Признаки агрессии у ребенка. Стратегия на осознание

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Детская агрессия - явление очень распространенное.

Многие родители теряются, не зная, как себя вести, если ребенок вдруг становиться агрессивным, сомневаются, насколько нормальными являются подобные проявления. Поэтому сегодня мы с психологом говорим о том, почему возникает детская агрессия и как реагировать на такие проявления.

Детская агрессия - причины

Причины детской агрессии могут быть самыми разнообразными.

Перечислим самые распространенные :

.Ребенок агрессией реагирует на агрессию взрослых . Достаточно часто ребенок становится агрессивным в том случае, если родители сами частенько общаются на повышенных тонах. Это неудивительно. Ведь ребенок учиться себя вести, беря за основу пример, который подают ему родители. Поэтому обязательно обратите внимание на то, как часто вы сами испытаете злость, раздражение, обижаетесь. А также понаблюдайте, каким именно образом вам свойственно обращаться с этими чувствами. Склонны ли вы их подавлять? Или, наоборот, активно демонстрируете?

.Ребенок испытывает нехватку чего-либо . Чаще всего психологи говорят о нехватке родительской любви или заботы. И это, действительно, может быть так. Однако агрессия, сама по себе, является сигналом того, что какая-то жизненно важная потребность не удовлетворена. И это может быть любая потребность, а не только в любви и ласке.

Агрессия может быть также свидетельством того, что ребенок проходит очередной возрастной кризис. К примеру, в возрасте 2-3 лет практически все дети становятся более агрессивными, капризными

Если вспомнить, какие у нас есть потребности, то это: потребность в безопасности, во сне, пище, сексе, в доминировании, в нахождении своего места в социальной иерархии, в близости и тепле, а также потребности в развитии. Об этом писал еще А. Маслоу около века назад. Так вот, у ребенка может быть неудовлетворена любая из этих потребностей. Например, он не чувствует себя в безопасности (если условия жизни не вполне комфортны, например). Или же он может не понимать своих прав и обязанностей в семье. И тогда любое такое неудовлетворение потребности может приводить к тому, что малыш может вести себя агрессивно.

Не менее распространенной причиной детской агрессии является отсутствие четких границ дозволенного . Как бы странно не казалось это на первый взгляд, но наличие четких правил, требований, а также контроль за их соблюдением - есть залог спокойствия ребенка, и отсутствия у него агрессии. Казалось бы, все вокруг говорят, что . Однако на самом деле это не так. Вредны запреты ради запретов. Если родитель запрещает что-либо ради того, чтобы продемонстрировать свой авторитет, то тогда такие запреты, действительно, идут не на благо. Но если речь идет о правилах, которые действительно нужны, то их наличие помогает ребенку чувствоть себя более спокойно. Ведь когда четко и ясно понятно, что именно можно, а что нельзя, то тогда нет тревоги, а есть четкое понимание своих возможностей.


Достаточно часто в основе детской агрессии может также лежать другое чувство. Например, чувство вины . Если задуматься, то и взрослые часто защищаются агрессией, когда чувствуют себя виноватыми или им стыдно. Точно также и ребенок. Под его агрессией можеттскрываться вина или стыд.

Агрессия может быть также свидетельством того, что ребенок проходит очередной возрастной кризис. К примеру, в возрасте 2-3 лет практически все дети становятся более агрессивными, капризными. Это всего лишь говорит о том, что ребенок в данный момент переходит на качественно новый этап своего развития.

Отдельно хочу выделить такую причину детской агрессии, как ревность . Появление братишки или сестрички для ребенка всегда сопряжено с большим стрессом. Ведь раньше малыш был единственным любимцем в семье. А сейчас он вынужден делить свою маму и папу с другим малышом. Это не может не порождать недовольства и . И это совершенно нормально.

Детская агрессия - как действовать?

Это далеко не полный перечень причин, которые могут лежать в основе детской агрессии. И далеко не всегда детская агрессия нуждается в коррекции. Важно понимать, что наличие агрессии само по себе - вполне нормальное явление. Однако не нормальной может быть ее сила и форма выражения.


1. Стоит разграничить само чувство, которое лежит за агрессивным поведением (злость, обида, негодование или раздражение), и действие, которым ребенок его выражает. Вы можете говорить о том, что вам не нравиться, когда он пытается ударить или укусить вас. Но не стоит стыдить за то, что ребенок злится или раздражается.

2. Помогите ребенку разобраться, что с ним происходит в момент агрессии. Скажите: "Ты злишься, что нужно идти спать", "Ты недоволен тем, что я запрещаю тебе ходить так далеко" и пр.

3. Проводите с ребенком различные игры, где он бы мог сбрасывать свою агрессию. Это может быть драка подушками, воздушными шариками и пр.

Ребенок поймет, что вы на его стороне.

Взаимопонимания и терпения Вам!

На все эти вопросы вы найдёте ответы в данной статье.

