Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема: Дикие и домашние животные.

Раздел: Развитие представлений об окружающем мире и о себе.

Группа: Вторая младшая.

Форма проведения: Путешествие.

Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.

Задачи:

1. Познавательная. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с новыми животными.

2. Развивающая. Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям.

3. Воспитывающая. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Предшествующая работа:

  • Дидактическая игра «Кто как кричит?»
  • Рисование животных по трафаретам.
  • Игры-перевоплощения в животных.
  • Дидактическая игра «Кто где живет?»
  • Лепка животных из пластилина.
  • Чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух».
  • Заучивание стихов о животных.
  • Русские народные потешки и загадки о животных.

План занятия:

1. Вводная часть (беседа) – 3 мин.
2. Основная часть (путешествие) – 12 мин.
3. Заключительная часть (беседа, игра) – 5 мин.

Ход занятия

I . Вводная часть (беседа)

Дети входят в зал.

Ребята, вы любите гулять?

Куда можно пойти гулять?

(Ответы детей .)

Когда люди отправляются на прогулку в далекие места – это называется путешествием.

Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей .)

Можно путешествовать не только пешком, но и на самолете, корабле, поезде. А мы с вами сегодня отправимся в путешествие на воздушном шаре.

II . Основная часть (путешествие)

В зал вносят воздушный шар, накаченный гелием.

Беритесь скорее за веревочку и начнем наше путешествие.

Дети, взявшись за веревочку воздушного шара, поют:

На воздушном шаре мы летим,
На воздушном шаре мы летим, как птицы.
Вот и домик виден там вдали,
Поскорей бы нам на землю опуститься.

Песня заканчивается, дети останавливаются возле домика.

Вот и наша первая остановка. Интересно, кто в домике живет? Как это узнать? (Ответы детей .)

Правильно, мы сейчас постучим и спросим, кто в домике живет. Дети стучат в дверь и спрашивают:

Здравствуйте, кто здесь живет?

То мурлычет, то играет,
То куда-то удирает,
Убегает далеко.
А когда придет обратно,
То мяукает и с блюдца
Пьет сырое молоко.

Вы отгадали загадку? Кто же это?

Скажите, ребята, кошка домашнее или дикое животное?

Домашнее.

Почему вы думаете, что кошка домашнее животное? (Ответы детей .)

Каких домашних животных вы еще знаете? (Ответы детей .)

Возьмите в руки картинку с животным, которое вам нравится, и найдите к нему детеныша.

(Картинки размещены на веревочках с помощью прищепок. Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами .)

А теперь назовите животное и его детеныша.

Ответы детей :

- У собаки – щенок.

- У кошки – котенок.

- У курицы – цыпленок.

- У коровы – теленок и др.

Молодцы. К нам пришли в гости домашние животные. Вы их узнали? А если узнали, скажите, как они кричат.

На экране мультимедийной системы появляются картинки домашних животных и их детенышей. Дети произносят, как эти животные кричат.

Цыпленок – пи-пи-пи (тихим, нежным голосом ).

Корова – му-у-у (громким, грубым голосом ).

Теленок – му-у-у (тихим, мягким голосом ).

Лошадь – иго-го (грубым, громким голосом ).

Жеребенок – иго-го (мягким, тихим голосом ) и т.д.

Ну, что же, продолжим наше путешествие. Держите скорее воздушный шар за веревочку.

Под исполнение песни путешествие продолжается.

Вот опять на высоте, солнце светит вдалеке.
Ручки к тучкам тянем мы все выше.
В лес зеленый мы скорей спешим,
На полянку мы опустимся потише.

Возле леса песня заканчивается.

Вот и наша вторая остановка. Куда же мы попали? (В лес.)

А какие животные живут в лесу? (Ответы детей .)

Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

Посмотрите на экран. К диким животным относятся: заяц, лиса, волк, еж, белка, медведь .

Дети рассматривают животных, которые появляются на экране.

А теперь поиграем в игру, которая вам уже знакома: выберите картинку с животным и найдите его детеныша.

(Картинки с животными размещены на ветках деревьев. Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами .)

Назовите животное и его детеныша.

Ответы детей:

- У зайца – зайчонок.

- У волка – волчонок.

- У белки – бельчонок и др.

Наша прогулка по лесу закончилась, пора возвращаться в детский сад.

Дети берут воздушный шар за веревочку, и передвигаются по залу.

Поют:

Наше путешествие кончается,
Нам пора обратно в детский сад.
С нашими зверями не прощаемся,
Каждый их увидеть будет рад.

III . Заключительная часть (беседа, игра)

Вот наше путешествие и заканчивается. Мы вернулись в детский сад. Посмотрите, эти животные заблудились и не могут вспомнить, кто где живет. Они просят помочь им разобраться. Всех животных нужно расселить на две полянки.

На одной «полянке» стоит условное обозначение дома, на другой – леса. Дети раскладывают картинки с изображением диких и домашних животных на две «полянки» («полянки» размещены на фланелеграфе).

Молодцы, помогли животным разобраться.

Вам понравилась наша прогулка? (Да.)

Где мы с вами были? (В лесу и у домика.)

О каких животных мы с вами вспомнили? (О диких и домашних.)

Вы сегодня очень хорошо занимались, поэтому в конце занятия я хочу с вами поиграть.

Проводится игра: дети надевают шапочки с животными и превращаются в них. Под музыку играют, бегают по полянке. По сигналу прячутся в домики: дикие животные – к условному обозначению леса, домашние – к условному обозначению домика.

Технические средства обучения: м агнитофон с записью музыки; мультимедийная система.

Дидактические материалы:

1. Наборы картинок с изображением диких и домашних животных, их детенышей.
2. Карточки с условным обозначением леса и дома.
3. Макет домика.
4. Макеты деревьев.
5. Шапочки с животными.
6. Фланелеграф.

