Консультация «Детская агрессия и жестокость и ее профилактика. Проект для начальных классов "профилактика жестокости и насилия в школьной среде"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сталкиваясь с проявлениями жестокости у ребенка, взрослые часто теряются. Действительно, как можно представить, что улыбающийся малыш с ямочками на щечках способен мучить котят и щенков, бросаться камнями в птиц, делать больно тому, кто слабее него? Однако подобное поведение встречается довольно часто. Почему маленькие дети бывают жестокими? И главное, как вести себя с ними родителям и воспитателям?

Почему дети бывают жестокими

«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так) , в результате будет зло» .

Агрессия есть в каждом из нас. Это свойство личности необходимо человеку для защиты себя и своих близких. С возрастом человек учится контролировать свои негативные эмоции, но ребенок, который только начинает познавать мир, не способен справиться с этим самостоятельно. Ему необходима помощь самых близких людей - мамы и папы, которые научат его справляться со своими чувствами, объяснят, как нужно поступать, а как недопустимо.

Жестокость маленьких детей кардинально отличается от жестокости подростков. В большинстве случаев дошкольники не понимают, что причиняют боль, и не сознают последствий своих поступков. Это определенный этап взросления. Кроме того, если на поведение школьника сильно влияет агрессивная внешняя среда (телевидение, компьютерные игры, Интернет, негативные процессы в обществе и проч.) , то дошкольники в силу возраста пока еще избавлены от такого влияния. У них на первом плане семья и ближний круг, в котором они вращаются.

«Дети - во всех смыслах - наше будущее.
Если мы не хотим иметь жестокое будущее,
Мы обязаны противостоять жестокости и насилию в настоящем».

Т. Голикова, председатель Счетной палаты РФ

Очень важно правильно реагировать на жестокое поведение ребенка. С одной стороны, его нельзя игнорировать, а с другой - суровое наказание может привести к еще более серьезным проблемам. Для лучшего понимания ситуации необходимо знать причины таких поступков. Неосознанная жестокость у детей может быть обусловлена рядом факторов. Рассмотрим их подробнее.

Любопытство и непонимание. Детям хочется узнать, как устроен мир, они исследуют окружающие их объекты, чтобы понять и изучить, им очень важно узнать, что находится внутри машинки, куклы, неваляшки. Такому «изучению» подвергается все, что заинтересовало ребенка. Пока еще он не видит разницы между живым существом и игрушкой. Ребенок не понимает, что птичке, котенку, бабочке может быть больно, и причиняет им вред неосознанно, по незнанию. Задача взрослых - вложить в него эти знания.

Подражательство. Малыши изучают не только объекты окружающего мира. Их внимание привлекают разные модели поведения, которые они примеряют на себя примерно так же, как мы примеряем одежду. Дети перенимают поступки взрослых и сверстников, подражают героям мультфильмов, книг, игр. Такая имитация необходима им для понимания того, как вести себя в разных ситуациях.

Компенсация или месть. Часто родители и воспитатели замечают, что ребенок «наказывает» игрушки. Он ругает их за те или иные «проступки» либо черты характера, может применять к ним и физическое наказание. Иногда он переносит подобные действия с игрушек на домашних животных или младших детей в семье. В большинстве своем это связано с поведением взрослых по отношению к нему. Иногда он так компенсирует обиду, нанесенную ему сверстниками. В этом случае жестокое поведение позволяет ему почувствовать себя сильным, могущественным, неуязвимым. Это способ самоутверждения, а также возможность выместить свою злость на тех, кто не может ответить.

Привлечение внимания или манипуляция. В книге А. Луговской, О. Шевниной «Давай дружить!» приводится пример жестокого поведения ребенка, обусловленного желанием заслужить мамину любовь: мальчик мучил котят, потому что мама неоднократно говорила при нем, что ненавидит кошек.

Подобными действиями дети пытаются привлечь к себе внимание взрослых, когда им не хватает родительской любви. Возможно, ребенок просто пытается привлечь внимание взрослых к своим проблемам или заставить их сделать для него что-либо. В данном примере прослеживается еще один аспект- агрессивные высказывания взрослых повышают агрессию у детей.

Протест. Ребенок может проявлять жестокость в ответ на ущемление важных для него потребностей: предположим, у него отобрали какую-то важную для него вещь, вторглись в его личное пространство, сломали его творение и т. д.

Желание быть, как все. Даже у маленьких детей может проявляться так называемый стадный инстинкт (совершение жестоких поступков как результат коллективных действий) . Ребенок, возможно, и не хочет причинять боль другим, но переступает через себя, потому что так делают все в его компании.

Семейная модель поведения. В дошкольном возрасте основным источником знаний для детей является семья. Примеры агрессивного поведения, одобрение и оправдание жестокости, применение к ребенку физических наказаний формируют у него агрессивную модель поведения. С большой долей вероятности можно утверждать, что именно такую схему отношений он будет применять и к другим.

Выброс энергии. Часто вспышки агрессивного поведения напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. У детей, особенно у активных, накапливается много энергии, которая обязательно должна расходоваться.

Согласно первому закону физики энергия не исчезает бесследно, а ведь у ребенка ее предостаточно. Если запрещать детям играть, бегать, прыгать и даже шуметь и галдеть, то непременно столкнешься с детской агрессией. Организм ребенка найдет именно такой выход из положения, чтобы не «взорваться» от переизбытка энергии.

Иногда дети совершают жестокие поступки без видимых на то причин. Самой целью подобного поведения является осознанное причинение вреда, ребенок намеренно и хладнокровно получает удовольствие от причинения боли живому существу. В этом случае необходимо обратиться к специалисту (психологу, неврологу, психиатру) , который поможет найти причину и скорректировать поведение дошкольника.

Как предотвратить проблему детской жестокости?

Совершенно неверным является мнение о том, что жестокость и агрессия свойственны только детям из неблагополучных семей. Эта проблема может прийти в любой дом, поэтому работу по профилактике жестокости нужно начинать с самого раннего возраста, ведь воспитать доброго, чуткого ребенка, который всегда протянет руку помощи нуждающимся и не обидит слабого, - мечта любого родителя.

