Современные проблемы науки и образования.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Из книги Пропедевтика детских болезней автора О. В. Осипова

26. Семиотика поражений и синдромы у детей сердечно-сосудистой системы первого года жизни Дефект межжелудочковой перегородки характеризуется грубым систолическим шумом вдоль левого края грудины с максимумом в IV-м межреберье, у левого края грудины, но обычно не

Из книги Пропедевтика детских болезней: конспект лекций автора О. В. Осипова

5. Семиотика и синдромы поражения сердечно-сосудистой системы у детей первого года жизни Дефект межжелудочковой перегородки характеризуется грубым систолическим шумом вдоль левого края грудины с максимумом в IV-м межреберье, у левого края грудины, но обычно не

Из книги Полезное меню для мамы и малыша автора Светлана Александровна Хворостухина

1. Современные принципы рационального питания здоровых детей старше 1 года жизни Питание детей раннего возраста (1–1,5 года; 1,5–3 года)Питание в этих группах различается по:1) объему суточного рациона;2) величине разовых порций;3) кулинарной обработке пищи.Развитие

Из книги Справочник здравомыслящих родителей. Часть вторая. Неотложная помощь. автора Евгений Олегович Комаровский

Питание ребенка первого года жизни Как уже указывалось выше, недостаток каких-либо важных элементов в питании малыша может привести к серьезному отставанию в развитии, и первым признаком этого является недостаточная прибавка в весе и росте. Именно поэтому у детей до 1

Из книги Здоровые дети – счастливая семья автора Светлана Васильевна Баранова

2.3.1.1. РЕБЕНОК ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ Малыш лежит на вашей руке животом вниз, туловище выше головы.Основанием ладони ударьте 5 раз между лопатками - направление удара от спины к голове. Переверните ребенка на спину. Голова по-прежнему ниже туловища. 5 раз быстро надавите двумя

Из книги Детские болезни от рождения до трех лет автора Валерия Вячеславовна Фадеева

Как одевать ребёнка первого года жизни Баранова Анастасия При одевании ребёнка первого года жизни специалисты советуют придерживаться следующей схемы. Если вы с малышом находитесь в помещении, то: при +23 °C – однослойная одежда: х/б бельё; при +21–23 °C –

Из книги Бабушкины рецепты для малышей. Вкусно, сытно, полезно автора Агафья Тихоновна Звонарева

Приблизительные нормы физического и психомоторного развития детей первого года жизни Игнатьева Татьяна, Назирбекова Ирина Возраст: (от первого вдоха до 28 дней) – новорождённый. Физические параметры: рост 46–55 см; вес 2600–4500 г.Психомоторное развитие: флексорная поза.

Из книги Всё о ребенке первого года жизни. Неделя за неделей автора Александра Станиславовна Волкова

ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЕТЕЙ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

Из книги Детское питание. Рецепты, советы, рекомендации автора Елена Владимировна Доброва

Блюда первого года жизни Манная кашаСостав: молоко – ? стакана, вода – 25 мл, манная крупа – 2 ч. л., соль, сахарный сироп – 3 мл, сливочное масло – ? ч. л. В половину взятого молока влить воду, вскипятить, затем тонкой струйкой всыпать просеянную манную крупу и варить на

Из книги Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней автора Борис Павлович Никитин

Блюда для детей первого года жизни Морковное пюреСостав: морковь – 1 шт., молоко – ? стакана, сливочное или растительное масло – ? ч. л. Морковь вымыть щеткой, очистить, нашинковать, положить в кастрюльку, залить небольшим количеством кипятка и тушить под крышкой в

Из книги Ребенок и уход за ним автора Бенджамин Спок

Блюда для детей первого года жизни Пюре с курицей и картофелем (вариант 1)Состав: куриное мясо – 100 г, картофель – 200 г, молоко – ? стакана, сливочное масло – ? ч. л. Сварить нежирный куриный бульон, процедить сквозь мокрую салфетку и залить им очищенный и нарезанный крупными

Из книги автора

А.С. Волкова Всё о ребенке первого года жизни. Неделя за

Из книги автора

Питание детей первого года жизни Правильное питание детей раннего возраста - это не только гармоничное развитие и рост малыша, но и закладка фундамента его здоровья и устойчивости к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам окружающей среды.Самое большое

Из книги автора

Питание детей от 1 года до 2 лет Ребенок в возрасте 1 года активно изучает окружающий мир и много двигается, что не может не привести к значительным потерям энергии.Его пищеварительная система значительно окрепла, однако желудок, кишечник, печень и поджелудочная железа еще

Из книги автора

Некоторые результаты первого года жизни 1. В первый год жизни малыш не болеет.2. Обнаженный (в трусиках), он не только хорошо себя чувствует в комнате (17–18 градусов), но и выдерживает прямые лучи солнца (до 1–2 часов), купание в реке, в море, любой летний ветер, зимой выходит

Из книги автора

Трудности первого года жизни

Состояние здоровья детского населения в настоящее время является важнейшим показателем качества работы здравоохранения и критерием оценки благополучия общества в целом . Несмотря на внедрение новых перинатальных технологий, которые способствовали снижению перинатальной и младенческой смертности, распространенность хронической патологии у детей, а также уровень детской инвалидности остаются практически неизменными .
Совершенствование форм и методов охраны здоровья детского населения невозможно без углубленного и постоянного анализа информации о закономерностях формирования здоровья детей, оценки медико- демографических показателей, связанных с воспроизводством населения и качеством его здоровья в настоящем и будущем . При этом учет региональных особенностей является необходимым условием рациональной организации деятельности системы здравоохранения на конкретной территории .
Целью настоящей работы стало изучение структуры заболеваемости детей первого года жизни в Кабардино-Балкарской республике (КБР).
Для реализации поставленной цели были изучены показатели заболеваемости детей первого года жизни по данным годовой отчетности формы №31 «Сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам» государственного учреждения здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр» Министерства здравоохранения КБР за период 2002-2012 гг. Проведен статистический анализ изученных показателей.
Результаты и их обсуждение.
Анализ структуры заболеваемости детей первого года жизни за десятилетний период выявил стабильное преобладание болезней органов дыхания над остальной патологией. На этот класс болезней приходится 31,7- 39,2% от всех заболеваний. Удельный вес болезней органов дыхания в нозологической структуре за исследуемый период увеличился на 7,5% (Табл.1).
Таблица 1

Структура заболеваемости детей первого года жизни в КБР за 2002-2012 гг.

Классы болезней

Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

Болезни нервной системы

Болезни глаза и его придаточного аппарата

Болезни уха и сосцевидного отростка

Болезни органов дыхания

Болезни органов пищеварения

Болезни мочеполовой системы

Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде

Врожденные аномалии (пороки развития)

Травмы, отравления и некоторые другие последствия внешних причин

Прочие болезни

Одной из характерных особенностей данного класса является то, что в его структуре основную долю занимают острые инфекции верхних дыхательных путей, грипп, пневмония, концентрация которых в течение исследуемого периода постепенно уменьшалась (98,7% в 2002 г. и 64,5% в 2012 г.).
На второй позиции в структуре заболеваемости детей первого года жизни находятся отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде. Их вклад за 10 лет уменьшился в 1,5 раза, составив в 2012 г. 17,6%, что является индикатором, отражающим совершенствование перинатальной и педиатрической помощи в республике.
Третье ранговое место в структуре заболеваемости детей первого года жизни занимают болезни нервной системы, составляя 9,8-11,3%.
Таким образом, доля трех рейтинговых классов болезней в нозологической структуре детей первого года жизни составляла 2/3 всей патологии.
Следует отметить, что в структуре болезней крови, кроветворных органов и отдельных нарушений, вовлекающих иммунный механизм, частота которых за 10 лет имела тенденцию к снижению, анемии занимают основную долю (97,6% в 2002г., 95,1% в 2007 г., 99,4% в 2012 г.).
Среди болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ лидирующие позиции занимает рахит. Вклад данной патологии за 10 лет увеличился на 10,6%, составив в 2012 г. 62,6%.
Выводы.
В структуре заболеваемости детей первого года жизни за период 2002-2012 гг. первые ранговые места занимали болезни органов дыхания, отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, болезни нервной системы, составив суммарно в 2012 г. 66,6% всей патологии.
Частота болезней органов дыхания как ведущего класса за 10 лет увеличилась на 7,5%, что свидетельствует о необходимости совершенствования лечебно-профилактической работы у детей с данной патологией.
В течение анализируемого периода увеличилась доля анемии в структуре болезней крови, кроветворных органов и отдельных нарушений, вовлекающих иммунный механизм, достигнув в 2012 году 99,4%.
Рахит занимает лидирующие позиции среди болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, увеличив свой вклад за десятилетний период на 10,6%. Это диктует необходимость улучшения мер направленных на борьбу с анемией и рахитом у детей первого года жизни.

