Перспективное планирование по нравственному воспитанию детей в старшей группе. Занятие по нравственному воспитанию в старшей группе «Доброта воспитывается добротой

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Татьяна Скороходова
Перспективный план по нравственному воспитанию в старшей группе

Перспективный план по нравственному воспитанию в старшей группе .

Сентябрь.

ООД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о выполнении

1. ООД Тема : «Золотая осень»

(форма проведения - целевая прогулка) . Задачи : формировать у детей интерес и любовь к родной природе, бережное отношение к ней, учить любоваться красотой осенних деревьев. Воспитывать умение наблюдать явление природы и устанавливать простейшие связи между ними. Обогащать активный словарь детей прилагательными : кленовый, берёзовый, рябиновый, липовый.

Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 28

Игра - упражнение

«Не промочи ноги»

Цель : дать детям возможность проявить взаимопомощь Познакомить с пословицами о дружбе : «Там где дружат - живут не тужат» .

Друг за дружку держаться – ничего не бояться». Индивидуальная работа с детьми : «Составление рассказов «Мой лучший друг» . Проведено

Моментов. Тема : «Панорама добрых дел» . Задачи : закрепить умение отличать добрые, хорошие поступки от плохих; воспитывать умение сочувствовать и сопереживать всему живому, познакомить с плакатом, как жанром изобразительного искусства.

Д/ и «Волшебные картинки» . Цель учить детей оценивать картинки и находить среди них изображение с добрыми поступками, уточнить понятия «чуткий» , «отзывчивый» . Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик» . Беседа по вопросам.

Индивидуальная беседа с детьми в вечерние часы о добрых делах, которые они могут делать в детском саду Проведено

3. ООД «Экскурсия к остановке транспорта» . Задачи : закрепить знания правил дорожного движения, умение вести себя в дорожно-транспортной ситуации на остановке; воспитывать честность , достоинство. (Интернет ресурсы)

Предложить ситуацию для обсуждения» Что бы ты сделал, если бы увидел, что старенькая бабушка не может перейти дорогу». Игра «лучший пешеход» Чтение рассказа И. Серякова «Ученый дружок» .

Закрепить с детьми правила поведения в общественных местах : «Бывая в кино, музее, помни, что ты здесь не один. Веди себя так, чтобы не мешать другим». Проведено

выполнении.

1. ООД Тема :

«Родной город» . Задачи : расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения родного города, воспитывать патриотические чувства к своей малой родине. Просмотр видеофильма «Жердевка любимая» .

Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 53 Наблюдение на тему : «Слушаем звуки улицы» . Задачи. Развивать у детей умение видеть окружающую красоту - голоса птиц, людей, шум машин и т. д. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Чтение стихотворений об осени местных поэтов. (Краснов В. А., Волчихин М. В)

Задачи. Знакомство с народными приметами об осенних месяцах, пословицы о приметах погоды. Проведение дидактических игр : «Когда это бывает» , «С какого дерева листок» , «Что нам осень принесла» . Проведено

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Тема : «История о том, что такое хорошо и что такое плохо» .

Задачи : способствовать развитию нравственных чувств , высших душевных качеств, нравственно -ценностного миропонимания. Предложить ситуацию :

«Представьте себе, что вы идете по улице и видите, как мальчик толкает девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Как поступить? Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» . Вопрос для обсуждения : «Почему автор говорит «С ним случилось самое страшное?» Вечером побеседовать с детьми о том, как они понимают правило

«Уважай взрослых в детском саду и дома» . Привести примеры добрых дел, по которым можно судить об уважении детей к взрослым. Проведено

3. ООД Тема : КВН по ОБЖ «Лучший пешеход» Задачи : закрепить некоторые правила дорожного движения; уточнить представления о дороге, тротуаре, пешеходном переходе, дорожных знаках. Воспитывать дружеские взаимоотношения. (Интернет ресурсы) Д/ и «Дорожные знаки» .

Закрепить обозначение некоторых дорожных знаков. Чтение стихотворения В. Семернина»Запрещается – разрешается». Составление загадок о знаках и правилах дорожного движения. Проведено

ООД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. Развлечение «Осеннее кафе» Задачи : развивать навыки межличностного общения между детьми и взрослыми, педагогики сотрудничества через восприятие красоты русской природы. Игра - шутка : «В лес мы осенью пойдем» Чтение сказки Ш. Перро

«Красная шапочка» . Инсценировка «Полезные советы» . Проведено

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Тема : «Собака - верный друг человека» . Задачи : расширять представления детей о роли собаки в жизни человека; развивать чувство ответственности за жизнь домашних животных; побуждать проявление сочувствия к животным, попавшим в беду. Игровое упражнение : «Собака поводырь» . Цель : расширять знания детей о том, какую роль играют животные для слепых людей, воспитывать умение заботиться о своем друге. Чтение рассказа

В. Сухомлинского

«Старый пес » .

Беседа по сказкам :

«Зайкина избушка» ,

«Краденое солнце» .

Когда герои этих сказок переживали горе? Как они справились с ним?

Проведено

3. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Тема : «Птица счастья» . Задачи : формировать у детей представление о правах человека; познакомить с нравственными нормами и правилами ; учить детей соотносить права и обязанности. Познакомить с собственными правами на отдых, на образование, на имя, на любовь. Игра «Все будет хорошо»

Цель : закрепить знания о своих правах, уважать других. Рассказывание сказки в обработке Л. Н. Толстого «Хаврошечка» . Беседа о том, имела ли права Хаврошечка? Как с ней поступили? Вечер пословиц и поговорок о дружбе и товариществе. Проведено

ООД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : «Моя семья» . Задачи : воспитывать уважение к членам семьи; рассказывать, что члены семьи имеют разные вкусы и увлечения. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья» . Чтения С. Маршака

«Старушка » .

Вопросы по произведению. Рисование «Моя семья» . Проведено

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : «Почему грустит котенок» .

Задачи : продолжать учить различать эмоциональные переживания на примере животных; поощрять стремление детей проявлять заботу о домашних животны; развивать потребность в общении с представителями животного мира. Сопереживать им. Проявлять доброту. Чуткость. Упражнение – дискуссия «Почему грустит котенок» .

Упражнение – релаксация «Чудесный сон котенка» . Чтение Л. Толстого «Котенок» . Загадывание загадок о животных. Рисование «Кошкин дом, предлагается нарисовать для котика такой дом, в котором ему было бы уютно и радостно жить. Проведено

«Рожденные звезды» . Задачи : испытать радость общения со сверстниками, взрослыми, чувство единства и доверия друг к другу. (Интернет ресурсы) Пальчиковая гимнастика «Семья» . Рассказы Н. Носова «Мишкина каша» , «Фантазеры» . Игра «Отдам тебе то. Что есть у меня» . Цель : создание положительного эмоционального настроения. Проведено

выполнении.

1. ООД Тема : «Учимся вежливости» . Задачи : продолжать учит детей быть внимательными друг к другу, по разному выражать добрые чувства. Закрепить некоторые важные правила поведения в коллективе, о необходимости соблюдать их. (Интернет ресурсы) Д/ и «Дошколята- вежливые ребята» . Цель : закрепить правила вежливости. Вспомнить с детьми произведения, их авторов, в которых говориться о вежливости. Индивидуальная работа по развитию речи : составление рассказов из личного опыта на тему : «Как дети выручали из беды товарища» . Проведено

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Беседа об отношении к младшим. Задачи : выработать совместно с детьми правила, которые будут способствовать тому, чтобы общение протекало без ссор и конфликтов. Предложить сюжетные картинки для обсуждения. Чтение произведения З. Александровой

«Мальчик потерялся» . Изготовление атрибутов к игре «Магазин» для детей младшей группы . Закрепить правило : «Заботиться о малышах дома и в детском саду» Проведено

Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. ООД Тема : «В плену у королевы Грубости» . Задачи : формировать элементарные правила вежливости, представление о хороших и плохих поступках; умение правильно оценивать себя и других; закрепить правила поведения в общественных местах. (Интернет ресурсы) Д/и «Оцени поступок» .