Как избежать проблемы, связанной с жестокостью ребенка:

  • с самого раннего возраста используйте любую возможность, чтобы показать и рассказать ребенку правила поведения в этом мире. Это постоянная и непрерывная работа;
  • показывайте пример своим поведением. Родители для малыша- единственный бесспорный авторитет, поэтому важно, чтобы ваши слова не расходились с делами;
  • говорите ребенку о своей любви, хвалите его за добрые дела, даже если они кажутся незначительными;
  • постарайтесь, чтобы ребенок не видел агрессивной модели поведения ни в реальности, ни по телевизору, ни в Интернете;
  • рассказывайте ему о замечательных животных и их героических поступках, о том, что нужно беречь и охранять все живое вокруг;
  • рассказывайте ребенку о том, что нужно прощать других, тех, кто вольно или невольно обидел его. Такие разговоры положительно влияют на характер малыша и формируют у него правильное отношение к жизни и окружающим;
  • обращайте внимание ребенка на то, что все люди разные. Они могут выглядеть по-другому, разговаривать не так как он, думать иначе, но все мы живем на одной планете и должны уметь любить и уважать друг друга;
  • найдите ребенку интересное занятие, в котором он сможет проявить себя. Таковым может быть спорт, игры, творчество и т. д.;
  • показывайте хорошие добрые мультфильмы и кинофильмы, слушайте вместе с ним детские песни;
  • читайте и обсуждайте с ребенком книги. Пусть в сказках всегда побеждает добро! Рассуждая о поступках сказочных героев, можно привести примеры из жизни, поинтересоваться мнением самого ребенка. Это поможет сформировать у него понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.

В современном обществе человеческая жестокость стала проблемой № 1. Газеты, телевидение, Интернет ежедневно доказывают нам этот факт. Только сами люди выбирают - жить в жестоком мире или пытаться изменить его. Сделать это достаточно просто: с самого раннего детства не допускать проникновения злобы, ненависти, агрессии в жизнь детей. Если каждый взрослый будет учить ребенка добру, то такое понятие, как жестокость, просто исчезнет.

Как справиться с детской жестокостью?

Если проблема появилась, прежде всего нужно успокоиться, не паниковать и не выискивать в ребенке демонические черты, предполагая самое худшее. Это может усугубить ситуацию и решить ее без специалиста будет сложно. В то время как любое отклонение в поведении ребенка- это сигнал о помощи, которую необходимо оказать своевременно. Так с чего же начать?

1. Не игнорировать.

Не закрывать глаза на жестокость ребенка. Не оправдывать его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в его личности могут стать необратимыми.

2. Выяснить причину.

Дети по своей сути очень отзывчивые существа, в них нет злости, они не желают причинять боль. Поэтому каждое проявление жестокого поведения имеет свои причины. Их нужно понять и устранить.

3. Дать негативную оценку.

Застав малыша на «месте преступления» , следует вести себя очень строго и сурово. Он должен понять - его поведение недопустимо и родители очень огорчены.

4. Педагогически наказать.

Каждое недопустимое действие ребенка должно находить ответное противодействие у родителей. Однако физические наказания не только не решают проблему, но и являются одной из причин детской жестокости. Поэтому рекомендуется искать педагогически оправданные наказания. Например: замечание, выговор, лишение чего-то приятного и т. д. Вид наказания выбирается в зависимости от тяжести проступка.

5. Проанализировать стиль семейных отношений.

В дошкольном возрасте влияние семьи на поступки ребенка особенно сильно. Вероятность его агрессивного и жестокого поведения зависит от того, видит ли он проявления агрессии дома. Важно стараться управлять своими негативными эмоциями, учитывать то, что крик, оскорбления, одобрение жестокости, повышение голоса тоже являются проявлением агрессии.

6. Уделить достаточно внимания.

Ребенку очень важно слышать от родителей, что его любят. Поэтому важно не упускать ни одной возможности напомнить ему о том, что папа и мама счастливы быть родителями такого замечательного ребенка, как он, и гордятся им. Важно выслушивать его проблемы, какими бы мелкими они ни казались. Ребенку просто необходимы мнение или совет родителей.

7. Объяснять.

Маленький ребенок практически ничего не знает об этом мире. Он не понимает, почему одно делать можно, а другое нельзя. Родителям нужно все объяснить ему. Если не оговорить с ним причины запретов, то само по себе это воздействие может быть абсолютно бессмысленным.

8. Хвалить.

Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества ребенка. Это сформирует у него четкое представление о том, что быть добрым, чутким- хорошо, а жестоким, злым - плохо.

9. Предоставить возможность выплеснуть эмоции другим способом.

Иногда ребенку просто необходимо выплеснуть свои чувства. Следует показать ему конструктивные способы выражения гнева и агрессии: устроить бой с боксерской грушей; скомкать, выбросить, разорвать несколько листков бумаги; нарисовать свой гнев и т. д.

10. Набраться терпения.

Детская жестокость - проблема серьезная. Одним словом или одним действием она не решается. Постепенно, если взрослые постоянно ведут работу в этом направлении, ребенок поймет, что такое хорошо и что такое плохо.

В заключение приведем список литературы для родителей и воспитателей, которая позволит больше узнать о затронутой проблеме и вариантах ее решения.

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку. - СПб.: Речь, 2008.
  2. Баркан А.И. Ультрасовременный ребенок. - М.: Дрофа-Плюс, 2007.
  3. Барложецкая Н.Ф. Советы опытной няни. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007.
  4. Жорж Ж. Детский стресс и его причины. - М.: РИПОЛ классик, 2003.
  5. Колосова С.Л. Детская агрессия. - СПб.: ИД «Питер» , 2004.
  6. Кравцова М., Шевнина О. Маленький разбойник. Как быть, если ребенок плохо себя ведет. - М., Эксмо, 2006.
  7. Луговская А., Шевнина О. Давай дружить! Как помочь ребенку преодолеть проблемы с общением. - М.: Эксмо, 2006.
  8. Манелис Н.Г. 5 дней с суперняней, которые научат вас общаться с вашим ребенком. - М.: Рид Медиа, 2013.
  9. Пентин Р. Агрессивный, гиперактивный, раздражительный ребенок. Что делать? Советы психолога. - СПб.: ИД «Питер» , 2012.
  10. Свирская Л.В. 76 рецептов правильного общения с вашим ребенком: подсказки родителям и воспитателям. - М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.
  11. Шапиро Е.И. Дерётся, кусается, ещё и обзывается! Психологическая помощь родителям агрессивных детей. - СПб.: Литера, 2013.
  12. Энгельгардт Л.О. Что такое хорошо и что такое плохо? Книга в помощь малышу. - М.: Эксмо, 2012.

