Тема занятия: «Все по порядку!»
Скороговорка дня:
У Любашки — шляпка,
У Полюшки — плюшка,
У Павлушки — шлюпка,
У Илюшки — клюшка.
Цель занятия: систематизация знаний детей; совместное с детьми планирование летних проектов.
Оборудование и материалы : полоски цветной бумаги.
Часть I. Вот так беспорядок!
Цели : применение навыков классификации (определение основания классификации, деление на группы по заданному признаку); применение знаний о различных природных сообществах (биоценозах), растениях и животных, профессиях; развитие речи.
В гости к детям приходит Почемучкин.
Почемучкин . Ребята, я давно не был у вас, соскучился. Я очень хочу узнать, что у вас нового, где вы побывали, с кем познакомились, чему научились? А еще у меня проблема — я рассыпал карточки с изображениями людей, животных и растений и теперь не знаю, как привести свою коллекцию в порядок.
Педагог . Ребята, давайте объединим две задачи в одну: вы расскажете Почемучкину о том, где побывали и что узнали, и одновременно будете приводить его карточки в порядок.
Дети и педагог размещаются за круглым столом, чтобы вместе работать с коллекцией Почемучкина.
Дидактическая игра «Раздели на группы» . Обсудим с детьми, что значит навести порядок. Почему люди (да и животные тоже) стараются, чтобы вокруг был порядок? В каком случае легче найти нужную вещь: когда вокруг порядок и вещи находятся на своих местах или когда все свалено в кучу? Сформулируем простой рецепт поддержания порядка: нужно стараться всегда класть вещи на место.
Предложим детям рассмотреть карточки, принесенные Почемучкиным. На какие группы их можно разделить? В какие игры мы можем поиграть после того, как распределим карточки по группам?
Игра па развитие внимания «Не пропусти». Потренируем свое внимание. Услышав слово из заданной категории (имя, название профессии, домашнего животного, дерева и т.д.), нужно хлопнуть в ладоши.
Дидактическая игра «Одним словом» . Разделим детей на команды по 3—4 человека. Игрокам нужно подобрать карточки, чтобы получилось задание для новой игры. Команды по очереди предлагают свои подборки карточек соседям слева, задавая один и тот же вопрос: «Как назвать все эти предметы (растения, животных, людей) одним словом?» Например:
Корова, лошадь, коза, петух — домашние животные.
Сорока, ворона, страус, жаворонок — птицы.
Сосна, ель, береза, дуб — деревья.
Пальто, плащ, куртка, шуба — верхняя одежда.
Подвижная игра «По порядку становись» . Дети делятся на команды по 4—5 человек, выбирают капитанов. В каждом туре игры будут предлагаться различные задания с общей установкой: как можно быстрее выстроиться по порядку. Побеждает команда, выполнившая задание не только быстро, но и правильно. Победитель получает одно очко и жетон.
Тур 1. Нужно построиться по росту.
Тур 2. Дети получают карточки с числами, нужно встать:
По возрастанию чисел;
По убыванию чисел.
Тур 3. На карточках — различные этапы жизни людей, растений, животных. Детям нужно решить, что за чем следует, и встать в нужной последовательности.
Примеры заданий см. на рисунке
По итогам туров команды проверяют друг друга, поясняют, как и почему они выстроились именно в таком порядке.
Часть II. Где бывали, что видали
Цели: актуализация знаний детей по различным темам; развитие речи.
Дидактическая игра «Видели, видели»
Тур 1. Почемучкин показывает карточки с изображениями различных животных. Дети называют их и говорят, где они видели данное животное, где оно обитает. Обратим внимание детей на то, что правильных ответов может быть несколько. Например, синицы живут в лесах, парках, близ человеческого жилья, также их можно встретить у реки.
Тур 2. Почемучкин показывает карточки с изображениями представителей разных профессий. Детям нужно назвать профессию и сказать, где работают изображенные на рисунках люди.
Итог занятия. Почемучкин выражает радость от того, что дети многому научились. Он спрашивает, что за время путешествия с Дуду показалось детям самым интересным, о чем хотелось бы узнать больше?
Последующая работа
На основании интересов и пожеланий детей планируются различные летние проекты: исследовательские, творческие, приключенческие, игровые, информационные, практико-ориентированные. Проекты могут различаться:
— по составу и количеству участников;
— по степени определенности результата (предполагаемые результаты могут быть заранее известны участникам проекта, или на основе результатов проекта создается нечто заранее не известное участникам);
— по срокам реализации (краткосрочные и долговременные);
— по тематике.
Нельзя включать детей в неинтересные им проекты, но существуют области знаний и деятельности, которые интересны абсолютному большинству детей. Например, проекты «Интересное рядом» (о необычных свойствах привычных вещей), «Знакомые незнакомцы» (об особенностях жизнедеятельности знакомых детям животных и свойствах растений), «Мультфильм своими руками», «Тайны ремесел», «Космический комикс» и др.
В повседневной деятельности детей найдет свое продолжение начатый на занятии проект «Во всем порядок нужен». В рамках этого проекта дети не только будут выполнять практические действия по поддержанию порядка в группе, на участке, дома, но и учиться классифицировать предметы, придумывать интересные игры и задания друг для друга, планировать свою деятельность.
Дошкольники - маленькие первооткрыватели окружающего мира, который одновременно един и многообразен. Отдельные образовательные области направлены в преимущественно на одностороннее изучение данного единства, выделение в нём разрозненных фрагментов. Поэтому в ДОУ необходимо периодически проводить комплексные и интегрированные занятия. Такая деятельность нацелена на разностороннее изучение определённого объекта или явления, благодаря чему в сознании ребёнка выстраивается понятный целостный образ. Такие занятия уместны в разных возрастных группах, но особенно целесообразно их проводить со старшими дошкольниками.
Интегрированные и комплексные занятия в ДОУ: черты сходства и отличия
Одним из направлений деятельности педагогов ДОУ является проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких предметных областей вокруг одной темы или понятия. Это помогает заинтересовать ребят, не даёт им переутомиться, а полученные знания надолго остаются в памяти дошкольников.
Интегрированное занятие
Интегрированное занятие - это такой вид занятия, при котором определённая тема раскрывается с помощью нескольких видов деятельности. Образовательные области при этом взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.
В центре образовательной деятельности находится определённый предмет либо явление (к примеру, вода). Он воплощается в определённом образе (живая капелька, которая будет путешествовать). В ходе такого путешествия дошкольники в непринуждённой форме познают свойства воды, узнают про неё важную информацию. При этом образовательные области плавно перетекают друг в друга (нет чёткого разграничения), поскольку занятие объединено общим сюжетом.
На интегрированном занятии на тему «Вода» дети беседуют о воде, проводят занимательные опыты, рисуют забавную капельку
Цель такой деятельности - изучение конкретного предмета, явления либо понятия с самых разных сторон. Например, в интегрированном занятии «Море» центральным понятием является само понятие «море». От него уже отходят слова, раскрывающие сущность данного понятия: это среда, свойства моря, морской транспорт, обитатели моря, развлечения, связанные с морем. Затем схема дополняется конкретными вариантами: видами водного транспорта, представителями морских растений и животных и пр.
