Как удобнее носить детей на руках. Как держать и носить новорожденных: разные способы поддержки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как выбрать слинг для новорожденного?

Первые недели после рождения ребенка всегда согреты каким-то особенным теплом, нежностью к крохотному существу, лежащему у вас на руках..
Но...

Иногда маме хочется кушать:)) . Сходить в гости или в магазин. И в конце концов сколько можно наматывать круги вокруг дома?! :))

Как говорят многие мамы, "слинг дает маме крылья!" И это так - вы становитесь более мобильны, можете ходить в магазин, гости, готовить обед и заниматься прочими делами.

Маленькому ребенку жизненно необходим близкий физический контакт с мамой, ощущение ее тепла и запаха, поэтому когда он находится у мамы на руках, он чувствует себя более спокойно, расслабленно, проявляет больше интереса к окружающему миру. На руках у мамы ребенок получает то базовое ощущение безопасности, тепла и доверия, которые так важны для формирования здоровой психики ребенка. Однако если маме необходимы свободные руки (например, приготовить обед), то их нужно как-то освободить, например, с помощью приспособления для ношения ребенка.

Помните, что ребенок - это не уменьшенная копия взрослого человека. Поэтому для того, чтобы грамотно выбрать приспособление для ношения новорожденного, нужно знать особенности его физиологии , характерные именно для младенческого возраста и первого года жизни.

Давайте остановимся на этом подробнее.

Позвоночник

Как мы уже говорили, ребенок - это не уменьшенная копия взрослого человека, ни с точки зрения его скелета, ни с точки зрения его функционирования. Окостенение и полное формирование позвоночника заканчивается к к 25 годам. До конца второго месяца внутриутробной жизни скелет малыша состоит только из хрящей. По мере роста он будет отвердевать и превращаться в кость. К концу беременности некоторые части скелета окостеневают (например, бедренная кость), а с рождения начинается вторая волна окостенения - на концах длинных костей (головках костей).

Наш позвоночник не является идеально прямым. Если мы посмотрим на взрослого человека сбоку, мы увидим четыре небольших изгиба, благодаря которым позвоночник напоминает латинскую букву S. Благодаря этим изгибам мы обладаем гибкостью, можем держать равновесие и амортизировать нагрузки во время ходьбы, бега и прыжков.

Однако эти изгибы позвоночника не являются врожденными. Они формируются постепенно по мере физического развития ребенка как следствие адаптации к силе тяжести.

Позвоночник новорожденного ребёнка согнут и напоминает легкую дугу или букву «С». У него еще нет изгибов и недостаточно сил держать голову. При ношении малыша на руках эту функцию за него выполняет мама: она поддерживает его спину и голову. Если же мы хотим носить малыша в каком-либо приспособлении, оно должно позволять фиксировать голову ребенка на одном уровне с телом или же позволять маме поддерживать ее одной рукой. Примерно с 6 недель малыш начинает приподнимать голову из положения лежа и к 2,5-3 месяцам может уверенно удерживать ее уже и в вертикальных положениях.

Новорожденный сам не распрямляется , распрямить его возможно только насильно, например, если запеленать «солдатиком». Если ребенка положить на спину, он рефлекторно подтянет кулаки к груди, и спит он с широко разведёнными ножками в «позе лягушки». Поза эмбриона является самой естественной позой для младенцев, она успокаивает и способствует адаптации к новому для малыша миру.

Вертикальное и горизонтальное положение малыша "живот к животу" в положении эмбриона очень комфортно для младенца. В этой позе дети лучше переваривают пищу, терморегуляция более эффективна, потому что зона желудка закрыта. На спине у нас подкожный жировой слой толще, а терморегуляционные клетки более сильные.

Когда ребенка берут на руки, его ножки остаются инстинктивно согнутыми и разведёнными. Вместе с хватательным рефлексом эта поза помогает ребенку уцепиться за свою мать. Таким образом, мы обеспечиваем ему естественную позу, которую его тело инстинктивно принимает, чтобы обеспечить комфорт, тепло и безопасность.

При выборе приспособления для ношения ребенка важно выбрать то, что будет позволять сохранить положение позвоночника в его естественно скругленном виде, при этом хорошо поддерживая и прижимая младенца к матери, сохраняя позу "эмбриона" или "лягушки".

НЕЛЬЗЯ:

Всевозможные кенгурушки и псевдослинги на "досках" не являются физиологичными приспособлениями для ношения детей, т.к не позволяют поддерживать спинку малыша в ее естественном слегка согнутом состоянии ни в вертикальном, ни в горизонтальном положении.

Обратите внимание на то, что дугообразное положение позвоночника ребенка не означает дугообразного положения ребенка целиком! Голова малыша должна продолжать линию позвоночника, не прижимаясь при этом подбородком к грудной клетке. Такое положение затрудняет дыхание малыша. Этому часто способствует конструкция псевдослингов: они не имеют возможности адекватно регулировать натяжение ткани и имеют вид сумки. Шнуровка, прилагающаяся к такой сумке, только усугубляет дело - она еще больше прижимает подбородок малыша к грудной клетке и перекрывает приток свежего воздуха.

