Модные зимние меховые шапки женские. Головные уборы будущей зимы: что модно

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мифология - очень интересное культорологическое явление. Значение мифов в современной культуре сложно переоценить, ведь на их основе возникали произведения искусства, литературы, базировались философские учения. Уникальность этого явления заключается и в том, что оно прошло через тысячелетия, сохранившись в памяти поколений. Рассмотрим определение мифа, разберем подробно их виды, а также внесем ясность, чем миф отличается от сказки и легенды.

Миф: определение, свойства, возникновение

Наши далекие предки пытались объяснить всевозможные природные явления, свое место в мире, возникновение Вселенной и ее возможную кончину. Ведь у них не было научных знаний, они не знали физики, астрономии или антропологии. Так и происходило создание мифов. Постепенно, с развитием науки, интерес к мифам ослаб, однако они передавались из уст в уста и таким образом дошли до современности. Это явление - настоящая летопись человеческих знаний и представлений.

Ошибочно полагать, что мифотворчество - прерогатива древних людей. Это не так: и в современности мы встречаемся с этим явлением. В жизни человека до сих пор существует нечто ирреальное, фантастическое. Это и объясняется современными мифами.

В вопросе, чем миф отличается от сказки, следует руководствоваться функциями этих явлений. Сказка призвана научить, воспитать, может, даже развлечь. Совсем другое дело миф, который имеет целью объяснить суть вещей. Ближе всего к нему исследователи ставят волшебные сказки, где природные стихии помогают героям.

Еще более полярные понятия - мифы и легенды. Последние - отражение определенного исторического события, которое всегда воспринимается как реально существующее. Мифы и легенды, и сказки создавал народ.

Космогонические мифы

Космогонический - первый миф любой системы. Здесь говорится о том, как был создан мир. Как правило, творению предшествует хаос (древняя Греция), разрозненность, отсутствие порядка (древний Египет), власть огня и воды (мифология скандинавов) или земли и неба в мировом яйце (мифология древней Индии).

Все космогонические мифы мира объединяет один сюжет: создание системы миропорядка вокруг определенной оси. Это может быть дерево - мировой ясень, как у древних скандинавов, или светила для управления ночью и днем в иудейской традиции. Также «порядок из хаоса» может сотворить брачный союз. Так, в мифологии древней Греции - это Уран и Гея, а в Полинезии - Папа и Ранги. Примечательно, что толчок всему этому действу дает верховное божество: Вишну, Бог.

Антропогонические мифы

Близко по тематике к космогоническим примыкают мифы антропогогические. Некоторые ученые не выделяют их в отдельную группу, а считают составной частью сказаний о возникновении Вселенной. Они повествуют о или супружеской пары. Возникновение первых людей может быть различным. Обобщив мифы мира, придем к выводу, что происходит человек следующими путями:


Астральные, солярные и лунарные мифы

К космогоническим близки виды мифов, рассказывающие о происхождении звезд и планет - астральные. Именно на них основана астрология, которая существует до сих пор. С точки зрения древних созвездия - это трансформированные животные, растения и даже люди (например, охотник). Интересно толкование Млечного Пути в различных мифологиях. Чаще всего это связь между мирами. Древние греки ассоциировали его с молоком Геры, вавилоняне представляли его веревками, удерживающими Землю во Вселенной.

Нашим далеким предкам было свойственно отождествлять определенных божеств или животных с планетами и звездами, они наблюдали их движение по ночному небу, выявляли закономерности. Такими они предстают в мифологиях Китая, ближнего Востока. Именно эти верования дали начало развитию астрологии.

Особое место занимают древние мифы о солнце. Они есть практически во всех мифологиях. В одних - это герои, каким-то образом попавшие на небо, иногда - за проступки (Скандинавия), в других - пара супругов либо брат и сестра, где один (луна) подчиняется другому (солнце). Например, это характерно для

Многие народы отождествляли своих правителей с детьми солнца. Таковыми были мифы народов Египта, Японии, Южной Америки (племя инков).

Этиологические мифы

Мифы, объясняющие возникновение растений, животных, погодных явлений, особенностей ландшафта называются этиологическими. Это очень древние мифы, восходящие к первобытному обществу. Конечно, свойство открывать причину вещей объединяет мифологические верования в целом, однако, именно этиологические нацелено повествуют о происхождении всего, что окружает человека.

На самой первой ступени находятся мифы, которые сейчас нами воспринимаются как сказки народов Австралии, Новой Гвинеи, Адаманских островов. К примеру, они объясняют дневную слепоту летучих мышей, отсутствие хвоста у сумчатого медведя.

На ступеньку выше находятся верования, объясняющие появление растений и животных в принципе. Таковы мифы о происхождении дельфинов из злостных корабельщиков, а пауком является ткачиха Арахна, наказанная Афродитой.

Самые совершенные этиологические верования повествуют о возникновении светил: солнца, луны, небосвода. Такие мифы есть в каждой религии. Например, в Новой Зеландии и Египте появление неба объясняется высшей силой, «оторвавшей» небо от земли. Также мифы народов, абсолютно всех, объясняют суточное и годовое движение солнца по небосводу.

Героические мифы

Герои мифов этой тематики - центр повествования. Рассказывается о жизни, каких-либо подвигах, выполнении непосильных задач. Структура примерно одинакова:

  • Чудесное рождение героя.
  • Подвиги или испытания, навязанные отцом или каким-либо другим близким родственником, также инициатором может быть будущий тесть, вождь племени и даже божество. Как правило, на данном этапе герой - изгнанник: он нарушил общественное табу, совершил преступление.
  • Встреча с будущей женой и брак.
  • Продолжение подвигов.
  • Смерть героя.