Понятие «море» раскрывается с разных сторон с помощью ряда других понятий
Аналогичную схему можно нарисовать и для любого другого понятия: спорт, какое-то время года, вода, любое животное или растение, семья, профессия и пр. В ходе интегрированного занятия раскрывается каждая составляющая ключевого образа. Примеры раскрытия понятий:
- лес: множество обитающих в нём животных и растений, место для отдыха;
- магазин: продавцы и покупатели, товары, цена, деньги;
- стройка: рабочие, строительная техника, оборудование;
- живая природа: флора и фауна, ключевые свойства, условия жизни, охрана, экология;
- музей: ценные экспонаты, сотрудники, культура поведения в общественном месте.
Образно схему интеграции можно изобразить в виде дерева, ствол которого - художественный образ, корни - средства выразительности, а ветви - образовательные области.
Особенность проведения интегрированного занятия даёт возможность раскрыть тему предельно полно и глубоко, при том что такая деятельность не занимает много времени (как если бы воспитатель проводил отдельные занятия). За счёт этого у дошкольников высвобождается время для других полезных мероприятий, например, подвижной игры. Интегрированная образовательная деятельность, кроме непосредственной подачи нового материала, предполагает активную позицию ребёнка, поскольку большей частью состоит из игровых элементов.
Игровой элемент - неотъемлемая часть интегрированного занятия
Основные задачи интегрированного занятия:
- стремление к целостному восприятию детьми картины окружающего мира;
- формирование у дошкольников навыков самостоятельного освоения информации и её использования;
- развитие творческих способностей, художественного вкуса.
Очевидно, что интегрированные занятия являются более сложными в сравнении с традиционными видами образовательной деятельности. Они требуют от педагога определённого мастерства, серьёзной предварительной работы и подготовки дошкольников к восприятию материала, поэтому проводятся не очень часто - обычно 1–2 раза в квартал. Кроме того, на данном занятии часто помимо воспитателя задействуются и другие специалисты, например, музыкальный руководитель или инструктор по физической культуре.
Примерная структура интегрированного занятия:
- Вводная часть. Педагог мотивирует детей к деятельности, например, создаёт проблемную ситуацию, которую нужно решить (что произойдёт на нашей планете, если исчезнет вода или солнце станет более горячим?).
- Основная часть. Ребята получают новые знания, которые помогут им разрешить проблемный вопрос (к примеру, какое значение имеет вода в жизни человека и всех других живых существ в природе). При этом обязательна опора на наглядность. Одновременно проходит деятельность по развитию связной речи детей, обогащению их словаря.
- Заключительная часть. Дошкольники закрепляют полученные знания в процессе практической деятельности (это может быть рисование, лепка, аппликация) или увлекательной дидактической игры.
Значение интегрированных занятий в педагогическом процессе дошкольного учреждения:
- Знания у дошкольников формируются в единстве с умениями, расширяется детский кругозор, каждый предмет либо явления рассматривается со всех сторон.
- Повышается интерес к освоению знаний, у ребят снимается напряжённость, повышается уверенность в себе.
- В большей степени, чем традиционные занятия, помогают развитию речи, становлению мыслительных операций анализа, синтеза, умения сравнивать и обобщать.
- Развивают эмоциональную сферу дошкольников, поскольку включают в себя элементы музыки, хореографии, живописи, литературы.
Комплексное занятие
В комплексном занятии также взаимодействуют разные виды деятельности, однако они используются не одновременно, а последовательно. Каждый из них имеет свою задачу, хотя части занятия и объединяются общей темой. При этом какой-то один вид образовательной деятельности будет основным - доминировать над другими.
Например, в комплексном занятии «Приключения зайца в лесу» (старшая группа) заяц будет объединяющим персонажем, участвовать в развитии сюжета. Ребята могут выполнять примерно такие задания: зайчик беседует с белочкой о правилах поведения в лесу (познавательная деятельность), физкультминутка (опять-таки, связанная с зайчиком), дошкольники с помощью мимики и жестов показывают грустного и весёлого зайчика, определяют, каких зверей в лесу больше - зайцев или ёжиков (математика), изображают заячьи следы гуашью на фоне зимнего пейзажа (коллективное рисование) и т. п.
Каждое подобное задание преследует свои специфические цели (например, актуализировать знания о культуре поведения на природе, учиться передавать художественный образ). Одновременно ребята получают новые сведения по теме, актуализируют уже известные знания (в данном случае о зайце и лесе).
Другой пример комплексного занятия со старшими дошкольниками – «Прогулка на природу». Можно предложить ребятам такие задания (доминирующая образовательная область - познание):
- Беседа о понятии «природа».
- Упражнение - распределить картинки на 2 группы: то, что сотворено природой и человеком.
- Аналогичная подвижная игра с мячом: если педагог называет объект, связанный с природой, то ребёнок ловит мяч, если связанный с человеком - отталкивает.
- Рассматривание картинок с изображением цветов - выделить весенние (в том числе первоцветы) и летние. Посчитать, каких из них больше.
- Короткая беседа о Красной книге, куда занесены редкие растения. Рассматривание рукотворной жалобной книги в экологическом уголке группы. Воспитатель предлагает дорисовать туда ландыш.
- Рисование ландыша ватными палочками (индивидуальная работа, лучшие рисунки будут помещены в Жалобную книгу природы).
В ходе комплексного занятия «Прогулка на природу» дошкольники создают рисунки для пополнения Жалобной книги природы
Комплексное занятие образно можно сравнить со слоёным пирогом, каждый слой которого чётко просматривается - отделён от другого.
Общие черты интегрированных и комплексных занятий
- Соединяют в себе несколько образовательных областей.
- Помогают детям представить окружающий мир одновременно в многообразии и единстве.
- Предполагают активную позицию ребёнка - побуждают его к поиску самостоятельных решений, развивают коммуникативные способности.
- Необычная форма проведения исключает перенапряжение дошкольников, за счёт переключения с одного вида деятельности на другой возрастает интерес к познанию.
- Требуют серьёзной предварительной подготовки, поэтому проводятся не чаще, чем 1 раз в 2–3 месяца.
- Продолжительность занятия может превышать установленную норму для каждого дошкольного возраста (например, в старшей группе это 30–45 минут в соответствии с темой вместо традиционных 25 минут).
