Коробочки природный и рукотворный мир. Как объяснить ребенку, что такое объекты природы и предметы рукотворного мира? Материал к игре

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект занятия по ознакомлению детей с социальной действительностью в старшей группе "Предметы рукотворного мира"

Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.
Предлагаю Вам конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп детского сада. Занятие направлено на воспитание интереса и бережного отношения к предметам рукотворного мира.

Тема: Предметы рукотворного мира.

Программное содержание.
Образовательные задачи.
Расширить знания детей о предметах рукотворного мира.
Уточнить знания детей о значении предметов рукотворного мира.
Рассказать о предметах-помощниках для каждой профессии людей.
Подвести детей к выводу, что у предметов, также как и у людей, есть своё прошлое, настоящее и будущее.
Развивать связную речь детей.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы и находить правильный ответ.
Воспитательные задачи.
Воспитывать бережное отношение к предметам, созданным руками человека.
Воспитывать интерес к изучению истории предметов.

Предварительная работа.
Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Рассматривание иллюстраций с изображением различных предметов.
Беседа об окружающих нас предметах.
Знакомство с профессиями человека.
Рассказ родителей своим детям об игрушках их детства.

Ход занятия:

Ребята, давайте посмотрим вокруг себя! Что мы видим?
- Правильно, предметы. Все эти предметы создал человек.
- Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны предметы?
- Предметы нам нужны для того, чтобы играть, учиться, работать и отдыхать. С помощью предметов мы питаемся, ухаживаем за своим телом.
- Ребята, как вы думаете, какие предметы нам нужны для игры?
- Правильно, конечно же, это игрушки!

Игрушки и многие другие предметы, такие как детские книги, одежду и обувь взрослые специально создавали для детей.
- А какие предметы нам понадобятся для учебы в школе?


- Правильно, рюкзак, пенал, ручка, карандаш, ножницы, линейка, ластик, тетрадь и букварь.
- Ребята, а какие предметы помогают в работе вашим мамам и папам? Давайте вместе вспомним.
Я вам помогу. Это компьютер, телефон, лопата, лейка, книги, весы, машина и другие.
- Ребят, а вы знаете, что у людей разных профессий есть свои предметы-помощники.


Например, продавцу в магазине помогают весы – на них он взвешивает товар, также нужна касса – на ней он пробивает чек и кладет в неё деньги.
Садоводу нужны опрыскиватель, лейка и ножницы для подрезки растений.
Дворнику в работе помогают лопата, метла и ведро.
А воспитателю в работе с детьми нужно много детских книг и игр, доска, стулья и парты.
- Вот видите, у каждого человека есть свои предметы, которые ему помогают в его нелёгкой работе. Ребят, но если есть предметы для работы, значит, есть предметы и для отдыха. Как вы думаете, что это за предметы?
- Конечно же, это кровать, кресло, телевизор, телефон, магнитофон, подушка, журналы, очки от солнца, надувной мяч и круг.

Многие предметы могут служить и для работы и для отдыха.


Например, по телефону человек может общаться во время работы и когда отдыхает.
- Ребята, а какие предметы нам с вами помогают культурно поесть? Из чего мы пьём, едим, чем едим?
- Правильно, это чашка, тарелка, ложка, вилка, нож и салфетки.
- Ребята, какие предметы нам с вами помогают ухаживать за своим телом?
- Правильно, это мыло, мочалка, шампунь, зубная щётка и зубная паста, крема, расческа.
- Ребята, а теперь давайте поиграем с вами в очень интересную игру.
Я вам буду называть любой предмет, а вы мне говорить, для чего он нужен.
Например, лейка.
А вы говорите, чтобы поливать растения. Всем понятно?
Будьте внимательны!
- Саша, для чего нужен стул?
-Правильно, чтобы на нём сидеть.
- Катя, для чего нужна ручка?
- Правильно, чтобы ей писать.
(Я называю следующие слова: кукла, мяч, резинка, заколка, лопатка, стол, карандаш, тетрадь, зонт, ваза, шкаф, и т.д.).
- Молодцы, какие, всё знаете!
- Ребята, предметы придумали ещё древние люди. Со временем человек их изменял, улучшал. Люди и сегодня продолжают изменять предметы, чтобы они становились удобнее и лучше.
У каждого предмета есть своё прошлое, настоящее и будущее.
Так у вашей игрушки, с которой вы играете дома, есть своя история изготовления. Вот послушайте её. Прежде чем попасть к вам домой, она очень долго блуждала по свету. Сначала её нужно было изготовить. Например, мягкую игрушку сшили на фабрике игрушек, а потом отвезли в магазин, где вам её и купили родители.
А вот машинки, в которые играют наши мальчики, делают из металла и пластмассы.
Очень длинную и интересную историю могут нам рассказать стол и стул, наши парты.