Слово «агрессия» (от лат. aggressio — нападение) — это деструктивное, разрушающее и враждебное поведение в отношении окружающих людей. А вот агрессивность — это черта личности, которая, с одной стороны, определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а с другой — стилем общения и воспитания в семье.

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются следующие:

физическая — использование физической силы против кого- либо или чего-либо;

вербальная (словесная) — проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;

аутоагрессия — агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Надо помнить, что не всегда агрессивное поведение ребенка обусловлено агрессивностью, а агрессивность также не всегда приводит к агрессивным действиям. Почему? Потому что агрессивность помимо отрицательных черт (раздражительность, обидчивость, негативизм и прочее) имеет и множество положительных черт (независимость, самостоятельность, активность, умение достигать целей, уверенность, инициативность и другие). К сожалению, маленькие дети в силу своей импульсивности, неумения контролировать себя демонстрируют в большей степени отрицательные стороны агрессивности. Малыш бессознательно проявляет агрессию, за которой могут стоять неумелые попытки начать общение со сверстниками.

Вспоминается такой случай: годовалый малыш радостно бежит навстречу сверстнику, тот пытается увернуться от неожиданных объятий и... получает укус за нос.

Активный, дерущийся и отбирающий у других детей игрушки малыш, безусловно, более агрессивен, чем остальные дети. Жесткая, авторитарная мать (отец), чрезмерно критичная, требовательная и нередко использующая телесные наказания, будет иметь либо чрезмерно застенчивого ребенка, либо очень агрессивного.

Родители, которые уделяют слишком мало внимания активному неугомонному малышу, также рискуют столкнуться с проблемой детской агрессивности достаточно рано. Во время вспышек агрессии на ребенка бесполезно как-либо воздействовать, разумнее научить его выплескивать отрицательные эмоции социально приемлемым способом.

Однажды я была свидетелем такой сцены: трехлетняя девочка со злой гримасой на лице бросала в голубей камни, потом подбежала к малышу и отобрала у него игрушки. Замечания взрослых демонстративно игнорировала. Когда к ней подошла одна из мам и доброжелательно пригласила ее поиграть со своим сыном, та неожиданно согласилась и грустно сообщила, что папа от них ушел, мама на работе, а она живет у бабушки. Рассказывая эту историю, она продолжала охотно играть, забыв про свои агрессивные действия.

В данном случае агрессия у девочки носила защитный характер и была вызвана неблагоприятной обстановкой в семье.

Как можно помочь агрессивному малышу

Прежде всего такому ребенку требуется постоянное доброжелательное внимание.

Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества агрессивного ребенка (ведь он привык к порицанию, которое только подкрепляет негативные стороны агрессивности).

Необходимо предложить малышу приемлемые способы выражения гнева и раздражения (вот некоторые из них: громко спеть вместе любимую песню, поиграть в игру «Кто громче кричит», поощрять бои с боксерской грушей, смять и выбросить бумажную или пластилиновую фигурку обидчика, устроить морской бой в ванной и так далее).

Почаще рассказывайте ребенку о своем детстве, о своих победах и поражениях, вспомните, в каких трудных ситуациях вы оказывались, как с ними справлялись, что переживали.

Чаще говорите малышу о своих чувствах и желаниях. Например: «Мне очень грустно, что ты бросил свою одежду, забыв ее аккуратно сложить». «Я сейчас чувствую себя уставшей, посижу немного одна, потом поиграем вместе».

Старайтесь управлять собственными негативными эмоциями. Если в семье принято снимать напряжение скандалами и криками, то агрессивность может стать устойчивой чертой характера вашего сына или дочери.

Заранее настройте ребенка на неприятную или просто новую ситуацию, будь то поход к врачу или в гости.

Поскольку агрессивные дети нередко страдают мышечными зажимами и испытывают напряжение, старайтесь чаще играть с ними в подвижные игры, которые заканчиваются релаксационными упражнениями.

Купите малышу безвредные краски, которыми можно рисовать руками. Через рисунок ребенок выплескивает свои эмоции, снимает напряжение.

➠ Помните, что нельзя постоянно сдерживать негативные эмоции. Ругая ребенка, любыми способами подавляя его враждебное поведение, вы ухудшаете нервно-психическое и соматическое состояние малыша. Эмоции, загнанные внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят не только к плохому поведению, но и к неврозу.

Словесная агрессия в детском возрасте

Все больше родителей и педагогов отмечают возрастание в дошкольном возрасте агрессивных высказываний в адрес как сверстников, так и взрослых: гневные крики, оскорбления, грубость уже стали привычными в речевом поведении детей. Речевая агрессия может быть связана с общей агрессивностью ребенка, и тогда будет проявляться постоянно, но может быть и ситуативной, спонтанной реакцией на отрицательные события и переживания. В первом случае ребенок стремится осознанно оскорбить своего товарища, тогда как во втором — речевая агрессия носит, скорее, оборонительный характер и дошкольник просто импульсивно выплескивает в обидных словах свое неудовольствие.

