План беседы с родителями ребенка. Консультация для педагогов «Беседы и консультации с родителями как формы осуществления индивидуального подхода к родителям

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний. Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое отражает тему нашей сегодняшней беседы «Не травите детство спором» .

Не судите разговором,

Не давите злом и страхом,

Не бросайте слов с размаху.

Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите.

За шалость не корите.

Ни родитель и ни взрослый,

Развивая детский разум,

Не влезайте в дебри сразу,

Детства дни не торопите,

Детству солнце подарите.

И ещё одно стихотворение «Познакомьтесь – это Я!»

Познакомьтесь – это Я!

Руки, ноги, уши, между ними – голова.

В животе – две груши.

На лице моем улыбка,

Выше нос, правее – глаз,

Левый глаз пока не видно,

Синяком заплыл как раз.

Нахожусь пока в углу –

Просто так, наказали.

Я бедный и бледный, поставленный в угол.

Неправда! Не трогал я Танькиных кукол…

Я сделал своею ничейную кошку –

Голодную кошку в помойке нашел.

Не вовремя папа с работы пришел.

А мама кричала, как птица гагара.

Не вынесла кошка такого удара

И снова ушла на помойку сидеть.

Я плакать не буду. Я буду реветь!

Пожалейте детей, родители!

Люди взрослые, как вам не совестно!

Вы удары наносите сзади им

И к тому же еще ниже пояса!

Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков. Так, в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания.

Мы постараемся найти ответы на следующие вопросы:

Что дает наказание ребенку?

Как часто можно использовать этот метод?

Можно ли обойтись без него?

Есть ли приемлемые наказания?

В конвенции о правах ребенка сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нарушение прав маленьких детей, их достоинства – вполне распространенное явление. Эти нарушения часто возникают в результате некомпетентных воздействий на ребенка. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. Например, ударить ребенка – означает нарушить его права. Важно соблюдать неприкосновенность личности.

Итак, можно ли иногда, когда ребенок совершенно невыносим или когда он сделал что-то ужасное, поднять на него руку? Донесет ли до него «ремень» наше отношение к происходящему лучше, чем слова? Существуют два ответа на этот вопрос.

Я предлагаю разделиться на две команды: первая команда будет за наказания, а вторая – против. Девиз первой команды – нет, никогда. Девиз второй – можно, в крайних случаях. Каждая команда должна отстоять свой девиз, поддержать его фактами, примерами из вашей жизни.

Первый вопрос: подумайте и скажите, допустимы ли физические наказания?

Ответ первой команды.

А сейчас послушайте, что об этом думают психологи. Нет, никогда. Физические наказания должны быть полностью исключены. Недопустимы физические наказания. Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка. Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что физические наказания унижают личность ребенка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление. Ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе, то есть те ценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно в нем воспитывать. Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем.

Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми; дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.

5 причин отказа от телесных наказаний:

  • Это в любом случае удар, сам по себе достойный осуждения.
  • Это признание своей слабости: родитель не смог совладать с собой, и это роняет его авторитет в глазах ребенка. Ребенок делает вывод, что своими провокациями он может взять верх над взрослыми.
  • Это делает насилие чем-то обычным. Взрослый дает понять, что физическая сила – единственное безотказное средство решения конфликта. Есть опасность, что ребенок усвоит это правило и, в свою очередь, будет выбирать формы поведения, связанные с насилием.
  • Это унизительно: ребенок чувствует себя недостаточно любимым, он все хуже и хуже ведет себя и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую стороны ко все большему насилию и препятствует формированию у ребенка самоуважения.
  • Это неэффективно: если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого никакого урока; причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях. Да, под влиянием эмоций самый принципиальный родитель может шлепнуть ребенка по попе.

Суть воспитания сегодня – создание у ребенка сложной системы тонких дифференцированных навыков труда, учебной работы, поведения. Полагаться здесь на резкие методы воздействия не только негуманно и несовременно, но и попросту бессмысленно с точки зрения психофизиологии. Ребенка проще обучить бытовым и трудовым навыкам, не наказывая за ошибки, а мягко поправляя, ибо, боясь наказания, человек чаще всего совершает ошибку. Страх перед болью хотя и усиливает желание ее избежать, но мешает деятельности. Болевое воздействие вызывает реакции ярости или страха. Итак, принцип физических наказаний недопустим не только с точки зрения педагогики, но и психофизиологии. Такое «воспитание» противоречит самой природе.

Ответ второй команды.

Можно, в крайних случаях, когда совершен поступок, выходящий за рамки приемлемых семейных отношений (кража, первая попойка и т. п.) . Таких случаев может быть всего несколько.

Физическое наказание детей следует применять только тогда, когда исчерпаны все другие методы воздействия: убеждение, объяснение неприемлемости его поведения, лишение ребенка каких-либо преимуществ или удовольствий. Физическое наказание детей тем действеннее, чем младше ребенок. При физическом наказании детей преследуется та же цель, что и при любом другом: выработка рефлекса через болезненные ощущения.