Представляете, сначала они росли в лесу в виде дерева, затем дерево срубили, и из ствола сделали доски. Собрали стол и стул, подпилили, отполировали, покрыли краской, лаком и отвезли на продажу в магазин. Теперь вот они у нас стоят в группе.
Мебель прошла нелёгкий путь изготовления, и её нужно беречь.
- Ребята, все предметы, созданные руками человека нужно беречь, чтобы они нам дольше служили!
- Занятие окончено. Все молодцы!



3 Цель: Формирование представлений об истории создания предметного мира. Задачи: - учить детей видеть предметы и явления окружающего мира в их развитии (прошлое, настоящее, будущее предмета); - развивать умение рассматривать окружающие предметы во взаимосвязях и взаимозависимостях («человек – предмет», «ребенок – предмет»); - расширять кругозор ребенка; - развивать способность прогнозировать будущее предметов; - воспитывать у детей бережное отношение к предметам окружающего мира.




















15 Наиболее эффективные методы и приемы эвристические, познавательные беседы; наблюдения; рассматривание картин, иллюстраций, ТСО; рассказ педагога; чтение художественной, познавательной литературы; создание специальных игровых проблемных ситуаций. элементарный анализ; метод моделирования и конструирования; метод вопросов; метод повторения (прямое применение знаний в сходной ситуации); решение логических задач; эксперименты и опыты.




18





22 Предметно – развивающая среда лаборатория «Почемучка», где дети проводят опыты и эксперименты с материалами для ознакомления с их свойствами; центр преобразования «Мастерилка», где собран природный, бросовый материал, ткань, бумага, изобразительные материалы: пластилин, проволока, клей. Здесь дети могут самостоятельно изготовлять поделки, постройки, композиции, игрушки. «Знайки» - это познавательная литература, наглядный материал для накопления опыта; «Игротека» - дидактические игры, подобранные в соответствии с возрастом по различны разделам.





30 Работа с родителями папки-передвижки: - «Моя подружка – игрушка», - «Учите, играя!», - «Пословицы о труде». индивидуальные консультации: - «Какие игрушки нужны детям», - «Организация и проведение дидактических игр с детьми», - «Из чего складывается трудолюбие?». родительские собрания: - «Развивающий предметный мир», - «Развитие творческих способностей ребенка», - «Круглый стол по итогам года». участие в проектной деятельности: - «создание костюмов – пошив русских сарафанов», - «Мой папа – солдат», - «День гения – Очумелые ручки». создание мини-музеев: - «Куклы наших бабушек», - «Прошлое осветительных приборов», - «Необычные свечи и подсвечники», - «Самолеты», «Машины».


31 МБДОУ «Детский сад 46» «Хрустальный башмачок» Пермский край, г.Краснокамск, ул. Садовая, 6 телефон: 8(34273) электронный адрес:

Чем старше ребенок становится, тем больше он начинает задавать вопросов относительно окружающих его предметов, процессов, явлений. Одно из самых важных знаний, которые должен получить малыш, - это понимание того, что есть объекты природы и предметы рукотворного мира. Это необходимо для правильного формирования представлений о среде обитания, доме и родном крае.

Для того чтобы ребенок в полной мере понял, в чем существенные различия между натуральными и искусственными явлениями, родители должны понимать, как правильно объяснить и продемонстрировать примеры, какие игры помогут в этом.