Материал подготовила и реализовала Клюева Оксана Васильевна, педагог-психолог МБДОУ «ДСОВ «Сказка»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

СТАТЬЯ

Профилактика жестокости и агрессивности в детской среде

Выполнила:

социальный педагог

МБОУ СОШ № 6

Т.Ю. Проскурина

Саяногорск

На протяжении всей жизни человечества, люди всегда проявляли агрессию и жестокость к себе подобным. Многие ученые пытались определить природу агрессии и жестокости, причины их возникновения, факторы, способствующие их формированию и проявлению.

Агре́ссия (от лат. aggressio - нападение, приступ) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и др.) (психологический словарь, 1997 г.)

Иными словами, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Следует различать понятия агрессия и агрессивность.

Агрессивность – это уже качество личности, которое может проявляться в различных ситуациях.

Жестокость – это понятие, близкое к агрессии, однако – она является более устойчивой личностоной структурой. Это черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь. Так же считается, что это социально-психологический феномен, выражающийся в получении удовольствия от осознанного причинения страданий другому неприемлемым в данной культуре способом. Жестокости сопутствуют бесчувственнсть, эмоциональная холодность, безразличие, отсутствие милосердия.

Проблема детской жестокости и агрессивности также существовала всегда. Однако в современное время данная проблема стала особенно острой. Волна детской жестокости захлестнула благополучные страны Европы и Америку. И в нашей стране эти данные не утешительны. С экранов телевизоров, страниц газет, интернета мы часто видим факты издевательств одних подростков над другими и снятия это на видео, факты систематического физического насилия, словесных оскорблений и запугивания детей со стороны одноклассников. Возросло число преступлений, совершаемых подростками.

Откуда же все-таки берется агрессия и жестокость у детей?

Мы, взрослые люди, привыкли сдерживать свои эмоции, а дети – нет. У них они бьют ключом. Если обида, то смертельная, если счастье, то безграничное, а если жестокость – то ярко выраженная. Понятно, что у детей нет жизненного опыта, поэтому они не всегда могут предстказать последствия своих действий. Эмоции у ребенка захлестывают разум и сознание, поэтому ребенок совершает действие, а потом уже думает, правильно ли он сделал. Если ребенок ударил кого-то, это еще не значит, что он вырастит хулиганом. Проявление агрессивности и жестокости – это определнный этап взросления ребенка. Он должен осознать, пережить и научиться контролировать свои негативные эмоции. Неосознанная детская жестокость со временем проходит бесследно, а вот если подросток сознательно причиняет друним боль и понимает, что это плохо, это уже повод переживать и принимать меры.

Со слов детского психолога Марины Зввягинцевой, детская жестокость бывает неосознанной и осознанной.

Неосознанная жесткость проявляется, как правило, в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не в полной мере осознает, что делает кому-то больно. Неосознанная жестокость может быть продиктована исследовательским интересом (например, оторвать бабочке крылья и посмотреть, что будет), может быть подражательной (наказать куклу или животное так, как наказали меня), жестокость ребенок может проявить и «за компанию», когда очень хочется быть похожим на других. Мучая зверюшку или более слабого сверстника, ребенок не испытывает удовольствия от своего поступка, для него в этой ситуации важно, как он выглядит в глазах компании, которой хочет понравиться.

Другое дело – жестокость осознанная, когда ребенок целенаправленно причиняет вред другому (всегда более слабому), получая от этого удовольствие и не испытывая чувства вины.

Кроме того, психолог подразделяет детскую агрессию на 2 вида – фрагментарную и устойчивую . Первая проявляется в неожиданных поступках ребенка, которому агрессивное поведение вообще-то не свойственно. Типичный пример фрагментарной жестокости: неожиданная агрессия. Данный вид агрессии свойственен ребенку шести-семи лет. 6-7 лет- переломный возраст, кода ребенок учится наблюдать себя со стороны. Но делает это крайне неловко: увидел где-то тот или иной образец поведения и примерил на себя. Обычно в такой момент мы видим в его глазах нинтерес: а что будет, если я сделаю то-то и то-то? С помощью агрессивных выходок дети подчас определяют для себя границы дозволенного.

Что касается устойчивой агрессии и жестокости – это несомненный сигнал беды. Как правило, она проявляется по отношению к каким-то группам (либо ко всем детям, либо к животным) и связана уже не с возрастом, а с личными особенностями ребенка.

Длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического или психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям) называется буллингом ( Дэвид Лейн и эндрю Миллер, 2001 г.)

Мотивация к буллингу различна: месть, восстановление справедливости, как инструмент подчинения лидеру, низвержение конкурентов, из чувства неприязни и др. Особенно опасна мотивация, связанная с удовлетворением садистических потребностей у определенной категории дисгармонично развивающихся личностей.

Буллинг - это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, школе. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство, прежде всего, тем, что школа (или любое другое детское учреждение, где дети бывают регулярно) – это универсальная арена для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов. В школе (учреждении) складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой». Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве детского учреждения, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой.

Некоторые исследователи предлагают систематизировать все проявления

буллинга в две большие группы:

1-я группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения;

2-я группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, исключением пострадавших из группы.

Две основные формы буллинга:

1. Физический буллинг - умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др.;

Сексуальный буллинг является подвидом физического (действия сексуального характера).

