Когда пекут куличи? или Тайна Великого четверга.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Когда светлый праздник Пасхи позади, у многих людей остается желание продлить приятное чувство празднования как можно дольше. Зачастую это выражается в том, что мы продолжаем радовать себя вкусными пасхальными яствами, благо что Великий пост остался позади. В ход идут все остатки с праздничного стола, включая яйца, крашенные специально для Пасхи, и куличи. Некоторые даже делают новую пасхальную выпечку, когда прежняя заканчивается, а праздник в душе все не умолкает. При этом встает закономерный вопрос: можно ли печь куличи после празднования Пасхи.

Этот продукт имеет глубоко символичные религиозные корни, а потому люди начинают терзаться сомнениями, допустимо ли лакомиться этим необычным десертом в обычные дни. Но они могут успокоить свою душу, ведь порадовать себя пасхальными куличами можно не только на Пасху, но и в период после нее. Правда, количество дней, когда следует употреблять в пищу это символическое блюдо, ограничено. Зато есть даже особый праздник, следующий за Светлым Воскресеньем, в который не только допустимо есть куличи, но даже принято специально печь новые. Это же касается крашеных пасхальных яиц и творожного пасхального угощения.

Великий праздник окутан большим количеством древних традиций и ритуалов. Они, в частности, касаются приготовления символических блюд: куличей и расписанных яиц. Раньше хозяйки четко знали, какие дни недели перед Светлым Воскресеньем отводятся до того, чтобы готовить пасхальную выпечку.

Правила были продиктованы простой логикой

Дни Страстной недели

Традиции

Суббота. Люди исходили из того, что день накануне Пасхи следует провести в отдыхе и мыслях о Всевышнем. А это значит, что в субботу печь куличи не рекомендовалось. Так как
Пятница. Страстная пятница является днем, когда, согласно православной традиции, запрещен любой физический труд.
Четверг. У хозяек оставались буквально два дня, чтобы печь куличи: среда и четверг. Неудивительно, что четверг называется чистым, так как в этот день принято убирать перед праздником свое жилье и самим вымыться в бане.
Среда. Выбор падал на среду и четверг потому, что если приготовить выпечку и покрасить яйца раньше, они попросту не дотянут до Пасхи.

В древности хозяйки начинали готовиться к будущему таинству приготовления пасхальных блюд задолго до самого Светлого Воскресенья. Например, было принято бросать на чердак по одному полену в каждый день Великого поста. А уже накануне Пасхи эти дрова шли на то, чтобы натопить русскую печку и выпечь в ней куличи. В среду накануне великого праздника хозяйки носили в церковь яйца и муку, чтобы освятить их. Считалось, что если печь куличи из освященных продуктов, это будет гарантией того, что изделия получатся на славу.

В наши дни часть людей занимается выпечкой в четверг, а некоторые стараются печь в субботу, чтобы на Пасху поставить на стол свежайшую выпечку. Но раньше бы такой подход не одобрили. Опять же, если вы планируете идти на всенощное богослужение, это значит, что куличи у вас должны быть готовыми уже к вечеру субботы. А если учесть, как долго поднимается тесто и тот фактор, что обмазанная помадкой верхушка должна хорошо застыть, времени в субботу может не хватить.

Что касается вопроса, можно ли есть куличи и творожные пасхи после праздника, то на это у людей есть еще вся послепасхальная неделя.

Последующие семь дней в православной традиции называются Светлой седмицей. Каждый из этих дней является праздничным, хотя, конечно, не настолько торжественным, как сама Пасха. Едят пасхальные блюда и на Фомину неделю (так называется первое послепасхальное воскресенье), когда, согласно библейскому писанию, Иисус Христос во второй раз посетил своих учеников, чтобы доказать апостолу Фоме, что он действительно воскрес. Недоверие Фомы было вызвано тем, что, когда Христос впервые явился своим ученикам, этого апостола не было со всеми. И все дни, последовавшие за воскресением, он высказывал сомнения в том, что Иисус действительно воскрес. И тогда на седьмой день после распятия Спаситель повторно посетил своих учеников, которые были уже в полном составе, чтобы доказать апостолу Фоме истинность произошедшего.

