Истерия у детей симптомы. Диагностика истерии у детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мало кто из нас способен спокойно смотреть на истошно вопящего, падающего на пол и размазывающего по щекам слезы ребенка… Тем не менее с такими ситуациями приходится сталкиваться многим родителям или бабушкам и дедушкам. Как правило, если истерика у ребенка началась в тесном домашнем кругу, то успокоить плачущее чадо пытается каждый член семьи, идя на всяческие ухищрения и поблажки. Но если истерика происходит в поликлинике, общественном транспорте, магазине или в другом людном месте, то сложившаяся ситуация выбивает почву из под ног не только у мамы или другого близкого родственника, но и окружающие люди чувствуют себя некомфортно и неловко.

Детские истерики могут вызывать в нас настороженность, чувство беспомощности или острое чувство сострадания и жалости, утомление или раздражение. Возникновение таких неприятных ситуаций хотели бы избежать все родители и при часто повторяющихся истериках у ребенка, которые возникают буквально на ровном месте, у его близких возникает множество вопросов. Почему ребенок так себя ведет? Как избавиться от таких истеричных припадков? Кто виноват – ребенок или родители? Как отличить, каприз это или «показательная» истерика?

В этой статье вы получите ответы на эти вопросы о детских истериках. Мы рассмотрим основные , которые и делают его истеричным. Эта информация поможет вам избежать множества острых углов, возникающих при истерике.

Почему возникают истерики?

Взросление ребенка всегда сопровождается появлением собственных интересов и желаний, которые могут расходиться с желаниями и интересами взрослых. Отказ от воплощения таких желаний и вызывает у ребенка раздражение, неприятие и злость. Т. е. столкновение интересов ребенка и взрослых и приводит к возникновению истерики – малыш как бы испытывает взрослых на прочность, пытаясь настоять на своем.

К появлению истерик могут приводить такие типичные ситуации:

  • ребенок переутомился;
  • ребенок не получает желаемого от окружающих;
  • ребенок был оторван от интересного занятия;
  • ребенок не может выразить свои желания или чувства;
  • ребенок хочет привлечь еще большее внимание со стороны взрослых;
  • ребенок играет с игрушками, которые не сопоставимы с его возрастом и его игра из-за этого становится безуспешной и злит его.

Чем капризы отличаются от «показательных» истерик?

Приступ истерики у ребенка часто провоцируется обидой или отказом со стороны взрослых.

Капризы и истерики – эти два понятия нуждаются в четком дифференцировании со стороны родителей.

Ребенок капризничает для того, чтобы добиться от мамы или папы чего-то желаемого, невозможного или запретного в данный момент. Т. е. он сознательно пытается выстроить ситуацию так, чтобы конфликт состоялся.

Например, ребенок капризничает и не хочет есть кашу с ягодами, хотя сам просил об этом. Но если мама, папа, брат или сестра сообщают ему о том, что готовы съесть его порцию, то чадо немедленно заявляет о том, что это его тарелка и начинает есть кашу.

Детская истерика – это такая ситуация, которая, в большинстве случаев, возникает непроизвольно, сопровождается проявлениями агрессии, раздражением и отчаянием. Т. е. ребенок не может совладать с возникающими эмоциями и такой «сброс» негатива выливается в появление таких негативных проявлений как плач, истошные крики, битье кулаком по поверхностям, царапание лица, битье головой об пол и т. п. Во время истерики ребенок не может контролировать свою моторику в полной мере, он почти не ощущает боли при битье головой об пол и часто не слышит слов родителей. В тяжелых случаях у ребенка могут появляться , и он может выгибаться дугой (так называемый «истерический мост»).

Главное отличие детской истерики от капризов состоит в том, что она возникает в ответ на какое-то неприятное событие или известие, вызывается обидой или категорическим отказом со стороны родителей. Приступ истерики всегда усиливается при внимании со стороны окружающих ребенка людей и быстро прекращается после исчезновения этого внимания.

Например, сын просит маму купить машинку и получает желаемую игрушку. На протяжении всего времени пока в магазине совершались остальные покупки, мальчик играл с машинкой, но вдруг увидел другую игрушку и стал просить купить и ее. Мать отказалась покупать новую игрушку, и в ответ на такое ее решение мальчик швыряет машинку, кричит, плачет и бросается на пол. Далее развитие этой неприятной ситуации может протекать по двум вариантам:

  • если мама начинает пытаться успокоить или пожалеть ребенка, то он остается совершенно неконтактным и истерика только усиливается;
  • если мать говорит ребенку спокойным, но строгим тоном, что не желает видеть его истерики и такое его поведение ничего не изменит, и при этом спокойно уходит в сторону (например, для покупки молока или хлеба), то истерика прекращается.

По мнению ученых с детскими истериками приходится сталкиваться около 90% родителей детей . Часто истерики впервые возникают в возрасте 1,5 лет, а пиком упрямства и капризности становится возраст 2,5-3 года. В кризисные моменты истерики могут случаться по 10-15 раз в день, и возникают они практически на ровном месте или по любому самому безобидному поводу. Уже к 4 годам истерики в большинстве случаев прекращаются, т. к. ребенок уже в состоянии выразить свои эмоции и чувства словами.

Ошибка №1 – ребенку позволено все

Многие родители, глядя на искренние и сильные желания ребенка, не выдерживают натиска и исполняют их. Они полагают, что выполнение всех желаний – это залог любви ребенка к родителям, и их исполнение повышает его самооценку.

Ребенок всегда чувствует эту «слабинку» и пользуется своим умением капризничать и добиваться желаемого во что бы ни стало. Совершенно естественно, что отсутствие отпора в прихотях рано или поздно приводит к плачевному результату – родителям такого ребенка приходится сталкиваться с появлением нервозности и истерик.

Ведь маленький человечек еще не может справляться с бременем такой ответственности. Если, как ему кажется, вдруг он не получает ожидаемого результата, то захватившие его чувства и эмоции настолько переполняют его, что «выплескиваются» в крик, плач и катание по полу.

В таких случаях виноваты в появлении подобных сцен только сами родители, которые не сумели привить своему ребенку понимание слов «нет» и «нельзя». Ребенок должен понимать, что он слишком мал для такого «командования», и взрослые люди не могут быть марионетками в его руках.

Ошибка №2 – ребенку не позволяется ничего

Такая ошибка в воспитании ребенка диаметрально противоположна предыдущей, и многие родители после совершения ошибки №1 приходят к ошибке №2. Совершая ее, родители полагают, что их ребенок еще очень мал, ничего не понимает и принимать решения за него должны только они.

