В каком возрасте ребенок встает. Развитие ребенка по месяцам до года

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Первый шаги дочери или сыночка - это большой успех не только для малыша, но и для родителей. Каждый родитель ждет с нетерпением этого момента, а иногда и слишком стремительно. Но не стоит забывать, что все дети разные, и у каждого по-разному происходит развитие. Часто можно пронаблюдать двух малышей одного возраста, один начал ходить в 9 месяцев, но ничего не говорит до трех лет, а другой малыш опоздал с ходьбой, но в два года уже хорошо говорит. И примеров таких очень много. И к каждому ребенку нужен свой отдельный подход.

Многие родители хотят знать, в каком возрасте можно ставить малыша на ножки. Точного ответа невозможно дать, но есть моменты, которые необходимо знать. Многие специалисты утверждают, что не стоит торопить саму природу. Действительно, не следует нагружать позвоночник, иначе это приведет к последствиям. Это нужно помнить, если у малыша дефицит витамина D. Однако будет хорошо, если попытки малыша встать или сесть будут поощряться. С помощью игры, веселые и легкие упражнения принесут пользу растущему организму. Ползание очень важно для развития позвоночника. Массаж, грудное вскармливание, прогулки на свежем воздухе и любовь папы с мамой - очень полезны для полного развития малыша. И тогда малыш сам начнет учиться.

Многие ортопеды предупреждают родителей, что ставить на ноги малыша можно только после 10 месяцев, после того как окрепнет тазобедренный сустав и позвоночник, чтобы не возникали деформации скелета.

Другие врачи говорят о первых попытках встать, начиная с рождения, при этом используя шаговые рефлексы, которые начинают исчезать после 3-х месяцев. Нужно не забывать, что всегда надо учитывать особенности развития всего организма ребенка. Сколько врачей, столько и мнений, особенно о том, когда можно ребенка ставить на ножки.

При рахите нужно ограничивать попытки ребенка встать из – за искривления ножек. Недостаток витамина. Д и кальция можно привести к негативным последствиям, искривлению позвоночника и нижних конечностей. А игровая форма только поможет стимулировать попытки вставать.

При гипертонусе мышц малыша, дети совершают попытки встать раньше шести месяцев, до того момента, как начнут самостоятельно сидеть. Стопа малыша испытывает большую нагрузку из- за веса малыша и напряжения мышц, в связи с этим может деформироваться. Когда малыш стоит на цыпочках, таким образом он быстро устает. В такой ситуации необходимо отвлечь малыша, при этом поддерживать ребенка под мышки и не разрешать долго быть в вертикальном положении.

Во время проведения массажа врач частенько пересаживает и ставит малыша на ножки на некоторое время, таки образом он проверяет врожденные рефлексы. В этом никакого вреда нету. Помимо этого, массаж стимулирует формирование новых способностей и навыков и физическому развитию малышей.

В любом случае не стоит заставлять малыша вставать насильно, а лишь поддерживать его и помогать. Главное создать благоприятную и любящую атмосферу для своего малыша. Тогда ваш ребенок сможет правильно развиваться.

Первые шаги крохи – повод для особой гордости родителей. Неудивительно, что мамы хотят, чтобы детки встали на ноги как можно раньше. Но по этому поводу существует множество споров и мнений – касательно сроков высказываются как медицинские специалисты, так и опытные мамы.

Но в данном случае главным фактором является готовность малыша к ходьбе. Если ребенка поставить на ножки раньше положенного срока, ничего хорошего из такой затеи не получится. Поэтому родителям не стоит спешить. Лучше руководствоваться здравым смыслом и не ориентироваться на соседского малыша, который «уже стоит».

Готовность к новым нагрузкам

На скорость освоения ходьбы влияют сразу несколько факторов, которые необходимо учитывать родителям. Это:

  1. Мотивация. Кроха должен захотеть встать и куда-то пойти. Например, ему будет интересно, если поблизости ходят или играют другие дети.
  2. Периодичность. Развитие деток происходит циклически – есть периоды бурного усваивания новых навыков и периоды внешнего «застоя». С этой особенностью приходится считаться.
  3. Зрелость нервной системы. Контролировать вертикальное положение тела карапузу удаётся только тогда, когда он к этому полностью готов. Любые отклонения от нормы и неврологические заболевания существенно отодвинут сроки осваивания стояния на месте и ходьбы.
  4. Особенности телосложения. Худеньким детям всегда легче подняться и устоять на ножках, чем ребятам с избыточным весом. Это не означает, что крохе нужно худеть! Просто ему понадобится чуть больше времени, чтобы научиться удерживать равновесие.
  5. Наследственность или особенности характера. Живые малыши с большим интересом стремятся к новому, а флегматики предпочитают долго сидеть. Зачастую крохи в точности повторяют все этапы и сроки развития своих родителей или родственников. Поэтому прежде чем что-то требовать от малыша, стоит поинтересоваться семейной историей.


