Чему можно научить ребенка в 5 лет. Что должен знать и уметь ребенок в пять лет

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Все узнать, все успеть» - так можно охарактеризовать этот невероятный детский возраст. Пятилетние малыши, торопясь, словно обгоняют время, чтобы впитать в себя все самое новое, интересное и увлекательное. В этом возрасте ребенку часто кажется, что привычный детский мир уже полностью познан, поэтому малыш начинает активно интересоваться миром взрослых. Чем занимается военный, как приручить тигра и что прячется в батарейке - все это непременно хочется узнать, понять и научиться делать. Мы понимаем, что развитие каждого ребенка очень индивидуально и часто не вписывается в принятые рамки, но в этой статье все же постараемся найти общие критерии знаний и умений пятилетних малышей. Приступим?

Чтобы быть почемучкой и настоящим исследователем, нужно знать много разных слов. Поэтому мир пятилетнего малыша сосредоточен на самых разных словах: ребенок не устает постоянно спрашивать у взрослых, как называется тот или иной предмет, почему так похожи «луг» и «лук», и как превратить кота в кита. Благодаря любознательности, словарный запас ребенка растет как на дрожжах. Это помогает малышу составлять сложные предложения с употреблением временных наречий «вчера», «сегодня», «завтра» и правильно называть последовательность событий. Ребенок любит рифмовать или сочетать разные слова, складывать их в стихотворения и песенки собственного сочинения. Также малыш может различать слог и слово, согласные и гласные буквы. В свободное время предложите малышу поиграть в словесные игры в наших упражнениях , .

Зная слова, легко знакомиться и ориентироваться в окружающем мире. Ребенок пяти лет уже много знает о себе - в каком городе и на какой улице он живет, как зовут его родителей и кем они работают. Загадочный мир взрослых постепенно приоткрывает свои тайны: малыш знает названия не только основных профессий, но и может объяснить, для чего нам нужен дворник и какие инструменты пригодятся маляру. Кроме этого ребенок хорошо ориентируется во времени: отличает и называет зимние и летние месяцы, называет время по часам. В пять лет уже можно начинать знакомить ребенка с искусством - предложите ему прослушать наше специальное упражнение , а потом переходите к проверке знаний в заданиях , .

Внимательность - одна из важных вещей находчивого малыша. Пятилетний ребенок легко находит 5-6 отличий в похожих картинках, может детально копировать узор или мелкий рисунок, объясняет разницу в предметах по цвету, форме и назначению. В этом возрасте ребенок может выполнять различные задания, рисовать, собирать конструктор, не отвлекаясь, примерно 20 минут. Используйте свободные минуты для занятий на IQsha. Такие небольшие подходы к изучению или повторению нового вырабатывают у ребенка привычку к усидчивости и вниманию к деталям. На одном из занятий предложите малышу позаниматься упражнениями на развитие памяти и внимания , .

Как посчитать, сколько невероятных приключений случилось за эту неделю? Без знания математики тут не обойтись. В пять лет ребенок уже уверенно ориентируется в числах первого десятка, знает состав чисел, умеет складывать и вычитать простые примеры. Кроме примеров малыш начинает учиться решать задачи на сложение и вычитание, а также постепенно знакомится с числовым рядом до 20. Закрепить, а позже и проверить знания математики мы предлагаем в наших упражнениях , .

С числами тесно связаны геометрические фигуры. В этом возрасте ребенок называет и отличает не только основные фигуры (прямоугольник, квадрат, ромб, круг, треугольник), но и различает трехмерные (призма, куб, конус, цилиндр, шар). Эти знания помогают малышу собирать знакомые фигуры из разрезанных частей, подбирая их по цвету и размеру. Чтобы легко научиться отличать разные виды геометрических фигур, позанимайтесь в наших упражнениях , .

Новые знания легко усваиваются, если их упорядочить. В этом нам помогает умение логически мыслить. В пять лет ребенок может выполнять задание на восстановление логических рядов, в которых нужно разложить предметы по свойству или характеру использования. Также малышу знакомо понятийное и абстрактное мышление, когда нужно угадать предмет только по описанию, дополнить рисунок или узор, найти предмету недостающую часть или убрать лишнее. Чтобы ваши занятия были яркими и интересными, Айкьюша предлагает вам пройти следующие упражнения на логику , .

Пять лет - непростой возраст, в котором очень важно поселить в ребенке стремление к знаниям. Поощряйте любые вопросы вашего малыша, читайте вместе энциклопедии, ходите на экскурсии и не уставайте все повторять. Постепенно начинайте знакомить ребенка с миром школы, но делайте это очень ненавязчиво, без устрашения и запугивания. Малыш должен понять, что школа - это новый этап, в котором все его способности обязательно найдут применение.

Многие родители считают своих пятилетних деток совсем маленькими и несмышлеными. Но на самом деле это не так. Ребята в этом возрасте обладают множеством важных умений и навыков, которые с течением времени будут только совершенствоваться. И родителям очень важно это учитывать, чтобы правильно организовать процесс воспитания своего малыша и помочь ему пережить детство и преуспеть в жизни. Поговорим же о том, что должен уметь ребенок в 5 лет, постаравшись осветить все сферы его развития.

