Проектная деятельность в старшей группе «Разноцветная осень. Проект «Осень – чудная пора

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цель, направление деятельности проекта:

Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.

Задачи:

  • Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
  • Формировать: основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом; навыки художественного исполнения различных образов при пении, в инсценировках и играх; пространственную компетентность детей;
  • Усовершенствовать: знания о изменении погодных условий; умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы в осенний период;
  • Акцентировать внимание детей к окружающим природным объектам;
  • Способствовать развитию памяти, восприятия, логического мышления;
  • Воспитывать эстетические чувства, интерес к познавательной деятельности, умение работать в коллективе.

Вид проекта: информационно-творческий, коллективный

Возраст детей: 4-7 лет

Продолжительность проекта: 3 месяца (сентябрь – ноябрь)

Социальные партнёры: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Формы реализации проекта:

  • занятия;
  • развлечения для детей;
  • выставка поделок из природного материала;
  • дидактические, сюжетно-ролевые, русские народные игры;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток;
  • экскурсии в осенний парк и овощной магазин;
  • использование мультимедийных презентаций;
  • работа с родителями.

Предполагаемый результат:

  • Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;
  • Пополнится словарный запас;
  • Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе у детей и их родителей;
  • Закрепится интерес к познанию окружающей среде.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап: (20. 08 – 30. 08. 2015 год)

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:

Воспитатели:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, ср игр с детьми.

Музыкальный руководитель:

подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Оформление выставки поделок «Дары осени»

Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно–образовательному процессу в ДОУ.

3. Основной этап: (01. 09. 2015 – 20. 11. 2015 г.)

Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мф и мультимедийных презентаций, беседы, занятия, развлечения, экскурсии, наблюдения, рисование, аппликация, изготовление поделок из природного материала, дидактические и русские народные игры.

  1. Чтение художественной литературы: И Бунин «Листопад» , В. Даль «Война грибов и ягод» , А. Пушкин «Уж небо осенью дышало» , М. Волошин «Осенью» .
  2. Просмотр мф: «Чиполлино» , «Вершки и корешки» , «Дюймовочка» , «Мешок яблок» .
  3. Рассматривание репродукций картин: И. Левитан "Золотая осень", М. Нестеров "Осенний пейзаж", Е. Волков "Болота осенью", К. Васильев «Осень» , В. Д. Поленов «Ранний снег» , «Золотая осень» , А.М. Васнецов «Осень» , И. И. Шишкин «Золотая осень» , И.И. Левитан «Октябрь» , «В лесу осенью»
  4. Просмотр презентаций: «Овощи» , «Фрукты» , «Что такое осень?» , «Осенние зарисовки» , «Осенние превращения» , «Почему ноябрь пегий?» (Сладков) , «Времена года» , «12 месяцев» , «Времена года» .
  5. Беседы и занятия: «Витаминная корзина» , «Составление рассказа по картине И.И. Левитана «Золотая осень» , «Составление описательного рассказа об овощах с опорой на модель» , «Витаминная семья» (изготовление салата) , «Наш весёлый огород, что здесь только не растет»
  6. Наблюдения проводились ежедневно на прогулках, согласно перспективному планированию.
  7. Экскурсии: «Экскурсия в осенний парк» , «Экскурсия в овощной магазин» .
  8. Работа на участке: уборка урожая овощей, посадка под зиму (чеснок, морковь) .
  9. Рисование: «Красота осенних листьев» (средняя группа) , рисование натюрморта из овощей, рисование фруктов и овощей (старшая и подготовительные группы) .
  10. Аппликация: «Превращение осеннего листочка» (флористика) , «Витаминная корзина» (комплексное занятие) , «Весёлые морковки» (обрывная) .
  11. Конструирование и ручной труд: «Овощехранилище» (крупный и мелкий строительный материал) , «Урожай» (бросовый и природный материал) , «Яблоня» (проволока, бусины) , «Сказка в осеннем лесу» (природный материал) , «Ёж с припасами» (природный материал) , «Овощи и фрукты для магазина» (соленое тесто) .
  12. Дидактические игры: «Четвертый лишний» , «Послушай, запомни, повтори» , «Назови ласково» , «Чего не стало?» , «Скажи наоборот» , «Много – мало» , «Овощной магазин» .
  13. Русские народные игры: «Садовник» , «У медведя во бору» ,
  14. Музыкальные игры: «На улице» , «Дождик» , Солнышко», «Садовники» , Зайцы», «Яблоки» .
  15. Сюжетно – ролевые игры: «Семья» , «Магазин» , «В лесу» , «Консервный завод» , «Зоопарк» .
  16. Развлечение для детей «Осень золотая, наша гостья дорогая» .

