Вербное воскресение. Народные приметы и традиции праздника

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Предпоследняя неделя перед праздником Пасхи является предпоследней неделей Великого поста. Она носит название Вербной, или «Вербницы». Именно на эту неделю приходится Вербное воскресенье и Лазарева суббота. Многих интересует, что можно делать в Вербную субботу и что это вообще за праздник, каково его значение и приметы в этот день?

Что такое Вербная неделя?

Как и во многих других христианских праздниках, корни надо искать в библейских текстах.

Когда Христос вошел в Иерусалим, а произошло это за 5 дней до его мученической смерти, то жители города встретили его пришествие ликованием. Они выстилали ему дорогу своей одеждой, а так же вайями - ветвями финиковой пальмы (или иерусалимской ивы). В те времена так встречать было принято лишь царей, полководцев и великих победителей. Народ признал Иисуса Христа истинным царем: «Осанна! Благословен Грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!».


Память этого события - Вход Господень в Иерусалим - чтит весь христианский мир. В этот день принято освящать ветви финиковой пальмы, поэтому вся неделя носит название - неделя ваий. В России же пальмовые ветви традиционно заменяются веточками распускающейся вербы (или ивы). Потому и носит у нас на Руси предпоследняя неделя поста название «вербной» (а также «цветной», или «цветоносной»). Имя «вербное» получило и воскресенье на этой неделе.

Еще одно событие вспоминается в этот день христианами - чудо воскрешения Христом Лазаря в Вифании близ Иерусалима. Памяти этого события посвящается Вербная или Лазарева суббота - канун.

Верба-хлест, бьет без слез

Вербное воскресенье у христиан считается тихим семейным, благочестивым торжеством, никаких шумных гуляний не допускается. Ведь на дворе в это время Великий пост, а само Вербное воскресенье предваряет самую строгую его неделю, Страстную. Вокруг вербы строятся все обряды этого дня.

♦ В костромских селениях, например, раньше выпекались «барашки» - особое печенье, формой своей напоминающее вербные почки.

♦ В воронежских деревнях в день «Лазарева воскресения» пекли особые хлебцы. Пекли их ровно по числу членов семьи, при этом в один из хлебцев прятали монетку. Тот, у кого оказывался хлебец с монеткой, считался счастливцем, например, молодой девушке это сулило удачное замужество.

♦ На Руси считалось, если проглотить девять вербных сережек (с веточки, освященной в храме), то можно защититься от лихорадки, да и вообще согнать с себя любую болезнь.

♦ Если женщина не могла забеременеть, ей опять же советовали употреблять в пищу шишечки освященной вербы - они считались вернейшим средством от бесплодия.

По народным убеждениям, расцветающее дерево передает свое здоровье и силу человеку или животному, который к ней прикоснется (или съест). Вот и в Вербное воскресенье было принято слегка хлестать друг друга, а особенно ребятишек, веточкой освященной вербы - для здоровья. При этом приговаривали: «Не я бью, верба бьет» или «Вербахлест, бьет до слез». Произносили и более продолжительный монолог:

«Верба, верба.
Верба красна,
Верба хлест,
Бьет напрасно,
Верба хлест,
Верба бела,
Бьет до слез,
Бьет за дело,
Верба синя,
Верба хлест -
Бьет несильно.
Бьет до слез
Не я бью, верба бьет!».

Значение православных праздников. Под знаком вербы

Помимо чествования христианского праздника наши предки славили эту неделю как начало весны. Верба, первое весеннее деревце, зацветало у этому времени красивыми золотистыми и пушистыми шишечками. Верба считается символом возрождения. Ей издревле приписывались чудесные свойства, что касается целебности веточек, и уж особенно сережек.

Основные обряды и действия, связанные с вербной неделей, совершаются в воскресный день, когда православные освящают ветки вербы в церкви. Считается, что после этого она набирает особую силу и способна хранить от разных бедствий - жилище от пожаров, человека - от болезней, а крестьянское хозяйство - от неурожаев и падежа скота. Обычно веточки вербы ставят рядом с иконами. Там они стоят целый год, до следующего вербного воскресенья.

♦ Хозяева скармливали веточку освященной вербы домашней скотине, считая, что это убережет ее от мора. В отдельных местностях для этих же целей домашних животных кормили хлебом с запеченными в нем вербными почками.

♦ Чтобы скотина не потерялась и не пала, под крышу хлева втыкали несколько вербных веток.

♦ Также вербой скотину выгоняли на первый весенний выгон. Сложился даже целый ритуал. Скотину начинали хлестать вербой, смоченной в освященной воде, еще во дворе, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди!», а затем этой же вербной веткой погоняли животное вплоть до места пастьбы.

♦ Ветки вербы разбрасывали на поле - для урожайности, или втыкали в нивы - для сбережения посевов.

