Развитие ребенка по месяцам 11 месяцев. Массаж для детей от доктора Комаровского - видео

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В возрасте 11 месяцев развитие ребенка «шагнуло» далеко вперед. Сложно сказать, стал ли проще уход за ним, но карапуз уже многое может: сидеть, ползать, шагать.

Развитие касается и формирования навыков кушать самостоятельно. Яркая чашка непременно заинтересует малыша, и он захочет воспользоваться ей для питья. Кроха стремится все сделать сам, поэтому можно предложить ему ложку. Она тоже должна быть яркой и привлекательной для ребенка.

Старайтесь приучать своего непоседу к чему-то новому, когда он спокоен. Процесс кормления должен доставлять малышу удовольствие и проходить с комфортом. Детская посуда должна быть сделана из качественного пластика и подходить по размеру для ручек ребенка.

Меню остается прежним, а вот порции, предлагаемые малышу, стоит слегка увеличить. Тогда развитие ребенка будет полноценным: к концу 11 месяца он сможет прибавить в весе около 350 г и немножко подрастет.

Семейное меню не вполне подходит для малыша, поэтому торопиться знакомить его с блюдами, приготовленными по рецептам для взрослых, не стоит. А вот совместный прием пищи с мамой и папой за общим столом полезен малышу для развития представлений о семейных традициях.

Спокойная обстановка и присутствие родителей благоприятно влияют на формирование психики ребенка. Мама и папа послужат для него эталоном поведения за столом. Копируя родителей, малыш быстрее научится самостоятельно кушать.

Не проявляйте повышенного внимания к крохе в такие моменты. Казалось бы, ребенок не должен развлекаться при приеме пищи, но ведь он еще маленький. Пусть играет с едой, для развития это необходимо – таким образом карапуз постигает мир.

Что на столе?

В принципе, новых продуктов в меню малыша нет. Питание ребенка в 11 месяцев то же, что и месяц-два назад. Хотя ему уже доступны многие здоровые блюда.

Разумеется, такие продукты, как торты, грибы, шашлык и им подобные, рекомендуется отложить на потом. Все новое вводите в меню постепенно, начиная с чайной ложки. Если замечаете признаки аллергической реакции, немедленно отменяйте новинку.

В 11 месяцев у малыша имеется достаточное количество зубов, чтобы перейти с овощных и фруктовых пюре на мелко порезанные фрукты, ягоды и овощи.

Желудок становится более крепким и способен переварить не только каши, но и мясные продукты. Это могут быть нежирные паровые мясные котлетки, тефтели, отварная курица. Все мясные изделия перед кормлением малыша обязательно нужно порезать на мелкие кусочки. Сочетать их нужно с уже известными ребенку продуктами – овощными пюре, кашами. В этом возрасте лучше не стремиться добавлять новые продукты в меню еженедельно и не экспериментировать с незнакомыми блюдами.

Основу рациона питания малыша в 11 месяцев при правильном уходе должна составлять пища, богатая витаминами и микроэлементами.

Очень полезен витаминный салат, рецепт которого прост: блюдо готовится из тертой моркови и яблока, заправляется сметаной с добавлением пары капель растительного масла. Чтобы салат пришелся малышу по вкусу, можете использовать небольшое количество сахара.

Можно также готовить фруктовые салаты, например, из яблока, банана и , заправляя их натуральным домашним йогуртом.

О важности питья

Рацион в этом возрасте дополняют различными соками, чаем и отварами. Свежие соки можно приготовить самостоятельно, например, из яблок. Не нужно преуменьшать значение обыкновенной воды, которая, как никакой другой напиток, хорошо утоляет жажду.

Правильное питье спасает детский организм от обезвоживания. Ребенок на этом этапе развития пьет около 200 мл воды в сутки.

Из ягод и фруктов по проверенным рецептам. Для приготовления потребуются:

  • ягоды или фрукты;
  • очищенная вода;
  • картофельный крахмал;
  • сахар.

Сначала необходимо пропустить плоды через марлю или мелкое сито, чтобы они пустили сок. Сок отставить, а ягоды залить водой и кипятить минут 15-20. После этого немного остудить и процедить, добавить крахмал и снова постепенно довести до кипения. Когда кисель полностью остынет, влить в него ранее выжатый сок и хорошо размешать. Малышу давать слегка подогретым.

Возьмите на заметку

  1. Многие любят картофель, но часто готовить его не стоит. Перед приготовлением клубнеплоды необходимо около 40 минут вымачивать в холодной воде.
  2. Можно добавлять в детские блюда в малых количествах сахар, соль и свежую зелень.
  3. Нельзя давать жареное, копченое, острое и консервированное (за исключением детских консервов).
  4. Исключите из меню продукты, которые могут послужить поводом для возникновения аллергии. Среди них – мед, орехи, цитрусовые, шоколад.
  5. Режим питания должен предусматривать 5 приемов пищи в день.
  6. Пищу рекомендуется измельчать вилкой.

О грудном вскармливании

В 11 месяцев питание малыша имеет свои нюансы. С одной стороны, детский желудок уже адаптирован ко многим «взрослым» продуктам, и это огромный плюс – многие мамы постепенно отлучают ребенка от груди.

Если есть возможность, кормите кроху грудью как можно дольше – это важно для его развития. В одиннадцать месяцев кормлений может быть два: утром и перед сном. Это наиболее удобный для мамы и малыша режим.

