Сочинение на английском языке с переводом.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ГОРОДЕ БЕЛОРЕЦКЕ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра социальной педагогики

Курсовая работа

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА


Введение

1. Понятие здоровый образ жизни

2. Состояние здоровья современного подростка

3. Пути приобщения подростка к здоровому образу жизни

Заключение

Литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Введение

Актуальность темы. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей подростка. Но ели мы научим подростка ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть и здорового.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что за период обучения в школе число здоровых подростков уменьшается в четыре раза. Одна из самых частых патологии у подростков – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

А.А. Никольской были выделены общие положения о главных чертах детского развитии:

· Развитие совершается постепенно и последовательно;

· Между духовным и физическим развитием существует такая же неразрывная связь, как и между умственной, эмоциональной и волевой деятельностью, и правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоническое всесторонне развитие;

· Различные стороны психической деятельности участвуют в процессе развития не одновременно, и скорость их развития и энергия не одинаковы; развитие может идти средним ходом, либо укоряться в зависимости от различных причин;

· Нельзя искусственно форсировать детское развитие, важно каждому возрастному периоду дать «изжить себя».

Подготовка к здоровому образу жизни подростка на основе здоровье сберегающих технологии должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей любого возраста.

Цель данного исследования: рассмотреть теоретические вопросы влияния здорового образа жизни на развитие подростка.

Объект исследования: процесс полноценного развития подростка.

Предмет исследования: здоровый образ жизни, как условие полноценного развития подростка.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, можно определить задачи исследования:

1. раскрыть понятие Здоровый образ жизни;

2. рассмотреть состояние здоровья современного подростка;

3. выявить пути приобщения подростка к здоровому образу жизни.

Методами следования являются: теоретические (анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный, моделирование);

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Практическая значимость. Разработать программу о здоровом образе жизни, как условие полноценного развития подростка.


1. Понятие здорового образа жизни

Здоровье – это вершина, на которую

постоянно нужно взбираться самому.

Народная пословица

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственый уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодежи.

Проблема здоровья подростков сегодня, как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Пытаясь установить взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализации соответственного воспитательного воздействия на своих учеников, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами учителя открыто говорят о том, что они не могут быть примером в ведении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на учащихся.

Безусловно, среди многих человеческих ценностей, здоровье занимает одно из первых мест. Эксперты ООН из десяти важнейших факторов, необходимых для полноценной жизни человека, поставили именно его на первое место.

Здоровье всего населения и каждого человека – это бесценное богатство нашей страны.

Здоровье, как отдельного человека, так и населения нашей планеты в целом, зависит от комплекса различных факторов: социальных, экономических, природно-климатических и д.р. И все-таки является установленным, что более 50% здоровья определяется образом жизни самого человека, человеческими фактором.

Важно подчеркнуть, что до последнего времени здравоохранение и медицинская наука уделяли основное внимание больным, заболевающим, т.е. тем, кто нуждается во врачебной помощи – лечении и восстановлении работоспособности ослабленного организма. Для нового этапа развития здравоохранения в нашей стране, когда поэтапно внедряется ежегодная диспансеризация всего населения, характерны не только охрана здоровья, но и его укрепление, улучшение, наращивание. Приоритетным направлением российского здравоохранения становится первичная профилактика. В этой связи, наряду с глубоким изучением факторов болезни и больного человека, возникла новая проблема – всестороннего изучения факторов здорового образа жизни.

Но необходимо дать толкование ряду основополагающих понятии – здоровье, образ жизни, болезнь, профилактика. Это необходимо для того, чтобы знать, какой смысл лежит в основе того или иного определения.

Стоит отметить, что ни одно из вышеназванных понятии не может трактоваться однозначно. Каждое из них имеет большой перечень значении, которые существенно отличаются друг от друга. Такое разнообразие в понимании сущности явлении и биологических процессов, происходящих в организме человека, есть отражение неоднозначности самого человека.

Процесс познания природы человека более 2 тысяч лет. Он продолжается и сегодня. Однако чем больше наука накапливает знании о человеке, тем больше доказательств его многообразной природы.

Итак, термин здоровье невозможно сформулировать однозначно. В настоящее время насчитывается более 60 определении этого понятия. Ни одно из них не может раскрыть его в полном объеме. Это и понятно. Потому что сам человек неоднозначен не только внешне, но и внутренне. Неоднозначны его поведение, восприятие, взгляды, мысли, проступки, реакции ан то или иное воздействие. Разные люди отражают действительность совершенно по-разному. НО самое, пожалуй, интересное состоит в том, что одно и тоже воздействие в разное время реагирует совершенно по-разному.

В очень отдаленные времена здоровье определяли как отсутствие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит он здоров. Однако жизнь не стоит на месте. Она совершенствуется, изменяется. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Меняются наши взгляды и понятия. Современного человека уже не устраивает только отсутствие только отсутствие болезни, что само по себе уже хорошо. Понятие о здоровье трансформировалось в более широкое представление о человеке, как о существе более социальном, нежели биологическом. Оно обогатилось таким понятием, как «благополучие». Оказывается в современном мире недостаточно не иметь заболевания, надо быть еще и благополучным в разных отношениях.

Новое определение понятия «здоровье» было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 году. Оно звучит так: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Верное по смыслу определение, тем не менее, не отражает всех возможных состоянии человека. Оно вполне наделено очевидной абстракцией. Самым серьезным недостатком этого определения является отсутствие в нем каких-либо упоминании о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знании, навыков и умении, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно в свою очередь формирует культуру человека. Безусловно, в данном случае – это медицинская, а точнее – гигиеническая культура, как элемент общечеловеческой культуры. Таким образом, здоровье человека – это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Можно без преувеличения сказать, что культура человека начинается, прежде всего, с поддержания чистоты своего тела, духа и жилища..

Именно мировоззрение, т.е. определенный набор знании. Усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Именно мировоззрение определяет потребность в хорошем здоровье. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.

Российского подростка - это тема, которая никогда не может быть закрыта. В настоящее время мир развивается так стремительно, что трудно предугадать от чего будет в скором времени зависеть поведение этой группы населения. Одно можно сказать наверняка, образ жизни подростка в России подвергается воздействию некоторых факторов, которые не всегда являются положительными. Развитие информационного мира с одной стороны возможностей, а с другой вызвало возникновение такой глобальной проблемы, как социальные сети.