Такой подход в воспитании нередко сопровождается тем, что любая попытка малыша сделать что-то по-своему пресекается на корню, даже если эти попытки проявления собственного мнения невинны. Например, мать будет с упорством и безаппеляционностью заставлять ребенка выпить после сытного завтрака именно молоко, а не чай или сок, думая о том, что именно молоко полезно для зубов. Или будет игнорировать попытки дочери выбрать цвет платья, настаивая на том, что синее ей не к лицу и следует надеть красное. И так во всем…

Живя в таких постоянных ограничениях, ребенок, рано или поздно, примет решение разорвать эти тесные для него рамки. И эта «акция протеста» выльется в скандал или истерику. Более того: если эта попытка протеста не увенчается успехом, новые скандалы или нервный срыв у ребенка будет обеспечен.

Ошибка №3 – несоблюдение режима

Если ребенок не ходит в детский сад или ходит туда не часто, то эта причина не является поводом для отсутствия такого понятия как режим дня. Казалось бы, что может быть прекрасней, чем отсутствие каких-либо временных рамок?

Однако такое отсутствие четкого режима вызывает у ребенка ощущение нестабильности жизни. Малыш не в состоянии понять, по каким законам существует окружающий его мир и по каким правилам необходимо жить ему. Кроме этого, отсутствие распорядка дня и четкого графика сна и питания приводит к тому, что ребенок быстро начинает испытывать физический дискомфорт и психологическую усталость. В результате переутомление приводит к срывам в виде истерик.


Ошибка №4 – отсутствие наказаний

Некоторые родители считают, что наказание - это признак слабости со стороны матери или отца и пережиток прошлого. Такие родители даже при безобразном поведении своего чада позволяют себе только показывать свое недовольство. Со временем такие взаимоотношения приводят к тому, что ребенок не чувствует никаких рамок дозволенности. В результате полное отсутствие наказаний за любые, даже самые непозволительные, проступки приводит к появлению истерик.

Такое развитие событий происходит из-за того, что отсутствие рамок дозволенного вызывает у маленького ребенка страх. Это ощущение накапливается и негативно сказывается на психике малыша. Он пытается их найти самостоятельно, пытаясь привлечь к себе внимание со стороны взрослых хотя бы путем истерик и скандалов.

Ошибка №5 – непоследовательность родителей

Все мы подвержены колебаниям настроения: вчера мы себя хорошо чувствовали, а на следующий день наше настроение было испорчено с утра или неприятной новостью, произошел конфликт с начальством, заболел близкий родственник или старший ребенок получил двойку… Такие изменения в настроении вполне понятны – мы не роботы, а живые люди. Поэтому с ребенком мы тоже часто ведем себя по-разному: иногда мы терпим все его выходки или взрываемся из-за самого незначительного проступка, включаем мультики или компьютер лишь бы ребенок не мешал и не отвлекал от отдыха и важных дел или запрещаем смотреть лишние мультфильмы.

В результате таких резких изменений в воспитательном процессе маленький ребенок не может понять, почему мы совершаем такие кардинально разные поступки. А между тем, именно родители и их модель поведения является образцом поведения для малыша. Именно мы сами формируем его жизненные установки и границы дозволенного.

Что же происходит с ребенком, если этот образец его подражания искажен, а правила поведения постоянно меняются? У малыша пропадает ощущение ясности и стабильности, а в результате – он становится истеричным.


Ошибка №6 – крики при общении с ребенком

Ребенок очень расстроил вас своим поведением, неаккуратным обращением с игрушками или одеждой, неловкостью или той же самой истерикой, и вы не просто рассердились и сделали ему замечание, а накричали на него. Вполне возможно, что крик подействовал на ребенка, и он перестанет делать то, что так вас рассердило. Однако, кроме этого, малыш получил от вас отличный урок крика, и он обязательно воспользуется им для достижения своих капризов, беря пример с вас. Стоит ли потом удивляться, что такую же реакцию на ваш запрет вы получите уже от своего малыша? Разумеется – нет. Помните о том, что крик в адрес ребенка – это верный путь к его истеричности в будущем.

Ошибка №7 – отсутствие ограничений на время игр за компьютером и просмотр любимых мультфильмов


Способствуют возникновению истерик перевозбуждение и переутомление ребенка в результате длительных компьютерных игр.

Кто из нас в детстве не любил смотреть мультфильмы? Дети готовы смотреть мультики часами. Они запоминают сюжет, у них появляются любимые герои. Такое же «магическое» действие на ребенка оказывают и игры.

В определенной мере такие развлечения являются обучающими: развивается память, появляются новые увлечения, ребенок учится отличать положительного героя от отрицательного. Но всякое развлечение или обучение должно быть дозированным, и причин для этого множество: ребенок устает, перенапрягаются глаза и мышцы спины, а еще незрелая нервная система перевозбуждается. Такое накопление перевозбуждения непременно будет искать своего выхода и найдет его в систематических истериках.

Ошибка №8 – открытое выражение негативных эмоций и истеричности со стороны родителей

Некоторые родители не считают нужным сдерживать себя в присутствии ребенка при выражении негативных эмоций, возникающих в повседневной жизни из-за каких-то неприятных моментов. Например, вы потеряли ключи, разбили любимую чашку или наступили коту на хвост. Такие неприятные моменты могут вызывать ругань, крик или плач у многих из нас.

Вполне естественно, что ребенок не осудит вас за ваше несдержанное поведение, но он обязательно запомнит вашу реакцию и повторит при удобном, с его точки зрения, случае. Именно поэтому помните о том, что ваш малыш считает вас образцом для подражания и задумывайтесь над проявлением негативных эмоций в его присутствии.

Когда у ребенка истерика, родители испытывают сложные чувства: от вины и стыда до гнева и бессилия. Хочется иметь при себе инструкцию «как бороться с детскими истериками пошагово?», ведь частые истерики и следующие за ними борьба и конфликты создают напряжение в отношениях между детьми и взрослыми. И нет, малыш не специально устраивает сцены, ему тоже очень тяжело их переносить.

Если истерики случаются часто — родители могут предположить, что ребенок не здоров, и отправляются к неврологу или психиатру, но истерический невроз у детей без особенностей развития — редкий диагноз.

Для детей до 4-5 лет истерика – это кризисная реакция на невыносимую ситуацию, которую нельзя прекратить и принять. Нервная система не выдерживает напряжения, чтобы пережить гнев, ярость и отчаяние – организм устраивает истерику.

В этом состоянии ребенок не воспринимает информацию из вне, он как бы «перезагружает систему» и «временно недоступен». После того как сильные эмоции находят выход, и истерика идет на спад — наступает стадия горевания, когда человек ищет утешения и поддержки у близких, идет мириться и хочет на ручки.

В любом случае, у слез, крика и других бурных реакций всегда есть повод. Ниже разобраны наиболее часто встречающиеся причины детских истерик.