Когда после Пасхи можно печь куличи

Если до Фоминой недели в некоторых семьях могут сохраниться относительно свежие символические мучные изделия, если хозяйка наготовила их много, то до Радоницы они наверняка закончатся. Этот праздник, называемый в народе Красной Горкой, является ответом на вопрос, пекут ли куличи после Пасхи. Да, и именно для того, чтобы по всем традициям отметить этот важный в литургических традициях православной церкви день.

Радоница связана с событиями, описанными в библейских преданиях, о том, как Иисус Христос после воскрешения сошел в ад. Это праздник восхваляет победу Спасителя над смертью. Миряне отмечают Радоницу обязательным посещением храма. Также, согласно давней традиции, они должны в этот день сходить на кладбище, чтобы навестить своих усопших родных и друзей. Радоница отмечается в первый вторник, следующий на Фоминой неделей. Она приходится на девятый день после Пасхи.

По традиции на Радоницу люди накрывают праздничный стол, на котором должны присутствовать некоторые пасхальные блюда. Конечно же, в этот день стол не такой роскошный, как на Пасху, но куличи и крашеные яйца на нем присутствуют в обязательном порядке. Потому специально к Радонице разрешается печь куличи и красить яйца.

Также их берут с собой на кладбище, чтобы помянуть там усопших. Официальная православная церковь выступает категорически против того, чтобы на могилах устраивали широкие пиршества, на которых рекой льется алкоголь и раскладываются горы снеди на надгробиях. Чтобы почтить память усопших, достаточно лишь пригубить немного спиртного и закусить его крашеным освященным яйцом и кусочком кулича. Берут эти продукты с собой на погост еще и для того, чтобы раздать их в качестве милостыни нищим, которые часто стоят у ворот кладбища. Это действие полностью поддерживается православными священнослужителями.

А вот оставлять освященные продукты питания непосредственно на могилке не стоит. Если судить с религиозной точки зрения, то ничего общего с христианской традицией этот ритуал не имеет. Более того, он уходит своими корнями во времена язычества. С другой стороны, есть и чисто эстетические соображения, почему не стоит так поступать. На кладбищах часто живет большое количество собак, которые разорвут пакетик с куличами и растаскают мусор возле могилы. А если до оставленной еды не доберутся дворняги, то же самое проделают вездесущие вороны.

Как таковых жестких запретов печь куличи и есть их долгое время после Пасхи – в православной церкви нет. Это больше касается личного отношения человека к такому символическому блюду.

Если употреблять его в пищу буквально каждый день в течение всего года, то у человека не будет восторженного отношения к ней, и вкусовые ассоциации со Светлым Воскресеньем попросту исчезнут. Но пасхальные куличи являются вознаграждением постившемуся человеку за то, что он достойно выдержал испытание своего тела и духа в течение всего Великого поста.

Если говорить упрощенно, то Пасха празднуется в первое воскресенье после первого новолуния, в день или сразу же после весеннего равноденствия. То есть, между 4 апреля и 8 мая (22 марта и 25 апреля по старому стилю).

В 2018 году православная Пасха — 8 апреля. В этот день верующие празднуют Воскресение Иисуса Христа, Сына Божия, который восстал из мертвых на третий день после Его распятия.

С наступлением Пасхи заканчивается Великий пост, самый долгий и строгий в году. А самые суровые испытания ждут постящихся в последнюю неделю Великого поста, которую называют Страстной седмицей.

Воскресение Христово отмечается всю неделю, семь дней подряд. Понедельник и остальные дни недели называют Светлыми или Пасхальными. Во время богослужений на этой неделе Царские врата иконостаса всегда открыты, хотя обыкновенно в начале литургии они заперты. Широко распахнутые врата символизируют врата Царствия Небесного, которые Христос открыл для всех людей.

Поздравлять друг друга восклицанием "Христос Воскресе!" принято до самого праздника Вознесения, который отмечается спустя 40 дней после Пасхи.

Что готовить на Пасху в 2018 году

Традиционные блюда праздничного пасхального стола - это окрашенные яйца, кулич и творожная пасха. Обычаи, связанные с этими угощениями, берут свое начало в древности, а первые упоминания о них можно найти в ранних христианских источниках, которые не были включены в канон.

Крашеное яйцо

История, изложенная в древних текстах, рассказывает о встрече римского императора Тиберия с равноапостольной Марией Магдалиной, которая обратилась к нему со словами "Христос Воскресе" и протянула яйцо (символизирующее появление новой жизни из скорлупы-"гроба"), в качестве подарка.