Что говорят специалисты

Ортопеды и педиатры единодушны во мнении – торопиться в любом случае не стоит!

Существует и жёсткое ограничение: до четырёх месяцев детей запрещено ставить на ножки. В более раннем возрасте у них ещё не достаточно окрепший позвоночник. При неадекватных нагрузках позвоночный столб может быстро деформироваться! Поэтому ставить кроху нельзя даже на одну-две минуты.

Что касается такого понятия, как норма — это весьма растяжимое определение. Одни дети способны самостоятельно встать в 7, а другие только в 9 месяцев. В обоих случаях это будет нормой, если малыш не отстаёт в физическом развитии, и у него нет никаких проблем с нервной системой.

Существует патологическое состояние, известное как гипертонус. Кроха встаёт рано, но при этом его тельце неестественно напряжено, а упор идёт на носки – малыш стоит как балерина. Обычно патология проявляется вставанием на пятом-шестом месяце.

Чтобы расслабить напряжённые мышцы педиатры рекомендуют регулярный массаж для расслабления мышц, и специальные упражнения. За крохой нужно внимательно следить и всячески отвлекать его от стояния либо крепко поддерживать под мышки. Нахождение в вертикальном положении в столь раннем возрасте чревато деформацией позвоночника и свода стопы.

А ортопеды подчёркивают, что тазобедренный сустав развивается только к 9-10 месяцам. Поэтому можно сделать вывод, что стояние допустимо в период от 7 до 10 месяцев. И раньше деток ставить на ноги нельзя, так как это может навредить их здоровью.

Как помочь ребенку

Но малышу можно помочь стать крепче и сильнее. Для этого в арсенале мам находится специальная детская гимнастика, укрепляющая мышцы, связки и суставы.

Насчёт подходящего по возрасту комплекса упражнений можно посоветоваться с педиатром. Он даст рекомендации с учётом особенностей развития конкретного малыша.

Для деток, не страдающих гипертонусом, подходят самые простые упражнения:

  1. Сведение противоположных рук и ног. Ребенок на спинке, а мама поочерёдно подтягивает локоток его левой ручки к правой коленке, а затем правой руки к левой коленке. Все движения производятся аккуратно, без резких нажимов. Упражнение отлично укрепляет мышцы животика и улучшает координацию.
  2. «Восьмёрка». Это упражнение для стоп. Кроха лежит на спине, а мама обхватывает ножку одной рукой, а второй «рисует» на своде стопы цифру. Используется один палец, который движется по стопе с небольшим нажимом. Массаж проводится поочерёдно на обеих ногах. Дополнительно можно перебрать пальчики. Дети такой массажный приём очень любят!

Родителям важно проявить максимальное внимание и понимание – насилие и спешка в этом вопросе попросту не уместна. Только в этом случае малыш будет развиваться в соответствии с возрастом, и у него не возникнет проблем с физическим и психическим здоровьем.

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

Записала Юлия Зиберт

Многие родители деток возрастом от 6 месяцев наблюдают возрастающую потребность во внимании у своих чад. Поскольку ребенок этого возраста еще не может передвигаться самостоятельно, производителями детских товаров было придумано приспособление под названием Ходунки.

Раньше 6 месяцев сажать ребенка в ходунки НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!

Передвигающееся на колесиках приспособление для обучения ребенка до 1 года ходьбе и поддержания его в горизонтальном положении – это детские ходунки. Для опоры внутри имеется поддерживающее мягкое сидение.

Они позволили юному исследователю получить долгожданную мобильность, а взрослым разгрузить руки. Заболтивые родители начинают задавать вопросы опытным мамам, педиатрам и просто в интернете ищут информацию о том, когда можно начинать сажать ребёнка в ходунки? Как раз в этой статье рассмотрены основные моменты, на которых взрослым стоит акцентировать внимание.