Такие приспособления опасны для жизни и здоровья вашего малыша!!

В вертикальных положениях (ношение младенца столбиком) ни кенгуру, ни псевдослинги не могут обеспечить адекватного притяжения спинки малыша к маме. Стоит маме отпустить руки и начать активно двигаться, как ребенок рискует вывалиться из чудо-девайса или же просто повиснуть на промежности, болтаясь как сосиска.

МОЖНО:

К физиологичным приспособлениям можно отнести тканые слинги: на кольцах, слинги-шарфы, май-слинги и физиологичные рюкзачки.Однако не все они одинаковы хороши для новорожденных.

К наиболее оптимальным приспособлениям для ношения младенца и новорожденного можно отнести слинг-шарф и слинг с кольцами. И слинг с кольцами и слинг-шарф позволяют носить малыша как в горизонтальном положении, так и вертикальном, обеспечивая при этом равномерную поддержку всему телу малыша. Равномерное натяжение ткани и возможность буквально ювелирной регулировки ткани позволяет удержать позвоночник ребенка в его естественном положении.

Наиболее оптимальными тканями для слингов считаются ткани двойного диагонального и жаккардового плетения. Их же часто называют шарфовыми, т.к преимущественно из них шьют слинги-шарфы. Такие ткани не продают в обычных магазинах, их производят специально для ношения детей. Они полностью натуральны: чаще всего это 100% хлопок, иногда с добавками в виде льна, шелка, бамбука, шерсти и кашемира на прохладную погоду и др. Как и обычные ткани, шарфовые полотна не тянутся ни вдоль, ни поперек: это дает устойчивую поддержку положения ребенка. Зато они слегка тянутся по диагонали: это обеспечивает комфортное распределение нагрузки, особую "обнимательность" - ткань слегка подтягивается именно там, где нужно, нежно и бережно облегая тело мамы и младенца.

Слинги с кольцами бывают как из шарфовых тканей, так и из обычных: бязь и лен. Последние менее пластичны, чем шарфовые, и требуют больших усилий при регулировке. В слингах с кольцами можно носить и вертикально, и горизонтально. В обоих случаях слинг позволяет сохранить естественную дугу позвоночника малыша и поддержать головку. Положение ребенка после небольшой тренировки можно легко сменить прямо на ходу.

Кормить малыша вы можете как горизонтально, так и вертикально, однако пока малыш не держит голову, в положении лежа это делать проще. Внимание! Чтобы ребенок сохранял правильный захват груди, его шею во время кормления необходимо поддерживать на изгибе локтя - это актуально для любого типа переноски!

Особенностью слинга с кольцами является несимметричное распределение нагрузки на несущего (одно плечо и спина), поэтому плечи необходимо регулярно чередовать. Это важно не только для мамы, но и для равномерного развития мышечного корсета ребенка.

Слинг-шарф , пожалуй, наиболее универсальный и оптимальный слинг для ношения как новорожденного, так и подросшего ребенка. Он позволяет носить малыша в горизонтальных и вертикальных положениях с первых дней жизни. Малыш находится в слинге в таком же положении, как и у мамы на руках. Для ношения новорожденных предпочтительным является использование тканей диагонального плетения: в силу особенностей своего плетения, именно эти ткани обеспечивают лучшее облегание, наиболее равномерное притяжение, возможность точечной регулировки, поддержку всех отделов позвоночника младенца, его головы и шеи.

В вертикальных положениях младенца можно носить как с ножками внутрь в позе эмбриона, пока врожденный тонус заставляет малыша поджимать ножки, так и с ножками наружу. Зарубежные школы слингоношения рекомендуют сразу носить малыша с ножками наружу. Для этого используются однослойные намотки ("кенгуру", "крест над карманом" с нерасправленными полотнами) и нетолстые пластичные шарфы. Многие мамы начинают выводить ножки наружу по мере прохождения врожденного тонуса, обычно это происходит в 1-1,5 месяца. Кормить малыша вы также можете и горизонтально, и вертикально.

Иногда для ношения новорожденных используются трикотажные шарфы: они имеют право на существование, но все же, на наш взгляд, тканый шарф дает более адекватную поддержку спинке малыша и значительно более комфортное распределение нагрузки на маму. После достижения ребенком веса в 6-7кг трикотажные шарфы носить не рекомендуется: они оттягиваются под весом малыша, создавая чрезмерное напряжение на мамину спину и не обеспечивают должной поддержки детскому позвоночнику.

Май-слинг.

Если выбор родителя останавливается на май-слинге, то для ношения новорожденных и несидящих самостоятельно детей лучше приобрести шарфомай (май-слинг из шарфовой ткани) или май-слинг из натуральной мягкой ткани - они более пластичны, а следовательно лучше подстраиваются под физиологические особенности младенца, это особенно важно при вертикальном ношении.

