Консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Консультация для воспитателей " Ознакомление детей с трудом взрослых". Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сильное влияние на детей, особенно младшего и среднего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи, различные действия медицинских работников, прачки, дворника и т.п). Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых.

Младшая группа. Наблюдения за уборкой участка детского сада. Наблюдения за трудом взрослых по уборке участка организуют со всей группой дважды в течение года, зимой и летом, в часы занятий. Дети узнают, что взрослые поддерживают чистоту и порядок на участке детского сада и на улице, что дворник пользуется метлой, лопатой, у него есть шланг, чтобы поливать участок.

В летнее время наблюдения можно вести либо из окна групповой (воспитатель размещает детей у окон, выходящих в сад или на улицу), либо на участке (недалеко от места уборки). Воспитатель предлагает детям посмотреть, как дворник убирает сад, двор или улицу, чтобы было чисто: поливает водой дорожки, цветы. Воспитатель обязательно подчеркивает, что дворник хорошо полил дорожки и растения, на чистом дворе хорошо играть. Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не сорили на участке, показывает, куда надо бросать бумажки и другой сор, напоминает, как дворник трудился, убирая участок.

Зимой можно снова понаблюдать с детьми за работой дворника, особенно интересно такое занятие провести после снегопада. Дети идут на прогулку по заранее расчищенным от снега дорожкам, видят, как дворник разгребает на участке снег. «Как много снега выпало сегодня, все дорожки замело,? говорит воспитатель.?Дворник их расчищает». Воспитатель рассказывает, чем дворник сгребает снег (лопатой деревянной), куда он его складывает (в ящик, поставленный на санки), затем увозит его на санках с участка. Детям можно предложить сгребать лопатками снег и на санках увозить его в условленное место, чтобы потом сделать горку для кукол.

Экскурсия на кухню. Малыши с удовольствием наблюдают за работой повара. Желательно, чтобы за день или за два до экскурсии повар побывал в группе, принес детям испеченный пирог или приготовленный свежий салат, выясняя у них, нравится ли им это блюдо.



Во время экскурсии на кухню детей рассаживают возле стола, на котором готовят фарш для котлет. Малыши видят, как быстро работает повар, готовя котлеты, наблюдают, как режут овощи для супа на другом столе. Чтобы дети могли подойти к столу, лучше увидеть, что делает повар и его помощники, всех детей делят на две подгруппы (по 12?13 детей).

Ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении. Помимо наблюдений за работой взрослых в детском саду, детей младшей группы знакомят с трудом людей других профессий. Малышам интересно, как шофер водит машину, водитель трамвая управляет трамваем, машинист поездом. Можно рассказать на экскурсии о работе капитана, матросов (в детских садах приморских городов или в городах, расположенных на побережье больших рек).

Представления, полученные детьми младшего возраста о труде взрослых, создают предпосылки к развитию в дальнейшем умения видеть все, что сделано человеком, ценить труд взрослых.

Детей среднего дошкольного возраста знакомят с теми видами труда взрослых, которые можно непосредственно наблюдать, при этом расширяется возможность практического участия в труде самих детей.

Экскурсия на кухню. Во время наблюдения дети пятого года жизни узнают о разнообразии трудовых процессов по обработке различных продуктов, прежде чем готовое блюдо будет подано к обеду. Воспитатель обращает внимание на то, как дружно и слаженно работают взрослые. Повар показывает детям технику: электрическую плиту, электромясорубку, приборы для очистки и резания овощей.

Для проведения экскурсии на кухню всю группу детей делят на две подгруппы.

Ознакомление с другими видами бытового труда взрослых. Детей пятого года жизни знакомят с процессом стирки белья. В беседе воспитатель выясняет, знают ли дети, как стирают белье. Несомненно, в семье каждый ребенок мог наблюдать этот труд и даже помочь матери или бабушке в работе: например, полоскать белье в чистой воде, подать выстиранное белье для развешивания после стирки. Об этом охотно рассказывают дети, придя в детский сад после выходного дня. Воспитателю важно, чтобы из разнообразных впечатлений у ребят сложились правильные представления об этом труде, обо всех его процессах. Он рассказывает о том, что белье сначала замачивают. Стирают с мылом или стиральным порошком в теплой воде. Белое белье кипятят на плите в специальном баке. Для стирки белья используют стиральные машины. Есть специальные фабрики-прачечные, где белье стирают и гладят.



