День этнографа в чью честь. День этнографа — день познания народов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Человечество всегда хотело знать, как живут и обитают представители других наций. Людей интересует питание, уклад, быт иных народов, их культура (не только материальная, но и духовная), состав этносов, их происхождение и расселение, а также мировоззрение: обряды, обычаи, верования и суеверия. Все больше внимания уделяется межэтническим отношениям. Именно люди этой профессии рассказывают нам об этнических образованиях, и им посвящен этот праздник.
День этнографа в России отмечается 17 июля. Этот профессиональный праздник не имеет официального статуса, но довольно широко празднуется самими этнографами. Считается, что он введен в честь дня рождения Николая Николаевича Миклухо-Маклая - известного русского этнографа и путешественника. Первым этнографом считается Геродот, историк Древней Греции. Он фиксировал исторические события и проводил анализ жизни скифов, тавров, фригийцев и других этносов.
Как утверждают русские этнографы, впервые свой профессиональный праздник они стали отмечать в 70-80-х годах XX века, по инициативе первого заведующего кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ Р. Ф. Итса. Поскольку середина июля является традиционным временем для проведения этнографических практик, праздник, приходившийся на середину экспедиции, быстро завоевал себе популярность. Число отмечающих его специалистов растёт с каждым годом. К слову, в связи с этим традиционными во время праздничных застолий в честь Дня этнографа являются тосты за здоровье Рудольфа Итса, а также Николая Миклухо-Маклая.
Интересной традицией празднования Дня этнографа в России является проведение церемонии посвящения для тех, кто впервые участвует в этнографической экспедиции - неофитов.
Профессия этнограф – это призвание. Он изучает документальные источники, отправляется в поездки по предполагаемым местам обитания этноса, осматривает и наблюдает уклад местных жителей. По итогам поездки готовит отчеты, репортажи, демонстрации увиденного. В основном специализация таких работников – определенный этнос. Этнографы должны обладать журналистскими способностями, знать историю, традиции и обычаи исследуемого народа, владеть их языком, а также уметь прогнозировать этнопологические процессы.
Трудятся они в музеях, книжных издательствах, историко-исследовательских учреждениях. Также их можно встретить в туристических компаниях. Некоторые организации, ведущие разработки нефти или других полезных ископаемых в труднодоступных территориях, принимают на работу данных специалистов для ведения переговоров с местными этносами.

Человечество всегда хотело знать, как живут и обитают представители других наций. Людей интересует питание, уклад, быт иных народов, их культура (не только материальная, но и духовная), состав этносов, их происхождение и расселение, а также мировоззрение: обряды, обычаи, верования и суеверия. Все больше внимания уделяется межэтническим отношениям. Именно люди этой профессии рассказывают нам об этнических образованиях, и им посвящен этот праздник.

Когда отмечается

День этнографа отмечается в России ежегодно 17 июля. Данный профессиональный праздник не учрежден на государственном уровне, поэтому в 2019 году официальных мероприятий не предвещает.

Кто празднует

Дату отмечают ученые, изучающие этносы (народы), а также представители всех этнографических школ.

История праздника

Согласно историческим данным, День этнографа впервые стали праздновать в 1970-1980-х годах. Инициатором события выступил Р. Итс, заведующий кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета Ленинградского государственного университета. Этот праздник отмечается в честь известного антрополога и путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая, который родился 17 июля 1846 года.

О профессии

Профессия этнограф - это призвание. Он изучает документальные источники, отправляется в поездки по предполагаемым местам обитания этноса, осматривает и наблюдает уклад местных жителей. По итогам поездки готовит отчеты, репортажи, демонстрации увиденного. В основном специализация таких работников - определенный этнос. Этнографы должны обладать журналистскими способностями, знать историю, традиции и обычаи исследуемого народа, уметь прогнозировать этнопологические процессы, а также владеть их языком.

