Что мешает школьникам хорошо учиться? Причины неуспеваемости. Мешает ли любовь учёбе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ФОТО Getty Images

Британские исследователи во главе с научным сотрудником Кембриджского университета Кирстен Кордер (Kirsten Corder) решили выяснить, как физическая активность и, напротив, сидячий образ жизни у школьников влияют на результаты выпускных экзаменов. Поскольку известно, что физические нагрузки благотворно воздействуют на психическое здоровье и мышление, авторы предполагали, что физически активные ученики при прочих равных условиях могут иметь лучшие результаты. Однако возможно, что некоторые подростки увлекаются спортом в ущерб учебе.
В исследовании приняли участие 845 подростков 14 лет. Их спрашивали, сколько времени они проводят у телевизора, играя в компьютерные игры, сидя в интернете, делая домашние задания и читая. В течение нескольких дней ученики носили специальный датчик, отслеживающий движения и частоту сердечных сокращений, с его помощью собиралась объективная информация об уровне их физической активности.

Когда участники эксперимента закончили школу, исследователи собрали информацию об их результатах на выпускных экзаменах, чтобы оценить, как образ жизни учащихся связан с их успеваемостью.
Оказалось, что ученики, проводившие много времени перед экраном телевизора или компьютера, сдали экзамены ощутимо хуже – независимо от того, сколько времени они уделяли занятиям. Хуже всего на успеваемость влиял просмотр телевизора.
Связи физической активности с успеваемостью вообще не обнаружилось – она не влияла на оценки. Авторы подчеркивают, что школам важно иметь качественную физкультурную программу – она не мешает учебе и, хотя и не улучшает напрямую успеваемость, приносит большую пользу для физического и психического здоровья. По результатам опросов самих подростков, многие из них заявили, что сидят у экранов лишь потому, что у них нет возможности заниматься теми видами спорта, которые им интересны, поскольку на уроках физкультуры все ограничивается лишь стандартным футболом или баскетболом.

Кирстен Кордер считает, что в современном мире полный отказ от компьютеров нереалистичен, к тому же у современных технологий есть большой образовательный потенциал. Однако родителям важно побуждать своих детей проводить свободное время активно, а не сидя у экранов. Здесь эффективнее не читать лекции о пользе для здоровья, а выяснить, какие виды спорта и активного отдыха могут быть действительно интересны подростку.
В дальнейшем исследователи планируют с помощью технологий сканирования мозга определить возможные механизмы снижения успеваемости из-за излишнего увлечения телевизором и компьютером.

Подробнее см. К. Corder et al. «Revising on the run or studying on the sofa: prospective associations between physical activity, sedentary behaviour, and exam results in British adolescents», International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, vol. 12, September 2015.

Как помочь ребенку в школе?

Есть вещи, которые уже давно внесены учителями в мысленный “хейт-лист” и их лучше не покупать, чтобы не создать ребенку дополнительные сложности в учебе. Что же мешает ребенку в школе?

Телефонные звонки и игры

Толстые ручки

Мячики, пистолетики, игрушки

Многоэтажные пеналы со сложной «навигацией»

Засеките по секундомеру, сколько времени нужно малышу, чтобы открыть свой пенал, достать ручку, или линейку и закрыть пенал. Это далеко не пара секунд - и значит, в это время ребенок чего-то не услышит или не успеет сделать, сделав первый шаг к тому, чтобы стать неуспевающим учеником. Громоздкие пеналы «с наполнением» нужны магазинам для увеличения среднего чека — ученику начальных классов большая часть заранее вложенных в такой пенал предметов не пригодится, как не пригождаются родителям большинство функций современных мобильных телефонов. А ваше желание купить пенал с 12 или 18 карандашами (с дополнительным этажом пенала это 200-250 г) приведет к тому, что ребенок за учебный год при пятидневной учебной неделе перенесет в ранце в школу и обратно дополнительные 72-90 кг.