Детям можно предложить стирку кукольной одежды. Эту работу могут выполнять 8―10 человек: четверо стирают, затем выстиранное белье передают двум другим детям, которые полоскают в одной воде, еще двое полоскают начисто, отжимают и отдают вешать. На другой день или во второй половине дня, когда белье высохнет, гладят.

На занятиях в средней группе дети наблюдают, как шьют одежду, как строят дома; как пасут коров и ухаживают за ними (это возможно в летних условиях, когда детский сад выезжает на дачу). В ходе наблюдения воспитатель рассказывает о важности этих профессий, о пользе, которую приносит труд этих людей обществу.

На одном из занятий можно проверить, усвоили ли дети материал программы о труде взрослых. Примерная тема беседы на занятии ―«Кто что делает». В ходе этой беседы воспитатель выясняет представления детей о том, что делают люди названных профессий, какие орудия труда им нужны. Воспитатель спрашивает в первую очередь тех детей, в ответе которых сомневается.
Такую же беседу можно провести и о водителе автомашины. Воспитатель спрашивает детей: «Кто водит машины? Зачем нужна работа шофера?» Следует выяснить, какие машины дети знают, что на них возят, кто на них ездит.
30 вопрос) раскройте методику ознакомления дошкольников с трудом взрослых в старших группах детского сада

Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Пусть родители глубоко осознают, что их собственное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых - это для ребенка очень важный стимул.

Конечно, подавляющее большинство детей не имеют возможности наблюдать труд своих пап и мам на общественном производстве, но у взрослых и без того немало дел, которые могут и должны происходить на глазах у детей. Видя, как работают старшие, они с радостью займутся с ними уборкой помещения, стиркой, приготовлением обеда, будут копаться в саду, на огороде. Имея перед собой пример своих родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, приносить пользу людям.

Труд - центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности на производстве и в быту.

Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому, ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром.

Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно
развивающая система. Социологи в своих исследованиях выявили
социальную обусловленность, общественную значимость, целенаправленность профессии, определили её как общность людей, занятых определенным видом труда. В их работах показано, что от престижа профессии часто зависит и социальный статус человека. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.

К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети младшего школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не понимают сути их профессиональной деятельности.

Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку. Во время труда, не требующего большой умственной нагрузки, воспитатель включает магнитофон, проигрыватель с любимыми песнями детей или со спокойной красивой мелодией (если дети заняты ручным трудом), или с веселой бодрой музыкой (если идет уборка групповой комнаты перед праздником). Музыка не должна звучать громко. Она должна быть фоном для создания хорошего настроения.

В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде людей, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение. Именно эта задача - формировать представления об общественной значимости труда людей - оказывается чрезвычайно важной. В "Программе воспитания и обучения в детском саду" ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду, желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Решение этих задач предусмотрено двумя путями: через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие в посильной трудовой деятельности.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества. Поэтому мы решаем задачу по ознакомлению с трудом взрослых в разных формах: как на занятиях, так и вне их (проводим наблюдения, экскурсии, рассматриваем иллюстраций, читаем художественную литературу, играем в сюжетно-ролевые игры и прочее).

Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет, стирки одежды, уборки территории и т. д.).

Так, например, нами были организованы наблюдения за работой дворника - примерно два раза в квартал (по сезонам). В каждом из времен года мы отмечали характер труда дворника, уточняли названия и предназначение его рабочего инвентаря. Обращали внимание детей на результат и ценность труда дворника для всех людей и предлагали оказывать посильную помощь дворнику на прогулках: летом - мы собирали мелкий мусор, подметали веранду, осенью - убирали опавшие листья, зимой чистили дорожки от снега, скамейки на веранде, делали горку.

Также были организованы экскурсии в прачечную детского сада, медицинский кабинет, пищеблок. В процессе таких экскурсий дети не только обогатились новыми впечатлениями, но и получили прекрасную возможность удовлетворить свой интерес к тому, какие профессиональные и значимые для других людей действия выполняют работники детского сада. Одним из ярких примеров такой экскурсии является экскурсия в прачечную.

В теплое время года, во время прогулок, дети обратили внимание на белье, развешенное во дворе на веревках. Они задавали вопросы: где у нас в садике стирают белье, кто стирает, как? Ведь процесс стирки белья скрыт от глаз ребенка, видны только результаты (вывешенное белье). И тогда мы организовали экскурсию в прачечную, где совместно с машинистом по стирке белья рассказали и показали последовательность работы в прачечной. Для закрепления полученных знаний задавали детям вопросы: "Для чего (с какой целью) белье надо стирать, сушить?" и т.д.

