Праздник родословной «Шежере байрам» План-конспект мероприятия Петрова Т.М. Внеклассное мероприятие «Дерево держится корнями, а человек семьей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Общешкольное мероприятие посвящено изучению родословной, что требует большой подготовительной работы: изучения истории своего рода, составления "Древа жизни", написания сочинений о своих бабушках и дедушках. Такая работа воспитывет в детях любовь и уважение к своему роду, семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Галиуллина Гузэль Кабировна , учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан

Общешкольное мероприятие «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

1 вед .

Кем был твой прадед. Кем твой дед?

О чем они мечтали?

Каким был скромный их обед?

Что в будни надевали?

Каким был род занятий их?

К чему они стремились?

Что вызвало бы дружный смех?

И как они женились?

Какие испытания им

Достались на веку?

Как до Парижа дед дошел

В башкирском том полку?

И, если все узнаешь ты,

Изучишь древний род,-

Полюбишь Родину свою,

Полюбишь свой народ.

2 вед.

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о шежере. Что же это такое? Что вы узнали об этом на уроках культуры Башкортостана, родного языка?

(Ответы учащихся.)

Итак, шежере означает «родословная». А каково его происхождение?

3 вед.

С древнейших времен у многих народов сложился обычай изустной передачи, а позже письменной фиксации родов и племен. На этой основе возникли европейские хроники, скандинавские саги, славянские летописи, а также памятники тюркских и других восточных народов в виде шежере – родословных.

Башкирские шежере – своеобразные письменные памятники, относящиеся к 15-18 векам и к более ранним периодам. В эти записи башкиры вносили имена предводителей своих родов, включали сведения об исторических событиях, имевших место при том или ином родоплеменном вожде, о жизни и быте народа.

4 вед.

Шежере - это первый рукописный памятник, созданный самим народом о своей истории. Если иметь в виду, что письменные памятники каждого народа создавались на фольклорной основе, то можно предположить, что шежере появились в виде легенд и преданий о пророках и отдельных личностях, известных истории. Говоря иначе, шежере - это устно - поэтическое творчество, бытующее в письменной форме. В первое время шежере, видимо, как и все традиционные формы башкирского фольклора, из поколения в поколение передавалось в устной форме.

5 вед.

Патриархально-родовые отношения предписывали знание и почитание своих предков. По традиции каждый башкир должен был знать свою родословную, по крайней мере, до седьмого колена. Сведения о наиболее авторитетных старейшинах и значительных событиях в жизни рода хранились в памяти людей, эта незаписанная история передавалась из поколения в поколение изустно. Позднее, с распространением среди башкир письменной культуры, шежере получили свое письменное оформление.

6 вед.

Шежере, как и тамга (родовой знак), птица и дерево, считалось необходимым атрибутом, т.е. необходимым, постоянным признаком рода (племени). Своим шежере башкиры очень дорожили. Оно хранилось, как правило, у самых уважаемых старожилов аула, его потеря считалась большим позором, о местах его хранения знали лишь несколько человек.

Во времена Золотой Орды и позднее борьба башкир за сохранение патриархально- родовых отношений и своей самостоятельности превратила шежере в полуофициальный документ.

После присоединения башкирских племен к Русскому государству и получения ими грамот от Ивана Грозного на земельное владение шежере приобретали часто характер юридического документа.

7 вед.

Есть разные типы шежере. Одни дают лишь перечень имен. Другие перемежаются упоминанием важных событий, на фоне которых изображается история рода. Этот тип шежере является наиболее ценным историко-литературным памятником. Лучшие образцы этого жанра представляют собой неповторимое, национально-самобытное явление письменной литературы.

Башкирские шежере носят энциклопедический характер: они содержат различные сведения по истории и быту народа и отдельных родов, описание обычаев и нравов, юридических и морально-этических норм, образцы народного творчества.

Шежере – по-арабски – дерево – произведение, дополняемое и расширяющееся. Подобно дереву, оно отпускает все новые и новые ростки и ветви. За несколько поколений шежере дополняются, однако начальные части сохраняются в первозданном виде. Внесение изменений в то, что написано предками и аксакалами, считалось недопустимым.

8 вед .

С 16 века в значительных по объему шежере чаще появляется подробное описание исторических событий. Фиксация увиденного или услышанного не превращает шежере в сухой летописный материал. По своему характеру они тяготеют скорее к исторической повести, в них налицо оценка деяний рода, отношений к истории народа в целом. Вместо пересказа событий составитель шежере облекает их в красочную литературно-художественную форму, при недостатке материала прибегает к домыслу и фантазии. Таким образом, во многих шежере документальность сочетается с художественностью, факт с вымыслом. Таковы, например, объёмистые шежере родов Юрматы, Мин, Бурзян, Кипчак, Табын, являющиеся в какой-то мере художественным отражением истории башкир, образца их жизни, межродовых отношений.