Типичные ситуации, в которых возникает речевая агрессия.

Отказ сверстников принять в игру, соперничество при распределении ролей в игре и так далее.

Запреты со стороны взрослых (нельзя смотреть мультфильмы, есть конфеты и так далее).

Ограничение свободы (родители не дают ребенку самому одеться, нести продукты из магазина и так далее).

Собственные неудачи (не получается что-то нарисовать, вылепить, построить и так далее).

Усталость (после детского сада дополнительные занятия в кружках и секциях).

Любая несправедливость (обвинение в том, в чем ребенок не виноват).

Невнимание со стороны взрослых (перебивают, не слушают и так далее).

Принудительное соблюдение дисциплины (уборка игрушек, необходимость идти спать в определенное время и так далее).

Ответная реакция на грубость со стороны взрослых или сверстников.

К сожалению, в большинстве случаев наши действия на речевую агрессию ребенка стереотипны и неэффективны. Наиболее популярными способами воспитательного воздействия являются наказания в виде лишения чего-либо (общения, конфет, прогулки) или в виде изоляции (поставить в угол, закрыть в темной комнате и так далее).

Существуют приемы, позволяющие устранить агрессию в детской речи. Приведем наиболее действенные.

. Игнорирование. «Пропустить мимо ушей», «смотреть сквозь пальцы», «закрывать глаза» на что-то — эти известные всем выражения отражают сущность способа игнорирования. Если поведение ребенка не является угрожающим, то можно продемонстрировать невозмутимость и промолчать, чтобы остановить хамство. Как правило, общение в конфликтной ситуации идет по принципу «я ему слово, а он в ответ десять». Словесная «драка» однозначно завяжется, если ответить на вызов ребенка («Ты плохая, ты не купила мне куклу!»). Игнорирование оказывает тормозящее психологическое воздействие на агрессора, и он замолкает.

. Переключение внимания . Если ребенок не проявляет сильной целенаправленной агрессии, то можно переключить его на позитивное состояние или конструктивное поведение. Например, малыш злится, бурчит, обижается на то, что свои обещания родители не выполнили. Можно отреагировать так:

. Акцентирование внимания на положительных качествах ребенка. «Так поступают плохие дети, но ты же у меня добрый, отзывчивый, умный!» или «Ты такой способный, терпеливый, а...» (указывается проступок).

. Юмор или шутка. Зная, что юмор и агрессия несовместимы, у дошкольников постарше можно попытаться снять эмоциональное напряжение добродушным смехом. Это непростой прием, который лучше применять к группе детей, чем к отдельному ребенку, поскольку у дошкольников выражена потребность в публичном одобрении и признании со стороны взрослого.

Нельзя использовать шутки неприязненного, оскорбительного содержания. «Что за вой, что за рев, там не стадо ли коров?! Нет, там не коровушка, это Надя (Нина, Вова,...) — ревушка!» Такие слова очень обижают малыша. Сарказм, насмешка, издевка, язвительные высказывания не имеют отношения к доброй шутке и юмору!

. Доведение до абсурда. В этом случае агрессивное высказывание при его усилении теряет всякий смысл. Например: «Громче кричи, я плохо слышу! Здорово ругаешься, но тихо, давай во все горло!»

. Частичное согласие . В случае гневных протестов, грубых отказов в ответ на просьбу взрослого иногда этот метод неожиданно помогает. Нужно внимательно выслушать ребенка, понять его претензии, по возможности частично их удовлетворить, добиваясь выполнения общей просьбы: «Хорошо, ты можешь еще 5 минут посмотреть мультфильм, но потом обязательно пойдешь спать!»

. Привлечение «союзников». Это ссылка на авторитетное для ребенка лицо. Например: «Папа бы очень расстроился, если бы услышал такое!», «Ребята слышат, какие грубые слова ты говоришь, им это не нравится».

. Апелляция к жалости. Способ, который подходит только в общении с эмоционально чувствительными детьми, когда акцент ставится не на поступке, а на собственном состоянии или состоянии обиженного («Мне очень больно слышать от тебя такие слова!», «Посмотри, Настя расстроилась из-за твоих грубых слов! Пожалей ее!»).

. Соблюдение ритуалов в случае негативного высказывания . Вместо того чтобы говорить ребенку: «Не обращай внимания» или «Дай сдачи», лучше вспомнить известные защитные «фразы-обереги», охраняющие от словесных нападок: «Кому нравится дразниться — с тем не буду я водиться!», «С тем, кто любит обзывать, мы не будем все играть» и тому подобное.