Если говорить о мифологии древних греков, то здесь герои мифов - дети бога и смертной женщины. Именно эти верования лежат в основе сказок и других эпических произведений.

Мифы тотемические и культовые

Довольно схожи по тематике следующие виды мифов: тотемические и культовые. Классический пример первых - божества Древнего Египта, у каждого из которых были определенные зооморфные черты: крокодила, кошки, шакала и других. Эти мифы отражают родство определенных людей и тотемов, коими являются животные или растения.

Помимо египетских божеств можно привести в пример мифологию австралийских племен, где священные камни, животные, растения - это перевоплотившиеся жившие некогда зооморфные первопредки. Такие же верования были у папуасов и бушменов.

Весьма часто в тотемических мифах встречается тема брака зооморфного существа и обычного человека. Как правило, так объясняется происхождение народностей. Это есть у киргизов, орочей, корейцев. Отсюда образы сказок о царевне-лягушке или Финисте Ясном Соколе.

Культовые мифы, пожалуй, самые загадочные. Их содержание известно немногим, в основном хранителям культа. Они очень сакральны и повествуют о первопричине какого-либо действа. Классический пример - вакханалии, устраиваемые в честь древнегреческого бога Диониса. Еще один пример - из Древнего Египта. Мифы о и Исиде лежали в основе культового действа, когда Исида искала тело возлюбленного, после чего он воскресал.

Эсхатологические мифы

Логически завершают большинство верований эсхатологические сказания, повествующие о конце света. Эти виды мифов антонимичны космогоническим. Только мир здесь не созидается, а разрушается. Как правило, толчком является оскудение моральных устоев общества. Характерны подобные верования для весьма развитых мифологий. Например, у древних скандинавов, индусов, христиан.

Тематику эсхатологических верований можно разделить на несколько групп:

  1. Описана катастрофа мирового масштаба, отделившая мир мифа от настоящего времени. Таковы представления кетов и саами.
  2. Утрата «золотого века» человечества, его несовершенство. В качестве примера можно привести иранскую мифологию, где описаны три космические эры, каждая по моральным качествам хуже предыдущей. Сюда же можно отнести Рагнарек из мифологии скандинавов - вселенский пожар, которому предстоит обновить планету.
  3. Еще одна тематика - цикличность цивилизаций, где в конце каждого периода случается катастрофа, как бы очищающая Землю. Это, например, эры четырех солнц в мифологии ацтеков. Первая завершается нападением ягуаров, вторая - ураганами, третья - пожаром, а четвертая - потопом.
  4. Мессианство. Ошибочно полагать, что это прерогатива христианских верований. Мифы о богах-мессиях есть и в индуизме (Калки), и исламе (Махди), и буддизме (будда Майтрея).

Календарные мифы

Календарные виды мифов тесно связаны с космогоническими и культовыми. Человечеству было свойственно объяснять смену времен года, дня и ночи, умирания природы осенью и зимой и воскрешения весной.

Эти мысли и нашли отражение в мифах календарных. Они основываются на наблюдениях астрономических явлений, празднествах по случаю вступления в новый календарный год, сбора и посадки урожая. Рассмотрим с позиции этой тематики наиболее интересные мифологии.

Если говорить о смене месяцев в году, здесь прослеживается тесная связь с астральными мифами. Объясняются чередующиеся месяцы с точки зрения знаков зодиака. Особо в этом преуспела месопотамская мифология.

В верованиях древних египтян отвечал за время, его смену и движение светил в астрологии и астрономии Именно благодаря ему год разделен на 365 дней. Последние 5 были выделены для того, чтобы рождались божества Осирис, Сет, Исида и другие. Им и были посвящены пятидневные празднования в конце календарного года. Если говорить о смене дня и ночи - египтяне объясняли это так: бог Ра спускается на лодке в преисподнюю или борются Сет и Гор.

В Древнем Риме каждый календарный месяц был приписан определенному божеству: апрель - Афродите, июнь - Юноне, март - Марсу. Начало каждого месяца определял жрец по новолунию. В примыкающей к римской были божества - горы, отвечающие за смену времен года.

Бог Мардук из мифологии шумеров и аккадцев был ответственным за календарь. Новый год для этих народов начинался в день весеннего равноденствия.

Смена времен года в некоторых мифологиях связана с жизнью и смертью какого-либо божества. Достаточно вспомнить древнегреческую историю о Деметре и Персефоне. Последнюю украл в свое подземное царство Аид. Деметра, будучи богиней плодородия, настолько скучала по дочери, что лишила землю плодородия. Хоть Зевс и обязал Аида вернуть Персефону, она вынуждена была раз в год возвращаться в царство мертвых. С этим и связывали греки смену времен года. Примерно схожие сюжеты с мифическими героями Осирисом, Ярилой, Адонисом, Бальдром.

Современная мифология

Ошибочно считать, что мифотворчеством занимались только древние цивилизации. Это явление характерно и для современности. Отличие современной мифологии в том, что она основана на обширных научных знаниях. Построив мощные телескопы и увидев поверхность Марса, люди стали создавать мифические теории о возможном существовании там жизни, также сюда можно отнести всевозможные объяснения «черных дыр». Можно сказать, что вся современная фантастика - это своего рода мифы, потому что пытается объяснить пока непостижимые явления.

Также трансформацией героических мифов могут считаться такие герои фильмов и комиксов, как Человек-Паук, Бэтмен, Черепашки-ниндзя. Действительно, у каждого из них есть своя история, непринятие обществом (изгнание); они выполняют фантастические подвиги на благо общества.

