Общие дела и интересы семьи.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
100 причин, почему я люблю тебя 1. Счастье-это быть с тобой 2. С тобой никогда… (24) Безусловно, самый лучший способ понять, что женщина хочет секса - это когда она подходит и… (9) Секреты, как влюбить в себя начальника Итак, ты пришла на новое место работы и встретила… (7) Мечты сбываются! Да не надо смотреть в телефон, не надо просить оправданий. Речь идёт про… (7) Как вести себя после расставания с любимым человеком Наверное, нет такого взрослого человека, который в… (5)

В семье растет ребенок, семейный климат

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе - главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.

Родители - первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

В беседах с родителями о роли семейного воспитания педагог подчеркивает, как многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность: рассказывает о семье как первой социальной ячейке советского общества, о характерном для нее укладе и стиле отношений всех членов семьи, о направленности их интересов и ее потребностях, создающих соответствующий нравственный микроклимат.

В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы. Поэтому на семинарах-практикумах педагог напоминает родителям, что воспитание ребенка и организация его жизни начинаются, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Никакая «мелочь», нарушающая эмоционально-нравственную атмосферу, не может не влиять на ребенка.

От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. Семья - школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.

Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств - первый кирпичик в будущем здании личности.

Семья-это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.

Но воспитание в условиях коллектива не означает нивелировку личности, напротив, важно сохранять неповторимость индивидуальности, развивать свойственные данному ребенку психологические качества, проявляющиеся в его интересах (например, к природе, искусству и т.д.), чертах характера (любознательность, умственная активность), способностях (двигательно-пластических, музыкальных и т. д.)

Будет ли первоначальный опыт общения ребенка со взрослыми в системе отношений «взрослые-ребенок» положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма. Там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к ее делам, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей!) определенные обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования у него активной жизненной позиции.

В семье дошкольник учится уважительному отношению к близким людям, их делам, производственной и общественной работе, их отдыху и досугу. Сама жизнь семьи выдвигает для этого множество поводов: «Мама пришла с работы усталая, встреть ее приветливо, помоги ей по хозяйству», «Папа отдыхает- не шуми», «К бабушке пришли за советом: ее мнением дорожат», «Посмотри, сколько у дедушки наград-он человек заслуженный».

Велика роль матери в жизни и воспитании ребенка. От нее во многом зависит создание эмоционально-психологической атмосферы в семье (теплота, уют, взаимопонимание). В беседах с родителями важно подчеркнуть ответственность отца, показать необходимость его участия в воспитании, ведении домашнего хозяйства.

Постоянно общаясь с родителями, педагог не может не учитывать характерные недостатки семейного воспитания. Педагоги отмечают: родители, зная и понимая цели и задачи воспитания, затрудняются в практическом их осуществлении. Семейному воспитанию недостает целенаправленности. Недооценивается воспитательная роль самостоятельной детской деятельности, а также содержательного общения между родителями и детьми. Отсутствует единство требований всех взрослых членов семьи к ребенку. В семейной практике преобладают принуждение, запреты и т. п. Иногда допускаются физические наказания, что идет вразрез с принципиально важным положением педагогики - уважением развивающейся личности.

Знание особенностей семейного воспитания позволяет воспитателю в беседе с родителями, предваряющей разбор педагогических ситуаций, дать им необходимые советы. Так, в качестве задачи на будущее педагог может посоветовать родителям постоянно уделять, внимание охране здоровья ребенка: соблюдению режима, рациональному питанию, полноценному сну, обеспечению максимальной двигательной активности, закаливанию организма. В нравственном воспитании он советует уделять внимание формированию у ребенка навыков культуры поведения, гуманных, коллективистических проявлений, начал патриотических и интернациональных чувств.

Для советской семьи характерно стремление правильно воспитывать детей. Но, к сожалению, есть еще семьи, где отец или мать допускают антисоциальные проявления.

Под девизом «Трезвость - норма нашей жизни» полезно обсудить с родителями вопросы, связанные с данной проблемой. Например, о том, что кормящая или ожидающая ребенка мать не имеет морального права курить или употреблять алкоголь, так как этим она наносит непоправимый вред формирующемуся детскому организму; о том, что алкоголь, употребляемый родителями нерегулярно, тоже может повлиять на здоровье будущего ребенка (можно упомянуть о старом обычае не подносить на свадьбе вина молодым); можно побеседовать о вреде пассивного курения и его последствиях для маленького ребенка и кормящей матери и др.

Педагог привлекает внимание родителей к отдельным публикациям, в которых раскрывается вред пьянства, отмечается его отрицательное воздействие на здоровье человека, на его интеллектуальные и умственные способности. Для участия в беседах воспитатель может пригласить квалифицированных специалистов: врачей, работников женских консультаций, юристов.

Основное внимание в беседах уделяется тому, что семья может воспитать полезного члена общества при условии, что все взрослые члены ее ведут здоровый образ жизни. В такой семье ребенок растет в нравственно-эмоциональной атмосфере, которая положительно сказывается на его психофизическом развитии.

Климат семьи зависит от наличия нравственных и социальных установок, душевного здоровья, общих интересов. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, общественные и семейные праздники, совместный досуг и отдых, поэтому воспитатели расценивают организацию совместного досуга не только как важное средство воспитания ребенка, но и как средство укрепления семьи. Полезны рекомендации родителям: как провести выходной день с ребенком, семейный отпуск или экскурсию по родному городу, как подготовиться к проведению маминого праздника, дня рождения ребенка или старшего члена семьи, почитать книгу в кругу близких… Это не только рождает новые интересы, но и вызывает положительные эмоции. В этих условиях семья способна легче противостоять нахлынувшим на нее подчас невзгодам.

Источник:
В семье растет ребенок, семейный климат
Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе - главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. Родители - первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в
http://www.olegmartynov.com/%D0%B2-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%82-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B0/

Общие Интересы — важное явление в развитии человека и его дел

» важное явление в развитии человека и его дел.

Людям от природы свойственно испытывать эмоцию интереса к любой новизне. Иное дело, когда дело касается выгоды или любимого дела. В этом случае данное психическое свойство имеет другой «окрас». Человек является социальным существом. Во многом людей или их групп связывают именно общие интересы. Ведь излюбленное дело, к которому душа лежит, приятней делить с кем-то ещё.

К примеру, вам интересны автомобили. Тот, кто имеет машину явно знаком со многими нюансами, начиная от вождения, и заканчивая её устройством и ремонтом. Два автомобилиста быстро найдут общие интересы в своей теме. Да можно взять любую сферу жизнедеятельности людей — быт, работа, хобби, увлечения, спорт, отдых, развлечения.

Люди везде стремятся, между собой, объединится в группы по личным интересам. Даже дружба между людьми появляется в силу определённых имеющихся интересов двух или более личностей. Общие интересы являются главной социальной связью общества. Намного реже встречаются взаимоотношения людей, которые связаны какими-то иными ментальностями. Вот ещё яркий пример, семья — в ней помимо любви и взаимопонимания также присутствует между мужчиной и женщиной общие интересы. Они направлены на поддержание семейного очага, воспитания своих детей, помощи родным и близким и т.д.

Интерес, как психическое качество, естественно, относится к положительным качествам. Человек, увлечённый и погружённый в свою тему, испытывает удовлетворение и наслаждение, ему в этом состоянии комфортно и хорошо. Рассматриваемое ментально-социальное качество жизни человека можно смело утверждать, что отношения, построенные на интересе, порождают качественное развитие, как людей, так и их продуктов деятельности.