Методическая литература

1. Дьяченко О.М. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. С. 96.

2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. М.: Вентана-Граф, 2008. С. 224.

3. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. Теоретические основы. Основные задачи. Развитие речи в возрастных группах. 2-е изд. М.: ТЦ «Сфера», 2008. С. 56.

4. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: ТЦ «Сфера», 2008. С. 240.

Екатерина Шабельникова
Занятия по окружающему миру во второй младшей группе «Дикие животные»

«Дикие животные » . Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе .

Цель : Познакомить детей с обитателями леса с дикими животными . Отметить характерные признаки диких животных . Уточнить, что каждому животному необходимо жилище , пища, тепло. Воспитывать у детей доброе отношения к животным и интерес к живой природе , эмоциональную отзывчивость.

Материал : Картинки с изображением диких животных (Лиса, волк, медведь, заяц, белка) . Картинки леса.

Ход занятий:

Дети рассаживаются на стульчики полукругом.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми лесными жителями. Я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать. Если правильно отгадаете загадка, я покажу картинку с отгадкой.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый- краса!

Как ее зовут? (лиса)

Страшный, серый, зубастый

Он навел переполох.

Все зверушки разбежались

Испугал зверюшек (волк)

Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой.

А еще он любит мед!

Кто сластену назовет? (медведь)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку (заяц)

В дупле живет

Да орешки все грызет. (белка)

Молодцы, какие ребята, все загадки отгадали и животных узнали .

Ребята, а подскажите, а как можно назвать этих одним словом?

Дети : животные .

Воспитатель : Посмотрите ребята, у всех животных четыре лапы , хвост, морда, тело покрыто шерстью.

А где живут эти животные ?

Дети : В лесу.

Воспитатель : Молодцы, правильно в лесу, далеко от человека. И поэтому их называют дикие животные .

Воспитатель и дети : Хоровое повторение .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, а животные чем то похожи друг на друга?

Дети : Да. У них есть лапы, уши, хвост, шерсть, морда, глаза и они все живые.

Воспитатель : ребята, посмотрите, подумайте и расскажите, как вы думаете, где заяц и как вы догадались?

Дети : У зайца уши длинные…

Воспитатель : А как вы догадались, что это лиса?

Дети : Хвост пушистый

Воспитатель : А как вы догадались, что это медведь?

Дети : Он большой и неуклюжий

Воспитатель : Правильно, животные похожи друг на друга, но у каждого есть свои отличия : У лося – рога, у ежика – колючки, у белки – кисточки.

Физминутка.

Шли по лесу два ежа

Шли тихонько не спеша

На спине иголке

Длинные и колкие

Чуть шуршали листьями

Травкой зубки чистили.

Ребята, давайте расставим животных по размеру , Сначала – самые большие потом поменьше и самые маленькие. (Дети с помощью воспитателя расставляют зверей по порядку : медведь- волк- лиса-заяц, белка) .

Ребята, а у вас есть дом, где вы живете с мамой и папой?

Дети : Да, есть.

Воспитатель : А как вы думаете, а у животных есть дома , где они живут?

Дети : Да.

Воспитатель : У каждого животного есть сой дом , только они разные :

Медведь живет в берлоге

Лиса в норе

Ежик в норе

Белка в дупле

А теперь представьте, что вы не детки, а разные животные . Придумайте, кто каким животным хочет быть . А я буду отгадывать, какого животного вы изображаете .

Дети изображают животных , а воспитатель отгадывает.

Воспитатель хвалит детей за копирование животных .

Воспитатель : А теперь представьте, что вы опять дети, зашли в лес и стали собирать ягоды.

Игра «у медведя во бору» .

Воспитатель : Какие ребятки молодцы, все от медведя убежали.

Вот и закончилось наше занятие , давайте повторим , что мы сегодня с вами узнали. Правильно мы узнали про животных , которые живут в лесу и называются дикими .

Публикации по теме:

Интегрированное занятие во второй младшей группе по окружающему миру и конструированию «Поездка к бабушке на дачу» Цели и задачи: 1. Закреплять знания детей о диких и домашних животных, их повадках и среде обитания, о насекомых, знание овощей и фруктов.

Интеграция образовательных областей:«Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно.

Конспект итогового занятия по речевому общению и окружающему миру и природе во второй младшей группе «В мире много сказок!» Конспект итогового занятия по речевому общению и окружающему миру и природе во второй младшей группе «Аленький цветочек» «В мире много сказок!».

Конспект НОД по окружающему миру во второй младшей группе «Посуда» Задачи: 1. Образовательные: Формировать знания детей о посуде, о её назначении. Учить детей называть части посуды. Учить называть обобщающее.

Конспект занятия по окружающему миру в 1–ой младшей группе Тема: «Комнатные растения» Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними; 2. Учить внимательно рассматривать одно.

Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Зима» Конспект занятия по окружающему миру в младшей группе. Тема «Зима» Цель: дать элементарные представления о зимних изменениях в природе;.

В пособии представлены программа и методические рекомендации по ознакомлению детей 2–7 лет с окружающим миром. В каждой возрастной группе определены виды, задачи и содержание работы с детьми, приведены примерные конспекты дидактических игр и занятий.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Ольга Витальевна Дыбина
Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации

Предисловие

Настоящее издание является частью методического комплекта к "Программе воспитания и обучения в детском саду" (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006), которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.

Ведущие цели "Программы" – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.

К "Программе" подготовлены краткие "Методические рекомендации" (М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2006), раскрывающие особенности организации и методики работы по всем основным разделам воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Более подробные методические руководства к "Программе" содержатся в базовых методических пособиях: Комарова Т. С. "Изобразительная деятельность в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез), Гербова В. В. "Развитие речи в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез), Дыбина О. В. "Ребенок и окружающий мир" (М.: Мозаика-Синтез), Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л. Ю. "Трудовое воспитание в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез) и др.

