Есть ли друзья у вашего ребенка? Как определить, есть ли у вашего ребенка дислексия.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Что такое альфа-комплекс? Начнем с того, что у альфа-комплекса много лиц. Некоторые альфа-дети проявляют себя как , вынужденные взять на себя ответственность. Они чувствуют себя наиболее комфортно, когда руководят и раздают указания. Другие альфа-дети, как курица-наседка, склонны заботиться о других, особенно слабых, униженных и оскорблённых. Ещё одно из проявлений альфа-комплекса – стремление быть первым, лучшим, наиболее информированным. Следующее лицо альфы характеризуется стремлением к доминированию, используя слабости и уязвимости других. Проявления альфа-комплекса многочисленны и разнообразны, но я убедился, что в их основе, по существу, одни и те же базовые инстинкты. Ввиду отсутствия общепризнанного термина в дальнейшем я буду именовать их .

Прежде чем я объясню, откуда появляется альфа-комплекс, я хотел бы рассказать предысторию моего открытия этого феномена. Когда у меня впервые начал складываться пазл теории привязанности, я пришёл к осознанию, что условием воспитания детей должна быть их привязанность к взрослым, ответственным за них. Осознав это, я также начал понимать, что все больше детей вращаются в кругу сверстников, а не своих родителей и учителей. Я назвал этот удивительный феномен нарушения привязанности . Меня так обеспокоило то, что происходит, что я написал об этом книгу (Hold On To Your Kids ). Многие родители и учителя говорили мне, что, как только они замечали эту тенденцию, проблема становилась очевидной. Но кто-то должен был объяснить это явление первым.

Итак, как формируется альфа-комплекс? Повторю еще раз, во время складывания пазла “теории привязанности” для меня стало очевидным, что приоритетной задачей привязанности является забота. Имея это в виду, при ближайшем рассмотрении к своему удивлению я обнаружил, что все инстинкты привязанности можно разделить на . Я назвал эти направления альфа-режим и режим зависимости. Когда дело касается привязанности, только так мы можем, так сказать, подходить друг другу (успешно взаимодействовать). Когда мы взаимодействуем друг с другом, одновременно иcходя из наших альфа-инстинктов (или, если уж на то пошло, даже если мы взаимодействуем друг с другом, исходя из инстинктов зависимости), мы конкурируем, а не дополняем друг друга. Представьте, что вы собрались со своим супругом или супругой на прогулку или прокатиться на автомобиле. Если оба будут ведущими или оба ведомыми, процесс может зайти в тупик.

Задача альфа-инстинктов – давать заботу и уход. Задача инстинктов – искать и выражать готовность получать заботу. Один набор инстинктов предполагается как ответ на другой. Обеспечивающий (дающий) самореализуется, когда от него зависят, ищущий – когда его обеспечивают.

Чтобы понять, как это работает, представим пару близнецов. Несмотря на одинаковые возраст, генетику и большинство условий воспитания, когда они привяжутся друг к другу, природа должна пробудить инстинкты зависимости в одном и альфа-инстинкты в другом. Так как это направлено на то, чтобы близнецы подходили друг к другу, один из близнецов, как правило, разовьёт в себе альфа-личность, а другой зависимую. Эти черты характера могут остаться с ними на всю жизнь. В идеале, отношения двух “равных” людей, которые сошлись вместе, должны быть скорее взаимными, чем иерархическими. Когда это происходит, выявленные нужды одного приводят в действия альфа-инстинкты другого и наоборот. Альфа-инстинкты и инстинкты зависимости изменчивы и зависят от обстоятельств. В действительности, мы все сталкиваемся с этими явлениями при общении друг с другом. У нас с моей женой у обоих есть альфа-комплекс, и мы оба могли бы написать об этом книгу (но, как вам теперь должно быть понятно, мы не можем написать эту книгу вместе).