Молоко по-прежнему важно

Молоко и кисломолочные продукты – необходимая составляющая меню ребенка в 11 месяцев. Также необходимо употребление творожка, ведь содержащиеся в нем вещества – строительный материал для костей, зубов и волос.

Касательно коровьего молока для кормления ребенка в возрасте до года мнения специалистов расходятся. Одни говорят, что польза его только для детей после года, другие не рекомендуют давать коровье молоко до 1,5-2 лет.

Продолжают быть актуальными детские каши. Они насыщают организм микроэлементами и утоляют голод. Некоторые малыши отказываются их есть с приближением кризиса годовалого возраста – как раз в 11 месяцев, это закономерное явление в процессе развития ребенка.

Решить проблему можно с помощью творческих идей. Главное – заставить работать детскую фантазию и превратить скучное поглощение пищи в увлекательный игровой процесс.

Как быть с капризами?

В 11 месяцев дети становятся разборчивее в еде. Они могут выбирать за обедом только один продукт, отказываясь от остальных.

Не стоит кормить своего непоседу насильно. Ребенок даст понять, когда проголодается. Этот совет актуален, только если в еде нет длительных перерывов – более трех часов.

Если малыш не проявляет интереса к еде долгое время и выглядит апатичным, обратите внимание на сопутствующие симптомы и попросите помощи у педиатра.

Если ребенок не доел все, что находится в тарелке, ни в коем случае не заставляйте его. Это приводит не только к проблемам со здоровьем (желудок растягивается, а если перекармливать регулярно, со временем не исключено и ожирение, гастрит), но и психологическим – у малыша появляется отвращение к еде.

Кладите в тарелку столько, сколько он съедает – значит, столько и нужно для развития и здоровья детского организма.

С возрастом и аппетит, и вкусовые предпочтения могут измениться. Это также зависит от состояния здоровья, настроения и степени физической активности.

Причиной отказа от еды могут служить «перекусы» в рационе. Булочка, сушка, яблоко на прогулке – для детского желудка немало, и вот за ужином он не съедает и половины предложенного. Поэтому пытайтесь формировать режим питания максимально правильно.

До годика остался всего один месяц. За это время ваш малыш изменился, вырос и очень многому научился. Одиннадцать месяцев – интересный возраст.

С одной стороны, продолжается развитие самостоятельности, малыш все чаще может себя занять, с другой стороны, родителям нужно постоянно следить, как бы маленький шалунишка не наставил себе шишек и синяков.

Важно знать, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, чтобы уделить повышенное внимание «недоработанным» моментам его развития.

Физическая активность вашего ребенка

Многие малыши в это время радуют родителей первыми самостоятельными шагами. Обычно кроха проходит от опоры до взрослого, или от мамы до папы. Если первая попытка закончилась падением, малыш может повременить пару недель, прежде чем предпринять следующую.

Если ваше чадо еще не ходит самостоятельно, не волнуйтесь! В скором времени он освоит и этот навык. Важная информация, если ребенок боится ходить самостоятельно >>>

Физическое развитие ребенка в 11 месяцев характеризуется совершенствованием ранее приобретенных умений. Карапуз продолжает ходить вдоль опоры или с поддержкой взрослого, может перемещаться, толкая впереди себя стул.

Знайте! Чтобы стимулировать развитие равновесия, водите малыша за одну ручку, при этом следите, чтобы локоток карапуза не поднимался выше его груди.

В одиннадцать месяцев можно позволить крошке немного потопать на прогулке. Смена обстановки и ощущений способствует развитию, а хождение по пресечённой местности тренирует мышцы ног, спины и пресса.

Чтобы гулять с малышом с удовольствием, обязательно прослушайте наш курс Внимание: прогулка !

Психомоторное развитие ребенка в одиннадцать месяцев ведет к улучшению координации движений: малыши реже падают, не так часто стукаются о различные предметы, им становится проще вынуть из коробки определенную игрушку.

Игры в одиннадцать месяцев

В этом возрасте все более заметной становится разница в развитии мальчиков и девочек. Они предпочитают разные игрушки, играют в разные игры.

Девочки:

  • Приходят в восторг от кукол, колясок, мягких игрушек. Они любят наряжаться: сами надевают шапочки, могут выбрать платье и попросить, чтобы вы его на них надели;
  • В одиннадцать месяцев ребенку интересны сюжетные игры: катать коляску, укачивать куклу, кормить с ложечки мишку: это все то, что должны уметь девочки;
  • Некоторые маленькие модницы уже пытаются примерить мамину обувь или воспользоваться косметикой, аксессуарами для волос.

Мальчики:

  • Предпочитают более шумные игры, они энергичнее и любознательнее;
  • Любят мячики, каталки, машинки;
  • Не задерживаются долго на одном занятии, быстро находят для себя что-то более интересное;
  • Увлекаются музыкальными игрушками, могут по многу раз нажимать на клавиши и слушать звуки или мелодии;

Подробнее по данной теме смотрите курс: Дочки-сыночки : как воспитывать мальчиков и девочек.

Родителям пока рано задумываться о развитии усидчивости своего непоседы: его темперамент просто не позволит ему долго играть в спокойные игры, а самоконтроль еще не «работает» так, как надо.

В это время мамы и папы часто подмечают интересные особенности развития ребенка; игры в одиннадцать месяцев становятся разнообразнее, и занятия одного малыша не похожи на занятия другого.