Интернет сейчас - это среда, в которой можно не только работать, узнавать что-то новое, общаться, продавать, покупать, но и просто жить. Жизнь уже давно превратилась в многочасовое, практически беспрерывное сидение у монитора компьютера. А в Россию это явление пришло относительно недавно, но уже сейчас миллионы детей живут виртуальной жизнью, отказываясь от простых и понятных реальных занятий.

Образ жизни подростка в настоящий момент уже не предполагает интересных и увлекательных занятий, типа игры в футбол во дворе, похода на речку или пляж, поездки в путешествие, чтения книг, занятий музыкой, танцами, походов в библиотеку, на концерт, в парк аттракционов и так далее. Зачем себя утруждать какими-либо усилиями, если даже в теннис можно теперь играть онлайн, а все фильмы или концерты реально посмотреть на Youtube? Виртуальное общение, дружба, любовь, видео книги, музыка vkontakte и прочие прелести современной действительности приводят к тому, что молодое поколение деградирует и превращается в лентяев, тунеядцев и пассивных, аморфных людей.

Кроме того, когда речь идет о таком важном вопросе, как образ жизни подростка в России, нельзя не затронуть тему плачевного состояния здоровья совсем еще молодых людей. Практически все они очень поверхностно и невнимательно относятся к своему здоровью, поведению, привычкам и питанию. Считается, что ответственность за все это несут родители, производители продуктов питания, медицинские работники и так далее. Безусловно, окружающая среда и психологическая атмосфера имеют большое значение для развития молодого здорового организма, но немаловажно еще и самим заботиться о режиме, питании и прочем.

В настоящее время среди школьников появилось огромное количество детей, которые освобождены от уроков физкультуры. Раньше такого не было, поэтому подростка приобретает большое значение. Курение, как это ни банально звучит, крайне вредит молодому, растущему организму. Но профилактические беседы, а также наставления родителей и лекции врачей почему-то не приводят ни к каким результатам. Видимо начинать просветительскую работу в данном направлении нужно уже с раннего детства. Но если курить ему или нет подросток все-таки решает сам, то проблему пассивного курения сейчас обсуждают повсеместно. Получается, что выбора просто нет, ведь куда ни приди, во всех кафе или ресторанах, а также прочих общественных местах можно стать жертвой травли табачным дымом. Алкоголь и наркотики даже не стоит обсуждать, их разрушительное действие на организм известно всем.

Для того, чтобы хоть как-то обезопасить себя от всевозможных заболеваний в юном возрасте, нужно следовать двум правилам. Первое - делать утреннюю гимнастику, записаться на фитнесс или в тренажерный зал - выбирать каждый волен сам. Второе - тщательно следить за рационом. Иногда, то, что мы едим способно в буквальном смысле убивать. Поэтому правильно питание играет большую роль в процессе формирования здорового образа жизни подростка. Никто не вернет вам утраченную молодость и здоровье, поэтому вы сами в ответе за то, какая старость вас ожидает.

Жизнь подростков

Жизнь подростков очень важная тема . Многие специалисты признают, что подрастающее поколение переживает глубокий кризис, но есть выход.

Молодёжь находится в беде

▪ Соединенные Штаты. Пятнадцатилетний школьник расстрелял одноклассников. Двое детей убиты, тринадцать ранено.

▪ Россия. Подвыпившие подростки зверски убили девятилетнюю девочку и избили ее отца и брата.

▪ Великобритания. Семнадцатилетний юноша нанес ножевые ранения подростку, который младше его. «Сначала я не собирался его убивать,- объяснил он в полиции,- но когда увидел кровь, то уже не мог остановиться».

Эти леденящие душу случаи далеко не единичны, от них не отмахнешься как от редких исключений. «Подростковое насилие - беда современного общества»,- говорится в одном журнале по педагогике («Professional School Counseling»).

Справедливость этих слов подтверждают факты.
Национальный центр статистических исследований в области образования США отмечает, что, хотя число заявленных случаев насилия в американских школах несколько уменьшилось, «только недавно произошло около 2 миллионов случаев краж и насилия (без смертельного исхода), в которых пострадали подростки 12-18 лет». Участились жалобы на издевательства в школах.

Жертвами подросткового насилия в США становятся не только дети. «Учителя стали жертвами 1,3 миллиона преступлений, из них 817 000 краж и 473 000 нападений»,- сообщила вышеупомянутая организация. Более того, «9 процентам преподавателей начальной и средней школы ученики угрожали расправой, и 4 процента учителей действительно подверглись нападению».

А как в других странах? «В Китае полиция задержала 69 780 малолетних преступников,- сообщило одно новостное агентство,- это на 12,7 процента
больше, чем в прошлых годах». Причем замечено, что «70 процентов преступлений, совершенных малолетними,- на счету банд».

Из Японии сообщили, что за последние 10 лет половина всех преступлений в этой стране были совершены подростками.

Смертоносный дурман

Кризис растущего поколения выражается и в насилии, которое совершают подростки над собственным организмом. Американский национальный институт
наркологии сообщает, что ко времени окончания школы около половины всех подростков в США уже попробовали наркотики.

Также сообщается, что «употребление алкоголя по-прежнему чрезвычайно распространено среди подростков. Четверо из пяти школьников (77%) до окончания школы употребляли алкоголь (не просто несколько глотков), и почти половина (46%) - до восьмого класса».

Беспорядочные половые связи

Из-за эпидемии СПИДа беспорядочные половые связи несомненно опасны. Но для многих подростков секс - просто игра. Можно услышать, как молодые
легкомысленно говорят о том, что они «сняли кого-то».

Под этим «безобидным» выражением подразумеваются случайные связи. «Удобным другом» американские подростки называют постоянного сексуального партнёра, не претендующего на эмоциональную привязанность.

В статье о подростках городских окраин Скотт Уолтер рассказывает, какие разнузданные вечеринки устраивают дети, пока родители на работе.

На одной вечеринке девочка-подросток заявила, что «собирается заняться сексом со всеми присутствующими мальчиками. […] Иногда на такие вечеринки приходят дети, которым всего лишь 12 лет». Шокирует? Но только не специалистов, изучающих сексуальное поведение подростков.

«Последние 20 лет мы наблюдаем, как подростки начинают половую жизнь во все более раннем возрасте,- пишет доктор медицины Андреа Пеннингтон.- Теперь уже нет ничего удивительного в том, что мальчики и девочки, которым всего лишь 12 лет, начинают заниматься сексом».

Особенно тревожит то, о чем пишет газета «Ю-Эс-Эй тудей»: «Растет число тех… кто в самом нежном подростковом возрасте занимается оральным сексом.