Идеально: небольшой пенал с минимумом ручек и карандашей

Жесткие и громкие пеналы

Пеналы из жести, в которых содержимое громко перекатывается, а так же пеналы с громко щелкающими замками — дополнительный фактор отвлечения детей на уроках. Мягкие, бесшумные пеналы создают гораздо меньше проблем и обладателям, и их соседям, и учителю, пытающемуся переключить внимание класса с резких звуков на свои слова. Как бы Вы ни убеждали ребенка в том, что нужно уважать учителя и одноклассников, своим громким пеналом он будет на каждом уроке не на словах, а на деле демонстрировать свое неуважение к происходящему в классе.

Идеально: убедиться, что пенал открывается и закрывается бесшумно

Всё, что блестит, переливается, отражает

Родителям и дедушкам-бабушкам, не избалованным в детстве красивой канцелярией, хочется купить чаду всё самое яркое, «детское», весёлое — ручки с подсветкой или плавающими рыбками, колпачки с висюльками, линейки с переливающимися картинками или увеличительными стёклами, пеналы с зеркалами, закладки с фотографиями. С учетом того, что у детей в период адаптации к школе итак со вниманием не очень, это лишь способ создать дополнительные факторы отвлечения внимания и увеличения стресса.

Идеально: обычная деревянная линейка, одноцветный карандаш с мягким грифелем, предельно простая ручка, приклеенная к корешку дневника или учебника закладка из неяркой тесьмы.

Гелевые ручки

Письмо — это навык, динамический стереотип, который важно с самого начала сформировать правильно. Современные малыши крайне редко вяжут, вышивают, нижут бусы, завинчивают мелкие детали металлических конструкторов или лепят, поэтому с мелкой моторикой у большинства первоклашек дела обстоят не очень хорошо, да и терпения большинству недостаёт. Учащимся младшей школы навык письма дается непросто. Не нужно создавать им дополнительные сложности, вооружая их негодными для первичного обучения инструментами. Учтите: освоить безотрывное нажимное письмо с помощью гелевой ручки невозможно.

Идеально: хорошая шариковая ручка.

Толстые ручки

Пишущий инструмент — главный школьный аксессуар, и он должен быть удобным. Видя, как мучаются малыши с ручками, рассчитанными по толщине на использование баскетболистами и боксерами, многие учителя начальных классов запрещают пользоваться толстыми ручками. Никто не мешает вам считать, что навык письма вручную подросшему чаду не пригодится — выражать свои мысли он будет на клавиатуре компьютера. Но успешность ученика младшей школы определяется не в последнюю очередь аккуратностью и скоростью письма. Стоит ли создавать чаду дополнительные проблемы, вооружая его ручкой, которой легко хвастаться, но сложно писать?

Идеально: ручка, которая малышу по руке

Телефонные звонки и игры

Если Вы считаете необходимым давать ребенку в школу мобильный телефон — сами каждое утро переключайте его на беззвучный режим. Перепишите и выучите расписание звонков и никому не позволяйте звонить ребенку во время школьных уроков. Телефон должен быть предельно простым — во-первых, чтобы не провоцировать игры с ним под партой, во-вторых — чтобы не было мучительно больно, если загруженный знаниями малыш потеряет трубку при переодеваниях или перемещениях по школе.

Идеально: простой телефон + ребенок, который знает, что в группе продленного дня он делает уроки, гуляет и общается, а не проводит время за играми на телефоне

Запасы «впрок»

Некоторыми шагами мы сами провоцируем безответственное отношение детей к вещам. Подумайте сами, когда вы закупили в августе по 25 резинок-ручек-карандашей на глазах у малыша, создали ли вы для него сообщение, что ручки и карандаши стоит хранить и беречь?

Знакомая учительница жаловалась, что каждую неделю у нее копится полная карандашница потерянных первоклашками предметов, и вернуть их владельцам удается только на родительских собраниях. Привыкнув не дорожить мелкими личными вещами, вырастающие детишки так же относятся и к более дорогим приобретениям.