Психическое развитие: эмоции и общение с другими людьми

В одиннадцать месяцев маленький человечек продолжает становиться самостоятельной личностью. Крепнет его уверенность в себе; он способен со многими вещами справиться без помощи родителей. Развитие ребенка ведёт к тому, что в 11 месяцев жизни он делает первые попытки проверить границы допустимого поведения.

На заметку! Кроха замечает, что в ответ на его плач родители готовы дать ему все, что душе угодно. Малыш начинает этим пользоваться и вскоре только и делает, что капризничает.

Не потакайте хитрецу, лучше разработать систему правил и очень строго ее придерживаться.

Например, печенье – только после обеда, мультики – один раз в день, а вот карандаши – всегда, когда малыш просит. Обычно нескольких дней неукоснительного соблюдения всех правил хватает для того, чтобы полностью избавиться от капризов.

Конечно, малыш хнычет, когда не получает желаемого. Однако у родителей есть весь арсенал средств, чтобы его отвлечь. Посмотрите с крохой в окно, спойте забавную песенку с пританцовыванием, понажимайте на разные части тела с забавными звуками, покружите капризулю.

Вам актуальна тема воспитания? Тогда изучите наш видеокурс: Послушание без криков и угроз >>>

Несмотря на приход первого возрастного кризиса, многие родители отмечают, что их жизнь становится проще. Малыш уже не требует внимания 24 часа в сутки, развитие ребенка одиннадцатого месяца жизни позволяет ему проявлять некоторую самостоятельность. Появляются и новые хлопоты: следить за маленьким сорванцом, обеспечивать его безопасность. Родителям рекомендуется:

  1. не открывать окна нараспашку (родители обычно не до конца представляют, что умеет ребенок, а в 11 месяцев малыш способен подставить стул и забраться на подоконник);
  2. поставить ограничители на двери, дверцы шкафов и ящики (чтобы карапуз не прищемил пальцы);
  3. закрыть углы специальными накладками;
  4. не позволять малышу вставать на диване;
  5. убрать бортик с детской кроватки (детки могут перевалиться через прутья);
  6. закрыть розетки заглушками, максимально спрятать все провода;
  7. убрать из зоны досягаемости мелкие, острые, горячие предметы, лекарства и бытовую химию.

Психическое развитие ребенка в 11 месяцев делает его более общительным. Малыш доверяет людям, соглашается поиграть немного с незнакомыми взрослыми. Интересуется другими детьми, особенно теми, кто на пару лет старше. На площадке или в гостях малыш с удовольствием наблюдает за «большими» детками, пытается им подражать.

Смотрите также в моем видеоуроке о развитии малыша в 11 месяцев:

Развитие речи

В одиннадцать месяцев крошка, скорее всего, уже осознанно произносит несколько слов: «мама», «папа», «на» (возьми), «дай». Не расстраивайтесь, если у вашего малыша пока не получается; это также считается нормой.

В это время в каждой отдельной семье складывается свой язык: сочетание звуков и жестов, понятное только ее членам. Обычно родители знают, что хочет «сказать» их чадо. В этом плане общаться с малышом становится значительно проще. Разговаривая с крохой, не сюсюкайте, не используйте сокращённые слова, и чадо начнет говорить правильно.

Если малыш не торопится облекать свои мысли в слова, вы можете помочь ему заговорить быстрее:

  • Глядя крохе в лицо, произносите слова, четко артикулируя каждый звук. Просите повторить;
  • Показывайте малышу один и тот же предмет на картинке и в реальной жизни. Расскажите про него небольшую историю;
  • Объясняйте, для чего предназначены самые обычные бытовые вещи: холодильник, стиральная машина, тюбик с кремом;
  • Читайте книжки с короткими простыми сказками или рассказами, знакомьте ребенка со стихами и потешками;

11-ый месяц в жизни малыша для многих родителей становится одновременно очень сложным и очень приятным: у них нет ни минуты покоя из-за попыток уследить за своим энергичным чадом, но в то же время, ребенок в 11 месяцев – это сплошное очарование! Большинство детей в этом возрасте необыкновенно энергичны, шаловливы и требуют постоянно внимания и присмотра, ведь им хочется как можно больше узнать об окружающем их мире, а возможности карапуза еще слишком ограничены, вот и приходится постоянно звать родителей на помощь. Зато большинство младенческих проблем и капризов уже позади, а до первых возрастных кризисов еще далеко и пока можно просто наслаждаться обществом своего малыша. В этом возрасте не стоит сильно беспокоиться, если ваш малыш еще не умеет ходить или самостоятельно есть ложкой, главное – знать, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, по мнению врачей и детских психологов, чтобы вовремя заметить признаки нарушения в развитии.

Физическое развитие ребенка в 11 месяцев

К концу 11-го месяца ребенок обычно набирает 300-400 гр и прибавляет в росте 1-2 см.

К этому возрасту появляется некоторая разница в физическом развитии у мальчиков и девочек : представители сильного пола весят больше, около 10 кг, и немного «выше» — примерно 72-74 см, девочки чуть-чуть отстают от них – 9 и 70-72 см соответственно.