Трудятся они в музеях, книжных издательствах, историко-исследовательских учреждениях. Также их можно встретить в туристических компаниях. Некоторые организации, ведущие разработки нефти или других полезных ископаемых в труднодоступных территориях, принимают на работу данных специалистов для ведения переговоров с местными этносами.

Первым этнографом считается Геродот, историк Древней Греции. Он фиксировал исторические события и проводил анализ жизни скифов, тавров, фригийцев и других этносов.

Цыгане не являются одним этносом. Они делятся на многие этнические группы, которые отличаются диалектом, занятиями, бытом и другими локальными характеристиками. Российских цыган нельзя считать «кочевым народом». Этнографами доказано, что кочует всего 1% цыган. По внешнему виду цыгана можно определить, сколько сыновей имели его родители. Для этого достаточно взглянуть на его уши. Серьга в одном ухе говорит, что он единственный сын в семье.

Введен в честь дня рождения этнографа и путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая .

История празднования

По свидетельствам очевидцев, впервые День этнографа начал отмечаться по инициативе первого заведующего кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ Р. Ф. Итса .

Таким образом, праздник активно отмечается с 70-80-х XX века. Поскольку середина июля является традиционным временем для проведения этнографических практик, праздник, приходившийся на середину экспедиции, быстро завоевал себе популярность. Число отмечающих его специалистов растет с каждым годом.

Традиции празднования

К настоящему времени какой-либо унифицированной традиции празднования Дня этнографа не сложилось. В каждом учреждении, а порой и в каждом экспедиционном отряде существуют свои неписаные правила, по которым справляется этот праздник.

В качестве общих атрибутов праздника можно назвать: торжественное застолье с непременным произнесением тостов в честь Миклухо-Маклая и Рудольфа Итса . Помимо этого, в День этнографа обыкновенно проходят своё «посвящение» неофиты - люди, впервые участвующие в этнографической экспедиции.

Напишите отзыв о статье "День этнографа"

Ссылки

Отрывок, характеризующий День этнографа

– Ты что говоришь про ополченье? – сказал он Борису.
– Они, ваша светлость, готовясь к завтрашнему дню, к смерти, надели белые рубахи.
– А!.. Чудесный, бесподобный народ! – сказал Кутузов и, закрыв глаза, покачал головой. – Бесподобный народ! – повторил он со вздохом.
– Хотите пороху понюхать? – сказал он Пьеру. – Да, приятный запах. Имею честь быть обожателем супруги вашей, здорова она? Мой привал к вашим услугам. – И, как это часто бывает с старыми людьми, Кутузов стал рассеянно оглядываться, как будто забыв все, что ему нужно было сказать или сделать.
Очевидно, вспомнив то, что он искал, он подманил к себе Андрея Сергеича Кайсарова, брата своего адъютанта.
– Как, как, как стихи то Марина, как стихи, как? Что на Геракова написал: «Будешь в корпусе учитель… Скажи, скажи, – заговорил Кутузов, очевидно, собираясь посмеяться. Кайсаров прочел… Кутузов, улыбаясь, кивал головой в такт стихов.
Когда Пьер отошел от Кутузова, Долохов, подвинувшись к нему, взял его за руку.
– Очень рад встретить вас здесь, граф, – сказал он ему громко и не стесняясь присутствием посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. – Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня.
Пьер, улыбаясь, глядел на Долохова, не зная, что сказать ему. Долохов со слезами, выступившими ему на глаза, обнял и поцеловал Пьера.
Борис что то сказал своему генералу, и граф Бенигсен обратился к Пьеру и предложил ехать с собою вместе по линии.
– Вам это будет интересно, – сказал он.
– Да, очень интересно, – сказал Пьер.
Через полчаса Кутузов уехал в Татаринову, и Бенигсен со свитой, в числе которой был и Пьер, поехал по линии.