♦ Считалось, что вербные ветки могут остановить грозу и град, для чего лишь нужно в этот час выбросить ветку из дома на улицу, а также успокоить бурю (бросить ветку против ветра) и загасить огонь (кинуть вербу в пламя). С днем Вербного воскресенья связано множество примет:

♦ Наши предки верили, что все посаженное в землю на Вербной неделе, вырастет таким же «лыковатым», как и сама верба. Считалось, что все высаженное в этот день вырастет горьким (даже то, что должно быть сладким или кислым). Чтобы всего этого не случилось, всю Вербную неделю посевными и посадочными работами не занимались.

♦ Если верба хорошо цветет - посевные работы будут удачны.

♦ Мороз (или холодные утренники) на Вербной неделе к богатым хлебам.

♦ С рек сходит последний лед.

♦ В эти сроки обычно сеют горох.

Вербное воскресенье - последнее воскресенье перед Пасхой. По церковному календарю - вход Господень в Иерусалим. К этому празднику был приурочен обычай

: вербные веточки освещяют в церкви, а придя домой, несколько почек этой вербочки съедают, чтобы предохранить себя от болезней и прогнать всякую хворь, т.к. освещенная верба считалась целебной, наделенной особой силой.

Освещенную вербочку ставят в передний угол, хранят за Божницей. Детей (и скотину) слегка хлещут вербой, приговаривая: «Не я бью - верба бьет, Верба - хлест бьет до слез, Верба бела - бьет за дело, Верба красна - бьет напрасно». В этот же день пекут из теста орехи и раздаются домочадцам. Освещенную вербу берегут до первого выгона скота (23 апреля), гонят ею скотину со двора, а потом втыкают под крышу дома. Есть поверье, что если бесплодная женщина съест почки освещенной вербы, то непременно начнет рожать детей.

На Вербное воскресенье организовывались Вербные базары и гуляния. Продавались детские игрушки, искусственные цветы, посуду, лубочные картинки, книги, чаще всего букинистические, «тещины языки» с писком, «американские яблоки на резинках, дудки, барабаны, заводные мыши, вертящиеся мельнички, самопоющие водяные соловьи, пистолетики, свистульки… А какая россыпь пасхальных яичек - сахарные, синельные, сусальные, фарфоровые, хрустальные, настоящие…. И обязательно продавались сладости. Запускались в небо воздушные шарики. Организовывалось катание на лошадях.

Вербное воскресенье - исконный русский детский праздник. Весна и дети - это как бы «ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как игрушка - наглядная грамота, наглядное учение, развивающее дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с жизнью».

На вербное воскресенье украшали вербное дерево искуственными цветами и птицами из бумаги или ткани, обвешивали настоящими или восковыми фруктами, овощами, орехами, ягодами.

-Верба хлест, бей до слез!

-Верба свята, верба свята!

Не я освящаю - бог освящает.

Печки-перепечки: на Божью милость,

На житье-бытье,

На корысть, на радость,

На Божью милость.

Хлеб спор, животам приплод.

На тебе веревочку,

А мне пару яичек! (А мне сувенирчик).

Верба, верба, верба хлест.

Верба хлест бьет до слез.

Верба синя бьет несильно.

Верба красна бьет напрасно.

Верба бела бьет за дело.

Верба хлест бьет до слез.

-Бьем, чтобы быть здоровым!

Не я бью - верба бьет,

За каждый день - велик день,

Хвора в лес, на верес,

А здоровье - в кости.

Будь здоров, как вода,

А расти, как верба.

Выпечка - орехи. Их нужно съесть для здоровья. «На счастье» делаются бумажные и искусственные цветы. Их дарят тому, кому желаешь счастья. Лотошники продают маленькие игрушки, свистульки, погремушки и шары.

Еще дети получали «баранов». Это постное ржаное печенье в виде загогулин, изображающих рогатых баранов и ярочек.

А какие традиции этого праздника известны Вам?

Вербная неделя - неделя в народном календаре славян, отмечаемая на шестой недели Великого поста. Заканчивается в Вербное воскресенье, после которого наступает Страстная неделя. Главные народные обряды недели связаны с вербой и выпадают на субботу и воскресенье.

Другие названия

казацк. Вербохлёст ; белор. Вербница ; укр. Вербний, Цвітний, Шутковий тиждень .

Понедельник

С Вербной неделей, особенно с последними днями её, связано много примет на погоду и будущий урожай. «Если вербная неделя ведренная, с утренниками - то яровые хороши будут». В понедельник тёща приносит в дом молодого зятя подарки, желает добра молодой паре.

