Занятие по познавательному развитию «В мире доброты. Занятие для старшей группы "Что такое доброта?"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Что такое добро и зло для ребенка

Добрый человек

Каждый хоть однажды задумывался над вечным вопросом: «Что есть доброта?»В словаре Ожегова дается такое определение понятия «доброта»: «Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». А перед статьей перечислены определения: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами. Но много ли таких найдется?Размышляя о друзьях и родственниках, которые, конечно же, добры ко мне и друг к другу, я всерьез задумалась над непростым вопросом: а есть ли в моем окружении хоть один истинно добрый человек. Чтобы и добродетельный, и добродушный, и добропорядочный, и добросовестный, и добросердечный... (Сам-то про себя никто не скажет, что злой.) Но, покопавшись в собственной душе и оценив других, я пришла к неутешительному выводу: при многих положительных качествах, мы далеки от совершенства. Есть среди нас люди скуповатые, есть невоздержанные на язык, есть безответственные, есть эгоистичные. Одна подруга ненавидит свекровь, другая - первую жену мужа, третья - начальника. Не хочется продолжать...

Муж и жена - не одна сатана

Лишь одну свою знакомую я могу назвать чистейшим образцом душевной красоты. Раздражительность и злость ей неведомы. Когда я была маленькой, то завидовала этой дружной семье, в которой росло четверо детей. Мама очень любила всех - для каждого находила и время, и нужные слова. И когда к детям кто-то приходил, радовалась, будто объявлялся долгожданный гость. Про все детские дела и проблемы заинтересованно расспрашивала, давала нужный совет, при очень скромном достатке угощала самым вкусным, что было в доме. Лишь спустя годы я узнала, что из четверых детей лишь двое - их общие с мужем. А двойняшки Игорь с Машкой - только мужа. Когда-то он предал свою жену и втайне завел другую семью в соседнем городке. Наивная, доверчивая, женщина ничего не подозревала - нежила и берегла супруга, освобождая от бремени быта. Однажды, возвратившись из очередной «командировки», он разрыдался: на его плечи свалилась непосильная ноша - любовницы не стало, близнецы остались сиротами. Трудно сказать, какой разговор состоялся между супругами, но вскоре эти малыши появились в доме, и женщина стала для них нежной и заботливой матерью. Где истоки удивительной мудрости, погасившей обиду от предательства, ненависть и злость? Моей «недоразвитой» душе не понять! Дети ее благополучно выросли, лишь Игорь «оступился», превратившись из интеллигентного человека в пьяницу. Вся семья Игоря (и жена, и дети) от него отвернулась, и мама (сказать «мачеха» не поворачивается язык) - единственная, кто пытается поддержать его.

Благое воспитание нам не требуется?

Благовоспитанность. К сожалению, это слово (и понятие) исчезло из нашего лексикона за ненадобностью. «Благое воспитание» не в моде. Лишь по книжкам мы можем судить, как гувернеры и нянюшки прививали нашим прабабушкам хорошие манеры, сдержанность, вежливость, опрятность. Эти качества, как и доброта, не передаются генетически. Их можно только воспитать - с малых лет. С трудом верится в доброту и порядочность человека, который плюет под ноги, бросает пачку от сигарет, окурки. Не верится и в добрую душу подростка, который малюет фломастером мерзости в лифте. Это пренебрежение к тем, кто живет рядом. И не так эти проделки безобидны, как может показаться. Помнится, один психолог доказывал, что в нас живет дух варварства - наши предки разрушали церкви и дворцы, уничтожали произведения искусства, сжигали книги... Соседи косо посматривают на женщину, которая с весны до осени возится у подъезда, сооружая альпийские горки и выращивая цветы. Для всех. А эти «все» вытаптывают клумбы, рвут цветы, чтобы сразу бросить. Но она не сдается - творит добро в ответ на зло. Зимой - варит кашу, подкармливает бездомных собак. Ее благотворительность воспринимают как странность: творить добро для чужих - непозволительная роскошь. Сказка про Маленького принца стала настоящей утопией. Умиляются и верят ей лишь маленькие дети. Но они растут, во всем подражая равнодушным взрослым... Не пора ли нам серьезно задуматься об этом!

