Градиентный переход. Содание градиентов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Некоторые понятия и термины используются сугубо в узких рамках Другие же определения встречаются в областях, резко противоположных. Так, например, понятием "градиент" пользуется и физик, и математик, и специалист по маникюру или "Фотошопу". Что же такое градиент как понятие? Давайте разбираться.

Что говорят словари?

Что такое "градиент" специальные тематические словари трактуют в соотношении со своей спецификой. В переводе с латинского языка это слово обозначает - "тот, который идет, растет". А "Википедия" определяет это понятие как "вектор, указывающий направление возрастания величины". В толковых словарях мы видим значение этого слова как "изменение любой величины на одно значение". Понятие может нести как количественное, так и качественное значение.

Если коротко, то это плавный постепенный переход любой величины на одно значение, прогрессивное и непрерывное изменение в количестве или направлении. Вектор вычисляют математики, метеорологи. Это понятие применяют в астрономии, медицине, искусстве, компьютерной графике. Под схожим термином определяются совершенно не схожие виды деятельности.

Математические функции

Что такое градиент функции в математике? Это которого указывает направление роста функции в скалярном поле от одного значения к другому. Величина градиента рассчитывается с помощью определения частных производных. Для выяснения максимально быстрого направления роста функции на графике выбираются две точки. Они определяют начало и конец вектора. Скорость роста значения от одной точки к другой - это величина градиента. Математические функции, основанные на расчетах этого показателя, используются в векторной компьютерной графике, объектами которой являются графические изображения математических объектов.

Что такое градиент в физике?

Понятие градиента распространено во многих отраслях физики: градиент оптики, температуры, скорости, давления и т. д. В этой отрасли понятие обозначает меру возрастания или убывание величины на единицу. Вычисляется расчетами как разница между двумя показателями. Рассмотрим некоторые из величин подробнее.

Что такое градиент потенциала? В работе с электростатическим полем определяются две характеристики: напряженность (силовая) и потенциал (энергетическая). Эти разные величины связаны со средой. И хотя они и определяют разные характеристики, все же имеют связь между собой.

Для определения напряженности силового поля используется градиент потенциала - величина, которая определяет быстроту изменения потенциала по направлению силовой линии. Как рассчитать? Разность потенциалов двух точек электрического поля вычисляется по известному напряжению с помощью вектора напряженности, который равен градиенту потенциала.

Термины метеорологов и географов

Впервые понятие градиента было применено именно метеорологами для определения изменения величины и направления различных метеорологических показателей: температуры, давления, скорости и силы ветра. Он является мерой количественного изменения различных величин. В математику термин ввел Максвелл уже значительно позднее. В определении погодных условий существуют понятия вертикального и горизонтального градиентов. Рассмотрим их подробнее.

Что такое градиент температуры вертикальный? Это величина, которая показывает изменение показателей, вычисленное на высот в 100 м. Может быть как положительного направления, так и отрицательного, в отличие от горизонтального, который всегда положителен.

Градиент показывает на местности величину или угол уклона. Вычисляется как отношение высоты к длине проекции пути на определенном участке. Выражается в процентах.

Медицинские показатели

Определение "градиент температурный" можно встретить также среди медицинских терминов. Он показывает разницу в соответствующих показателях внутренних органов и поверхности тела. В биологии градиент физиологический фиксирует изменение в физиологии любого органа или организма в целом на любой стадии его развития. В медицине показатель метаболический - интенсивность обмена веществ.

Не только физики, но и медики используют этот термин в работе. Что такое градиент давления в кардиологии? Такое понятие определяет разность кровяного давления в любых связанных между собой отделах сердечно-сосудистой системы.

Убывающий градиент автоматии - это показатель уменьшения частоты возбуждений сердца в направлении от его основания к верху, возникающие автоматически. Кроме того, кардиологи место поражения артерии и его степень выявляют благодаря контролю над разностью амплитуд систолических волн. Иными словами, с помощью амплитудного градиента пульса.

Что такое градиент скорости?

Когда говорят о скорости изменения некой величины, то подразумевают под этим быстроту изменения по времени и в пространстве. Другими словами градиент скорости определяет изменение пространственных координат в соотношении с временными показателями. Этот показатель вычисляют метеорологи, астрономы, химики. Градиент скорости сдвига слоев жидкости определяют в нефтегазовой промышленности, для вычисления скорости подъема жидкости по трубе. Такой показатель тектонических движений - это область расчетов сейсмологов.

Экономические функции

Для обоснования важных теоретических выводов понятием градиента широко пользуются экономисты. При решении задач потребителя используется функция полезности, которая помогает представить предпочтения из множества альтернатив. "Функция бюджетных ограничений" - термин, используемый для обозначения множества потребительских наборов. Градиенты в этой области используют для вычисления оптимальных потреблений.

Градиент цвета

Термин "градиент" знаком творческим личностям. Хоть они и далеки от точных наук. Что такое градиент для дизайнера? Так как в точных науках - это постепенное увеличение величины на единицу, так и в цвете этот показатель обозначает плавный, растянутый переход оттенков одного цвета от более светлого к темному, или же наоборот. Художники так и называют этот процесс - "растяжка». Возможен переход и к разным сопутствующим цветам в одной гамме.

Градиентные растяжки оттенков в окраске помещений заняли прочную позицию среди методик дизайна. Новомодный стиль омбре - плавное перетекание оттенка от светлого к темному, от яркого к бледному - эффектно преобразует любое помещения в доме и в офисе.