Лазарева суббота

Лазареву субботу во многих русских деревнях праздновали весело и многолюдно. В Вербную субботу (воскресение Лазаря) ломали вербы. В полночь молодёжь обходила дома с песнями. У ворот кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербешкою бить, здоровьем больше прежнего наделить!» Войдя в избу, слегка били ветками вербы спящих со словами: «Верба хлёст, бей до слёз!», «Вставай рано, бей барана!», «Бьём, чтобы быть здоровыми» (Городищенский уезд Пензенской губернии). В субботу готовят брагу, гречневые блины, кашу, рыбный курник.

В Белоруссии в некоторых местах в этот день пекли хлебцы по количеству членов семьи. В одном из хлебцев запекали монету. Кому доставался это хлебец, тот будет счастливым и удачливым целый год. Девушкам такой хлебец предвещал выгодное и счастливое замужество. Также выполняли ряд магических действий на достижение задуманного (внимание избранника, замужество, избавление от головной боли).

У сербов день называется Врбица - в этот день освящают веточки вербы. У чехов и словаков обряд бития вербными веточками существует в Пасхальный (Поливальный ) понедельник.

У гагаузов и болгар накануне Вербного воскресенья исполняли весенний девичий обряд лазарования (гаг. Lazari , болг. Лазарки ), который сохранился до наших дней. Лазаровали девочки 7–10 лет, которых называли «лазарки». Они ходили по домам по трое с пением лазарских песен. Одна из лазарок изображала «невесту». Её лицо обычно было закрыто белой коротенькой фатой или платком. Участниц одаривали сырыми яйцами и мелкой монетой.

Вербное воскресенье

У восточных и некоторых южных славян праздник посвящён весеннему возрождению природы, вегетации, вербе: отсюда названия: рус. урал. Вербины ,укр. Вербна неділя, Вербница , Вербніца , белор. Вербная нядзеля, Вербіч , серб. Врбица , болг. Връбница , ст.-слав. Праздьникъ вьрбьны (Изборник Святослава, 1073 г.). Также: цветоносное воскресение, цветоносная неделя, цветная неделя ; польск. Niedziela Kwietna .

Большой праздник - Вербное воскресенье - любимейший праздник русских людей, который в народной жизни приобрёл этнически самобытные черты. Это объясняется многими причинами, и прежде всего ландшафтом Европейской России, богатым реками и речушками, озёрами и заболоченными местами. Здесь, едва растает снег, среди талых вод первой распускается верба. Обилие красивых пушистых почек породило ассоциации с плодоношением. Не случайно где-то в глубине веков родилась необычная мифопоэтическая легенда, которая повествует о том, что некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землёй о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу.

Восточные славяне освящённым вербам придавали особую очистительную силу, верили, что с их помощью можно спасти домашний скот от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода «вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях России, Украины и Белоруссии. Например, в Костромской области сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному Воскресенью, освящать их в церкви и, принося домой, скармливать их домашнему скоту, чтобы предохранить от болезней, а в Юрьев день крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище.

Вербе и её серёжкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. В воскресенье вербные почки добавляли в хлебцы для скотины, и в вербную кашу для членов семьи.

Многие верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя - помочь при пожаре. Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы - средство это если и не превратит труса в героя, то, во всяком случае, должно прогнать природную робость.

До 1917 года в России главным событием Вербного воскресенья были «Вербные торги» (в городах) и «Вербные катания» на лошадях, а также народные гулянья. В Москве вербные проезды карет по Красной площади иногда называли «вывозом невест».

Вербная неделя сменяется Светлой.

Битьё вербой

Битьё вербовой веткой в Вербное воскресенье распространено у вост. и частично юж. славян, поляков и чехов. Битье совершается обычно утром, после освящения вербы, у церкви или у дома и, как правило, с приговором:

  • рус. Верба красна, бей до слез, будь здоров! (саратов.);
  • укр. Не я бю, верба бє / За тиждень - Великдень; / Будь великий, як верба, / А здоровий, як вода, / А богатий, як земля (Чернигов.);
  • белор. Вярба бе - не я бю; / За тыдзень - Вялікдзень. / Хвора у лес, на верас, / А здароўе у косці. / Будзь здароў, як вада, а расці, як вярба .

Чаще всего взрослые бьют ребятишек, «чтобы росли и были здоровы». С этой же целью повсюду хлестали скот; в Белоруссии скот, как и людей, и пчелиные ульи, били трижды, а затем шли в огород и на озимое поле и там, после трёхкратного битья земли, втыкали ветку вербы в землю; наконец, шли хлестать вербой могилы своих близких.