. Прямое порицание . Достаточно часто возникают ситуации, когда вышеперечисленные приемы оказываются просто неприемлемы: грубое оскорбление сверстника, угроза физической расправы, коллективные насмешки и многое другое. Тогда взрослому необходимо однозначно показать свое негативное отношение к речевой агрессии ребенка. Но формулировать прямое порицание необходимо в корректной форме: «Ты ведешь себя очень некрасиво, мне очень не нравится, когда ты ругаешься! Пожалуйста, прекрати!» Но лучшим средством является использование «я-сообщений» вместо «ты-сообщений» (не говорите: «Ты грубиян!», скажите: «Я не доволен, когда дети так грубо высказываются»),

. «Выпустить пар». Дайте возможность ребенку выговориться, выслушайте его. За вами останется «последнее слово», а у ребенка будет возможность снять эмоциональное напряжение. После того как малыш немного успокоится, можно обсудить ситуацию: «Я понимаю, что ты сильно рассержен, давай вместе все обдумаем».

. «Мусорная корзина». Метод, который заключается в том, что табу с хамства снято, но ставятся строгие пространственные ограничения. Например, разрешено ругаться только в определенном месте — там, где стоит мусорное ведро (желательно для этих целей завести мусорную корзину — для бранных слов). Объясните ребенку так: «Ни мне, ни папе неприятно слышать плохие слова! У нас никто так не ругается, поэтому скажи, пожалуйста, все это над мусорным ведром!» Для «мусорных» слов должно быть соответствующее место.

Чтобы понять причины, вызывающие агрессивное поведение у ребенка, для начала следует понять, что такое агрессия. Психологи утверждают, что агрессия – это не установка, не мотив и даже не эмоция. Агрессия - это не здоровая модель поведения, которая закладывается в раннем детстве. Причины, которые провоцируют развитие агрессивной модели поведения ребёнка, имеют под собой весьма реальную почву, поэтому крайне важно не только знать о них, но и не игнорировать возможные последствия.

Мы отобрали наиболее часто встречающиеся причины агрессии у детей, по мнению экспертов:

Причина №1 - Неприятие родителями

Эта причина является одной из базовых, так как согласно статистике, чаще всего агрессивные модели поведения проявляются у нежеланных малышей. Если ребёнок появился у родителей, которые были осознано или подсознательно к этому не готовы, он не только интуитивно чувствует подвох, но и «считывает» данную информацию с интонации и жестов. Такой ребёнок старается доказать, что он хороший и имеет право на существование. Однако делает это, как правило, довольно агрессивно.

Причина №2 - Враждебность

Очень трудно приходится ребёнку, родители которого враждебно к нему настроены. Со временем этот малыш переносит отношение родителей на окружающий его мир, который кажется ему далеко не дружелюбным. Если родители позволяют срывать свой негатив на ребёнке или винить малыша в собственных неудачах, ребенок не только теряет уверенность в себе, у него появляются страхи и фобии. Со временем отсутствие чувства безопасности и стабильности приводят к всплескам агрессии, которые направлены на родителей.

Причина №3 - Разрушение эмоциональных связей

Если ребёнок вынужден жить с родителями, которые относятся друг к другу неуважительно или враждебно, его жизнь превращается в сущий кошмар. Особенно печально, когда ребёнок не просто является свидетелем семейных ссор, но и участником драматических событий.

В результате малыш либо находится в постоянном напряжении, страдая от семейных разборов и нестабильной обстановке в доме, либо начинает черстветь душой и становиться тонким манипулятором с весьма агрессивной моделью поведения.

Причина №4 - Неуважение к личности малыша

Агрессивное поведение может быть вызвано нетактичной и некорректной критикой, унизительными и оскорбительными замечаниями, особенно если они были высказаны публично. Неуважение к личности малыша и уж тем более его унижение может стать причиной серьезных комплексов, которые разрушают уверенность в себе.

Причина №5 - Чрезмерный контроль

Как правило, чрезмерный контроль над поведением ребенка устанавливают родители, которые имеют жесткий и властный характер. Однако в стремлении контролировать каждый шаг мама и папа не должны забывать, что тем самым они подавляют личность и тормозят развитие своего ребёнка. Кроме того, гиперопека вызывает не столько любовь, сколько страх и желание убежать. Конечным результатом такого жесткого воспитания станет агрессивное поведение ребенка, направленное на окружающих (взрослых и детей). Некий завуалированный протест против «угнетения» личности, неприятие ситуации подчинения, существующего положения вещей, борьба с запретами. В попытки защитить своё Я ребёнок выбирает формой защиты нападение, даже тогда, когда ему не грозит опасность.

Причина №6 - Избыток внимания

Когда ребенку в семье уделяется много внимания, он быстро привыкает к этому и становится балованным. Со временем желание родителей угодить малышу оборачивается против них же. Если не исполняется очередное желание такого чада, в ответ родители получают вспышку агрессии в виде закатанной истерики или «тихой» подлости.