Этот тип шежере демонстрирует переплетение стилей исторического сочинения и художественного повествования.

9 вед.

Отдельные шежере охватывают довольно большой исторический период. Например, шежере рода Айле содержит трактовку событий, начиная с древнейших времен до 18 века, включая период господства Золотой Орды. В кипчакских шежере эпоха кипчакских объединений и последующие события 14 - 16 веков отражены в тесной связи с историей башкир. Стремление осветить историю башкир в единстве с историей родственных народов, показать их мирные отношения с соседями и совместную борьбу за свободу придают шежере патриотическое и интернациональное звучание.

10 вед.

В древности, когда шежере передавалось из уст в уста, целям быстрого запоминания и длительного сохранения его в памяти наиболее соответствовала форма исполнения в виде кубаира. В дальнейшем в связи с письменным оформлением и превращением в полуофициальный

документ, за шежере закрепляется исключительно прозаическая форма.

Башкирские шежере - это уникальный памятник духовной культуры народа. Учитывая это, правительство РБ 10 мая 2006 года приняло постановление, по которому рекомендовано ежегодное проведение народного праздника "Шежере байрамы".

11 вед.

В наше время возрождается интерес к родословной, большинство людей стремятся хорошо знать историю своего народа, помнить имена своих предков до шести-семи поколений.

Каждый из нас получил задание составить дома шежере с помощью родителей. Что у нас получилось, мы видим по рисункам. Давайте послушаем некоторых ребят.

О своей родословной рассказывает…

12 вед.

Как вы видите, ребята, шежере можно представить в нескольких формах. Некоторые из нас сделали в форме таблицы (демонстрация шежере...

), некоторые в виде лучиков (…), а большинство - в виде дерева.

Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А ваши родители, бабушки и дедушки – это могучие стволы и корни вашего семейного дерева.

Из старинных шежере можно узнать самые разнообразные и интересные исторические сведения о своих предках.

Давайте послушаем, что вам еще удалось узнать о своих предках?

(Чтение сочинения Гибазетдиновой Алсу, Хуршудян Лилит.)

13 вед.

Итак, шежере - это родословная рода. Чтобы написать родословную, мы должны знать о своей семье. А семья не может существовать отдельно от общества, страны. Семья – это часть общества. Общество, страна как большая семья. В нашей стране проживают люди разных национальностей. И каждый народ старается сохранить любовь к родному краю, к родной литературе, к родной речи.

А это начинается с самого малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Поэтому каждый из вас должен стремиться к тому, чтобы получше изучить свою родословную, гордиться своими предками.

14 вед.

В семейном кругу мы с вами растем,

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем.

Основа основ - родительский дом.

15 вед.

Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя нарекли именем. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Например, слово «семья» можно разделить на два слова - «семь» и «я». И тогда оно как будто говорит нам: «Семья - это семеро таких же, как я». И правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядсм, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия. А когда же родилась ее величество семья? Оказывается, давно. Когда-то о ней не слыхала земля, но..

16 ведущий, ученик и ученица читают по ролям стихотворение.

Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихо ответила: «Я!»

«Кто их воспитает, царица моя?»

И Ева снова ответила; «Я!»

«Кто пищу сготовит, о радость моя?»

И Ева снова ответила: «Я!»

«Кто платье сошьет? Постирает белье?

Меня приголубит? Украсит жилье?»

«Я, я - снова вторила Ева, - я, я...»

С этой поры и родилась семья!

17 вед .

Поздравляю тебя, семья! У тебя давние и глубокие корни. У тебя высокая крона, устремленная в будущее.

18 вед.

Почитать родителей - значит: в детстве - их слушать, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Если заповедь эта исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды! Бывает, что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.

Стихотворный монтаж в исполнении учеников.

1 ученик

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож...

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

2 ученик

Там, где дружная семья,

От счастья кружится голова!

Там, где дружная семья,

Лица светятся улыбкой,

Словно звездочки горят!

Там, где дружная семья,

Спорятся отлично все дела!

Там, где дружная семья,

Удач тропинка пролегла!

3 ученик

Волшебный символ жизни - семья,

В нем капелька Отчизны, в нем - я,

В нем мама, папа, братик, сестра,

В нем маленький квадратик двора.