В медицинском кабинете дети наглядно познакомились с трудом медицинской сестры; на пищеблоке они своими глазами увидели процесс приготовления обеда. При посещении медицинского кабинета, кабинета заведующей, пищеблока особо подчёркивали, что весь коллектив детского сада работает дружно, слаженно, все заботятся о том, чтобы детям в детском саду жилось хорошо.

На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда мы формируем обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии: няня вымыла посуду - посуда чистая; накрыла столы к обеду можно есть; приготовила кровати - можно детям ложиться спать; т.е. няня заботится о детях отсутствие родителей. Повар готовит суп, котлеты, компот - заботится о том, чтобы все были сыты. Портниха шьет платья, пальто и т. д. - заботится о том, чтобы у всех была одежда. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда.

На основе таких первичных обобщений мы формируем более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Отсюда возможно более сложное обобщение: труд это проявление заботы людей друг о друге. Освоение детьми такого обобщения дает озможность при последующей работе каждый новый вид деятельности взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим. Это доступно детям старшего дошкольного возраста при условии формирования всех предшествующих представлений в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Дети подрастают, вместе с ними растет их любознательность, интерес к профессиям людей. И теперь мы проводим более сложные занятия по ознакомлению детей с профессиями строителя, учителя, милиционера, шахтера, пожарного, библиотекаря... Воспитательная эффективность ознакомления с трудом взрослых зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и оттого, на какие его стороны направляется внимание детей. Например, во время экскурсий на овощной рынок, мы старались обратить внимание детей на общий порядок, тщательно продуманную работу: овощи лежат по отдельности в лотках; продавец пакует в мешочки; аккуратно взвешивает. Во время наблюдения за работой строителей подчёркивали, как дружно и слаженно они работают, обращали внимание на взаимопомощь, осторожные действия работающих, на их отношение к любимому делу.

Также в своей работе мы посчитали важным вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда: например, наблюдая, как маляры красят стены на веранде - старые стены покрываются краской, становятся красивыми. Гуляя по улицам родного города, ы наблюдали за работой снегоуборочных машин. Засыпанная снегом улица после расчистки даёт простор для свободного движения транспорта и пешеходов.

А после экскурсии в детскую библиотеку дети поинтересовались - как же делают книги? Для ознакомления детей с профессиями людей участвующих в процессе изготовления книг нами разработано занятие "Путь книги".

Валентина Подпорина
Ознакомление детей с трудом взрослых - средство нравственного воспитания. Из опыта работы

«Труд становится великим воспитателем , когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников , приоткрывает всё новую красоту в окружающем мире, пробуждает гражданское чувство»

В. А. Сухомлинский

С малых лет следует воспитывать положительное отношение к труду и трудящемуся человеку . На конкретных примерах показывать детям общественную значимость труда взрослых , раскрывать богатство человеческих отношений в труде .

Знакомя дошкольников с трудом взрослых , я использую разнообразные методы и приёмы. Для создания положительного отношения и привычки к труду , важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых , непосредственное соприкосновение с их трудом . Воспитывать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности.

В нашем дошкольном учреждении имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых . В этом труде явно выражен его собственный характер. Поэтому необходимо создавать такие ситуации, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых .

Здесь возможны различные пути :

1 путь – пока детям разнообразного труда взрослых и объяснения их значения

2 путь – непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей .

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные задания и представления о труде и воспитывать уважение к труду взрослых , научить ценить его, разовьёт интерес и любовь к труду .

Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей – вызывать желание трудиться , работать добросовестно , тщательно.

В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания : значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей . Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых , работающих в детском саду , активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков , определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого , а также наметить принципы, формы и содержания труда взрослых . Производимого при детях или совместно с ними.

В разрешении вопроса о возможном приближении к детям труда персонала , о создании таких условий, когда дети могли бы использовать наглядные примеры старших, возможны различные пути :

Приближение к труду взрослых ;

Приближения работы взрослых к детям ;

Совместная деятельность взрослых и детей .

Первый путь широко проектируется в нашем детском саду- это специально организованный на занятиях показ детям труда взрослых . Наблюдения. Организованные посещения кухни, кабинета мед. сестры, прачки и т. д. детям показывают процесс приготовления пищи, стирку белья, уборку участка, ремонт мебели и игрушек.

Наблюдение за трудом взрослых в детском саду имеет большое образовательное значение : они уточняют представления детей , пробуждают любознательность , интерес к деятельности взрослых , способствуют выработке положительного отношения, уважения к их т руду.