Список литературы

1. Анаева Л.А., Жетишев Р.А. Медико-социальный анализ демографических показателей Кабардино- Балкарии в XXI веке // Врач-аспирант. – 2012. – № 4.3 (53). – С. 411-416.
2. Анаева Л.А., Архестова Д.Р. Показатель общей инвалидности детей Кабардино-Балкарии // Перспектива – 2014: материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Т.II. – Нальчик: Каб-Балк. ун-т, 2014. – С. 249-252.
3. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Основные тенденции здоровья детского населения России. – М.: Союз педиатров России, 2011. – 116 с.
4. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Модестов А.А. Заболеваемость детского населения России. – М.: ПедиатрЪ, 2013. – 280 с.
5. Валиулина С.А., Винярская И.В. Состояние здоровья детей с позиции качества жизни // Вопросы современной педиатрии. – 2006. –Т.5. –С. 18-21.
6. Ермолаев Д.О. Медико-демографические проблемы формирования здоровья детского населения: дис. … докт. мед наук. – СПб. – 2004. – 446 с.
7. Михайлова Ю.В., Шестаков М.Г., Мирошникова Ю.В. и др. Предотвратимые потери здоровья населения как объект анализа // Экономика здравоохранения. – 2008. – №2. – С. 37-42.
8. Сеченева Л.В. Современные тенденции состояния здоровья детей и пути его улучшения на региональном уровне (на примере Новгородской области): Автореф. дис. … канд мед наук. – СПб. – 2007. – 18 с.

Глава 3. Состояние здоровья детей


3. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Детская смертность. Специалисты Комитета по здравоохранению отмечают, что среди показателей, характеризующих здоровье детского населения, показатель младенческой смертности является чутким барометром социально-экономического развития как страны в целом, так и региона и эффективности деятельности службы охраны материнства и детства. Младенческая смертность (МС) в Санкт-Петербурге за период с 1998 по 2009 год уровень МС снизился в 2,5 раза, соответственно с 11,4 до 4,6 на 1000 родившихся живыми (в 2008 г. – 4,4, в 2007 г. – 4,2). Показатель МС нельзя рассматривать в отрыве от состояния здоровья беременных женщин, соматического и репродуктивного здоровья подростков. Доля здоровых подростков не превышает 11%, хроническая заболеваемость среди подростков составляет 27-30%, и 60% подростков имеют пограничные состояния. По некоторым нозологическим формам, таким как, анемии, заболевания мочеполовой системы, болезни щитовидной железы, среди девочек эти показатели значительно выше, чем у юношей.

На уровень МС существенное влияние оказывают перинатальные факторы (течение беременности и родов, состояние здоровья новорожденных). Для Санкт-Петербурга тревожной тенденцией является ухудшение репродуктивного здоровья женщин, а также негативная динамика и высокие показатели материнской заболеваемости.

Доля детей, умерших в возрасте 0-27 дней, составляет в 2009 г. 50%. В структуре МС ведущими причинами являются заболевания перинатального периода и врожденные пороки развития, на их долю приходится 70% всех случаев смерти детей первого года жизни. Среди заболеваний перинатального периода отмечается снижение показателей внутриматочной гипоксии и внутриутробной инфекции, однако в ранговой структуре причин младенческой смертности эти заболевания остаются ведущими, что является следствием состояния здоровья беременных.

Показатель детской смертности от 0 до 4-х лет (ДС-4) составил 5,7 на 1000 живых детей (в 2008 г. – 5,4, в 2007 г. – 5,4, в 2006 г. – 6,5).

Ранговая структура причин смерти:


  • заболевания перинатального периода – 31,3%;

  • врожденные пороки развития – 27,6%;

  • заболевания органов дыхания – 10,4%;

  • травмы и несчастные случаи – 8,7%.
Показатель детской смертности от 1 года до 17 лет несколько вырос по сравнению с 2008 годом и составил 0,26‰ (в 2008 г. – 0,24, в 2007 г. – 0,23, в 2006 г. – 0,27). Рост показателя смертности произошел за счет врожденных пороков развития, инфекционных заболеваний, новообразований, болезней центральной нервной системы, травм и несчастных случаев. Ранговая структура причин смерти:

  • травмы и несчастные случаи – 39,8%;

  • онкология и заболевания центральной нервной системы – 13,7%;

  • врожденные пороки развития – 13%.
Заболеваемость новорожденных. Под наблюдение детских амбулаторно-поликлинических учреждений поступило 48842 ребенка, что на 5000 новорожденных больше, чем в 2008 году (43924 чел.), число заболевших детей составило 22%. Согласно форме №32 федерального государственного статистического наблюдения за 2009 год «Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам» удельный вес недоношенных детей составил 5,4% (в 2008 г. – 5,5%). Показатель заболеваемости на 1000 новорожденных – 315,6, что ниже уровня прошлого года (рис.3.1). Отмечается незначительное увеличение показателя перинатальной энцефалопатии и рост на 23% показателя врожденных пороков развития. В ранговой структуре заболеваний новорожденных, по-прежнему, остаются:

  • заболевания перинатального периода;

  • врожденные пороки развития.
В структуре заболеваний перинатального периода ведущими являются:

  • недостаток питания и замедление роста;

  • внутриматочная гипоксия и асфиксия плода;

  • перинатальные поражения нервной системы.
В этой связи специалисты Комитета по здравоохранению указывают на необходимость развития службы охраны репродуктивного здоровья населения, совершенствования деятельности детской и подростковой гинекологической службы, повышения эффективности медицинской помощи при беременности и родах, обеспечения адекватного наблюдения за беременными, имеющими высокий риск неблагоприятных исходов, как для матери, так и для ребенка.

Рис. 3.1. Заболеваемость новорожденных в Санкт-Петербурге
Динамика состояния здоровья и заболеваемости новорожденных, представленная отделом здравоохранения Калининского района Санкт-Петербурга, свидетельствует, что в период с 2007 по 2009 год снизилось число заболевших новорожденных и их заболеваемость. Показатель заболеваний перинатального периода стабилен, уменьшилось число зарегистрированных ОРВИ у новорожденных детей (табл.3.1-3.2).
Таблица 3.1. С остояние здоровья новорожденных


Год

Кол-во

Из них количество недоношенных

Число заболевших

новорожденных



Число случаев

заболеваний



Заболевания перинатального периода

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

Пок-ль

Абс.

Пок-ль

2007

3 958

201

5,1

712

17,9

1 028

259,7

837

211,5

2008

4 387

209

4,8

707

16,1

1 102

251,2

856

195,1

2009

4 387

210

4,5

721

15,4

1 121

240,2

907

194,3

Таблица 3.2. Структура заболеваний новорожденных


Год

Врожденные пороки развития

ОРВИ, в т.ч. пневмонии

Острые кишечные инфекции

Абс.

Пок-ль

Абс.

Пок-ль

Абс.

Пок-ль

2007

74

18,7

41

10,4

10

2,5

2008

90

20,5

30

6,8

15

3,4

2009

84

18,0

21

4,5

16

3,4

В структуре заболеваемости:


  1. Заболевания органов дыхания – 59%;

  2. Болезни глаза и его придаточного аппарата – 5,0%;

  3. Болезни органов пищеварения – 4,6%;

  4. Болезни костно-мышечной системы – 3,3%.
По данным детских амбулаторных учреждений, показатель общей заболеваемости детей 15–17 лет вырос на 13% по сравнению с 2008 годом и составил 2056,3 на 1000 детей (1809,7 – в 2008 г, 1760‰ – в 2007 г., 1678,6‰ – в 2006 г., 1522,8‰ – в 2005 г.).

Рис. 3.2. Общая заболеваемость у детей в Санкт-Петербурге

Рост показателя произошел за счет болезней глаза и его придатков, заболеваний нервной системы, органов дыхания (в т.ч. бронхиальной астмы), болезней органов кровообращения, пищеварения (при снижении показателя язвенной болезни 12-ти перстной кишки), болезней мочеполовой системы и костно-мышечной системы, врожденных пороков развития (в т.ч. врожденных пороков сердца и сосудов).

Ранговая структура заболеваний:


  • заболевания органов дыхания – 37%;

  • болезни глаза и его придаточного аппарата – 9%;

  • болезни костно-мышечной системы – 8,8%;

  • болезни органов пищеварения – 8,6%.
Ниже приведены данные о профилактических осмотрах детей до 14 лет и подростков-школьников в возрасте 15-17 лет по детским поликлиникам Санкт-Петербурга (табл.3.3).

Таблица 3.3. Профилактические осмотры детей и подростков, %


Показатели

Всего осмотрено, чел.