Таблица: отличия интегрированных и комплексных занятий
Критерии сравнения |
Комплексное занятие | Интегрированное занятие |
Определение | Занятие, на котором ряд задач решается с помощью разных видов деятельности, ассоциативно связанных между собой (обычно один из них является доминирующим). | Занятие, на котором соединяются знания из нескольких образовательных областей, взаимодополняя друг друга. |
Содержание | В основе занятия лежит определённый сюжет. | В основе занятия находится главное понятие или образ (это объект интеграции). |
Задачи | Решается ряд задач, но одна из них будет основной. | Решается совокупность одинаково важных задач. |
Участие взрослых | Всё занятие проводит воспитатель. | Занятие проводит воспитатель, часто задействуются узкие специалисты. |
Компоненты занятия |
Части чётко отделены друг от друга. Каждая из них по отдельности способствует развитию определённых умений и навыков: познавательных, двигательных, музыкальных, речевых, художественных. Компоненты занятия явные и чередуются между собой. |
Компоненты взаимопроникают друг в друга, способствуя целостному развитию ребёнка. Иногда их даже сложно выделить в отдельности. |
Особенности данных форм работы в старшей группе
В каждой возрастной группе ДОУ комплексные и интегрированные занятия имеют свои особенности организации. Дошкольники шестого года жизни уже имеют определённый запас знаний и умений. Воспитатель проводит работу по их последующему расширению и углублению. Другой важный аспект деятельности - приведение знаний в систему, формирование у ребят способности самостоятельно делать выводы и обобщения.
Например, рассматривая тему природы, отметим, что старшие дошкольники уже способны постигать её сложные взаимосвязи, причинно-следственные связи (например, смену времён года, круговорот воды в природе, связь особенностей строения животного с его образом жизни). Это же касается и процесса производства (откуда берётся хлеб, как создаётся книга). Дети уже не ограничиваются просто восприятием отдельных сведений и фактов - им интересно проникнуть в сущность явления. Кроме того, ребята способны выразить красоту природы в выразительном и точном слове, а также в изобразительной деятельности.
Актуальные приёмы работы с детьми 5–6 лет
- Если в младшем и среднем возрасте педагог использует главным образом игровую мотивацию, то при работе со старшими дошкольникам уже целесообразно предлагать ребятам проблемную ситуацию (например, что будет, если на Земле исчезнут все насекомые). Задача воспитателя - с самого начала заинтриговать детей, заинтересовать их каким-то вопросом, на который они сами найдут ответ.
- Каждое новое знание должно основываться на субъективном опыте старших дошкольников. При этом учитываются их интересы и значимые ценности. Таким образом, процесс общения на занятии будет не односторонним воздействием педагога на детей, а взаимодействием равноправных партнёров.
- Детей 5–6 лет можно привлекать к созданию необходимых материалов для занятия - это также повысит их интерес (раскладывание атрибутов, участие в их изготовлении - вырезание снежинок, осенних листочков и т. п.).
- Воспитателю следует чаще использовать задания по принципу «докажи», «объясни», «как вы догадались, что?».
- При работе со старшими дошкольниками по-прежнему большое значение имеет наглядность. Это могут быть картинки для сравнения, видеоряд.
- В конце комплексного или интегрированного занятия обязательно нужно обсудить с детьми итоги деятельности. При этом дошкольники должны эмоционально выразить своё мнение, сделать самостоятельные выводы.
Как провести интегрированное и комплексное занятие в старшей группе
Многие педагоги ДОУ в качестве обобщающих занятий по отдельной теме останавливают свой выбор на интегрированном или комплексном занятии, поскольку оно позволяет решить несколько образовательных задач и даёт возможность проверить, насколько хорошо дошкольники усвоили пройденный материал.
Предметные области комплексных и интегрированных занятий
Комплексные и интегрированные занятия могут затрагивать самые разные образовательные области. Интересным получается соединение различных видов искусств. Художественный образ в данном случае раскрывается взаимосвязано. Дошкольникам предлагается познать, каким образом одно и то же явление отражают художник, композитор, поэт, какие выразительные средства они используют.
Популярное сочетание - это музыка и изо. Пример такого занятия – «В гостях у художника». Воспитатель рассказывает дошкольникам историю о том, как русский композитор М. Мусоргский посетил выставку художника В. Гартмана, своего друга. В связи с этим ребятам демонстрируются фото картин художника (слайды). Каждое изображение сопровождается звучанием отрывка из музыкальной пьесы Мусоргского. Задача ребят - определить характер музыки, её настроение и соотнести его с полотном живописца.
На занятии дошкольникам нужно соотнести настроение полотна Гартмана и музыкальной пьесы Мусоргского
В конце занятия детям предлагается самостоятельная продуктивная деятельность: нарисовать своего гнома (образ, навеянный картиной Гартмана). Аналогичное интегрированное занятие (музыка и изо) можно провести по сказочным иллюстрациям В.М. Васнецова: соотнести их с какой-либо классической музыкой.
Идеальный вариант - задействовать на подобных занятиях музыкального руководителя. Предлагаемый музыкальный репертуар может быть ранее апробирован.
Интегрированное и комплексное занятие может быть основано не только на синтезе искусств, но и комбинации других видов деятельности. Здесь возможны самые различные варианты.
- Познание + изо (например, изучение растений луга или огорода с их последующим рисованием).
- Коммуникация + изо (знакомство с литературным произведением, рисование его образов, например, В. Драгунский «Друг детства» - рисование своей любимой игрушки, другие варианты - В. Катаев «Цветик-семицветик», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…»).
- Музыка + литература (стихотворение А. Толстого «Жаворонок» и «Песня жаворонка» П. Чайковкого или стихотворение С. Маршака «Цирк» и музыка К. Сен-Санса «Карнавал животных»).
- ФЭМП + конструирование или аппликация (в конце математического занятия каждый воспитанник выкладывает любую цифру на выбор необычным способом, например, с помощью насыпной аппликации крупой).
- Музыка + обучение грамоте (дошкольники путешествуют по нотной азбуке, отыскивают заданные ноты в словах, например, «домик», «река», «осина» и т. д.).
- Музыка + ФЭМП (пример задания - сосчитать удары барабана, стук деревянных ложек, аккорды фортепиано).
- Физическое воспитание + музыка + чтение художественной литературы (выполнение физических упражнений под музыку и чтение подходящих по теме стихотворений).
Комплексные и интегрированные занятия могут затрагивать самые разные образовательные области
Тематика комплексных и интегрированных занятий в старшей группе
При выборе тем для комплексных и интегрированных занятий воспитатель ориентируется на программу для старшей группы.
Комплексные занятия могут затрагивать следующие темы:
- «Дары природы - овощи» (беседа по картине «Уборка овощей на огороде», драматизация стихотворения Ю. Тувима «Овощи», продуктивная деятельность (рисование, лепка или аппликация). Аналогичным образом можно выстроить занятие по теме «Фрукты» или «Грибы» (подобрать соответствующую картину и литературное произведение).
- «Мыло - наш помощник» (загадки про мыло, знакомство с его разновидностями - жидкое, хозяйственное, опытно-экспериментальная деятельность с мылом - определение его цвета, запаха, растворимости в воде, чтение отрывков из «Мойдодыр» К. Чуковского, повторение алгоритма последовательности мытья рук, продуктивная деятельность - вырезание из цветной бумаги овального мыла и наклеивание его на общую основу).
