполные семьи, безработица, проблемы с жильем и т.д.);

Плохая экология (загрязнения почвы, воды, воздуха, уничтожение зеленого пояса, испытание разного вида оружия в военных и мирных целях и т.д.).

Давая знания детям о здоровье, здоровом образе жизни, оберегая их от эмоционального или физического перенапряжения, а также качественно выстроив сеть занятий по валеологии можно добиться у детей желание вести здоровый образ жизни.

Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества. Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в жизнеопасные ситуации. Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыками личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.

Мероприятия проводимые в детском саду для укрепления здоровья детей:

  1. Соблюдение личной гигиены.
  2. Рациональное питание.
  3. Закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, босохождение, солевая и массажная дорожка, контрастные ванны для ног, соблюдение температурного и водного режима, проветривание помещений, прогулка, дыхательная гимнастика, точечный массаж.
  4. Соблюдение режима дня.
  5. Витаминизация (витамин С, напитки из трав и ягод).
  6. Профилактика простудных заболеваний
  7. Очистка воздуха от пыли и микроорганизмов люстрой Чижевского.
  8. Создание условий для двигательной активности.
  9. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия.
  10. Оптимальное сочетание занятий и отдыха.
  11. Проведение игрового модуля по валеологии.

Игровой модуль по валеологии.

С малышами мероприятия по валеологии в основном сводятся к привитию культурно – гигиенических навыков, труду. Но с 4 лет дети имеют некоторый запас знаний, жизненный опыт. Этих знаний достаточно, чтобы осмысленно понять роль здоровья в своей жизни и жизни других людей.

Цель мероприятий по валеологии – заложить основы валеологического воспитания детей 4–7 лет.

  • дать представления о здоровом образе жизни, основам безопасной жизнедеятельности, культуре взаимоотношений;
  • воспитание внешней и внутренней культуры, культуры взаимоотношения полов, эмоционального общения;
  • формировать практические навыки и умения личной гигиены, занятия спортом;
  • учить детей обходить опасности, не бояться их, бережно относиться к своему здоровью и здоровью близких.

Структура тематики валеологических игровых модулей:

Блок “Познай себя”. На занятиях дети получают информацию по своему физическому здоровью, о строении своего тела. О внутренних органах, причинах возникновения заболеваний, как их избежать, как стать здоровым и сильным, знакомят со специализацией врачей.

Блок “Эмоциональное здоровье”. На занятиях этого блока дети учатся выражать свои чувства и уважать чувства других; осваивают речевой этикет, культуру поведения и общения; как правильно знакомиться, прощаться, поздравлять, благодарить, извиняться, просить, приглашать, говорить комплименты, общаться со старшими и сверстниками; знакомятся с неприятными эмоциями, со способами эмоциональной разрядки.

Блок “Экстремальные ситуации”. Этот блок самый важный, потому что детей знакомят с экстренными ситуациями, которые могут окружать нас. Дети закрепляют знания правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, как вести себя на улице, одному на природе и дома. В скором времени дети подготовительной группы пойдут в школу и им придется самостоятельно переходить дорогу, разогревать еду, гулять, ходить в магазин, находиться дома одному. Поэтому важно научить детей самостоятельности и умению обходить опасности стороной.

Блок Задачи
1 “Познай себя” Познакомить детей со строением человека; с названием, расположением и функцией внутренних органов; с ролью отца и матери в рождении ребенка.

Дать некоторые понятия о заболеваниях органов слуха, зрения, зубов, внутренних органов. Научить детей избегать этих заболеваний (профилактика).

Объяснить детям, почему необходимо посещать врача. Познакомить детей с некоторыми специальностями медицинских работников (ЛОР, окулист, стоматолог, педиатр и т.д.)

2. “Эмоциональное здоровье людей” Ребенок и его чувства. Научить детей выражать положительные чувства и сдерживать отрицательные эмоции.

Люди и их чувства. Дети знакомятся, как выражают свои чувства другие люди.

Какой человек? Познакомить детей с положительными и отрицательными чертами характера людей.

Настроение. Научить детей описывать разнообразные эмоции, переживаемые в повседневной жизни (печаль, горе, радость, удивление и тд.), в следствие чего они происходят.

Научить детей справляться с неприятными эмоциями. Выход из стрессового состояния.

3 “Экстремальные ситуации” Ребенок и общество. В общении с незнакомыми людьми необходимо проявлять осторожность. Вызов милиции 02.

Ребенок на улице. Правила дорожного движения.

Ребенок один дома. Пожарная безопасность. Вызов пожарной охраны 01, скорой помощи 03. Электричество. Газ. Опасные предметы (яд, бытовая химия, остро-режущие предметы, лекарства и тд).

Ребенок на природе (в лесу, на реке). Охрана природы.

Времена года. Зима – снег, сугробы, холод, обморожения, переохлаждения. Весна, осень – гололед, тонкий лед на водоемах, простуды. Лето – жара, солнечный удар, ожог.

Дети, как и все люди лучше запоминают информацию ту, которая им очень интересна или необычна. В своей работе мы используем следующие методы:

Игровой модуль по валеологии мы проводим вне столов и парт, а в расслабляющей обстановке на полу, ковре, где дети могут принять удобную для них позу – сесть, лечь.

Характер игрового модуля – занимательная беседа – диалог. Диалог быстрее запоминается.

Использование красочного демонстрационного материала к каждой теме, дидактических игр на развития мышления, логики, памяти, кукол – героев.

Первая часть игрового модуля – это выяснение знаний детей по данной теме. Обязательно отметить хорошую осведомленность детей по данной теме, так как похвала воодушевляет.

Заключительная часть игрового модуля зарисовка запомнившегося в занятии.

Параллельно проводятся занятия по нравственному и экологическому воспитанию. Так как здоровье физическое невозможно без здоровья духовного.

Для закрепления пройденного материала используем различные виды игр.

В комплексе эти методы способствуют непроизвольному запоминанию информации.

На первых занятиях знакомим детей с понятием здоровье, для чего оно нужно, а также с набором кукол, которые будут присутствовать на каждом занятии.

Кукольная семья по фамилии Неболейка. Выяснение у детей как они понимают наличие такой фамилии. Семья Неболейка: отец– Иван Петрович работает сборщиком –наладчиком на автомобильном заводе, мать – Мария Ивановна работает бухгалтером, старший сын– Витя работает водителем грузовика, его жена– Таня работает продавцом, младшие дети – Коля и Оля посещают детский сад.

Как известно многим детям не хватает отцовской любви и заботы, и дети охотно идут на контакт с мужчинами – с отцами других детей, рабочим детского сада и тд. Поэтому многие темы раскрывает Коле и Оле отец.