Оптики используют специальные линзы в солнцезащитных очках. Что такое градиент в очках? Это изготовление линзы особым способом, когда сверху вниз цвет переходит от более темного к более светлому оттенку. Изделия, изготовленные по такой технологии, защищают глаза от солнечного излучения и позволяют рассматривать предметы даже при очень ярком свете.

Цвет в веб-дизайне

Тем, кто занимается веб-дизайном и компьютерной графикой, хорошо знаком универсальный инструмент "градиент", с помощью которого создается масса самых разнообразных эффектов. Переходы цвета преображаются в блики, причудливый фон, трехмерность. Манипуляции с оттенками, создание света и тени придает объем векторным объектам. В этих целях используются несколько видов градиентов:

  • Линейный.
  • Радиальный.
  • Конусовидный.
  • Зеркальный.
  • Ромбовидный.
  • Градиент шума.

Градиентная красота

Для посетительниц салонов красоты вопрос о том, что такое градиент, не станет неожиданным. Правда, и в этом случае знание математических законов и основ физики не обязательно. Речь идет все так же о цветовых переходах. Объектом градиента становятся волосы и ногти. Техника омбрэ, что в переводе с французского обозначает "тон" пришла в моду от спортивных любительниц серфинга и других пляжных развлечений. Естественным образом выгоревшие и вновь отросшие волосы стали хитом. Модницы стали специально окрашивать волосы с еле заметным переходом оттенков.

Техника омбре не прошла мимо маникюрных салонов. Градиент на ногтях создает окраску с постепенным осветлением пластины от корня к краю. Мастера предлагают горизонтальный, вертикальный, с переходом и другие разновидности.

Рукоделие

Рукодельницам понятие "градиент" знакомо еще с одной стороны. Техника подобного плана используется в создании вещей ручной работы в стиле декупаж. Таким способом создают новые вещи под старину, или реставрируют старые: комоды, стулья, сундуки и прочее. Декупаж подразумевает нанесение узора с помощью трафарета, основой для которого служит градиент цвета, как фон.

Художники по тканям взяли на вооружение окраску таким способом для новых моделей. Платья с расцветкой градиент покорили подиумы. Моду подхватили рукодельницы - вязальщицы. Трикотажные вещи с плавным переходом цвета пользуются успехом.

Подводя итог определению "градиент", можно сказать об очень обширной области человеческой деятельности, в которой находится место этому термину. Не всегда замена синонимом "вектор" оказывается подходящей, так как вектор - это все-таки понятие функциональное, пространственное. В чем определяется общность понятия - это постепенное изменение определенной величины, субстанции, физического параметра на единицу за определенный период. В цвете - это плавный переход тона.

Для создания плавных переходов между двумя или несколькими цветами существует специальный инструмент «градиент».

Рассмотрим, как можно создавать градиентные заливки изображения или его частей в программе Photoshop.

Градиентная заливка может быть:

    Linear (линейной) – плавный цветовой переход в одном направлении;

    Radial (радиальной) – плавный цветовой переход от центральной точки во всех направлениях;

    Angle (угловой) – плавный переход цветов, меняющихся по окружности в направлении по ходу часовой стрелки;

    Reflected (отраженной) – линейная градация со своим зеркальным отражением;

    Diamond (ромбовидной) – серии концентрических ромбов или квадратов.

Рассмотрим, как выполнить градиентную заливку.
Создадим новое изображение File (файл) -> New (новый).
Выберем инструмент «градиент» в основной палитре. Верхняя панель при этом изменилась. Нам стали доступны следующие опции настройки градиента:
стандартный набор готовых градаций, из которого выберем необходимый, щелкнув на цветной пиктограмме образца;
тип градиента (линейный , радиальный , угловой , отраженный , ромбовидный );
Mode (цветовой режим);
Opacity (прозрачность) – интенсивность применения инструмента;
Reverse (обращение) – при установке этого флажка градация начинается с цвета фона и заканчивается основным цветом;
Dither (смешивание) – помогает устранить проблему возникновения полос при переходе от одного цвета к другому;
Transparency (прозрачность) – позволяет применять в градиентной заливке прозрачные области (например, переход от черного цвета к полной прозрачности будет выглядеть как переход от черного цвета к цвету фона).

Выделим область, которую мы хотим залить градиентом. Если в изображении не будет выделено областей, то будет залит весь активный слой.
Выберем режим заливки и установим значения настроек. Установим курсор в той точке, от которой мы хотите начать градиентную заливку, и, нажав кнопку мыши, переместим его в конечную точку. Чтобы построить линию под углом, кратным 45 градусам, при перемещении курсора будем удерживать клавишу <Shift >.
Отпустим кнопку мыши в той точке, где мы хотим закончить градиентный переход:

Рассмотрим, как можно создавать новые градиенты или редактировать существующий
В верхней панели щелкнем на уменьшенном образце градиента. Открылось диалоговое окно:

Рассмотрим, какие настройки нам доступны:

    Name (имя) – введем имя для градиента;

    Gradient Type (тип градиента) – возможен выбор из двух опций:

    Solid (сплошной) – создается более плавный переход между цветами;

    Noise (шум) – переходы между цветами получаются ступенчатыми;

    Smoothness (слаженность) – задается степень слаженности градиента;

    Color (цвет) – задается цвет одного из цветовых ограничителей;

    Location (расположение) – расположение цветового ограничителя (от 0 до 100%):