Кризис 1 года

До года детский плач легко объясняется физиологическими потребностями и дискомфортом. Плачущего кроху легко отвлечь и занять игрушкой. А ближе к году ребенок становится шустрым, хочет делать сам, подражая взрослым, хочет чувствовать себя полезным. Так маленький человек усваивает правила поведения в семье и обществе, изучает важные навыки.

Но годовалый ребенок может подвергать себя или других опасности. Это тревожит родителей, они устанавливают правила и многое запрещают.

Сталкиваясь с ограничениями ребенок испытывает фрустрацию. Его потребность не может быть удовлетворена прямо сейчас. Ох, как это злит!

Чтобы пережить гнев, малыш кричит и падает на землю, краснеет, колотит ногами по полу, лбом сносит стены, дерется.

Кризис 3 лет

Ребенок в три года похож на маленького подростка. Он постепенно отделяется от мамы и уже имеет собственное мнение обо всем, что происходит, хочет принимать решения сам, хочет, чтобы с его мнением считались.

Защищая свое «Я» трехлетний человек отказывается от ранее любимых и привычных вещей только потому, что это предложили взрослые – он проявляет негативизм.

Одновременно с негативизмом ребенок проявляет невиданное прежде упрямство. Если уж попросил конфет, то не откажется от этого желания. Даже если он давно перехотел конфету и захотел суп — ни за что не признается в этом и продолжит требовать конфет.

Лев Семенович Выготский говорил о трехлетних: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

Конфликты в семье

Когда ссорятся значимые люди, ребенок испытывает сильный стресс, даже если конфликт вялотекущий и никак не проявляется при ребенке – напряжение накапливается, и разрядка происходит в истерике. Бывает, что ребенок бессознательно «отвлекает» взрослых от конфликта несносным поведением и истериками.

Изменения в привычном укладе жизни

Переезд, детский сад, болезни, потеря друзей или близких – в такие моменты ребенку требуется больше внимания и заботы.

Потребность в любви и внимании

Если времени, проведенного с родителями недостаточно, или оно проходит без качественного и активного общения. Такая истерика – манифест: «Замечайте меня, я здесь, вы нужны мне!». как успокоить детскую истерику, вызванную нехваткой внимания? Достаточно простой совместной игры, разговора по душам, чтения или прогулки, чтобы почувствовать близость с родителями. Но некоторым детям необходима постоянная включенность и внимание взрослых, это стоит учитывать.

Фото и дочь Ярославы Матвейчук

Непоследовательность в воспитании

Мама разрешила мультики, а папа запретил. Мама сказала, что сладкое после еды, но папа часто дает конфеты до еды. Если запреты и правила одинаковы у всех членов семьи, то ребенок просто их примет и места для манипуляций не останется. Взрослым необходимо договориться о правилах, принятых в их семье.

Выработка единой линии воспитания часто становится причиной семейных споров, ведь у каждого есть свой опыт и представление о том, как «надо». Психологическая консультация для родителей может быть полезна на стадии поиска собственного и приемлемого для всех стиля воспитания ребенка.

Детская истерика ночью может произойти из-за сильного стресса днем, ночных кошмаров или резкой боли. Важно побыть рядом, обнять, постараться выяснить причину и устранить ее.

Истерика может случиться с любым ребенком, но есть особенно чувствительные дети, их нервная система легко возбуждается, а процессы торможения развиты слабо, потому что неокортекс, отвечающий за сознательные действия и логику, созревает к только 6-7 годам жизни.

Фото и дочь Ярославы Матвейчук

Можно ли предотвратить истерику?

Остановить уже начавшуюся истерику так же сложно, как остановить электричку на полном ходу. Но есть несколько идей о том, как реагировать на детские истерики:

  1. Заботиться о том, чтобы ребенок ел и отдыхал, когда хочет. Найти ритм в котором он чувствует себя спокойно и уверенно, когда все предсказуемо и понятно. Поддерживать этот ритм. Не брать уставшего, голодного или сонного ребенка в магазины, на долгие прогулки, на занятия, требующие концентрации.
  2. Давать ребенку право говорить «нет», если этот отказ не ущемляет интересов других людей и не влечет за собой опасных последствий. Это учит принимать ответственность за свои решения.
  3. Проговаривать желания ребенка и его эмоции, особенно если он еще мал, чтобы озвучивать и осознавать их. «Тебе хочется восемнадцатую машинку», «Ты очень злишься на маму», «Грустишь, от того что папа ушел», «Ты голодный и поэтому настроение такое плохое». Описание происходящего помогает снять общее напряжение, дает чувство безопасности и уверенности во взрослом, помогает предотвратить всплеск неконтролируемых чувств.
  4. Давать возможность безопасно выражать гнев. Разрешить ребенку кричать и ругаться, рвать и мять бумагу, колотить надувной мяч, бегать и прыгать, когда он злится. Не ругать за гнев: «Не веди себя так ужасно, прекрати орать!», а разбираться в причинах гнева, и позже говорить об этом чувстве, можно даже с примерами из личного опыта, рассказать, а что было с мамой, когда ей самой было четыре. Возможно идея о том, что этот маленький человек только учится справляться со сложными негативными эмоциями, а ведь далеко не все взрослые это умеют, будет полезна.
  5. Играть. Любую реальную конфликтную ситуацию можно позже обыграть с ребенком и его игрушками. Пробовать разные модели поведения, давать выход накопившимся эмоциям, отпустить контроль и воображать любое развитие событий.

Игра дает возможность поменяться ролями, приобрести необходимые навыки саморегуляции и понять окружающих.

Как помочь ребенку прекратить истерику?

Истерика у ребенка может случиться на улице или в супермаркете, в автобусе или в переполненном вагоне метро. Что может сделать родитель?

  1. Позаботиться о безопасности пространства. Убрать опасные предметы или унести ребенка туда, где спокойно, если это возможно.
  2. Помолчать. Успокоить малыша в момент сильного напряжения невозможно. Есть исследования, показывающие, что уговоры, наказания и ругань только продлевают истерики.
  3. Иногда посторонним свидетелям кажется, что они лучше родителей знают, как справляться с детскими истериками, и люди искренне пытаются «причинить добро». Если человек не оказывает помощь и поддержку, а давит на ребенка своим: «Сейчас дядя милиционер тебя заберет», то лучше попросить его уйти. Ребенок крайне уязвим в момент истерики и потеря связи со взрослым, даже такая символическая, которая воспринимается взрослыми как шутка, может усилить детский гнев и страх.
  4. Терпеливо ждать, пока пройдет приступ ярости, и наступит стадия, когда ребенок хочет, чтобы его пожалели. Жалеть можно и нужно, это дает понять, что истерика не испортила ваши отношения. Но вот поощрять или подкреплять успокоение подарками, тем более вещами, из-за которых случилась истерика, не стоит, это может закрепить нежелательную модель поведения. Достаточно будет любви и внимания.
  5. После истерики ребенок успокоится и может почувствовать слабость, захотеть спать, пить или есть. Хорошо если он получит такую возможность.
  6. Обсудить произошедшее с малышом можно спустя какое-то время. Можно обозначить границы, объяснить, что с ним произошло: «Ты очень разозлился на маму, за то, что она не купила шоколадку, громко плакал и валялся на полу».

