Тренинги на род собрании. Нестандартное родительское собрание «Сплочение родительского коллектива» в форме тренинга

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Родительское собрание - тренинг «Вместе»

Цель: сплочение родительского коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

  • Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;
  • Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
  • Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;
  • Осознание себя командой.

Во время пребывания ребенка в детском саду мы (дети, педагоги, родители) составляем треугольник. Во главе треугольника, конечно же, стоит ребенок. Он, познавая новое, открывает самого себя (что я умею, могу, на что способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле, не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребёнка. Как Вы думаете, что произойдет с треногим табуретом, если подломится одна ножка? (упадет) Правильно, упадет! Или вспомним басню Крылова «Лебедь, рак и щука» - «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, выйдет из него не дело, только мука!». Отсюда вывод, что нам предстоит объединить наши усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду, и здесь очень важно наличие взаимопонимания и поддержки. Мы с Вами 4 года будем жить одной, я надеюсь, дружной семьей.

В коллективе необходим позитивный микроклимат, взаимопонимание и взаимодействие… Поэтому сегодняшнюю нашу встречу мы решили посвятить более близкому знакомству, сближению и сплочению нашего коллектива родителей. Ведь сплочение - это возможность для всей команды стать единым целым для достижения конкретных целей и задач. И сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед. Поэтому мы с вами сегодня проведем время интересно. И поиграем, и поразмышляем.

«Правила группа»

Цель: определить правила для эффективной работы в группе.

Материалы: ватман с уже написанными правилами.

Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.

«Обратная связь». Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.

Участники называют те правила, которые необходимо выполнять для успешной работы на тренинге. Обсуждаются и принимаются основные правила групповой работы: правило активности, правило контроля времени, правило организованной коммуникации, правило чуткости к себе и окружающим, правило закрытости информации и дисциплины.

А теперь присядьте в круг и сейчас мы повторим условия, т.е. принципы проведения тренинга.

«Здесь и сейчас»- разговор о том, что происходит в группе в каждый конкретный момент; исключение общих, абстрактных рассуждений.

Персонификация высказываний - отказ от обезличенных суждений типа «обычно считается», «некоторые здесь полагают».

Акцентирование языка чувств - избегание оценочных суждений, их замена описанием собственных эмоциональных состояний.

Активность - включенность в интенсивное межличностное взаимодействие каждого из членов группы, исследовательская позиция участников.

Доверительное общение - искренность, открытое выражение эмоций и чувств.

Игра знакомство.

Участники садятся в круг, каждый поочерёдно произносит своё имя и добавляет характерное качество на первую букву имени. Каждый последующий участник, называет имена и черты предыдущих, так, что последний называет всех присутствующих. Это позволяет хорошо запомнить имена всех родителей, вносит элемент игры, снимает напряжение и растерянность, иногда скованность.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

Участники группы сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого двое детей»; «Работает всю жизнь в одном учреждении»; «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое»; «Кто родился весной»; «Поменяйтесь местами те, кто в платьях»; «Поменяйтесь местами те, кто хорошо поет»; «Любит свою работу»; «У кого дома есть домашнее животное»; любит болтать по телефону; кто любит красный цвет; кто любит мороженое; кто любит ходить в кино; кто любит петь; кто любит танцевать; кто первый раз участвует в тренинге; любит ли смотреть телесериалы и т.д.

Сплочение - это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. А для этого нам и самим, я думаю, стоит быть немного дружелюбнее, ближе друг к другу.

Атомы и молекулы (оставить в парах)

Знакомство в парах.

Все родители разбиваются на пары путем совпадения при движении во - внешнем и во - внутреннем кругах. За 10 минут общения, разойдясь по разным местам, чтобы не мешать, друг другу, стараются узнать как можно больше информации о другом ребёнке (имя, что любит, что ценит, чем увлекается, кто друзья, интересы вне дома и школы). Затем все родители снова собираются в общий круг, и каждый представляет ребенка своего партнера.

Мы многое узнали друг о друге, а следующим упражнением я хочу посмотреть насколько вы внимательны друг к другу.

Упражнение «Кто как выглядит» (на наблюдательность)

Участники делятся на пары, встают спинами друг к другу и описывают, как выглядит человек, стоящий за спиной.

Сплочённость - это:

совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;

атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.

Упражнение «Построимся»

Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Время: 10 минут.

Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников - построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется - им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде.

Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

«Индивидуальность» Время:10 мин.

Процедура проведения: Игра с помощью, которой можно лучше узнать друг друга. Называется ситуация, на которую участникам, проигрывая, следует ответить.

Варианты высказываний:

Тот, у кого есть брат, должен щёлкнуть пальцами».