Что относится к объектам природы?

Для взрослого человека понимание окружающей среды является естественным, а вот у малыша разделения еще нет. Для того чтобы объяснить, что такое природа, лучше всего выехать за город или пойти в настоящий лес. Именно там есть различные объекты окружающего мира и природы, а предметы рукотворного мира практически не встречаются. Поэтому они не станут путать у ребенка общую картину, которая будет в дальнейшем всплывать как ассоциация, если ему будут задаваться вопросы о природе.

Деревья, пролетающие насекомые, птицы, белочки, трава, солнце, облака, цветы, ягоды и грибы - это все элементы натуральной среды.

Какие бывают компоненты природы?

Когда ребенок безошибочно будет определять, что относится к естественным элементам среды, то можно приступать к объяснению того, что бывают объекты живой и неживой природы.

К живому относится, все что дышит, питается, двигается: кошки, собаки, мухи, цветы, деревья, бактерии.

Неживое: камни, земля, Луна, звезды, снег, вода.

Что собой представляют вещи, сотворенные человеком?

И предметы окружают нас каждый день, однако в домашних условиях встречается больше вещей последней категории, поэтому привести пример, который ребенку будет понятен, не составит труда.

Проще всего выбрать объекты, располагающиеся в комнате малыша: игрушки, кровать, ковер на полу, стол или стул. Возьмите предмет в руки и расскажите, из чего его можно сделать, какой материал используется, какую роль играет человек в изготовлении.

Например, стул сделан из дерева, с помощью пилы, молотка и гвоздей. Для того чтобы малыш понял сам процесс, можно взять настоящий брусок, гвоздик и молоток и вместе с ним забить его. В этом случае ребенок будет иметь представление, что без рук стул сделать нельзя, а значит он объект, созданный не природой, а человеком.

Какие игры помогут ребенку понять различие между объектами природы и предметами рукотворного мира?

Прежде всего необходимо показать в природе те или иные объекты, но в сквере встретить настоящую белку довольно трудно, поэтому демонстрация естественных компонентов может ограничиться совсем малым списком.

Каждый родитель понимает, что в игровой форме объяснить то или иное явление намного проще, чем говорить общими фразами.

Существует множество методик, которые помогут натренировать навыки распознавания примеров объектов природы и предметов рукотворного мира.

Для начала распечатайте много картинок и естественных, и искусственных вещей. Попросите ребенка разделить их на категории или, например, найти аналоги между природным элементом и искусственным по образцу: скворечник - гнездо, игрушечный мишка - настоящий медведь, солнце - лампочка и т. д.

Еще одна эффективная методика: игра с мячом, по аналогии «горячей картошки». Взрослый ведет перечисление объектов природы и рукотворных. Заранее малышу выдвигается условие - ловить нужно мяч только в том случае, если он слышит, например, рукотворный предмет. В этой игре станет понятно, насколько ребенок уже разбирается в теме.

Таким образом, для того чтобы у ребенка сформировалось правильное предметы рукотворного мира и объекты необходимо уделять должное внимание с раннего детства вопросам, которые малыш задает ежедневно. Ребенок должен научиться распознавать, что человек сделал с помощью рук и инструментов, а что он сделать не может. Также целесообразно постоянно проводить специальные игры, в процессе которых маленький член семьи учится быстро узнавать, искусственный ли предмет перед ним или созданный природой. Вовремя получив этот навык, в младшей школе ребенок не будет испытывать сложностей в освоении учебных программ по окружающему миру.

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Ейский социально-реабилитационный центр

развития для несовершеннолетних»

Конспект ООД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» для детей старшей подгруппы (5-7 лет) на тему: « Интересные , удивительные предметы »

Воспитатель Редько Е. В.

2018 г.

Конспект ООД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» для детей старшей подгруппы (5-7 лет) Тема: « Интересные , удивительные предметы »

Цель: развитие познавательной активности ребёнка, формирование экологического сознания.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Образовательная:

Формировать представления детей о рукотворном и природном мире;

подвести детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы.