ЯНА РОСТОВА

Прислушаемся к изречениям мудрейших

Когда-то великий китайский философ Лао Цзюнь заметил, что люди не делают маленького добра, полагая, что это не повлияет на жизнь. Но и маленькое зло они тоже не спешат исправлять, считая, что от него нет ущерба. Но маленькое добро, так же как и маленькое зло, обладают великой созидательной или разрушительной силой. «Если не накапливать добро, не получится великой Потенции, - говорил мудрец. - А если у человечества нет Потенции, разрушается его здоровье, плоть, и мышление людей становится пустым, в нем не удерживается ни семя, ни дыхание. Добрый человек питает себя не только духовно, но и физически».

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ САМОРАЗРУШЕНИЯ:

Взяв в долг, не помнить о воздаянии,
- помогая людям, надеяться на воздаяние,
- завидовать богатым,
- много ненавидеть, мало любить,
- желать кому-нибудь смерти,
- радоваться ошибкам и неудачам других,- находить недостатки у известных людей,
- сетовать на то, что приходится трудиться,
- иллюзии принимать за реальность,- перекладывать ответственность на других,
- нарушать обещания,
- порицать человека за то, что он не облагодетельствовал тебя,
- поносить и порицать талантливых людей,
- быть ревнивым,
- возвращаться в мыслях к старым обидам,
- беседовать с дураком,
- в тяжелой ситуации поступать легкомысленно,
- буянить, напившись вина,
- смеяться над слепыми, глухими, немыми, убогими.

ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК:

Помогать старым, больным и взывающим о помощи,
- сочувствовать покинутым, иметь жалость к одиноким,
- не требовать возвращения старых долгов,
- не спорить и не судить, кто прав, а кто виноват,
- претерпев оскорбление, не обижаться,
- не помнить причиненного зла,
- уступать лучшее и большее другим, оставляя себе худшее и меньшее,
- не жаловаться на тяжелую работу и не искать легкой,
- будучи бедным, не сокрушаться,
- искренне радоваться успехам других,- в своих бедах и болезнях винить только себя одного,
- желать людям исполнения их желаний,
- не вмешиваться в чужие дела,
- питаться по нужде организма, а одеваться по потребностям,
- а главное: строго блюсти себя и за закрытой дверью дома.
Статья предоставлена журналом "Мой кроха и Я"

Ольга Студеникина

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. В нашем детском саду проходит "Неделя добра", в рамках которой проводятся разные интересные мероприятия по нравственному воспитанию детей. Я предлагаю на ваш суд конспект занятия для детей старшей группы

"Что такое доброта"

Цель:

Познакомить детей с понятиями «Доброта», «добрые дела». Научить сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу.

Задачи:

Формировать потребность в совершении добрых дел.

Помочь правильно различать добро и зло.

Способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить,

рассуждать, делать выводы.

Воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и

Оборудование:

Набор карточек «Что такое хорошо и что такое плохо?», мяч; листочки жёлтой бумаги, простые карандаши, клей, ножницы на каждого ребёнка; круг из картона жёлтого цвета.

Проведение НОД.

1. Организационный момент.

Звучит аудиозапись песни «Что такое доброта?» в исполнении группы Барбарики. Воспитатель предлагает внимательно послушать слова этой песни, о чём в ней поётся. Дети могут немного потанцевать под эту музыку.

После прослушивания воспитатель предлагает детям встать в круг и взяться за руки: Раз, два, три, четыре, пять

Будем вместе мы играть,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: - Давайте все улыбнёмся и подарим тепло и улыбку друг другу.

Вы прослушали весёлую песню. Скажите, о чём она? (ответы детей)

Правильно, она о доброте, о дружбе, о любви. А что же такое доброта? Что значит быть добрым? (ответы детей).

Да, вы правы. Доброта – это стремление человека сделать что-то хорошее для людей, животных, птиц, природы. Это умение пожалеть, посочувствовать, если кому-то плохо, грустно, помочь своим близким, друзьям.