[…] Детишки убедили себя в том, что это „не настоящий секс“». Во время опроса 10 000 девушек «80 процентов сказали, что они девственницы, но 25 процентов признались, что занимались оральным сексом. И 27 процентов дали ему такое определение: „это то, чем можно развлечься с парнем“».

Подобные взгляды распространяются и в других странах. «Молодежь в Азии подвергается все большему риску заразиться ВИЧ через гетеросексуальные
связи, поскольку многие начинают половую жизнь в более раннем возрасте,- сообщает ЮНЕСКО. - Больше и больше подростков пренебрегают „азиатской моралью“ своих родителей. Они занимаются сексом до брака, часто даже не с одним партнёром».

И это еще не все симптомы кризиса. В канадском «Еженедельнике женского здоровья» говорится: «У 25 процентов девушек в возрасте от 16 до 19 лет будет период глубокой депрессии». Надо признать, что от депрессии страдают не только девушки.

Согласно «Ю. С. ньюс энд уорлд рипорт», около пяти тысяч юношей и девушек каждый год сводят счеты с жизнью. Но по каким-то причинам «юноши прибегают к самоубийству в шесть раз чаще, чем девушки».

Бесспорно, сегодняшняя молодёжь в глубоком кризисе. Чем это можно объяснить?

Тяжёлое время для молодёжи

Юность уже сама по себе нелегкая пора. В переходном возрасте на молодых обрушивается лавина новых чувств и переживаний. Каждый день от них чего-то требуют учителя и сверстники. Телевидение, фильмы, музыка и Интернет навязывают им свои стереотипы. Как верно подмечено в одном докладе ООН, подростковый возраст - это «переходный период, сопряженный со стрессом и беспокойствами».

Вдобавок молодые люди часто слишком неопытны и не умеют преодолевать жизненные невзгоды. В библии даётся совет: чтобы неопытных научить
рассудительности, юношу наделить знанием и мыслительными способностями (Притчи 1:4).

Без хорошей поддержки они легко могут стать на пагубный путь. Вот что говорится в том же докладе ООН: «Исследования показывают, что принимать наркотики обычно начинают в подростковом возрасте или на начальном этапе взрослой жизни». То же самое можно сказать о насилии, беспорядочных половых связях и других видах деструктивного поведения.

Если родители думают, что все эти проблемы касаются только определённых слоёв общества, то они жестоко ошибаются. Кризис молодого поколения не знает социальных, экономических и этнических границ.

«Если вы представляете малолетнего преступника исключительно как 17-летнего чернокожего выходца из трущоб, мать которого живёт за счёт пособия, то вы отстали от жизни,- пишет Скотт Уолтер.- Трудный ребёнок может быть белым, из семьи со средним или хорошим достатком, он может быть моложе (и даже намного) 16 лет, и вполне возможно, что это вовсе не он, а она».

Почему же столько молодых попадают в беду? Разве у молодежи предыдущих поколений не было своих трудностей и искушений? Были.

Однако нельзя забывать, что, согласно библии, мы теперь живём в «необычайно трудные времена» (2 Тимофею 3:1-5).

И на молодежь сегодня легло непосильное бремя нашей эпохи. Давайте посмотрим, какая ситуация сложилась в мире.

Перемены в семейном укладе

Что же поменялось в семейном укладе? В одном журнале по психологии говорится: «Каждому третьему американскому ребенку до 18 лет приходится переживать развод родителей» («Journal of Instructional Psychology»).

Подобная статистика наблюдается и в других западных странах. Когда семья распадается, дети это очень болезненно переносят. «Как правило,- говорится в журнале,- у детей, родители которых недавно развелись, успеваемость и поведение хуже, чем у детей из полных семей (даже если отец или мать - приемные), или детей, которых давно воспитывает один родитель.

Кроме того, развод часто отражается на эмоциональном равновесии и самоуважении ребёнка».

На семейную жизнь влияет и то, что все больше женщин работают. Одно исследование подростковой преступности в Японии показало, что в семьях, в
которых оба родителя работают, труднее заботиться о воспитании детей, чем в семьях, в которых один из родителей от этого освобождён.

Конечно, бывает необходимо, чтобы оба родителя работали. Но иногда родители просто хотят предоставить детям больше комфорта. А это палка о двух концах. Миллионы детей возвращаются из школы в пустую квартиру. Когда же родители приходят, то они слишком усталые и их мысли еще заняты работой.

К чему это приводит? Многие подростки не получают достаточно родительского внимания. «Мы совсем не бываем вместе»,- пожаловался один подросток.

Многие специалисты считают, что эта ситуация не предвещает молодым ничего хорошего. «Я считаю, что тенденции в родительском воспитании, которые
наметились в последние три десятилетия, ведут к тому, что дети становятся отчужденными, необщительными, трудно обучаемыми и неуправляемыми,-
говорит доктор медицины Роберт Шоу.- А родители попадают в рабство материализма и карьеризма, которые им навязывает общество.

В итоге они так много времени посвящают зарабатыванию, а потом и расходованию денег, что у них совсем не остается времени на своих детей».

Есть ещё один фактор, угрожающий благополучию подростков. Дети, родители которых работают, по большей части предоставлены самим себе. Недостаток
родительского надзора - прямой путь к проблемам.

Перемены во взглядах на воспитание

Изменился и сам взгляд на воспитание, что тоже повлияло на современную молодежь. Как прямо выразился Рон Таффел, многие отцы и матери «слагают
с себя родительские полномочия». Тогда молодые растут почти - или совсем! - без правил и принципов, руководящих их поведением.

Иногда родители, помня неприятные моменты своего детства, стараются воспитывать детей по-другому. Они хотят быть для своих детей друзьями, а не
строгими воспитателями. «Я была не в меру снисходительной,- призналась одна мать.- Мои родители были очень строгими, и для своего ребёнка я такого не хотела. Но я ошибалась».

Подобные взгляды принимают иногда крайние формы. В «Ю-Эс-Эй тудей» сообщается: «Недавний опрос почти 600 подростков, которые лечатся от
наркомании в Нью-Йорке, Техасе, Флориде и Калифорнии, показал, что 20% из них принимали наркотики (не считая спиртного) вместе с родителями, и около 5% признались, что впервые получили наркотики, чаще всего марихуану, от мам или пап».

Что может подвигнуть родителей на такую безответственность? Одна мать призналась: «Я сказала дочери, что лучше пусть она делает это дома, под моим присмотром». А некоторые, кажется, считают, что, принимая наркотики вместе с детьми, они с ними «сблизятся».