Источник:
Общие Интересы — важное явление в развитии человека и его дел
Общие Интересы » важное явление в развитии человека и его деятельности.
http://mywebpro.ru/obsch_inter_vazh_yavl_raz_chelv_iyiv.html

Общие интересы и дела семьи

Общие интересы и дела семьи. Роль семьи в жизни ребенка и общества

Зачастую супружеские пары образуются из-за взаимного влечения друг к другу, большой любви или влюблённости. В эти моменты люди не задумываются о том, есть ли у них какое-либо общее хобби. А ведь это так важно — иметь общие интересы и дела семьи, потому что если любовь ничем больше не подпитывать и не иметь даже общих тем для разговоров, то рано или поздно такое положение дел неминуемо приводит к разводам.

К сожалению, в наше время наука о семье и о том, как её правильно построить, забыта. Поэтому так много в современном обществе семейных союзов, которые с виду кажутся благополучными и успешными. Но если углубиться чуть дальше, то выяснится, что счастье в них не присутствует.

В наш век современная семья уже имеет сложившийся стереотип семейной жизни, который для многих кажется нормой. Это когда муж приходит уставший после трудового дня с работы и сразу же усаживается смотреть телевизор либо играть за компьютер. В это время его супруга занимается хозяйством или какими-нибудь другими делами на кухне, а дети играют со своими игрушками. Многие скажут, что в этом союзе царят идиллия и гармония, но, по-видимому, общие цели и интересы семьи у них отсутствуют. У них нет совместных эмоций и сопереживаний, поэтому они со временем всё больше и больше отдаляются друг от друга.

Когда люди вступают в брак и отправляются в интересное путешествие под названием семейная жизнь, они должны чётко понимать, какие у них совместные цели, чтобы потом к ним вместе идти. До тех пор, пока они не намечены, человек не поймет, какими качествами должна быть наделена его вторая половинка.

Современная семья не должна забывать, что общие цели станут обязательно залогом долговечного счастья и взаимопонимания.

Распространенным считается понятие, что целью семьи должно быть рождение и воспитание хороших и здоровых детей. Это, конечно же, тоже важно. Но что будет с этим браком, когда дети вырастут и уедут строить уже свой путь? Всё, цель всей жизни будет достигнута, и общего ничего не останется. Поэтому супругам просто необходимо иметь другие общие интересы и дела семьи, помимо детей.

Считается, что заключённый брак между двумя людьми — это своеобразная школа любви. И если в семье по-настоящему ценят и уважают друг друга, то взаимосвязь с годами становится только крепче. Таким образом, подлинной целью супружеской жизни является достижение совершенной любви.

Основной целью у каждого супруга должна быть постоянная забота о своей половинке и задача сделать проще жизнь друг друга. Если все эти правила и напутствия соблюдать и не забывать о них, то возможно достичь доверия, гармонии и счастья между ними.

По статистике, которую вывели американские учёные, каждый второй мужчина в мире тратит своё свободное время на просмотр каких-либо телепередач. Но почему бы не посмотреть их вместе с женой? Ведь можно выбрать любую передачу, которая понравится обоим, или же скачать фильм, что очень просто сделать в наш век интернета. Даже такое совместное времяпровождение может стать звеном, которое связывает семью и даёт новую тему для разговоров и обсуждений. Например, можно сделать своей семейной традицией каждую пятницу устраивать такие совместные просмотры с попкорном и разными другими вкусностями.

Общие интересы и дела семьи возможно найти и вне стен дома. Хорошо, если это будет связано с какой-нибудь физической нагрузкой, так как учёные доказали, что пассивный образ жизни влияет не только на здоровье человека, а также и на его психику. Допустим, можно придумать следующие активные общие дела и интересы семьи. Примеры:

Совместный отдых на природе.

Пешая прогулка с привалом на перекус.

Занятие любыми активными видами спорта.

Настоящий поход с палаткой и ночёвкой в лесу.

Для такого вида отдыха вовсе не нужны большие затраты, а только лишь желание и стремление проводить время вместе.

Роль семьи в жизни ребёнка, несомненно, очень важна. Чтобы не упустить момент во время взросления чада и оставаться для него всегда другом, нужно с ним иметь, конечно же, обоюдные дела для совместного времяпровождения.

Совершенно не сложно найти общие дела и интересы семьи. Окружающий мир, если на него взглянуть только другими глазами, может подсказать массу идей для этого. Например, если ребёнок уже подрос и может ухаживать за домашним питомцем, нужно завести общего семейного любимца и выгуливать вместе, когда позволяет время. В такие моменты есть возможность в непринуждённой обстановке обговорить со своим ребёнком любые его проблемы и то, что, возможно, его беспокоит.

Родители могут освоить, если они ещё не умеют, катание на роликах или на лыжах, а затем проводить так весело время всей семьёй. Доброй традицией может стать утренняя пробежка или вечернее занятие йогой. Да всё что угодно, главное, чтобы вместе.

Когда в семье растёт ребёнок, очень важно, какой в ней царит семейный климат. От родителей ребенок получает подготовку к дальнейшей жизни в обществе. Поэтому нельзя отрицать то, что роль семьи выполняет важную функцию в формировании его личности.

Ребёнок словно губка впитывает то, что происходит в стенах его дома, а потом все эти устои и правила уже переносит в свою взрослую жизнь. Если у родителей принято иметь общие интересы и дела семьи, то в дальнейшем и их чадо будет также поступать в своём браке, усвоив это ещё с раннего детства. Когда дети растут там, где заведено общаться в дружественной и мягкой манере, то со временем они непременно будут так же строить стиль своего общения с окружающими людьми.

Вывод из того можно сделать только один - для того чтобы воспитать хорошего и успешного ребенка, нужно, чтобы в семье был здоровый нравственно-эмоциональный микроклимат.

Немаловажную роль в гармоничных отношениях супружеской четы играет духовная близость, которая по истечении лет может быть безвозвратно утрачена, если только над её присутствием в жизни постоянно не работать. Для этого можно выбрать совместное духовное увлечение, например танцы. Ведь нет ничего лучше и приятнее, чем кружить в паре с любимым человеком.

Сейчас нередко можно встретить ситуацию, когда уже пожилые супруги записываются на уроки танцевального искусства, для того чтобы придать своим отношениям некую изюминку и новизну. Многими психологами одобрено такое совместное времяпровождение, так как танец позволяет глубже проникнуть в личное пространство своей половинки.

Семья испокон веков считалась главной ячейкой общества. На неё возложено много функций, самой важной считается продолжение рода. Поэтому вся цивилизация и общественные отношения начинаются с семьи.

Как человек будет относиться к своим близким, так он будет относиться и к остальным людям. Если в доме царят предательство и ругань, то личность, которая воспитывается в таком институте семьи, будет со временем думать, что так же можно поступать и с людьми, являющимися ему совершенно чужими.

Поэтому никогда не нужно забывать очень простую вещь - отношения зависят в первую очередь от того, что люди готовы для них сделать сами.

Бочкарёв Иван, Гаркуша Владимир

Актуальность исследования: определение содержания этих понятий по программе ОЗОЖ 9 класса, исследование мнения одноклассников и учителей родной школы.

Объект исследования: понятия «человек», «семья», «общество» через ресурсы Интернета и библиотеки, мнения близокружающих людей по средствам социологического опроса.

