Формирование творческих способностей дошкольников. Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности

Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. У дошкольников творчество находится в начальной стадии развития. Не случайно Е. А. Флерина назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что появляется в зрелом растении, только вырастить надо.

Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. В связи с этим - задача педагогов найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения творческого потенциала дошкольника.

Причины, препятствующие стремлению детей к творческому проявлению :

Отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, умений, навыков;

Формализм в организации педагогического процесса (важно помнить о специфике художественной деятельности). Это не обычное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это художественно-творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желания творить;

Ограниченное количество материалов, предлагаемых детям для изобразительной деятельности;

Небольшое число используемых детьми способов изображения;

Недостаточный уровень квалификации педагога и недостаточно развитое восприятие педагогов формирует «штампы», которые внедряются в сознание детей – «это надо так, а это так» и определяет формальный, нетворческий подход к организации НОД (использование одних и тех же методов, не включающих игровые приемы, подача прямого показа изображения).

Низкая заинтересованность родителей в развитии художественно-творческих способностей детей.

Изобразительная деятельность - это познавательная деятельность ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе образования полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческих способностей детей.

Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом заключается суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему

своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства образования на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Применение новых форм организации изобразительной деятельности, направленно на развитие творческих способностей и решает следующие задачи:

Формирование у детей алгоритма деятельности;

Развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;

Формирование и совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта;

Развитие эмоциональной сферы.

Все формы организации изобразительной деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий.

Для развития творческого потенциала в изобразительной деятельности детей необходимы следующие условия:

    организация предметно-развивающей среды;

    создание ситуации успеха;

    сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;

    выстраивание на занятии игрового сюжета;

    создание ситуации творческого поиска;

    стимулирование детского творчества занимательным содержанием;

    применение разнообразных художественных материалов и техник;

    наличие творческих заданий;

    интеграция различных видов искусства;

    предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, доступность любого материала для изодеятельности;

    обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.

Немаловажным условием является создание творческой, доброжелательной атмосферы на каждом занятии, тактичное, внимательное отношение к каждому ребенку, уважение к его творчеству. Обогащение эмоционально-интеллектуального опыта детей. Чем богаче опыт, тем разнообразнее по содержанию детские рисунки.

Для того чтобы дети поняли чем прекрасен тот или иной предмет или явление, педагог должен сам уметь искренне чувствовать, видеть красоту в жизни. А это качество нужно развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдать, рассматривать, рассуждать, вглядываться, прислушиваться. Можно проводить минуты созерцания .

Выбор методов и приемов – это всегда поиск оптимального пути образования и воспитания, т.е. наиболее выгодного пути, позволяющего быстро и с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. При выборе методов и приемов учитывать характер предстоящей деятельности, поставленные программные задачи, индивидуальные особенности детей.

Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к выполнению задачи, облегчают работу мышления и воображения.

Метод стимулирования занимательным содержанием - это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Метод позволяет создать атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом на пути активизации творчества обучающихся через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.

Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций.

Метод создания ситуации творческого поиска предполагает наличие задания, содержащего творческий компонент, для решения которого ребенку необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в рисовании не применяемые. Наибольший творческий потенциал содержат рисунки, выполняемые по воображению.

Технологические приемы , используемые в работе – это технологии, позволяющие сочетать различные материалы в одной творческой работе (акварель, гуашь, пастель, маркеры, цветные мелки, пластилин и глина, крупа, нитки, ткань, мех, кожа и др.). Варианты объединения материалов могут быть самые разнообразные. Важно показать детям не эталон правильного изображения предметов, а разнообразие возможностей в трактовке образов.

В результате выполнения подобных заданий ребенок воспринимает взрослого не как контролера, который будет проверять правильность выполнения рисунка, а как помощника в достижении желаемого результата. Новые технологические приемы работы позволяют развить фантазию ребенка, создать в его воображении более яркие образы, развить инициативу, эмоционально – волевую среду, позволяющую смело воплощать собственные замыслы.

Важным условием успешного развития детского художественного творчества является разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях.

Изобразительная деятельность для детей – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, открывая новые возможности художественной деятельности. Нестандартные подходы в организации художественной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Использование разнообразных нетрадиционных техник рисования позволяет

развивать фантазию, уверенность в себе, наблюдательность, импровизацию. Эти техники детям очень нравятся, и они их применяют в самостоятельной деятельности.

И, конечно, успех в работе может быть достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.

Только систематическая, планомерная работа даст положительные результаты.

Для этого надо много учиться, заниматься с детьми систематически и творчески. И тогда наши дети не только разрисуют белоснежный лист диковинными цветами, но и научатся образно мыслить, проникнутся любовью к творчеству.

Свое выступление хочется закончить словами Сухомлинского «Как гимнастика исправляет тело, так творчество исправляет душу». А состояние человеческой души – главная цель воспитания.

Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста.

Развитие активной творческой личности - одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея обучения, ориентированного на поддержание и развитие творческого потенциала, лежит в основе ответа на насущный вопрос: как учить детей, начиная с ранних возрастов, чтобы не

погасить искру творчества, заложенную в каждом ребенке изначально?

Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности.

Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности и не могут созреть сами по себе. Их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития его творческого начала.

Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все стремятся на протяжении всей жизни его развивать.

Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы, такие как внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности.

Творческий потенциал личности является неким ядром его внутренних сил, помогающий ему самореализоваться. Часть качеств, которые обуславливают его потенциал, формируется генетически, часть - в период детского развития, а остальная составляющая появляется в разные периоды человеческой жизнедеятельности.

Творческий потенциал (англ. Creative potential) - совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в разных видах деятельности.

Творческая личность – это личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции.

Педагоги и психологи (О.В.Дыбина, Т.С.Комарова,В.С.Кузин, Я.А.Пономарев , С.Я.Рубинштейн, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Т.Я.Шпикалова и другие) считают, что творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам он не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.

В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия.

Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности.

Для того, чтобы развить свой потенциал, необходимо развивать такие качества как:

1.Инициативность.

2.Способность двигаться вперед.

3.Уверенность в себе.

4.Стремление по максимуму использовать появившиеся возможности.

5.Доводить начатое дело до финального конца.

Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других.

Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы. Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.

В настоящее время ширится круг инновационных программ развития ребенка в ДОУ. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития творческих способностей детей остается актуальным. Современный образовательный процесс содержит комплекс проблем, затрудняющих эффективность решения вопросов развития творческого потенциала личности.

Среди них можно назвать следующие:

Использование в обучении нескольких приоритетных направлений, что исключают возможность специальной работы по развитию творческих способностей;

Недостаточное владение технологией развития творческих способностей.

Согласно идеям А. В. Запорожца и Л. А. Венгера, жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствуют себя созидателями, открывающими что-то новое в окружающем мире.

Процесс познания предполагает усвоение универсальных действий ориентировки в окружающем, т. е. развитие и совершенствование целого комплекса способностей.

Они позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях произвольно, а к концу дошкольного детства осознанно относиться к собственной деятельности.

В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе.

Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой. Возрастная сенситивность и характерная для дошкольников реакция на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем способствуют притягательности художественной творческой деятельности в дошкольном детстве, развитию творческого воображения.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №8 «РУСАЛОЧКА»

г.Кстово, 3-микрорайон, дом 27, тел. 2-11-93, 2-27-16,2-17-31

Доклад по теме: «Выявление и реализация творческого потенциала дошкольника в плавании»

Плавание – важнейшее средство оздоровления. В настоящее время отмечается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, при этом все более актуальными становится поиск новых способов укрепления психического здоровья детей, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышение его устойчивости к различным заболеваниям. В этом контексте имеет важное значение не только раннее обучение детей плаванию, но поиск новых форм, методов и нестандартных решений на занятиях в бассейне.

Методика обучения дошкольников плаванию в минимальной степени предусматривает развитие их творческой сферы и поэтому мы решили внедрить в свою работу проект «Плавание – это красота в движении», чтобы раскрыть скрытые возможности детей.

Выявление и реализация творческого потенциала дошкольника является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Развитие детского творчества – сложная и актуальная проблема. Современный подход к ее изучению характеризуется стремлением к поиску эффективных путей личностного становления в условиях интеграции, взаимосвязи разных видов деятельности детей, таких как плавание, музыка, физическая культура.

Для решения поставленных задач мы используем как традиционные, так и нестандартные формы работы с детьми дошкольного возраста:

  • синхронное (фигурное)плавание как средство развития творческих способностей детей
  • аквааэробика как средство укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста.

Через элементы синхронного плавания можно развивать психические процессы: внимание, память, а также раскрыть творческий потенциал у дошкольников, умение двигаться в воде красиво и синхронно помогает увидеть детям насколько они способны выразить красоту движений и очаровать зрителей.

Синхронное (фигурное) плавание - это детский театр на воде, с музыкальными композициями и использованием разных предметов (нудлы, обручи, мячи, круги и др.). В дошкольном возрасте у детей развивается творческий потенциал, формируется любовь к прекрасному, уважение к друг другу и творческого самовыражения.

Дети используют полученные навыки в том виде, в каком они преподнесены педагогом, но впоследствии они способны придумать свои интересные элементы. В этом и есть уникальность каждого ребёнка. А вместе все дети творят прекрасную композицию – это их творчество и результат.

Аквааэробика – это вид деятельности, основанный на умеренных по интенсивности движений в воде под музыку, а также является одним из самых малотравматичных видов фитнеса.

Аквааэробика для дошкольников влияет следующим образом на детский организм:

  • Устраняет повышенную раздражительность и возбудимость
  • Гармонично развивает мышцы ног, спины, живота, груди, рук, плечевого пояса
  • Предупреждает сколиоз
  • Формирует правильный «мышечный корсет»
  • Приносит замечательный терапевтический и расслабляющий эффект
  • Снимает стресс
  • Формирует здоровый образ жизни
  • Улучшает общее самочувствие

Цель:

Формирование творческого начала, самоконтроля ребенка, развитие творческих способностей у воспитанников во взаимосвязи с разными видами деятельности:

  • Плавание
  • Музыка
  • Хореография

Задачи проекта:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их эмоционального благополучия.
  • Приобщение ребёнка к здоровому образу жизни и повышение работоспособности организма.
  • Совершенствование плавательных навыков, развитие гибкости, чувства ритма, координации движений, чувство радости и удовольствия от движений в воде.
  • Воспитание нравственно-волевых качеств: смелости, настойчивости, чувства собственного достоинства.

Взаимодействие с родителями :

  • групповые родительские собрания с использованием современных информационных технологий (показ презентаций, видео-занятий)
  • открытые просмотры для родителей
  • консультации с родителями
  • информационный материал для родителей в группах
  • памятки-рекомендации

Ожидаемые результаты:

  • Эмоциональное и двигательное раскрепощение в воде, проявление чувства радости и удовольствия от движения в воде.
  • Повышение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.
  • Развитие гибкости, выносливости, ловкости, красоты и пластики в выполнении движений, умения слушать музыку при выполнении упражнений.
  • Оптимизация взаимоотношений между детьми, развитие умения организовывать деятельность в подгруппе сверстников.
  • Проявления творческой активности личностного роста ребенка.

Для развития творческого потенциала детей на занятиях по плаванию я включаю в свои занятия следующие элементы:

  • Элементы аквааэробики - это популярный вид физических упражнений для умеющих и не умеющих плавать. Особенно популярна среди старших дошкольников, вновь поступивших в детский сад и не имеющих плавательных навыков. Одной из ее особенностей является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положениях тела на глубокой и мелкой воде;
  • Элементы фигурного плавания представляет собой комплексы с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде, дети имеют возможность проявить свое творчество в «минуту свободного плавания»;
  • Элементы синхронное плавание – один из видов спорта, включающий в себя элементы художественной гимнастики, хореографии и плавания, развивающий гибкость, формирующий правильную осанку.

Достигнутые нами результаты были бы невозможны без тесного контакта с родителями, которые являются непосредственными участниками воспитательно - образовательного процесса и нашими помощниками. Мною подготовлен ряд консультаций («Играя, учим плавать», «Наши достижения», «Познакомимся с водой», «Учимся плавать», «Обучение элементам сухого плавания», «Дыхательные упражнения», «Безопасное поведение на воде».

Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками - это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Упражнения и игры в воде должны вызвать интерес, доставлять ребятам удовольствие и радость, побуждать их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.

В детском саду перед ребенком открыты разные возможности для творческого осмысления действительности и его выражения и одна из них – синхронное(фигурное) плавание. Э то очень увлекательная форма работы, задающая особый эмоциональный настрой. Ритмичные движения, кружение в такт музыки, танцы с различными предметами, построение разных танцевальных композиций. Все это позволяет ребенку выразить себя и доставляет при это м огромное эмоциональное удовольствие. Основы творческих проявлений детей закладываются уже в младшем дошкольном возрасте. И мы стараемся воспитать в ребенке эстетический вкус, развивать способность искать, фантазировать, принимать самостоятельные решения, мыслить неординарно, то есть смело и свободно. Дети выполняют под музыку различные скольжения с предметами, подныривание в обруч . В старшей и подготовительной группе в зависимости от подготовленности дети знакомятся с различными композиционными движениями синхронного плавания. Это помогает детям самостоятельно подбирать элементы для танцевальных композиций.

При выполнении детьми произвольных движений под музыку в воде, я веду наблюдение. Это важно, так как именно в такие минуты рождаются необыкновенные по красоте движения. Затем самые интересные из них мы разучиваем. Постепенно различные движения соединяем в композиции, подбираем музыкальное сопровождение. Так происходит рождение танца, который является плодом творчества и общих усилий. Вся эта активная деятельность доставляет детям особое удовольствие, они делятся друг с другом опытом, радуются своим успехам.

Освоенные элементы синхронного (фигурного) плавания позволяют детям перейти на другой уровень творчества. Они уже могут подготовить не только рисунки на воде, но и сюжеты для больших праздников, что позволяет нам планировать и осуществлять подготовку развлекательных представлений на воде.

Представленная в поекте «Плавание – это красота в движении» система работы по освоению элементов синхронного (фигурного) плавания и аквааэробики дает весомые результаты в развитии творческих способностей детей.

Литература:

1.Е.К. Воронова, «Программа обучения плаванию в детском саду», Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2003 г.

2.Пищикова Н.Г., «Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Занятия, игры, праздники», Издательство «Скрипторий 2003».

3.Яблонская С.В., Циклис С.А. «Физкультура и плавание в детском саду», издательство ТЦ Сфера, 2008.

4.Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности ДОУ. / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: АРКТИ, 2011

5.Маханева М.Д., Баранова Г.В. «Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие, - М.: ТЦ Сфера, 2009

6.«Система обучения плаванию детей дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие / Под ред. А.А.Чеменевой. – СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011

7.Н.В. Микляева Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности. Москва, Аркти, 2011г

8.Д.Лоуренс «Аквааэробика – упражнения в воде»

План - конспект

непосредственно образовательной деятельности по плаванию

Образовательная область «Физическое развитие»

с элементами аквааэробики и синхронного (фигурного) плавания в

подготовительной к школе группе «Дельфин»

Подготовил: инструктор по физкультуре (плаванию) Беляшкина Светлана Викторовна

Программное содержание:

  • учить опускать лицо в воду при скольжении на груди;
  • продолжать обучать элементам фигурного плавания;
  • закреплять умение делать полный выдох в воду, лежание на груди, на спине;
  • совершенствование плавательных навыков, развитие гибкости, чувства ритма, координации движений, чувство радости и удовольствия от движений в воде;
  • воспитывать смелость и решительность.

Интеграция образовательных областей:

  • Физическое развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие

Инвентарь : нудлы, обручи, мячи резиновые, надувные, пластмассовые, доски, круги по количеству детей.

ТСО: магнитофон, музыкальные диски

Май 2017г.

Части занятия

учебного материала

Дозировка

Методические указания

I. Вводная

1. Построение, приветствие.

Сообщение задач занятия.

2. Игра «можно - нельзя» (повторение правил поведения в бассейне).

3.Комплекс подводящих упражнений «сухого плавания»:

  1. И.п. – стоя, лицом к «линии воды»:

1 - сделать вдох и «нырнуть» под линию, задержать дыхание;

2 - вернуться в И.п., выдох.

  1. И.п. – тоже:

1-сделать вдох, отпустить лицо под «линию воды»;

2- сделать выдох

  1. И.п. – ноги врозь, руки вдоль тела:

1- сделать вдох, присесть, плотно сгруппироваться, обхватив голени руками, наклонить голову к коленям;

2- вернуться в И.п.

  1. И.п. – тоже. Прыжок вверх «Прыжок дельфина»

1. Организационный вход в воду. Построение по ориентирам.

И.п. – встать лицом к бортику на расстоянии вытянутых рук, держать голову между вытянутыми руками, сказать: «водичка, водичка умой моё личико», затем медленно наклоняясь вперед, опуская лицо в воду.

2.Выполнение дыхательных упражнений в движении (с использованием мячей малого диаметра):

Дуть на мяч («подгонять ветерком»);

Толкать мяч носом («дрессированные морские котики»);

Выдох в воду (дети делают выдох в воду, произнося гудок парохода «у-у-у-у-у…»)

3 . Комплекс аквааэробики с нудлом « Я живу в России»:

1) «Прогулка»- И.п. – о. с.; ходьба на месте; имитация передвижений, как пингвины, нудл в руках.

2) «Потягушки» - И.п. – ноги врозь, руки вдоль тела:

1- подъем рук вверх, посмотреть на нудл;

2- вернуться в И.п.

3) «Подскоки» - И.п. – тоже, руки в стороны, опираясь на нудл; поворот подскоками вправо вокруг себя:

4) «Скольжение» - И.п. – ноги врозь, руки перед собой, опираясь на нудл:

1- наклон вперед, выпрямляя руки перед собой, скольжение по воде;

2- вернуться в И. п.

5) «Качалка» - И.п. – ноги врозь, наклон вперед, руки прямые, лежат на воде; движения руками вниз вверх, преодолевая сопротивление воды.

6) «Касалки» - И.п. - стойка ноги врозь, руки перед собой ;

Поочередное поднимание ног из воды, касаясь коленом нудла.