Определим начальный цвет градиента. Для этого щелкнем на указателе [2 ] и выберем цвет Color [3 ]
Точно так же выберем, конечный цвет градиента, щелкнув по правому указателю.
Изменим расположение начального и конечного ограничителя. Для этого поместим указатель над ограничителем, нажмем кнопку мыши иперетащим его налево или направо. Цветовая граница при этом сдвигается в зависимости от положения ограничителя.
Теперь изменим, положение средней точки (точка, где происходит максимальное выравнивание начального и конечного цветов). Для этого поместим указатель над ромбиком [4 ], нажмем кнопку мыши иперетащим его налево или направо. Точка выравнивания при этом смещается.
Изменим положение ограничителей прозрачности [1 ], которые определяют зону распространения прозрачности.
Для этого поместим указатель над ограничителем [1 ], нажмем кнопку мыши иперетащим его налево или направо. Посмотрим как при этом смещается зона распространения прозрачности.
Мы можем добавить любой из перечисленных ограничителей, нажав указателем на линии расположения родственных указателей.
Чтобы удалить указатель, надо его выбрать, щелкнув по нему мышкой и нажать кнопку Delete (удалить).
Чтобы сохранить отредактированный градиент, нажмем кнопку New (новый), затем Save (сохранить) ив открывшемся диалоговом окне укажем местоположение на диске, где мы хотим его разместить. Нажимаем OK>. Градиент сохранен.
Чтобы загрузить сохраненный градиент, нажмем кнопку Load (загрузить) и выберем из предложенного списка требуемый, после этого нажмем <OK >. Градиент загружен.
Т.о. образом мы рассмотрели, как пользоваться инструментом градиент, как редактировать существующие и создавать новые. И, наконец, мы познакомились, как можно сохранить созданный градиент для дальнейшего использования.

ГРАДИЕНТНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ - преобразование в классической и квантовой теории поля, к-рое изменяет характеристики поля, не являющиеся наблюдаемыми (напр., потенциалы поля), и не меняет при этом имеющие физич. смысл наблюдаемые величины (напр., напряженности поля). Название «Г. п.» возникло в классич. теории электромагнитного поля, где 4-мерный вектор электромагнитного потенциала А n (х), n = 0, 1, 2, 3, вводится в теорию неоднозначным образом, поскольку так наз. Г. п. 2-го рода:

А n (x) → А" n (х) = А n (х) + ∂f(x)/∂x n (1)

с произвольной функцией f(x), обладающей частными производными 1-го и 2-го порядков, не сказываются на значениях компонент антисимметричного тензора электромагнитного поля

к-рые равны физически наблюдаемым компонентам векторов напряженности электрич. поля E α = F α0 , α = 1, 2, 3, и магнитного поля H 1 = F 23 ; H 2 = F 31 ; H 3 = F 12 . При Г. п. 2-го рода остаются неизменными уравнения поля

т. е. имеет место свойство так наз. градиентной инвариантности теории поля. С помощью соответствующего выбора функции f(x) можно добиться выполнения для А к.-л. дополнительного условия, к-рое наз. условием калибровки, что позволяет упростить вид уравнений поля. Напр., линейное относительно потенциала А условие Лоренца - равенство нулю 4-мерной дивергенции

приводит к уравнению Д"Аламбера для А n (х) (см. Д"Аламбера оператор)

Условие Лоренца не определяет полностью потенциал А, так как в теории остается инвариантность относительно так наз. специализированного Г. п. 2-го рода (1) с функцией f 0 (x), удовлетворяющей уравнению Д"Аламбера: □f 0 (x) = 0. Однако при определенном выборе f 0 (x) (так наз. лоренцева система отсчета) можно добиться выполнения условия A 0 = 0. При этом условие Лоренца (2) сводится к условию div A = 0 для 3-мерного вектор-потенциала, т. е. к условию поперечности электромагнитного поля. В случае комплексных полей должна иметь место также инвариантность теории относительно Г. п. 1-го рода для волновых функций поля и их производных

Ф(х) → Ф"(х) = e iα Ф(х); Ф*(х) → Ф*"(х) = е -iα Ф*(х), (4)

так как все наблюдаемые динамич. величины в силу условия действительности (эрмитовости) должны выражаться только через действительные билинейные относительно Ф* и Ф формы. Условие инвариантности теории поля относительно Г. п. 1-го рода в силу общих принципов механики означает существование нек-рых сохраняющихся наблюдаемых физич. величин - зарядов, к-рые выражаются через функции поля, или, иначе говоря, существование законов сохранения этих зарядов. Соответствующие лагранжианы и уравнения поля должны быть инвариантны относительно Г. п., иначе называемых калибровочными преобразованиями. Напр., в случае взаимодействующих с электромагнитным полем А n (х) комплексных полей ψ(х), соответствующих частицам, обладающим электрич. зарядом, лагранжианы свободных полей и лагранжиан взаимодействия и уравнения поля должны быть инвариантны относительно калибровочных преобразований вида


т. е. относительно Г. п. (1) и (4), где фазовый множитель в (4) может зависеть от 4-мерных координат пространства-времени и должен совпадать с произвольной скалярной функцией, входящей в (1). В этом случае в системе полей А n (х) и ψ(х) выполняется закон сохранения электрич. заряда. Калибровочные преобразования (5) образуют абелеву группу преобразований в том смысле, что калибровочная функция f(x) = g(x) + h(x) описывает калибровочное преобразование, представляющее собой два калибровочных преобразования с функциями g(x) и h(x), произведенных в любой последовательности. При построении более общих, чем рассмотренный пример, теорий взаимодействующих полей для выполнения соответствующих законов сохранения тех или иных зарядов необходимо требовать инвариантности лагранжианов и уравнений поля относительно неабелевых калибровочных преобразований, в к-рых калибровочные функции f(x) должны быть операторами.