В 11 месяцев точно оценить физическое развитие малыша достаточно трудно, кто-то в этом возрасте уверенно ходит, может сам подниматься и спускаться по лестнице, а другие отказываются даже ползать, предпочитая все время находиться на руках или спокойно сидя в манеже. И то, и другое – вполне нормально для 11-тимесячного ребенка, поэтому родителям, обеспокоенным темпами развития их малыша, стоит ориентироваться только на те базовые навыки, которыми должны овладеть все дети этого возраста.

Они включают в себя : умение самостоятельно садиться и сидеть без опоры, попытки ребенка ползать, вставать и ходить, держась за прутья кроватки или манежа.

Также ребенок в этом возрасте должен ходить с поддержкой родителей и достаточно хорошо владеть своим телом – в 11 месяцев движения детей становятся более координированными. Они уже гораздо реже падают, врезаются в разные предметы и могут уверенно держать игрушки в обеих руках и перекладывать их.

Малыш в 11 месяцев должен быть очень активным и любознательным, родителям стоит насторожиться, если их ребенок не пытается выбраться из кроватки или манежа, не хочет слезать с рук и не пытается активно изучать окружающие его предметы. «Правильное» поведение почти годовалого ребенка – это постоянный поиск новых впечатлений, жажда открытий и общения , которая часто доводит родителей до исступления. Поэтому, если ваш ребенок начинает озорничать, сразу же как-то он проснулся, тут же переворачивает вверх дном весь дом, не отстает от вас ни на минуту и постоянно куда-то лезет, что-то разбирает и чем-то заинтересован, вам стоит порадоваться – он развивается, как раз, по возрасту.

Нервно-психическое развитие ребенка

В 11 месяцев у большинства детей постоянно хорошее настроение, главное, вовремя их кормить и укладывать спать. Режим дня малышей в этом возрасте не сильно отличается: 4-5 разовое кормление, 1-2-х кратный дневной сон, а вот ночной сон может сократиться до 8-9 часов в сутки, в зависимости от того, сколько ребенок спит днем. К концу первого года жизни малыши постоянно радуют родителей и всех окружающих своими улыбками, пением, первыми словами и звонким смехом, при этом не забывая громко кричать и плакать всякий раз, когда сразу не получают желаемого. Но справиться с капризами и плохим настроением ребенка в 11 месяцев не так уж сложно – их легко отвлечь, переключив на какой-то другой предмет или игрушку или предложив капризуле поиграть, побегать или попрыгать.

Одиннадцатимесячный малыш уже умеет очень много – он складывает пирамидки, собирает кубики, умеет есть с ложки и может катать мячик и машинки. В этом возрасте дети не просто играют с игрушками, у них появляются первые заметные предпочтения, например, любимый заяц или машинка, с которыми малыш не расстается. А также они учатся играть в сюжетные игры: качают и кормят куклу, гудят и «бибикают» катая машинку, что-то «пишут» и рисуют» пальчиковыми красками и фломастерами.

Многие дети уже не только произносят разные звуки и звукосочетания – это входит в обязательный «минимум» к 11 месяцам, но и пытаются проговаривать первые слова : «мама», «папа», «баба» и так далее. Причем научившись произносить какое-то слово малыш будет обозначать им не только сам предмет или человека, но и все остальные действия и вещи, как связанные с ним. Например, слово «мама» будет обозначать саму маму, ее платье или купание ребенка, ведь оно всегда происходит с мамой! Также многие дети, научившись произносить какое-то слово, через несколько дней перестают повторять его, утрачивая к нему интерес, и учатся говорить что-то новое, беспокоиться в таких случаях не стоит – через некоторое время ребенок начнет употреблять все слова, которые сможет произнести.

В период активного речевого развития ребенка очень важно, чтобы он слышал только правильную, четкую речь – никаких ласкательно-уменьшительных окончаний и «присюсюкиваний» быть не должно , это может затормозить речевое развитие и стать причиной коверканья слов ребенком.

Для ускорения развития речи необходимо не только постоянно разговаривать с ребенком, но и читать ему детские стихи и книжки с картинками, так у него не только вырабатывается чувство ритма, он еще и учится соотносить изображенные на картинках предметы с их звуковым обозначением.

В 11 месяцев малыш становится несколько самостоятельнее, он уже не хочет все время проводить наедине с мамой и близкими родственниками, его интересуют и другие люди, в первую очередь дети – ровесники и малыши постарше. Ребенок может с интересом следить за их действиями, подражать им или пытаться подружиться с детьми. Но родителям стоит в это время быть постоянно настороже и не оставлять детей одних – малыши могут ударить или укусить друг друга, подраться из-за игрушки или заинтересоваться глазками, волосами и другими частями тела друг друга.

По мнению педиатров, здоровый 11-ти месячный ребенок должен уметь:

  • самостоятельно вставать и садиться, ходить с поддержкой;
  • пить из чашки, есть из ложки;
  • знать назначения бытовых предметов и уметь ими пользоваться – то есть, если вы даете ребенку чашку, он пытается из нее пить, а если расческу – то проводит по волосам;
  • держать игрушку пальцами, а не всей ладонью;
  • собирать пирамидки, ставить кубики один на другой, открывать и закрывать коробочки;
  • показывать на картинках и приносить по просьбе взрослого игрушки, предметы обихода и так далее;
  • понимать обращенную к нему речь взрослого и выполнять несложные поручения – «дай мне мячик», «покажи, где у нас кроватка», «пойдем гулять» и так далее;
  • ориентироваться в своем доме, знать, где что лежит и уметь использовать предметы по назначению;
  • произносить первые слова и обозначать звуками свои действия и действия окружающих.