8 ) «Дыхалки» - И.п. – тоже;

1 - подъем рук вверх с нудлом, вдох;

2 – вернуться в И. п., выдох на мяч.

9) «Поклон» - И.п. – тоже;

1 - поворот туловища на 90 0 ;

2 – И.п. ноги на ширине плеч;

4. Плавание с поддерживающими средствами (нудлы, плавательные доски, круги):

- скольжение на груди («стрела»);

Скольжение с работой ног «кролем» («торпеда»);

Скольжение на спине с работой ног «кролем» («моторчики»).

5.Игровое упражнение «На буксире».

Дети разбиваются парами. Соединяют два обруча вместе. Держаться за обручи, стоя лицом друг к другу. Один из них ложится на воду (баржа). Другой – идет вперед (буксир), ускоряя шаг и везет за собой, лежащего на воде (буксир везет за собой баржу), до противоположного бортика. У бортика дети меняются местами.

6.Элементы фигурного плавания.

И.п. – дети образуют круг, держась за круги между собой. Упражнения выполняются одновременно группой.

«Водоросли»:

1 - руки вверх

2 - руки вниз

3- наклон вперед, руки вперед

4- вернуться в И.п.

5 – приседание, руки вверх

6 - вернуться в И. п.

«Ожерелье»:

1 - лежание «поплавком»

2 – вернуться в И.п.

7. Игровое упражнение « Иголка и нитка».

Дети – нитка, обруч – ушко иголки. Необходимо нырнуть в обруч, как бы продеть нитку в иголку.

8.Игровое упражнение «Карусель».

Дети становятся в круг, держась за руки. По команде они ложатся на спину через одного, продолжая держаться за руки. Те, кто стоит на дне, начинают двигаться по кругу. Затем дети меняются местами.

9.Подвижная игра «Водное поло».

Командная игра с бросками мяча одной рукой между игроками команды и бросками в ворота команды соперницы.

1 мин .

1 мин.

2-3 мин .

3-4 раза

3-4 раза

3-4 раза

4-5 раз

1 мин.

2 мин

3 мин.

10-15 с.

6-8 раз

6-8 раз

4-5 раз

9-10 раз

9-10 раз

10-20 с.

4-5 раз

3 мин.

1 мин.

1мин

1мин

1мин

3-4 мин.

1-2 мин.

1 мин.

2 мин.

2 мин.

3 мин

Натянуть длинный шнур на стойках - «линия воды».

Следить за правильной группировкой.

Следить за правильным положением тела.

Не помогать руками.

Выдох длиннее вдоха.

Губы вытянуты трубочкой

Нудл лежит на воде, хват сверху

Руки лежат на воде, подбородок касается воды.

Руки должны находиться в воде.

Лицо погружать в воду так, чтоб уши были в воде.

Выдох длительный.

Следить за правильным положением тела, ноги вместе носок вытянут.

Следить за синхронностью выполнения упражнений.

Следить за группировкой тела.

Положение тела:«стрелой» - руки прямые, голова лежит на руках, ноги вместе.

Лежать на спине: голова по уши в воде, тело ровное, живот подтянут к поверхности воды.

Разделиться на две команды («Морские котики», «Морские львы».

Грубо не играть. Закрывать ворота руками. В воде передвигаться бегом и прыжками.

II.Основная

III.Заклю-чительная

1.Малоподвижная игра «Море волнуется».

Выполнение морских фигур на воде.

2.Свободное плавание. Организационный выход из воды:

2 мин.

3 мин.

Задержку дыхания во время выполнения фигур выполнять, считая до пяти.


Для ребёнка очень важно, какое социальное окружение находится с ним в момент становления личности. Основы для развития творческого потенциала закладываются именно в дошкольном возрасте. Существует ряд условий, при которых у дошкольника формируются предпосылки для творчества. Одним из первостепенных, на мой взгляд, это создание условий для развития воображения и фантазии.

Сам по себе ребёнок в силу возраста не может увидеть мир в ярких красках, у него ещё не сформированы те чувства и эмоции, с помощью которых он может использовать всю палитру оттенков и чувственных образов. И ребёнку необходим взрослый, будь то родитель или воспитатель, который сам обладает творческим потенциалом, увлечённый любимым делом, умеющий передать свои знания и умения, заинтересовать и мотивировать на результат. И если в окружении дошкольника нет такого человека, то вероятно, его творческий потенциал не раскроется должным образом. Ребёнок воспринимает этот мир через призму восприятия людей, находящихся рядом с ним. Поэтому в детском саду (согласно ФГОС ДО) является необходимым требованием создание благоприятных условий для развития творческого потенциала у дошкольников. Воспитателю необходимо обладать такими личными качествами как позитивное отношение к миру, активность, постоянное самообразование, уверенность в своих силах, с богатым духовным внутренним миром, умеющим выражать его в творчестве.

Так как же способствовать развитию у дошкольника творчества, воображения и фантазии? Всё очень просто. Необходимо увлечь ребёнка интересным занимательным делом. Самое главное пробудить интерес, а затем направить на мотивацию и в конце, доставить ему радость, испытать восторг.

Интерес?-Мотив?!- Результат!

В условиях детского сада в работе можно использовать различные технологии (ИКТ, проектную и кружковую деятельность и т.д.). Но в данном случае, речь идёт о том, что развивать творческий потенциал необходимо постоянно под руководством не только воспитателя, но и родителей.

Гуляя на улице с ребёнком, взрослый обращает внимание на эстетическую сторону предмета или объекта, детализирует его (строение, форма, цвет т.д.) Затем обратив внимание и вызвав интерес к объекту (любопытство), мотивируем на творческую деятельность, например: «Хочешь, мы сделаем (построим, нарисуем, придумаем и т.п.) такой же, порадуем папу (оставим на память рисунок, фото и т.п.)?»

Ребёнок, получив мотивацию, будет увлечен творческим процессом, при котором он может быть доволен или не доволен полученным результатом. В случае если у него не получается так как он хотел, взрослому необходимо либо незаметно исправить недостатки, либо убедить его, что нужно ещё раз внимательно рассмотреть объект. В данном случае, важна эмоциональная составляющая, где в итоге — не разочарование, а стойкое убеждение, что всё можно исправить, изменить или заменить. Тогда ваш ребёнок будет в творческом поиске, а значит, будет искать пути решения проблемы, используя творческий потенциал и умственную активность.