Натиск с голубого экрана

Нельзя забывать и о сильном влиянии средств массовой информации. По словам исследовательницы Мариты Молл, один опрос показал, что средний подросток в США каждый день проводит 4 часа 48 минут перед телевизором или монитором.

Но так уж ли это плохо? В журнале «Сайенс» вышла статья, в которой говорилось, что «шесть авторитетных организаций в Соединенных Штатах», в том числе Американская медицинская ассоциация, в один голос признали, что между насилием, которое преподносят средства массовой информации, и агрессивностью детей существует прямая связь.

«Несмотря на такое единодушие специалистов,- замечает «Сайенс»,- популярные передачи и журналы, кажется, не доносят до сознания людей в целом, что насилие на экране порождает насилие в жизни».

Взять, к примеру, музыкальные клипы. Родителей часто шокирует то, насколько откровенно и красочно преподносится секс в этих роликах.

Действительно ли клипы влияют на поведение подростков? Одно исследование с участием 500 студентов показало, что «насильственное содержание песен разжигает агрессивные мысли и чувства».

По данным еще одного недавнего исследования, «подростки, которые чаще видят секс и насилие в клипах гангста-рэпа, более склонны переносить их содержание в свою реальную жизнь».

По данным этого исследования, в котором участвовало более 500 девушек, страстные любительницы клипов гангста-рэпа чаще били учителей, их чаще задерживала полиция, и они чаще меняли сексуальных партнеров.

Подростки и компьютеры

В последние годы компьютер стал играть большую роль в формировании юных умов. «Число домашних компьютеров за последние десятилетия стремительно возросло,- говорится в журнале «Педиатрия».- [В США] две трети семей, в которых есть дети школьного возраста (6-17 лет), имеют компьютер. Та же ситуация наблюдается и во многих других странах.

Однако доступ к компьютеру у ребенка может быть не только дома. Один исследователь утверждает, что «пользуются компьютерами примерно 90%
молодежи 5-17 лет, и в Интернет выходят 59%».

Это открывает перед молодёжью небывалые горизонты. Замечательно, если пользоваться компьютером ответственно и под контролем взрослых. Но, к сожалению, многие родители предоставили детям полную свободу действий.

В подтверждение исследовательница Марита Молл привела в одном журнале по педагогике результаты опроса, касающегося пользования Интернетом.

По её сведениям, «71% родителей думали, что „хорошо или очень хорошо“ знают, как их ребенок пользуется Интернетом. Но на тот же самый вопрос 70% детей ответили, что их родители знают „плохо или не знают ничего“ об их деятельности в сети».

Согласно этому исследованию, «30% 9-10-летних детей заходили на чаты только для взрослых. В этом же признались 58% 11-12-летних, 70% 13-14-летних и 72% 15-17-летних подростков. Очевидно - чем взрослее дети, тем хуже обстоят дела.

[…] Согласно одному опросу, касающемуся пользования Интернетом дома, каждый седьмой родитель в Великобритании понятия не имеет о том, что смотрит их ребёнок в Интернете» («Phi Delta Kappan»).

Беспризорные юные пользователи Интернета легко могут попасть в ловушку порнографии. Но есть и другие опасности. Рон Таффел, слова которого уже
приводились выше, сетует: «Наши дети заводят себе друзей в школе и кибер пространстве. В результате мы фактически не знаем, с кем ребенок проводит
время».

Бесспорно, нынешняя молодежь сталкивается с проблемами и испытаниями, неведомыми предыдущим поколениям. Не удивительно, что в поведении
подростков столько пугающего! Чем же помочь современной молодёжи?

Как помочь современной молодёжи?

Молодёжь сейчас растёт в мире, который временами внушает страх. Подчас дети вынуждены лишь беспомощно наблюдать, как их родители разрывают отношения и разводятся. Иногда видят, как их школьные приятели становятся на скользкий путь наркомании и криминала.

Многие сталкиваются с сексуальными домогательствами со стороны сверстников обоих полов. И почти у всех подростков бывают периоды жизни, когда они чувствуют себя непонятыми, одинокими и подавленными.

Что поможет им справиться с трудностями, которые встают перед ними? «Дети нуждаются в прочном моральном стержне,- написал Роберт Шоу,- в некоем
якоре, который даст им надежное руководство в выборе друзей и принятии решений и научит с сочувствием относиться к другим».

Самым лучшим нравственным стержнем является Библия, поскольку в ней содержатся мысли самого Творца. Кто может лучше Иеговы Бога знать, что нам нужно, чтобы выстоять в это необычайно трудное время?!

Практичное и жизненное руководство

Библейские принципы разумны и полезны. Они бесценны для родителей и для всех, кто хочет помочь молодежи избежать ловушек на пути к взрослости.

Например, в Библии прямо говорится, что «глупость привязалась к сердцу юноши». Или, согласно другому переводу, «детям свойственно поступать глупо и беспечно» (Притчи 22:15; «Today’s English Version»).

Некоторые подростки кажутся довольно зрелыми для своих лет, и все же им не хватает жизненного опыта. В этом возрасте им свойственны неуверенность, смятение чувств и всевозможные желания (2 Тимофею 2:22). Как же помочь молодым?

Библия поощряет открытое общение между родителями и детьми: «Говори о них [Божьих принципах], сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Второзаконие 6:6, 7).

Такое общение, во-первых, наставляет молодёжь на Божий путь (Исаия 48:17, 18).

Во-вторых, помогает родителям обмениваться мыслями с детьми. Это особенно важно в переходном возрасте, когда подростки склонны к замкнутости и испытывают одиночество. Конечно, почти все подростки время от времени ощущают себя никому не нужными.

Однако у некоторых это чувство перерастает в хроническое одиночество. В одной книге о подростках говорится: «Эти дети говорят, что им трудно заводить друзей в школе, не с кем поговорить, они чувствуют себя одинокими, не могут завоевывать симпатию сверстников, и им не к кому обратиться в трудную минуту».

Как же родители и другие взрослые могут помочь детям справиться со своими переживаниями? «Единственный способ узнать, что на сердце у подростка,- это спросить его»,- пишет редактор молодежного журнала. Конечно, чтобы ребёнок доверился вам, требуется время и терпение. Но усилия стоят того (Притчи 20:5).

Потребность в разумных правилах

Кроме общения подростки нуждаются в разумных правилах, а в глубине души даже хотят их. В Библии говорится, что «отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Притчи 29:15). Специалисты говорят, что в корне подростковой преступности лежит отсутствие чётких ограничений.

«Если без конца баловать ребенка, если никогда не говорить ему „нет“ и все позволять, то он так и не поймет, что у других людей тоже есть своя жизнь, чувства, потребности и желания. Если ему неведомо сочувствие, то он никогда не научится любить», - говорит Роберт Шоу.

