7 духовных законов успеха дипак чопра. Семь Духовных Законов для родителей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дипак Чопра. 7 духовных законов успеха.

(Цитаты из книги.)

Вы — это движущее вами ваше глубинное желание.
Каково ваше желание, такова ваша воля.
Какова ваша воля, таковы ваши действия.
Каковы ваши действия, такова ваша судьба

Брихадараньяка Упанишада IV.4.5

Хотя эта книга названа «Семь Духовных Законов успеха», ее можно было бы
также назвать «Семь Духовных Законов Жизни», потому что природа использует
одни и те же принципы для всего, что находит материальное воплощение

Успех в жизни можно определить как непрерывное расширение ощущения счастья
и постепенное достижение поставленных перед собой целей. Успех — это
способность удовлетворять свои желания без особых усилий. И тем не менее
успех, включая создание богатства, всегда считают процессом, который
требует тяжелого труда, и люди обычно считают, что достижение успеха
возможно только за чужой счет.. Знание и применение духовных законов
позволит вам жить в гармонии с природой и делать все, за что бы вы ни
взялись, беззаботно, радостно и любовью.

Успех имеет много аспектов, материальное богатство — только одна из его
составляющих. Кроме того, успех — это путешествие, а не место назначения .

Материальное изобилие, во всех своих проявлениях, становится одним из тех аспектов,
которые делают это путешествие более приятным. Но успех включает также
хорошее здоровье, энергию и энтузиазм, взаимоотношения, которые бы вас
удовлетворяли, свободу творить, эмоциональную и психологическую
устойчивость, ощущение благополучия, спокойный разум.
Но даже обладая всем этим, мы остаемся не реализовавшимися, пока не
взрастим в себе ростки Божественного..
Поэтому настоящий успех — это переживание чуда. Это раскрытие
Божественного внутри нас.
Это ощущение чуда всюду, куда бы вы ни пошли, во
всем, на что бы ни упал ваш взор, — в глазах ребенка, в красоте цветка, в
полете птицы.
Когда мы начинаем воспринимать свою жизнь как чудесное проявление
Божественного — не от случая к случаю, а постоянно, — только тогда мы
понимаем истинный смысл успеха.
***
Физические законы Вселенной — это, по существу, весь ход развития
Божественного в движении, или сознание в движении. Когда мы понимаем эти
законы и применяем их к своей жизни, мы можем создать все, что бы мы ни
захотели, ведь те же законы, которые природа использует для создания леса,
галактики, звезды или человеческого тела, могут также заставить
осуществиться наши глубочайшие желания.

Итак, Законы Успеха.
.


Вот такую прекрасную схему нашла на этом сайте.

http://community.livejournal.com/ru_the_secret/27684.html

7 духовных законов успеха .

1. Закон Чистой Потенциальности.

2. Закон Дарения.

3. Закон Кармы.

4. Закон Наименьшего Усилия

5. Закон Желания и Намеренья

6. Закон Напривязанности

7. Закон Дхармы. .

В свое время книга индийского ученого Дипака Чопра «7 духовных законов успеха» произвела настоящий фурор в мире. После нее выходило много книг, говорящих о том же другими словами, да и сейчас книжные лавки просто ломятся от обилия литературы в стиле «как привлечь богатство (здоровье, любовь, успех — нужное выберите сами) в свою жизнь»… Так о чем же все эти книги и что это за законы?

«Семь духовных законов успеха —
это законы природы, применимые к человеческому опыту.
Это законы проявления неявного,
законы превращения духа в материальную Вселенную».
Дипак Чопра

1. Закон Чистой Потенциальности

Согласно этому закону, все в этом мире есть чистое сознание. Сознание порождает мысли, чувства и действия. В Чистой Потенциальности возможно все. Применительно к жизни этот закон говорит о следующем: учитесь воздерживаться от суждений. Каждый свой день начинайте со слов: «Сегодня я не буду давать оценку ничему происходящему», — и обращайтесь к мысли, что приятие себя — это исток и цель жизни. Если вы постоянно выносите суждения, в том числе в свой адрес, разделяете все на плохое и хорошее, то вы порождаете в своем сознании потоки, закрывающие вам доступ к чистой потенциальности.

2. Закон Обмена

Согласно Закону Обмена, деятельность Вселенной проявляется через динамический обмен. Жизнь — это поток элементов и сил, составляющих поле всего существующего. Когда течение воды в реке приостанавливается, вода застаивается и зацветает. Вот почему вы не должны замыкаться, но должны постоянно отдавать и брать, ведь только так вы будете поддерживать в себе циркуляцию жизненной силы. Не изменяйте намерению отдавать, дарить что-то всем, с кем вы вступаете в общение в течение дня. Это может быть доброе слово, улыбка, комплимент или маленький подарок. Точно так же не отклоняйте даров, которые приносит вам день!

3. Закон Кармы (причины и следствия)

Всякое производимое нами действие порождает выброс энергии, который, так или иначе, возвращается к нам. Если мы сознательно выбираем действия, приносящие счастье и успех другим, наша карма будет вознаграждать нас тем же — мы сами узнаем счастье и успех. Нравится вам это или нет, но все происходящее в эту самую минуту есть результат множественного выбора, совершенного вами в прошлом. Совершая более сознательный выбор с опорой на спокойное наблюдение, вы совершаете выбор, свободный от кармы.

4. Закон Наименьшего Усилия

Согласно закону Наименьшего Усилия, природный разум проявляет себя с непринужденной легкостью. Понаблюдайте за морским приливом и отливом, за распускающимися цветами — вы не заметите, чтобы природа напрягалась. Закон Наименьшего Усилия учит нас тому, что, делая меньше, мы достигаем большего. Сознательно примите позицию непротивления. Не тратьте жизненную энергию на защиту своей точки зрения или на попытки убедить других в чем-либо. Будьте открыты к любому мнению и ни одного жестко не придерживайтесь.

5. Закон Намерения и Желания

Отдавайте себе отчет в своих намерениях и желаниях. Регулярно отводите время на составление письменного перечня того, что вы хотели бы увидеть осуществленным в своей жизни. Переписывайте свой перечень по мере осуществления или изменения желаний и отмечайте, как трансформируются ваши намерения и желания. Фиксируя на бумаге стремления ума и сердца, вы тем самым ускорите процесс осуществления желаний.

6. Закон Бесстрастия

Шестой закон — это закон Бесстрастия, обнаруживающий великий парадокс жизни: для того чтобы добиться какой-то вещи в мире, вы должны ослабить свою связь с ней. Это не значит, что вы отказываетесь от намерения осуществить свое желание. Просто достижение результата не поглощает вас всецело. Приверженность и привязанность к чему-либо возникает из страха и неуверенности. Вместо того чтобы контролировать ход вещей, вы отдаетесь настроению приключений и погружаетесь в тайну жизни.

7. Закон Дхармы (или Жизненной Цели)

Пусть не замолкает ваш внутренний голос, призывающий вас помогать и служить людям. Если за каждым вашим поступком стоит намерение держаться дхармы, или жизненной цели, ваши действия не будут встречать препятствий, напротив, будут вознаграждаться успехом.

Я не могу с уверенностью говорить, насколько эти законы действительно помогают добиться успеха в жизни, но вот чего ты действительно добьешься благодаря их применению — так это более спокойного отношения ко всему, что бы ни случилось. Проверено на практике. Ведь это же закон Бесстрастия! Поэтому в следующий раз, когда в твоей жизни случится маленькая трагедия — тебя уволят, например, — можешь громко заявить им в лицо: «Отлично! Значит, пришло время убрать вас из моей жизни, и открыться чему-то более грандиозному

В жизни есть свои духовные законы. В данной статье представлены такие законы, согласно автору, многих бестселлеров о личностном росте, Дипаку Чопра.