У кого голубые глаза - трижды подмигните;

Чей рост больше 1м 70см, пусть крикнет «Кинг Конг»;

Чей рост меньше 1м 70см, пусть крикнет «Ура»;

Тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;

Кто родился с января по май, пусть возьмет за руку одного члена группы и потанцует с ним;

Кто родился с апреля по декабрь, пусть возьмутся за руки и поводят хоровод, сначала в одну сторону, затем в другую;

Кто любит собак, должен пролаять;

Любящие кошек скажут «Мяу!»;

Те, у кого есть красные детали одежды, получают особое задание: они должны сказать соседу справа, что он сегодня замечательно выглядит, причём в разных формах;

У кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это и тебе советую;

Кто пьет кофе с сахаром и молоком, встаньте по росту;

Пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;

Кто рад, что попал в эту группу, громко скажет «А!»;

Кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;

Кто изредка мечтал стать невидимым, спрячется за одного из участников;

Тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;

Те, у кого с собой есть шоколадка, жвачка или конфета, трижды громко чмокнете.

Упражнение «Моя изюминка»

На листочке бумаги каждый участник пишет свое качество, свою особенность, которая его ярко характеризует. Затем листочек складывается в «самолетик» и запускается в центр круга. Каждый участник берет по одному самолетику, еще раз запускает его в центр круга, вновь самолетики разбираются и разворачиваются. По очереди зачитывается то, что написано на листочках, и группа угадывает, кто этот человек.

По окончании упражнения обсуждается, легко ли было найти в себе качество-«изюминку», «насколько я себя знаю», «как меня воспринимают окружающие», каково было, когда приписывали чужие качества…

Невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь - это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Почему важна сплоченность: возможность стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Цель: узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

Какие эмоции испытывали во время упражнения? Что нового узнали о других?

Что интересное узнали?

Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней - более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

Обсуждение тренинга

Притча древнегреческого мудреца Эзопа.

Солнце и Ветер поспорили, кто сильнее, и Ветер сказал: «Я докажу, что сильнее. Видишь, там старик в плаще? Бьюсь об заклад, что смогу заставить его снять плащ быстрее, чем ты».

Солнце спряталось за тучу, а Ветер начал дуть все сильнее и сильнее, пока не превратился почти в ураган.

Но чем сильнее он дул, тем крепче закутывался старик в свой плащ. Наконец Ветер стих и прекратился; и тогда Солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось путнику. Путник согрелся под жаркими лучами солнца, повеселел и снял плащ. И Солнце сказало Ветру, что ласка и дружелюбие всегда сильнее ярости и силы.

— Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы - единое целое, каждый из вас - важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы - сила! Спасибо всем за участие!

Обратная связь

МБДОУ "ДС №6 "Буратино" город Мегион, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Педагог-психолог Котова Юлия Викторовна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г. Березники

Ролевые игры на родительском собрании

Классный руководитель

Ибрагимова И.Б

2012

Цель : решение важных вопросов через игру

Часто ли мы разговариваем со своими детьми?

Мы приходим домой после работы обессиленными.

Порой, нам хочется просто помолчать…

Но мы не должны забывать, что в нашем доме есть ребенок, который нуждается в общении с вами.

Каждый день говорите с ним. Слушать должны вы, а не он.

Помните, что неговорящий ребёнок не понимает чужую речь. Нельзя подготовить гармониста, заставляя его только смотреть и слушать, он должен сам заиграть. То же самое происходит и с речью. Ежедневно провоцируйте ребёнка говорить: «Что было днём? Что ты делал?» Дайте ему возможность поговорить. Ребёнок должен привыкнуть слушать себя говорящим; сохранять спокойствие, когда взрослые смотрят и слушают его. Это нужно сделать для того, чтобы у детей не развивалась речевая застенчивость.

Цель: Показать родителям к чему приводит их частое «НЕТ» в отношении детей.

Ход тренинга:

Выбираются два человека, один играет роль «родителя», второй – «ребенок».

Вы приходите усталые домой, не дав вам прийти в себя, ребенок хочет рассказать вам о прошедшем дне. Ваш ответ: «Нет, не сейчас».

«Ребенку» завязывают рот. Ребенок хочет вам помочь, но вы отказываетесь. «Ребенку» завязывают руки. Не зная, чем себя занять, ребенок начинает носиться кругами по квартире. Вы ругаете его за шум и топот (завязывают ноги). Бедному ребенку остается, только молча сидеть и слушать разговоры взрослых. Вы опять его ругаете (завязываются уши). Ребенок, теперь молча, сидит и смотрит телевизор. Но вы говорите, что пора спать (завязываются глаза).

Общение с ребенком должно быть не менее 20 минут в день. В это время не входит выполнение домашних заданий, ужин и т.д.

Давайте поиграем в ролевую игру «Ребенок пришел из школы» . Пусть одни из вас будут «родители»,а другие «детьми».