2. Психологический буллин - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания. К этой форме можно отнести:

Вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);

Обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении);

Запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);

Изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом);

Вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);

Повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы);

Кибербуллинг – унижение с помощью мобильных телефонов, Интернета, иных электронных устройств (пересылка обидных, угрожающих изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).

Буллинг – в основном скрытый для окружающих процесс, но дети, которые подверглись травле, получают психологическую травму различной степени тяжести, что приводит к тяжёлым последствиям вплоть до самоубийства. И не имеет значения, имел место физический буллинг или психологический.

Прежде, чем говорить о профилактики агрессии и жестокости в десткой среде необходимо выявить причины данного яления:

    Семья.

Специалисты и детские психологи по всему миру пытаются выяснить причины возросшей агрессии у детей и приходят к тому, что именно в семье в первую очередь происходят процессы, способствующие формированию озлобленности ребенка.

Проявления агрессии зависят от эмоционального климата в семье, и как установили ученые, прежед всего, от того, как складываются его отношения с матерью. У 68% годовалых детей, привязанных к матери, проявляется больше дружелюбия, они лучше учатся, меньше конфликтуют со сверстниками, больше уверены в себе. Если же мать относится к воспитанию ребенка халатно, то ребенок страдает, у него появляются частые вспышки гнева, а впоследствии формируется стойкое агрессивное поведение. Агрессивные дети часто вырастают в семьях, где ими мало интересуются, предпочитают физические наказания терпеливому объяснению.

Как ни парадоксально, но зачастую причиной возникновения детской жестокости и агрессивности становится «слепая» родительская любовь.

Если, например, старшие оберегают и опекают свое дитя, не видя в нем личности и не уважая его индивидуальность, в душе ребенка зарождается желание показать и доказать родителям, что он что-то может делать сам и по-своему. И на этом пути ребенок зачастую совершает акты агрессии по отношению к сверстникам.

Другим опасным порождением «слепой» родительской любви является вседозволенность. У ребенка появляется чувство безнаказанности. Исполнение всех капризов и игнорирование проступков точно не помогут построить нормальные отношения и установить связь с детьми, а в подростковом возрасте с максимальной вероятностью станут причиной агрессивного и деструктивного поведения.

    Друзья

Проблема «плохой компании» остается острой всегда – наглый и агрессивный ребенок может задать тон поведения и пример группе детей и подростков, а стремление соответствовать стилю друзей и внутренний диссонанс только усугубляют детскую жестокость.

Согласно наблюдениям норвежского ученого и педагога Д. Олвеуса, юноши чаще выступают в роли агрессоров, чем девушки. Хотя девочки демонстрируют значительно меньше агрессии и насилия, это не означает, что они вообще не замешаны в конфликтных ситуациях. Если у мальчиков преимущественно доминирует физическая агрессия, то у девочек на первый план выступают косвенная агрессия и негативизм, проявляющиеся в сплетнях, «язвительных замечаниях», интригах, «пустых разговорах», «перешептываниях за спиной», «манипулировании кругом друзей и подруг» и подстрекательстве, которые иногда провоцируют физическую агрессию со стороны мальчиков. Таким образом, девочки проецируют на юношей неосуществленные потребности во власти. Они «заставляют принимать решительные меры», «заставляют бороться», испытывая при этом чувство защищенности и безопасности. Ответные действия с их стороны выражаются в поощрении победителя или выражении жалости к побежденному.

    Школа

Почти каждый школьник хотя бы раз сталкивался с самыми распространенными проблемами – неприятие одноклассниками или недопонимание со стороны учителей. Ребенок и в особенности новичок может стать изгоем и объектом издевательств со стороны других учеников по совершенно разным причинам – будь он другой национальности, религии, будь он умный, глупый, красивый или с особенностями внешности. Дети могут жестоко обойтись со сверстниками только лишь по причине их «непохожести» на остальных.

Буллинг в школе может непреднамеренно провоцировать учитель путем унижения ученика, который не успевает в учебе, негативных или саркастических высказываний по поводу внешности ученика, устрашающих или угрожающих жестов и выражений.

Повышению агрессивности детей способствует и то, если учитель или классный руководитель предъявляет к своим ученикам необоснованные требования, подавляет и оскорбляет их, кричит на них. В таком классе агрессивность и жестокость детей друг к другу гораздо выше, нежели в классах, где педагог относится к ученикам уважительно и доброжелательно.

    Телевидение, Интернет и другие СМИ

Причину возрастания детской жестокости до пугающих размеров именно в 20-21 веках многие специалисты видят в распространении и доступности телевидения и Интернета. Самые популярные и захватывающие фильмы непременно содержат сцены насилия, которые сильно влияют на несформированную детскую психику. Многие компьютерные игры предполагают сражения и убийства с целью выиграть. Видеоролики, показывающие грубость, безответственность и разврат, в Интернете имеются в свободном доступе. Детям стало скучно «просто» подраться – надо непременно снять на телефон и выложить видео в сеть.

На первый план, наряду с необходимостью организации помощи пострадавшим детям при выявленных случаях жестокости и агрессии, необходимо ставить профилактические мероприятия, снижающие вероятность появления случаев жестокости и агрессии в среде школьников. Для создания такой системы мероприятий необходимо своевременное выявление факторов, провоцирующих жестокое обращение детей друг к другу, и создание условий, снижающих возможность агрессивного поведения. В данную систему мероприятмй должна быть включена работа со всеми участниками образовательного процесса: учащиеся, педагоги, родители:

    Своевременное изучение типа семьи, детско-родительских отношений в семье, особенностей воспитания ребенка в семье.

    Проведение социометрии в классах.

    Ежедневные наблюдения за отношениями учеников в классе, школе. Метод наблюдения эффективен тем, что в поведении детей-агрессоров и аутсайдеров (которые обычно и становятся жертвами), как правило, наблюдаются наиболее типичные отклонения от нормы.

С этой целью можно разработать памятки для родителей и педагогов, в которых указать индикаторы поведения детей-жертв и детей - агрессоров

Памятка для родителей

Не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;

Не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);

Одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе;

По утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;

Задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;

У него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;

Выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);

Выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;

Приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;

Выбирает нестандартную дорогу в школу.