Программа

Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.); стимулирует развитие любознательности. Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировки в окружающем мире.

Отбор программного материала осуществлялся с опорой на известные принципы Я.А. Коменского:

Энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний (обо всем, что его окружает);

Природосообразность (человек – часть природы, и он подчиняется ее законам);

Воспитательная ценность знаний.

Каждый подраздел программы имеет свою базовую основу.

Введение в предметный мир предполагает:

Ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, классификация и т. п.);

Восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.

В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд взрослых. Эта тема в одинаковой мере касается всех обозначенных рубрик подраздела: "Родная семья", "Родная страна", "Наша армия" и т. п.

Умственное воспитание в программе организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:

Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

Развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений), местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);

Ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциями и назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);

Формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении ("Я и взрослый", "Я в семье", "Я в детском саду", "Я на улице"), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.);

Формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни.

Первая младшая группа (от двух до трех лет)

Предметное окружение

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель. Учить называть цвет, форму, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань и др.); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по функциональному назначению (посуда для чаепития кукол и т. п.). Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами. Раскрывать разнообразные способы использования предметов.

Явления общественной жизни

Семья. Учить ребенка узнавать свой дом и квартиру; называть свое имя и имена членов своей семьи. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать).

Детский сад. Учить детей узнавать свой детский сад, находить свою группу. Создавать условия, способствующие формированию доверия и любви детей к своим воспитателям, помощнику воспитателя и другим сотрудникам дошкольного учреждения. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам. Объяснять, что нельзя драться и обижать других детей.

Учить ориентироваться в помещении своей группы, на участке; называть основные помещения, сооружения (групповая комната, лестница, веранда, песочница, горка).

Родная страна. Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут, название их улицы.

Труд взрослых. Воспитывать у ребенка интерес к труду близких взрослых. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т. д.).

К концу года дети могут:

Различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи, виды транспорта.

Свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату.

Знать имена членов своей семьи и персонала группы.

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)

Предметное окружение

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.

Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко). Знакомить со свойствами материалов (прочность, твердость, мягкость), со структурой поверхности (гладкая, шероховатая, с узелками). Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки).

Учить способам обследования предметов, включая простейшее экспериментирование (тонет – не тонет, рвется – не рвется). Учить группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы (посуда – мебель; чайная, столовая, кухонная посуда).

Явления общественной жизни

Семья. Беседовать с детьми о членах семьи, подчеркивать их заботу друг о друге.

Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада

Конспекты занятий

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Введение

Данное пособие поможет педагогам успешно организовать работу по ознакомлению детей второй младшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающей жизни).

Пособие включает в себя занятия, игры-занятия, дидактические игры для детей 3–4 лет.

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по ознакомлению детей с окружающим миром, мы представляем содержание работы по темам. Для раскрытия каждой темы предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Это дает педагогам возможность проявлять при планировании занятий творчество, включать вариативные игровые, проблемные ситуации. Изучение каждой темы желательно завершать итоговым заданием, в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д. Подобные игровые задания представлены в пособии О.В. Дыбиной «Я узнаю мир»: Рабочая тетрадь для детей 3–4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Педагогам следует обратить особое внимание на то, что при ознакомлении детей с окружающим миром нельзя:

Ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, одеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т.д.);

Перегружать детей большим количеством вопросов;

Использовать в работе только форму познавательных занятий.

Работу по ознакомлению детей 3–4 лет с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с малышами и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.



В пособии представлен дополнительный материал – варианты игр, занятий, упражнений, которые можно использовать в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей второй младшей возрастной группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 3 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив ДОУ №179 «Подснежник» города Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

Распределение материала на учебный год

Сентябрь

Занятие 1

Тема «Транспорт»

Программное содержание. Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.)

Занятие 2

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Мебель»

Программное содержание.

Занятие 3

Тема «Папа, мама, я – семья»

Программное содержание. Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени.

Октябрь

Занятие 4

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Одежда»

Программное содержание.

Занятие 5

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Чудесный мешочек»

Программное содержание. Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие предметы созданы природой.

Занятие 6

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Кто в домике живет?»

Программное содержание.

Ноябрь

Занятие 7

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Помогите Незнайке»

Программное содержание.

Занятие 8

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Теремок»

Программное содержание.

Занятие 9

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Варвара-краса, длинная коса»

Программное содержание. Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке. Формировать уважение к маме.

Декабрь

Занятие 10

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Найди предметы рукотворного мира» Программное содержание. Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного мира и рукотворного мира.

Занятие 11

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Хорошо у нас в детском саду»

Программное содержание. Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения.

Занятие 12

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Наш зайчонок заболел»

Программное содержание. Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники. Формировать уважение к маме.

Январь

Занятие 13

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Деревянный брусочек»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами дерева; учить выделять признаки дерева.

Занятие 14

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Приключение в комнате»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит белье). Формировать уважение к маме, желание помогать ей в работе по дому.

Занятие 15

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Радио»

Программное содержание. Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы: материал, назначение, составные части, принадлежность к природному или рукотворному миру), определять обобщающее слово для группы предметов.

Февраль

Занятие 16

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Смешной рисунок»

Программное содержание. Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности.

Занятие 17

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Мой родной город»

Программное содержание. Учить детей называть родной город (поселок). Дать элементарные представления о родном городе (поселке). Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу (поселку).

Занятие 18

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Вот так мама, золотая прямо!»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества; формировать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать о них.

Март

Занятие 19

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Золотая мама»

Программное содержание. Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой ее поверхности.

Занятие 20

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Занятие 21

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Апрель

Занятие 22

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Тарелочка из глины»

Программное содержание. Знакомить детей со свойствами глины, со структурой ее поверхности.

Занятие 23

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Няня моет посуду»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя и к его труду.