Насмехаясь над Марией Магдалиной, при множестве очевидцев, Тиберий воскликнул, что куриные яйца не бывают красными, а мертвые не воскресают. В этот момент яйцо стало ярко-алым. Это предание стало широко известно среди христиан, а обычай окрашивать яйца в алый цвет и дарить их друг другу со временем вошел в праздничный обиход и превратился в религиозную традицию.

Пасхальный кулич

Традиция печь на Пасху куличи также пришла к нам из древности. Куличом в наших краях называют сладкий праздничный хлеб из дрожжевого теста. По преданию, после воскресения Христа он стал являться апостолам во время трапезы. Они начали оставлять для Христа свободное место в центре стола, и ставили на стол хлеб, предназначенный для Него.

С течением лет в Византии зародилась традиция помещать хлеб (на греческом языке слово "хлеб" звучит "артос") на стол во время празднования Воскресения Господня, в память о том, как Христос разделял хлеб с апостолами. Затем хлеб раздавали бедным.

До сих пор в церковном каноне освященный на Пасхальной седмице хлеб называется "артос", он кладется на аналой в первый день Пасхи и на всю Светлую седмицу.

А праздничный хлеб круглой формы на греческом языке называется "колликион". Отсюда произошло и название "кулич". А когда эта традиция широко распространилась, свой артос-колликион, пасхальный кулич, на праздник начали выпекать в каждой семье.

Творожная пасха

Если крашеные яйца и пасхальный кулич на праздник готовят абсолютно все православные, то творожная пасха — явление не повсеместное.

Этому традиционному угощению обычно придают вид усеченной пирамиды. Творожная пасха символизирует Гроб Господень, где произошло Воскресение Иисуса Христа. Лакомство всегда украшают буквами "ХВ", которые обозначают "Христос Воскресе!".

Правда, далеко не везде творожная пасха известна. В некоторых областях России и Украины "пасхой" называют знакомый нам кулич. А блюдо из творога и вовсе не входит в праздничную народную традицию.

Когда приходить в церковь на службу в праздник Пасхи

Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Приходить в храм можно в любое время, а основные события праздника разворачиваются после 23.00. Ближе к полуночи служится Полунощница, а ровно в полночь начинается пасхальная утреня, "веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых".

Перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, - это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: "Христос воскресе из мертвых!".

Сразу после заутрени служится Пасхальная литургия (богослужение), где читается начало Евангелия от Иоанна. На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин. Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб — артос.

После окончания праздничного богослужения, православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома.

История празднования Пасхи

Слово "пасха" ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова "пасах" ("проходит мимо") — в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову "страдаю".

В христианской церкви наименование "пасха" получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Спасителем — от земли к небу.

Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа — и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения.

Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он "воскрес, яко Бог". Оно открыло славу Его Божества сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.

Воскреснув из мертвых, Спаститель освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.

В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время.

Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Пасха или Светлое Воскресение Христово - один из самых главных и древнейших церковных праздников

Дата празднования Пасхи ежегодно рассчитывается по специальному церковному календарю и приходится на весну.

Обычно православные и католики празднуют Светлое Воскресение Христово в разное время, но пасхальное поздравление у разных конфессий и на разных языках неизменно: "Христос воскрес" - "Воистину воскрес".

История

Воскресение Христово - первый христианский праздник - ученики Иисуса праздновали с самого момента этого величайшего события и заповедали всем верующим.

Ветхозаветную Пасху (Песах) праздновали задолго до распятия Христа - с XIII века до нашей эры, как воспоминание об избавлении евреев от египетского рабства. Слово "Пасха" - от еврейского "песах", означает "прохождение, избавление".

Согласно Библии, по повелению Господа ангел-губитель прошел мимо еврейских домов, потому что косяки дверей и окон, были окроплены кровью жертвенного ягненка.

Так Песах стал пророческим предзнаменованием Воскресения Христа, своей смертью искупившего человечество от грехов и через воскресение даровавшего прощение и вечную жизнь.

После сошествия Святого Духа на Апостолов, которое произошло в пятидесятый день после Пасхи, последователи Христа впервые начали проводить особую службу - Литургию. На Литургии совершалось Таинство Причастия, которое установил сам Христос на Тайной Вечере. Литургии совершались как раз по примеру Тайной Вечери.