Цель исследования: изучить раздел «Человек. Семья. Общество» этического блока по программе «Основы здорового образа жизни»

Гипотеза: было предположение, что семья для всех возрастных категорий важнее.

Задача исследования:

  1. Описать понятия «человек», «семья», «общество»;
  2. Выявить взаимосвязь этих понятий;
  3. Провести социологический опрос близокружающих людей (одноклассников, учителей, младший обслуживающий персонал)

Методы:

  1. Поиск информации на исследуемую тему (научная, статистическая, жанровая);
  2. Составление словаря начинающего исследователя.
  3. Опрос близокружающих людей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Основная общеобразовательная школа №10 г.Вольска Саратовской области»

Выполнили: Бочкарёв Иван, Гаркуша Владимир, ученики 9 класса

Руководитель: учитель ОЗОЖ Долгова Елена Владимировна

2012

I Актуальность темы

II Раскрытие понятий «человек», «семья», «общество»

III Взаимосвязь понятий «человек», «семья», «общество»

IV Социологический опрос близокружающих людей (одноклассников, учителей, младший обслуживающий персонал)

V Практическая значимость исследования

Исследовательская работа по ОЗОЖ «Человек. Семья. Общество»

Актуальность исследования: определение содержания этих понятий по программе ОЗОЖ 9 класса, исследование мнения одноклассников и учителей родной школы.

Объект исследования: понятия «человек», «семья», «общество» через ресурсы Интернета и библиотеки, мнения близокружающих людей по средствам социологического опроса.

Цель исследования: изучить раздел «Человек. Семья. Общество» этического блока по программе «Основы здорового образа жизни»

Гипотеза: было предположение, что семья для всех возрастных категорий важнее.

Задача исследования:

  1. Описать понятия «человек», «семья», «общество»;
  2. Выявить взаимосвязь этих понятий;
  3. Провести социологический опрос близокружающих людей (одноклассников, учителей, младший обслуживающий персонал)

Методы:

  1. Поиск информации на исследуемую тему (научная, статистическая, жанровая);
  2. Составление словаря начинающего исследователя.
  3. Опрос близокружающих людей.

I Раскрытие понятий «человек», «семья», «общество»

Согласно Марксу человек - это прежде всего homo faber, человек производящий. Производительный труд - вот что отличает человека от животного. Человек отличается от животного тем, что не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько его приспосабливает к себе. Вместе с тем труд связывает человека с природой. Благодаря труду в ходе исторического развития люди все больше овладевают природными ресурсами. Но вместе с тем, по мере овладения этими стихиями, созданные самими людьми производительные силы и общественные отношения все более противостоят им в качестве внешних, чуждых, враждебных для них сил. Происходит отчуждение человека от созданных им самим сущностей. Человек оказывается отчужденным от результатов своего труда, от процесса труда, от общества и от самого себя (самоотчуждение).

Личность по Марксу, - не исходный пункт социально-исторического развития, а его результат. Подчеркивая социальную обусловленность сознания и поведения индивида, Маркс рассматривал развитие личности как высшую цель общественного развития, которая будет достигнута только после радикального преобразования общественных отношений.

Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий.

Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группой подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

а) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

в) экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

д) духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

ж) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

з) эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Существуют проблемы лидерства в семье. Можно выделить три типа лидирования, определяемых позицией в семье, на которую претендуют одновременно муж и жена.

Модель первая: «Равные партнеры». При таком распределении женщина не отдает своих лидерских позиций, даже в случае высокого давления полоролевых стереотипов (например, когда муж мусульманин и придерживается традиционных ценностей относительно роли жены в семье), и стремится «на равных» с мужчиной распределять обязанности и власть в семье. Осуществление права «на равное лидерство» возможно в случае экономической независимости женщины от мужчины, при высокой ценности для нее работы, которая порой превышает ценность семейных отношений.

Рассмотрение модели взаимоотношений, при которой партнеры стремятся к лидерству, но не подавляют друг друга, не застревают на мелких проблемах, иногда благодаря непосредственным усилиям женщины, показывает, что этот тип отношений позволяет сохранять семью и достигать прогресса, хотя это требует определенных усилий с двух сторон. В этой ситуации мужчине приходится отказываться от сложившихся стереотипов, что не всегда происходит быстро и легко.

Модель вторая: «Первая в паре». Несмотря на то, что мужчины всегда претендуют на лидерство в семейных отношениях, многие женщины являются лидерами в семье по всем позициям. Мужчины спокойно или не всегда спокойно отдают это первенство, предпочитая быть на вторых позициях.

В некоторых случаях лидирующие позиции в семье мужчина сдает после того, как убеждается, что «у жены все получается лучше» и пытается максимально обеспечить ей комфортные условия в семье, отдавая себе отчет в том, что жена «является кормильцем семьи».

Это наиболее драматическая модель семейных отношений, так как мужчина вынужденно идет на «сдачу своих лидерских позиций». Однако степень драматизма развития этих отношений зависит от стратегии поведения жены и протекает тем мягче, чем меньше женщина напоминает мужчине о сложившемся неравенстве и чем более искреннее уважение испытывает к его работе и усилиям во благо семьи.

Модель третья: «Просто жена», при которой главой семьи является мужчина. В таких семьях, как правило, мужчины старше жен на 7- 10 лет и имеют потенциал преимущества: в виде хорошего образования, или сильного характера, или «общего прошлого».

Статистика российской современности: 90% женщин настроены на то, чтобы сделать успешную карьеру, а уже потом создать полноценную семью. И большинство из этих женщин думают, что достигнут вершины карьеры до тридцати лет, а затем лишь ближе к тридцати пяти, устроят семейный уют в доме, родят детей. Но как все это состоит на практике?

Очень важно в бурном современном мире чтобы муж помогал найти баланс между рабочей рутиной и созданием домашнего очага, чтобы любимый мужчина помогал строить семью и поддерживал свою жену, если у нее происходят неудачи в карьере. Делая что-то для жены, на самом деле он делает это для себя и наоборот.

Но это вовсе не значит, что все зависит только от мужчины. Просто если любящий человек рядом, то он всегда поймёт и поддержит, и тогда будут силы покорить любые вершины! И как бы женщины не стремились к равноправию, все же они остаются хрупкими и нежными существами, которые имеют нужду в поддержке сильной мужской руки!

II Взаимосвязь понятий «человек», «семья», «общество»

Трактовка Маркса о взаимоотношениях общества и индивида базируется на понимании взаимозависимости, взаимодополнительности и взаимопроникновения этих сущностей. В интерпретации Маркса общество представляет собой систему связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего - трудовой. “Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг с другом” , - писал он. Общество в его понимании - это “продукт взаимодействия людей”; при этом люди не свободны “в выборе той или иной общественной формы” .

Социальность, по Марксу, проявляется не только в форме “непосредственной коллективности”, когда индивид взаимодействует с другими лицом к лицу. Общество присутствует в человеке и влияет на его поведение и тогда, когда индивид находится наедине с собой.

III Социологический опрос близокружающих людей (одноклассников, учителей, младший обслуживающий персонал)

В опросе участвовали: одноклассники – 9 человек, учителя – 16 человек, младший обслуживающий персонал – 3 человека.

Опрос проведён в ракурсе: «Ваш выбор: семья, карьера, совмещение семьи и карьеры»

Результаты:

Одноклассники – 9 из 9 «за» совмещение семьи и карьеры;

Учителя – 9 «за» семью, 1 «за» карьеру, 6 «за» совмещение семьи и карьеры

Младший обслуживающий персонал - 2 из 3 «за» семью; 1 из 3 «за» карьеру.