Цель : учить детей давать оценку поступку, изображенному на картинке. Пословицы и поговорки для заучивания с детьми :

«Ласковое слово и кошке приятно» , «Доброе слово лечит, а злое колечит» , «Плохое слово, что грязная вода» , «Вежливости открываются все двери» , «Ласковым словом и мед растопишь» . Индивидуальные беседы с детьми : «Тебя пригласили в гости» Проведено

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Беседа о храбрости и трусости. Задачи : дать представление о данных понятиях; воспитывать желание быть храбрым. П/ и «Пожарные на ученье» . Чтение произведений :

И. Бутлина «Трус» ,

Э. Шима «Не смей» .

Про кого говорят : «Мал да удал» , «Мал золотник, да дорог» . Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» . Проведено

3. ООД «День защитника Отечества» . Задачи : формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии. Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 65 С/ р игра «Верные друзья – пограничники» .. Чтение З. Александрова «Дозор» Разучивание стихов, посвященных защитникам Отечества. Конструирование из бумаги «Подарков для пап и дедушек» . Проведено

Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. ООД «Мама-первое слово» . Задачи : формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека, побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно- нравственные чувства .

Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 65

Д/игры «Назови маму ласково» , «Доскажи словечко» . Разучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» . Оформление рисунков детей «Моя милая мамочка» . Проведено

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Беседа «Отношение к старшим » .

Задачи : расширять знания детей по отношению к старшим людям воспитывать уважительное отношение и побуждать к проявлению сочувствия. Игра «Хорошо-плохо»

(хорошо, что у вас есть больная бабушка?

А чем плохо) Чтение рассказа Л. Толстого «Старый дед и внучек » . Выяснить, как понимают дети слова :»Как аукнется, так и откликнется» (если затрудняются – объяснить) Заучивание стихотворения Г. Виеру» Мамин день» Проведено

3. ООД Тема : «День рождения Мальвины» .

Задачи : закрепить с детьми правила этикета; продолжать культурно вести себя за столом, сервировать стол; быть добрыми и приветливыми. (Интернет ресурсы) Сюжетно – ролевая игра «Семья.

Цель : продолжать учить детей договариваться между собой; закреплять умение правильно сервировать стол. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Инсценировка с музыкальным сопровождением «К нам гости пришли» , муз. А. Александрова. Во время завтрака закрепить правила культуры еды «Не разговаривай с полным ртом, старайся есть беззвучно ». «Когда ешь, не откусывай сразу большой кусок – это не красиво» . Проведено

Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. ООД «Жаворонки» Задачи : средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой родной природы весной, познакомить с фольклорными образцами народного творчества : песнями, танцами, народными традициями встречи весны (Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова) «Мы живём в России» ст. 74 Игра – загадка

«Найди ошибку» . Цель : закрепить умение находить ошибки в поведении детей. Чтение отрывка А. Плешакова «Знать и беречь» . Разучивание хоровода «Добрый жук» .

Песня «Если добрый ты» (муз. Савельева) . Рисование «В окно повеяло весною» . Проведено

2. ООД Тема : «Не мучайте животных» .

Задачи : учить различать понятия – «играть» и «мучить» , развивать чувство сострадания. Сопереживания представителям животного мира; формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу. (Интернет ресурсы) Ролевая гимнастика (детям предлагается показать как больно жуку, у которого отрывают крылья;

как весело летает жук; греется на солнышке и т. п).

П/и «Жук – жучище» Чтение рассказа Э. Ширма «Жук на ниточке» Аппликация

«Праздничный наряд для божьей коровки» . Проведено

3. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Тема : «Наша дружная семья» . Задачи : продолжать воспитывать доброе , заботливое отношение к своей семье самым близким людям. (Интернет ресурсы) Упражнение «Закончи предложение : папа рассердился, потому что я.» ,

«Когда я вижу, что мама огорчилась, то.» Чтение рассказа Т. Горской «Колин папа» . Беседа «Чему нас учат герои этого рассказа?» Познакомить с пословицей : «Скромность красит человека» . Рассматривание с детьми семейных альбомов, с целью воспитания любви к своим близким. Проведено

Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. ООД Занятие - ««Жердевка наша – колыбель героев» . Задачи : воспитывать патриотические чувства, побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших Игра соотечественников во время Великой Отечественной войны.

Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 84 Экскурсия к Вечному огню и возложение цветов к мемориалу воинов, погибших в годы ВОВ. Разучивание и чтение стихов «Ночной таран» Алексеева, «Советский солдат» Твардовского, «День Победы» Михалкова. Экскурсия в ДДТ, посещение мини – музея (выставка, посвященная пионерам – героям) .

Рассматривание иллюстраций – «Воин – освободитель» . Проведено

2. ООД Тема : «Поищем и найдем волшебные слова» . Задачи : развивать у детей умение вежливо обращаться друг с другом и с окружающими; познакомить с тем. Как можно воздействовать на чувства поведение людей. (Интернет ресурсы) Игра «Давайте говорить друг другу комплементы» . Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» . Обсуждение. Музыкальное развлечение «Добро и зло в русских народных сказках» . Проведено

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Занятие по духовно-нравственному воспитанию: Путешествие в «Добросветию»

Цели: способствовать формированию понятия «доброта»; формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чувств

Способствовать формированию творческого воображения;
- вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим.

Задачи:

Учить воспитанников выражать свои мысли о добрых поступках;
- познакомить с техникой рисования «монотипия»;
- формировать умение работать в коллективе, выражать свое мнение, рассуждать.

Ход НОД.

Дети заходят в группу и встают в круг.

Доброе утро, дорогие дети, я рада видеть вас.

Сегодня мы отправимся в страну Добросветию. Но сначала нам нужно поздороваться, поприветствовать друг друга, можно сказать (Продолжают дети: «Здравствуйте», «Привет», «Доброе утро» и т д.) Все верно, ребята. А можно поприветствовать друг друга без слов, давайте попробуем.
- Протянем и пожмем друг другу руку.
- Обнимем друг друга за талию
- Кивнем головой.
- Вам понравилось здороваться?
- А сейчас я приглашаю вас в путешествие. Там на опушке Радости, у Приветливой Речке, рядом с Улыбчивой поляной в Заботливой чаще есть страна Добросветию. А отправимся мы туда на облаках Добра.
(Звучит минусовка песни Шаинского «Облака»)

Дети садятся на облака (обруч и на нем голубое покрывало, расположенные на ковре.

Сядьте поудобнее, закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы сидите на пушистом облаке, похожем на мягкую гору пушистых подушек. Ваши облака медленно поднимаются в небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Вы проплываете мимо ласкового лучика солнышка, которое касается вас своими лучами. Оно решило поиграть с вами. Щекочет ваши носики и ушки, погрейтесь под его лучиками.
(открываем глазки)
Ну вот мы с вами и очутились в стране добра и дружбы

Воспитатель:

Ребята! Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?

Хотите узнать, от кого письмо? Попробуйте догадаться по этой песенке.
Звучит песня Шапокляк.

Дети: Письмо прислала Шапокляк.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. А вы помните, что случилось с Шапокляк?

Дети : Да, она улетела на воздушных шариках.

Воспитатель: Посмотрим, что же эта дама нам пишет.
Воспитатель зачитывает письмо:
Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня в этот город. Но и тут мне встречаются злые жители. А дом добра, который построили Крокодил Гена и его друзья, остался далеко позади. Мне так трудно одной, помогите мне, пожалуйста. Я больше никогда не буду злой старухой, вредничать и хулиганить. До свидания, ваша Шапокляк.

Воспитатель: Как же мы можем помочь Шапокляк?