Агрессор

Вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);

Постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;

В раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);

Приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;

Группируется со старшими подростками;

Имеет садистские наклонности;

В мгновение ока переходит от довольства к злобе;

В игре навязывает друзьям свои правила;

Злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;

Игнорирует указания и легко раздражается;

Введет себя так, будто ищет повод к ссоре;

Не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.

Памятка для педагогических работников

Аутсайдер (жертва жестокого обращения со стороны одноклассников)

Его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны;

На уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;

Во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;

Его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;

На агрессивные действия со стороны других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;

Как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц;

Хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;

Опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;

Во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.

Агрессор

На уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;

Манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;

Может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;

На его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;

Не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники;

Прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;

Входит в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу;

Спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественно полезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.

Кроме этого, классные руководители должны знать три ведущих фактора, наличие которых позволяет говорить о том, что ребенок может оказаться жертвой агрессивности и жестокого обращения со стороны одноклассников:

А. Множественный стресс – жертвы травли обременены множеством проблем (плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, большая семья, выраженное социальное неблагополучие)

Б. Провоцирующие особенности жертвы – речь идет о феномене «инакости» в детском коллективе. «Необычная» манера речи, «необычный» смех, «необычный» юмор и т.д., уже с точки зрения «обычных» школьников, может явиться достаточным поводом для негативного отношения к данным детям.

В. Сигмантизация – национальные или физические особенности ребенка. Здесь подразумевается не только не только наличие явных физических отличий (заячья губа, тугоухость и т.п.), но и фенотипические особенности (рыжий цвет волос, форма ушных раковин, косолапость и т.п.) для определенной категории детей и подростков может явиться побудительным мотивом к травле своих сверстников.

4. Разработка анкет для учащихся класса, дающих возможность оценить, кто из учащихся сталкивается с агрессией со стороны одноклассников или других учащихся школы и нуждаются ли они в помощи.

    Диагностика, консультирование, беседы со школьниками, как индивидуальные, так и групповые, как с потенциальными жертвами, так и с потенциальными агрессорами.

    Беседы с родителями детей, потенциальных жертв и агрессоров. Зачастую, дети, проявляющие жестокость, это дети из неблагополучных семей.

7. Улучшение психологического климата в классе, школе, сплочение школьного коллектива.

8. Повышение психолого-педагогической компетенции взрослых (учителей и родителей).

9. Повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся.

10. Профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;

11. Снижение асоциального поведения школьников;

12. Формирование здорового жизненного стиля, навыков поведения, а именно навыков принятия решений и преодоления жизненных проблем; навыков безконфликтного и эффективного общения.

В нашей школе, профилактика жестокости и агрессивности в среде учащихся осуществляется через «Тренинги жизненных навыков». Мною проводятся ТЖН с учащимися 5-6 классов, куда включаются занятия следующие занятия: «Навыки общения», «Конфликты и способы их преодоления», «Принятие решений и независимость мышления», «Неагрессивное настаивание на своем», «Социальные навыки», «Преодоление тревожности» , «Образ «Я» и самосовершенствование». На данных занятиях дети учатся умению строить отношения со сверстниками, умению расположить к себе, рассматривают причины влияния группы на процесс принятия решений, учатся сопротивлению убеждениям, учатся неагрессивно настаивать на своем, усваивают способы разрешения конфликтов, сопротивляться давлению сверстников, преодолению стеснительности, умению улучшить социальные навыки, преодолению тревожности, регуляции своего поведения.

Подростковая жестокость - это тема, к сожалению, остается актуальной на сегодняшний день. Чаще всего агрессию проявляют дети, чьи родители уделяют мало внимания их воспитанию, а зачастую, и жизнеобеспечению.

Я, являюсь специалистом по социальной работе отделения для н/л, нуждающихся в соц. реабилитации в условиях временного приюта, где содержатся дети, родители которых не выполняют обязанности по их воспитанию и содержанию. Поэтому жестокость среди наших воспитанников часто носит защитный характер, становится способом доказать взрослым, что он может быть независимым. В данном случае жестокость - это выплеск злости, обиды на недополученную ласку, внимание. Ребенок мстит окружающим за полученные травмы, моральное унижение, при этом не понимает степени ответственности за содеянный проступок. Отсюда возникает необходимость в проведении мероприятий, направленных на правовое просвещение несовершеннолетних. Своевременная разъяснительная работа даёт шанс предотвратить десоциализацию подростков.

В ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» с целью социально-педагогической реабилитации детей и подростков реализовывается «Комплексная программа «Социальная азбука".

Мною разработан и внедряется блок "Правовое просвещение несовершеннолетних". В ходе реализации которого дети получают знания о назначении и содержании Конвенции ООН о правах ребенка; о равных правах и возможностях для всех детей, о необходимости соблюдения прав других людей; об ответственности родителей и государства за создание условий для полноценного развития подрастающего поколения.

Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы дети научились уважать права других людей, понимать что за нарушением прав следует наказание, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

Реабилитационные мероприятия проводятся с детьми как в групповой, так и в индивидуальной форме, на занятиях и вне занятий. При планировании и проведении групповых и индивидуальных мероприятий учитываются особенности контингента, уровень знаний, возраст, используются различные методы и приёмы.

При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста используются беседы с рассматриванием иллюстраций, работа с книгой, плакатом, изо-деятельность. Ребятам предлагаются небольшие задания в игровой форме («Кто поступил неправильно», «Добрые слова», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Помоги Медвежонку попросить прощения»; обыгрывание ситуаций во время сюжетно - ролевых игр: «Больница», «Семья», «Служба помощи»; игры - развлечения "Необитаемый остров»" , дидактические игры "Почта доверия», «Кому что нужно для работы» и т.д.