Признавая ценность специальных наблюдений труда , их всё же надо дополнять более активными средствами воздействия на развитие ребёнка. Надо по возможности приблизить труд взрослых к детям .

Труд , который систематически и естественно протекает на виду у детей , обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым .

Известно, что дети дошкольного возраста склонны к подражанию. Эта характерная особенность при правильном его использовании может оказать существенное влияние на их нравственное развитие . Поэтому в самом начале дать пример ля подражания. Таким примером может служить работник какой-нибудь конкретной профессии. Я обращаю внимание воспитанников на такие нравственные черты конкретного человека, как ответственность, готовность помочь, доброту, отзывчивость.

Вызвав и поддержав у ребёнка интерес к человеку- труженику я создаю положительную эмоциональную основу для формирования интереса к содержанию его деятельности, его труду .

Трудовое воспитание у самых маленьких начинается с самообслуживания, с формирования потребности сделать для этого всё необходимое. В младшей группе я не только ставлю перед ребёнком конкретную цель, но и стараюсь сделать так, чтобы результат, который он достигает в самообслуживании был нагляден и понятен.

Уже в младшем возрасте я начинаю знакомить детей с трудом окружающих их людей и приучаю выполнять простые поручения. Однако дети трёх лет ещё слишком малы, чтобы их отношение к чему- либо было достаточно чётким и стойким. Поэтому на прогулке обращаю внимание детей на здание детского сада, на высокое красивое здание школы- всё это построили строители. Говорю о том, как похорошела улица после того, как мы, взрослые , озеленили её – посадили много деревьев, цветов.

Работу по формированию у детей представлений об общественной значимости труда взрослых я начинаю с младшего дошкольного возраста и осуществляю её на основе конкретных жизненных примеров (няня моет посуду, стелет детям постель; повар готовит вкусный обед) .

Очень рано дети начинают проявлять интерес к труду взрослых , копируя их действия, забрасывая нас вопросами : «Что ты делаешь? Для чего это нужно? Покажи, как это получается» . Дети стараются вникнуть в суть действий, стремятся помочь старшим.

Необходимо поддерживать и развивать интерес ребёнка к труду взрослых , организуя с этой целью целенаправленные наблюдения, экскурсии, прогулки, беседы, чтение художественной литературы. На конкретных примерах важно подвести малыша к пониманию доступных понятий (любой труд почётен , труд людей взаимосвязан и служит общему благу, людей труда уважают , уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано рукам тружеников, а также к посильному участию младшего в делах взрослых , и в первую очередь в стремлении обслужить себя, оказывать помощь маме, бабушке, папе, дедушке.

Работая с детьми младшего школьного возраста, работу организую так , чтобы малыши накопили конкретные представления о наиболее близких, доступных непосредственному влиянию , видах труда взрослых . Эти наблюдения провожу во время экскурсий к месту труда работников детского сада , а позднее в ходе экскурсий за пределы детского сада.

Первые представления о труде взрослых дети до трёх лет получают наблюдения как работает мама , бабушка, воспитатель , няня, медицинский работник , повар, шофёр.

Заботу помощника воспитателя дети чувствуют постоянно : она помогает им одеться, раздеться, кормит, моет посуду, окна, вытирает пол. Но малыши этого могут не замечать, если специально не обратить на это их внимание. Провожу занятие «Рассказ » .

Поэтому с самых первых дней пребывания детей в группе использую различные ситуации из жизни, чтобы полнее раскрыть характер и содержание труда обслуживающего персонала :

Как чисто и красиво в нашей группе!

Кто же так всё убрал?- Это наша няня – Вера Алексеевна убрала в группе.

Ребята, давайте скажем ей «Спасибо» .

Важно, чтобы малыши поняли основной смысл этого вида труда – забота о детях .

Аналогично проводится наблюдение за работой мед . сестры, которая осматривает малышей, спрашивает их о здоровье. Свои представления об этом труде ребята вместе с воспитателем реализуют в игре : лечат кукол, делают уколы.

Задача по ознакомлению с каждым видом труда решается в повседневной жизни : в наблюдении за трудом взрослых , при чтении художественной литературы, рассматривания картин и иллюстраций.

Так организуя наблюдение за трудом водителя , который привозит продукты в детский сад, я знакомлю с ним детей , то есть создаю обстановку эмоциональной близости, взаимной доброжелательности. Встретив шофёра в следующий раз, дети здороваются с ним. Читаю стихотворение Б. Заходер «Шофёр»

При организации наблюдений за трудом взрослых я каждый раз продумываю приёмы, которые помогут сформировать положительное отношение к человеку- труженику. Приёмы эти разнообразны :

Общая беседа;

Подключение детей к деятельности взрослых ;

Чтение тематического произведения.