Май-слинг хорошо иметь в дополнение к какому-либо слингу, например слингу с кольцами. В нем очень удобно носить вертикально малыша: сначала с ножками внутри, а по мере роста - с ножками наружу. Благодаря мягкой пластичной ткани шарфомай позволяет регулировать высоту и ширину спинки именно под вашего ребенка, разводя ножки на комфортное расстояние.

Однако не все май-слинги позволяют обеспечить равномерную поддержку спинке и шее малыша. Обратите внимание на правое фото: верх позвоночника ребенка совершенно не притянут из-за жесткой непластичной ткани слинга. Нельзя носить новорожденного и младенца в май-слинге, если тот не имеет возможности для равномерной поддержки тела ребенка. Всевозможные жгуты и узлы на спине малыша также очень нежелательны, в связи с тем, что создают точечное давление на позвоночник. Лямки май-слинга должны быть расправлены, перекрещены на спине ребенка и выведены назад, на спину мамы, где их можно завязать.

Горизонтальное положение в май-слинге не очень удобное из-за особенностей его конструкции: есть опасность немного перекосить малыша вдоль линии позвоночника. Излишек ткани, остающийся при укладывании младенца в лежачее положение в май-слинге, создает к этому предпосылки. Его можно уменьшить с помощью перекрута лямок (см.фото), однако перекрут не должен создавать точечное давление на спинку малыша. Если вы уверены, что правильно укладываете в "колыбельку" в май-слинге ребенка, вы можете его использовать.

Физиологичный рюкзак.

Физиологичный рюкзак сейчас многие производители рекомендуют для ношения новорожденных или детей с 2х месячного возраста. Насколько оправданы эти рекомендации и стоит ли им следовать?

Чаще всего рюкзак не предусматривает горизонтального положения, столь актуального для младенца. А рюкзаки со вставкой-матрасиком (например, Эрго) хоть и дают возможность уложить малыша правильно, выглядят очень громоздко. Из-за наличия объемной вкладки-матрасика и маме, и ребенку может быть слишком жарко, так как по своей толщине она аналогична байковому одеялу.

Вертикальное ношение младенцев в рюкзаках не рекомендуется. Каким бы ни был рюкзак, он не имеет столь же широких возможностей для регулировки (а следовательно обеспечения равномерной поддержки ребенка), как тканый слинг. Рюкзак имеет только одну возможность для регулировки - стропы, вшитые в середину спинки. При этом максимально плотное притяжение строп гарантирует вам только одно: середина спины малыша будет прижата плотно. А вот нижний и верхний отдел позвоночника при этом могут не иметь нужной поддержки, как оно часто и случается даже в рюкзаках, "позиционирующихся " с рождения.

Для тогда, чтобы сократить лишний объем рюкзака, и притянуть малыша плотно по всей поверхности спины, многие производители рекомендуют подкладывать пеленку: мол, это уменьшит объем. Это действительно позволяет убрать лишний объем и более плотно притянуть малыша, но!! Нам ведь важно не просто приплющить ребенка к маме, а расположить его правильно, сохранив естественный изгиб позвоночника. Часто излишняя утяжка строп в стремлении достичь плотного притяжения дает эффект "гусеницы" - поясничный отдел позвоночника ребенка прогибается как у умеющего самостоятельно сидеть ребенка. Разумеется, до наступления момента самостоятельного сидения "искусственно" формировать поясничный прогиб утяжкой строп ни в коем случае нельзя. .

Еще одна важная особенность новорожденных -
незрелый тазобедренный сустав .

Тазобедренный сустав (ТБС) - один из самых крупных суставов у человека. Он образован вертлужной впадиной тазовой кости и головкой бедренной кости. По краю вертлужной впадины имеется хрящеобразная ткань, которая увеличивает площадь сустава. Со всех сторон сустав прикрывают мышцы.

Cуставная впадина ТБ сустава ребенка уплощена, она расположена более вертикально, в сравнении с «взрослым суставом», а связки сустава излишне эластичные. При нарушении развития сустава (дисплазия) избыточно эластичные связки и суставная капсула не способны удерживать головку бедренной кости в суставной впадине, она смещается вверх и кнаружи. При определённых движениях головка бедра может выйти за пределы вертлужной впадины. Такое состояние сустава называется «подвывих». При тяжелой форме дисплазии тазобедренного сустава головка бедренной кости полностью выходит за пределы вертлужной впадины, такое состояние называется «вывих бедра».

Очень важен угол, под которым головка бедренной кости вставляется в вертлужную впадину. Если провести линию через края вертлужной впадины (АВ) и линию через середину головки и шейки бедра (CF), то линия СF должна проходить через середину (точка О) линии АВ. Угол, образованный этими линиями, должен приближаться к прямому (90градусов) : это обеспечивает равномерную нагрузку на головку и вертлужную впадину и нормальное развитие этих структур.