Мероприятия по работе с педагогами:

  • широкое использование игрушек, кукол – овощей, демонстрационного и раздаточного материала, в соответствии с темой проекта
  • использование в работе мультимедийных презентаций
  • изготовление пособий для занятий и декораций для развлечения
  • изготовление дипломов

Оформление выставок детских и совместных работ.

Мероприятия по работе с родителями:

  • изготовление печатных консультаций по темам: «Осень» , «Фрукты» , «Овощи»
  • оформление мини – практикумов по изготовлению игрушек из природных даров осени
  • организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина, семян, овощного и фруктового салатов.
  • проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок – игрушек из природных даров, детских костюмов, декораций для зала.

1. Заключительный этап:

  • изготовление цифрового фото альбома «Осень в гости к нам пришла»
  • подведение итога конкурса среди семей
  • вручение памятных дипломов
  • оформление выставки рисунков
  • показ инсценировки для детей сада: «Загадки с грядки»
  • оформление выставки семейных поделок из даров осени; (показ детям сада)
  • презентация проекта.

Ожидаемый результат:

Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Дети знают и называют:

  • большое количество овощей, фруктов и осенних даров
  • осенние приметы и явления:
  • пословицы, поговорки об осени

Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности "Осень – чудная пора". Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, детский дизайн и задания творческого характера.

Информационная карта проекта.

  1. Полное название проекта: Развитие познавательных способностей дошкольников в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка
  2. Творческая группа:

Куриленко Н.В, Дятлова А.Н., Мартиросян О.Г.

3. Вид, тип проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско-творческий.

4. Цель, направление деятельности проекта:

Исследовательская деятельность детей по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение полученных впечатлений в различных видах деятельности.

5. Задачи:

  • Создать предметно-развивающую среду и условия для дальнейшего развития познавательных способностей дошкольников;
  • Создать и систематизировать методический материал знания детей

6. Краткое содержание проекта:

Организация и проведение занятий и режимных моментов, направленных на пополнение и обогащение знаний детей по теме проекта.

Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности.

Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в осенний период времени.

Анализ поведения животных и человека в природе осенью.

Отражение полученных знаний в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой (творческой, трудовой, музыкальной) .

7. Совершенствование развивающей среды группы:

Обогащение дидактическим материалом.

Организация выставки совместных работ родителей и детей " Дары осени ".

9. Участники проекта: 98 детей, 10 педагогов, родители.

10. Возраст детей: 4 – 7 лет.

11. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции) .

12. Ожидаемые результаты (продукт проекта) :

  • осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
  • развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  • развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
  • совершенствование развивающей среды группы;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
  • пополнение картотеки прогулок;
  • конкурс на выразительное чтение стихов об осени;
  • праздник Осени;
  • выставка "Осенние фантазии";
  • выставка детских рисунков;
  • ведение детьми дневника наблюдений.

3. Практический этап - реализация комплексного проекта "Осень – чудная пора" с участниками проекта.

В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: экологические сказки, наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, конкурсы, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия, беседы познавательно-эвристического характера, экологические игры - путешествия, эксперименты и опыты, экологические задачи.

В уголке природы 4 групп детского сада были помещены дары осени - овощи и фрукты, ягоды. Дети учились различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть.

Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света) , характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд; солнце днём очень низко над горизонтом - приближается наступление полярной ночи.

Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений - прикреплённость к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры.

Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.

Провели ряд прогулок за пределы участка детского сада с разными целями. Смотрели, что происходит в сквере, за соседними домами. Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами - "Раз, два, три к кустику беги!", "Чей лист?", "Детки на ветке", "Найди такой же".

С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству организовали выставку семейных работ из природного материала под названием "Дары осени". Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, лучше узнать собственных детей. Презентацию выставки этих работ проводили сами дети.

Презентация выставки "Дары осени"

Организаторы - дети средней группы "Колокольчик", старшей группы "Матрешка", подготовительных групп «Фиалка» и «Ромашка» .