Стоит также упомянуть современную городскую мифологию. Фантастические существа, ее плоды, появились в сознании людей уже в XX-XXI веках. Наряду с такими существами, как, например, гремлины, появились целые городские мифы.

Как правило, они опираются на исторические реалии конкретного города и его обитателей. Например, истории о подземельях Калининграда и сокровищах, спрятанных там отступающими нацистами во время взятия города советской армией.

1.1.

1.2. Социум как культуротворчество

Род - поколение в социокультурной традиции

Понятие "миф" и "мифология"

Историческое развитие украинского народа - следствие во взаимодействии многочисленных поколений. Трансляция в поколениях социокультурного опыта и знаний создает своеобразное основу исторической памяти, наполняя ценностным смыслом духовной диалог между прошлым, настоящим и будущим.

Новые поколения в системе общественных отношений выполняют важную социальную функцию как субъекты культурно-исторического творчества.

Генезис понятий "род" - "поколение" отражает исторические изменения мировоззренческих представлений человека, сохранение и развитие культурных традиций.

Мифических времен первотворения достигает деятельности "первопредков" (прародителей, культурных героев). Мифы, их совокупность, источники, смысл исследует мифология (греч. Mythos - легенда, рассказ, logos - слово, учение).

Основные категории мифов

Этиологические (дословно "причинные", то есть объяснительные), которые объясняют появление различных природных, культурных особенностями и социальных объектов; животных и растений, гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений и тому подобное;

Космологические (не так архаичные, но более сакрализованной, чем этиологические) - о происхождении космоса в целом и его частей; в них говорится о превращении хаоса в космос, описываются модели космоса: вегетативная (мировое дерево), зооморфная, антропоморфная;

Антропогонические (часть космологических мифов) о происхождении человека, первых людей, или племенных первопредков; происхождения человека может как трансформация тотемных животных, изготовление божественными демиургами из земли, глины, дерева и тому подобное; отдельные мифы трактуют первого человека как первого смертного, поскольку существовавшие ранее божества или духи были бессмертными;

Астральные; мифы о звездах и планетах; на основе строгого отождествление созвездий с животными, в некоторых ареалах (Ближний Восток, Китай, часть американских индейцев и др.) образовывались картины движения небесных светил, возникли представления об их влиянии на судьбу отдельных людей и всего мира, а следовательно - и мифологические предпосылки для астрологии; разновидностью астральных есть солярные и лунарный мифы;

Тотемические; часть тотемных верований и обрядов родоплеменного общества; основываются на представлениях о фантастическом родства отдельных групп людей (рода) и так называемых тотемов - видов животных и растений;

Календарные; связанные с циклом календарных обрядов, аграрной магией, которая ориентирована на регулярные смены времени года, в частности возрождение растительности с наступлением весны;

Героические; фиксируют важные моменты жизненного цикла, биографии героя, его чудесное рождение, возможны испытания - по инициативе небесного божества, племенного вождя, отца, старших родственников, а также вражеских демонов; борьбу с чудовищами, другие героические поступки и даже смерть;

Эсхатологические; повествуют о "последних вещах" (конец света) возникают значительно позже и опираются на модели календарных и космогонических мифов; однако здесь в отличие от космогонических мифов речь идет не о возникновении мира и его элементов, а об их уничтожении (всемирный потоп) эсхатологические мотивы вмещает мифы аборигенов Америки, древнескандинавского, индуистская, иранская, христианская (евангельский «Апокалипсис») мифологии.

В изучении мифологии сложились разные научные школы. К антропологической школы принадлежат Э.Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрезер (Англия), Б. Малиновский (США), Л. Леви-Брюль, Э. Дюркгейм (Франция), лингвистической - братья Якоб и Вильгельм Гримм (Германия), Ф. Буслаев (Россия), психологической - 0. Потебня (Украина), символической - Э.Кассирер, А. Фрейденберг (Германия), психоаналитической - К. Юнг (Швейцария), Фрейд (Австрия), структуралистской - Леви -Стросс (Франция).

Миф как форма общественного сознания возник на начальном этапе общественного развития и отражает фантастические представления о природе, обществе, человеке.

В мифологическом сознании природа и общество не отделены друг от друга, а предметы окружающей среды наделены человеческими мыслями, желаниями, чувствами. Осуществлялись мистические акты воздействия на землю (для обеспечения ее плодородия), ритуальные танцы и жертвоприношения (для удачной охоты). Сверхъестественные существа, в том числе мощные божества, проявляли собственно человеческие качества, в определенной степени приближает их к людям и создает иллюзию возможного влияния на их поступки. Дождь, который падает с неба и оплодотворяет землю, ассоциировался с половым актом. Возникали предположения, что магическими действиями можно повлиять на божество неба, следовательно, обеспечить будущий урожай. Впоследствии человеческие качества, приписываемые природным явлениям, отделились от них и есть определенный конкретного образа.

Так появился образ Зевса - антропоморфного бога неба (он в виде золотого дождя проник в Данаи, которая родила сына Персея) и Деметры - одной из богинь, покровительницы земледелия. Зевс - верховный греческий бог, который восходит к индоевропейского божества неба, отец богов и людей, царь среди богов, подобно царю в человеческом обществе.

В образе Зевса соединились Египетские вавилонские, персидские, минойские традиции; минойского происхождения отец Зевса - Кронос, один из титанов, младший сын Урана (божества неба) и Геи (матери-земли). Греческий золотой век называют веком Кроноса. По орфический традиции правления Кроноса на Островах Блаженных - счастливый период "золотой век". Народная этимология сблизили имя Кронос с наименованием времени - Хроносом. Римская мифология изображает Кроноса под именем Сатурна, который воспринимается символом неумолимого времени. Кроносу посвящались свя и кронии, в Риме - сатурналии, в течение которых слуги и воле дари менялись своими обязанностями, тогда происходили веселое щи, игры вроде карнавальных.