Выявлено при профосмотрах

с понижением остроты

с дефек-том речи

со сколио-зом

с наруш. осанки

слуха

зрения

Всего детей в возрасте до 14 лет включительно и подростков школьников в возрасте 15-17 лет включительно

560656

0,25

10,43

6,76

2,43

13,99

  • из них детей до 14 лет включительно

486241

0,25

8,58

7,70

1,52

12,34

Из общего числа:

  • перед поступлением в детское дошкольное учреждение

45037

0,23

5,49

18,49

2,18

6,93

  • за год до поступления в школу

36664

0,50

6,97

25,68

0,62

15,05

  • перед поступлением в школу

37883

0,31

8,08

16,56

2,55

19,80

  • в конце 1-го года обучения

35002

0,23

11,26

6,85

1,85

23,24

  • при переходе к предметному обучению (4-5 классы)

36423

0,26

16,60

2,26

3,84

25,73

  • в возрасте 15 лет включительно

32162

0,27

22,73

0,75

7,92

27,50

  • перед окончанием школы (16-17 лет включительно)

42253

0,23

22,28

0,52

8,79

22,64

Кроме того, дети, переданные под наблюдение поликлиники для взрослых

38759

0,28

18,65

0,65

9,95

21,18

Данные в таблице свидетельствуют о росте патологии, выявленной при профосмотрах перед поступлением в школу и перед окончанием школы: понижение остроты зрения, сколиоз, нарушение осанки.

Наиболее значимый рост выявляемой патологии специалистами Комитета по здравоохранению отмечается при переходе ребенка к предметному обучению.

В ходе профосмотров было осмотрено 80,6% от всей численности детей от 0 до 17 лет, не включая детей 15-17 лет, переданных под наблюдение взрослых поликлиник. С учетом этой возрастной группы доля осмотренных детей составила 85,9%.

Влияние учебного процесса и трудовой занятости детей и подростков на состояние здоровья детей. Специалисты Комитета по здравоохранению отмечают тенденцию к ухудшению показателей состояния здоровья детей при переходе от дошкольного к школьному возрасту, что подтверждается распределением детей по группам здоровья (табл. 3.4). Кроме того, из представленной таблицы видно, что в течение последних 3 лет отмечается снижение удельного веса детей первой группы и рост доли детей со 2 группой здоровья во всех возрастных группах. Наиболее высокий удельный вес детей третьей группы здоровья среди детей составляют учащихся средних специальных учебных учреждений. Отдельно представлены данные о профилактических осмотрах учащихся 9-11 классов, которые свидетельствуют о том, что наиболее низкая численность детей с первой группой здоровья среди учащихся 9-11 классов (9,3%), доля детей указанного возраста во 2 группе здоровья составляет 61,2%, в 3-ей – 27,6%, в 4-й – 1,7%, в 5-й – 0,1%.
Таблица 3.4. Распределение детей по группам здоровья, %


Группы здоровья

ДДУ

Школы

Сред. спец. уч. заведения

2007

2008

2009

2007

2008

2009

2007

2008

2009

1 группа

11,3

11,2

10,7

12,4

12,2

10,2

13,3

11,7

11,9

2 группа

73,5

73,6

74,3

63,7

64,2

65,8

55,2

56,5

58,2

3 группа

14,3

14

13,9

22,4

22,6

22,7

31,1

31,1

29,4

4 группа

0,7

0,9

0,9

1,3

1,3

1,2

0,4

0,4

0,5

5 группа

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,15

0,02

0,02

Специалисты Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу (Роспотребнадзора) отмечают, что хроническая заболеваемость школьников в 2009 году несколько выросла по сравнению с прошлым годом (на 1,2%). Темп прироста показателя за 5 лет составил 5%. Распределение ведущих форм хронической патологии по сравнению с прошлым годом не изменилось : по прежнему лидируют болезни костно-мышечной системы, болезни глаза и его придатков, патология органов дыхания. На долю ведущей патологии среди учащихся школ приходится 57,9% всех хронических заболеваний (в 2008 г. – 58,6%). Процент детей, состоящих на диспансерном учете, увеличился незначительно и составил 24,27% (в прошлом году 24,18%). В течение последних 5-ти лет показатель заболеваемости органов пищеварения снизился на 27%.

В таблице 3.5 представлены данные по хронической патологии в различных возрастных группах (показатель рассчитан на 1000 детей соответствующего возраста). Специалисты Комитета по здравоохранению обращают внимание на то, как с возрастом под влиянием внешней среды (нагрузок образовательного процесса, режима дня, характера и качества питания) происходит рост показателей хронических заболеваний.


Таблица 3.5. Показатели хронической патологии в различных возрастных группах

№п/п

Наименование классов

В ДДУ

В общео-образовательных школах

В средних специализированных учреждениях и рабочей молодежи

1

Болезни эндокринной системы

7,4

18,4

27,8

2

Болезни глаза и его придатков

27,9

50,7

76,3

3

Болезни системы кровообращения

4,2

18,0

21,5

4

Болезни органов пищеварения

14,0

33,7

64,8

5

Болезни мочеполовой системы

20,9

22,9

29,2

6

Болезни костно-мышечной системы

21,5

58,0

103,8

7

Всего хронических заболеваний

196,2

325,2

457,6

Специалисты Роспотребнадзора, ссылаясь на данные диспансеризации детей в организованных детских коллективах, отмечают в 2009 году снижение на 0,5% заболеваемости дошкольников хроническими формами патологии по сравнению с 2008 годом. В течение последних 5 лет общий показатель хронической заболеваемости снизился на 7%.

Ведущей патологией среди дошкольников, как и в течение предыдущих 5-ти лет продолжают оставаться болезни глаза и его придатков, органов дыхания, костно-мышечной системы и соединительной ткани. По сравнению с 2008 годом произошел прирост болезней мочеполовой системы (с 19,3 до 20,88) и уменьшение болезней нервной системы (с 21,25 до 20,20), в результате на 4-е ранговое место вышли болезни мочеполовой системы.


На долю 4-х ведущих патологий приходится 48,06% всех хронических заболеваний по 16 классам болезней.

Ведущей патологией в состоянии здоровья школьников города являются болезни костно-мышечной системы, на которую приходится свыше 50% всех хронических заболеваний. В связи с этим, по мнению специалистов Роспотребнадзора , необходимо увеличить двигательную активность школьников, улучшить условия для проведения занятий физкультурой и спортом. Выполнение целевой программы «Мой первый школьный стадион» позволило за 3 года благоустроить 45% пришкольных спортивных площадок. Благодаря проведенным мероприятиям спортивные площадки имеют искусственное покрытие, ограждение и освещение в темное время суток , оснащены современным оборудованием, что увеличило их функциональность и эффективность проведения уроков физкультуры, а также внешкольных спортивных мероприятий.

По информации городской прокуратуры , в ходе проверки соблюдения образовательными учреждениями требований ст. 51 Закона РФ «Об образовании» выявлены нарушения при установлении учебной нагрузки для учащихся. Так, прокурором Невского района принесено 3 протеста на приказы руководителей общеобразовательных школ (№№ 336, 570, 557), устанавливающих режим работы школы на 2008-2009 учебный год. В нарушение требований п. 2.9.4. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Санитарно-эпидемиологические правила. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» продолжительность уроков в 1-11-х классах указанных школ составляла 45 минут, при том что в соответствии с нормами СанПин она не может превышать 35 минут. Прокурором Петродворцового района при проверке ГОУ № 411 установлено, что распределение учебной нагрузки в недельном цикле обеспечено без учета кривой умственной работоспособности: в основной школе в ряде 5-9-х классов среда не является облегченным днем, в средней школе в 10-11-х классах четверг также не является облегченным днем. Выявлены и единичные факты нарушения требований СанПиН 2.4.2.1178-02 в ГОУ № 544 Московского района в виде проведения сдвоенных уроков по основным и профильным предметам, а также в ГОУ № 255 Адмиралтейского района в виде одновременного проведения занятий по физкультуре во 2-х и 3-х классах. Прокурором Пушкинского района в ГОУ № 459 выявлен факт проведения лекций в рамках дополнительного образования в учебное время – по окончании последнего урока без перерыва на отдых или до начала учебных занятий при смещении первого урока.

По информации Комитета по здравоохранению , показатель инвалидности у детей


0 – 17 лет составил 20,8 на 1000 человек детского населения (в 2008 г. – 20,6‰, в 2007 г. – 19,7‰, в 2006 г. – 19,7‰, в 2005 г. – 18,7‰). Это показатель в целом по территории с учетом детей по центру восстановительного лечения «Детская психиатрия» (рис.3.3).

Рис. 3.3. Показатели инвалидности у детей 0 – 17 лет в Санкт-Петербурге
В ранговой структуре заболеваний , обусловивших формирование детской инвалидности в Санкт-Петербурге, по-прежнему, являются:


  1. Психические расстройства и расстройства поведения – 27%;

  2. Болезни нервной системы – 21,3%;

  3. Врожденные пороки развития, деформации и хромосомные нарушения – 18,7%;

  4. Болезни эндокринной системы, нарушения обмена веществ – 7,3%.
В рамках индивидуальной программы реабилитации дети-инвалиды получают восстановительное лечение. Из общего количества детей-инвалидов получили:

  • оперативное лечение – 94,5%;

  • протезирование – 94,5%;

  • стационарное лечение – 95,7%;

  • санаторное лечение – 68%.
Реабилитационное лечение в условиях амбулаторно-поликлинических учреждений получили 67% детей-инвалидов, но при этом 1 раз в году получили реабилитационное лечение практически все дети-инвалиды.