Совершенно естественно будет высказать свое недовольство таким поведением, но не самим ребенком.

Фото и сын Василисы Русаковой

Как реагировать на истерику?

Когда ребенок в состоянии аффекта-он не контролирует себя и ему довольно плохо. Родитель может «заразиться» аффектом и разгневаться, почувствовать отчаяние и следом вот это вот: «ну сколько можно, опять начинаешь?». Некоторым родителям бывает стыдно за «такое поведение» чада. Чувствовать раздражение и даже гнев на ребенка из-за его истерики вполне естественно. Что делать с детскими истериками?

  1. Подумать о себе в этот момент, найти опору в теле. Если удается заметить свои эмоции, отследить телесные ощущения, и сконцентрироваться на них, то получится остаться для малыша тем самым взрослым, который защитит и позаботится. Это не легко, это целый навык, который требует усилий, но важно пробовать. Где тянет, где ноет, что заболело? Может быть случается мигрень, или сжимаются зубы? Заметить эти реакции тела, понаблюдать за ними – и вот уже можно дышать глубже, спокойнее.
  2. Если родителей двое, или рядом близкие люди, к которым ребенок привязан, то имеет смысл самому разгневанному и растерянному просто отстраниться, уйти и успокоиться подальше от криков и слез.
  3. Принять свою беспомощность. Бывает, что отчаяние заставляет родителя паниковать и суетиться, создавать лишний шум, который только усиливает истерику ребенка. «Тебя умыть? Подуть? Обнять?». Иногда можно и сдаться. Ну лежит он и плачет на полу. Может быть так удобнее плакать и страдать. А хорошо ведь устроился? Если прилечь рядом и поныть тихонько – мир не рухнет. А ребенок будет удивлен.
  4. Многим взрослым в такие напряженные моменты кажется, что все остальные дети в мире прекрасны, что они никогда не ведут себя так жутко, что этот конкретный ребенок просто издевается и капризничает им «на зло».

Если сдержать родительский гнев не удалось, то стоит потом объяснить ребенку — почему родители злились, сказать, что это не его вина, что он вырастет и таких ситуаций удастся избежать. Почти наверняка.

Задайте вопрос эксперту в комментариях

Каждая мама сталкивается с такой сложной проблемой, как истерика у ребенка без определенной, понятной сразу причины. Нередко, вместе с малышом, самообладание теряют и его родители. На фоне весьма неадекватного поведения отпрыска, раздражение взрослых тоже нередко значительно усиливается, они делают ошибки, чем усугубляют и без того проблемную ситуацию. А ведь многие даже не знаю о правильной реакции на подобные концерты.

Чтобы разобраться в вопросе о сложностях детского поведения, нужны знания не только в области психологии, педиатрии, но и физиологии растущего организма. Ведь если ребенок истерит по любому поводу – возможно, что у него проблемы не только с воспитанием, но и со здоровьем.

Чрезмерно эмоциональное негативное поведение проявляется в форме каприза или истерики у детей, начиная примерно с полутора лет. Прежде чем выработать определенную модель поведения для подобных ситуаций, необходимо разобраться, что именно происходит с малышом.

Негативное выплескивание эмоций выражается как:

  • Капризы – контролируемое самим ребенком состояние с целью получить желаемое. При этом он может хныкать, долго и протяжно плакать, недовольно топать ногами, иногда даже драться. Главное отличие каприза от истерики у ребенка любого возраста в том, что он быстро купируется. Карапуза можно отвлечь на другой предмет или игру, мультик, заговорить, заинтересовать чем-либо.
  • Контролируемые детские истерики , как правило, являются показательным выступлением для родителей, бабушек и окружающих людей в целом. При этом все не ограничивается простым занудным нытьем, а начинается с него. Довольно быстро оно перерастает в громкий плач и крик, малыш орет, иногда истошно. Доходит до того, что ребенок в истерике бьется головой о стены, окружающие предметы, людей. Падает на пол, сильно стучит руками по всему, до чего дотягивается. Не желает идти на контакт, требуя безоговорочного исполнения его желания. Несмотря на кажущуюся беспорядочность действий, ребенок истерит осознанно, отлично понимая, что делает, и контролируя каждое свое движение, наблюдая за реакцией окружающих и добиваясь своей цели. И если хоть раз он добьется желаемого, то последующие приступы истерики у ребенка будут все сильнее, неся угрозу психоэмоциональному состоянию его самого и родителей. Со временем они могут перерасти в неврозы.
  • Неконтролируемые детские истерики – предвестники неврозов и психозов. Отличаются сильным плачем, криком, отсутствием причин. В такие моменты ребенок в истерике бьется головой об пол, орет, не контролирует своих действий. В особо тяжелых случаях возможны судороги, так называемый «истерический мост», во время которых он выгибается дугой лежа на полу.

Отвлечь малыша при этом невозможно, даже давая ему желаемое, приступ истерики у ребенка не проходит, он просто меняет мнение и требует чего-то другого.

Важно научиться отличать детские истерики от капризов. Тогда успокоить разбушевавшегося малыша будет намного легче.

Основные причины детских истерик

Плохое поведение с криками, требованиями или без них всегда имеет определенный повод. Обычно ребенок устраивает истерики по таким причинам:

  • Непонимание со стороны родителей, когда ребенок в силу возраста не может выразить свои желания словами.
  • Ошибки в методах воспитания наиболее часто провоцируют постоянные истерики у ребенка старше двух лет.
  • Резкий отрыв без предупреждения от игры или другого интересного занятия.
  • Желание привлечь внимание к себе, своим поступкам.
  • Стремление получить что-либо запретное или невозможное.
  • Отсутствие личной свободы из-за гиперопеки, патологической, болезненной строгости родителей.
  • Недостаточное понимание границ допустимого.
  • Отсутствие системы поощрений и наказаний.
  • Чрезмерная усталость, недосыпание, избыток чувств.
  • Болезнь и восстановительный период после нее.
  • Неуравновешенность нервной системы;

Своевременное выявление точной причины того, почему ребенок бьется в истерике, значительно упрощает процесс успокоения.

У ребенка 1–2 лет

Понять, от чего у ребенка истерика, в 1-1,5 года порою непросто из-за неумения крохи выражать эмоции словами. С другой же стороны, поводов тоже значительно меньше.

Основной причиной для капризов и истерики у ребенка в 1 год является незрелость нервной системы. Карапуз часто перевозбуждается, особенно если он впечатлительный, эмоциональный от природы. Нередки детские истерики из-за усталости, плохого сна, его недостатка.