- «Бережём здоровье» (доктор Айболит рассказывает ребятам и способах сохранения здоровья, закаливании, дошкольники выполняют дыхательную гимнастику или полезные упражнения для глаз, срезают лук, выращенный на огороде в группе, чтобы добавить его в суп).
- «Радуга» (рассказ воспитателя о природе этого явления, чтение стихотворения на эту тему, изображение радуги в необычной технике - пластилинографии или с помощью насыпной аппликации).
- «В гостях у художника» (уже упоминавшееся ранее сопоставление полотен известных художников с музыкальными композициями).
- «Такая разная музыка». Дошкольникам предлагается прослушать музыкальные произведения с тихой динамикой, но в высоком и низком регистре, задача ребят - сопоставить характер музыки. Например, нежный и светлый «Вальс» Майкапара и загадочная, зловещая «Баба-яга» П.И. Чайковского. Эти произведения дошкольники сопоставляют с полотнами живописцев.
- Тематикой комплексного занятия может стать настроение с его оттенками. Например, «Торжественное настроение» (от радостного до скорбного), «Радость» (от трепетного светлого чувства до торжества и бурного восторга). Все эти оттенки дети могут проследить на примере различных видов искусства и отобразить их творчески (создать рисунок) или в движениях (мимика и пантомимика).
- Удачная тема для комплексного занятия - любое время года. Например, это состояние природы в различные осенние месяцы: это урожайный сентябрь, богатый красками октябрь, мрачный ноябрь). Сюда могут включаться весёлые стихи и песни об урожае, грустные - об улетающих птицах, танцы и подвижные игры листочками, продуктивная деятельность (увлекательное печатание листьями, создание поделки из желудей).
- Комплексные занятия также можно связывать с праздничными датами (День Матери, Новый Год, День птиц, День Защитника Отечества).
Подбирая тему для интегрированного занятия, педагог исходит из того, что в центре его должен стоять какой-то образ (из мира природы, искусства, созданный человеком и т. д.). Приведём некоторые интересные идеи.
- «Радуга», «Путешествие снежинки», «Восходы и закаты», «Зимние узоры на стекле».
- «Моя малая Родина» (патриотическая направленность занятия). Здесь можно объединить математику, познание окружающего мира, конструирование: дошкольники считают дома на улицах родного города или посёлка, заселяют новый дом жильцами по определённому принципу (на каждом этаже, например, по 8 жильцов в двух квартирах), выкладывают из геометрических фигур красивую клумбу, чтобы украсить родную улицу. Сюда же можно включить отрывок из песни и физкультминутку на патриотическую тему.
- «Мама» (значение мамы в жизни человека, отображение этого образа в литературных произведениях).
- «Русский богатырь», «Баба-яга», «Снегурочка» (занятие можно обыграть как путешествие или театрализованное представление).
- Образ животного в русских народных сказках и живописи («Лиса - хитрая плутовка», «Косолапый медведь», «Зайчишка - трусишка»).
- Занятия-путешествия («Прогулка в сказочный зимний лес», «Путешествие в прошлое на машине времени», «Путешествие капельки»).
- «Симметрия в природе» (опыт с зеркалом, создание снежинок из мозаики, поиск симметричных животных и растений на картинках, вырезание листьев из сложенной вдвое бумаги, игра в парах «Ты - моё отражение»).
Таблица: примеры конспектов комплексного и интегрированного занятия в старшей группе ДОУ
Автор и название занятия | Ход занятия |
Пигида Е.П., Давыдова Л.Б. комплексное занятие «Солнечные лучики» |
Сегодня утром в детский сад пришло письмо. Хотите узнать от кого? Отгадайте загадку:
В.: Звери, лесные обитатели просят нас помочь приблизить приход весны. Они наголодались и намёрзлись за долгую зиму и желают скорейшего прихода весны. Что влияет на скорый приход весны? (Солнце.)
В.: Какие вы знаете звуки? Какие звуки мы называем гласными?
Какие звуки мы называем согласными?
Давайте вспомним стихотворение о звуках.
В.: Ребята, посмотрите, подул ветерок и перемешал все буковки у нас, давайте мы из них составим слово. (Дети выкладывают слово весна). А сейчас, я вас приглашаю за столы сделать звуковой анализ слова «Весна».
В.: Вот и ещё один лучик загорается на нашем солнышке.
В.: Чтобы получить следующий лучик, нам нужно решить задачи.
В.: Вот и ещё один лучик получили. Давайте разомнём ваши пальчики.
В.: Размяли наши пальчики, а теперь пусть они потрудятся. Вам нужно соединить точки от 1 до 10 и раскрасить рисунок, который у вас получится. |
Ефимцева А.В. и узкие специалисты (логопед, инструктор по ФК, психолог) интегрированное занятие «В поисках музыкальных нот» | Организационная часть. Приветствие. Дети заходят в музыкальный зал. Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами в нашем музыкальном зале. Давайте друг друга поприветствуем. Приветствие проводится вместе с детьми:
Музыкальный руководитель: Ребята, мы много раз приходили с вами в музыкальный зал, где волшебная музыка дарила нам свои мелодии: грустные, весёлые, нежные, задорные, колыбельные и плясовые. И сегодня мы с вами совершим путешествие в прекрасную страну «Музыка», страну звуков, в мир мелодий, песен и танцев. В этой стране нас ждёт много интересного и необычного. Давайте закроем глаза, и пусть сказочная музыка перенесёт нас в эту волшебную страну.
Музыкальный руководитель: Сегодня у нас необычное занятие, мы пойдём с вами в гости к музыкальным нотам, которые помогают нам петь песни. Ребята, а чтобы зайти в дом, что для этого нужно? Правильно, ключ. А у ноток, так же как и у нас есть свой ключик.
Музыкальный руководитель: В дом вошли мы необычный, пять линеек, вот так дом! «Нотоносец» дом зовут, а по-другому этот дом называется «нотный стан». Дверь открыл нам ключ скрипичный, он хозяин в доме том.
Предлагает назвать картинки, далее дети медленно произносят слова и определяют, есть ли там нотка «До», лишние картинки убираются. |
Итоговое интегрированное и комплексное занятие
В конце учебного года в старшей группе обычно проводятся итоговые занятия, цель которых - обобщить и систематизировать знания дошкольников. Тематически их можно обозначить как «Переходим в подготовительную группу» или «Чему мы научились в старшей группе». Такая деятельность также может также подводить итог изучению определённой широкой темы, например, «Животные» или «Растения», «Что мы знаем о временах года». Итоговое занятие лучше всего делать интегрированным или комплексным.
Это целесообразно, поскольку в конце учебного года внимание дошкольников немного «расшатано» (чередование видов деятельности поможет решить эту проблему). По этой же причине занятия нужно наполнить рядом ненавязчивых заданий в игровой форме.