Противопоказания к пользованию

  1. Наличие пониженного или повышенного ножек у детей. Устройство сконструировано таким образом, что малыш в основном передвигается на носочках. Рекомендуется тщательно регулировать ходунки и обувать малышу легкую обувь для лучшей постановки стопы.
  2. У ребенка опрелости или др повреждения кожи в местах соприкосновения с ходунками.
  3. Ребенок имеет признаки рахита.
  4. У ребенка нарушена функция опорно-двигательного аппарата.

Нужно помнить!

  • Ножки должны стоять ровно;
  • Одевайте ребенку на ножки сандалики;
  • Отрегулировать ходунки по росту ребенка.

Когда можно использовать

Современные педиатры остерегаются давать точные сроки, поскольку развитие каждого ребенка идет в собственном ритме. Поэтому решая для себя, во сколько месяцев начать использовать ходунки, стоит учитывать совокупность следующих факторов.

  1. Самое главное, это чтобы ребенку было минимум 6 месяцев! Оптимальный возраст когда можно попробовать малыша посадить в ходунки 7 — 8 месяцев ! Это обуславливается физической готовностью мышц, помогающих ребенку поддерживать тело в вертикальном положении. Ребенок должен уметь подниматься на ножки возле опоры или с помощью взрослых.
  2. Как только малыш сможет самостоятельно сидеть, не заваливаясь на бочек, вы сразу поймете, что мышцы его спины окрепли и ребенка можно сажать в ходунки. Во сколько месяцев это произойдет — зависит от каждого ребенка индивидуально (~ ).
  3. Психологическая готовность детей. Ребенок сам своей двигательной активностью и желанием ползать, идти с поддержкой подаст старшим сигнал о готовности к новым подвигам. Если же малыш еще не пополз (), то привыкнув к ходункам, он и вовсе может пропустить эту важнейшую ступень развития.


Поговорим о мальчиках

В виду физических особенностей мальчиков многие родители опасаются их длительного пребывания в ходунках. Они аргументируют это возможностью негативного влияния на формирование мочеполовой системы мальчиков вследствие неизбежного трения промежности, сдавливания половых органов и возникновения опрелостей. Обсуждая тему, когда можно мальчиков сажать в ходунки, ортопеды и педиатры советуют придерживаться общих рекомендаций, ограничив время пребывания малыша в ходунках не больше сорока минут за сутки.

Что же девочки?

Аналогичными вопросами задаются родители всех принцесс. Дело в том, что именно девочки более подвержены риску возникновения дисплазии тазобедренных суставов. Это заболевание опорно-двигательного аппарата усугубляется ходунками, если оно не было ранее диагностировано. Прежде чем решать, со скольки месяцев девочек начинать приобщать к ходункам, стоит уделить особое внимание её физической подготовке. Любая девочка в будущем станет мамой. Потому стоит бережно относится к здоровью её тазовых костей, суставов и позвоночника.

За всеми плюсами и минусами не стоит забывать, что ребенок в ходунках сможет взглянуть на мир с другого ракурса, натренировать способности к координации, быстрее становится самостоятельным и удовлетворяет жажду познания.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Мамам же ходунки обеспечивают передышку.

Как выбрать ходунки

  • Основание ходунков должно быть широкое и устойчивое (желательно треугольное).
  • Спинка должна быть жесткая и высокая (чтобы избежать неправильной посадки ребенка. Т.к. опорно-двигательный аппарат ребенка еще слабо сформирован).
  • Широкие, и глубокие сидения из непромокаемой ткани. Не слишком жесткое.
  • Большие, крутящиеся во все стороны колеса. Чем больше колес тем лучше. Выбирайте ходунки со стопором колес.
  • Регулируемая высота.
  • Съемная столешница с игрушками, подносом или музыкальной панелью.

Молодые родители, приобретая ходунки, рассчитывают на то, что ребенок научится раньше ходить, сможет сам передвигаться, познавать самостоятельно окружающий его мир, а у них будет немного времени отдохнуть. Оправдываются ли ожидания родителей, так ли уж практичны ходунки, какие последствия от их использования – рассмотрим более детально.