Стэнтон Сэйменоу, который уже много лет работает с трудными подростками, выражает подобную мысль: «У некоторых родителей сложилось мнение, что детям надо дать полную свободу. Они наивно полагают, что какие-либо правила и требования слишком тяжелы для их чад и лишают их детства.

Но подобная тактика может иметь плачевные последствия. Эти родители не сознают, что если ребенка с малых лет не приучать к дисциплине, то он будет страдать от недостатка самодисциплины в зрелые годы».

Значит ли это, что родителям просто-напросто надо быть строгими? Вовсе нет. Ограничения - лишь одна составляющая правильного воспитания. Излишняя строгость может создать напряжённость в доме. В Библии сказано: «Отцы, не раздражайте своих детей, чтобы они не унывали» (Колоссянам 3:21; Эфесянам 6:4).

Поэтому время от времени родителям надо пересматривать свои методы воспитания, особенно когда дети подрастают и становятся более зрелыми.

Возможно, в некоторых правилах и ограничениях надо сделать послабления или внести в них коррективы. Все зависит от того, насколько у ребёнка развито чувство ответственности (Филиппийцам 4:5).

Путь к сближению

Как отмечалось ранее, в Библии предсказано, что перед тем, как Бог вмешается в дела этого мира, «наступят необычайно трудные времена».

Всё говорит о том, что мы живем как раз в это время - «в последние дни» этого безбожного мира. Как и взрослым, молодежи приходится жить в мире, в котором люди по большей части «самолюбивые… лишённые естественной привязанности… не имеющие самообладания» (2 Тимофею 3:1-5).

Родители, которые потеряли контакт со своими детьми, шаг за шагом могут налаживать отношения, пытаясь понемногу разговаривать со своими детьми.
Замечательно, что многие родители всеми силами стараются оказывать положительное влияние на своих детей и участвовать в их жизни.

Библейские принципы - лучшая помощь в воспитании детей. Они помогли многим родителям осознать, насколько важна их роль, а детям помогли
избежать губительных ловушек.

Подведём итог.

Эта статья » жизнь подростков «, помогла рассмотреть причины и дала практические советы, как для родителей, так и для подростков.

Подписывайся на новые статьи, а также заказывай интересующую тебя тему или вопрос на этом сайте:

Смотрите полезное видео

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ МОДУЛЯ « 2 »

Содействие становлению специальной компетентности социального педагога на основе создания условий для формирования:

знаний о беспризорности и безнадзорности, о качественном своеобразии социально опасной ситуации подростка, длительно пребывающего на улицах города; о причинах, побуждающих подростка уйти из семьи и школы; об уличных группировках, вовлекающих подростка в разные виды трудовой, досуговой деятельности, о влиянии уличной среды на процессы социализации подростка и становления его внутреннего мира; умений анализировать опасную ситуацию подростка, находящегося на улицах города, описывать ее, используя термины науки, высказывать суждения о возможных путях изменения ситуации и аргументировать их; представлений об образе жизни беспризорных и безнадзорных подростков; опыта взаимодействия с подростками, длительное время пребывающими на улице; ценностных позиций, необходимых для работы с подростками на улицах города.

УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2.1. Беспризорность и безнадзорность каксоциально-педагогическая проблема

2.1.1.Понятиебезнадзорности и беспризорности

2.1.2.Причиныдетской и подростковой безнадзорности и беспризорности

2.1.3.Положение подростка в системе семейных отношений как причина ухода на улицу

2.1.4.Положение подростка в системе школьных отношений как причина ухода на улицу

2.1.5.Улицакак среда социального развития подростка

2.1.6.Понятие «уличности» как рабочий инструмент разделения подростков на группы

УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2.2. Образ жизни подростка на улицах города

2.21. Понятие молодежной субкультуры

2.2.2. Образ жизни подростка - беспризорника: философия выживания

2.2.3. Образ жизни подростка, ищущего новизны в досуге: философия свободного времени

2.2.4. Образ жизни подростка - члена «тусовки»: философия принадлеж­ности группе

Учебный элемент «2.1.»

Беспризорность и безнадзорность

как социально-педагогическая проблема

Основные задачи:

содействие становлению специальной компетентности социального педагога на основе формирования:

знаний: о беспризорности и безнадзорности как особых феноменах, нарушающих процессы социального развития подростка; о причинах, обу­славливающих развитие явлений беспризорности и безнадзорности; умений анализировать уличную ситуацию, обеспечивающую процессы стихийной социализации подростка и становления его дезадаптированной личностью, оценивать их с позиции различных показателей и критериев; практического опыта взаимодействия с подростками на улицах города; ценностных ориентации как основы для осуществления социально-педагогической дея­тельности.

Основной текст учебного элемента

2.1.1. Понятие безнадзорности и безнадзорности

2.1.2. Причины детской и подростковой безнадзорности и. беспризорно­сти

2.1.3. Положение подростка в системе семейных отношений как причина ухода на улицу

2.1.4. Положение подростка в системе школьных отношений как причина ухода на улицу

2.1.5. Улица как среда социального развития подростка

2.1.7.Психология восприятия жизненной ситуации, особенности реагиро­вания на нее

2.1.6. Понятие «уличности» как рабочий инструмент разделения подрост­ков на группы

2.1.1. Понятие безнадзорности и безнадзорности . Обыкновенно в литературе выделяют два понятия, отражающие специфику жизненной ситуации подростка, постоянно или временно живущего на улицах города.

Детская безнадзорность рассматривается как социально-педагогическое явление, формирующееся в связи с «отсутствием или недостаточностью кон­троля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц.Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям». Безнадзорные это: дети, «контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц» [Федеральный закон РФ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»].

Детская беспризорность рассматривается в законодательных и других как социально-педагогическое явление, формирующееся внутри детской безнадзорности в связи с отсутствием у ребенка места или места пребывания. Беспризорность характеризуется через такие признаки как отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, определенных занятий, семейного или государственного попечения и систематического воспитательного воздействия, являющиеся следствием утраты родителей, ухода из семьи, бегства из воспитательного учреждения».

Беспризорные дети составляют не более одной десятой от числа безнадзорных. Как правило, у этой группы детей практически потеряна связь с семьей или детским учреждением, в котором они воспитывались. В этом смысле беспризорность рассматривается как безнадзорность в ее крайнем проявлении. К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником, относят: полное прекращение всякой связи с родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и т.п.); подчинение неписанным законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом [М. Нечаева].