Сем духовных законов заимствованы из его книги «Семь духовных законов успеха». Представлены в этой статье для общего ознакомления его мыслей в сжатом виде без потери смысла, как краткое содержание и в простой моей интерпретации.

Семь духовных законов успеха

Первый закон. Закон Чистой Потенциальности или прежде – мысль (разум)

Он говорит о том, что существует любое развитие событий, что возможно осуществление любой мечты, что все, о чем вы не подумали – потенциально (возможно) существует. И сознание, мысль, прежде всего.

Материальный мир создается прежде не материальный энергией – чистым сознанием.

Доступ к своему чистому сознанию открывается в медитациях путем созерцания внутреннего и внешнего миров с их без критичным принятием в том виде, в котором они есть.

Второй. Закон Дарения или давай и дано будет вам

Все во вселенной взаимосвязано в том числе и человек. Человек дающий – в то же время – что-то получающий.

Все можно выразить через энергию, которой мы и обмениваемся между собой, между вселенной. Деньги – это тоже энергия. Что-то беря – мы должны чем-то заплатить.

Но лучше наоборот: давать – и тогда наша оплата будет более чем изобильна.

Третий. Карма или причины и следствия

За каждый поступок или проступок – приходит время платить сполна. Сея добро пожнете добро, за злые деяния – получите соответственно горькую плату.

Нужно сеять добро. Добро к нам и вернется. Если возвращается нечто нехорошие – стоит осознать, что этому предшествовал личный неправильный выбор.

Делая выбор – нужно осознавать, что он принесет нам в будущем.

Четвертый. Закон наименьшего усилия или чем легче, тем лучше

Все во вселенной работает легко и непринужденно, лишь человеческий разум создает препятствия в виде трудностей там, где их может и не быть.

Чтоб жить в гармонии со вселенной – нужно поступать так, как поступает она сама.

Это принять все, что нас окружает в том виде, в котором оно есть – не пытаться подстроить под себя. Это взять ответственность за свою жизнь на себя. И быть открытым для нового и свободным от личного закостенелого старого (мышления).

Пятый. Закон желания и намерения

Если есть желание, значит есть и возможность, что это желание может сбыться. Между желанием и ее реализацией есть взаимосвязь. Одно без другого быть не может. Если есть потенциальная возможность исполнить желание, значит будет и само желание.

Но только намерение – это связующее звено между первым и вторым. Намерение – это движущая сила преобразования желания в реальность. Намерение – это волевое усилие в осуществлении желанного.

О своих желания нужно помнить. Жить с намерением их реализации. Если не осуществляется – помнить, что есть законы превыше наших желаний.

Шестой. Закон непривязанности или излишней желанности

Если мы завышаем желанность результата – то тем самым мешаем вселенной выполнить наше задуманное более естественным для нее путем. Навязывание наших рамок на пути осуществления – имеют такой же результат.

Желание должно быть желанным, но в меру. Мы должны быть свободны от излишних привязонностей к результатам. И тогда жизнь сама поможет осуществить мечту в виде успеха или в виде удачи.

Седьмой. Закон предназначения или зачем я живу

Все мы пришли в этот мир с какой то целью. Одни знают эту цель. Другие нет. Задача первых – реализовать, длинною в свою жизнь, эту цель. Задача вторых: сперва узнать – для чего они живут, для какой миссии?

Закон говорит о смысле существования для каждого человека. Цели же могут быть следующие.

Первое, это открытие своего истинного «Я»; второе, открытие в себя уникальности по сравнению с другими; и третьи – исходя из второго – применение своих особых талантов для пользы другим людям.

Вместо послесловия о семи духовных законах

1. Предварительно ознакомится с первоисточником более детально можно (скачать с кооб.ру).

2. Если вам известен термин «Дхарма», вряд ли вас устроит моя вольная интерпретация этих законов, и вряд ли вы будете качать бесплатно – нарушая именно эти законы, в таком случае, приобретите книжную версию .

3. Очень руки чесались вставить несколько убедительных предложений – в противовес этим духовным законов. Но… , много путей достижения своей истины, своего успеха. Если кому-то этот путь не подходит (например, мне), то это не означает, что он плох, он просто другой…

1. Закон Чистой Потенциальности

Это по сути своей то, о чем говорится в фильмах Секрет-2 и Секрет-3, - самый глубокий уровень бытия - поле потенциальных возможностей, из которого состоит все.

Но мы должны иметь к нему доступ. В повседневной жизни модификации разума, постоянная озабоченность будущим и беспокойство мешают нам почувствовать связь с полем чистых потенциальных возможностей.

"Полная тишина - первое требование для проявления ваших желаний, потому что именно в ней лежит ваша связь с пространством чистых потенциальных возможностей, которое может открыть для вас всю свою бесконечность.

Представьте, что вы бросили в пруд небольшой камешек и наблюдаете, как по поверхности воды расходится рябь. Немного погодя, когда рябь успокоится, вы бросаете следующий камешек. Именно это вы делаете, когда входите в пространство чистого безмолвия и вводите туда свое намерение. В этой тишине даже самое слабое намерение вызовет рябь на поверхности универсального сознания, которое связывает между собой все.

Но, если вы не добились неподвижности сознания, если ваш разум подобен бурному океану, бросайте туда хоть Эмпайр Стэйт Билдинг, вы ничего не заметите."

2. Закон Дарения

Ну, тут все понятно, об этом целый фильм снят (Код Моисея). Чем больше вы отдаете, тем больше вы получаете.

"Фактически, все, что обладает ценностью, только умножается, когда вы отдаете это. То, что благодаря отдаче не умножается, не стоит ни отдавать, ни получать. Если вы чувствуете, что, отдавая, вы что-то теряете, значит, дарение не было настоящим и оно не приведет к росту. Если вы отдаете неохотно, за вашим даром нет никакой энергии.

Самое важное в вашем дарении и получении - это намерение. Намерение всегда должно заставлять дающего и получающего чувствовать себя счастливыми, потому что именно счастье поддерживает жизнь, а значит, и порождает рост."

3. Закон "Кармы" или Закон Причины и Следствия

Этот закон можно было бы коротко выразить всем известной фразой: "Что посеешь, то и пожнешь". Карма - это как само действие, так и то, что из него следует.

"Вы можете использовать Закон Кармы для создания денег, богатства и всех прочих благ всегда, когда захотите. Но сначала вы должны полностью осознать, что ваше будущее определяется тем выбором, который вы делаете в каждый миг своей жизни."

То есть, чтобы сознательно создавать то будущее, которое мы хотим, необходимо следить и осознавать те выборы, которые мы делаем каждое мгновение, а также задавать себе вопрос: "Как этот выбор отразится на мне и на окружающих? Каковы будут последствия?

4. Закон Наименьшего Усилия

"Наименьшее усилие тратится тогда, когда вы в своих действиях движимы любовью, потому что все в природе объединяет энергия любви. Когда вы ищете власти и возможности управлять другими людьми, вы растрачиваете свою энергию.

Даже когда вы добиваетесь денег и власти ради своего эго, вы тратите энергию в погоне за иллюзией счастья вместо того, чтобы наслаждаться счастьем настоящего момента. Если вы ищете денег только ради личной выгоды, вы перекрываете поток энергии к себе и мешаете выражению разума природы. Но когда вашими действиями движет любовь, не может быть зря растраченной энергии. Когда вашими действиями движет любовь, ваша энергия накапливается и умножается..."

Дипак Чопра выделяет три составляющие Закона Наименьшего Усилия:

a) Приятие (о нем мы говорили в статье Лекарство от всех болезней). Приятие настоящих событий такими, какими они есть, потому что не принимая, сопротивляясь настоящему мгновению, вы ведете борьбу со всей Вселенной.

b) Ответственность. Нести ответственность означает приятие сложившейся ситуации и осознание того, что это явилось результатов наших выборов в прошлом.