Провожу занятия :

1. «Рассказ воспитателя о труде взрослых »

2. «Рассказ воспитателя о труде помощника воспитателя »

3. «Рассказ воспитателя о труде машиниста »

Читаю детям стихотворение «Мчится поезд» , играем в дидактическую игру «Поезд»

Наблюдение за трудом взрослых по уборке участка организую со всей группой в течении года. Дети узнают, что взрослые поддерживают чистоту и порядок на участке детского сада; что дворник пользуется метлой, лопатой. При наблюдении обязательно подчёркиваю, что дворник хорошо подмёл дорожки, на чистом дворе хорошо играть. Во время прогулки обращаю внимание детей на то , чтобы они не ссорили на участке, показываю, куда надо бросать бумажки и другой сор, напоминая, как дворник трудился , убирая участок. Зимой также наблюдаем с детьми за работой дворника . Дети идут на прогулку на заранее расчищенный от снега двор, видит как дворник разгребает дорожки от снега.

Это дворник расчищает дорожки лопатой, сгребает снег. Предлагаю ребятам помочь – сгребать лопатками снег.

Знакомя малышей с трудом тех людей , которые непосредственно работают в детском саду и которых дети хорошо знают. В процессе беседы использовала стихи Б Заходера «Шофёр» , А. Кардошовой «Наш доктор» (в отрывках) . Дети быстро их запоминают, благодаря художественным произведениям малыши узнают о том. что доктор- добрый, заботливый человек, он помогает детям, если они заболеют. Постепенно малышей как бы «выводят» за пределы детского сада, семьи. Они узнают, что дворников, шофёров, врачей, воспитателей много . Они трудятся в разных местах .

Основной вид деятельности детей младшего возраста- игра. Правильно организованная игра может быть прекрасным средством воспитания к труду , уважения к человеку- труженику.

Играя в детский сад, дети берут на себе роли няни, воспитателя . Отношение к труду в младшей группе не должно ограничиваться наблюдением. Оно может проявлятся в поступках, в деятельности, в стремлении к самостоятельности.

Основная установка воспитательного процесса в младшей группе : мы учимся всё делать сами. Вместе с воспитателем малыши могут принять участие в работе взрослых : помогать дворнику -выносить листья с участка, собирать урожай выращенной моркови. Важно, чтобы ребёнок получал удовольствие от самой работы , удовлетворение от её результатов. Уже с младшей группы нужно воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам, вещам, книгам – ко всему тому, что создано руками человека.

В младшей группе начинается ознакомление с трудом родителей . В индивидуальных беседах я выясняю и уточняю представления о труде . Важно, чтобы каждый ребёнок знал место и содержание работы родителей , отношение родителей к своей работе . Знали, что когда родители устают, им надо помогать. Читаю стихотворение Е. Благиной «Посидим в тишине» .

В средней группе обогащаются и расширяются представления детей о работе сотрудников детского сада . Кроме того, разрабатывается ещё несколько тем :

1. «Знакомство с работой воспитателя »

2. «Знакомство с трудом инструктора по физическому воспитанию ».

3. «О том, как трудятся наши мамы и папы »

4. «Знакомство с работой музыкального руководителя»

5. «О труде людей транспортных профессий» .

6. «Знакомство с трудом врача » .

В средней группе тема : «Знакомство с трудом людей в детском саду» предполагает более широкое программное содержание : уточнение знаний детей о работе воспитателя и музыкального руководителя. Планируется экскурсия на кухню, ознакомление с другими видами бытового труда взрослых .

Уточнение представлений о содержании работы сотрудников детского сада обогащает игры дошкольников. Играя в «Детский сад» , ребята берут на себя роли музыкального руководителя, воспитателя , няни.

В игре «Музыкальное занятие» ребята берут на себя роли воспитанников воображаемого детского сада, и эта игра ещё больше сближает их, объединяет общим интересом.

Уточнение представлений о труде людей непременно должно сочетаться с воспитанием желания помогать взрослым . В нашем детском саду таких возможностей много. Ребята помогают дворникам убирать территорию детского сада, помогают няне, выполняют отдельные поручения воспитателя .