Наша задача: «вытянуть» из ребенка максимум информации о том, как прошел его день, что нового произошло в школе, в классе и т.д.

Но следите за формулировками вопросов. Старайтесь, чтоб ваш сын или дочь больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Спрашивайте: «Что сегодня было самое интересное?, Чем вы занимались на уроке чтения?, Что веселого было на уроке физкультуры?, В какие игры вы играли?, Чем вас кормили сегодня в столовой?, С кем ты подружился в классе?» вместо вопросов: «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?, У кого самые плохие оценки?» Этим самым вы провоцируете детей на ябедничество. Нужно дать детям понять, что вас интересуют не столько конфликты ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому.

Ролевая игра «Машинка»

Цель: вовлечь родителей в образовательный процесс, выработать модель сотрудничества.

Оборудование: комплект из 3 листочков одинакового цвета (количество комплектов – цветов равно количеству команд).

Описание и ход игры: участники строятся по цвету листков друг за другом. Первый участник – «бампер», второй – «мотор», третий- «водитель». «Машина» начинает движение, причем у первого участника глаза закрыты, руки вытянуты вперед. После команды «стоп» участники меняются местами. Каждый должен побыть в роли «бампера», «мотора» и «водителя».

Вопросы: В какой роли выступает учитель? Родитель? Ученик?

Выводы: труднее всего ученику «бамперу», он двигается вслепую, натыкаясь на препятствия, не зная, правильно ли он идет. «Мотор» (родитель) хочет помочь не упасть, не споткнуться, но не знает, как это лучше сделать. От «водителя» (учителя) зависит, насколько профессионально он поведет «машину».

Игра «Испорченный телефон»

Предложите группе (уместно до 10 человек) передать по принципу детской игры несколько фраз, сравнивая то, что услышал первый, с тем, что услышал последний в цепочке.

Выбирать разные типы текстов:

Длинное предложение со сложными деепричастными оборотами

Известное четверостишие

Пословицу.

Примеры:

Осенью, когда то и дело идут дожди, а на улицах холод и слякоть, учащиеся часто не только опаздывают, но приходят промокшие и не готовы к занятиям, что очень мешает преподавателям.

Мы все учились понемногу,

Чему- нибудь и как-нибудь.

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

На дворе – трава, на траве – дрова.

После завершения «телефонной линии» проходит обсуждение: Почему получился именно такой результат? Какие нужно выбирать предложения, чтобы все участники могли их правильно понять и передать без искажения?

Вывод: легче понимается, воспроизводится и передается текст, состоящий из коротких

однозначных по смыслу, простых или знакомых предложений.

Игра «Хлопок»

Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Получилось? Либо неудобно, либо тяжело и рука устает. Ваши предложения? Нужна вторая ладошка. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – я, другая – вы. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки). При этом вы улыбались. Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат двух ладоней.

Игра «Бумажный самолетик»

Под руководством учителя сделать бумажный самолетик.

Можете ли вы назвать 2 одинаковых самолетика? Почему?

Положить его носом вправо, на крыле нарисовать солнце с 7 лучами. Напишите на лучах те слова, которые вы хотели бы пустить странствовать по нашему классу.

Запуск самолетиков.

Вывод: мы- взрослые люди – при одинаковых условиях делаем все по – разному.

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого - то или чего - то хуже или лучше. Есть ДРУГОЕ!

Памятка для родителей

Умение правильно спросить – это целое искусство.

    Что самое хорошее из того, что произошло с тобой сегодня в школе?

    Что худшее из того, что произошло с тобой сегодня в школе?

    Расскажи мне что-нибудь смешное, над чем ты сегодня смеялся?

    Если бы ты мог выбрать, с кем бы ты хотел сидеть в классе? А с кем бы точно не хотел? Почему?

    Расскажи о самом классном месте в школе?

    Какое самое странное слово, которое ты сегодня услышал?

    Если бы мы пригласили сегодня твоего учителя к нам в гости, чтобы он мне рассказал о тебе, как ты думаешь?

    Кому ты сегодня помог?

    Может кто-то тебе сегодня помог?

    Расскажи, что нового ты узнал в школе?

    Был ил момент, когда ты чувствовал себя самым счастливым сегодня?

    Было ли тебе сегодня очень скучно или грустно?

    Если бы инопланетяне прилетели в ваш класс и забрали кого-то из учеников, кого бы ты хотел, чтобы они забрали?

    С кем ты чаще всего играешь на переменах? Что вы делаете?

    Если бы ты мог поменяться с кем-то местами, кто бы это был? Почему?

    О чем бы ты еще больше хотел узнать в школе?

    Чего тебе хотелось меньше делать в школе?

    От чего сегодня ты больше всего устал?