Занятие 24

(подраздел «Предметное окружение»)

Занятие 25

(подраздел «Предметное окружение»)

Занятие 26

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Занятие 27

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Опиши предмет»

Программное содержание. Совершенствовать умения детей вычленять существенные признаки предмета, устанавливать элементарные причинно-следственные связи между предметами.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

Занятие 1

Тема «Транспорт»

Программное содержание. Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, выделять основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.).

Материал. Картинки с изображением самолета, автомобиля, автобуса; фланелеграф, игрушки – самолет, автомобиль, автобус.

Ход занятия

В гости к ребятам приходит Котик (ребенок подготовительной группы к школе в костюме кота). Котик пришел с подарками: принес загадки, предметные картинки.

Воспитатель . Наш котик любит загадывать загадки. Попробуйте отгадать их.

Котик .


Не летит, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука.
Два блестящих огонька.
(Автомобиль)

Воспитатель предлагает детям найти отгадку среди разложенных перед ними предметных картинок и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на фланелеграф картинку с изображением автомобиля.


Что за чудо – синий дом,
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)

Воспитатель предлагает детям найти отгадку и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на фланелеграф картинку с изображением автобуса.

Котик загадывает следующую загадку:


Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что же это?
(Самолет)

Воспитатель предлагает детям найти отгадку и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на фланелеграф картинку с изображением самолета.

Котик и воспитатель предлагают детям рассказать об автомобиле, автобусе, самолете, но сначала Котик просит детей прослушать, как он умеет рассказывать о транспорте: «Это автобус, он синий, у него есть колеса, кабина, окна, двери, управляет автобусом шофер». Затем каждый ребенок рассказывает о понравившихся видах транспорта. Котик и воспитатель хвалят ребят и дарят им картинки с изображением транспорта (детям разрешается взять картинки домой).

Занятие 2

Тема «Мебель»

Программное содержание. Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.); группировать предметы по признакам.

Материал. Посылочный ящик, предметы кукольной мебели (стул, стол, кровать, диван, шкаф); кукольная комната, кукла Катя в кроватке; муляжи овощей (огурец, морковь, репа) и фруктов (яблоко, груша, банан), 2 подноса.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на нарядную куклу Катю, говорит, что у куклы сегодня день рождения. Раздается стук в дверь. Приходит почтальон и приносит для куклы Кати посылку – подарок ко дню рождения от друзей. Кукла Катя и дети рассматривают посылку. В посылочном ящике лежит кукольная мебель и угощение для праздничного стола.

Кукла Катя просит детей помочь ей расставить новую мебель в кукольной комнате и выложить на поднос угощение.

Все предметы дети делят на группы, сопровождая свои действия обобщающими словами («это мебель», «это овощи», «это фрукты»). Дети расставляют мебель в кукольной комнате, называя все виды представленной мебели. Затем раскладывают на один поднос овощи, на другой – фрукты.

Воспитатель предлагает детям рассказать о предмете мебели (например кровати, столе), о его цвете, форме, величине, строении и способе использования. Например: «Это кровать, она белого цвета, у нее есть спинка, ножки, матрац».

Затем дети накрывают на стол, поздравляют куклу Катю с днем рождения. Далее по желанию детей разворачивается сюжетно-ролевая игра «День рождения».

Занятие 3

Ход занятия

Создается игровая ситуация: дети вместе с воспитателем рассматривают фотоальбом «Моя семья» с семейными фотографиями детей группы. В группу «входит» кукла Катя, приветствует ребят.

Воспитатель обращает внимание ребят на куклу Катю, ее расстроенный голос. Дети вместе с воспитателем спрашивают у Кати, чем она расстроена.

Кукла Катя сообщает детям, что она рассержена на своих маму и папу, потому что они не купили ей желанные игрушки.

Воспитатель предлагает детям расспросить куклу Катю о ее маме и папе, попросить назвать имена ее родителей. Кукла Катя сообщает детям имена своих родителей и просит ребят назвать имена их мам и пап.

Дети находят фотографии своих близких в фотоальбоме, показывают кукле Кате и называют их имена («На фотографии моя мама, ее зовут Валентина», «Это мой папа, его зовут Михаил» и т.д.).

Кукла Катя предлагает ребятам вспомнить ситуации, когда родители не смогли купить им желанные игрушки, и рассказать, как они поступили в этой ситуации. Дети с помощью воспитателя рассказывают о ситуациях (обижались, плакали, кричали, топали ногами, если родители не покупали игрушки, и т. д.).

Воспитатель предлагает им подумать, правильно ли поступают дети, требуя игрушки, и подводит к пониманию того, что родители заботятся о них, и когда наступают праздники, мамы и папы радуют своих детей подарками-игрушками.

Кукла Катя рассказывает, что, когда у нее был день рождения, мама и папа купили ей набор детской мебели. Поздравляя ее, они называли Катю «доченька, Катюша, Катенька». Воспитатель предлагает детям вспомнить, что им дарили родители на день рождения и как ласково, с любовью поздравляли (например, «Мне подарили красивую куклу, и называли меня „доченька, Машенька, солнышко“»).

Воспитатель вместе с детьми рассматривает их семейные фотографии. Просит назвать всех членов семьи, их имена. Подводит детей к пониманию того, что мама, папа, дочка, сын – это семья; что есть семьи маленькие и большие. Воспитатель просит каждого ребенка вспомнить и определить, какая у него семья – маленькая или большая, назвать всех членов семьи по именам. Например: «У нас большая семья: мама Таня, папа Коля, я – Света, братик Олежек, бабушка Нина и дедушка Сережа», «У нас семья маленькая: мама Ирина, папа Саша и я, Денис».

Затем воспитатель проводит игру «Чьи вещи?», в которой дети должны определить предметы, принадлежащие их близким. Ребята рассматривают предметы, принесенные из дома: бусы, очки, клубки, книги, салфетки и др. По сигналу педагога: «Света, найди вещи своей бабушки» или «Денис, найди вещи своего папы» – дети находят нужные вещи. Выигрывает тот, кто быстро и правильно нашел вещи членов своей семьи.