IV Практическая значимость исследования:

Мы предполагали, что семья для всех возрастных категорий важнее. После исследования темы «Человек. Семья. Общество» этического блока по программе «Основы здорового образа жизни» мы запланировали в своём будущем совместить карьеру и семью и сделали вывод, что в нашем близлежайшем окружении у людей наиболее старшего возраста приоритет в семье.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. Анохина Т. «Сделать свою жизнь»// Анохина Т.Б., Крылова Н.Б. Философия и педагогика каникул. Новые ценности в образовании. Вып.8. М.: Инноватор. 1998. С.94-98
  2. Долгова Е.В. «Словарь начинающего исследователя»;
  3. Ресурсы Интернет.

В том, что счастье полноценной семьи в наше время стало уделом немногих, нет ничего удивительного. Наука построения семьи забыта. Это как с древними ремеслами. Допустим, умели когда-то племена ацтеков строить стены из огромных камней. Теперь таких камней уже никто и ничем поднять не может, поэтому и стен таких построить никому не удается. Так же забыты и правила построения семьи.

Отличие семьи от древних ремесел в том, что каменную стену можно заменить бетонной. Хоть и не так долго, но она послужит. А вот семью заменить нечем. Немногие могут быть счастливы в одиночестве. Другие же формы союза двоих людей показали, что традиционной семье они и в подметки не годятся.

Семья обладает огромными преимуществами перед всеми остальными формами обустройства любовных отношений: возможностью всех членов семьи быть счастливыми, возможность сохранять любовь неограниченно долгое время, возможностью вырастить детей полноценными, гармоничными личностями.

Почему мы говорим о возможности — потому что любое свое дело человек свободен разрушить. Но, по крайней мере, в семье есть шанс достичь всех этих благ, высших благ, доступных человеку. А в таких формах отношений как «гостевой брак», «гражданский брак», гомосексуальный «брак», шансов в тысячи раз меньше.

Чтобы создать семью, нужно знать, как ее строить. Это большая, серьезная наука. В этой главе мы рассмотрим лишь некоторые принципиальные моменты искусства строительства семьи.

Главная цель семейной жизни

Если спросить молодых людей, еще не состоящих в браке, в чем цель создания семьи, скорее всего, они ответят примерно так: «Ну, как в чем цель? Два человека любят друг друга и хотят быть вместе!»

В принципе, ответ хороший. Проблема только в том, что от «хотеть быть вместе» до «мочь быть вместе» большое расстояние. Если создать семью с единственной целью «быть вместе», практически неизбежен такой момент, который показан во многих фильмах. Он и она лежат в одной постели, она спит, а он размышляет. И вот, глядя на спящее рядом тело, он удивляется: «Что делает здесь этот совершенно чужой мне человек? Зачем я живу с ним?» И не может найти ответов. Этот момент может наступить через десять лет брака, может — раньше, но он наступит. Вопрос «ЗАЧЕМ?» встанет в свой полный, громадный рост. Но будет поздно. Этот вопрос надо было задать себе раньше.

Представьте себе, у вас есть друг. Этот человек вам интересен. Вы предлагаете ему отправиться с вами в путешествие. Если он согласится, естественно, вы наметите себе цель путешествия — среди разных мест, куда можно отправиться, вы выберете себе самое, на взгляд вас двоих, привлекательное.

Бывает, что людям так хорошо друг с другом, что они готовы сесть на любой подвернувшийся самолет, пароход или поезд. И это по-своему прекрасно. Но какие шансы, что этот самолет, пароход или поезд доставит вас в такое же хорошее место, какое вы можете наметить сознательно? Может, вы приедете в какой-нибудь бандитский край, где вашего друга просто убьют, и вы останетесь в одиночестве? Ведь реальная жизнь, в отличие от мечтательной, полна опасностей.

Семейная жизнь тоже похожа на путешествие. Как можно отправляться в него, не наметив никакой цели? Мало того, что цель должна быть, она должна быть достаточно высокой, значительной, чтобы можно было идти к этой цели всю жизнь. Иначе вы достигнете этой цели через некоторое количество лет — и автоматически ваше совместное путешествие закончится. Удастся ли после этого вам придумать новую цель и согласится ли этот человек отправиться с вами в новое путешествие — это еще вопрос.

По этой причине другая распространенная цель семейной жизни — родить и воспитать детей — тоже не может быть главной. Вы родите детей, воспитаете, и как только они станут взрослыми, вашему браку — конец. Он выполнил свою функцию. Он может окончиться разводом или продолжать существовать как живой труп… Настоящая семья, благодаря правильно поставленной цели, никогда не становится трупом.

Цель в путешествии совершенно необходима и еще по одной причине. Пока вы не определите цель путешествия, вы не поймете, какими качествами должен обладать ваш спутник. Если вы едете, допустим, с целью пляжного отдыха, вам подойдет человек с одними талантами и навыками. Если в автопутешествие по старинным городам — с другими. Если вы идете в поход в горы — третьими. Иначе вам будет скучно на пляже, в путешествии по городам некому будет вести автомобиль, а в горах с ненадежным товарищем и вовсе можете погибнуть.

Не зная, в чем цель семейной жизни, вы не сможете правильно оценить предполагаемого партнера. Насколько хорош он для того, чтобы пройти вместе с ним именно тот путь, который намечен? «Нравится» — это совершенно необходимое, но далеко не достаточное качество избранника. Сколько разочарований, разбитых жизней из-за ложного убеждения, что в отношениях любви рассудок — некрасивый атавизм! Наоборот: не используя рассудок, любовь не сохранишь.

Итак, какая же цель делает семью настоящей?

Высшая цель семьи — любовь.

Да, семья — это школа любви. В настоящей семье любовь от года к году возрастает. Таким образом, семья — это институт, идеально подходящий для достижения людьми их подлинного, единственно верного смысла жизни — достичь совершенной любви.

Как мы уже говорили, по мнению ряда психологов, любовь начинается после 10-15 лет супружеской жизни. Не будем относиться к этим цифрам слишком серьезно, поскольку все люди разные, да и измерить любовь не так просто. Смысл этих цифр в том, что любовь достигается именно в семье, и далеко не сразу.

Как сказал Михаил Пришвин, «Подлинная жизнь, это жизнь человека в связи с его близкими: в одиночку человек — это преступник, или в сторону интеллекта, или же в сторону бестиального инстинкта». Упрощая, в одиночку человек — почти всегда эгоист. Он имеет возможность заботиться только о себе. Жизнь в тесном общении с другими людьми вынуждает его думать о других, иногда отказываться от своих интересов ради интересов тех, кто рядом. А самое тесное общение — между супругами. Мы узнаем человека очень близко, со всеми его недостатками, и, несмотря на его недостатки, мы стараемся продолжать его любить. Более того, мы стремимся к тому, чтобы любить его как себя и вообще преодолеть разделение на «я» и «ты», научившись мыслить с позиции «мы». Для этого нам приходится преодолевать свой эгоизм, свои недостатки.

Античный мудрец сказал: «С отрицающими основы не спорят». Когда у супругов одна цель, им гораздо легче договориться друг с другом: у них есть единая основа. И какая основа! Если мерилом всех наших больших и маленьких поступков является то, по любви мы поступаем или нет, и ведет ли наш поступок к увеличению или уменьшению любви, мы поступаем действительно красиво и мудро.