Дети: Пригласим к нам жить. Напишем объявление.
А давайте мы ей поможем построить дом Добра.

Воспитатель: Но кирпичи для дома будут особенные, их мы получим, если выполним правильно задания. Надеюсь, вы понимаете, что работа не такая простая, нам предстоит пройти длинный путь, и выполнить не одно задание. Каждое задание это один кирпич, а каждый кирпич - это часть дома, нашего дома Добра.

Ребята, посмотрите вокруг.

Ой, что это случилось с цветами, я знаю ребята, это злой ветер налетел на страну доброты, сорвал все лепестки и разбросал их повсюду, что же делать? Надо помочь собрать цветы. Хорошо каждый возьмёт сейчас 1 лепесток решит пример, который на нем написан, найдёт правильный ответ и встанет рядом со своим лепестком

Воспитатель: Молодцы! Мы прошли первый этап пути. И можем заложить первый кирпич дома Добра.
На полу выкладываем из коробок дом (1 коробка)
Пока вы собирали цветы я на полянке что - то интересное нашла, посмотрите, что это?

Дети: Очки.

Воспитатель: Да это очки, они не простые, а волшебные, все кто их надевает, становится добрым и начинает говорить всем комплименты. Давайте проверим.
Стоя в кругу, коммуникативная игра «Комплименты» (дети говорят друг другу комплименты и передают очки по кругу, одевая их на глаза)
Ну что, мы можем продолжить строительство дома. Закладываем следующий кирпич
- А сейчас немного отдохнем. У меня есть необычный мяч (полукругом, сидя на стульчиках) - это «Мячик добрых дел». Давайте поиграем. Я буду бросать мяч и называть недобрые дела. А вы, поймав его, должны сказать наоборот, т. е. антоним. Дети играют, подбирают антонимы.

Разорвать книгу - склеить
Толкнуть - обнять
Грустить - радоваться
Улыбаться - плакать
Нагрубить - извиниться
Ссориться - мириться
Отнять - отдать
Обидеть - пожалеть
Добрый - злой
Ну что, вы заработали ещё один кирпичик. Наш дом растёт.

4. Воспитатель: - Ребята посмотрите, что это? (солнышко без лучиков) .Нашему солнышку не хватает лучиков и чтобы они у него появились нам необходимо ему помочь, а как вы узнаете из следующего задания. Слушайте внимательно. - Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. С каждым добрым вашим делом у солнышка будут отрастать лучики.
Ответы детей.
- Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили за последнее время
Я думаю, что мы заработали ещё один кирпич. Ребята, а дом наш снова подрос.

5. Воспитатель: А теперь друзья я хочу знать добрые ли?
Игра «Паутинки». Упражнение «Паутина добрых слов». У меня есть «клубочек добрых слов», который я передам Оле. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.

Воспитатель: А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?

Дети: Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова.

Воспитатель: А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?

Дети: Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.

Воспитатель: Пятый кирпичик дома добра мы заложили.

Открывают лепесток с буквой Р.
- На наше волшебной поляне остался последний лепесток с цифрой 6 (Дети отвечают 6). На нем задание «Доскажи словечко». Я начну, а вы заканчивайте, подняв руку, отвечайте.

Растает ледяная глыба от слова теплого (Спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день)
Если ругают за шалости, надо сказать (Простите, пожалуйста)
Если друг попал в беду (Помоги ему)
Решай споры словами, а (не кулаками)
Ну, что достраиваем крышу нашего дома. Дом готов.

Игра «Добрый - недобрый»
Музыка включается.
Ну, что достраиваем крышу нашего дома. Дом готов. А нам пора возвращаться в детский сад. Я думаю, что мы не в последний раз посетили страну «Добросветию» и в следующий раз наш дом добра будет обязательно заселён добрыми персонажами из сказок.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

Давайте построим «Пирамиду дружбы и добра» (подаю детям свою ладонь, они кладут сверху свои ладошки).

Чувствуете, как тепло моих рук нежно переходит к вашим рукам? Скажите, чтобы вы хотели пожелать друг другу?
(Звучит песенка Кота Леопольда «Если добрый ты!»)

Спасибо за внимание!

Федорина Юлия Викторовна, МДОУ детский сад «Малыш», Ульяновская область, село Репьёвка, воспитатель

Чтобы скачать материал или !

МК ДОУ БГО Борисоглебский д/с № 16 комбинированного вида

Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе

Тема: « Уроки Доброты»

Подготовила: Попова Н.И.

Г. Борисоглебск 2015

Цель : формирование у детей моральных представлений о положительных чувствах и эмоциях (добре и радости).

Задачи:

Закрепить знания детей о значении слов – добро, доброта;

Формировать умение детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи;

Развивать умение отмечать плохое от хорошего;

Поощрять стремление детей совершать добрые поступки;

Развивать речь, внимание, память;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

Воспитывать у детей любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям, животным.

Предварительная работа: чтение сказок и рассказов Осеевой, Н. Носова, Л. Толстого пословиц, поговорок о добре, рассматривание иллюстраций, плакатов с различными ситуациями, составление рассказов о добрых поступках. Знакомство с произведением В. Катаева « Цветик- семицветик».

Материал к занятию: Цветик – семицветик, баранки, ваза, большая конфета, книга «Ласковые слова» ; игрушки; бейсболка; иллюстрации по сказке; мольберт; карточки с заданиями; разборная веселая рожица; рисунки с хорошими и плохими поступками; воздушный шарик с письмом.

Ход занятия:

Воспитатель: Добрый день, дорогие дети и взрослые! Сегодня я приготовила вам сюрприз! Хотите узнать какой?

Дети: Да! Конечно!

Воспитатель: Ну, тогда смотрите! (Снимает накидку и открывает стебель с лепестками) Ну надо же! Цветок где-то потерял свои лепестки. А из какой сказки этот цветок, вы догадались?

Дети: ДА «Цветик - семицветик»

Воспитатель : Сейчас проверим! Здесь на полу разбросаны какие-то карточки, а на них картинки. Давайте их соберем и посмотрим, что на них изображено. Как вы думаете, ребята, вы правильно догадались из какой сказки этот цветок?

Дети: Да, из сказки «Цветик – семицветик» (Выплывает воздушный шарик с письмом)

Воспитатель: Вот это да! Сюрпризы не закончились! (Отвязывает письмо и читает его) « Дорогие, ребята! Я знаю, что вы любите сказки. Но в моем Королевстве сказок случилась беда. Сильный северный ветер разбросал все лепестки цветика – семицветика. Помогите их найти. Если вы согласны помочь, то подсказка на карточках с картинками. Расставьте их в той последовательности как в сказке. Это и будет вашей картой. Она поможет найти вам 7 станций. Если вы все сделаете правильно, то соберете все 7 лепестков и отгадаете волшебное слово, которое скрывает цветик – семицветик. С благодарностью Король Королевства Сказок»

Воспитатель: Поможем Королевству Сказок.

Дети : Да

Воспитатель: Тогда вспомним сказку и правильно расставим карточки с картинками. Как вы думаете, куда мы отправимся сначала?

Дети: В Булочную!

Воспитатель : Верно! Для нас здесь задание «Доскажи словечко» Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.

Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день)

Когда вас ругают за шалости, вы говорите … (простите, пожалуйста)

Если друг попал в беду,… (помоги ему)

Решай споры словами,… (а не кулаками)

Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей. (Под столом приклеен лепесток с буквой «Д») Всем, кто вежливым растет, Мимо друга не пройдет, Даже в самой жуткой спешке «Здравствуй!» он произнесет.

Воспитатель: Куда мы отправимся теперь?

Дети : Домой к девочке Жене. (Дети идут к столу с вазой)

Воспитатель : Здесь нам нужно выбрать хорошие поступки. (Воспитатель с детьми обсуждают картинки и выбирают те, на которых изображены хорошие поступки, аргументируя ответ)

(Под вазой накрыт лепесток с буквой «О». Дети его находят и ставят на мольберт)

Воспитатель: К какой станции мы держим путь?