Причина №7 - Недостаток внимания

Вечная занятость родителей также порождает агрессивное поведение у малышей. В этом случае агрессия используется как способ привлечь к себе родительское внимание, пусть даже в негативной форме. Ребёнок чувствует себя одиноким и беззащитным, он напуган безразличием родителей и как результат – агрессивные, неадекватные поступки.

Причина №8 - Чувство страха

Также следует помнить, что всплески агрессии могут быть вызваны тревожным состоянием малыша и продиктованы страхом. Достаточно часто агрессивное поведение - это крик ребёнка о помощи, за которым стоит настоящая трагедия и неподдельное горе. Как правило, напуганный человек действует и мыслит не адекватно ситуации. Напуганный ребёнок также выпускает ситуацию из-под контроля и перестаёт понимать, кто ему враг, а кто друг.

Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»

В детской психологии агрессия — это поведение ребенка, которое причиняет физический, психологический или предметный вред другому человеку, объекту или окружающей среде, даже если попытка причинения вреда завершилась неудачей.

Выражение агрессии может происходить различными способами, включая словесное оскорбление, порчу личного имущества и физический контакт. Согласно заключениям, дети с агрессивными поступками склонны быть раздражительными, импульсивными и беспокойными.

На текущий момент нет единого ответа о причинах агрессивности у детей. Многие психологи считают, что поведение является врожденной и инстинктивной проблемой. Другие, предполагают, что утрата общепризнанных ценностей, изменение принципов традиционной семьи, недостаточное воспитание детей и социальная отдаленность приводят к выражению агрессии у детей, подростков и у взрослых. Агрессия у детей коррелируется на фоне безработицы в семье, беспорядков на улице, преступности, психиатрических расстройств.

Формы и цели агрессии у детей

На текущий момент специалисты различают разные формы, цели и виды агрессии. Поведение может принимать различные формы:

Физическую;

Словесную;

Психическую;

Эмоциональную.

Она может провоцироваться для достижения различных целей:

Выражать гнев или враждебность;

Для утверждения превосходства;

Для запугивания окружающих;

Чтобы достичь поставленной цели;

Быть ответом на страх;

Быть реакцией на боль.

Современные психологи различают 2 типа агрессии у ребенка:

Импульсивную — аффективную, совершаемую в стадии аффекта. Агрессия характеризуется сильными эмоциями, неудержимым гневом, истеричным состоянием. Эта форма поведения не планируется, она возникает и происходит в запале.

Инструментальная — хищная. Агрессия характеризуется различными манипуляторами, которые нацелены на достижение более важной цели. Инструментальная агрессия часто бывает запланированной акцией и существует как средство достижения цели. Причиняя неудобство другому человеку, например сломав игрушку, ребенок движется к цели — покупке новой, более интересной игрушки для себя.

Было замечено, что дети с более низким уровнем развития больше склонны к незапланированной, импульсивной агрессии. Дети демонстрирующие хищную агрессию — умеют управлять, планировать и целенаправленно достигать поставленной цели используя агрессию.

В психологии существует различие между уровнями агрессии у мальчишек и девочек. Мальчики практически всегда более агрессивны, чем девочки. Большие дети более агрессивны, чем маленькие. Активные и навязчивые дети — более агрессивны, чем пассивные или очень спокойные.

У детей всех возрастных групп агрессивное поведение является мощным способом донести свои желания окружающим, а так же приём выразить свои симпатии и антипатии.

Причины проявления агрессии у детей в разном возрасте

Младенческий возраст. Младенцы бывают агрессивными, когда очень голодны, находятся в крайне неудобном положении, испытывают страх, недомогание или боль. Родители могут заявить что агрессию младенца могут оценить по громкости и тону голоса. Но это мнение ошибочно. Плач младенца — это оборона, это способ общения, передача чувств и потребностей. Его нельзя называть проявлением агрессии.

Малышовый возраст. Крохи от 2 до 4 лет проявляют вспышки агрессии истериками, причинением боли своим сверстникам, взрослым, повреждением игрушек и мебели. Чаще всего агрессия в этом возрасте бывает по отношению к взрослым, как способ достижения какой-либо цели. Речевая агрессия позволяет увеличивать словарный запас ребенка.

Дошкольный возраст. Дети от 4 до 6 лет могут проявлять враждебность к своим братьям и сёстрам, а так же сверстникам. Из-за социального взаимодействия у детей появляются мнимые и реально существующие обиды. Они заставляют ребенка постоять за себя и вызывают атакующий гнев — агрессию.

Агрессивность у ребенка и предрасположенность к насилию

Если дошкольник ведёт себя враждебно со знакомыми детьми, взрослыми и даже животными, часто бывает сверхчувствительным, легко обидчивым, быстро приходит в ярость и долго не может успокоиться, он может иметь предрасположенность к насильственному поведению.

Дошкольник еще не научен отвечать за поведение и как правило обвиняет других за совершенные действия. Родители должны уделить серьёзное внимание и принять меры для исправления положения.