А также способность к творческой реакции. Тогда любая самая расстраивающая ситуация превращается в благоприятную возможность.

c) Открытость, несопротивление. Это значит воздержаться от защиты своей точки зрения и позволить другим людям иметь свою. Когда вы не защищайте, не отстаиваете свою точку зрения, вы не встречаете сопротивления и не тратите понапрасну энергию.

5. Закон Намерения и Желания

"Этот закон основан на том, что энергия и информация существуют повсюду. Фактически, уровень квантового поля - это не что иное, как энергия и информация. Квантовое поле - это просто другое название поля чистого сознания и чистой потенциальности. И на это квантовое поле воздействуют намерение и желание."

Дипак Чопра выделяет две составляющие, присущие нашему сознанию: внимание и намерение. Намерение направлено в будущее, внимание находится в настоящем.

Намерение - это желание без беспокойства о конечном результате.

"Намерение в сочетании с непривязанностью ведет к осознанию настоящего мгновения, сконцентрированного на самом важном. А когда действие осуществляется в осознании настоящего мгновения, оно наиболее эффективно."

То есть все свое внимание необходимо сконцентрировать на настоящем, тогда мы отпускаем, не привязываемся к нашим желаниям, и они осуществляются с наименьшим усилием.

6. Закон Непривязанности

"В тот момент, когда вы отказываетесь от своей привязанности к результату, сочетая точно направленное намерение с непривязанностью, вы получаете то, что хотите. Все, чего бы вы ни пожелали, можно достичь благодаря непривязанности, потому что непривязанность опирается на абсолютную уверенность в силе вашего истинного Я."

Когда мы не привязаны к результату, мы предоставляем Вселенной самой распоряжаться всеми подробностями реализации наших намерений. А Вселенная сама знает наименее затратный и быстрый путь.

Мысли же о том, каким образом реализуются наши желания, втискивают наше намерение в жесткие рамки, теряется гибкость. В этом случае для воплощения намерения потребуется намного больше энергии.

7. Закон Дхармы или Предназначения

"Закон Дхармы утверждает, что мы получаем проявление в физическом теле для того, чтобы реализовать этот замысел. Поле чистой потенциальности Божественно по своей сущности, и Божественное принимает человеческий облик для осуществления своего замысла."

Закон Дхармы включает три составляющих:

a) Осознание в себе божественной сущности. Мы должны открыть свое истинное, духовное Я.

b) Уникальный талант. Каждый человек обладает какой-то уникальной способностью. Что-то он может делать лучше, чем кто-либо другой.
Когда вы обнаруживаете свой уникальный талант, вы теряете представление о времени.

c) Служение человечеству. Когда вы соединяете свой уникальный талант со служением человечеству, вы полностью используете Закон Дхармы.

Чтобы научиться служить человечеству, достаточно вместо вопроса: "Что мне это даст?" начать задавать себе вопрос: "Что я могу сделать для тех, кто встречается на моем пути?"

- - - - - - - - - - - - - - - - - -
По материалам книги Дипака Чопры "Семь духовных законов успеха"
Теги: Семь духовных законов успеха, правила жизни, Дипак Чопра.

Ошибочно полагать, что успех можно построить только на расчёте и постоянных усилиях. Исключительно рациональный подход ограничивает обзор и лишает человека многих возможностей. Существуют так называемые духовные законы успеха, которые помогают личности раскрыть свой потенциал и достичь большего с минимальными усилиями.Впервые об этих закономерностях стал говорить известный врач Дипак Чопра. На их основе он написал множество книг по саморазвитию, к которым по сей день обращаются многие преуспевающие люди.

Итак, следующие семь духовных законов успеха помогут лучше разобраться в себе и достичь благополучия.

Закон первый: О Чистой Потенциальности

Вселенная едина. И хоть жизнь - явление разностороннее, в основе всего этого многообразия лежит одна и та же энергия. Другими словами, природа всех вещей одинакова. Поэтому такому явлению прекрасно подойдёт название закона Единства.

Энергия, речь о которой шла выше, и есть потенциальность. Настоящее, глубинное человеческое Я - чистое сознание. Основой этого сознания являются радость, лёгкость и творчество. И с другой стороны - внутреннее спокойствие, равновесие.

Понимание этого открывает новые горизонты. Та личность, что смогла приблизиться к своей настоящей природе, начинает раскрываться. И использует весь свой потенциал, который до этого был сокрыт в глубинах подсознания.

Тот, кто познал свою сущность, способен осуществить практически любое задуманное. Потому что Я и окружающий мир не имеют между собой чётких границ.

  • 1. Безмолвие

Эта практика предполагает абсолютное молчание в течение нескольких часов. Кроме того, подразумевается отказ от прослушивания радио и музыки, просмотра телевизора и чтения. Нужно просто осознать своё существование, окунуться в бытие.

  • 2. Медитация

Любая медитация предполагает сосредоточение на чём-либо. Лучший вариант – на внутренних ощущениях. Это также помогает достичь тишины и равновесия.

В идеале медитировать нужно полчаса. Утром и вечером.

  • 3. Отказ от суждений

Такие понятия, как «плохо» и «хорошо» существуют только в сознании человека. Мир не чёрно-белый. Постоянный анализ происходящего, оценки и классификации мешают это понять. И не позволяют приблизиться к себе.

Практикуя отказ от суждений, следует остановить этот бесконечный поток мыслей и, как выражается Дипак Чопра, «просто Быть».

Закон второй: о Дарении

Жизнь есть поток. Всё происходящее - это процессы отдачи и получения. Некий обмен энергией между элементами. Вселенная находится в постоянном движении. Это необходимо для поддержания гармонии и равновесия.

Поэтому чем больше даришь, тем больше получаешь.

Это применимо ко всем областям. В том числе и к деньгам. Чтобы их приток был постоянным, они должны циркулировать.

Чтобы применять это в полной мере, следует сосредоточить внимание на желании и намерении. Это самые важные аспекты. Желание отдавать должно быть искренним.

Внешний мир является отражением внутреннего: что отдаёшь, то и получаешь. Ведь, по сути своей, получение и отдача - одно и то же. Разные проявления одного аспекта.

Дипак Чопра советует применять это правило постоянно. Каждый раз, например, при встрече с кем-то, нужно что-то отдать. Это может быть комплимент, проявления любви и внимания, забота. Ведь тёплое отношение - самое ценное, что можно подарить.

Закон третий: о Причинах и Следствиях

Этот принцип тесно переплетается с предыдущим. Энергия постоянно циркулирует. Одни элементы воздействуют на другие. Поэтому у всего есть своя причина.

Происходящее сейчас - следствие прошлых поступков. И нынешние мысли и действия точно так же повлияют на будущее.

Жизнь - это постоянный выбор. Ежесекундно мы решаем, как поступить, чем заниматься. Однако практически все люди живут на автомате. И их действия обусловлены рефлексами. Они живут словно по сценарию, который повторяется из раза в раз. Чтобы этого избежать и делать правильный выбор, нужно знать некоторые приёмы. Дипак упоминает следующие:

  • 1. Наблюдение за телесными ощущениями

Тело и разум неразделимы. То, что происходит в голове, неизбежно отражается в теле. К примеру, страх вызывает мышечное напряжение.

Тело постоянно подаёт сигналы. И при совершении какого-либо выбора необходимо к ним прислушиваться.

  • 2. Анализ ситуации

Чтобы не наступать на одни и те же грабли, перед принятием любого решения следует задавать себе вопросы: «Что произойдёт, если поступить так?» и «Как это отразится на мне и окружающих?».