Прослеживается сходство верховных божеств "Неба в европейской и индийской традициях. Отдельные подтверждения подает санскрит (sanskrit), священный язык индоариев Индии. Речь идет о определенное сходство грамматики, лексики, имен где христианских богов у индусов и индоевропейцев. Вважаети ся, что Зевсу - Дзеусу (дню) родственные кельтский См славянский См, иранский Дев, индийский Дьяус или Дьява. Однако первоначальное значение всех этих имен - "День" (Светлое) "Небо" (Шилов, 1999).

Греко-римском региона не свойственно культово-религия не почитание животных, хотя мистериальные культы вмещает восточные элементы (бык Митры). Однако это не касается териморфизму, известного еще в античности, согласно которому божест могли приобретать образа любого животного. Так, Аполлон м: предстать в образе дельфина, Зевс - быка, Дионис - льве Пан - козла, Афродита - голубая и т.

У разных народов на первоначальных этапах общественного рое развития происходили схожие процессы, отраженные в мифах.

Для мифологии как системы мышления свойственна конкретные чувственная персонификация психических особенностей человеку Такая персонификация рассматривается как определенная самостоятельное существо; мысли, чувства, желания возникают ее волеизъявления, то есть сверхъестественным существованием божества. Например, Афродита, греческая богиня любви и красоты (у римлян - Венера), олицетворяет глубокое чувство любви. Поэтому Елена, которая полюбила Париса, считает, что богиня завладела ею. Ведь теперь, в состоянии аффекта, влюблена Елена уже не чувствует себя хозяйкой собственной судьбы. Тенденции рационализации прослеживаются у Еврипида, который в творчестве (под влиянием софистов) на первый план выдвигает психологические мотивы. Он трактует богиню как некое воплощение аффекта и рассматривает в единстве с психикой человека. Другие эмоции вроде эйкос (сварливость) и фобос (страх) также возникают в конкретно-чувственных образах. Психика человека считается вполне подвластной божествам. Все достижения человека только подтверждают "божественный дар" и является его следствием. Если "дар" предоставляет Мнемосина (греч. Mnemmostine - память; дочь Урана и Геи, которая родила от Зевса девять Муз) - человек вспоминает, ей свойственна память. Когда же "дар" предоставляют Музы, человек чувствует вдохновение и занимается художественным творчеством.

Мифологическое освоения действительности обусловливает возникновение идеи божества. В начале миф, религия и искусство не были отделены друг от друга. Следствием такой формы мышления является олицетворение природных и социальных явлений в образах божеств, одновременно это мышление - способ понимания окружающего мира (миф). Когда мифотворчество используется для обоснования религиозных церемоний (обрядов, ритуалов, культовых действий), она становится элементом религии. В Древнем Риме доминировали культовые действия. Греческие мифы переплетались с римскими, греческие божества имели латинские названия.

Зато мифотворчество древних греков достигла высоких достижений, как и характерно для высшей стадии развития общественного сознания их философское мышление.

Социально-политические предпосылки развития греческой культуры обусловила полисная демократия, а общественно-экономические основы - труд свободных горожан (в то время она еще не вытеснила труд рабов). Познание сопровождает миф, но не является его первичным ядром, поскольку сущность мифа составляет не объяснение, а объективации субъективных переживаний. Отождествляя воображаемое и реальное, идеальное и материальное, миф преодолевает действительность в образах фантазии. Чувство единства с силами природы и овладения ими в воображении укрепляло первобытный коллектив, активизировало его деятельность. С возникновением эпоса и поэзии мифологическое отождествление превращается в художественное сравнение. Эпическое сравнения - элемент новизны, внесенный Гомером в мифы, легенды, сказания древности в целом. Впоследствии из художественных сравнений возникли первые научные (натурфилософские) труда. В "Теогонии" Гесиода мир уподобляется универсальной (космической) родовой общине: отношение между природными явлениями, олицетворенные в образах божеств, приравниваются к отношениям между людьми в родовом коллективе (Кэссиди, 1972).

Привлекает внимание философский анализ античной мифологии, который осуществил А. Лосев (1893-1988). Согласно его взглядом, метод античного мировоззрения определяет прежде всего переноса собственно земных и родственных отношений на всю природу. Обычное для философов разделения идеи и материи не свойственно для античной мифологии. Это разделение окажется с переходом первобытнообщинного строя к более высокому уровню общественно-исторического развития. Однако в мифологии как таковой отсутствует противопоставление идеи и материи. Если считать идею вещи ее смыслом или назначением, тогда идея вещи и сама вещь будут отличными. Однако в период первобытнообщинного строя не было и не могло быть никакой логической различия между идеей вещи и собственно вещью. Дело, безусловно, и в те времена определялась по происхождению своей идеей. Однако дело в том, что тогда всякого рода буквально понимал именно как род, и все, что порождает, буквально понималось таким; то же касается порождаемого. Общее в ту эпоху - это родители, то есть отец и мать, а порождаемое трактовалось в виде сыновей и дочерей, внуков, правнуков и вообще потомства. Отсюда становится понятным, когда Платон называет идею - отцом, материю - матерью, а вещь, которая возникла из соединения идеи и материи, согласно сыном идеи и материи. Платон в "Тимее" буквально трактует построенный им космос как божественного сына, поскольку для оформленного космоса нужны материя и форма этой материи, то есть ее идея (Лосев, 1988).