В первые века христианства Пасх отмечался каждую неделю. В пятницу христиане постились и вспоминали страдания Спасителя на кресте. В воскресенье - радовались и славили Христа воскресшего.

Весной, в период иудейской Пасхи, празднование было особенно торжественным, потому что именно на иудейскую Пасху произошли распятие и Воскресение Христово.
Пасха
Вначале все христиане праздновали Пасху по иудейскому календарю. Праздник начинался 14 числа месяца нисан - первый месяц года в еврейском календаре, который соответствует марту - апрелю по григорианскому (современному) календарю.

Но, уже со II века дата празднования христианской Пасхи была перенесена на другой день, не совпадающий с Пасхой иудеев. Дата празднования была перенесена по инициативе епископа Сикстуса, возглавлявшего Римскую церковь с 116 по 126 годы.

Новая дата христианской Пасхи вызвала разногласия внутри Церкви, которые продолжались до 325 года. На Никейском Соборе созванном императором Константином, было принято общее правило - Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, но не раньше весеннего дня равноденствия (21 марта).

Само слово "Пасха" стало общепринятым для обозначения праздника Воскресения Христова в V веке. Постепенно Пасха приобрела самое большое значение среди других христианских праздников, ее стали называть "праздников праздник".

Разница в определении даты празднования у католиков и православных возникла после проведения Римско-католической церковью в 1582 году календарной реформы и принятия новых правил расчета Пасхалии, которые не были признаны Православными церквями.
Папа Григорий ввел новый, григорианский календарь (новый стиль), а православная церковь продолжала отмечать церковные праздники по-старому - юлианскому календарю. А из-за различия в календарях подсчет даты католиками и православными приводит к разным датам Пасхи в разные годы.

В частности, расхождения вызваны датой церковного полнолуния и разницей между астрономическими календарями (юлианским и григорианским – в этом столетии она составляет 13 дней).

Разница между датами католической и православной Пасхи составляет либо одну, либо несколько недель, либо эти даты совпадают. В последний раз празднование Пасхи у католиков и православных совпало в 2014 году.
Великий пост
Празднику Пасхи в православии придают особое значение. Празднику предшествует Великий пост, который в православной традиции гораздо строже, чем у католиков.

В Страстную седмицу полагается соблюдать особенно строгий пост - православным верующим нельзя развлекаться и бездельничать, есть мясо и рыбу, пить вино и много чего другого. Зато уже пасхальный стол не имеет никаких запретов.
Последняя неделя поста также сопровождается особыми скорбными богослужениями. Специальные события перед Пасхой проводятся почти в каждой церкви Грузии, начиная с Вербного воскресенья. Особенные – в Великий четверг и Страстную пятницу.

Традиции
Крашеные яйца, пасхальный кулич и творожная пасха занимают самое почетное место на пасхальном столе, так как являются неотъемлемыми символами Пасхи. По древней традиции, первой едой после Великого поста должно стать освященное в церкви крашеное яйцо.

Первоначально цвет был только красным, символизирующим кровь Христа, пролитой на кресте, в то время как само яйцо было символом возрождения. Позднее их стали красить в другие цвета, применяя природные или пищевые красители.
В Грузии издавна красят яйца корнями лекарственного растения - марены красильной (Rubia tinctorum), которую в простонародье называют "эндро".

Традиция красить яйца на Пасху уходит корнями в глубокую древность. По преданию, первое пасхальное яйцо преподнесла Мария Магдалина римскому императору Тиберию со словами: "Христос Воскресе!". В те времена нельзя было приходить с пустыми руками. Однако Тиберий не поверил ее словам, возразив, что никто не может воскреснуть, так же, как белое яйцо не может стать красным. Лишь только последнее слово слетело с его губ, как яйцо действительно приняло алый цвет.

Кулич олицетворяет то, как Христос вкушал хлеб с учениками, дабы они уверовали в его воскрешение.
Творожная пасха делается в виде усеченной пирамиды, на нее наносятся буквы "ХВ". Она символизирует Гроб господень и, замещая пасхального агнца, напоминает, что время ветхозаветных жертвоприношений прошло.

Праздник Воскресения Христова, по-грузински – Ахдгома, в Грузии отмечается с особой торжественностью.

С ночи Великой субботы совершается богослужение. В Грузии многие верующие в ночь на воскресенье приходят в церковь и остаются до конца службы, почти до утра.