Дети любят сказки. В сказках возможно все. Сон похож на сказку. Поэтому Коля и Оля часто путешествуют во сне по своему организму, беседуют с внутренними органами. Органы рассказывают детям о своих функциях, болезнях и как предупредить их заболевания.

Чтобы объяснить детям об органе или его функции, мы используем слова– заменители. Например: кислород – хороший воздух; клетки крови– красные человечки на красных корабликах привозят к пальчикам и другим органам нашего организма хороший воздух, витамины, желтые человечки на желтых корабликах защищают от микробов, фиолетовые человечки на фиолетовых корабликах – строители, застраивают ранки; мозг – главный компьютер, а рецепторы – это проводки, по которым мозг узнает, что мы сделали или хотим сделать.

В конце занятия обязательно проводим безоценочный анализ. Предлагаем детям нарисовать все, что запомнилось или понравилось в занятии. Дети рисуют любым удобным для них способом – графически, красочно, простым карандашом, по элементам или один эпизод. Для рисования могут выбрать цветные и простой карандаши, краски, мелки, ручку. Главное, что они почерпнули что – то важное для себя из занятия. Рассматривая рисунки своих товарищей, дети запоминают нарисованное на них, а значит, получают повторную информацию. Происходит обучение детей самими же детьми.

В подготовительных группах многие дети читают и можно на иллюстрациях печатными буквами написать краткую информацию по занятию. Дети читают другим детям, родителям. Происходит вовлечение детьми родителей в работу по валеологии.

В повседневной жизни необходимо создать условия для основной деятельности детей – игровой. Мы изготавливаем настольно-печатные дидактические игры, имеются вносные коробки с атрибутами для сюжетно-ролевых игр: больница, строители, правила пожарной безопасности, стадион и другие. В играх закрепляются валеологические знания.

В теплый период времени, когда учебный год закончен, организовываем экскурсии и целевые прогулки к школе, на водоем, в лес, в музеи и кинотеатры, библиотеки и выставки. Проводим беседы по охране здоровья. Лучше если в роли лектора выступят дети, а педагог вступит в роль ученика. Это забавляет и воодушевляет детей.

Дети берегут и укрепляют свое здоровье и здоровье родителей: с удовольствием выходят на прогулку, занимаются гимнастикой и физическими упражнениями, дома с родителями разговаривают о вреде курения и алкоголя, а осенью, после летнего отдыха, вместе с родителями изготавливают буклеты о спорте или природе в своей семье. Многие родители отмечают положительное воздействие валеологических занятий на детей, вместе с детьми посещают спортивные секции, участвуют в спортивных мероприятиях, чаще устраивают настоящие детские праздники в семье.

Валеологические игровые модули очень важны. Скоро дошкольник шагнет в мир, где много опасностей. Задача занятий по валеологии – научить ребенка не бояться опасностей, а уметь остерегаться их и обходить. Надо научить детей выражать свои чувства, мысли, уважать мнение других, заботиться о здоровье и благополучии своем и чужом.

Используемая литература

  1. Колобанов В.В . Уроки Мойдодыра. Уроки Айболита. С-П.: Изд-во Агентство, 1997.
  2. Чумаков Б.Н . Валеология. М.: Изд-во “Агентство”, 1997.
  3. Баль Л.В., Ветрова В.В . Букварь здоровья. М., 2000.
  4. Курс “Мир и человек”. Окружающий мир. 1 класс. М.: Изд-во “Баланс”, 1997.
  5. Цузмер А.М., Петришина О.Л . Биология. Человек и его здоровье. 9 класс. М.: Изд-во “Просвещение”, 1986.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья никогда не потеряют своей актуальности. Как и разные подходы приобщения людей к здоровому образу жизни. Воспитание культуры здорового образа жизни следует начинать как можно раньше, чтобы дети уже с малых лет осознавали ценность хорошего самочувствия. С этой цель в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) активно вводятся здоровьесберегающие технологии обучения, элементом которых является валеологическое направление учебно-воспитательного процесса.

Суть понятия

Валеология - это наука поддерживать здоровье, вести активный образ жизни, приучаясь к нему с ранних лет. Слово «валеология» происходит от двух латинских слов: «valeo» – быть здоровым и «logos» – изучение. Термин был введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук Израилем Брехманом. Антагонисты существования «общей теории здоровья» в качестве весомого аргумента приводят довод о том, что желание валеологов найти отличное от медицины применение теории приводит к уходу валеологии от строго научного подхода к ненаучным, местами религиозным концепциям, а также к нетрадиционной медицине. Тем не менее Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) валеологическое просвещение подрастающего поколения признано одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса.

Валеология приобщает детей к активному образу жизни

Цели занятий по валеологии

Назначение валеологии учёными рассматривается как организационный процесс раскрытия потенциала здоровья, заложенного в каждом человеке. В контексте детского сада целями валеологического образования является:

  • знакомство детей с понятиями «здоровый образ жизни», «основы безопасной жизнедеятельности»;
  • воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек, эмоционального общения;
  • приобщение к занятиям физической культурой и спортом;
  • формирование навыков личной гигиены;
  • воспитание бережного отношения к здоровью человека.

Задачи валеологического образования, как и цели, для разных возрастных групп едины, отличается лишь степень погружения в тот или иной аспект теории здоровья. Для удобства освоения валеологических знаний, направления учения разделены по структурным блокам.

Таблица: задачи валеологического образования по блокам знаний

Блок знаний Задачи
Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Познание себя
  • познакомить малышей со строением человека;
  • объяснить малышам важность посещения врачей.
  • познакомить с названиями внутренних органов;
  • разъяснить роль некоторых медицинских работников (окулист, стоматолог).
  • познакомить с базовыми знаниями о расположении и функциях внутренних органов (например, в рамках темы «Сердце»);
  • дать представление о роли отца и матери в рождении ребёнка;
  • учить элементарным профилактическим мерам в отношении заболеваний органов слуха, зрения.
Эмоциональное здоровье
  • научить малышей выражать свои положительные эмоции;
  • развивать навык определения настроения человека по внешнему виду.
  • показать разнообразие выражений чувств у людей;
  • знакомиться с положительными и отрицательными чертами характера.
  • учить малышей объяснять свои настроения;
  • объяснять способы избавления от негативных эмоций.
Экстремальные ситуации в жизни человека
  • объяснить необходимость быть осторожным в общении с незнакомыми людьми;
  • осваивать правила поведения на улице.
  • осваивать ПДД (переходить только на зелёный сигнал светофора);
  • познакомить с номерами экстренных служб (скорая помощь, полиция, пожарная служба);
  • дать представление о мерах безопасности в разное время года (возможные риски зимой из-за гололёда, летом из-за палящего солнца).
  • осваивать правила поведения дома, когда рядом нет взрослых (обращать особое внимание на опасные средства бытовой химии, яды, режущие предметы, лекарства);
  • систематизировать правила поведения в лесу, на реке.