В европейских странах почти до XX в. была распространена античная мифология, заинтересованность которой особенно возросла в период Возрождения.

Процесс становления определенной философской парадигмы или философской ментальности вмещает предыстории этап: мифологический (хтоническая; героическая мифология) и эпический (героический эпос). Так, классической эллинской (античной) философии предшествовала героическая мифология. Герои древнегреческих мифов "упорядочивают" мир, одновременно освобождают его от хтоничих чудовищ: Персей уничтожает Медузу-Горгону, Тезей - Минотавра (и разгадывает тайну Лабиринта), Геракл - йеменской льва, лернейскую гидру, ерифманського вепря, стимфальських птиц, очищает авгиевы конюшни и т. Затем наступает этап героического эпоса, содержание которого изображен в эпических поэмах Гомера "Илиаде" и "Одиссее". С этого мифологического и эпического содержания вырастают ранние категориальные представления, выделяют первые (УП-VI вв. До н.э.) школы античной философии, - милетскую, Эгейское, пифагорейскую и др. Даже классическая эллинская философия (ярко это демонстрируют платонизм и неоплатонизм) щедро насыщена мифологическим содержанием.

Киеворусских философской ментальности так же предшествует своя героическая мифология и эпос. Еще от сколотского-скифских времен известен миф о небесном кузнеца Сварога - "отца солнца» и «создателя огня", который выковал плуг, победил змея, запряг его и вспахал знаменитые "Змиевы валы" (Бычко, 1994).

В "отца истории" Геродота подано своеобразный описание этого сколотского мифа. Ссылаясь на толкование скифов, Геродот отметил, что на берегу Бористена (или Борисфена) от скифских богов Папайя и Али (дочери Борисфена - Днепра) родился первый скиф Таргитай (или Таргитаон). Потомками Таргитая были три его сына - Липоксай, Арпоксай и Колаксай. Бед бога Папая они получили подарок: золотые плуг, ярмо, топор и чашу, которые взлетели с неба. Подошли к золоту сыновья Липоксай (старший) - золото загорелось, Арноксай (средний) - произошло так же. Сумел взять золотые вещи Колаксай (младший сын), и именно он стал главным царем скифами (Геродот, 1992).

Каждый народ создавал собственную оригинальную мифологию, проявляя ментально-психологические особенности мироощущения (Булашев, 1992; Костомаров, 1994; Войтович, 2005).

Греческая мифология творилась в период рабовладения. Для Олимпа и его богов характерен аристократизм.

Древнеукраинском мифологии присущ демократизм, ее персонажи до сих пор обогащают поэтический мировоззрение и фольклор украинском: Надежда, Лада, Коляда, Купала и др. Здесь действуют прежде всего светлые Боги Бог Хозяин, Богиня Солнце, Богиня Заря, Богиня Весна, Рождество Солнца (Нечуй-Левицкий, 1992; Плачинда, 1993).

Теперь мы подходим к определению самого мифа. Мы видели, как формировалось мифологическое сознание, в каких формах оно проявляло себя. Очевидно, что мифологическое переживание, осмысление мира определенным образом фиксировалось в языке, из устно передаваемых историях рода, объяснениях явлений мира. Миф – это, с современной позиции, некая история, повествование, в котором все «действующие лица», независимо от того, относятся ли они к миру людей, животных или неодушевленной природы, воплощаются в образах живых существ. Эти существа переживают радость и страдание, их действия осмысленны и целенаправленны, они говорят на понятном человеку естественном или символическом языке, имеют свое прошлое, историю. В мифе боги живут и действуют вместе с людьми, объясняют человеку мир и передают человеку свой опыт, свои законы. Для нас миф имеет много общего со сказкой, но чтобы понять значение мифа не с точки зрения современного человека, а «изнутри» мифологического сознания, следует учесть, что для древних людей миф являлся абсолютной реальностью.

Мифы обычно разделяют на виды в зависимости от содержания.

  • Космогонические мифы повествуют о сотворении мира: рождении Земли и светил, отделении СУШИ? (воды) от тверди, появлении животных и растений. Как правило, созданием мира в мифах занимаются боги – воплощения стихий огня, воды, земли. Это самые древние боги, начинающие родословную мира. Часто они изображаются враждебными людям, далекими от человеческого облика.
  • Теогонические мифы объясняют происхождение богов, их отношения между собой. Древнейшие стихийные боги – божественные прародители. Например, в греческой мифологии знаменитые олимпийские боги – третье поколение, именно они вступают в отношения с людьми, это боги человеческой культуры, а не стихии.
  • Антропологические мифы – о происхождении человека, его сущности и судьбе, предназначенной ему богами. Для мифов характерно произведение людей богами либо из природных материалов, либо из частей тела самих богов, что объясняет связь человека и с миром природы, и с божественным миром.
  • Эсхатологические мифы рассказывают о конце света, смерти всего живого, уничтожении людей, которые разгневали богов. Один из древнейших эсхатологических мифов – история о вселенском потопе, повторяющаяся во многих мифологиях (в частности – гибель Атлантиды).
  • Сотериологические мифы – о чудесном божественном спасении человека от предназначенной ему гибели во вселенской катастрофе. Как правило, в мифах присутствуют боги, дружелюбно относящиеся к людям, они и устраивают спасение.
  • Этиологические мифы составляют самую значительную часть мифологии. В них объясняются причины и свойства всех вещей и явлений, поведение и природа животных и растений, объясняется их значение для мира и человека. В этиологических мифах наиболее подчеркнуты связи человека с природой, единство их происхождения.
  • Календарные мифы наряду с тотемическими , видимо, являются самыми древними. Календарные мифы объясняют происхождение времен года, ночи и дня, небесных светил, самого времени – сакрального и профанного.