С альфа-инстинктами могут возникнуть три основные проблемы. Прежде всего, эти инстинкты могут , что приводит к тому, о чем я говорил выше как об альфа-комплексе. Если у ребёнка или взрослого человека есть альфа-комплекс, альфа-инстинкты становятся больше чертой характера, чем следствием обстоятельств, которые должны эти инстинкты приводить в действие. Таким образом, мы получаем детей, которые гораздо более склонны отдавать приказы, чем выполнять их, являются лидерами, а не ведомыми, чаще раздают указания, а не ищут помощи, берут ответственность на себя, а не ищут ответственного. Но такие дети могут быть и невероятно заботливы со слабыми, ранимыми, нуждающимися.

Вторая проблема появляется, когда альфа-инстинкты активируются вне контекста заботы о ком-то. В этом случае эти мощные альфа-инстинкты более не служат их изначальной цели – заботиться о других. Наиболее вероятно, что это случится в ситуации, когда альфа-инстинкты не соответствуют роли в отношениях. Например, дети должны зависеть от родителей, а не брать на себя ответственность за них. Также альфа-дети будут взаимодействовать со многими людьми, к которым они не привязаны. В этом случае альфа-комплекс может проявляться в нарциссизме. Таким детям необходимо всегда выигрывать, быть лучшими во всем, быть в курсе всего. Их альфа-инстинкты используются для того, чтобы заботиться о себе, вместо того чтобы заботиться о других.

Третья проблема возникает, когда ребенок или взрослый с альфа-комплексом находится в защитах от чувств заботы и ответственности. В этом случае альфа-инстинкты искажаются. Они всё ещё приводятся в действие, когда считываются сигналы о слабости или уязвимости, но теперь не с целью заботы о других, а для того, чтобы использовать уязвимость для установления своего превосходства. Это характерный признак развития булли (об одном следствии буллинга – травле, читайте *). Явные признаки такого побега от уязвимости – это избегание обсуждений в уязвленном ключе того, что беспокоит, утверждения о безразличии (например: “мне всё равно”, “это неважно”, “как угодно”) и отсутствие в речи слов для уязвимых чувств (например задетых чувств, чувств боли, обиды, чувства страха и таких простых чувств, как тоска и одиночество). Я имел дело с тюрьмами, полными таких булли по обеим сторонам тюремной решётки, но сейчас наши школы и офисы также заполняются булли с тяжелейшими альфа-комплексами. В видеокурсе о булли (Bullies: their making ang unmaking ) я рассматриваю подробнее это коварное явление.

Как только альфа-комплекс стал для меня яснее, стали понятнее и последствия попыток воспитывать альфа-ребёнка. Как вы, возможно, убедились, альфа-инстинкты могут сыграть злую шутку с детско-родительским танцем. Мы спотыкаемся об альфа-инстинкты детей, особенно если эти инстинкты “застряли”. Альфа-дети не восприимчивы к заботе. Кроме того, альфа-дети обычно более , и поэтому подвержены и проблемам со вниманием. Альфа-дети также более фрустрированы, что может проявляться в высоких требованиях или . К тому же, тот факт, что альфа-дети сопротивляются исполнению приказов и получению указаний, делает их достаточно сложными для воспитания, когда они больше всего в нём нуждаются.

Но то, что удивило и шокировало меня более всего во время изучения этого явления, параллельно с рассмотрением с разных сторон ориентации на сверстников, – это то, что альфа-комплекс активно развивается в наших детях. Обнаружилось, что альфа-комплекс более распространен у североамериканских детей, чем у детей из тех стран, культура которых более аутентична. Мне кажется, это именно то, что лежит в основе большинства наших трудностей в воспитании современных детей, и это приводит к нашей озабоченности и попыткам выяснить, что же делать. Однако ответ на этот вопрос не в том, что делать, а в . Оказывается, детям не только необходимо быть привязанными к тем, кто их воспитывает, но и быть привязанными правильно, то есть зависеть, нуждаться в нас и принимать эту зависимость. То, что действительно нам надо выяснить, – это как вдохновить наших детей на то, чтобы доверять нам и зависеть от нас. Пока мы этого не сделаем, мы не сможем правильно выполнять свою работу.

Shift + Enter или , чтобы сообщить нам.