На занятиях по валеологии дети учатся заботиться о своём здоровье

Виды образовательной деятельности по валеологии

Исходя из задач валеологического воспитания дошкольников, это направление работы реализуется не только в рамках непосредственной образовательной деятельности (НОД), то есть на занятиях (причём как узкоспециализированных, валеологических, так и других учебно-воспитательных направлений, например, на уроках физической культуры), но и при организации:

  • досуговых мероприятий, развлечений;
  • прогулок;
  • утренников;
  • режимных моментов (утреннего сбора, проведения гигиенических процедур до и после сна и пр.).

Это интересно. Согласно ФГОС валеологическое направление в первой младшей группе включено в курс ознакомления с окружающим миром.

Методы и приёмы на занятиях по валеологии

Вне зависимости от характера образовательной деятельности педагог пользуется комбинацией из приёмов четырёх групп методов.

Словесный метод

В работе с дошкольниками речь важна не только в качестве способа изложения материала, но и как средство обучения: благодаря звучащему слову малыши быстрее осваивают речь (младшие группы) и расширяют свой словарный запас (средняя и старшие группы).

Объяснение

На занятиях по валеологии педагог обращается к объяснению каждый раз, когда дело касается нового материала. К примеру, при рассмотрении темы во второй младшей группе о гигиене предметов личного пользования «Мы моем расчёски» своим воспитанникам я разъясняю важность регулярного ухода за расчёсками так: «Мы живём в окружении микробов. Некоторые из них дружелюбные, а некоторые, наоборот, вредные. И эти плохие очень любят вредить человеку: попадают на тело или внутрь организма и провоцируют всякие болезни. Так вот: очень любят микробы селиться на неухоженных предметах личной гигиены - расчёсках, зубных щётках. Поэтому, если мы не хотим, чтобы эти мелкие вредители заставляли нас болеть, расчёски, щётки нужно регулярно мыть, ведь ничего так не боятся мелкие пакостники, как воды и чистоты».

Объяснение должно дополняться наглядностью

Беседа

Несмотря на то что приём используется даже в работе с малышами первой и второй групп, для полноценной реализации его возможностей в диалоговой форме предполагается, что дети уже овладели речью. Поэтому на валеологических занятиях этот приём активно вводится начиная со средней группы. С ребятами 4–5 лет, рассматривая тему «Человек», я провожу беседу «Я - человек», в которой мы сравниваем внешний вид людей и животных, образ жизни и тех и других, и в результате определяем основные различия: прямохождение, пальцы на ручках и ножках, а также способность размышлять, говорить. Ознакомиться с базовым списком бесед в детском саду на валеологические темы можно в публикации воспитателя Машневой С.А.

Рифмовки и загадки

Всегда актуальный приём мотивировать ребят на работу действует и на занятиях по валеологии. Особенно в младших группах, когда произвольное внимание малышей, то есть способность включиться в деятельность за счёт сознательно поставленной задачи, развито плохо.

Во второй младшей группе занятие по теме «Колобок, я тебя съем: продукты питания. Овощи» я начинаю с загадок:

  • Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растёт… (банан);
  • Лоскуток на лоскутке - зелёные заплатки, Целый день на животе нежится на грядке. (Капуста);
  • Над землёй трава, Под землёй бордовая голова. (Свекла).

Стихотворения также относятся к универсальным мотивационным приёмам. Однако их использовать можно и в качестве итога изучения темы. Так, в старшей группе завершить изучение темы «Органы чувств» можно рифмовкой:

  • Есть пять помощников на службе у тебя, Не замечая, их используешь шутя: Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать. Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик - запах различать, Руки - чтобы ласкать, трудиться, Воды из кружечки напиться. И ни к чему твоя тревога - Они всегда тебе помогут.

Сказкотерапия

Приём, пришедший в педагогику из арт-терапии, призван воздействовать на личность малыша через сказки. На занятиях по валеологии применяется для раскрытия значимости того или иного аспекта знаний здоровьесберегающей технологии. К примеру, в подготовительной группе, рассматривая тему ухода за полостью рта (надо сказать, очень актуальной для детей 6–7 лет, у которых начинают выпадать молочные зубы), своим детям я рассказываю сказку «Как Зубастик заболел» о важности чистить зубки дважды в день. «В волшебной стране жили зубки. Xорошо жили: вкусно кушали, чистились, отдыхали. Но как-то раз одному зубу - Зубастику - надоело всё это делать. Перестал он чиститься, а только и знал, что конфеты ел и ситро пил. И вот однажды пригласили его в гости. Только он потянулся за угощением, как заплакал и убежал. Догнали его уже дома. Зубастик объяснил, почему убежал: он разболелся. Ничего не помогает. Тогда отвели Зубастика к доктору, и тот посоветовал дважды в день качественно чистить зубки. Последовал Зубастик его рекомендации и больше не болел». Прослушивание сказки является базой под инициативную самостоятельную деятельность. К примеру, разыграть в песочнице сюжет сказки, пересказать начало или конец, запомнившиеся моменты.

Для достижения необходимого эффекта сказки нужно рассказывать эмоционально, подключая жесты, мимику

Чтение

Как вид самостоятельной деятельности практикуется в группах, где есть читающие малыши. Материалами для чтения могут быть пословицы, поговорки о ЗОЖ. Например, в подготовительной группе дети читают карточки с афоризмами и комментируют их содержание:

  • «Кто спортом занимается, тот силы набирается»;
  • «Солнце, воздух и вода помогают нам всегда»;
  • «Кто любит спорт, тот здоров и бодр».

Сказки

Этот приём обладает ещё и терапевтическим действием: сказочные сюжеты доступно объясняют детям те или иные вопросы здоровья (к примеру, почему важно высыпаться, как не простудиться в осенне-весенний период и пр.). Примеры сказок на разные темы для разных возрастных групп можно увидеть .

Наглядный метод

Наглядно-образное мышление детей вплоть до 6,5–7 лет требует обязательного использования наглядности в образовательном процессе. Так как дети до подготовительной группы воспринимают информацию только в сопровождении иллюстраций. И только с переходом на абстрактно-логический тип мышления после 6 лет способны понимать отвлечённые категории. Иными словами, не увидев плаката со скелетом человека, малыши средней и старшей групп не смогут разобраться, что такое кости, не поймут, почему пупок - это середина тела. А вот в подготовительной группе, рассматривая вопросы расположения внутренних органов, даже без картинок дети более или менее правильно сориентируются при определении месторасположения сердца, желудка. И всё же использование наглядности - это обязательное условие успешной реализации задач образовательного процесса.