Цель: помочь ребёнку раскрыть свои и родительские умения перед детьми разных групп.

Задачи:

  1. помочь детям осваивать социальные роли (экскурсовод, посетитель, автор работы) ;
  2. способствовать совместному участию детей и родителей в выполнении работ;
  3. обучать детей налаживанию отношений со сверстниками.

Предварительная работа:

  1. изготовление поделок из природного материала совместно с родителями;
  2. обдумывание мини-презентации своей поделки (название, стишок, загадка и т. д.) совместно с родителями;
  3. размещение экспонатов в группе;
  4. заучивание стихов;

Ребенок 1:

Дорогие гости, проходите,
Выставку нашу посмотрите.
Мы поделки свои покажем.
И о них всё вам расскажем.

Воспитатель:

Закружились в воздухе жёлтые листочки,
В тундре появились разные грибочки.
Очень захотелось нам красоту такую
Поместить на выставку светлую, большую.

Конкурс объявили творческих работ.
Тема "Осенние фантазии" - налетел народ.
Выполнили условие - творить должны
Мамочки и папочки, а также малыши!

Ребенок 2:

Здесь какие-то игрушки, есть картины и зверюшки,
Есть осенние букеты и природные макеты.
Диво-дивное у нас, мы расскажем вам сейчас.

Воспитатель: Ребята, пусть каждый из вас расскажет про свою поделку, как её изготавливали, с кем и какое стихотворение про неё сочинили.

Воспитатель поочерёдно обращает внимание на каждую поделку на выставке, и тот ребёнок, чья работа выделена, рассказывает о ней.

Воспитатель: Вижу, вот птица сидит, да по сторонам глядит.

Айгуль: Наша птица хороша, сделана из ветки. Клюв – колючки, которые мы нашли, когда мы ходили гулять по лесу.

"Милая осень" (трава, цветы)

Воспитатель:

Осень золотая в гости к нам пришла,

И букет осенний в подарок принесла.

Варя:

Я травинки собрала. Всем вам покажу.
Чтоб они не потерялись, в букет их свяжу.
"Подарки осени" (листья, трава, кедровые орехи)
Воспитатель: Что за осенние причуды здесь?

Саша:

Здравствуй, осень!
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, осень, спросим,

Что в подарок принесла?

А принесла она орешки и разноцветные листочки, из которых мы с мамой и сделали этот букет.

"Прощание с летом" (листья, камни, фольга)

Воспитатель: В горшочке средь камней выросли цветочки. Что за чудо в них на тоненьких ножках?

Владик:

Мы с мамой придумали загадку:
Тонко кружево плету -
Не заметишь на лету.
Кто в мою попался сеть,

В ней останется висеть. (паучок)
"За грибами" (крупа, трава)

Воспитатель: Вот я вижу картину с ароматной корзиной.

Маша:

По дороге весело мои ноги шли,
К ароматным грибочкам в гости привели.
Их в корзинку соберу и домой я принесу.
"Домик в деревне" (камни, ветки, листья, вата, шкурка апельсина)

Воспитатель: А на этой картине много разного природного материала.

Тима:

Вот построили мы дом - дом, в котором мы живём.
Облака над ним как ком. Стены каменные в нём.
За плетнём растут цветы, удивительной красы.
Лесовичок (шишки, желуди, ветки, листья)

Воспитатель: Видно лесовик есть в лесу?

По лесочку он идёт, песенки весёлые поёт.
Лес от зла оберегает, иногда людей пугает.
"На лесной опушке" (картон, листья, ветки, трава)
Воспитатель: Чья-то здесь стоит избушка?

Миша:

На полянке средь опушки
Стоит красивая избушка
Для любой лесной зверюшки,
Картон стены заменяет, листья крышу покрывают.

"Яркие друзья" (камни)

Воспитатель: Вроде с виду жуки, но какие-то твёрдые.

Лёва:

Наши насекомые хороши, сделаны из камешков.
Мы покрасили их с мамой и покрыли лаком.
"Золотая осень" (семечки подсолнуха, ветки, крупа)
Воспитатель: Вижу, рощу золотую и тропинку в ней.

Соня: Мимо пней и мимо кочек, бежит дорожка к заветному порожку. Дорожка сделана из семечек, а деревья золотые посыпаны крупой.