Группу безнадзорных и беспризорных составляют дети, для которых улица стала обычным местом пребывания и жизни (дети, постоянно проживающие на улице, дети, периодически проживающие на улице, дети, живущие дома, но свои основные потребности удовлетворяющие на улице).[Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф.Дементьева, с.27].

Вот как выглядит «среднестатистический портрет уличного ребенка» по данным Российского благотворительного фонда:

«Это мальчик 12-14 лет из неблагополучной ли малообеспеченной семьи, где один или оба родителя - алкоголики, он бросил школу или посещает ее нерегулярно, является заядлым курильщиком и систематически употребляет алкогольные напитки. Большую часть времени он проводит в кругу себе подобных - в теплое время года на улице, в холодное - в подвалах, подъездах или на чердаках. Высокая способность к адаптации в среде позволяет ему неплохо ориентироваться в возникающих ситуациях и быстро находить выход из них. Его внешний вид: грязные руки и чумазое лицо с явными признаками раздражения вокруг рта, вызванного частым употреблениемпаров клея, потрепанная грязная одежда со следами того же клея, неприятный запах немытого тела, короткие грязные волосы, пустой безразличный взгляд. Характерными чертами поведения являются необязательность, скрытность, лживость, прагматичность, хорошая приспособленность к жизни на улице, часто наблюдается быстрая смена настроения и непредсказуемость поступков. Коммуникативные средства характеризуются бедным словарным запасом и обилием ненормативной лексики. Речь несвязна и состоит из коротких фраз. Но встречаются дети с достаточно высоким интеллектуальным уровнем и развитой речью. Общение сводится к выраже­нию сиюминутных желаний и чувств и планированию ближайшей временной перспективы, не выходящей за рамки ближайших 2-3 часов. Такой ребенок инфантилен, имеет задержку как интеллектуального, так и общего психического развития.

В недалеком будущем, скорее всего, таких детей ждет, или полная деградация, или роль исполнителей в криминальной среде с последующим попаданием в «места не столь отдаленные», или преждевременная смерть от отравления, болезней, передозировки и других опасностей, которые окру­жают их со всех сторон».

2.1.2. Причины детской и подростковой беспризорности и безнадзорности. Существует ряд причин, способствующих росту беспризорности и безнадзорности. Среди основных причин можно выделить:

Социально-экономические причины (рост числа асоциальных семей, безработица родителей, низкий уровень благосостояния семьи, появление групп беженцев и вынужденных переселенцев);

Социально-психологические причины (невнимание семьи и школы к проблемам нарушений в поведенческой и эмоциональной сферах ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми и др.);

Социально-педагогические причины (разный уровень доступа к образо­ванию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе, угасание интереса к школьной жизнедеятельности и др.).

2.1.3. Положение подростка в системе семейных отношений как при­чина ухода на улицу. Социальная ситуация развития подростка, проводящего много времени на улицах города или постоянно живущего па улице, специфична.

В качестве наиболее существенной характеристики социальной ситуации развития следует отметить разрыв детско-родительских отношений, причинами которого могут служить:

Асоциальный характер отношений в семье, материальная необеспечен­ность семьи, отсутствие заботы о ребенке и защиты его прав, агрессия по отношению к ребенку (подростку);

Духовное разобщение детей и родителей, снижение уровня интереса к внутреннему миру друг друга, отсутствие доверительности в отношениях;

Трудно распознаваемые психические состояния, обозначаемые как тяга к перемене мест, путешествиям.

В современной психологической и педагогической литературе даны подробные описания семейных ситуаций, приводящих к разрыву отношений детей и родителей. Уход из семьи выступает как травмирующее обстоятельство. Негативные последствия отчуждения подростка от семьи усуглубляются тем, что он выпадает из системы целенаправленного воспитания и образования и социализируется в стихи жизни. При этом каждый несет в душе глубокую обиду на родителей. Довольно часто подросток стремится сохранить в душе что-то светлое, связанное с образом в тех случаях, когда он адаптировался к жизни на улице и не собирается возвращаться домой.

2.1.4. Положение подростка в системе школьных отношений как причина ухода на улицу. Обыкновенно уходу подростка из семьи предшествует отторжение подростка от школьной жизнедеятельности. Уход из школы чаще всего связан:

С равнодушием школы к проблемам подростка, с формализмом в отношениях, постоянным фиксированием негативных поступков и неуспешности в учебной деятельности, с несложившимися отношениями с учителями и сверстниками;

С протестом подростка против контроля и устоявшихся форм воспитания, препятствующего процессам самоактуализации, со снижением интереса к школьной жизнедеятельности, не удовлетворяющей потребности в эмоциях, выступающих как ценность подростковой жизни (альтруистических, романтических, эмоциях, связанных с преодолением трудностей и др.).

С протестом против негативного оценочного контроля и форм обучения, препятствующих успешности и обретению самоуважения,

С поиском новизны впечатлений, романтики, нестандартности отношений, с желанием в перемене ситуации.

Сегодня все чаще говорят о явлении сопротивления воспитанию - это такое состояние подростка в воспитательном процессе, которое выражается в неприятии, игнорировании, противостоянии всем компонентам воспитательного процесса. Выражено оно может быть в скрытых или открытых проявлениях через различные формы - словесные, эмоционально-волевые и поведенческие. Сопротивление воспитанию является особой формой психологической защиты ребенком своего внутреннего мира.

2.1.5. Улица как среда социального развития подростка. Улица рассматривается сегодня в научной литературе как самоорганизующаяся система внесемейного воспитания и внесемейной жизни людей разного возраста. В нее входят: разновозрастные группы, кланы, «тусовки». Она характеризуется своими обычаями, фольклором, настенной живописью, музыкой, языком. Система захватывает территории, прилегающие к местам «тусовок» с игровыми площадками, проездами, тротуарами, с пустующими и недостроенными помещениями, сараями, подвалами, чердаками, подъездами, дающими крышу над головой.

Сегодня можно выделить группы детей, для которых улица выступает:

Как важная, но не самая значимая среда социализации (имеется в вид «домашний ребенок», на которого влияние улицы распространяется до предела, определяемого рамками воспитания в семье и школе);

Как достаточно значимая среда социализации (имеется в виду ребенок дворовой компании, для которого границы влияния улицы расширены, но тоже имеют некоторый предел, определяемый занятостью родителей работой или ее поиском и занятостью его самого в семье и школе);

Как единственно значимая среда социализации (имеется в виду собственно ребенок улицы, находящийся на грани разрыва с семьей или порвавший с ней, игнорирующий влияние школы или расставшийся с ней). Последний случай наглядно демонстрирует плоды социализации ребенка, лишенного столь необходимых для его социального развития процессов целенаправленного воспитания и образования.