Многим девушкам сложно подобрать цвет лака для ногтей так, чтобы он сочетался одновременно с несколькими нарядами. Можно решить проблему, если использовать в маникюре градиент – плавные переходы между несколькими цветами.

Как сделать градиентный маникюр в домашних условиях простым, гель-лаком или шеллаком? Очень легко, инструкции вы найдете в этой статье. Существует множество идей для его выполнения. Такой узор имеет несколько названий – градиент, растяжка, омбре, деграде и т. д.

Простой градиент

Проще всего создать узор, в котором градиентный переход осуществляется от пальца к пальцу. Как делать такой градиентный маникюр дома своими руками?

В первую очередь нужно определиться с гаммой, в которой будет создана растяжка. Далее необходимо подобрать 3, 5 или 10 оттенков средства одного цвета .

Все выбранные покрытия должны быть одной текстуры и плотности. Не рекомендуется сочетать в таком узоре одновременно эмаль, перламутровые, глянцевые и матовые покрытия – подобная комбинация выглядит нелепо.

В случае с матовыми и глянцевыми лаками можно сделать исключение. Матовое покрытие может стать глянцевым, если нанести на него закрепитель. Глянцевая поверхность матовой станет после использования прозрачного покрытия с «бархатным» эффектом.

Перед нанесением цветного покрытия, желательно сначала нанести основу – она защитит пластину от вредного воздействия и позволит средству дольше держаться.

Имеющиеся лаки следует выстроить по тонам, начиная с темного . Если оттенков всего три, самым темным нужно накрасить средний палец. Безымянный и указательный – немного светлее. Самый светлый наносится на мизинец и большой палец.

Если есть пять цветов, можно начать с мизинца, и каждый следующий красить в более светлый тон. Когда в наличии есть 10 оттенков одного цвета , можно каждый ноготь окрашивать в разные тона, делая градиентный переход между пальцами обеих рук.

Завершающий этап – нанести закрепитель .

Омбре – необычный маникюр, привлекающий внимание. Перед нанесением средства обязательно нужно привести руки в порядок – удалить кутикулу, заусенцы и выровнять поверхность пластин.

Градиент губкой

Более сложным в выполнении является вариант, когда на одном ногте сочетается сразу несколько расцветок. Для создания такой растяжки необходимо подготовить:

  • Основу;
  • 2-4 лака различных цветов;
  • Кусочек поролона;
  • Полиэтиленовую пленку либо палитру;
  • Синтетическую кисть;
  • Закрепитель.

На ногтевую пластину следует нанести основу и немного подсушить . Поролон следует разрезать на небольшие кусочки.

На полиэтилен нужно нанести пару капель лака и обмакнуть в них кусочек поролона. Чем меньше будут поры у поролона, тем естественнее будет смотреться эффект . Промакивающими движениями средство необходимо наносить на пластину, начиная от нижнего края и до середины. Когда ее поверхность подсохнет, точно так же можно нанести средство другого цвета.

В этом пошаговом фото-уроке представлено, как делать градиентный маникюр губкой:

В завершение обязательно нужно нанести закрепитель, иначе узор будет выглядеть неаккуратно .

Добавить образу нотку элегантности поможет нанесение на кончики ногтей декоративных блесток либо шиммера.

Предлагаем вашему вниманию несколько идей и видео-урок о технике нанесения такого градиентного маникюра:

Техника омбре при помощи шеллака/гель-лака

Перед созданием градиента ногтевую пластину нужно подготовить:

  1. Обработать пилочкой со степенью абразивности в 80-100 гритт.
  2. Обезжирить бондексом и просушить в ультрафиолетовой лампе.
  3. Нанести на них гелевую прозрачную основу и снова просушить.
  4. Обезжиривателем удалить липкий слой.

С помощью гель-лака создать омбре немного сложнее, чем обычным покрытием. Выбранные цвета необходимо сразу нанести на пластину и тонкой кистью размазать места переходов. Пальчики с готовым градиентом следует еще раз просушить в лампе, после чего избавиться от липкого слоя при помощи обезжиривателя.

Придать маникюру глянцевый блеск поможет слой топового покрытия .

О том, как сделать градиентный маникюр гель-лаком в домашних условиях, смотрите в этом видео:

При использовании шеллака технология создания омбре немного отличается. Изначально пластину обрабатывают бафом , чтобы обеспечить ее плотное сцепление со средством. Ногти обезжиривают и просушивают.

Далее следует нанести средство выбранного цвета на кончик губки и отпечатать его на половине ногтя . После просушки в УФ-лампе на свободную половину пластины можно нанести средство другого цвета и снова просушить.

Если опыта в создании растяжки при помощи шеллака недостаточно, лучше не браться за выполнение градиента самостоятельно и доверить это профессионалам.

Несмотря на сложность в выполнении, омбре гель-лаком имеет множество плюсов:

  • Покрытие держится дольше, чем обычно.
  • Маникюр выглядит ярче и насыщеннее.
  • Средство укрепляет пластину, не повреждая ее структуру.

Идеи дизайна с фото

Подбирать комбинации оттенков нужно, отталкиваясь от ситуации и стиля одежды. При помощи ярких контрастных расцветок можно сделать экстравагантный маникюр, подходящий для вечеринок .

Сочетание нежных пастельных оттенков отлично подойдет и для деловой встречи, и для праздника .