Бенигсен от Горок спустился по большой дороге к мосту, на который Пьеру указывал офицер с кургана как на центр позиции и у которого на берегу лежали ряды скошенной, пахнувшей сеном травы. Через мост они проехали в село Бородино, оттуда повернули влево и мимо огромного количества войск и пушек выехали к высокому кургану, на котором копали землю ополченцы. Это был редут, еще не имевший названия, потом получивший название редута Раевского, или курганной батареи.

День рождения известного этнографа и путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая, стало поводом для представителей разных этнографических школ ежегодно 17 июля отмечать День этнографа. Этот профессиональный относительно «молодой» праздник, не имеющий официального статуса, озаряет середину лета, наполненного открытиями и уточнением имеющихся данных более широкими, найденными в экспедициях.

Подавший идею об отмечании Дня этнографа Р.Ф. Итс был первым заведующим кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Неоспоримо то, что практики и этнографические экспедиции делают насыщенными середину июля. Поэтому праздник, начиная с 70-80 годов XX столетия, достаточно быстро набрал среди специалистов в данной области популярность и приобрел некоторые личные традиции. Атрибуты празднования не очень разнообразны. Тем не менее, выработались постоянство и настойчивость в отношении распространения праздника.

Каждое учреждение или экспедиционный отряд имеет разработанную череду правил празднования этого летнего дня, но общими являются:
. застолья с тостами в честь Миклухо-Маклая и Рудольфа Итса;
. посвящение новичков, принимающих участие в экспедициях, или неофитов, что является их вторым названием.

17 июля исполнилось 165 лет со дня рождения великого русского путешественника, антрополога, этнографа, патриота своей страны и борца за права угнетенных колониальных народов

«Единственная цель моей жизни - польза и успех науки и благо человечества », - сказал однажды «Гражданин мира» Н.Н. Миклухо-Маклай. Именно такой титул в 1996 году, в год 150-летия со дня его рождения, присудило Миклухо-Маклаю ЮНЕСКО.

17 июля исполнилось 165 лет со дня рождения великого русского путешественника, антрополога, этнографа, патриота своей страны и борца за права угнетенных колониальных народов. В этот же день в его родном селе Окуловка в Новгородской области у памятника Н.Н. Миклухо-Маклаю начались юбилейные XXV Маклаевские чтения (самому памятнику в этом году также исполняется круглая дата - 15 лет). К сведению, день рождения Миклухо-Маклая является профессиональным праздником этнографов.

Маклаевские чтения проходят в селе Языково-Рождественское, где в 1846 году и появился на свет Миклухо-Маклай. В Маклаевских чтениях принимают участие исследователи жизни и деятельности путешественника-гуманиста из Москвы и Санкт-Петербурга.

Всемирную известность российскому путешественнику принесли прежде всего его этнографические исследования в 1870-х — начале 1880-х гг. в странах Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Пребывая среди папуасов Новой Гвинеи, он первым из европейцев наиболее детально изучил жизнь и обычаи этого далекого от нас народа. В своих трудах Миклухо-Маклай стремился обосновать родство разных рас.

Николай Николаевич родился в семье потомственных русских дворян. Его предком был польский воин, а также шотландский барон Микаэль Маклэй, умудрившийся в 1646 году попасть в плен к самому Богдану Хмельницкому в битве при Желтых Водах. Потомок обрусевшего Маклэя по имени Степан был известен своей незаурядной отвагой - именно он в 1788 году первым из русских ворвался в турецкую крепость Очаков, держа в руке пылающий факел, за что высочайшим указом Екатерина Великая даровала ему дворянство.

Сам Николай Николаевич Миклухо-Маклай являлся правнуком этого отважного Степана. За активное участие в студенческом движении его уволили из Санкт-Петербургского университета без возможности поступления в высшие учебные заведения на территории России. Вот почему он был вынужден завершать свое высшее образование в Лейпцигском, Гейдельбергском и Иенском университетах.