Развивающая:

Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.

Воспитательная:

Вызвать желание у детей исследовать и наблюдать мир природы.

Демонстрационный материал. Картинки с изображением самолёта и ласточки; письмо от Незнайки, мнемотаблицы, компьютерная презентация.

Раздаточный материал. Картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (по две картинки на каждого ребёнка). Карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком (например, вертолёт, грибок, компьютерная мышь, щётка, самолёт, мяч, клещи, поезд и др.), а другая половина карточки пустая.

Методы и приёмы: сюрпризный момент, загадывание загадки, рассматривание предметных картинок, чтение отрывков стихотворений, вопросы к детям, показ презентации, игровые и практические действия детей. Предварительная работа: просмотр обучающих видео «Живая и неживая природа», «Природа и рукотворный мир», «Овощная сказка», мультфильма «Незнайка», дидактические игры и упражнения «Живое – неживое», «Природный – рукотворный», «Подумай и отвечай», чтение художественной литературы: «Мой мишка» (З. Александрова), «Краденое солнце» (К. Чуковский), «Дама сдавала в багаж …» (С. Маршак), «Овощи» (С. Михалков), «Сельская песенка», «Осень» (А. Плещеев), «Не про тебя ли эта книжка?» (М. Романов).

Ход

I. Вводная часть

Воспитатель сообщает детям о полученном им письме от Незнайки:

Ребята, сегодня нам пришло письмо. (Показывает конверт.) Чтобы письмо вскрыть, нужно отгадать загадку от кого оно:

Уверен он в себе, забавный неумейка,

А от природы он врунишка и зазнайка,

А ну-ка, угадать скорей его сумей-ка,

Известен коротышка под именем … (Незнайка) .

Правильно, письмо прислал Незнайка. Ох уж этот Незнайка! Он, как всегда, всё перепутал и просит нас ему помочь. А для этого нам нужно выполнить задания, которые находятся в этом конверте, и написать Незнайке ответ. Давайте попробуем? Поможем Незнайке?

II.Основная часть

1.Дидактическая словесная игра «Природный – рукотворный»

Воспитатель: Давайте вспомним, какие бывают окружающие нас предметы? (Природные и рукотворные). Что значит – природные? (Эти предметы созданы самой природой ). А что же такое рукотворные предметы? (Предметы, сделанные руками человека ). Молодцы, всё правильно. А сейчас поиграем в игру, которая так и называется «Природный – рукотворный»: если я называю слово, обозначающее рукотворный предмет, вы просто показываете мне свои ручки; а если я называю слово, которое обозначает предмет природного происхождения, вы хлопаете в ладоши.

2. Дидактическая игра «Разложи картинки» (Задание 1)

Воспитатель раздаёт детям картинки (по 2 картинки каждому ребёнку): Ребята, у каждого из вас в руках картинки, которые нужно разделить на две группы: картинки с предметами природного происхождения мы будем класть на лист картона зелёного цвета, а картинки, на которых нарисованы рукотворные предметы – на красный лист картона с символом-ручкой.

3. Дидактическая игра «Покажи и назови парный предмет» (Задание 2) Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с первым заданием. А сейчас – следующее задание от Незнайки. Картинки с предметами природного мира я возьму себе, а картинки с предметами рукотворногомира раздам вам. Посмотрите на них внимательно. Я буду называть предмет природного мира. А тот из вас, у кого окажется предмет рукотворного мира очень похожий, т. е. парный названному мной, поднимет картинку с его изображением и назовёт этот предмет. Договорились? Начинаем.

4.Упражнение «Сравни картинки» (Задание 3) Воспитатель: Всё верно, молодцы. (Выставляет на доску картинки «ласточка» и «самолёт». Дети сравнивают предметы птицу и самолёт.) Что изображено на этой картинке? (Ответы детей.) Чем похожи эти предметы? Посмотрите внимательно: из каких частей состоит птица? Самолёт? Какие элементы у них общие? (И у ласточки, и у самолёта есть крылья, нос и хвост; они оба умеют летать.) А чем же они отличаются? (Ласточка – объект живой природы, а самолёт –предмет, созданный руками человека.)