Дети: На Северный полюс (к столу, где лежит иллюстрация с изображением Северного полюса)

Воспитатель: Скажите, ребята, что самое горькое?

Ребенок: Что горче всего? У ребят я спросил. Одни утверждают: - Неспелый кизил… - Микстура!- Какой -нибудь скажет храбрец. Горчицу и лук назовут, наконец. Но горче горчицы – Поверьте мне снова – Обиднее, грубое слово. (Р. Талипов)

Воспитатель: Ну, а что же слаще всего?

Ребенок: Что слаще всего? – Я спросил у ребят. – Всласть выспаться. – Сони, зевая бубнят. Сластены, за жмурясь, кричат: - Леденец! – Кишмиш называют, Халву, наконец. Но слаще халвы И всего остального Сердечное, доброе слово. (Р. Талипов)

Да, ласковое, доброе слово душу согревает. Сыграем в игру «Ласковое слово». Воспитатель называет слова, например: «Солнце», дети ласково «Солнышко» - Птица -…, дерево -…, сказка -…, рука -…, ребенок -…, ручей -…, кольцо -…, сердце -… Молодцы, вам понравились ласковые слова. А где спрятан лепесток?

Дети: Мы думаем в книге «Ласковые слова» (Находят лепесток с буквой «Б» и ставят на мольберт)

Воспитатель: Я думаю нам к белому медведю.

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрим, какое задание нас здесь ждет. «Угадай, что нарисовано на картинке» Дети обводят картинки, раскрашивают, дают животным имя и дарят гостям.

Воспитатель: Где же может быть спрятан лепесток? Может у гостей? (Гости заглядывают под стульчики и находят лепесток с буквой «Р». Дети прикрепляют букву на мольберт) Куда нам теперь?

Дети: К игрушкам!

Воспитатель: Здесь игра «Цветик – семицветик»

Нужно загадать желание для всех детей. (Чтобы все дети улыбались, были здоровыми, исполнялись все их мечты…)

Лети, лети лепесток. Через запад на восток, Через север, через юг Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по- моему вели!

(Дети находят лепесток с буквой «О» под игрушками и прикрепляют букву на мольберт)

Воспитатель: Посмотрите, у нас осталось два испытания. Что мы выберем?

Дети: Пустой стол. Потому что Женя отказалась от игрушек, ей пришлось потратить на это желание еще один лепесток.

Воспитатель: Я думаю, вы правы. Здесь следующее задание «Используя схему, расскажите о влиянии человека на природу». Отметь в квадратиках знаком «-» то, что плохо, знаком «+» то, что хорошо.

Дети: Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова.

Воспитатель: Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят «Добрый человек».

(Дети находят под столом лепесток с буквой «Т» и ставят на мольберт)

Воспитатель: Кому может принадлежать эта бейсболка?

Дети: Мы думаем больному мальчику Вите.

Воспитатель : Здесь какие-то бумажные детали. Попробуем разобраться. (Дети складывают веселую рожицу) Как вы думаете, почему вы справились с заданием?

Дети: Потому что все мы были вместе.

Воспитатель: Да, и человечек вам улыбается.

(Дети находят лепесток с буквой «А» и крепят на мольберт. Составляют слово «Доброта»)

Мы правильно справились с заданиями: собрали все лепестки и составили слово «Доброта») Как вы думаете, какой теме было посвящено занятие? Доброта - вещь удивительная. Быть легче добрым или злым? Наверно, легче злым. Быть добрым – значит отдавать Тепло свое другим. Быть добрым – значит понимать И близких и чужих И радости порой не знать, Заботясь о других. Конечно, доброму трудней, И все же посмотри: Как много у него друзей! А злой всегда - один…


Перспективный план по нравственному воспитанию дошкольников старшей группы.

Основные задачи нравственного воспитания детей старшей группы:

  1. воспитание норм и правил уважительного отношения к старшим;
  2. формирование культуры поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  3. формирование в растущем человеке начала духовности, необходимой для развития внутреннего мира личности;
  4. ориентировка на подготовку детей к дальнейшим стадиям социализации.
  5. приобщение к ценностям культуры народа России и мировой культуры;

Формы и методы реализации:

СЕНТЯБРЬ

№п / п

Мероприятие

Программные задачи

1.

Игра - занятие на тему: «Русь, Россия, Родина моя» (см. ПРИЛ.1)

Закрепить знания детей о нашей стране, о нашем регионе;

Продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;

Систематизировать знания детей о символике государства, о разновидностях войск;

Воспитание положительного отношения к народам нашей страны;

Воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов.

2.

Чтение художественной литературы. «Заяц-хвастун» (рус. нар. сказка в обраб. О.Капицы)

Воспитывать у детей эмоциональное отношение: положительное- к скромности, отрицательное - к хвастовству;

Продолжать формировать представление о скромности.

3.

Беседа «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой» (см. ПРИЛ.2)

Воспитывать уважительное отношение к окружающим;

Продолжать формировать умение обращаться к взрослым на «Вы», использовать в своей речи слова вежливости.

4.

Чтение художественной литературы. «Что я видел» Б.Житков

Воспитывать патриотические чувства;

Формировать представления о Москве;

Развивать интерес к изучению главного города нашей страны.

ОКТЯБРЬ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Занятие на тему:

(см. ПРИЛ.1)

Расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях славянского народа;

Воспитывать интерес, уважение к этим традициям;

Развивать познавательный интерес у детей;

Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через игры, песни, пословицы и поговорки;

Воспитывать у детей интерес и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ.

2.

Чтение художественной литературы. «Крылатый, мохнатый да масляный» (рус. нар. сказка в обраб. И. Карнауховой.)

Знакомить с художественным произведением русского писателя;

Воспитывать чувство дружбы, товарищества;

Продолжать формировать представления о справедливости.

3.

Чтение художественной литературы. « Карасик» Н.Носов

Воспитывать правдивость и справедливость;

Продолжать формировать представление о честном, справедливом отношении к окружающим.

4.

Беседа «Как можно узнать настроение человека?»

(см. ПРИЛ.2)

Формировать представление о разных настроениях человека;

Воспитывать способность к состраданию, умению порадоваться за кого-то;

НОЯБРЬ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Чтение художественной литературы. «Ссоры с бабушкой» Л. Воронкова

Воспитывать уважение к труду взрослых, заботливому отношению к старым людям, желание делать для старших добро;

Познакомить с художественным произведением соотечественника.

2.

Занятие на тему:
«Граница» (см. ПРИЛ.1)

Развивать словарный запас детей, познавательный интерес.

3.

(см. ПРИЛ.3)

Пополнить словарный запас «добрыми» словами;

Учить использовать «добрые» слова в речи.

4.

Разучивание стихотворения «Все мы дружные ребята» М. Игнатьева (см. ПРИЛ.3)

Продолжать формировать представление о дружбе и о добром отношении к окружающим;

Развивать память и чувство ритма в стихотворении.

ДЕКАБРЬ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Индивидуальная беседа с детьми (Катя Ц, Лев Б., Вероника Р, Костя О.) « Как мама заботится о тебе? Где она работает? Что она рассказывала о работе? Чем мама любит заниматься в свободное время?» (см. ПРИЛ.2)

Формировать представление о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина — любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение).

Продолжать воспитывать уважительное отношение к взрослым;

Учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь.

2.

Викторина «Красноярск - мой родной город»

Развивать мышление;

3.

Рассматривание картин местных художников

Учить обращать внимание на все содержание изображения;

Познакомить с творчеством художников Красноярского края;

Воспитывать любовь к природе, изображенной на пейзажах художников.

4.

Чтение художественной литературы. «Россия» Г. Цыферов

Воспитывать положительное отношение к народам нашей страны;

ЯНВАРЬ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Чтение художественной литературы. «Карасик» Н.Носов.