Положительное влияние ходунков на физиологию ребенка: «ЗА» ходунки

  • Малыш получает новые положительные ощущения и эмоции, что благоприятно сказывается на его психоэмоциональном развитии.
  • Он понимает, что может свободно передвигаться, появляется возможность самому исследовать окружающие предметы, самостоятельно добраться и дотянуться к яркой игрушке, потрогать новые предметы.
  • В вертикальном положении ребенок по-иному воспринимает окружающую его обстановку.
  • Увеличивается двигательная активность, которая разнообразит движения. В этот период физическая активность положительно влияет на развитие мышления и образование новых связей в коре головного мозга.
  • Малыша привлекают ходунки как интересная, увлекательная игрушка, к которой прикреплены передвижные кольца, шарики, звуковые кнопки, погремушки, что развивает и мелкую моторику пальцев и тактильные ощущения.

Конструкция ходунков обеспечивает неплохой уровень безопасности и устроена таким образом, что ребенок не может дотянуться до опасных мест (розетки, плита, посуда на столе). На какое-то время родители смогут «взять тайм-аут», передохнуть или сделать необходимые домашние дела.

Негативные аспекты использования ходунков: «ПРОТИВ» ходунков

  • Замедляется развитие двигательных навыков, устойчивости, отодвигается начало самостоятельной ходьбы, т.к. ребенок практически не прикладывает усилий для удержания себя на ногах в вертикальном положении. К тому же, он не ставит ножку на всю ступню, а толкается пальчиками или как бы ходит «на цыпочках», что формирует неправильное положение голеностопного сустава. В ходунках у малыша нет возможности приседать, подниматься, подтягиваться.
  • Не совсем правильное положение тела в ходунках отражается на развитии ножных мышц, положении тазобедренных суставов, приводит к преждевременной вертикальной нагрузке на позвоночник, его возможному искривлению и перенапряжению спинных мышц.
  • При использовании ходунков у малыша «выпадает» период ползания. Именно в это время укрепляются мышцы всего тела, улучшается координация и согласованность движений. Это естественная подготовка тела к ходьбе.
  • Ребенок неуверенно чувствует себя в пространстве, плохо держит равновесие, которое формируется в самой начальной стадии, когда он только еще учится стоять.
  • Отмечается негативное влияние на мозжечок, отвечающий за вестибулярный аппарат, ориентацию в пространстве и координацию движений.
  • У малыша не в полной мере развивается чувство опасности и самосохранения, он не умеет «правильно» падать, как это присуще детям, что иногда приводит к серьезным травмам. Учась этому в более позднем младенческом возрасте, ребенку все равно придется пройти этап «правильного падения» и осознания опасности от предметов (дверь, межкомнатный порожек, угол мебели и пр.).
  • Если положительным моментом можно считать, что ребенок в ходунках не может дотянуться до опасных предметов благодаря их конструкции, то этот же момент является и отрицательным, т.к. в возрасте до года именно через тактильные ощущения (потрогать, взять, ощутить на ощупь) проходит познание свойств предметов и вещей (горячее, холодное, скользкое, тяжелое).
  • Ходунки – травмоопасны. Ребенок может передвигаться в них довольно быстро и, несмотря на ограничители, сильно удариться непосредственно о ходунки. Иногда они переворачиваются, натыкаясь на препятствия (дверной порожек, загнувшийся угол ковра) и тогда малыш, вываливаясь из них, может получить травму.

Видео: ходунки ЗА и ПРОТИВ

Влияние ходунков на развитие малыша


Казалось бы, ходунки содействуют физическому и психоэмоциональному развитию ребенка и в то же время множество исследований доказывает обратное.

В младенческом возрасте физическое развитие напрямую связано с формированием психики человека. Педиатры и психологи утверждают, что период ползания – важный этап в развитии и формировании психики не только детей грудного возраста, но и в дальнейшей их жизни. Поэтому, желательно не ограничивать ребенку период ползания, при котором организм получает всестороннее естественное развитие.

Ходунки же, якобы предоставляя ребенку относительную свободу передвижения, изучения окружающего мира и свойства предметов, тем не менее, задерживают психоэмоциональное развитие. Такие дети на 2-3 недели позже становятся на ноги и начинают ходить. С одной стороны, у них недостаточно развивается чувство опасности и страха, с другой стороны, они испытывают неуверенность в себе при самостоятельной ходьбе и ищут поддержки родителей. Появляется пугливость, склонность к беспричинной панике.

Педиатры считают, что более целесообразным для правильного физического развития ребенка будет манеж. Он надежно ограничит ребенка от травм, от «несанкционированных» передвижений, одновременно предоставляя ему возможность делать «правильные» движения и не ограничивает физической активности (сидеть, вставать, переступать, держась за бортики, ползать). Выбор остается за вами, родители.