С годика малыш только начинает осознавать смысл слов «нет», «нельзя» и подобных запрещающих фраз. Поэтому говорить о том, что ребенок закатывает истерики с целью получения желаемого, приходится не так часто.

Ближе к 2 годам он начинает осознанно проводить параллели между запретами и разрешениями, достигнутыми криком. Следовательно, истерика у ребенка 2 года более осознанна, для нее находится больше причин. Незнание родителей, как реагировать на истерики ребенка грамотно, способствует ухудшению ситуации.

Нередко истерика у ребенка в 2 года сопровождается проявлениями агрессии в отношении окружающих и себя самого. Так как малыш на пике припадка вовсе перестает контролировать свои действия, агрессивное поведение может стать причиной телесных повреждений.

Крайне важно быстро выяснить повод для истерики, устранить его и успокоить кроху.

У 3-летнего ребенка

К трем годам нервная система развита достаточно хорошо, начинает активно формироваться логическое мышление, мыслительные процессы все более эффективны. Все это приводит к постепенному пику капризности, который психологи называют кризисом трех лет. Тогда даже самый послушный, спокойный ребенок закатывает истерики на пустом месте.

Важно пресечь негативное поведение на ранних стадиях, учитывая особенности индивидуального развития и прохождения маленьким человеком своего первого кризиса.

Можно смело говорить о том, что истерика у ребенка в 3 года не что иное, как прощупывание границ дозволенного, проверка родителей на крепость и попытка скорее осознать себя отдельной, самостоятельной личностью.

В 4 года и старше

После преодоления первого возрастного кризиса, при правильном поведении родителей, удается избежать истерик у ребенка 4 года вплоть до наступления следующего переходного возраста, а то и избавиться от них полностью.

На фоне активной социализации, истерики у ребенка 5 лет часто провоцируются новым для него чувством – чувством одиночества из-за неудачных попыток завязать дружбу с детками, неумения договариваться с окружающими, находить с ними общий язык.

К тому же истерики являются одним из проявлений очередного эмоционального кризиса, наступающего в этом возрасте из-за бурногопсихоэмоционального развития и социализации.

От спокойствия до бедствия: этапы развития истерики

Прежде, чем ребенок в истерике достигнет пика накала эмоций, он пройдет следующие стадии:

  1. Предвестники. Выражается в тихом хныканье, замкнутости, сжимании кулачков, сопенье и других индивидуальных проявлениях недовольства.
  2. Голосовая – малыш начинает не просто громко плакать, а кричать что есть мочи, стараясь максимально привлечь к себе внимание, напугать окружающих. Он уходит в себя, становиться неконтактным, отмечается учащенное дыхание.
  3. Двигательная – в ход идут кулачки, топанье ногами, разбрасывание всего попавшего под руки. На этой стадии частые истерики у ребенка нередко сопровождаются битьем головой о стены, пол и даже судорогами.
  4. Завершающая – изнеможенный карапуз идет на контакт в поисках утешения, поддержки.

Если истерики случаются часто, то вторая и третья стадии могут длиться от 15 минут до момента получения требуемого.

Правильная реакция родителей на сложную ситуацию

Как же вести себя родителям, когда их ребенок закатил истерику и ни на что не реагирует? Правильный алгоритм действий таков:

  • Вести себя максимально спокойно, порою даже игнорировать негативное поведение.
  • Тихим голосом попытаться выяснить причину.
  • Ни в коем случае не идти на поводу и не разрешать желаемого, что бы это ни было, если оно не является жизненно или физиологически необходимым.
  • Находиться недалеко от истерящего, но не реагировать на происходящее.
  • Попытаться переключить внимание, в случае удачи попробовать найти компромисс.
  • Обнять, приласкать, поговорить шепотом на отвлеченные темы.
  • Воспитывать только после окончания истерики, обязательно установив зрительный контакт, то есть, кроха должен смотреть в глаза родителю, который присел перед ним, и спокойно, нежно все объясняет.

Когда проявляется истеричность, категорически нельзя:

  • Применять силу, шлепая по попе или другим частям тела.
  • Оставлять кроху без присмотра.
  • Пугать выдуманными персонажами.
  • Повышать голос, кричать.

Соблюдать эти правила порою очень сложно, но только с их помощью можно быстро свести неадекватное поведение на нет.

Когда стоит задуматься о консультации врача

Продолжающаяся и частая детская истерия должна насторожить родителей, если:

  • Приступы стали чаще и продолжительнее, появляются регулярно.
  • Во время припадка появились обмороки или умышленная задержка дыхания.
  • Возраст ребенка больше 5 лет.
  • Появилась склонность к нанесению увечий себе и близким.
  • Приступы случаются ночью, сопровождаемые криками, кошмарами, сомнамбулизмом.
  • По окончании припадка случается одышка, рвота, психоэмоциональное и физическое истощение.

Какой врач лечит постоянные истерики у ребенка

Квалифицированный детский невропатолог, по результатам назначенных обследований, скажет, от чего у ребенка постоянные истерики и нужно ли медикаментозное лечение.

Как не допустить развитие истерики

Как правило, первая истерика у ребенка в 1 год загоняет неопытных родителей в тупик, провоцируя неправильную реакцию на поведение малыша, усугубляя проблему.

Чтобы не допустить развития истерики, следует:

  • Следить за графиком отдыха и бодрствования.
  • Организовать полноценный дневной и ночной сон.
  • Дозировать эмоции, не позволять крохе перевозбуждаться.
  • Научить малыша понимать, выражать и контролировать свои чувства и эмоции.
  • Предупреждать об окончании действия за 5–10 минут. Например, фразой: «Доигрывай, и через 5 минут мы пойдем спать»
  • Давать достаточно свободы для самостоятельно изучения мира, получения опыта.
  • Пробовать находить компромисс через право выбора: ты успокаиваешься и мы покупаем или сок, или печенье, но не все сразу.
  • Учить ребенка слушать и слышать родителей, относясь к его словам так же.

Помните, легче перетерпеть первые несколько истерик, корректно прекратив их вначале, нежели избавиться от них потом, когда они станут постоянными.

Важно следить за состоянием ребенка и вовремя обратиться к специалисту, ведь постоянные истерики могут стать причиной серьезных заболеваний как в детском, так и в зрелом возрасте.

Полезное видео о том, как отучить ребенка от истерик

Ответов

Из-за ослабленной нервной системы дети часто капризничают, выражая свое недовольство плачем, топаньем ногами и т. д. Истерика у ребенка - проблема распространенная, подходить к ее решению важно правильно.

Капризный ребенок: норма или проблема

Детская истерика - явление обычное. Даже самые скромные карапузы, тихим поведением которых родители не налюбуются, могут устраивать сцены с криками и плачем. Родителям же поведение их малыша всегда привычно, и они редко замечают какие-то проблемы.