Главный принцип при выборе между наказанием физическим или каким-либо другим – это выбор меньшего из двух зол. Важно помнить, что целью физического наказания детей, как и любого другого является его же благо. К физическому наказанию детей следует прибегать только в следующих ситуациях:

  • Физическое наказание детей правомерно, если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья. Например, ребенок, зная правила поведения на дороге, назло родителям перебегает улицу перед машинами.
  • Если поведение ребенка угрожает жизни и здоровью окружающих (игра с огнем, драки с более слабыми детьми) .
  • Если ребенок сознательно и целенаправленно доводит родителей или других членов семьи, не способных постоять за себя (например, младших детей) . Психологической подоплекой такого рода действий является проверка силы и границ родителей. Если родители не могут отстоять сами себя, то ребенок не может быть уверен, что в более опасной ситуации они смогут защитить и его самого.
  • Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В. Леви.

Воспитатель раздает памятки:

Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.

Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.

Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.

Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.

Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.

Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.

Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.

Наказание не должно вредить здоровью.

За один проступок – одно наказание.

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребенка.

Следующая тема для обсуждения: Есть ли педагогически оправданные наказания? Если да, то какие?

Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие. Наказание должно быть педагогически оправданным.

Ответы команд

К педагогически оправданным наказаниям относятся:

Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

Хорошо, если взрослые обучают и воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность ребенка. Надо внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей, поддерживать и развивать их и, конечно, знать особенности возраста, причины тех или иных поступков ребенка. Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая правила, которые были обдуманы и обсуждены родителями, и которые известны ребенку. При несправедливом наказании ребенок чувствует искреннюю обиду и непонимание смысла наказания, а родители – чувство вины. Несправедливое наказание детей происходит вследствие внутреннего состояния родителей, не обусловленного непосредственно поступками ребенка, а ситуациями, например, на работе – раздражения, усталости и пр. Ребенок получает наказание за то, на что обычно родители не обращают внимания – неубранные игрушки и пр. У ребенка возникает путаница из-за непоследовательного поведения взрослых.

Если взрослый человек может воспротивиться и дать сдачи при несправедливом наказании, то у детей эта возможность отсутствует по причине их физической слабости и моральной и материальной зависимости от взрослых. Существуют ряд воздействий на ребенка, которые неприемлемы, и будут иметь свои негативные последствия для дальнейших отношений между родителями и детьми:

  • Физическое наказание детей, приносящее вред их физическому здоровью (удары по голове, нанесение тяжких увечий) .
  • Использование эпитетов и оскорблений по причинам, которые ребенок не может исправить или опротестовать. «Ты весь пошел в отца» , «Ты бестолочь и поддонок, из тебя никогда не вырастет нормального человека» и пр. Это приводит к тому, что ребенок чувствует себя униженным, а не просто наказанным.
  • Причинение ребенку таких душевных страданий, которые он действительно не может вынести без ущерба для своей психики. Например, запирание ребенка, боящегося темноты, в темной ванной.

Наказание является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков. У ребенка в возрасте от 3 до 5 лет затормозить реакцию с помощью наказания удается только в 47% случаев. Поощрение, например, когда ребенка хвалят за то, что он удержался от плохого поступка, является более сильным средством. Эффект наказания от раза к разу слабеет, и в этом заключается его недостаток. Например, ребенок стремится взять в руки какую-либо вещь, которую ему не разрешают брать. За непослушание его ставят в угол, однако через некоторое время он опять пытается взять эту вещь, и его снова наказывают. Установлено, что запрет действует лишь в том случае, если он используется до того, как ребенок хотя бы однократно осуществил запрещаемое действие. Если он проделал это действие уже один или несколько раз, например, взял предмет, который брать запрещено, то в дальнейшем даже полный запрет и наказание подавляют эту реакцию только частично и не во всех случаях. Однократное наказание не может угасить действие системы условных рефлексов. Часто взрослые грозятся отдать ребенка дядьке, посадить в мешок, уйти, сделать укол и т. д., но не выполняют обещанное, и ребенок привыкает к угрозам. В тоже время использование угроз и различных видов запугивания ребенка приводит к появлению детских страхов, тревожности. Ребенок начинает бояться темноты, одиночества, врачей. Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан. Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут.

Из всего вышесказанного мы делаем вывод:

  • Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью.
  • Иногда можно использовать наказания как метод «естественных последствий» : насорил – убери за собой. Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания. Например, опоздали на автобус, и теперь его придется долго ждать; или же вовремя не захотел убрать игрушки – меньше времени останется на занятие любимым делом.
  • Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия.
  • Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это.

Сегодня многие родители не умеют наказать своих детей. Само слово «наказание» кажется почти неприличным: в нем слышатся отголоски авторитаризма, он отбрасывает нас на десятилетия назад, когда детей воспитывали с помощью подзатыльников и порки ремнем. Жестокое воспитание – наследие многовековой традиции: дети росли, не имея никаких прав, только обязанности и главная из них – слепое повиновение старшим. С тех пор отношения изменились. На смену принципам подчинения и долга пришли любовь и понимание того, что ребенок – это личность, заслуживающая нашего внимания и уважения.

Психолог Д. Добсон в своей книге «Непослушный ребенок» формулирует шесть основных принципов, опираясь на которые, родители должны решать для себя вопрос о наказании ребенка.

1. Сначала установите границы – затем требуйте их соблюдения.

Вы должны сами для себя определить, чего вы хотите и чего не хотите. Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что – не дозволено. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Иными словами, если вы не установили правила – не требуйте их исполнения.

2. На вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно.

Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, если он идет на открытый конфликт, вы должны решительно и уверенно «принять бой» .

3. Отличайте своеволие от детской безответственности.

Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок. Если он забыл выполнить вашу просьбу или просто не понял вашего требования, не наказывайте его. Нельзя предъявлять к детской памяти и интеллекту такие же требования, как к взрослым. Детская безответственность – совсем не то же самое, что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения.

4. Когда конфликт исчерпан – утешьте и объясните.

Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует одновременно свою вину, растерянность, покинутость. После того, как срок наказания истек, помиритесь с малышом. Обнимите его, погладьте, скажите, как вы его любите и как вам неприятно его наказывать. Еще раз объясните ему, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать.

5. Не требуйте невозможного.

Родители должны быть уверены в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать его за то, что намочил постель или сломал часы, которые вы сами дали ему поиграть. Наказание в данном случае может стать источником неразрешенного внутреннего конфликта ребенка.

6. Руководствуйтесь любовью.

В любом воспитательном процессе неизбежны промахи, ошибки и конфликты. Мерилом здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины.

Как видите, описанные принципы сужают область применения наказания, закладывают в его основу любовь и ответственность родителей за будущее детей.

Помните, ребенок учится тому, чему его учит жизнь.

Как подготовить и провести

индивидуальную беседу с родителями

От каждой беседы учителя, воспитателя, классного руководителя с родителями учащегося, естественно, должна быть педагогическая польза. К сожалению, даже опытные педагогические работники нередко такие беседы проводят спонтанно, неподготовлено и в результате получают обострение отношений с родителями, что в итоге не приносит пользы ни одной из сторон, а напротив, ведет к ухудшению психологического климата как в классе, так и в семье.

Поэтому важнейшей целью общения педагога с родителями является формирование установки на взаимодействие в работе с ними. Главное – лучше узнать и понять своего ученика для одной стороны и своего ребенка – для другой.

Педагогам и воспитателям, посещаемым родителей на дому или проводящим индивидуальную беседу, необходимо предварительно продумать тематику бесед, определить, какой должен быть тон их, какие беседы следует вести без детей, каковы особенности семейного воспитания и уровень культуры данной семьи.

Основные направления работы

классного руководителя

по изучению семей учащихся

Структура и этнический состав семьи:

Полная, неполная, неразделенная;

Однодетная, многодетная;

Семья с неродными детьми;

Моно- и многонациональная.

Условия жизнедеятельности и среда:

Образовательный уровень членов семьи;

Трудовая занятость;

Профессиональный состав;

Бюджет; общая материальная обеспеченность: квартира, сад, приусадебный участок, наличие бытовой техники и предметов культуры;

Сельская или городская семья;

Территориальные особенности: семья живущая в новом микрорайоне, в микрорайоне с положительными или отрицательными традициями.

Сфера деятельности семьи:

Экономическая: способы получения, распределения, потребления материальных благ;

Хозяйственно-бытовая: распределение обязанностей между членами семьи в организации обслуживания насущных потребностей семейного коллектива и отдельных его членов.

Культурный потенциал семьи:

Общая культура быта, в том числе наличие режима дня и недели, планирование времени, формы отдыха и труда;

Организация свободного времени, право на свободное время у разных членов семьи;

Наличие потребности в культурном развитии отдельных членов семьи и всего семейного коллектива и умение пользоваться имеющимися в семье культурными ценностями:

библиотекой, телевизором, музыкальным инструментом;

Наличие в семье педагогической литературы и что читают родители о воспитании;

Семейные традиции, праздники;

Культура внутрисемейного общения.

Внутрисемейные отношения:

Общая характеристика семейного микроклимата;

Общность и различие в системе взглядов и ценностей;

Отношение членов семьи к своим обязанностям;

Характер отношений между родителями, родителями и детьми, родителями и другими родственниками, в том числе наличие в семье единых требований к детям;

Эмоциональный и мотивационный аспект этих отношений;

Позиция по отношению к обществу:

Отношение к трудовым, общественным обязанностям;

Отношение к воспитанию детей как социально значимой, гражданской обязанности;

Отношение к институтам общественного воспитания;

К воздействию общественности на семейный микроклимат;

Потребительская, эгоистическая или альтруистическая позиция по отношению к обществу;

Нравственное здоровье микросоциума.

Воспитательный потенциал семьи:

Нравственные идеалы и потребности семьи, включающие систему взглядов на семью, представления о семейном благополучии, семейном счастье, смысле жизни;

Осознание прав и обязанностей членов семьи, осознание целей воспитания детей и ответственности за качество воспитания гармонически развитой личности и путей ее формирования;

Методы воспитательного воздействия на ребенка и на всех членов семьи; какие меры поощрения и наказания применяются к детям;

Уровень педагогической культуры родителей и других членов семьи, вступающих в функции воспитателей.

АНКЕТА

для изучения семей учащихся

    Ваша фамилия, имя, отчество.

    Образование.

    Домашний адрес, номер телефона.

    Ваше место работы, занимаемая должность, номер рабочего телефона.

    Режим работы.

    Сколько у Вас детей в семье; каков их возраст; где они учатся или работают?

    Чем Вы увлекаетесь в свободное время?

    Чем увлекается Ваш ребенок?

    Какие трудности Вы испытываете в последнее время во взаимоотношениях с Вашим сыном (дочерью)?

    В какой помощи Вы нуждаетесь со стороны школы, классного руководителя?

    Какие вопросы Вы считали бы необходимым обсудить на родительских собраниях?

Примечание. С учетом анализа анкетирования родителей, изучения особенностей семей школьников классные руководители составляют планы воспитательной работы с учащимися и родителями на новый учебный год.