Как отмечает новосибирский профессор Яков Леонтьевич Цивьян, одним из первых в России занимавшийся проблемой заболеваний тазобедренных суставов, "при отведении бёдер головка бедра центрируется в вертлужной впадине. Благодаря ранней и постоянной центрации головки бедра в недоразвитую вертлужную впадину, последняя под влиянием такой центрации начинает правильно развиваться, и в конечном итоге устраняется бывшее недоразвитие впадины. Следовательно, условия для возникновения вывиха исчезают. И к моменту, когда ребёнок становится на свои ножки, вывих возникнуть не может — условия для его возникновения ликвидировались".

Отмечена прямая связь повышенной заболеваемости и традиции тугого пеленания выпрямленных ножек младенца. У народов, носящих детей в переносках с выпрямленными ногами (индейцы Сев.Америки и Канады), отмечается повышенное количество случаев дисплазии ТБС. А вот в тех странах, где новорождённых не пеленают, не ограничивают свободу их движения, носят детей вертикально с разведенными ножками, заболеваемость значительно ниже. Например, в Японии в рамках национального проекта в 1975 году была изменена национальная традиция тугого пеленания выпрямленных ножек младенцев. Результат: снижение врождённого вывиха бедра с 1.1 — 3.5 до 0,2% (Yamamuro T, Ishida K. Recent advances in the prevention, early diagnosis, and treatment of congenital dislocation of the hip in Japan. J. Clinical orthopaedics and related research 1984 Apr;(184):34-40).

Для лечения дисплазии применяются различные ортопедические средства, позволяющие удерживать ножки малыша в разведенном состоянии. Все они рассчитаны на то, чтобы удержать в положении разведения ножки ребёнка. У детей первых 2—3 месяцев при подозрении на дисплазию ТБС применяют лечебно-профилактические меры — разведение ножек с помощью мягких прокладок (широкое пеленание, подушка Фрейка и др.), гимнастику с применением отводяще-круговых движений в суставе, массаж ягодичных мышц.

Ношение в слинге с разведенными ножками позволяет расположить ТБ суставы ребенка в физиологичном положении. Новорожденных малышей часто носят в слинге с ножками внутри, при этом положение, когда коленочки находятся выше попы, также сохраняется. Это положение (поза эмбриона) может использоваться на период, когда действует врожденный тонус тела малыша.

С момента исчезновения тонуса ребенка лучше носить с ножками наружу, чтобы избежать нежелательного давления на стопы и ноги.

Помните, что суставы у младенцев хрящевые и очень гибкие. Если регулярное и продолжительное по времени положение ножек ребенка не предполагает правильного вхождения бедренной кости, то хрящ может плохо развиваться.

Что это значит? Это значит, что если вы часто и регулярно будете носить малыша к примеру в "кенгурушке", где ноги малыша просто висят и ни о каком физиологичном разведении ног вообще нет речи, то вы создаете предпосылки для возникновения проблем с формирование ТБ сустава у ребенка. Ребенок в кенгуру висит на промежности, ноги болтаются, на нижние отделы незрелого позвоночника приходится очень большая нагрузка. Частое ношение в кенгурушке может привести к уплощению межпозвоночных пространств и к проблемам с позвоночником в будущем.

При длительном и/или регулярном ношении ребенка необходимо обеспечить ему физиологичное расположение ножек, чтобы головка бедренной кости вставлялась в вертлужную впадину под физиологически обусловленным углом.

При ношении малыша в слинге в поддержке ребенка всегда участвует бедро. Основная точка нагрузки приходится на подколенную область малыша, тем самым снимая ее с тазовой области. ТБ сустав находится в физиологичном положении.

Однако и здесь важно не перестараться. Слинг или рюкзак должен позволять разводить ребенку на комфортное расстояние, не допуская излишнего разведения ног. В позе «лягушечка» ножки ребенка не должны обнимать талию мамы - есть определенный рекомендуемый угол отведения коленки. У новорожденных он составляет 60-70 градусов.

Когда тонус проходит, угол разведения бедер постепенно увеличивается до 90 градусов. Для того, чтобы соблюсти это требование, слинг или рюкзак должны соответствовать физическим параметрам развития конкретно вашего ребенка.

Вот так носить нельзя:

Спинка рюкзака распирает ножки, в результате мы получаем переразведение ножек и неверный угол вставления бедренной кости. Ножки ребенка чуть ли не распластаны в "шпагат" - т.е. на 180градусов. При правильной посадке край спинки должен приходится на подколенную область, а ткань на попе и бедрах плотно их облегать так, чтобы не было никаких излишков ткани и складок. Если же спинка слишком широкая, попа малыша не сможет просесть на нужную глубину в кармашек, и мы не получим классической посадки в слинге - М-позиции. Тот же эффект встречается при вертикальном ношении в май-слингах из жесткой ткани: если малыш еще маленький, а ткань не отличается мягкостью и пластичностью, она будет плохо присобираться и может излишне распирать ножки малышу.