Бесплатным слухопротезированием современными слуховыми аппаратами обеспечены все дети с нарушениями слуха 2-3 степени. В 2009 году продолжено проведение высокотехнологического слухопротезирующего лечения детей с тугоухостью 4 степени, за счет средств бюджета Санкт-Петербурга кохлеарная имплантация выполнена 17 детям.

Приобретено лечебное питание для детей, страдающих фенилкетонурией, препаратами, не содержащими фенилаланин, на сумму 5393,0 тыс.руб., для детей-инвалидов, страдающих фенилкетонурией, галактоземией, целиакией на сумму 6334,4 тыс.руб. Проводимые мероприятия позволили улучшить качество жизни и социальную адаптацию детей-инвалидов, достигнуть ремиссии заболевания.

Детский травматизм. По информации Комитета по здравоохранению, показатель травматизма среди детей в возрастной группе от 0 до 14 лет снизился и составил 97,2 на 1000 детей этого возраста. Выше городского показатель травматизма в Выборгском, Калининском, Красногвардейском, Невском, Центральном районах, что специалистами Комитета по здравоохранению объясняется наличием детских травматологических пунктов в перечисленных районах. Показатель травматизма среди детей 15-17 лет остался на уровне прошлого года. Выше городского он в тех же районах. В 2009 году от травм умерло 73 ребенка в возрасте от 0 до 17 лет, в том числе вследствие причин:


  • транспортная травма – 23 чел.;

  • утопления – 11 чел.;

  • отравления различными веществами – 15 чел.;

  • падение с высоты – 9 чел.;

  • асфиксия, вызванная сыпучим материалом и рвотными массами – 7 чел.;

  • поражение техническим электричеством – 1 чел.;

  • убийство – 1 чел.;

  • самоубийство – 4 чел.;

  • обстоятельства неизвестны – 2 чел.
По информации Комитета по образованию , в 2009 году в образовательных учреждениях было зарегистрировано 1158 случаев (в 2008 г. – 1297, в 2007 г. – 1541) получения травм детьми во время учебно-воспитательного процесса. Все случаи были расследованы и оформлены актами Н-2 в соответствии с требованиями Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе образования, утвержденным приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 01.10.90 №639.

В 2009 году, по сравнению с 2008 годом, уровень школьного травматизма снизился. Коэффициент частоты травматизма в 2009 году в образовательных учреждениях города составил К ч = 2,09 (в 2008 г. – 2,4, в 2007 г. – 2,75).


Таблица 3.6. Распределение количества несчастных случаев по типам образовательных учреждений, ед

Тип образовательного учреждения

Годы

2006

2007

2008

2009

Общеобразовательные учреждения

1151

1375

1152

1018

ОУ начального и среднего профессионального образования

12

19

16

11

Межшкольные учебные комбинаты

0

1

0

0

Учреждения дополнительного образования

7

24

16

5

Дошкольные образовательные учреждения

86

122

113

124

Всего

1256

1541

1297

1158

Продолжает оставаться высоким уровень травматизма во время перерывов в занятиях, (55,3% пострадавших), а также во время занятий по физической культуре (22%).

По мнению специалистов Комитета по образованию, травматизм в образовательных учреждениях вызван, как правило, невыполнением норм и правил охраны труда всеми участниками образовательного процесса, низким уровнем организационно-педагогических мероприятий по охране труда (отсутствием инструктажей по различным видам деятельности, недостаточным контролем за состоянием охраны труда со стороны администрации и коллектива в образовательных учреждениях, низким уровнем дежурства в образовательных учреждениях).

По информации Комитета по образованию, в 2009 году в работе по реализации плана мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее – ДДТТ) активное участие принимали следующие организации: городской ресурсный центр по безопасности дорожного движения (БДД) при Санкт-Петербургском центре детского технического творчества, 18 районных опорных центров при учреждениях дополнительного образования детей, межшкольные районные учебные комбинаты, базовые дошкольные образовательные учреждения.

Районные опорные центры по безопасности дорожного движения созданы, в основном, на базе государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей. Они выполняют функции организационно-методических центров по профилактике ДДТТ в районе, являются организаторами районных массовых соревнований, конкурсов, олимпиад для учащихся по ПДД, выставок, реализуют дополнительные образовательные программы. В каникулярные дни по заявкам школ, детских садов, городских оздоровительных лагерей на базах опорных центров проводятся конкурсные и игровые программы для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Учебные занятия проводятся по авторским, интегрированным, комплексным образовательным программам дополнительного образования для детей в возрасте от 6 до 18 лет. Наиболее успешно опорные центры действуют в Выборгском, Калининском, Красногвардейском, Московском, Фрунзенском и Центральном районах.

Для качественной подготовки учащихся в учреждениях дополнительного образования детей разработаны и реализуются такие образовательные программы, как: «Автомногоборье», «Юные инспектора дорожного движения», «Основы автодела», «Картинг», «Мотокросс», «Школьник, дорога, автомобиль», «Юный пешеход», «Юный автомобилист», по которым занимается 1091 подросток.

Образовательные программы автоподготовки учащихся реализуют 10 Межшкольных учебных комбинатов Санкт-Петербурга.

В целях обобщения и распространения современных педагогических технологий, опыта организации образовательного процесса в области безопасности дорожного движения в 2009 году был организован и проведен II городской смотр-конкурс среди образовательных учреждений Санкт-Петербурга на лучшую организацию работы по профилактике ДДТТ «Дорога без опасности». Всего в конкурсе приняли участие 37 образовательных учреждений из всех районов Санкт-Петербурга (в 2008 году – только 11 районов). ГДОУ №27 Красногвардейского района стал Лауреатом Всероссийского конкурса по номинации «Лучшее учреждение дошкольного образования по профилактике ДДТТ», а ГОУ СОШ №312 Фрунзенского района награждено дипломом 1-й степени в номинации «Лучшая школа России по профилактике ДДТТ».

В 2009 году в рамках курса ОБЖ для учащихся 5 – 9 классов во все общеобразовательные учреждения Санкт-Петербурга введена программа учебного модуля «Дорожная безопасность».

Во всех районах Санкт-Петербурга проводятся такие школьные и районные массовые профилактические мероприятия как: конкурсы детского творчества «Дорога и мы», соревнования юных инспекторов движения «Безопасное колесо», «Неделя безопасности» в рамках Глобальной недели безопасности на дорогах, уроки правовых знаний, тематические занятия с учащимися в рамках Всероссийской профилактической операции «Внимание – дети!», олимпиады по ОБЖ и другие.

В городском этапе открытого конкурса детского творчества «Дорога и мы» в 2009 году приняли участие 192 образовательных учреждения из всех районов Санкт-Петербурга . На конкурс было представлено 342 коллективные и индивидуальные работы учащихся. В олимпиадах по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» приняло участие около 4000 обучающихся Санкт-Петербурга, 156 – вышли на городской тур, 11 – представляли наш город на Всероссийской олимпиаде школьников в Кисловодске, в которой победителем стал учащийся 11 класса школы №389 Кировского района.

Всероссийский финальный конкурс-фестиваль юных инспекторов движения «Безопасное колесо» проходил в Пермском крае с 3 по 8 июня 2009 г. Санкт-Петербург представляла команда Московского района – победительница городских соревнований «Безопасное колесо-2008». В конкурсе участвовало 86 команд из разных регионов России. Команда Санкт-Петербурга в общекомандном зачете впервые заняла 4 место, в личном зачете учащиеся нашей команды получили 9 призовых мест.

В период летней оздоровительной компании 2009 года программой мероприятий по профилактике ДДТТ для воспитанников городских оздоровительных лагерей


Санкт-Петербурга было охвачено 100% отдыхающих детей.

Впервые в 2009 году прошли мероприятия, приуроченные ко Дню памяти жертв ДТП


с 6 по 14 ноября 2009 года. В образовательных учреждениях были проведены тематические классные часы, беседы, родительские собрания, встречи с работниками ГИБДД. Наиболее значимыми стали акции «Будь заметен на дороге», «Письмо водителю», «Нет жертвам на дороге», конкурс рисунков «Мы – за безопасность на дорогах», конкурсная программа «Веломобиль и ПДД».

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

###### #### #### #### ######
## ## ## ## ## ## ## ## ##
## ## ## ## ## ## #####
## ### ## ## ## ## ##
## ## ## ## ## ## ##
## ## ## ## ## ## ## ## ##
## ###### #### #### ####

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Создание первой программы изучения общей заболеваемости населения. Измерение заболеваемости по показателям: число больных и заболеваний, продолжительность болезни. Показатели, характеризующие инвалидность. Методика изучения инфекционной заболеваемости.