Формы взаимодействия педагогов и родителей

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы - одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и др.

Особую заботу у педагогов и воспитателей вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классному руководителю и воспитателю следует организовать специальные встречи с отцами детей, провести конференцию, размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Организация совместной деятельности родителей и детей

Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В общеобразовательных школах – единственном социальном институте, через который проходят практически все дети, сложились разнообразные формы взаимодействия с семьей.

Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т.д. родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья – эрудит», «Семейное увлечение».

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; выставки «Мир наших увлечений» и др.

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.

Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком.

    Беседуйте с подростком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении с ним. Тон должен демонстрировать только уважение к подростку, как к личности.

    Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.

    Снимите контроль. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.

    Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.

    Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.

    Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен де­ монстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКАМИ

1. Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как ро­ дители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно уга­ дывается ребенком.

    Эмоциональное потворство. Ребенок - центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу «кумира семьи». Любовь тре­ вожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от «обид­ чиков». Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

    Авторитарный контроль. Воспитание - главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспита­ тельного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.

    Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаб­ лен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.

Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают де­ мократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА,

КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ РОДИТЕЛЯМ

ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПОДРОСТКАМИ

    Правила, ограничения, требования, запреты, обязательно долж­ ны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

    Правил, ограничений, требований, запретов, не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предо­ стерегает от другой крайности - воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.

    Родительские установки не должны вступать в явное противо­ речие с важнейшими потребностями ребенка (потребностей в дви­ жении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем взрослых).

    Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

    Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

    О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован и на­ станет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое.

Важно помнить, что гораздо легче предупредить появления труд­ ностей, чем потом преодолевать их.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обус­ ловлены следующими группами причин:

    социально-педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитан­ности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным вос­питанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

    глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблаго­получием семейных взаимоотношений, отрицательным пси­ хологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (неспра­ ведливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т. д.;

    отклонениями в состоянии психического и физического состоя­ ния здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуация­ ми характера и другими причинами психоневрологического и физиологического свойства;

    отсутствием условий для самовыражения, разумного проявле­ ния внешней и внутренней активности; не занятостью полезны­ ми видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;

    безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психоло гической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ,

ЗАБОТЯЩИМСЯ ОБ УМСТВЕННОМ ЗДОРОВЬЕ

И СЧАСТЬЕ СВОИХ ДЕТЕЙ

    Создайте безопасную психологическую базу ребенку в его по­ исках, к которой он мог бы возвращаться, встретив на своем пути неудачи.

    Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляй­ те сочувствие к ранним неудачам, объясняя, что для успеха требуется время и терпение.

    Развивайте волевые качества, воспитывайте здоровую про­дуктивность:

    Формируя приоритеты в деятельности

    Обучая постановки конкретных целей

    Обучая распределению времени

    Обучая разделению любой деятельности на этапы

    Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему самому зани­ маться своими делами.

    Помогайте учиться строить его систему ценностей.

    Помогайте в удовлетворении основных человеческих потреб­ ностей.

    Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением.

    Помогайте ребенку глубже познать себя. Для этого разви­вайте:

    уверенность, базирующуюся на сознании самооценки;

    понимание достоинств и недостатков в себе и окружающих;

    умение общаться с любыми людьми.

Помните, что ребенок творит не только для себя, но и для тех, кого любит.

    Помогайте ребенку избежать общественного неодобрения, при этом помните, что его поведение не должно выходить за рамки приличного.

    Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь про­ ецировать на него собственные интересы и увлечения.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Если Ваш ребенок испытывает страх.

    первым делом необходимо выяснить причину страха;

    при выборе воспитательных мероприятий учитывайте, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер;

    помните, что ребенок не всегда может управлять своим пове­дением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения не эффективны;

    ни в коем случае не наказывайте ребенка;

    не запугивайте ребенка даже тогда, если опасаетесь за его безо­ пасность;

    не напоминайте ребенку о страхе.

    не злоупотребляйте чтением сказок и просмотром кинофильмов;

    обучайте ребенка терпимости к страху и управлению им, а в не­ которых случаях и противодействию источникам страха;

    если ребенок боится темноты и замкнутого пространства, за­ жгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним;

    постарайтесь проиграть пугающее ребенка событие в специаль­ ной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным или обыденным для повседневности. Например, ребенок боится собак, поиграйте с ним в пограничника, где он будет погра­ ничником с любимой собакой, или пусть игрушечная собака расскажет ему, что она думает о нем (как переживала, когда ребенок убегал от нее);

    дайте ребенку карандаши, пусть он рисует свои страхи до тех пор, пока не освободиться от них;

    ищите свой способ преодоления страха у Вашего ребенка, учи­ тывая его индивидуально-личностные особенности. Главное не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сде­ лать;

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Правило 1. Признание личности ребенка и его неприкосновен­ ности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.

Правило 2. Формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, счита­ ет себя недостаточным. -

Формирование самооценки ребенка зависит от оценки его ро­дителями т. к. в раннем возрасте ребенок еще не умеет оценивать себя сам.

Правило 3. Приобщать к реальным делам семьи. Можно про­ водить мини совещание с участием всех членов семьи, совместно планировать семейные дела.

Правило 4. Развивать силу воли ребенка. Научить проявить вы­ носливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.

Правило 5. Учить планировать. Составлять план действий. Боль­ шое и сложное дело разбивать на ряд конкретных действий.