Мальчики и девочки в 11 месяцев

В 11 месяцев становится заметна разница не только в физическом развитии детей разного пола, меняется и их поведение и привычки. Заметнее всего эти изменения в выборе игр и игрушек мальчиков и девочек. Малышки предпочитают мягкие игрушки, куклы, коляски и так далее, они с восторгом укачивают пупсов, пытаются их кормить, им нравятся яркие бусы, красивые платья, а некоторые модницы даже уже пытаются воспользоваться маминой помадой или украшениями.

МИР РЕБЕНКА

В предыдущей главе мы говорили о том, как десятимесячный малыш привыкал к тому, что за словами "поцелуй меня", "ладушки-ладушки", "вот какой ты большой" следуют определенные действия. Теперь мы видим, что его понимание речи не ограничивается восприятием этих фраз. В речевом потоке он научился различать отдельные слова и предложения. Хотя малыш способен произнести всего одно-два слова, он стал гораздо лучше понимать их смысл. Теперь ребенок проявляет интерес к значению отдельных слов, и самое время заняться с ним чтением. Почти у каждого ребенка есть любимые книжки. Лучше отказаться от детских картонных книжечек, несмотря на их прочность и долговечность. Как правило, картинки в них тусклые и скучные. Старайтесь выбирать для своего ребенка книжки с прочными гладкими страницами, яркими рисунками и интересным содержанием. Вначале малыш будет играть с ней, как с любой другой игрушкой, дергать за страницы, вертеть в разные стороны и стучать об пол. Только после тщательного и подробного осмотра книги ребенок сможет сосредоточиться на ее содержании. Занимательные детские книжечки - переходная ступенька от игрушки к книге. Когда вы заметите, что ребенка стали интересовать картинки, выбирайте для него книжки с изображением знакомых предметов. Одним малышам нравятся большие картинки, где нарисованы телефон, мягкий плюшевый мишка или связка ключей. Другие любят искать картинки с изображением какого-нибудь сказочного персонажа, который появляется на каждой странице книги, Микки Мауса, Красной Шапочки или Серого Волка. Вполне естественно, что родители с удовольствием читают ребенку, посадив его к себе на колени, однако это может ему не понравится, потому что так он не видит лица взрослого. Старайтесь читать ему, сев с ним рядом на пол, так чтобы он мог одновременно смотреть вам в лицо и видеть книгу.

Двигательные навыки

В одиннадцать месяцев некоторые дети продолжают ползать, а другим уже удается самостоятельно сделать несколько шагов. Однако большинство детей учатся ходить, опираясь на руки родителей или держась за мебель. Делая первый шаг, ребенок поднимает руки как крылья, балансирует, широко расставив ноги, сгибает коленки, слегка наклоняется вперед. Приобретя некоторый опыт, он сможет поддерживать равновесие с помощью одной руки, зажав в другой игрушку. Вскоре малыш будет брать предметы в обе руки. По-видимому, он пытается узнать, сколько игрушек ему удастся нести одновременно.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Одиннадцатимесячный ребенок радуется новым звукам и новым зрительным образам. Волнующим событием для него станет, например, путешествие в супермаркет. Он с удовольствием будет трясти коробкой с макаронами, трогать бананы и нюхать дыню. Некоторые дети любят пробовать на вкус все новое. Вы удивитесь, увидев, как малыш стремится попробовать грибы или откусить кусочек цветной капусты. Если ребенок перевозбудится, дайте ему взятую из дома еду: кусочек сыра, виноград или любимое печенье.
В этом возрасте большинству детей нравится испытывать новые осязательные ощущения. Ребенку может что-то нравиться больше, а что-то меньше. Иногда он раздражается от прикосновения к некоторым предметам или веществам. Например, ребенок будет отказываться ходить босиком по пляжу, если ему не нравится ощущать под ногами песок. Малыш может испытывать отвращение, прикасаясь руками к чему-нибудь липкому и влажному, например к желе или кефиру. Эта негативная реакция указывает на повышенную тактильную чувствительность. Если ребенок особенно остро реагирует на те или иные ощущения, попробуйте познакомить его с ними постепенно и ненавязчиво. Рассыпьте на полу немного порошка, и пусть малыш наступит на него, или капните ему на указательный палец немного кефира. Если малыш приобретет подобный опыт, его не будет раздражать смена ощущений при прикосновении к разным поверхностям.
Разнообразие - важный элемент при восприятии мира через прикосновения. Старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще ходил босиком. Ему понравится шлепать босиком по холодному кафелю в ванной, по ворсистому ковру или гладкому деревянному полу. Вопреки расхожему мнению, вовсе не обязательно надевать ребенку туфельки или ботиночки, чтобы он не упал, делая первые шаги.
В этом возрасте он начинает понимать пространственные взаимоотношения и представляет, что такое "внутри" и "сзади". Он знаком с тем, что значит спрятать игрушку, и теперь его гораздо труднее обмануть. Раньше, когда вы перепрятывали предмет из одного места в другое, ребенок продолжал искать его там, где вы его спрятали в первый раз. Теперь он внимательно следит за вашей рукой и уверенно направляется к новому тайнику.
Однако ребенку пока еще трудно засунуть один предмет в другой. Если малышу дать две баночки разного размера, ему далеко не сразу удастся поставить меньшую в большую. Ему придется сделать много попыток, прежде чем это у него получится. Он приложит много усилий, пока не поймет, что нельзя засунуть большую банку в маленькую. Гораздо легче удается ребенку класть маленькие предметы в большие коробки, корзинки или в другие емкости. В конце концов, это может превратиться у него в навязчивую идею. Ребенок будет снова и снова опускать маленькие вещицы в коробку, вытаскивать или выкидывать их и опять класть обратно. Родителям очень скоро надоест наблюдать за его действиями, а малыш будет увлеченно и сосредоточенно продолжать игру в течение долгого времени.