Идеально: запас ручек и карандашей, не превышающий пределы необходимого.

Мячики, пистолетики, игрушки

Поставьте себя на место учителя на минутку. Как корректно среагировать на покатившийся между рядами мяч или разбитое им окно? А можете придумать, каким образом снять с люстры запущенную кем-то присоску из пистолета? Что если вам приходится с трудом переключать внимание класса с гордо посаженной кем-то на парту мягкой игрушки на свой рассказ? Теперь постарайтесь сделать так, чтобы по вине вашего чада подобные ситуации в классе не возникали.

Идеально: игрушки - дома, в школе - учебники и тетради

Калькуляторы

Знаете, почему в математических школах даже в общеобразовательных - нематематических классах дети считают в среднем лучше, чем в обычных школах? Потому что там действует жесткий запрет на использование калькуляторов вплоть до старших классов. Если у ребенка есть соблазн получить ответ, нажав на кнопки, ни таблица умножения, ни навык деления в столбик, ни навыки устного счета у него не сформируются. Дети прекрасно понимают, как можно сэкономить время и умственные усилия, но пока недооценивают, к каким последствиям эта сегодняшняя «экономия» приведет.

Идеально: телефон без калькулятора

Украшения

Брошки, цепочки, сережки, бусы, браслеты, кольца, подвески на телефоны отвлекают от учебы и обладательницу, и одноклассников. Если они еще и дорогие — то провоцируют агрессию со стороны других детей и могут стать причиной конфликтов и проблем.

Идеально: надевать всё это по праздникам и выходным, а не в дни учебы в школе.

Вместо заключения:

Большинство школьных правил не противоречит здравому смыслу, соблюдать их не слишком сложно. Зачем нарушать то, что легко соблюдать? Что Вы воспитываете в ребенке, побуждая его нарушать правила и договоренности? Задача сделать ребенка успешным, хорошо успевающим — задача, которую школа может выполнить только при поддержке семьи. Пусть Ваши покупки и Ваша забота не мешают ребенку учиться с радостью.

Внешнее окружение

Люди по своей природе социальны и на каждого из нас огромное влияние имеет наше окружение. Когда вокруг нас преобладают ленивые и немотивированные на познание нового люди, мы невольно также начинаем лениться и впадать в апатичное состояние. С детьми происходит то же самое. Класс, в котором ваш ребенок учится, может подавить стремление ребенка хорошо учиться, если большинство учеников в нем «слабые». Можно стать объектом насмешек и изгоем, белой вороной за попытки хорошо учиться.

Начинать выяснять причины неуспеваемости ребенка лучше с беседы. Узнайте у самого ребенка, что он думает по поводу плохой успеваемости? Почему так происходит? Избегайте обвинений и деструктивных вопросов, не давайте воли своим эмоциям. Следующий этап - разговор с учителем. Узнайте, нет ли с ним конфликта у вашего ребенка. Порой учитель может быть пристрастен к ученику, и потому может ставить заниженные оценки, подразумевая при этом, что ребенок может учиться лучше. Но это может привести к демотивации маленького ученика, вызвать чувство бессилия: учи или не учи - все равно поставят тройку.

Если причина окажется в дисциплине, то тут все достаточно ясно: привычка формирует поступки, а поступки формируют характер. Привычка учиться, постоянно выполнять домашние задания, быть ответственным к учебе формирует привычку трудиться. В последующем ребенку будет проще учиться в высшем учебном заведении, а затем стать ответственным работником, выполняющим ежедневно свои должностные обязанности.

Существует понятие мотивация. У каждого человека имеются свои мотивы, побуждающие двигаться в определенном направлении. На ранних этапах обучения в школе мотивацией к учебе может стать интерес к знаниям. Очень важно, чтобы ребенку было интересно все новое, чтобы ему нравилось получать знания.

