Как сделать бумагу из сосновых опилок и др. растений

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Домашняя бумага может использоваться для украшения, поздравительных открыток, писем или художественных произведений.

Из многих видов трав можно сделать бумагу самостоятельно. Она хорошо подходит для декорирования, на ней можно писать и рисовать пастелью.

При изготовлении бумаги необходимо соблюдать технику безопасности, так как придётся иметь дело со щёлочью, которая будет интенсивно испаряться, а пары щёлочи очень ядовиты. Идеально делать это на природе, на даче. Если вы не передумали, то надеваем респиратор, очки, резиновые или медицинские перчатки.

1.Периодически помешивая варим около суток (желательно не меньше) в обычной воде

2.Добавляем каустическую соду, можно воспользоваться пищевой

3.Пока они варятся, нужно подготовить ёмкость (противень) и делаем рамку с натянутой на ней марлей

4.После варки,берем дуршлаг, промываем опилки от соды и отжимаем их с помощью марли

5.Возвращаем опилки в кастрюлю (без воды!), добавляем пол-стакана крахмала, заливам водой (1:1) и ставим опять на огонь.

6.Как только закипит измельчаем опилки (пестиком в ступке или блендером-не важно) до однородной массы

8.Накрываем газетой с двух сторон, кладем под пресс на 3-5 минут

9.Аккуратно выкладываем лист на фольгу(или другой материал) и сушим (солнце,батарея,духовка, утюг)

P.S. Для лучшего эффекта нужно измельчать на более мелкие куски и заливать тонко 🙂

Должна заметить, что процесс изготовления такой натуральной бумаги весьма трудоемкий и достаточно длительный, а также связан с химическими процессами.

Если вы все же твердо решили заняться изготовлением тростниковой бумаги — для начала нужно найти, собрать (удобно срезАть тростник секатором) и перебрать сырьё — корни растения не понадобятся — их нужно сразу отделить от стеблей, а вот листья и пушистые метелки могут пригодиться, их нужно тоже отделить от стеблей, но выбрасывать не стоит (они тоже являются сырьем для бумаги, но других сортов).

Все жесткие сочленения на стеблях тоже необходимо удалить, нарезать стебли на кусочки по 5-10 см., сложить в большую стальную нержавеющую или эмалированую кастрюлю с крышкой, залить водой и доводим до кипения.

Затем 50 - 100г щёлочи NaOH (гидроксид натрия, каустическая сода, едкий натр, NaOH, щелочь) на 5 литровый объем сырья растворяем, помешивая, в полиэтиленовой банке, в которую налито около стакана холодной воды (ещё лучше замороженной в виде кубиков льда) Щёлочь сыплем в воду, ни в коем случае не наоботот! И осторожно выливаем в кастрюлю с травой. Теперь лучше куда-нибудь уйти на полчаса, чтобы не дышать вредными испарениями.

Остужаем щелочной отвар, сливаем его и начинаем промывать траву на сите под струёй воды. Естественно, делать это нужно в перчатках. Процедуру промывания травы можно закончить, когда трава, если потрогать её голой рукой, не будет скользкой, т.е. будет вымыта вся щёлочь. Теперь выбираем все жёсткие стебли, которых, если вы делаете бумагу из тростника, будет предостаточно.

В итоге имеем вот такую массу:

На этом химическая обработка сырья завершена — цель данных манипуляций — сделать стебли мягкими, расслоить их на волокна и очистить от слизи.

Но это ещё не всё. Необходимо измельчить массу блендером до консистенции пюре. Стебли в конце этого этапа должны превратиться в "вату". Все жесткие, нерасщепляемые соломинки (а такие могут встречаться) нужно извлечь из общей массы.
Часть волокон можно ещё больше размельчить в блендере с водой, а часть оставить длинными — для прочности будущего бумажного листа.

Бумажная — волокна с водой — на ощупь у неё очень нежная консистенция.Выливаем подготовленную пульпу в таз с водой, из которого мы будем вычерпывать бумажные листы. Завариваем крахмал и немного добавляем в получившуюся пульпу.

Крахмал естественный клей для растительной бумаги, он идеально подходит.

Такая в рассчете на 5 литров бумажной пульпы готовится по следующему рецепту:

2 чайных ложки крахмала растворить в 1 стакане холодной воды воды, затем вылить эту смесь в кипящую воду (тоже 1 стакан по объему), помешивая довести до кипения.

Крахмал станет прозрачным и киселеобразным, остудить, если образовались комочки процедить через сито.

Чтобы не покупать дорогостоящую рамку для отлива бумаги, берём две простые деревянные рамки для картин и натягиваем с помощью кнопок на одну рамку сетку от комаров — . Размер бумаги будет соответствовать размеру рамки. И вычерпываем плавным быстрым движением пульпу из воды на сетку, равномерно распределяя бумажный слой на сетке.

Соединяем рамки вместе и надеваем резинки, чтобы они не расползались.

Наконец, можно взять тазик и налить в него холодной воды. Добавляем в воду несколько горстей пульпы, хорошо размешиваем.

Зачерпываем рамкой воду с пульпой. Волокна тростника лучше вылавливать из воды, а не наливать на сетку — так бумага получится ровнее и тоньше.