В процессе деятельности ребёнок увидит, услышит,узнает,пощупает, испытает различные эмоции- всё это позволит ему приобрести знания об окружающем мире и будет служить толчком для развития чувств и образов.

При этом развивается очень нужное качество-любопытство. По моему убеждению, именно любопытство является мостиком для развития фантазии и воображения. На вопросы, возникающие у ребёнка «Откуда? Зачем? Почему?» он пытается самостоятельно ответить, и вот здесь «играет» фантазия и воображение. Фантазия как пазлы, а воображение это картинка из пазл фантазии, к которой добавили анимацию и звук.

Если воображение- это умение мысленно создать новые образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия- это создание новых, но нереальных, сказочных ситуаций, но тоже на основе реальных знаний, тогда возникает вопрос: «Как у детей развиваются эти процессы, если у них недостаточно сформированы знания в силу возраста?» Так вот в этом и заключена идея статьи, где обращается внимание на роль взрослых в развитии творческого потенциала у детей. Именно взрослые из детского окружения могут дать ребёнку необходимые знания, чувственный опыт, развить творческое воображение, научить фантазировать, а научившись, он сможет выразить свой внутренний мир в речи, на листе бумаги, во всём, в чём только можно отобразить. Пусть это будут маленькие шаги «стихоплётства», сочинение сказок, рассказов на ходу, рисунки, постройки и т.п., главное побуждать ребёнка к этому процессу, поощрять и создавать комфортные условия, где он сможет пробовать,экспериментировать, творить.

Советую все эти маленькие успехи (удачные и неудачные) оставлять на память в виде фото, рисунков, поделок и т.п. Важно, что спустя некоторое время, давать ребёнку просматривать свои работы, это является стимулом повторить, изменить, улучшить.

Открою маленький секрет- в творчестве развивается не только ваш ребёнок, но и вы сами можете многое увидеть, чего раньше не замечали и раскроете в себе потенциал, о котором даже не догадывались. Оглянись вокруг, мир прекрасен!

Желаю удачи!

Введение


Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики.

Исследования отечественных и зарубежных ученых показали, освоение полного цикла творчества в одном виде деятельности. Перенос обычно возникает по причине сложности соответствующих видов деятельности. Это позволяет считать, что овладение и повышение уровня способностей в одном виде деятельности позволяет неординарно подходить к решению вопросов в других видах деятельности.

В условиях современного общества значение приобретает формирование человека не только интеллектуального, но и, прежде всего, творческого, что и требует развития у детей уже в дошкольном детстве творческих способностей. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок начинает открывать для себя окружающий мир. Большую роль в этом призваны сыграть художественно-эстетические образовательные программы, главная задача которых - развитие эмоционально-познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности. В настоящее время идет активное их внедрение не только в школьную практику, но и в сферу дошкольного воспитания детей.

Развитие творческих способностей современного дошкольника - это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: Асафьев Б.В., Блонский П.П., Брюсова Н.Я., Луначарский А.В., Шацкий С.Т., Яворский Б.Л. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со «старейшинами» - Гродзенской Н.Л., Румер М.А., Рошалем Г.Л., Сац Н.И. продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Работы, посвященные «исследовательскому обучению», как развитию творческого потенциала, мы находим в трудах доктора педагогических наук Савенкова А.И., который считает, что необходимо активизировать обучение дошкольников, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать ребенку инициативу в организации своей познавательной деятельности, так как дети по природе своей исследователи.

Однако многие вопросы исследования творческих способностей дошкольников остаются актуальными и в настоящее время.

Объект исследования: творческие способности дошкольников.

Предмет исследования: формы и методы психолого-педагогической деятельности по формированию творческих способностей дошкольников.

Целью данной работы является изучение форм и методов психолого-педагогической деятельности по формированию творческих способностей дошкольников.

Метод исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

Структура курсовой работы: введение, два параграфа, заключение, список используемых источников.


1. Теоретический анализ проблемы формирования творчества и творческих способностей


Термином «творчество» охватываются все формы создания и появления нового на фоне существующего, стандартного, и критерием, его определяющим является уникальность результата творчества.

Большинство исследователей трактует «творчество» как ступень развития возможностей человека или его потенциал (Г.С. Альтшуллер, А.В. Хуторской, Е.Л. Яковлева, А.И. Савенков и др.).

По мнению исследователя творческих способностей Л.Б. Ермолаевой- Томиной, творчество можно классифицировать по нескольким признакам, в соответствии с которыми автором определяются несколько кругов творчества .

Первый круг творчества, который касается создания новых, не существовавших ранее форм материи (творчество природы, сотворение мира);

Второй круг творчества - изменение, обновление, преобразования и совершенствование уже существующего (сюда можно отнести и творчество человека);

Третий круг творчества - разрушение «старого» и построение на его месте нового (появление новых направлений в искусстве, стремящихся разрушить сложившиеся стереотипы).

При внимательном изучении человеческой деятельности, все его действия можно классифицировать на два типа: репродуктивные (воспроизводящие) и творческие.

Репродуктивный вид деятельности заключается в том, что «человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия» .

Сущность творческой деятельности заключается в создании новых образов или действий. Таким образом, под понятием «творческая деятельность» мы понимаем деятельность человека, в результате которой им создается нечто новое, которое приводит к новым знаниям о мире, отражает новое отношение к действительности.

В основе творческой деятельности лежат творческие способности личности.

Чтобы понять, что такое творческие способности, необходимо дать определение термина «способности» в целом.

В научной литературе существует множество трактовок, определений термина «способности». Например, Б.М. Теплов трактует способности, как «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей» .

К.С. Платонов под способностями понимал «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней» .

По определению известного психолога Н.С. Лейтеса, способности - «это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности» .

Другой ученный, Л.А.Венгер, считает, что способности - это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и которые в ней проявляются .

Таким образом, большинство ученых под способностями понимают индивидуальные не врожденные качества личности, которые обеспечивают высокую степень овладения определенной деятельностью.