Тема «О труде людей , работающих на транспорте ». С работой шофёра дети знакомились ещё в младшей группе. в средней группе эти знания расширятся и углубятся. Кроме того, ребятам можно рассказать о труде лётчиков . Осуществляется знакомство с профессиями, работающих в авиации . Этот опыт используем для развития у детей интереса к труду лётчиков . Дети рассматривают иллюстрации, картины, на которых изображены лётчики, бортпроводницы, механики. Об отдельных профессиях рассказываю детям подробнее, вызывая у них желание брать на себя соответствующие роли в дидактических играх : «Что кому нужно для работы , «Кто потрудился , «Кто, что делает?» .

После того, как дети потрудились с трудом хлеборобов , водителей, воспитателей , врачей и уяснили, что между различными профессиями существует тесная связь, я стараюсь раскрыть общественную значимость труда взрослых , воспитываю уважение к людям любой профессии.

С детьми старшей группы проводила развлечение «Урожай собирай» , «Хлеб -всему голова!» .

Любознательность , интерес к окружающему, которые особенно ярко проявляются у детей шести лет , позволяют углублять их знания о труде , воспитывать положительное отношение к трудящему человеку , желание помогать взрослым , самостоятельно трудиться , бережно относиться к результатам труда .

В течении года в старшей группе планировала несколько воспитательно - образовательных тем, помогающих уточнить и расширить представления детей о труде людей в городе и селе. О взаимосвязи различных видов труда .

Это темы :

«О труде хлеборобов » ;

«О тех кто делает машины» ;

«О труде Художника » ;

«О труде строителей » ;

«О людях, работающих на транспорте » ;

«Профессия космонавт» .

В средней группе я рассказывала детям о результатах труда хлеборобов . В старшей знакомила дошкольников с процессом выращивания хлеба. При этом моя задача не только расширять и углублять представления детей , но и воспитывать уважение к труженикам полей, бережное отношение к хлебу. Для закрепления знаний о сельскохозяйственном труде проводились занятия по темам :

«Хвала рукам, что пахнут хлебом!»

«Откуда хлеб пришёл»

«Хлеб – всему голова!»

Знания, полученные на экскурсиях в поле, во время сева, появление первых всходов, в период урожая уточняются в детском саду на занятиях, в играх детей , развлечениях.

В таких дидактических играх. Как «Собери урожай» , «Кем быть?» , «Кто потрудился , «От зёрнышка до булочки» .

С детьми старшей группы провожу беседу о экскурсии в поле так, чтобы дети не только вспомнили весь процесс выращивания хлеба, но ещё раз пережили те ощущения радости и удивления. Которое они испытали на поле. Проводила тематический концерт : «Хлеб всему голова!»

На обобщённом занятии предлагаю детям создать коллективный рисунок «Хлеборобы» , при этом каждый ребёнок изображает определённый эпизод : трактор пашет землю, люди собирают урожай. Свои знания и представления дети отражают в различных играх : «в шофёров» , «в комбайнеров» , «в трактористов» . Очень содержательно и увлекательно проходит игра «Жатва» . Здесь дети берут на себя роли механизаторов, работников столовой , библиотекарей.

Тема «О труде строителей » очень актуальна, так как труд строителей широко распространен и в городе и селе. Современный размах строительства просто поражает! Красивые дома с удобными квартирами, офисы и магазины, театры и стадионы, гостиницы и бассейны. Не каждый из нас выбрали профессию строителя. Но все мы были великими строителями в детстве и сегодня, наши дети строят трогательные домики из песка, дворцы из кубиков. Строгие сооружения из лего.

Моя задача – организовать систематическое наблюдение за работой людей этой профессии, воспитывать у детей желание быть похожими на строителей, подражать им. Дети отражали это в дидактической игре : «Кто построил этот дом?» , «Чья одежда?» , «Как настоящие строители» .

Тема «О людях работающих на транспорте »

Дети старшей группы уже знают, что к этому понятию относятся профессии железнодорожника, лётчика и т. д. Все эти люди перевозят людей, грузы, выполняют очень нужную работу .

В процессе работы даю детям представление о труде лётчика , вызываю интерес к этой профессии, желание подражать в дидактической игре : «Самолёты» , содействовать развитию воображения в процессе строительства самолёта. Поощряю любознательность , стремление расширить некоторые географические знания в связи с «полётами» , которые будут совершаться.

Экскурсия, наблюдения во время прогулок, чтение стихотворений, пословиц, поговорок. Загадывания загадок, рассказы воспитателей , родителей обогатили представления детей о труде взрослых . Имея эти представления, дети стали осознавать , что их родители производят продукты, необходимые всем людям, что их труд почётен . За хорошую, добросовестную работу людей ценят и уважают. У детей появился интерес к трудовой деятельности взрослых .