Правило 6. С малых лет приобщать к труду. Требовать выполне­ ния домашних обязанностей, поручений. Можно наладить домашнее производство - обучение ремеслу, повышение самооценки, сближе­ ние членов семьи.

Правило 7. Научить общаться с другими детьми, людьми. Мо­ дель родительского поведения.

Правило 8. Формировать нравственные качества: доброту, по­ рядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

ПАРАДОКСЫ ПОДРОСТКОВОЙ ПСИХИКИ

Подростковый возраст - это пик активности, прежде всего фи­ зической время бурной перестройки организма, который диктует специфические «парадоксы подростковой психики»:

    Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом, не зная, что с ней делать: хочет выразить себя, но не знает как.

    Подросток стремится иметь свое лицо, «выделиться из тол­ пы» - при полной слитности со своим окружением, «быть как все» - в компании, в классе, во дворе и т. д.

    Интересно все сразу и ничего.

    Хочется всего, сразу и если позже - «то вообще тогда за­чем».

    При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.

Нина Царева
Конспект беседы с родителями «Воспитание культуры общения у дошкольников»

Конспект беседы с родителями

«Воспитание культуры общения у дошкольников »

Форма проведения : традиционное собрание.

Цель : раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи : познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; воспитывать культуру общения ; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Участники : родители , воспитатель , учитель-логопед.

Место проведения : помещение группы.

План проведения :

1. Вступительный этап.

2. Основная часть :

3. Педагогический доклад «Совсем немного науки» ;

4. Подведение итогов собрания.

Ход мероприятия

1. Подготовительный этап

Приглашение родителей на собрание .

Изготовление памятки для родителей

Создание видеофильма .

2. Организационный этап

- Оформление выставок :

Методическая литература по теме родительского собрания ;

- «Что читаем» (детская художественная литература) .

3. Вступительный этап

Звучит спокойная музыка. Родители знакомятся с выставками и садятся на стулья. Приветствие родителей , объявление темы собрания.

4. Основная часть

Педагогический доклад «Совсем немного науки»

Рассказываю родителям о том , что овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности : на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Выступление логопеда

Просмотр и обсуждение видеофильма «Игры развивающие речь ребёнка» .

5. Подведение итогов собрания

Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ними, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием , играм с мозаикой.

Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор , мозаику и так далее.

Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.

Принимать активное участие в работе детского сада.

Сшить костюмы для героев сказок «Репка» , «Курочка Ряба» .

Ведение родителями дневника развития речи своего ребёнка.

6. Рефлексия (2 мин.) прощальное поздравительное слово для гостей и родителей .

Результат :

Родительское собрание проведено с учетом возрастных особенностей детей. Все части взаимосвязаны между собой и плавно переходят из одной в другую. Была создана игровая мотивация, положительная атмосфера, которая продолжалась на протяжении всего собрания. Характер взаимодействия педагога, родителей и логопеда доверительный, доброжелательный. Также для родителей был создан добродушный прием и настрой. Считаю, что поставленные задачи полностью реализованы, познавательная деятельность в образовательной области «Социализация» прошла и закончилась на положительном эмоциональном подъеме. Все присутствующие в зале остались довольны проведенным мероприятием.

Литература

1. Программа «Детство» - С-Пб «Детство-Пресс» , 2000.

2. Нравственное воспитание в д/с . М : «Просвещение» , 1975.

3. Т. А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении» М : 2009.

4. Емуарова Е., Кузьмина Т., Шестова А., Федоткина Г. «Путешествие в страну этикета» Д/В №11, стр. 58.

Публикации по теме:

Формы и технологии работы с родителями по приобщению дошкольников к ценностям истории и культуры родного края Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления.

Цель: Расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным.

Деловая игра с родителями «Коррекционные приёмы в воспитании культуры речи и общения у дошкольников с ОНР» Основная часть. 1. Игра «Пожелание». Цель: объединение детей в коллектив, снятие эмоционального напряжения. Руководство: родители сидят.

Цель: Просветить родителей в вопросах воспитания в ребенке навыка опрятности. А также улучшить взаимодействие детского сада с родителями,.

Консультация для воспитателей «Воспитание культуры общения детей старшего возраста» Воспитание культуры общения детей старшего возраста Проблема формирования культуры общения изучается в основном с точки зрения психологии.

Круглый стол для педагогов. Тема: «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Круглый стол с педагогами. «Воспитание культуры поведения у дошкольников». Цель: * Привлечение внимания родителей к вопросу воспитания.

Педагогический совет «Развитие у детей звуковой культуры речи с учетом правильного произношения и культуры общения» Культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания,.

Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что каждый гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. По рекомендации.

Балаклейская Надежда
Консультация для педагогов «Беседы и консультации с родителями как формы осуществления индивидуального подхода к родителям»

Беседы и консультации с родителями как формы осуществления индивидуального подхода к родителям .

Педагогическое образование родителей предполагает , по мнению

Е. П. Арнаутовой, систематически проводимые и теоретически обоснованные встречи с ними, целью которых является передача знаний, формирование представлений , навыков, умений у матерей и отцов в различных аспектах семейного воспитания.

В своей работе мы солидарны с мнением Т. А. Марковой, которая считает, что беседы воспитателя с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагогов с семьей , его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Беседы помогают разрешить трудности отдельных семей, адресуются конкретным людям и посвящены определенной ситуации, указывала

В. М. Иванова.