5. Игра «Назови лишний предмет» Воспитатель. А вот ещё одно задание: сейчас я вам буду читать отрывки из стихотворений и показывать картинки, а вы будете внимательно слушать и смотреть, а затем назовёте предмет, который на этой карточке лишний, то есть не принадлежит к той группе предметов, к которой принадлежат все остальные. Слушайте внимательно:

… «Это - куры , это – утки , чёрный Шарик возле будки ». (З. Александрова) Какое слово и предмет на карточке лишние? (Лишний предмет – собачья будка, потому что это рукотворный предмет, а куры, утки и собачка – объекты природного мира.)

«Солнце по небу гуляло и за тучку забежало. Глянул з аинька в окно , стало заиньке темно».(К. Чуковский) (Лишнее окно, это предмет рукотворного мира, а солнце, небо, тучка и заинька – природные предметы.)

«Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку ». (С. Маршак)

« Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит». (А. Плещеев)

… «Я нарисую раньше дом, крыльцо, забор, дорожку , а на дорожке – кошку ». (М. Романов)

«Скучная картина – тучи без конца, дождик так и льётся, лужи у крыльца ». (А. Плещеев)

Ребята, а какое время года описано в стихотворении? (Осень.) Да, действительно, осень. Мы с вами вспомнили, какое время года у нас сейчас, а теперь давайте покажем какая бывает осенью погода.

6.Физминутка «Осень»

Вот закрыли небо тучи.

Начал капать дождь колючий –

Разведёт повсюду слякоть,

Грязь и лужи на дороге …

Поднимай повыше ноги!

А теперь садитесь на свои места, продолжим наше занятие.

7.Показ презентации «Удивительные предметы»

Слайд 1 . Удивительные предметы

Слайд 2. Мир природы

Слайд 3. Рукотворный мир

Слайд 4 . Рассказ «Интересные и удивительные предметы»

Мы вспомнили, какие бывают предметы, выяснили, что есть очень интересные вещи и объекты природы, которые удивительно похожи друг на друга. А вы знаете, почему они так похожи? Когда-то, давным-давно, не было вообще никаких рукотворных предметов, люди просто ещё не умели их делать. Долгое время они внимательно наблюдали за объектами природы и в результате этих наблюдений научились создавать разные очень нужные вещи. Например, наблюдая за полётом птиц, человек мечтал тоже парить в небе, как птица, и изобрёл самолёт. Посмотрите, правда, они очень похожи?

Слайд 5. Игра «На что это похоже?»

На экране появились картинки – рукотворные предметы. Подумайте и скажите, глядя на какие предметы природного мира, человек создал их? На что они похожи? (Лампочка – солнце.)

Слайд 6 . Кукла - девочка

Слайд 7 . Грибок-крыша - гриб

Слайд 8 . Мяч - апельсин

Слайд 9 . Легковой автомобиль – крокодил; пылесос - слон

Слайд 10. Игра «Найди пару»

Посмотрите, на экране расположены картинки – 3 картинки-изображения природных объектов и 3 – рукотворных. Вы должны назвать, какие из них составляют пару, то есть похожи друг на друга. (Подводная лодка – рыба, подъёмный кран – жираф, парашют – семечко одуванчика).

Слайд 11. Самолёт – птицы, лодка – утка, поезд - гусеница (Правильность ответов проверяется стрелочкой).

Слайд 12. Спасибо за внимание!

Вот какие молодцы, всё правильно назвали. А теперь переходим к следующему заданию от Незнайки.

8. Дидактическая игра «Подбери картинку» Задание 4.

Детям раздают карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком, а другая половина пустая. Ребёнок должен подобрать картинку с тем объектом природы, по подобию которого человек создал предмет, изображённый на другой половине, и расположить её в пустой клетке.

III.Заключительная часть

9.Подведение итогов

Дети и воспитатель пишут письмо Незнайке, в котором сообщают, что его задания очень интересные и ребята их выполнили. Благодарят Незнайку и приглашают в гости.