Физическая подготовка ребенка

Пятилетний ребенок должен быть подвижным и обладать неплохой физической подготовкой. В частности, большинство таких деток способны быстро пробежать 50-60 м, перепрыгнуть несколько параллельных линий, расстояние между которыми должно составлять около 50 см, прыжками передвигаться вперед на 2-3 м, ловко приземляясь на обе ножки. Кроме того, здоровый пятилетний ребенок может бегать, не останавливаясь, на протяжении 1,5-2 минут, энергично подпрыгивать на месте, спрыгивать с высоты до 30 см, ловко перепрыгивать с одной ножки на другую. Также ему по силам пробираться под предметами, расположенными на высоте около 40 см от пола, опираясь о пол обеими ручками.

Говоря о том, что должен уметь ребенок в пять лет, необходимо также упомянуть о способности таких деток хорошо держать равновесие. Пятилетний ребенок легко стоит на одной ноге, хорошо поднимается по гимнастической стенке, проходит сам по длинной гимнастической скамейке. Кроме того, малыш уже должен ловко подбрасывать и ловить мяч, попадать им в предметы с расстояния около 1,5 м, бросать мяч вдаль обеими ручками на расстояние от 3 до 6 м. Причем именно благодаря хорошо развитому равновесию и координации движений многие пятилетние детки начинают уже осваивать двухколесный велосипед.

Общая осведомленность и умственное развитие

Если говорить об общей осведомленности пятилетнего ребенка, то нужно отметить, что он уже должен знать все времена суток и определять, день сейчас, утро, вечер или ночь. Кроме того, ребенок должен называть время года и день недели, а также уметь давать оценки тем или иным действиям или событиям: хорошо это или же плохо. Также малыш в этом возрасте должен понимать простые причинно-следственные связи, например, зачем стирают одежду, зачем посещают магазин, почему произошло то или иное событие и т. д. Причем желательно, чтобы ребенок не только понимал это, но также мог объяснить другим.

Развитие ребенка 5-6 лет: самое важное

Развитие ребенка в 3-6 лет: что должен уметь и знать ваш малыш

Психология развития 5-7 лет ХОЧУ ДЕЛАТЬ ЭТО

Этап воспитания ребенка после 5 лет. Сатья дас.

Развивающие ИГРЫ для детей 5 лет. ЛУЧШИЕ игры для развития ребенка.

Что должен знать ребенок

Также, говоря о том, что должен знать ребенок в 5 лет, необходимо упомянуть, что детки такого возраста обязаны разбираться в простых геометрических формах. Очень хорошо, если ребенок понимает, где треугольник, где квадрат, а где круг, и умеет правильно называть эти фигуры. К тому же малыши в этом возрасте должны обладать практическим математическим мышлением. Ребенок должен без труда сосчитать количество тех или иных предметов, хотя бы до 15 штук.

А также немаловажно, чтобы у крохи присутствовало интуитивное мышление. Он должен понимать, для чего нужны те или иные предметы и как их использовать. Причем оценить эти способности ребенка вам помогут специальные тесты. Например, регулярно показывайте ему карточки с изображениями тех или иных предметов и просите, чтобы ребенок рассказывал вам о каждом из них, а также о том, как они связаны друг с другом.

Социальное развитие

Если же говорить о социальном развитии ребенка, то следует отметить, что к рассматриваемому возрасту он должен научиться сам вступать в контакт с другими детками. Как правило, в 5-6 лет малыши уже не боятся самостоятельно подойти к одному ребенку или к компании детей, чтобы пообщаться с ними. И если у вашего крохи с этим какие-то проблемы, обязательно обратите на них внимание. В противном случае он может вырасти стеснительным и зажатым. Только непременно научите своего пятилетнего отпрыска бороться с приступами немотивированной агрессии (некоторые ребята в этом возрасте очень от них страдают), следите за тем, чтобы он не бил и не обижал других детей.

Важно родителям позаботиться и о том, чтобы другие дети хорошо относились к их отпрыску и не отказывались играть с ним. Чтобы добиться этого, научите малыша спокойно делиться своими игрушками, доброжелательно и внимательно относиться к другим деткам, принимать участие в общем разговоре.

Обратите также особое внимание на воспитание своего отпрыска. В пять лет он уже точно должен знать, когда необходимо говорить слова «спасибо» и «пожалуйста», когда здороваться с другими людьми и как с ними прощаться.

Творческое развитие

Необходимо позаботиться и о творческом развитии пятилетнего ребенка. Научите его лепить из пластилина и делать аппликации из бумаги, раскрашивать раскраски и рисовать самостоятельно. Также можно разучить с пятилетним малышом песенку, стишок или короткий рассказ – все это ему по силам. Ну и конечно, весьма интересными для детей такого возраста будут сюжетные и ролевые игры. Так что если у вас есть возможность, купите чаду кукольный театр и начинайте вместе разучивать роли для спектаклей.