Самыми продуктивными наглядными приёмами на занятиях по валеологии, кроме картинок и плакатов, являются:

  • демонстрация - педагог показывает тот или иной аспект темы, способ действия личным примером (например, в подготовительной группе, рассматривая тему «Путешествие воздушных человечков» о механизме вдоха-выдоха, воспитатель показывает ход выполнения дыхательных упражнений – «Зима», «Ветер» и др.);
  • показ - презентация информации из видеороликов, мультимедийных презентаций по теме (например, наглядной иллюстрацией соблюдения чувства меры и принципа постепенности в закаливании для детей старшей группы может серия мультсериала о семействе Барбоскиных «Закаляйся», которую малыши смотрят и обсуждают в беседе);
  • наблюдения - планомерное, целенаправленное активное восприятие ребятами объектов и явлений окружающего мира, опирающееся и на опыт детей в том числе (малыши в течение какого-то отрезка времени наблюдают за тем или иным явлением, а затем вместе с педагогом или сами обобщают увиденное).

Материалы для игр и чтения также являются важными элементами наглядности на занятиях по валеологии

Таблица: примеры наблюдений на занятиях по валеологии в детском саду

Характер наблюдения (тема по валеологии) Цели Суть
Вторая младшая группа
«Наблюдение за светофором»
  • закрепить знания правил перехода улицы;
  • обобщить знания о том, что светофор нужен для регулирования движения транспорта и пешеходов.
На прогулку дети берут любимую игрушку, наблюдают за сменой сигналов светофора, объясняя своему любимцу значение каждого из них.
«Наблюдение за работой медсестры»
  • показать, где находится медпункт в садике;
  • познакомить детей с медсестрой;
  • уточнить обязанности медработника.
Педагог с детьми отправляется в медкабинет для наблюдения за работой медсестры. В процессе знакомства с этим родом профессиональной деятельности малыши уточняют названия атрибутов медкабинета.
Средняя группа
«Наблюдения за изменениями в погодных условиях» Учится одеваться по погоде, опираясь на показания термометра. До утренней прогулки в весенне-летний период педагог смотрит на показания термометра, сообщает их малышам, а те, в свою очередь, оценивают погодные условия, глядя в окно. На основании этой информации дети подбирают одежду для прогулки.
«Наблюдения за детьми первой младшей группы» Учиться объяснять разные эмоциональные состояния людей. Ребята наблюдают за поведением малышей на прогулке, объясняя проявления их настроений (почему грустят, плачут, злятся, кричат).
Старшая и подготовительная группа
«Наблюдение за общественным транспортом» Систематизировать правила безопасного поведения в общественном транспорте. Дети наблюдают за тем, как на остановках организуется в общественном транспорте посадка и высадка пассажиров. Обобщают наблюдения в беседе с педагогом, который направляет ход разговора вопросами:
  • Как называется место, где останавливаются автобусы? (Остановка);
  • Кроме автобусов, какие ещё машины останавливаются на остановке? (Маршрутки, такс);
  • В какую дверь автобуса нужно входить? (В переднюю);
  • Из какой двери надо выходить? (Из задней);
  • С какой стороны надо обходить автобус? (Сзади);
  • Почему? (Хорошо видно движущийся по дороге транспорт).
«Наблюдение за высотой стояния Солнца» Обобщить знания о влиянии энергии солнца на полноценную жизнь растений, животных и людей. Дети, дотрагиваясь до предметов из разных материалов, определяют, какие нагреваются сильнее (металлические), выясняют, с помощью чего можно долго смотреть на яркое солнце (тёмных стёкол). Малыши оценивают влияние солнечных лучей на рост растений на клумбах, поведение животных и самочувствие человека.

Видео: приём показа на занятии о важности правильного закаливания – «Барбоскины», серия «Закаляйся»

Это интересно. КВН как форма проведения развлечения практикуется в старшем дошкольном возрасте.

Таблица: Солодуха Т.В. сценарий досугового мероприятия в подготовительной группе на тему «Осторожно, микробы!» в подготовительной группе (фрагменты)

Этап Суть
Вводный Дети получают письмо от Тимоши: «Дорогие ребята! Мне нужна ваша помощь. Выручайте!»
Дети отправляются в гости к Тимоше.
Тимоша: - Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пришли на помощь.
Дети: - Здравствуй, Тимоша! Мы получили твоё письмо и всегда рады помочь. Что случилось?
Тимоша: - Ребята, сегодня мне звонил по телефону Мойдодыр. Он хочет меня навестить.
Ведущий: - Тимоша, Мойдодыр с тобой ещё о чём-то говорил по телефону?
Тимоша: - Да. Он спрашивал, когда я умывался и мыл руки. Я ему ответил, что не помню. Мойдодыр, по-моему, рассердился.
Основной Ведущий: - Да, ребята, придётся нам Тимошу выручать. Давайте поиграем с ним. Топните, если я назову то, что полезно для здоровья. (Умываться, драться, делать утром зарядку, мыть руки, ходить в грязной одежде, забывать стричь ногти, мыться под душем, вытирать пыль, ходить с грязными ушами, пылесосить.)
- Хлопните, если я назову предметы, которые помогают людям ухаживать за собой и поддерживать чистоту в доме. (Мыло, мусор, шампунь, полотенце, грязь, веник, зубная щётка, лужа, ключ, ножницы, карандаш, расчёска, швабра.)
В ходе игры Тимоша ошибается, дети исправляют…>
<… Дети делятся на две команды. Им предлагают перенести предметы личной гигиены, находящиеся на столах, на свободный стол, расположенный в другом конце зала. Звучит музыка. Дети выполняют задание. Побеждает команда, которая за время, пока звучала музыка, успела перенести больше предметов…>
<…Ведущий. - Когда бельё становится сухим, его гладят. Утюг разглаживает морщинки на вещах, они становятся гладкими и красивыми.
Горячий утюг - враг микробов. Микробы погибают в местах, которых касался горячий утюг. Посмотрим, как вы умеете гладить.
Детям предлагают разделиться на три команды и «прогладить» утюжками длинные атласные ленты, лежащие на полу. Побеждает команда, члены которой быстрее других успели «прогладить» ленту…>
<… (Появляется Микроб). В руках у него двухлитровая пластмассовая бутылка с прозрачной водой и яркий полиэтиленовый пакет.
Микроб: - Здравствуйте, ребятишки. Я принёс вам водички. Кто хочет пить?
Микроб отворачивается от детей и громким шёпотом сообщает, что воду в бутылку он набрал в луже около дороги. Микроб переворачивает бутылку, и вода в ней становится тёмно-синей (на крышку бутылки изнутри предварительно наносят синюю гуашь). Он наливает воду в одноразовый стаканчик, и предлагает её детям.
Ведущий: - Ребята, будьте осторожны! Посмотрите, что произошло с водой.
Дети отказываются от воды. Тогда Микроб подходит к детям и предлагает им «угощение» из пакета, который держит в руках,- банан в потемневшей кожуре, надкусанную Шоколадку и т. д. Дети отказываются от угощения. Тимоша и ведущий прогоняют Микроба.
Тимоша: - Микроб хотел обмануть ребят, но дети ничего у него не взяли. Почему вы ему не поверили? Вы знакомы с этим микробом? Где вы его видели?
Дети отвечают, что видели микробов в микроскоп, микробы находятся там, где грязь. Вспоминают, что видели, какими грязными стали ватные диски, когда ими провели по загрязнённой поверхности…>
Заключительный <…Тимоша благодарит детей за помощь и вручает каждой группе детей подарок - детское мыло.
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-dosuga-ostorozhno-mikroby.html