Понимаем своего ребенка

В период между десятым и двенадцатым месяцем у малыша резко возрастает потребность в человеческом общении. Раньше контакты ребенка с окружающими людьми ограничивались тем, что он пытался сообщить о том, в каком состоянии он находится, весело ему или грустно, хорошо или плохо, доволен он или беспокоится. Двух-трехмесячному младенцу удавалось подавать лишь отдельные условные сигналы. Теперь у ребенка появились более широкие возможности для общения. Иногда родителям, постоянно находящимся рядом с малышом, труднее, чем посторонним наблюдателям, заметить происходящие в нем изменения. Часто речевые успехи малыша первыми замечают пришедшие в гости знакомые или бабушка с дедушкой. Вот несколько типичных примеров того, как бабушка с гордостью рассказывает о своем внуке или внучке.
"Вы не поверите, какая смышленая наша Розмари. Я взяла ее с собой в бассейн, и ей там так понравилось! Потом мы вернулись в дом, я ее одела, а через мгновение она уже стояла у окна. Розмари, выглядывая на улицу, смотрела на бассейн и была ужасно возбуждена. Она все время дергала воротник своего костюмчика, показывала пальцем на бассейн и говорила: „О, о". Она говорила мне, что хочет опять в бассейн".
"Я знаю, что вы мне не поверите, но Николас действительно начинает говорить. Он говорит „ммм", когда видит, как мама готовит еду, „дай-да", когда просит что-нибудь, и „ба-ба", когда видит меня. А когда я читаю ему сказку про трех медведей и мы приближаемся к тому месту, где маленький мишка собирается съесть свою кашу, Николас каждый раз говорит „ммм".
Ваш ребенок все больше и больше интересуется названиями предметов. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Покажите ему некоторые продукты и скажите, как они называются, например, молоко, бананы, хлеб или печенье. Путешествуя в автомобиле или сидя перед телевизором, ребенок радостно вскрикивает при виде собак, коров, грузовиков и всего, что ему хорошо знакомо. В этом возрасте дети все чаще различают в речи окружающих ключевые слова, включая песенки, в которых говорится о действиях. Когда вы поете, ребенок пытается жестами изображать то, о чем в ней говорится.
Малыш становится все более общительным. Теперь он охотно знакомится с новыми людьми. Хотя маме и папе не грозит конкуренция, ребенок с особым энтузиазмом приветствует знакомых взрослых. Чаще всего малыш выражает свое хорошее отношение тем, что протягивает им игрушку. Теперь, проявляя в общении с окружающими все большую активность, ребенок постоянно стремится быть в центре событий. Когда вся семья вместе с друзьями собирается за столом, ему обязательно нужно быть тут же. Если в автомобиле ребенка посадили на заднее сиденье, а впереди сидит другой пассажир, он громким криком будет выражать свой протест. Его требования не всегда легко исполнить. Если условия позволяют, малыша можно устроить за общим столом. Когда во время поездки ребенок начинает капризничать, спойте все вместе песню или дайте ему в руки игрушечный руль, чтобы он мог "управлять" машиной.
Хотя повзрослевшего ребенка проще оставить с няней, в этом возрасте некоторые дети становятся даже более беспокойными, чем раньше. Малыш постоянно бодрствует, стараясь ни на минуту не упустить из виду родителей. Однако через какое-то время поведение ребенка меняется, и он находит в себе силы преодолеть страх перед разлукой с родителями.
В предыдущей главе мы говорили о том, что к концу первого года жизни у малыша возникают проблемы со сном, которые могут исчезать, а затем появляться вновь. Когда ночью родители уже готовы заснуть, ребенок вдруг начинает снова что-то требовать, и их сон прерывается.
Если ваш малыш ночью просыпается, и вы, меняя ему одежду или давая питье, все равно не можете его успокоить, возьмите его к себе в постель. Однако не стоит превращать это в привычку. Можно найти другой выход из положения - остаться в комнате ребенка и попытаться укачать его, ласково поглаживая и напевая колыбельную песню.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Поездка в автомобиле
Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу, как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь малыша во время путешествия.
Возьмите ребенка в магазин за покупками
Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов. Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.
Новые друзья
Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому человеку, если тот подарит ему игрушку.
Поход в ресторан
Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и едой для малыша.
Игры с другими детьми
Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.

Время игр

Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.
Дочки-матери
Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.
Юмор
Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?
За окном
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.
Новые открытия
Чувство ритма
Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.
Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
Наденьте куклу на руку
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.
Заводная игрушка
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение.
Развитие координации
"Гимнастическое бревно"
Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.
Клейкая бумага
Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их.
Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.
Помогите малышу спуститься с лестницы
Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как
нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)
Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.
Пусть малыш покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)
Босиком по полу
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.
Принятие решений
Печенье в коробочке
Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.
Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.
Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
Холодные предметы
Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их в холодильник.
Сшейте для ребенка сумку
Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи. Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.
Как обуть туфли
Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.
Домашние животные
Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.
Сидящие игрушки
Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее положение.