Только когда истерика их чада начинается на улице, при посторонних людях, они обращают внимание на поведение малыша, т. к. устроенные ребенком сцены могут вызвать у мамы или папы стеснение. Все дело в навязчивой мысли, что истеричный плач карапуза составит у незнакомых людей неверное мнение: эти люди не так воспитывают своего ребенка.

Последние 5–7 лет психологи всерьез заговорили о проблеме истерики у детей. Результаты проведенных исследований удивили. Припадки беспокоят более 80% малышей возрастом до 6 лет, более половины из них капризничают постоянно, 1–3 раза в день 2–3 дня в неделю.

Психологи уверенны, что отличить детские истерики от обычных редких капризов несложно. Первые проявляются внезапно, имеют определенную частоту и продолжительность.

Кроме обычного плача и криков, припадки часто сопровождаются неконтролируемым поведением, когда малыш сам наносит себе вред (царапает руки и тело, бьется головой об стены и т. д.), поэтому имеют ужасные последствия.

Родителям важно своевременно выявить патологическое состояние собственного ребенка, т. к., кроме риска нанести себе вред, он может воздействовать своим поведением и на взрослых.

Когда малыш истерит по поводу и без, многие отцы и матери готовы сделать все, чтобы его успокоить. В этом и кроется ошибка. Родители сами позволяют своему чаду манипулировать ими, что только усугубляет проблему.

Причины истерии у детей

Физиологическая причина истерии лежит в нарушении развития детей. В детстве все мы были впечатлительными, гиперактивными, зависящими от действий наших родителей.

Ребенок, как губка, впитывает в себя любую информацию, полученную за день. Но рационально пользоваться ею он еще не умеет, поэтому любой резкий шум, скандалы в семье, страшные герои сказок и даже принуждение к поеданию нелюбимого блюда приводят к стрессовой ситуации. Следствием ярких впечатлений и является истерика со всеми ее проявлениями.

Эта реакция - проявление самозащиты, способ снять нервное напряжение при стрессе. Но вот ее причины часто кажутся взрослым смешными: мама пропала из поля зрения, другой ребенок забрал любимую игрушку, в доме появился незнакомый дядя.

Это происходит из-за того, что в подсознании малыша сформировались неприятные воспоминания, связанные с определенными ситуациями. Родители часто упускают такие важные детали.

Чтобы побороть частые капризы, взрослым все же стоит обратить внимание на все мелочи, которые могут повлиять на изменение эмоционального состояния их чада. И только после выявления их можно работать с детским эмоциональным состоянием, воображением и восприятием мира малышом.

Стрессовое состояние

Первая и наиболее частая причина истерик - это стресс. С 4–5 мес. жизни малышей приучают к самостоятельности. Его учат брать правильно ложку, пить из бутылочки, играть с другими и т. д. Дети часто охотно исполняют желания своих родителей, но это им стоит больших усилий не только физических, но и психологических.

Нервная система еще неустойчива и при любой, даже самой небольшой нагрузке, может среагировать на любые ситуации по-разному. Важно и то, что сознание новорожденного созревает с каждым месяцем, он часто меняет свои интересы, но остро реагирует на изменения внешних условий.

Когда малыш занят игрой, он не понимает, что родители устали, у них есть свои занятия и т. д. Мать или отец часто с недовольством пытается убедить свое чадо, что нужно идти домой, заняться какими-то важными делами. Обычно ситуация заканчивается тем, что старшие насильно забирают у детей игрушки.

Это становится для малыша стрессом, поэтому не следует так вести себя. Важно любыми способами отвлекать ребенка от игр, уговаривать его, но не принуждать. Первые попытки потребуют усилий. Но взрослея, ребенок станет более покладистым, и не будет закатывать истерики по любому поводу.

Ошибки воспитания

В каждой семье имеются свои правила воспитания ребенка. Некоторые родители лелеют свое чадо, все ему разрешают и т. д. Другие же относятся к любым прихотям малыша строго и поступают на свое усмотрение, считая, что так делать правильно.

Сами того не осознавая, родители создают ребенка по собственным интересам. А из-за ослабленной психики, легковозбудимой нервной системы такие попытки часто заканчиваются одним и тем же - ребенок начинает истерить.

Постоянные действия в угоду ребенку приведут к тому, что капризы карапуза перерастут в более серьезные проблемы. Психологи советуют взрослым провести работу над ошибками, т. к. постоянное психологическое давление на ребенка приведет к серьезным проблемам в будущем.

Истерить малыш будет и дальше, в возрасте 5–7 лет. Нередко проявляются такие проблемы и в школьном возрасте. Созданный руками взрослых истерический невроз может прогрессировать и действовать во вред уже даже во взрослой жизни. Подростку с такой проблемой бороться уже будет сложнее.

Нервное и физическое перенапряжение

Наиболее распространена такая причина в возрасте 3–7 лет, и виноваты в ее появлении родители. Стремясь вырастить из своего чада творческую личность или же успешного спортсмена, малыша с ранних лет отдают на разные кружки и секции. Такие занятия отбирают много сил, которые растущему организму восполнить сложно. Уставшее чадо начинает истерить по любому поводу.

Родителям важно расставлять правильно приоритеты: что важнее - здоровье малыша или его успехи в творчестве или спорте. Детский организм слаб и требует хорошего отдыха после любой нагрузки, не дав его, родители рискуют сломать психику своего чада, а это грозит самыми разными последствиями.

Нехватка физического контакта

Необходимость в физическом контакте заложена с рождения. Чтобы успокоить плачущего грудничка, мать его берет на руки, и от тепла ее тела малыш успокаивается. Контакт с родителем становится для него надежной защитой от любых страхов. Взрослея, ребенок все еще нуждается в такой поддержке и, не получая ее, испытывает стресс.

  • читать сказки;
  • играть в подвижные игры;
  • ходить вместе за руку.

Главное - это прикосновения. Получая их в достатке, малыш будет менее возбужденным и не станет доставлять взрослым проблемы.

Особенности истерик в разном возрасте

Взрослея, малыш набирается опыта, его нервная система крепнет, он становится более самостоятельным. Но ошибки, заложенные в возрасте 1–2 лет, часто приводят к проблемам формирования личности. Истерические проявления - это только один из множественных симптомов возможных психоэмоциональных проблем. Важно научиться разбираться в них, чтобы ребенок рос психически здоровым.

Истерики проявляются как в период бодрствования, так и во время сна. Из-за собственной впечатлительности и особенностей развития дети часто страдают от ночных кошмаров. С этим видом истерик проще. Они обычно проходят сами до 7–8 лет. Но если же поведение карапуза с плачем и криками постоянно тревожит родителей днем, важно найти способы искоренить их.