Ждём, когда стечёт вода.

Снимаем верхнюю часть рамки и переворачиваем сетку на х/б ткань. С помощью губки собираем лишнюю воду.

Осторожно снимаем сетку, при этом слой травы останется на ткани. Накрываем сверху другой тканью. След. Лист пойдёт сверху. Так делаем, пока не закончится вся пульпа. Кладём сверху груз.

Через несколько часов меняем мокрые тряпочки. Когда листы бумаги будут почти сухие, раскладываем их по одному и досушиваем на воздухе.

Затем разглаживаем утюгом. Бумага готова.

Отлитые листы нужно выложить на отрезы хлопковой ткани, сложить в стопку и поместить в пресс для отжима лишней воды и уплотнения листов, затем досушить на воздухе или утюгом.


Бумага получается потрясающе красивая — светло-желтая, гибкая, прочная и БУМАЖНАЯ-БУМАЖНАЯ!
Это скан образца тростниковой бумаги.

Для рисунков тушью и акварелью тростниковую бумагу надо еще дополнительно, желатировать, чтобы понизить впитываемость и растекаемость красок.
А для записей шариковой ручкой и карандашных рисунков она и без такой специальной обработки пригодна.


Тростниковую бумагу можно отливать и толстую — полукартон, и очень-очень тоненькую!
На ней приятно рисовать, делать из нее страницы книг, конверты и открытки!

Обзор материала

ВВЕДЕНИЕ

Современному человеку трудно представить жизнь без бумаги. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда обращаешься к документам - паспорту, диплому, справке, когда берёшь в руки книгу, извлекаешь из почтового ящика газету или журнал. Бумага дает нам широкие возможности для творчества: ее можно складывать, резать, клеить. На ней можно рисовать и печатать.

Бумага всё стремительнее завоёвывает различные области техники. Сегодня бумагу делают огнестойкой, противостоящую газам, парам, влаге, кислотам.

Бумага сегодня – верный помощник строителей. Она успешно заменяет дерево, мрамор, железо, камень. В американском штате Небраска построен настоящий бумажный мост длиной 11 м, по которому открыто автомобильное движение.

Современная мебель тоже имеет отношение к бумаге. Сверкающая поверхность стола, створок шкафа с замысловатым рисунком не что иное, как лист бумаги, запрессованный на древесностружечной плите

Из бумаги шьют одежду, изготовляют бельё. Уже много лет в Швеции вырабатывают одеяла, состоящие из 10-30 слоёв эластичной крепированной бумаги, вложенные в пододеяльник из льняной или хлопчатобумажной ткани.

Все шире применяется бумага для изготовления посуды. Из нее делают тарелочки, стаканчики, бутылки.

В фармацевтической практике часто приходится фильтровать различные растворы. И тут на помощь приходит бумага. Около 400 разных изделий для фармацевтической промышленности изготавливают сегодня из бумаги.

Для всего этого нужно много бумаги и ее выпуск ежегодно стремительно растет, но также стремительно сокращаются и площади лесов на нашей планете. А этого допустить нельзя. Поэтому ученые во всем мире ищут дереву замену, чтобы больше не вырубать лес и не отправлять его на целлюлозно-бумажные комбинаты. Бумагу уже пробуют изготавливать из стекла и камня, синтетических волокон, полимерных пленок, очень важен сбор макулатуры.

Бумага – это листовой материал из натуральных растительных или искусственных волокон. История возникновения бумаги и развития бумажной промышленности не так уж и проста.

В своей работе я решил узнать историю возникновения бумаги, как и из чего ее делают, возможно ли изготовить бумагу самому. Итак, я выдвинул гипотезу.

ГИПОТЕЗА: Бумагу можно изготовить самому. Для подтверждения гипотезы я поставил следующую цель.

ЦЕЛЬ : изучить процесс изготовления бумаги в домашних условиях. Достигнуть цели мне помогут следующие задачи.

ЗАДАЧИ : Изучить историю возникновения бумаги. Собрать методы изготовления бумаги. Провести опыты, записать наблюдения, сделать выводы.

Теоретическая часть

1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУМАГИ

1.1 «БУМАГА» НАШИХ ПРЕДКОВ

Ее название на английском языке «paper» происходит от «папирус», материала, используемого древними египтянами, греками и римлянами. Некоторые ученые считают, что слово «бумага» берет свое начало от итальянского bambagia, что значит – хлопок. Другие верят, что русское слово бумага произошло от татарского «бумуг» (хлопок).

Самое древнее письмо было вырублено на стене своего жилища первобытным человеком. На земле много мест, где на скалах, стенах пещер мы можем увидеть сохранившиеся выдолбленные рисунки и знаки, это – петроглифы. Это были первые письма. Но такие письма сами не могли доходить к адресату.

Со временем люди поняли, что намного легче писать на сырых глиняных плитках. Такие плитки можно было посылать друг другу на большие расстояния. Но эти плитки были тяжелыми, их изготовление занимало много времени.