    У тебя есть какие-нибудь вопросы, которые ты бы хотел задать учителю?

    Был ли случай, когда ты сердился сегодня?

    Кто самый смешной ученик в вашем классе? Почему он такой смешной?

    С кем ты ходил на обед? О чем вы говорили? Что вы ели?

    Если бы завтра ты стал учителем, чтобы ты сделал?

    Как ты думаешь, может кому-то из вашего класса лучше уйти из школы?

    Что будут делать твои друзья в выходные?

Цель : Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку.

Задачи:

  • Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка.
  • Вывести формулу успешности выполнения роли родителей.
  • Убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви

Материалы: мяч, цветная бумага (для рисования ладошек), ручки, клей, ватман для наклеивания ладошек, листочки для рисования солнца, 1 ватман с нарисованным солнцем, маркеры).

Добрый день. Тема нашего собрания «Семенное воспитание». «Мы становимся родителями в момент рождения первенца и постигаем основы воспитания ребенка с его взрослением, часто совершая ошибки из-за незнания особенностей психологического развития данного возраста».

“Вера, надежда, любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение! Воспитание - это терпение. Понимать, принимать, терпеть.
(надпись на доске)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Семья представляет собой сложную систему отношений, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на вопрос “Любите ли вы своего ребенка?” А как мы любим и, тем более, умеем ли мы любить, над этим как-то задумываться не приходилось. Давайте сегодня поразмышляем над этим вопросом и попытаемся выделить слагаемые родительской любви.

Прежде чем мы начнем работу, мне бы хотелось с вами познакомиться. Я предлагаю вам написать свое имя отчество на карточках и прикрепить их.

Спасибо. А сейчас теснее встаньте в круг. Вытяните руки вперед. У меня в руках мяч. Давайте не дадим ему упасть, пусть он прокатится по нашим ладошкам. Хорошо. А теперь в другую сторону. Спасибо. Давайте сядем. Скажите, что вы почувствовали, выполняя это упражнение? Попрошу каждого сказать хотя бы одно предложение. Родители высказываются по кругу.

Работать мы будем эффективно, для этого нам необходимо обсудить правила работы. Мы предлагаем такие:

  1. Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным.
  2. У нас нет зрителей, работают все.
  3. Мы хорошие друзья, воспитанные люди, умеем хранить свои секреты, не сплетничаем.
  4. Доверьтесь нам как друзьям, поверьте нам как специалистам, так как, готовясь к собранию, мы перелистали большое количество педагогической литературы, искали информацию с поправкой на сегодня.

Принимаем правила? Давайте работать.

Упражнение "Я желаю Вам добра"

Цель: передача позитивных чувств друг другу с помощью тактильного контакта.

Члены группы становятся в круг, берутся за руки и по инструкции психолога передают друг другу с помощью тактильного контакта свои положительные чувства; результат проверяется с помощью опроса.

Игра "Войди в круг"

Родители встают в круг, крепко держатся за руки и представляют, что они – дети. Один остается за кругом – это взрослый. Его задача – убедить дошкольников впустить его в круг. Для этого нужно подобрать верный тон общения и нужные слова.

Вопросы для анализа:

  • Что вы испытывали, выполняя это задание?
  • Легко ли было войти в круг?

Упражнение "В детстве я мечтала……"

Участники бросают мяч друг другу со словами: "В детстве я мечтала…»

Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.

Игра "Какой он – мой ребенок"

Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.

Ладошки приклеиваются на ватман. Подведение итога:

Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.

Упражнение – сценка. НАСТОЯЩАЯ СЕМЬЯ

Разыгрывают 2 педагога

Мать: Почему ты грубишь мне? Я же не виновата, что у тебя плохое настроение.

Сын: Оставь меня в покое. Когда человеку плохо, лучше его не трогать.

Мать: Если тебе тяжело сейчас, нужно найти причину этого. Давай поговорим, и тебе станет легче.

Сын: С тобой невозможно говорить открыто, потом ты будешь упрекать меня.

Мать: Каждый из нас должен учиться разговаривать без упреков и грубости. Но мы этому не научимся, если не будем рассказывать друг другу о своих проблемах.

Сын: Не всем можно делиться с родителями.

Мать: В настоящей семье люди могут говорить друг другу обо всем и ничего не бояться.

Сын: А у нас настоящая семья?

Итог:

Упражнение “В лучах родительского солнца”.

Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” например вы пишете на одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!

Давайте поделимся своими педагогическими находками с коллегами.

На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Родители выходят и записывают ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?»

Давайте вновь сядем в круг и внимательно посмотрим, что у нас получилось.

Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.

“Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”.
С. Соловейчик

У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы просто с вами не затронули. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, закончите три предложения:

  • “Из сегодняшнего разговора я поняла…
  • Мне не понравилось…
  • Хотелось бы продолжить разговор на тему…

Большое спасибо за работу.