  • 3. Осознание своей ответственности

Человек сам является причиной того, что с ним происходит. Это нужно не только понять, но прочувствовать.

Любое событие - следствие прошлых действий. Любое действие - следствие мыслей.

Закон четвёртый: о Наименьшем Усилии

Лучше всего получается то, что даётся легко. Это один из главнейших секретов любого успеха. Ведь сама природа действует по этому принципу.

Когда человек старается, он тратит слишком много сил, которые мог приложить для чего-то более полезного. Это сосредоточение на результате и усердие только отнимают энергию.

Чтобы высвободить её и направить на достижение желаемого, нужно прислушаться к себе. К своему духу. Что вызывает наибольший интерес? Что доставляет удовольствие? Это подпитывает энергию любви. Именно она является двигателем всего.

Дипак Чопра в своём труде «Семь духовных законах успеха» говорит о составляющих, которые помогут достичь большего понимания себя:

  • 1. Принятие

Необходимо принимать мир таким, каков он есть. Ситуации складываются не просто так. Они открываются человеку такими, какими им суждено быть. Пытаться их поменять - значит бороться с самой Вселенной.

  • 2. Творчество

Любая ситуация, какой бы она ни была, - это набор возможностей.

Если произошло что-то плохое, не следует винить себя или кого-то другого. Вместо этого лучше проявить сообразительность и посмотреть на случившееся под другим углом.

  • 3. Открытость

Не нужно держаться за свои убеждения. Не нужно стремиться кого-то поменять или повлиять на текущую ситуацию. Это рождает сопротивление.

Любое сопротивление тормозит развитие. Открытость же миру делает человека свободным.

Закон пятый: о Намерении и Желании

Весь мир пронизан информацией и энергией. По сути, это и есть основа всего сущего. Та самая чистая потенциальность.

Человек, растения, камни, Вселенная - всё это информация и энергия. На основополагающем уровне между элементами мира нет границ. Всё взаимосвязано и оказывает влияние друг на друга.

Точно так же человеческое намерение влияет на его действия. На намерение влияет желание. На желание - внимание. То, чему уделяется больше внимания, образует жизнь.

Подчинив себе эти 3 составляющие, человек способен добиться небывалых результатов.

Дипак Чопра считает, что увеличить силу намерения помогут нижеследующие действия:

  • 1. Осознание настоящего

Нужно остановить течение мыслей и сконцентрироваться на состоянии «здесь и сейчас».

  • 2. Осмысливание намерения

Во время внутреннего безмолвия нужно осмыслить своё намерение.

В таком состоянии сложно на чём-то сосредоточиться. Поэтому с прорабатываемыми намерениями лучше определиться заранее.

  • 3. Отказ от привязанности к результату

Продолжая находиться в отрешённости, следует «отпустить» своё намерение и в дальнейшем не переживать об исходе.

Закон шестой: об Отсутствии Привязанности

Чтобы чего-то достичь, желательно перестать об этом беспокоиться. Дипак Чопра не раз упоминает об этом в своих книгах.

Принятие неопределённости относительно результата раскрывает потенциал к творчеству. Потому что отсутствие ожиданий даёт дополнительную свободу для действий. Отказываясь от конкретного результата, человек начинает видеть другие возможности.

Только внутреннее Я способно быть истинной опорой. А привычка держаться за внешнее обусловлена страхом.

Никогда и ни в чём нельзя быть до конца уверенным. Нужно отпустить себя и жить мгновением. Неопределённость - это возможности. Именно из них, в свою очередь, складывается удача.

Закон седьмой: о Предназначении

Как уже упоминалось выше, ничего не происходит просто так. Поэтому каждый предмет и любое существо имеют своё предназначение.

Дипак в своей книге «Семь духовных законов успеха» упоминает Дхарму. Это понятие из восточной философии, которое означает «жизненный замысел».

Согласно ему, человек приходит в этот мир, чтобы выполнить определённую задачу. Для этой цели он наделяется уникальным талантом, который в дальнейшем должен реализовать.

Действительно, каждый обладает какой-то способностью. Кто-то развивает её, кто-то - нет. Чтобы определить свой талант, следует вспомнить детство и понять, что тогда было интересным. Что вызывало энтузиазм?

Как правило, именно с этим талантом связаны истинные желания человека. Если привести в согласие способности и потребности, появится та самая искра, благодаря которой всё будет удаваться легко.

Закон Дхармы включает в себя 3 аспекта:

  • 1. Открытие истинного Я

Приближение к своей настоящей природе - главная задача человека.

  • 2. Выражение таланта

Каждый обладает исключительным талантом. Таким, какого нет ни у кого более. Необходимо его найти и реализовать.

  • 3. Служение людям

Забота исключительно о своих интересах - результат работы эго. Это только отдаляет человека от своей духовной природы.

Чтобы привести в действие эти семь духовных законов успеха, следует постоянно совершенствовать себя. Вести ежедневную внутреннюю работу. Только так придёт истинное осознание себя, и все усилия окупятся сторицей.


Редактор И. Старых

Книга имела успех поистине феноменальный - в США было продано более двух миллионов экземпляров, - а так как они передавались друзьям и близким, эта книга затронула миллионы других жизней. Автор книги, Дипак Чопра, получил от читателей тысячи писем, многие из которых выражают желание передать эти же принципы своим детям, а также содержат вопросы, как это сделать.

Настоящая книга, «Семь Духовных Законов для родителей», - ответ д-ра Чопры авторам этих писем, а также тем родителям во всем мире, которые хотят привить своим детям представления, позволяющие удовлетворить духовные потребности и испытать изобилие. Эта книга, после общего обсуждения роли родителей и дара духа, раскрывает конкретный способ применения Семи Духовных Законов к своей семье, начиная с Закона Чистой Потенциальности в воскресенье, и учит, как передать эти законы детям и какое участие они должны принимать в повседневной жизни семьи, в зависимости от их возраста.

«Семь Духовных Законов для родителей» уводят нас за пределы личных побед и поражений и заставляют испытать духовную природу общности с семьей, разделить с самыми близкими вам людьми безграничные достижения невинности и любви.

Моим детям,
Маллике,
Гаутаме и Саманте

Благодарности

Я бесконечно благодарен моей семье, которая всегда меня поддерживала и научила понимать истинный смысл успеха; сотрудникам руководимых мною Центров Здоровья в Ла-Йолле, Калифорния, и Безграничных возможностей в Массачусетсе; моей обширной семье из «Гармонии», особенно Питеру Газзарди, Пэтти Эдди, Тине Констебль и Чипу Гибсону; и наконец, Мьюриэл Неллис, которая была крестной матерью всех моих литературных начинаний.

Введение

Публикация моей книги «Семь Духовных Законов Успеха» вызвала немедленную и прекрасную реакцию: прочтя ее, тысячи людей начали в своей повседневной жизни применять принципы, которые Природа использует для материального проявления всего, что в ней существует.

Со временем ко мне стали приходить просьбы также от тех, кому довелось стать родителями. Эти просьбы могли быть выражены в самой разной форме, но все они сводились к одному:

«Следование этим духовным законам принесло мне столько пользы, что остается только сожалеть, что я не знал их много лет назад. Сейчас ценность таких принципов, как дарение, открытость и вера в то, что Вселенная удовлетворила мои желания, кажется вполне очевидной, но это пришло не сразу. Сначала потребовалась борьба, чтобы избавиться от разрушительных привычек, с которыми я вырос.

У меня есть дети, и я не хочу, чтобы они усвоили те же дурные привычки, а потом им пришлось пройти через ту же боль, чтобы их изменить.