Более легким и прочным материалом для письма стало дерево. Например, в Китае люди выжигали иероглифы на бамбуковых палочках при помощи раскаленной иглы. В Африке тексты вырезали на больших деревянных цилиндрах. В Древней Греции, Риме, а затем во всей Европе люди писали на деревянных дощечках, а потом покрывали их воском. В странах с жарким климатом часто использовали высушенные и покрытые лаком пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста – определенные слои коры березы. Наши предки-славяне подарили нам летопись, которая написана на 35 березовых дощечках.

Более четырех тысяч лет египтяне использовали папирус (дар реки) – это тростниковое растение, которое росло на берегах реки Нил. Растение было легким, сильным, тонким и легким для переноски. У него прямой стебель высотой до 5 метров. Для приготовления материала для письма использовалась только нижняя часть стебля длиной около 60 сантиметров. Её освобождали от наружного зелёного слоя, а белую сердцевину разрезали ножом на тонкие узкие полоски и 2-3 дня выдерживали в свежей воде для набухания и удаления водорастворимых веществ. Размягчённые полоски прокатывали деревянной каталкой по доске, затем снова замачивали на сутки, прокатывали и опять погружали в воду. После этих операций полоски

становились полупрозрачные и имели кремовый оттенок. После этого полоски стебля укладывали друг на друга, обезвоживали под прессом, после чего сушили под прессом и

разглаживали гладким камнем. В течение тысяч лет не было изобретено ничего лучше для письма и документирования. Самый ранний существующий зарегистрированный папирус датируется 1-й Династией Египта, но предполагается, что он уже, возможно, использовался за 4 000 лет до н.э.

Во 2 веке до нашей эры в Малой Азии в Пергамском царстве в городе Пергаме было организовано производство прекрасного материала для письма, но не из папируса, а из обработанных особым способом кож молодых животных – телят, ягнят, козлов, ослов. По имени города этот материал стал называться пергамент. В отличие от папируса пергамент был значительно прочнее, эластичнее, долговечнее, на нём было легче писать, причём с обоих сторон, а в случае необходимости текст можно было легко смыть и нанести новый. Но, несмотря на эти преимущества пергамента, изготовление его трудоёмко и он был дорогим материалом.

Человечество нуждалось в более дешевом материале, таким материалом стала бумага.

1.2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУМАГИ

Первая дата, к которой можно отнести историю возникновения бумаги – это 105 год нашей эры, Китай. Если верить летописям, то именно в Китае в 105 году Цай Лунь изобрел самую первую, известную человечеству бумагу.

По указу императора ему поручалось найти материал для письма не хуже шелка, но гораздо дешевле. Поиски привели Цай Луня к осам. Тонкий, но прочный материал, из которого были сделаны осиные гнезда, больше всего походил на то, что он искал. Проведя сотни опытов, ученый пришел к выводу, что получить нечто подобное можно из коры тутового дерева, конопляного лыка, изорванных рыболовных сетей и ветхих тканей. Все это надо перетереть и проварить, смешав с жидкостью, похожей на слюну насекомых. Полученную массу нужно зачерпнуть ситом из шелковых нитей, закрепленных на бамбуковой рамке.

Когда вся вода стечет, оставшийся влажный листок следует пропитать секретным составом.

Остается только высушить и разгладить его между каменными плитами.

И вот он - желанный материал, не впитывающий тушь, на котором не размываются контуры начертанного. Китайская бумага имела одну особенность - она была настолько рыхлой, что краска на ней довольно сильно растекалась. Впрочем, впоследствии это качество китайской бумаги высоко оценили японские каллиграфы, которые использовали для своей работы именно китайскую бумагу.

Но, ученые считают, что на самом деле, появление бумаги можно смело относить ко II веку нашей эры. Такие данные ученые получили после того, как исследовали раскопки в гробницах, на севере Китая.

1.3 РАЗВИТИЕ БУМАЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Неизвестно, какая именно версия правильная, но долгое время Китаю удавалось сохранять способ изготовления бумаги в секрете, и лишь в начале 6 века он был вывезен в Японию. За несколько столетий японцы модифицировали китайскую технологию и создали собственные способы производства бумаги. Китайцы выливали размоченные в воде волокна, на специальные сетчатые щиты–формы и давали воде медленно стечь, просочиться сквозь мелкие ячейки. Японцы же, напротив, энергично трясли форму, чтобы волокна хорошенько переплелись между собой. Кроме того, они стали добавлять клейкий растительный экстракт, который способствовал более плотному и прочному соединению волокон. Древние японцы ценили бумагу не только за ее практические качества, но и за красоту. Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что вовсе не лишало ее прочности. Традиционная японская бумага ручного изготовления получила название “васи”. Со временем она приобрела популярность, особенно при императорском дворе в период Хайэн (794–1185). В те времена лучшие сорта японской бумаги ценились на вес золота. Такая бумага и в современной Японии - один из наиболее популярных подарков. Примерно в то же время производство бумаги начинает проникать в другие страны Азии. В отличие от китайского способа, по которому бумага вырабатывалась из свежего растительного волокна, из-за отсутствия подобного сырья в Европе нужно было искать иной материал для бумаги. Бумагу стали изготовлять из пенькового и льняного тряпья. Из тряпья варили клейкую массу, потом с помощью пресса отжимали воду, в результате получалась бумага, но она была очень дорогая.