В нем - солнце, и березка, и дом,

В нем все тепло смеется кругом.

Семь нот волшебных песни, семь фраз.

Чтоб солнца свет чудесный не гас,

Смеялись громко дети земли,

Продолжить род священный могли.

4 ученик

И в этот праздник счастья всех нас

Мы поздравляем прямо сейчас,

Пусть крелкой будет наша семья –

Иначе жить на свете нельзя!

Семья - поистине высокое творенье.

Она заслон надежный и причал.

Она дает призванье и рожденье.

Семья для всех - основа всех начал. Звучит песня «Родительский дом»

Заключительная часть.

1 ученик

И у учителей, и у наших родителей, ребята, главная забота, чтоб мы выросли хорошими людьми. И для этого они прикладывают все силы. Любовью и терпением наших родителей достигается семейное согласие, непрестанным трудом - достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить!»

2 ученик .

Да, семья – это дом. Это свято. Семья – это мама и папа, бабушки и дедушки, дети. Это любовь и забота. Труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции.

3 ученик .

Род- это одна большая семья. У каждого рода есть свое начало.

Откуда род берет свое начало?

Коль хочешь, чтоб фамилия звучала,

С любовью посмотри в родные лица

Узнай побольше, будет чем гордится.

4 ученик.

Помни землю свою и предков.

Чтоб не оказаться в ряду безродных.

5 ученик

Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о семье, о своих предках. Для этого мы написали сочинения, разучили песни, полдготовили выставку фотографий. Надеемся, после этого праздника вы больше заинтересуетесь своими корнями, больше будете уважать и почитать своих предков, ведь они- наши корни. А теперь приглашаем вас спеть с нами песню «Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались».


Алфёрова А.В., МКОУ Подгоренская СОШ №1/ технологическая карта внеклассного мероприятия по истории в 5 классе

Тема урока : «Моя родословная»

Учитель: Алфёрова Анна Владимировна, учитель истории и обществознания

Школа: МКОУ Подгоренская СОШ № 1 Подгоренского муниципального района Воронежской области

Внеклассное мероприятие

Класс: 5

Технология: поисково-исследовательская

Ресурсное обеспечение урока: раздаточный материал, исследовательские работы учащихся «Моя родословная», медиа - альбом, мультимедийный проектор.

Формы и методы обучения : индивидуальная работа с использованием различных источников, анализ и обобщение.

Цель: Стимулировать интерес учащихся к изучению родословной своей семьи.

Задачи:

    познакомить детей с понятиями «генеалогия», «поколение», «род» и «родословная»;

    способствовать развитию ассоциативного мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки, делать выводы;

    способствовать формированию семейных ценностей, любви к близким, укреплению связи поколений, воспитанию уважения к семейным традициям.

Предварительная подготовка:
Составление учащимися генеалогического дерева своей семьи, оформление выставки «Семейные реликвии», исследование старых семейных фотографий и создание интерактивного альбома.

Основные этапы урока:

    Вступительное слово учителя, учащихся.

    Выступление детей со своими исследовательскими работами «Моя родословная».

    Представление исследований «Семейная фотография» через интерактивный альбом.

    Выступление детей со своими исследовательскими работами «Семейные реликвии».

    Рефлексия. Подведение итогов.

Ход мероприятия

    Вступительное слово учителя.

«Я такой же, как люди, жившие до меня, и в тоже время, я – это я и никто другой».

На Руси, как древней, так и современной, то есть России 20 века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни.

Что такое родословная?

Выступление эксперта:

Родительский дом, родители, род… Род – это ряд поколений, происходящих от одного предка. Синонимами понятия « потомство » является порода, родня, родственники.

Родство бывает кровное родовое - по общему предку, свойственное (сватовство) - по брачным союзам, духовное (крестные, кумовья)- по восприятию от купели. Различают родство по мужскому и женскому колену.

Итак, родословная, или, как говорили раньше, «родословие» - это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.

Учитель: Знание истории семьи так же нужно для определения происхождения вещей из семейной коллекции. Если всерьёз заняться историей своей семьи, то каждого из вас ждут интересные открытия.

Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «уваженье к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости». Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви одного дерева. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства.

А сейчас мы начнем знакомить наших гостей с той работой, которую вы проделали, составляя своё генеалогическое дерево !

()

Учитель: Большое дело вы сделали, исследовав свой род . Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств. И традиция узнавать о своих предках, свою родословную – эта традиция возвращается в наши семьи. И пусть вы насчитали 16, 20-45 имён. Не важно количество, а важно то, что вы прикоснулись к истории своих предков, к своему роду, к родовому гнезду.