Как сделать, чтобы этого не случилось?» В ответ на все эти просьбы я написал новую книгу, где привожу расширенное описание Семи Духовных Законов специально для родителей. Каждому, у кого возникнет желание интерпретировать духовные законы для детей, я хочу показать, как это сделать так, чтобы дети могли их понять и использовать. Я исходил из убеждения, что все родители нуждаются в инструменте, которым поможет поднять детей до истинного понимания того, как работают Природа и сознание.

Все в мире чего-нибудь хотят, у каждого человека есть какое-нибудь желание. С самого начала дети должны знать, что желание - основная движущая сила человеческой природы. Это - энергия Духа. Когда мы вырастаем и начинаем искать ответы на сложные вопросы или решаем жизненные проблемы, требующие особого напряжения, нам приходится иметь дело с теми же естественными желаниями, которые когда-то превращали нас в любопытных детей, и ничего больше.

Тот, кто ищет, - это просто ребенок, который от потребности в родительской любви дорос до потребности в любви Божьей, от желания иметь игрушку - до желания бесконечного созидания.

В этой книге я постараюсь показать родителям, как их дети могут лучше удовлетворять свои желания и успешно достигать в своей жизни того, чего они хотят достичь. И я постараюсь объяснить духовные концепции так, чтобы они были понятны детям.

Но это не просто книга, предназначенная для детей, ведь то, что необходимо знать детям, - это только видоизмененная форма того, что должны знать также и взрослые.

В своем поклонении материальному успеху общество забыло основную истину: успех зависит от того, кто вы есть, а не от того, что вы делаете.

Источником всех достижений в жизни является Бытие, сущность или дух - называйте, как вам больше нравится. Но понятие Бытия слишком абстрактно, поэтому люди видят в нем скорее идею, чем нечто реальное и могущее принести пользу. И тем не менее, когда мы обращаемся к древнейшим традициям человеческой мудрости, мы находим некоторые неизменные, узнаваемые, заслуживающие доверия принципы, следуя которым, дух из вечного Бытия раскрывается в повседневной жизни.

Некоторым, может быть, трудно понять, как могло случиться, что духовные законы, обладая такой ценностью в повседневной жизни, в течение столетий были преданы забвению.

Можно провести аналогию с электричеством, которое не вошло в сознание людей, пока не появились лампочки, хотя вся Вселенная с момента своего возникновения пронизана электроэнергией. Бытие (дух, сущность) точно так же остается невидимым, хотя и оказывает огромное влияние на повседневную жизнь.

Стоящий за видимой Вселенной невидимый разум работает, опираясь на Семь Духовных Законов. Если воспользоваться той же аналогией: не будь открыты законы, которым подчиняется электрическая энергия, ее практическое применение никогда бы не стало возможным.

Сейчас, в век насилия и беспорядков, от родителей, как никогда раньше требуется, чтобы они взяли на себя роль духовных наставников своих детей. Законы, по которым работает Природа, не носят частного характера. Они применимы ко всем и ко всему. Поэтому понимание этих законов -это не просто способ помочь нескольким людям, оно жизненно важно для всего нашего общества и даже для всей нашей цивилизации.

Если количество детей, выросших в соблюдении Семи Духовных Законов, достигнет критической массы, это окажет влияние на всю цивилизацию. Любовь и сострадание, которые часто так опошляются в наши дни, смогут превратиться в жизненную необходимость для каждого живущего на Земле человека.

Я уверен, что наш долг - обеспечить, чтобы как можно больше детей выросли со знанием того, что представляет из себя эта духовная реальность.

Уловить дух всегда было непросто. Один древнеиндийский источник утверждает, что нож не может разрезать его, вода не может его намочить, ветер не может его сдуть, солнце не может его высушить. Каждая молекула нашей Вселенной пропитана Бытием, каждая возникающая у вас мысль, каждый бит информации, который вы получаете с помощью своих пяти чувств, - это не что иное, как Бытие. Но за Бытием невозможно наблюдать, потому что оно совершенно безмолвно, подобно хореографу, который поставил танец, но никогда не принимает в нем участия. От Бытия мы всегда получаем поддержку, им пропитан каждый наш вздох, и все же это нечто такое, чему нас должны немного подучить наши родители.

Нас нельзя осуждать за то, что мы ничего не знаем о духе, так что мы можем сами заняться изучением Семи Духовных Законов с тем же энтузиазмом, с каким мы учим своих детей. Именно этой мыслью я руководствовался прежде всего при написании данной книги.

Закон Чистой Потенциальности

Источником всего, что создается, служит чистое сознание... чистая потенциальная возможность поиска выражения непроявленного в проявленном.

Закон Дарения

В своей готовности отдавать то, что мы ищем, мы поддерживаем изобилие Вселенной, которое распространяется на нашу жизнь.

Закон «Кармы»

Когда мы выбираем действия, которые приносят успех другим, наша карма приносит плоды счастья и успеха.

Закон Наименьшего Усилия

Разум Природы работает легко и без усилий... беззаботно, гармонично и с любовью. Когда нам становятся подвластными эти силы, мы добиваемся успеха столь же легко и без усилий.

Закон Намерения и Желания

Каждое намерение и желание содержит механизм своего исполнения... в поле Чистой Потенциальност и намерение и желание обладают бесконечной организующей силой.

Закон Непривязанности

В своей готовности вступить в неведомое, в поле всех возможностей, мы отдаем себя творческому разуму, который создает хореографию танца Вселенной.

Закон «Дхармы»

Когда мы соединяем свой уникальный талант со служением другим, мы испытываем экстаз и ликование своего собственного духа, что и есть конечная цель всех целей.

Не имеет значения, будете вы называть их «Законами» или «Принципами».

Они являются законами, поскольку они руководят раскрытием духа, когда он перемещается из невидимого мира души в видимый мир материи.

Они являются принципами, поскольку мы можем принять их в свое сердце и придерживаться их точно так, как мы придерживаемся принципов говорить правду или быть честными.

Почему мы нуждаемся в этих принципах?

Почему нам просто не учить своих детей любить Бога и быть хорошими?

Ответ заключается в том, что Семь Духовных Законов позволяют человеку соприкоснуться с механизмами, которые использует сама Природа.

Когда вы сознательно подчиняете свою жизнь Духовным Законам, вы обращаетесь к Вселенной с просьбой поддержать вас на пути достижения успеха и изобилия. Это ключ к осознанию своего собственного Бытия и использованию его неограниченной силы.

Чем раньше человек научится жить в гармонии, используя все свои творческие способности и применяя минимум усилий, тем выше вероятность, что все в его жизни будет вести к успеху.

Именно это мы должны передать своим детям, и, если мы это сделаем, нас ждут радость и гордость, которые не имеют границ.

Любая духовная традиция содержит какую-то версию этих семи законов, но в самом чистом виде их раскрывают ведическне традиции древней Индии, где Духовные Законы были сформулированы больше пяти тысяч лет назад.

Семь Духовных Законов служат для понимания следующих принципов:

Человеческое существо состоит из тела, разума и духа.

Из них на первом месте стоит дух, потому что он соединяет нас с источником всего сущего, вечным полем сознания. Чем прочнее эта связь, тем больше мы наслаждаемся изобилием Вселенной, которое предназначено для удовлетворения наших желаний. Только при отсутствии этой связи нас ждут борьба и страдания.

Божественный замысел для каждого человеческого существа - наслаждаться неограниченным успехом.

Следовательно, успех в высшей степени естествен.

Дух и дети - учение о невинности

Когда мы обращаемся к детям, язык Семи духовных Законов должен быть другим, менее абстрактным. К счастью, эти семь законов можно сформулировать так, что даже самый маленький ребенок сможет принять их умом и сердцем:

Если ты хочешь что-то отдать, отдай.

Делая выбор, ты изменяешь будущее.

Не говори «нет» - двигайся, вместе с потоком.