В Белоруссии в Гродненской губернии в начале XIX века привозили в церковь для освящения большую вербу с корнями, после службы обламывали ветки и разносили их по домам. В Польше, в Мазовии молодёжь стегала друг друга вербовыми прутьями - «пальмами» (palmowata się ), приговаривая: «Palma bije nie ja bije / Wielki Dzień za tydzień» [Пальма бьёт, не я бью. Пасха через неделю]; в некоторых сёлах стегали только девушки парней. В Чехии в Вербное воскресенье после мессы, наоборот, парни хлестали ветками орешника своих девушек, «чтобы были проворными и бойкими». В то же утро Вербное воскресенье у кашубов хозяин шёл к соседу и бил его слегка веткой вербы с пушистыми почками (kotkami), повторяя в рифму: «Wierzba bije, jô nie biję,. / Za tidzeń, Wielgi dzeń, / za noce trzë i trzë są Jastrë» [Верба бьёт, я не бью. Через неделю Пасха - Великий день, через три и три ночи Пасхальная ночь]. Сербы в Славонии (около г. Осиека) после обедни хлестали друг друга вербой, повторяя: «Раст ко врба!» [Расти, как верба], а в Банате в Вербное воскресенье сербы били вербой лошадей и детей, «чтобы росли, как верба».

Проглатывание вербных почек

Проглатывание вербных почек в Вербное воскресенье было известно на Украине, где дети съедали почки, «щоб горло не болило», в Белоруссии, где это делали ещё в церкви при раздаче вербовых веток, и в России (например, в Ярославской губ.), где их запекали в хлебцы и скармливали скоту. В Костромской губернии в Вербное воскресенье пекли печенье барашки в виде вербовых почек, а накануне, в Лазареву субботу, пекли лесенки. В Полесье, на Пинщине, в Вербное воскресенье при выходе из церкви каждый съедал девять вербовых почек-свечек, «чтобы не болели зубы и не было лихорадки».

Отнесение веток на кладбище

Отнесение освященных веток на кладбище к покойникам-родителям совершалось в Вербное воскресенье в Белоруссии, где веткой вербы трижды хлестали по могиле, в польском Поморье, у кашубов, на Западной Украине (Львовщина), в Словакии (Новоград и Гонт), в Хорватии (Синь и Лика), где кизиловую ветку, увитую плющом, втыкали около могильного креста, «чтобы в домашнем хозяйстве всё спорилось и преуспевало - шло в гору», и в Болгарии (Добруджа), где вербовые прутики втыкали в могилы всех родственников. У болгар-капанцев (с.-вост. Болгария) в Вербное воскресенье женщины шли на рассвете на кладбище с веточками вербы, кадильницами, ладаном, водой и кукурузной соломой; кадили на могиле, втыкали в неё вербу и жгли огонь (ср. Греть покойников).

Поговорки и приметы

  • Без вербы - не весна.
  • Святой Лазарь за вербой лазил.
  • Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд.
  • Выгоняют в первый раз скот в поле вербою с вербного воскресенья.
  • польск. Pogoda w Kwietna Niedzielę wróży urodzajów wiele (На Вербной погода - урожай будет обильным).

Еще с древностиславяне верили, что «дерево девяти жизней» наделено огромной силой, потому-то и раньше других пробуждается после долгой зимы и, впитывая первые весенние солнечные лучи, несет радость людям своими оживающими веточками. А еще у него множество мистических и чудесных свойств.

В ерба считалась символом непрерывности и постоянства жизни. Само ее название указывает на ее избранность – «священные ветви». Этимология ее названия связывается с верчением, вращением (веретено ), а также Веремье (врем"я – время). Именно верба символизирует древнеславянского языческого бога Ярилу. В народной культуре это символ быстрого роста, преумножения, плодородия.

Болгары вербовыми ветками опоясывали котлы для первого доения овец, чтобы больше молока давали животные. Поляки сплетенным из вербовых веток бичом погоняли коров с той же целью.

Жители сербского Баната в Юрьев день опоясывали вербой детей и слегка били их вербовыми ветками, «чтобы они росли, как верба» . Первые остриженные волосы у маленького ребенка (особенно у девочки) клали на вербу, чтобы волосы росли быстро и косы у нее были длинными.

Словаки Закарпатья клали кусочки вербы на тесто, приготовленное для хлебов, чтобы они росли в печи так же быстро, как растет верба.

Бытовало поверье, что из вербы, растущей в глубине дремучего леса, куда не проникает ни один луч света, можно сделать волшебную дудочку – ее музыка развеселит и заставит смеяться самого грустного человека на свете, а злой, услышав ее, признается и покается во всех своих темных делах.

И еще в старину верили, что если в темном лесу найти зеленую вербу, которая никогда не слышала шума воды и пения петуха, сделать из нее свирель и заиграть, то мертвецы оживут, встанут из могил и вернутся с того света.