А сейчас послушаем совет практиков, как продолжить начатую работу.

Практик: Приступая к работе, заведите себе папку, конверты, куда вы будете складывать фотографии, документы черновики. Клей лучше не применять, чтобы не портить ценные документы. Для наклеивания нужно пользоваться фотоуголками, липкими краями от марок. Фотографии следует подписать (кто изображен на них, время)

Можно записать любые воспоминания о жизни и поступках членов ваших семей, различные случаи, предания, истории.

Учитель: В нашем Подгоренском районе создана КНИГА ПАМЯТИ, в которую занесены имена наших дедов и прадедов, которые защищали нашу Родину во время ВОВ. Одна из веточек на вашем родословном дереве связана с войной.

(Ребята рассказывают о своих исследованиях )

Ученик:

Храни семейные альбомы,

Слуг верных памяти своей!

Благодаря им в вашем доме –

Тревожный отблеск прошлых лет.

Со снимков, бледных, пожелтевших,

Глядят на нас с тобой в упор

Глаза родных, давно умерших,

Но не забыть их до сих пор!

Учитель: Семейный альбом. Семейные фотографии. Это наша история в лицах, наша судьба, судьба и история нашей страны.

О чём нам могут рассказать старые фотографии?

(Выступления ребят со своими интерактивными альбомами.)

Учитель: Да, особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты лица, цвет глаз, волос, линии рта и носа. Рассматривая фотографии предков, мы видим черты сходства. Часто можно услышать, как родственники говорят, восклицают: Ну, вылитый дед или бабка! Ну и характер – копия прабабушка!» или что-то похожее на эти восклицания.

Семейная связь времён – это тайные нити, которые связывают сегодня с прошлым. Очень интересно рассматривать уникальные старые вещи, которые когда-то держали руки родственников. Это и учебники, по которым учились, почётные грамоты за трудовые достижения и успехи в спорте, старые газеты, это туфельки и платьица, в которых наши бабушки бегали в клуб на танцы. Старые родные вещи. А теперь это музей.

Семейная реликвия? Что это такое?

Почему мы многое храним в своих семьях? Не выбрасываем!

(Выступления ребят с исследованиями о своих семейных реликвиях)

Учитель: Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.

Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками, дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.

Рефлексия.

Что вы узнали нового и интересного, исследуя свою родословную?

Что вам понравилось или не понравилось?

Что бы вы ещё хотели узнать? (Ответы учащихся)

Учитель: Сегодня, ребята, вы выступили в роли исследователей, археологов, рассказчиков, историков. Вы совершили увлекательное и познавательное путешествие в прошлое своей семьи, а значит и в прошлое нашей Родины. Запомните навсегда древнюю мудрость: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости».

Семейная родословная

Родительское собрание - праздник

Школа МБОУ «Пригородная СОШ»

Класс 2- а

Учитель Козлова Наталья Николаевна

Ход мероприятия

Вступительная часть

Звучит фонограмма песни «Родительский дом»

Всё начинается с семьи...

Призывный крик ребёнка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы...

Всё начинается с семьи...

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Уменье сострадать и сложность в жизни видеть...

Всё начинается с семьи...

Сергей Шарин:

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать, идти и ошибаться.

И так всю жизнь!

Но только не сдаваться!

Всё начинается с семьи...

Основная часть

Если вам плохо, если трудно, если вас обидели - кто вас приласкает, приголубит, поймёт и утешит? Конечно же, ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди - семья. Когда мы с вами беседовали, вы говорили, что семья является для человека самым важным в жизни. А как вы думаете, ребята, все ли семьи одинаковые? (ответы детей)

Они все разные, они отличаются друг от друга не только количеством детей, но и интересами, обычаями, привычками, традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Человек рождается на свет, растёт, задумывается: « Кто я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция сейчас возвращается в семьи.

Вообще, составление и ведение родословной издавна являлось частью традиционной культуры многих народов России. Когда земли и имущество стали передавать по наследству, ведение родословной стало очень актуальным. Поэтому чаще всего ее составляли высшие слои общества. Однако родословную старались вести во всех семьях, независимо от их сословной принадлежности. Крестьяне, ремесленники, казаки бережно относились к родословной. Владевшие грамотой записывали ее, например, на оборотной стороне старинных семейных икон, неграмотные передавали память о своих предках устно, как сказки, былины или пословицы.