Со слингами все проще:). Слинг с кольцами, слинг-шарф и май-слинг (из мягкой пластичной ткани) позволяет регулировать ширину спинки именно под вашего ребенка. Если же вы хотите носить ребенка в рюкзаке, важно, чтобы длина его ног позволяла закрыть всю ширину спинки рюкзака, попа имела определенный объем и вес и позволяла полностью заполнить пространство внутри рюкзака -а для этого нужно подрасти.

Слинг с кольцами и слинг-шарф позволяет регулировать разведение бедер на комфортное для ребенка расстояние, соответствующее его возрасту, при этом основной принцип правильного расположения - "коленки выше попы" - также соблюдается.

Помните: слинг подстраивается под ребенка, рюкзак подстраивает ребенка под себя. Если слинг это пластилин, из которого вы можете вылепить что угодно, то рюкзак - это жесткая формочка, куда ребенок либо вписывается, либо нет.

Подведем некоторый итог.

С точки зрения соответствия возрастным особенностям ребенка, лучшим слингом для новорожденного и младенца будет слинг-шарф либо слинг с кольцами.

Они дают прекрасную поддержку всему телу ребенка и в вертикальном и в горизонтальном положении. Слинг-шарф будет более универсален и удобен - он комфортно распределяет нагрузку на несущего, дает возможность равномерной регулировки и в любом возрасте ребенка обеспечит физиологичное положение. Для более подросших деток он даст больше свободы для движения рук - многие малыши любят сидеть в слинге с ручками наружу, хватать маму за волосы, нос, ну а лучше всего бусики, которые мама благоразумно надела на шею:). Если малыш уснет, вы сможете спрятать ручки малыша в слинг. Слинг с кольцами также обладает этими преимуществами, но проигрывает в отношении комфорта мамы: нагрузка распределяется несимметрично, плечи нужно регулярно чередовать, соответственно носить несколько тяжелее, чем в шарфе.

Менее желательным, но возможным вариантом для ношения может быть май-слинг (из пластичной ткани). Обязательно удостоверьтесь, что выбранный вами май-слинг может обеспечить равномерную поддержку всему позвоночнику и шее малыша, а также легко регулируется по ширине.

Физиологичные (=эргономичные) рюкзак (в т.ч. позиционирующиеся как "рюкзаки с рождения")не рекомендуются для ношения новорожденных и младенцев (минимум до 4-5 мес). В связи с отсутствием широких возможностей регулировки, обусловленных его конструкцией, он не может обеспечить требуемую поддержку ребенка в соответствии с его возрастными особенностями.

На что еще стоит обратить внимание при выборе приспособления для ношения ребенка? Ответьте себе на вопрос, в каких ситуациях вы планируете носить ребенка, как долго, как много, как часто?

Если слинг вам нужен для кратковременного ношения (по дому, в магазин, до машины), вы легко обойдетесь слингом с кольцами. Он мобилен, быстро снимается и надевается, в нем легко сменить положение с вертикального на горизонтальное, можно незаметно отложить спящего малыша. И помните, что несимметричное распределение нагрузки на мамину спину не способствует длительному ношению.

Если у вас очень ручной малыш, вы любите долго гулять, вам нравится быть мобильной, ездить на другой конец города в гости:))), а также если у вас есть некоторые проблемы со спиной (сколиоз, например) вам лучше выбрать слинг-шарф. Его несколько дольше наматывать, но он с лихвой окупит лишнюю минуту ваших затрат последующим комфортом. Это самый идеальный слинг с точки зрения распределения нагрузки: очень комфортно ложится на плечи и спину, а также позволяет вывести часть нагрузки на талию и бедра, нередко давая при этом сопутствующий похудательный эффект:).

Май-слинг довольно прост в обращении, быстро надевается и комфортен в ношении, но как вы помните, не любой май-слинг подойдет для новорожденного. Май-слинг тоже симметрично распределяет нагрузку: на два плеча и спину.

Рюкзак - один из самых мобильных вариантов, симметрично распределяет нагрузку, но малыш обязательно должен до него дорасти. Подробнее о рюкзачках .

Что ж, теперь у вас есть знания, опираясь на которые вы сможете выбрать то, что подойдет именно вам! :) Ведь мама, носящая своего малыша на руках - это то, что отвечает врожденным ожиданиям малыша. Она излучает заботу и спокойствие, тепло, надежность и непоколебимость этого мира - то, что так необходимо маленькому человечку!

При написании статьи были использованы следующие текстовые и фото источники.

Малыш, только что пришедший в этот мир, вызывает cмешанные чувства: с одной стороны, его хочется защитить, уберечь, закрыть от всех реальных и мнимых опасностей. А с другой, присутствует ощущение испуга и сомнения, почтительного страха перед маленьким сопящим человечком.

  • Поворачиваем ребенка животиком к своему телу.
  • Свободной рукой обеспечиваем дополнительную поддержку малыша снизу, например под тазом.

2. Навыки ношения малыша одной рукой дают вам возможность быть свободным в совершении различных действий.