Таблица: примеры конспектов итоговых комплексного и интегрированного занятия в старшей группе
Автор и название занятия | Ход занятия |
Мирошниченко С.И. комплексное итоговое занятие «Путешествие по дорогам знаний» |
В.: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы покажем с вами знания, полученные в нашем детском саду. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Молодцы! А теперь давайте улыбнёмся нашим гостям.
Теперь я предлагаю вам присесть.
Молодцы! Вы справились с этим заданием.
Молодцы!
Молодцы и с этим заданием справились!
Молодцы! |
Цит. по: https://lastivka.educrimea.ru/activity/education/post/114393 | |
Иванова И.В. итоговое интегрированное занятие «Помоги капельке» |
Дети с воспитателем заходят в группу и встают полукругом. В.: Доброе утро! Я вам говорю. Доброе утро! Я всех вас люблю! Желаю вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, ума набираться Сегодня, ребята, у нас гости, поздоровайтесь. Дети: Доброе утро! Звук капающей воды. Из дверей появляется капелька. Капелька: Здравствуйте, ребята, угадайте, кто я? (Ответы детей.) Отгадайте задку: она и в озере, и в лужице, она и в реченьке бежит. (Вода.) Я, ребята, с моими подружками капельками спешу в морскую страну Водоландию. Только вот я чуточку заблудилась. Вы мне поможете добраться до Водоландии? В.: А что это такое Водоландия? Капелька: Водоландия - это чудесная страна, широкая, синяя и без края конца! В.: Так это же море! Капелька: Правильно, давайте туда и отправимся! По пути нам придётся преодолеть испытания. Мои подружки капельки помогут нам. А плыть мы будем на лодочках. Дети подходят к тазику с водой, берут в руки лодочки.
Капелька: Ребята, чтобы лодочка тронулась, нужно посчитать от 1 до 10 в обратном порядке, давайте по очереди запускать лодочки.
Воспитатель подводит ребят к панно на доске и спрашивает, кому нужна для жизни вода. |
Фотогалерея: комплексное занятие «Путешествие по дорогам знаний»
В начале занятия ребята выполняют математические задания Обучение грамоте - важный этап комплексного занятия Подвижные игры с мячом можно совместить с ответами детей на математические вопросы
Видеоматериалы по теме
Интегрированные и комплексные занятия часто обретают форму открытого просмотра, поэтому можно посмотреть их видеоверсию.
Видео: интегрированное занятие в старшей группе «Полёт в космос»
https://youtube.com/watch?v=VMtrutB7F6g Video can’t be loaded: Интегрированное занятие в старшей группе «Полет в (https://youtube.com/watch?v=VMtrutB7F6g)
Видео: интегрированное музыкальное занятие «Сказка в музыке»
https://youtube.com/watch?v=7NKGQiU-Sz0 Video can’t be loaded: Интегрированное музыкальное занятие в старшей группе «Сказка в музыке» (https://youtube.com/watch?v=7NKGQiU-Sz0)
Видео: интегрированное занятие в старшей группе «Осень - чудесная пора»
https://youtube.com/watch?v=RbR4TWvMSAQ Video can’t be loaded: Ознакомление с природой, развитие речи (https://youtube.com/watch?v=RbR4TWvMSAQ)
Видео: комплексное занятие по развитию речи в старшей группе
https://youtube.com/watch?v=0COu89uAKeM Video can’t be loaded: Комплексное занятие по развитию речи! Частный детский сад «Развитие». (https://youtube.com/watch?v=0COu89uAKeM)
В старшей группе всегда интересно проходят комплексные и интегрированные занятия. Ведь дети шестого года жизни уже многое знают и умеют, способны к обобщению и систематизации информации. Сочетание разных образовательных областей даёт ребятам возможность более осмысленно воспринимать окружающую среду, пробуждает живой познавательный интерес и творческую фантазию. Такая деятельность требует от воспитателя педагогического мастерства и длительной подготовки. Вот почему подобные занятия проводятся не так часто, как хотелось бы.
Ирина Алёхина
«Путешествие в страну знаний » (интегрированное занятие в старшей группе детского сада )
Интеграция образовательных областей :
Здоровье : развитие психических процессов (память, мышление, воображение, интеллект ) и творческой инициативы детей, обеспечение двигательной активности во время непосредственной образовательной деятельности, формирование правильного речевого дыхания, укрепление дыхательной системы и голосового аппарата, формирование правильной осанки.
Физкультура : использование подвижных игр во время непосредственной образовательной деятельности.
Социализация : использование в играх правил и норм поведения.
Познание : развитие познавательной активности детей, закрепление элементарных математических представлений детей в игровой деятельности. Закрепление формирования представлений о числах, навыков выражения количества через число и навыков счета, о преобразованиях количества, положения в пространстве и времени , о геометрических представлениях. Развитие начал логического мышления, воображения, образной памяти и ассоциативного мышления, умения детей находить выход из затруднительного положения.
Коммуникация : совершенствование речи как средства общения, учить, более точно характеризовать объект, ситуацию, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих,
Музыка : развитие музыкально-слуховых представлений, воспитание средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер, волю.
Чтение художественной литературы : четко внятно, с выражением читать стихи.
Труд : уметь действовать в парах при решении определенных задач.
Предварительная совместная деятельность воспитателя и детей.
Разучивание стихов математической темы, дидактическая игра математической направленности : «Назови соседей» .
Оборудование.
Музыкальный центр, аудиозапись, конверты с заданиями, геометрические фигуры для игры, пеналы с геометрическими фигурами, альбомный лист, цветные иллюстрации с изображением весенних изменений в природе.
Организационный момент. Эмоциональный настрой на непосредственную образовательную деятельность.
Ход НОД:
Ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведём вместе. Пусть вам он принесёт радость и много новых интересных впечатлений . Давайте радоваться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться : - доброе утро!
Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым….
Пусть доброе утро длится до вечера.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать в страну Знаний . Эта страна очень и очень большая, в ней очень много всего интересного . Вот сегодня на нашем занятии мы и выясним , что же уже знают наши дети. Но есть одно условие возвратиться назад в сад мы сможем, если будем слушаться и справимся со всеми заданиями. Отправимся в страну Знаний , или останемся в саду? Я тоже думаю, что нам надо попробовать испытать наши возможности.
1)И вот первый конверт с заданием.
Как называется посёлок, в котором мы живём? (Саракташ)
А какая область? (Оренбургская)
Главный областной город? (Оренбург)
Страна , в которой мы живём? (Россия)
Столица нашей Родины? (Москва)
Молодцы, справились с первым заданием.
2)Конверт.
Вы любите сказки? Тогда слушайте и отгадывайте, о какой сказке идёт речь.
1. Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,
Он, сам того не ведая, несёт её домой.
(«Маша и медведь» )
2. Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
И лишь только полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(«Золушка» )
3. В этой книжке именины
Много было тут гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Погубить хотел хозяйку,
И чуть – чуть не погубил,
Но коварному злодею
Кто – то смелый отомстил.