Хотите, чтобы ваш малыш в пять лет был активным, хорошо развитым, грамотным и общительным? Тогда не жалейте времени на занятия с ним по полной программе и на его воспитание. Помните, что именно от вашей внимательности и стараний будет зависеть, каким вырастет ваш ребенок!

В возрасте 5-ти лет у ребенка наступает кризис, с трудностями которого приходится сталкиваться и самому малышу, и его родителям. В этот период дети часто капризничают, устраивают истерики по пустякам, а кто-то вообще замыкается в себе. Чтобы сложное время прошло легко и безболезненно, надо проявить огромное терпение по отношению к ребенку.

Постоянные истерики и капризы указывают на наступивший у ребенка кризис

Почему наступает кризис в 5 лет?

При нормальном развитии к пяти годам малыш уже не плохо разговаривает и способен рассказать о своих потребностях. Ребенку очень хочется казаться большим, быть похожим на взрослых. Можно часто наблюдать, как он подглядывает или подслушивает их разговоры, ему также интересно находиться в кругу сверстников.

Головной мозг уже достаточно развит, и малыш способен управлять своими эмоциями. Он понимает, что мальчики и девочки различаются между собой. Ребенку свойственно в этом возрасте проявлять фантазию и иметь собственное мнение об окружающем мире. Для данного периода характерно наиболее яркое проявление черт характера.

Детям интересно все, что происходит вокруг, они могут даже рассказывать вымышленные истории. В возрасте 5 лет для ребенка важно общение с другими детьми, однако он не всегда этого добивается, из-за чего может оказаться в одиночестве. Иногда у него просто нет возможности с кем-то поговорить об этом.

Все это может послужить причиной возникновения кризиса, при котором ребенок становится чересчур капризным и истеричным. Чтобы малыш не замкнулся в себе и легко пережил кризис, он должен находиться в комфортных для него условиях и всегда ощущать поддержку взрослых.


Ребенок замкнут, не хочет или не может ни с кем поговорить - еще одно обстоятельство, указывающее на кризис

Запаситесь терпением, ведь все в ваших силах. Не стоит сразу обращаться за помощью к психологу или другому специалисту. Иначе из-за посторонних людей ребенок может еще больше испугаться.

Сколько может длиться кризис?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Нельзя точно предугадать, когда именно наступит трудный период. Он может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, все зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Однако не нужно опускать руки, дайте малышу время, окажите ему поддержку, окружите заботой и любовью. В трудные моменты чадо особенно нуждается в вашем внимании и ласке.

Признаки начала кризиса

Кризис пяти лет имеет отличительные особенности, по которым его можно отличить от прочих кризисов в жизни ребенка:

  • если малыш вдруг стал менее разговорчивым, замкнутым, перестал разделять с вами радость за свои успехи и достижения, хотя раньше это делал;
  • если ребенок ведет себя неуверенно, выглядит напуганным, боится всего нового и неизвестного;
  • малыш раздражается и злится по пустякам, грубо разговаривает с взрослыми или со своими сверстниками (например, может разозлиться, если вы не дали ему любимую игрушку);
  • ребенок стал закатывать истерики по пустякам, долго плакать и капризничать (например, его может раздражать тот факт, что его заставляют спать в дневное время);
  • слишком часто ребенок копирует манеры взрослых и кривляется (изображает маму в процессе приготовления еды или уборки, или как папа что-то ремонтирует);
  • малыш отстаивает свою самостоятельность, хочет быть наравне со взрослыми, требует больше свободы (изъявляет желание, чтобы родители не гуляли с ним на улице).

В этот период ребенок везде и всюду пытается быть самостоятельным

Кризиса все равно не избежать, поэтому постарайтесь облегчить этот процесс для вашего крохи. Уделяйте ему больше внимания, принимайте участие в совместных играх, дарите ему свою любовь и ласку. Не относитесь слишком серьезно к его капризам и истерикам, ведь у вас больше опыта и вы в ответе за своего малыша.

В этот непростой период для малыша, доктор Комаровский призывает родителей действовать мягко, но в то же время настойчиво. Самая главная ошибка взрослых – угрожать и наказывать малыша, когда он капризничает. Это не выход из сложившейся ситуации. Комаровский рекомендует придерживаться следующих советов:

  • выясните причину такого поведения, возможно ребенку просто не хватает вашего внимания;
  • создайте комфортную и спокойную обстановку;
  • попытайтесь выяснить проблему, с которой столкнулся ребенок, и предложите решить ее вместе;
  • никогда не показывайте свой гнев и раздражение;
  • не ругайте и не кричите на малыша во время капризов и истерик, подождите, пока он успокоится, и спокойно поговорите с ним.

Внимание и забота помогут установить теплые отношения с ребенком

Что делать родителям?

Родители часто не знают, что им делать в такой ситуации. Просто нужно соблюдать некоторые правила, и вы добьетесь положительного результата. Во-первых, нужно выяснить причину появления кризиса:

  • ребенок хочет казаться взрослым, но у него это не выходит;
  • в возрасте пяти лет дети пытаются научиться контролю своих эмоций;
  • малыши начинают понимать разницу между противоположным полом;
  • дети фантазируют, и у них складывается иное мнение о жизни.