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" Октябрь 2017

Занятие № 1 «ЗНАКОМСТВО»
Цель: помочь родителям познакомиться, лучше узнать друг друга для успешного взаимодействия в дальнейшем.
Подготовка: родители приносят одно семейное фото (если папа и мама, то 2 фотографии).
ХОД
Присутствующие занимают места, образовывая один большой круг. Педагог-психолог сообщает цель тренинга, предлагает родителям быть откровен¬ными, открытыми, искренними.
Первое задание - «Знакомство»
Каждый из родителей называет себя так, как бы он хотел, чтобы к нему сегодня обращались, и записывает свое имя или имя и отчество на заранее подготовленном педагогом листе или купленном (т.н. бей-джике) и прикрепляет его к своей одежде.

ЗАНЯТИЕ № 2 «Ценности в воспитании ребёнка»

Цель: определить истинные ценности в своей жизни и помочь реализовать свои возможности в воспитании ребенка.
1.Приветствие
2.Упражнение «Мусорная корзина»
На листочках бумаги написать все те качества, которые мешают эффективно общаться с близкими людьми, и от которых хотелось бы избавиться. После того, как эти качества записали, подумать, что вы хотели бы получить взамен? Записать желаемые качества на бумаге. Бумажки с ненужными качествами выбросить в корзину, а с желаемыми качествами оставить у себя.
3.Упражнение «Шкала ценностей»
Родителям предлагается на горизонтальной прямой линии, символизирующей шкалу жизненных ценностей, отметить свои ценности, которые у них есть.
Затем, по 10 бальной системе оценить количество времени, которое они вкладывают в каждое направление:
работа быт магазин телевидение дети друзья дача.
Обсуждение этого упражнения строится вокруг таких вопросов: «Сколько времени мы уделяем детям? В каком эмоциональном состоянии мы находимся при взаимодействии? Какие чувства ребенок испытывает при общении с нами? Каких результатов мы ожидаем при таком подходе к воспитанию детей?
4.Упражнение «Будущее»
Родителям предлагается ответить на вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребенка во взрослой жизни?» Ответы записать в столбик №1. затем заполнить столбик №2 и №3.

Ответ на вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребёнка во взрослой жизни?» Личностные оценки в адрес ребёнка, в которые вы используете при общении с ним. Выражения,которые наиболее подойдут к достижению поставленной цели.
1 2 3

5.Релаксация.
1) Займите удобное положение. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Почувствуйте, как расслабляются мышцы лица, шеи, приятная расслабленность опускается на плечи, руки. Вы чувствуете тяжесть и полную расслабленность в руках. Расслаблены мышцы спины, груди, живота, ноги неподвижно стоят на полу, они также полностью расслаблены. Во всем теле вы чувствуете приятную расслабленность. Отдыхает каждая клеточка вашего организма. Вы думаете только о приятном. Посторонние звуки для вас как шум дождя создают фон для приятного расслабления и отдыха. Приходит чувство спокойствия и радости от жизни, которая принадлежит вам.
2) В каждый последующий день Вы будете ощущать себя все более и более спокойно, уверенно. Внутреннее спокойствие будет помогать Вам взаимодействовать с Вашим ребенком, а если возникнут проблемы, то Вы будете спокойно и взвешенно решать их. Появится желание действовать и это желание появится прямо сейчас. Вы чувствуете, как от вас исходит энергия жизнелюбия, появляются новые желания, радость от самой жизни. Это чувство всегда будет с вами.
7.Прощание.

ЗАНЯТИЕ №3 «Воспитание уважительного отношения к особенностям другого человека»