Дети дошкольного возраста склонны иметь кратковременные периоды агрессивного поведения, так как недопонимают того, что они причиняют вред, устали или испытывают стресс. Если поведение продолжается несколько недель, родители должны проконсультироваться с лечащим врачом и психологом и искоренить проблему.

Факторы, повышающие риск возникновения насильственного поведения

Родители и учителя должны быть крайне внимательными если:

Ребенок стал жертвой физического и полового насилия;

Имело место насилие в семье;

Если ребенок регулярно видит насилие на экране телевизора, в СМИ, у соседей, живущих по соседству;

Если родители употребляют наркотики и алкоголь;

Если в доме присутствует огнестрельное оружие;

Если семья малообеспечена, переживает стрессовый период, находится на грани разрыва брака;

Если воспитанием занимается мать одиночка, родители потерявшие работу;

Если присутствовала мозговая травма.

Родители могут научить ребёнка быть терпимым и управлять своими эмоциями. Однако, если родители будут открыто выражать при ребенке свой гнев, проявлять грубую напористость и раздражительность, ребенок будет брать пример с родителей и не будет отвечать за своё поведение. Ответственное родительство не терпит любых форм проявления насилия и предотвращает его любыми возможными способами.

Стимуляторы агрессии у ребенка

Психологи утверждают, что когда дети теряют диалог со сверстниками, они чувствуют напряжение, напуганность и изолированность. Это тот случай, когда может непреднамеренно проявляться агрессия к сверстникам, даже незнакомым. Родители должны проявить внимание к поведению ребенку и вовремя пресекать любые попытки агрессивного поведения. Когда дети преодолевают чувство изоляции они становятся дружелюбными и не проявляют агрессии.

Агрессия может быть побочным продуктом плохого воспитания. Если ребенок не получает необходимого внимания от родителей, учителей и сверстников, а так же подвергается насилию, он становится неуправляемым и агрессивным. Если родители игнорируют поведение или неосознанно считают его нормальным, это может дополнительно стимулировать агрессию.

У многих детей агрессивное поведение является симптомом маниакальной стадии биполярного расстройства. Оно может проявляться раздражительностью, развившейся на фоне депрессии.

Иногда дети агрессивны к сверстникам из-за страха или подозрительности. Это расстройство встречается в случае присутствия шизофрении, паранойи или других психотических состояний.

Агрессия так же может быть побочным продуктом неспособности справиться с эмоциями, особенно разочарованием. Расстройство встречается у аутичных и умственно отсталых детей. Такие дети если в чем то разочаровываются, не могут исправить с эмоциями, эффективно рассказать о сложившейся ситуации, следовательно, проявляют агрессию.

Дети с синдромом СДВГ или другими деструктивными расстройствами могут на фоне непонимания и импульсивности так же проявлять агрессивное поведение, особенно тогда, когда нарушены социальные принципы.

Психологи утверждают: чтобы устранить агрессивное поведение необходимо определить главную причину и базовые факторы — стимуляторы агрессии.

Затем научить родителей эффективным способам управлять поведением ребёнка, без малейшего намека на агрессию или наказания. Важно иметь позитивный контакт с ребёнком, поощрять хорошее поведение, а не сосредотачиваться только на сложных моментах воспитания.

В семье должны быть созданы и соблюдаться особые правила поведения, которые подходят для возраста ребёнка, разумны и осмысленны близким окружением. Родители должны научиться быть логичными в поведении и принятии решений. Сохранять умение владеть эмоциями в любых, даже самых неожиданных ситуациях.

Исследования показали, что физические наказания не решают, а усугубляют проблему агрессивного поведения. Если родители применяют наказания в семье, дети:

Не умеют контролировать свое поведение;

Испытывают чувство страха и боязнь ослушаться родителей, но при этом чаще хулиганят;

Имеют повышенных риск получения психических расстройств со здоровьем во взрослом возрасте;

Становятся предрасположенными к насилию, издевательствам над будущей супругой, собственными детьми;

Теряют качество отношений с родителями.

Психологи считают, что общей проблемой всех родителей является то, что дети дерутся с сестрами и братьями и проявляют агрессивность к незнакомым детям. В детском возрасте у детей часто возникают разногласия и конфликты. Дети имеют разные потребности, желания и способы ведения дел — это свойство делает их уникальными.

Родители должны учить детей осваивать социальные и эмоциональные навыки управления поведением. Если ребенок любит борьбу и очень активен, родители могут предложить ему заняться восточными единоборствами, дзюдо, любыми видами борьбы. Спорт научит маленького непоседу правильным приёмам борьбы, безопасным способам самообороны.

В дошкольном возрасте детей следует учить находить мирные способы предотвращения агрессии. Помогать им правильно выражать свои эмоции, разбираться в базовых потребностях других людей, понимать и чувствовать ситуацию и присутствующее окружение.