Следует уяснить возможные варианты отношения подростка к городской среде, стимулирующей «крайние» и множество промежуточных вариантов социального становления личности: духовное развитие подростка, становление его интеллигентной личностью, девиантное развитие подростка, становление его преступной личностью. Здесь возникает проблема востребованности ребенком условий собственного развития, его избирательность в потреблении культурных ценностей и псевдоценностей, насыщающих пространство улицы. Можно говорить:

О духовном потенциале города, нашедшем отражение в его архитектуре, в напряженной культурной жизни, в гуманных отношениях между людьми,

Об асоциальном потенциале города, нашедшем отражение в псевдокультуре, в бездуховном поведении людей;

О криминальном потенциале города, в обстановке, угрожающей жизни человека, в деструктивных отношениях между людьми.

Необходимо остановиться также на вопросе о группировках молодежи на улицах города, выступающих как особая среда социализации. Здесь можно говорить о группировках:

Руководимых взрослыми, осуществляющих разного рода интересные акции и дела в рамках городских, муниципальных, школьных программ, например, «За возрождение Санкт-Петербурга» (включающих подростков, не относящихся к улице как основному месту времяпрепровождения);

- «тусующихся» на определенных, выделяемых ими местах (включающих подростков, относящихся к улице как важному месту времяпрепровождения);

Собирающихся на улицах города для совершения криминальных актов (рассматривающих улицу как основное поле противоправной деятельности).

Мера привлекательности уличной ситуации для подростка . Улица поворачивается к подростку разными сторонами. Это во многом зависит от индивидуальности, возраста, пола подростка, меры адаптации к условиям жизни на улице.

С одной стороны, вынужденный уход подростка из семьи и привыкание к уличной жизни выступает как драматическая ситуация. Уйдя из дома «поневоле», подросток готов принять помощь и вернуться к нормальной жизни. Чем младше ребенок, тем в большей степени он испытывает страх перед теми реалиями, с которыми сталкивается. Тем больше надеется на встречу с взрослыми, которые заботились бы о нем лучше, чем родители.

С другой стороны, улица формирует у подростка ощущение свободы, дает разнообразие впечатлений, одаривает уличной дружбой, позволяет заявить о себе как о сильном человеке. Улица дает возможность заработка, радует отсутствием контроля, способствует общению с другими детьми с подобным опытом и переживаниями.

2.1.6.Понятие «уличности» как рабочий инструмент разделения подростков на группы по уровню адаптации к уличной среде. Практикующие социальные работники и исследователи детской беспризорности и безнадзорности выдвинули рабочую версию «уличности» - явления, зависящего от срока пребывания ребенка в уличной среде. Понятие стало рабочим инструментом и легло в основание рабочей классификации, употребляемой командой специалистов для более глубокого понимания проблемы. Под «уличностью» подразумевается: проживание на улице (или в притоне), удовлетворение основных жизненных потребностей своими силами, практически полное отсутствие контроля за жизнью ребёнка со стороны законных представителей [Мустаева, с. 12].

Понятие «уличности» тесно связано с понятием периода уличной адаптации. Под периодом уличной адаптации понимается срок, необходимый ребенку, вынужденно ушедшему на улицу, для приспособления к условиям жизни и возникновения зависимости от улицы и её производных (толуола, напр.). Период адаптации раньше составлял не менее 3-4 месяцев. В последнее время он сократился и составляет от 2 дней до 2 месяцев. Обыкновенно до истечения периода адаптации подросток хочет уйти с улицы, ему там не нравится. После завершения периода адаптации - может противиться уходу всеми силами.

Согласно этой классификации выделяются четыре категории подростков.

Пример: Станислав Н., 17 лет. Мать - алкоголичка, ведет неупорядочен­ный образ жизни, имеет часто меняющихся сожителей, Первый побег из дома - в 7 лет, постоянные побеги - с 9 лет, в школе учился 2 года. Постоянно находится на улице с 10 лет. Злоупотребление «Каратом» - с 9 лет. Активный член различных асоциальных тусовок. В 15 лет заведено уголовное дело за кражу из машин. Доставлялся в «Воспитательный дом» в 12 и 15 лет. Жил там в общей сложности 17 дней. В первый раз был отдан матери, второй раз - убежал сам. В больнице был 5 раз, все время убегал. В настоящее время -токсикоман, инфицирован ВИЧ. Живёт в подвале на одном из проспектов города.

Вторую категорию «уличности» представляют безнадзорные дети, частично сохранившие некоторые социальные связи (отсутствующие дома от 15 дней до 5 месяцев, или имеющие не менее 4 уходов из дома в месяц на срок не менее 3 дней каждый).

Пример: Алексей И., 17 лет. Мать выпивает, имеет постоянного сожителя, который периодически избивает детей и мать. Заступаясь за детей, мать пря­чет их в заброшенной комнате дома. Школу перестал посещать в 11 лет Уходы из дома начались в 10 лет, отсутствует дома, как правило, не больше двух недель, потом возвращается. Токсикоман. Несколько раз доставлялся в больницу, но убегал. В настоящее время живёт как дома, так и на улице, примерно равное время. Предположительно инфицирован ВИЧ и гепатитом С.

Третью категорию составляют «полудомашние» дети с высоким риском развития «уличности». (Сумма дней с самовольной ночёвкой вне дома - не менее 9 в месяц, или побег из дома на срок более 3 дней подряд, или тесное вовлечение в группу уличных детей независимо от побегов из дома).

Пример: Никита Н., 15 лет. Живет с бабушкой и отцом. О матери ничего неизвестно. Отец слабо пьёт. Подросток перестал регулярно посещать школу в 10 лет. На этой почве возникли конфликты с отцом и бабушкой. Впервые убежал из дома в связи с возникшим конфликтом в 11 лет. Находился на улице неделю, познакомился с уличными подростками, однако жизнь на улице не понравилась, вернулся домой. Живёт дома, во время периодически возникающих конфликтов уходит не более чем на 2 суток, ночует в подвале. Затем возвращается домой. Подвержен токсикомании. Предположительно, начал колоться наркотиками.

Считается, что первая и вторая категории - предмет работы уличных служб, третья и четвертая категория - предмет работы социальных педагогов в школе и служб по месту жительства.

2.1.7. Психология восприятия жизненной ситуации, особенности реагирования на нее. Трудная жизненная ситуация порождает комплекс поведенческихи эмоциональных проявлений. Выделим некоторые из них.