Синдром электронного экрана - перевозбуждение, которое ребенок испытывает от постоянного использования планшетов и смартфонов. Мозг малыша подвергается непрерывному стрессу и начинает вести себя аномально. Некоторые симптомы похожи на признаки психических заболеваний, а если болезни в неких зачаточных состояниях есть, то синдром способен многократно их усилить.

Симптомы синдрома электронного экрана - неумение контролировать вспышки злости, раздражительность, потеря внимания и концентрации, неспособность переносить неудачи, а также тревожность и постоянное плохое настроение.

Американский психиатр Виктория Данкли специализируется на лечении сложных психиатрических заболеваний у детей. Она - автор книги «Перезагрузите мозг вашему ребенку» и составитель теста, с помощью которого вы определите, есть ли у вашего малыша синдром электронного экрана.

Распечатайте список и галочками отметьте те вопросы, на которые вы ответили «да».

1. Возбужден ли ваш ребенок?

2. Испытывает ли ваш ребенок немотивированную ярость?

3. Наблюдаются ли у ребенка нервные срывы по незначительным поводам?

4. Стал ли ребенок менее организованным?

5. Случаются ли у ребенка приступы агрессии, когда вы просите его отложить планшет или отойти от компьютера?

6. Прячет ли ребенок глаза или избегает зрительного контакта после игры за компьютером?

7. Расширены ли его зрачки после игры за компьютером?

8. Можете ли вы сказать, что ребенок считает любые экраны притягательными?

9. Наблюдаются ли у вашего ребенка приступы безрадостности или меланхолии, испытывает ли он меньше удовольствия от занятия привычными и ранее любимыми вещами?

10. Начались ли у ребенка проблемы с друзьями или социализацией в принципе?

11. Сузился ли круг интересов вашего ребенка, концентрируется ли он в основном на просмотре видео, общении в интернете, видеоиграх?

12. Стал ли ребенок хуже учиться, уделять учебе меньше внимания?

13. Пытались ли врачи в какой-либо момент ставить ребенку биполярное расстройство, СДВГ или тревожное расстройство, особенно если в вашей семье нет людей с такими диагнозами?

14. Ставили ли разные врачи вашему ребенку разные диагнозы, прописывали ли лекарства, с назначением которых вы были не согласны?

15. Имеется ли у вашего ребенка психиатрический диагноз, симптомы которого укрепляются после проведения времени перед экраном?

16. Испытывает ли ребенок проблемы со сном - например, не может уснуть или не высыпается?

17. Кажется ли вам, что ваш ребенок испытывает беспричинный стресс?

18. Стал ли ваш ребенок менее внимателен к деталям?

19. Визиты к психологу не помогают вашему ребенку?

20. Обманывает ли ребенок вас, говоря, что проводит перед экранами меньше времени, чем на самом деле?

21. Ссоритесь ли вы с ребенком по поводу электронных устройств?

22. Предпочтет ли ребенок общение в сети реальной прогулке со сверстниками?

23. Болезненно ли ребенок воспринимает проигрыши?

24. Боитесь ли вы ограничивать время ребенка у экрана или отнимать у него электронные устройства?

25. Избегаете ли вы оставаться с ребенком наедине, потому что боитесь, что совместное время будет неприятным для обоих?

Теперь подсчитайте, сколько получилось галочек. Чем больше, тем выше вероятность, что у вашего ребенка проблемы.

1–5 баллов: есть риск развития синдрома, но не очень высокий. У ребенка определенно есть какие-то проблемы (может, с социумом или психикой), но еще не факт, что они связаны именно с электронными устройствами.

5–12 баллов: риск развития есть, и он довольно сильный. У ребенка наблюдаются проблемы - с учебой, отношениями и домочадцами, возможно, сразу в нескольких сферах. Если вы спохватились сейчас, то успели как раз вовремя.

13 баллов и больше: риск высокий. Если вы отметили больше половины вопросов, то у вашего ребенка, скорее всего, уже есть синдром электронного экрана и зависимость от гаджетов. Ограничьте время, которое ребенок проводит с компьютером, и скорее бегите к врачу!

Как узнать, есть ли у вашего ребенка косоглазие.

Советы врача родителям

Дефект зрения у детей можно легко обнаружить с раннего возраста. Внимательно относитесь к зрению своего ребенка.