(«Муха – Цокотуха» )
4. У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(«Гуси – лебеди» )
5. Не послушался братишка
Старшую сестрицу
И попил из лужицы
Мутную водицу.
Много горя принесла
Им нечистая вода.
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» )
Молодцы! Все сказки угадали. А теперь скажите, какие бывают сказки? (авторские и народные) . А почему их так называют?
Молодцы! И с этим заданием вы справились.
3) Конверт.
Звучит фрагмент аудиозаписи песенки Винни – Пуха из мультфильма. «Кто ходит в гости по утрам?»
Дети, кто пел эту весёлую песенку? (Эту песенку пел Винни – Пух) .
А какая у нас сейчас часть суток? (Утро) .
Следом за утром приходит….? (День) .
Часто из гостей возвращаются домой, когда уже наступает….? (Вечер) .
А за вечером наступает? (Ночь) .
Вспомните стихотворение.
Утром солнце всех разбудит.
Целый день светить нам будит,
Вечером, опять проститься
Ночью спать оно ложиться.
А теперь садитесь на стульчики и помогите мне рассказать одну историю.
Однажды Винни – Пух пригласил в гости своих друзей. Пятачка, Иа, Кролика и Тигру. Сколько друзей он пригласил в гости? (4) .
Приглашал он друзей в субботу и просил их прийти на следующий день. В какой день недели пришли гости к Винни – Пуху? (В воскресенье) . Гости были у Винни – Пуха в воскресенье, а в следующие три дня друзья договорились ходить на полянку любоваться природой и играть. В какие дни недели друзья будут ходить на поляну? (Понедельник, вторник, среда) . Молодцы!
А сколько всего дней недели? (7) .
Назовите рабочие дни?
Выходные?
Давайте вспомним стихи «Дни недели» .
НЕ секрет! Известно всем-
Дней в неделе ровно семь.
Каждый имя своё знает,
Очерёдность соблюдает.
Понедельник всегда первый-
Это важный день, почтенный.
Он неделю начинает,
За порядком наблюдает.
Вторник – тоже не простой, -
Этот день всегда второй.
Стал вторым – и имя дали,
Его вторником назвали.
А среда - как серединка,
Дней рабочих половинка :
До среды два дня промчалось,
За средой два дня осталось.
Четверг по счёту – за средой.
Четвёртый он, а не второй!
Поэтому четвёрки в честь
У четверга названье есть.
Пятой пятница стоит.
О чём названье говорит?
Пятницу легко узнать –
Она дружит с цифрой 5.
А суббота с воскресеньем –
Дни для отдыха, веселья.
Это выходные дни –
Люди отдыхать должны!
Оглянуться не успели,
Как прошли семь дней недели.
С понедельника опять
4) Конверт.
Игра «Живые цифры» . Дети самостоятельно выстраиваются по порядку . Прямой и обратный счёт.
Назовите соседей числа 5 (4 и 3) ; 7 (6 и 8) ; 9 (8 и 10) ; 2 (1 и 3) .
5) Конверт.
Нужно взять 6 счётных палочек и сложить из них домик.
А теперь переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.
6) Конверт.
Музыкальная пауза.
7) Конверт.
Загадки :
Он похожий на яйцо.
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность :
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал) .
Растянули мы квадрат.
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим,
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник) .
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня.
(квадрат)
Три вершины, три угла,
Три сторонки – вот и я.
(треугольник)
Нет углов у меня и похож на блюдце я
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо
Кто же он такой дружок.
(круг)
Ориентировка на листе бумаги.
а) верхний правый угол – квадрат;
б) нижний левый – прямоугольник;
в) верхний левый – треугольник;
г) нижний правый – круг;
д) центр – овал.
А теперь скажите, где какая фигура лежит?
8) Конверт.
Решение задач.
А)Пошла курочка гулять,
Собрала своих цыплят.
Шесть бежали впереди,
Три остались позади.
Беспокоится их мать
Посчитайте – ка, ребята,
Сколько было всех цыплят? (9) .
б) Ёжик шёл по лесу, шёл,
На обед грибы нашёл.
Пять под берёзой, один у осины.
Сколько их будет в плетёной корзине? (6) .
9) Конверт.
В овраг ручьями катится,
Деревьям дарит платьица,
В цветы оденет луг
И станет летом вдруг,
Ты знаешь, кто она?
Красавица …. (весна) .
А какая весна в нашем краю?
(холодная и тёплая, пасмурная и солнечная, ветреная, дождливая)
Что за волшебница весна!
Откуда в ней так много силы!
Едва очнувшись ото сна,
Она природу пробудила.
Назовите любое весеннее слово и звук, с которого это слово начинается.
(проталины, ледоход, капель, ручей, половодье)
А как звучит капель (КАП – КАП, а сколько звуков в песенке капели? (произносим каждый звук К – А - -П)
А что такое звук?
А какие бывают звуки?
А какие звуки мы называем гласными? (это те звуки, которые мы произносим только голосом, они поются)
А согласные? (они не поются, когда мы их произносим, встречается препятствия)
А чем отличается звук от буквы?
(звук мы слышим, а буква – это значок, которым записывают звук)
Значит, звук мы слышим, а букву видим и пишем.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все…. (солнце)
Какое солнце весной?
(круглое, жёлтое, ласковое, тёплое, яркое, золотое)
Придумайте слова – родственные к слову «солнце»
(солнечный, солнышко)
А теперь составьте предложение с этими словами.
Угадайте, кого солнышко весной разбудит? А помогут вам мои картинки. Разложите их по порядку.
(солнце – проталины – трава – почки – насекомые – птицы)
Солнце пригреет – снег растает – появится первая трава – набухнут почки – вылезут насекомые - появятся птицы. Молодцы! И с этим заданием вы справились. А теперь все встали в круг, взялись за руки.
Все мы дружные ребята.
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
Итог занятия :
Ребята, вам понравилось в стране Знаний ? Что больше всего понравилось? А что для вас было самым трудным?
(рисование + математика)Программное содержание:
Уточнить знания детей о времени года, месяцах, последовательности дней недели. Закрепить навыки порядкового и обратного счёта в пределах 10.
Умение соотносить количество предметов с цифрой. Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Стимулировать развитие мыслительных способностей детей, любознательность, познавательный интерес; умение доводить начатое дело до конца. Познакомить детей с новым видом рисования – процарапывание (граттаж). Учить видеть и ценить прекрасное. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать чувство взаимопомощи, сочувствия. Интерес к окружающему миру.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что каждый день начинается с рассвета. А чтобы каждый день рассвет был прекрасным нужно его встречать с улыбкой. Давайте улыбнемся новому дню, другу, нашим гостям и мне.
Воспитатель: Сегодня, я расскажу вам сказку. В ней немного грусти, свет, тепло, много радости и любви. И всё это вы обязательно почувствуете, я знаю. Итак… слушайте.