В конце занятия воспитатель подводит детей к выводу: папа, мама, дети, бабушки, дедушки – это семья, все члены которой любят друг друга, заботятся и помогают друг другу.

Воспитатель. Ребята, у наших кукол тоже есть своя кукольная семья и у них сегодня семейный праздник – день рождения младшей дочки Кати. Они пригласили нас на праздник.

Октябрь

Занятие 4

Тема «Одежда»

Программное содержание. Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по признакам.

Материал. Посылочный ящик, предметы кукольной одежды (рубашка, платье, шуба, юбка, кофта, брюки), муляжи овощей (морковь, помидор, огурец, репа), поднос, коробочка, предметные картинки (мебель, одежда, транспорт).

Ход занятия

В группу приходит почтальон, приносит детям посылку и письмо от Незнайки. В письме Незнайка просит ребят помочь ему разложить предметы на две группы: «Овощи» и «Одежда». Воспитатель открывает посылку, предлагает детям рассмотреть предметы и достать их.

Дети делят все предметы на группы, сопровождая свои действия обобщающими словами («это одежда», «это овощи»). Дети раскладывают одежду, называя все виды представленной одежды; раскладывают овощи, называя их.

Воспитатель предлагает детям рассказать о предмете одежды (например кофте, платье, рубашке), о его цвете, форме, величине, строении и способе использования. Например: «Это рубашка, она белого цвета, у нее есть ворот, рукава, пуговицы, она сшита из ткани, ее надевают на тело и т. д.»

Воспитатель проводит игру: «Кто быстрее?», в которой дети упражняются в умении объединять предметы в группы по способу их использования. Педагог раздает всем игрокам предметные картинки с изображением предметов мебели, одежды, транспорта и т. д. Предлагает рассмотреть изображения на картинках. Знакомит с правилами игры – по сигналу: «Раз, два, три» дети должны выполнить названные действия:

«Раз, два, три» – все, у кого есть предметы мебели, ко мне бегите!»,

«Раз, два, три» – все, у кого есть предметы одежды, ко мне бегите!»,

«Раз, два, три» – все, у кого есть предметы транспорта, ко мне бегите!»

Занятие 5

Тема «Чудесный мешочек»

Программное содержание. Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой.

Материал. Мешок с предметами: кукольной посудой (кастрюля, сковородка, поварешка, нож, ложка, вилка) и муляжами овощей (морковь, огурец, редис, помидор); два подноса с символами «рукотворный мир» и «природный мир».

Ход занятия

Воспитатель показывает детям завязанный мешок и говорит: «Посмотрите, какой мешок нам прислал зайчик. Зайчик попросил нас помочь ему. Вот какая с ним приключилась история. Ехал дедушка с базара через лес. Вез он в мешке покупки для своей старухи, да не заметил, как обронил мешок. Лежит мешок под кустиком, а мимо зайчик скачет. Любопытно зайчику: что же в мешке? Заглянул в него и решил: то, что выросло на грядке, возьму себе, а то, что куплено в посудной лавке, пусть в мешке остается. Будет дедушка потерю искать, найдет и бабушке отвезет. Ей на кухне без этих предметов никак не обойтись. Как вы думаете, что же было в мешке? (Овощи, посуда.) Почему вы так думаете? Откуда взялись овощи на базаре? (Они выросли на грядке, их привезли на продажу.) Почему зайчик решил взять себе то, что растет на грядке? (Это съедобно.) Для чего нужны овощи? (Ответы детей.) Ребята, предметы, которые человек получает от природы и не делает своими руками, можно назвать „предметы, созданные природой“. Их можно отнести к природному миру.

Почему зайчику не понадобилась посуда? (Он зверь, живет в лесу, пищу не варит, ест сырые овощи.) Для чего нужна посуда? Откуда она взялась в магазине?(Ее сделали мастера из металла и привезли продавать.) Ребята, предметы, которые человек делает своими руками, можно назвать „предметы, созданные руками человека“. Их можно отнести к рукотворному миру

Вот какой мешок зайчик нашел в лесу. Давайте поможем ему узнать, что лежит в мешке, и поделим предметы так: предметы природного мира – овощи – положим на один поднос, то есть оставим зайчику, а предметы рукотворного мира – посуду – сложим на другой поднос, а потом положим обратно в мешок для бабушки».

Дети по очереди подходят к мешку, опускают в него руку, нащупывают предмет, перечисляя при этом выявленные признаки, называют предмет, определяют, к какому миру он относится: рукотворному или природному.

Воспитатель задает наводящие вопросы, чтобы детям было легче определить размер предмета, его форму: «Какой предмет: твердый или мягкий? Длинный или короткий? Маленький или большой? Этот предмет круглый? Какие у него есть части? Что с этим предметом можно делать? Для чего он нужен? Как называется? К природному или рукотворному миру относится этот предмет?»

Ребенок достает предмет, убеждается в том, что правильно его назвал, и кладет на соответствующий поднос.

После того как все предметы названы и разложены по подносам, воспитатель подводит итог: «Что мы положили на этот поднос? Это предметы природного или рукотворного мира? Почему вы так думаете? Какой поднос мы оставим зайчику? Какой поднос отдадим для бабушки?» (Ответы детей.)

Занятие 6

Тема «Кто в домике живет?»

Программное содержание. Учить детей запоминать имена товарищей, обращать внимание на черты их характера, особенности поведения.

Материал. Домик, кукла Катя.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на домик, который стоит в групповой комнате. Спрашивает, хотят ли дети узнать, кто живет в этом домике. Ребята проявляют интерес к домику, пытаются заглянуть в него.