Родители должны придерживаться следующих правил:

  1. Уделяйте больше внимания ребенку: общайтесь, с интересом расспрашивайте о его делах, не забывайте рассказывать и о себе.
  2. Обязательно разъясните малышу, чтобы ему стало понятно, зачем вы что-то совершаете (к примеру, надо ложиться днем спать, так как это полезно для здоровья).
  3. Если ребенок проявляет агрессию и дерется, проведите с ним беседу о том, что так недопустимо поступать (рекомендуем прочитать: ).

Прислушивайтесь к ребенку, к его мнению, принимайте помощь малыша, тогда ваше чадо будет чувствовать себя нужным

Для малыша важно знать, что у вас серьезные намерения, и вы разговаривайте с ним на равных. Проводите с ним много времени, участвуйте в совместных играх, представьте себя тоже маленьким ребенком. Постарайтесь дать ему чуть больше свободы, не выказывая при этом свое волнение за него. Приучайте малыша к исполнению взрослых обязанностей, постепенно перекладывая на него часть из них.

Если ребенок не нуждается в вашей помощи, лучше не лезьте в его дела. Не запрещайте выполнять ему сложные поступки, пусть он сам поймет, что был не прав и зря не прислушался к совету взрослых. Оказывайте малышу поддержку и не забывайте похвалить его. Закройте глаза на капризы ребенка, кривляния и подражание взрослых. Если не заострять внимание на таком поведении, оно не войдет в норму.

По мнению психологов, самое главное во время кризиса у детей пятилетнего возраста – окружить ребенка любовью и заботой. Показывайте хороший пример для своего малыша.

Как вести себя с ребенком в 6 лет?

Если малыш к 6-ти годам еще не пошел в школу, надо его морально подготовить к ней. Ваша задача – рассказать ему, как правильно надо вести себя в школе, какой распорядок дня его ждет. Если у вас есть возможность, можете познакомить ребенка с его будущим преподавателем. Покажите ему, какой дорогой лучше всего будет добираться до школьного учреждения.


Проявляйте интерес к жизни ребенка, к его кружкам, школе и ко всему, что нравится самому чаду

Если же ребенок уже посещает школу, не забывайте похвалить его за хорошие отметки и новые достижения. Пусть он видит, что вы горды за него и не сомневаетесь в его способностях. С интересом расспрашивайте его, как прошел очередной день в школе, что нового он узнал на занятиях? Давайте адекватную оценку его поступкам. Если вам показалось, что малыш с чем-то не справился, мягко скажите ему об этом. В будущем ребенок постарается не допустить таких ошибок.

Обсудите с ребенком возможность посещения кружка, который ему интересен или какой-либо спортивной секции. В это время малыш стремится к новым знаниям, учебному процессу он уделяет особое внимание. Ему важно знать, что он занимается важными делами и ощущать, что окружающие в нем нуждаются. Дети, которые проявляют активность, добиваются успехов в спорте или наделены прочими талантами, заслуживают уважение в глазах сверстников. Для ребенка во время кризиса очень важно общаться и поддерживать дружбу со сверстниками.

Родители обязаны оказать малышу поддержку и помощь в самоутверждении как личности. Считайтесь с его мнением и выбором. Дайте ему чуть больше свободы. Если родители будут вести себя правильно, то и тяжелый период для ребенка пролетит легко и быстро.

Действия, которые родителям не следует совершать


Ни в коем случае не срывайтесь на ребенке, это может только усугубить проблему (рекомендуем прочитать: )

В сложный период для малыша родителям категорически запрещается совершать следующие действия:

  1. Не срывайте на ребенке свою злость и не проявляйте грубого отношения. С ним необходимо в спокойной обстановке провести беседу по поводу того, почему он не правильно поступил.
  2. Если ребенок ведет себя грубо, нужно объяснить ему, что такое поведение неприемлемо. Можно даже принципиально с ним не разговаривать, чтобы он почувствовал, насколько он обижает вас таким поведением.
  3. Если малыш повторяет за кем-то ругательное слово, не стоит его ругать. Попробуйте ему истолковать, насколько нехорошо употреблять это слово, или просто не обратите на это внимание, и ребенок больше не вспомнит про него.
  4. Действовать надо незамедлительно. Если вы видите, что малыш нуждается в вашей помощи, мгновенно окажите ее, а ваши дела никуда не денутся.

Ребенок должен чувствовать, что он занимает главное место в жизни родителей, что у вас всегда найдется для него время. Дайте понять малышу, насколько он вам нужен, и вы никогда не оставите его в трудной ситуации.

    Моему сыну сейчас как раз пять лет и мы переживаем кризисный возраст. Прочитав статью, я поняла, что многое делаю неправильно. Ребенок стал очень не послушным, капризным, закатывает истерики, а я не сдерживаюсь, и ругаю его за это. Теперь попробую применить другую тактику, надеюсь поможет!Здравствуйте. Моему сыну 5 лет и 3 месяца. Не слушает меня, огрызается, даже может сказать «дурная». Истерики закатывает, по полчаса не успокаивается. Абсолютно на пустом месте. Я выхожу из себя, повышаю на него голос. В такие моменты, мне кажется, что я его не люблю. Как бы это страшно не звучало. Что делать и как себя вести?