В давние предавние времена небо по ночам было совершенно тёмным, и жила там одна единственная крошечная звёздочка. (Черный лист и звездочка грустная).
Когда она оглядывалась вокруг, то понимала, что на небе одна – одинёшенька. И от этого ей становилось грустно. Звёздочке очень хотелось иметь сестёр, чтобы любить их и дарить им собственный свет. И тогда она решила обратиться к доброму волшебнику, жившему на высокой – высокой горе. Спустилась звёздочка пониже и спросила: « Можешь ли ты мне помочь?» Волшебник был старым и мудрым, он хорошо знал, что такое одиночество. А как вы, ребята думаете, что такое одиночество? (ответы детей). Волшебник решил помочь звездочке. Но как только он взмахнул волшебной палочкой, палочка вдруг сломалась. Что же делать? Нужна была новая волшебная палочка, и отправил волшебник звёздочку к волшебному вековому дубу за новой палочкой. И звёздочка отправилась в путь.
По дороге она встретила медведя(показать иллюстрацию) который только что проснулся после зимней спячки.
- Ребята, а где спят зимой медведи?
Правильно, в берлоге.
И вот. Мишка только что проснулся, вылез из берлоги и сидел, чесал у себя за ухом и думал:
"Какое же сейчас время года?" Ребята, давайте мишке поможем
(ответы детей)
Какой сейчас месяц?
А какие еще весенние месяца вы знаете? (колесо «временна года) сколько их?
В какое время года цветут цветы и зреет его любимая ягода малина?
А в какое время года желтеют на деревьях листья?
А когда зайчик одевает белую шубку?
А в какое время суток просыпаются птицы?
Молодцы, утром. Помогли медведю и полетела звездочка дальше. И вдруг она увидела лисят, которые сидели и плакали, (иллюстрация) лисята очень хотят пойти в школу, но учитель Филин сказал. Что, прежде всего они должны научиться правильно, составлять числовой ряд от 1 до 10.
Посмотрите, правильно ли лисята поставили цифры. 1 2 4 5 3 6 7 9 8 10. (дети исправляют ошибку каждый в своей карточке)
Игра « Покажи цифру».
Молодцы ребята, помогли лисятам, и они хотят с вами поиграть, у них есть картинки, а на них нарисованы предметы.
Посчитайте про себя, сколько предметов нарисовано и покажите нужную цифру.
Отправилась звёздочка дальше. И вдруг на земле она увидела странные знаки.
Что же это такое? Нужно соединить цифры попорядку, и вы узнаете, что там нарисовано. Давайте поможем звёздочке. Дети выполняют задание.
Звёздочка очень обрадовалась, ведь эти рисунки так были похожи на её сестричек звёздочек. И побежала она ещё быстрее. И оказалась она на железнодорожной станции, где ждали своего поезда зайчата. Зайчата были очень веселые и очень обрадовались звездочке: «Поиграй с нами, звёздочка, поиграй! Давайте и мы с вами поиграем.
Физминутка
Сопровождается показом картинок
В ладоши хлопни столько раз сколько кружечек у нас
Сколько покажу кружков столько выполни прыжков
Ножкой топни столько раз сколько уточек у нас
Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.
Ты присядешь столько раз, сколько домиков сейчас.
Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки.
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
И тут объявили, что паровоз «Неделька» не может отправиться в путь потому, что все вагончики сошли с рельсов и перепутались…
- Давайте починим паровозик.
Как вы думаете, если паровозик называется «Неделька», то как называются его вагончики?
- какой вагончик будет первый? Далее дети самостоятельно собирают паровоз.
- Ну, вот, а теперь посадите зайчат по вагончикам. Всем хватило мест? Лишних вагончиков не осталось?
- А сколько дней в неделе?
- А на сколько вагончиков больше зайчат?
- А скажите мне не считая, если вагончиков 7, один вагончик остался лишний, сколько же было зайчат? (спрятать паровоз)
Последний вагончик остался для мамы зайчихи.
Зайчиха очень торопилась на паровоз, так бежала, что споткнулась и, уронила полное блюдо печенья, которое она напекла для всех своих зайчат. Давайте поможем его собрать и скажем у кого какой формы печенье.
Дети собирают геометрические фигуры и дают им характеристику.
- Собрали печенье, мама зайчиха успела на паровоз.
И поспешила звездочка дальше, нашла вековой дуб. Попросила у дуба веточку, чтобы волшебник сделал новую палочку. Сказала дубу волшебное, доброе слово какое? СПАСИБО и побежала обратно к волшебнику.
Прибежала звёздочка к волшебнику, отдала ему дубовую веточку, но как волшебник ни пытался, не смог он сделать новую палочку, видно забыл волшебные слова. Загрустила наша звёздочка: «Неужели я так и останусь на небе одна – одинёшенька, и горько, горько заплакала.
Давайте ребята поможем звёздочке. У нас есть волшебный кусочек черного неба, где живет звездочка и есть дубовые веточки с того самого волшебного дерева. И мы с вами сейчас немного побудем волшебниками и нарисуем сестренок для нашей звездочки.
Показ на А4 технику работы.
- Давайте сначала в воздухе попробуем нарисовать звездочку: сколько у звездочки углов (5)? Похожа звездочка на человечка?
Дети процарапывают звезды
Воспитатель: Ребята, а волшебство еще не кончилось, пока вы были заняты работой, волшебник нам подарил чудесный мешочек, в нём много звёздочек, посмотрите. Воспитатель рассыпает звёздочки на ковре.
Найдите две одинаковые звезды, одну оставьте себе, а другу подарите нашим гостям, чтобы никто в этом мире не был одинок.
- Ребята, смотрите, и наша звездочка со своими сестренками какая стала? (поменять на радостную)
Какие вы молодцы сколько подружек нарисовали для нее.
Понравилась сказка? А куда отправилась звездочка? Зачем? Почему?
А кого звездочка встретила на своем пути? Как помогла?
Конспект интегрированного занятия по математике(ФЭМП) и развитию речи в старшей группе по стандартам ФГОС ДО «Лесная школа».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, конструктивная, познавательно-исследовательская.
Цели : закрепить порядковый счет в пределах 10; обобщать знания о геометрических фигурах; упражнять в ориентировке на листе бумаги;развивать умение решать простые задачи в стихотворной форме (РР);упражнять детей в назывании «соседей» числа;закрепить знания о правилах поведения в лесу, развивать интерес к математике,воображение, мышление, память, умение делать логические выводы; воспитывать самостоятельность, готовность прийти на помощь товарищам.
Возможные достижения ребенка : имеет элементарное представление о составе чисел от 1 до 10; может удерживать в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижных игр;
Материалы и оборудование:
1. Организационный момент.
Психогимнастика "Прогулка в осенний лес"(листья разбросаны по полу)
Ребята, представьте, что мы с вами находимся в лесу. Ветер закружил и поднял нас вместе с листьями высоко в небо.Мы летим, кружимся, чувствуем, как пахнет свежий, чистый воздух в лесу.