Педагог предлагает, не заглядывая внутрь домика, по описанию внешности назвать имя того, кто в нем находится. Например: «В домике находится кукла, у нее светлые волосы, красное платье, она часто приходит к нам на занятия. Назовите имя куклы». (Катя.)

Далее педагог предлагает детям по одному по очереди прятаться в домике. По сигналу «выходи» ребенок выходит из домика, остальные дети называют его по имени (можно предложить назвать ребенка ласковым именем).

Воспитатель предлагает подгруппе детей спрятаться в домике. Затем просит остальных детей вызывать из домика по очереди каждого ребенка подгруппы, называя черты его характера, особенности поведения. Например: «Не живет ли в домике Игорек? Он знает несколько стихотворений и, если вы его попросите, непременно прочтет их», «Не живет ли в домике Танечка, которая умеет одеваться на прогулку быстрее всех?» И так далее.

Воспитатель подводит детей к пониманию того, что у каждого из них есть имя, надо помнить имена детей группы, называть каждого по имени, можно называть ласково (Игорек, Олежек, Наташенька и т.д.).

Ноябрь

Занятие 7

Тема «Помогите Незнайке»

Программное содержание. Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.

Материал. Картинки с изображением цветов (одуванчик, ромашка, роза, колокольчик, ландыш), предметов одежды (пальто, платье, рубашка, юбка, шуба), один большой конверт; два маленьких конверта с условными символами: «рукотворный мир» – человек и «природный мир» – дерево).

Ход занятия

Раздается стук в дверь, входит Незнайка, здоровается с детьми.

Незнайка . Я пришел к вам в гости с подарком: принес то, что выросло у меня в саду на клумбе. Они очень красивые, душистые. Что это? (Цветы.) Правильно, это цветы. Вот посмотрите.

Незнайка показывает детям картинки, доставая их из большого конверта. Поочередно устанавливает на подставке три картинки с изображением цветов. По каждой картинке Незнайка задает детям вопросы: «Что это? Где растет? Это предмет рукотворного мира?»

Затем Незнайка достает картинку с изображением предмета одежды и, не глядя на картинку, выставляет ее на подставку.

Незнайка . Вот какой еще красивый цветочек на клумбе у меня вырос… Ой, что это такое? Что-то я его на клумбе не замечал…

Воспитатель . Ребята, давайте подскажем Незнайке: это цветок? (Это не цветок.)

Незнайка . А что это? Для чего это нужно? Откуда этот предмет появился? Это предмет природного мира? Как же мне положить предметы, чтобы опять не перепутать?

Воспитатель . Незнайка, давай будем раскладывать с одной стороны предметы природного мира, а с другой – предметы рукотворного мира.

Аналогичным образом рассматриваются остальные картинки. Все картинки дети раскладывают на две группы: рукотворный мир – одежда, природный мир – цветы.

Незнайка . Вот спасибо, ребята, как хорошо разделили: природный мир и рукотворный. Только как мне теперь с собой картинки унести и не перепутать их снова?

Воспитатель . Давайте разложим картинки в разные конверты.

Дети раскладывают все картинки в два маленьких конверта с символами: рукотворный мир – человек, природный мир – дерево. Незнайка еще раз благодарит ребят, прощается с ними и уходит.

Занятие 8

Тема «Теремок»

Программное содержание. Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности. Материал. Деревянные брусочки.

Ход занятия

Дети встают парами лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку, имитируя движения, совершаемые при распиливании бревен пилой (двигают сомкнутыми руками вперед и назад), произносят стихотворение:


Мы сейчас бревно распилим.
Пилим-пилим, пилим-пилим,
Раз-два, раз-два!
Будут на зиму дрова.
Е. Благинина

Воспитатель обращает внимание детей на столы, на которых лежат деревянные брусочки (на каждого ребенка), предлагает потрогать брусочки, постучать ими о стол. Задает вопросы: «Какое дерево? (Жесткое, твердое, стучит, не бьется.) Что делают из дерева?»

Затем педагог предлагает всем детям построить из брусочков общий домик-теремок.

В заключение воспитатель задает детям вопросы: «С каким материалом вы познакомились? Какой он? Что мы построили?» (Деревянный домик.)

Занятие 9

Ход занятия

Воспитатель говорит детям: «Ребята, я приглашаю вас в гости к Варваре, она живет рядом. Рядом – это далеко? (Совсем близко.) Я пойду по узкой тропинке, а вас, ребята, много – вы пойдете… (По широкой дороге.) Я пойду по длинной тропинке. А вы по какой тропинке пойдете? (По короткой.) А вот и дом! Дом большой, а скамеечка… (маленькая).

Появляется Варвара-краса, длинная коса. Она поет:


Все в доме приберу, приберу,
И себя я причешу, причешу.
Косу я заплету, завяжу я бантик…

Варвара . Здравствуйте, гости мои дорогие! Проходите, присаживайтесь. Меня зовут Варвара-краса, длинная коса. Догадались, почему меня так прозвали? У меня действительно длинная коса. А у кого из вас есть косички? (Ответы детей.) Какие прически у остальных ребят? (Хвостики, стрижки.)

Воспитатель . Ребята, покажите всем свои красивые прически. Кто заботится о ваших прическах, волосах? (Я сама, мама, бабуля, воспитатель.) Как мамы и бабушки заботятся о ваших прическах, чтобы вы всегда выглядели красиво, опрятно? (Расчесывают и моют волосы, заплетают косички, закалывают заколки.)

Варвара . Ребята, когда я была маленькая, такая же как вы, мамочка ухаживала за моими волосами: мыла шампунем, вытирала полотенцем, сушила. А еще мама, когда расчесывала мою косу, приговаривала:


Расти, коса, до пояса
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка маму слушайся.
(Русская народная песенка)

Варвара просит детей помочь найти ее сумочку с принадлежностями для ухода за волосами.