Вы оформляли свои родословные в виде дерева. Посмотрите на это дерево, оно олицетворяет ваш род — с одной стороны кроны — прародители по маминой линии, а с другой — по папиной. Знаете, почему именно дерево стало основой вашей семейной родословной? Потому что оно имеет корни — это ваши предки — и ветви — это молодые поколения. Корни — это те, от кого пошел ваш род.

На самом верху ребёнок, ниже его родители (мама и папа), ещё ниже родители родителей (ваши бабушки и дедушки), корни - самое старшее поколение.

Вот мы с вами тоже попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 имен, как у А. С. Пушкина, но и наши листочки на деревьях говорят о большой проделанной работе. Послушаем выступление Шарина Сергея о его родословной.

Выступление Шарина Сергея о его родословной.

Славная вещь - родословное дерево. Когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в хорошей дружной семье, и семья его воспитала честным, порядочным, уважающим своих родных, заботящимся о них.

Многие из вас составляли родословные. Дам вам совет: не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение, пусть это станет вашей доброй семейной традицией.

Кроме этого, можно составить родословную летопись, или, как ее называют, роспись. Например, как у Киркиж Вероники. Летопись можно оформить в виде свитка с печатью. В росписи можно изложить основные сведения о каждом из членов рода, рассказать о его достоинствах и достижениях. Сведения, которые включают в родословное описание, представляют собой рассказы о том, где человек воспитывался, какое образование получил, где жил и в какие годы, указываются места работы или службы, звания, должности. Если какой-либо представитель рода участвовал в войнах, сражениях, то необходимо пояснить, где и когда это происходило. Важно также указать, имел ли он награды. Дополнением к росписи могут быть фотографии и портреты. Они обязательно должны быть подписаны: кто на них изображен, когда и где. Роспись можно приклеить к ватману с «генеалогическим деревом» и хранить в семейном архиве.

Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы называете своей семьёй. Семья - это группа родственников, живущих вместе. Сколько же их, этих родственников? Давайте считать.

Даня Аброщенко:

Кто живет в большой квартире? Четверо мужчин.

Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын.

Ещё красавица живет

С родными неразлучно.

Один из них её зовет

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовёт её другой,

А третий - милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называет мамой

Мужчина младший самый.

Сколько человек в этой семье вы насчитали? (5 человек) Почему? Кто они?

Игра «Узнай родственников»

Надо собрать пары карточек, например: дедушка - это папин папа.

Надписи на листочках: «Бабушка, мамина мама», «Бабушка, папина мама», «Дедушка, мамин папа», «Дедушка, папин папа», «Тетя, мамина сестра», «Дядя, папин брат», «Мама», «Папа», «Двоюродные братья, тетины дети», «Дядя, тетин муж», «Троюродная сестра, дочь двоюродного брата», «Племянники, дети брата или сестры» и т. д.

Я хочу обратиться к нашим гостям и узнать, как они знают своих родственников.

1. Брат жены. (Шурин.)

2. Брат мужа. (Деверь.)

3. Сестра мужа. (Золовка.)

4. Сестра жены. (Свояченица.)

5. Мать жены. (Теща./

6.Отец жены. (Тесть.)

7.Мать мужа. (Свекровь.)

8.Отец мужа. (Свекор.)

9.Дочь брата или сестры. (Племянница.)

10.Брат отца или матери. (Дядя.)

11.Сестра отца или матери. (Тетя.)

12.Жены двух братьев. (Свояченицы.)

13.Мужья двух сестер. (Свояки.)

14.Матери жены и мужа. (Сватьи.)

С родственными связями разобрались.

Есть одна ниточка, связывающая все поколения, - это мать, мама. Что может быть на свете дороже мамы? Сейчас мы послушаем рассказы, которые дети составили, выполняя проект «Профессии»

Бойкова Вера

Стихотворение о маме

У меня такая мама -
Все завидуют, я знаю!
Ты зайди сегодня в гости -
Мама нынче выходная...
Позовет к столу нас мама,
Скажет нам: садитесь, дети!
Там с тобою мы увидим,
Что всего вкусней на свете.
Там пирог разлегся важно,
Он с румяными щеками,
Брови сахаром сверкают
Под изюмными глазами.
Мы запьем пирог чудесный
Свежим чаем золотистым,
А потом мы всю посуду

Перемоем чисто-чисто.
Так мне хочется на маму
Быть во всем, во всем похожей!
И моя подруга шепчет:
"И мне тоже, и мне тоже!"