Говоря о творческих способностях, многие люди под этим понятием понимают способность к различным видам художественной творческой деятельности. Например, умение красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Стоит отметить, что элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, а значит, понятие «творческие способности» необходимо применять не только в вопросах художественных творческих способностей, но и в математических творческих способностях, в технических творческих способностях и т.д.

Таким образом, под «творческими способностями» мы можем понимать индивидуальные особенности качества человека, необходимые для успешного выполнения им творческой деятельности.

Развитие творческих способностей предполагает их совершенствование, то есть достижение новых ступеней качества в своем развитии. Стоит отметить, что творческие способности человека могут развиваться как спонтанно, то есть сознательно не контролируемый и неуправляемый процесс развития способностей, без заранее продуманного плана целенаправленных действий, так и организованно: сознательные действия, направленные именно на развитие соответствующих способностей.

В своем учебном пособии по практической психологии Р.С. Немов отмечает, что «любые способности не только проявляются, но и развиваются в том виде деятельности, которым под влиянием возникшего интереса занялся человек», и указал два пути развития способностей: один - теоретический, второй - практический, которые взаимосвязаны между собой, так как для развития способностей необходимы как знания, так умения и навыки.

Там же автором были определены эффективные условия развития способностей. В первую очередь, наличие у человека определенных задатков; во-вторых, своевременное выявление задатков; в третьих, активное включение человека в тот вид деятельности, в которой соответствующие способности развиваются (например, у детей дошкольного возраста необходимо повышать интерес к тому виду творческой деятельности, с которым связано развитие способностей); в четвертых, наличие грамотных, подготовленных педагогических кадров, хорошо владеющих методикой развития соответствующих способностей; и в пятых, применение для развития способностей современных, эффективных средств обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Наличие оптимальных условий для их развития ведет к наиболее полному усвоению необходимых знаний, умений, навыков, благоприятствуют успешному выполнению определенной деятельности и, в соответствии с этим, эффективному развитию способностей.

Говоря о формировании способностей, нужно остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует совершенствовать творческие способности детей. Психологи называют разные сроки от полутора до 5 лет. Также есть гипотеза, что развивать творческие способности нужно с самого раннего возраста. Эта гипотеза обретает доказательство в физиологии.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются постоянными. Если эти способности не употребляются, то они начинают утрачиваться, деградировать и тем скорее, чем меньше функционирование.

Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей именовал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно плохо воздействует на формирование творческих способностей. Разрыв во времени меж моментом созревания структур, нужных формирования творческих возможностей и истоком целенаправленного развития данных возможностей ведет к суровому затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к понижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Б.П. Никитина, именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как традиционно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности действенного развития творческих способностей. И маленькое количество в обществе людей с высочайшим творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве только очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей .

С психологической точки зрения дошкольное детство является подходящим временем для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети очень пытливы, у них имеется огромное желание узнавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, привлекая их в разные виды деятельности, содействуют расширению детского эксперимента. А накопление опыта и познаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников наиболее свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно наиболее независимо. А это свойство нужно всячески совершенствовать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, как были применены эти способности, во многом станет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Проанализировав различные точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

) развитие воображения;

) развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Одним из важных причин творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На базе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса выделили 6 главных критерий успешного развития творческих способностей детей .

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое формирование малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с разными приборами и материалами.

Вторым принципиальным условием развития творческих способностей малыша является создание обстановки, опережающей формирование детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить малыша такой средой и таковой системой отношений, какие стимулировали бы его самую различную творческую активность и исподволь развивали бы в нем конкретно то, что в соответствующий момент способно более эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно приобрести кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это содействует раннему овладению чтением.

Третье, очень принципиальное, условие действенного развития творческих способностей выливается из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем удачнее, чем чаще в собственной деятельности человек добирается «до потолка» собственных возможностей и равномерно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда малыш уже ползает, но еще не может говорить. Процесс познания мира в это время идет чрезвычайно интенсивно, но пользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего невозможно. Поэтому в этот период малы обязан более, чем когда либо, заниматься творчеством, решать очень много совсем новых для него задач без помощи других и без подготовительного обучения (если, разумеется взрослые разрешают ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не обязаны торопиться вынуть ему эту игрушку из под дивана, если малыш может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей содержится в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в длительности занятий одним каким либо занятием, в выборе методик и т. д. Тогда желание малыша, его энтузиазм, эмоциональный взлет послужат надежной, гарантией того, что уже большее усилие ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, напротив, подразумевает ненавязчивую, разумную, доброжелательную помощь взрослых это и есть пятое условие удачного развития творческих способностей. Самое основное тут не превращать свободу во вседозволенность, а содействие в подсказку. К сожалению, подсказка распространенный среди родителей метод " помощи " детям, но она лишь вредит занятию. Нельзя делать что либо за малыша, если он может сделать сам. Нельзя мыслить за него, когда он сам может додуматься .

Давно понятно, что для творчества необходимы удобная психологическая амуниция и присутствие свободного времени, благодаря чему на шестом месте условие удачного развития творческих способностей тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые обязаны сотворить безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и личных открытий. Важно непрерывно провоцировать малыша к творчеству обнаруживать сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в настоящей жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание подходящих условий мало для обучения малыша с высочайшим творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и в данный момент считают, что творчество изначально свойственно ребенку и, что нужно лишь не препятствовать ему свободно само выражаться. Но практика указывает, что такового невмешательства недостаточно: не все дети могут открыть путь к созиданию, и навечно сохранить творческую активность. Оказывается, (и педагогическая практика обосновывает это), если выбрать соответствующие способы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высочайшего уровня, чем их необученные само выражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще немало споров о том, чему же и как учить деток, но тот факт, что учить нужно не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет действенным только в том случае, если оно станет представлять собой целеустремленный процесс, в ходе которого решается ряд личных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в предоставленной курсовой работе мы, на базе исследования литературы по данной теме, попробовали найти главные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих возможностей как творческое мышление и фантазия в дошкольном возрасте .


2. Формы и методы психолого-педагогической деятельности по формированию творческих способностей дошкольников


В настоящее время идет поиск новых эффективных технологий развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала. С каждым годом возрастают требования к умственной деятельности, удлиняются сроки обучения, растет объем усваиваемых знаний, но беспредельно увеличивать время обучения невозможно.