    презентация , добавлен 18.01.2014

    Статистика состояния здоровья населения. Методы изучения общественного здоровья и общей заболеваемости. Организация специального учета важнейших неэпидемических заболеваний и методика изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

    контрольная работа , добавлен 02.07.2013

    Анализ структуры общей заболеваемости по обращаемости в поликлинику детей, подростков и взрослых, оценивание состояния здоровья населения города. Исследование здоровья детей первого года жизни. Изучение структуры населения, демографических показателей.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2008

    Причины увеличения заболеваемости российских граждан. Влияние на здоровье населения неблагоприятной экологической ситуации. Методы изучения заболеваемости. Статистика болезней системы кровообращения, дыхания, эндокринной системы, инфекционных заболеваний.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2011

    Вирус клещевого энцефалита. Образ жизни клещей и среда их обитания. География клещевого энцефалита в России. Изучение динамики и распространения заболеваемости клещевым энцефалитом населения Курганской области. Профилактические мероприятия в регионе.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2015

    Изучение заболеваний щитовидной железы и нарушения ее функций в зоне с неблагоприятной экологической обстановкой. Диагностика и профилактика заболеваний щитовидной железы. Анализ данных по заболеваемости щитовидной железы у детей города Новомосковска.

    дипломная работа , добавлен 23.01.2018

    Анализ многолетней и годовой динамики заболеваемости коклюшем совокупного населения Приморского края с 1980 по 1990 гг. Построение типовых кривых годовой динамики заболеваемости методом медианы. Формулировка заключений по проведенным исследованиям.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2010

С рождением ребенка у родителей появляются новые проблемы и переживания, связанные с малейшим беспокойством крохи или с любым, пусть даже легким, заболеванием малыша. Какие же болезни наиболее распространены среди детей первого года жизни? К сожалению, их не так уж мало, и некоторые из них развиваются уже в первые дни жизни младенца. Расскажем о самых распространенных болезнях у детей до 1 года.

Незажившая пупочная ранка и омфалит

Если кожа вокруг пупочной ранки краснеет или появляются гнойные выделения из нее, то ребенка нужно срочно показать врачу.

Пупочная ранка образуется у младенца примерно к 3-5 дню жизни на месте отпавшего пуповинного остатка. До полного заживления пупочной ранки (к 10-14 дню жизни) необходимо купать малыша в кипяченой воде с добавлением перманганата калия до слабо розового цвета. После купания чисто вымытыми руками на чистой пеленке проводится обработка ранки:

  • ватной палочкой, смоченной в 3% р-ре перекиси водорода, удалить отделяемое из ранки;
  • новой палочкой удалить остатки перекиси водорода;
  • смазать ранку 2% спиртовым р-ром бриллиантовой зелени.

Белье малышу (распашонки, пеленки, ползунки), проглаженные после стирки с двух сторон, необходимо менять несколько раз в день, не закрывая ранку подгузником.

При мокнутии пупочной ранки, выделении из нее крови или гноя, покраснении кожи вокруг ранки следует уведомить педиатра или патронажную медсестру. Речь в таком случае может идти об омфалите – бактериальном (вызванном стрептококками или стафилококками) воспалении дна пупочной ямки. Мокнутие пупка и омфалит развиваются при нарушении правил гигиенической обработки пупочной ранки.

При этом может страдать и общее состояние крохи:

  • ребенок проявляет беспокойство, плачет или, наоборот, становится вялым;
  • плохо сосет грудь;
  • теряет в весе;
  • может повыситься температура.

Лечение заключается в обработке пупка до 4 раз в сутки. В более тяжелых случаях врач назначает антибиотики.

Пупочная грыжа

Пупочной грыжей называют выход внутренних органов (чаще всего петель кишечника) через большое пупочное кольцо – слабое место на передней брюшной стенке у младенца. Диагностируется в грудничковом периоде жизни достаточно часто. Грыжевое выпячивание, видимое невооруженным глазом, образуется при натуживании малыша, при крике вследствие повышения внутрибрюшного давления.

При обнаружении пупочной грыжи ребенка необходимо показать хирургу. Врач после вправления грыжи наложит на 10 дней пластырь. Такие сеансы лечения применяют несколько раз. Кроме того, назначаются лечебная физкультура и массаж (их должен проводить специалист).

Когда малыш сможет удерживать головку, следует выкладывать его на твердой поверхности на животик. Это будет способствовать не только вправлению органов на свое место, а и нормализации стула, что исключит и необходимость натуживаться.

Если грыжа к годовалому возрасту не исчезнет, то в плановом порядке ребенку будет необходима операция. Обычно операцию проводят с 3-летнего возраста, а иногда и раньше, если грыжа выпадает часто. Это делают, чтобы избежать ущемления грыжи.

Желтуха новорожденных


Желтуха новорожденных может быть физиологической и патологической.

Большинство случаев желтушного окрашивания кожи и слизистых у новорожденного является проявлением физиологических процессов в его организме в период адаптации после рождения.

Желтуха проявляется на 2-3 день жизни и связана с тем, что в печени еще не сформировалось достаточного количества ферментов для того, чтобы обезвредить токсический билирубин, который образуется при массивном разрушении гемоглобина у младенца после рождения.

В норме обезвреженный в печеночных клетках билирубин выделяется после ряда превращений из организма с калом и с мочой. У младенца же печень не успевает обезвреживать весь билирубин, его уровень в крови повышается и быстро окрашивает кожу и слизистые в яркий желтый цвет. Такая физиологическая желтуха не представляет угрозы ребенку. Она развивается у 60% доношенных и около 90% недоношенных деток и проходит самопроизвольно за 2-3 недели.

У некоторых новорожденных физиологическая желтуха удерживается больше 3 недель. Это может быть связано с переходом физиологической желтухи в желтуху естественного вскармливания. В молоке матери содержится вещество, которое тормозит или блокирует формирование печеночных ферментов. Причина этого феномена не выяснена, но такая желтуха также не опасна для малыша.

Но все же, если желтуха не исчезла за 3-недельный срок, необходимо проводить исследования для определения причин такой желтухи, которые могут представлять опасность для малыша.

Такая желтуха может оказаться:

  • , то есть развившейся при продолжающемся массовом разрушении эритроцитов, например, при резус-конфликте (несовпадении) крови ребенка и матери;
  • печеночной – при нарушении функции печеночных клеток, например, при врожденном гепатите;
  • – возникшей за счет непроходимости желчных путей у малыша (требует оперативного лечения).

Любая из названных патологических желтух требует контроля уровня билирубина и, возможно, проведения лечения. Если уровень билирубина несколько превышает норму, но больше не поднимается, то за ребенком продолжают наблюдение. Если же его уровень превышает нормальный в 10 раз и продолжает расти, такая ситуация чревата токсическим воздействием на клетки мозга и требует срочного лечения.

В качестве лечения применяется безопасный метод, фототерапия: ребенка помещают (защищая глаза специальными очками) под яркую лампу на несколько часов или дней. В крайне тяжелых случаях применяют заменное переливание крови.

Проблемы с кожными покровами

Кожные покровы новорожденных очень уязвимы и проницаемы для инфекций. Это обусловлено особенностями кожи младенца:

  • она нежная и легкоранимая;
  • кровеносные сосуды расположены поверхностно;
  • при перегревании интенсивно испаряется влага.

Поэтому кожа малыша требует особого ухода, в противном случае могут возникать серьезные проблемы.

1. Опрелости

Опрелостью называют воспаление участков кожи при длительном воздействии влаги или трения. Чаще всего они возникают в паховых, подмышечных, межъягодичной, шейной складках или за ушными раковинами.

В зависимости от проявлений выделяют 3 степени опрелостей:

  • I ст. – незначительное покраснение, целостность кожи не нарушена;
  • II ст. – яркое покраснение, микротрещины, эрозии;
  • III ст. – сильное покраснение, трещины, эрозии, гнойнички на коже, мокнутие, язвы.

Опрелости вызывают чувство жжения, боль, зуд. Ребенок беспокоен, капризный.

Причиной опрелости может быть повышенная влажность кожных покровов, естественная смазка при этом удаляется. Это способствует нарушению защитного барьера кожи и проникновению микробов. В группу риска входят детки с избыточной массой тела.

Способствуют возникновению опрелостей:

  • нарушение правил ухода за младенцем, раздражение кожи под воздействием мочи, икала;
  • некачественно обсушивание кожи после купания, подмывания;
  • перегревание вследствие чрезмерного укутывания или высокой температуры окружающей среды;
  • трение синтетической одеждой;
  • реакция кожи на материал изготовления подгузников.
Крем Бепантен - лидер на рынке средств от опрелостей

Оставлять опрелости без внимания недопустимо, они могут захватывать большую поверхность и инфицироваться. Температура в комнате, где находится ребенок, не должна быть выше 21 0 С. Не следует забывать и о воздушных ваннах.

При I ст. опрелости обычно лечение не нужно, достаточно скрупулезно соблюдать правила ухода за кожей, своевременно менять подгузники (не реже, чем через 3 часа), проводить воздушные ванны, складки обрабатывать специальным защитным кремом. Если за сутки не удалось избавиться от опрелостей, следует проконсультироваться с педиатром, возможно врач порекомендует применение мазей (Бепантен, Драполен).

При II ст. помимо этих мероприятий применяют «болтушки» (их готовят в аптеке по врачебному рецепту). Врач может назначить также применение мазей (метилурациловой, таниновой) на пораженном участке. При наличии гнойничков их обрабатывают водными растворами бриллиантовой зелени или метиленовой сини.