Доброта – это добрые, ласковые, вежливые слова, которые мы говорим друг другу.

Воспитатель читает стихотворение Н. Красильникова.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Какие ещё добрые слова вы знаете? Давайте проверим и поиграем в игру «Закончи предложение». Я начну, а вы закончите:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого? (Спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит?. (Добрый день)

Если тебя ругают за шалости, надо сказать?. (простите, пожалуйста)

Если друг попал в беду?. (помоги ему)

Решай споры словами, а не? (кулаками)

Где б мы ни были, на прощание говорим всем?. (до свидания)

Молодцы, вы знаете много добрых слов. А ещё добро можно почувствовать. Как вы думаете, как это можно сделать? (предположения детей).

Мы говорим: «добрый человек» - значит какой?

Внимательный, отзывчивый, любящий, заботливый, щедрый, ласковый.

А если мы говорим не добрый, значит какой?

Злой, жадный, равнодушный.

Давайте попробуем почувствовать добро, поиграем в игру «Грустный заяц». Один из вас сядет в середину круга – это «грустный заяц». Вы по очереди будете подходить к водящему, гладить его по спине и называть ласково по имени и говорить ласковые слова.

После игры дети делятся впечатлениями, говорят что они чувствовали, было ли им приятно слушать ласковые слова.

Молодцы, ребята, вы умеете говорить ласковые слова и можете сочувствовать и поддержать друг друга в трудную минуту.

Воспитатель: А как вы думаете доброту можно потрогать? Можно ли её попробовать на вкус? А можно ли её увидеть?

Доброта проявляется в наших с вами поступках, в действиях, чувствах. А вы совершаете добрые поступки?

Упражнение «Добрые дела» . Дети передают мяч по кругу и каждый у кого окажется мяч рассказывает о своих добрых делах. Сначала рассказывает один ребёнок, передаёт мяч рядом стоящему и он рассказывает о себе, и так, пока мяч не обойдёт круг. (Например: я помогаю маме мыть посуду; я играю с младшим братом; я делюсь игрушками и т. д.)

Воспитатель: - А для чего нужны добрые поступки? (ответы детей)

Совершенно верно. Чтобы помочь другим, сделать приятное своим близким, друзьям, чтобы крепче стала дружба, и появились новые друзья.

Беседа-обсуждение: «Добрые и злые поступки».

Воспитатель раскладывает на доске карточки из набора «Что такое хорошо и что такое плохо». Предлагает детям рассмотреть что на них изображено и рассказать кто совершает добрые поступки, а кто злые. Дети по очереди выходят, берут одну карточку и высказывают своё мнение, другие дети могут помогать.

Воспитатель: - Я рада, что вы умеете различать добрые и злые поступки. И я надеюсь, что вы всегда будете делать только добрые дела.

Как научиться доброте?

Ответ простой – она везде:

В улыбке доброй и в рассвете,

В мечте и в ласковом привете.

По всей земле добра частицы,

Их надо замечать учиться,

И в сердце собирать своём,

Тогда не будет злобы в нём. (А. Лопатина)

Если делать людям добро, то человек сам становится добрым. Добро всегда побеждает зло. Доброта – это солнце. Солнце нас согревает и мы с помощью доброты дарим своё тепло. В каждом из нас есть маленькое солнце – это солнце – доброта.

Аппликация.

Давайте мы с вами сделаем символ доброты – солнышко. Каждый из вас даст частичку своего тепла – лучик солнца, мы соберём все лучики вместе, и у нас получится солнышко. А лучики мы будем из своих ладошек. Каждый вырежет из бумаги свою ладошку из бумаги и мы их наклеим на общий круг, чтобы получилось солнце.

Дети вырезают ладошки-лучики



наклеивают по кругу.

В кругу приклеивают глаза и улыбку


– Получилось весёлое доброе солнышко, которое будет висеть в групповой комнате как символ доброты и согревать своим теплом.

Дарите всем по солнышку,

Частичку света, доброты.