Со старшими детьми проводятся индивидуальные беседы и тесты, психологические тренинги и практикумы, правовые викторины, лекции, досугово-познавательные мероприятия на темы: "Мои права и обязанности", "Моя семья", "Кто придет тебе на помощь", "Большая забота о маленьких детях", "Труд детей", "Мои права-моя свобода", "Форма общения со взрослыми, старшеклассниками и сверстниками: конфликтные ситуации, пути их решения», изготовление буклетов "Уголовно-административная ответственность несовершеннолетних", "Виды насилия", "Мои права и обязанности" ,"Как выжить если тебе угрожает опасность" и т.д.

Особенно познавательны и полезны встречи и мероприятия с участием представителей сектора опеки и попечительства, инспекторами ПДН, медицинскими работниками в рамках региональной акции "Декада SOS" и "Правовая неделя".

За 2015 г. с 40 несовершеннолетними воспитанниками в возрасте от 7 до 18 лет было проведено 10 групповых мероприятий на темы: "Мои права и обязанности" ; "Жестокое обращение с детьми" ; "Уголовно-административная ответственность" ; "Знакомство с нормативно - правовой базой РФ о защите прав детей" ; "Жестокий мир интернета" ; "Правовой час" ; викторина "Что мне известно о моих правах?"; "Решай сегодня каким ты будем завтра, не употребляй алкоголь"; беседа "Наркотики, закон, ответственность"; организация книжной выставки на тему "Выбери жизнь"; оформление изо - уголка "Все краски творчества против наркотиков", "Права детей". В ходе мероприятий дети проявляли неподдельный интерес, делились знаниями, полученными из личного опыта.

Основные направления в профилактике агрессивного поведения в подростковой среде.

1. Диагностическое - позволяет установить состояние проблемы. На первоначальном этапе её проводит психолог посредством анкетирования и тестирования. Специалисты, работающие на группе, выявляют таких детей посредством наблюдения.

2. Формирование благоприятного психологического микроклимата в коллективе воспитанников посредством досуговых мероприятий, организованных для нашего учреждения в рамках межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры, спорта, молодёжной политики, дополнительного образования.

3. Информационно-просветительская работа, как с сотрудниками учреждения, несовершеннолетними и их родителями, так и с «семьями группы риска», которая включает в себя:

Выпуск и распространение тематических буклетов и памяток "Наркотики, закон, ответственность", "Права и обязанности родителей", "Жестокое обращение с детьми", "Уголовно - административная ответственность за невыполнение родительских обязанностей, "Мои права и обязанности", "Признаки жестокого обращения и насилия", "Виды насилия", "Наказывая, подумай зачем", "Воспитание детей в эпоху интернет";.

Оформление информационных стендов в 4 офисах на подведомственной территории.

Публикация вышеупомянутого материала на сайте учреждения.

4. Работа с родителями. Разъяснение роли семейных взаимоотношений и методов воспитания в возникновении такой агрессивной формы поведения, как жестокость, в частности, влияния на этот тип поведения физических наказаний, подавления самостоятельности подростков и преобладания авторитарных методов воспитания, поддержание самооценки ребенка на должном уровне. Консультирование родителей на тему "Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей", "Научите ребенка делать добро"; " и т.д. Психологический тренинг "Взаимодействие с агрессивным ребенком".

Такая форма работы с родителями, как родительские собрания не может быть выполнена в полном объёме в связи с нежеланием родителей идти на контакт, но в теч. 2015г. было организовано 3 подобного рода мероприятия на темы: "Нормативно-правовая база РФ о защите прав детей", "Жестокое обращение с детьми", "Виды насилия".

5. Индивидуальная работа (коррекционная, реабилитационная, консультативная) специалиста и психолога с подростками позволяет выявить причины жестокости, установить контакт, вызвать чувство доверия, обучить способам психологически грамотного выражения агрессивных чувств. Для проведения данного типа мероприятий на базе учреждения есть сенсорная комната, спортивный зал, игровая комната.

За 2015г. с 5 воспитанниками в возрасте от 12 до 18 лет была проведена целенаправленная работа на упреждение жестокости (индивидуальные консультации со специалистами ГДН ОВД ЗАТО Александровск, сектора опеки и попечительства, КДН и ЗП, врача психиатра-нарколога).

В заключение необходимо отметить, что отношения в детской среде - это зеркальное отражение отношений к ним родителей, педагогов взаимоотношений между взрослыми. Именно поэтому так важно, чтобы вокруг детей царила атмосфера любви, взаимопонимания, доверия.

«Детская агрессия и жестокость и ее профилактика»

Цель: указать причины агрессивного и жестокого поведения учащихся; факторы, влияющие на детскую жестокость; привести примеры профилактики детской агрессии и жестокости.

Вопросы для обсуждения:

1.Что такое жестокость? Формы проявления жестокости.

2. Особенности жестокого поведения учащихся.

3. Причины детской жестокости.

4. Профилактика детской жестокости.

Немецкий социолог, философ Эрих Фромм писал:

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли…»

Тема нашей встречи серьёзна и трудна и в последнее время стала очень актуальна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти проявления живут среди нас, взрослых, и среди детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и жестокость и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

Агрессия и жестокость в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Как известно после агрессии идет вторая стадия эмоциональных срывов, проявляемая, как жестокость.

Что же такое жестокость? Жестокость – это человеческое чувство не знающее жалости, сожаления, сочувствия. Это способность причинять страдания людям или животным.

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детского поведения заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3.Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и жестокость им присуща в полной мере.

Формы проявления жестокости

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления жестокости: целенаправленная жестокость и враждебная. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление жестокости как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской жестокости являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и воспитателям, работниками социальной защиты . Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная жестокость - от жалоб, до прямых оскорблений и физических мер («Ты – уродина», «Ну и дурак ты!», «Сейчас как дам больно!»). У многих детей отмечаются случаи физической жестокости - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстников или их школьных принадлежностей), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое жестокое поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Особенности жестокого поведения детей и подростков:

1. Жертвами агрессии часто становятся близкие люди - родные, друзья и пр. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека.

2. Далеко не все жестокие дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.

3. Жестокость часто возникает без реального повода.

4. Многие жестокие поступки подростков, являются следствием личностного кризиса. Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Причины детской жестокости

Дети учатся жесткому поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения жестоких действий.