Купать ребенка нужно в слабо-розовом растворе перманганата калия (вначале примерно 5 кристалликов его растворяют в баночке с водой, а затем обязательно процеживают через 4 слоя марли, чтобы исключить ожог кожи нерастворенным кристалликом). Если аллергии на травы нет, то можно применять сидячие ванночки, добавляя в воду отвар коры дуба на 5-7 мин.

III ст. опрелостей с трудом поддается лечению, надо стараться не допускать болезнь до такой тяжести. При мокнутии не рекомендуется применять мази и масла: покрывая опрелость пленкой, родители препятствуют их заживлению. Нежелательно применять и крахмал для обработки складок: во-первых, его комочки травмируют кожу, во-вторых, он является питательной средой для размножения бактерий. Следует получить консультацию дерматолога и выполнять рекомендации по лечению

2. Потница

Потницей называется заболевание, при котором поражается кожа малыша на участках с повышенным потовыделением. Возникает потница обычно при перегревании младенца или под толстым слоем крема на жировой основе.

Проявляется потница мелкоточечной сыпью розового цвета. Некоторые элементы сыпи могут иметь верхушку белого цвета. Обычно она появляется в естественных кожных складках и сгибах, на спине и ягодицах (под подгузниками). Как правило, никакими неприятными ощущениями для ребенка потница не сопровождается.

Большинство случаев потницы проходит без лечения при четком соблюдении правил ухода за кожей малыша и проведении гигиенических процедур. Можно смазать пораженный участок кремом Бепантен.

Чтобы не допускать возобновления потницы, необходимы такие профилактические меры:

  • нательное и постельное белье ребенка должно быть из натуральных тканей;
  • поддерживать в комнате температуру комфорта для ребенка (20-21 0 С);
  • одевать для прогулок малыша в соответствии с погодными условиями, не кутать;
  • пользоваться кремом на водной основе;
  • для купания использовать (при отсутствии аллергии) отвары ромашки, крапивы, коры дуба или светло-розовый р-р перманганата калия.

3. Пеленочный дерматит

Пеленочный дерматит – воспаление кожи, чаще возникающее у девочек на искусственном вскармливании, у склонных к аллергии детей, получающих лечение антибактериальными препаратами.

Возможные причины пеленочного дерматита:

  • редкая смена ползунков или пеленок;
  • неправильное применение детских кремов и присыпок;
  • некачественные косметические и моющие средства.

Болезнь проявляется возникновением на четко ограниченном участке кожи (соприкасающейся с ползунками или пеленками) покраснения и отека, шелушения или группы пузырьков небольшого размера. Эти явления сопровождаются жжением и зудом.

Если лечение не проводится, то появятся трещины, эрозии, гнойнички. Затем поверхностный слой кожи отторгается, образуются язвы. Может присоединяться бактериальная (стрептококковая, стафилококковая) или грибковая инфекция.

Лечение проводится по назначению врача. Помимо строгого соблюдения гигиенических правил, применяются мази и кремы (Деситин, Бепантен, Пантенол и др.). Они наносятся в виде тонкого слоя при смене подгузника и подмывании.


4. Пузырчатка новорожденных

Пузырчаткой новорожденных называют гнойное заразное заболевание кожи, вызванное чаще всего . Возникает в первые недели жизни. Заражение происходит от ухаживающих за ребенком лиц с гнойничковой инфекцией на руках.

Признаком заболевания является возникновение на коже младенца довольно крупных пузырей с желтоватого цвета мутной жидкостью. Они могут самостоятельно вскрываться, оставляя эрозированную поверхность. Вытекающая жидкость способствует заражению соседних участков кожи. Страдает общее состояние крохи, повышается температура.

Осложнением болезни могут быть абсцессы, септическое состояние. Лечение проводится только по назначению врача. Помимо качественного ухода за кожей применяются антибиотики (с учетом чувствительности возбудителя), обработка эрозий 2% раствором азотнокислого серебра, а элементов высыпаний – анилиновыми красителями.

Гормональный криз

Гормональный криз (второе название которого – половой криз) развивается у доношенных младенцев любого пола как результат воздействия гормонов матери, попавших к ребенку через плаценту еще в родах или с молоком при естественном вскармливании.

Проявлениями этого криза являются:

  • мастопатия (нагрубание грудных желез);
  • выделения белого цвета по типу молозива из грудных желез;
  • вульвовагинит у девочек: выделения из половых путей кровянистые или слизистые, серо-белого цвета, припухлость половых губ;
  • выраженная пигментация у мальчиков вокруг мошонки и сосков;
  • милиа – маленькие желто-белые точки на лице (в области переносицы, подбородка, лба, крыльев носа).

Появляются эти изменения на 3-4 день жизни и постепенно уменьшаются на протяжении месяца. Обычно лечения не требуется. Запрещено выдавливать отделяемое из грудных желез, массировать их, ибо это может спровоцировать развитие мастита, для лечения которого необходимо хирургическое вмешательство.

В случае резкого нагрубания желез может назначаться компресс из камфорного масла. Девочек следует часто подмывать (спереди назад), и затем обрабатывать наружные половые органы, смочив салфетку для этого слабым раствором перманганата калия. В случае же обильного кровотечения следует обратиться к врачу для правильной диагностики.


Молочница

Признак молочницы – появление на язычке и слизистой щек малыша белого цвета пятен, напоминающих кусочки створоженного молока. Это одна из форм кандидозной инфекции, вызывается она дрожжеподобными грибками.

Налеты не смываются в промежутках между кормлениями, но снимаются шпателем при легкой форме болезни. При средней тяжести пятна появляются и на нёбе, и на губах, снимаются уже не полностью.

Тяжелая степень молочницы характеризуется распространением плотно сросшихся со слизистой полости рта налетов и на десны, и на заднюю стенку глотки, и на мягкое небо. Подобные творожистые налеты могут появиться также на слизистой половых органов и в области кожных складок.

Высыпания резко болезненны. Ребенок капризничает, плохо спит, хуже берет грудь и даже может совсем отказаться от кормления.

В возникновении молочницы играют роль как внутренние, так и внешние факторы.

К внутренним факторам относятся:

  • недоношенность;
  • аномалии развития;
  • искусственное вскармливание (особенно в ранние сроки);
  • срыгивания и рвота;
  • гипотрофия;
  • анемия;
  • обменные и эндокринные нарушения;
  • острые и хронические инфекции.

Внешние факторы:

  • микротравмы слизистой (механические или химические);
  • лечение антибиотиками (вызывает дисбактериоз);
  • курс гормонотерапии, цитостатиков (значительное снижение защитных сил организма);
  • кандидозный вульвовагинит у матери в период беременности;
  • заболевание кандидозом или носительство грибов у лиц, ухаживающих за ребенком;
  • некачественная обработка сосок, игрушек и др.

Важно устранить факторы, приводящие к болезни ребенка. При начальных проявлениях проводится местное лечение – обработка слизистой полости рта стерильным ватным тампоном, смоченным светло-розовым раствором перманганата калия или 2% р-ром питьевой соды (1 ч.л. на 200 мл теплой кипяченой воды), или 1% р-ром перекиси водорода.

После такого протирания нужно смазывать слизистые каждые 3 часа в течение 5 дней 1-2% водным р-ром метиленового синего или 0,25% р-ром азотнокислого серебра, или разведенным теплой кипяченой водой в соотношении 1:3 р-ром Люголя.

Для лечения молочницы используются препараты, содержащие Нистатин, Леворин. Суспензию этих препаратов легко приготовить в домашних условиях, смешав измельченную до порошка таблетку (250 мг) с 5 мл дистиллированной или кипяченой воды. Обработку суспензией чередуют с 5% р-ром питьевой соды и проводят через 6 часов.

Можно применять при распространенном поражении 1% р-р Канестина или Клотримазола. Обработку нежелательно проводить после кормления, чтобы не вызвать рвоту. Манипуляции нужно проводить без грубого нажима.

Весь период лечения кормящей маме нужно обрабатывать соски перед кормлением 2% р-ром соды. Кипячению следует подвергать бутылочки, соски, игрушки. Длительность лечебного курса определяет врач (обычно он проводится не меньше 2 недель).

По усмотрению врача может использоваться также внутренний прием противогрибковых препаратов. Назначенную разовую дозу лекарства смешивают с небольшим количеством воды или молока. Тяжелая форма кандидоза лечится в стационаре.

Рахит

Рахит все еще остается распространенным заболеванием грудничков. Развивается он при недостатке в организме малыша витамина Д, который регулирует фосфорно-кальциевый обмен.

Ребенок получает кальциферол или витамин Д с продуктами питания. Он синтезируется также в коже при воздействии на нее ультрафиолетовых лучей. Поэтому чаще рахит развивается у деток в зимний период, когда солнца мало.

Кроме дефицита витамина Д, фосфора и кальция, при рахите отмечается недостаток витаминов А, В и С, микроэлементов железа, магния, меди, . Из-за этого детишки с рахитом плаксивы, капризны, у них плохой сон, они часто болеют простудными заболеваниями.