Потребность в безопасности, защищенности . С одной стороны, дети улицы мало отличаются от детей, находящихся в семье, в том смысле, что им свойственны те же потребности, что и домашним детям: это потребность в безопасности, принятии, любви. Собственно уход из семьи вызван невозможностью реализации этих потребностей, желанием найти такую среду, где они могут быть частично удовлетворены. Иногда это удается. Как пишут современные авторы, объединение беспризорников в группировки позволяет решатьнекоторые из возникших проблем. Работа с подростками на улицах города позволяет фиксировать примеры взаимовыручки детей улицы, опеки над младшими, помощь им на основе обращения в различные службы города. С другой стороны, у беспризорных очень развит инстинкт самосохранения, что не характерно для других детей того же возраста. Постоянный страх перед физической расправой со стороны взрослых и сверстников, голодом, болезнью, правоохранительными органами порождает в детях агрессивность, стремление найти защиту в каких-либо «сильных» группах (шайках, бандах и т.п.).

Элементы жестокости в поведении . Е.Г. Слуцкий отмечает, что основные психофизиологические свойства детей, формирующиеся в условиях бездомной жизни, можно рассматривать как результат раннего включения ребенка в жестокую уличную борьбу: при отсутствии воспитания со стороны взрослых и нормальной детской среды. Негативные воззрения, усвоенные в подростковом возрасте, закрепляются и становятся одной из причин преступного поведения. Личность безнадзорного подростка характеризуется ослаблением чувства стыда и вины. Для него довольно часто характерно равнодушие к страданиям других, несамокритичность и желание видеть только в окружающих источник собственных безнравственных поступков. Многие из подростков улицы несдержанны, жестоки, эмоционально неуравновешенны, обладают акцентуированными чертами характера, т.е. сочетанием неблагоприятных особенностей, имеющих тенденцию к перерастанию в психические аномалии [РПЭ, с. 672].

Специфика эмоциональных проявлений . Социальные педагоги, работающие на улицах города, отмечают выраженную эмоциональную возбудимость, которая часто развивает привычку к наркотикам, алкоголю, азартным играм. Чувственные проявления половой жизни возникают раньше обычных физиологических возрастных норм. Наблюдаются авантюристические устремления, взращиваемые уличной жизнью, что резко увеличивает трудовую неустойчивость и недисциплинированность [Е.Г.Слуцкий, с.117- 121].

Потребность в искусственном стимулировании организма . Значительная часть безнадзорных детей прибегает к искусственному стимулированиюсистем организма за счет специальных средств (психоактивные вещества, наркотики, алкоголь и др.). Стимулирование выступает как средство убегания от собственных неразрешенных проблем, как средство ухода от реальной жизни и погружения в виртуальный мир грез. Беспризорные почти все употребляют токсические и наркотические вещества, являются актив­ными курильщиками с длительным стажем. Все являются токсикоманами (дышат в основном толуолом). Пары толуола приводят к притуплению чувства голода, холода, одиночества, усталости. Подростки утрачивают ощущение реальности и испытывают эффект галлюцинации. Толуол стал атрибутом уличной субкультуры. Благодаря толуолу они знакомятся, дружат, расширяют круг общения.

Современные подростки сейчас уже не те, что 20 и даже 10 лет назад- совсем иные интересы, другая психология круг общения и образ жизни. В настоящее время мир развивается так быстро, что невозможно предугадать, от чего будет зависеть в скором времени поведение этой группы социума.

Если рассматривать жизнь подростков в России и,например Америке, то существенных различий нет в том смысле, что влияние информационных технологий активно дает о себе знать по ту и другую сторону океана.

Интернет - зависимость - одна из многочисленных проблем нашего времени. Образ жизни подростков в настоящий момент уже не предполагает таких активных и интересных занятий, как игра в футбол во дворе, поход на речку или пляж, чтение книг, занятий музыкой, поход на концерт, в парк и тд. в той же степени, что это происходило раньше. На смену реальному общению пришло виртуальное, порожденное бесчисленным множеством социальных сетей, благодаря чему современные подростки постепенно превращаются в лентяев и пассивных, ни к чему не устремленных людей.

Однако все же в России жизнь подростка имеет больше негативных сторон. В том числе это поверхностное, можно даже сказать безразличное отношение к своему здоровью, равнодушие к чужим заботам и проблемам и на фоне всего этого- все больше растущая агрессия по отношению к обществу. Все проблемы воспитания и мировоззрения, как известно, родом из детства, поэтому профилактическую беседу на тему «что такое хорошо, а что такое плохо» необходимо проводить с самого раннего детства для того, чтобы подростку было с чем сравнивать, чтобы он имел представление о последствиях того или иного выбора. При этом самым главным правилом в воспитании остается соблюдение демократии интересов ребенка, как личности, то есть не авторитарное навязывание своей сложившейся системы ценностей, а мягкое и грамотное разъяснение вариантов поведения в той или иной ситуации.

Современный подросток испытывает огромную потребность в живом общении. Родители, тем не менее, как правило уделяют очень малое количество времени своим детям - и это тоже большая ошибка. Недобирая это общение в одном месте, подросток обязательно доберет его другом и пойдет искать его либо на улице за бутылкой пива и сигаретой, либо сутки напролет просиживая в социальных сетях.

Частой попыткой привлечь к себе внимание становится подростковый суицид, чаще всего имеющий место в неблагополучных семьях. Психологи, проводящие тестирование подростковых групп с целью выяснить рейтинг желательных ценностей были удивлены тем, что на первых местах оказались такие ценности, как безопасность, комфорт, наличие верных друзей, любовь, благополучная семейная жизнь, уступив место ценностям развития и творчества. Современные подростки уже почти не увлекаются красотой природы и искусством. Мало кого интересует активная деятельность. Подростки ценят в основном так называемые «непреходящие» ценности -здоровье, любовь, благополучие. Разницу в ценностях у детей и взрослых показывает отношение к музыке. Для подростков музыка - это источник положительных эмоций, поскольку помогает уйти от негативных переживаний, но родители редко поддерживают музыкальные увлечения своих чад, многие иронизируют, а некоторые настроены даже враждебно.

Взрослые пытаются контролировать свою жизнь и жизнь своих детей-подростков, вместо того, чтобы попытаться понять и принять подростковую жизненную систему ценностей. Но именно мы, взрослые в ответе за тех, кого мы воспитываем и за то, каким будет наше общество по прошествии определенного количества лет - общества, состоящего из нынешних повзрослевших подростков.



Рассказать друзьям