Важно учитывать истерические проявления по возрасту:

  • 1–2 года: психика еще формируется, и привести к истерике может любое перенапряжение или же испуг; малыш только учится самостоятельности, формирует свое впечатление об окружающем мире, но контакт не всегда проходит гладко; психологи называют этот период «возрастом первого упрямства»: постоянная истерика часто сменяется периодами спокойствия, ребенок начинает впервые что-то требовать и плачем реагирует на отказ;
  • 3–4 года: в этом возрасте взросление происходит наиболее быстро, малыш начинает мыслить более рационально, учится понимать свою личностную и социальную роль; истерика же может быть частью проявления недовольства, неосуществимых родителями капризов; у младшего члена семьи зарождается собственное мнение, с которым взрослые должны считаться;
  • 5–9 лет: при условии правильного воспитания малыша к этому возрасту истерики проявляются очень редко, если же авторитет родителей надломлен, и дошкольник знает, как обхитрить их с пользой для осуществления собственных капризов - старшим еще предстоит работать с ребенком, т. к. строгое родительское «нет» не должно обговариваться, а к 9 годам истерических проявлений не должно быть и вовсе.

Советы психологов по успокоению малыша наиболее распространены для детей в возрасте 3 лет. Специалисты даже ввели такой термин, как «кризис трехлетнего возраста». Этот период в жизни ребенка характеризуется перестройкой личностной и социальной роли. Он начинает понимать себя как отдельную личность, и его действия не всегда могут совпадать с родительскими желаниями.

Симптомы такого кризиса могут быть разными. Кроме приступов истерического плача, малыш может показывать свое упрямство, обесценивать действия окружающих, проявлять своеволие и протестные реакции.

Методы борьбы с детской истерикой

Универсальных и быстродействующих способов правильного успокоения детей не существует. Подход к каждому малышу индивидуален. Существует только несколько правил поведения для взрослых, которые облегчат жизнь не только им, но и их детям:

  • как бы взрослого ни раздражала истерика ребенка, важно не повышать на ребенка голос, все проблемы решаются тихим диалогом: нужно попросить свое чадо успокоиться и выяснить, в чем проблема;
  • важно быть хладнокровным: родитель должен выразить обеспокоенность проблемами сына или дочери, но последующие действия должны быть направлены на объяснение того, что в семье важно разговаривать друг с другом, а не биться в истерике;
  • если истерика произошла на публике, нужно взять на руки малыша и изолировать его от окружающих, все проблемы решатся, когда взрослый останется со своим чадом один на один;
  • реакция родителя на все последующие истерические проявления должна быть одинаковой.

Если же взрослый не смог сдержать свои эмоции, накричал на ребенка или отвесил ему подзатыльник, нужно извиниться за содеянное. Если малыш очень обижен на родителя, придется объяснить ему свои эмоции и чувства, сделав это так, чтобы он понял, что мама и папа не хотели ему навредить, это только «неправильная» реакция на сложившуюся ситуацию.

Большая часть причин истерического поведения детей связана с действиями взрослых. Это может быть неправильная реакция на прихоти малыша, нездоровые отношения в семье и т. д. Искоренить склонность ребенка к истерическим проявлениям получится, если убрать основные воздействующие на это факторы.

Чтобы ребенок не впадал в истерический плач по любому поводу, требуется долгая и плодотворная работа взрослых.

Родителям важно:

  • научиться правильно реагировать на капризы: потакать им нельзя, иначе они будут и дальше проявляться;
  • устранить эмоциональность в общении, ругань в семье или же с посторонними людьми: разговаривать с малышом нужно строго, но спокойно, не допуская повышения голоса; нарушая это правило, родители рискуют в будущем услышать из уст своего четырехлетнего чада такие же высказывания (и в таком же тоне) в свой адрес;
  • не допускать рукоприкладства: думая, что так родители показывают свою правоту и авторитет, они вызывают у малыша страх, который часто и является причиной истерических припадков; так подрывается и доверие малыша к взрослым;
  • следовать высказанным угрозам: если малыш плачет при попытках собрать картинку из пазлов, и вы угрожаете, что выбросите предмет беспокойства, от него нужно избавиться; если угрозы не выполняются, ребенок скоро поймет, все это пустые слова;
  • искоренить «двойные стандарты»: воспитание ребенка как матерью, так и отцом должно идти по одному шаблону, нельзя, чтобы папа разрешал что-то делать своему чаду, что мама не приветствует (и наоборот).

Учитывая все эти советы психологов в отношениях с ребенком, бороться с истерическими проявлениями будет легче. Малыш будет осознавать авторитет и правоту родителя, что он хочет помочь, а не навредить.

Превентивные меры

Превентивные меры, они же общие правила профилактики, заключаются в минимизировании рисков истерических проявлений у детей. Чтобы проблемы с истериками не пришлось решать на консультации у психолога, родителям нужно их не допускать. Важными будут такие особенности профилактики:

  • минимизирование риска возникновения ситуаций, благоприятных для возникновения истерики: это касается организации времяпрепровождения, спокойного общения со всеми членами семьи, умеренного посещения творческих и спортивных секций;
  • соблюдение режима: выдерживание суточного ритма бодрствования и отдыха, правильное питание и т. д.;
  • приучение ребенка к самостоятельности: развивая умение самостоятельно принимать решения и навыки самообслуживания, родители помогут малышу легче переносить стрессовые ситуации, и риск истерических проявлений в будущем снизится;
  • установление родительского авторитета, воспитание: ребенок с ранних лет должен понять важность авторитета взрослого, потакать желаниям младшего члена семьи не нужно;
  • обучение противодействию собственным переживаниям: если ребенок плачет, нужно рассказать и даже убедить его, что этого делать не стоит; покажите на своем примере, как нужно справляться с такими ситуациями.

Взрослые же должны прислушиваться к своему чаду, давать ему возможность самостоятельного выбора. Если все будет сделано верно, малыш скоро поймет, что его устраивает новое отношение близких, и подобные проблемы будут возникать реже.

Заключение

Истерические проявления в детском возрасте вызываются особенностями физиологического развития. Нервная система малышей слаба и остро реагирует на любые раздражители. Чтобы избежать постоянных истерик, важно изменить отношение к малышу, пересмотреть особенности его воспитания.

Чем больше близкие будут проводить времени с ребенком, тем менее он будет раздражительным. Главное, решать все проблемы диалогом без повышения голоса, рукоприкладства и потакания капризам.