«Почему» В. Осеева

Воспитывать честность и справедливость;

Формировать умение сравнительной оценки двух поступков (на примере двух рассказов);

Познакомить с художественным произведением русского писателя.

2.

Чтение художественной литературы. «Кукушка» (ненецкая сказка)

Воспитывать чуткость, заботливое отношение к матери;

Формировать представление о том, что жестокость людей справедливо наказывается;

Познакомить с художественным произведением русского писателя.

3.

Рассматривание памятников г. Красноярска

Познакомить с памятниками родного города;

Воспитывать положительное отношение к городской архитектуре;

Развивать память.

4.

Викторина «Места родного города»

Продолжать формировать представление о местности родного города;

Воспитывать любовь к родному городу;

Воспитывать интерес к совместной со сверстниками деятельности.

ФЕВРАЛЬ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Чтение художественной литературы. «Почему армия родная» А. Митяев

Воспитывать уважение и благодарность воинам Российской Армии;

Продолжать знакомить с произведениями русских писателей;

Воспитывать любовь к художественной литературе.

2.

Чтение художественной литературы. «На заставе» А. Барто

Воспитывать интерес и уважение к воинам;

Формировать представление о службе пограничников;

3.

Индивидуальная беседа «Мой город»

Формировать представление о профессиях людей нашего города;

Формировать представление о географическом положении города;

Учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;

Продолжать воспитывать любовь к малой родине.

4.

Лепка «Мой дворик»

Воспитывать положительное отношение к месту, в котором проживаешь;

Формировать представление об архитектуре городских дворов;

Воспитывать чувство гордости за свою малую родину.

МАРТ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Чтение художественной литературы. «Айболит» К.Чуковский

Воспитывать доброжелательность, сочувствие, желание прийти на помощь тем, кто попал в беду;

Продолжать знакомить с произведениями русских писателей.

2.

Чтение художественной литературы. «Серебряное копытце» П. Бажов

Воспитывать доброту;

Формировать представление о доброте и отзывчивости;

Воспитывать положительное отношение к художественной литературе русских писателей.

3.

Оформление выставки «Родной Красноярск»

Воспитывать гордость за свою Родину;

Продолжать формировать представление об отличии нашего города от других городов;

Воспитывать положительное отношение к своему городу.

4.

Рассматривание фотографий Государственного природного заповедника «Столбы»

Формировать представление о национальном достоянии;

Воспитывать любовь к природе;

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

АПРЕЛЬ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Чтение художественной литературы. «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршак

Воспитывать чувства уважения, гордости по отношению к людям, совершающим героические поступки;

Формировать представление о смелости и скромности.

Продолжать знакомить с произведениями русских писателей.

2.

Чтение художественной литературы. «Финист -Ясный сокол» обраб. А. Платонова

Формировать представление о честности и справедливости;

Формировать представление о добре и зле;

Воспитывать положительное отношение к литературе.

3.

С/и «Волшебные слова»

Воспитывать доброе отношение к окружающим;

Пополнить словарный запас «волшебными» словами;

Учить использовать «волшебные» слова в речи.

4.

Просмотр видео-ролика о парке флоры и фауны «Роев Ручей»

Формировать представление о парке;

Воспитывать любовь к растениям и животным;

Продолжать развивать бережное отношение к окружающему миру.

МАЙ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Чтение художественной литературы. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рус. нар. Сказка в обраб. М Булатова)

Воспитывать у детей добрые чувства;

Воспитывать у детей умение характеризовать литературные образы и выказывать свое отношение к ним;

2.

Посещение Краеведческого музея

Воспитывать гордость за свой родной край;

Формировать представление о том, что представлено в музее;

Познакомиться с историей родного края.

3.

Рассматривание «Красной книги животных России и Красноярского края»

Формировать представление о том, кто занесет в Красную книгу и каким должно быть отношение к особям, занесенным в эту книгу;

Воспитывать гордость за свой край.

4.

Чтение художественной литературы. «Серая Звездочка» Б.Заходер

Воспитывать гуманное отношение к окружающему;

Формировать представления о добре и зле;

Воспитывать положительное отношение к художественной литературе.

Работа с родителями по нравственному воспитанию детей

Формы и методы работы с родителями

  • индивидуальные беседы
  • памятки
  • консультации
  • мастер-классы
  • демонстрационный материал (папки-передвижки, информационный уголок)

«Телевидение в жизни вашего ребенка»

«Учите детей быть вежливыми»

«О культуре поведения»

«Пример окружающих в воспитании детей»

«Учите детей любить природу»

«О честности и правдивости»

«Воспитание культуры поведения детей в семье и детском саду»

«Формирование волевых качеств»

«Нравственное воспитание ребенка - основа формирования будущей личности»

«Роль семьи в нравственном воспитании ребенка»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект игры - занятия на тему: «Русь, Россия, Родина моя»
в старшей группе

Программные задачи:

  1. закрепить знания детей о нашей стране, о нашем регионе;
  2. продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;
  3. систематизировать знания детей о символике государства, о разновидностях войск;
  4. учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;
  5. воспитание положительного отношения к народам нашей страны;
  6. воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов.

Словарная работа: Родина, Русь, Россия, род, родители, родословная, родня, родич, Родень, народ, любить, ценить, уважать, символика, традиция, герб, гимн, флаг, стяг, карта, глобус, географическое положение.

Предшествующая работа:

  1. разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;
  2. чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае;
  3. чтение стихотворения «Россия» Г. Цыферов;
  4. рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края,
  5. прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;

Ход игры - занятия:

(звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»)

Воспитатель: Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чем эта песня?

Дети: (о родном месте, о нашей Родине,)

Воспитатель: Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родных местах. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательные произведения о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?

Дети: (это мой дом, мой поселок, моя семья, моя мама и я, моя страна…)

Воспитатель: Вы правы, ребята, все это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой поселок). Давайте вспомним стихи русских поэтов о Родине, которые мы с вами изучили.

Дети: (дети читают полюбившиеся стихи)

Воспитатель: Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь целый день.

Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы

Раскинулась моя страна

От севера до юга.

Живём мы в радостном краю

И знать его должны мы.

Страну Российскую свою.

Свой светлый край любимый.

А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру - соревнования. И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Русь, Россия, Родина моя!». Нам нужно разделиться на две команды и придумать им названия.

Дети: (делятся на команды и придумывают названия: «Богатыри», «Силачи»)

Воспитатель: Наша игра будет состоять из 5 этапов. И первый из них - «Географический». Вам необходимо на географической карте ХМАО показать места, где вы живёте, где живут ваши родственники.

Дети: (выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы! Я вижу, что географическую карту края вы знаете хорошо. А сможете ли вы показать на глобусе, на карте мира нашу страну?

Дети: (дети выполняют задания)

Воспитатель: У нас настоящие будущие географы. Молодцы! Второй этап - «Символы нашего Государства». Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше Государство называется...

Дети: (Россия, Российская Федерация)

Воспитатель: Совершенно верно. А чем отличается наше государство от других?

Дети: (размером, языком, обычаями, традициями, гербом, гимном, денежными знаками, национальными костюмами, культурой, флагом,)

Воспитатель: Всё правильно. А назовите символы страны.

Дети: (гимн, флаг, герб)

Воспитатель: гимн Российской Федерации - это музыка русского композитора М. И. Глинки. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России.

(звучит отрывок гимна России все встают)

Дети: (все встают)

Воспитатель: Вы правильно сделали, что встали. Любой гимн слушают стоя. А о других символах страны расскажет каждая команда.

Дети: Герб - у нас красивый герб, на нём изображён двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно. Внутри герба, на груди орла, расположен герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Дракон - это зло, которое есть на земле. Герб - это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.