"Собачка Джек" (ракушки, кокосовая стружка)

Воспитатель: Много я собак видала, но такую не встречала.

Снежана:

Были мы на Чёрном море, и ракушек привезли.
С папой вместе мы решили, их в собачку превратили.
"В осеннем парке" (листья, ветки)
Воспитатель: Что за чудо из чудес на поделке этой?

Азиза:

Здесь чудесный городок с парком и грибами.
Жители малюсенькие! Убедитесь сами!
"Мишка косолапый" (шишки, арбузные семечки, ветки, листья)
Воспитатель: А вот и мишка косолапый.

Артём:

Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, в корзинку их кладёт.
После того как все рассказы о поделках прозвучали, пригласить гостей посмотреть внимательно выставку и познакомиться с другими работами детей группы.
Дети импровизируют под музыку П. Чайковского "Осень" из цикла "Времена года".

Ольга Кащеева
Познавательно-творческий проект на тему: «Осень золото роняет»

Название проекта : «Осень золото роняет » .

Тип проекта : познавательно-творческий

Классификация проекта : краткосрочный (3 осенних месяца ) .

Состав участников : групповой

Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели группы.

Образовательные стандарты :

Активизация познавательной деятельности , развитие речи детей.

Развитие экологического мышления у детей (воспитывать гуманное отношение ко всему живому, учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности, способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой).

Развитие творческого воображения в процессе художественной деятельности детей (совершенствовать характер и содержание способов познания с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, учить осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей ).

Актуальность выбора темы проекта позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, птицы и животные, грибы, ягоды, овощи, фрукты; сельскохозяйственные работы людей, осенние праздники и особенности их проведения, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные , коммуникативные и творческие способности детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

Краткое содержание проекта . Данный проект может быть использован в работе с детьми 6-7 лет на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, по ознакомлению с художественной литературой, по изобразительной деятельности. Структура и содержание проекта отражает его познавательную направленность . Предлагаемые детям задания ориентированы на выражение детской инициативы, проявление которой необходимо для достижения конечного результата. Проект позволяет каждому ребенку увидеть и расширить представления о характерных признаках - это продукт деятельности по проекту . Участники проекта – дети подготовительной группы, их родители, педагоги ДОУ. Педагоги проводит с детьми целевые занятия, родители под руководством педагогов выполняют различные домашние задания. Кроме того, в проекте принимает участие музыкальный руководитель, который проводит занятия по ознакомлению с музыкальными произведениями, отражающими тематику проекта .

Цель проекта : расширять представления детей об осени как времени года , развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени , помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров , познакомить с осенними праздниками , создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.

Задачи :

Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период (подготовка деревьев, животных и птиц к зиме, о «дарах осени » (овощах, грибах, ягодах, о труде людей в осенний период .

Конкретизировать представления об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям среды).

Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой, умственной) .

Способствовать развитию познавательной активности , мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.

Закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, отлёте птиц.

Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой , чувствовать её красоту.

Воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них.

Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

1 этап – подготовительный

Методическая работа

Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор настольно – печатных и дидактических игр.

Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе , животных и птицах; загадки и пословицы на осеннюю тему и т . д.)

Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций (пейзажи и натюрморты) на осеннюю тему .

Обеспечение наборами игрушек «Овощи» , «Фрукты» , «Грибы» .

Подбор аудиозаписей по данной теме.

Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).

Формулировка цели, задач, конечного продукта проекта .

Предполагаемый результат :

Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.

Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период .

Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.

Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему .

Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.

Работа по звуковой культуре речи.

Развитие продуктивной деятельности детей.

Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).

Развитие детского творчества.

Чтение наизусть стихотворений об осени .

Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

2 этап – реализация проекта

Социализация Д/и : «Что растёт в лесу осенью

«Созрело-не созрело» , «С какого дерева листок» , «Чудесный мешочек» (овощи,

С. / р. игры : «Овощной магазин» ,

«Садоводы – огородники» , «Семья - заготовки на зиму»

Игры - драматизации по произведениям :

«Три поросёнка» (с англ. С. Михалков)

«Под грибом» (В. Сутеев, «Мешок яблок» (В. Сутеев, «Колосок» на стихотворения Е. Благининой.