Нам нужно написать Незнайке ответ. Что мы ему напишем? Я предлагаю начать так: «Дорогой Незнайка! … Нам понравились твои задания, они очень интересные, и мы с увлечением их выполняли. Спасибо тебе большое. Приезжай к нам в гости, мы будем очень рады встретиться с тобой. До свидания».

О каких предметах мы говорили сегодня? А чем же они так интересны и почему удивительны? Ребята, кто же нам прислал письмо?

Получилось у нас выполнить все задания Незнайки?

Понравилось вам выполнять задания?

Что больше всего вам понравилось?


Коррекционно- развивающее занятие
по ознакомлению с окружающим миром
во 2 классе

На тему: «Предметы природного и рукотворного мира»

Коррекционно- развивающее занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Предметы природного и рукотворного мира»

Задачи:

Образовательные:

    учить детей называть и различать предметы природного и рукотворного мира, понимать вопрос и отвечать на него;

Коррекционно-развивающие:

    развивать мышление, внимание;

Воспитательные:

    воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

Материал и оборудование:

Посылка, письмо, предметные картинки и игровой плакат, дидактическое лото.

Ход урока

I . Подготовительная часть

1) Организационный момент

Здравствуйте ребята!

Мотивация учебной деятельности – сюрпризный момент

У меня в руках небольшая посылка от малышки Всезнайки. Она хочет все знать и снова прислала нам новые вопросы. Давайте посмотрим, что в ней.

Какие-то картинки? Тут еще есть письмо с заданием: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я уже знаю много разных предметов, но не знаю откуда они взялись. Я вам высылаю картинки предметов, помогите мне понять, как появляются разные предметы. Заранее спасибо!»

II . Основная часть

1) Объяснение нового материала

Какой интересный вопрос нам задала Всезнайка! Давайте мы с вами поможем Всезнайке понять, как появляются разные предметы.

Одни предметы, которые нас окружают, можно отнести к предметам, которые человек получает от природы и не делает своими руками. Их мы назовём « предметами , созданными природой» . Т.е. предметы природного мира. К природному миру относятся все овощи, фрукты, животные, деревья, птицы и многое другое, что создала природа.

- Предметы природного мира мы с вами будем обозначать вот таким символом - (на плакат вывешивается символ «зачеркнутая ладошка»)

Другие предметы, которые человек делает своими руками, можно назвать « предметы , созданные руками человека» . Т.е. предметы рукотворного мира . К рукотворному миру относятся посуда, мебель, одежда, транспорт и все, что человек делает своими руками.

- Предметы рукотворного мира мы будем обозначать вот таким символом – (на плакат вывешивается символ «ладошка»)

2) Практический этап

Давайте посмотрим картинки Всезнайки и определим с вами какой предмет к какому «миру» относится. Дети по очереди подходят к посылке, не глядя берут карточку, называют, что на ней изображено, и поясняют, к какому миру он относится: природному или рукотворному. Затем прикрепляют её на плакат.

Физминутка

3) Закрепление изученного материала

А теперь я предлагаю вам поиграть в лото «Узнай предметы природного и рукотворного мира» и самостоятельно определить к какому миру относятся предметы. (Учитель раздаёт каждому ученику игровое поле и фишки-символы природного и рукотворного мира. Затем учитель обращается к ученикам по очереди и просит взять фишку того или иного «мира» и положить её на нужную картинку. Те ученики, что посильнее, могут выполнить задание самостоятельно)

III . Заключительная часть

    Рефлексивно – оценочный этап

Ребята, кто же нам прислал посылку? (малышка Всезнайка)

Что хотела узнать Всезнайка? (ответы детей)

Как вы думаете, мы с вами смогли помочь Всезнайке? Теперь мы можем отправить Всезнайке ответ на её вопрос.

Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

Ребята, а в следующий раз мы с вами пойдем на экскурсию по территории нашей школы и познакомимся с другими предметами природного и рукотворного мира.



Рассказать друзьям