Флаг - Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белое, посредине голубое, внизу красное. Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба. А ещё оно символизирует сотрудничество трёх славянских народов: русских, украинцев, белорусов. Наш флаг еще называют стягом, триколором, трёхцветным полотнищем).

Воспитатель: Вы дали полные ответы и разъяснения, о символике государства в котором живёте. Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть всем в русскую народную игру «Заря», чтоб и повеселиться и отдохнуть после таких трудных этапов.

Воспитатель: На этом этапе вам необходимо объяснить значение слов:

Дети: Родина - это то место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

Род - обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

Родень - главный город племени россов - славян; он назван в честь бога Рода.

Родить - значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.

Родич - родственник, член рода, одной крови.

Родня - это все родственники и по крови, и по семейным связям.

Родословная - перечень поколений одного рода.

Воспитатель: Надеюсь, всем понятны объяснения. Молодцы! Вы всё правильно запомнили и объяснили. А теперь после сложного этапа можно и поплясать.

Дети: (исполняют русский народный танец)

Воспитатель: черёд настал задать вам вопросы.

  1. Назовите рода войск Российской армии.
  2. Чем отличаются рода войск друг от друга?
  3. Назовите военную технику.
  4. Кто знает, в каких войсках служили ваши папы?
  5. А вы знаете, кто из ваших родственников воевал?
  6. В каких войсках хотели бы служить мальчики?

Воспитатель: Да вы просто удалые молодцы и с этим заданием справились просто на отлично. Молодцы! Вот и последний этап. Вам нужно вспомнить и исполнить песни о родине, детстве, детях и дружбе, по одному куплету.

Дети: (исполняют изученные песни)

Подведение итогов:

Ребёнок:

Берегите Россию,

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой.

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию -

Нет России другой.

Конспект занятия на тему: «О, Русь моя!» в старшей группе

Программные задачи:

  1. расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях славянского народа;
  2. воспитывать интерес, уважение к этим традициям;
  3. развивать познавательный интерес у детей;
  4. продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через игры, песни, пословицы и поговорки;
  5. воспитывать у детей интерес и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ.

Активизация словаря:

Славяне, молодцы, девицы, богатыри, полководцы; лачужка, изба; полон - плен; предки, символ, суеверные, привечать, странники, немощный старец, князь, поколение, дружина, сжечь дотла, стан - лагерь, миновала, лютые - жестокие, злые, гостеприимные, холст.

Подготовительная работа:

  1. чтение былин;
  2. рассматривание иллюстраций к былинам;
  3. разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр.

Ход занятия:

(Дети с песней и танцем «Моя Россия» входят в зал, затем садятся на стулья.)

Воспитатель: Ребята, какую хорошую песню и танец вы исполнили. Спасибо, вам! А вы знаете, как называется страна, в которой мы с вами живём?

Дети: Россия

Воспитатель: Россия - это наша с вами Родина. А что значит слово «Родина»?

Дети: это где мы живём; это мама и моя семья; это наш город; это и детский сад;

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок.

Речка, небо голубое

Это всё моё родное.

Слышишь песенку ручья -

Это Родина моя!

Детский сад, мои друзья -

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я

Это - Родина моя!

Воспитатель: Наша Родина большая, богатая и красивая. В ней много городов, сёл, деревень, станиц.

Но давным-давно в нашей стране не было ни больших городов, ни каменных многоэтажных домов, в которых мы сейчас живём, ни больших сёл - станиц. Были только густые да дремучие леса, чистые реки, просторные поля, в которых жили дикие звери и плавали разные рыбы.

А по берегам рек, далеко, далеко друг от друга стояли бедные маленькие лачужки, избы. В них жили наши предки - мирные, трудолюбивые люди - славяне.

Дети: Славяне любили природу, верили ей, любовались ею. Считали они, что солнце - это жар-птица, мороз - это Кощей Бессмертный, вьюга - это Баба Яга.

Воспитатель: Верно. А кто из вас знает, помнит какие либо приметы, поговорки связанные с этими языческими символами.

Дети: Баба Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает, - и в правду как вьюга кружит; А я знаю, что молнию считали Змеем Горынычем и говорили: «Змей кому-то деньги понёс»; Солнце не померкнет, народ не сломится; Солнце не закроешь, а правду не скроешь.

Воспитатель: Много вы всего вспомнили, молодцы! Славяне были добрыми и суеверными, т. е. верили в разные приметы, природные явления которые для них были предсказаниями будущего.

Дети: вы нам читали, что славяне много пахали и трудились: строили избы, ткали холсты, книги церковные переписывали. Стучали по Руси мирные топоры, а в других странах оружие делали.

Воспитатель: Всё верно. Память у вас хорошая. Всех обошла Русь по образованности. Славяне первыми из поколения в поколения передавали песни, сказки, былины, в которых прославляли великих князей и их дружины. Описывали их ратные подвиги в былинах, но назывались они другими именами и наделялись волшебной силой, мудростью, огромной любовью к Родине. Вы могли бы сейчас вспомнить богатырей Руси?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Святогор, Еруслан Лазаревич, Никита Кожемяка.

Воспитатель: Ну-ка! Молодцы! Мальчики-богатыри, выходите на поле силами меряться, как делали это славные богатыри в своём детстве.

Игры: «Вытолкни из круга», «Бой в обруче»

Ах, и удалые у нас молодцы в группе.

Дети: Любили славяне и повеселиться. Были у них гусли, и гудок, и дудочки. Девицы как навьют венков из цветов полевых, да как пойдут в хоровод - все ими любуются. А о молодцах-богатырях шла добрая слава по белому свету, что не боятся они ни зверя лютого, ни гада ползучего.

Воспитатель: Да всё то вы у меня помните, ничего не забыли. Молодцы! Ребята, давайте мы с вами вспомним и поиграем в русскую народную хороводную игру «Утица»

Дети: Славяне были гостеприимным народом. Они гостей встречали-привечали. Когда к ним заходили странники, они приглашали их войти в избу, откушать угощения. Для гостей ничего не жалели. Что было в доме тем и угощали, и на дорогу давали.

Воспитатель: Совершенно верно, ребята! А ещё славяне жили большой дружной семьёй - это и отец с матерью, и их дети, и дети их детей. Все земли Руси были поделены на княжества. И каждый князь имел дружину, и обязан был защищать свой народ от врагов. А народ почитал князя и слушался его.

Врагов у славянского народа было предостаточно. Все они хотели завоевать земли славян, а их взять в полон. Одним из злейших врагов в то далёкое время был татаро-монгольских хан.

(инсценировка «Авдотья-Рязаночка»)

Ребёнок: Напали на славянское поселение татары. Были они небольшого роста, широкоплечие, коренастые, с большими бритыми головами, узкими раскосыми глазами. Жестокие они были: саблями рубили и детей малых, и девушек, и женщин, и стариков немощных, поджигали дома и в сёлах и городах - сжигали всё дотла.

Всё вокруг горело. Стонала русская земля!

Воспитатель: Вот так начинается история об Авдотьи-Рязаночке.

Хвастал хан Батый:

Как сожгу сперва я Русь,

Так и к немцам доберусь.

И со всей своей ордой -

Налечу на них грозой.

Ребёнок: Напал хан Батый на землю русскую, рязанскую. Много людей погубил, много в полон увёз. Ни одного не осталось в живых, и ушёл в степь раздольную. А где в это время была Авдотья-Рязаночка, теперь уже ни кто не знает и не скажет.

Ребёнок: А когда вернулась она в сожжённый город свой, то горько зарыдала. Взяла она чистую одежду и пошла, искать своего мужа, сына да брата.

Воспитатель: Среди убитых искала своих родных - не нашла. Среди сожжённых - не нашла своих близких. Догадалась Авдотья-Рязаночка, что взяли родных ей людей в полон враги лютые. Долго-ли, коротко-ли шла никто не знает. Прошла Авдотья-Рязаночка и звериные заставы - не тронули её звери, разбойничьи заставы прошла - не тронули её разбойники. Миновала все преграды. И, наконец предстала перед окаянным ханом Батыем.