Цель: воспитать уважительное отношение к особенностям другого человека, а также научиться принимать близких людей безусловно.
1.Приветствие
2.Упражнение «Разреши другому быть другим»
Большую роль в формировании личности человека играет не только отношение в семье, по также и врожденные особенности, с которыми ребенок появляется па свет. Таких особенностей девять, при воспитании необходимо их учитывать, и ни в коем случае не стараться их изменить, а тем более не обвинять ребенка за их проявление.
1)Родителям предлагается список врожденных качеств, с которыми ребенок рождается.
Анализируя и учитывая эти качества, родители составляют индивидуальный портрет своего ребенка с конкретными примерами различных проявлений.
Уровень активности (степень наследственной моторной активности, которая определяет активным или пассивным будет ребенок).
Ритмичность (регулярность или не регулярность таких функций, как голод, тип питания,
выделений, ритм цикла сон - бодрствование).
Приближение или удаление (тип естественной реакции ребенка па такие стимулы, как-
незнакомая еда. игрушка или человек).
Приспособлясмость (скорость и легкость, с которой ребенок способен видоизменить свое поведение в ответ на изменение окружающей среды)
Интенсивность (количество энергии, используемой при выражении эмоций и настроения).
Порог реактивности (уровень интенсивности стимула, требуемого для того, чтобы
проявилась нужная реакция).
Качество настроения (преобладание положительного настроя, проявляемого как радостный, приятный, веселый, дружелюбный характер в противовес отрицательному, который проявляется как неприятный, капризный, крикливый, недоброжелательный характер).
Способность отвлекаться (характеризует степень влияния посторонних помех на способность сконцентрировать внимание на своей линии поведения).
Интервал внимания и настойчивости (продолжительность времени, в течении которою ребенок сосредоточен на активной деятельности, и продолжительность активности в случае возникновения препятствий).
2) Выписать в столбик те качества ребенка, которые не устраивают родителей, а рядом с каждым таким качеством написать позитивную интерпретацию этого же качества, т.е. что хорошего в этом проявлении и где это можно использовать? Например, упрямство, вместо отрицательной общепринятой интерпретации, представить это качество как способность сказать «нет», возразить авторитетам.
3) После того, как все качества будут позитивно интерпретированы, необходимо написать новый портрет ребенка.
4) Сравнить эти два описания, и выбрать какой больше нравится. Посмотрите на ребенка по-другому и разрешите ему быть другим.
3.Упражнение «Стать лучше»
1. На чистом листе бумаги опишите себя:
* внешний вид;
* черты характера;
* способности;
* знания;
* умения;
* что вы делаете такого, что делать нельзя (всякие нарушения).
2. На другом листе напишите то же, но чуть-чуть приукрашая свои достоинства. Оставьте себе второй лист и перечитывайте его. Улучшать свой портрет всегда полезно!
4.Упражнение «Безусловное принятие»
В уже знакомом расслабленном состоянии
Представьте себе одного за другим всех знакомых людей - родителей, мужа детей, друзей. Скажите каждому из них: «я люблю тебя, безусловно, я принимаю тебя таким, какой ты есть».
Найдите среди знакомых вам людей, которым вы не можете сказать этого. Вспомните людей, которые, по вашему мнению, недостойны вашей поддержки, у которого вы не видите сильных сторон, которых вы не можете принять и любить безусловно. Постарайтесь понять, что именно ме¬шает вам, какие требования вы предъявляете ему, при каких условиях вы могли бы сказать ему: «я принимаю тебя таким, какой ты есть».
Теперь поставьте себя на место этого человека. Попробуйте понять, почему он критикует вас или плохо относится к вам? Что происходит в жизни этого человека, когда он общается с вами? Понимает ли он те условия и требования, которые вы ему выставляете? Скажите ему слова: «я прощаю тебя за... и снимаю условие, которое мешает моей безусловной любви. Теперь я люблю тебя безусловно и принимаю тебя таким, какой ты есть».
Обсуждение: Много ли вы обнаружили людей, которых не можете любить безусловно?
5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ №4 «Активно слушать – лучше понимать детей »

ЗАНЯТИЕ №5 «Чувства в ситуации удача-неудача»

Цель: научиться лучше понимать чувства ребенка.
1.Приветствие
2..Упражнение «Пойми меня правильно»
Упражнение выполняется в парах.
Часть 1. Партнер А рассказывает о ситуации, где он был не на высоте, (например, не справился во время с отчетом на работе или резко отреагировал на поступок ребенка, что привело к конфликтной ситуации в семье).
Партнер Б реагирует, при этом использует выражение:
«Я тысячу раз говорил тебе, что...»
«Сколько раз тебе повторять...»
«Неужели тебе трудно запомнить, что...»
«Ты такая же, как твоя мама (папа)...»
Через 5 минут поменяться ролями.
Часть 2. Партнер А рассказывает ту же ситуацию, а партнер Б реагирует, используя следующие выражения:
«Расскажи подробнее, как это произошло?»
«Ты очень умный, и я знаю, что ты найдешь выход из этого положения: Что ты собираешься делать?»
«Чем я могу тебе помочь?»
«Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?»
В обсуждении этого упражнения большое внимание уделить чувствам, которые испытывали участники в первом случае и во втором. Затем выйти на анализ конкретных ситуаций из опыта общения родителей со своими детьми.
3. Упражнение «Любимые мои дела»
Устройтесь поудобней. Закройте глаза (расслабление но той же схеме)
...Представьте себе, что вы оказались в своем детстве. Перед вами ребенок 5-6 лет. Посмотрите внимательно как он выглядит этот маленький человек: в чем одет, какая обстановка вокруг. Войдите в этот образ ребенка и представьте себе, что вы что-то делаете: может быть, рисуете, лепите, шьете кукле платье или еще что-то... Вы увлечены этим делом, вам интересно заниматься любимым занятием. Вот к вам подходит кто-то из взрослых людей и оценивает вашу работу. Прислушайтесь к словам, которые звучат из уст взрослого человека, и своим чувствам, которые воз¬никли у вас в связи с этой оценкой...
Эти чувства останутся там, в детстве, а мы будем постепенно возвращаться в настоящее время.
Я буду считать от 5 до 1, с каждым счетом вы будете чувствовать приближение реальности, вместе с этим прилив бодрости, энергии. На счет 1 откройте глаза.
В обсуждении этого упражнения важно определить внимание на то:
1) Каким делом был занят ребенок?
2) Позитивную или негативную оценку получил ребенок за свой труд?
3) Став взрослым человеком, сохранился ли интерес к тому делу, которым он занимался в детстве?
4) Обсудить значение собственных оценок в адрес ребенка, когда он чем-то занят, при этом большое значение уделить положительному эффекту позитивной оценки для развития интереса к разным видам деятельности.
4.Родители пишут «Историю своего успеха», после прохождения первого цикла занятий в группе «Тренинга родительско-детских отношений».
5.Психолог раздает памятки с кратким содержанием основных тем. которые обсуждались на занятиях и к которым родители могут обратиться в любое время. Это поможет им вспомнить информацию и ощутить атмосферу тренинга при взаимодействии в семье.