Неблагоприятные условия в семье

Взрослым необходимо самим являть пример доброты и гуманности в человеческих отношениях, прежде всего в отношении к детям.

На становление жестокого поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к жестокому и агрессивному поведению.

Пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети жестоки и непослушны.

Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает жестокость его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую жестокость в жизненный стиль личности. Но таких людей в дальнейшем практически невозможно исправить.

Агрессивность и жестокость у детей может проявляться если:

1.Родители не устанавливают правил поведения детей дома.

2. Не следят за местонахождением детей.

3. Не применяют соответствующих воспитательных мер (наказания или поощрения). Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание если:

Оно следует незамедлительно за проступком.

Объяснено ребёнку. Оно суровое, но не жестокое.

Оно оценивает действие ребёнка, а не его человеческие качества.

4. Не пытаются разрешать возникающие проблемы и кризисные ситуации с помощью компромиссных решений.

Так же можно назвать и другие факторы: болезни, нищета, безработица , супружеский конфликт, развод, распавшаяся семья, родители полностью поглощены работой, увлечениями.

С целью профилактики выявления психического и эмоционального состояния у детей можно провести анкетирование учащихся.

С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ АНКЕТЫ ВЫЯСНИТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ:

Как часто ребенку приходится сталкиваться с жестоким или несправедливым отношением к себе со стороны родителей.

Сколько тебе лет?

1. Сколько человек в твоей семье?

2. Кто тебя воспитывает?

Влияние Интернета

В последнее время не только американские педиатры , но и российские, выявили взаимосвязь между пропагандой насилия в СМИ и жестоким поведением среди подростков. Школьники, увлекающиеся жестокими видеоиграми в большей степени склонны к агрессии

Причём наиболее серьёзное влияние на психику ребёнка оказывают жестокие видеоролики, распространённые в Интернете. Естественно предположить что, чем больше различных СМИ пропагандирующих жестокость доступны ребёнку, тем более он агрессивен. Тем не менее, влияние ТВ-шоу, фильмов, музыки, Интернет мультфильмов и компьютерных игр оказало гораздо слабее влияние Интернет роликов, изображающих насилие со стороны реальных людей.

В этом направлении очень важно военно-патриотическое воспитание учащихся. В нашей школе оно является одним из приоритетных.

Несколько лет подряд проводим военно – историческую игру «Зарница», которая состоит из следующих этапов:

Исторический;

Медицинский;

Строевой;

Творческий конкурс проектов-презентаций.

Традиционные встречи с ветеранами ВОВ на кануне 9 мая и ветеранами Балтийского флота.

Ежегодно вспоминаем 15 февраля – день вывода ограниченного контингента Советских войск из Афганистана. Это день памяти. На здании школы установлена мемориальная доска Соловьёву Алексею Львовичу. Он выпускник нашей школы, погиб при исполнении интернационального долга. Проводим встречи с ветеранами локальных войск и конфликтов на базе школьного музея. К нам в гости приходит подполковник запаса.

Участвовали в городском историческом марафоне «Долгие версты войны», посвященному 70-летию битвы под Москвой.

Проводим традиционные встречи с представителями градообразующих предприятий: РКК «Энергия», ЦНИИ Машиностроения.

Участвуем в «космическом марафоне», который проводится в канун Дня космонавтики.

Каждую четверть проводим Единый урок безопасности. А дважды в год участвуем в акции Московской области «Внимание дети! Безопасность на дорогах».

В целях профилактики здорового образа жизни каждую четверть проводим уроки здоровья на темы:

-«Табакокурение и его влияние на организм школьников»;

-«Нет наркотикам!»;

-«Скажи жизни ДА!»;

Ежемесячно выступает с беседами медицинский психолог наркологического диспансера и с темами:

Вред курения;

Особенности формирования зависимостей;

Проблема алкоголизма;

Проблема игромании.

Нарколог приходит не только на классные часы, но и на родительские собрания.

Часто приходит в школу инспектор ОДН капитан полиции с профилактическими беседами по предупреждению правонарушений школьниками.

В школе работает хор (в рамках работы музыкальной школы города организация дополнительного образования). Спортивные кружки.

Проблему повышения эффективности ранней профилактики в школе решаем по следующим основным направлениям:

    выявление неблагоприятных факторов со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных воздействий;
    современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств.

· Групповая и индивидуальная работа, как с подростками, так и с родителями (беседы, лекции, конференции, акции против наркотиков и алкоголя);

· Соучастие и творческое представление в социальной жизни (праздники, отдых в загородных лагерях);

Школа осуществляют свою работу по следующим направлениям:

1. Социально-профилактическая работа по предупреждению правонарушений.

2. Военно-патриотическое воспитание.

3. Создание здоровьесберегающей среды во внеурочное время в условиях общеобразовательных учреждений.

Напомню «золотые» правила воспитания, связанные с данной темой:

Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

Список используемой литературы

1. Иванова, жестокость и отношение старшеклассником к их проявлениям. - М., 1999.

2. Корнеева в семье конфликт.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001

3. Козырев конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2 - с. 108.

4. Можгинский подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 2008.

5. Семенюк особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М:. 1996 - с.21

6. В союзе с красотой. М. «Просвещение»,1997г.

7. Асламова жить с непохожими людьми. Изд. Дом «Московия», 2009.

8. Научно-методический журнал №4. Классный руководитель. М. «Педагогический поиск».2011.

9. Федоренко в общеобразовательной школе. Изд. «Каро». С.-Пт.2007.

Оксана Никифорова
Консультация «Детская агрессия и жестокость и ее профилактика»

Цель : указать причины

агрессивного и жестокого

поведения учащихся; факторы,

влияющие на детскую жестокость ;

привести примеры профилактики

детской агрессии и жестокости .

Вопросы для обсуждения :

1. Что такое жестокость ?

Формы проявления жестокости .

2 Причины детской жестокости .

3 Профилактика детской

жестокости .

“Если ребенка учат добру, в

результате будет добро, учат злу

в результате будет зло – ибо

ребенок не рождается готовым

человеком, человеком его надо

сделать”.