Слова любви и нежности

Дарите людям как цветы!

Обратная связь. Что вам понравилось на занятии. Расскажите о своих впечатлениях. Улыбнитесь друг другу.

Актуальность реализации проекта

Направленность проекта: Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром.

Актуальность проекта :

В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.

Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте.

Сроки проведения: февраль - май 2016 г.

Режим работы дневная (в рамках организации педагогического процесса во время образовательной деятельности и проведения режимных моментов; в повседневной жизни).

Количество участников проекта:

Воспитатели: Леонтьева Н.В., Асадуллина Г.М., дети - 22ребёнка, родители детей.

Возраст детей: 3 - 5 лет.

Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный, среднесрочный.

Образовательные области:

  • Социально коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Формы работы : игровая, познавательно - исследовательская, продуктивная, взаимодействие с родителями.

Основной целью этого проекта является:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Эпиграф проекта: Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

(Н. Тулупова.)

Гипотеза проекта: Дети будут проявлять доброжелательность к окружающему и совершать добрые поступки, если будут созданы специальные условия и развивающая среда в группе.

Цель проекта: воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

  • Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми; положительное отношение ко всем людям.
  • Воспитывать умение оценивать поступки окружающих.
  • Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях; уверенность в себе и своих возможностях.
  • Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
  • Развивать представления детей о понятиях «добро». и «зло»., их важности в жизни людей.
  • Сохранение и укрепление здоровья детей.
  • Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
  • Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
  • Закреплять знание правил вежливого общения.
  • Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.

Предварительная работа:

  • Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.
  • В ходе работы над проектом подвести детей к пониманию того, что добро приносит радость, что добрый человек – хороший друг.
  • Доброта украшает наш мир, и чем ее больше тем красивее и светлей мир вокруг нас.

Работа с родителями:

  1. Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей»..
  2. Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью»..
  3. Акция «Полечите книжку». (ремонт книг дома совместно родителей и детей).

Ожидаемый результат:

  • Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.
  • Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.
  • Пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.
  • Дети стали бережнее относится к живому миру природы.
  • У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.
  • Для родителей оформлены рекомендации по коррекции социальных отношений у детей.
  • У родителей повысился интерес к жизни группы.

Формы организации проекта:

1. Образовательная деятельность:

ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.

2. Совместная деятельность:

дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, ролевая гимнастика, пальчиковые игры.

3. Самостоятельная деятельность:

трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.

Этапы осуществления проекта

Первый этап. Целеполагание.

Раздел «Нравственное воспитание». включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

Второй этап. Разработка проекта.

1. Довести до участников важность данной темы.

2. Подбор методической литературы.

3. Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.

4. Подбор картин, фотографий, иллюстраций.

5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

6. Разработка нод, определение тематики бесед.

7. Подбор музыкального репертуара.

8. Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.

9. Подборка материалов для консультаций «Вежливость воспитывается вежливостью»..

10. Изготовление папки-передвижки «Как воспитать ребенка вежливым»..

Третий этап. Выполнение проекта.