  • Укладываем малыша на предплечье, локтевой сгиб находится под шеей.
  • Ладонью плотно фиксируем малыша, обхватив его ножку.
  • Прижимаем малыша к себе.
  • Таким образом вы можете носить малыша также и сбоку от себя, прижав к бедру или в районе талии. Вторая рука при этом остается свободной.

3. Положение на животе эффективно помогает при склонности к коликам, а так же изменяет малышу угол обзора окружающего мира, что полезно для новорожденных, привыкших смотреть преимущественно вверх.

  • Укладываем малыша животиком на свое предплечье, его щечка расположена в локтевом сгибе.
  • Поворачиваем ребенка к себе спинкой, свободную руку пропускаем между ножек и раскрытой ладонью прижимаем к животику малыша.
  • Укладываем малыша животиком на предплечье, его щечка расположена в локтевом сгибе.
  • Поворачиваем спинкой в сторону своего тела и обхватываем ладонью ножку ребенка.

4. Умение носить малыша вертикально увеличивает вашу маневренность, при этом удовлетворяет познавательную активность малыша.

Так же это именно то самое положение, в котором носят детей «столбиком».

  • Придерживая четырьмя пальцами шею малыша, устраиваем его таким образом, чтобы его грудка располагалась на вашей ключице.
  • Прижимаем ребенка предплечьем и ладонью вдоль позвоночника, обеспечивая равномерную поддержку от поясницы до затылка.
  • Отпускаем вторую руку.

5. Перекладывание малыша на другое плечо

В первые шесть месяцев жизни младенец много времени проводит на руках. Это неудивительно: физический контакт с мамой является важнейшей потребностью маленького человечка. Чтобы понять, как правильно носить грудничка, нужно учитывать самый важный фактор – возраст ребенка. Но каждый малыш индивидуален, некоторые детки опережают ровесников по физическому развитию, и это тоже необходимо иметь в виду.

Прежде чем выбрать удобное положение ребенка на руках, следует ознакомиться с универсальными рекомендациями:

  • приблизительно до 3 месяцев малышу тщательно поддерживают голову;
  • ребенка любого возраста поднимают обязательно двумя руками, осторожно и плавно;
  • до 2 месяцев младенца нельзя держать за подмышки;
  • пока ребенок не научился сидеть (примерно до полугода), желательно не брать его на руки в положении сидя, чтобы исключить чрезмерную нагрузку на позвоночник;
  • поднимая малыша за ручки, захватывают не только кисть, но и запястье;
  • собираясь взять ребенка из кроватки или положить в нее, взрослый наклоняется вперед всем корпусом, так как при этом риск падения или неосторожного приземления для крохи минимален.

Почему малыша полезно носить на руках

В возрасте от полугода до года ребенок учится самостоятельно перемещаться, начинает ползать, а потом и ходить, но по-прежнему с радостью забирается на руки. Существует даже специальный термин – «хендлинг», искусство носить ребенка на руках. Почему крохе так хочется подолгу находиться в нежных объятиях родителей?

  • Телесный контакт укрепляет привязанность между матерью и младенцем. На руках у мамы ребенку спокойно, он чувствует себя в безопасности.
  • «Высоко сижу, далеко гляжу». Для ребенка, который начинает активно познавать окружающий мир, руки взрослого - удобный наблюдательный пункт.

  • Правильное положение на руках - залог гармоничного физического развития малыша, укрепления его мышц и позвоночника.
  • Перемещение в пространстве стимулирует правильное функционирование вестибулярного аппарата. Именно поэтому полезно держать ребенка в разных позициях.

Не существует общих правил, определяющих, как долго кроха должен находиться на руках. Прежде всего, это зависит от характера и темперамента маленького человека. Некоторым непоседам достаточно просто быть рядом с мамой или держать её в поле зрения, а кто-то начинает возмущенно плакать, стоит только на несколько минут оказаться не на руках, а в кроватке или на полу.

Какая позиция предпочтительнее

Когда малыш находится на руках, удобно должно быть и ему, и маме. Одним деткам нравится позиция, лежа, другие предпочитают любопытно оглядываться, устроившись столбиком. Существует несколько положений, которые одобрены специалистами как правильные и безопасные.

  • Классическая «колыбелька» . Это положение можно использовать с рождения. Оно одинаково хорошо подходит и для кормления, и для убаюкивания. Младенец располагается горизонтально на спинке или немного развернут животом к маме. Его головка лежит на локтевом сгибе одной руки матери, другая ее рука поддерживает попку. Раскрытая ладонь находится на пояснице ребенка. Можно брать грудного ребенка на руки в положении «колыбелька», желая помочь ему успокоиться или заснуть. Нужно поочередно держать малыша головой вправо и влево, чтобы минимизировать риск искривления позвоночника. Когда деткам исполняется 3-4 месяца, они обычно не любят подолгу находиться в этой позе, поскольку она не обеспечивает достаточно хорошего обзора.