С приходом христианства отношение к вербе стало неоднозначным. Старую вербу считали проклятым деревом, так как, по легенде, из него были сделаны гвозди для креста, на котором распяли Христа. В наказание за это та верба стала бесплодной, трухлявой и с кривым стволом. Иногда о странной любви люди говорили: «Влюбился, как черт в сухую вербу» .

Бытовало поверье, что нечистые силы весной спасаются на этом дереве от поздних холодов и падают прямо в воду после Вербного воскресенья, поэтому, начиная с него и до самой Пасхи запрещалось под вербами черпать воду.

А еще существовала примета: «Вербу дома посадить – себе заступ готовить» . То есть человек, посадивший вербу, умрет, когда из ее ветки можно будет вытесать лопату.

С другой стороны, ветки вербы, подобно пальмовым ветвям, которыми приветствовали Иисуса Христа перед входом в Иерусалим жители Иудеи, – это символы победы жизни над смертью. Во время богослужения их освящают святой водой и разносят по домам. Благочестивые христиане обычно хранят такие ветки в течение целого года, украшая ими иконы в домах.

В народе тесно переплелись старинные традиции с христианскими. Исстари верили, что верба наделяет здоровьем. Родители, придя из церкви с освященной вербой, начинали символически стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно» . И себя – тоже (чтобы прибавилось здоровья), при этом приговаривая: «Не я бью – верба бьет» . А еще стегали веточками и новобрачных или молодых девушек – для того чтобы у них родилось много здоровых детей.

Освященным вербным веточкам приписывали поистине чудесные способности. Ее целебную силу издавна старались распространить на весь окружающий быт. Так, в Вербное воскресень е пекли специальные пироги.

Почки чудесного дерева употребляли в пищу больные лихорадкой и женщины, которые хотели излечиться от бесплодия. Из них делали порошок для лечения ран. Верили, что освященная веточка исцелит хромого человека, если прикоснуться ею к его ногам; а если положить ветвь на голову и повязать платок, пройдет любая мигрень. Считалось, что освященная верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя – помочь при пожаре.

Е сть несколько простых ритуалов, которые при желании можно выполнить на Вербное воскресенье.

Во-первых, «пустить» освященную ветку на воду. Она уплывет – добро и достаток «приплывут» в дом.

Во-вторых, если сжечь такую веточку, она защитит дом от пожара; а если воткнуть ее в крышу дома (или прикрепить в верхней угловой части потолка), то станет хранительницей здоровья и душевного спокойствия.

Освященная верба способна помочь каждому человеку, с искренностью обратившемуся к ней. Для этого нужно поставить ветку в вазу, ежедневно менять воду и разговаривать с ней – о чем-то попросить, на что-то пожаловаться. Засыхающая веточка означает, что верба нейтрализует неприятности и беды, притянув их к себе. Тогда следует отнести ее подальше от дома, поблагодарить и сжечь. В случае же, если ветка пустила корни и на ней распускаются листочки, ее можно посадить и быть уверенным, что деревце исполняет вашу просьбу.

Чтобы в семье не было ссор и размолвок, нужно принести в дом ветку вербы со словами: «Как Вербное воскресенье было и есть, так и мир в этом доме восстановлен».

Отправляясь на важную встречу, нужно оторвать от веточки, сохраненной с Вербного воскресенья, три почки и съесть и х, при этом напряженно думая о своем деле, и тогда вас ждет удача. Правда, пользоваться этим свойством вербы стоит только в самом крайнем случае. Постоянно, нужно или не нужно, вербу лучше не беспокоить – беспрерывные обращения к ней, которые свидетельствуют о неуверенности в себе, могут выйти боком просящему.

Одинокая девушка, мечтающая о любви, должна прийти к вербе, на которой еще не распустились листья, в последний день убывающей Луны и прикрепить к ветке яркую ленту или обрывок цветной бумаги с написанной просьбой, а затем уйти не оглядываясь . Второй раз в этом году к этому деревцу подходить нельзя.

Н а Вербное воскресенье принято не только выполнять ритуалы, но и заговаривать. Так, чтобы улучшить здоровье и избавиться от головных болей, нужно за день до праздника расчесать волосы, опустить пару волосинок в воду и полить ею вербу, приговаривая: «Вода, иди в землю вместе с болью» . Считается, что все болезни действительно покинут человека.

В этот день можно сделать и любовный приворот. Для этого замужняя женщина должна сломать веточку и сказать:

«До тех пор, пока верба у меня лежать будет,

До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет».

После этого ветку нужно спрятать в укромное место (лучше всего за икону) и ни в коем случае не выбрасывать.

Чтобы на огороде все росло хорошо , нужно перед началом активных работ на земле подойти к «своей» вербе (растущей неподалеку от участка) и сказать:

«В чистом поле, на вольном раздолье

Огород мой (назвать свое имя) стоит, урожай мне родит.