Нестандартным решением является вертикальный градиент , когда по длине ногтя сливаются различные расцветки. Стоит учитывать, что такой узор в выполнении значительно сложнее, чем горизонтальный.

Делая градиентные переходы на одном ногте, не обязательно ограничиваться двумя цветами . Можно использовать столько различных комбинаций, сколько позволяет фантазия.

Поднять настроение себе и окружающим можно при помощи радужной растяжки .

Как делается вертикальный радужный градиентный маникюр, смотрите в этом видео:

Градиент одинаково хорошо смотрится на ногтях любой длины, но для того, чтобы они выглядели красиво, следует придерживаться некоторых рекомендаций:

  • Если на одном ногте используется несколько цветовых переходов, более светлый цвет желательно наложить у его основания , а в более темный окрасить кончики. Такой прием поможет визуально сделать их немного длиннее.
  • Нежелательно при создании омбре на коротких ногтях использовать более двух цветов – за счет маленькой площади узор будет смазанным и неаккуратным.

Как своими руками сделать французский маникюр на коротких ногтях, выясните из этой инструкции:

Хитрости маникюра

Мало кто может похвастаться наличием большого количества оттенков лака одного цвета. Можно не покупать множество новых пузырьков и обойтись всего двумя – белым и любым цветным.

На лист плотной бумаги следует нанести небольшое количество покрытия выбранного цвета, добавить к нему немного белого и перемешать зубочисткой . Мизинец необходимо накрасить выбранным покрытием, безымянный – получившейся смесью.

Добавляя к базовому цвету с каждым разом все больше белого, можно получить очень нежные оттенки. Для того чтобы сделать покрытие немного темнее, его можно смешать с небольшим количеством черного лака.

Если смочить губку водой, перед тем, как наносить на нее лак, она будет впитывать его в меньших количествах .

Градиентный маникюр легко выполнить в домашних условиях. Он не требует специальных навыков и предоставляет огромное пространство фантазии – можно не только комбинировать имеющиеся лаки, но и создавать новые оттенки.

Adobe Illustrator CS 3

Учебное пособие для студентов факультета картографии и геоинформатики

УРОК 9. ГРАДИЕНТНАЯ И ТЕКСТУРНАЯ ЗАЛИВКА.

ПЕРЕТЕКАНИЕ ЦВЕТА И ФОРМЫ.

Градиентная заливка

Градиентом называется плавный переход цвета, причем в это понятие входит как переход одного цвета к другому, так и переход от непрозрачности к прозрачности. Градиентной может быть только заливка , но не контур!

В зависимости от расположения вектора градиента в программе заложены следующие их типы:

Линейный;

Радиальный;

Градиентная сетка.

Подробнее остановимся на первых двух типах градиента, представленных на рис. 9.1: линейном и радиальном. О градиентной сетке поговорим в следующем уроке.

Рис. 9.1 – Примеры ахроматических градиентов: в верхней строке – линейные,

в нижней – радиальные (красной стрелкой обозначено направление вектора градиента)

Для работы с градиентной заливкой существует панель Gradient (рис. 9.2), которая нами была выведена на экран в одном блоке с Transparency и Stroke . Кроме того, для этих целей используется инструмент – Gradient Tool , а также имеется возможность создавать и сохранять градиентные заливки в палитре Swatches (урок 6, рис. 6.9).

Рис. 9.2 – Фигура с цветной радиальной заливкой и панель Gradient

Панель Gradient (рис. 9.2). В верхней части слева расположено окошко предварительного просмотра , рядом выбираем тип градиента – Type (тип): Radial (радиальный) или Linear (линейный).

В случае использования линейного градиента активизируется функция Angle (угол), где можно задать угол наклона градиента относительно горизонтального направления (0° или ± 180° – горизонтальный градиент, ± 90° – вертикальный). Знаки ± отвечают за направление градиента (сверху вниз или снизу вверх, справа налево или слева направо).

В нижней части панели расположена градиентная шкала , под которой помещены маркеры, соответствующие задаваемым цветам. Между соседними маркерами создается плавный переход цвета с серединой, отмеченной ромбиком над шкалой. Нижние маркеры можно добавлять, удалять или перемещать вдоль шкалы. Перемещением верхних маркеров задается неравномерный переход цвета. Location (размещение) определяет положение выделенного маркера относительно границ шкалы (0-100%).

Если требуется задать линейный градиент точно в границах фигуры (аналогично тому, как он расположен на градиентной шкале для линейного градиента и из центра до края фигуры для радиального), порядок действий такой:

1) строим фигуру,

2) выбираем в окошке Type тип градиента – линейный или радиальный,

3) в градиентной шкале снизу выделяем поочередно нужные маркеры и задаем им необходимые цвета в палитре Color . Поскольку по умолчанию для градиента стоит цветовой режим Grayscale (серая шкала), перейти к цветной шкале можно открыв меню стрелкой справа вверху и выбрав CMYK из списка. Другой вариант – с нажатой клавишей мыши переместить цвет из палитры Swatches на маркер: это сделать удобно, поскольку она расположена сразу под панелью «градиент». Новый маркер добавляется кликом под шкалой. В случае, если необходимо удалить маркер, тянем его с нажатой клавишей мыши за пределы панели и отпускаем.

4) задаем угол наклона линейного градиента и управляем маркерами в верхней части шкалы, если требуется задать неравномерные переходы цвета.