  • Положение столбиком . Педиатры советуют носить грудничков столбиком после каждого кормления, чтобы помочь отрыгнуть воздух. В позиции столбиком достаточно велика вертикальная нагрузка на неокрепший позвоночник, поэтому нужно хорошо поддерживать спинку ребенка. Малыш расположен лицом к взрослому, прижат к животу и груди, головка лежит на плече. Раскрытая кисть взрослого фиксирует поясницу, кисть другой руки - шею и затылок. Когда кроха будет уверенно держать голову, вторую руку можно переместить с затылка на лопатки. Подросшим деткам нравится положение столбиком «лицом к миру», когда взрослый прижимает к себе малыша не животом, а спинкой.
  • Лежа на животе . Малыш находится на руках взрослого горизонтально, лицо обращено вниз. Одна рука поддерживает грудь и подбородок, вторая располагается между ножками, так, чтобы туловище и ножки ребенка опирались на предплечье и ладонь. Такую позу, так же, как и столбиком, можно использовать при коликах.

  • Поза Будды. Ребенок полулежит, опираясь спинкой на грудь взрослого. Одной рукой малыша обнимают, поддерживая под две ручки. Предплечье и ладонь другой руки помещают под бедра и коленки. При этом позвоночник принимает С-образную форму, естественную для крохи: именно в таком положении он находился в материнской утробе. Вертикальная нагрузка минимизирована, таким образом можно держать деток, которые еще не сидят самостоятельно. Удачная альтернатива положению столбиком, обеспечивающая хороший обзор.
  • Из-под мышки. Малыш лежит на спинке на предплечье и ладони одной руки взрослого, бедро служит опорой для попки. Локоть поддерживает таз ребенка, ножки расположены за спиной мамы или папы. Головку можно дополнительно фиксировать кистью второй руки. Из этой позиции непоседу, пожелавшего получше осмотреться, легко переместить в положение столбиком.

  • Лягушка . Специалисты считают, что держать ребенка в этой позе полезно в качестве профилактики дисплазии тазобедренных суставов. Поза лягушки используется для деток, которым уже исполнилось 4 месяца. Малыша можно усадить на живот, бедро или на спину (после года). Ребенок располагается лицом к взрослому, прижимаясь животиком. Разведенные ножки согнуты в коленях. Важно, чтобы колени находились выше, чем попка. Только при соблюдении этого условия посадка будет правильной. Одной рукой взрослый обнимает кроху в области поясницы, второй (свободной) можно для подстраховки держать ребенка за ручку. Эта позиция позволяет надолго брать на руки увесистого карапуза, поскольку в таком положении малыш хорошо упирается в туловище взрослого, благодаря чему его становится легче держать.
  • Перечисленные позиции являются базовыми. Как удобнее всего носить кроху – сидя, лежа, столбиком или лягушкой – каждая мама определяет сама, в зависимости от ситуации и предпочтений маленького человечка.
  • А что делать, если становится тяжело держать подросшее чадо? На помощь придут слинги и эрго-рюкзаки . Они заменяют мамины руки, помогая надежно зафиксировать ребенка в нужной позиции. Можно даже отправиться на прогулку или переделать мелкие домашние дела, усадив в слинг любопытного помощника.
  • Иногда родители избегают брать кроху на руки, боясь избаловать его. Но время, когда малыш так нуждается в заботе родителей, пролетит очень быстро. Важно почаще обнимать кроху и носить на руках, даря ему любовь и ощущение покоя и безопасности.

Молодые родители, не привыкшие обращаться с малышом, зачастую задаются вопросом: «Как же брать и держать новорожденного, чтобы ничего случайно не повредить, неловко взяв его на руки». Все просто – так, как вам удобно, аккуратно и ласково, но чтобы у него не было ни малейшего шанса упасть и удариться. При этом необходимо поддерживать головку малыша, так как мышцы шеи еще очень слабые и новорожденный еще не может управлять движениями головы.

Как правильно брать ребенка


Берём ребёнка из положения
лёжа на спине

Когда вы берете малыша, улыбайтесь и разговаривайте с ним. Старайтесь, чтобы ваши движения были плавными.

Из положения лежа на спине : Подложите одну руку под головку ребенка, поддерживая его шею ладонью, а другую руку подведите под спинку в области поясницы.

Из положения лежа на животе : Подведите одну руку под грудь малыша так, чтобы ваш большой и указательный палец поддержали его подбородок и шею. Другой рукой поддерживайте за животик.

Наклонитесь над ребенком и по направлению к себе медленно поднимайте его, поддерживая его обеими руками, и прижимая его к своему телу. Нагнувшись поближе к ребенку, вы сократите расстояние, которое ему придется преодолеть в воздухе, и связанное с этим чувство дискомфорта. Теперь вы можете держать малыша на руках.


Поддержка шеи и головы

Как снова положить ребенка

Если ребенок заснул на руках и нужно его положить в кроватку, то следует, слегка прижав его к себе наклониться как можно ниже к кроватке (коляске) малыша и осторожно положить. Не убирайте сразу руки - чтобы не было резких переходов, пусть ребенок почувствует опору.