Мнение эксперта: С какого возраста можно использовать ходунки

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Здравствуйте, уважаемые читатели. Пришло время поговорить о том, во сколько ребёнок начинает стоять на ножках. Каждая мама с нетерпением ждёт, когда наступит этот момент, малыш первый раз научится уверенно стоять, а там не за горами и первые шаги крохи.

Особенности физического развития

Первым делом необходимо разобраться, какому возрасту, какой уровень физического развития соответствует, как происходят последовательные достижения малыша на пути к первой попытке встать во весь рост.

  1. В два-три месяца ребёнок начинает самостоятельно удерживать голову.
  2. В четыре-пять месяцев — малыш умеет переворачиваться со спины на живот и обратно.
  3. В пять месяцев — лежит на животе, поднимает верхнюю часть туловища, упираясь локтями в поверхность.
  4. В полгода совершает первые попытки сидеть самостоятельно.
  5. В семь месяцев уверенно сидит, начинает ползать .
  6. В восьмимесячном возрасте начинает стоять, держась за опору.

Что способствует своевременному развитию

Каждый ребёнок не похож на другого, все они индивидуальны. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш малыш не соответствует общепринятым нормам. Если карапуз развивается нормально, но, например, в 6 месяцев ещё не умеет сам сидеть – это не повод для волнений.

Существуют факторы, присутствие которых благоприятно влияет на своевременное развитие тех или иных двигательных навыков у малыша:

  1. Важной составляющей является психологическое здоровье ребёнка, поэтому очень важно, чтоб у малыша не было стрессов, в том числе скандалов в семье, в присутствии крохи. Также необходимо ласковое общение с карапузом.
  2. Общее физическое здоровье: отсутствие хронических заболеваний, серьёзных патологий.
  3. Наличие примеров для подражания. Идеально, если у ребёнка есть старший брат или сестричка, особенно если разница в возрасте года два.
  4. Очень важен темперамент малыша (активные детки быстрее учатся ходить), а также телосложение (у ребёнка нормального телосложения больше шансов первому научиться стоять, чем у упитанного малыша).

Во сколько ребёнок начинает стоять

Начиная с семимесячного возраста, некоторые детки могут начинать вставать. Но это больше касается малышей активных и худеньких. Необходимо понимать, что в первое время карапуз будет стоять, держась за опору, причём на коленках. Потом малыш научится приподниматься на одну ножку, а следом и на вторую. Первые попытки постоять будут непродолжительными. Ребёночку ещё очень тяжело долго удерживаться в таком положении. Тут важна мамина поддержка, ведь многие детки, научившись подниматься, потом бояться присаживаться. Поэтому, если она видит, что ребёнок впервые поднялся, но в течение четырёх минут не садится, необходимо подойти и помочь ему присесть. Возможно, малышу просто страшно вернуться в привычное положение.

Если вас интересует, когда ребёнок начинает стоять с опорой, то оптимальным возрастом для данного события является 8-9 месяцев. Но не стоит забывать, что это всё индивидуально. Малыш постепенно поднимается и может не спеша передвигаться, например, по кроватке, держась за перекладину. А, когда ребёнок начинает стоять без опоры? После того, как карапуз научился уверено стоять, за что-то держась при этом, приходит самое время переходить к следующему этапу. Так, начиная с 9 месяцев до годика, детки начинают стоять самостоятельно. Такой большой диапазон обусловлен личными навыками и особенностями характера и телосложения каждого ребёнка, поэтому будет нормой, если ваш карапуз научится стоять без опоры, как в 9 месяцев так и, если он научится стоять в 12.

Мой сын в первый раз поднялся, держась за перекладину в кроватке, когда ему было 8 месяцев. Для меня это были очень приятные ощущения радости. Вроде возраст уже был весьма подходящий, но я, почему-то, ещё совсем не ожидала, что он поднимется на ножки. Следует отметить, что за неделю до этого я заметила, что сын первый раз научился стоять на коленках, держась за всё ту же перекладину в кроватке. Поднимаясь, он любил кидать игрушки на пол. Впервые подняться без опоры, мой сын смог в возрасте 10 месяцев.