Внутренние причины

Отставание в учебе может быть вызвано плохим самочувствием и здоровьем ребенка, что от него не зависит. Часто болеющие дети хуже справляются с усвоением школьной программы, чем здоровые и активные сверстники. Помочь восполнить пробелы в знаниях помогут дополнительные занятия родителей дома с ребенком или привлечение репетиторов.

Необходимо учитывать нервную систему ребенка и его готовность к школьному обучению с 7-летнего возраста. Психологически не готовым к школе будет непросто. В таком случае педагоги говорят о задержке психического развития (ЗПР). У таких детей развитие нервной системы скачкообразное, нервные волокна не успевают формировать новые связи между важными зонами и участками головного мозга, необходимыми для учебы.

ЗПР - явление, существующее до 12-летнего возраста. К этим годам ребенок догоняет в развитии сверстников, но восприятие ребенка как отстающего в учебе может остаться и дольше. Это отражается на самооценке, на уверенности в своих силах и в успехе собственной деятельности.

Существует категория детей тревожных и ранимых по характеру. Они боятся быть осмеянными, болезненно относятся к своим ошибкам, к критике, сильно переживают перед контрольными или экзаменами. Это мешает ребенку сосредоточиться, что отрицательно отражается на результатах учебы.

Излишняя лабильность психики в сочетании со сниженной концентрацией внимания зачастую ухудшает успеваемость, ребенок на уроках невнимателен, не может сосредоточиться. С виду такие дети мало отличаются от сверстников, у них отмечается разве что невнимательность и расторможенность. Имея хороший интеллект, ребенок приносит плохие оценки, а родители обычно понимают причину этого - невнимательность ребенка, когда знания словно проходят мимо.

Студенческие годы – невероятная пора, когда открываются новые степени свободы и бесконечные возможности, а в то же время еще нет такой ответственности, как во взрослой жизни.

Сумасшедший поток событий: экзамены, конференции, лекции вперемешку с веселыми «тусовками», встречами, дебатами, конкурсами и тут же поисками работы. Казалось бы, пользуйся - не хочу: блаженная пора, когда ты до конца не погружен в проблемы «взрослого» мира, можешь витать в облаках и строить планы на будущее. Однако большая часть студентов задумывается о необходимости совмещения учебы и работы.

В преддверии ежегодной конференции «Образование. Занятость. Карьера» мы попытались выяснить отношение студентов к совмещению работы и учебы, опросив более 30 человек. Круг опрошенных респондентов достаточно широк: это студенты практически всех факультетов, разных курсов, аспиранты.

63% студентов высказывается «за» совмещение работы с учебой, отмечая плюсы - прежде всего, получение опыта и материальную независимость. В основном трудовую деятельность студенты начинают на старших курсах (около 70% работающих опрошенных студентов), но есть и те, кто пробует себя в работе уже с первых курсов.

Поступив в университет, каждый из нас надеется, что диплом об окончании вуза послужит билетом на получение престижной, интересной, высокооплачиваемой работы. На практике же оказывается, что без опыта работы заполучить желанную вакансию практически невозможно.

Студенты прокручивают в голове такую ситуацию и начинают осаждать желанные офисы.

Вот, к примеру, студент факультета ИУФИС. Скажем, курса второго. Отличник, красавец, активно ищет работу, желает применять получаемые им в вузе знания на практике. Работы по специальности нет, а материальной независимости хочется. В итоге идет наш амбициозный студент продавать гамбургеры в «МакМастере». Полезен ли опыт такого рода для будущего экономиста? Вопрос спорный.

Зачеты, курсовые, экзамены совмещающий студент так или иначе, конечно, сдаст: к последним курсам уже сложилось представление о системе образования. Только вот профильные предметы, которые преподаются на последних курсах, останутся без должного внимания.

Аспирант очной формы первого года обучения кафедры технической кибернетики и автоматики Алексей Кукушкин. Работает по специальности, должность - инженер по качеству.