Как правильно держать ребенка

Для правильного и своевременного формирования костно-мышечной системы ребенка, очень важно для молодой мамы правильно носить малыша на руках. Собственно от правильного ношения малыша зависит формирование изгибов позвоночника, мышечного корсета ребенка и нормальное развитие тазобедренных суставов. Существует множество способов ношения ребенка на руках. Какую бы технику для переноски малыша Вы не выбрали, следует помнить несколько простых правил:

  1. Когда малыш еще очень маленький и не держит головку – обеспечьте ему поддержку шеи и головы. Недопустимо держать ребенка так, чтобы была запрокинута назад его голова. Головку ребенка следует поддерживать до тех пор, пока не окрепнут мышцы шеи и он сможет держать ее самостоятельно (приблизительно 2-3 месяц жизни).
  2. Не поднимайте и не опускайте малыша быстрыми, резкими движениями.
  3. Никогда не берите малыша только одной рукой или подтягивая новорожденного за кисти, так как суставчики малыша еще очень слабенькие и могут не выдержать таких нагрузок.

Правильная техника ношения ребенка заключается не только в том, чтобы переносить его безопасным способом, но и в том, чтобы он чувствовал себя при этом комфортно. Вы можете держать малыша в нескольких положениях – выбрав то, которое более удобно и естественно для вас обоих. Ниже приведены несколько способов ношения на руках:


"Столбиком"


Лицом вниз

На плече в вертикальном положении «столбиком» . Многим деткам нравится такой способ ношения – на плече. Для этого необходимо плавным движением поднять ребенка на плечо, чтобы его туловище находилось в вертикальном положении, а голова была на вашем плече. Одной рукой придерживать шейку и голову, а другой рукой поддерживайте нижнюю часть туловища ребенка. Важно поддерживать тельце вдоль всего позвоночника, равномерно распределяя нагрузку.. Держите его крепко, чтобы он чувствовал себя спокойно. Такое положение помогает при коликах у малыша, когда животик прижат к Вашему телу, что ускорят выход пузырьков воздуха. Так же рекомендуется подержать ребенка в вертикальном положении после еды, облокотив на плечо до тех пор, пока малыш не срыгнет.

Поддерживая малыша под грудку, усадите его к себе на бедро, при этом наклоните его туловище немного вперед. Не стоит опасаться, что при этом вы сажаете малыша. Опоры на позвоночник в этой ситуации нет никакой. Вес туловища поддерживается вашей рукой.

Личиком вперед (Перед грудью) . Одной рукой придерживая малыша под грудью, плотно прижмите его спинку к своей груди. Другой рукой обхватите бедро ребенка, согнув его ножки в тазобедренных суставах. Малыш может наблюдать за тем, что происходит вокруг. Необходимо помнить, что вес ребенка до 6 месяцев (до уверенного овладения им навыка сидения) не должен приходиться на вашу руку, поддерживающую попку малыша, - это вредно для его позвоночника и может в будущем испортить осанку.

Классический способ ношения на руках лицом к себе . Подходит с первых дней жизни. Ребенок практически лежит у Вас на руке, головка располагается на локтевом сгибе. Другой рукой Вы поддерживаете спинку. Таким образом тельце малыша имеет 3 опоры: затылок, лопатки, область таза.

На руках лицом вниз . Можно положить малыша на предплечье животом. В этом случае голова малыша лежит на сгибе локтя, и рука обнимает его, а другая рука проходит между ножками ребенка и поддерживает животик.

Перед грудью «поза Будды» . Возьмите его ножки в одну руку в области стоп. Если ножки напряжены, немного потрясите их, чтобы ножки стали расслабленными, приведите обе стопы к животику малыша. Получилась, так называемая поза "Будды". Такое положение очень полезно для развития тазобедренных суставов, для снятия тонуса в ножках.

Возьмите малыша одной рукой под грудку и расположите его у себя на боку. В этой позе часть веса ребенка приходится не на руку мамы, а на ее бедро, что позволяет подолгу носить малыша. При этом мама поддерживает весь корпус ребенка; животик провисает, расслабляется, снижаются колики. Такая поза стимулирует малыша поднять голову, чтобы осмотреться; вторая рука при этом остается свободной.

На боку, «по-цыгански» . Для нормального формирования тазобедренных суставов и профилактики дисплазии , начиная с 3-х месяцев жизни ребенка (когда малыш уже хорошо держит головку), мама может носить малыша лицом к себе на бедре в позе «лягушки». Кроме того, эта поза очень удобна для мамы и прекрасно тренирует мышцы и вестибулярный аппарат малыша. Следите за тем, чтобы ножки располагались на одном уровне. В позе «на бедре» ребенка обязательно нужно носить на обеих сторонах - и на левом, и на правом бедре - примерно одинаковое количество времени.

© Copyright: сайт
Запрещено любое копирование материала без согласия .



Рассказать друзьям