Возникает противоречие: требования к умственной деятельности непрерывно растут, а способность усваивать и использовать полученные знания, создавать на их основе что-то новое остается на довольно низком уровне.

По-прежнему традиционное обучение строится преимущественно на использовании репродуктивной деятельности по усвоению готовых истин, а исследовательский поиск остается вспомогательной дидактической структурой педагогического процесса. Вследствие такого информационно-рецептурного обучения ребенок утрачивает главную черту исследовательского поведения - поисковую активность. И это неудивительно: такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании». Итогом становится потеря любознательности, способности мыслить, а значит и творить.

Умение ребенка самостоятельно ис?ать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшая черта детского поведения. Исследовательское поведение - один из основных источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на естественно стремлении ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского обучения - формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере культуры. Умение легко преодолевать трудности и противоречия - одна из черт творческого мышления, которое отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода. Попытки выстроить образовательную деятельность на основе исследовательских методов обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их широкому использованию в практике.

Проблема заключается в тoм, что теоретически тема развития творчества детей раскрыта многими авторами, но недостаточно исследован такой аспект проблемы, как развитие творческих способностей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В дошкольной педагогике имеется достаточное количество теоретических разработок, касающихся развития воображения и детского творчества. Однако пути решения этих проблем в практике работы специалистов дошкольного образования недостаточно представлены среди научно-методических и практических разработок.

Зачастую педагоги сталкиваются с проблемами в связи с недостаточными знаниями технологии осуществления творческого развития и неумением дифференцировать творческие задачи среди задач иного уровня. Это приводит к тому, что, несмотря на все желания и усилия, результативность этого процесса невысока.

Следовательно, возникает необходимость обучения педагогического коллектива технологиям осуществления творческого развития дошкольников.

В теории и практике по проблеме формирования творческой личности ребенка определились общие подходы, позволяющие разработать технологии обучения детей дошкольного возраста, формирующие творчески мыслящие личности.

Данная технология, как правило, включает следующие кoмпоненты:

факторы и условия, влияющие на развитие творческих способностей;

принципы, стимулирующие творческую активность участников процесса;

общие задачи развития креативности личности;

частные (локальные) задачи развития творческих способностей дошкольника по возрастам (3-7 лет);

этапы технологии;

методы и приемы, развивающие творческий потенциал дошкольника;

развивающий кoмплекс упражнений и методические рекoмендации к их проведению.

Большинство используемых в технологиях методов и приемов не претендуют на новизну в теоретическом плане и представляют собой сплав теоретических и методических идей, представленных в исследованиях как российской школы, так и представителей зарубежных теорий креативного развития личности.

Особое внимание заслуживают исследования проблемы развития креативности личности Е.П. Торренса . Ученый выделяет факторы, влияющие на развития творческого потенциала и творческих способностей ребенка. Анализируя теоретическое положения Е.П. Торренса, важно учитывать, в каких условиях развивается ребенок. Поэтому, внимание педагогов необходимо направить на изучение условий, эффективно развивающих творческий потенциал дошкольника. Следует выделить педагогические условия, которые необходимо учитывать при организации коллективной творческой деятельности:

сформированность представлений об оптимальной организации совместной деятельности о тoм, что существуют различные способы кооперации, эффективно влияющие как на процесс, так и на результат творчества;

овладение индивидуальными способами выполнения творческих действий, а также умениями и навыками работы в группе, способствующими эффективной организации как персональной творческой деятельности, так и совместной деятельности детей; при выборе такой стратегии необходимо соблюдать последовательность в обучении: ребенок должен вначале овладеть индивидуальными способами выполнения тех или иных действий, прежде чем включиться в групповую деятельность. Уровень индивидуальных умений и навыков будет различным у каждого ребенка, но при формировании коллективных способов творческих действий трудности снимаются за счет способности к активному вариативному сотрудничеству с ровесниками;

организация коллективной творческой деятельности расширяется за счет усложнения форм делового взаимодействия: создания групповых творческих продуктов; организация работы в малых творческих объединениях, ? когда педагог решает параллельно еще одну существе?ную задачу - в доступном практическом варианте учит ребенка сотрудничать с другими. Однако групповая деятельность далеко не всегда осуществляется детьми, симпатизирующими друг другу, и не всегда это связано с ее регламентацией педагогом; в этом случае результативной оказывается деятельность лишь при наличии лидера с доброжелательным отношением к другим детям;

создание эмоционального комфорта: взаимодействие с партнером, позволяющее добиваться большей содержательности и результативности творческого процесса; предоставление возможности периодически, по желанию, остаться ребенку одному, заниматься своими делами, так как избыток шефства может затруднить творчество;

разнообразие видов совместной детской деятельности: ребенок при этом может удовлетворить не только потребность сотрудничества со сверстниками, но и актуальную для дошкольников необходимость в общении. В каждом виде деятельности ребенок проявляет и приобретает определенные знания, умения, качества личности, совместная же деятельность позволяет реализовать внутренний потенциал, сформировать адекватную самооценку, которая складывается под влиянием партнера по творчеству;

использование видов деятельности, развивающих творческие способности: организуя занятия, необходимо создавать ситуацию (игровую, соревновательную), привлекательную для творчества, инициирующую фантазию, воображение, неординарность технических решений.

Исходя из анализа факторов и условий, влияющих на развитие творческих способностей детей, можно обозначить общий круг проблем, связанных с готовностью педагога решать их задачи:

выделять необходимые и достаточные дидактические, психолого-педагогические условия реализации поставленных задач;

развивать в себе готовность отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода;

видеть многофункциональность вещи;

соединять противоположные идеи из разных областей опыта и использовать полученный результат для решения проблемы;

осознавать стереотипную (привлекательную, навязанную авторитетом) идею и освобождаться от ее влияния.

В конкретных ситуациях развития творческих способностей детей дошкольного возраста педагогу необходимо учитывать возрастные особенности и возможности творческого развития личности.

Опыт работы показал, что к проявлению творчества как интегративного вида деятельности уже способны дети младшего дошкольного возраста, следовательно, при конструировании педагогического процесса и выделении конкретных задач, способствующих творческому развитию, необходимо учитывать динамику в развитии психических процессов у детей 3-7 лет.