– Стоит ли студентам работать, учась в вузе? Оправдывает ли полученный ими опыт пропущенные лекции и семинары? Когда стоит начинать работать? Расскажите о своем опыте.

– Уверен, что студентам стоит начинать работать, учась в вузе. А пропущенные лекции и семинары можно свести к минимуму, работая по выходным или в свободное от занятий время, плюс работа в летние каникулы. Любая подработка воспитывает дисциплинированность, умение рассчитывать собственное время и силы, да и при трудоустройстве опыт работы даже не по профилю является плюсом для работодателя.

Начинать, думаю, можно уже с 1-го курса на различных временных подработках, главное, было бы желание.

Что касается собственного опыта, на первых 3-х курсах я работал в течение месяца летом не по специальности... На 5-м курсе благодаря вузовскому Центру занятости удалось устроиться на оплачиваемую летнюю практику, на этот раз по профилю.
При желании возможно совмещать работу даже в другом городе и учебу, что, собственно, мой опыт и доказывает. Но для этого необходимо, чтобы на работе были готовы тебя отпускать на учёбу, ну а ты должен быть готов «отрабатывать» предоставленное доверие. При этом очень важно организовать грамотно свой учебный процесс, поставить цели как в учёбе, так и в работе.

– Кем ты хочешь стать и как ты к этому идешь, способствует ли этому твоя работа?

– Хочу стать руководителем крупного предприятия, топ-менеджером, конечно, это в долгосрочной перспективе. Знаю, что для этого необходимо быть специалистом, даже экспертом в своём деле. Нынешняя работа, как минимум, позволяет развивать профессиональные навыки и, конечно, дает тот самый опыт, что и должно поспособствовать воплощению мечты в реальность.

Студентка 6 курса направления «Материаловедение и технология новых материалов» Екатерина Шорова:

– Я прослушала курс лекций, проводимых по инициативе компании «СУ-155», и сейчас работаю на ДСК, я -представитель «СУ-155» в Иванове. Уверена, что работать нужно хоть на полставки, хоть на четверть, даже за небольшие деньги, но обязательно по специальности. Это даст опыт и знания, которые пригодятся в профессии. А также будут хорошим подспорьем после окончания вуза при поиске работы.

Полученный на ДСК опыт помог осознать, что работать хочу исключительно по специальности, и я очень рада, что мне выпал такой шанс «попробовать» себя в своей профессии. Надеюсь, в Иванове будет развиваться производство, что позволит выпускникам работать по специальности и получать достойную заработную плату.

Студент 4 курса специальности «Экономика и управление на предприятии» Александр Суворов, уже сейчас работает менеджером на малом предприятии:

– Вопросы эти, конечно, спорные. Но все-таки совмещать стоит, особенно если речь идет о неполной занятости и особенно, если по специальности. В таком случае противоречия между учебой и работой не возникает: полученные в учебе знания помогают на работе, а практические навыки, получаемые на работе, помогают более глубоко понимать излагаемый преподавателями материал.

Конечно, иногда пропускать занятия приходится, но если делать это в разумных пределах, то полученный на работе опыт, безусловно, компенсирует их.

Одновременно работать и учиться тяжело, а если говорить об отличной учебе, то еще сложнее, поэтому, думаю, работать стоит начинать на старших курсах, когда основной упор делается на специальные предметы, которые, так сказать, ориентированы на «практику».

В пользу работы на старших курсах говорит, пожалуй, и психологическое состояние студента, когда стимулы учиться уже не так высоки, а хочется иметь свой заработок и деньги в кармане.

Вряд ли стоит начинать работать на первых курсах, так как знаний все-таки еще не так много для работы по специальности, а если работать не по специальности, то можно из-за получаемых на работе денег совсем потерять интерес к учебе и остаться без образования. А образование важно не менее, чем опыт. Одно без другого не сможет принести желаемых результатов.