Первые признаки рахита могут проявиться даже в месячном возрасте крохи, и при отсутствии лечения их будет все больше.

Признаками рахита у грудничков являются:

  • усиление потливости, особенно на ладошках и головке;
  • облысение на затылке;
  • расстройство пищеварения;
  • выраженный запах мочи;
  • снижение тонуса мышц (плоский живот, разболтанность суставов);
  • размягчение костей, следствием чего являются мягкие края родничков, уплощение затылка, образование лобных бугров, деформация грудной клетки;
  • искривление конечностей (Х- или О-образные ноги);
  • утолщения на пястных косточках пальцев рук и на ребрах;
  • позднее прорезывание зубов;
  • увеличение печени и селезенки;
  • анемия, частые кишечные и респираторные инфекции;
  • при отсутствии лечения возможно сужение таза, искривление позвоночника с образованием горба, .
Витамин D3 для профилактики рахита

Развитие рахита легко предотвратить с помощью профилактического курса витамина Д, поэтому пренебрегать им не стоит. Учитывая развитие непоправимых изменений на почве рахита, нельзя оставлять без внимания малейшие его проявления.

Своевременно начатый и проведенный курс лечения позволяет остановить процесс и не допустить развития тяжелых последствий. В настоящее время тяжелые проявления болезни отмечаются только у детей из неблагополучных семей.

Лечение рахита предполагает разносторонние меры:

  • обязательные продолжительные прогулки ребенка на свежем воздухе;
  • рацион питания, позволяющий обеспечить ребенка витаминами и микроэлементами; если ребенок получает грудное вскармливание, то следует тщательно пересмотреть рацион питания матери;
  • лечебная гимнастика, плавание и массаж;
  • аптечные препараты (витамин Д, витаминно-минеральные комплексы, и др.).


Проблемы с пищеварительным трактом

Кишечная колика

Достаточно распространенная болезнь у грудничков – выраженные боли в кишечнике малютки, которые могут сопровождаться вздутием животика. Ребенок сучит ножками, поджимает их, громко плачет при этом. Причиной возникновения колик может быть неправильное питание матери при естественном вскармливании или заглатывание крохой воздуха во время кормления.

Чтобы предупредить возникновение колик и скопления газов в кишечнике, необходимо:

  • привести в соответствие с рекомендациями специалистов рацион матери, исключить продукты, вызывающие повышенное газообразование;
  • после кормления младенца нужно подержать вертикально, пока он не отрыгнет воздух;
  • давать ребенку укропную воду, отвар фенхеля или Эспумизан;
  • чаще выкладывать малыша на живот;
  • при беспокойстве ребенка прикладывать к животу теплую пеленку и слегка массировать животик (по часовой стрелке).

К 3-4 месяцам, по мере созревания органов пищеварительного тракта, колики обычно проходят.

Запор

Не каждое ежедневное отсутствие стула у ребенка является запором: материнское молоко практически полностью усваивается. Основным является самочувствие и поведение ребенка, а также консистенция каловых масс.

О запорах можно говорить, если малыш беспокоен, плачет, пытается тужиться, но опорожнить кишечник не удается. При запоре стул малыша твердый, в виде горошка или пробки.

Причиной запоров у грудничка наиболее часто является несоблюдение диеты кормящей матерью или характер питания самого малыша (рано введенный прикорм или неправильно подобранная молочная смесь). Способствовать запорам у ребенка может увлечение матерью белковыми продуктами, мучными изделиями, кофе. Имеет значение и количество потребляемой малышом жидкости.

Но иногда запоры связаны с заболеваниями:

  • долихосигма (врожденное удлинение отдела толстого кишечника);
  • болезнь Гиршпрунга (нарушение иннервации кишечника, приводящее к спазму его отделов);
  • лактазная (ферментативная) недостаточность вызывает чередование запоров и поносов.

Родителям следует обратиться к педиатру, чтобы выяснить возможную причину запоров у малыша и получить необходимые рекомендации (а в некоторых случаях провести обследование).

При отсутствии указанной патологии помочь ребенку при запоре могут самые простые мероприятия:

  • при грудном вскармливании обратить серьезное внимание на рацион матери, увеличив потребление ею овощей и фруктов, богатых клетчаткой;
  • в качестве питья давать малышу отвар сухофруктов и изюма;
  • ежедневно делать массаж живота ребенку (направляя массажные движения по часовой стрелке);
  • выбор молочной смеси и прикорма согласовывать с педиатром.

Если эти мероприятия не дают эффекта, можно использовать:

  • глицериновые свечи;
  • раздражение прямой кишки кончиком газоотводной трубки;
  • по назначению врача могут применяться препараты лактулозы.

К клизме нужно прибегать только в крайнем случае.

Внимание! Ни в коем случае нельзя вводить в прямую кишку кусочки мыла, ибо это может вызвать ожог слизистой щелочью, входящей в его состав!

Понос

Ребенок до года может опорожнять кишечник после каждого кормления. Но если общее состояние его не страдает, он спокоен, хорошо кушает и нормально прибавляет вес, то это не является патологией. Основное значение имеет не частота стула, а его консистенция, цвет и наличие примесей слизи или крови.

Жидкая консистенция каловых масс опасна для грудничка тем, что таким образом потеря жидкости может привести к обезвоживанию организма.

Большое значение имеют причины возникновения жидкого стула. Они могут быть различны:

  • погрешности в питании кормящей матери или самого малыша;
  • непереносимость некоторых продуктов, в том числе коровьего (и даже материнского) молока и клейковины злаков при отсутствии фермента лактазы;
  • острая хирургическая патология ( , аппендицит), когда понос сопровождается резкими болями в животе и повышением температуры;
  • острая кишечная инфекция бактериальной или вирусной природы: стул имеет , страдает общее состояние малыша, повышается температура, беспокоят боли в животе, может отмечаться рвота;
  • дисбактериоз (нарушение дисбаланса микрофлоры в кишечнике).

При поносе (особенно начавшемся внезапно) следует без промедления обращаться к педиатру. Если стул водянистый, обильный, сопровождается рвотой, то нужно вызывать «Скорую помощь», так как обезвоживание у маленьких детей развивается очень быстро. До приезда «Скорой помощи» или прихода врача следует обеспечить ребенку обильное питье. Лечение необходимо проводить только под контролем педиатра (или инфекциониста) и по его назначению.

Срыгивание

Срыгивание у ребенка может быть обусловлено заглатыванием воздуха во время кормления.

Достаточно часто у грудничков отмечается срыгивание, вызывающее беспокойство у родителей. После кормления часть содержимого желудка «выбрасывается» через рот наружу. В зависимости от причин возникновения, различают физиологические и патологические (органические) срыгивания.

Физиологические часто связаны с недоразвитием пищеварительной системы:

  • относительно коротким или суженным пищеводом;
  • воронкообразной формой пищевода;
  • недоразвитым сфинктером (жомом) входа в желудок, вызывающим гастроэзофагальный рефлюкс (ГЭР);
  • высокочувствительной слизистой желудка, реагирующей на любой раздражитель и др.

Особенно часто физиологическое срыгивание отмечается у недоношенных деток, исчезает оно примерно к 8-9 месяцам. Если состояние малыша не нарушено, а срыгивания нечастые и необильные, то особо беспокоиться не стоит – такие срыгивания можно расценить, как физиологические.

Исключение составляет ГЭР, который может при обильном и частом срыгивании привести к аспирационной пневмонии (воспаление легких при попадании рвотных масс в легкие) и даже к асфиксии (летальному исходу от удушья).

К физиологическим относится также функциональное срыгивание при неправильном кормлении ребенка или уходе за ним:

  • регулярное переедание (чаще у детишек, получающих искусственное вскармливание);
  • заглатывание воздуха с молоком при неправильном прикладывании к груди;
  • повышенное газообразование у малыша (при натуживании пища из желудка выдавливается);
  • выкладывание на животик или слишком тугое пеленание после кормления.

При физиологических срыгиваниях могут помочь такие меры:

  • не перекармливать малыша;
  • во время кормления желательно держать кроху в полувертикальном положении;
  • перед кормлением можно выкладывать ребенка на живот на твердой поверхности, чтобы отошли газы естественным путем;
  • при искусственном вскармливании использовать специальную антиколиковую бутылочку или соску, чтобы исключить заглатывание воздуха;
  • при обильном срыгивании и отсутствии органических поражений можно использовать антирефлюксные смеси: натуральные вещества в их составе в желудке разбухают и препятствуют выходу пищи наружу;
  • при грудном вскармливании матери следует избегать употребления продуктов, вызывающих повышенное газообразование;
  • после кормления нужно подержать ребенка некоторое время в вертикальном положении (до отхождения газов).

Органические причины срыгивания:

  • пилоростеноз (аномалия развития, сужение входного отдела желудка) – проявляется уже с 4-5 недель жизни, срыгивания частые, приводящие к потере веса;
  • поражение нервной системы во время внутриутробного развития или в родах;
  • наследственные нарушения усвоения пищи или обмена веществ (фенилкетонурия, галактоземия);
  • инфекции (бактериальные и вирусные);
  • патологии внутренних органов (поражение , почек).