В работе с родителями даю нужные рекомендации по воспитанию детей к труду взрослых .

Проводила беседы на темы :

1. «Трудовое воспитание ребёнка в семье » ;

2. «Воспитание уважения к труду взрослых » ;

3. «Уважение к труду- воспитание в труде »

При подготовке и просмотре открытых развлечений активно привлекаю родителей. Рекомендую художественную литературу : Трутнева Е. «Золотой дождик» , Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер» , Маршак С. «Почта» , «Пожар» , Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»

Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи , детского сада. а позднее и школы.

Важно, чтобы вся проведённая мною воспитательная работа дала те результаты , которые проявлялись бы в бережном отношении детей к земле и её богатствам, животному миру, ко всему народному достоянию.

Консультация для воспитателей

«Особенности ознакомления детей дошкольного возраста

с трудом взрослых»

Григорьева Елена Ивановна,

воспитатель МАДОУ № 49,

г. Нижний Тагил

В дошкольном возрасте дети проявляют живой интерес к труду взрослых , в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями.

Старшие дошкольники успешно выполняют несложные обязанности по обслуживанию коллектива, способны уже к элементарной ответственности за порученное дело, могут преодолевать небольшие трудности в работе. Дети испытывают радость от трудового усилия, сознавая полезность своих действий, проявляют бережное отношение к результатам труда взрослых.

Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых , непосредственное соприкосновение с их трудом.

В дошкольном учреждении имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. В этом труде явно выражен его общественный характер, поэтому бытовой труд персонала детского сада имеет в своем влиянии на детей много преимуществ по сравнению с бытовым трудом, осуществляемым в семье.

В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, пошив одежды, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда, видеть, как работают взрослые.

В учреждении дошкольного образования из гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи, стирка, пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т.д., осуществляются в специальных помещениях или же в такое время, когда дети отсутствуют (гуляют, уходят домой).

Такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует в данном случае не в полной мере. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.

Здесь возможны различные пути. Первый путь – это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения. Второй путь – непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитывать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей.

При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.

В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно расширяя и углубляя их, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему.

Очень важно, чтобы это усложнение содержания выражалось не только в нарастании объема познавательного материала, но и в постепенном изменении его характера, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале привлекает внешняя сторона труда – видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам трудящийся человек, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают от внимания детей. Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим является очень важным фактором создания положительной трудовой направленности у детей дошкольного возраста. При этом очень существенно, как это содержание доводиться до создания детей, какими приемами пользуется воспитатель.

Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными способами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы .

В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых — наблюдения и экскурсии . Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Впечатления должны повторяться, поэтому содержание труда должно быть распределено в ряде занятий, умело дозироваться в каждом из них, постепенно нарастать и углубляться.

В процессе наблюдений важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их собственного трудового поведения.

Наблюдения за трудом взрослых оказываются особенно действенными в тех случаях, когда познавательный материал эмоционально насыщен, раскрывает красоту труда, вызывает у детей чувство восхищения.

Однако экскурсии и беседы (что часто встречается в практике) недостаточны для воспитания положительного отношения к труду, для возбуждения у детей стремление самим поработать. Лишь сочетание формирования правильных представлений о труде взрослых и выработки у детей трудовых умений , привычек дает необходимый воспитательный эффект.

Трудовое воспитание, основанное на использовании примера взрослых, не ведет к «перевзрослению» детей, перегрузке их непосильными делами и умениями. Как по содержанию, так и по форме это воспитание учитывает особенности детей дошкольного возраста.

Литература: Буре, Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М., 1990.

Цель:

Продолжить знакомить дошкольников с профессиями и трудом взрослых ;

Расширить знания о том, что люди разных профессий (врач, повар, шофер, строитель, парикмахер, швея, портной, няня, дворник) работают для общего блага;

- закрепить знания детей об орудиях труда, необходимых для работы людям этих профессий.

Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Подготовительная работа: экскурсии в магазин, парикмахерскую, прачечную, кухню, кабинет медсестры.

Рассмотрение картин: «На строительстве», «В магазине кукол» и другие.

Чтение стихов Д.Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла» и т.п.

Материал: предметные картинки для игры «Кому, что нужно для работы».

Большие картинки для показа.

Литература для детей на тему "Профессии"

Рассказ «Кем быть»

Куклы: врач Айболит и кукла-повар.