Инструмент Gradient Tool используется когда градиент вписан в фигуру особым образом, например, начальная точка радиального градиента не совпадает с геометрическим центром фигуры. Инструмент активизируется нажатием пиктограммы с изображением градиента на панели инструментов или клавиши G . Рассмотрим работу инструмента на примере, представленном на рис. 9.3:

Рис. 9.3 – Построение сложного радиального градиента со смещенным центром

при помощи инструмента Gradient Tool

Этапы работы:

а – построение фигуры инструментом «эллипс»: для круга удерживаем клавишу Shift ;

б – применение радиального градиента на панели «градиент»;

в – с помощью инструмента «градиент» прочерчиваем с нажатой клавишей мыши линию, задающую границы будущего градиента – начало в месте блика, конец – правая нижняя граница круга;

г – результат применения инструмента «градиент» – центр градиентной заливки смещен влево и вверх;

д – на панели «градиент» в нижней шкале изменяем местоположение белого и черного маркеров, сдвигая их к центру; добавляем темно-серый маркер справа – он будет имитировать рефлекс – осветление тени с краю; изменяем локализацию верхнего левого маркера, чтобы блик был лучше выражен. Результат представлен на рис. д , рядом на панели – используемый градиент..

Аналогичным образом можно получить объемное изображение цветных фигур. Эффект объема можно усилить использованием падающей тени и блика (рис. 9.4).

Рис. 9.4 – Имитация рисунка капли с помощью градиента

Для случая, представленного на рис. 9.4, важно соблюдать правильный порядок работы : сначала строим круг, затем вводим градиентную заливку, рисуем падающую тень (с равномерной заливкой без градиента и прозрачностью 50%), блик. Тень помещаем за каплей, а блик – на самом верхнем уровне: напомним, что такое перемещение в пределах одного слоя производится с помощью меню, открываемого правой клавишей мыши – можем переместить на один слой выше или ниже, на самый нижний или самый верхний слой, – или через главное меню: Object Arrange . Далее строим зеленый прямоугольник (фон), отправляем его на самый нижний слой (рис. 9.5) и только после этого сжимаем каплю по вертикали – получаем эллипс. В противном случае круговой градиент не будет соответствовать форме эллипса – убедитесь в этом, окрасив радиальным градиентом эллипс, а не круг.

Рис. 9.5 – Перемещение объекта по уровням в пределах одного слоя (Arrange )

Существует несколько вариантов сохранения градиента в палитре Swatches . Первый – перетащить с нажатой клавишей мыши окошко предварительного просмотра панели Gradient (квадрат слева вверху) на панель Swatches . Второй вариант – задав градиент в панели Gradient или кликнув на фигуру с нужной градиентной заливкой (она появится в квадрате «заливка» в панели инструментов) перейти к панели Swatches и нажать верхнюю правую стрелку, далее в появившемся меню выбрать «New Swatch ». Третий вариант – нажать на панели Swatches вторую справа кнопку в нижнем ряду (квадратик с отогнутым уголком). Переименовать градиент можно двойным кликом на квадратике с его изображением.

Градиентная заливка различается в случае использования составного пути (урок 8) или группы объектов, хотя в частных случаях получаем одинаковые результаты. Продемонстрируем это на примере узора и надписи (рис. 9.6). В первом случае (а ) узор представляет собой составной путь и логически является единой фигурой, поэтому градиентная заливка растягивается от начала до конца всей фигуры в заданном направлении (в нашем случае – по горизонтали). Во втором (б ) – если узор представляет собой группу элементов – каждая его часть будет залита отдельным градиентом.

Рис. 9.6 – Различие в применении градиентной заливки 1:

а – составной путь, б – группа

Обратите внимание, что только в частном случае (а и б , нижняя надпись) градиенты на составном пути и группе выглядят одинаково. Это вариант, при котором элементы группы выстроены строго по прямой перпендикулярно к направлению градиента. В нашем случае это строка букв с вертикальным градиентом.

Преобразовать сложный градиент в градиентную сетку или группу, состоящую из заданного количества мелких ступеней с равномерной заливкой (иногда это требуется при подготовке файлов к печати), следует через меню Object Expand и выбрав, соответственно, один из двух вариантов преобразования: Gradient Mesh или Specify Objects .

Текстурная заливка

Существует множество вариантов определения понятия «текстура» для различных наук и областей деятельности человека; нас же будет интересовать определение текстуры для компьютерной графики: это изображение, состоящее из повторяющихся близких по восприятию элементов. Смешанные текстуры могут включать в себя элементы из нескольких множеств элементов.

Текстурной может быть как заливка, так и контур.

Заполнение контуров текстурами происходит начиная с нулевой точки с координатами (0, 0) – по умолчанию это левый нижний угол листа. Один или несколько примеров готовых текстур обычно приведены в панели Swatches (рис. 9.7). Вместе с тем есть широкие возможности использования готовых библиотек или создания своих текстур. Для этого нужно сначала разработать шаблон – повторяющийся мотив текстуры.

Рис. 9.7 – Панель Swatchesи образец текстурной заливки

Предположим, это два концентрических круга различного цвета. Заполнение текстурой контура будет происходить таким образом, что наши круги выстроятся по горизонтали и по вертикали впритык друг к другу (рис. 9.8 а).

Поскольку незаполненное пространство (поля) шаблона программой игнорируются, в случае использования текстурных элементов, отстоящих друг от друга на заданное расстояние, нужно найти повторяющийся мотив вместе с полями (рис. 9.8 б) и сделать из него шаблон. Рассмотрим два варианта такого случая. Первый представлен на рис. 9.8 б .