Когда ребёнок начинает стоять преждевременно

Известны случаи, когда некоторые детки совершают первые попытки подняться гораздо раньше общепринятых норм. Не всегда это плохо. Если ваш малыш научился сидеть раньше сверстников, вполне ожидаемо, что и вставать он начнёт раньше. Если вашему ребёнку уже больше, чем полгода, то не стоит препятствовать начинаниям крохи. Вы должны понимать, что малыш всё равно будет пытаться встать, и вы не в силах контролировать его 24 часа в сутки. А вот вставание на ножки до достижения шестимесячного возраста не допустимо, такими действиями карапуз нарушит правильное развитие опорно-двигательного аппарата и сможет нанести непоправимый вред своему здоровью. Именно поэтому очень важно стимулировать ребёнка к ползанью, показывать, что он может перемещаться по квартире в любой уголок, а вставать вертикально — пока нет надобности.

Ходунки

Очень часто, когда малыш научился принимать вертикальное положение, мамам хочется, чтоб карапуз поскорее начал ходить. С этой целью покупают ходунки. Считается, что они не только стимулируют малыша начать самостоятельно передвигаться, но также дают возможность находиться возле мамы и ходить за ней хвостиком, у ребёнка появляется новое развлечение.

Однако, есть приверженцы того, что ходунки не играют положительную роль в развитии малыша, кроме того, они могут тормозить его развитие, ведь ребёнок может решить, что ему так гораздо удобнее передвигаться, зачем ещё прикладывать свои усилия и ходить самостоятельно. Всё должно быть естественно и карапуз сам начнёт ходить, когда придёт время.

Так, что каждой мамочке придётся самостоятельно принимать решение, что для её ребёнка лучше.

Я не использовала ходунки. Мой сын самостоятельно сделал первые шаги почти в 12 месяцев. А вот моя невестка использовала это приспособление. Племяннице очень нравилось, в прямом смысле, бегать на ходунках и это не коем образом не повлияло на то, чтоб она начала своевременно ходить. Так что выбор за вами.

Учим малыша вставать

Родители должны понимать, насколько важно, правильное и своевременное физическое развитие малыша. Поэтому они могут принимать активное участие в процессе взросления крохи, стимулировать его к совершению новых достижений, развивать двигательную активность ребёнка.

  1. Важно делать ребёнку массаж и простые гимнастические упражнения. Обязательно посвящайте этому время в дневном распорядке малыша, лучше до обеда.
  2. Вы можете приучать карапуза к необходимости удерживать своё равновесие. Для этого вам понадобится поднимать ребёнка в вертикальное положение, удерживать его, а потом ненадолго отпускать, этого будет достаточно, чтоб малыш понял, что нужно удерживать себя в пространстве.
  3. Лучше, если процесс приучения будет постоянно находиться в одном и том же месте, например в кроватке или возле неё.
  4. Убедитесь, что место, где вы стимулируете ребёнка подниматься на ножки достаточно безопасное. Не забывайте, что в первые разы малыш, скорее всего, будет падать на попку.
  5. Важно показать карапузу, что он может подниматься, держась за опору. Важно, чтоб в роли опоры выступало что угодно, но только не мамины руки. Малыш должен понимать, что это его самостоятельный путь и стоять он должен сам, без чьей либо помощи.
  6. Когда ребёнок научится вставать у низкой опоры, дайте ему возможность совершить подобные действия и при более высокой опоре.
  7. Если малыш уже стоит, держась за опору, можно предложить ему взять что-то в ручки, например любимую игрушку. Карапуз к ней потянется и отпустит для начала одну ручку. Потом можно будет дать ему две игрушки, ребёнку понадобится задействовать обе руки. Так он облокотиться на опору, не держась при этом руками.
  8. Очень часто, поднявшись, малыш боится садиться. Мамино присутствие в этот момент просто необходимо. Можно облегчить данную ситуацию, положив яркую игрушку возле малыша на полу. Ребёнок попытается к ней дотянуться и присядет. Конечно, в первое время мама должна подстраховывать карапуза.

Прочитав эту статью, вы узнали, когда в жизни ребёнка наступает время подняться на ножки, поначалу держась за опору, а потом и самостоятельно стоять. Помните, что вы можете стимулировать эти начинания. Однако, не стоит думать, что без подобных действий малыш не научится вставать, всему своё время и когда ваш карапуз будет достаточно готов, физически окрепнет и созреет, тогда и поднимется на прямые ножки. Этот момент запомниться надолго в вашей памяти, ведь мы так радуемся, когда наши детки делают успехи.



Рассказать друзьям