Миф является формой культуры. Его функции, соответственно, аналогичны функциям культуры в целом. Главнейшей из них является объяснительно-познавательная : мифы объясняют человеку мир, все его явления. Мифы формируют целостную картину мира. Кроме того, можно выделить теологическую функцию мифа: объяснение человеку смысла и цели его существования, аксиологическую функцию: придание смыслов и значений явлениям мира, их отношение к человеку, понимание добра и зла, коммуникативную : посредством мифа происходит передача традиции, наследование, осуществляется связь поколений.

Мифологическое мышление неотъемлемо от человеческого мышления вообще, но конкретные мифы историчны, то есть связаны с определенной культурой и теряют свою конкретность при ее гибели. В истории человечества многие функции мифов берут на себя религия, философия и искусство, появившиеся позднее, но берущие свое начало в едином источнике – древнем мифологическом сознании.

Мифология, как мы уже выяснили, есть собрание мифов. Многие мифологические сюжеты дошли до нашего времени в литературно обработанном виде Обилие мифов, различных версий одного и того же мифологического сюже­та, множество богов и божеств, духов, мифологических персонажей - вес это потребовало их классификации.

Мифология в другом смысле этого слова - это наука о мифах и мифологических системах. Перед мифологией как наукой, изучающей систему бытования, развития и распро­странении мифов, стояла задача систематизировать их.

Поскольку все народы прошли этап мифотворчества, то в мифах разных народах встречаются похожие сюжеты, ге­рои, одинаково объясняется происхождение вещей, явлений, принципов мироустройства, и в то же время, историческое своеобразие каждого народа, ᴇᴦο географическое положение, климат, самобытность мифологического мышления отличают их друг от друга Исходя из этого мифы различаются по своей принадлежности к тому или иному народу (этносу)

Самые древние мифы - архаические - повествуют о наиболее ранних представлениях людей о происхождении человека и животных. В них например, можно найти под­тверждение тому, что человек верил в свое происхождение от животного. Такая группа архаических мифов названа зооантропоморфными (гр.
Размещено на реф.рф
zoon - животное + anthropos- человек) Зооморфные мифы отражают представления древних людей о происхождении и жизни животных

Этиологические мифы (rp aitia причина +...логия), то есть ʼʼпричинныеʼʼ, указывают на причины тех или иных собы­тий, связанных прежде всего с сотворением мира природы и лю­дей. Этнологические функции присущи и другим категориям мифов. Но особенностью этиологических мифов является то, что, повествуя о происшедшем в глубокой древности, они не вскрывают причину, не объясняют, откуда произошли, пред­положим, горы, морс, светила, а рассказывают о том, что бы­ли боги, герои и они создали все окружающее.

Как особая разновидность этой категории выделяются культовые мифы, которые объясняют происхождение обряда или культового действия. Благодаря этой разновидности ми­фов человечество в какой-то степени смогло имен, представ­ление о сакральных действах наших предков.

Космогонические мифы - центральная группа ми­фов, которые повествуют о происхождении космоса и ᴇᴦο час­тей, связанных в единую систему. Для мифологии вообще очень характерны сюжеты сотворения мира, а превращение хаоса в космос - центральный сюжет многих мифологиче­ских картин мира.

Такие мифы по-своему отвечают на вопросы о проис­хождении солнца и луны, земли и звезд. Космогонические мифы передают древние представления о строении Вселен­ной, борьбе хаоса с космосом, структуре космоса. Наиболее распространенным было представление о трехчастном верти­кальном и четырехчастном горизонтальном построении ми­рового пространства. Вселенная могла быть представлена как вегетативная (растительная), зооморфная или антропоморф­ная модель. Многие космогонические мифы повествовали об

отделении неба от земли, о появлении земной тверди, о заро­ждении на ней растительной и животной жизни В систему космогонических мифов включены повествования о разъеди­нении стихий˸ огня, воды, земли, воздуха.

Миф в культуре

1. Понятие мифа и его основные характеристики

Слово «миф» происходит от греческого mythos, которое в глубокой древности обозначало «слово», «высказывание», «историю», «предание».

В современных рассуждениях и повседневной речи под мифом зачастую подразумевают ложные, некритические, оторванные от действительности, отсюда не реальные в своем осуществлении, несбыточные воззрения, концепции, представления. Однако это в переносном смысле, поскольку изначально миф вбирал в себя все представления человека о мире, и органично совмещал в себе религиозные, протонаучные, протофилософские и художественные воззрения.

Миф есть синкретическая форма познания мира, отвечающая на самые разнообразные вопросы бытия человека.

Мифы часто классифицируют по их тематике. Наиболее распространены космогонические мифы, мифы о культурных героях, мифы о рождении и воскрешении, мифы об основании, эсхатологические мифы.

Сегодня практически все ученые согласны, что миф -- один из древнейших компонентов и универсальный атрибут общечеловеческой культуры.

«Мифы - первомысли человечества». (Г.Г.Гадамер). Они зародились на заре человечества, когда рассудок еще не был скован противопоставлением «объективного» «субъективному», не отвлекался на критическое осмысление разного восприятия действительности. Мифопоэтический склад ума отождествлял то, что волнует, с тем, что существует, согласовывал веру и убежденность, практический опыт и прогноз. Миф - интегрирующий способ понимания мира, имеющего своеобразную логику - тождественность предмета и знака, существа и его имени .