Когда мы начинаем понимать вещи правильно, мы обнаруживаем, что мир целостен, прекрасен и гармоничен: цель семьи полностью соответствует цели человеческой жизни! Значит, семья придумана для того, чтобы помочь человеку достичь главной его цели. Бог разделил людей на мужчин и женщин, чтобы нам легче было любить друг друга.

Семью образуют два взрослых человека

Образовать семью могут только два взрослых, самостоятельных человека. Один из показателей взрослости — преодоленность зависимости от родителей, отделенность от них.

Речь не только о материальной зависимости, но, прежде всего, о психологической. Если хотя бы один из супругов продолжает находиться в эмоциональной зависимости от кого-либо из родителей, создать полноценную семью не удается. Особенно большие проблемы возникают у сыновей и дочерей матерей-одиночек: матери-одиночки часто устанавливают со своими детьми сильную, болезненную связь и не хотят отпускать своего ребенка даже когда он уже зарегистрировал свой брак.

Основные функции семьи

Любить и быть любимым — это главная потребность человека. И легче всего ее реализовать в семье. Но для благополучия семьи необходимо, чтобы были реализованы и остальные потребности супругов, исполнение которых относится к функциям семьи. К функциям семьи, что вполне очевидно, относятся такие задачи как рождение и воспитание детей, удовлетворение материальных потребностей семьи (дом, питание, одежда), решение хозяйственно-бытовых задач (ремонт, стирка, уборка, покупка продуктов, приготовление пищи и т.д.), а также, что менее очевидно, общение, эмоциональная поддержка друг друга, досуг.

Бывает так, что, сосредоточившись на некоторых из функций семьи, супруги упускают из виду остальные функции. Это приводит к дисбалансу и возникновению проблем. Ведь даже такая, казалось бы, второстепенная функция семьи как досуг , имеет немалое значение, поскольку она помогает восполнить «энергетический» баланс семьи. Семья, в которой все постоянно заняты исполнением материальной и хозяйственно-бытовой функции, и исполняют эти функции превосходно, но не отдыхают вместе, может столкнуться с неожиданными проблемами.

Многие западные исследователи говорят о том, что самым важным делом для поддержания отношений является общение — умение двух людей разговаривать друг с другом по душам, искренне и с доверием выражать свои чувства и внимательно выслушивать другого. «Одним из показателей здоровых взаимоотношений является появление большого количества незначительных фраз, которые имеют смысл только для супругов», — говорит Джош Макдауэлл, автор известной книги «Секреты любви». Как ни странно, причиной измен со стороны женщин часто является их неудовлетворенность не физиологической стороной брака, а именно недостатком общения с мужем, недостаточной эмоциональной близостью.

Эмоциональная поддержка — это вид общения, выполняющий отдельную функцию. Все мы нуждаемся время от времени в эмоциональной поддержке, утешении, одобрении. Принято считать, что только женщинам нужно «крепкое плечо» мужчины, «каменная стена». На самом деле, муж в не меньшей степени нуждается в психологической поддержке жены. Но та поддержка, в которой нуждаются мужчины и женщины, несколько отличается. Очень хорошо и подробно эта тема раскрыта в книге Джона Грея «Мужчины с Марса, женщины с Венеры».

Роль секса в семейной жизни

В «легких» отношениях секс — это просто физиологическое наслаждение, вызываемое стимулированием эрогенных зон.

Секс в настоящем браке — это выражение любви, соединение не только двух тел, но на каком-то уровне и душ. Секс любящих людей в браке духовно прекрасен, он похож на молитву, на молитву благодарности к Богу и молитву друг за друга. Удовольствие секса в «легких» отношениях не идет ни в какое сравнение с наслаждением в браке.

Но сам по себе факт регистрации брака еще не гарантирует того, что пара в полной мере получит это наслаждение. Если люди до законного брака долгое время «упражнялись» в безответственном сексе, причем не всегда — с любимыми людьми, у них закрепились определенные навыки, эти люди привыкли к тому, что секс — это вполне определенная вещь. Смогут ли они внутренне перестроиться, открыть новые высоты этого наслаждения? Чем дольше они сожительствовали вне брака, тем это менее вероятно.

Единение любящих людей является не только физиологическим процессом, но и духовным. Поэтому роль физиологии здесь не так велика, как в добрачном «спорте». Миф о том, что сексуальная совместимость является одним из принципиальных моментов для создания семьи, рожден не сексологами. Опытные и честные сексологи, которые не озабочены доказательством важности собственной профессии, ставят сексуальную совместимость на подобающее ей место. Вот что говорит сексолог Владимир Фридман:

«Нельзя путать причину со следствием. Гармоничный секс — это следствие настоящей любви. Любящие супруги практически всегда (при отсутствии болезней и наличии соответствующих знаний) могут и должны достигнуть гармонии в постели.

Более того, только взаимные чувства могут сохранить удовлетворение в сексе на долгие годы. Любовь — это не следствие, а причина (главное условие) интимной удовлетворённости. Желание дарить, а не получать, движет ею. И наоборот, «любовь», рождённая феерическим сексом, чаще всего короткоживущая химера — одна из главных причин разрушения тех семей, где супруги так и не научились дарить друг другу настоящее физиологическое удовлетворение.

С другой стороны, интимная гармония питает любовь, тот, кто этого не понимает, может потерять всё. Погоня за оргазмом вне брака без глубоких чувств порождает сексуальное иждивенчество, когда партнёры хотят только получать удовольствия.

Дарить, а не получать, — главный лозунг любви!

Можно долго рассуждать о величине данной каждому силы полового влечения. Действительно, есть люди со слабой, средней и сильной половой конституцией. Проще, если потребности и возможности в семье совпадают, а, если нет, помочь достигнуть разумного компромисса может только любовь».

Сол Гордон, психолог и директор Института изучения семьи и образования, говорит, что, согласно результатам его исследований, секс занимает всего лишь девятое место среди десяти важнейших аспектов взаимоотношений, оставшись далеко позади таких черт, как забота, общение, чувство юмора. Первое место занимает любовь.

Американские психологи подсчитали также, что супруги проводят в состоянии сексуальных игр меньше, чем 0,1% времени. То есть меньше чем одну тысячную!

Близость в семейной жизни — это драгоценное выражение любви, но не единственное выражение и более того, не главное. Без полного совпадения всех физиологических параметров семья может быть полноценной, счастливой. Без любви — нет. Поэтому устраивать добрачные проверки на сексуальную несовместимость — значит терять большее ради меньшего. Естественно желать секса с любимым человеком до брака, но по-настоящему любящим поведением будет подождать с этим до свадьбы.

С какого момента начинается семья

Разные бывают в жизни ситуации… И все-таки для большинства людей семья начинается с момента ее государственной регистрации.

У государственной регистрации есть два полезных аспекта. Во-первых, юридическое признание вашего брака. Это снимает важные вопросы об отцовстве детей, совместно нажитом имуществе, о наследстве.

Второй аспект, возможно, еще важнее. Это ваше официальное, прилюдное, в устном и письменном виде согласие быть мужем и женой друг друга.

Часто мы недооцениваем силы произносимых нами слов. Мы думаем: «Собака лает — ветер носит». А на самом деле: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь». А уж «Что написано пером, не вырубишь топором».