Коммуникация,

Развитие речи Беседы по теме : «Об осени » , «Как лесные звери готовятся к зиме» , «Дары осени » ,

«Природные явления» , «В лес за грибами и ягодами» , «Перелетные птицы»

Дидактические словесные игры : «Назови по первому звуку, слогу название… (грибов, цветов, деревьев, животных, птиц, овощей и т. д.) »,

Творческое рассказывание детей на темы : «Мы гуляли на участке» , «Птицы нашего края»

Рассматривание сюжетных картин : И. Левитан «Осенний день » , «Золотая осень » , И. Бродский «Опавшие листья» , «Прогулка в лесу» , «Уборка урожая» , «Осень в городе » , «Осенний парк » и составление описательных рассказов по ним.

Познание Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом, за ветром, за дождем,

Развивающая среда Трафареты листьев, грибов и овощей

Ведение календаря природы

Открытки на тему : «Растения луга осенью »

Альбом для рассматривания : «Осень »

Чтение художественной литературы Пословицы, поговорки, загадки об осени , грибах, ягодах, животных, птицах, явлениях природы.

Чтение и заучивание стихотворений об осени (А. С. Пушкин, С. Есенин,

А. Фет, И. Бунин).

Чтение стихотворений об овощах, грибах, ягодах.

Чтение энциклопедий про насекомых, животных, птиц, ягоды, грибы.

Чтение русских народных сказок «Колосок» , «Вершки и корешки» .

Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей» .

Чтение книг о природе (В. Бианки, М. Пришвин, К. Ушинский) .

Художественно-творческая деятельность Рисование : «Хмурый ветреный день» , «Золотая осень » , «Осень глазами ребенка » , «Корзина с грибами» , «Осеннее дерево » , «Летят перелетные птицы»

Аппликация : «На лесной полянке выросли грибы» , «Дары осени » , «Что нам осень принесла » ; аппликация из листьев «Узор в круге»

Лепка : «Лукошко с ягодами и грибами» , «Овощи и фрукты – дары осени »

Ручной труд : «Волшебные превращения» (поделки из природного материала)

Изготовление гербария из осенних листьев .

«Кормушка для птиц» (из коробочек из – под сока, молока)

Музыкальное творчество Слушание П. И. Чайковского «Времена года» .

Разучивание песен об осени .

Хоровод под музыку М. Сидоровой «Листопад»

Песни : «Пожелтели листья вдруг…» , «Дождик» , «До свиданья, Осень »

Трудовая деятельность

Уход за растениями в уголке природы

Уборка участка детского сада от опавших листьев

Сбор семян

Сбор природного материала на участке

Дежурство в уголке природы.

«Осенние деревья »

«Лесовичок» (сосновая и еловая шишка)

Безопасность. Беседы о вреде и опасности ядовитых растений, ягод и грибов.

Беседы о правильном поведении на природе.

Беседы о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным.

Культурно - досуговая деятельность. Развлечение «День рождения осенних именинников » .

Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени .

Праздник «Прощание с Осенью »

Совместная деятельность детей и родителей. Подбор художественной литературы, открыток на осеннюю тему .

Конкурс поделок из природного материала «Чудеса осени » .

Изготовление кормушек для птиц.

3 этап – подведение итогов

Презентация

1. Организация выставки совместных работ взрослых и детей из природного материала «Ох уж эта осень .

2. Подготовка и проведение развлечения «Прощание с Осенью » .

3. Вечер пословиц, загадок и стихов об осени .

4. Выставка детских рисунков «Чудеса осени » . Выставка детских рисунков «Чудеса осени » .

5. Итоговое занятие по развитию речи на тему : «В гости к Осени . Звук и

Результаты нашей работы.

1. В результате познавательной деятельности , у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень .

2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики , у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени , где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.

3. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание : дети знакомились с художественными произведениями осенней тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Стали более умело передавать свои ощущения :

В своих рассказах;

В рисунках;

В музыкально-ритмических движениях.

Используемая литература :

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию

2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности.

3. Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы»

4. Макарова Л. П. Театрализованные праздники для детей

5. Николаева С. Н. Юный эколог 2004г.

6. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр

7. Скоролупова О. А. Занятия с детьми по теме «Осень »

8. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет

9. Щёткин А. В. Театрализованная деятельность в детском саду


Актуальность Природа в душе ребенка оставляет глубокий неизгладимый след, потому что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимание на многие признаки этого замечательного времени года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, пополняя их год от года.