Пусть бы дождям теплым его поливать.

Пусть бы ветрам его овевать.

Пусть бы солнцу его согревать.

Пусть бы вербе за ним надзирать.

Ты, верба, за ним надзирай, сорняки злые вырывай корнями,

Гнусов поганых отгоняй ветвями

И от всякого вора мой урожай береги, стереги.

Пусть бы земля меня наградила – хорошо мне родила.

Пусть бы меня (имя) обогатила.

Мне земля даст, а я тебе отдам, не предам».

Сказав это, следует набрать левой рукой четыре раза по четыре горсти из-под вербы, принести на свой огород и разбросать на четыре стороны, приговаривая: «Пусть земля родит, меня наградит, урожаем богатым одарит».

В ерить или не верить в волшебную силу вербы – дело каждого. Но в любом случае сходить за ней в лес или просто купить несколько веточек – значит прикоснуться к магии пробуждающейся природы. А это всегда – чудо.

Ветка вербы символизирует победу жизни над смертью - воскресение Господне. В выходные обычно отправляются в лес для того, чтобы наломать веток вербы.

В давние времена священные ветки хранились за образами целый год, то есть до следующего Вербного воскресенья. Считается, что освященные веточки вербы охраняют дом и его обитателей от всех бед, напастей и нечистой силы, приносят благодать.

О том, что говорит церковь о вербе вы можете.

Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги, благодарят её за службу и сжигают.

Благочестивая традиция освящения верб совершается на праздничном Всенощном бдении. После чтения Евангелия священник совершает каждение верб, читает молитву и окропляет ветви святой водой. При освящении верб читается молитва: “Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!” (Так можно освятить вербу самостоятельно, если вы по каким-то уважительным причинам не можете идти в церковь – только женщинам во время критических дней этого делать нельзя – лучше попросить прочитать молитву и окропить вербу кого-то из домочадцев).

Освященная верба обладает особой целительной силой.

Например, больной человек может взять освященную в церкви ветку вербы и водить ею по тем точкам тела, которые особенно беспокоят, приговаривая: «Святой Дух, через вербу входи – болезнь уводи. Верба придет – болезнь унесет».

Будьте внимательны, ни в церкви, ни после не давайте никому веточек из своего уже освященного букета – очень многие знающие люди так «воруют» счастье и здоровье.

Но, если, допустим, вас кто-то попросил освятить для него вербу – в этом нет ничего дурного, только следует сразу сделать отдельный букетик. Я часто видела, как освящяют целые охапки… Это ни к чему – здесь количество в качество не переходит. Тем более, как я уже упоминала – нельзя никому раздавать освященную вербу из своего букетика (на ваших домочадцев это не распространяется).

Освятив вербу, хозяин возвращался в дом и легонько ударял всех домочадцев, приговаривая:

«Верба ксти, Бог прости» или «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно».

Ударив легонько вербой, можно сказать и такие слова:

“Верба хлёст

Бьет до слез.

Верба синя

Бьет несильно,

Верба красна

Бьет напрасно,

Верба бела

Бьет за дело,

Верба хлест -

Бьет до слез!”.

Или такие слова: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля»

Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого. Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Больше всего от вербы доставалось детям – чтобы росли здоровыми, слушались родителей и хорошо учились, приговаривали:«Не я бью, верба бьёт!».

Жители деревни ударяли вербой и домашний скот – чтобы не болел и приплод здоровый приносил, приговаривали:«Как вербочка растет, так и ты расти».

Любопытно, что вербу нередко клали в кормушки.

По верованию самих же крестьян, девять вербных серёжек могли уберечь от лихорадки.

Народные знахари советовали бесплодным женщинам есть почки освящённой вербы.

Комплект книг и практикумов “Магия Важных дней”

В комплект входят книги и практикумы с традициями, обрядами и ритуалами к православным праздникам: Вербное воскресение, Чистый четверг, Пасха. А так же книги: “Сны Пресвятой Богородицы” и “Икона в доме”

Еще раз обращаю ваше внимание: Будьте внимательны, не давайте никому веточек из своего уже освященного букета – очень многие знающие люди так «воруют» счастье и здоровье.

Пример такой небрежности (Из письма к целителю)

«Извините, что отвлекаю Вас от дел, но мне очень нужен Ваш совет. В Вербное воскресенье я ходила в церковь освящать вербу, было у меня с собой три букетика. В церкви ко мне подошла женщина и попросила одну веточку вербы, и я дала! И ведь знаю, что нельзя ничего давать людям в церкви, но почему-то той женщине я отказать не смогла.

Тем же вечером мне стало плохо, и я в бессилии рухнула на кровать. Спала я долго, но сон был очень тяжелым. На следующее утро у меня прихватило сердце, потом весь день болела голова и становилось все хуже и хуже. Наталья Ивановна, я не понимаю, как же так, как такое могло со мной произойти! Я все время ношу крест, да и защита на мне есть, а тут такая напасть!»