Впоследствии этот способ был завезен арабами через Персию в Северную Африку, на Кипр, а затем - в Испанию, Марокко и ряд других стран. Бумага постепенно стала вытеснять применявшийся до этого папирус и другие материалы для письма. Из Испании производство бумаги проникло в Италию, а затем во все европейские государства, в т.ч. и Россию.

Впервые широкое ознакомление народа Руси с бумагой произошло в середине 13 века, когда хан Батый для сбора дани произвёл первую всенародную перепись населения Руси на бумаги, которая в то время употреблялась в завоёванном монголо-татарами Северном Китае, а также в Туркестане и Персии, с которыми они находились в торговых отношениях.

Бумага собственного производства появилась на Руси во второй половине 16 века в царствование Ивана Грозного. Начало массового бумажного производства в России было положено Петром I. И именно тогда, а точнее – в 1703 году вышла первая в мире русская газета. Для обеспечения фабрик сырьем по царскому указу в армии и на флоте собирали отслужившие срок паруса, несмоленые канаты, веревки и тряпье. Гражданским людям предлагалось приносить остатки изношенных полотняных вещей в канцелярию полицмейстерских дел "за вознаграждение", с крестьян брали "тряпичный" налог. Развитию бумажного дела поспособствовал указ 1721 года об обязательном употреблении в официальном делопроизводстве отечественной бумаги.

Настоящее массовое производство бумаги началось только в 1799 году во Франции, и произошло это благодаря Робберу, который изобрел такую машину, которая позволяла наладить автоматически весь процесс производства бумаги. Механизированный отлив бумаги на непрерывно движущейся бесконечной сетке, расположенной над черпальным чаном, послужили началом машинного производства бумаги. В дальнейшем к этому примитивному оборудованию были добавлены непрерывно действующие секции прессования, сушки, каландрирования и намотке бумаги в рулоны.

Однако сам способ оставался трудоемким и малопроизводительным, и, по-прежнему, вплоть до середины 19 в. основным сырьем было тряпье. Позднее более дешевым материалом для производства бумаги стала обыкновенная древесина.

1.4 ЭТАПЫ ПРОИЗВОДСТВА БУМАГИ

Со временем для производства бумаги было изобретено много специальных машин. На сегодняшний день можно производство бумаги разделить на 3 этапа.

1 этап. Первым делом производится обработка сырья. В качестве сырья для производства бумаги используется еловая древесина. Многопильные машины распиливают бревна на чурбаки длиной 1,2 м, станки-корообдирщики снимают с них кору.
2 этап. На втором этапе получается древесная масса. Получение древесной массы происходит путем истирания древесины на вращающемся камне.
Дефибрер – машина, предназначенная для разделения древесины на волокна. Полученная древесная масса проходит обработку, включающая в себя очистку, отбелку и сортировку. Далее она по конвейеру направляется к котлу, где в специальном растворе варится жидкая масса. А в другом котле из тех же щепок варят клейкую целлюлозу. В смесительном бассейне оба вещества перемешиваются.
3 этап. Третий и заключительный этап – производство самой бумаги.

Полученная масса поступает на специальную машину, где происходит формирование полотна и после отжимки, отутюживания, отглаживания бумага наматывается на вал наката, затем на резательном станке разрезается на рулоны требуемых размеров и отправляется на фабрики, где делают тетради, в типографии – для печатания книг, газет и журналов.

1.5 ПРОИЗВОДСТВО БУМАГИ ИЗ ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ

С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы. Применение макулатуры способствует снижению расхода древесины для производства бумаги, что очень важно с экологической точки зрения. Технологии с использованием бумажных и тряпичных отходов позволяют получать бумагу высокого качества, не затрагивая при этом естественных природных источников.

Традиция производства бумаги из вторичного сырья берет свое начало именно в Японии. В VIII веке после смерти императора из династии Хайэн Сэйва одна из придворных дам сделала из писем императора новые листы бумаги и написала на них буддийскую сутру, как бы прикоснувшись к его душе. Получается, что макулатуру начали применять для производства бумаги вовсе не из практических соображений, как можно подумать, а по причинам религиозным. Восстановленная бумага называлась “усудзумигами” - из–за ее голубоватого оттенка, получавшегося от остатков туши на старых рукописях. Хотя в действительности она была скорее сероватой вследствие недостатков технологии отбеливания. Но японцы и не стремились к особой белизне, считая, что сероватый цвет больше подходит для выражения их чувств к умершим.

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Бумага обычно делается из дерева. Но не так уж сложно сделать ее в домашних условиях из других природных материалов. У нас дома скапливается много различных бумажных отходов. Эти отходы мы и использовали для вторичного получения бумаги, а так же попробовали сделать «съедобную» бумагу.

Опыт №1 . Китайская рисовая бумага. (Приложение 1)

Для изготовления данной бумаги понадобятся мука и соль. Сначала необходимо просеить рисовую муку. Потом смешать ее с солью и добавить воду. Замешать эту субстанцию в течение примерно десяти минут, пока она не превратится в тесто без комочков. Выложить смесь в чашку и оставить ее на полчаса. После этого выложить тесто на деревянную доску и раскатать его так, чтобы оно было как можно более тонким. Доску нужно посыпать мукой, чтобы она не прилипла к тесту. Когда тонкое тесто высохнет, нарезать его на листы.