  1. Мне всегда удавалось договориться с сыном. Но сейчас ему 5, и стало очень трудно. Он держит всех в напряжении. Истерики по малейшему поводу. У него меняется настроение 9 раз в минуту. Что делать?

  2. Подскажите как справиться с кризисом пяти лет у мальчика. Если, что не по его плачет и истерит. Хочет чтобы мама все за него делала и жадничает. Как справиться?

    Дочке 5 лет. Она и в раннем возрасте высказывалась по поводу одежды (нравится/ не нравится, в этом пойду в сад/ в этом не пойду), а сейчас делает это постоянно. Это касается всего: одежды, еды, прически. Сборы в садик или на прогулку затягиваются на час. Раньше ее хоть как-то можно было уговорить, сгладить ее недовольство, то теперь она высказывается резко. «Это дурацкое, мне противно, ты делаешь все неправильно». В итоге мы обе не выдерживаем и начинаем говорить на повышенных тонах, дочка закатывает истерику, можешь кинуть вещи, стукнуть меня. Как мне найти к ней подход? Младшая дочка, которой три, смотрит на нее и тоже уже начинает подхватывать.

    У меня двое детей, старшая дочь и младший сын. Моей дочке 5 лет и я заметила, что она последнее время начала ревновать меня и папу к сыну. Бывает, что она что-то спросит и я ей отвечу, например, хорошо она плачет почему ты мне грубо отвечаешь, якобы скажи мне не просто хорошо, а хорошо моя зайка и. т. д. Что вы можете на счёт этого посоветовать?

    Моему сыну 5 только исполнилось, постоянно ругается с младшей сестрой, ей 4 и бьет. Незнаю как бороться с этим и наказываю и объясняю, ничего не помогает, вроде любит и играют вместе, но большее время ругаются, как быть?

Если вы являетесь родителем пятилетнего ребенка, то спросите себя, а как складываются ваши отношения с ним? Всегда ли вы понимаете его, интересуетесь тем, что беспокоит малыша? Ведь нередко взрослые оказывают почтение и внимание другим людям, а построить доверительные отношения со своим ребенком не могут. Чтобы понять, как найти правильный подход к человечку пяти лет, для начала нужно вникнуть в психологические особенности развития детей в этот период.

Дети в возрасте 5-ти лет очень любопытны

Психология ребенка в пятилетнем возрасте

Этот этап в жизни малыша принято характеризовать, как переходный: из раннего детства в статус дошкольника. Отмечается активное развитие, познание окружающего мира. Дети в пять лет преодолевают некий перелом, происходит осознание себя, как личности в общественной среде, своих качеств и возможностей. Они более чутко воспринимают отношение к себе со стороны. Все это говорит о том, что у маленького человека формируется собственная самооценка. То, какой она будет, зависит от многих факторов, но в первую очередь от того, что он получает от окружающего мира. Особенно от общения со взрослыми.


Общение с родителями -важны фактор психологического развития

Совет: стоит обратить внимание на свое поведение, как родителя, ведь ребенок очень активно копирует его. Влияют в этом плане и примеры близких родственников (братьев, сестер).


Психологические тесты для 5-ти лет

По своей природе любой малыш желает быть хорошим, чтобы его оценили и похвалили. Поэтому крайне важно поддерживать это стремление как родителям, так и другим взрослым (бабушкам, дедушкам, воспитателям). Если ребенок совершает положительный поступок, это непременно стоит отметить. Но тут главное указать, за что именно вы его хвалите. Ребенок должен понимать, что так делать хорошо и в дальнейшем повторять свои действия.

Эмоциональная и познавательная стороны развития

В возрасте пяти лет продолжает устойчиво развиваться и созревать эмоциональная сфера. Вы можете заметить, что чувства малыша становятся более глубокими. Если прежде он испытывал скорее просто радость от общения, то теперь это выражается в более сложной форме: симпатии и привязанности. А отсюда берут свои корни такие нравственные понятия, как дружба, чуткость, доброта, а со временем и чувство долга.

Ребенок также проявляет способности к размышлению. При этом он может не всегда приходить к правильным выводам.


Эмоциональное развитие детей 5-ти лет

Последуйте тогда такому совету: родители должны с уважением относиться к первым умозаключениям малыша и в ненавязчивой форме корректировать их, если это нужно.


Возраст почемучек - 5-6 лет

Коммуникабельность детей пяти лет

У ребенка проявляется все больший интерес к детям примерно такого же возраста. И от привычного общения только в семье он все чаще переходит на более широкие отношения с окружающим миром.

Нередко дошкольник в этом периоде делит детей на «хороших» и «плохих».

Но так он оценивает их на основании мнения взрослых. Малыши могут дружить, ссориться, обижаться, идти на примирение, даже ревновать, но и помогают друг другу. Все большая потребность возникает у ребенка в признании себя, как личности, уважении в среде остальных сверстников.