Повседневные дела

Время кормления
Сыпучие продукты
Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием воды.
Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на стол, малыш с удовольствием их попробует.
Рисунок из муки
Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии.
Крекеры
Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает чувство ответственности.
Самообслуживание
Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему захочется попробовать.
Чашка и ложка
Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.

Время купания
Утиный суп
Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные сосуды, малыш знакомится с понятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить координацию движений рук и глазомер.
Чистая ванночка
Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.
Зачерпни и вылови
Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию координации движений.
Зубная щетка
Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.
Переодевание
Игра с наклейками
Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу, позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его переодеть.
Одежда для мишки
Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время переодевания.
Клейкая лента
Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания, попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.

Время отдыха
Картинки, которые умеют пищать
Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей самодельной книге.)
Одежка на молнии
Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.
Игра с перчатками
Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.
Песня в автомобиле
Петь хорошо знакомые песни - отличное занятие во время поездки на машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.

До первого дня рождения вашего малыша осталось совсем немного. Чего достиг ребенок к 11 месячному возрасту, а чему он еще должен научиться? Рассмотрим, что должен знать и уметь маленький человечек, вплотную приблизившийся к годовалому возрасту.

Физиологические показатели ребенка в 11 месяцев — вес и рост малыша в одиннадцать месяцев

В таблице приведены основные физиологические параметры 11 месячного малыша. Однако не все детки должны обязательно укладываться в эти рамки, поскольку развитие каждого ребенка индивидуально, кроме того, играют роль и наследственные факторы.


В этом возрасте дети имеют 6 и более зубов. Пищеварительная система полностью сформировалась и готова к переходу от пюре образной к более грубой пище.

Сенсорное развитие и моторика малыша в 11 месяцев

Основная задача сенсорного развития малыша – получение знаний о форме, цвете, фактуре и размерах различных предметов.

Сенсорика ребенка на первом году жизни играет важную роль в познании окружающего мира и общем развитии, поэтому ей уделяется особое внимание.

В возрасте 11 месяцев малыш продолжает изучение окружающих предметов, пробуя их на ощупь и вкус. Он с удовольствием играет с коробочками, ведерками и другими емкостями различной величины, вкладывает одни предметы в другие. Дети охотно играют с сумками, имеющих много кармашков. Методом проб и ошибок они складывают туда подходящие по размеру предметы. При этом происходит развитие сенсорной памяти – малыш запоминает, какие предметы он положил в то или иное место .

В 11 месяцев кроха с удовольствием «читает» книжки с яркими картинками, самостоятельно перелистывая страницы. Не меньше удовольствия малышам доставляет вытягивание шнурков из обуви.

В этом возрасте дети могут быстро вывести из себя взрослых, беспрерывно стягивая с себя носочки. Не стоит ругать любознательного человечка, просто таким способом он познает новые движения и действия.

Изучение свойств, размеров и формы предметов происходит при активном движении рук и развитии мелкой моторики. Малыш сжимает резиновые игрушки, катает мячик, берет двумя пальчиками мелкие игрушки, осваивая пинцетный захват, вкладывает маленькие предметы в крупные, успешно пользуется ложкой и самостоятельно пьет из чашки.

В 11 месяцев совершенствуются и другие моторные навыки:

  • Cтоя в манеже или кроватки малыш поднимается на носочки .
  • Cамостоятельно садится из положения стоя.
  • Умеет приседать , сидеть на корточках и самостоятельно наклоняться.
  • Многие дети начинают делать первые самостоятельные шаги , сохраняя равновесие путем балансировки рук.

Развитие речи ребенка в возрасте 11 месяцев

В 11 месяцев ребенок успешно пополняет свой как пассивный, так и активный словарный запас.

В этом возрасте малыш активно подражает услышанным звукам, поэтому при общении с малышом не стоит сюсюкать и коверкать слова. Кроха должен слышать правильную, плавную и разборчивую речь.

Пополняем пассивный словарный запас Для общего гармоничного развития малыша, в том числе и его речи, нужно проводить с ребенком как можно больше времени. Пока кроха не умеет разговаривать, он, слушая обращенную к нему речь близких людей, пополняет свой пассивный словарный запас. Чтобы расширить набор знакомых малышу слов, нужно постоянно знакомить его с новыми предметами, явлениями или действиями . Для этого больше разговаривайте с малышом, комментируя как свои, так и его действия, читайте ему новые сказки, знакомьте с новыми героями.
Общение с папой В 11 месяцев ребенок уже хорошо понимает интонации разговаривающего с ним человека. У мужчин звуки речи моделируются на более низких частотах и имеют особый тембр звучания. В речи папы звучит больше деловых и побуждающих ноток, чем в эмоциональном разговоре мамы. Тембр голоса и интонация, с которой папа общается с малышом, также важен для развития речи и интеллекта малыша, как и общение с мамой .
Речевое подражание Родители должны поощрять лепетание ребенка и побуждать его произносить новые звуки. Это поможет быстрее пополнять активный словарь малыша. Сначала малыш учится произносить слова, состоящие из одинаковых слогов. Конечно же, первые слова малыша – это «мама» и «папа». Но в 11 месяцев кроха осваивает и другие звуки и слова, к примеру, кукла «ля-ля», курочка «ко-ко», собачка «ав-ав». Чем больше вы общаетесь с ребенком, тем быстрее и лучше он заговорит в дальнейшем .