В. А. Сухомлинский

Тема нашей встречи серьёзна и трудна и в

последнее время стала очень актуальна.

Это тема проявления нашими детьми

жестокости и агрессии . К сожалению,

эти проявления живут среди нас,

взрослых, и среди детей. Что же это за

явление и стоит ли нам о нём говорить?

Стоит. А раз так, давайте рассмотрим,

что собой представляет агрессия и

жестокость и как мы , взрослые, можем

помочь детям преодолеть её.

Что же такое жестокость ?

Жестокость – это человеческое

чувство не знающее жалости,

сожаления, сочувствия. Это

способность причинять

страдания людям или

животным.

Почему дети равнодушны и жестоки ? – часто

спрашиваем мы. Как помочь детям стать чуткими,

щедрыми, милосердными, как своевременно

поставить заслон жестокости и черствости ? Каждый

из нас хочет воспитать детей так, чтобы из них

получились хорошие люди. Но когда ребенок

становится агрессивным или проявляет жестокость ,

у родителей опускаются руки. Почему малыш так

себя ведет? Дети от природы склонны быть

эгоцентричными. Их некоторые действия просто не

вписываются ни в какие рамки. При этом родители

недоумевают : откуда малыш набрался этого?

Формы проявления жестокости

целенаправленная жестокость

враждебная жестокость

прямая жестокость

косвенная вербальная

жестокость

Особенности жестокого поведения

Жертвами агрессии часто становятся

близкие люди

не все жестокие дети воспитываются в неблагополучных семьях

Жестокость часто возникает

без реального повода

Многие жестокие поступки подростков ,

являются следствием личностного кризиса

Жестокость у детей до трех лет неосознанная.

Родителям может казаться, что малыш

делает это специально и его нужно жестоко

наказывать. Например, ребенок может

швырнуть кошку о стену. Разве ему не жалко

кошечки? На самом деле, малыш делает это

не для того, чтобы ей отомстить. Так он

играет. Дети еще не знают всех ощущений -

от чего бывает больно, а от чего нет. Он

может просто не понимать, что кошка при

этом испытывает боль.

Такая жестокость ребенка – это лишь этап его развития и

формирования личности. Когда он таким же образом

ударит об стенку мягкую игрушку, мама не будет

негодовать, ведь это неживой предмет. Более того,

родители с пониманием к этому отнесутся : ребенок

познает мир. А на самом деле дети одинаково играют и с

живыми, и с неживыми объектами. Разница лишь в том,

что с живыми играть легче. Жестокость деток

дошкольного возраста бессознательна. Это всего лишь

этап развития личности, который он вскоре перерастет.

Другое дело – жестокость осознанная , когда ребенок

целенаправленно причиняет вред другому (всегда более

слабому, получая от этого удовольствие и не испытывая

чувства вины. Крайне важно закрепить навыки

социально приемлемого поведения в дошкольном

возрасте.

Надо отметить, что жестокость дошкольников обычно имеет

иные причины, нежели у детей старшего возраста. Во-

первых, поведение наперекор установкам взрослых

характерно для возраста 3-4 лет в силу того, что ребенок

начинает осознавать свое "я", и при помощи неприемлемого

поведения пытается отмежеваться от остальных. Во-вторых,

жестокость маленьких детей базируется на многих

физиологических основаниях – например, дети со сниженным

болевым порогом просто не понимают, как они могут

причинить кому-то вред, если сами ничего не чувствуют в

аналогичной ситуации. В-третьих, дети подобным образом

реагируют на плохую психологическую обстановку в семье –

ссоры, скандалы, презрение к отдельным членам семьи.

Главное, что до 6 лет подобное поведение в принципе

поддается корректировке. Иногда достаточно лишь того,

чтобы взрослые скорректировали свое поведение.

Наш мир жесток , и дети начинают действовать теми же

методами, что видят вокруг. Родители не показывают

должного примера, а дети прежде всего смотрят на

свою семью. У детей часто возникает протест, если они

видят несоответствие между тем, что говорят родители,

и тем, что делают. Этот протест зреет внутри и может

выливаться в разные проблемы, в том числе в

жестокость . Для ребенка важно, чтобы взрослый был

хорошо чувствует. Самый действенный метод

(впрочем, это применимо почти ко всем детским

проблемам) – личный пример.

Бывает, что добрый ребенок, который плачет над

кошками и собачками, может обижать своих

сверстников. Почему? Собачки и кошечки -

это нечто сказочно-игрушечное, для них

ребенок как покровитель, а детский коллектив

Это некий социум, где надо вести борьбу за

выживание. В детском коллективе нередко

один ребенок другого начинает воспринимать

как конкурента, соперника. Это же и у

взрослых так - собак жалеют, а людей

ненавидят. И выходит, что мы учим детей жить

по закону «джунглей» - это печально.

Агрессивность и жестокость у детей может проявляться если :

Родители не устанавливают правил поведения детей дома.

Не следят за местонахождением детей.

Не применяют соответствующих воспитательных мер

(наказания или поощрения) . Огромное значение в

воспитании детей имеет поощрение : словом, взглядом,

жестом , действием. Очень значимо для человека и

Оно следует незамедлительно за проступком.

Объяснено ребёнку. Оно суровое, но не жестокое .

Оно оценивает действие ребёнка, а не его человеческие

Не пытаются разрешать возникающие

проблемы и кризисные ситуации

с помощью компромиссных решений.

«Золотые» правила воспитания :

Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

Постарайтесь сделать так, чтобы только вы

снимали его эмоциональное напряжение.

Не запрещайте детям выражать отрицательные

Умейте принять и любить его таким, каков он

Повиновение, послушание и

исполнительность будут там, где они

предъявляются разумно.

К агрессивным проявлениям в поведении

ребёнка приводит агрессивность семьи .

Жестокость и насилие среди детей – очень страшное явление. Но

есть кое-что действительно ужасное - равнодушие, безразличие

родителей по отношению к своим детям и их проблемам. Именно

это корень всех бед.

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер» .

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час» .

Доброта - она от века

Украшение человека…

Спасибо за

внимание.



Рассказать друзьям