Неврастения и неврастенические состояния развиваются на основе своеобразия типа нервной системы, а также под влиянием неблагоприятных факторов, особенно перенапряжения сил, переутомления, наличия хронических инфекций, интоксикаций и т. п. Под истерией понимают уже настоящий эндогенный невроз с преобладанием психических симптомов. С точки зрения учения Павлова об условных рефлексах неврастения характеризуется преобладанием процесса раздражения и слабостью процессов торможения. Для истерии характерно, наоборот, преобладание тормозного процесса и слабость процесса раздражения, с потерей нормальной гибкости баланса между ними. В норме деятельность больших полушарий основана на взаимодействии процессов раздражения и торможения в зависимости от внешних условий. При патологических случаях превалирует или крайнее возбуждение или глубокое торможение. В результате коллизии факторов раздражения и торможения расстраивается нормальная функция головного мозга, который на время оказывается как бы блокированным. Если такое состояние кратковременно, возбудимость коры восстанавливается, если оно поддерживается, то выявляется уже более серьезное нарушение функции коры. Извращение функции коры обусловливает и все поведение ребенка. Существуют три главных причины кортикальных неврозов: утомление и истощение клеток коры, конфликты между раздражением и тормозным процессом, действие интенсивных раздражителей. В зависимости от типа нервной системы характер расстройств будет различен. Одни реагируют состоянием возбуждения, другие - торможения.

Симптомы

Симптомы неврастенических состояний многообразны. На первый план выступают понижение работоспособности в связи со слабостью памяти, неспособность сосредоточиваться, вялость, понижение интересов. В связи с этим происходит изменение характера, ненормальные наклонности, заикание, недержание мочи. Постепенно появляются головные боли, тяжесть в голове, потеря аппетита, рвоты, запоры. Часто присоединяются расстройства сна, бессонница, ночные страхи. При исследовании отмечают повышение кожной чувствительности в виде парестезии, повышение чувствительности к холоду, теплу. Со стороны сосудодвигательной и секреторной сфер наблюдаются приливы крови к голове, быстрая смена в окраске лица, повышенная потливость, яркий дермографизм; со стороны двигательной сферы - дрожание, особенно в пальцах рук и веках, повышение сухожильных рефлексов, понижение рефлекса слизистой глаза и зева. Отмечаются также учащение пульса, повышение кровяного давления.

Симптомы истерии . Как уже сказано, в основе патогенеза истерии лежит функциональная слабость коры, ее пониженная возбудимость и быстрая истощаемость. В условно-рефлекторной деятельности коры доминируют защитные отрицательные фазовые состояния. Наркотическая, уравнительно-тормозная, парадоксальная и ультрапарадоксальная фазы сменяют одна другую в зависимости от состояния возбудимости больших полушарий, а это ведет к тому, что сильные раздражители дают слабые условные рефлексы, а слабые дают интенсивные реакции.

Можно выделить два типа истерии детей. При одном имеется слабость и корковой и подкорковой области, и все безусловные рефлексы малы, двигательные рефлексы слабы, быстро угасают. При другом типе имеется только слабость коры при достаточно сильной подкорковой функции, такие дети имеют повышенные безусловные рефлексы и медленно и слабо образуют условные. Высокая и низкая возбудимость может сохраняться длительное время и вести к развитию анестезий, параличей, каталепсии.

Обычно истерия может начинаться и в возрасте 3 лет, наиболее же часто она наблюдается в школьном возрасте. Чем старше ребенок, тем больше истерия по проявлениям приближается к истерии взрослых. В отличие от взрослых, у детей истерия нередко отличается моносимптоматичностью и массивностью. Одним из наиболее распространенных симптомов являются истерические припадки в виде реакции на какое-либо волнение. Припадок может начинаться ощущением сердцебиения, затруднением дыхания, подкатыванием комка к горлу, плачем, смехом, движениями рук. Часто развивается истерический обморок, при котором полной потери сознания не бывает. Падая в обморок, больные соблюдают предосторожности, не наносят себе повреждений. Могут присоединиться судороги то тонического, то клонического типа, иногда в виде опистотонуса. Приступы появляются особенно легко в подходящей обстановке под влиянием подражания, внушения, там, где дети замечают производимый ими эффект.

Характерной чертой истерии является тенденция к развитию статической возбудимости и в связи с этим к развитию сегрегатных, или разделенных, состояний больших полушарий.

Другими характерными истерическими симптомами являются двигательные и чувствительные расстройства. Для истерических параличей характерно появление их под влиянием душевных волнений, отсутствие изменений рефлексов и признаков дегенеративной атрофии. Обычно утрачиваются определенные функции, но элементарные движения сохраняются. Истерические контрактуры представляют результат простого активного напряжения мышц. Дрожание у истериков выражено различно и меняется в зависимости от психических влияний. Боли, анестезии, гиперестезии, парестезии зависят от психических воздействий и не соответствуют анатомическому распределению чувствительной иннервации.

Картину истерии дополняют спазмы пищевода, энурез и энкопрез , расстройства речи, заикание, невралгии, головные боли, бессонница, приступы страха, сумеречные состояния.

Таким детям свойственна ненормальная эффективность, болезненная мнительность, стремление быть центром внимания, капризность, лживость.

Профилактика

Профилактика при этих состояниях нервной системы должна играть видную роль. Сохранение здорового организма, нормальные условия санитарного режима, достаточное питание, ограждение от чрезмерных напряжений имеют большое значение. Нужно бороться с резкими депрессивными влияниями на психику, содействовать физиологической эйфории. Только правильное социальное воспитание, общение с другими детьми, естественная обстановка жизни создают необходимые для нормального развития условия. Профилактике очень помогает создание специальных психоневрологических диспансеров. Роль школьного врача заключается в своевременном выделении и обследовании таких детей.

Лечение

В отдельных случаях желательно поместить ребенка в санаторий, пионерлагерь, обеспечить ему покой на несколько недель. Очень важно предоставление ребенку свежего воздуха, возможности заняться спортом, экскурсиями, проделывать водные процедуры. Из диеты желательно устранить пряности, шоколад, какао, ограничить потребление мяса, яиц, молока. Одновременно надо внушать ребенку доверие к самому себе, успокаивать его, отвлекая внимание, развлекать. Полезно общеукрепляющее лечение в виде витаминов, железа, глицерофосфатов. Бром необходим для общего успокоения и устранения бессонницы (2-3% бромистый натрий по чайной или десертной ложке). При этом надо умело учитывать индивидуальную тормозную силу и интенсивность рефлексов, которые желательно затормозить.

В основе лечения истерии должна лежать психотерапия с выявлением очагов перевозбуждения. В легких случаях ее можно проводить и в домашней обстановке, но тяжелые формы требуют уже изолирования от семьи. Для лечения наиболее выгодны тишина и слабые раздражители. Очень важно осторожно, но систематически развивать кортикальную регуляцию, выявлять скрытые очаги перевозбуждения. Допустимо осторожное применение водолечения, массажа, снотворных, в дальнейшем постепенная и осторожная тренировка нервной системы.

Женский журнал www.



Рассказать друзьям