Цель проекта: Систематизировать и углублять представления детей о времени года – осени. Задачи: расширить представление об изменениях в природе, вовлечь и поддерживать интерес детей к исследовательской работе – проведение опытов и наблюдений; развивать умение видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; Развивать связную речь, умения составлять описательные рассказы по картине; Развивать художественно – творческие способности в продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, рисование); Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать умение договариваться и выслушивать мнения друг друга в процессе создания проекта. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада


Ожидаемый результат Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями. - Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период. - Умеют наблюдать за изменениями в природе, составлять рассказы по картине - Осуществление в группе воспитательно - образовательного процесса по обозначенной теме. Участники проекта: дети, родители, педагоги. Срок реализации проекта: Сентябрь- ноябрь Тип проекта: Познавательно- исследовательский, творческий По количеству участников: коллективный По продолжительности: среднесрочный


Реализация проекта 1. Подготовительный: Осознание проблемной ситуации; Выбор темы проекта, определение цели и задач; Подготовка необходимого материала для реализации проекта; 2. Основной. Реализация проекта в образовательной практике: Чтение различной художественной литературы по теме «Осень» Наблюдение за изменениями в природе Рисование на тему «Осенний лес», «Дождь идет» Аппликация «Рыжая кошка-осень» Лепка из пластилина «Грибы», «Овощи в корзине» Игры 3. Заключительный: Выставка семейного творчества «Осенние фантазии», Праздник «Разноцветная осень» Презентация проекта.












Используемая литература и интернет – ресурсы Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2010 Давыдова Нетрадиционные Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности.Система работы в средней группе детского сада. МОЗАИКА- СИНТЕЗ, М., 2012 Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Издательский дом «Цветной мир», М., 2012 www. maaam.ru dohcolonok.ru nsportal.ru deti – online sadikshola Pro Школу.ru wiki. iteach.ru apeks.spb.ru

В рамках совместного проекта «Времена Года»

Тип проекта: познавательно-творческий

Длительность: краткосрочный - срок реализации проекта: 16. 10. 2017 - 27. 10. 2017

Участники проекта:

  • дети старшей группы №6 «Колокольчик» ,
  • воспитатели: Трусова Ирина Борисовна, Пешкова Ирина Алексеевна
  • музыкальный руководитель Глебова Елена Эдуардовна.

Актуальность:

Мы стремимся дать всесторонне развитие ребёнку.

Дети чувствуют красоту природы, тянутся к ней; осенью в природе происходят сезонные изменения – листва на деревьях меняет свой цвет и опадает, меняется погода, люди одевают тёплую одежду. У детей возникает много вопросов, поэтому встаёт необходимость расширять представления детей об осени, ее основных признаках, названиях месяцев. Необходимо знакомить с литературными произведениями, музыкой и живописью на эту тему, расширяя словарный запас детей, их представления о произведениях искусства.

Цель:

Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку, учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практическом применении через творчество – танец, рисунок, лепку, аппликацию.

Задачи:

  • Формировать основы экологического мировоззрения и культуры.
  • Развивать познавательный интерес, наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней.
  • Обогатить словарный запас детей по данной теме.
  • Познакомить детей с музыкальными произведениями П.И. Чайковского, Вивальди.
  • Обогащать музыкальное восприятие детей через взаимосвязь с явлениями окружающего мира.
  • Развивать музыкальную память, творческое воображение.
  • Воспитывать любовь ко всему живому, желание беречь и защищать природу.
  • Оформить выставку творческих работ «Осенняя фантазия»
  • Провести итоговый совместный досуг «Волшебство осеннего леса!»

Этапы реализации проекта.

1 этап подготовительный

  • Поисковая работа по подбору информационного материала, художественных произведений и дидактических игр.

Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр, атрибутов для игр и занятий. Подбор музыкального, иллюстративного материала, подготовка презентаций.

  • Составление плана работы над проектом.
  • Консультации для родителей о реализации проекта - сформировать у родителей интерес к наблюдениям за сезонными изменениями во время семейных прогулок, обратить внимание на подбор одежды в холодное время года, знакомить ребенка с явлениями природы. Сбор природного материала, изготовление поделок

2 этап практический

Экскурсия в парк

  • Беседа «Осень - семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, рвет, льёт, метёт.
  • Дидактические игры:

«Подбери слова»

«С какого дерева листок?»