Формирование творческих способностей дошкольников требует реализации определенных принципов:

свободы выбора: в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор;

открытости: не только обучать, но и воспитывать жажду знания и саморазвития; использовать открытые задачи, имеющие разные пути решения, допус?ающее варианты условие, набор вероятных ответов;

деятельности (деятельностный подход), который предполагает освоение дошкольниками знаний, умений, навыков, т.е. педагог готовит для каждого ребенка свой набор для опыта, обследования предмета и т.д.; формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, ? моделях и контекстах, ? дополнять знание, находить новые простейшие связи;

обратной связи, предполагающий рефлексию педагогический деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей;

амплификации развития (по А.В. Запорожцу) : максимальное использование возможностей дошкольного периода детства с целью оптимизации процесса обучения детей. Данный принцип соотносится с принципом идеальности, как один из ключевых аспектов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), согласно которой, «красивое» решение ситуации характеризуется тем, сколько сил, времени и средств было затрачено на это решение. Идеальность действия тем выше, чем больше польза и меньше затраты.

Реализация принципов формирования творческих способностей дошкольников отражается в типе обучения детей, которые имманентно приобретают исследовательский характер.

Стратегия исследовательского обучения ориентирована:

на раскрытие резервов творческого мышления;

формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности;

обогащение творческого воображения;

развитие способности к достижению оригинального результата решения задач и т.п.

Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка при максимальной самостоятельности второго и общем руководстве первого. Схема технологии исследовательского обучения состоит из нескольких блоков:

осознание общей проблемной ситуации, ее анализ;

формулировка конкретной проблемы;

решение проблемы (выдвижение гипотез, их обоснование и исследовательская проверка);

проверка правильности решения проблемы. Проблемная ситуация, составляющая основу исследовательского обучения, содержит неизвестное ребенку явление (объект), раскрывающееся в процессе выполнения творческого задания. У него возникает потребность применять новые оригинальные способы действий и добиваться ранее неизвестного ему результата.

При реализации технологии исследовательского обучения педагогу необходимо:

содействовать переходу из обычных состояний сознания в (У) необычные (на определенные короткие промежутки времени);

вызывать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций;

обеспечивать реалистичное столкновение с проблемой, погружение в нее, эмоциональную вовлеченность;

сталкивать противоположные понятия, образы, идеи;

соблюдать педагогические постулаты: «от простого к сложному», «закрепление - мать учения», «ни пресыщения, ни принуждения», «радоваться успехам, но не захваливать», «действовать самостоятельно - без подсказки, но иметь право на помощь».

Результативность технологии исследовательского обучения проявляется в следующих интеллектуальных умениях:

видеть проблему;

выдвигать гипотезу;

классифицировать;

проводить эксперимент (в том числе в продуктивных видах деятельности: рисунки, поделки и т.д.);

формулировать выводы и умозаключения.

В комплексе данные умения складываются в такие личностные качества ребенка, как критичность и пытливость ума, любознательность и сообразительность, логичность и убедительность в действиях, высказываниях и поступках.

Методы и приемы формирования творческих способностей дошкольников в соответствии с целями и задачам развития возможно классифицировать и разделить на группы.


2 Основные формы, методы и средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста


Психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспитания, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие детского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному.

Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается обще дидактическим принципам:

научности

систематичности

последовательности

доступности

наглядности

активности

прочности

индивидуального подхода

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

Каждая игра представляет собой набор задач.

Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.

Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.

Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:

развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;

задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Наряду с принципами используют и методы:

практические

наглядные

словесные

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно-

исполнительские, творческие.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.

Словесными методами являются: расс?аз, беседа, чтение, перес?аз.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другoм.

Конечно, наилучший вариант - это введение специальной программы занятий по развитию детского творчества. В последнее время появилось большое количество методических разработок таких занятий.

В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс "Развитие Творческого Воображения" (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера.

Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, ? школах и дошкольных учреждениях, ? где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческие воображение, но и творческое мышление детей.

Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видoм деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же «дочки - матери» или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.

Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время.

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является с?азка. Существует множество приемов работы со с?азкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" с?азки, придумывание с?азки наоборот, придумывание продолжения с?азки, изменение конца с?азки. Можно сочинять с?азки вместе с детьми. Неоценимую помощь в этом окажут карты Проппа . Говоря о развитии детского воображения с помощью с?азки, нельзя не вспомнить замечательную книгу Дж. Родари «Грамматика фантазии» .

Одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ребенок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту способность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ. Однако форсирование аналитический тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей. Имеются данные, что страхи и другие негативные переживания у аффективных детей напрямую связаны с их неумением видеть целое раньше частей, т.е. улавливать в отдельных событиях смысл, задаваемый контекстом целостной ситуации. Отсюда вытекает необходимость развития у дошкольников системности мышления. Это качество развивается корректным анализом систем и специальными играми.


Заключение


Проблемы формирования творческих способностей детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества является наиболее актуальной, так как творческие способности в жизни ребенка играют исключительно важную роль в его развитии как личности.

Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.

В процессе подготовки данной работы, можно сделать вывод, что под «творческими способностями» мы можем понимать индивидуальные особенности качества человека, необходимые для успешного выполнения им творческой деятельности.

Из всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст - сенситивный период для развития этого процесса.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их результативное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

эмоциональный познавательный дошкольник способность


Список используемых источников


1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.С. 10-60.

Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей / Ю.А. Антонова. М: 2007. 280 -288 с.

Белова Е. С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста П.Торренса // Психологическая диагностика. 2004. № 1. С. 21-40.

Богат В., В. Нюкалов. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) , 2008. с.17-19

Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982№11. стр. 32-38.

Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб: Союз, 1997. 92стр

Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.

Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. C. 2-304

Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2000.

Запорожец А.В.. Психология и педагогика игры дошкольника, c.81

Комарова, Т. С. Школа творческого воспитания [Текст] / Т. С. Комарова. М.: Зимородок: Карапуз, 2006. - 415 с. Библиогр.: 410 - 413 с.

Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.

Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.

Лейтес Н.С.. Психология одаренности детей и подростков, 1996


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Рассказать друзьям