Форма работы Дата Факт
Февраль
  1. Беседа «Добрые слова улучшают настроение».
  2. д/и «Путешествие по сказкам».
  3. Рассказ воспитателя «Как отличить хороший поступок от плохого».
  4. Чтение А. Барто «Вовка- добрая душа».
  5. Лепка «Солнце счастья».
  6. Прослушивание песни из мультфильма про Фунтика «Дорогою добра».
2 неделя
  1. Словесная игра «Что доброго делают люди этой профессии».
  2. Д/и «Скажи наоборот».
  3. Чтение сказки «Два жадных медвежонка».
  4. Аппликация «Подари прохожему улыбку».
  5. Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».
  6. Прослушивание песни из мультфильма «Кот Леопольд».
  7. Беседа «Что такое доброта».
  8. Игровая ситуация «Ищем добрые слова».
  9. Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников».
3 неделя
  1. Беседа «Какими могут быть добрые дела?»
  2. Этюд «Скажи доброе слово другу».
  3. Конструирование из бумаги «Гирлянда добрых сердец».
  4. Чтение сказки «Три сына».
  5. Д/и «Оцени поступок».
  6. П/и «Не сердись, улыбнись».
  7. Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников».
  8. Рисование «Мой папа самый лучший».
4 неделя
  1. Беседа «К чему ведут ссоры».
  2. Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей».
  3. Оформление «Дерева добра» с высказываниями детей о доброте.
  4. Чтение В. Осеевой «Добрые слова».
  5. Разучивание стихотворения «Доброе утро».
  6. Прослушивание песни группы «Барбарики». «Доброта».
  7. Игровая ситуация «Помогаем другу в беде».
  8. Рисование «Подарок другу».
Март
1 неделя
  1. Беседа «Почему нужно уметь уступать».
  2. Словесная игра «Как помочь другому человеку».
  3. Аппликация из салфеток «Цветы для мамы».
  4. Д/и «Хорошо плохо».
  5. Чтение В. Катаев «Цветик-семицветик».
  6. Рисование «Цветик-семицветик».
  7. П/и «Круг пожеланий и благодарений».
  8. Просмотр серий из мультфильма про Лунтика.
  9. Слушание звуков природы.
2 неделя
  1. Беседа «Добрый человек не оставит в беде».
  2. Труд «Лечим книжки» (ремонт книг).
  3. Ситуативный разговор «Мои хорошие поступки».
  4. Д/и «Хорошо - плохо».
  5. Чтение Е. Благининой «Подарок».
  6. Рисование «Какого цвета доброта».
  7. Просмотр мультфильма «Крошка Енот».
  8. Работа с сюжетными картинками «Правила для добрых детей».
3 неделя
  1. Беседа «Добрые дела, я люблю трудиться».
  2. Составление рассказа «Я помогаю дома».
  3. Конструирование из бумаги «Цветок добра».
  4. Речевая ситуация «Помощь котёнку».
  5. Чтение сказки «Снежная королева».
  6. Просмотр познавательного фильма тётушки Совы «Уроки доброты».
  7. Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и, что такое плохо».
  8. Разучивание песенки из мультфильма «Крошка Енот».
4 неделя
1.Беседа-обсуждение «Как помочь товарищу в трудную минуту или если он поступает неправильно».

2. Труд «Уход за комнатными растениями».

3. Чтение В. Осеевой «Синие листья».

4. Рисование «Дерево с синими листьями».

5.Работа с тематическим альбомом «Наши эмоции».

6. Просмотр мультфильма «Как ослик счастье искал».

7. Д/и «Скажи наоборот».

8. Составление рассказа «Почему добро побеждает зло».

9. П/и «Вежливые жмурки».