Таблица: Степанова С.Н. сценарий КВН на тему «К здоровью вместе!» для средне-старшего дошкольного возраста

Этап Суть
Вводный (представление команд) - Мы начинаем КВН, а для начала нужно представить наши команды.
Дети представляют свои команды - Команда «Успех», наш девиз «Во всём сопутствует успех!». Команда «Удача», наш девиз: «Пусть нам повезёт».
Выбирается жюри. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. В конце каждого конкурса жюри объявляет итоговый результат каждой команды.
Ведущий: - Отгадайте загадку: «Что на свете всего дороже?» (здоровье). Действительно, сегодня речь пойдёт о здоровье. Итак, мы начинаем КВН!
Основной (конкурсный) Первый конкурс: «Разминка».
Дети называют пословицы и поговорки о здоровье:
  • «В здоровом теле - … здоровый дух!»;
  • «Солнце, воздух и вода – … наши лучшие друзья!»;
  • «Курить – … здоровью вредить!»
Второй конкурс: «Угадай-ка!»
Каждой команде показываем буквы. А команды на них говорят слова, связанные со здоровьем.
«З» - зарядка, закаливание, зубы, завтрак, зубная щётка, зрение, зубная паста.
Третий конкурс: «Спортивная викторина»
  • Как называют человека, который занимается спортом? (спортсмен)
  • Что надо делать по утрам, чтобы быть бодрым и здоровым? (зарядку)
  • Как зовут спортсмена, катающегося на коньках под музыку? (фигурист)…>
Пятый конкурс: «Посмотри и угадай». Конкурс капитанов.
Вызываются капитаны команд. Каждому выдаётся картинка с изображением какого-либо вида спорта. Надо движениями и жестами показать изображаемый на иллюстрации вид спорта своей команде. Команды по очереди отгадывают…>
Восьмой конкурс: «Домашнее задание»
Каждая команда исполняет частушки о полезных и не полезных продуктах.
Команда «Успех»:
Если хочешь стройным быть,
Надо сладкое любить,
Ешь конфеты, жуй ирис,
Строен стань как кипарис…>
Заключительный <… Ведущая: - Пока наше жюри подводит итоги, отгадайте загадки:
Что же это за игра? Побежала детвора, Мяч гоняют, кто быстрей, Забивают, кто ловчей (Футбол)
Загадка эта нелегка: Пишусь всегда через две К. И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я ….(хоккей)
Ясным утром вдоль дороги На траве блестит роса. По дороге едут ноги…>
Ведущая: - А теперь мы даём слово членам жюри.
Жюри оценивает действия команд, награждение наиболее отличившихся.
- Пусть КВН наш надолго запомнится, Пусть все желания ваши исполнятся, Пусть все болезни пройдут стороной, А физкультура вам станет родной! Дети под музыку выходят из зала.

Детям особенно нравятся мероприятия на соревновательной основе

Подготовка проекта по валеологии

Проектная технология в ДОУ помогает, с одной стороны, обобщить и систематизировать знания детей в той или иной области (к примеру, о профилактике простудных заболеваний в осенне-зимний период), а с другой, помогает ребятам учиться самостоятельно добывать информацию по теме (например, об эффективных или нетрадиционных методах закаливания). Последнее особенно актуально для старшей и подготовительной группы, когда выполнение индивидуального или группового долгосрочного проекта, рассчитанного на два года, остаётся за детьми, взрослый лишь показывает направление поиска нужных материалов. В средней группе обычно практикуется разработка проектов в парах или мини-группах, что обусловлено тенденцией малышей работать с товарищами, а не со взрослыми. А вот в младших группах проект является заданием на приобщение родителей в учебно-воспитательный процесс. Чаще всего эта работа носит краткосрочный характер, на неделю-месяц.

Результаты разработки проекта презентуются в виде:

  • буклета по теме («ЗОЖ», «Культура общения» и др.);
  • лэпбука («Что нужно для закаливания», «Секреты хорошего самочувствия» и др.);
  • драматизации по собственному сценарию на фланелеграфе («Как Маша варила полезный суп» в рамках разработки темы «Как нужно питаться дошкольникам» в подготовительной группе);
  • стенгазеты (обычно этот вид отчёта практикуется в младших группах).

Ознакомится с проектами по валеологии на тему:

  • «Если хочешь быть здоров» в подготовительной группе можно в публикации Скопцовой Н.В. ;
  • «Секреты здоровья» во второй младшей или средней группах в публикации Данильченко Е.А. ;
  • «Радуга здоровья» в средней группе в работе Даниловой Е.

Проект по валеологии может быть индивидуальным или групповым

Анализ занятия по валеологии

Мониторинг является неотъемлемой частью образовательной деятельности ДОУ. Причём на занятии, в том числе и по валеологии, анализу подвергаются не только дети для выявления их уровня интеллектуального, физического и эмоционально-волевого развития, но и педагог для определения уровня его методической компетентности. Анализ урока может проводиться как гостями, присутствовавшими на занятии, так и самим педагогом в форме самоанализа, который обычно используется воспитателем для выявления и коррекции организационных недочётов. Алгоритм составления мониторинга в обоих вариантах будет единым.

Схема анализа валеологического занятия

  1. Указание тематики занятия и даты проведения.
  2. Ф. И. О. воспитателя и его регалии.
  3. Возраст детей, название группы.
  4. Перечень целей и задач, поставленных на уроке.
  5. Насколько структура урока отражает требования ФГОС в аспекте структуры: наличия вводной, основной с этапом закрепления материала, заключительной частей занятия.
  6. Оценка соответствия выбранных приёмов общему уровню развития воспитанников.
  7. Реализация индивидуального подхода.
  8. Положительные и отрицательные стороны деятельности воспитателя (что детям понравилось, что нет).
  9. Общие выводы по уроку с указанием качеств личности педагога, положительно или отрицательно сказывающихся на продуктивности НОД. К примеру, флегматичный воспитатель не успевает за темпом смены видов деятельности детей или, наоборот, педагог слишком быстро переходит с одного упражнения на другое.