Родительское собрание в форме КВЕСТ-игры «Мы вместе»

Цель : эмоциональное сближение родителей и детей.

Задачи: усиление роли семьи в воспитательном процессе, улучшение отношений между детьми и родителями, повышение психологической компетентности родителей, расширить знания о взаимоотношениях ребёнка и взрослых в условиях ДОУ и семьи; пробудить у родителей желание увидеть проблемы своего малыша изнутри и найти способы их решения;о бучение родителей знаниям и умениям, способствующим гармонизации детско -родительских отношений; создание коллектива педагогов и родителей, заинтересованных в решении общих проблем.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Игра начинается в группе.

Руководитель игры: Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на нашу встречу. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу и постараемся узнать много нового как о самих себе, так и о своих детях. Форма проведения нашей встречи будет не совсем обычной. Как вы думаете, чувствуете, для чего мы вас здесь собрали, что же сейчас здесь будет происходить??? Есть предположения?

Ответы родителей….

Сегодня я проведу для вас квест под название «Мы вместе». Квест (англ. quest, или приключенческая игра (англ. adventure game)

Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

Поиграем?

Я предлагаю пройти вам испытания. Где будет проходить очередное испытание вы узнаете, отгадав мои загадки. За каждое выполненное задание вы получаете часть картинки. Всего их четыре. В итоге у вас должна получиться целое изображение, а вот какое, вы узнаете, когда соберёте все части. После чего мы с вами соберёмся в музыкальном зале, где подведём наши итоги.

Итак, начинаем? Поехали…

Упражнение «Разминка»

Цель: ознакомление участников групп друг с другом, снятие напряжённости первых минут, создание в группе более раскованной атмосферы для достижения состояния, которое бы позволило эффективно работать.

Как-то раз маленький Цыплёнок нашёл большого Петуха.

— Почему у цапли длинный клюв, а у меня совсем маленький? — спросил он.

— Отстань!

— Почему у зайца длинные уши, а у меня даже крошечных нет?

— Не приставай!

— Почему у кошки мягкая красивая шубка, а у меня какой-то жёлтый пух?

— Отойди говорю! Замолчи!

— Почему даже маленький щенок умеет вилять хвостиком, а у меня никакого хвостика нет?

— Да отстань же ты! — закричал Петух.

— Почему у козлёнка есть хорошенькие рожки, а у меня даже плохоньких нет?

— Прекрати! Убирайся!

— Всё «отстань», «вон», «прекрати»! Почему всем маленьким взрослые отвечают на вопросы, а ты — нет? — пропищал Цыплёнок.

— Потому что ты не спрашиваешь, а просто всем завидуешь! — сердито ответил Петух. И это была чистая правда.

Задание родителям: посадить воображаемого жёлтого цыплёнка себе на ладонь и попробовать его переубедить.

Например: — Очень хорошо, что у тебя жёлтый пух, потому что… — Хотя у тебя короткий клюв, но…

Молодцы, вы справились с заданием. Получите часть изображения.

Следующее задание вас будет ждать в другом помещении. Чтобы узнать где, отгадайте загадку:

Бегать нужно там, скакать,
Веселиться и играть,
Только раз зайдёшь туда:
Начинается игра!

(спортивный зал)

Проходим с родителями в спортивный зал

Сценка «Статуя ребёнка»

Цель: показ буквального понимания всего детьми.

Среди родителей выбирают одного желающего, который сыграет роль ребёнка.