Патологические срыгивания характеризуются большим объемом рвотных масс. Они требуют срочной врачебной помощи, а иногда и оперативного лечения.

Конъюнктивит

Называется воспаление слизистой оболочки, покрывающей переднюю поверхность глаз и внутреннюю поверхность века. Чаще всего причиной его являются микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы), но он может быть и проявлением . Инфекционный конъюнктивит – контагиозное (заразное) заболевание.

Проявление болезни заключается в покраснении слизистой, зуде, выделении гноя из конъюнктивального мешка. После сна склеившиеся гнойным отделяемым реснички не позволяют ребенку открыть глаза. Из-за жжения и зуда малыш постоянно трет глазки.

Заметив признаки недуга, следует обратиться к окулисту, который подберет лечение в зависимости от характера воспаления (глазные капли, мазь). Для облегчения самочувствия ребенка необходимо промывать глазки отварами и настоями трав с противовоспалительным, дезинфицирующим и заживляющим действием (календула, ромашка).

Промывание можно проводить также раствором фурацилина, некрепкой заваркой чая. Для промывания используются стерильные ватные тампоны, причем для каждого глаза отдельные. Протирание следует проводить от наружного угла глаза к внутреннему. Процедура проводится не только после сна, но и перед каждым закапыванием в глазки лекарства. Закапывать капли нужно также у наружного угла глаза, оттянув перед этим нижнее веко вниз.

ОРВИ

Группа заболеваний, возбудителями которых могут быть различные вирусы (их известно свыше 200), передающиеся воздушно-капельным путем и имеющие сходные проявления, являются самыми распространенными детскими болезнями в любом возрасте. Не является исключением и грудничковый период.

Наиболее часто проявления ОРВИ вызывают риновирусы, вирусы парагриппа, аденовирусы, риносинцитиальный вирус (РСВ) и др. Клиническими проявлениями респираторных вирусных инфекций являются насморк, кашель, повышение температуры, симптомы общей интоксикации (беспокойство или вялость, ухудшение аппетита, нарушение сна и др.), гнойное отделяемое из глаз при аденовирусной инфекции.

Следует вызвать врача на дом, чтобы начать правильное лечение и не допустить развития осложнений. Ребенку надо обеспечить обильное питье небольшими частыми порциями (до 6 месяцев давать теплую кипяченую воду, а со второго полугодия – отвар изюма, шиповника, настой ромашки, клюквенный морс, компот из сухофруктов).

Большие порции жидкости и насильно съеденная пища могут вызвать рвоту. Во время болезни следует обеспечить частое проветривание комнаты, воздерживаясь от прогулок при высокой температуре.

При повышении температуры не нужно кутать малыша, можно обтереть его тело уксусом или водкой, разбавленными водой в соотношении 1:3 и положить недалеко от головы грелку со льдом. Снижать температуру ниже 38 0 С не следует. Если же она выше, то нужно дать жаропонижающее средство в соответствующей возрасту дозировке. При наличии рвоты применяется лекарство в виде ректальных свеч.

Но применение жаропонижающих средств для каждого ребенка определяется индивидуально. Некоторые дети легко переносят лихорадку до 38,5 0 . При склонности малыша к судорогам снижают температуру, поднявшуюся выше 37,7 0 . Если на фоне лечения высокая температура удерживается дольше 3 дней, необходим повторный осмотр педиатра, чтобы исключить осложнение.

Несмотря на высокую температуру, у малыша могут быть холодными ножки и ручки. Это связано со спазмом сосудов. В таких случаях можно на ножки надеть теплые носки или применить по назначению педиатра сосудорасширяющие средства.

На фоне высокой лихорадки могут возникнуть у ребенка судороги. При этом тельце малыша вытягивается, дрожат или подергиваются конечности, закатываются глазки. Родителям необходимо немедленно раздеть ребенка, дать жаропонижающее средство, провести обтирание тела и вызвать «Скорую помощь».

Следует чаще чистить нос ребенку для обеспечения свободного носового дыхания. Для этого можно воспользоваться ватными турундами или отсасывать отделяемое из носовых ходов маленькой грушей. Сосудосуживающие капли применять только по назначению врача. Средства от кашля тоже должен подбирать только педиатр.

Педиатр может назначать противовирусные препараты в первые сутки болезни. Антибиотики на вирусы не оказывают действия. Они применяются в случае присоединения бактериальной инфекции и развитии осложнений.

Дисплазия тазобедренных суставов


С помощью массажа и ортопедических приспособлений от этой проблемы можно избавиться.

Такой диагноз устанавливают в случае внутриутробного недоразвития тазобедренного сустава, вследствие чего головка бедра имеет повышенную подвижность внутри сустава, и развитие соединительной ткани нарушается. Патология может быть одно- и двусторонней.

Если бедренная кость может и выходить из сустава, и возвращаться, то говорят о подвывихе головки бедра. При полном вывихе головка полностью выходит из сустава. Подвывих и вывих – более тяжелая патология.

Дисплазия тазобедренных суставов чаще возникает при ягодичном предлежании плода. Важно как можно раньше диагностировать заболевание, поэтому осмотры ортопеда должны проводиться в 1-3-6-12 месяцев. При подозрении на отклонение от нормы врач назначает УЗИ или рентгенобследование (после 6 мес.).

Клиническими симптомами дисплазии тазобедренного сустава являются:

  • асимметрия бедренных и ягодичных кожных складок;
  • дополнительные складки на одной ножке;
  • неодинаковая длина ножек;
  • беспокойство или плач ребенка при попытке разведения ножек, согнутых в тазобедренных суставах под прямым углом;
  • щелчки при разведении ножек.

При малейшем подозрении на патологию необходима срочная консультация детского ортопеда, так как только рано начатое лечение может дать эффект и шанс обойтись без оперативного вмешательства. Благодаря тому, что сустав продолжает формироваться после рождения малыша, возможно полное излечение при создании определенных условий.

В зависимости от степени тяжести заболевания могут назначаться:

  • массаж;
  • лечебная физкультура;
  • стремена Павлика;
  • шина Фрейка.

С помощью ортопедических приспособлений ножки ребенка находятся постоянно в разведенном и согнутом состоянии, что создает условия для правильного формирования суставов. Вначале эти распорки младенец должен носить круглосуточно. Длительность их использования врач определяет индивидуально (от нескольких месяцев до года).

Родителям нельзя снимать их раньше срока самостоятельно или без согласования с врачом ставить ребенка на ноги, так как это может свести к нулю достигнутые результаты.

Кривошея

Под кривошеей понимают неправильное (отклоненное в одну сторону) положение головы. Проявления этого порока развития зависят от возраста ребенка.

Признаки кривошеи на первом году жизни:

  • в первые 2 месяца: при выкладывании малыша на живот отмечается повышение тонуса мышц спины и шеи и асимметрия кожных складок на ножках;
  • в 3-5 месяцев наблюдается замедление роста, снижение реакции на звуковой раздражитель;
  • в 6-7 мес. отмечается косоглазие и стояние ребенка на носочках, а на всей стопе; поздно прорезываются зубы;
  • с 7 до 12 мес. четко видна асимметрия складок на ягодицах и бедрах, асимметрия плечиков, искривление позвоночника; ребенок отстает в развитии (позже начинает ходить).

Причины развития кривошеи могут быть различны:

  • повреждение мышц шеи, обусловленное неправильным положением плода;
  • пороки развития позвонков;
  • внутриутробное воспаление мышц с образованием рубцов и укорочением;
  • аномалии развития нервной и мышечной систем;
  • обвитие шеи пуповиной;
  • травма мышц (надрыв) или шейных позвонков в родах.

При выявлении кривошеи необходимо показать малыша не только педиатру, но и ортопеду, неврологу, чтобы определить причину возникновения патологии и получить правильное лечение. С лечением не стоит затягивать, чтобы не допустить деформации лица и позвоночника. Терапия кривошеи зависит от вызвавшей причины и степени выраженности.

Могут использоваться для лечения:

  • массаж и лечебная физкультура;
  • физиопроцедуры (магнитотерапия, электрофорез и др.);
  • лечение положением (правильное положение в кроватке и на руках для растяжения пораженной мышцы);
  • занятия в ванной или в бассейне;
  • наложение специального воротника (воротник Шанца).

Существуют и хирургические методы лечения.

Резюме для родителей

В первый год жизни детки особенно уязвимы, ведь многие органы и системы еще не полностью созрели, иммунная система не может обеспечить защиту организма малютки. Есть целый ряд болезней, которые могут возникать у грудничка.

Задача родителей состоит в том, чтобы иметь представление о возможных заболеваниях малыша, уметь предотвратить многие из них, распознать на начальной стадии и своевременно обратиться за помощью к врачу. Многие отклонения в развитии поддаются коррекции лучше всего именно в этот период.



Рассказать друзьям