Дети находят две одинаковые сумочки, исследуют их содержимое. В первой сумочке лежат нитки, ножницы, игольница, пуговица. Педагог просит детей назвать предметы и сказать, кому нужны эти вещи. (Портнихе.) Во второй сумочке лежат молоток, гвозди, клещи. Дети называют вещи (молоток, клещи, гвозди) и объясняют, для чего они предназначены.

Варвара находит третью сумочку (свою).

Воспитатель предлагает детям догадаться, что лежит в ее сумочке, и загадывает загадки:


Гладкое, очень душистое,
Моет чисто
(Мыло)

Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
(Расческа)

Не смотрел в окошко -
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко -
Там другой Антошка.
Что это за окошко?
(Зеркало)

В ящике у мамы кто это живет?
В уши пальцы вставишь – открывает рот.
(Ножницы)

Дети отгадывают загадки.

Варвара достает из сумочки отгадки – предметы для ухода за волосами – и дарит их ребятам, поясняя, что эти вещи нужны для того, чтобы их куклы всегда были опрятны, причесаны.

Декабрь

Занятие 10

Ход занятия

Раздается стук в дверь. Входит Незнайка, здоровается с детьми.

Воспитатель . Здравствуй, Незнайка! Почему ты такой грустный? Что это за коробка у тебя в руках?

Незнайка . Друзья попросили меня сегодня вымыть посуду, а я не умею это делать, боюсь, что не получится…

Воспитатель . Не переживай. Ребята, поможем Незнайке? Показывай, что там у тебя в коробке.

Незнайка достает две картинки с изображением предметов посуды и устанавливает их на подставке, спрашивает: «Как называется этот предмет? Для чего он нужен? Кто ее сделал? (Человек сделал своими руками.) Это предмет какого мира?» (Рукотворного.)

Незнайка достает картинку с изображением котенка, устанавливает ее на подставке.

Незнайка (не глядя на картинку). Как много посуды, и всю вымыть надо…

Воспитатель . Незнайка, разве это посуда?

Незнайка . Нет, это не посуда. Кто же это? (Котенок.) Человек его сделал или он сам появился в природе? К какому миру он относится? (Ответы детей.)

Аналогично рассматриваются остальные картинки и раскладываются на две группы: природный мир – животные, рукотворный мир – посуда.

В конце занятия дети раскладывают картинки в два коробки с условными символами «природный мир» и «рукотворный мир».

Незнайка . А как же надо мыть посуду? Кто расскажет?

Дети рассказывают, как нужно мыть посуду.

Занятие 11

Ход занятия

Воспитатель зачитывает детям письмо от сотрудников детского сада, которые приглашают их на экскурсию по детскому саду. Напоминает детям, как надо себя вести в гостях (скромно, не шуметь, здороваться с хозяевами, благодарить за приглашение и т.д.). Предлагает отправиться в путешествие по детскому саду.

Первая остановка – кухня.

Воспитатель . Как вкусно пахнет. Догадались, что это за место? (Кухня.)


Поскорей ответьте, дети,
Кто же лучше всех на свете
Вас сумеет угостить,
Напоить и накормить?

Педагог уточняет, о ком эта загадка, спрашивает у детей: «Что делают повара? (Обязательно называется имя и отчество повара.) Повар готовит еду, варит, жарит, печет, моет, режет. Где находится кухня? (На первом этаже.) Как можно найти кухню? (По запаху, по табличке на двери…)

Воспитатель подводит детей к выводу: повара очень старательные, умелые, готовят вкусную пищу, поэтому следует съедать всю еду и всегда благодарить их.

Вторая остановка – прачечная.

Воспитатель . Что это шумит? Что за чудо-машины? Догадались, что это за остановка? (Прачечная.) А вы знаете, кто работает в прачечной? (Ответы детей.) «Что делает прачка? (Обязательно называется имя и отчество прачки.) Прачка стирает, гладит постельное белье, фартуки, халаты, скатерти. Где находится прачечная? (На первом этаже.) Как можно найти прачечную?» (Ответы детей.)

Воспитатель подводит детей к выводу: прачки очень старательные, умелые, трудолюбивые, заботливые. Предлагает поразмышлять о том, как можно помочь прачкам (мыть руки после прогулки, чтобы не пачкать полотенца; кушать аккуратно, чтобы не пачкать салфетки, скатерти и т.д.).

Третья остановка – медицинский кабинет.

Воспитатель объявляет следующую остановку – «Айболит» – и спрашивает у детей: «Кто работает в этом помещении? (Врач, медсестра.) Что делает медсестра?» (Лечит, дает лекарства, витамины, смазывает ранку зеленкой.)

Медсестра приглашает детей пройти в кабинет, показывает, как она обрабатывает царапину: промывает царапину – смазывает зеленкой – заклеивает пластырем; так царапина скорее заживет.

Воспитатель предлагает детям рассказать о медсестре (обязательно называется имя и отчество медсестры), о том, какая она (заботливая, внимательная, умелая, добрая).

Обращает внимание детей на то, где находится медицинский кабинет (на первом этаже), как можно найти медицинский кабинет.

Затем педагог подводит детей к выводу: при встрече нужно здороваться, называть взрослых по имени и отчеству, благодарить за их заботу, проявлять желание оказывать посильную им помощь.

Дети благодарят взрослых за путешествие по детскому саду и читают стихотворение.


Вот какой у нас хороший детский сад,
Все мы любим нежно детский сад.
Утром я бегу скорее в детский сад,
Вечером скажу: «До встречи, детский сад!»

Воспитатель приглашает всех в группу на чаепитие.

Занятие 12

Тема «Наш зайчонок заболел»

Программное содержание. Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники и т.д. – она доктор и медсестра в своем доме. Формировать уважение к маме.

Материал. Сумка доктора Айболита с предметами (градусник, горчичники, йод и т. д.), зайчик (игрушка).