Всякий раз, когда ты чего-то хочешь, ты бросаешь в землю семя.

Наслаждайся, путешествием.

Существует причина, по которой ты здесь.

В тот день, когда я записал эти простые определения, у меня не было времени, чтобы как следует над ними задуматься самому, но потом я был поражен: если бы меня, когда я был ребенком, обучили этим простым семи вещам, моя жизнь сложилась бы совсем иначе. Я знал бы нечто драгоценное и одновременно обладающее практическим смыслом, нечто такое, что не изгладилось бы из памяти, как школьный урок, а год за годом перерастало бы в зрелое духовное понимание.

Ребенок, который получает духовное образование, обретает способность ответить на самые главные вопросы о том, как работает Вселенная; он сумеет понять источник творчества как внутри себя, так и снаружи; он сможет придерживаться несуждения, приятия и искренности. А для взаимодействия с другими людьми это важнее всего того, чем может обладать человек, - он будет свободен от калечащего его страха и беспокойства о смысле жизни, что иссушает сердца многих взрослых, признают они это или нет.

Самая ценная, пища, которую вы можете дать своему ребенку, - это пища духовная.

Я не говорю о строгом обучении детей определенным правилам, подобно тому, как мы учим их быть хорошими под угрозой наказания. Каждый из Семи Духовных Законов должен быть выражен не в виде правила или жесткого предписания, а в виде вашего собственного отношения к жизни. Как мать или отец, вы гораздо эффективнее можете научить с помощью того, кто вы есть на самом деле, а не того, что вы говорите. Это тоже является частью духовной перспективы.

Жизнь каждого ребенка уже духовна. Это происходит потому, что каждый ребенок рождается в поле бесконечных творческих возможностей и чистого осознания, которое и есть дух. Но не каждый ребенок знает о том, что это правда. Дух нужно развивать, его нужно питать и поощрять. Когда это делается, невинный дух ребенка, развиваясь, становится достаточно сильным, чтобы противостоять грубым реалиям часто совсем не духовного мира.

Утрата связи с духом никак не влияет на бесконечное поле творческих возможностей - ему нельзя причинить вред, - но она может очень сильно повлиять на ваши жизненные возможности. Вместе с духом все мы - дети космоса, без него мы становимся сиротами и начинаем блуждать в потемках.

Давайте рассмотрим небольшой пример. Седьмой Закон утверждает:

«Существует причина, почему ты здесь».

Для ребенка причина нахождения здесь может быть выражена в простых, повседневных понятиях, например:

Что для меня имеет значение сегодня?

Какой талант я в себе обнаружил?

Что пришло ко мне - подарок, урок, прекрасное переживание, - что заставило меня почувствовать себя особенным?

Что сделал я для того, чтобы заставить почувствовать себя особенным кого-то еще?

Все это простые вариации одного и того же главного вопроса: для чего я существую? Все мы, будучи детьми, задавали этот вопрос и перестали его задавать только потому, что почувствовали: у наших родителей и учителей на самом деле нет на него ответа.

Ребенок, которого не научили находить смысл простым путем, однажды попытается найти свое назначение в жизни при куда более сложных обстоятельствах. Обычно мы откладываем этот поиск на конец своего второго или начало третьего десятилетия, а иногда и на более зрелый возраст, которые, к сожалению, являются самыми бурными этапами личного развития.

Понятие «смысла жизни» начинают путать с открытым неповиновением и «американскими горками» эмоций, что типично для позднего отрочества, или с растущим осознанием своей смертности, которое приходит в средние годы.

В школе мы пытаемся вести борьбу с идеями великих религиозных учителей и философов. Нас поглощают споры о том, имеет ли вообще наше существование смысл. (Я думаю, любой, кто разменял шестой десяток, с трудом отождествляет себя с тем человеком, который вел всю эту борьбу.)

Но ребенка, которому в возрасте трех-четырех лет объяснили, что существует причина, зачем он здесь, ждет совсем другое будущее. Такой ребенок будет воспринимать поиск смысла жизни как вполне естественное занятие, как духовный эквивалент изучения алфавита. Он не будет годами откладывать это занятие, внутреннее смятение не будет доводить его до отчаяния.

Вопрос «Зачем я здесь?» не должен становиться ужасным экзистенциальным вопросом. Это наиболее радостное исследование, которое может быть предпринято человеком, и мы окажем своим детям огромную услугу, представив его именно таким. Ребенка, который уделит внимание хотя бы этому одному принципу, ждет куда более богатая жизнь - более успешная жизнь, - чем бесчисленных взрослых, для которых понятия «дух» и «Бог» навсегда остались в мире абстракций.

Настоящий духовный рост изменяет человека самым парадоксальным образом. Он дает понимание, сохраняя в то же время невинность. Будучи родителями, мы слишком сильно поддаемся соблазну держаться на расстоянии от детей. Мы это делаем потому, что, как нам кажется, мы больше знаем о жизни, тогда как в действительности мы обычно просто больше испытали. Мы стараемся извлечь пользу из того, что знаем правила и избегаем наказаний, прячем свои слабости, чтобы продемонстрировать силу, и никогда не позволяем соскользнуть со своего лица маске неуязвимости. Нет лучше рецепта разрушить детскую невинность, чем разрушить свою собственную.

В глазах духа каждый обладает невинностью, во всех смыслах этого слова. Поскольку вы невинны, вы не делаете ничего, что бы заслуживало наказания или божественного гнева. Вы каждый день рождаетесь заново. Вы - получатель переживаний, которые никогда не перестают рождать восторг и удивление.

С чего начать

С того момента, когда ваш ребенок появляется на свет, вы - его учитель духа.

Если вы создаете атмосферу доверия, открытости, несуждения и приятия, эти качества ваш ребенок усваивает как качества духа.

Роль родителей в совершенном мире можно было бы выразить одной короткой фразой:

Показывать только любовь, быть только любовью.

Но в мире, где нам приходится справляться со всем, что в нем есть, дети постоянно сталкиваются с поведением, лишенным любви, в основном, вне дома, но иногда и внутри. Вместо того чтобы беспокоиться о том, достаточно ли в вас любви, чтобы вы могли быть духовным учителем, постарайтесь посмотреть на духовность как на искусство жизни, потому что именно этим она и является.

Я уверен, что именно это искусство вы должны передать своему ребенку как можно раньше, и он сумеет его понять.

Младенец, О-1 год
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

любовь, нежность, внимание.

К счастью для нашего поколения, в наши дни уже отказались от ложного представления о том, что детей нужно воспитывать и приучать к дисциплине с самой колыбели. Младенец - чистое золото в духовном понимании. Лелея его невинность, мы можем найти обратный путь к себе самим. Так что на правильном пути те родители, которые являются учениками своего ребенка. Касаясь своего ребенка, беря его на руки, защищая от всех опасностей, играя с ним и отдавая ему свое внимание, вы устанавливаете с ним духовную связь. Без этих «примитивных» реакций со стороны того, что его окружает, человеческий организм не может пышно расцвести - он будет чахнуть и терять силы точно так же, как цветок, лишенный солнечного света.

Ребенок, начинающий ходить, 1-2 года
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

свобода, поощрение, уважение.

На этом этапе своего развития ребенок впервые приобретает эго. Здесь слово эго употребляется в самом простом его смысле, как «я», как признание «я есть». Это опасное время, потому что ребенок впервые испытывает отделение от своих родителей. Соблазн свободы и любопытство толкают в одном направлении, но страх и неуверенность тянут в другом. Не все переживания, связанные с тем, что вы предоставлены самому себе, приятны. Поэтому именно в это время родители должны преподнести духовный урок, без которого ни один ребенок не может по-настоящему превратиться в независимую индивидуальность: мир безопасен.