Первые самостоятельные шаги малыша в 11 месяцев

К 11 месяцам мышцы малыша уже достаточно развиты, поэтому большинство малышей делают попытки без посторонней помощи именно в этом возрасте. Если передвигаться по кроватке или в манеже, стоя на ножках, малыш начинает с 8-9 месяцев, то сделать самостоятельно первые шаги по полу ему достаточно сложно. Это связано с тем, что у детей нет врожденного чувства равновесия и недостаточно развита координация движения .

Чтобы удержаться в вертикальном положении без поддержки, малыш многократно повторяет одни и те же движения, пытаясь найти точку равновесия. При этом происходит развитие вестибулярного аппарата и координации движений. Кроха на практике познает законы гравитации, неоднократно поднимаясь, делая пару робких шажков, и шлепаясь на мягкое место.

Когда малыш учится ходить, нужно находиться рядом с ним, чтобы подстраховать в случае падения вперед или на спину. Так как малыш при падении не умеет подставлять ручки, он может разбить себе нос или затылок.

Игры с ребенком 11 месяцев для развития равновесия

Чтобы малыш почувствовал себя увереннее, можно использовать несколько простых упражнений на развитие равновесия:

Двигаемся по «бревну» В качестве бревна используют обычную гладильную доску, находящуюся на уровне пола. Малыша усаживают или ставят на ножки с одного ее край, а на другой кладут игрушку. Задача малыша по доске добраться до второго края.
Позвеним, постучим Любой звучащий предмет (бубен, колокольчик или барабан) нужно подвесить на доступной для ребенка высоте. За ручку подведите кроху к игрушке и покажите, как можно постучать по предмету или позвонить в колокольчик. Страхуя ребенка, встаньте у него за спиной и отпустите его ручку. Увлекшись игрушкой, малыш сможет простоять без поддержки несколько секунд или же сделать первый самостоятельный шажок .
Побуждение к ходьбе Возьмите ребенка за ручку и толкните перед ним надувной мячик, побуждая малыша пойти вслед за ним. Как только малыш доберется до цели, перекатите мяч в другую сторону.

Можно для побуждения малыша использовать его любимую игрушку. В этом случае в игре участвуют двое взрослых. Один страхует ребенка, а другой, показывая игрушку, зовет кроху к себе. Желание непременно завладеть игрушкой притупляет страх малыша и побуждает сделать первые шажки . Если малыш, сделав шаг, шлепнется на попу, поднимите его и в качестве поощрения дайте поиграть с любимой забавой.

Покачаемся! Хорошо развивает вестибулярный аппарат и способствует развитию равновесия катание крохи на лошадке-качалке. Кроме того, обрести чувство равновесия поможет катание малыша на большой игрушечной машинке или другой игрушке. Такое занятие очень нравится деткам, и чтобы удержаться и не упасть, они мобилизуют все свои силы.

Социально-эмоциональное развитие малыша в одиннадцать месяцев

К 11 месяцам дети осваивают новые социальные навыки. Малыш постепенно перестает бояться малознакомых людей, активнее идет на контакт. Ребенок с любопытством наблюдает за теми, кто ему симпатичен, старательно копирует их мимику и жесты.

Малыш пытается спровоцировать взрослых на те, или иные действия и наблюдает за их реакцией на его поведение. К каждому члену семьи он относится по своему, и чтобы чего-то добиться от взрослых, выбирает разные модели поведения .

К 11 месяцам малыш становится более развитым эмоционально. Теперь он выражает свои чувства не только плачем или улыбкой, а целой гаммой различных чувств. У малыша проявляются свои предпочтения к тем или иным людям, игрушкам, продуктам. Малыш уже умеет ревновать или злиться, проявлять любовь к близким людям. Кроха становится целеустремленным, старается любым путем добиться намеченной цели . Малыш очень любит, когда его хвалят. О своих чувствах и переживаниях он сообщает мимикой, жестами, разнообразными эмоциями и интонацией.

Рацион питания ребенка в 11 месяцев

Кормить малыша нужно полезной, сбалансированной и богатой витаминами и минералами пищей.

Распорядок дня малыша в возрасте 11 месяцев

Режим малыша в 11 месяцев мало отличается от распорядка дня ребенка 9-10 месяцев. Днем дети все еще спят по 2 раза, а кушают 4 или 5 раз в день. Если ночью ребенок спит спокойно, то от ночного кормления пора отказаться.

У каждого малыша имеются свои биологические часики, поэтому распорядок дня индивидуален для каждого маленького человечка. Наблюдая за ребенком, мама может составить для него идеальное чередование сна и бодрствования.

Главное, этот режим поддерживать, не нарушая его без веских причин.

Большое значение для здоровья и развития малыша имеют прогулки на свежем воздухе. Собираясь гулять, позаботьтесь о правильной одежде для крохи.

В 11 месяцев организм ребенка еще не имеет собственного механизма терморегуляции. Поэтому в прохладную погоду следите, чтобы малыш не замерз, а в жаркую – не допускайте перегрева.

Нужно не менее 2 раз в сутки по полтора-два часа. На улице кроха не только дышит свежим воздухом, но и знакомится с окружающим миром, получая при этом массу новых впечатлений, которые необходимы для гармоничного развития.



Рассказать друзьям