Агрессивный ребенок отличается специфичным поведением от других детей. Такого малыша заметно сразу. Перед тем как начать предпринимать какие-нибудь меры, необходимо выявить причины такой реакции. Родители должны себя вести с ребенком правильно, учитывая, что агрессия на ребенка может только усугубить ситуацию.

Младенец способен проявлять свои чувства только двумя способами: демонстрируя удовольствие или неудовольствие. Поэтому детская агрессия заметна еще с рождения. Взрослым людям хотя бы в общих чертах следует знать, что такое агрессия детей, ее причины и предупреждение.

То, что малыш испытывает дискомфорт, может отражаться в виде плача, крика, истерики. Через некоторое время агрессивные дети начинают более активно проявлять протестные реакции. Это выражается в деструктивных манипуляциях. Они могут быть направлены на окружающих, ценные предметы.

Агрессия у ребенка встречается часто. Ее следует воспринимать как инстинктивную форму поведения. Основная цель кроется в обеспечении самозащиты, выживания. младших школьников следует пресекать, поскольку с возрастом люди должны учиться преобразовывать естественные инстинкты в варианты реагирования, которые являются социально приемлемыми в обществе. Для коррекции нужно использовать специальные приемы. Обязательно нужна профилактика, которая позволяет воспитателям и родителям справляться с трудностями, она будет способствовать социализации агрессии.

Агрессивные дети не умеют держать под контролем собственные импульсы, поэтому сталкиваются с проблемами общения с людьми. Если вовремя не принять меры, из них вырастают психи, неуравновешенные субъекты. Если знать, как снять агрессивность, можно существенно упростить процесс воспитания детей.

Обычно для решения проблемы применяют специальные игры для агрессивных детей и другие особые приемы. Когда такая борьба является некорректной, это может спровоцировать аутоагрессию. Проявляемые психи могут способствовать появлению психосоматических расстройств, что может негативно отразиться на дальнейшей жизни.

Факторы, провоцирующие проблему

Почему ребенок агрессивный? Существуют различные причины агрессивного поведения. Деструктивное поведение обуславливается чувством страха. Истерики могут быть связаны с недоверием по отношению к окружающему миру. Агрессивное поведение ребенка нужно заменить способностью отстаивать ряд своих прав, защищаться социально приемлемыми способами так, чтобы не причинять вреда окружающим.

Причины агрессии у детей нередко связывают с тем, что они сталкиваются с невыполнением их желаний, когда им запрещают удовлетворять некоторые потребности. Другие причины детской агрессии заключаются в стремлении любыми способами отстоять свою личность, обрести самостоятельность, независимость от взрослых. Когда ребенок ведет себя агрессивно, необходимо научить его держать под контролем такие проявления.

Существуют разные виды агрессии, некоторые случаи характеризуются присутствием существенной угрозы для психоэмоционального состояния. Агрессивное поведение детей может быть обусловлено травмирующим воздействием на детскую психику. Например, оно связано со ссорами между родителями.

Агрессия у детей может быть последствием запрета определенного поведения. Иногда по этому поводу появляются очень часто. Однако не всегда у родителей есть желание или способность удовлетворять все потребности. Детская агрессия может быть преодолена, если взрослые будут правильно устанавливать запреты, а наказания использовать только при необходимости.

В каждом случае важно выяснить причины и последствия. Например, фактором может выступать установление личных границ. Детская агрессия возникает из-за чрезмерной родительской опеки. Чтобы понять, как научить ребенка нормальному поведению, следует учитывать критерии агрессивности, схема наблюдения за ребенком должна быть продуманной и последовательной. Это поможет своевременно выявить серьезные отклонения. При помощи специалиста можно подобрать наиболее правильный способ общения с детьми в каждом конкретном случае. Принятый способ позволит решить проблему.

Простой алгоритм

Как вести себя с агрессивным малышом должны знать не только родители, но и воспитатели. Такие знания помогут предотвратить развитие проблемы. Если не предпринимать никаких мер, последствия детской агрессии могут быть плачевными, что отразится на его дальнейшей взрослой жизни.

Рекомендации родителям заключаются в проявлении максимума любви к своему ребенку. Это касается абсолютно всех ситуаций. Как справиться с агрессией ребенка? Запрещается озвучивать негативные реплики по отношению к ребенку. Нельзя называть детей обидными словами, использовать угрозы, оскорбления. Это отражается на их психике. Для того чтобы выявить свое недовольство, нужны непосредственно действия. Нужно учитывать, что ребенок — личность.

Что делать, если ребенок агрессивный? Необходимо всеми допустимыми способами предотвращать развитие агрессии. Иногда малыш хочет , но у родителей не всегда есть свободное время. В рамках стратегии поведения родителей, воспитывающих агрессивного ребенка, категорически нельзя проявлять раздражение, отмахиваться от крохи. В любом возрасте надо объяснять причины, почему невозможно поиграть вместе именно в конкретный момент времени.