Для того чтобы свести с себя наведенную в церкви порчу, возьмите в правую руку горсть серого мака и пересыпайте его в левую руку. Мак будет падать с руки на землю, а вы тем временем говорите:

Как этот мак не держится на руке, Так чтобы и порча не держалась на мне С этого часа, С Божьего наказа.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков, Аминь.

Вот некоторые обряды, связанные с Вербным воскресением.

Приворотный заговор на цветущую вербу

Накануне Вербного воскресения наломайте веточек вербы прочитайте над ними особый заговор и подарите любимому чело­веку. Заговор такой:

Как Вербное воскресенье в радость Всему миру православному, Так бы я была в радость Моему милому, рабу Божьему (имя). Как ждет люд христианский Звона колокольного к обедне праздничной, Так бы раб Божий (имя) Ждал меня, поджидал меня, В людской толпе искал меня, В окне выглядывал, всюду высматривал, И кидался бы, и бросался бы На встречной тропе, И тянул ко мне руки белые. Как не будет Вербный праздник Церковью забыт, Так и не забудет меня никогда Раб Божий (имя). Аминь.

Практикум “Славянские обереги – мощная защита. Готовимся к Вербному Воскресению”


Именно сейчас Вы можете преобразовать свою судьбу!

И мы Вам в этом поможем с практикумом “Славянские обереги – мощная защита. Готовимся к Вербному Воскресению”

Вербное Воскресение в 2018 году будет 1 апреля

подробности здесь:

  • Мы Вам посодействуем:
  • - волшебной вышивкой;
  • - как защитить своего ребенка;
  • - символами и талисманами;
  • - оберегом от бабушки;
  • - созданием спирали достатка и достижений;
  • - зарядим куклу – говорушку;
  • - сформируем пространство для чертогов;
  • - активируем амулеты для притяжения счастья.

Только сейчас скидка 70 % здесь: http://elma.justclick.ru/ order/vtor19apr/

Приворот на вербу

В Вербное воскресенье ломают вербу и говорят:

До тех пор, пока верба

За иконой лежать будет,

До тех пор меня муж не разлюбит,

Не забудет. Аминь.

Если сглазили ваших кур и они перестали нестись , заварите им вербу с Вербного воскресенья и напоите. Яиц будет очень много, а чтоб впредь их не сглазили, подойдите к спящим курам рано утром и скажите:

Как солнце явится, так и с вами яйца.

Кто озевает, окаркает,

Тот на себя и заберет. Аминь. Аминь. Аминь.

Веточки вербы также помогают защитить скот . Весной, перед тем как первый раз выгнать животных на выпас, на освященную ветку скажите трижды: «Святая верба, спаси и сохрани мою скотину, мою животину от зверя лютого, от глаза недоброго, от козней колдуна черного». Потом вербу воткните под крышу дома.

Для того чтобы сберечь посевы и получить хороший урожай , нужно воткнуть веточку вербы в землю (на огороде, в саду, в поле) и сказать 7 раз: «Отведи от моей рабы Божьей (ваше имя) земли черные проклятия и несчастья. Святая верба, будь щитом от любого врага».

А если замучила бессонница , то нужно поставить веточку вербы у изголовья кровати и перед сном, глядя на нее, приговаривать: «Святые ангелы, сон мой берегите, святая верба, нежить отгоняй».

Почки, пушистики от вербы свяченой помогают при бесплодии женском и при энурезе .

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб и дать больным домашним животным – исцелятся .

Съедали по девять вербных сережек, считая это лекарством от лихорадки .

А также как лечебное средство от других болезней.

Клали вербу в воду, в которой купали больных детей .

Запекали сережки вербы в хлеб, а в костромских селениях пекли печенье в форме вербных почек.

Многие верили, что освященная верба может остановить летнюю грозу , а брошенная в пламя - помочь при пожаре .

Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка , должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освященной вербы - средство это если и не превратит труса в героя, то, во всяком случае, должно прогнать природную робость.

Съешь почку вербы – решится важное дело .

Если вам предстоит идти на важные переговоры , или вы собираетесь начать очень важное для вас дело , и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет . Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

А вот сажать вербу считалось плохой приметой . Говорили: “Кто вербу сажает, сам на себя заступ готовит”. (Т. е. умрет, когда из вербы можно будет вытесать лопату).

Особой приметой вербной недели считались вербные базары.

Особенно они были любимы детьми, т. к. на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сластей.

Там же покупали связанную пучками вербу.

В пучку привязывали украшение - бумажного ангелочка.

Он так и назывался “вербный херувим”.