Такая бумага не очень плотная и может легко порваться, поэтому для производства блокнотов она не подойдет. Лучше всего использовать ее для хранения продуктов и приготовления буритто. Рукодельницы часто применяют такую бумагу для декупажа.
Опыт №2 . Изготовление бумаги-папируса. (Приложение 2)

Для изготовления папируса необходимо взять ненужную макулатуру и порвать ее на очень мелкие части. Добавить к бумаге мелко нарезанные обрывки ниток. В Египте в папирус добавляют практически что угодно, даже частицы фольги, мертвых насекомых и засушенный растений. Положить бумагу и нитки в миску и залить водой. Должна образоваться густая масса. Пусть она размокнет и настоится сутки. Если прокипятить миску, то основа бумажной смеси сформируется быстрее. На следующий день добавить клей ПВА и крахмал, они послужат связывающей основой для бумажной массы. Перемешать содержимое миски миксером и вылить ненужную воду через сито, оставив только бумажное сырье.

Взять миксер и все качественно смешать, либо размять руками, чтобы вышла гомогенная масса. Отжать полученный комок от воды. Постелить на стол махровое полотенце и аккуратно разложить по нему бумажную массу. Сверху накрыть другим полотенцем и положить стопку больших тяжелых книг в качестве пресса. Пока смесь превратится в полноценное подобие папируса, пройдет несколько дней. Каждый день необходимо менять мокрые полотенца на сухие. Готовую бумагу стоит прогладить утюгом.

В итоге получилась серая, достаточно толстая бумага.

Опыт №3 . Изготовление бумаги с использование сетчатой решетки. (Приложение 3)

Для работы потребуются специальные рамки с сеткой для процеживания жидкости. Для работы достаточно иметь по две каждого размера. Сетка (мелкозернистая) прикреплена к рамке небольшими гвоздиками. Верхняя рамка без сетки не обязательна, но желательна. Она дает возможность набрать больше массы и легче разровнять ее на сетке. Я сделал рамку из нейлоновой ткани и пяльца для вышивания.. Также мы используем блендер и утюг для ускорения процесса (можно вполне обойтись и без них).

Для работы можно брать самую различную бумагу: документы, прошедшие уничтожение в специальных машинах (шредерах), старые газеты, яичные лотки, туалетную бумагу. На изготовление 2-3 листов бумаги надо приблизительно 3-4 литра массы. Чем тоньше бумагу хотим получить в итоге, тем больше воды берем в начале.
Для окраски можно использовать любые краски, начиная с гуашевых.

1. Собранная для работы бумага рвется на мелкие кусочки, заливается водой, куда добавляется немного крахмала и подогревается. Затем смесь помещаем в блендер, где она измельчается до состояния однородной массы. Можно добавить краситель.

2. Когда бумажная масса готова, она помещается в таз с водой (чем больше воды, тем тоньше получится бумага). Затем туда опускаем рамку с сеткой и зачерпываем массу, нужно некоторое время, чтобы дать воде стечь.

3. Переворачиваем рамку сеткой к верху и с помощью губки удаляем всю лишнюю влагу. После этого осторожно удаляем рамку с сеткой и оставляем высыхать в течении нескольких часов.
4. В конце проглаживаем получившуюся бумагу утюгом через тонкую тряпку или газету.

Получилась более тонкая, чем во втором опыте бумага. Это связано с тем, что мы немного «автоматизировали» свою работу (применяли рамку).

Если хотите чего-то оригинального, то можно сделать бумагу из листьев.

Бумагу можно сделать цветной, если добавить в нее краситель (у меня добавлена гуашевая краска).

А чтобы получить белую бумагу, в приготовленную смесь необходимо добавить хлорный отбеливатель.

Чтобы получить белую бумагу, в приготовленную пульпу необходимо добавить хлорный отбеливатель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я изучил длинную историю рождения бумаги, узнал технологию производства бумаги на целлюлозно-бумажном комбинате. Попробовал изготавливать бумагу в домашних условиях, используя старые газеты и исписанные тетрадные листы. Таким образом удалось получить бумагу разного качества, а при помощи красителей, отбеливателя получить бумагу разного цвета.

Таким образом, подтвердилась гипотезу о возможности получения бумаги в домашних условиях.

Не смотря на то, что по всему миру хорошо налажено промышленное производство бумаги, с каждым днём растёт интерес к бумаге ручного отлива «Рукотворная» бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая - такая бумага не подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством - абсолютной эксклюзивностью. Она превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство.

Приложения

Презентация

Приложения:

Скачать материал

Эта статья достаточно необычная в ней мы постараемся подробно рассказать вам, как самой сделать бумагу своими руками из самого разнообразного сырья. Конечно, для писем и деловых документов такая бумага вряд ли подойдет, а вот в декоративных целях, к примеру, в технике , ее вполне можно использовать.

Как самому сделать бумагу

Интересные мастер-классы

Мастер-класс №1. Самодельная бумага из травы.