Если вы, будучи взрослым человеком, чувствуете себя в безопасности, это означает, что когда-то, когда вам еще не исполнилось одного - двух лет, вы не были обусловлены страхом: вместо этого родители поощряли ваше безграничное развитие, учили ценить свободу, несмотря на раны, которые ребенок получает время от времени, сталкиваясь с окружающими его вещами этого мира. Упасть -совсем не одно и то же, что потерпеть поражение, испытать боль - совсем не одно и то же, что решить, что мир опасен. Травма - не что иное, как средство, которое Природа использует для того, чтобы сказать ребенку, где проходит граница; боль существует для того, чтобы показать маленькому ребенку, где начинается и заканчивается «я», чтобы помочь ему избежать потенциальных опасностей вроде ожога или падения с лестницы.

Когда родители искажают этот естественный процесс обучения, в результате возникает ощущение психологической боли, что вовсе не входило в намерения Природы.

Физиологическая боль устанавливает границы, которые вы не можете пересечь, не испытав глубокого беспокойства о своем состоянии. Если ребенок связывает получение травм с тем, что он плохой, слабый, что он не способен справляться с трудностями или что он окружен опасностями, места для внутреннего духовного роста не остается. Без ощущения безопасности дух недосягаем: человек всегда пытается просто чувствовать себя уверенно в этом мире, но эта уверенность не может быть достигнута, пока он не избавится от отпечатков, полученных в раннем детстве.

Дошкольники, 2 -5 лет
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

заслуживающий похвалы, исследующий, одобряемый.

На этой стадии у ребенка развивается чувство самоуважения. Самоуважение обеспечивает готовность покинуть пределы семьи, чтобы встретиться с огромным миром. Это период заданий и испытаний. Пока ребенку не исполнится два-три года, он не несет никакой ответственности за поставленные перед ним задания - ему достаточно играть и быть жизнерадостным. В это время единственная духовная обязанность состоит в том, чтобы давать пищу восторгу, который испытывает «я» ребенка, когда оно открывается новому миру.

Одновременно с обучением опрятности и умению самостоятельно держать ложку ребенок начинает осознавать, что «я есть» можно расширить до «я могу». Когда эго двухлетнего человека это осознало, его уже ничто не может остановить. Оно думает, что ему принадлежит весь мир - и, конечно же, все члены его семьи.

«Я» в это время подобно только что включенному генератору силы, и, что особенно страшно, новорожденное эго пользуется этой силой самым неорганизованным образом. Крик, визг, увиливание, использование всесильного слова нет! и вообще попытки управлять действительностью с помощью одного только своего желания - это как раз то, что и должно происходить в этом возрасте.

В духовном смысле ценность этого дошкольного возраста состоит в том, что эта сила - духовная сила, и только искажения ее ведут к проблемам. Так что вместо того, чтобы сдерживать эти приливы энергии в своем ребенке, направьте их на такие задачи и испытания, которые учат приобретению равновесия. При отсутствии равновесия неудержимое желание дошкольника проявлять свою силу приводит к огорчениям, ведь то, что он испытывает, это большей частью иллюзия силы.

Без умолку болтающий двухлетний ребенок - это еще крошечный, легко уязвимый, несформировавшийся персонаж. В своей любви к детям мы допускаем иллюзии, потому что мы хотим, чтобы они выросли сильными, толковыми людьми, готовыми к любому испытанию. Но подобное чувство самоуважения не сможет развиться у ребенка, если в этом возрасте останавливать или подавлять у него чувство, что он обладает силой.

Возраст детского сада - первых классов начальной школы, 5-8 лет
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Ключевые слова, которые применимы к первым школьным годам, носят более социальный оттенок. Конечно, существует много других слов, потому что, когда ребенок в свои пять лет постигает мир, мозг его настолько сложен и активен, что он усваивает и проверяет бесчисленное количество различных понятий.

То, как мы отдаем, в любом возрасте показывает, насколько мы сопереживаем потребностям тех, кто нас окружает. Если, отдавая, мы рассматриваем это как потерю - я вынужден от чего-то отказаться, чтобы ты мог это иметь, - значит, духовный урок на этой стадии не был пройден. Отдавание в духовном понимании означает: «Я отдаю тебе, ничего не теряя, потому что ты - это часть меня». Маленький ребенок не может полностью охватить эту идею, но он может ее почувствовать. Дети не просто хотят делиться - они любят делиться. Они ощущают тепло, которое выделяется при пересечении границ эго и включении в свой мир другого человека, - нет большего доказательства близости, и поэтому никакое другое действие не вызывает такого блаженства.

То же самое можно сказать и о правдивости. Мы лжем для того, чтобы себя обезопасить, чтобы предотвратить опасность наказания. Страх наказания подразумевает внутреннее напряжение, и, даже если ложь действительно защищает от ощущаемой опасности, она очень редко, если вообще когда-нибудь помогает избавиться от этого внутреннего напряжения. Это сделать может только правда. Когда маленького ребенка учат тому, что, если он будет говорить правду, это вызовет у него приятные чувства, он делает первый шаг к осознанию, что правда обладает духовной ценностью.

Не обязательно прибегать к наказаниям. Если вы воспитываете у ребенка отношение «говори правду или у тебя будут неприятности», вы учите духовной фальши. Ребенок, у которого возникает соблазн солгать, находится под действием страха. Если до сознания доходит правда, связанная с этим страхом, разум вполне логично пытается поступить наилучшим образом, говоря правду.

В любом случае вы заставляете ребенка поступать лучше, чем, как вам кажется, он есть на самом деле. Научить действовать исходя из требований других - верный рецепт духовного разрушения.

Ваш ребенок должен чувствовать: «это то, что я сам хочу делать».

Дети старшего возраста, 8 -1 2 лет
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

независимость суждения, разборчивость, проникновение в сущность.

Многим родителям эта стадия развития детей приносит больше всего радости, потому что именно к этому времени у детей развивается личность и независимость. Они начинают думать по-своему, у них появляются увлечения, симпатии и антипатии, энтузиазм, усиленное стремление открыть то, что может остаться на всю жизнь, например любовь к науке или искусству. Применимые к этому возрасту ключевые духовные понятия полностью соответствуют этой волнующей фазе.

Хотя это звучит и сухо, «разборчивость» - прекрасное качество души. Это гораздо больше, чем просто отличать хорошее от плохого. В эти годы нервная система сама способна поддерживать острое ощущение величайшей глубины и важности будущего. Десятилетний ребенок способен к мудрости, и, в первую очередь, речь идет о самом деликатном даре - личном проникновении в сущность вещей. Ребенок способен видеть своими собственными глазами и судить на основании того, что он видит: он больше не получает мир из вторых рук - из рук взрослых.

Поэтому это первый этап, когда любое понятие типа «духовный закон» может быть усвоено умозрительно. До этого закон представляется подобным правилу, которому нужно следовать или по меньшей мере уделять внимание. Вместо того чтобы использовать слово закон, родители могут воспользоваться словами «как это работает», или «почему все происходит именно таким образом», или «делай это так, чтобы ты чувствовал, что это хорошо». Это более конкретный способ обучения, опирающийся на опыт.

Однако в возрасте десяти лет или около того абстрактные рассуждения принимают независимый оборот, и настоящим учителем вместо авторитетной личности теперь становится опыт. Почему так происходит - это духовная тайна, ведь опыт присутствовал с самого рождения, но по какой-то причине мир вдруг заговорил с ребенком: к нему приходит изнутри глубинное понимание того, почему это правильно или нет, почему так много значат правда и любовь.

Ранние юношеские годы, 12 -15 лет КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

самоосознание, экспериментирование, ответственность .