Выступление Рудницой Русланы «Моя мама - медсестра»

Выступление Саркисовой Мйи «Моя мама - зооинженер»

Выступление Логуновой Жасмины «Моя мама - швея»

Выступление Синицына Романа «Моя мама - повар»

А что мы знаем о наших папах? Кто они? Какие они?

Ворсина Эля

Стихотворение о папах

Наши папочки не хуже:

Могут кашу, щи сварить.

И для дома все, что нужно,

Могут быстро смастерить.

Наши папы - мастера,

Машинисты, доктора...

Одним словом - удальцы!

Наши папы - молодцы!

Выступление Синицына Романа «Мой папа - художник»

Выступление Горевой Ксении «Мой папа - спасатель»

А у ваших родителей есть родители? Как вы их называете? Дети: Бабушки и дедушки. Верно. Послушаем стихотворения о них.

Васина Лера и Иванова Катя:

У бабушки и дедушки все время интересно:

Мы с дедом чиним лестницу и напеваем песню,

Мы с бабушкой на кухне стряпаем оладушки,

А после в огороде цветы сажаем с бабушкой.

У бабушки и дедушки, что хочешь разрешается.

Здесь на диване прыгаем, подушками кидаемся.

А бабушка и дедушка на нас не обижаются,

Они и не ругаются, а только улыбаются.

Остаться бы у бабушки, у дедушки б остаться,

Но папе с мамой скучно, и надо возвращаться.

А в воскресенье снова приехать в этот дом,

Где бабушка нас встретит любимым пирогом.

Семёнова Ксения:

Стихотворение о бабушке

А у бабушки моей - волосы седые,

А у бабушки моей - руки золотые.

И в заботах целый день рук не покладает:

То на спицах вяжет шарф, то носки латает.

Ни одной минуты нет у нее свободной.

Я без дела не сижу, помогаю тоже,

Потому что на нее быть хочу похожей.

Вы помогаете бабушкам, бабушки - вам. В нашей сценке бабушки тоже помогают своим внучатам.

Сценка « Бабушки и внуки»

Две старушки (Лисицына Софья и Горева Ксения)

1. Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

2. Да что ты, я ещё уроки не сделала...

1 .Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты ж сто лет как школу кончила!

2. Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат. Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.

1.Правда? Это ты их так балуешь?

2.Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.

1..О, действительно строго.

2.Так что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой. Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм - гм... « У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том...»

1.Так, хорошо.

2.И днём и ночью пёс ученый...

1. Какой пёс?

2.Ну, я не знаю, какая у него порода.

1.Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!

2.А-а! Поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том; и днём и ночью кот учёный...»

2.С авоськой ходит в гастроном.

1.С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?

2.Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.

нашу честь какую - нибудь единицу назовут?

1. Её уже назвали.

1.Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки.

Дедушки - тоже самые близкие ваши друзья. О своём дедушке нам расскажет Федотов Максим.

Выступление Федотова Максима "Мой дедушка"

И про бабушек вы рассказывали в своих проектах. Мне очень понравилось, как вы хорошо о них отзывались. Послушаем рассказ Лисицыной Сони о её бубушке.

Выступление Лисицыной Софьи «Моя бабушка»

Ребята, в своих работах вы использовали фотографии из семейных альбомов. Как вы думаете, почему, зачем? Собирать и хранить семейные фотографии - это семейная традиция. Фотографии надолго оставляют память о дорогих людях, о важных событиях в семейной жизни. Алёна и Эля расскажут нам о своих семьях по фотографиям работ «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья».

Выступление Филатовой Алёны «Моя семья»

Выступление Ворсиной Эльвиры «Моя семья»

А какие ещё семейные традиции есть у вас в семье, поделитесь с нами, расскажите. (Ответы детей и родителей).

Семейные традиции - это и оформление семейного альбома, и совместные обеды, чаепития, походы, праздники, семейные чтения. Семейные альбомы относятся к семейным реликвиям. Наверное, в каждой семье существуют такие предметы, которые передаются из рода в род, от прабабушки к бабушке, от матери к дочке. Какие предметы могут относиться к семейным реликвиям? (Ответы детей и родителей). Женя нам расскажет о такой семейной реликвии, как дедушкины награды.

Выступление Невровой Евгении «Дедушкины награды»

Музыкальная пауза.

Ученики исполняют частушки.

1. Мы веселые ребята,

Мы частушки вам споем.

Коль понравятся куплеты,

Мы еще их пропоем.

2. Дорогие наши мамы,

Мы всегда гордимся вами,

Умными, спокойными.

Будем вас достойны мы.

3. Наши папочки веселые

Ну а если надо будет,

Могут «яблочко» сплясать.