Ход занятия в средней группе детского сада

Воспитатель. Дети, посмотрите вокруг себя. Вы видите столы, стулья, игрушки, книги. Все это сделано руками людей различных профессий. Именно о людях разных профессий у нас сегодня пойдет разговор. (Слышен стук, открывается ширма)

Добрый день дети, кто я? Вы меня узнали?

Да, доктор Айболит (показывается кукла-повар)

Добрый день дети. А меня узнали? Кто я?

Меня все знают, я славный повар, кормлю всех вкусными обедами, компотами, киселями.

Нет, моя профессия самая важная, я лечу людей, когда они больны. (Возникает спор) Моя! .. Моя..

Воспитатель. Уважаемые наши гости, не спорьте. Сейчас мы с детьми решим ваш спор. Дети, как вы думаете, какая профессия самая важная? (ответы детей)

Воспитатель. Вот мы с вами и запутались. Какая профессия, или чей труд является главным. Сейчас вы послушаете рассказ «Кем быть» и может тогда сделаете правильный вывод. Слушаем внимательно рассказ. Скачать в приложении к занятию Вопросы по содержанию.

Какие профессии назвали в рассказе?

Воспитатель. Вот видите дети; нет главной профессии. Все они главные, все нужные, они дополняют друг друга. Посудите. Что делает для нас прачка? Что было бы, если бы она не вышла на работу? Что делает для нас няня? Что было бы, если бы она не вышла на работу? Как называется тот, кто шьет нам одежду, обувь? Нужна ли их работа?

Воспитатель. Ой, доктор Айболит что-то хочет мне сказать (Делаю вид, будто слушаю)

А говорит он мне, что когда шел к нам в гости, то увидел в каком красивом детском саду мы живем. А он не знает откуда взялся этот детский сад. Дети откуда взялся наш д/с?

(Его построили)

Кто именно его построил, вы узнаете, отгадав загадку:

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит...

Дети - Строитель.

Слышишь, доктор Айболит, его строили строители из кирпичей.

Дети, скажите нашим куклам, как говорил тот, кто стены из кирпича строит? (Каменщик)

А кто ему кирпич подвозит? (Водитель)

На какой машине? (Грузовой)

На второй этаж кто подает кирпич и другой материал? (Кран)

Как называется человек, который руководит краном? (Крановщик)

Кто окна, делал и вставлял? (Столяр)

А кто стены красил? (Маляр)

Многие люди различных профессий строили наш детский сад. Мы уже назвали каменщика, водителя, крановщика, столяра, маляра, но это еще не все. Еще были и штукатуры, грузчики, а первым был архитектор, который сначала нарисовал на бумаге каким должен быть детский сад, а уже после этого инженеры и строители начали строительство.

Физкультминутка «Профессии»

Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)

Плащ портниха шьет. (Махи руками)

Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)

Сталь кузнец кует. (Хлопки)

Дровосеки рубят. (Махи с наклонами)

Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)

Что же делать будет, (Поднимание плеч)

Наша детвора?

Воспитатель. Доктор Айболит, а ты знаешь, что в нашем детском саду тоже есть медсестра, которая лечит нас, когда у нас болят зубы или ухо. Ее как зовут?

Дети, подумайте, и скажите, кто еще работает в детском саду?

Заведующая, воспитатели, няни, повара, прачки, дворник.

Вспомните, когда мы с вами говорили об этих профессиях, я рассказывала вам, что каждому из них для работы нужны какие-то инструменты или орудия труда, то как еще мы их называем. Сейчас я проверю хорошо ли вы знакомы с вышеупомянутыми профессиями. Давайте поиграем в игру.

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»


Дети, кто желает рассказать, кем работает его мама или папа и какие, им принадлежности, или инструменты нужны для работы (ответы детей)

Сегодня мы много говорили о разных профессия х, но не упомянули о том, как нужно относиться к труду людей вообще. Как вы думаете, нужно ли уважать труд взрослых? Как именно? Ну, посмотрите, сколько у нас в группе игрушек, коробок, их сделали рабочие на фабриках. Не одни руки их делали, а много. Как вы относитесь к игрушкам?

А посмотрите как у нас чисто и уютно. Чья это заслуга? (Няни)

Как вы относитесь к труду няни?

А когда выходите гулять и видите подметенные дорожки, площадки, постриженные кусты. Кто это сделал? Мы ему помогаем или нет? Как именно? Как нужно относиться к одежде? Обуви?

Воспитатель. Уважаемые куклы, вы поняли, что все профессии нужны, все важны, поэтому вы больше не ссорьтесь и если будете в другом детском саду, расскажите детям о том, что вы сегодня здесь услышали.



Рассказать друзьям