Детство заканчивается и начинается отрочество, время, которое принято считать трудным и тяжелым. Детская невинность внезапно обращается половой зрелостью, и у юного существа появляются потребности, которые родители больше не могут удовлетворить. Родители начинают понимать, что пришла пора отпустить своих детей и поверить, что те способны иметь дело с миром ответственности и давления, к которому, может быть, сами родители только что научились приспосабливаться, избавившись от чувства неуверенности.

Решающим теперь является то, что полученные в детстве уроки начинают приносить плоды -сладкие или горькие. Ребенок, который отправляется в мир с отпечатками подлинных духовных знаний, будет отражать гордость и доверие своих родителей. Ребенок, который движется спотыкаясь, в полном замешательстве, отчаянно экспериментируя и постоянно испытывая давление со стороны своих сверстников, скорее всего, отражает скрытую беспорядочность своего воспитания.

Отрочество - время пресловутой застенчивости, но оно может также стать временем самоосознания.

Когда кончается детство, экспериментирование совершенно естественно, но оно не должно быть безрассудным и разрушительным. Весь вопрос в том, обладает ли ребенок внутренним Я, которое можно использовать в качестве советчика. Это внутреннее Я - неслышный голос, который обладает силой выбирать между правильным и неправильным, исходя из глубокого понимания жизни. Возраст для этого понимания не имеет значения. Новорожденный младенец обладает им в той же степени, что и зрелый взрослый человек. Разница заключается в том, что взрослый человек придерживается поведения, которое определяется внутренним советчиком, и, если вы научили своего ребенка прислушиваться к собственному молчанию, вы, не опасаясь, можете отпускать его в мир уже не как ребенка.

Это очень радостное переживание (хотя временами и заставляющее нервничать) - наблюдать, как в результате экспериментирования с множеством выборов, которые предоставляет выросшему ребенку жизнь, растет его самоосознание.

Как научить отличать правильное от неправильного

Поскольку все мы росли в обществе, которое придает так мало значения духовной жизни, вам может быть нелегко разобраться, что значит быть для своего ребенка духовным учителем. Чем это, например, отличается от того, чтобы просто быть хорошим, любящим родителем? Чтобы это продемонстрировать, давайте обратимся к ключевому вопросу, который возникает при работе с любыми детьми: как научить отличать правильное от неправильного?

Думаю, все со мной согласятся, что старой практики обучения с помощью наказаний и выговоров следует избегать. Присваивая себе право наказывать, вы только подчеркиваете нерешенную для себя моральную дилемму. Дети невероятно быстро улавливают расхождение между тем, что говорят родители, и тем, как они себя ведут. Они могут научиться слушаться нас из страха перед наказанием, но на эмоциональном уровне они интуитивно чувствуют, что родители, которые используют угро­зы и принуждение, не могут служить моделью того, что значит «хорошо».

Хотя мы все это хорошо понимаем, несмотря на наши наилучшие намерения, бывают моменты, когда нам очень хочется наказать ребенка просто потому, что мы испытываем сильное раздражение или разочарование. Если мы внимательнее изучим то, что происходит в такие моменты, то увидим, что мы используем наказание для разрешения тех проблем, которые не разрешены в наших сердцах.

Вы действительно верите в то, что можно всегда быть хорошим? Боитесь ли вы Бога, который точно так же накажет вас, если вы будете плохим? Не является ли зло силой, перед которой мы чувствуем себя беспомощными, не чувствуя уверенности в том, что добро может противостоять ему в этом мире, тем более восторжествовать?

Простейший способ научить тому, что такое дух,- это создать атмосферу, в которой дух живет как любовь. Иметь ребенка - это проявление такой милости со стороны Природы, что все родители испытывают желание вернуть этот подарок в многократном размере.

Этот импульс хорошо мне знаком. Я смог написать лежащую перед вами книгу потому, что двое моих детей помогли мне изучить Семь Духовных Законов.

Благодаря своей невинности, дети являются безжалостными учителями искренности и любви. Пока вы не будете исполнять свою роль родителя в духе любви, не имеет значения, каким законам вы, по вашему мнению, обучаете, - они будут стано­виться просто мертвыми правилами, от которых ваш ребенок откажется, как только не будет того, кто требует от него послушания.

Когда наши дети были еще совсем маленькими, мы с женой обнаружили, что инстинктивно следуем правилам, из которых только потом выкристалли­зовались определенные принципы:

Мы учили наших детей воспринимать дух как реальность, верить в бесконечный источник любви, который с нежностью поддерживает их. Это было нашим действенным определением Бога.

Мы не оказывали на них никакого давления для того, чтобы они добились успеха в общепринятом понимании этого слова. Таким способом мы пытались им рассказать, что Вселенная ценит их за то, кто они есть, а не за то, что они делают.

Мы никогда не испытывали потребности их наказывать, хотя давали им очень ясно понять, когда мы разочарованы, рассержены или задеты их поведением. Таким образом мы обучали их с помощью рефлексии вместо правил.

Мы всегда помнили о том, что наши дети - подарок со стороны Вселенной, и давали им понять, что именно так мы это воспринимаем. Мы говорили им, какая для нас честь помогать им расти. Мы не были их владельцами. Мы не распространяли на них собственных ожиданий. Мы никогда не чувствовали потребности сравнивать их - ни в хорошем, ни в плохом - с кем бы-то ни было другим. Таким образом мы давали им почувствовать свою внутреннюю завершенность.

Мы рассказали им, что они обладают даром. который сможет изменить жизнь других людей. Мы также говорили им, что они смогут изменять и создавать все, что захотят в своей жизни.

Мы очень рано рассказали им о тех видах успеха, которые имеют значение - которые ведут к достижению стоящих целей, полных значения для них самих, целей, которые приносят им радость. Это наилучший из известных нам способов принести радость другим.

И наконец, мы поощряли их мечты. Таким образом, мы учили детей доверять своим собственным желаниям, что является прямой дорогой во внутренний мир.

Не будучи совершенными родителями и, конечно, много раз забывая о своих идеалах, мы с женой нашли способ вырастить детей по вдохновению. Показывать, что значит быть «в духе», - вот истинный смысл слова вдохновений, то есть «дышать тем, чем дышит Бог». Подобным образом можно объяснить, что значит «обладать энтузиазмом», поскольку слово «энтузиазм» происходит от греческих слов en theos - «в Боге».

Последний пункт, по-видимому, наиболее важен. Если вы, как родители, действительно хотите на практике передать своим детям духовные законы, вы должны знать, добились вы успеха или нет. Самый простой способ обнаружить это - посмотреть, проявляют ли ваши дети вдохновение и энтузиазм. Вдохновение, энтузиазм и восхищение -это духовные качества. Без них не может быть духовной жизни ни в каком возрасте.

Здесь как раз уместно выразить глубокую благодарность моей жене Рите, чей инстинкт любви и доброты всегда указывал мне путь. Ее духовными инстинктами мы всегда руководствовались и в том, чего мы, как родители, не делали.

Мы не требовали повиновения и не настаивали на том, чтобы быть для них авторитетом.

Мы не делали вид, что знаем ответ на все вопросы.

Мы не подавляли своих чувств и не требовали этого от своих детей.

И каждый день мы старались поднять их до того, чтобы они прожили свои собственные жизни, а не те, которые нам не удалось прожить самим.

Все, о чем я сейчас говорил, можно свести к одному-единственному правилу: каждому ребенку необходимо столько зрелой любви, сколько вы можете ему дать.

Зрелой - а не просто взрослой - делает любовь стоящее за ней духовное намерение. Рождение ребенка - это акт милости, ниспосланной нам как духовным учителям. Второй такой милостью является любовь, которая руководит нашими намерениями. Любовь поднимает нас над нашей собственной склонностью к ошибкам, преподнося таким образом нашим детям самые глубокие, самые ценные уроки.



Рассказать друзьям