4. Папа пишет сочиненье,

Дед решает уравненье -

Все с уроками сидят.

Вот семейный наш подряд!

5. Баба Зина - чемпион,

B кулинарном спорте

Всех сразил «наполеон»

Сто слоёв ведь в торте.

6. Любит музыку мой папа,

От него не отстаю;

Он играет на гармони,

А я песенки пою.

7. Деда очень уважаю,

Смело вам могу сказать!

Очень трудные задачи

Будем вместе мы решать.

8. Мама с папой и братишка

Вот она моя родня

Ох, спасибо, дорогие

Что вы есть все у меня

9. Мы частушки вам пропели,

Больше делать нечего.

Мы пойдем, а вы сидите

До другого вечера.

Творческая работа «Родословное дерево класса»

Мы с вами говорили о ваших семьях, но есть ещё одна семья, которая появляется у вас тогда, когда вы приходите в школу - это ваша классная семья. Мы с вами тоже имеем своё имя - название, свои традиции, маму. Давайте все впишем свои имена одной нашей семьи в родословное дерево нашего класса. Возьмите по яблочку и впишите свои имена и фамилии. Приклейте своё яблочко к нашему дереву. Корни нашей яблони - это ваши родители. Помните и об этой семье, никогда её не подводите.

Торжественные награждения.

За этот год у нас в школе прошло очень много интересных конкурсов, выставок, проектов. Вы были их участниками. Самые активные участники сейчас будут награждены грамотами и медалями.

(Награждения за участи в жизни школы)

Заканчивается учебный. Вы переходите в 3 класс. В связи с этим вам вручаются свидетельства об окончании 2 класса.

(Вручение свидетельств об окончании 2 класса)

Сегодня мы говорили о семье, о самых дорогих каждому из нас людях.

Есть у нас в русском языке такое выражение «Иван, не помнящий родства». Как вы думаете, кого так называют? (Дети высказывают свои предположения)

Верно, Иваны, не помнящие родства, — это те, кто забывает своих предков, те, кто не уважает и не знает истории своего народа. Стыдно быть таким «Иваном». Но мы-то с вами не такие. Поэтому мы продолжим составлять наше «генеалогическое дерево». Будем чтить семейные традиции, хранить реликвии и передавать их из поколения в поколение.

Сценарий итогового праздника «Моя родословная»

Цели: воспитание понимания ценности семьи в жизни человека;

Развитие семейного творчества, сотрудничества

семьи и школы;

Воспитание у учащихся чувства любви и уважения

к родителям, гордости за свою семью.

Ход мероприятия.

Звучит фонограмма песни «Родительский дом».

Учитель: - Никто из нас не свалился с луны. Все мы - ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева.

Дорогие друзья! Сегодня наш вечер посвящен теме «Моя родословная». Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать сегодня, - «семья».

Что такое родословная? (Перечень поколений одного рода.)

Что такое род? (Ряд поколений, происходящих от одного предка.)

Кто такой предок? (Древний родственник по роду.)

Учитель: В Средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родослов­ное дерево и герб. Для того что­бы составить генеалогическое дерево, нужно было хорошо знать своих предков. Рыцари не могли участвовать в турнире, если не предоставляли герб своего рода.

А может кто-то из вас назвать имя своей прабабушки?

Знаете, откуда она родом?

^ Выступающий, садится в «кресло памяти». Делятся впечатлениями и дети, и родители. Остальные сидят вокруг выступающего.

Учитель: - Много интересного узнали мы о ваших родственниках.

А кто же те родственники, которые живут вместе с вами?

Семья - группа родственников, живущих вместе (С И. Ожегов).

Их может быть разное количество. Я предлагаю вам посчи­тать, сколько родственников в стихотворении

Раз, два, три, четыре

Кто живет в большой квартире?

Четверо мужчин.

Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын.

Еще красавица живет

С родными неразлучно.

Один из их ее зовет

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовет ее другой,

А третий - милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называет мамой

Мужчина, младший самый.

(5 человек.)

^ Семейные конкурсы

1. Конкурс «Пословицы».

При солнышке тепло… (а при матери добро).

Мать кормит детей… (как земля людей).

Нет лучше дружка… (чем родная матушка).

Живы родители – почитай… (умерли - поминай).

У, детины заболеет пальчик … (а у матери - сердце).

Хозяюшка в дому... (что оладушек в меду или пчела в саду).

Дом вести... (не бородой трясти).

Каково на дому... (таково и самому).

Не красна изба углами... (красна пирогами).

В гостях хорошо... (а дома лучше).