Общение со сверстниками - важный компонент развития

Ввиду того что у детей пяти лет в общении со взрослыми преобладает познавательный интерес, то неизбежны масса вопросов, которые они задают. Чаще в характере «почему». Так происходит, потому что именно взрослый является непререкаемым авторитетом, источником знаний.

Полезный совет: важно выслушивать ребенка, ведь, кто как ни родители смогут доступно разъяснить малышу все, что его волнует и пополнить запас его познаний.

Развиваются волевые качества, целенаправленность. С их помощью дети могут преодолевать определенные трудности, которые возникают в этом возрасте. Но наряду с активной самостоятельностью в духе «я сам», ребят нередко настигают и неудачи, при этом обескураживая их. А если промахов немало, то это может привести впоследствии к появлению чувства неуверенности.


Родители должны уделять внимание физическому развитию детей

Как наладить доверительные отношения с ребенком

На самом деле никаких особых знаний и действий в этом вопросе не требуется. Главное – всегда ставить себя на место своего ребенка, стремиться представить мир так, как он его видит. И тогда будет гораздо легче понять, что же хочет ваш малыш, и как именно вы можете ему помочь. Ясное дело, что взрослые не очень помнят, какими они были в пять лет, но что-то в памяти остается. Хорошо бы иногда вспоминать и задавать себе вопросы: «А как я себя вел в этом возрасте? что мне нравилось и т. п.». Проще говоря, посмотрите на мир детскими глазами.


Любознательность в 5 лет - основа интеллектуального развития

Отношения между родителями и детьми – это, так сказать, целое поле для развития таких умений, как забота, помощь, уважение. Ребенок пяти лет восприимчив не только к запоминанию стишков, цифр, букв. С ним действительно можно разговаривать, даже о любви. Просто попробуйте, иногда можно услышать удивительную правду, которую взрослые боятся сказать сами себе. Но чаще в обществе понимается так: да что там может знать ребенок в пять лет.


Сравнение с другими детьми недопустимо

Чтобы понять, как наладить отношения с ребенком, доверять друг другу, нужно помнить некоторые вещи и придерживаться в повседневном общении простых правил.

Принципы правильного подхода к малышу в пятилетнем возрасте

Согласитесь, что даже взрослому будет приятно, когда к нему после тяжелого рабочего дня подойдут, спросят «как дела?», обнимут, согреют добрым словом. Так и с детьми. Поговорите с ними просто по-дружески, спросите, как прошел их день, что было нового в саду, а может, задайте и более глубокие вопросы о том, что их волнует.

Важный совет: если делать это искренне, с любовью, то ребенок обязательно раскроется и ответит вам.

  • Следите за тоном, в котором говорите с сыном или дочкой. Речь должна быть доброжелательной, ободряющей. Даже если малыш чем-то огорчил вас, то прояснить ситуацию можно в спокойном тоне, без криков. Детям в пять лет легче отвечать, когда на них не давят, а стараются понять, почему они так поступили. Если вы что-то объясняете ребенку, делайте это как можно проще, на понятном для него языке. Доступно, четко и однозначно.
  • Всегда выслушивайте ваше чадо. Делайте это внимательно, не вздумайте перебивать, даже если он говорит что-то не совсем логично. Аккуратно поправить сказанное можно после того, как ребенок закончил говорить. И тогда он обязательно примет это к сведению.
  • Установите четкие границы в поведении ребенка, но согласно его возрастным особенностям. Важно, чтоб он понимал: если определенные вещи делать нельзя, то это правило не меняется.

Совет: здесь важно не дать слабину самому взрослому. Если вы сказали, что конфет на сегодня хватит, а потом выдаете еще, то у ребенка не будет устойчивого понятия, а когда же действительно нельзя, разовьется чувство вседозволенности. Дети, на самом деле, любят границы и правила.

  • В отношениях с пятилетним малышом проявляйте максимум терпения. Ведь часто дети сами не знают, чего хотят, и почему так происходит с ними. Они все еще постигают это умение – понимать себя. И нормально, что ребенок может дольше одеваться, убирать, идти, чем вы этого хотите. Кому же понравится, что его постоянно одергивают и торопят?
  • Хорошо, когда родители поощряют любознательность детей. Естественно, что ребенок в 5 лет задает множество вопросов. Здесь есть один нюанс. Малышу обязательно хочется получить ответ. А то, откуда он его узнает, напрямую зависит от взрослого. Постарайтесь стать для него в этом возрасте основным источником правильной информации. Для этого не нужно обладать особой эрудицией. Совет родителям: если вы не знаете, что ответить малышу, предложите вместе поискать это в книжке или хотя бы в Интернете. Но обязательно найдите ответ, иначе он может отыскать его в другом месте. И нет гарантий, что эта информация будет верной.
  • Обращайте внимание на то, чем интересуется ребенок. Старайтесь уловить, к чему он тянется, и развивать эти способности. Можно, конечно, попробовать разные сферы увлечений, а потом постепенно определить, что малышу больше по душе: петь или рисовать, английский язык или коньки. В ребенке должна сохраняться самобытность. Родители не должны навязывать ему интересы.