Активное участие в беседе и воспитателя , и родителей - сущест-венная особенность данной формы , позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей . Следует также отметить, что ведущая роль в возникновении бесед должна принадлежать воспитателю, поскольку активность воспитателя вызывает ответную активность родителей , считала Т. А. Маркова.

Педагог должен заранее продумать, с чего начнет беседу , какие вопросы задаст родителям , чтобы выявить их понимание обсуждаемых вопросов, отношение к ним. Договариваясь с родителями о времени беседы , воспитатель сообщает ее тему и просит подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ, отмечала Т. А. Маркова.

Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за ребенком : за выполнением им правил поведения в коллективе, за отношением к детям, к взрослым и их требованиям, за отношением к деятельности; разговоры с ребенком, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения.

По мысли Т. А. Марковой, педагогическая беседа должна быть предельно конкретной и содержательной. Родители должны получить в результате беседы новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольников, беседа должна пробуждать у родителей интерес к педагогическим проблемам , повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Чтобы установить контакт с родителями в процессе беседы , вовлечь их в обсуждение, воспитателю необходимо предусмотреть ряд условий, в частности продумать место и время проведения беседы . Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы. Но важно не только войти в контакт с родителями , вызвать у них желание общаться, но и быть искренними в беседе , правдиво отвечать на вопросы. Это удается, если родители видят глубокую заинтересованность исследователя в судьбе ребенка, доброжелательность и вместе с тем эрудицию, способность помочь в воспитании. Во время беседы с родителями не следует вести подробной записи, так как это смущает родителей и тем самым снижает эффективность беседы .

Как справедливо отмечает Т. А. Маркова, воспитатель всегда располагает фактами, положительно характеризующими ребенка. Эти факты обязательно надо приводить в беседах , тогда то отрицательное, что вынужден говорить о ребенке воспитатель, родители воспринимают не так болезненно.

Таким образом, важнейший принципы беседы с родителями : активная позиция педагога , который придает беседе целенаправленность , задает тон, но главная его задача - вызвать собеседника на откровенный разговор. Беседа будет эффективна в том случае, если достигнута двусторонняя активность беседующих и разговор шел с позиции интересов ребенка.

Ж. Р. Березня выделяет особый вид индивидуальной беседы с родителями – типовая беседа . Как отмечает автор, типовая беседа имеет сходство с анкетированием, т. к. проводится по заранее намеченным вопросам.

Подводя итог вышеизложенному, определим ценность индивидуальной беседы в следующем :

Располагает к более открытому разговору обо всех сторонах жизни ребенка;

Помогает воспитателю информировать родителей об изменениях в развитии и поведении их детей;

Дает возможность узнать, какие воспитательные воздействия оказывает семья на ребенка в тот или иной период (поэтому содержание таких бесед определяется поведением ребенка).

Следовательно, беседа является средством установления контактов с родителями , изучения семейного воспитания ребенка и влияния на характер этого воспитания.

Еще одной из форм индивидуальной работы с родителями являются консультации . Консультации для родителей , как считает Т. А. Маркова, по своему характеру близки к беседам . Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию , отвечая на вопросы родителей , педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить. Консультации , как одна из форм индивидуальной , дифферен-цированной работы с родителями , помогает, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой, побуждает, родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты, их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать. Консультация позволяет обсудить достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом воспитания других родителей и сделать выводы для воспитания своего ребенка. Тематика консультаций определяется задачами всестороннего воспитания детей и потребностями родителей (какие вопросы они задают, какие трудности испытывают) .

Т. А. Маркова отмечала в своих исследованиях, что рекомендации, советы, даваемые родителям , должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка . Каждая консультация должна давать родителям что-то новое , полезное, расширять их педагогические знания . Успех консультации во многом зависит от такта, чуткости и отзывчивости педагога по отношению к родителям , от умения убеждать. Консультация , как и беседа , требует подготовки, так как родителей не удовлетворяют общие ответы. Прежде чем что-то посоветовать родителям , разрешить какое-то их сомнение, педагог должен тщательно изучить тот факт, который заставил родителей обратиться к нему : побеседовать с членами семьи , прочитать соответствующую литературу, подобрать интересные примеры из практики, если потребуется - наглядный материал : детские работы, поделки, книги, иногда даже посетить семью.

При анализе педагогической литературы мы обратили внимание на тот факт, что разные исследователи по-разному относятся к специфике проведения . Так, А. С. Спиваковская считает, что в воспитании ребенка каждый родитель – творец , первооткрыватель, что его переживания и раздумья глубоко индивидуальны и неповторимы , и в связи с этим, не нужно давать им готовых рецептов и советов, нужно давать им ориентиры, направления поисков, чтобы родители осознали важность самостоятельной работы, которая заключается в воздействии и изменении не только детей, но и самих себя.

В отличие от А. И. Васильевой, Я. И. Ковальчук считает, что индивидуальные беседы с родителями не должны быть случайными, во время прихода детей или ухода домой. Настоящая беседа требует от воспитателя специальной подготовки материала : сведений о ребенке, о его интересах, поведении, подбора рисунков и поделок. Беседа наедине делает родителей более откровенными и разговорчивыми.