Рис. 9.8 – Построение шаблона текстуры и заполнение контура текстурной заливкой

(шаблон варианта б получен с использованием функций панелиPathfinder )

Другой, более простой, вариант – сделать вокруг круглого шаблона из варианта а квадрат без заливки и контура с зазором от края круга до стороны квадрата вполовину нужного нам зазора между кругами при окраске фигуры и аналогичным образом использовать его для создания текстурной заливки.

Чаще всего текстурные заливки состоят из мелких элементов, поэтому практикуется построение шаблона в увеличенном виде и затем уменьшение его до нужных размеров. Так как мы имеем дело с векторным редактором, потери качества при этом не происходит. Готовый шаблон перетаскиваем с нажатой кнопкой мыши в палитру Swatches – получаем текстурный образец (Pattern ). Затем черной стрелкой выделяем фигуру, которую нужно заполнить текстурой, и кликаем на нужный квадратик в палитре Swatches . Результат представлен на рис. 9.8 – шестиугольники с текстурной заливкой.

Программа позволяет сохранять или не сохранять пропорции текстурной заливки относительно фигуры при ее масштабировании, что задается в панели «Transform » (меню открывается стрелкой в правом верхнем углу) (рис. 9.9).

Рис. 9.9 – Трансформирование фигуры (уменьшение в два раза) без сохранения пропорций текстур относительно фигуры (вверху) и с сохранением (внизу)

Перетекание цвета и формы объектов (Blend )

ДословноBlend переводится как «смешение» (откуда произошло слово «блендер»), но здесь по смыслу более правильным будет перевести как «перетекание цвета и формы».

Для получения перетекания цвета и формы в программе используется инструмент Blend Tool (рис. 9.10) и пункт меню, связанный с ним: Object Blend (рис. 9.12). Инструмент Blend активизируется нажатием пиктограммы на панели инструментов или клавишей W .

Рис. 9.10 – Инструмент Blend Tool

Работа с инструментом Blend Tool осуществляется следующим образом:

Двойным кликом по пиктограмме инструмента выводим на экран диалоговое окно, в котором можно задать нужные нам параметры перехода (это можно сделать как заранее, до использования инструмента, так и после него);

Выбираем инструмент Blend Tool и кликаем им сначала на одном, потом на втором объекте, между которыми необходимо получить плавный или ступенчатый переход цвета и/или формы.

Двойной клик по пиктограмме соответствует раскрытию пункта менюObject Blend Blend Options .

В зависимости от заданных настроек получаем различные варианты перехода цвета и/или формы. Сам переход осуществляется сочетанием клавиш Alt + Ctrl + B или через меню: Object Blend Make .

Рис. 9.11 – Меню Object Blend

Первый вариант – плавное перетекание цвета и формы между фигурами. Для этого в верхнем окошке диалогового окна Blend Options Spacing (интервал) выбираем первый пункт – Smooth Color (сглаженный цвет). Плавность перехода осуществляется за счет большого количества промежуточных шагов, и результат выглядит как градиентный переход (рис. 9.12).

Рис. 9.12 – Плавный переход цвета с использованием функции сглаживания Smooth Color

Второй вариант – переход с заданным количеством промежуточных шагов (при этом исходные фигуры не считаются). Это вторая строка в верхнем окошке – Specified Steps (указанные шаги) (рис. 9.13).

Рис. 9.13 – Переход с заданным количеством промежуточных шагов

Третий вариант – переход с заданной дистанцией, т. е. задается величина промежутков между центрами фигур. Это третья строка в верхнем окошке – Specified Distance (заданная дистанция) (рис. 9.14).

Рис. 9.14 – Переход с заданной дистанцией

По умолчанию переход осуществляется по прямой, соединяющий геометрические центры фигур, но с этой прямой возможно осуществлять те же операции, что с любыми кривыми. То есть взяв инструмент Add Ancor Point Tool (в группе «перо» – рисунок пера со знаком +) и кликнув им на прямую, соединяющую центры крайних фигур бленд-группы, добавляем контрольную точку, сглаживая которую (урок 2, рис. 2.9), получаем плавный переход вдоль дуги (рис. 9.15, а, б ). Для такого перехода возможны два случая ориентации фигур бленд-группы: параллельный перенос – рис. 9.15 а , – и с поворотом (вертикальные оси фигур перпендикулярны линии перехода) – рис. 9.15 б .

Рис. 9.15 а – Переход вдоль кривой с параллельным переносом

Рис. 9.15 б – Переход вдоль кривой с поворотом

Видно, что в рассмотренных выше случаях промежуточные фигуры располагаются ближе к узлам кривой, вдоль которой происходит переход, поэтому переход не является равномерным даже при заданной дистанции.

Если необходимо задать другой цвет, размер или форму одной из исходных фигур – не обязательно отменять уже выполненную команду Blend – достаточно выбрать одну из исходных фигур белой стрелкой из панели инструментов и выполнить нужные действия. Редактирование параметров исходных объектов в бленд-группе приводит к изменению вида всей группы.

Программа позволяет выполнять редактирование не только исходных объектов, но и поменять траекторию перетекания на другую. Для этого вычертите новую кривую Безье, вдоль которой необходимо расположить объекты, выберите ее и бленд-группу черной стрелкой, зайдите в меню Object Blend Replace Spine (заменить ось). Переход будет перестроен вдоль нового пути (рис. 9.16).