Развитие способностей и обучение - подготовка к школе
  • Будьте положительным примером для своего малыша. Ведь недаром говорят, что дети – это зеркало родителей. В этом возрасте они все схватывают моментально, и хорошее, и плохое. Так что следите за своими словами, эмоциями, поступками. Но если вы и допустили оплошность в присутствии ребенка, то нужно пояснить, что взрослые тоже могут ошибаться.
  • Никогда и ни при каких обстоятельствах не сравнивайте ребенка с другими. Этот фактор очень влияет на его самооценку. Не следует также постоянно критиковать и ругать ребенка, особенно при других людях. Лучше в спокойном состоянии проговорить ситуацию. Смотреть при этом следует прямо в глаза малышу, но с понимающим взглядом.
  • Не требуйте и не ждите от ребенка того, что он не способен выполнить в своем возрасте. Все должно быть в меру, в том числе, количество правил и ограничений. Когда их слишком много, то он может перестать их замечать.

Развивающие игры - очень важный момент в развити

И последний пункт выделен отдельно. Это игры

С малышами следует играть в добрые, познавательные игры. И строить отношения с ребенком пяти лет лучше всего в такой форме. Это значит, что малыша нужно увлекать тем или иным занятием: уборку превращать в веселое соревнование, кто быстрее сложит кубики; готовку тоже можно превратить в игру, сшить ребенку фартучек, и малыш станет вашим помощником на кухне.


Совместные игры помогут родителям лучше понимать детей

Участвовать нужно и в самих детских играх. Только делать это от души, с любовью, проникнуться этим процессом. Тогда ребенку действительно будет интересно со своими родителями. А это тоже залог добрых отношений с собственным малышом. Помните, что вы и ваш ребенок должны получать радость от общения. Если так и есть, значит, вы на верном пути!

Комментарии 1 Поделиться:

Возраст 5 лет — это значимый рубеж в жизни каждого подрастающего крохи и его родителей. Вчерашний несмышленый карапуз становится самостоятельной, серьезной личностью, которая уже готовится к поступлению в школу. Психологи относят пятилетних детей к старшему дошкольному возрасту. Пора подвести первые итоги, посмотреть что же должен уметь ребенок в 5 лет.

Навыки и умения, приобретенные детьми к пяти годам, позволяют определять соответствует ли психологическое и физическое развитие малыша его возрасту. Небольшое отставание можно исправить, скорректировав развивающуюся программу. Подходит время, когда все развитие маленького непоседы направляется к подготовке к школе.

Развитие ребенка в 5 лет происходит очень стремительно. Вчерашний непоседа, не умеющий спокойно посидеть и несколько минут на одном месте, сменяется достаточно усидчивым карапузом, способным на длительные занятия. Детки в этом возрасте испытывают очередной скачок в физическом росте и в интеллектуальном развитии.

Основные умения и навыки

Здоровый пятилетний непоседа по-прежнему интересуется разнообразными подвижными, физически активными играми, которые стоят у него на первом месте в списке приоритетов. Вместе с тем, возникает интерес к интеллектуальным занятиям: чтению сказок вслух, рисованию, лепке из пластилина или глины, обучению.

Возросла ловкость и выносливость непоседы. Он хорошо контролирует деятельность всех мышц своего тела. Прыгает на одной ножке, катается на двухколесном велосипеде, с легкостью поднимается на канате, не боится играть на шведской стенке. Достаточно легко пробегает большие расстояния около 200 метров, соревнуясь в скорости.

Развивается координация движения тела. Закрыв глаза, легко достают до уха или кончика носа. Не падают на ровной местности, оббегают или перепрыгивают препятствия на пути. Может прыгнуть с места или с разбега, пробежать по тонкой дощечке.

Большой словарный запас — малыш знает около 3 тысяч слов. Развита связная речь. Может сам составить небольшой рассказ. Хорошая память. От непроизвольного запоминания переходит к сознательному запоминанию новых слов, больших стихотворений. В памяти легко откладываются считалочки, скороговорки, детские сказки. С удовольствием их может пересказать.Охотно запоминает и учит иностранные языки.

Не теряется в окружающем пространстве. Знает фамилию, имя, свой домашний адрес, где и кем работают родители. Знает правила дорожного движения, что означают цвета у светофора, умеет правильно переходить дорогу.

Логически рассуждает, способен найти связь, и определить порядок событий. Самостоятельно складывает пазлы. Составляет рассказ из разрозненных картинок, рассказать с чего началось и чем закончилось событие. Из нескольких представленных изображений может найти лишнее.

Ориентируется во времени и пространстве. Знает дни недели, времена года. Не путает понятия «сегодня», «завтра» и «вчера». Знает последовательность времени суток.

Учится планировать свои действия. Стараясь добиться результата в каком-либо деле, строят планы, делят процесс работы на отдельные этапы.

Специалисты считают, что в период начиная с 5-летнего возраста окончательно формируется характер, личность человека, его жизненные принципы, отношения к окружающим людям. Большое влияние оказывает пример родителей, семьи. Родителям стоит внимательно следить за своим поведением, словами, поступками.