Если говорить о моем опыте, с появлением работы времени на учебу стал уделять меньше, но серьезно на результатах это не сказалось. Работать и учиться хотя и тяжело, но интересно, и это делает мою жизнь динамичнее и содержательнее. С тех пор, как я начал работать, я стал более эффективно использовать свое время, стал организованней, да и в учебе на многие предметы взглянул, так сказать, с практической точки зрения.

Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что у каждого своя формула для достижения успеха на карьерном поприще, но без работы над собой, без усилий, без опыта, знаний и навыков, полученных на работе, добиться высот невозможно. Что еще раз подтверждает актуальность девиза конференции ОЗК: «Задумайся о трудоустройстве на первом курсе, а не на пятом».

Дерзайте, товарищи!

А. Борисова, спецкорр. «Химика»

Здравствуйте, хотелось бы поделится мыслями, которые могут пагубно повлиять на меня, но ничего с этим поделать я еще не могу.
Вообщем проблема в моей убежденности в том, что отношения с девушкой плохо сказываются на учебе. Хотя отношений никогла по сути не было. Были переписки в различных соцсетях, которые пререходили на романтичный лад.
Учусь я хорошо, учеба важна для меня, но иногда, когда я начинаю общение с девушкой забываю обо всех делах. Непременно скатываюсь, начинаются проблемы. И стоит мне только прекратить отношения, как сразу все становится на круги своя.
Из за этого не могу нормально начать с кем то общаться, уже настроен на будущие провалы в учебе и стараюсь не лезть в сердечные дела. Может это удобная отговорка, которая прикрывает боязнь неуспеха или "отшива"
Но не сказать что я абсолютно нелюдим и просто по дружески общаться у меня получается.
Но хотелось бы преодолеть свой барьер чтобы успевать и там и там.

Ответы психологов

Здравствуйте Тимур!

Приглашаю Вас на консультацию, чтобы поисследовать неосознаваемые причины такой связки и изменить их.

В методах работы с подсознанием это, обычно, получается увидеть.

Всего Вам доброго!

С уважением, Каламкас Канапиева, психолог в Астане.Очно и Skype.

Хороший ответ 1 Плохой ответ 2

Тимур, здравствуй!

Это может быть какая-то установка вроде: Не будь абсолютно счастливым.

Это про то, что ты не имеешь право на счастье во всем, за счастье надо платить. И если это счастье личной жизни, ты платишь учебой, и наоборот.

Установки обычно формируются в семье . И если бы ты пришел на терапию, я бы начала именно с анализа внутрисемейных взаимоотношений.

А самостоятельно могу посоветовать визуализацию: представь, что у тебя есть девушка и ты преуспевающий ученик. Как проходит твой день? Затем ты можешь сесть и расписать какой-нибудь будний и один выходной день. Важно при этом концентрироваться на своем чувстве:как ты себя при этом чувствуешь? как это отражается на теле? И зафиксировать свое состояние. Периодически возвращайся к картинке данной визуализации

С наилучшими пожеланиями

Серикова Дана Джанболовна, психолог в Астане

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Тимур, здравствуйте!

Появление девушки, пусть даже в формате онлайн общения, никаким образом не должно влиять на Ваш личностный успех.

Есть очень важный афоризм:

"Мужчина счастлив, когда успешен. Женщина успешна, когда счастлива"

Вам впереди строить карьеру . Учитесь уже сейчас верно распределять свое время.

Изначально, давайте понять, что общаться Вам интересно в свободное от учебы время.

Понравиться это девушке или нет? Это другой вопрос.

Не думаю, что Вам будет интересно с девушкой, которая целыми днями "висит" на сайтах или "сидит" в телефоне.

Как она будет развиваться при таком образе жизни?

Выбирайте для себя лучшее и помните: Вы - мужчина и никто не должен Вами управлять.

Учитесь обсуждать, договариваться и приходить к общему пониманию того, как Вы будете друг с другом общаться.

Всего Вам доброго!

С уважением,

Снегирева Инна Владимировна, психолог Астана

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Рассказать друзьям