апрель
1 неделя
  1. Составление загадок о доброте.
  2. Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью».
  3. Интервью с детьми «Что такое доброта».
  4. Настольно- печатная игра собери картинку «Путешествие по сказкам».
  5. Лепка «Добрый волшебник».
  6. Чтение сказки «Золушка».
  7. С/р игра «Больница».
  8. Труд «Наводим порядок в группе».
2 неделя
  1. Беседа «Природа добрая и злая».
  2. Д/и «Лови бросай».
  3. Чтение сказки «Морозко».
  4. Проблемная ситуация «Карлсон, который не знает добрых слов».
  5. Рисование ладошкой «Два весёлых гуся».
  6. Акция «Полечите книжку» (ремонт книг дома совместно родителей и детей).
  7. Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят».
  8. П/и «Не сердись, улыбнись».
  9. С/р игра «Спасатели».
3 неделя
  1. Пальчиковая гимнастика «Ты мой друг и я твой друг».
  2. Словесная игра «Круг пожеланий».
  3. Чтение сказки «Красная шапочка».
  4. Лепка «Красная шапочка».
  5. Д/и «Назови ласково».
  6. Беседа «Добрый или злой (оценить героя из мультфильма, сказки).
  7. Разучивание стихотворения «Петушки».
  8. Просмотр серий из мультфильма про Лунтика.
  9. Слушание звуков природы (звуки моря).
4 неделя
  1. Ситуативный разговор «Чем порадовать друга».
  2. д/и «Путешествие по сказкам».
  3. Чтение сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце».
  4. Рисование ладошками «Солнышко лучистое улыбнулось весело».
  5. Просмотр мультфильма «Репка».
  6. П/и «Улыбнись не сердись».
  7. Составление рассказа «Мой любимый сказочный добрый герой».
  8. Чтение А. Кузнецова «Подружки».
9. Повторение песни «Дружба крепкая» из мультфильма «Крошка Енот».
Май
1 неделя
  1. Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев.
  2. Игровая ситуация «Почему Баба Яга злая и как ей помочь».
  3. Д/и «Лови - бросай».
  4. Рассматривание книги «Правила поведения в детском саду».
  5. Чтение сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит».
  6. Репетиция постановки сказки «Репка».
  7. Аппликация «Репка».
  8. Чтение пословиц и поговорок о добре.
  9. Прослушивание песен о доброте.
2 неделя
  1. Работа с тематическим альбомом «Наши эмоции».
  2. Труд уход за комнатными растениями.
  3. Игра малой подвижности «Ручеёк».
  4. Рассматривание сюжетных картинок «Труд взрослых».
  5. Чтение С. Маршак «Ежели вы вежливы».
  6. Рисование «Улыбчивая ромашка».
  7. Репетиция сказки «Репка».
  8. Чтение сказки «Золушка».
  9. П/и «Найди свою пару и обнимись».
3 неделя
  1. Игровая ситуация «Утешаем куклу».
  2. Беседа «Пожелаем друг другу доброе утро».
  3. Чтение В. Осеевой «Что легче?»
  4. Словесная игра «Комплименты».
  5. Постановка сказки «Репка».
  6. Просмотр познавательного фильма «Уроки тётушки Совы».
  7. П/и «Вежливые жмурки».

4 этап. Продукт проектной деятельности.

Фотовыставка «Наши добрые дела».

Оформление выставки детских работ «Страна доброты».

Постановка сказки «Репка».

Список используемой литературы.

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада Воронеж: ТЦ «Учитель». 2004.
  2. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.
  3. Островская Л.Ф."Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.
  4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2008.

Проект для детей старшего дошкольного возраста: «Доброта спасет мир»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал может быть интересен воспитателям старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования.

Цель проекта: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи:
- Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.
- Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
- Закреплять знания правил вежливого общения.
- Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
- Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
- Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
- Учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.
- Объяснить детям, что добрые дела доставляют радость.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, пословиц о добре, заучивание наизусть, просмотр мультфильмов, чтение сказок о добре.
Дома с родителями предложили выполнить задание рисунок, аппликацию, поделку на тему: «Что такое доброта?»

Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный; одна неделя.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители детей.
Наличие междпредметных связей: интеграция образовательнх областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, книги, сказки);
- дидактические игры;
- подбор мультфильмов; презентаций по теме;
- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
- заинтересованность родителей и детей;
- методические разработки.


Актуальность: Доброта – это внутреннее чувство человека. Люди, совершающие добрые дела, для нас всех являются волшебниками. Есть люди, которые готовы на добрые дела и днем, и ночью.
Дети – это наши цветы, но эти цветы часто не замечают, как они обидели друг друга, создали какую – либо конфликтную ситуацию и не могут ее решить. Наш проект направлен на формирование дружеских взаимоотношений между детьми, уважение к ближнему своему, оказание помощи. Научить детей оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Девиз проекта: Твори добро, и оно к тебе вернется.
Задачи по работе с родителями:
- Заинтересовать родителей в воспитании и формировании нравственной культуры детей;
- Повысить компетентность родителей по теме проектной недели;

Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
- Консультации для родителей по теме недели.