На Пасху грузины приветствуют друг друга словами "Кристе Агсдга!" (Христос Воскрес!), а в ответ получают – "Чешмаритад Агсдга!" (Воистину Воскрес).

В этот день двери всех домов в Грузии открыты для гостей, хотя Воскресение Христово принято встречать в кругу семьи.

В первый понедельник, сразу после Пасхи, в Грузии принято поминать родных и близких на кладбищах.

Празднуют в Грузии и всю последующую неделю после Пасхи, которую называют Светлая седмица. А самый благоприятный день в году - Красная горка, следующее воскресенье после Пасхи.

Грузинское застолье всегда славилось своей красочностью и изобилием блюд - различные мясные и рыбные блюда, сдобренные грузинскими специями, множество салатов и соусов, не говоря уже о хачапури, лобиани и других различных выпечках.

Но особое место на красиво сервированном столе занимают пасхальные яйца, размещенные на проросшей зеленой пшенице, символизирующей новую жизнь, воскресенье, вечность . Люди выращивают пшеницу на плоских тарелках за две недели до Пасхи. На Пасху в Грузии пьют исключительно виноградное красное вино, которое символизирует кровь Христа.

В различных районах страны, в том числе высокогорной Грузии, существуют свои неповторимые пасхальные традиции. Например, в селе Шухути в Западной Грузии до сих пор играют в "лело" - старинную игру с мячом. Соревнования напоминает регби - игрокам разрешено владеть мячом любым способом.

Мяч изготавливают сами жители, его вес составляет порядка 16 килограмм. Все жители делятся на две команды, становятся по разным берегам местной реки. Побеждает та команда, которая с мячом перейдет реку и оставит его на другом берегу.

А вот на родине Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго – в селе Сно проходят соревнования по стрельбе из лука. Причем в качестве мишеней выступают крашенные куриные яйца.

Праздник Пасхи на востоке Грузии отмечается широко и весело: в течение всей праздничной недели верующие ходят друг к другу в гости, устраивают гуляния с песнями и развлечениями. А главное блюдо на столе - жареный на гриле барашек.

На юге Грузии после ночного богослужения в церкви прихожане расходятся по домам, а утром женщины пекут в тандыре (печь) особый пасхальный хлеб, который является главным блюдом на праздничном столе.

Но самая любимая традиция на Пасху - "чокаться яйцами", которая распространена не только по всей Грузии, но и во многих других странах.

При выпечке пасхальных куличей загадывали на каждую пасху, которую ставили в печь, на каждого члена семьи. Если у кого пасха провалилась - к тяжелой болезни, а то и к смерти. Если же пасха получилась ровная, не подгоревшая - к здоровью.

В пятницу обметают углы тряпкой. По приметам эта тряпка помогала избавиться от болей в пояснице, если ею обвязать себя. Этой же тряпкой вытирали ноги в бане после мытья, чтобы ноги не болели. Зола, взятая из печи в пятницу перед Пасхой, помогала вылечиться от алкоголизма, черной тряски, от сглаза и от смертной тоски.

В пятницу смотрят в окно, примечая, кого увидят в первую очередь: если мужчину, то к благополучию на три месяца. Если в это время человек заболеет, то быстро выздоровеет. Любая проблема легко разрешится. Если увидите женщину старую, то будут чередой три месяца неудачи и болезни. А если первой увидите женщину молодую - будете эти три месяца жить без проблем. Если вам повезет, и первой перед глазами появится семья - это к миру в вашей семье, к примирению тех, кто в ссоре. Собака по приметам - к тоске, кошка - к прибыли, птицы - к новому знакомству и приятным вестям, инвалид - к смерти близкого человека.

Царствие небесное. Существовало убеждение, что всякий, кто умрет в Светлую седмицу, беспрепятственно попадет в рай, какой бы грешник он ни был, потому что доступ в царствие небесное объясняется тем, что в пасхальную неделю врата рая не закрываются и их никто не охраняет.

Само собой, все подготовительные работы: стряпня, покраска яиц, должны быть закончены до Светлого Воскресенья. Утром в Пасху умываются водой, оставленной с Чистого четверга. В нее хорошо класть серебряную вещичку или ложку, можно монетку. Такое умывание принесет красоту и богатство.