Если в семье постоянные скандалы, разговоры на повышенных тонах, то у крохи, воспринявшего такую манеру общения как норму, в дальнейшем будут возникать проблемы в школе, на работе и в жизни. Литвак « 5 методов воспитания детей» советует начинать воспитание детей с « воспитания воспитателей», подчеркивая важность авторитета родного человека для малыша.

Навыки в быту

Дошкольник пяти лет уже понимает и ценит важность внешнего вида, чистоты, порядка. Малыш способен сам снимать и одевать одежду, аккуратно вешать ее на стульчик или в шкаф, чтобы не помялась. Ребёнку стоит очертить круг его обязанностей по дому, не только убирание игрушек, но поливать домашние растения, протирать пыль. Малыши с радостью помогают маме проводить генеральную уборку. Маленький непоседа должен чувствовать, что он тоже носит вклад в поддержание чистоты в доме. Не стоит ругать кроху, если что-то сразу не получается.

Кроха уже самостоятельно умывается, чистит зубки. Уже можно в этом возрасте приучать принимать по утрам душ, что будет способствовать закаливанию организма. Приходя с улицы после прогулки, малыш самостоятельно снимает обувь, верхнюю одежду. Во время приема пищи использует столовые приборы. Перед едой обязательно моет руки.

Дети этого года развития начинают осознавать важность семьи, совместных действий. Предлагают родителям свою помощь, вместе с мамой готовят разные вкусности, а потом пылесосят квартиру. Не стоит этот энтузиазм гасить отказом. В подростковом возрасте, не приученный к помощи по хозяйству, выросший малыш не будет ничего делать. Вся возрастающая нагрузка будет лежать на плечах мамы.

Социально, эмоциональное развитие

На пятом году жизни у детей почти не бывает проблем в общении с незнакомыми детьми, малознакомыми взрослыми. Развивается желание играть в коллективе. Дети охотно идут на контакт, знакомятся, вместе играют. Легко находят общий язык с окружающими, с благодарностью отвечают на проявленное внимание.

Дошкольники этого возраста практически бесконфликтные, легко соглашаются со взрослыми. Не спорят, почти не капризничают. С большим удовольствием впитывают любую новую информацию. В 5 лет уже можно отдавать детей для занятий в различные виды секций, где малыши будут заниматься.

Если малыш застенчив, стесняется или боится сам пойти на контакт с другими детьми, ни в коем случае не стоит ругать его, особенно при других детях. Лучший выход устроить совместную игру: построить замок в песочнице, для чего пригласить всех детишек участвовать, или запускать воздушного змея. В процессе совместной игры исчезнет страх перед малознакомыми детьми, дошкольник заведет себе новых друзей.

Решить проблемы общения помогут небольшие сценки или спектакли дома, разыгрывайте сказки, придумывайте ситуации — допустим, дошкольник пошел в магазин или устраивайте чаепитие для кукол с гостями.

Воспитание девочек и мальчиков

Примерно в 5 лет малыши четко начинают понимать свое отличие, как мальчика или девочки. Достаточно болезненно реагируют на попытки «покуситься» на их половую принадлежность. Начинают делить обязанности только для девочек или только для мальчиков.

Воспитание мальчика 5 лет происходит более строго чем девочек. Родители обращаются с мальчиками более требовательно, строго. Не потакают капризам, не одобряют открытого проявления эмоций. «Ты же будущий мужчина, мальчики не должны плакать. Требуют от мальчиков отвечать за свои слова, поступки. Мальчиков обычно не просят помочь маме приготовить обед, а вот помочь отцу отремонтировать машину, подавать инструменты — это мужское дело.

Воспитание девочки 5 лет в обществе и родителями допускается более мягкими методами. Девочка может позволить себе капризы, слезы. Девочек воспитывают в основном мягкостью, чаще хвалят, наряжают, прощают больше совершённых проступков. Родители считают, чтобы девочка развивалась как будущая мама, ее необходимо учить готовить, помогать по хозяйству.

Такое раздельное воспитание ребенка 5 лет связано с принятыми в обществе понятиями о нежной, хрупкой, требующей внимания и заботе девочки, и будущем защитнике, главе семьи мальчике.

Родителям стоит помнить, как воспитываешь детей, так они и будут вести себя взрослыми. Необходимо учить малыша правилам вежливости. Здороваться, обращаться на «Вы» к взрослым людям. Не вмешиваться в чужой разговор. Уметь благодарить, говорить спасибо. Не забывать прощаться. Родители могут научить детей сдерживать агрессию, ни ябедничать, ни жадничать, не обижать более слабых малышей. При воспитании не стоит использовать только методы поощрения, за некоторые провинности обязательно следует наказывать, чтобы дети могли осознавать свою ответственность за совершенные поступки.

Дети способны проявлять созидательное сострадание, не просто пожалеть брошенного котенка, а принести домой, напоить молоком. Кроха начинает жалеть стариков, больных детишек. У детей возникают первые взрослые вопросы, что такое смерть. Малыш стремится помочь всем, кому может оказать помощь он или родители.



Рассказать друзьям