Поэтому миф нельзя путать с другими формами творчества. Пусть они похожи на сказки и их часто путают. Однако это разные явления культуры. Миф не подлежит сомнению, в его истинность верят. Пока миф остается мифом, люди поклоняются богам, о которых он повествует.

Так называемые народные сказки - это те мифы, которые остались в памяти людей после того, как исчезла вера в истинность данных мифов, они перестали входить в религию, а представленным в них богам перестали молиться. Поэтому такие мифы начинают восприниматься как выдумки, забава, то есть становятся собственно сказками, которые, как правило, имеют счастливый конец, что вовсе не характерно для мифов, где часто заворачиваются серьезные драмы и гибель положительных персонажей.

Миф отличен и от былины - народного эпического сказания, повествующего, как правило, о богатырях защитниках родины - о лицах вполне конкретных, исторически реальных. Мифические персонажи - аллегории и символы не столько даже людей, сколько знаменательных событий.

Миф - не басня, короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе с прямым моральным выводом, моралью. Миф не дает нравственной оценки и не учит в прямом смысле, но объясняет все сущее в мире человека.

Миф - это специфические образы, модель подлинной реальности. Иными словами, миф является символической формой действительности. Сложным образом, вбирающим в качестве основы архетипических сюжетов. «Миф, как первоначальная форма духовной культуры человечества, представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно - художественным образом, народной фантазией». (К. Маркс) .

Иначе говоря, миф - кладезь общечеловеческой мудрости, величайшее и неисчерпаемое общечеловеческое наследие и достояние, изучением которых занята мифология.

Мифология - это термин обозначает и совокупность мифов, и науку о них. Мифы изучают ученые многих областей знания. Для этого используются материалы истории, археологии, антропологии и других дисциплин.

Мифология как научная дисциплина позволяет уточнять, углублять и расширять исследования в других науках, прежде всего гуманитарных. Материалы мифов часто служат указаниями для исторических и археологических исследований. Мифология как собрание мифов очень заметно влияет на художественную культуру. Сегодня к мифу обращаются во многих университетских дисциплинах -- антропологии, истории, психологии, истории религий, политической науке, структурной лингвистике.

Пришло понимание того, что миф как способ размышления и восприятия в свое время был важнее рационального постижения действительности. «Можно с уверенностью предположить, что понимание мифа однажды будет отнесено к наиболее полезным открытия двадцатого столетия». (М. Элиаде) .

Этим фактически знаменуется наш возвратный интерес к глубинам культуры, признание, что в мифах уже выражены фундаментальные принципы вселенского и человеческого бытия, не известные, или забытые современным человеком. И так мы находим свою «непросвещенность» в сравнении с пращурами, свою неприспособленность, неспособность жить во всеобщей гармонии. Поэтому мы осознанно или безотчетно уповаем на мифы, видя в них стабилизирующие, упорядочивающие, примиряющие начала. Мифы, таким образом, и ныне являются основанием для понимания природы и общества, регулятором их взаимоотношения, гарантирующего благую самоорганизацию социума.

Более того, можно говорить о всеобщности и исторической устойчивости мифа. Ведь его принципиальной особенностью является взаимодействие сознательного и бессознательного, рационального и иррационального. Мифотворчество -- свойство человеческого сознания вообще. Мифы, результат первичных, древнейших форм сознания пронизывают все эпохи, сохраняются тысячелетиями, создаются и поддерживаются всеми поколениями. Таковы, например, мифические представления о вождях, спасителях, правителях и в целом о власти. Можно сказать, что мы живем на основе мифотворчества, выражая в нем свое представление о прошлом и свои чаяния в будущем.

В мифе переплетаются вымысел и вера, знание и предрассудки, он не сводится ни к одному из названных элементов. Это сплетение создает одну из важнейших характеристик мифологического мышления - синкретизм, то есть слитность различных представлений о мире, в котором живут люди и о тех силах, которые этим миром управляют. Порою эти представления наивны, но на самом деле они есть особая форма мироощущения, выраженная в мифе. Вместе с тем, миф является и особым видением явлений природы и общества .

Все эти особенности мифологического мышления можно проследить на примере верховного греческого бога Зевса. Он как "отец богов и людей" управляет всеми небесными явлениями, и, прежде всего громом и молнией. Он же ведает сменой времен года. Одновременно Зевс - это олицетворение этих явлений, их видение и переживание; он также сам гром и молния. Мифологический образ Зевса - это не просто "фантастическое" отображение какого-либо явления природы или исторического события: он представляет собою творение в воображении людей и с помощью их воображения иной действительности.

В этом процессе творения почти отсутствуют логически-рациональные моменты. Рассудочные знания возникают гораздо позже, на этапе отделения философии и науки от мифологии. Но это отделение совершалось постепенно и в течение длительного времени.

Но это не означает, что миф примитивен и невзыскателен. Как отмечает французский этнограф К. Леви-Стросс, "мифологическое мышление развивается из осознания некоторых противоположностей и стремится к их последующему преодолению". Это значит, что мифологическое мышление совершает те же операции, что и понятийное, с той только разницей, что первое совершается с помощью чувственных образов, а второе - с помощью абстракций. Иначе говоря, мифологическое мышление так же диалектично, как и понятийное. Как и их потомки, древние греки осваивали мир в противоположностях: Хаос - Гармония, День - Ночь, Любовь - Ненависть, Океан - Земля и т.д. Но в отличие от науки и философии миф стремится не столько осознать противоположности, сколько преодолеть их. И это преодоление достается на долю богов или героев. Они выполняют в мифах роль общих понятий, в которых сходятся противоположности. Так, боги и ужасны, и прекрасны, они бессмертны, но вынуждены для бессмертия есть яблоки молодости и т.д. Сами противоположности конкретны, образны и зачастую имеют индивидуальные черты, как, например, сторукие, ужасные видом великаны.