Оказывается оригинальную бумагу можно сделать из многих видов самой обыкновенной травы. Следует отметить что процесс изготовления такой бумаги включает в себя работу с опасным химическим препаратом - щелочью, которая очень интенсивно испаряется, поэтому весь процесс изготовления следует проводить на открытом воздухе, чтобы ядовитые пары не накапливались. Также не лишним будет надеть респиратор, защитные очки и обязательно резиновые перчатки - медицинские или хозяйственные, руки должны быть полностью защищены. Как именно создается бумага из травы, подробно расскажет вам наш первый мастер-класс.

Для создания бумаги из травы, нам понадобится:

Сухой тростник, который растет по берегам водоемов;

Щелочь -пятьдесят-сто грамм;

Крахмал;

Кубики льда;

Две деревянные рамки;

Мелкая пластиковая сетка;

Натуральная хлопчатобумажная ткань;

Резинка;

Поролоновая губка.

Как самой сделать бумагу: мастер-класс по шагам

Первый шаг. Как мы уже отмечали выше, нашу бумагу мы будем изготавливать из травы, растущей на берегах водоемов, внешне она напоминает мелкий тростник. Ее мы нарезаем при помощи обычных ножниц на мелкие кусочки, длинной приблизительно семь-десять сантиметров.

Третий шаг. Затем берем пятьдесят-сто грамм щелочи и соединяем ее в полиэтиленовой посуде с одним стаканом холодной воды, которую предварительно мы превратили в кусочки льда.

Четвертый шаг. Даем химикату раствориться и осторожно тоненькой струйкой выливаем смесь в кастрюлю с травяным отваром.

Шестой шаг. Так щелочно-травяной отвар может отдаленно постоять до полного остывания. После чего его следует слить через сито, а оставшуюся траву мы промываем достаточно долго в проточной холодной воде до тех пор, пока с неё не вымоется весь щелочь и на ощупь она перестанет быть скользкой. Проводить всю данную процедуру следует исключительно в резиновых перчатках.

Седьмой шаг. После того, как трава будет тщательно промыта, перебираем ее и извлекаем все крупные стебельки и веточки, оставляя только мелкую массу.

Девятый шаг. Отдельно завариваем немного крахмала и соединяем его с травяным пюре. Перемешиваем и даем немного настояться.

Десятый шаг. Пока наша травяная масса настаивается с крахмалом, изготовим специальные рамки для отлива бумаги ручной работы. Конечно подобные рамки можно купить готовыми в специальных магазинах творчества, но мы предпочитаем не тратиться и решили сделать их самостоятельно. Для этого берем две одинаковые обычные деревянные рамочки для фотографий или картин, плотно натягиваем на одну рамку мелкую пластиковую сетку и закрепляем ее по краям с помощью канцелярских кнопок. Здесь вы можете использовать обычную хозяйственную москитную сетку. Обратите внимание, размер выбранных вами рамок, будет полностью соответствовать размеру листа бумаги, которую вы собираетесь изготовить вручную.

Одиннадцатый шаг. Теперь мы берем большой тазик, он может быть как круглой, так и квадратной формы, главное чтобы в него свободно помещалась наша изготовленная рамочка. Наполняем таз холодной водой, выкладываем в воду несколько горстей изготовленной из травяного пюре и крахмала пульпы и хорошенько перемешиваем все руками.

Двенадцатый шаг. Дальше берем две рамочки, на одну из которых мы предварительно натянули пластиковую сетку. Пустую накладываем сверху на сетчатую и туго скрепляем их между собой по краям обычной резинкой, чтобы они в процессе работы не раздвигались.

Тринадцатый шаг. Осторожно погружаем конструкцию из двух рамочек в таз с разведенной пульпой, так чтобы рамочка с сеткой оказалась снизу, и зачерпываем ними жидкость. Далее держим наши рамки над тазом дожидаясь пока стечет вся лишняя вода.

Четырнадцатый шаг. Затем осторожно снимаем резинки, а вместе с ними и верхнюю деревянную рамку и аккуратно переворачиваем нижнюю рамку с сеткой, на которой осталось сплошным шаром травяное сырье для изготовления бумаги на предварительно расстеленную на плоской твердой поверхности хлопчатобумажную ткань.

Пятнадцатый шаг. При помощи обычной поролоновой губки аккуратно собираем с поверхности сетки оставшуюся влагу. Промакиваем несколько раз, и только убедившись, что сетка практически сухая осторожно снимаем рамку, при этом оставляя на ткани первый слой травы.

Шестнадцатый шаг. Данный травяной слой накрываем сверху вторым отрезком натуральной хлопчатобумажной ткани.

Восемнадцатый шаг. Сверху на все слои травяной бумаги перекрытые хлопчатобумажной тканью устанавливаем груз, важно чтобы его вес равномерно распределялся по всей поверхности листов, для этого можно для начла положить на верхний лист обычную разделочную доску или плоский поднос, а затем уже на них поместить что-то тяжелое, к примеру, банку или бутылку с водой.

Девятнадцатый шаг. Спустя несколько часов, аккуратно меняем сильно промокшие отрезки хлопчатобумажной ткани и снова устанавливаем груз.