Птица радуется весне... (а младенец матери).

Учитель: Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорит пословица «Не надобен и клад, коли в семье лад»

^ Сценка «Мир в семье всего дороже».

Жили-были Дед и Баба.

Жили, не тужили.

Сухарь чаем запивали,

Один раз в месяц колбасу жевали.

И все ладно бы, да Курочка-невеличка

Взяла и снесла яичко.

Яичко не простое,

Яичко золотое.

А теперь по нашим ценам

И вообще оно бесценно.

На семейный, на совет:

Собрал Внучку с Бабкой Дед.

Дед. Так и так. Такое дело.

Что с яичком этим делать?

Может, скушать? Иль продать?

Иль на доллары сменять?

Может, чтоб упали стены,

Центр музыкальный купим современный?

Бабка. Что ты, дед?! Побойся Бога!

Музыка не стоит много!

Лучше купим телевизор,

Пылесос или транзистор

Иль возьмем телегу мыла,

Чтобы в доме чисто было.

Внучка. Может, купим мне духи?

Обалдеют женихи!

Иль французскую помаду?

И житейский шумный спор.

То не се, да то не так.

Дед. Ты балда!

Свет такого не видал!

Только Курочка молчит,

Около стола стоит.

Курочка. Ну, никак не ожидала

Стать причиною скандала.

Чтобы это прекратить,

И, крылом взмахнув легонько,

Яичко на пол уронила,

Вдребезги его разбила!

Плачет Внучка, плачет Баба...

Внучка и Бабка.

Вывернул с дырой карманы.

Дед. Нету денег, ну и что же?!

(Вместе) - Мир в семье всего дороже!

Учитель. - Да, мир и дружба в семье всего дороже. А знаете ли вы своих родственников?

^ 2. Конкурс «Кто это?»

Вопросы:

1. Брат жены. (Шурин.)

2. Брат мужа. (Деверь.)

3. Сестра мужа. (Золовка.)

4. Сестра жены. (Свояченица.)

5. Мать жены. (Теща.)

6. Отец жены. (Тесть.)

7. Мать мужа. (Свекровь.)

8. Отец мужа. (Свекор.)

9. Дочь брата или сестры. (Племянница.)

10. Брат отца или матери. (Дядя.)

11. Сестра отца или матери. (Тетя.)

12. Жены двух братьев. (Свояченицы.)

13. Мужья двух сестер. (Свояки.)

14. Матери жены и мужа. (Сватьи.)

^ 3. Конкурс художников.

Дети рисуют на доске по заданию.

Нарисуйте круг большой,

Сверху маленький такой,

На макушке ушка два -

­Это будет голова.

Нарисуем для красы

Попышней ему усы.

Вот пушистый хвост готов ­

Ты красивей всех котов!

Вы убедились, какие ваши дети прекрасные художники.
^ 4. Конкурс «Музыкальный».

Угадать – о чем или о ком поется в песне и пропеть всем вместе 1 куплет.

1. Если с ним ты вышел в петь. (Друг).

2. Она все лежит да на солнышко глядит. (Черепаха.)

3. Представьте себе: зелененький он был. (Кузнечик.)

4. Он ничего не проходил, ему ничего не задавали. (Антошка.)

5. Они бегут неуклюже. (Пешеходы.)

6. Он бежит, качается. (Голубой вагон.)

7. Рисунок мальчишки. (Солнечный круг.)

8. С нею весело шагать по просторам. (Песня.)

9. От нее станет всем теплей. (Улыбк

Конкурс «Театральный».

Первое задание - пофантазировать и изобразить:

Горячий утюг (первой семье);

Закипающий чайник (второй семье);

Звенящий будильник (третьей семье);

Звонящий телефон (четвертой семье);

Работающий пылесос.

Второе задание - изобразить походку:

Человека, который только что сытно пообедал (пер­вой семье);

Человека, которому жмут ботинки (второй семье);

Человека, который неудачно пнул кирпич (третьей семье);

Человека, который заблудился в темном лесу (чет­вертой семье);

Человека, которого неожиданно разбудил будильник.

Ведущий. Спасибо всем, кто пришел сегодня к нам. Доброго здоровья и успехов во всех начинаниях на­шим любимым мамам, папам, бабушкам и дедушкам.

Мы расстаемся с предметом «Основы светской этики». Я надеюсь, что мы не зря изучали этот предмет. Вы о многом узнали и будете всегда следовать ЗОЛОТОМУ ПРАВИЛУ НРАВСТВЕННОСТИ: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». И «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»!



Рассказать друзьям