Пример самоанализа занятия по валеологии представлен в публикации воспитателя Г.В. Черепановой .

Тематический контроль по валеологии

Анализ занятия входит в более крупную единицу анализа образовательной деятельности - тематический контроль. Целью этого вида мониторинга является привлечение внимания педколлектива к тем или иным задачам обучения, методики или воспитания. Мониторингу подвергаются следующие показатели:

  • насколько подходящие условия для данного конкретного аспекта валеологического образования созданы в ДОУ;
  • оценка составления планов по валеологическому образованию;
  • оценка уровня развития воспитанников;
  • оценка приёмов работы с мамами и папами.

Схему проведения и образец аналитической справки можно найти .

Тематический контроль позволяет оценить характер отношений детей с педагогом

Занятия по валеологии в детском саду имеют важное значение в воспитании будущего школьника. НОД этого направления учит малыша не бояться опасностей вокруг, а остерегаться их и искать пути устранения. Кроме того, ребята на валеологических занятиях учатся правильно выражать свои эмоции, чувства, осваивают принципы ЗОЖ, а также развивают потребность заботиться не только о себе, но и о людях вокруг.

Поделитесь с друзьями!

Перспективное планирование по валеологии. Старший дошкольный возраст
При реализации перспективного планирования формируется здоровьесберегающее сознание детей, а также здоровьесберегающие навыки и привычки на основе валеологических знаний; формируется осознанная потребность в физическом здоровье, понимание сущности здорового образа жизни. Развиваются знания и умения, направленные на оздоровление, укрепление индивидуального здоровья. У детей воспитывается здоровьесохраняющее мировоззрение, сознательная установка на ведение здорового образа жизни.

«Здоровье человека»

Старший дошкольный возраст

Сентябрь «Ребенок и здоровье»

2. Цикл бесед о здоровье: «Наши верные друзья», «Откуда берутся болезни», и др.
3. Дидактические игры:
- Кому что нужно?
- Полезные привычки;
- Витамины.
4. Работа с родителями: «Чтобы был здоров малыш!»,совместно с родителями оформление стенгазеты «Здоровый образ жизни»,предложить изготовить маленькие массажеры для рук (шарики).
«Здоровяк» С.Махотин, «Прививка» С.Михалков, «Сумка тети доктора» Э.Яниковская. Разучивание стихотворений: «Чтобы быть здоровому» («Как обеспечить безопасность дошкольников» Белая К. Ю., Зимонина В. Н. и др., с. 50 – 52)

Предварительная работа
3. Подобрать литературу по данной теме (загадки, пословицы, поговорки)
4. Оформление подборки стихов, высказываний, пословиц, поговорок о здоровье. Подбор дидактических игр, наглядного материала.

Октябрь «Правила личной гигиены»
1.Познавательное занятие: «Чистота – залог здоровья»
2. Цикл бесед о личной гигиене:
«Ухаживай за своими руками», «Ухаживай за своими ногами», «Чтобы зубы были крепкими», «Как нужно ухаживать за собой» и др.
3.Дидактические игры:
- Здоровые зубы, валеология, вымоем куклу.
4. Работа с родителями: консультации - «Как научить ребенка личной гигиене», Предложить родителям изготовить массажный коврик,совместная работа с детьми – рисунок «Мойдодыр»
5. Работа с художественной литературой: «Мойдодыр» К.Чуковский, «Чистюля енот», «Рыжеусый таракан»; разучивание стихотворения «Я мою руки» М.Яснов; инсценировка по стих-ю А. Л. Барто «Девочка чумазая»
6. М/п игра «Ровным кругом»
7. Оформление выставки рисунков «Мойдодыр»

Предварительная работа:
1. Оформление в приемной папки «Правила чистоты»
2. Подбор литературы и наглядного материала.

Ноябрь «Культура еды и здоровье»
1.Познавательное занятие: «Здоровое питание – здоровая жизнь»
2. Цикл бесед:«Что надо кушать, чтобы не болеть, «Здоровая пища»,» и др.
3. Дидактические игры: «Узнай и назови овощи», «Полезные и вредные продукты», «Накорми куклу»
4. Работа с родителями: «Полезные рецепты» (предложить родителям обменяться полезными рецептами, советами),
- консультации для родителей: «Правильное питание детей» «Культура еды»,
- оформление выставки рисунков «Полезные продукты»
5. Чтение художественной литературы:Г. Зайцев «Приятного аппетита»; Разучивание стихотворений:
«От простуды и ангины помогают апельсины» (Голицына Н. С., Шумова И. М. «Воспитание ЗОЖ у малышей» с. 65)
7. Развлечение «Сластена в гостях у ребят»

Предварительная работа:
1. Оформление стенда «Семейный кодекс здоровья»
2. Оформить папку «Правила хорошего питания»
3. Подбор литературы по теме.

Декабрь «Будем спортом заниматься»
1. Познавательное занятие:

2. Цикл бесед:
«Кто спортом занимается»
3. Дидактические игры: «Назови вид спорта», «Кому что нужно»
4. Работа с родителями: консультации: «Куда отдать своего ребенка?», памятки для родителей: «Что должен уметь ваш ребенок в 4-5 лет», «Закаливание»
5. Чтение художественной литературы: «Зарядка и Простуда», разучивание стихотворений:Е. Кан «Кто спит в постели сладко»
6. Подвижные игры:«Силачи»,«Муравьи»
7. Спортивное развлечение «Олимпийская неделя»

Предварительная работа
1.Пополнить физ. уголок новым инвентарем.

Январь «Витамины и здоровый организм»
1. Познавательное занятие: «Витамины всем нужны – для здоровья важны»
2. Цикл бесед о витаминах:
«Где найти витамины?»
«Витамины на тарелке»
«Как витамины помогают бороться с микробами и вирусами» и др.
3. Дидактические игры:
«Полезное - вредное»
«Подбери к данному витамину фрукт (овощ)»
«Четвертый лишний»
«Сварим суп из овощей»
«Угадай на ощупь»
«Аскорбинка и ее друзья»
4. Работа с родителями:
Оформление папки-передвижки «Витаминные заблуждения»
Консультация «Витамины и нитраты», «Когда нужны витамины»
5. Работа с художественной литературой:
В.Сутеев «Яблоко»
Л.Зильберг «Витамины»
Русская народная сказка «Вершки и корешки»
Д.Родари «Приключения Чиполлино»
Ю.Тувим «Овощи»
Н.Егоров «Помидор», «Огурцы», «Редиска»…

Предварительная работа
Рассматривание плакатов (иллюстраций) с изображением овощей и фруктов; муляжей овощей и фруктов.
Чтение и заучивание стихов, загадок, сказок и рассказов про овощи и фрукты (витамины).
Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука здоровья».