Двадцатый шаг. Когда все листы травяной бумаги будут практически сухими раскладываем их по отдельности и оставляем полностью досыхать на открытом воздухе.

Двадцать первый шаг. В завершении каждый листочек бумаги осторожно разглаживаем теплым утюгом, после чего модно считать, что подробный мастер-класс, как самой сделать бумагу из травы окончен.

Данная травяная бумага получается очень необычной текстуры, ее можно использовать для самых различных целей, к примеру, изготавливать из нее различные , рисовать на ней небольшие картины и т.д.

Мастер-класс №2. Ароматная бумага своими руками.

Этот мастер-класс расскажет вам как самой сделать бумагу быстро с приятным нежным ароматом. Для ее изготовления нам понадобится:

Специальный экран сеткой, предназначенный для отлива бумаги ручной работы;

Пластиковый таз соответствующего размера;

Старая ненужная бумага;

Махровое полотенце;

Натурально е вафельное кухонное полотенце;

Таблетки гидроперита;

Краситель;

Эфирное масло (любое);

Сухоцвет;

Блестки;

Клей ПВА;

Блендер.

Пошаговый мк как самой сделать бумагу с ароматом.

Первый шаг. Начнем с того, что возьмем самую ненужную бумагу - это могут быть салфетки, газеты, листы офисной бумаги, школьные тетради и т.д. и нарвем все эт на мелкие кусочки или нарежем ножницами.

Второй шаг. Измельченную бумагу помещаем в эмалированную кастрюлю, заливаем водой и ставим на огонь. Варим бумагу до тех пор пока она не приобретет густую кашеобразную консистенцию.

Третий шаг. Когда бумажный отвар будет готов, снимаем его и остужаем.

Пятый шаг. Чтобы бумагу отбелить нам необходимо воспользоваться таблетками гидроперита, которые используют для осветления волос. Для этого измельчаем в порошок несколько пачек таблеток и соединяем их с водой.

Шестой шаг. Полученной смесью заливаем отжатую вываренную бумагу перемешиваем в течение нескольких минут, затем бумагу извлекаем и отжимаем хорошенько. Все это делаем обязательно в резиновых перчатках, чтобы защитить свои руки от химического препарата.

Седьмой шаг. Теперь нашу будущую бумагу необходимо слегка подкрасить. Для этого разводим в горячей воде немного красителя, старательно все перемешиваем и опускаем в нее вываренную, отжатую и уже отбеленную бумагу. Полученную смесь хорошо взбиваем при помощи миксера или блендера до однородной густой консистенции.

Восьмой шаг. Чтобы наша бумага получилась ей необходим связующий элемент, которым в нашем случае выступает клей ПВА. Конечно, можно использовать для этих целей и крахмал, но его нужно заваривать и этот процесс отнимает дополнительное время, поэтому мы решили работать с клеем, он достаточно достойно справится со своей обязанностью. Также следует отметить, что можно обойтись и без какого либо связующего вещества, бумага в этом случае все равно получится, только будет более хрупкая и нежная.

Девятый шаг. Готовую смесь выливаем в таз, в который свободно сможет войти наша специальная рамочка для отливки бумаги ручной работы. Ее вы можете изготовить самостоятельно, как это делается подробно описано в первом мастер-классе или купить готовую в магазинах творчества.

Десятый шаг. Далее берем вышеупомянутую рамочку и зачерпываем ею из тазика смесь воды и бумаги и аккуратно распределяем мокрую бумагу по всей поверхности сетки, так чтобы она легла ровным одинарным слоем. Даем лишней воде стечь в таз.

Одиннадцатый шаг. По нашей задумке у нас будет необычная бумага, с натуральным рисунком, для этого берем сухоцвет и раскладываем его беспорядочно по всей поверхности рамки.

Двенадцатый шаг. Затем добавляем к сухоцвету немного блесток и капаем несколько капель любого эфирного масла.

Тринадцатый шаг. Для того, чтобы все подобранные украшения оказались внутри бумаги и не отвалились при ее использовании. Сверху накладываем еще один тоненький слой мокрой бумажной смеси.

Четырнадцатый шаг. Готовую рамку с будущим листом необычной ароматной бумаги кладем на твердую плоскую поверхность, предварительно застеленную махровым полотенцем. Полотенце должно быстро впитать всю лишнюю влагу из бумаги.

Шестнадцатый шаг. Осторожно переворачиваем рамочку с бумагой на стол, снимаем ее и продолжаем выпаривать лишнюю влагу из бумаги с тыльной стороны.

Семнадцатый шаг. После этого, берем изготовленный ароматный листок самодельной бумаги и помещаем ее под пресс, важно чтобы вес по всей поверхности бумаги распределился равномерно, для этого нам следует поместить сверху на листок бумаги разделочную доску подходящего размера, книгу или нечто подобное и сверху уже поставить что-то тяжелое.

Восемнадцатый шаг. В завершении извлекаем лист бумаги из-под пресса и досушиваем его на открытом воздухе.

Наша необычная самодельная бумага с ароматом - готова!