Хан Батый: Кто такая? Зачем пришла?

Авдотья-Рязаночка: Авдотьей меня зовут - прозывают. Да уж не милости у тебя просить пришла я, а судить тебя. Зачем разорил мой дом, полонил сына, мужа да брата? Отдай их мне!

Хан Батый: Что-ж, баба рязанская, ступай в мои обозы, ищи своих пленников.

Воспитатель: Рванулась Авдотья, как птица, но остановил её хан.

Хан Батый: Погоди! Сорви сначала цветок любой. Искать будешь покуда цветок не завянет. Не успеешь за то время найти, сама рабой моей станешь.

Авдотья-Рязаночка: Горькая твоя милость, хан. Условие твоё принимаю. Но и ты своё слово держи!

Воспитатель: Сорвала она жёлтый цветочек на длинной ножке. День ходит, другой ходит. А цветочек не то что завял, а ещё ярче стал, распустился, краше стал. Увидал хан цветок, удивился, глазам своим не поверил.

Ребёнок: долго искала Авдотья-Рязаночка своих родных. Наконец-то их нашла, одела в чистые рубахи и к хану повела.

Авдотья-Рязаночка: Вот хан родные мне люди. Отпусти их! Я выполнила твоё условие. Держи и ты своё слово.

Хан Батый: Твоя взяла, уходи на Русь. Да только одного из них я отпущу. Выбирай, кого хочешь взять с собой?

Воспитатель: Страшный выбор стал перед Авдотьей.

Авдотья-Рязаночка: Не смотри на слёзы мои, а слушай рассуждения мои:

Я молода и снова могу выйти замуж.

Будет у меня муж, родится и сын - постоять за Русь.

Но нет у меня матушки, нет у меня батюшки, значит, не будет никогда у меня брата.

А без брата на Руси человеку нельзя быть.

Без родной кровной родни не отстоять земли русской.

Отпусти со мной брата, хан!

Хан Батый: Удивила, ты меня баба русская! За твою мудрость отпускаю я с тобой и брата, и сына, и мужа. Ступай с моих глаз.

Ребёнок: Давно это было, но и сейчас цветёт на Руси цветок по имени Бессмертник.

Воспитатель: Долго ещё ползали и рыскали, как звери, по русской земле: то зелёной, то в золотом убранстве, то в заснеженных одеяниях. Не только татаро-монгольская орда досаждала нашим предкам. Были и другие враги, которые посягали на Русскую землю, на русский народ. Но были всегда на Руси герои-воины, которые защищали нашу землю от врагов.

Девиз воинов-защитников был и будет вовеки веков: «Кто пришёл к нам с мечом, тот от меча и умрёт».

А каких русских полководцев, вы, сможете вспомнить?

Дети: Александр Невский - он сражался с немецкими, тевтонскими орденами; Дмитрий Донской; Суворов и Кутузов - они воевали с французским Наполеоном; Жуков, Рокоссовский - воевали с фашистскими захватчиками.

Воспитатель: Да, не удалось никаким врагам поставить на колени русский народ. Напомните нам ещё раз девиз Александра Невского

Дети: «Кто пришёл к нам с мечом, тот от меча и умрёт».

Ребёнок:

Слава! Слава! Родной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю русскую,

Не затмить им солнца красного

Над Россией нашей!

(В завершении занятия звучит гимн России. Дети слушают гимн стоя)

Конспект занятия на тему: «Граница» в старшей группе

Программные задачи:

  1. воспитание интереса и уважения к воинам;
  2. формирование представлений о службе пограничников;
  3. развитие словарного запаса детей, познавательного интереса.

Активизация словаря: Пограничник, часовой, застава, граница.

Предварительная работа: Рассматривание физической карты мира с обозначенными границами Российской Федерации.

Ход занятия

Дети прослушивают музыкальную композицию «У высоких берегов Амура».

Воспитатель: Ребята, на нашем сегодняшнем занятии речь пойдет о солдатах охраняющих рубежи нашей Родины, о пограничниках (часовых). Послушайте стихотворение А. Барто «На заставе», а потом мы о нем поговорим.

  • Как называется стихотворение, о ком и о чем оно?
  • Что такое застава?
  • Как в стихотворении говорится о заставе?
  • Кто такие пограничники?
  • Кто прибежал к пограничникам? (мальчик)
  • Что мальчик рассказал пограничникам?
  • Как об этом говорится в стихотворении? (дети вспоминают строки из стихотворения)
  • Чем окончилась тревога на заставе?
  • Вспомните, что сказал начальник мальчику?

(Воспитатель читает стихотворение еще раз, дети по желанию повторяют его за ним.)

Воспитатель: Теперь посмотрите на эту картину, как вы думаете, как она может называться? (дети предлагают свои варианты)

Воспитатель: Называется она «Пограничник», а написал ее художник Б.Окороков. Я предлагаю вам составить небольшой рассказ по этой картине (вызываются 2-3 детей для составления рассказа).

Воспитатель: Молодцы, все сегодня хорошо поработали, узнали много нового и интересного: пограничники - это солдаты, охраняющие рубежи нашей Родины, покой и сон простых людей. Служба пограничников интересна, тяжела и очень ответственна, все пограничники смелые, отважные, находчивые, выносливые бойцы и я предлагаю вам нарисовать иллюстрацию к стихотворению «На заставе». (Рисование можно провести в свободное от занятий время)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Беседа

«Как можно обратиться к другому человеку с просьбой»

Дети, мы с вами уже говорили, как можно поздороваться с другим человеком. Существует много волшебных слов, которые помогают нам общаться, поднимают настроение. Сегодня мы будем учиться правильно и вежливо обращаться с просьбой.

Давайте представим, что вы обращаетесь с просьбой к знакомому человеку. Как это лучше сделать? Как вы думаете?

Обязательно назвать по имени, посмотреть в глаза, не забыть сказать слово «пожалуйста». Давайте попробуем:

«Дима, дай мне, пожалуйста, игрушку».

«Лена, если тебе не трудно, помоги мне сложить книги».

«Наташа, будь так добра, поправь мне, пожалуйста, воротник».

А теперь представим, что вам нужно обратиться к незнакомому человеку на улице, чтобы узнать, как найти магазин...

Как вы думаете? Можно сказать так:

Будьте добры.

Будьте любезны.

Если Вас не затруднит.

Помогите мне, пожалуйста.

Окажите мне услугу.

Проиграть варианты по ситуациям.

А если вам нужно обратиться к воспитателю, маме или другому взрослому, а он в это время разговаривает с кем-нибудь?

«Извините, пожалуйста, что перебиваю вас, можно к вам обратиться?»

«Извините, я вам не помешаю, можно задать вопрос?»

Думаю, что вы не забудете о нашем уроке вежливости и доставите окружающим радость от общения с вами.

Беседа

«Как можно узнать настроение человека?»

У меня сегодня плохое настроение. А у вас? Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Посмотрите на эти фотографии и скажите, чем они отличаются?

Почему бывает так грустно?

Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь?

А если у твоего друга, мамы плохое настроение, как это заметишь?

Каким бывает лицо у такого человека?

Как вы можете поднять настроение?

Как можно спросить о причине плохого настроения?

Если человеку просто хочется побыть одному?

Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? Отчего оно бывает?

Как погода действует на настроение человека?

Если в доме гости, все веселые, праздник, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты его показывать остальным? Как ты думаешь, их это огорчит?

Давайте возьмем, друг друга за руки и заглянем, друг другу в глаза, скажем друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение.