Как в течение всей истории человечества люди закрепляли взаимные обязательства? Обещанием, словом, взаимным договором. Слово — это форма выражения мысли. А мысль, как известно, материальна. Мысль обладает силой. Данное даже самому себе обещание, особенно в письменном виде, уже проявляет свою силу. Например, если дать себе обещание не повторять некую свою дурную привычку, будет гораздо легче ее не повторять. Возникнет барьер перед ее повторением. А если не исполним обещание — чувство вины будет гораздо сильнее.

Торжественная, прилюдная, в устном и письменном виде клятва двоих имеет большую силу. В словах, произносимых при регистрации, нет ничего громкого, но, если вдуматься, это очень серьезные слова.

Если бы, допустим, нас спрашивали при регистрации: «Согласны ли вы, Татьяна, ночевать с Иваном в одной постели и получать совместное удовольствие, пока вам это не надоест»? Тогда, конечно, ничего страшного в этом обязательстве не было бы.

Но нас спрашивают, согласны ли мы взять в жены (мужья) друг друга! Это дело великое!

Представьте, пришли вы записываться в спортивную секцию. А там вам говорят: «У нас серьезный спортклуб, мы работаем на результат. Мы примем вас только в том случае, если вы возьмете письменное обязательство занять не ниже третьего места на чемпионате мира или олимпиаде». Пожалуй, вы, прежде чем подписывать, задумаетесь о том, как напряженно и долго вам придется работать, чтобы достичь такого результата.

Обязательство быть женой (мужем), причем не идеального какого-то человека, а вот этого, живого, с недостатками, означает на самом деле, что мы берем на себя еще больший труд, чем тот, который делает людей чемпионами. Но и награда наша будет неизмеримо приятнее золотого кругляша и славы…

Современная церемония бракосочетания сочинялась сто лет назад коммунистами как замена таинства венчания уничтожаемой ими Церкви. А что в арсенале коммунистов было такого, что соответствовало бы любви? Да ничего. Поэтому вся эта церемония, ее стандартные фразы действительно выглядят убого и местами смешно. Один мой знакомый был свидетелем на свадьбе. Регистраторша говорит: «Молодые, выйдите вперед». Мой знакомый потом рассказывал мне: «Ну, я старым себя не считаю»… Так и вышли вперед втроем…

Но за всеми этими смешными, глупыми или скучными моментами необходимо видеть ту суть регистрации брака, которая укрепляет силы и решимость любящих людей действительно быть вместе всю жизнь и ставит барьеры перед соблазном предать, который может возникнуть в будущем.

Эти барьеры преодолимы. Но все-таки они помогают нам одерживаться верх над нашими слабостями.

Что такое венчание

К венчанию в Православной Церкви допускаются пары, брак которых уже зарегистрирован государством. Это связано с тем, что до 1917 года Церковь несла на себе и обязательства, связанные с регистрацией рождений, браков, смертей. Поскольку теперь функция регистрации передана в загсы, во избежание путаницы, в интересах венчающихся, Церковь спрашивает у них свидетельство о браке.

Венчание обладает той красотой, тем величием, которого лишена государственная регистрация. Но если вы хотите венчаться только ради этой внешней красоты, я думаю, лучше этого не делать. Может быть, со временем вы глубже осознаете, что такое венчание, и тогда сможете венчаться уже по-настоящему, осознанно. Ведь это не внешняя процедура, а что-то, в чем требуется ваше душевное и духовное участие.

Я вряд ли смогу раскрыть даже малую часть того значения, которое имеет венчание. Отмечу лишь несколько моментов коротко.

В отличие от государства, Церковь придает вопросам любви и брака первоочередное значение. Поэтому таинство брака так торжественно и величественно. Это, действительно, огромная радость для всех присутствующих членов Церкви.

В норме венчающиеся девственны. Поэтому Церковь чтит их подвиг воздержания и, как победителей над своими страстями, венчает царскими венцами. Кто живет страстями, тот раб. Кто побеждает страсти, тот царь себе и своей жизни. Белое платье и фата подчеркивают чистоту невесты.

Но в то же время, Церковь понимает, насколько это трудное предприятие — брак. Церковь знает о видимых и, главное, невидимых силах, которые будут стремиться разрушить этот брак. Недаром русская пословица предупреждает: «Идучи на войну, молись; идучи в море, молись вдвое; хочешь жениться, молись втрое». И обладая той властью, которая единственная может противостоять силам невидимого зла, Церковь в таинстве брака дарит венчающимся Божье благословение на их брак как силу, которая будет укреплять и охранять их любовь. Этот брак действительно заключается на небесах. Именно поэтому венчание — не обряд, а Таинство, то есть тайна и чудо.

В словах молитв, читаемых во время венчания, Церковь желает супругам таких великих благ, которые даже самые близкие родственники не пожелают им на свадьбе.

Церковь верит, что брак — это что-то, что простирается дальше смерти. В раю люди не живут супружеской жизнью, но какая-то связь, какая-то близость между мужем и женой может сохраняться и там.

Чтобы венчаться, нужно быть крещеным, верить в Бога, доверять Церкви. И большое счастье для венчающихся, если у них много верующих друзей, которые могут молиться за них.

Чем отличаются роли мужа и жены в браке

Мужчина и женщина от природы не одинаковы, поэтому естественно, что роли мужа и жены в браке тоже различны. Мир, в котором мы живем, не хаотичен. Этот мир гармоничен и иерархичен, и поэтому семья — самый древний из всех человеческих институтов — тоже живет в соответствии с определенными законами, определенной иерархией.

Есть хорошая русская пословица: «Муж жене пастырь, жена мужу пластырь». В норме муж — глава семьи, жена — его помощница. Женщина питает семью своими эмоциями, муж успокаивает излишек эмоций своим миром. Муж — фронт, жена — тыл. Мужчина отвечает за взаимодействие семьи с внешним миром, то есть обеспечивает семью материально, защищает ее, жена поддерживает мужа, заботится о домашнем очаге. В воспитании детей оба родителя участвуют в равной степени, в хозяйственно-бытовых вопросах — по мере возможности каждого.

Такое распределение ролей заложено в природе человека. Нежелание супругов играть свои природные роли, их стремление сыграть роль другого делает людей в семье несчастными, приводит к материальному неблагополучию, пьянству, домашнему насилию, изменам, душевному нездоровью детей, распаду семьи. Как мы видим, никакой технический прогресс не отменяет действия нравственных законов. «Незнание закона не освобождает от ответственности».

Главная проблема современной семьи — то, что мужчина постепенно утрачивает роль главы семьи. Есть женщины, которые по каким-то причинам не хотят отдавать мужчине его первенство. Есть мужчины, которые по каким-то причинам не хотят его брать. Если вы хотите быть счастливы в семейной жизни, обеим сторонам нужно сделать усилие над собой для того, чтобы все-таки мужчина был главой семьи.

Каждый свободен иметь свою точку зрения на этот вопрос, свои страсти и может поступать, как считает нужным. Но есть факты. И они говорят о том, что семьи, в которых главой является мужчина, практически не обращаются к семейным психологам: у них нет серьезных проблем. А семьи, в которых женщина главенствует или борется за власть, обращаются к психологам в огромных количествах. И не только сами супруги обращаются, но и их дети, которые потом, вследствие ошибок родителей, не могут устроить свою личную жизнь. На нашем сайте знакомств znakom.realove.ru в анкете участников есть вопрос о том, кто был главой в семье родителей. Показательно, что подавляющее большинство женщин, которые никак не могут создать семью, выросли в семьях, где главнокомандующим была мама.