Если девушка никак не может выйти замуж, то нужно полотенце, которым она вытиралась в Чистый четверг, отдать вместе с крашенками и куличом тем, которые просят милостыню. Тогда желанный брак должен быстро состояться.
Деревенские девушки в дни Пасхи не брали соли, чтобы руки не потели. Умывались водой с красного яйца, чтобы быть румяной, при этом становились на топор, чтобы стать крепкой.

Девушки верили, что все обычные любовные приметы на Пасху сбываются. Поэтому, если, например, девица ушибала локоть, то уже думала, что ее вспомнил милый. Если во щи падал таракан или муха - наверняка жди свидания. Если губа зачешется - не миновать поцелуев. Если бровь чесаться станет - будешь кланяться с милым.

Во время пасхальной службы девушки тихонько шептали: “Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!”; “Дай бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!”

Утром в Пасху умывались водой, приготовленной с Чистого Четверга. В нее клали серебряную колечко, ложку, или монетку. Умывались, чтобы быть здоровыми, красивыми и богатыми.

Начинают праздник Пасхи в семье все без исключения со слов: «Христос воскрес» и отвечают: «Воистину воскрес».

На Пасху муж с женой при всех не христосуются - это к разлуке. Родители и дети могут трижды поцеловаться.

Если при первом ударе колокола на церкви перекреститься и сказать: «Христос воскрес, а рабу (имя) здоровье», - выздоравливает даже тяжело больной человек. Девушки на выданье и вдовицы говорили: «Христос воскрес, а ко мне женихи. Аминь».

Во время Пасхи беспрерывно звонили церковные колокола. По давней традиции любой желающий - от ребенка до старца - имел возможность забраться на колокольню и лично огласить округу колокольным звоном, поделившись, таким образом, с другими пасхальной радостью.

Убранству стола и кушаньям именно в праздник Пасхи уделяется особое внимание. Как будто сама весна, радостная, со звоном колоколов и щебетаньем птиц, накрывает праздничные столы. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости.

В домах еще до Заутрени накрывали стол для розговения. Плох был тот хозяин, если не выставит на стол поросенка, колбасу, пасху с крашеными яйцами. Всего вдоволь! У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней прошедшего поста. Обязательно приглашали в гости кумовьев и сватов. Христосовались друг с другом, садились за стол разговляться, потом отдыхали.

Вместе с утром настанет праздник Пасхи. В каждом доме чистота. За пасхальным столом собираются родные, друзья, знакомые, так давно не видевшие друг друга: ведь в пост не принято наносить друг другу визиты.

На столе все пестро, куличи и пасхи в розочках, крашеные расписные яйца. На кухне запекали целого поросенка, барашка или окорок, жарили телятину. По традиции крашеные яйца укладывали на деревянное блюдо среди проращенной зелени овса или пшеницы, перевязывали вышитым рушником и украшали цветами.

Всю Светлую седмицу священники служили по храмам пасхальные молебны. С раннего утра на колокольнях трезвонили во все колокола, каждый мог в этот день стать звонарем, никому отказа не было.

По благочестивому обычаю на праздник Пасхи навещали бедных по богадельням и приютам. Тайную милостыню творили. Заключенным разговеться присылали, собирали деньги для выкупа из тюрьмы должников. Странников, юродивых и увечных в своих домах досыта кормили. И так всю Святую неделю, а то Пасха будет не в радость.

Мне бы хотелось узнать когда, кем и как установлен обычай на Пасху печь кулич из квасного теста и готовить творожную пасху. С какого времени христиане начали праздновать Пасху не по закону Моисееву, а по-своему?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Ветхозаветный пасхальный агнец - прообраз Иисуса Христа, принесшего Себя на Кресте в Жертву для спасения мира. «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7). Название ветхозаветной пасхи происходит от евр. пэсах - проходить мимо, перескочить. Святые отцы изменили в слове две согласных (вместо phaska сделали pascha). В результате название новозаветной Пасхи приобрело другую этимологию: от греч. глагола pascho - страдать.

Пасха (Воскресение Христово) является первым среди христианских праздников не только по значению, но и по времени. Его торжествовали ученики с самого момента этого величайшего события и заповедали всем верующим. Св. апостолы установили время празднования христианской Пасхи: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина (Апостольские правила.1:7).

Обычай готовить к этому светлому празднику сладкий, сдобный высокий белый хлеб (кулич) и сладкое творожное кушанье в форме четырёхгранной пирамиды (в Требнике это яство названо - млеко огустевшее ) возник не ранее 16 века.



Рассказать друзьям