В течение недели в саду проводилась работа по пяти образовательным областям:
Познавательное развитие: Беседы: Беседа с рассматриванием иллюстраций на темы: «Моя бабулечка», «Моя мама», «Какой я?», «Что такое добро, доброта?»,


«Как я помогаю маме?», «Зачем помогать птицам?», «Что значит: «Жизнь дана на добрые дела»?».
Речевое развитие: Составление описательного рассказа
« Птичка - невеличка», «Чем я могу помочь другу?», «День добрых дел».
Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Как я помогаю дома», рассказы по картинам «Моя семья», «Мои добрые дела».
Дидактические игры: «Собери картинку», «Скажи: какая?», «Что такое хорошо, что такое плохо», « Закончи предложение», «Дорисуй» - игровизор»; «Скажи ласковое слово другу»; «Вежливые слова».


Социально – коммуникативное развитие: Разучивание считалок и мирилок.


Чтение:
- С. Михалков « Птичья столовая»;
- В. Бианки « Синичкин календарь».
- «Дружба» (Пакистанские народные сказки)
- «Сказка о добре»
- Русские народные сказки
Художественно – эстетическое развитие: Дидактические игры: «Собери картинку», «Скажи: какая?», « Закончи предложение»и т.д
Аппликация из листьев «Сова – мудрая голова»
«Аппликация на тарелочке» - «Моя мамочка!»
«Снегири», «Синички»- аппликация с крупой.
«Снегирь и Синичка» - работа с мятой бумагой, ватой, гуашью.


«Матрешки и пеленашки» - лепка из соленого теста для детей средней группы.


«Печенье в духовке» - выпечка печенья – угощенья для младшей группы.
«Кормушки для птичек» - изготовление кормушек.


«Добро - Душки» - работа с тканью(совместно с родителями)


«Мой автопортрет» - рисование гуашью.
Оформление «Дерева добра» с высказываниями детей о доброте.
Разучивание песни: «Дорога добра».


Физическое развитие: Пальчиковые игры: « Дятел»; «Кормушки»; «Птички».
Гимнастика после сна: «Чтобы быть здоровыми», « Голуби».
Подвижная игры: «Воробышек и автомобиль», « Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова».


В ходе реализации проекта «Доброта спасет мир!!!» предполагаемые результаты были достигнуты:
- мы обогатили опыт детей в сфере нравственного воспитания путем использования разных методов и приемов;
- пополнили словарный запас детей;
- на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к добрым делам и поступкам, научились делать простые выводы, видеть не только в других, но и самое важное в себе плохое и хорошее; ответили самостоятельно на главный вопрос: «Можно ли сделать так, что бы добро можно было дарить каждый день?»
Оформили буклетики и подарили воспитанникам сада: «Правила добрых и вежливых поступков».


Презентация проекта:
Фотовыставка «Наши добрые дела»;
Ребятам младшей группы подарили солнышки, (сделанные своими руками),
на которых, написали вежливые слова.


Детей средней группы научили мастерить куколок - оберегов из ткани.


Поиграли с ними в игру: «Ручеек».


Для малышей ясельной группы, родители испекли печенье «Птички» и мы их угостили.


Совместно с родителями изготовили кормушки птицам.
Изготовили и подарили работникам сада, сов в знак уважения и мудрости.


Наша помощь нашей няне…


Дерево добрых дел воспитанников группы.

Консультация педагогов и родителей.

Уроки Доброты в детском саду «Сказка»

Главное, что должен вложить педагог дошкольного образования в своих воспитанников – это чуткое отношение к окружающим: друзьям и родителям, братьям нашим меньшим. Воспитатель учит ребенка быть отзывчивым и терпимым. Иными словами преподает ему первые уроки доброты. Именно это качество ценилось во все времена. Особенно необходимо оно сейчас, в современном мире.

Задумайтесь, ваш ребенок гениален. Он играет на нескольких музыкальных инструментах, пишет стихи, достигает успехов в спорте, но при всем этом ему чужды такие понятия как сочувствие и сопереживание…. Значит что-то упущено в его воспитании.