В этот день можете посадить комнатное растение, чтобы жить в достатке .

Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги . В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги.

Когда посадите растение, погладьте его (или горшок, если посадили семечку), трижды читая заговор: «Тебе расти, а мне в богатстве цвести. Такова моя воля. Да будет так!»

И обязательно следите, чтобы растение всегда было здоровым и ухоженным. Поливайте его по средам, читая тот же самый заговор. Если все сделаете правильно, то скоро заметите, что ваш материальный достаток стал улучшаться.

Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает .

Также с помощью заговора на вербу можно привлечь деньги .

праздника (в Лазареву субботу) возьмите в левую руку веточку вербы, а правой перекреститесь и прочитайте «Отче наш». Затем попросите Всевышнего избавить вас от финансовых проблем и послать в ваш дом достаток. Заговоренную веточку надо обязательно в воскресенье освятить в церкви.

Семейный оберег (на Вербное воскресенье) Делается он раз в году на Вербное воскресенье.

Для этого вам потребуется столько вербных веток, сколько человек в семье. Рано утром, на зорьке, срежьте ветви, затем идите к утренней службе и освятите их. Придя домой и, выпив святой воды, начинайте из лоз плести косу, мысленно представляя в это время, как все домочадцы взялись за руки и образовали круг. После завершения работы пусть самый старший член семьи, держа венок перед иконой Божией Матери, прочтет: « Вербой святой Павел махал, от нас недругов отгонял. Как правда, что Вербное воскресенье чтут, так и правда, что злые люди не пристанут. Аминь». 3 раза. Венок хранить год у икон.

Верба в народной медицине

Кора вербы содержит витамин С, углеводы, целлюлозу, гликозид салицин, лигнин, антоцианы, флавоны, катехины, дубильные вещества… Кору вербы собирают в преддверии весны или в самом начале марта до цветения и во время сокодвижения. Дерево не должно быть старым или слишком молодым. Самыми целебными считаются деревья 6-8 лет. Кору снимают осторожно, разрезают на кусочки, подсушивают на солнце, а затем досушивают в сушилке или духовке при температуре 50-60 градусов до тех пор, пока она не станет легко ломаться. Срок хранения коры – 4 года.

Для лечебных целей собирают также мужские серёжки во время цветения. Отвары из вербы обладают кровоостанавливающим, дезинфицирующим, вяжущим, диуретическим, противовоспалительным, жаропонижающим свойствами.

Отвар из коры вербы не даёт образовываться тромбам, потому как разжижает кровь.

В народной медицине препараты из вербы используют при ангине, лихорадке, малярии, внутренних кровотечениях, дизентерии, воспалении слизистой оболочки желудка и толстой кишки, гинекологических болезнях, ревматизме…

При воспалении полости рта и горла отвары используются для полосканий.

При варикозном расширении вен и кожных заболеваниях применяются ванночки из отвара.

Отвар при болезнях желудка и желудочно-кишечного тракта: 2 ст. ложки сухой измельчённой коры вербы заварить 1 литром кипятка, довести до кипения, убавить огонь и 5 минут подержать на медленном огне. Процедить. Принимать по ½ стакана 3-4 раза в день.

При туберкулёзе лёгких и желтухе выпивают в день по 2 стакана отвара.

Зарекомендовало себя это дерево и в косметике. При перхоти, зуде кожи головы и выпадении волос моют голову крепким отваром равных частей коры вербы и корней лопуха.

Во Франции из молодых побегов вербы, очищенных от коры, научились готовить очень полезное блюдо . Побеги предварительно отваривают, затем жарят с сахаром и луком, заправляют мучным соусом и уксусом. Из молодых листьев, почек, побегов заваривают чай, который, по словам рыбаков и охотников, поднимает настроение и придает силы


Вы узнаете:

как сделать Четверговые соль, хлеб, свечу и огонь (Священный огонь), которые потом весь год используют для различных обрядов

что надо делать в чистый четверг для здоровья и богатства;

как выйти замуж, быть любимой и красивой;

ритуалы для избавления от негатива и вредных привычек (алкоголизма, наркомании)

обряд на разрушение злых умыслов любого врага (открою секрет, что этот ритуал можно делать не только в чистый четверг)

Книга “Заговоры и обряды на Пасху”

Это книга с обрядами и заговорами на Пасху, куда вошли и ритуалы на Страстные Пятницу и Субботу

Вы получите заговоры:

  • для богатой жизни, счастья и радости в доме,
  • на тесто для благополучия и мира в семье,
  • привлекающие женихов в дом и на мужскую любовь ,
  • от ссор с родными и на восстановление мира,
  • для возврата здоровья и восстановления памяти , скидка 60 % на комплект “Вербное, Чистый четверг, Пасха, Благовещение” здесь:


Рассказать друзьям