Можно предложить детям фотографии, вырезки из газет, иллюстрации и попросить определить настроение персонажей, определить причину. Объяснить детям, как важно уметь определять настроение человека, быть внимательным и предусмотрительным, добрым, наблюдательным. Можно предложить схематическое изображение лиц, изображающих разное настроение. Определить, объяснить почему. Предложить детям каждый день, когда они здороваются, обязательно посмотреть в глаза другому.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Игра - эстафета: «Добрые слова»

Дети делятся на две команды по очереди подбегают к воспитателю и говорят вежливое или доброе слово. Чья команда назовет больше добрых слов, та и выиграла.

Стихотворение «Все мы дружные ребята…»

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло

М. Игнатьева

You have no rights to post comments

Перспективное планирование работы с детьми старшей группы по нравственному воспитанию детей.

месяц
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Создание условий для самостоятельной
деятельности детей
Работа с родителями

сентябрь
Тема «Мой любимый детский сад»
Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. Выставка детских рисунков на тему "Мой любимый детский сад". Дидактическая игра «Хорошо и плохо».
Внести атрибуты к
сюжетно - ролевой игре
«Детский сад»
Изготовление поделок
из природного и
бросового материала.

октябрь
«В лесу шуметь не нужно. Живи с природой дружно».
Программное содержание:
1. Формирование у детей элементарных представлений
о лесе, как особом месте, где существуют свои правила. 2. Закреплять умения составлять описательные рассказы.
3. Воспитывать у детей любовь к природе, бережное отношение к обитателям леса. Ознакомление с окружающим «От осени до зимы».
Чтение сказки о медвежатах, которые учились правильно вести себя в лесу «Мамины уроки» Т.А. Шорыгина.
Чтение рассказов о лесе Е. Чарушина «Медвежата», В. Бианки «Аришка - трусишка», «Купание медвежат». «Лесные домишки».
Дидактическая игра «Хорошо и плохо».
Загадывание загадок о героях сказок.
Рассматривание сюжетных картинок
Внести в книжный уголок:

Иллюстрированные
книги о лесе и его обитателях,
- дидактическое пособие
«Наше поведение».
Предложить родителям
прогуляться с детьми в
выходные дни в лес или парк.

ноябрь
Беседа «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
Программное содержание:
1 .Учить детей понимать содержание поговорок.
2.Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения
3.Развивать желание участвовать в общем труде.
4.Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, а также важнейшее качество: трудолюбие.
Чтение книг: Рассказ «Заплатка» Н. Носова. «Кувшин и дудочка» В.Катаев. Драматизация сказки «Кувшин и дудочка».
Дидактическая игра «Мы дежурим по столовой».
Труд по уборке листьев на участке детского сада.
Внести:
- атрибуты к игре «Мы дежурим по столовой».
- оформление альбома «Говорят дети».
Беседа с родителями о
том, что дети могут
делать в семье
самостоятельно.

декабрь
«Легко ли быть справедливым».
Программное содержание.
Цель: Научить высказывать своё мнение о выполнении правил поведения. Находить определения для оценки поведения реальных людей, сравнивая его с поведением героев сказок и рассказов. Активизация словаря: справедливая, жестокая.
Воспитывать у детей такие качества как тактичность толерантность, честность.
Чтение рассказа Н.Носова «Огурцы»,
Обыгрывание проблемных ситуаций.
Конкурс: «Вспомни сказочных героев, которые поступали справедливо по отношению к другим».
Д/и «Сочиняем рассказы по пословицам» с.р.и. «Семья».
Д/и «Поделюсь с друзьями игрушками».
Игра «Что сначала, а что потом».

Внести:
- атрибуты к с.р.и. «Семья»,
- дидактические игры,
- сюжетные картинки.
- картотеки дидактических
игр.
- дидактическое пособие
«Воспитываем сказкой».

январь
«Землю красит солнце, а человека труд».
Цель: 1) Формирование у детей положительного отношения к трудящемуся человеку.
Развивать чувство взаимопомощи. Воспитывать у детей самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, желание трудиться на общую пользу.
Пересказ сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный». (Активизировать эмоциональный словарь путём передачи эмоциональных состояний в речи при пересказе).
Беседа с детьми «Чем я могу помочь другу»
Конкурс «Кто больше знает поговорок о труде».
Издание общей книги «Разгадай загадку».
Драматизация отрывков из сказки «Хаврошечка».
Цель: Создать эмоционально положительное настроение у детей, привить любовь к сказкам. Воспитывать у детей трудолюбие, чувство справедливости, сочувствия. Дежурство по столовой, уборка участка, уход за комнатными растениями.
Внести
иллюстрированные
книги по теме.
Изготовить сюжетные
картинки.
Внести необходимые
атрибуты для драматизации
отрывков из сказки
«Хаврошечка».
Внесение книг:
В. Капнинский «Пустомеля»,
В. Степанов «Круглый кот»,
«Морозко»
Беседа с родителями о
необходимости
привлечения детей к
труду по дому.

Предложить родителям
вместе с детям изготовить
любимых
сказочных героев.

февраль
Как научиться быть храбрым?
1) Формирование представлений о смелости и трусости.
2)Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, и
конкретных исторических личностей, и фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
Изготовление подарков для пап и дедушек. Разыгрывание проблемных ситуаций.
С. р.игра «Мы - военные». Театрализация сказки «Заюшкина избушка». Дидактическая игра «Закончи пословицу»
Внести атрибуты к с.р.игре
«Мы - военные».
Внести книги:»3аюшкина
избушка. «Дядя Стёпа».
«Краденное Солнце»
Внести картотеки с
пословицами о труде.
Предложить родителям
подобрать пословицы о
смелости и храбрости.

март
Тема «Очень я люблю маму милую мою».
Беседа о мамах.
Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей". Пение песен о маме, чтение стихов.
Связь с другими видами деятельности Рисование портрета «Моя мама».
Изготовление подарка маме.
Беседа с детьми о том, как они помогают маме. Составление рассказов с детьми на тему: «Как я помогаю маме» и внесение их в альбом «Говорят дети».
Коллективная работа «Красивые цветы в подарок маме».
Дети рисуют цветы для мамы.

Внести и разучить стихотворения о маме. Сюжетно - ролевая игра «Дочки - матери

апрель
Тема «Волшебные слова» Программное содержание:
1. Учить детей быть воспитанными, вежливыми, использовать в своей речи «волшебные слова».
3. Учить детей выражать чувство радости, удовлетворения, благодарности в ответ на заботу окружающих.
4) Воспитывать культуру общения: умения приветливо разговаривать друг с другом, обращаться к сверстнику ласково по имени. Чтение: сказки «Как попутай Таню вежливости научил» (ТА Шоригина); «Вежливое слово» (Э. Мошковская); «Ежели вы вежливы», «Урок вежливости» (С.Маршак) Рассматривание сюжетных картинок по теме.
Игра с мячом «Кто знает больше вежливых слов»
Сюжетно-ролевые игры «В гостях», « Магазин», « Парикмахерская», Цели: Расширить содержание игровых сюжетов СР.И; Попрактиковать детей вести себя вежливо в конкретных ситуациях.
Разыгрывание диалога зайца и ежа по сказке «Заяц и Еж»
Внести: - иллюстрированные книги по теме.

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм, - дид. пособие «В мире мудрых пословиц».
Обратить внимание родителей на употребление в речи детьми «волшебных слов».

i
май
Тема «День Победы» цель: воспитывать любовь к своей Родине, чувства патриотизма. Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов ("Смелость города берет", "Тот герой, кто за Родину горой" и др.). Составление рассказов о будущем Родины. Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны.
Знакомство с флагом, гербом и гимном России.
Рассказы заранее подготовленных детей, об исторических местах района и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы).
Дидактическая игра «Я поступил хорошо когда... » (надо закончить предложение.)
Внести пословицы о храбрости, героизме воинов, о Родине, а также стихи и песни посвящённые дню Победы.
Предложить родителям рассказать детям о родственниках- участниках ВОВ.


Приложенные файлы



Рассказать друзьям