Ход занятия

В гости к детям приходит доктор Айболит. Воспитатель обращает внимание детей на сумку Айболита, на предметы. Предлагает отгадать загадки, в которых спрятаны названия предметов, лежащих в этой сумке.

Айболит загадывает ребятам загадки:


Я под мышкой посижу
И что делать, укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.
(Градусник)

Им помажут ранку, шишку
У девчонки и мальчишки.
С ним скорее заживет,
Догадались? Это…
(Йод)

Дети отгадывают загадки. Айболит достает из своей сумочки предметы-отгадки, ребята рассматривают их и объясняют, для чего они предназначены.

Айболит говорит: «Я пришел в детский сад потому, что получил сообщение – кто-то заболел. Воспитатель и дети показывают ему зайчонка (игрушку), сообщают, что он отказался от еды, игр с ребятами.

Айболит . Не беспокойтесь, сейчас мы осмотрим больного. Малыш-зайчишка, на что жалуетесь? Горло болит? Скажите: «А-а-а». Да, горло красное. Достану градусник и измерю температуру. И температура высокая. У вашего зайчонка ангина. Что будем делать? Как лечить больного? (Ответы детей.) Чтобы малыш выздоровел, мы дадим ему сироп от кашля и поставим горчичники.

Луиза Биккуена
Ознакомление с окружающим миром во второй младшей группе «Беседа о волшебнице воде»

Тема : «Беседа о волшебнице- воде .

Цель : 1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, рассказать о значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.

2. Учить детей четко проговаривать слова; разнообразить словарный запас детей.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой.

Вы слыхали о воде ?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без неё нам не прожить!

О чем говорится в стихотворении? воде ) .

Для чего нужна вода, как мы её используем?

(пьём, моем руки, купаемся, стираем белье, готовим еду, моем посуду, пол, поливаем цветы).

Да,ребята, вода нужна людям, животным и растениям. Без неё нам не прожить.

Сегодня ребята я вам расскажу и покажу какими свойствами обладает вода.

(предлагаю детям подойти к столу)

Что вы видите в тазах? - воду, потрогайте водичку ручками.

Какая вода на ощупь? – теплая, жидкая.

Вода – это жидкость. Её можно переливать из кружки в кружки. Возьмите кружку с водой и аккуратно перелейте в другую кружки.

Что вы делаете?- переливаем воду.

Что водичка делает?- она льется, течет.

Какая эта вода? - жидкая. (Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, не текла бы из крана).

А сейчас, ребята, посмотрите в одном стакане у меня налита вода, а в другом – молоко.

Я в стакан с водой и с молоком опустила ложку.

В каком стакане видна ложка и почему? (вода прозрачная, а молоко белое) .

Ребята, вот уже сколько свойств мы узнали о воде , ещё раз назовите их? (ин-ные и хоровые ответы детей) .

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись.

Раз, два,три, четыре-

Вот как славно освежились.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

2. Осенью, ребята,часто моросил холодный дождь, на дорогах лужи, деревья и кустарники грустно шуршат голыми темными ветрами. А потом выпал снег, лужи от холода, мороза превратились в лёд.

Снег и лёд – это тоже вода, только она уже в твердом состоянии.

Снег и лед – это, что ребята?- тоже вода.

Сейчас я покажу и снег и лёд. (внести снег и лед)

Предлагаю детям потрогать.

Какой лёд?- холодный, твердый, прозрачный.

А снег какой?- белый, рыхлый, холодный.

А сейчас, ребята, снег и лёд мы поставим на батарею, а потом посмотрим, что же с ним произойдёт?

Раздаётся стук в дверь. (вношу конверт и большой лист бумаги)

Распечатываю конверт и читаю.

Ребята нам прислал письмо Лесовичок, он просит нас отгадать загадку, а отгадка вот на этом листе. Только он предлагает соединить все точки на листе и мы увидим что получится.

Загадка. Покружилась звездочка

В воздухе немножко

Села и растаяла

На моей ладошке.

Соединяем точки, получилась снежинка.

А теперь давайте посмотрим на лёд и снег, что мы поставили на батарею.

Ой, а где же снег, лёд. Вы посмотрите во что превратились снег и лёд?- в воду.

А почему снег растаял?- потому что в тепле снег тает, а если мы вынесем воду на улицу он замерзнет превратится в лёд. Потому что в комнате тепло а на улице холодно.

Итог : И так ребята, сегодня мы с вами познакомились с некоторыми свойствами воды. Назовите ещё раз какой вода бывает (ответы детей) .

И ещё ребята воду можно назвать волшебницей . Из жидкости может превратится в твёрдое вещество. На прогулку с вами выйдем и в ведерках вынесем воду на мороз и посмотрим что с ней произойдёт.

Интересно было вам с водой поближе познакомиться ? (ответы детей) .

Спасибо всем вы все молодцы!

Материалы для опытов : стаканы с водой и молоком, ложечки, таз с водой, лед, снег.

Публикации по теме:

ЦЕЛЬ: познакомить детей с насекомыми ЗАДАЧИ: Развивать зрительную память, внимание. Воспитывать чувство заботы о живой природе. Обучать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Цветы» Программное содержание. Задачи: 1. Закрепить знания детей о комнатных растениях. Познакомить с названиями 2 комнатных растений (фикус, бальзамин).

«Птицы». Конспект НОД из цикла «Ознакомление с окружающим» во второй младшей группе Программное содержание. Задачи: 1. Приучать детей заботиться о птицах, наблюдать за ними. Дать детям элементарные знания о том, чем кормят.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Ознакомление со свойствами стекла» Тема: «Ознакомление детей со свойствами стекла» Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Лето необыкновенное время года. Сколько интересного происходит вокруг. Как много можно узнать об окружающем нас мире. Я со своими малышами.

Наступило прекрасное время года-осень! На тему осени можно провести множество различных занятий, но как прекрасно и с пользой можно провести.



Рассказать друзьям