От верного соблюдения мужем и женой своих ролей зависит жизнеспособность семьи. От жизнеспособности семьи зависит жизнеспособность общества. Известный американский семейный психолог Джеймс Добсон пишет в своей книге: «Западный мир стоит на великом перепутье в своей истории. На мой взгляд, от наличия или отсутствия мужского лидерства будет зависеть само наше существование». Да, вопрос стоит именно так: быть или не быть. И мы уже очень близко подошли к «не быть». Но каждый из нас сам может определить судьбу своей семьи, быть или не быть настоящей семье. И если мы выберем «быть», мы внесем свой вклад и в укрепление нашего общества, в могущество страны.

Бывают семьи, в которых явно сильная и организованная жена и слабый муж-разгильдяй. Лидерство жены даже не оспаривается. Это семьи, созданные по так называемому комплиментарному принципу, когда люди совпадают своими недостатками, как паззлы. Я знаю сравнительно удачные примеры таких семей, где люди живут вместе и, возможно, не расстанутся. Но все-таки это постоянное мучение, скрытая неудовлетворенность обеих сторон, и немалые психологические проблемы у детей.

Наблюдал я также пример того, как можно построить здоровую семью, даже при несоответствии природных данных супругов. Жена — феноменально сильный, властный, жесткий и талантливый человек. Муж — моложе ее и от природы гораздо слабее, но добрый и умный. Оба — профессора в вузах. Свою силу жена в полной мере проявляет в профессиональной области, где добилась больших успехов (она психолог, ее имя известно в России почти всем). В семье, с мужем она — другая. Пальма первенства сознательно отдается мужу. Жена «играет свиту». Детям внушается почтение к отцу. Окончательное решение мужа — закон. И благодаря такой поддержке жены, муж не выглядит недостойным своей роли, он действительный глава семьи. Это не какое-то актерство, обман. Просто, будучи опытнейшим психологом, она понимает, что так правильно. Возможно, это понимание далось ей нелегко. Два ее первых брака распались. С нынешним своим мужем они вместе уже около 40 лет, у них трое детей, в семье чувствуется тепло, мир и настоящая любовь.

В семье свита делает короля не только во внешнем отношении, а и в самом подлинном, психологическом смысле. Мудрая жена, выбирая женственность и слабость, делает мужа мужественнее и сильнее. Если даже муж не очень-то достоин уважения, мудрая жена старается уважать его ради уважения к духовным законам, которые, как она понимает, ей не изменить. Она заботится о доме, о том, чтобы мужу и детям было в нем хорошо, и прежде всего — в психологическом отношении. Она старается контролировать свои эмоции. Она не унижает, не упрекает, не пилит мужа. Она советуется с ним. Она не «лезет поперед батьки в пекло», чтобы и первое, и последнее слово при обсуждении любого вопроса было за ней. Она высказывает свое мнение, но окончательное решение оставляет за мужем. И не третирует его в тех случаях, если его решение оказалось не самым удачным.

Муж и жена — два сообщающихся сосуда. Если жена с терпением и любовью показывает мужу свое искреннее отношение к нему как к главе семьи, он постепенно становится настоящим главой.

Конечно, необходимо мужу и самому заботиться о том, чтобы быть главой семьи. Делать все возможное для материального обеспечения семьи. Не бояться брать на себя решения в серьезных вопросах, и ответственность за эти решения. Муж тоже может помочь женщине стать женственнее, помочь ей занять то место, которое ей подобает в семье и на котором она будет чувствовать себя женщиной.

Главная сила мужчины, которая покоряет женщину, — это спокойствие, мир души. Как воспитать в себе эту мирность? Как и любовь, мир душевный возрастает по мере преодоления страстей, дурных привычек.

Роль детей в семейной жизни

Истина всегда является золотой серединой. В отношении к детям тоже важно избегать двух крайностей.

Одна крайность, особенно свойственная женщинам: дети на первом месте, все остальное, включая мужа, — потом.

Семья останется семьей только в том случае, если жена и муж всегда будут друг для друга на первом месте. Кому за столом должен доставаться лучший кусок? По поговорке советского времени — «Все лучшее — детям»? Традиционно лучший кусок всегда доставался мужчине. Не только потому, что задача мужчины — материальное обеспечение семьи, и для этого ему нужно много сил, но и как знак его старшинства. Если этого нет, если ребенка приучают к тому, что он — царек семьи, вырастает эгоист, не приспособленный к жизни, и к семейной в особенности. Но, что первично, страдают отношения между мужем и женой. Если жена больше любит ребенка, муж как бы становится третьим-лишним. Он тогда ищет любви на стороне, и в результате семья распадается.

Другая крайность: «дети-обуза, сколько сможем — поживем для себя». Дети — это не обуза, а такая радость, которую ничем не заменить. Я знаком с двумя многодетными семьями. В одной шесть детей, в другой — семь. Это самые счастливые семьи, которые я знаю. Да, родители там много работают. Зато сколько там любви, радости, тепла!

В нормальной семье родители не занимаются «планированием» и «регулированием» того, сколько детей им родить. Во-первых, многие противозачаточные средства работают по абортивному принципу. То есть они не предупреждают зачатие, а убивают уже образовавшийся зародыш. Во-вторых, есть нечто над нами, что лучше нас знает, сколько детей нам нужно и когда им родиться. В-третьих, постоянная борьба за «незачатие» лишает интимную жизнь супругов той свободы и радости, которой они имеют полное право пользоваться.

Ваши отзывы

Данное высказывание связано с проблемой интересов семьи и интересов общества. Оно затрагивает область очень важной науки, такой как социология. Все мы знаем, что семьей называют малую социальную группу, которая основана на брачных или родственных отношениях, или усыновлении. Под этой фразой я понимаю то, что почти всегда на первое место люди ставят интересы своей семьи, которые могут совершенно противоречить интересам общества.

Семья имеет множество функций, например, репродуктивная, хозяйственно-экономическая, эмоционально-психологическая, досуговая, защитная.

Я не совсем согласна с мнением автора, так как семья-это ячейка общества. И не всегда семейные интересы людей выше общественных. А общество больше доверяет семейному человеку, так как он более серьезно относиться к каким-либо вещам, различным проблемам, намного надежнее человека без своей семьи. Люди считают, что если человек обзавелся семьей, то на него можно положиться. Обществом называют круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов.

Например, в произведении Л.Н. Толстого "Война и мир" семья Ростовых отдали подводы, чтобы люди смогли вывезти раненых. Они пожертвовали своей семейной ценностью ради других.

Они никогда не ставили семейные интересы выше общественных, всегда входили в положение общества, и если оно нуждалось в их помощи, то Ростовы никогда не отказывали.

И так как одна из семейных ценностей-это дети, то почти все семьи ставят себе главную цель-родить наследников. А обществу полезно чтобы в стране была высокая рождаемость потому, что для них это новая рабочая сила, новые налогоплательщики. Более того, изучив функции семьи, мы видим, что семья социализирует, воспитывает человека, выполняет хозяйственную, рекреационную и другие функции, что не противоречит интересам общества. Именно из семьи ребенок берет моральные нормы, ценности, учится патриотизму, любви к ближнему и состраданию.

Но бывают случаи, когда, действительно, люди ставят семейные интересы на первое место. Например, коррупционеры-должностные лица, замешанные в коррупции. А коррупцией называют подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей. Они это делают не во благо общества, а во благо своей семьи, губят общественные интересы. Не думают о том, что люди у которых они берут взятки могут нуждаться в деньгах.