Если у ребенка часто краснеют или слезятся глаза, он часто жмурится и плотно закрывает веки, боится смотреть на свет, при рассматривании иллюстраций старается наклонять голову, то немедленно обратитесь к врачу.

Родители, своевременно обратившиеся за советом к врачу и выполняющие все его предписания, способствует сохранению зрения своих детей.

Многие недостатки зрения устраняются ношением очков, которые должен подобрать врач. Очки должны носить все, кому они выписаны.

Только очки могут улучшить зрение у близоруких и дальнозорких детей. Если близорукие или дальнозоркие дети не носят очков, у них может развиться косоглазие.

При первых признаках косоглазия у детей родители должны немедленно обратиться к врачу и начать лечение.

Тест на косоглазие

1. Предложите ребенку внимательно рассмотреть какой-нибудь предмет на расстоянии 30 см. Обратите внимание на положение головы. Если ребенок сильно наклонил голову в сторону, предложите ему наклонить голову в другую сторону, чтобы он еще раз рассмотрел предмет. Проследите при этом за положением глаз.

2. Можно протестировать наличие косоглазия с помощью обычного карманного фонарика (исключение составляют гало - геновые и лазерные).

Посветите себе в глаза на расстоянии около 30 см. Ребенок будет наблюдать за вами. Внимательно рассмотрите отсвет в зрачке. Во время проведения этого теста с ребенком необходимо, чтобы свет падал ему в глаза по центру спереди. Если отражение света в глазах располагается симметрично, то в этом случае косоглазия может и не быть. Если же отражение света в глазах располагается асимметрично, то очевидно, что у ребенка косоглазие. В повседневной жизни вы можете этого не замечать. Но эти тесты не освобождают вас от посещения врача - окулиста.


Причины косоглазия могут быть разными. Но результат у всех один - отсутствие координированной работы глазных мышц. Если у ребенка косит один глаз, то вся нагрузка лежит на мышце другого глаза, ребенок видит только одним глазом. Другой глаз функционирует и развивается, нанося вред нормальному зрению, что ведет к амблиопии.

Косоглазие можно устранить с помощью упражнений, усиливающих координацию обоих глаз с помощью аккомодации (близкого расположения). Нередко достаточно на некоторое время закрыть здоровый глаз (окклюзия). Это помогает усилить работу слабого глаза, что способствует его нормальному развитию. Если врач назначил окклюзию (закрывать здоровый глаз с помощью окклютора или повязки), необходимо строго соблюдать предписание врача. Ребенка необходимо убедить, что ему это необходимо.

Родители всегда должны помнить, что они сами могут быть виновниками возникновения косоглазия у детей. Очень часто родители вешают игрушки перед глазами грудных детей. Этого делать категорически нельзя, так появляется косоглазие.

Рабочее место ребенка должно соответствовать его росту; должно быть правильно и хорошо освещено.

Нельзя позволять рисовать, рассматривать иллюстрации при плохом освещении или лежа на полу. Необходимо следить, чтобы ребенок подносил к глазам игрушки, книжки на расстояние 35-40 см от глаз.

Нельзя давать детям рассматривать книги с мелким рисун­ком, не соответствующие их возрасту, с нечеткими рисунками. Родители должны строго следить за режимом дня. Неполно­ценное, некачественное и нерегулярное питание плохо влияет на здоровье ребенка и его зрение.

Очень важно для сохранения нормального зрения предупреж­дение инфекционных заболеваний. Если в глаз ребенка попала соринка, надо немедленно обратиться к врачу, который удалит ее. Ранение глаза - одна из главных причин нарушения зрения.

Родители не должны оставлять детей без присмотра и позво­лять им играть с острыми предметами. При всех случаях ранения или при ушибах глаз родители должны ограничиться наложением легкой чистой повязки и немедленно отвести ребенка к врачу.

Не разрешайте детям смотреть на электросварку. При химических ожогах надо немедленно обильно промыть глаза и направить ребенка в медицинское учреждение . Дома химические вещества следует хранить в местах, недоступных для детей.

Подготовил Учитель-дефектолог



Рассказать друзьям