Понятие «доброта» многогранно. Добрый человек пожалеет, найдет слова утешения, поможет в беде, удержит от ошибки. Он не просто смотрит и слушает других людей – он их видит и слышит. Сущность доброты – это способность сопереживать другому. Задумывались ли вы когда – нибудь, есть ли она у современных детей? Да, но далеко не у всех. Поскольку ребятишки растут в разных семьях, в которых свои устои и уклады. И именно семья в первую очередь является проводником воспитания доброты в ребенке. Взрослые, которые стремятся воспитать доброту у своего малыша, сами должны быть образцом сердечности и отзывчивости. Это проблема решаема еще в дошкольном возрасте, в тесном контакте детского сада с семьей.

Работа коллектива детского сада «Сказка» также нацелена на воспитание в детях этого ценного качества. Каждый педагог, строя воспитательный процесс, старается по максимуму использовать свой личный опыт, каждый раз стараясь внести в занятия что-то новое. В нашем дошкольном учреждении есть хорошая практика делиться с коллегами своими наработками. Это помогает нам в совместном деле – воспитании доброго ребенка.

Стоит отметить, что способность к сопереживанию у ребенка воспитать непросто. Это долгий и кропотливый труд педагога дошкольного образования. Работа в этом направлении продолжается в течение всего периода обучения в саду. Воспитатель учит ребенка, делая это ненавязчиво, но постоянно, привлекая внимание ребенка, прежде всего к личности другого ребенка, к его душевному состоянию: «Не обижай других», «Если видишь, что кто-то плачет, подойди и успокой. Тебе ведь лучше, когда тебя утешают?» и т.д. Согласитесь, эти фразы слышали в детстве и мы. Эти правила легли в основу нашего воспитания, их необходимо усвоить и нашим детям.

В воспитании ребенка обязательны игровые моменты, чтобы их интерес к познанию не угас. Учитывая это, наши педагоги проводят беседы, знакомят детей со стихами поэтов о добре и зле, обыгрывают проблемные ситуации. При этом наблюдают и анализируют, как поступает ребёнок в конкретной ситуации. На познавательных занятиях: «Побеждай зло добром», «Учись делать добрые дела», «Уважай товарища» и др., закрепляют эти нравственные качества личности. Как показывает практика, чтобы добиться желаемого результата, таких занятий потребуется провести немало.

Хотелось бы отметить, что первое и основное правило педагога в деле воспитания доброго ребенка в том, что воспитывать это качество можно только добром, опираясь при этом на то хорошее, что уже сформировалось в характере малыша или только начинает складываться.

В этом поможет чтение детям детских книг, с яркими картинками, где выражается характер и поступок героя, а после прочитанного обязательно проведение беседы. Ведь важно понять, что ребёнок усвоил и какой вывод сделал для себя. Как показывает практика, такие занятия в нашем дошкольном учреждении помогают в воспитании этого важного качества личности. Ошибочно мнение некоторых родителей о том, что формирование нравственных качеств подрастающего ребенка должно ложиться лишь на плечи сотрудников детского сада. Как я уже говорила выше – это совместная работа дошкольного учреждения и семьи. Только вместе можно добиться желаемого результата.

Дома очень часто малыш в одиночестве смотрит детские фильмы, мультфильмы, сказки. Обычно после такого просмотра родители не беседуют с ребенком. О чем он думает в это время, как оценивает поведение героев, какие выводы делает – неизвестно. И это плохо. Поэтому советуем родителям, разговор о добре и зле или на иную морально-этическую тему уместно провести после любого детского просмотра или чтения. Предположим, вы посмотрели с малышом одну из сказок: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Терем-теремок». Обязательно родители должны обсудить с ребенком увиденное. Одного вопроса: «Тебе понравилась сказка, которую ты посмотрел?» для полноценной беседы недостаточно. Спросите, какие добрые и злые герои были в сказке? В чем проявилась доброта героев? Почему добро побеждает зло? Кого из героев можно назвать добрым и почему? Что было бы, если бы побеждало зло? Как в этом случае могли бы развиваться события?

Как приятно слышать рассуждения малыша! Только такая тесная связь детского сада и семьи поможет воспитать в детях самые лучшие качества личности.

Консультацию подготовила воспитатель: Смаранди М. Д.



Рассказать друзьям