Рис. 9.16 – Перестроение перехода фигур вдоль нового пути:

1 – исходные фигуры, 2 – бленд-группа с заданным количеством шагов (3 шага)

и кривая Безье – новый путь для перехода, 3 – результат замены пути

Здесь же в меню возможно поменять начальный и конечный объекты перехода местами – Reverse Spine (обратить ось), передний и задний планы – Reverse Front to Back , а также отменить команду Blend : Object Blend Release (Alt + Shift + Ctrl + B ). Команда Object Blend Expand превращает редактируемую бленд-группу в обычную группу объектов (при необходимости разгруппировать их можно с помощью правой клавиши мыши, меню Object или сочетанием клавиш Shift + Ctrl + G ).

Упражнение 9. Градиенты и текстуры. Пошаговый переход.

    Создайте новый файл (Ctrl +N) с горизонтальной ориентацией страницы, СМ YK , сохраните его под своей фамилией в папке: D :\ Student \1 курс\ Illustrator \Упражнения\Фамилия_9. ai (цифра в названии файла означает номер упражнения). Выведите на экран линейки (Ctrl+R).

    Повторите рис. 9.1 в цвете: вместо черно-белой гаммы используйте оттенки зеленого.

    Постройте буквицу с градиентной заливкой, обводкой и тенью (см. Приложение 1 ). Букву можно взять любую и гарнитуру на ваш выбор, шрифт должен быть жирным или полужирным.

Приложение 1

Порядок работы:

Постройте букву, переведите в кривые (Shift + Ctrl + O );

Выполните заливку градиентом (цвета в CMYK указаны рядом), контур черным 0-0-0-100 Overprint Stroke (в панели Attributes );

Скопируйте и вставьте ее на то же самое место (Ctrl + C , Ctrl + F ), заблокируйте (Ctrl +2 );

Выделите копию и окрасьте ее белым цветом с белым контуром (толщину подберите по образцу);

Скопируйте и вставьте на то же место уже белую букву, заблокируйте ее;

Окрасьте копию серым цветом (нижний прямоугольник слева от буквы в образце) и при помощи стрелок на клавиатуре сдвиньте на одинаковое количество шагов вниз и вправо – получили тень;

Разблокируйте объекты (Alt + Ctrl +2 ); выберите все три буквы (при разблокировании выберутся только те, что были заблокированы); сгруппируйте все три буквы.

4. Выполните пошаговый переход:

Постройте два квадрата с общим центром. Размер стороны нижнего 50 мм, верхнего – 5 мм. Цвет нижнего – темно-зеленый, верхнего – ярко-оранжевый. Сделайте плавный переход цвета и формы между ними (Приложение 2 ).

Скопируйте бленд-группу и поменяйте местами цвета. Исходные квадраты выбираем при помощи белой стрелки. Задайте ступенчатый переход между квадратами (8 промежуточных ступеней).

Приложение 2

5.Выполните шаблон текстурной заливки для луговой растительности (Приложение 3 ). Постройте замкнутый контур и заполните его этой текстурой. Как было сказано в тексте упражнения, текстурный элемент строим с увеличением (в 10 раз), затем уменьшаем и сохраняем в качестве шаблона.

Приложение 3

Порядок работы:

Постройте черный (0-0-0-100) прямоугольник (инструментом «прямоугольник») размерами 1×8 мм без контура;

Скопируйте и вставьте его на то же самое место;

Не снимая выделения переместите копию вправо на 7 мм (двойной клик по черной стрелке задает перемещение: по горизонтали вправо со знаком плюс, по вертикали 0); 7мм – это промежуток 6мм + ширина прямоугольника 1мм;

Выделите два полученных прямоугольника и сделайте из них составной путь (Ctrl +8);

Постройте квадрат без заливки и контура со стороной 40 мм;

Выберите квадрат и условный знак луга, выровняйте их по левой и верхней сторонам (панель Align );

Сгруппируйте их, скопируйте и вставьте на то же место;

Не снимая выделения с копии, задайте перемещение по горизонтали 40 мм, по вертикали -40 мм (минус 40 мм – т.е. вниз); сгруппируйте все объекты;

Уменьшите группу в 10 раз (дважды кликнуть по Scale Tool на панели инструментов: задать 10%);

Перетащите группу на панель Swatches, переименуйте текстуру в «Луговая растительность»;

Постройте замкнутый контур кривой Безье, сделайте из нее точечный пунктир черного цвета, заполните его условным знаком луговой растительности.

6. Постройте условный знак обрыва:

Приложение 4

Порядок работы:

Инструментом «полигон» постройте треугольник: заливка 0-70-100-25, контура нет;

В панели Transform задайте ему размеры: ширина 0,2мм, высота 1,5мм;

Скопируйте и вставьте его на то же место, сместите вправо на 20 мм (двойной клик по черной стрелке);

Уменьшите размеры копии зубчика – 80%;

Задайте опции пошагового перехода – 28 промежуточных шагов, выполните пошаговый переход;

Вычертите ниже дугу и переопределите ось перехода; задайте в свойствах бленд-группы, чтобы зубчики были перпендикулярны оси;

Переведите бленд-группу в группу объектов;

Вычертите бровку обрыва по границе зубчиков, цвет 0-70-100-25, толщина линии 0,25pt (0,1мм);

Разгруппируйте зубчики и отредактируйте условный знак обрыва (перетаскиванием черной стрелкой вдоль бровки). Для удобства редактирования бровку можно заблокировать (Ctrl +2). Помните, что расстояние между зубчиками равно их высоте! Лишние зубчики можно удалить.

Разблокируйте бровку и сгруппируйте все зубчики и бровку.

7. Сохраните файл на диске и пошлите на свою почту.

1Красной стрелкой указано направление градиента для надписей.



Рассказать друзьям