«Кто назовет больше примет осени?»

«Две корзинки»

  • Словесные игры

«Назови ласково»

«Скажи со словом «осенний»

Интегрированное занятие

«Путешествие в лес»

  • Беседа «Что изменилось в природе с наступлением осени?»
  • Чтение произведений про осень:

И. Токмакова «Осень.»

А.Плещеев «Осень.»

И.Бунин «Лес точно терем расписной...»

  • Загадки про осень, пословицы
  • Рассматривание репродукций картин русских художников:

И.Левитан «Золотая осень.»

И.Шишкин «Золотая осень.»

В.Поленов «Золотая осень.»

А.Киселев «Осень. Ветренный день.»

  • Словесная игра «Да или нет»
  • Физминутка «Осень пришла»

Музыкальное занятие «Музыка осени»

  • Беседа «Осеннее настроение в музыке»
  • Слушание произведений П.И. Чайковского «Октябрь» и «Ноябрь»
  • Пластический этюд с листьями
  • Разучивание песни «Грустный дождик»
  • Музыкальная игра с зонтиком

НОД по рисованию «Краски осени»

  • Беседа «Осень - одно из четырех времен года»
  • Дидактические игры

«Времена года»

«Когда это бывает

  • Репродукция И. Левитана «Золотая осень»
  • Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Работа с родителями

  • Папка – передвижка «Времена Года – ОСЕНЬ»
  • Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»
  • Сбор природного материала для поделок, природного уголка.

3 этап итоговый

  • Выставка творческих работ и поделок «Осенняя фантазия»
  • ИТОГОВЫЙ совместный досуг «Волшебство осеннего леса!»

Литература:

  • www. dohcolonok. ru
  • Л.К. Горького, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова

«Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Москва. «Вако» 2008 г.

  • О.В. Мариничева, Н.В. Ёлкина «Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года» Ярославль, «Академия развития,» 2006 г.
  • -Л. Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет.» ТЦ Сфера. 2008 г.
  • Методические пособия под редакцией И.В. Козиной

«Лексические темы по развитию речи дошкольников» ООО Центр педагогического образования, 2013 г.

  • Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  • Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. - «Мозаика-синтез» , 2008
  • Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М.: ТЦ Сфера, 2009
  • Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  • Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  • Е.А. Минина «Музыкальное развитие детей в детском саду – 5-7» - Ярославль, Академия развития 2008
  • И.Королькова «Учимся, играя» , Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011

Суворова Нина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№16 детский сад "Родничок"
Населённый пункт: г Улан-Удэ Бурятия
Наименование материала: Прект
Тема: Проект "Золотая осень" в старшей группе
Дата публикации: 20.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Проект в старшей группе № 3 «Золотая осень»
Проект в старшей группе «Золотая осень»
ПРОЕКТ
«
Золотая осень
»
Старшая группа
. Тип
проекта
: познавательно – информационный, творческий. Срок реализации
проекта
: 3 октября – 14 октября Руководитель
проекта:
Суворова Нина Евгеньевна Участники
проекта
: дети
старшей группы №3 «Пчелки»
, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Учреждение: МБДОУ №16 детский сад «Родничок» Цель
проекта
: расширение представлений детей об
осени
, как о времени года, её признаках и явлениях. Задачи
проекта
: *углубить представления об изменениях в природе
осенью
; *привлечь внимание к окружающим природным объектам, развивая умение видеть красоту разнообразие их красок и форм; *расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в
осенний период
; *воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой. Направленность
проекта
: формирование интереса у ребенка к
осеннему