Следует также отметить тот факт, что в работе с родителями педагог сталкивается с родителями разного уровня воспитательных возможностей. Как отмечает О. Л. Зверева, в работе с родителями с высоким уровнем воспитательных возможностей, которых автор относит к 1 группе индивидуальные беседы и консультации проводятся с целью поддержать «положительный» опыт воспитания и стиль внутрисемейных отношений, помочь родителям утвердиться в правильности применяемых методов, способствовать развитию творческого начала в воспитательной деятельности.

В работе с семьей со среднем уровнем воспитательных возможностей

(2 гр.) целью индивидуальных консультаций и бесед является выявление характера испытываемых трудностей, допускаемых ошибок и конкретной помощи по воспитанию. Индивидуальная работа с семьей с низким уровнем воспитательных возможностей (3 гр.) наиболее сложна. По мнению О. Л. Зверевой, типичным для этих родителей является неверие в возможности воспитания. Образуется «порочный круг» -непослушание ребенка, неправильные методы воздействия, неуправляемость ребенка. У родителей укрепляется мнение , что ребенок «трудновоспитуемый» , они и ищут у него отрицательные черты, подтверждающие это мнение. В то же время для них характерен консерватизм в отношении собственных воспитательных методов, нет сомнения в их правильности. Некоторые их них отказываются посещать занятия, мотивируя это отсутствием времени, тем, что на занятиях «нового ничего не получишь» . С этой категорией родителей следует проводить индивидуальные беседы , выявляя испытываемые трудности в воспитании ребенка, давая конкретные рекомендации, кратко раскрывая содержание проблемных вопросов, советовать чаще анализировать педагогическую деятельность , мотивы поступков ребенка, его реакцию на воспитательные воздействия взрослых. Совместный с родителями анализ их воспитательной деятельности показывает, отмечает О. Л. Зверева недостаток знаний родителей . При углубленной работе воспитателей с родителями у последних возникает интерес. Они чаще обращаются с просьбами ответить на волнующие их вопросы.

О. Л. Зверева, Я. И. Ковальчук считают, что устные консультации лучше проводить в специально назначенный день. Лучше дни и часы согласовать с родителями , так как многие из них заняты на работе в вечернее время, учатся в вечерних вузах и т. д. Иногда возникают и незапланированные консультации , когда родители обращаются с просьбой ответить на вопрос. Не страшно, если воспитатель в чем-то сомневается, не уверен в правильности имеющихся знаний.

Мы солидарны с мнением О. Л. Зверевой, которая рекомендует давать родителям различные советы , инструкции по самонаблюдению, по анализу собственной воспитательной деятельности. Например, можно задать вопросы : «С какими собственными ошибками Вы связываете непослушание ребенка, его капризы и т. д.», «Всегда ли соблюдается в семье единство требований к ребенку?» Родителям следует давать задания - понаблюдать, когда ребенок проявляет непослушание, каким тоном даются ему замечания, как он на них реагирует, идут ли взрослые на уступки и т. д. Можно предложить и ведение дневниковых записей – пусть родители записывают наиболее интересные проявления и пытаются дать им толкования.

В результате проведенных педагогом бесед и консультаций родители могут изменить свое поведение, в частности, методы воздействия на ребенка, например, больше влиять на его чувства, сознание, использовать игровые приемы, опираться на то, что ребенок уже умеет, вселять веру в свои силы. Родители придут к выводу , что им следует чаще критически смотреть на свой опыт воспитания, смотреть на себя «со стороны» .

Л. В. Котырло, Т. А. Маркова, считали необходимым отметить важные моменты при проведении индивидуальных бесед и консультаций :

1) необходимо извещать родителей о дне и теме индивидуальных бесед , особенно малоактивным родителям .

2) недопустимы неприязненное или небрежное отношение при встрече, постоянные претензии и упреки, просьбы «принять меры дома по поводу поведения ребенка» .

3) важно тщательно продумать содержание и форму беседы и заранее проектировать свое поведение в случае возможных осложнений.

4) следует начинать разговор с характеристики «положительных» сторон ребенка, его добрых побуждений или приобретенных умений.

5) необходимо завоевать расположение собеседника , чтобы найти тактичную форму сообщения о том , что вызывает сомнения, дать совет или предложить искать пути преодоления трудностей.

6) стараться быть терпеливыми и внимательными, щадить самолюбие родителей , нельзя принижать их авторитет, как бы он ни был мал их у воспитании ребенка. Рассматривая вопрос о значении бесед считаем важным подчеркнуть, что беседы с родителями значительно повышают уровень педагогической культуры родителей , у них появляется потребность присматриваться к своему ребенку -его поведению, поступкам, проявляется доброжелательное стремление понять своего ребенка. Такая наблюдательность помогает улавливать внутреннее состояние ребенка, понимать его чувства, разбираться в мотивах поступков, видеть то хорошее, что надо поощрять, и то плохое, что надо исправлять.

Рассмотрев мнение разных исследователей, можно сделать вывод, что индивидуальная беседа является наиболее эффективной формой работы с родителями . Индивидуальная беседа предполагает открытость, конфедециальность, непосредственный контакт, а также еще один из положительных моментов : ее можно провести в удобное для каждого родителя время и не ограничиваться временными рамками. Совместный анализ воспитательной деятельности родителей в ходе беседы может показать родителям недостаток их педагогических знаний , необходимость чаще обращаться с волнующими вопросами к педагогам , а также в ознакомлении с литературой педагогического характера , т. е. формировать потребность в самообразовании в этой области.

Конспект беседы с родителями по теме «Вечные ценности: о родительской любви».