Как бороться с агрессией ребенка? Родители не должны откупаться от своих детей дорогостоящими подарками, игрушками. Правильное воспитание подразумевает необходимость уделять достаточное количество внимания, любви и заботы малышам.

Когда в семье агрессивный ребенок, что делать? Всей семье необходимо осваивать приемы социального взаимодействия. Дети часто копируют мимику, жесты, реплики близких людей, но особое внимание они обращают на собственных родителей. Если мать и отец не желают, чтобы сын или дочь закатывали истерики, затевали драки, были непослушными, следует обязательно держать под контролем свою агрессию, оскорбительные высказывания или крики. С детьми нужно чаще играть.

Как добиться результата?

Важный совет! Неприемлемо подавлять агрессивные проявления ребенка. Это отрицательно сказывается на состоянии здоровья, психи должны проходить постепенно. Из-за подавленных агрессивных импульсов угроза для возникновения нарушений в работе центральной нервной системы существенно возрастает. Иногда лечение агрессии должно проводиться профессионалами, например, если это отсталый ребенок в развитии.

Как помочь ребенку справиться с агрессией? Его следует научить применять приемлемые варианты выражения враждебных чувств. Он в этих целях может использовать рисунки, игрушки, пластилин. Допустимо использование физических нагрузок, которые не представляют никакой угрозы или не причиняют вреда окружающим.

Подобные коррекции агрессивного поведения подразумевают трансформацию чувств из действий в словесную форму. Это дает возможность малышам осознать, что все обсуждается, существуют способы мирного разрешения конфликтов. Например, не следует вступать в драки, когда мирный способ гораздо лучше. Агрессивность у детей со временем начнет проходить, так как им не составит труда рассказать о своих переживаниях, обидах, зле, расстройстве и пр. Необходимость привлекать внимание посредством плохого поведения отпадает сама собой.

Научить ребенка не вредничать не так сложно. Однако не следует запасаться абсолютной уверенностью по поводу того, что именно ощущает агрессивный малыш, какие чувства сейчас в нем скрываются. Предположения можно делать, только исходя из собственного опыта, самонаблюдения. Лучше всего, когда у детей младшего школьного возраста есть привычка активно рассказывать о собственном внутреннем мире. Взрослые только должны обеспечивать подобное проявление, предоставляя ему время и возможность высказать свои проблемы.

Другие меры

Как бороться с детской агрессией? Когда малыш или ребенок уже в старшем возрасте агрессивен, следует показать ему отсутствие итоговой результативности агрессивных действий. Он должен понимать, что если в дальнейшем будет проявлять негатив, например, отнимать игрушки у других деток, с ним никто не станет дружить.

Как справиться с детской агрессией? Со стороны родителей социальные поведенческие правила должны быть установлены в такой форме, чтобы она была понятна ребенку. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей, возраст которых составляет 4 года и больше, допускает озвучивание более подробных требований. Вести себя с агрессивным ребенком следует непринужденно. Нужно обязательно его хвалить, когда тот старается над выполнением любой работы. Ребенок будет отвечать с благодарностью.

В большинстве случаев реакция детей правильна. Приступы агрессии у ребенка снимаются путем закрепления полученного результата. Похвалу ребенок способен принимать гораздо лучше, если он видит, что на самом деле им гордятся.

Как помочь агрессивному ребенку? Воспитывать детей нужно не просто путем произнесения банальных фраз, к примеру, хорошая девочка. Нужно выразить доверие в выполнении важных заданий, дать ребенку почувствовать его значимость и потребность в нем.

Как реагировать на агрессию ребенка? В этом вопросе следует быть внимательными. О плохом поведении, неправильных поступках нужно побеседовать с детьми, но обязательно наедине. Нельзя разговаривать при других детях, родственниках, одноклассниках и т. д. Ребенок не сможет полностью раскрыться и доверить свои чувства и переживания, боясь насмешек. Коррекция агрессивного поведения у детей посредством беседы проводится так, чтобы в разговоре применялось минимальное количество эмоциональных слов. Особенно это актуально в отношении детей с умственной отсталостью.

Взрослым следует научиться подавлять агрессию у ребенка. Когда у него истерики, он плачет, кричит, следует его просто обнять. Это действие позволяет снимать эмоциональное напряжение. Истерики будут случаться все реже. У матери будет постепенно уходить меньше времени на успокоение малыша.

В борьбе с такой проблемой нужно запастись терпением. Если ребенок уже проявляет агрессию, значит, ранее были допущены ошибки в воспитании ребенка или же малыша просто не слышат. Часто дети стараются подать сигнал родителям, но те в спешке не успевают правильно отреагировать на свое чадо, формируя в нем недовольство и злость. Поэтому нужно каждый день общаться, вникать в проблемы и показывать ему свою любовь.



Рассказать друзьям