периоду
, бережного отношения к окружающему миру.
Актуальность

проекта
: Дети
старшего
дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации, в связи с этим возник проблемный вопрос: как сформировать у детей представление о признаках
осени
не путем заучивая материала, а путем приобретения знаний детьми во время бесед, речевого творчества детей, наблюдений в природе, занятий художественным творчеством (лепка,
аппликация, рисование, изготавливая с родителями поделки из природного материала, участвуя в спортивном и
осеннем праздниках
. Интеграция содержания дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, – один из ведущих принципов построения образовательной программы. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому». В дошкольном детстве ребенок обладает огромным багажом возможностей, задача взрослых – помочь раскрыть ему эти возможности. Развивая творческие способности детей, мы даем им возможность танцевать, петь, рисовать, лепить, сочинять сказки и т. д. Создавая предметно- пространственную среду, накапливаем опыт художественно- творческой деятельности в различных ее видах. Типичными моделями интеграции содержания в дошкольном образовании являются тематические
проекты
. Наш
проект
интегрирует следующие образовательные области программы: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие. С детьми будут проведены беседы, экскурсии по сбору природного материала. Разучены стихи, песни, на данную тему, изготовлены коллективные работы из природного материала, придуманы детьми совместно с родителями.рассказы об
осени
.
Механизм оценивания:
Наблюдения и беседы. Дидактические игры. Проблемные ситуации. Формы реализации
проекта
: Занятия. Беседы. Оснащение предметно-пространственной среды. Работа с родителями.

Продукты реализации проекта
: Выставка поделок из природного материала «Что нам
осень подарила
». Выставка поделок из бумаги с использованием природного материала «Березовая роща осенью». Коллективная аппликация «
Осень в ладошках
».
План реализации

проекта
. Понедельник 3 октября. 1. Рассматривание иллюстраций, картин на
осеннюю тематику
, составление описательных рассказов. 2. Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин». 3. Чтение рассказа Г. Скребицкого «
Осень
». 4. Музыкальное занятие (комплексное) «
Золотая осень
». 5. Разучивание песни «
Журавли летят курлыча»
Вторник 4 октября. Повторение стихотворения «Журавли летят курлыча». 2. Д. И. «Когда это бывает?» 3. Беседа «Какими красками рисует
осень
?». 4. Наблюдение на прогулке
за

листьями

сухую

погоду.
Предложить походить по опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать). 5.Лепка «Осенние цветы» с использованием природного материала Среда 5 октября. 1. Оформление фотовыставки «Закружила
осень золотая
». 2. Слушание: П. И. Чайковский "Времена года". 3. Чтение И. Бунина «Лес точно терем расписной…». 4. Выставка поделок из природного материала «Что нам
осень подарила
».
Четверг 6 октября. 1. Рисование «
Заготовки на зиму
». 2. Объяснить и разучить пословицу «Если
осенью снегу нанесет рано
, то и весна ранняя». 3. Дидактическая игра «От какого дерева листок». 4. Папка-ширма для родителей «
Осень
в гости к нам пришла» Пятница 7 октября. 1. Коллективная аппликация «
Осень в ладошках
». 2. Загадывание загадок «Овощи и фрукты» 3. Чтение сказки И. Соколов - Микитов «Листопадничек». 4. Конструирование: «Перевезем урожай». 5. Игра «Витамины на грядке». Понедельник 10 октября. 1.Разучивание стихотворения Плещеева «Осенняя песенка». 2.Занятие по речевому развитию «Какого цвета осень». 3.Дидактическая игра «Когда это бывает» 4.Настольно- печатная игра «Во саду ли в огороде» Вторник 11 октября. 1. Утренник с участием родителей «Осенний капустник» 2.Наблюдение на прогулке за листопадом. Воспитатель задает детям вопросы: «Почему осень называют золотой? Какое явление называют листопадом? Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?» 3.Подвижная игра «Перелет птиц» Среда 13 октября. 1.Беседа «Нужно ли человеку готовиться к зиме».
2. Интегрированное занятие по развитию речи и мелкой моторики руки «Путешествие в осенний лес». 3.Подвижная игра «Ходит осень по дорожке». 4.Чтение А. Толстой «Волк» Четверг 14 октября. 1.Рисование с использованием нетрадиционной техники «Осеннее дерево» 2. Наблюдение на прогулке за деревьями. Какое из деревьев сбросило листву последним. Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обратить внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты. 3.Чтение Бианки «Паучок – пилот» 4. Игра со строительным материалом «Домик лесника» Цель: закрепить знания детей о подготовке лесных зверей к зиме. Пятница 15 октября. 1.Закрепление стихотворения Плещеева «Осенняя песенка» 2.Интегрированное занятие «Люблю березку русскую». Конструирование из бумаги с использованием природного материала «Осенняя березка». Оформление выставки. 3 . Субботник с участием родителей по уборке участка. 4.Итоговое занятие КВН «Мир
осени



Рассказать друзьям