Февраль «Соблюдай режим дня»
1. Познавательное занятие: «Правильный режим – залог здоровья»
2. Цикл бесед о соблюдение режима дня:
«Распорядок дня»»
«Зачем мы спим»
«На зарядку становись!»
3. Дидактические игры:
«Что за чем»
«Исправь ошибку»
«Узнай виды спорта»
«Режимные моменты»
4. Работа с родителями:
Консультация «Режим дня вашего ребенка»
Оформление папки-передвижки «Посеешь привычку – пожнешь характер»
5. Работа с художественной литературой:
Грозовский М. «Распорядок дня»
К.Чуковский « Мойдодыр»
А. Барто «Девочка чумазая»
Г. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей»

Предварительная работа
Рассматривание сюжетных картинок по теме: «Режим дня в детском саду»
Подбор литературы по теме

Март «Здоровые зубки»
1. Познавательное занятие: «Чтобы зубки не болели»
2. Цикл бесед о гигиене полости рта:
«Что такое зубы?»
«Как правильно чистить зубы»
«Зубная щетка»
«Почему нужно полоскать рот после еды»
3. Дидактические игры:
«Полезно - неполезно»
«Правила гигиены»
«Полезная и вредная еда»
«Где спрятались витамины»
4. Работа с родителями:
Памятка «Как ухаживать за зубами и для чего», «Пять правил здоровых зубов»
Консультация «Как научить ребенка правильно ухаживать за зубами»
5. Работа с художественной литературой:
А.Анпилова «Зубки заболели»
Г.Зайцева «Крепкие-крепкие зубы»
Н.Коростылев «Королева Зубная щетка»
Б.Заходер «Все о зубах»

Предварительная работа
Подбор рассказов, сказок и иллюстраций по теме
Просмотр обучающего мультфильма «Легенда о Зубном королевстве»
Лепка «Зубная щетка»…

Апрель «Из чего мы состоим»
1. Познавательное занятие: «Что я знаю о себе»
2. Цикл бесед о строении человека:
«Какие мы внутри»
«Из чего я состою»
«Мои помощники»
3. Дидактические игры:
«Полезная и вредная пища»
«Что перепутал художник»
«Можно-нельзя»
«Что ты знаешь о…»
4. Работа с родителями:
Оформление папки-передвижки о пользе точечного массажа
Изготовление буклета «Воспитание правильной осанки»
5. Работа с художественной литературой:
Рассматривание энциклопедий «Моя первая книга о человеке», «Что я знаю о себе»
К.Чуковский «Мойдодыр»
А.Барто «Я расту», «Девочка зумазая»
С.Маршак «Великан», «Почему у человека две руки и один язык»

Предварительная работа
Рассматривание фотографий и иллюстраций детей разного возраста
Подборка художественной литературы, пословиц и поговорок по теме

Май «Откуда берутся болезни»
1. Познавательное занятие: «Где прячется здоровье»
2. Цикл бесед о болезнях:
«Как заботиться о своем здоровье»
«Как нужно ухаживать за собой»
«Что надо кушать, чтобы не болеть»
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»
3. Дидактические игры:
«Полезные привычки»
«Правила здоровья»
«Угадай, что болит»
«Полезный – не полезный»
4. Работа с родителями:
Оформить памятки для родителей: «Лекарства-друзья, лекарства-враги»
Консультация «О пользе дыхательной гимнастики»
Оформление папки-передвижки «Профилактика простудных заболеваний»
5. Работа с художественной литературой:
Огден Нэш «Микроб»
Либерман Л. Корман Р. «Микробы и мыло»

Предварительная работа
Оформление стенгазеты «Здоровый образ жизни»
Оформление подборки стихов, высказываний, пословиц, поговорок о здоровье

«Строение нашего тела»

Подготовительная к школе группа
Сентябрь «Наше тело»
1. Познавательное занятие:«Как устроено наше тело»
2. Цикл бесед о строении тела человека:
«Мои ручки»
«Мои ножки»
«Глаза – орган зрения»
«Уши – орган слуха»
«Разные, но одинаковые»
3. Дидактические игры:
«Собери фигуру человека»
«Как растет живое»
«Умею – не умею»
«Узнай по описанию»
4. Работа с родителями:
Консультация «Правильная осанка», «Плоскостопие»
Изготовление массажеров для ладоней «Ежики»
5. Работа с художественной литературой:
С.Я. Маршак «О мальчиках и девочках», «Великан»
А. Барто «Я расту»
Ефремова М. «Тело человека»
Кнушевицкая Н. «Ноги», «Руки», «Нос»

Предварительная работа:
Оформление консультаций для родителей «Правильная осанка», «Плоскостопие»
Предложить детям совместно с родителями рассмотреть фото из семейного альбома (фото мамы, папы, дедушки, бабушки и др., сравнить «Чем похожи, не похожи». Предложить детям принести альбомы в детский сад.
Рисование: «Дорисуй человечка»

Октябрь «Чтобы глаза видели»
1. Познавательное занятие: «Здоровые глазки – мир в ярких красках»
2. Цикл бесед о глазах и зрении:
«Правила хорошего зрения»
«Люди с плохим зрением, слепые люди»
«Как работают глаза» (О строении человеческого глаза).
«Причины ухудшения зрения»
«Правила сохранения хорошего зрения»
«Как ухаживать за своими глазками»
3. Дидактические игры:
«Сортировка и нанизывание бусинок на нить»
«Маршруты глаз»
«Узнай настроение по глазам»
«Полезно – неполезно»
«Близко – далеко»
4. Работа с родителями:
Консультация «Особенности развития зрения и характер зрительных расстройств в дошкольном возрасте»
Папка-передвижка «Профилактика и коррекция зрения у детей дошкольного возраста средствами специальных упражнений»
Оформление буклетов «Гигиена зрения у дошкольников»
Беседы с родителями «Телевизор, компьютер и зрение ребенка», «О болезнях зрения»
5. Работа с художественной литературой:
Н. Орлова «Для чего глаза на свете? », «Как устроены глаза?», «Береги свои глаза»
И. Семёнова «Неболейка»
Погореловский С. «Про глаза-глазенки, про глаза-глазищи»

Предварительная работа:
Рассматривание с детьми энциклопедий: Васильев С. Б. «Человек», Лукьянов М. О. «Моя первая книга о человеке», «Что я знаю о себе»: Новая энциклопедия дошкольника «Знай-ка!»
Подобрать игровые упражнения с элементами гимнастики для глаз.