Подобные листочки можно использовать не только в технике скрапбукинг или для написания различных романтических посланий, ими также можно дополнять и украшать , к примеру, используя как обои для стен.

Пользуясь описанными выше на примере двух мастер-классов способами создания бумаги своими руками, можно в дальнейшем придать ей особенный вид при помощи ручной росписи красками. Такая бумага может приобрести самые невероятные оттенки, рисунки и орнаменты. Расписывать подобную бумагу можно красками, восковыми мелками или карандашами, получится очень необычно, красиво и неповторимо.

«Мастерклассы» © 2011-2017 .
Все статьи на сайте авторские, копирование строго запрещено. При частичном цитировании прямая индексируемая ссылка на сайт «Мастерклассы» обязательна.

Как сделать бумагу своими руками в домашних условиях?

    Вряд ли в домашних условиях у нас может получиться такая же бумага, какую получают с помощью машинной выделки, е свойства будут намного хуже, так как она будет неравномерная, неподходящая для печати...Но зато у не будет одно выдающееся качество - это е уникальность))). Как бы мы не пытались этого достичь, у нас не получится сделать два совершенно одинаковых листа, как на бумажном производстве. А это значит, что такая самодельная бумага является в некотором роде эксклюзивом.

    Для того, чтобы предпринять попытку изготовления собственной бумаги, нам могут понадобиться следующие предметы:

    • бумага
    • ткань
    • газеты
    • сетчатый экран
    • губка

    Сначала делаем экран для бумаги или покупаем в целях экономии времени уже готовый в магазине для умельцев-рукодельцев. Для этого надо найти подходящую для наших целей металлическую сетку, у которой ширина ячеек до двух сантиметров, и другую сетку с ещ более мелкими ячейками - чем меньше, тем лучше, можно даже использовать сетку против комаров. Итак, вырезаем два одинаковых по размеру куска из москитной и металлической сетки. Теперь кладм сетку с более мелкими ячейками поверх металлической и ровняем края, после чего всю сетку по краям обклеиваем клейкой лентой.

    Теперь превращаем ненужные бумажные обрывки в целлюлозную массу. Обычный кухонный блендер идеально подойдт для этой цели. Чаша наполняется водой чуть больше половины объма. Рвм бумагу на кусочки размером в два-три сантиметра. Кстати, можно использовать и цветную бумагу, в результате получим дизайнерскую бумагу своеобразного цвета)). Теперь, имея необходимое количество бумаги, включаем блендер, и мешаем, постепенно добавляя бумагу, пока не получим однородную целлюлозную массу.

    Теперь содержимое блендера выливаем в тазик. Если масса чересчур густая, можно дополнительно разбавить е тплой водой и ещ раз хорошо перемешать. Сейчас проверяем, получается ли собирать целлюлозу экраном, если мы опускаем его в раствор. Если видим, что целлюлозная масса пристат к экрану, погружаем экран, покачивая им для равномерного распределения масса, несколько раз, после чего экран наклоняем, давая стечь воде.

    Расстилаем нашу приготовленную ткань на очень ровной поверхности и переворачиваем на не экран с целлюлозой, а затем губкой осторожно промакиваем тыльную сторону, удаляя при этом лишнюю влагу. Теперь отделяем наш экран от целлюлозной массы, после чего накрываем получившуюся бумагу газетой, или другой тканью и кладм под какой-нибудь пресс, например, тяжлую книгу или любой другой подходящий предмет. После этого отделяем бумагу от ткани и дам полностью высохнуть.

    Наша самодельная бумага готова.

    Как верно ты Александр заметил в своем ответе: бумага в домашних условиях получается уникальной структуры и качества. Есть способ (опробован лично) сделать бумагу, которая уже сама по себе будет предметом искусства.

    Вс начинается с подготовки бумажной массы: бумага разных сортов рвтся на мелкие кусочки и погружается в мкость с водой. Вода должна чуть скрывать клочки бумаги. Бумага может быть разной: газетная, папиросная, офисная, клочки цветной, школьная тетрадная и т.п. Дам бумаге хорошо размокнуть (2-3 часа), после чего добавляем в массу несколько капель клея ПВА, и блендером превращаем е в сметанообразное состояние, и переходим к искусству 🙂 В бумажную массу забрасываем частички сушеных трав, цветов и растений, можно добавить небольшие кусочки цветных ниток.

    Пластиковой карточкой разравниваем бумажную массу до однородной толщины, не слишком толстой, но и не тонкой (на выходе у нас получится тоненький картон). Сушим бумагу на солнце 3-4 часа, после чего ножом или тонкой лопаткой отслаиваем е от простыни. После проглаживаем бумагу утюгом.

    Готово 🙂 На такой бумаге будет круто смотреться самодельная (хенд-мэйд) открытка с поздравлением.

    Берешь мясорубку и мелешь там палки размером с зубочистки. Затем мелешь в ручной мельнице. Собираешь труху, что получилась, смешиваешь с клеем и раскатываешь скалкой на поверхности, которая не клеится этим клеем. После засыхания получается бумага.

    Если не нравится желтый цвет бумаги, перед склеиванием можно обесцветить пергидролем (концентрированный раствор H2O2) и высушить.



Рассказать друзьям