Какое время года сейчас? (Осень!)
По каким признакам вы определили, что сейчас осень? (Листья пожелтели, опадают)
Как называется природное явление, когда опадают листья? (Листопад )
Сделаем глубокий вдох, расправим плечи, и выдохнем.
Птицы улетели в тёплые края, ой, не успели улететь, ветер помешал и все птички перепутались.
Как называются птицы, которые улетают в тёплые края?
А как называются птички, которые остаются зимовать?
Давайте рассортируем птичек: перелётных отправим в небо, а зимующих на деревья.
(дети разбирают картинки, произнося чётко название и вид птички)
Сколько перелётных птиц? Сколько зимующих? Каких больше, а каких меньше?
Молодцы! Пожелаем им счастливого пути!
Скажите, какое будет у нас настроение, когда птицы весной прилетят обратно? (дети изображают радость)
Вот в таком хорошем настроении мы будем продолжать наше занятие.
2. Поездка в лес.
Под одним из листочков дети увидели записку.
«Дорогие ребята!
Срочно приходите
Срочно помогите
Приглашаю всех детей
в путь отправиться скорей!
Вы клубочек мой найдите
и подсказочку прочтите.
Лесовичок. Лесная школа.»
Кто просит о помощи?
Куда он нас зовет?
Ну, что, пойдем с вами в Лесную школу?
Нам надо спешить. Для этого надо выбрать самый быстрый транспорт.
На каком транспорте можно добраться? (машина, автобус, самолет)
А я предлагаю поехать на сказочном транспорте.
Пусть это будут наши стульчики.
- Посмотрите, стульчики необычные с пропеллером, они нас быстро довезут до леса.(На стульчиках шарики)
Отправляясь в лес, мы должны знать:
- Какой сейчас месяц?
- А какой сегодня день недели?
- А вчера, а завтра, а выходные как называются?
- Какой у нас адрес, чтобы нам не заблудиться?
Так, с этим у нас всё в порядке. А правила поведения в лесу знаем? Кто скажет, как надо себя вести в лесу?
Ответы детей. (Не шуметь!)
Правильно! Не шуметь, чтобы не вспугнуть птиц и зверей. Лес любит тишину.
Ну, что готовы?
Все сели удобно, закрыли глазки, надо сказать волшебные слова: «Раз, два, три стульчик мой лети!» (дети проговаривают, музыка звучит)
Вот мы и прилетели.
(К клубку прикреплена записка: 5 шагов вправо…
Выполнение 1 задания. Игра «Назови соседей»
Смотрите, пенечки, а на них грибочки. Дети, как вы думаете, чей запас грибов мы с вами нашли?Белочки!
Верно. Белочка тоже оставила нам записку.
Записка от белочки на пеньке:
Возьмите каждый по одному грибочку.(на грибах цифры)
Один ребёнок идёт к доске и вешает свою цифру.
Покажи всем цифру. Назови её. Вот теперь от этой цифры мы начнем строить свой числовой ряд. Кто сосед числа 5? и.тд. Получилась числовая прямая.
(появляется белочка ставится на стол.)
Давайте ещё раз с белочкой назовём все цифры по порядку. Одну цифру поднимаю вверх. Назови числа больше 3…Меньше 8…
Сколько грибочков собрала белочка?
(белочка ставится на стол под доской)
Выполнение 2 задания. Упражнение «Ориентирование на местности. Расставь правильно елочки » (звук фырчания ёжика)
Ребята, а кто это там ещё притаился под пенечком? (Ёжик!)
Как вы думаете, что он там делает?
- Ёжик выстилает свою норку опавшей листвой, чтобы ему было сухо и тепло зимой!
Ребята, а ёжик делает запасы на зиму? (Нет!)
Почему? (Он впадает в спячку!)
Правильно! Ёж выкапывает себе норку под пенечком, натаскивает туда листвы и спит всю зиму.
Ёжик шепчет:
Я шёл по лесу и заблудился. Помогите!
На листе бумаги надо составить лес полный чудес. Дети, садитесь на полянку и слушайте. Дети садятся, а перед ними листы бумаги.
а) в верхний правый угол положить 2 елочки;
б) в нижний левый угол положить 3 елочки;
в) в верхний левый угол положить 1 елочку;
г) в нижний правый угол 2 елочки;
д) в центр листа положить 1домик
ПРОВЕРКА НА ДОСКЕ
Молодцы! Такой чудесный лес получился.
А какой это лес? (ельник, хвойный)
Я думаю, ёжик будет доволен.Хорошо и с этим заданием вы справились. (Выставляется ёжик)
Слышен звук колокольчика.
Ребята, слышите, где-то близко лесная школа.
Физминутка
Колокольчик наш звенит заливается
Мальчики и девочки в круг собираются
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо
А теперь пойдём налево.
Топнем левою ногой
Взмахнём правою рукой.
В центре круга соберёмся
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём и опять игру начнём.
Выполнение 3 задания.(слышен рык медведя, идём их искать)
Это мишки-малыши. Мы шалили от души. Мы играли, мы играли и со стульчика упали.
Сядем тихо за столы. И я сяду вместе с вами. Посижу. Загадаю вам загадки, кто смышлёный погляжу.
Дружно пальцы загибайте, и задачи все решайте!
Кто сомневается, давайте проверим на пальчиках.
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них отстал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
Зайчик по лесу пошёл.
Быстро он грибы нашёл:
Два-под берёзой,
Один под осиной.
Сколько их будет
В плетёной корзине?
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?
Ежик по грибы пошел,
Девять рыжиков нашел.
три он положил в корзинку,
Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везет
На своих иголках еж?
Выставляются 3 мишки
Выполнение 4 задания. (граф. Диктант «Домик») (Раздаётся звук пожарной машины, следом карканье вороны.)
Ребята, слышите, что-то случилось в лесу. Вороны кричат, у лисичек дома сгорели.
Поможем построить лисичкам новые дома?
(дети садятся за столы, в пеналах берут карандаши и листок)
Спасибо вам! Теперь нам будет хорошо. Есть где теперь спрятаться от врагов и от морозов зимой.
Лисички выставляются
(Опять звук колокольчика )
- Ой, слышите, опять звонок на урок, а вот и лесная школа.Но, посмотрите, вход в школу завален камнями. Видно всё тот же ветер пошалил. Что же делать, как зверят в школу завести?
Давайте попробуем завалы разобрать. Каждый правильный ответ убирает один камень.
- Назови число, которое стоит перед числом 8.
- Число, которое стоит за числом 5.
- число, обозначающее день недели - вторник (2);
- Число на 3 меньше 9.
- Сколько углов у квадрата.
- У треугольника.
- У круга.
Молодцы, ребята, теперь все наши друзья
смогут учиться в школе. И за это они говорят вам СПАСИБО (в воротах)
- А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Садимся на стульчики.Считаем хором от 10 до 1 (воспитатель лопает по одному шарики)(Дети считают хором)