Таким образом, семейные ценности не всегда губят интересы общественные. Бывают случаи, когда человек ставит ценности семьи выше общественных, но чаще всего, интересы семьи и общества совпадают, так как семья-это ячейка общества.

Обновлено: 2018-03-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Жить в браке... всю жизнь – это большой, ни с чем не сравнимый труд. Духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости.

В. А. Сухомлинский

Семья как первичная ячейка общества и социокультурная сфера человека

Семья – первичная ячейка общества, живущая но законам системно-функциональной достаточности, где субъекты объединены формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений, проявляющихся в любви, привязанности, интимности .

Выдающийся социолог П. А. Сорокин считал вопрос об устройстве семьи гораздо более важным, чем вопрос о формах правления. Анализируя типы семьи у разных народов, с точки зрения воспитательного механизма он выделил три основных типа семьи:

  • 1) семья патриархальная , воспитывающая молодые поколения для жизни в общине или коммуне. Здесь весь уклад семейного воспитания давит всякую индивидуальность, личную инициативу, требует "не высовываться", жить как все, "как положено"; действовать, мыслить, веровать по обычаю и полагаться не на себя, свои знания, труд, энергию и волю, а на "общину", на "мир", на "коммуну". Жизнь индивида в таком типе семьи полностью регламентирована. Из лона такой семьи выходят личности без воли, без инициативы, привыкшие вести себя во всем по общей норме;
  • 2) семья ложноиндивидуалистическая . Всем своим укладом она приучает молодые поколения полагаться не на себя, не на общину, а на государство. Сообразно с этим все воспитание здесь ведется применительно к официальным программам. Главное – выдержать официальный экзамен, получить диплом и "тихо и плавно качаться" в качестве чиновника. При такой системе в людях не воспитывается ни инициатива, ни подчинение авторитету, которое имеет место в первом типе семьи, и люди получаются неустойчивые, безынициативные – "бумажные формалисты", как их характеризует П. А. Сорокин. Соответственно и общество, имеющее такой тип семьи, – неустойчивое, бюрократическое, с централизацией, обширным объемом вмешательства власти, с разбухшим государственным аппаратом и поглощением личности государством. Человек во всем полагается на государство и считает, что от его усилий почти ничего не зависит;
  • 3) семья индивидуалистическая . Ее уклад с малых лет приручает молодые поколения полагаться только на себя, свои знания, волю и энергию. Здесь обучают детей тому, что им действительно понадобится в жизни (а не тому, что требует община или государство). Простор дается личной инициативе, развитию индивидуальности. С малых лет за детьми признаются права, которые неотделимы от исполнения обязанностей. Из такой семьи выходят люди сильные, инициативные, энергичные. По мнению Сорокина, народы, имеющие подобный тип семьи, – "победители других народов". Данный тип семьи представлен в англосаксонских и скандинавских странах.

Русская семья , полагает ученый, занимает среднюю линию между семьей патриархальной и ложноиндивидуалистической. Молодые поколения в ней воспитывались или как будущие чиновники государства, или как "общинники", члены "мира", обязанные во всем походить на него и считаться с ним. Индивидуальности и личной инициативе не давалось простора . Эти выводы Питирима Сорокина сделаны им в 1923 г., но, как мы постоянно убеждаемся, с тех пор мало что изменилось, хотя определенная динамика движения в сторону семьи индивидуалистического типа все-таки прослеживается. Сегодня мы можем выделить некоторые наиболее характерные особенности и тенденции развития современной семьи .

Во-первых, идет процесс разукрупнения семьи – выделение молодой брачной семьи (так называемые семьи без дедушек и бабушек). Объективно процесс разукрупнения семьи может быть оценен как положительный, поскольку данная тенденция обеспечивает укрепление молодой семьи как самостоятельного коллектива. Переживаемые трудности укрепляют дружбу, солидарность, учат делиться радостями и бедами. Однако в первое время молодая семья испытывает трудности: бытовая неустроенность, финансовые проблемы и т.д.

Во-вторых, происходит уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости. Причины сокращения рождаемости разнообразны и сложны: занятость родителей; недостаточная обеспеченность дошкольными учреждениями; рост материальных затрат на воспитание ребенка; большая нагрузка женщины-матери; неблагоприятные жилищные, бытовые условия семьи и др. Сокращение рождаемости выдвигает новую педагогическую проблему – изучение и разработку методов воспитания в малодетной семье.

В-третьих, увеличивается количество разводов. Нужно иметь в виду, что развод – это не всегда плохо, поскольку устраняется источник негативного воздействия на психику ребенка. Наибольшее количество разводов (до 95%) приходится на долю супружеских пар первого года совместной жизни. Это объясняется неподготовленностью супругов к семейной жизни, неустроенностью быта молодой семьи.

В-четвертых, наблюдается увеличение количества семей, имеющих одного ребенка. Такая семья ставит ребенка в затруднительное положение в плане общения, получения опыта коллективной деятельности. В однодетной семье у ребенка нет наставников – старших братьев и сестер. Ребенок становится центром семьи, которая отдаст ему всю ласку, внимание, заботу. Часто это имеет негативные последствия, когда происходит потеря родителями педагогической нормы в удовлетворении желаний и потребностей ребенка.

Основными функциями семьи являются:

а) генеративная (репродуктивная) функция , обусловленная необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции. Семья без детей духовно неполноценна. В масштабе общества для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы на каждых двух человек противоположного пола приходилось не меньше двух детей. С учетом того, что далеко не все женщины и мужчины вступают в брак и обзаводятся семьей, желательно, чтобы большинство семей имели трех детей. Однако, к сожалению, пока лишь некоторые семьи выполняют эту "общественную функцию".

На выполнение семьей своей генеративной функции оказывает влияние качество здоровья населения, уровень развития здравоохранения в стране и др. По оценкам экспертов, 10–15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за неблагоприятного экологического воздействия на них, неправильного образа жизни, болезней, плохого питания и т.д.;

  • б) функция первичной социализации детей (воспитательная) . Она обусловлена тем, что родившиеся дети несут в себе только задатки, предпосылки, признаки "человека разумного". Для того чтобы ребенок постепенно входил в общество, чтобы его задатки проявились, необходимо общение и деятельность именно в семье как первичной социальной единице. Семья воздействует на социализацию детей не просто фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между всеми ее членами. Именно в семье закладываются фундамент нравственного опыта ребенка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом, основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина современного общества;
  • в) экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Глубинные социально-экономические изменения, которые происходят в российском обществе, вновь активизируют те стороны экономической и хозяйственнобытовой функции, которые были почти сняты предыдущим развитием. Накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях;
  • г) гедонистическая функция , которую также принято называть функцией здоровых сексуальных отношений, свя

зана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой так же важно, как потребности в еде, жилище и т.д. Поверхностное отношение к физической близости, нерегулярные сексуальные отношения со случайными партнерами вне семьи не только лишают физическую любовь ее психологического богатства и глубины, но и влекут за собой печальные криминальные или медицинские последствия;

д) рекреационная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что данный социальный институт – сфера абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения и т.д. Здоровая, неконфликтная семья – надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех невзгод.

  • См.: Лодкина Т. В. Система деятельности семейного социального педагога. М., 1997. С. 13.
  • См.: Сорокин П. А. То, о чем часто забывается // Сорокин П. А. Социология революции. М., 2005. С. 433–435.


Рассказать друзьям