Отличительная черта мифа - это отождествление образа и предмета, субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, части и целого, представление, что "все во всем". Другими словами, миф приписывает каждой вещи свойства других вещей. Древний человек не видел особой разницы между природой и человеком или животным; он их отождествлял. Более того, он наделял природу чертами и свойствами живого, разумного существа: эмоциями, переживаниями, стремлениями. Таким образом, в мифах мы сталкиваемся с антропоморфизмом (очеловечиванием природы). В результате, явления природы становятся одушевленными, чувствующими, деятельными. Миф полон жизни, фантастики, волшебства. Но в отличие от сказок, легенд, фольклора волшебство в мифах имеет иную природу.

Миф ничего не придумывает и вполне реален, как сама жизнь. Он не знает преднамеренности и возникает в стихии самой первобытной жизни, обоснованной через самое себя. Мифические чудеса не условны, они рождены жизнью с ее наивной верой в обязательность и повседневность чуда. Небо, земля, стихии - все предстает как чудо. Миф это и не легенда, не предание, хотя последние в основе своей могут иметь элементы некогда пережитой мифологии. Легенды и предания складываются с учетом обстоятельств исторической и социально-политической жизни. Они являются сознательным подкреплением тех или иных идей, фактов или тенденций, требующих своего оправдания, обязательно с опорой на высшие, и потому абсолютно авторитетные силы.

Миф не является оправданием чего-то, он есть органическое продолжение общественной жизни людей, распространяемой на природу. Тем самым осуществлялась возможность овладения ею, она становилась близкой и понятной. Отсюда вытекает и основная функция мифа - социально-практическое освоение мира. Оно возможно только в коллективе. Миф - порождение коллективного сознания, поэтому в нем преобладают коллективные чувства и представления. Он зарождается на стадии общинно-родовой жизни, и другой реальности для древнего человека не существовало. Вся его жизнь подчинялась ритму коллективной деятельности и коллективному образу жизни и мышления. Индивид растворялся в общине и ее интересах. Миф культивировал естественные и доступные пониманию индивида родственные отношения, которыми он был накрепко связан со своим родом. Он внушал индивиду необходимость поддерживать целостность коллективной организации как необходимое условие полноценного индивидуального существования. И вполне понятно, что и природную жизнь древний человек воспринимал по аналогии с общественной, с теми же родственными связями, благодаря которым мир представал как единая большая космическая семья .

Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Воображение - великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало “Илиаду” и “Рамаяну”, “Эпос о Гильгамеше” и “Энеиду”. Оно создало Парфенон и величественные египетские пирамиды, ибо, до того как строители своими руками возвели их и сделали фактом реальности, они уже жили в мечте, в воображении архитектора.

Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Вселенские соборы в православной традиции

Вселенский собор - это собрание преимущественно епископата христианской Церкви в её вселенской полноте, на котором обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического)...

География мировых религий

Религиозное сознание исходит из веры в то, что наряду с реальным миром есть иной - высший, сверхъестественный, священный мир. И это позволяет предположить, что внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов...

Женщины в религии Востока

Требование скромности и умеренности во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами касается и тех и других, что проявляется как в поведении, так и в одежде. Вопреки распространенному мнению...

История православия

Название «православие» (orjodoxia) -- в первый раз встречается у христианских писателей 2 в., когда появляются первые формулы учения церкви христианской (у Климента Александрийского), и означает веру всей церкви...

Миф как первоэлемент и форма культуры

Слово «миф» - греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках...

Мифология и общество Древнего Двуречья

«Одним из важнейших результатов археологических исследований в,библейских странах” -- отмечает С.Н. Крамер, -- были находки, проливающие новый яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать...

Основные характеристики индуизма

Несмотря на противоречия между различными вариантами индуизма, в основе всех их лежат несколько определенных фундаментальных положений. За пределами вечно изменчивого физического мира существует единый универсальный, неизменный...

Православие в новой интерактивно-коммуникативной среде

Одним из центральных вопросов во всем мире становится доступ религиозных организаций к средствам массовой информации и использование СМИ для распространения своего мировоззрения, для информирования общества о своей деятельности...

Профессиональная деятельность православного священнослужителя в России

Самое раннее зарегистрированное упоминание понятия «профессия» приходится на 1541 год (Оксфордский английский словарь), хотя сам институт профессий стал складываться намного раньше, в XII-XIII вв....

Святой Дух как третье Лицо Святой Троицы

Кто же такой или что это такое Дух Святой? Является ли Он некоей безликой силой или все-таки это разумная действующая Личность? В Библии существуют ясные указания на то, что Святой Дух не просто безличный дар, а личность...

Синоптическая проблема и подходы к ее решению у православных исследователей

синоптический библеистика православный евангелия Православное учение о богодухновенности книг Священного Писания всегда держалось того взгляда, что вдохновляя священных писателей, сообщая им и мысль и слово...

Тоталитарные организации и нетрадиционные культы

В наши дни страну буквально захлестнула волна всевозможных религиозных объединений, организаций, обществ...

Учение об оправдании в посланиях апостола Павла

Христианская концепция происхождения морали

Мораль - понятие историческое. Она относится к числу тех общечеловеческих духовных ценностей, которые определяют содержание социального бытия с самого начала возникновения человеческой цивилизации и останутся важнейшим ее атрибутом...



Рассказать друзьям