Руководитель игры:

Мир детей существует рядом с миром взрослых, в том же физическом пространстве, но зачастую мы, взрослые, оказываемся слепы к жизни наших детей. Чаще всего причиной непонимания наших детей являются нежелание прислушиваться к их мнению, недостаток времени, недоверие, игнорирование их желаний, родительский эгоизм.

Это можно доказать, разыграв сценку «Статуя ребёнка».

Это маленькая дочь, первоклассница. Она с мамой спешит в школу, им надо успеть на автобус. Дочь очень энергичный ребёнок, очень любопытный, задаёт много вопросов даже в тот момент, когда они быстро идут к автобусу. Мама берет дочь за руку, и они бегут. Дочь спрашивает:

— Мама, а что там такое? Посмотри!

И в этот момент дочь попадает ногой в лужу.

Мама отвечает:

Куда ты вообще смотришь? У тебя, что, глаз нет?

заматывают ребенку глаза

И они опять спешат в школу. Вбегают в автобус, и встречают там мамину подругу. Мама начинает с ней обсуждать вчерашний день. Дочь внимательно слушает, затем говорит:

— Мама. Мама, ты слышала, как пела птичка? А кто такой дядя Юра?

Мама отвечает:

— Ты почему вмешиваешься во взрослый разговор? И, вообще, зачем ты уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!

После этой фразы завязывают дочери уши.

Они выходят из автобуса, мама прощается с подругой и они с дочкой бегут по дороге. При этом мама постоянно смотрит на часы, чтобы не опоздать.

Дочь снова обращается к маме:

— Ой, какой сегодня чудесный день! Мама, меня Маша ждёт, я ей пообещала ластик принести, тот, что…

Мама перебивает ее и говорит:

— Отстань! Ты чего разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Ты можешь в конце концов помолчать? Быстро рот закрой!

Завязываю дочери рот ещё одним шарфом.

Мама хватает ребёнка за руку, и они движутся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Мама бьет её по рукам и говорит:

— Что у тебя за руки! Почему ты постоянно что-то хватаешь? Не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!

Завязывают руки шарфиком.

Но тут дочь начинает прыгать, поднимать ноги. Мама злится и кричит на неё:

— Ты где этому научилась? Это что такое? Прекрати дрыгать ногами! Стой спокойно!

В этот момент завязывают ноги.

Мама смотрит на часы, нервничает, что они с дочкой не успевают, и начинает подгонять ребёнка:

— Чего ты плетёшься? Шире шаг. Ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки — ни писать нормально, ни держать ничего не умеешь! Смотри на дорогу, не спотыкайся. Чего ты как слепая плетёшься?

Мама недовольна всем, что дочь делает, забыв о том, что сама же всё ей завязала, чтобы у той всё получалось, причём обязательно хорошо.

ДРУГОЙ ВАРИАНТ ЭТОЙ ЖЕ СИТУАЦИИ

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, - то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи! » - завязывается рот, «Не бегай» - завязываются ноги и т. д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи - говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

Что хотелось развязать в первую очередь?

Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

Что вам хотелось сделать?

Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

Какие чувства вы испытываете сейчас?

Руководитель игры:

Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

Молодцы! Вы справились с очередным заданием - получайте картинку (отдаю 2 часть картинки).

Следующая загадка: В детский сад дверь открывая,

Туда мы попадаем…

Что за помещение?

Знаете или нет?

Ну-ка дайте мне ответ!

3) Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей. Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали. Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества - подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Руководитель игры:

Вы, конечно, как любящие родители справились и с этим заданием. Найдите еще одну картинку.

Там светло, красиво и музыка живет

Вас на праздники этот зал зовет …

(Музыкальный зал)

Проходим в музыкальный зал

(там стоит экран, проектор, стульчики для родителей, приготовлена свеча)

Руководитель игры:

Уважаемые родители предлагаю вам присесть на стулья и посмотреть короткий фильм

(видеопрезентация «10 заповедей»)

Руководитель игры: "Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Вся его педагогика сводилась к мысли о том, что воспитатель (как и родитель) должен прежде всего любить детей. В этом фильме скрывалась подсказка к ответу на вопрос, который в ищете.

После презентации на экране появляется картинка с заданием.

Руководитель игры:

А вот и последнее на сегодня задание для вас - сложите из разбросанных букв слово.

Правильно, это слово «любовь». Забирайте последнюю часть картинки и прошу составить из частей целое изображение. (сердце)

Уважаемые родители, предлагаю вам встать в круг.

(Беру зажженную свечу)

Что вы заберете сегодня с собой после нашей встречи?

Хочется пожелать всем родителям быть счастливыми в отношениях со своими детьми всю жизнь. Пусть ваши дети вырастут самостоятельными, уверенными в себе и, конечно, любящими вас.

Большое спасибо за участие!



Рассказать друзьям