Описание материала: в данном конспекте просветительской беседы по теме «Вечные ценности: о родительской любви» раскрываются взаимоотношения родителей с детьми и советы по воспитанию детей. Материал будет полезен воспитателям в детских садах для проведения бесед с родителями, а также классным руководителям в школе на классных часах или собраниях.

Конспект беседы с родителями по теме «Вечные ценности : о родительской любви» в детских садах и школах.
Цель: помочь родителям в их нелегком труде – воспитании детей.
В основе любых достойных человеческих отношений лежит любовь. Например, любовь к Родине рождает патриотизм, уважение к своим предкам, любовь к ближним - сострадание и доброту, порядочность, любовь к избраннику - целомудрие и преданность, любовь к детям - жертвенность и ответственность.
Родительская любовь должна быть мудра и терпелива. Недостаточно только родить ребенка и дать ему физиологическую жизнь, еще нужно суметь открыть для него путь к любви, вере и совести, ко всему тому, что составляет источник истинного счастья и духовного характера человека.
Строить родительскую любовь необходимо на понимании и уважении личности ребенка, желании посмотреть, понять и оценить мир его глазами.
Только тогда можно найти общий язык и обойти противоречия между двумя поколениями - взрослых и детей. Стать мудрым другом и наставником своего чада, стараться ненавязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы,- это и есть условия истинной родительской любви.
Помимо понимания и уважения к себе как личности дети должны видеть перед собой и личный пример их родителей. Они повторяют все то, что их окружает в семье и если перед их глазами есть образец любви, то и они впоследствии будут строить свои чувства по отношению к окружающим людям на основе добра и любви. Если ребенок не научится с детства любви в семье своих родителей и не привыкнет искать счастье во взаимопонимании, это может привести к его поиску в дурных и злых влечениях. Особая роль здесь отводится самому дорогому человеку – это маме. Она является центром любви в семье, примером и образцом для подражания. Но у нее порой не хватает времени заниматься в должной степени своим чадом, особенно в сегодняшнем мире. Слишком много на ней лежит обязанностей: домашнее хозяйство, работа, а если муж не является единомышленником в общем деле воспитания, то ребенок фактически лишен правильного понимания любви и воспитания этого высокого чувства.
Что для взрослых кажется мелочью и недостойным внимания, для детей имеет огромное значение. Например, на вопрос, « Какими вы бы хотели видеть своих родителей?» можно услышать в ответ - внимательными или менее легкомысленными. Расскажу такой пример: «Когда мама обещает забрать дочку из детского сада в три часа дня, та ее ждет все время у окошка. Но 3 часа проходит, а мама не забирает домой и только к 5 часам приходит, да еще не сама, а бабушка. Девочка обижается и считает поступок легкомысленным. Травма в душе ребенка может остаться на долгие годы, ведь дети - ранимые и очень чувствительные существа на земле. Этот случай как раз иллюстрирует необходимость более бережного и внимательного отношения к ребенку, уважения в нем личности с самого раннего детства и ответственности перед ним. Не исключено, что такие эпизоды могут положить началу недоверия и глубокой трещине в отношениях между ней и дочерью. Чему удивляться, если в 16 лет она будет гулять по ночам, огорчать и расстраивать свою мать. В родителях ребенок должен видеть не диктатора, а нежно любящего, заботливого друга, единомышленника и наставника в жизни. Дети очень остро чувствуют неискренность, с ними надо разговаривать на равных. Многие стараются криком добиться нужного результата, но в ответ получают совсем другое отношение. Доводить информацию до ребенка нужно спокойным, ровным голосом, объясняя, а не ругая. Стоит постараться вникнуть в проблему, понять, убедить и простить.
Учиться любви надо самим родителям и учить этому своих детей. И суждено им делать это всю жизнь, изо дня в день. Главное - набираться мудрости, быть искренним и жертвенным. Иначе страшные последствия не только для них самих, но и для общества в целом может принести слепое и эгоистическое родительское чувство. И наоборот, какие блага и радости для всех окружающих способна подарить мудрая родительская любовь, взрастившая в человеке лучшие духовные качества и раскрывшая в нем удивительную способность любить!
Участвуйте в жизни ребенка, он в этом нуждается. Слишком много в жизни соблазнов для неокрепшего сознания и при не вполне определенных жизненных ценностях. Для выработки правильного отношения к этим соблазнам необходима ваша поддержка.
Исходя из выше изложенного, можно дать несколько советов родителям:
1. Как можно чаще проявляйте живую заинтересованность делами и чувствами своих детей, чтобы они постоянно видели от вас поддержку и заботу.
2. Говорите им, что вы их очень любите.
3. Больше времени проводите с ними, когда возможно, читайте книги, гуляйте вместе на природе, занимайтесь спортом.
4. Убедите, что вы всегда сможете понять и поддержать их в трудную минуту.
5. Не подавляйте творческую активность своим авторитетом, а наоборот помогайте развивать ее. Пусть они почувствуют себя личностями.
6. Откажитесь от практики постоянных запретов. Это вызывает желание сделать наоборот.
7. И учитесь слушать и слышать.
Следуя этим советам, я думаю можно добиться хороших результатов в вопросах воспитания детей. Они в свою очередь передадут знания и умения, приобретенные от родителей своему будущему потомству.
Все мы в ответе за будущее наших детей и всего человеческого общества.



Рассказать друзьям