Ноябрь «Чтобы ушки слышали»
1.Познавательное занятие: «Слушай во все уши»
2. Цикл бесед по теме:
«Правила хорошего слуха»
«Уши всякие важны»
«Почему у человека два уха»
«Как правильно чистить ушки»
3. Дидактические игры:
«Определи по звуку»
«Поговорим без слов»
«Где чье ухо»
4. Работа с родителями:
Консультация «Отчего болят уши?»
Оформление памятки для родителей «Как правильно ухаживать за ушками»
5. Работа с художественной литературой:
Кнушевицкая Н. «Уши»
Шукшина С. «Ушки звуки ловят чутко», «Не кричите слишком громко», «Я вчера гулял без шапки»
В.Осеева «Чего нельзя – того нельзя»
Э.Мошковская «Про уши»

Предварительная работа:
Рассматривание с детьми энциклопедий, строения уха на плакате
Сюжетно-ролевая игра «Больница» - «Принимает врач- отоларинголог»
Обучение элементам самомассажа ушной раковины

Декабрь «Как мы распознаем запахи»
1.Познавательное занятие: «Зачем нам нос»
2. Цикл бесед по теме запахи:
«Тайна дыхания человека
«Правила здорового носа»
«Нос. Для чего он нужен»
3. Дидактические игры:
"Угадай по запаху"
«Воздух и его свойства»
Как нужно ухаживать за собой?
4. Работа с родителями:
Оформить консультацию для родителей: «Волшебные капельки. Аромотерапия»
Памятка для родителей «Учите детей дышать носом»
5. Работа с художественной литературой:
Кнушевицкая Н. «Нос»
Шукшина С. «Долго я по лужам бегал»
Мошковская Э. «Мой замечательный нос»
В.Бианки «Чей нос лучше»
Д. Родари «Чем пахнут ремесла»

Предварительная работа:
Подбор художественной литературы, пословиц и поговорок, иллюстративного материала по теме.

Январь «Главная опора моего тела»
1. Познавательное занятие: «Скелет и мышцы»
2.Беседы с детьми: «Как избежать травм»
3. Дидактические игры:
Валеология 1 и 2 часть
Малыши-крепыши
Полезные привычки
4. Игровое упражнение: "Посмотри и повтори"
5. Просмотр фильма: «Скелет и мышцы. Как мы двигаемся»
6.Чтение детям:
Кнушевицкая Н. «Скелет»; А. Барто «Я расту»

1. Рисование «Нарисуй продукты полезные для скелета»
2. Упражнение на развитие воображения: «Из кусочка мягкой проволоки сделай каркас человека, а затем с помощью пластилина придай ему форму».
3. Рассматривание с детьми энциклопедий: Васильев С. Б. «Человек», Лукьянов М. О. «Моя первая книга о человеке», «Что я знаю о себе»: Новая энциклопедия дошкольника «Знай-ка!»
4. Оформить консультацию для родителей: «Правила профилактики переломов и вывихов»

Февраль «Как работает сердце»
1. Познавательное занятие: «Наше сердце»
2. Беседа с детьми: «Как беречь свое сердце»
3. Дидактические игры:
Полезные привычки
Малыши-крепыши
Наши чувства и эмоции
4. Игровое упражнение: "Простучать сердечный ритм до физической нагрузки и после".
5. Просмотр учебного фильма: «Работа сердца»
6. Работа с художественной литературой: Кнушевицкая Н. «Сердце», «Кровь». Рассматривание с детьми энциклопедий: Васильев С. Б. «Человек», Лукьянов М. О. «Моя первая книга о человеке», «Что я знаю о себе»: Новая энциклопедия дошкольника «Знай-ка!», Разучивание с детьми: Кнушевицкая Н. «Сердце"
Рисование «Нарисуй продукты полезные для сердца»
Экспериментирование:
Слушаем сердце с помощью фонендоскопа, до физической нагрузки и после.
Прощупать пульс на руке, на шее
Оформить памятку для родителей: «Правила здорового сердца»

Март «Как мы дышим»
1. Познавательное занятие: «Как мы дышим»
2. Беседы с детьми:
«За здоровьем на прогулку», «Правила здоровых легких»
3. Дидактические игры:
Полезные привычки
Малыши-крепыши
4. Просмотр учебного фильма: «Как мы дышим»
5. Чтение детям: Кнушевицкая Н. «Легкие»
Рисование «Нарисуй продукты полезные для сердца»
Экспериментирование: Рисунок на зеркале, после выдоха
Оформить памятку для родителей: «Прогулки с детьми в выходные дни», «Курение вредит вашему здоровью»

Апрель «Как мы едим»
1. Познавательное занятие: «Как мы едим»
2. Беседы с детьми:
«Как правильно вести себя за столом», «Правила здорового питания»
3. Дидактические игры:
Полезные привычки
Малыши-крепыши
Сервировка стола
Полезное - неполезное
4. Просмотр учебного фильма:
«Как мы едим. Строение пищеварительной системы».
5. Чтение детям:
Кнушевицкая Н. «Желудок», «Почки», «Желчный пузырь», «Почки»; Г. Сапгир «Аппетит»; К. Чуковский «Обжора»; Шукшина С. «Куда пропала пища?»
6. Разучивание с детьми: Р. Корман, Л. Либерман «Это вредная еда»
Рисование «Нарисуй свое любимое блюдо».
Оформить консультацию для родителей: «Правильное питание детей».
Приготовление вместе с детьми несложных блюд, витаминных салатов.
Дежурство детей. Сервировка стола.
Оформить коллаж с детьми «Полезные – неполезные продукты»
Коллективная аппликация: «Пирамида здорового питания»

Май «Наш мозг»
1. Познавательное занятие: «Наш мозг»
2. Беседы с детьми:
«Правила поведения для сохранения здорового мозга»
3. Дидактические игры:
Полезные привычки
Малыши-крепыши
Наши чувства и эмоции
Полезно - неполезно
4. Просмотр учебного фильма: «Строение мозга»
5. Чтение детям: Кнушевицкая Н. «Мозг», «Нервы»
Рисование «Нарисуй свое любимое блюдо»; Изодеятельность: «Придумываю сны»
Предложить детям, используя возможности своего мозга решить различные логические задачи.
Оформить консультации для родителей: «Развиваем творческое, логическое мышление детей». «Развитие памяти детей дошкольного возраста», «Упражнения для развития внимания детей»



Рассказать друзьям