27 октября 1870 года Миклухо-Маклай отправился в свое главное путешествие длиною в двенадцать лет. Ученый поселился на северо-восточном берегу Новой Гвинеи среди абсолютно диких племен, которым многие в то время приписывали одиозную славу каннибалов, и он смог не просто выжить, но стать для них настоящим богом, или «человеком с луны» - как они его называли.

Но все не так просто, как это может звучать на словах. Дело в том, что первый же визит Миклухо-Маклая в туземную деревню едва не стоил ему жизни. В первую очередь дикари испытали его реакцию - выпустили пару стрел, которые угодили в дерево в сантиметре от его головы. Осознав, что этот непонятный чужестранец и не думает бояться, аборигены обступили его со всех сторон и стали как бы «прощупывать» его копьями, словно проверяя пришельца на прочность. Эти островитяне никак не могли понять, отчего он их не страшится. Но далее случилось самое поразительное. Дабы продемонстрировать свое полное «равнодушие», Миклухо-Маклай показал им, что, дескать, он немало утомился с дороги, затем развернул свою циновку, лег на нее и тут же уснул. Надо сказать, что папуасы, которых Маклай исследовал, имели репутацию людоедов, а по уровню своего развития находились примерно в каменном веке.

Сохранились слухи о том, что Миклухо-Маклай призывал царское правительство присоединить Папуа Новую Гвинею к громадной Российской империи. Но на самом деле путешественник мечтал основать там русскую колонию.

В 1881 году этот романтик предложил проект создания Папуасского союза на Новой Гвинее как суверенного государства, цель которого - противостоять экспансии европейских колонизаторов. В 1886 году путешественник выступил с идеей создания на Новой Гвинее русских поселений, целью которых было - воплотить в жизнь идеал русских общин-артелей в духе народничества. По поводу воплощения идеи русского поселения ученый даже встречался с царем Александром III, однако он не нашел в лице монарха поддержки.

Николай Николаевич лечил папуасов, давал им полезные наставления. За что дикари буквально полюбили его, одарив прозвищем «Тамо-рус» - «русский человек». Ученый Миклухо-Маклай за свою привязанность к папуасам успел обрести при жизни прозвище «белый папуас».

Маклай нанес на географическую карту мира архипелаг Довольных Людей, а также обширный пролив, он первым открыл неизвестный вид сахарного банана, масличные растения и ценные плодовые.

Свои последние дни Миклухо-Маклай провел в клинике при Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. Великий русский путешественник скончался на больничной постели 2 апреля 1888 года. Похоронили ученого на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге: на скромной могиле поставили деревянный крест с небольшой надписью.

Вклад Николая Миклухо-Маклая в этнографию и антропологию трудно переоценить. В своих путешествиях ему удалось собрать невероятный объем данных о племенах и народах Малайзии, Индонезии, Австралии, Меланезии, Филиппин, западной Полинезии и Микронезии. Он первым в мире описал папуасов как уникальный антропологический тип.

Он был не простым исследователем - этот ученый стал самым настоящим просветителем племени, в котором ему удалось поселиться. Маклай дарил аборигенам семена полезных новых растений, учил их правильно использовать орудия из металла, но главное - он непрерывно своим поведением являл им пример уважения к человеку и подлинной справедливости.

Память о великом русском путешественнике долгие десятилетия жила на берегу залива Астролябия вместе с ростками новых деревьев, вместе с курчавенькой темнокожей девочкой, которой он присвоил русское имя Мария. И еще долгое время стальные топоры назвались здесь «топорами Маклая», а арбузы - «арбузами Маклая». Уже в двадцатом столетии на острове Били-Били этнографы смогли записать легенду о Маклае:

«Пришел Маклай и поведал предкам нашим: каменные топоры не острые, а тупые. Выбросьте их в лес, ведь они не годятся. Маклай дал им железные топоры и ножи…»



Рассказать друзьям